СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ЗАЙЦЕВА Елена Владимировна


ПРИНЦИПЫ ДОСТУПНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




13.00.08 – теория и методика профессионального образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Ставрополь – 2004
Работа выполнена на кафедре информационных технологий
в обучении и управлении учебным процессом
Ставропольского государственного университета



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Брановский Юрий Сергеевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Горовая Валерия Ивановна

доктор педагогических наук, профессор
Галустов Роберт Амбарцумович



Ведущая организация: Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования




Защита состоится 1 апреля 2004 г. в 10 часов на заседании диссертацион-
ного совета Д 212.256.01 в Ставропольском государственном университете по
адресу: 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, аудитория 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского го-
сударственного университета.


Автореферат разослан _____________ 2004 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук,
профессор Л.И. Губарева


2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Истекшее столетие в науке ознаменова-
лось не только изменениями во взглядах на познавательную сторону человече-
ского бытия, но и рядом событий, качественно изменивших человеческие пред-
ставления о познании. Особенно ярко такие перемены проявились в системе
образования, стратегическим ориентиром которой стала концепция развиваю-
щего обучения, согласно которой происходит смещение акцентов с усвоения
знаний и умений на развитие личности в обучении, повышение уровня её креа-
тивности, развитие способностей к альтернативному мышлению и др. В связи с
этим особую актуальность приобретает проблема реализации принципов дос-
тупности и коммуникативной направленности обучения, обеспечивающих ак-
тивное и сознательное освоение студентом знаний, умений и навыков.
Необходимость и важность развития активности личности, её интеллек-
туальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования и само-
развития рассмотрены в публикациях Н.В. Бочкиной, Е.В. Бондаревской,
З.И. Васильевой, Л.Ф. Воскресенской, В.В. Горшковой, В.И. Данильчука,
А.В. Зеленцовой, В.С. Ильина, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, В.В. Серикова,
И.С. Якиманской и др.
Способы реализации принципов доступности и коммуникативной на-
правленности обучения получили отражение в трудах И.Н. Верещагиной,
К.Б. Есипович, Г.В. Роговой, К.И. Соломатина, С.Ф. Шатилова. На их основе
созданы продуктивные модели обучения, разработанные отечественными
(А.А. Андреев, В.П. Кашицин, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и
др.), а также зарубежными учеными (Дж. Дьюи, Г. Клаус, К.Г. Юнг и др.).
Проблемы, связанные с технологическим подходом в образовании, функ-
ционированием информационно-дидактических виртуальных сред, получили
освещение в работах А.А. Андреева, Д.А. Богдановой, Я.А. Ваграменко,




3
С.Д. Каракозова, В.Г. Кинелева, А.А. Кузнецова, В.С. Леднева, В.М. Монахова,
Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др.
Исследованию инфокоммуникационных технологий в образовании по-
священы труды В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, И.В. Роберт, Е.С. Полат,
А.Ю. Уварова, Е.В. Утлинского, С.А. Христочевского, А.В. Хуторского,
Е.Н. Ястребцевой и др.
В последние годы опубликован ряд исследований, посвященный вопро-
сам коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку на ос-
нове использования инфокоммуникационных технологий (Ю.В. Аксенов,
Д.А. Богданова, Т.Ф. Горбунькова, А.В. Беляева, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмит-
риева, В.Г. Домрачева, А.Д. Иванников, А.О. Кривошеев, М.В. Моисеева,
А.В. Петров, Е.С. Полат, А.А. Федосеева и др.).
Изучение литературы показало, что в условиях применения инфокомму-
никационных технологий формирование профессиональной компетенции спе-
циалистов средствами иностранного языка есть многоаспектный феномен. Се-
годня стало очевидным, что оно должно рассматриваться как интерактивное
взаимодействие преподавателя и студентов на основе деятельностного подхода
и личностно-ориентированной образовательной технологии, требующих ис-
пользования новых средств обучения.
В современной практике преподавания иностранного языка в высшей
школе используются разнообразные педагогические технологии (Э.Г. Азимов,
М.Ю. Бухаркина, В.И. Боголюбов, Е.И. Дмитриева, Г.А. Китайгородская,
Д. Лейк, Е.С. Полат, Б. Робинсон, М. Хантер и др.). В то же время коммуника-
тивная компетенция специалистов (грамматическая, социально-
лингвистическая, дискурсивная, стратегическая) ещё далека от совершенства,
что подтверждается анализом реальной образовательной практики. Для форми-
рования коммуникативной компетенции недостаточно заниматься только ими-
тацией жизненных ситуаций. Необходимы специально разработанные методики
организации этого процесса, позволяющие разрешить сложившиеся к настоя-


