СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ВЕРШИНИН Геннадий Васильевич
КОНТЕКСТ В АРХИТЕКТУРЕ, ДИЗАЙНЕ, ИСКУССТВЕ XX
ВЕКА

Специальность 17.00.04 – Изобразительное и
декоративно-прикладное искусство и архитектура


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения




Екатеринбург – 2005
Диссертация выполнена на кафедре теории искусств, архитектуры и ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
дизайна ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-
художественная академия» Работа посвящена изучению феномена контекста и контекстного
мышления в пластических искусствах ХХ века. В рамках исследования
Научный руководитель – доктор архитектуры рассмотрены изменения в характере и положении искусств в современном
профессор обществе, предпосылки обращения к контексту и его роль в
художественном творчестве; природа контекста пластических искусств,
Холодова Людмила Петровна
особенности контекстных взаимосвязей искусств с действительностью.
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения Актуальность темы исследования. Понятие контекста и связанные
профессор с ним контекстное восприятие, контекстное мышление стали важными
факторами интеллектуальной и творческой жизни в 1990-е гг., когда
Назаров Юрий Владимирович
мировое развитие стало быстрым и плохо предсказуемым. Контекстное
кандидат искусствоведения мышление формировалось как способ интерпретации действительности. В
доцент искусствах оно выполняло роль интеллектуально-творческой методологи,
позволявшей соединять узкодисциплинарные подходы с новой реальностью,
Звагельская Валерия Евгеньевна
опыт – со стихией живой жизни; прошлое, настоящее и будущее
Ведущая организация – Санкт-Петербургская фокусировать в единых познавательных конструктах. Многие мастера 1990-
государственная художественно- х гг. широко пользуются понятием «контекст», настаивают на его важном
промышленная академия значении (Р. Кулхас, Б. Чуми, А. Мендини, Э. Соттсасс и др.). Деятельный,
проблемно-ориентированный, проектный характер современных искусств,
гибкие подвижные отношения их с обществом, его институциями и
Защита состоится 14 июня 2005 г. в 13 часов на заседании нормами настойчиво требуют изучения контекста. Кажется, нет
диссертационного совета Д 212.286.08 по защите диссертаций на соискание специалистов, не замечающих серьезности происходящих тектонических
ученой степени доктора философских наук, доктора культурологии, перемен в науках, общественном сознании и искусствах: доминанты
доктора искусствоведения при ГОУ ВПО «Уральский государственный абсолютного знания и универсальных ценностей сменились релятивными;
университет им. А.М. Горького» по адресу: 620083, К-83, Екатеринбург, пр. наряду с явлениями объективного порядка значимыми стали субъективно-
Ленина, 51, оф. 248. личные, случайные, подвижные и непредсказуемые. Одномерность
уступает место множественности, дискретности, полицентризму, то есть
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского нелинейным факторам. Внимание гуманитарной культуры – синхронно с
государственного университета им. А.М. Горького естествознанием – приковано к энтропии, познавательным парадоксам,
освоению стихии жизни. И контекст на этом фоне выглядит старо-новым
Автореферат разослан 12 мая 2005 г. явлением, открывающимся как бы заново.
Еще в 1976 году А.Ф. Лосев отмечал, что проблема контекста
является одной из наиболее сложных и актуальных: «Всякий знак
Ученый секретарь получает свою полноценную значимость только в контексте других
диссертационного совета, знаков, понимая под кон-
доктор социологических наук, Л. С. Лихачева
доцент
текстом широчайший принцип».? Уже в наши дни в том же духе Е.М. Вольф и другие авторы на литературном материале изучали
изобразительные, семантические, структурные и познавательные стороны
высказывается архитектор Бернар Чуми: «Последние пять лет смысл моей
контекста. Не случайно, языковеды первыми пришли к выводам о
работы заключается в том, чтобы прояснить отношения между
подчиненности контекста познавательным задачам, о невозможности и
архитекторским концептом и контекстом. Контекст — то есть история
ненужности замкнутой его классификации (О.Г. Ревзина).? По утверждению
земли, та, которая в недрах, и та, которая в человеческой памяти, —
способен связать воедино замысел архитектора и восприятие «простого» О.Г. Ревзиной, контекст релевантен и переменчив; особую актуальность он
зрителя. <…> Я осознал, как невероятно важен контекст».?? приобретает в процессе преобразования текста в порождаемый им
художественный универсум – при возвышении восприятия от
контекст»,
«Исторический «культурный», «жизненный»,
синтагматических (линейных) форм к парадигмальным (пространственным).
«социальный», «архитектурный», «контекст городского пространства»,
К параметрам контекста О.Г. Ревзина относит объем, содержательную
«художественный», «экологический», «гуманитарный», «временнoй»,
характеристику, назначение, форму воздействия, авторство и степень
«общемировой» и бесконечное множество других занимают все большее
приемлемости.??
место в нашем знании. Суждения с позиций контекстности, определение
контекста проблем, предметов и явлений присутствуют в разных Генезис и природа контекста применительно к пластическим
дисциплинах, и эта тенденция является общемировой. Складывается искусствам: архитектуре, искусству, дизайну, не изучены, что, возможно,
ощущение, что наступила эпоха контекстуальности. объясняется широко распространенными предубеждениями о
???
Степень разработанности проблемы. При безграничном ареале «принципиальной «неизмеряемости» искусства», страхом перед
использования контекста в научной и культурно-творческой практике его огромностью и трудной постигаемостью его вещества. В последнее
природа до сих пор изучена недостаточно. Сам термин широко десятилетие распространены исследования искусств в некотором контексте,
применяется с 1920-х годов в языкознании (В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман например, социокультурном, или в контексте неких аспектов: исторических,
и др.), структурализме и постструктурализме (К. Леви-Стросс; Р. Барт, Ж. религиозных, семиологических и др., при этом контекст используется как
Деррида, У. Эко и др.). Но исследования собственно контекста начались межевая линия исследования. Но специфической особенностью искусств
лишь с 1970-х годов, преимущественно в рамках языкознания. Априори является их контекстуальность: в них изначально заложены взаимосвязи с
считалось и считается, что контекст способствует пониманию вещей, многочисленными внешними факторами (контекстами) социальной, личной
инвариантность определяется до сих пор как основное его свойство. В жизни и природы. Классическое искусствознание исходило из осознания
1960-е – 1970-е гг. А.А. Зализняк, изучая диагностические особенности связанности искусств с процессами бытия, что позволяло Конраду Фидлеру
контекстов применительно к падежам русского языка, явлениям определять искусство как способ «производства действительности», при
одушевленности и неодушевленности, выявил эвристические функции котором «в высшей духовной переработке» чудовищная масса и
контекстов. В 1980-е годы филологи Н.Д. Арутюнова, О.Г. Ревзина, Н.Э. «бесконечные ряды жизненных форм и жизненных явлений
Энквист,



?
