СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Зайчикова Татьяна Николаевна




Технология педагогического тестирования как средство
эффективного управления функционированием
и развитием образовательной системы региона

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Нижний Новгород – 2003
2
Работа выполнена в Нижегородском государственном
педагогическом университете


Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Загрекова Лилия Васильевна


Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Осовский Ефим Григорьевич


кандидат педагогических наук, доцент
Жаворонкова Муза Ивановна


Ведущая организация:
Нижегородский государственный университет
им.Н.И.Лобачевского


Защита состоится 25 декабря 2003 года в 10-00 час. в ауд. 107 на засе-
дании диссертационного совета Д 212.164.01 по присуждению ученой степе-
ни доктора педагогических наук при Нижегородском государственном педа-
гогическом университете по адресу: 603950, Нижний Новгород, ул.Ульянова,
д.1.



С диссертацией можно ознакомится в библиотеке НГПУ.



Автореферат разослан 24 ноября 2003 года.




Ученый секретарь
диссертационного совета Л.В.Кильянова
3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Одной из ключевых приоритетных за-
дач модернизации российского образования является «…обеспечение госу-
дарственных гарантий – доступности и равных возможностей получения
полноценного образования; достижение нового современного качества до-
школьного, общего и профессионального образования…».1) В связи с этим
актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема
научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся и
прежде всего качества подготовки выпускников общеобразовательной школы
как базового звена образования.
Основные принципы образовательной политики в России, обозначен-
ные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные
на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие на-
циональных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономно-
сти и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных
стандартов как системы государственных требований в образовании, при-
званных не допустить реальной опасности разрушения единого образова-
тельного пространства, снижения качества образования в отдельных школах
в условиях провозглашения принципа их автономности.
Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения но-
вых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с од-
ной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование,
сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны –
видоизменение форм и методов государственного контроля качества образо-
вания.
Анализ философской, социологический, психолого-педагогической на-
учной литературы показал, что исследование обозначенных проблем осуще-
ствляется отечественными учеными с позиций системного подхода к изуче-
нию образования как социально-педагогического явления (Е.Л.Белкин,
Р.Г.Гурова, Л.В.Загрекова, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.М.Соколов,
Н.Ф.Талызина, В.Н.Шамардин, В.А.Якунин и др.). При этом, под качеством
образования имеется ввиду прежде всего его конечный результат: облик мо-
лодого человека, окончившего школу, его нравственные качества, способ-
ность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда. Исследованиями ученых разработана методика получения промежу-
точных, конечных и отдельных результатов учебно-воспитательной деятель-
ности в разных типах образовательных учреждений, раскрыты основные
принципы и методы управления педагогическими системами и процессами, а
также проектирование результатов обучения и методов их достижения
(Н.А.Галатенко, И.И.Ильясов, В.М.Соколов).
_________________
1)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник
образования: Сб.приказов и инструкций Министерства образования России. – 2002. - №6.
– С. 16.
4
Получение качественной объективной информации в области педаго-
гической деятельности связано сегодня с развитием тестологии как новой от-
расли научного знания, которая появилась в начале ХХ века на стыке психо-
логии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Педагогическая
тестология, согласно концепции В.С.Аванесова, призвана заниматься вопро-
сами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков,
представлений учащихся. Она представляет собой прикладное направление
научной педагогики.
Анализ результатов исследований зарубежных (Д.Вилфорд,
К.Ингенкамп) и отечественных (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, Ю.Ф.Гущин,
М.В.Кларин, Г.С.Ковалева, В.Г.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.Н.Майоров,
В.И.Огорелков, Е.Н.Перевощикова, В.М.Соколов, А.О.Татур, В.С.Черепанов,
М.Б.Челышкова, И.А.Цатурова и др.) ученых-педагогов показал, что педаго-
гические тесты являются одним из наиболее мощных, надежных и объектив-
ных методов определения учебных успехов (достижений) учеников.
Исследованиями ученых изучены вопросы теории педагогических тес-
тов, композиция и формы тестовых заданий, условия и процедура проведе-
ния тестов, предъявление данных и их интерпретация. В диссертационном
исследовании Е.Г.Полуаршиновой изучены тесты как средство контроля ка-
чества подготовки учащихся в системе управления образованием региона (на
примере общего среднего образования г.Москвы).
Анализ научно-педагогической литературы и современной образова-
тельной практики показал, что в настоящее время в России идет процесс ста-
новления системы тестирования в области образования, а тестовые техноло-
гии рассматриваются как одно из средств контроля качества подготовки и
уровня предметных достижений учащихся. Однако они не нашли широкого
применения в профессиональной деятельности специалистов образователь-
ной сферы, что подтверждается и результатами проведенного нами констати-
рующего педагогического эксперимента.
Исследование показало, что одна из причин этого явления связана с
недостаточно полной изученностью вопросов о сущности и научно-