4
щему времени объективные противоречия: между социальными требованиями
к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной
подготовки в вузе; между качественно новой потребностью вовлечения ино-
язычной коммуникации в образовательный процесс и отсутствием четкой сис-
темы в обучении иностранному языку; между объективным наличием многова-
риантных дидактических решений и недостаточным умением оптимального
выбора из них; между качественно новым характером значимости коммуника-
тивных качеств личности в условиях нынешнего общества и неадекватным от-
ражением этого в функционировании профессионального образования и др.
Необходимость разрешения названных и других противоречий актуали-
зировала проблему использования инфокоммуникационных технологий в учеб-
ном процессе вузов, которая заключается в разработке новых подходов к про-
ектированию специальных способов реализации принципов доступности и
коммуникативной направленности обучения студентов; факторов, влияющих на
отбор педагогических технологий в высшей школе.
Кроме того, практика и результаты специальных исследований позволя-
ют утверждать, что проблема реализации принципов доступности и коммуни-
кативной направленности обучения иностранному языку в условиях виртуаль-
ных дидактических сред остается малоисследованной: отсутствует теоретиче-
ское обоснование такой системы подготовки специалистов в условиях рефор-
мируемой высшей школы; не раскрыты условия реализации принципа доступ-
ности как основы организации образовательного процесса по иностранному
языку в вузе; не выявлен потенциал инфокоммуникационных технологий отно-
сительно формируемой коммуникативной компетенции в процессе межкуль-
турного сотрудничества; не освещены подходы, связанные с обработкой тек-
стов из сети Интернет, а также не определены требования работы с ними; не
представлено понятие «презентация индивидуализированного речевого продук-
та»; не создана концепция культурологического подхода в рамках технологии



5
проектной деятельности как педагогической модели освоения иностранного
языка в процессе подготовки специалистов и др.
В свете названных противоречий и актуальности выбранной темы иссле-
дования была сформулирована проблема: каковы педагогические условия эф-
фективной реализации принципов доступности и коммуникативной направлен-
ности обучения студентов в процессе использования инфокоммуникационных
технологий?
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования явился процесс подготовки специалиста в сис-
теме высшего профессионального образования.
В качестве предмета исследования выступает поиск эффективной педа-
гогической модели реализации принципов доступности и коммуникативной на-
правленности обучения студентов в условиях использования инфокоммуника-
ционных технологий.
Гипотеза исследования: создание педагогической системы обучения
иностранному языку в рамках технологии проектной деятельности позволит
существенно повысить эффективность профессиональной подготовки специа-
листов, если:
- при определении стратегии обучения учитываются принципы доступно-
сти и коммуникативной направленности учебного процесса;
- реализуемая педагогическая система обеспечивает постоянное прира-
щение объема коммуникативных знаний и умений студентов, возможность соз-
дания реальной языковой среды межкультурного общения на базе технологии
проектной деятельности, широкое использование реальных исследовательских
методов обучения;
- основным средством организации образовательного процесса выступает
текст, являющийся ресурсом ИНТЕРНЕТ-технологий, работа над которым про-
исходит в рамках учебного телекоммуникационного проекта;



6
- технология обучения основана на принципе диалога культур как педаго-
гическая модель формирования лингвокультурологической компетенции в про-
цессе подготовки специалиста с выявлением условий и возможностей её прак-
тической реализации.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить
сущность понятий «принцип», «принцип доступности», «принцип коммуника-
тивной направленности», «коммуникативная способность», определить их ме-
сто и роль в подготовке специалиста.
2. Определить условия реализации принципов доступности и комму-
никативной направленности обучения в виртуальных дидактических средах;
раскрыть возможности инфокоммуникационных технологий как методологиче-
ской основы коммуникативно-ориентированного обучения иностранному язы-
ку.
3. Предложить педагогическую модель обучения иностранному языку
на основе культурологического подхода в рамках технологии проектной дея-
тельности по принципу диалога культур.
4. Смоделировать технологическую структуру аудиторного занятия в
контексте технологии телекоммуникационных проектов, определить стратегию
её практической реализации.
5. Экспериментальным путем исследовать проектный метод обучения
для создания реальной языковой среды межкультурного общения на основе
инфокоммуникационных технологий в образовательном пространстве вуза и
осуществить сравнительный анализ его эффективности.
Методологической основой исследования явились: социально-
историческая детерминация педагогических явлений; культурологический, ак-
сиологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать об-
разование как одну из основных составляющих культуры и цивилизации; идеи
о социальной, деятельной и творческой сущности личности и её многофактор-