О.Г. Ревзина. Контекст / Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. –
2-е изд., перераб. и доп.
?
М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. С. 198-200.
А.Ф. Лосев. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: «Искусство»,
??
1976. С. 123. О.Г. Ревзина. Там же.
?? ???
Цит по: Ю. Попова Диалоги красного домика: Интервью с Бернаром Чуми // П. В. Симонов, П.М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. – М.: Наука,
Эксперт-Вещь. 2004. № 7-8. С. 25-26. 1984. С. 35.
возвышаются до света разумности и ясности»?. Историки искусств, Предметом исследования являются пластические искусства:
архитектура, дизайн, живопись, отчасти творческие явления авангарда и
критики, иконологи, исследуя искусство обыкновенно в системе
неоавангарда, рассматриваемые в системе контекстных взаимосвязей с
контекстов, начали использовать термин «контекст» в 1970-х годах,
окружающим миром и собственной спецификой.
заимствовав его из языкознания и структурализма. Исследования природы
Методологические и теоретические основания исследования.
контекста и контекстного мышления применительно к пластическим
Исследовательской базой диссертации послужили произведения искусств
искусствам нам не известны, вопреки тому, что в творческой практике
(архитектуры, живописи, дизайна); теоретические высказывания мастеров
второй половины ХХ века, в особенности с 1980-х годов, понятие
(живописцев, архитекторов, музыкантов); труды по теории, истории
контекста используется чрезвычайно широко: в концептуальном искусстве
искусств; художественная критика и публицистика. Объемную часть
и в неоавангарде в целом, в архитектуре и дизайне постмодерна и
составили междисциплинарные гуманитарные исследования
деконструктивизма (П. Айзенман, Р. Вентури, Р. Кулхас, Б. Чуми; Э.
(культурологические, эстетические, социологические, политологические,
Соттсасс, А. Бранци и др.).
экономические; литература по бизнесу, менеджменту); естественнонаучные
Цель исследования. Цель работы состоит в изучении феномена
исследования; публицистика (часть источников отражена в Библиографии и
контекста, его генезиса, значения и использования в современных
Указателе имен). 3 из них относятся к художественной литературе.
искусствах.
Теоретические суждения и работы мастеров искусств (от К.Н Леду и
Задачи исследования. Задачи исследования продиктованы идеей
Э.Л. Булле, Н.С. Гончаровой и Ф.Л. Райта до Б. Чуми и А. Мендини)
рассмотрения контекста пластических искусств в новейших социально-
рассматриваются с точки зрения идей о проектном характере новой и
культурных условиях. В связи с этим поставлены задачи:
новейшей цивилизации, разработанных Б. Арчером, Г.П. Щедровицким, В.
? исследовать основные этапы развития, природу контекста
Ф. Сидоренко, О.И. Генисаретским, В.Л. Глазычевым и др., а также в
применительно к пластическим искусствам; сформулировать его понятие;
разрезе социально-политических теорий современного инновационного
? изучить перемены, происшедшие в искусствах в XIX – ХХ вв.;
общества (А. Бард и Я. Зодерквист, П. Друкер, А. Зиновьев, В.Л. Иноземцев,
выявить
С.П. Капица, М. Кастельс, Э. Тофлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.).
социальные, культурные и творческие основания использования ими
При изучении генезиса и природы современных искусств
контекста;
использованы сравнительно-исторический и синхронистический методы, а
? установить специфические особенности функционирования
функции искусств рассмотрены с помощью статистического и структурно-
контекста в
генетического методов. Акцент сделан на межвидовом (генетическом)
пластических и проектных искусствах;
родстве искусств, предполагающем единство творческих целей,
? описать отношения искусств с действительностью и
познавательных задач, социально-культурных и личностных функций.
действительности с
Природу искусства помогают конкретизировать идеи отечественных
искусствами при посредстве контекста и контекстного мышления;
социопсихологов Д.К. Беляева, А.А. Ухтомского, развитые П.В. Симоновым,
? сформировать типологию контекстов применительно к искусству.
П.М. Ершовым применительно к художественному творчеству. Теория,
Объектом исследования являются процессы становления и
названная П.В. Симоновым «вероятностным детерминизмом», развивает
функционирования контекста как феномена современной художественной
учение о доминирующих личностных по-
и познавательной действительности.

?
Цит. по: Г. А. Недошивин. Генрих Вельфлин / История европейского
искусствознания. Вторая половина XIX – начало ХХ века: В 2-х кн.: Кн. I. – М.:
Наука, 1969. С. 47.
требностях, вводит понятия сверхсознания и творческих сверхзадач как Контекст искусств изучен параллельно с тенденциями экономической,
бессознательных реализаций личности. На этой основе автором социально-психологической действительности, развитием общества и
диссертации выстраивается структура контекстных каналов познания. В результате между художественными и социальными явлениями
взаимодействия искусств с действительностью (социальных, природных, обнаружены не столько линейное взаимодействие, сколько подвижное
творческих, личностных, временных). синергетическое взаимодействие-равновесие, внутри которого
Важную роль в исследовании играет идея П.В. Симонова о исторические и социальные перемены вызывают реактивные
необходимости в современной науке отказа от «от взгляда на мышление (компенсаторные) изменения. На основе выявленных данных построена
человека, как на первоисточник и движущую силу его деятельности, пространственно-динамическая модель искусств, описывающая базовые
признание потребностей [выделено нами. – Г.В.] исходной причиной аспекты взаимодействия искусств и действительности.
