СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ВИНОГРАДОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА




ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В
ЛОГИСТИКЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ




Специальность 08.00.05 – Экономика управления народным
хозяйством (логистика)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
экономических наук




Санкт-Петербург - 2002
2

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном
университете экономики и финансов



Научный руководитель: кандидат экономических наук
доцент Парфенов А.В.


Официальные оппоненты: доктор экономических наук
профессор Соколов Д.В.
кандидат экономических наук
доцент Микитьянц С.Р.




Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
технологический институт –
(Технический Университет)




Защита состоится «____» ___________ 2002 г. в «____» часов на
заседании диссертационного совета Д 212.237.08 при Санкт-
Петербургском государственном университете экономики и финансов
по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая 21.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан «____» ___________ 2002 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета Светуньков С.Г.
3

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Вновь возникший интерес к трансакционным издержкам обу-
словлен их высоким уровнем как в странах с развитой экономикой, так
и с развивающейся экономикой. По оценкам западных экспертов,
удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы
составляет при их функционировании на традиционных рынках от 1,5
до 5%, а при выходе на новые рынки сбыта - увеличивается до 10-15%.
Значительная доля трансакционных издержек в развитых странах вы-
звана ростом количества потенциальных субъектов хозяйственных свя-
зей, а, следовательно, и числа осуществляемых ими трансакций. В тоже
время, в странах с переходной экономикой высокий уровень трансакци-
онных затрат обусловлен также и тем, что в них до сих пор еще не отра-
ботан механизм взаимодействия между государственными органами и
субъектами предпринимательства. В развивающихся странах, в том
числе и в России, проблема состоит в том, что основную часть затрат
государства на судебную и правоохранительную деятельности несет сам
экономический агент. Кроме того, большое влияние на состав и струк-
туру трансакционных издержек оказывают особенности рынков сбыта
конкретной продукции. В диссертационной работе специфика формиро-
вания трансакционных издержек в нашей стране рассмотрена на приме-
ре деятельности российских калийных предприятий.
В отечественной калийной промышленности, в постсоветский
период ее развития, произошли существенные изменения, как правило,
негативного характера, обусловленные разрушением единого народно-
хозяйственного комплекса, разрывом старых хозяйственных связей,
сокращением платежеспособного спроса и уменьшением объемов по-
требления калийных удобрений на внутреннем рынке. Все это привело к
тому, что перед каждым отечественным калийперерабатывающим пред-
приятием стала проблема поиска и выбора потенциальных контрагентов
для реализации производимой ими калийной продукции за рубежом. А
это, в свою очередь, вызвало существенное увеличение размера тран-
сакционных издержек, рост их удельного веса в структуре совокупных
затрат и нерациональное распределение по этапам хозяйственной связи.
В сложившихся условиях возникает потребность поиска и применения
наиболее эффективного инструментария для совершенствования струк-
туры и объема трансакционных издержек на различных этапах хозяйст-
венной связи на рынке калийных удобрений. По нашему мнению, к их
числу, прежде всего, относят методы логистики, бенчмаркинга и ин-
формационные технологии. Использование логистического подхода
позволит минимизировать общие затраты фирмы, в том числе рациона-
4