7
ном развитии; принципы взаимосвязи теории и практики; активности в процес-
се деятельности и др.
Теоретическую основу исследования составили: работы в области фило-
софии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Ба-
банский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев и др.),
личности как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), учебной и профессиональной моти-
вации (П.Я. Гальперин, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.),
концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская,
М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.Я. Якиманская и др.) и преподавания иностран-
ных языков в высшей школе (И.Л. Бим, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, Е.С. По-
лат, Г.В. Рогова и др.); идеи инфокоммуникационных технологий (А.А. Андре-
ев, А.Ю. Уваров, А.В. Хуторской и др.).
Методы исследования. На теоретическом уровне применялись методы
теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, моде-
лирование, обобщение педагогического опыта); вопросно-диагностические
(анкетирование, интервьюирование, оценивание, обобщение независимых ха-
рактеристик); праксиметрические (анализ продуктов деятельности обучаю-
щихся и преподавателей); экспериментальные (констатирующий и форми-
рующий педагогический эксперимент); количественной и качественной
оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформ-
ление в виде схем, таблиц и рисунков).
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой
исследования явились факультет романо-германских языков Ставропольского
государственного университета, переводоведческий факультет Северо-
Кавказского государственного технического университета. Экспериментом бы-
ло охвачено около 400 человек. Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1999-2000 гг.). Проводился сбор фактических данных,
осуществлялся анализ литературы, характеризующей состояние изучаемой


8
проблемы; разрабатывались исходные позиции исследования. В итоге были оп-
ределены проблема, гипотеза, методология и понятийный аппарат исследова-
ния, разработана логика поискового эксперимента и созданы концептуальные
модели научно-методических подходов с целью выявления наиболее эффек-
тивных форм и средств, способствующих реализации принципов доступности и
коммуникативной направленности обучения в сфере иноязычного образования.
Второй этап (2000-2002 гг.). Осуществлялись проверка и уточнение ра-
бочей гипотезы; разрабатывалась модель констатирующего и совершенствова-
лась логика формирующего экспериментов; отрабатывались технологии экспе-
риментальной работы; проводился педагогический эксперимент с целью про-
верки выдвинутых гипотетических положений исследования.
Третий этап (2002-2004 гг.). Осуществлялся формирующий эксперимент,
количественный и качественный анализ экспериментальных данных; уточня-
лись основные теоретические положения и формулировались выводы; оформ-
лялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- раскрыты теоретические основы культурологического подхода как педа-
гогической модели подготовки специалистов в сфере иноязычного образования;
- уточнена сущность понятий «принцип доступности», «принцип комму-
никативной направленности», их содержательные, системно-структурные и
уровневые характеристики, обоснованы понятия «коммуникативная компе-
тентность», «лингвокультурологическая компетентность» (функционально-
типологические и структурно-типологические характеристики);
- выявлен потенциал виртуальных дидактических сред в контексте теле-
коммуникационных проектов как платформы построения коммуникативно-
ориентированной модели освоения иностранного языка;
-разработаны дидактические комплексы, позволяющие эффективно
управлять процессом подготовки специалиста в сфере иноязычного образова-
ния.


9
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:
- исследовано понятие «коммуникативно-ориентированное обучение» как
средство организации образовательного процесса по иностранному языку в ву-
зе, выявлены его гносеологический, лингвистический, психологический и педа-
гогический аспекты;
- создана функционально-типологическая модель подготовки специалиста
в сфере иноязычного образования на основе культурологического подхода,
включающая в себя целевые ориентиры подготовки, организационные формы и
методы обучения, механизм её реализации;
- определен комплекс условий и предложены перспективные технологии
организации образовательного процесса на основе принципов доступности и
коммуникативной направленности по освоению иностранного языка, способст-
вующие повышению профессиональной компетенции специалиста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на ос-
нове его результатов выделены условия эффективной реализации принципов
доступности и коммуникативной направленности обучения средствами инфо-
коммуникационных технологий, перестройки учебно-педагогического процес-
са, обоснования инновационных подходов к организации иноязычного образо-
вания в вузе. Материалы и рекомендации, опубликованные по результатам ис-
следования, внедрены в практику подготовки специалиста в Ставропольском
государственном университете в процессе преподавания иностранного языка,
при подготовке переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в Се-
веро-Кавказском государственном техническом университете и могут быть ис-
пользованы в других вузах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективная реализация принципов доступности и коммуникатив-
ной направленности обучения студентов может быть обеспечена благодаря ис-
пользованию инфокоммуникационных технологий как среды интерактивного
взаимодействия партнеров по общению. Создание такой среды предполагает