человеческих поступков»? и критическая позиция С.П. Капицы по В диссертации впервые искусства (живопись, скульптура, графика и
др.) рассмотрены с позиций родства с проектной культурой; в свою очередь
отношению к редукционизму методов гуманитарных наук. Искусство
в проектных жанрах (дизайне, архитектуре) выявлены качества, роднящие
рассмотрено как детерминированный, взаимозависимый системный вид
их с чистыми искусствами; в то время как до сих пор преобладает точка
деятельности, в отличие от представлений о нем как о некоей спонтанной
зрения о противоположности изящных и проектных искусств.
спиритуализации.
На защиту выносятся следующие положения:
Идеи Н. Винера, А. В. Гулыги, С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г.
1) Контекст в современном обществе стал системным
Малинецкого, Ж. Пуанкаре, П.В. Симонова, А. Эйнштейна о природе
познавательным инструментом, способствующим переработке,
мышления обусловили обращение автора диссертации к сравнительному
осмыслению и структурированию информации и противостоящим
рассмотрению контекста в гуманитарном и техногенном сферах. Важную
информационному манипулированию. Он определят прозрачность
роль в осмыслении культурных контекстов сыграли исследования А.
художественных и познавательных конструктов.
Зиновьева, К. Касьяновой, С. Хантингтона, Ф. Тромпенаарса, Ч. Хэмпден-
2) В современном обществе и художественной культуре контекст
Тернера, предложивших различное понимание природы культурных
выполняет функцию интерактивного (синергетического) регулирования
противоречий в сегодняшнем мире. Исследования Л.А. Бажанова, В.Л.
задач, функций, места искусств в системе общественных институтов и в
Глазычева, Ч. Дженкса, Л.А. Жадовой, Н.А. Дмитриевой, Д.Б. Дондурея,
целом отношений с действительностью.
М.С. Кагана, В.В. Кириллова, Е.И. Кириченко, Г.Г. Курьеровой, И.Л. Маца,
3) Не будучи специфически художественным инструментом,
Т. Манна, М. Рагона, М. Семиль, Н.К. Соловьева, В.Н. Турбина, В.С.
контекст влияет на мировоззрение, творческие позиции и методы искусств.
Турчина, М.Н. Яблонской и др. авторов послужили теоретической основой
В силу бесконечного числа каналов взаимодействия с действительностью
для понимания специфики искусства ХХ века.
контекст корректирует художественные языки и коммуникативные
Научная новизна работы. На материале пластических искусств в
инструменты искусств; предопределяет познавательную ценность, значение
диссертации исследованы феномены контекста, контекстного мышления и
искусств, их восприятие зрителями.
восприятия, ставшие новыми познавательными и творческими феноменами
4) Контекст дает основания для системной научной интерпретации
и, вместе с тем, новыми социальными реакциями; описаны природа,
искусств, наряду с эмпирической интерпретацией, так как выявляет
функции, ареал, типология художественных контекстов.
уникальность художественных явлений, их сущностную, структурную и
деятельную взаимосвязь с действительностью.
Практическая значимость работы. Основные положения работы
использованы в творческой практике и учебно-методической Дея-
?
П. В. Симонов, П.М. Ершов. Темперамент. Характер Личность. – М.: Наука, 1984.
С. 13.
тельности: разработке учебных планов и программ, методологий обучения ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
художников и дизайнеров; в преподавании теоретических и практических
дисциплин архитекторам, художникам и дизайнерам. Во Введении рассмотрены актуальность исследования, степень
Выводы работы способствуют более тесной интеграции проектной разработанности проблемы, цель, задачи, предмет и объект,
и художественно-творческой деятельностей как между собой, так и с методологические и теоретические основания исследования; научная
современной действительностью, что реализуется в деятельности новизна, практическая значимость и проведенная апробация работы.
тюменской художественно-дизайнерской школы; при организации В Главе 1 «Понятие и время контекста» исследованы периоды
творческо-просветительских акций: выставок и межрегиональных формирования контекста, исторические предпосылки его возникновения,
фестивалей искусства и дизайна (в 1997-2003 гг. в Уральском федеральном также дисциплины и авторы, способствовавшие его развитию.
округе проведено 7 Межрегиональных фестивалей и 44 выставки искусства Предпосылками контекстного мышления в разделе 1.1. «Понятие
и дизайна). контекста» опредлены чрезвычайное усложнение общества, человека,
Апробация работы. Теоретические положения диссертации творческих методологий; дифференциация и дискретизации наук и видов
докладывались в выступлениях на Всероссийской научно-практической деятельности, появление новых естественных и гуманитарных дисциплин.
конференции «Архитектура, дизайн, искусство» (Тюмень, 2001); Видоизменение современной художественной культуры в проектную
Международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной привело к интеллектуализации человека, но само явилось реакцией на
словесности на рубеже тысячелетий» (Тюмень, 2002); региональной усложнение общественного развития.
научно-практической конференции «Культура эпохи романтизма» Определения контекста как законченной в смысловом отношении
(Екатеринбург, 2002); Международной конференции образовательной части текста, высказывания и подобные с конца ХХ века уже не
ассоциации Cumulus (С.-Петербург, 2003); Международной конференции соответствовали реальному наполнению слова. В 1990-е годы границы
«Глобализация и проблемы архитектуры, дизайна, искусства» (Тюмень, контекстов сравнились с границами наук, искусств и бытового мышления.
2003) и других. Контекст стал коммуникативным интерфейсом, позволяющим сортировать,
Рассмотрению процессов явлений художественной культуры структурировать информацию. Одновременно он стал методологией
посвящены более 40 публикаций автора, в том числе: «Современное интерпретации явлений и вещей: мыслей, слов, образов, понятий, фактов и
искусство и критерии его оценки» (1998); «Странности романтизма» идей, выстраивающей ценности и приоритеты – структурной методологией.
(2001); «Постмодернизм в визуальной культуре или О двух постмодернах» В разделе 1.2. «Время контекста» рассматриваются три периода
(2002); «О провинциальном и столичном» (2003); «Российский дизайн в формирования контекстного мышления. Первый, протоконтекстный, (XIX –
контексте культурной типологии» (на англ. яз., 2003); «О дизайне: 90-е н. ХХ вв.), связан с тенденциями к познавательной гибкости и правде.