лизировать ее трансакционные и логистические издержки. Бенчмаркинг
предлагается использовать с целью определения и выбора наиболее эф-
фективных управленческих, организационных и экономических реше-
ний, способствующих снижению как трансакционных, так и других ви-
дов затрат, повышению качества товаров и услуг, а также усилению
конкурентных преимуществ калийных предприятий. Внедрение инфор-
мационных технологий позволит бизнес-субъектам сократить трансак-
ционные издержки на взаимодействие со своими контрагентами – про-
давцами, покупателями и/или коммерческими посредниками, а также, за
счет улучшения работы своих структурных подразделений, снизить
внутрифирменные трансакционные издержки.
Недостаточная проработка теоретических вопросов и практиче-
ского опыта использования вышеназванных рыночных инструментов
отечественными предприятиями калийной промышленности подтвер-
ждают актуальность выбранной темы диссертационной работы.
Из общего содержания работы на защиту выносятся следующие
ее положения.
В специальной экономической литературе достаточно большое
внимание уделяется теории трансакционных издержек и определению
сущности самих трансакций. В диссертационной работе, рассмотрев
самые разнообразные точки зрения в отношении содержательной осно-
вы экономической категории «трансакция», были сформулированы сле-
дующие выводы. Во-первых, трансакции в зависимости от характера
отражаемых ими отношений могут быть внешними и внутренними. Во-
вторых, внешние трансакции характеризуют специфику взаимоотноше-
ний фирмы с другими хозяйствующими субъектами и органами управ-
ления предпринимательской деятельностью, а внутренние трансакции
формируются внутри фирмы в процессе взаимодействия ее структурных
подразделений и/или работодателя и работников. В-третьих, внешние
трансакции являются важнейшими элементами хозяйственной связи, а
цель их осуществления заключается в достижении взаимной выгодно-
сти коммерческой сделки. Следовательно, внешние трансакции могут
рассматриваться в виде комплекса работ, осуществляемых с целью ус-
тановления, поддержания и реализации хозяйственной связи при усло-
вии достижения ее субъектами взаимной коммерческой выгоды.
В диссертационном исследовании подробно рассмотрены внеш-
ние трансакции, поскольку именно они наиболее полно характеризуют
специфику и этапность установления хозяйственных связей. В процессе
их формирования большое внимание отводится поиску потенциальных
контрагентов сделки, выбору непосредственных ее участников, разра-
ботке и заключению договоров, а также контролю за исполнением дого-
5

ворных отношений. Осуществление всех перечисленных операций, как
правило, связано со значительными затратами времени и финансовых
средств. В экономической науке денежная часть этих затрат получила
название трансакционных издержек. В настоящее время сформулиро-
вать «единственно верное» определение трансакционных издержек не
представляется возможным из-за их широкого видового состава. Место
и значение трансакционных издержек в общей структуре затрат пред-
приятия характеризует схема, изображенная на рис. 1.
В отношении определения оптимальной величины трансакцион-
ных издержек существуют самые различные точки зрения. Так, напри-
мер, по мнению отдельных специалистов, к трансакционным издержкам
неприменим критерий минимизации, и позитивной считается тенденция
к их увеличению. Другой точки зрения придерживаются специалисты,
считающие, что величина трансакционных издержек должна быть ми-
нимальна. Это позволит снизить себестоимость производимой продук-
ции или оказываемых услуг, а, следовательно, повысить их конкуренто-
способность на рынке.
На наш взгляд, при определении оптимального объема трансак-
ционных издержек должен использоваться дифференцированный под-
ход. Их плановое увеличение может происходить только на первых
двух этапах хозяйственной связи и лишь в масштабах, ограниченных
бюджетом фирмы, что в дальнейшем позволит свести к минимуму тран-
сакционные издержки на последующих ее этапах, а также совершенст-
вовать структуру общих затрат по осуществлению хозяйственной связи.
Именно такое распределение трансакционных издержек приведет, в
конечном итоге, к сокращению совокупных затрат на изготовление и
реализацию продукции и будет способствовать повышению ее конку-
рентоспособности на рынке.
Механизм формирования трансакционных издержек по этапам
хозяйственной связи рассмотрен на примере отечественных предпри-
ятий калийной промышленности. Исторически сложилось, что добыча
калийсодержащего сырья и основной выпуск калийных удобрений на
территории бывшего СССР осуществлялись в Российской Федерации и
в республике Беларусь, в результате чего их материально-техническая
база формировалась как единый производственный комплекс. Прове-
денное в диссертации исследование позволяет выделить следующие
особенности установления хозяйственных связей отечественными пред-
приятиями-производителями на рынке калийных удобрений и формиро-
вания их трансакционных издержек:
- с переходом на рыночные отношения были разрушены старые,
традиционные хозяйственные связи, сложившиеся в калийной промыш-
6