10
разработку концепции проектной деятельности, включающей в себя цель, зада-
чи, содержание, методику работы субъектов образовательного процесса.
2. При определении стратегии обучения принципы доступности и
коммуникативной направленности должны лежать в основе педагогического
процесса, благодаря чему будет происходить постоянное приращение объема
коммуникативных знаний и умений студентов, возможность создания реальной
языковой среды межкультурного общения на базе технологии проектной дея-
тельности, широкое использование реальных исследовательских методов обу-
чения.
3. Средством реализации принципов доступности и коммуникативной
направленности обучения студентов иностранному языку выступает текст, яв-
ляющийся ресурсом Интернет-технологий, работа над которым происходит в
рамках учебного телекоммуникационного проекта, основанного на принципе
диалога культур и обеспечивающего формирование лингвокультурологической
компетенции специалиста.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и ре-
зультатов исследования обеспечены исходными методологическими позиция-
ми, комплексом методов исследования, адекватных его объекту, цели и зада-
чам, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью по-
лученных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные идеи, ос-
новное содержание диссертационного исследования и опытно-
экспериментальная работа были предметом обсуждений на кафедре английско-
го языка и кафедре информационных технологий в обучении и управлении
учебным процессом Ставропольского государственного университета, на ка-
федре теории и практики перевода и кафедре лингвистики и межкультурной
коммуникации Северо-Кавказского государственного технического универси-
тета.



11
Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на
краевой научно-практической конференции «Образование на рубеже веков:
опыт, достижения, перспективы» (Ставрополь, 2000), на региональной научно-
практической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2000),
на региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-
Кавказскому региону» (Ставрополь, 2000, 2001), на научно-методических кон-
ференциях «XXI век – век образования» (Ставрополь, 2001), «Современные
проблемы образования: опыт и перспективы» (Ставрополь, 2001), «Универси-
тетская наука – региону» (Ставрополь, 2003), на межрегиональной научной
конференции «Студенческая наука – экономике России» (Ставрополь, 2002), на
всероссийской конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного зна-
ния» (Москва, 2001, 2002).
По материалам диссертационного исследования опубликовано 22 работы,
4 из которых являются авторскими изданиями.
Объем и структура диссертации. Работа написана на 168 страницах ма-
шинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка ис-
пользованной литературы, включающего 250 наименований. Диссертация со-
держит 2 таблицы, 31 рисунок и приложения на 15 страницах.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность,
степень научной разработанности; рассматриваются основные характеристики
научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследо-
вания; определяются его теоретические и методические основы; раскрываются
организация и этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практи-
ческая значимость.
В первой главе «Принципы как методологическая основа обучения
студентов и педагогическая проблема» дается общеметодологическая харак-


12
теристика принципов обучения и их педагогическая интерпретация; исследует-
ся и анализируется феномен реализации принципов доступности и коммуника-
тивной направленности обучения иностранному языку; рассматривается значе-
ние инфокоммуникационных технологий в процессе создания дидактической
виртуальной среды как инновационной образовательной платформы.
Предпринят историографический анализ относительно значения понятия
«принцип», которое в первом приближении определялось как объективное тео-
ретическое обобщение некого нового явления, как формирование каких-либо
положений по заданному образцу; сделан вывод о том, что окончательно сфор-
мировавшаяся классификация принципов пока отсутствует.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило установить,
что многие авторы (В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Дани-
лов, А.Н. Леонтьев, В. Оконь, П.И. Пидкасистый, Л.А. Растригин, В.А. Сласте-
нин и др.) осуществляли типологизацию принципов на основе методического,
технологического и уровневого подходов. Это позволило выделить такие наи-
более значимые принципы, как принцип государственной политики в области
образования, методологические принципы, принципы организации педагогиче-
ского процесса и принципы обучения (дидактики).
Особый интерес для исследования представлял вопрос, связанный с
принципами обучения (наиболее дискуссионная область дидактики), которые
можно рассматривать в двух планах: в теоретическом (исследовательском) и
практическом – для использования их в качестве правил обучения.
Гносеологическое обоснование принципов обучения ученые трактуют по-
разному: положения, выражающие необходимость раскрытия закономерных
связей между целями воспитания и общими законами обучения (М.А. Данилов,
М.Н. Скаткин), основные положения, на которые следует опираться в препода-
вании на всех ступенях обучения (Т.А. Ильина), общие закономерности, кото-
рых преподаватель должен придерживаться в ходе своей дидактической дея-
тельности (К. Сосницкий).