годы» (2003); «Русский дух как ограничение (в оригинальном тексте – Главную роль в этом сыграли романтизм и символизм, создавшие
«враг». – Г.В.) дизайна» (2003) и др. творческие методы, основывавшиеся не на канонах и прецедентах, а на
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из подвижных идеях «жизненности» (Ф. Гельдерлин). Искусство в этот период
введения, трех глав, заключения, указателя имен, списка использованной исходит из недогматичного понимания художниками социальной
литературы. Общий объем работы – 226 машинописных страниц; в актуальности, творческих задач, представлений о морали; на основе личных
библиографическом списке использованной литературы – 228 источников. оценок и представлений архитекторов (К.Н. Леду, Э.Л. Булле), живописцев
В указателе имен 210 биографических справок и ссылок. В работе 24 (Т. Жерико, Э. Делакруа, К.Д. Фридрих, Ф.О. Рунге). В романтизме был
иллюстрации, 6 графических моделей, 7 таблиц. впервые осознан конфликт искусства и цивилизации. Они развиваются с
XIX века как рассогласованная система, между элементами которой
возникают многообразные общественно-гуманитарные институции:
искусствоведение (К. Фидлер, А. Ригль, Г. Вельфлин, М. Дворжак и др.);
психологические учения, множество гуманитарных наук, изучающих или невнятных явлений в новой реальности, утратившей внезапно
возникающие противоречия. устойчивость.
Второй, структуралистский период развития контекста В Главе 2 «Искусство и природа контекстного мышления»
продолжается с 1920-х годов и до 1970-х годов. Контекст служит в это делаются выводы о том, что природа искусств и художественные процессы
время категорией гуманитарных наук и широко не используется вне их XIX – ХХ вв. обусловили формирование механизмов и функций
рамок. Ареал контекста преимущественно – филология. контекстного сознания. В разделе 2.1 «Искусство как модель мира»
В третьем периоде (1980-е – 1990- е гг.) понятие контекста стало исследуется феномен искусства как квинтэссенции человеческого опыта. Из
одним из базовых в научном и творческом языках, приобрело устойчивый средства эстетической рефлексии к концу ХХ века оно превратилось в
расширительный характер. В это время оно стало инструментом способ идентификации вещей, явлений и понятий; систему социального
эффективного мышления и компонентом художественных теорий. моделирования и в значительной мере – манипулирования человеком. Оно
Контекстная множественность, глубина контекстов явились в 1980-е -1990- стало важным фактором экономики, повседневной жизни общества.
е гг. критериями актуальности, качества проекта архитектора, инсталляции Выделены некоторые специфические особенности искусств. Особо
художника, дизайнерской разработки. Этому способствовало расширение существенной и мало замеченной исследователями видится, например, его
границ проектной культуры и распространение ее понятий и методов во плохо вербализуемая сверхсознательная образная природа, основанная на
гуманитарных дисциплинах. Такие формулировки, как «внутренняя опыте, интуиции и доминирующих потребностях личности. Сознание
структура и внешние влияния», «смыслы текста» и его функции, обобщает информацию в образах, которые обладают колоссальной
культуры», емкостью, множественностью значений и позволяют мгновенно
«смыслопорождения», «семиосфера», «типология
«моделирующие значения понятий» и им подобные могут быть поняты систематизировать огромные информационные массивы по отдельным их
лишь с использованием контекстного инструментария. качествам. Искусство поэтому исторически является способом
Важную роль в установлении контекстного мышления сыграли интуитивного познания, способного опережать точное знание. Особенности
теории постструктурализма и постмодерна, спровоцировавшие современного искусства и его отношений с действительностью,
контекстуализм в архитектуре (П. Айзенман, М. Грейвз, А. Мендини, Э. определившие характер контекстного инструментария, рассмотрены в
Соттсасс, Х. Холляйн и др.), дизайне (Э. Соттсасс, стиль «Мемфис» и разделе 2.2 «Эпоха романтизма. Предпосылки контекстного сознания».
др.), кинематографе и театре, музыке и практически повсюду. Интерес к Эпоха романтизма до сих пор не всегда верно оценивается, на деле
контекстам факта и среды, в целом художественного вещества, его она стала первым своего рода фазовым переходом, в котором подверглись
системные возможности оживили интерес к структурализму и переосмыслению все формы гуманитарных действий, и, прежде всего
постструктурализму, а последний (Ж. Деррида, Р. Барт и др.), в свою искусство, ставшее способом переконструирования жизни (а не ее
очередь, рассматривали контекст как форму творческо-интеллектуальной украшения). Романтизм осознал «когнитивные противоречия», сделав их
неподкупности. источником идеальных футуристических моделей: социальных,
В 1990-е гг., в «информационную эпоху», контекст стал эстетических, творческих, эмоциональных идей.
инструментом ментального очищения общества (Бард, Зодерквист)?. Устанавливая творческие планки и критерии, он двигался в
направлении генеральных интересов человека и человечества. Импульсы
Глобальные перемены 1990-х гг. означали переход мирового развития в
творчества отныне черпались в действительности, например, во внутренней
стадию подвижности; контекст становился и системой сдержек, ссылок и
жизни человека. Ценностью романтизма стал «чарующий хаос
констант, методологией интерпретации неустойчивых, подвижных, новых
противоречий» (Ф. Шлегель); ориентация на конфликты, на «живую жизнь»,
которые опередили идеи естествознания конца XIX века с его ревизией
?
А. Бард, Я. Зодерквист. Netoкратия: Новая правящая элита и жизнь после
фундаментальных свойств природы.
капитализма. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
С. 99.
Действительность в широком смысле – как природная, так и институтами и технологиями предпринимательской деятельности.
общественная и личная (а не только человеческий опыт) – стала с этого Следствием этих процессов явилась смена критериальных подходов и
времени гносеологической базой искусства, а художественный продукт оценок искусств на деятельные, событийные и феноменологические.
создается по отношению к ней – проектируется в русле многообразных Искусства в этих условиях превратились в массовый, сложно
социальных, художественных и иных контекстов. В разделе 2.3 структурированный и системный вид интеллектуально-творческой
деятельности, зависимый от многообразных внешних (неспецифических)
цивилизация: среда контекстного мышления»
«Проектная
рассмотрены концепции проектной цивилизации, созданные факторов действительности.