Общие издержки




Издержки Издержки
производства обращения




Издержки
взаимодействия



Трансакционные Логистические
издержки издержки




Издержки Контроль Транс-
ведения за портные
перегово- передачей издержки
ров продукции


Издержки Издержки
поиска ин- складиро-
формации вания




Прочие


Рис. 1. Место трансакционных издержек в общей
структуре затрат предприятия
7


ленности в период функционирования командно-административной
системы управления. На внешнем рынке это произошло в результате
прекращения централизованных поставок калийных удобрений на экс-
порт, на внутреннем рынке - из-за неплатежеспособности отечествен-
ных сельскохозяйственных предприятий, и, как следствие этого, резкого
уменьшения объемов потребления калийных удобрений;
- значительное снижение платежеспособного спроса на калийные
удобрения на внутреннем рынке, произошедшее в 1990-х гг., обуслови-
ло необходимость изучения потребностей мирового калийного рынка. В
результате этого перед всеми отечественными калийперерабатывающи-
ми предприятиями стала проблема поиска и выбора потенциальных
контрагентов для реализации калийной продукции за рубеж, что приве-
ло к существенному увеличению их трансакционных издержек;
- в начале 1990-х гг. российские и белорусские посреднические
структуры достаточно успешно реализовывали калийные удобрения на
западном рынке, главным образом, за счет установления на них низких
цен. Однако, принятые странами ЕЭС в 1992 г. антидемпинговые меры
по отношению к отечественным производителям калийных удобрений
значительно затруднили их выход на европейский рынок;
- негативные последствия перехода к рыночным отношениям
обусловили необходимость интеграции отдельных направлений эконо-
мической деятельности российских и белорусских калийперерабаты-
вающих предприятий. В результате чего, в 1993 г. ими была создана
«Международная калийная компания», ее основная цель заключалась в
восстановлении хозяйственных связей с зарубежными контрагентами и
регулировании экспортных потоков калийных удобрений;
- потребность в воссоздании хозяйственных связей на внутрен-
нем рынке и повышении конкурентоспособности отечественных калий-
ных удобрений явилось основной причиной усиления интеграционных
тенденций и создания в 1994 г. российско-белорусского Союза произво-
дителей и экспортеров калия и соли. Основной целью деятельности
СПЭКС являлось достижение оптимальной загрузки производственных
мощностей при ограниченном объеме внутреннего рынка. Предполага-
лось, что его создание позволит российским и белорусским калийпере-
рабатывающим предприятиям уменьшить как трансакционные, так и
логистические издержки.
Калийсодержащее сырье может рассматриваться как часть при-
родных ресурсов, добыча, переработка и заготовка которых предопре-
деляется природно-климатическими условиями и имеет ярко выражен-
ный географический характер. Торговля калийными удобрениями, а
8