13
Анализ проблемы показывает, что принципы обучения должны быть уни-
версальными на всех уровнях дидактической деятельности. Вслед за другими
исследователями (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В. Оконь, П.И. Пидкасистый
и др.) под принципами обучения мы понимаем исходные положения, которые
определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются
во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изучая сущность проблемы и исходя из специфики содержания, методов,
средств, форм и условий организации обучения иностранному языку, мы имели
возможность заметить, что взаимосвязь и взаимозависимость его основных ха-
рактеристик позволяет рассматривать принципы доступности и коммуникатив-
ной направленности обучения как основополагающие для этой дисциплины.
Теоретический анализ работ по проблеме доступности обуче-
ния (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г. Клаус,
Д.Б. Эльконин и др.) позволил определить, что возможность усвоения знаний
во многом определяется методами обучения и зависит от соблюдения препода-
вателем психологических и дидактических условий: отношения к студенту как
субъекту учебной деятельности; формирования положительных мотивов уче-
ния.
Многомерность и полифункциональность принципа доступности обуче-
ния определяется необходимостью самостоятельного продвижения в познании,
т. к. учебный процесс рассматривается как взаимодействие преподавателя и
студентов на основе деятельностного подхода (формирование опыта самостоя-
тельного поиска новых знаний, опыта творческой деятельности в сочетании с
выработкой ценностных ориентаций).
Установлено, что учеными проведен ряд исследований, которые позволи-
ли представить правила реализации ведущих принципов в обучении иностран-
ному языку. К ним относятся: принцип коммуникативной направленности,
дифференциации, активности, сознательности, наглядности, доступности и по-
сильности обучения.


14
Изучение опубликованных трудов и конкретной практики обучения ино-
странному языку в высшей школе свидетельствует, что сущность принципа
коммуникативной направленности рассматривается как вовлечение студентов в
устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуника-
цию – общение на изучаемом языке, выделяя в первую очередь чтение. В силу
этого данный принцип основан на методе коммуникативно-ориентированного
обучения.
В своей работе мы придерживаемся точки зрения, согласно которой
принципы доступности и коммуникативной направленности обучения оп-
ределяют необходимость использования различных организационных форм для
осуществления общения, а именно инфокоммуникационных технологий как
среды интерактивного взаимодействия партнеров в рамках международных те-
лекоммуникационных проектов.
Анализ проблемы инновационных процессов в современном образовании
позволил отметить, что многие исследователи (А.А. Андреев, М.В. Кларин,
А.Ю. Уваров, А.В. Хуторской, Е.Б. Ястребова и др.) особое внимание обраща-
ют на необходимость поиска путей, форм, методов и средств, вызывающих ак-
тивизацию познавательной деятельности студентов. Одним из таких решений
явилась разработка концепции проектной деятельности в рамках создания ди-
дактической виртуальной среды как инновационной образовательной платфор-
мы использования инфокоммуникационных технологий.
Таким образом, методика преподавания превращается в технологию про-
цесса обучения, где, кроме традиционных субъектов учебного процесса – пре-
подавателя, студента (учебного коллектива), появляется и дидактическая ин-
формационная среда.
Как показало исследование, доступность и коммуникативная направлен-
ность обучения иностранному языку обеспечиваются как самим материалом,
методикой работы с ним, так и формой его организации. Одной из них является
дидактическая виртуальная среда, на основе которой возникает эффективный


15
образовательный процесс. Педагогическая задача состоит в том, чтобы решить
проблему формирования лингвокультурологической компетенции студентов,
обеспечить приобщение их к культуре страны изучаемого языка и включение в
диалог культур.
Во второй главе «Создание и реализация дидактических информаци-
онных сред и технологических структур как условие обеспечения доступно-
сти и коммуникативной направленности обучения студентов» раскрыты
содержание и методика экспериментального обучения в условиях применения
инфокоммуникационных технологий; представлены результаты опытно-
экспериментальной работы и их анализ.
Выяснено, что цель коммуникативно-ориентированного метода обучения
состоит в том, чтобы научить иноязычной коммуникации, формируя у студента
образ «себя» как носителя национальной культуры. Отмечено, что основными
характеристиками данного метода являются: содержание и смысл высказыва-
ния, речевой контекст, групповые формы учебных занятий, где главное внима-
ние уделяется «личностному» содержанию учебного общения студентов.
Установлено, что дидактический потенциал инфокоммуникационных
технологий для целей обучения иностранному языку связан с возможностью
организации активной коммуникативной деятельности обучаемых на основе
межличностного телекоммуникационного общения. Спроектирована модель
использования инфокоммуникационных технологий, особенностью которой
стало описание уникальной учебно-познавательной среды, повышающей уро-
вень «языкового образования» в виртуальном образовательном пространстве
«живого» общения.
Как показало исследование, обеспечение доступности и коммуникатив-
ной направленности иностранному языку в условиях применения инфокомму-
никационных технологий является основной целью разработки технологиче-
ских структур. В соответствии с этим были определены: технология способов
организации коммуникативного взаимодействия и условия формирования ком-