отечественными исследователями в 1960-е – 1970-е гг. (Г.П. Щедровицкий, В осознании и развитии механизмов контекстного мышления свою
О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, В.Ф. Сидоренко и др.) и результаты роль сыграли компьютерные технологии, рассмотренные в разделе 2.4
английских исследований (Б. Арчер и др.), делается вывод о том, что «Компьютерные технологии как матрица контекстного мышления».
проектная цивилизация является имманентной средой формирования Компьютеры и IT-технологии создавались по аналогии и в зеркальной
многообразных контекстов. проекции человеческого мышления. Идеи о соответствии синапсов
Еще в эпоху Возрождения в рамках архитектуры, живописи распределительным устройствам в кибернетике, о положительных и
традиционное сознание: статичное, целостное, отрицательных связях Н. Винера и другие расширили представления о
(каноническое)
охранительное биологической аналогии родовое) функционировании живых и машинных систем, собственно, большинство
(по –
трансформировалось в инновационное (видовое), целевое и проектное. современных системных теорий спровоцированы теориями машинного
Эмпирические методы познания в разносторонней деятельности А. интеллекта. Но первые персональные компьютеры оказались в конфликте с
Филарете, Л. Б. Альберти, А. Палладио, Ф. Брунеллески, творчестве человеком из-за механистических интерфейсов, гипотактичных и
большинства живописцев дополнялись рациональным научным знанием. громоздких, тогда как человеческому мышлению ближе образный языку
Более того, искусство Возрождения свидетельствует о генетическом искусств, метафоры с их целостной емкостью, оперативной гибкостью,
родстве чистых и проектных искусств. обратно пропорциональным художественной неточности.
Далее рассмотрены отдельные аспекты проектных подходов, на Представители когнитивной психологии исследовали параллели
основе чего делается вывод о том, что в 1980-е – 1990-е годы все между машинным и человеческим интеллектами, введя понятия, носящие
творческие цехи, когда все искусства приобрели проектные и модельно- ярко выраженный проектно-художественный характер: «сенсорные
структурные очертания. Произведения начали проектироваться (кино регистры», метафора»,
«компьютерная «блоки» (структурные
изначально создавалось как проект); на потенциальных потребителях составляющие познавательных и исполнительных процессов); «схемы» и
опробуются программы и форматы, бизнес-модели и тиражные образцы. «сценарии», «модели», «ориентировочные задачи», «глубина обработки».
Для проектного сознания все в мире превратилось в текст, материал, Данные когнитивной психологии о семантически-генеративном и
формат, продукт. Различаются лишь методы овеществления и концептуальном характере сознания, его многоуровневой иерархической
представления текстов, форматы и проектные задачи, но не творческие структурности заставили разработчиков вернуться к антропоморфным
методологии. Способы форматирования текста зависят от творческих основам архитектуры машин и программ. «Проблемно-ориентированная
рабочая среда» (П. Нортон)? новейшего софта, его контекстность и
механизмов и контекста, становящегося своего рода системной
надстройкой, управляющей нашим восприятием и творческим мышлением. интерактивность, иконические способы навигации упростили и расширили
В этом разделе описывается также важнейший новый феномен – творческие возможности художников (музыкантов, архитекторов,
превращение художественных институций в сферу досуга и часть мировой дизайнеров, литераторов, кинематографистов); но и позволили заново
и национальной экономик. Приводятся статистические факты
экономической значимости искусств, анализируется процесс интеграции ?
П. Нортон. Полное руководство по Microsoft Windows XP. – М.: ДМК Пресс, 2002.
художественной культуры рыночной инфраструктурой, коммерческими С. 36.
осознать природу мышления, увидеть детерминированность науки, несовершенство и разорванность действительности. Творчество понималось
техники, художественно-творческой и социальной жизни человеческой как деятельность, обусловленная проблемами цивилизации, культуры,
природой. духовной жизни (М. ван дер Роэ, К. Танге и др.), выражающая конфликты,
Завершается глава разделом 2.5 «Функции искусств и дилеммы и жизненные основы бытия (М.А. Врубель, В. Гропиус, Ф.Л. Райт
направления контекстной интерпретации», в котором и др.). Слова К. Танге «истинная жизненность любой творческой
деятельности должна рождаться из соприкосновения с действительностью»?,
проанализированы функции искусств, являющиеся системой исторически
развившихся контекстов взаимодействий с являются ключевыми для понимания отношений искусства и окружающего
(направлений
действительностью). В этом разделе статистическому анализу подвергается его мира в ХХ веке. В некоторых направлениях искусств жизне-
серьезное исследование функций, предпринятое Д.Б. Дондуреем. На этой ориентированность приводила к отказу от специфических качеств
основе выстроена типология функций, определяющих искусство, искусства (неоавангард, функциональный дизайн). Пластические искусства
выстроена их иерархия, основанная на разделении простых функций образовали в конце ХХ века своего рода социоценоз семантики,
прямого действия (подражание природе, украшение и др.); функций ценностных ориентиров и сущностных знаков и образов. Искусства стали
мировоззренческого порядка религиозные, полем битвы смыслов и скрывающихся за ними тех или иных предпочтений,
(ритуально-культовые,
мифологическая, информационная); интегральных специфических социальных позиций, интеллектуальных конструктов. Многообразие
художественных функций (познавательная, нормативно-идеальная), контекстов творческой деятельности отражало цели, социальные роли
дидактическая (воспитание), катарсис, эстетическая, развлекательная искусств, взаимосвязи их с разными общественными стратами, число
(зрелищная), игра; социальных функций (критическая, коммуникативная); которых на протяжении ХХ века постоянно увеличивалось.
психологических (компенсация, утешительная, замещение реальности, В 1980-е – 1990-е годы к специфическим функциям искусств
иллюзорная). Определены новейшие деятельные функции (провокативная, образно-семантическим, познавательным,
(эстетическим,
побудительная, жизнестроительные – проективная, прогностическая), мировоззренческим и др.) добавляются жизнестроительные. В разделе 3.2
лежащие в основе современного художественного творчества. Функции «Контекст и проектные жанры XX века» они рассмотрены на материале
искусств выявляют исторически присущую искусству многосторонность архитектуры и дизайна (дома прерий Ф.Л. Райта, творчество архитекторов
отношений с обществом. модерна – В. Орта, Г. Гиймара, Ф.О. Шехтеля и других;
В Главе 3 «Особенности контекстного мышления» на основе предфункционализма и функционализма – М. ван дер Роэ, В. Гропиуса).