также внешнеторговые операции, не возможны без осуществления со-
ответствующих логистических процессов, связанных, прежде всего, с их
складированием, хранением и транспортировкой. Исходя из этого, мож-
но утверждать о значительном влиянии географии размещения калий-
содержащего сырья на мировую торговлю калийными удобрениями. В
специальной экономической литературе симбиоз географии и логисти-
ки, достигаемый при изучении особенностей формирования рынка при-
родно-сырьевой продукции, характеризуется понятием геологистика.
Проведенный в диссертационной работе анализ показал, что в
2000 году на внутренний рынок бывшего СССР было поставлено чуть
менее 20% калийных удобрений, а экспортировано - около 80%, при
этом их удельный вес в мировом экспорте составил 27%. Геологистиче-
ская структура экспортных поставок калийных удобрений России и Бе-
ларуси выглядит следующим образом: наибольший удельный вес в ней
имеют страны Азии - 56,6% (при этом в Китай поставляется 24,7%, а в
Индию – 13,6% «российских» калийных удобрений), вторым по вели-
чине регионом является Латинская Америка - 17%, затем следуют стра-
ны Западной и Центральной Европы - соответственно 7% и 11,1%, доля
остальных регионов в сумме составляет чуть более 8%.
Изучение структуры мирового рынка калийных удобрений, по-
зволило определить основные направления рационализации трансакци-
онных издержек отечественных калийдобывающих предприятий, а вы-
явленные особенности установления хозяйственных связей и формиро-
вания трансакционных издержек в калийной промышленности, дали
возможность разработать рекомендации по усилению конкурентных
преимуществ российских производителей калийных удобрений.
Потребность в повышении конкурентоспособности товаров и ус-
луг калийных предприятий обусловливает необходимость сокращения
их затрат, складывающихся как в процессе производства, так и в сфере
товарного обращения. Одним из наиболее эффективных инструментов
рационализации трансакционных и логистических издержек калийных
предприятий, образующихся при осуществлении рыночных трансакций,
является бенчмаркинг. В диссертации бенчмаркинг характеризуется как
активная деятельность всего персонала предприятия, направленная на
поиск конкурентных преимуществ во внешней среде, оценку их эффек-
тивности, обучение на лучших примерах ведения бизнеса (не зависимо
от его размера, сферы применения и географического положения), а
также внедрения выявленных новшеств на собственном предприятии. В
диссертационной работе были разработаны соответствующие методиче-
ские рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на
различных этапах хозяйственной связи. На первых двух этапах хозяйст-
9

венной связи, где осуществляется сбор информации, поиск и выбор
контрагентов, уточнение условий договора и его заключение, рациона-
лизация трансакционных издержек может быть достигнута тремя раз-
личными способами: путем передачи второстепенных бизнес-функций
на аутсорсинг; применения «сервисного бенчмаркинга» или мультиме-
дийных технологий. Механизм «сервисного бенчмаркинга» может ис-
пользоваться в сфере логистики для совершенствования структуры за-
трат калийных предприятий. Сущность и особенности его применения
раскрыты в третьей главе диссертационной работы.
На этапе передачи товарно-материальных ценностей от постав-
щика к получателю формируются логистические издержки, для успеш-
ного проведения «бенчмаркинга логистики» необходимо: выявление и
применение на практике прогрессивных форм хранения и доставки ка-
лийных удобрений; использование услуг сторонних организаций для
выполнения логистических функций; изучение и адаптация сущест-
вующих систем управления товарными и производственными запасами,
разработанных «передовыми» фирмами; рационализация процедур та-
моженного оформления экспортируемых калийных удобрений.
При осуществлении контроля за передачей калийных удобрений
рекомендуется проводить бенчмаркинг путем: использования механиз-
ма «тактического контроля», цель которого заключается в управлении
отклонениями от плана и оповещении вышестоящего руководства о не-
обходимости принятия коррективных мер; проведения предварительно-
го юридического анализа содержания договора и последующего анализа
данных по его выполнению с применением специализированных ком-
пьютерных программ; обеспечения внутрифирменного планирования с
учетом принятых договорных обязательств.
При применении мер экономической ответственности, позитив-
ные результаты бенчмаркинга могут быть реализованы путем выполне-
ния следующих основных действий: использования электронных баз
данных и других эффективных форм и способов получения необходи-
мой информации в области нормативно-правового обеспечения пред-
принимательской деятельности; получения платных юридических кон-
сультаций, в том числе и через сеть Интернет; изучения практики ар-
битражного суда и т.п.
На шестом этапе, при проведении расчетов за переданные калий-
ные удобрения, возможна дифференциация инструментария бенчмар-
кинга по сферам применения. Так, например, в сфере внутренней тор-
говли бенчмаркинг может осуществляться путем изучения и использо-
вания оптимальных схем финансовых расчетов за поставку товаров или
оказания услуг, разработанных российскими специалистами на основе 2
10