16
муникативной компетенции студентов на базе постоянно меняющегося инфор-
мационного текстового материала (сеть Интернет), осознанного его примене-
ния в учебном процессе. На основе вышеизложенного был сделан вывод о не-
обходимости разработки современной методики, которая обеспечила бы соот-
ветствующую коммуникативную тренировку и сохранила бы «аутентичность»
применения иностранного языка в учебных ситуациях. В силу этого решение
проблемы заключалось в конструировании адаптируемых макро- и минитехно-
логических структур, функционирующих в дидактических информационных
средах.
Как свидетельствуют материалы исследования, именно метод обучения,
определяемый нами как апробированная и систематически функционирующая
структура деятельности субъектов обучающей и учебной деятельности, иг-
рает важную роль в структуре технологии. В результате была представлена
структура метода обучения иностранному языку в контексте технологической
структуры и возможностей инфокоммуникационных технологий (рис. 1).
Данная технологическая структура, реализованная в виде нескольких ин-
формационных модулей технологического процесса, и является по своей сути
минитехнологией аудиторного занятия.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Цель и методы обучения


Дидактические информационные
среды обучения




ДОСТИГАЕМАЯ ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Рис. 1. Структура метода обучения и его взаимосвязь с технологической струк-
турой и возможностями инфокоммуникационных технологий


17
В рамках формирующего эксперимента применялась технологическая
структура обучения английскому языку на основе модели практического ис-
пользования ИНТЕРНЕТ-технологий, где текст выступает как единица обу-
чения во всех видах речевой деятельности. В основу модели эксперименталь-
ной методики были положены следующие дидактические принципы: формиро-
вание навыков и умений чтения, аудирования, монологического и диалогиче-
ского высказываний, письменной речи, устойчивой мотивации иноязычной
деятельности студентов на занятиях на основе систематического использования
«живых» материалов из сети Интернет. Как показало исследование, технологи-
ческая структура модели практического использования Интернет-технологий
способствовала формированию культуры общения и развитию коммуникатив-
ных знаний и умений студентов; созданию языковой среды при инфокоммуни-
кационных контактах с носителями языка.
В процессе опытно-экспериментальной работы одним из условий повы-
шения мотивации студентов и реализации принципов доступности и коммуни-
кативной направленности обучения иностранному языку являлся вопрос фор-
мирования лингвокультурологической компетенции – способности и готовности
осуществлять межкультурное общение с носителями языка. Основой формиро-
вания был избран культурологический подход, предполагающий обучение в
культуросообразной среде.
В этой связи осуществлялось моделирование технологии проектной дея-
тельности, которая обеспечила активизацию личностных качеств студентов и
стимулировала заинтересованность, творческое выполнение задания, социали-
зацию в рамках межкультурного общения. В результате была разработана ме-
тодика организации совместного международного телекоммуникационного
проекта с носителями языка, создающего реальную языковую среду меж-
культурного общения. Реализации замысла исследования способствовало то,
что при такой организации учебной деятельности иностранный язык выступает
в своей прямой функции – средства формирования и формулирования мыслей.


18
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы был прове-
дён педагогический эксперимент, целью которого явилось выявление эффек-
тивности разработанной дидактической информационной (виртуальной) среды
в процессе реализации принципов доступности и коммуникативной направлен-
ности обучения иностранному языку в условиях применения инфокоммуника-
ционных технологий. В качестве экспериментальной формы организации учеб-
ной деятельности студентов в сети Интернет был выбран учебный телекомму-
никационный проект. Эксперимент проводился в 2002/2003 учебном году на
базе факультета романо-германских языков Ставропольского государственного
университета.
Для количественной оценки полученных результатов был использован
метод групповых экспертных оценок, который является одним из наиболее на-
дежных способов обработки слабо формализуемой информации. Показатель
значимости мнения эксперта определяется коэффициентом его компетентности,
который традиционно вычисляется на основе анализа серии анкет различной
степени релевантности, содержащих взаимные рекомендации, самооценки, ан-
кетные данные, оценки аргументирования и согласия. В общем случае качество
профессиональной подготовки специалистов определяется сформированностью
и эффективностью использования знаний, умений и навыков в практической
сфере. Доступность обучения можно представить в виде следующей формулы:


C= c1+c2+…+cn (1),


где C – упорядоченное множество элементов, характеризующих доступ-
ность обучения: c1, c2, c3, c4, cn – элементы множества – различные составляю-
щие, в качестве которых были выбраны следующие показатели: c1 – соответст-
вие целей обучения современным требованиям информационного общества и
развивающего образования; c2 – содержание образования, уровень организа-
ции – структура и систематизация учебного материала; c3 – содержание образо-