формального анализа живописи и архитектуры (М.А. Врубель, Р. Пиано, Р. Сопоставление теоретических суждений и произведений подтверждает
Роджерс, А. Мендини и др.) описаны формы и направления использования предварительный вывод о том, что искусство Новейшего времени и в
контекста в искусствах и проектной культуре ХХ века, подтверждена роль особенности ХХ века является контекстно ориентированным, и в основе
контекста как системы, управляющей творческим мышлением и ориентации находится контекст природности (жизненности), а
восприятием. Выстроены ареал и типология художественных контекстов. теоретическим фундаментом творчества мастеров являются свойства
Более детально рассматривается культурный контекст. В разделе 3.1 природных объектов, функционирование живых организмов и систем.
«Развитие контекстного мышления в искусствах ХХ века» в качестве «Природа – это не только то, что находится «снаружи», – облака, деревья,
процессов, определявших влиявших на движения искусств выделены: непогода, растения и животные; но это понятие относится к их сущности
социальные реформы, познавательное и мировоззренческое усложнение так же, как к природе материалов, или «природе» плана, или ощущения, или
бытия; эмоционально-психологические, этические и культурные
диссонансы социального и культурного развития. При этом делается вывод
о том, что мировоззренческие и творческие позиции большинства
художников ХХ века по существу своему совпадали: большинство
творческих моделей создавались как когнитивная реакция на ?
Цит по: Мастера архитектуры об архитектуре. – М.: Искусство, 1972. С. 404-405.
инструмента»?. Но адекватные, сходные с природными, формы Ф.Л. Райт апробируется в модели 4а «Искусство как система», каждый из элементов
которой подвижен, сложно организован, системен и взаимосвязан с
создал не только в теории, но и в проектах. Аналитическое понимание
другими магистральными и локальными каналами. Структурными ее
контекста природы и искусства, восприятие человека как существа,
основами являются системы факторов, названные «внешний мир»
обладающего духовно-личностными запросами, явились главными
(собственно природа, космос, вообще мир), «общество» (часть внешнего
векторами развития искусств ХХ века.
мира, развивающаяся в том числе и по собственным правилам), «время»
Его высшими задачами были: преодоление пропасти между
(переменная физическая величина, составляющая понятия «внешний мир»,
реальностью и идеалом, жизненность (В. Гропиус), понятая в том числе как
но обладающая собственными свойствами и функциями, а также и
способность «поставить фундаментальные человеческие потребности выше
предписаний экономики и индустрии»??. Критериями истинности для «историческое время»), «автор» (субъект созидания), «произведение»
(следствие творческой деятельности, но и новый элемент мира, влияющий
художников были теперь не авторитеты – но цели и ценности. Высокая
на все элементы структуры вместе с другими), «зритель» (воспринимающий
развитостью контекстного мышления, в особенности социально-
субъект с его подвижной позицией). Все элементы системы расположены в
контекстного, стала основой художественно-творческого мышления ХХ
пространстве, причем их место релятивно, подвижно, переменно.
века и обусловила появление, например, функционализма и
Системное, нелинейное, многообразное понимание
конструктивизма, дада, неоавангарда. Контекст и контекстное мышление
процессуальности современного бытия присуще сегодня многим мастерам
превращались при этом в своего рода интеллектуальную служебную
искусств. Художественные и процессуальные возможности контекстного
программу или как бы кибернетическую управляющую систему,
мышления рассмотрены на примере важной, но мало изученной постройки
регулирующую отношения с действительностью. Эти свойства контекста
– Музея в Гронингене, созданного международным коллективом
более подробно изучены в разделе 3.3 «Контекст как «управляющая
архитекторов и дизайнеров под руководством А. Мендини.
система» искусств». Здесь речь идет о природе комплексности
В разделе 3.4 «Типология художественных контекстов» делается
современного художественного мышления, в котором интегрируется
вывод о практически безграничном числе форм контекста, совпадающем с
точные и образно-интуитивные знания, культурные установки, личные
границами понятийного видения мира. Развивается описанная выше
потребности. Усложнение системности, внутренней сложности искусств,
структура контекстов. Внутри упомянутых 5-ти базовых видов (природный,
творческого мышления, как и в целом мировоззрения, реализовались в
общественный, художественный, личный, временн?й) контекста
новом типе сознания – контекстном – лишь к концу ХХ века.
существуют все локальные подвиды и более низкие уровни контекста,
В диссертации делается вывод, о том, что проектной фазе
которые и воплощают его операционные субстанции (типы, формы). Они
художественной культуры синхронен и новый тип сознания, названный
содержат в себе не системообразующий, а конкретно-значимый смысл. Чем
контекстным. Этой стадии соответствуют не последовательно-линейные
более узок ареал контекста, тем точнее его значение и функция. Чтобы
теории и взгляды на искусство, а пространственные, системные, сложно
контекст выступил смысловой инвариантой, он должен быть адресован
структурированные нелинейные и временные, в которых одновременно
конкретному явлению, функции, так сказать опредмечен и одновременно
учитываются социально-культурные, творческие, мировоззренческие,
определен в своем положении относительно других контекстов и явлений.
физические и духовные векторы. При этом контекстные отношения
В этом проявляются его конституирующие, конкретно-линейные свойства.
приобретают характер пространственных скрепов, каналов взаимосвязи
Напротив, во множественности контекстов раскрываются их эвристические,
разнородных факторов, влияющих на искусства, общество, человека, всю
инновационные, прадигмальные возможности, продемонстрированные на
природную и гуманитарную систему. Эта гипотеза визуализирована и
примере анализа картины «Сирень» М.А. Врубеля. Типология контекста
представлена в виде примерной таблицы 4«Формы контекста», в которой
?
Ф.Л. Райт. Из книги «Будущее архитектуры» / Мастера архитектуры об
систематизированы наиболее распространенные контексты искусств.
архитектуре. – М.: Искусство, 1972. С. 176.
??
В. Гропиус. Гропиус В. Границы архитектуры. – М.: Искусство, 1971С. С. 131.