части ГК РФ (с применением платежных поручений, аккредитивов, че-
ков, платежных требований, векселей), а также «передового» опыта
страхования финансовых рисков. В сфере внешней торговли - путем
изучения и адаптации к российским условиям методов оптимизации
финансовых расчетов, применяемых фирмами из индустриально разви-
тых стран (использование трансфертных цен, хеджирования валютных
рисков и т.п.) В сфере электронной торговли - путем изучения возмож-
ностей электронных платежных систем, и выбора наиболее эффектив-
ных для контрагентов средств платежа.
Седьмой этап хозяйственной связи – «контроль за выполнением
расчетов» - по своему содержанию аналогичен четвертому. Наряду с
выше перечисленными новшествами бенчмаркинга, могут также при-
меняться различные виды контроля за обеспечением своевременности и
полноты взаиморасчетов. На заключительном этапе, при применении
мер экономической ответственности за несоблюдение условий расчетов,
рекомендуется осуществлять бенчмаркинг: преимуществ факторинга;
существующих схем финансирования под уступку денежного требова-
ния, реализуемых, в том числе, путем заключения договора цессии;
практики разрешения арбитражных споров и т.п.
Помимо инструментария бенчмаркинга при установлении и реа-
лизации хозяйственных связей могут также использоваться наиболее
эффективные разработки в области информационных технологий. Осо-
бенности и стратегии их применения калийными предприятиями под-
робно рассмотрены в диссертации в третьей главе.
В результате проведенного исследования, были разработаны по-
этапные стратегии использования информационных технологий отече-
ственными калийными предприятиями, предусматривающие формиро-
вание электронных информационно-коммерческих систем на рынке
калийных удобрений. В рамках данных стратегий условно выделено
пять основных этапов. На первом этапе калийным предприятиям следу-
ет компьютеризировать все свои подразделения и установить систему
Интранет, на базе которой, в дальнейшем будут автоматизированы их
внутрифирменные трансакции. На втором этапе предлагается россий-
ским и белорусским калийным предприятиям перевести все свои внут-
ренние бизнес-процессы на электронный уровень, используя в первую
очередь системы управления ресурсами предприятия, процессами снаб-
жения, производством, складированием и документооборотом для ра-
ционализации внутрифирменных информационных потоков. На третьем
этапе считаем целесообразным создать систему Экстранет, объединяю-
щую информационные потоки предприятия, производящего калийные
удобрения, его филиалов и основных торговых посредников. Это позво-
11

лит им оперативно реагировать на изменение потребностей как внут-
реннего, так и внешнего рынка; управлять поставками; оптимально рас-
пределять калийные удобрения по региону и т.п. На следующем этапе,
рекомендуем отечественным калийным предприятиям либо принять
участие в деятельности существующих универсальных электронных
торговых площадок (ЭТП), либо совместно с отечественными предпри-
ятиями-производителями минеральных удобрений и другой химической
продукции, а также с их торговыми посредниками организовать собст-
венную ЭТП, функционирующую по типу «доска объявлений». На пя-
том этапе, предлагается сформировать международную Интернет-биржу
минеральных удобрений. В рамках, которой возможно не только раз-
мещение информации о покупке и продаже калийных удобрений, но и
заключение договоров на поставку. Учредителями Интернет-биржи мо-
гут выступить ведущие мировые производители минеральных удобре-
ний, в том числе и отечественные калийные предприятия.
Именно такая организация электронного межфирменного взаи-
модействия позволит рационализировать трансакционные издержки
всех участников хозяйственной связи, а продавцам также расширить
рынок сбыта калийных удобрений.
В диссертации на конкретном примере рассматривается влияние
информационных технологий на сокращение объема трансакционных
издержек и совершенствование их структуры. В табл.1 приводятся дан-
ные, характеризующие фактическую структуру затрат производствен-
ных предприятий и их торговых посредников, функционирующих на
рынке калийных удобрений. При этом в качестве последних рассматри-
ваются дочерние торговые фирмы, созданные отечественными калий-
ными предприятиями для продвижения выпускаемой ими продукции
на внутреннем рынке.
Как видно из табл. 1, удельный вес производственных затрат ка-
лийных предприятий составляет 79%, а у торговых посредников -
44,6%. При этом в их составе у калийпроизводящих предприятий пре-
обладают затраты на покупку сырья, материалов и амортизационные
отчисления, в то время как у трейдеров - на заработную плату админи-
стративно управленческого персонала.
Согласно данным табл. 1 доля трансакционных и логистических
издержек предприятий-производителей калийных удобрений в общей
структуре затрат составляет соответственно 4% и 5%. Низкий уровень
этих статей расходов у калийпроизводящих предприятий объясняется,
прежде всего тем, что основные функции по сбыту выпускаемой ими
продукции передаются на аутсорсинг дочерним торговым структурам. В
результате чего, совокупный объем трансакционных и логистических
12