19
вания, уровень представления учебного материала; c4 – уровень организации
учебного процесса; c5 – мотивация к учению в условиях вовлечения каждого
студента в активный познавательный процесс; c6 – уровень использования
имеющихся и новых знаний и умений, условия интеграции нового знания, фор-
мирование навыков поисковой и исследовательской деятельности; c7 – уровень
коммуникации – организация взаимодействия между студентами и преподава-
телем; c8 – уровень коммуникации – организация взаимодействия между сту-
дентами; c9 – уровень коммуникации – организация взаимодействия студентов
со сверстниками других стран мира и сформированность представления о “диа-
логе культур”; c10 – уровень сформированности у студентов целостной картины
мира с учетом возможностей глобальной коммуникации.
Для непосредственного измерения показателя cn использовалась сле-
дующая формула:


Cn = Nправ /Nобщ (2),


где Nправ – количественная оценка показателя, полученная в ходе проведе-
ния конкретного эксперимента, Nобщ – максимально возможная количественная
оценка показателя, которая может быть получена в ходе проведения экспери-
мента.
Для оценки результатов обучения студентов использовались 10 анкет, со-
держание которых определялось показателями cn (1) с коррекцией на проверку
не только доступности и коммуникативной направленности обучения, но и ка-
чества образовательной технологии. В качестве экспертов выступили препода-
ватели СГУ и СевКавГТУ, обладающие должным уровнем компетентности.
Всего в эксперименте участвовало 30 экспертов.
Сравнительный анализ результатов обработки ответов экспертов (рис. 2)
позволяет нам сделать вывод о повышении доступности и коммуникативной



20
направленности обучения по выделенным выше критериям c1, c2, c3, c4, c5, c6, c7,
c8, c9, c10, C.


2 ,5

2

1 ,5
Баллы




1

0 ,5

0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Критерии

ко н тр о л ь н а я гр уп п а э кс п е р и м е н та л ь н а я гр уп п а




Рис. 2. Критерии доступности и коммуникативной направленности обучения


Итак, общие результаты проведенного педагогического эксперимента по-
зволяют утверждать, что предложенная нами технология проектной деятельно-
сти для создания реальной языковой среды межкультурного общения оказалась
весьма эффективной.
В заключении подводятся итоги теоретического и экспериментального
исследования, в ходе которых подтвердилась рабочая гипотеза.


ВЫВОДЫ
1. Проблема реализации принципов доступности и коммуникативной
направленности обучения требует системного подхода. С одной стороны, дос-
тупность обеспечивается как самим материалом, его организацией, так и мето-
дикой работы с ним; а с другой – открытость и доступность образования обу-
словлены широким использованием инфокоммуникационных технологий, в ча-
стности, технологий Интернет.


21
2. Основными направлениями реализации принципов доступности и
коммуникативной направленности обучения являются вопросы моделирования
лингвокультурологической компетенции на основе использования инфокомму-
никационных технологий.
3. С этой целью предложено осуществлять создание дидактических
виртуальных информационных сред, в рамках которых происходит формирова-
ние лингвокультурологической компетенции студентов. Использование инфо-
коммуникационных технологий при моделировании педагогических процессов
позволило построить типологическую модель лингвокультурологической ком-
петенции (межкультурного общения) по принципу диалога культур.
4. В качестве основного метода работы над телекоммуникационным
проектом признается исследовательский метод с элементами проблемного обу-
чения. Использование проектных методов обучения на основе инфокоммуни-
кационных технологий, в частности, дидактической виртуальной среды, решает
проблему повышения доступности и коммуникативной направленности обуче-
ния.
5. Полученные в итоговом эксперименте данные позволяют утвер-
ждать, что предлагаемая нами технология проектной деятельности для создания
реальной языковой среды межкультурного общения оказалась весьма эффек-
тивной, т.к. создает возможность совершенствования коммуникативной компе-
тенции во всех видах речевой деятельности в ходе партнерских отношений на
международном уровне.