Из множества контекстных форм наиболее устойчивы, как можно большая часть известных сегодня вещей. В мире действуют
предположить, связанные с культурой, культурной типологией; они разнонаправленные векторы: культурное обезличивание и изоляционизм,
специально рассмотрены в разделе 3.5 «Культурный контекст». Границы универсализация культурных идентичностей и их локализация. В цифровом
культурного контекста совпадают с границами понятия культуры, но не исчислении социологи (К. Касьянова, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер)
совпадают с границами искусства, так как оно является и концентратом называют порядки 10% -20%, определяющие культурные различия в
культуры, но и инструментом ее создания. Внутри культурного контекста современном мире. Серьезные противоречия возникают в местах фазовых
существует, в свою очередь, неограниченно большое число субвидов несовпадениях параметров культуры в отдельных зонах и применительно к
(подвидов) контекста. Наиболее крупный из них – культурная типология некоторым социальным группам современного мира. Разница проходит по
глобальные виды культур: этнические, национальные и линии представлений, ценностных предпочтений и реакций: в одних

межнациональные, культурные реакции (ценности, предпочтения, типы культурных ареалах оказываются Италии с Финляндией; Германия и
поведения, способы принятия решений). Эта наиболее устойчивая часть Япония; Россия с Данией.
культурного контекста слабо меняется на протяжении столетий. По сути, В Заключении подводятся итоги исследования. Итогом
речь идет о культурной антропологии, национальных генотипах. исследования стали не только выводы, касающиеся контекста пластических
Следующий подвид – культурно-исторический контекст – искусств, но представления о глубоких динамичных переменах, охвативших
привычки, традиции, внешние обстоятельства, стиль быта и жизни современную художественную культуру, мышление людей, изменения в
способны трансформироваться. Художественный контекст – контекст значении и месте художественно-творческих институций в современной
собственно искусств, стилей и форм изображения и выражения искусства. жизни. Вопреки пессимистическим суждениям об антигуманности
В рамках каждой из названных ветвей контекста может быть еще почти информационных технологий, выхолащивании искусств, вредоносности
неограниченное число дискретных составляющих, локализующихся в современной цивилизации с позиций вещества искусства, контекста и
разных временных, географических, этнических или художественных контекстного мышления происходящие процессы не производят
отрезках. отрицательного впечатления, в том числе процессы умножения связей
На примере здания Бобура (Р. Пиано, Р. Роджерс), ставшего искусства с действительностью, обратного влияния их на окружающую
примером проектно сформированной наднациональной культурной действительность, на гуманитарные качества современного мира.
идентичности сущности, брэнда), рассмотрена Говоря о проблеме контекста, делаются выводы о том, что в
(символической
сравнительно новая тенденция: моделирования культурных феноменов. искусствах контекст выступает в качестве дискурсивного и проектно-
«Здания-достопримечательности» (выражение Ч. Дженкса) и подобные им аналитического метода встраивания инновационных представлений,
творения, появились в последнее десятилетие, в котором искусства, познавательных явлений и форм в систему действующих ценностей,
культура, досуг становятся важнейшими элементами жизни. В сущности, представлений, знаний, и методов, отражающих сложившееся понимание
феномен культуры в развитом виде также сформировался в это время. В вещей и явлений.
развитых странах возникли крупные сословия интеллектуалов, творцов: Контекст представляет собой систему понятийных,
1).
свободных художников, критиков, ученых, преподавателей, коммерсантов. эмоционально-психологических и образных конструктов, параметры и
Искусство является не только следствием контекстной обусловленности, структура которой находятся в переменчивом состоянии. На ее состояние
но и источником формирования идентичностей, то есть новых контекстов. влияют представления и знания, время, задачи и приоритеты развития
Здесь же рассмотрены и сопоставлены некоторые исследования (К. общества, возможно, природа и временя, отсюда – отмеченная
Касьяновой, Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпдена-Тернера и др.) природы релевантность контекста. Контекст как системное явление формировался на
культурной типологии в их проекции на искусство и его восприятие. протяжении XIX-XX вв. и стал реальностью в последней трети ХХ в.,
Бытующие представления о «западной» и «восточной» культурах не всегда особенно в 1990-е гг. Контексты конституируют и корректируют знания,
подтверждаются практикой и скорее являются заблуждениями, как и опыт, ощущения людей. Они влияют на истинность и познавательную
емкость художественных произведений, но в искусстве они скрыты в как в проектировании актуализировались проблемы художественности,
глубинах емких образных форм. образности. В спроектированных художественных продуктах при строгом
2). В конце ХХ века искусства превратились в важную и особенную рассмотрении заметны манипулятивные приемы (формальная
часть бытия, выполняют множественные функции: познавательные, чрезмерность; эксплуатация распространенных образов, знаков и брэндов;
социальные и психологические, деятельные и моделирующие, что вернуло упрощение художественного вещества и т.д.). Все слои искусства, виды,
им специфические для искусств художественно-образные начала и жанры и языки ориентированы на собственные потребительские группы,
зрелищную притягательность. Парадоксально: важную роль в этом сыграл выполняют многообразные социальные роли, предполагающие деятельное
кризис в развитии персональных компьютерных технологий, участие в этих процессах исследований и моделирования контекстного
подтолкнувший проектировщиков компьютеров, но и общество к мышления как познавательного инструментария, конституирующего
осознанию гуманитарных основ действительности, а также современной действительность и задающего параметры искусству.
цивилизации. 6). Контекст стал важным элементом творческого мышления и
3). В ХХ в. продолжился процесс, начавшийся в XIX в.: подпитки восприятия, что особенно проявилось в информационной фазе развития
искусства идеями и импульсами, рождающимися вне него – в обществе, общества. Он явился следствием усложнения действительности и
социальных и эстетических учениях. В условиях отчужденной и представлений о ней, позволяет структурировать и раскрывать информацию,
рассогласованной цивилизации искусства возвращают себе созидательные, превращать информационный туман в осознаваемое вещество.