Таблица 1
Структура издержек предприятий-производителей и торговых
посредников в калийной промышленности
Структура издержек Предприятия- Торговые
производите- посредники
ли калийных
удобрений
Производственные издержки 79% 44,6%
Трансакционные издержки в т.ч. 4% 24,6%
Издержки по поиску информации и
выбора контрагента 2,5% 4,2%
Логистические издержки в т.ч. 5% 26,4%
Издержки организации товародви-
жения 1% 6,5%
Издержки складирования 2% 8,7%
Издержки транспортировки 2% 11,2%
Внепроизводственные издержки 12% 4,4%
Итого издержек 100% 100%

затрат у трейдеров значительно выше, чем у предприятий-производите-
лей: удельный вес трансакционных издержек составляет 24,6%, а логи-
стических – 26,4%.
По экспертным оценкам, использование информационных техно-
логий и формирование электронных информационно-коммерческих
систем даст возможность дочерним торговым структурам калийных
предприятий сократить трансакционные и логистические издержки со-
ответственно на 12% и 11% от общей величины этих затрат. Кроме того,
существенным образом улучшится структура трансакционных издержек
по этапам хозяйственной связи.
Таким образом, использование в диссертации разработанных
стратегий позволит сократить как внутренние трансакционные издерж-
ки, в результате чего повысится эффективность внутрифирменного
взаимодействия в компании, так и рационализировать внешние тран-
сакционные затраты, связанные с установлением хозяйственной связи.

II. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель и задачи исследования. Целью исследования является опре-
деление и разработка наиболее эффективных методов управления тран-
сакционными затратами российских калийперерабатывающих предпри-
ятий, использование которых позволит сократить их объем и рациона-
13

лизировать структуру в разрезе основных этапов хозяйственной связи
на рынке калийных удобрений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие основные задачи:
- исследовать отличительные черты и этапность установления хо-
зяйственных связей в рыночных условиях;
- определить теоретические основы формирования трансакцион-
ных и логистических издержек по этапам хозяйственных связей;
- рассмотреть сущность и видовую характеристику трансакций и
трансакционных издержек;
- изучить особенности установления хозяйственных связей на
рынке калийных удобрений;
- рассмотреть геологистическую структуру мировой торговли ка-
лийными удобрениями;
- провести анализ трансакционных связей российских и белорус-
ских калийных предприятий и показать особенности развития отечест-
венной калийной промышленности;
- изучить интеграционные и дезинтеграционные процессы на
рынке калийных удобрений;
- разработать предложения по использованию инструментария
бенчмаркинга отечественными калийными предприятиями с целью ра-
ционализации их трансакционных затрат;
- предложить рекомендации по применению сервисного бен-
чмаркинга в логистике калийных удобрений;
- исследовать влияние и разработать стратегию использования
информационных технологий при установлении хозяйственных связей в
калийной промышленности.
Совокупность поставленных задач не охватывает всего комплек-
са вопросов об особенностях формирования трансакционных издержек
в процессе установления хозяйственных связей в калийной промыш-
ленности, но позволяет, по нашему мнению, сосредоточить внимание на
наименее изученных проблемах.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования высту-
пают российские и белорусские предприятия, добывающие и перераба-
тывающие калийсодержащее сырье, производящие калийную продук-
цию и ее основные потребители – прежде всего, сельскохозяйственные
предприятия, а также торговые посредники. Предметом исследования
являются проблемы и особенности формирования трансакционных из-
держек образующиеся в процессе установления хозяйственных связей
на рынке калийных удобрений. Отдельные задачи диссертационной ра-
боты решены на отраслевом и региональном уровнях управления про-
14