Публикации по теме диссертации
1. Зайцева Е.В. Новый концептуальный подход в обучении англий-
скому языку с использованием современных информационных технологий //
Матер. 3-й региональной научно-практич. конф. «Эвристическое образова-
ние – 3». – Ставрополь: СГУ, СКИПКРО, 2000. – С. 46 – 48.
2. Зайцева Е.В. Использование компьютерного обучения и внедрение
новых информационных технологий в преподавание английского языка //
Сб. матер. краевой научно-практич. конф. «Образование на рубеже веков:


22
опыт, достижения, перспективы». Вып. 2. – Ставрополь: Ставропольсервис-
школа, СКИПКРО, 2000. – С. 160 –161.
3. Зайцева Е.В. Компьютеры в обучении английскому языку. Учебное
издание. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000. – 78 с.
4. Зайцева Е.В. Об использовании новых информационных техноло-
гий в обучении английскому языку // Матер. XXX научно-технич. конф.
профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Сев-
КавГТУ. – Ставрополь, 2000. – С. 189 – 190.
5. Зайцева Е.В. Компьютерная лингвистика // Матер. IV региональной
научно-технич. конф. «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». –
Ставрополь, 2000. – С. 169 – 170.
6. Зайцева Е.В. Компьютерная лингвистика. Учебное издание.– Став-
рополь: СКИПКРО, 2000. – 28 с.
7. Зайцева Е.В. Понятие коммуникации «Человек – Компьютер» в
компьютерной обучающей среде // Матер. XXXI научно-технич. конф. про-
фессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ.
Часть 2. Ставрополь, 2001. – С. 43.
8. Зайцева Е.В. Компьютерная программа как средство обучения анг-
лийскому языку // Современные проблемы образования: опыт и перспекти-
вы: Матер. научно-методич. конф. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –
С. 298 – 292.
9. Зайцева Е.В. Коммуникация «Человек - Компьютер» в компьютер-
ной обучающей системе. Научное издание. – Ставрополь: СКИПКРО,
2001. – 54 с.
10. Зайцева Е.В. Компьютерная лингвистика // Сб. научн. тр. Серия
«Гуманитарные науки». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. – С. 114 – 117.
11. Зайцева Е.В. Повышение доступности обучения английскому языку
на основе использования дистанционного образования // Информационные
технологии в обучении и научных исследованиях: Матер. 46 научно-
методич. конф. «XXI век – век образования». – Ставрополь: Изд-во СГУ,
2001. – С.152 – 158.
12. Зайцева Е.В. Информационные телекоммуникационные технологии
как основа доступного и непрерывного образования иностранным языкам
(английскому языку) // Информационные технологии в обучении и научных
исследованиях: Матер. 46 научно-методич. конф. «XXI век – век образова-
ния». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С.158 – 162.
13. Зайцева Е.В. Компьютерные технологии в изучении английского
языка // Лингводидактические и семантические проблемы изучения нацио-
нально-культурной ценностной картины мира: Матер. 46 научно-методич.
конф. «XXI век – век образования». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –
С. 60 – 64.
14. Зайцева Е.В. Коммуникация «Человек - Компьютер» в компьютер-
ной обучающей среде // Лингводидактические и семантические проблемы


23
изучения национально-культурной ценностной картины мира: Матер. 46 на-
учно-методич. конф. «XXI век – век образования». – Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2001. – С. 64 – 68.
15. Зайцева Е.В. Телекоммуникационные технологии – инновационный
подход к повышению доступности обучения английскому языку // Актуаль-
ные проблемы социогуманитарного знания: Сб. научн. трудов кафедры фи-
лософии МПГУ. Выпуск X. Часть 1. – М.: Прометей, 2001.– С. 82 – 84.
16. Зайцева Е.В. Компьютерная лингвистика // Матер. V региональной
научно-технич. конф. «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». –
Ставрополь, 2001. – С.67.
17. Зайцева Е.В. Компьютерные телекоммуникационные сети в обуче-
нии английскому языку // Матер. II научной конф. профессорско-
преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского
гуманитарно-технического института. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. –
С. 43 – 44.
18. Зайцева Е.В. Телекоммуникационные технологии в обучении анг-
лийскому языку. Научное издание. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – 38 с.
19. Зайцева Е.В. Использование Интернет-технологий в обучении анг-
лийскому языку // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб.
научн. трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск X. Часть III. – М.: Про-
метей, 2002. – С.124.
20. Зайцева Е.В. Использование компьютерных телекоммуникацион-
ных технологий для повышения эффективности обучения английскому язы-
ку на основе дистанционного образования // Матер. III межрегион. научн.
конф. «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь: СевКавГТУ,
2002. Часть I. – С.192 – 193.
21. Зайцева Е.В. Новые образовательные технологии: компьютерные
телекоммуникации в обучении английскому языку // Сб. научн. трудов. Се-
рия «Гуманитарные науки». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. – С. 225 – 227.
22. Зайцева Е.В. Инфотелекоммуникационные технологии как принци-
пиально новый подход к повышению доступности обучения английскому
языку // Матер. 48 научно-методич. конф. «Университетская наука – регио-
ну»: Язык и социокультурная среда: аспекты взаимодействия. – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2003. – С. 347 – 349.




24



СОДЕРЖАНИЕ