деятельные функции, целостные функции, становятся фрактальной 7). Контекстное мышление является не только увеличительным
скорлупой человека, культурным скрепом, а сегодня и инструментом стеклом современного человека, но одновременно и методологией
коррекции когнитивных диссонансов. Контекст же стал рациональным творческого мышления, так как позволяет исследовать сложно
(синергетическим) способом воссоздания связанности бытия на уровне организованные художественные явления, их строй, семантику,
понятий и представлений, замещением естественной целостности. индивидуальные и общие черты в условиях, когда языков и адресатов
4). Созданный в ХХ в. новый искусственный мир стал искусства стало почти бесконечно много, а нормативные эстетические
синергетической реакцией на изменение основ человеческой жизни; он критерии утратили свой познавательный смысл. Контекст по отношению к
обеспечивает относительную устойчивость жизни общества и психологии действительности, искусству, времени, обществу и художественному
людей, в том числе средствами искусства, которое утвердилось в роли произведению выглядит как система каналов, определяющих прочность,
важнейшего вида духовно-творческого проектирования. Оно осознало свои глубину, множественность взаимодействий всех факторов
уникальные способности воздействовать на человека синестетическими действительности, каждый из которых в свою очередь представляется
ассоциациями, богатством значений и эмоций, мощной сложно организованным множеством, системой.

выразительностью звука, интонации, цвета, тона, формы, масштаба, ритма 8). Создание новых культурных идентичностей и моделирование
– художественного образа и этим влияет на все сферы бытия, в том числе инновационных контекстов становится перспективой проектирования, все
на проектные технологии. Появление массовых искусств и осознание более тяготеющего к видовым формам. Некоторые творческие направления
манипулятивного потенциала искусств промышленностью, политикой, ХХ века вышли из соответствующих контекстов: функционализм –
идеологическими институтами, а сегодня и глобальными корпорациями контекста социального переустройства общества; поп-арт – контекста
только усилило его роль. массового потребления; концептуальное искусство – из контекста
5). Сегодня практически невозможно обнаружить разницу в социологических моделей общества (верее даже сказать – социологических
функционировании контекста в пластических и проектных искусствах. рационализаций); массовое искусство – из контекста эмоционального
Происшедшая в последней трети ХХ века диффузия жанров и творческих истощения бытовой реальности века; постмодерн – из контекста
методологий нивелировала большинство различий между видами искусств. возвращения искусствам их целостности и художественной полноты. Образ,
Творческие методы искусств стали в значительной мере проектными, тогда
художественность искусства, то есть специфическая его природа – Основные публикации по теме и проблемам диссертации:
многослойный материал контекстов.
9). Типология художественных контекстов представлена в работе как 1. Современное искусство и критерии его оценки / Традиции и
открытая мобильная структура, имеющая иерархические уровни. Высшим современность: Сб. ст.; под ред. В.А. Субботиной. – Тюмень, Тюм. музей
является видовой, низшим – адресный, подвидовой (типовой) уровень. изобраз. искусств, 1998. – 0,9 п.л.
Автором исследования применительно к пластическим искусствам 2. Искусство барокко и «эпоха барокко» / Культура эпохи барокко:
выделены 5 базовых видов контекстов: природный, общественный, Тезисы докладов Регион. науч.-практ. конференции. – Екатеринбург: УГК.
временной, личный и творческий. На втором, низшем уровне находится 2000. – 0,4 п.л.
практически неограниченное число подвидов или локальных контекстных 3. Смыслы и ценности в архитектуре, дизайне, искусстве XX века //
адресов. Анализ языковой практики подтверждает, что видовая широта Дизайн. Документы-2: Материалы Всероссийской научно-практической
базовых контекстов не позволяет корректно использовать их на практике. конференции «Архитектура, дизайн, искусство»; Под ред. Г.В. Вершинина.
Практической знакчимостью, точностью обладают локальные адреса: – Тюмень: Тюм. диз.-центр; Тюм. колледж искусств, 2002. – 0,75 п.л.
например, физический, биологический, естественный, искусственный, 4. Постмодернизм в визуальной культуре или О двух постмодернах /
органический (применительно к природному контексту); социальный, Постмодернизм: pro et contra: Материалы международной конференции
культурный, экономический, организационный (применительно к «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже
общественному виду); исторический, физический, всеобщий, тысячелетий» / Под ред. Н. П. Дворцовой. – Тюмень: Вектор бук, 2002. – 0,6
прогностический, ретроспективный (внутри временнoго вида) и т.д. п.л.
5. Искусство и дизайн в культурном пространстве Тюмени / Город как
Типология контекста позволяет понять его возможности. Так,
культурное пространство: Материалы региональной конференции/ Под ред.
единичные (локальных, синтагматические) формы позволяют точно
Н.П. Дворцовой. – Тюмень: Изд.-полигр. центр «Экспресс», 2003. – 0,5 п.л.
очерчивать вещи и явления; напротив, множественные контексты
6. Странности романтизма // Культура эпохи романтизма (философия,
раскрывают в пространственности своих
(парадигматичности)
литература, изобразительное искусство, музыка): Мат. регион. науч.-практ.
взаимодействий огромную силу, глубину художественной образности,
конференции; Науч. рук. и отв. за выпуск Н.А. Н.А. Вольпер. –
приобретают эвристические и творческие свойства.
Екатеринбург: УГК им М.П. Мусоргского, 2002. – 0,4 п.л.
7. Феномены «современного искусства» и постмодерна в культуре ХХ
века / Культура ХХ века: Тезисы докладов Регион. науч.-практ.
конференции / Под ред. Н.А. Вольпер. – Екатеринбург: УГК им М.П.
Мусоргского, 2003. – 0,6 п.л.
8. Русский дух как ограничение[враг] дизайна // Проблемы дизайна / Под
ред. В.Л. Глазычева. – М.: НИИ теории и ист. изобразит. иск. Рос. акад. худ.,
Союз диз. России. 2003. – 0.9 п.л.
9. О дизайне: девяностые годы // Проект Россия. – 2003. – № 28. – 0,5 п.л.
10. Russian design in the context of cultural typology (Российский дизайн в
контексте культурной типологии) // Cumulus Working Papers. – Helsinki:
University of Art and Design. – 2004. – №11. – 0, 3 п.л.
11. Глобализация и проблемы архитектуры, дизайна, искусства // Дизайн.
Документы-4: Мат. конф. «Глобальный вызов и проблемы архитектуры,
дизайна, искусства»; Под ред. Г.В. Вершинина. – Тюмень: Тюм. колледж
искусств, 2004. – 0,9 п.л.
12. Вершинин Г. О провинциальном и столичном // Филологический
дискурс: Вестник филол. факультета ТюмГУ.– 2004. – Вып. 4. – 0,4 п.л.



СОДЕРЖАНИЕ