изводством и коммерческим оборотом калийных удобрений. При этом
отраслевые проблемы рассмотрены на примере деятельности основных
российских и белорусских производителей калийной продукции - ОАО
«Уралкалий», ОАО «Сильвинит» и ПО «Беларуськалий». Региональные
проблемы установления трансакционных связей исследованы в процес-
се изучения геологистической структуры поставок калийных удобрений
в различные регионы мира.
Теоретической и методологической основой работы послужили
результаты фундаментальных и прикладных исследований в области
логистики и бенчмаркинга, управления трансакционными издержками и
установления хозяйственных связей, организации производства и то-
варного обращения на рынке калийных удобрений, макроэкономики и
экономико-математического моделирования как российских, так и зару-
бежных ученых и специалистов. Широкое использование в диссертации
получили законодательные и другие нормативно-правовые акты Рос-
сийской Федерации, отечественный и зарубежный опыт функциониро-
вания калийперерабатывающих предприятий, результаты международ-
ных и региональных научно-практических конференций, сведения о
производственной и коммерческой деятельности калийных предпри-
ятий, содержащиеся на корпоративном сайте Международной ассоциа-
ции по производству удобрений, отчеты о научно-исследовательских
работах Всероссийского научно-исследовательского института Галур-
гии (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного уни-
верситета экономики и финансов, других высших учебных заведений и
научно-исследовательских институтов России. Для решения приклад-
ных задач использовались данные официальной и отраслевой статисти-
ки.
Исследование строилось с применением принципов системного
подхода, приемов экономического анализа и прогнозных оценок, логи-
стического моделирования деятельности калийных предприятий.

III. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна исследования и выносимые на защиту результа-
ты заключаются в следующем:
- разработаны методические подходы к формированию тран-
сакционных издержек по этапам хозяйственно связи, предусматриваю-
щие возможность их увеличения на первом и втором и сокращение на
последующих ее этапах;
- выявлены и исследованы особенности установления хозяйст-
15

венных связей и формирования трансакционных издержек в калийной
промышленности, позволившие разработать рекомендации по повыше-
нию конкурентоспособности отечественных производителей калийных
удобрений;
- определены основные направления перемещения межстрано-
вых товарных потоков на основе использования инструментария геоло-
гистики, и разработаны предложения по рационализации трансакцион-
ных и логистических издержек отечественных калийных предприятий;
- разработаны методические рекомендации по использованию
инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной свя-
зи с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и логи-
стических затрат российских производителей калийных удобрений;
- разработаны поэтапные стратегии использования информаци-
онных технологий отечественными калийными предприятиями и фор-
мирования информационно-коммерческих систем на рынке калийных
удобрений, предусматривающие рационализацию их трансакционных
затрат.
По совокупности научных результатов исследование носит об-
щеметодический и одновременно прикладной характер. Оно направлено
на определение и разработку наиболее эффективного инструментария
по совершенствованию структуры и размера трансакционных затрат на
различных этапах хозяйственной связи на рынке калийных удобрений.
Практическая значимость результатов исследования заключается
в том, что применение предложенного в диссертации инструментария
логистики и бенчмаркинга, а также информационных технологий по-
зволит значительно уменьшить трансакционные и логистические из-
держки отечественных калийных предприятий, что, в конечном счете,
приведет к сокращению себестоимости калийных удобрений и повыше-
нию их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.
Апробации результатов работы. Основные положения и резуль-
таты исследования прошли апробацию на постоянно действующей На-
учной сессии профессорско-преподавательского состава, научных со-
трудников и аспирантов Санкт-Петербургского государственного уни-
верситета экономики и финансов (1999 г., 2000 г., 2001 г.), Хабаровско-
го государственного технического университета (2000 г.), Санкт-
Петербургского филиала таможенной академии им. В.Б. Бабкова (1999
г.). Наиболее важные теоретические аспекты диссертационного иссле-
дования используются при обучении студентов факультета Коммерции
по специальности 061400 – «Коммерция» в СПбГУЭФ.
Публикации. По теме исследования опубликованы следующие
научные работы:
16

1. Виноградова М.Ю. Особенности регулирования потоковых
процессов в сфере внешней торговли // Роль таможенной службы в ус-
ловиях переходного периода/ Тезисы доклада международной научно-
практической конференции, 18-19 марта 1999г. СПб: СПб им. В.Б. Боб-
кова филиал РТА. 1999. – С. 130-133. (0,2 п.л.).
2. Виноградова М.Ю. Бенчмаркинг логистики // Научная сессия
профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и ас-
пирантов по итогам НИР 1998 г. 19-23 апреля 1999г. Краткие тезисы
докладов. Часть 1. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – С. 56. (0,1 п.л.).
3. Виноградова М.Ю. Евлоев Д.К.-С. Состояние и регулирование
внешнеторговых потоковых процессов в Российской Федерации // Ин-
фраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записки. Вып. 4.
/РГЭА. Ростов н/Д, 1999. – С. 90-100. (авторских листов 0,3 п.л.).
4. Виноградова М.Ю. Теоретические аспекты логистизации хо-
зяйственных связей и формирования трансакций // Научная сессия про-
фессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспи-
рантов по итогам НИР 1999 года. Факультет коммерции. Март-апрель
2000 года: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – С. 73-
74. (0,1 п.л.).
5. Виноградова М.Ю. Распределение трансакционных издержек
по этапам хозяйственной связи // Экономическая кибернетика: систем-
ный анализ в экономике и управлении: Сборник научных трудов. Вы-
пуск № 2 / Под ред. Д.В. Соколова и Н.Н. Погостинской. – СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2000. – С. 151-153. (0,2 п.л.).
6. Виноградова М.Ю. Сущность и основные направления логи-
стического бенчмаркинга // Логистика и проблемы эффективности:
Межвузовск. сб. научн. тр. / Самарск. гос. эконом. акад. – Самара, 2000.
– С. 19-22. (0,2 п.л.).
7. Виноградова М.Ю. Особенности применения бенчмаркинга в
логистике // Проблемы развития экономики Дальнего Востока на совре-
менном этапе: Материалы международной научно-практической конфе-
ренции: Часть 3. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2000. –
С.161-165. ( 0,3 п.л.).
8. Парфенов А.В., Виноградова М.Ю. Бенчмаркинг логистическо-
го процесса // Экономика и управление производством: межвуз. сб. –
СПб: Изд-во СЗГТУ, 2000. – С. 45-49. (авторских листов 0,1 п.л.)
9. Виноградова М.Ю. Анализ трансакционных связей российских
и белорусских калийдобывающих предприятий // Экономика и управле-
ние производством: межвуз. сб. вып. 3 –СПб: Изд-во СЗГТУ, 2001. – С.
143-146. (0,2 п.л.).
10. Виноградова М.Ю. Особенности формирования хозяйствен-
17

ный связей отечественных производителей калийных удобрений // На-
учная сессия профессорско-преподавательского состава, научных со-
трудников и аспирантов по итогам НИР 2000 года. Факультет коммер-
ции и маркетинга. Март-апрель 2001 года: Сборник докладов. - СПб.:
Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – С. 20-21. (0,1 п.л.).
11. Виноградова М.Ю. Геологистическая структура мирового
рынка калийных удобрений // Экономика и управление производством:
межвуз. сб. вып. 2 –СПб: Изд-во СЗГТУ, 2001. – С. 93-96. (0,3 п.л.).



СОДЕРЖАНИЕ