теоретических основах технологии педагогического тестирования как сред-
ства эффективного управления функционированием и развитием образова-
тельной системы региона. Об этом свидетельствует тот факт, что в исследо-
ваниях, посвященных данной проблеме, изучаются преимущественно от-
дельные аспекты влияния тестовой технологии на качество обученности
учащихся.
Таким образом, возникло объективное противоречие между растущей
потребностью в использовании технологии педагогического тестирования
как средства эффективного управления функционированием и развитием об-
разовательной системы региона и недостаточной разработанностью этого во-
проса в педагогической науке. С учетом этого противоречия сделан выбор
темы исследования, проблема которого сформулирована следующим обра-
зом: какова совокупность педагогических условий успешного применения
5
технологии педагогического тестирования как средства эффективного управ-
ления функционированием и развитием образовательной системы региона?
Цель исследования: выявить, разработать, обосновать и эксперимен-
тально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность
применения технологии педагогического тестирования как средства эффек-
тивного управления функционированием и развитием образовательной сис-
темы региона.
Объект исследования: процесс функционирования и развития образо-
вательной системы региона.
Предмет исследования: особенности конструирования, проведения и
использования технологии педагогического тестирования как средства эф-
фективного управления функционированием и развитием образовательной
системы региона.
Гипотеза исследования: технология педагогического тестирования
станет реальным средством эффективного управления функционированием и
развитием образовательной системы региона, если будет:
- создана специализированная организационная структура (Аттестаци-
онно-диагностический центр), обеспечивающая проектирование целостной
модели системы региональной технологии педагогического тестирования и
организационно-методическое сопровождение всего блока работ, связанных
с тестированием на региональном уровне;
- обеспечено соблюдение и реализация в процессе функционирования
педагогической системы региона следующих педагогических условий: а)
учет руководителями школ, органов образования, учителями в своей профес-
сиональной деятельности результатов педагогического тестирования; б)
формирование методологической позиции и профессионально-
педагогической компетентности специалистов образовательной сферы, рабо-
тающих в контексте концептуальных идей тестовой теории и технологии; в)
развитие методологической компетентности учащихся как субъектов образо-
вательного процесса.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности педагогической системы региона как объ-
ективного явления социально-педагогической действительности, значение и
роль педагогической диагностики, ее основных методов в эффективном
управлении ее функционированием и развитием.
2. Выявить и обосновать цель, задачи, содержание работы Аттестаци-
онно-диагностического центра как специализированной организационной
структуры, обеспечивающей организационно-методическое сопровождение
всего блока работ, связанных с тестированием на региональном уровне, и ап-
робировать ее на практике.
3. Разработать на основе концептуальных идей классической и совре-
менной теории тестирования модель региональной технологии педагогиче-
ского тестирования.
4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить основные педа-
гогические условия успешного внедрения технологии педагогического тес-
6
тирования как средства эффективного управления функционированием и
развитием региональной образовательной системы.
5. Разработать практические рекомендации руководителям школ, ор-
ганов образования, учителям по использованию технологии педагогического
тестирования, обеспечивающей улучшение учебно-воспитательного процес-
са, а также объективность, надежность и валидность результатов при атте-
стации учащихся и общеобразовательных школ.
Методологической основой исследования являются философские
положения о противоречиях как движущей силе развития; диалектико-
материалистическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений дейст-
вительности; о ведущей роли деятельности в формировании общественных
отношений и развитии личности; о единстве теории и практики; о творческой
активности личности.
Теоретическими основами исследования являются труды ученых,
занимающихся проблемами:
- закономерностей образовательного процесса и их сущности (Ю.К.
Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, Е.Г.Осовский, М.Н.Скаткин, В.А.
Сластенин, М.И.Махмутов и др.);
- системно-деятельностного и личностного подходов к организации пе-
дагогического процесса, предусматривающих гармоничное сочетание лич-
ных и общественных целей (В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева,
А.А.Кирсанов, Ф.В.Повшедная, В.В.Сериков, И.С.Якиманская);
- теории педагогических систем, закономерностей их функционирова-
ния, развития и управления (В.П.Беспалько, А.П.Беляева, Л.В.Загрекова,
Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, С.А.Маврин, Л.Ф.Спирин, В.А.Сластенин,
В.П.Симонов, В.Н.Шамардин и др.);
- качества образования, его сущности, совершенствования контроля за
его повышением (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, В.А.Караковский, В.С. Лаза-
рев, А.М.Моисеев, В.В.Николина, П.И.Пидкасистый, М.М.Поташник, В.М.
Соколов, О.Г.Хомерики, Е.А.Ямбург и др.);
- диагностики эффективности функционирования педагогических сис-
тем, теории тестологии и педагогической квалиметрии (В.С.Аванесов,
А.Анастази, К.Ингенкамп, Д.Н.Кеттелл, В.И.Огорелков, Г.С.Ковалева,
А.Н.Майоров, Е.А.Михайлычев, Е.Н.Перевощикова, М.Б.Челышкова и др.);
- теории стандартизации образования (В.С.Леднев, Н.Д.Никандров,
М.Н.Лазутова, М.В.Рыжаков, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур, Я.С.Турбовский,
С.Е.Шишов и др.);
- таксономии целей образования (В.П.Беспалько, Н.Гронлунд, Б.Блум,
В.М.Кларин, О.Е.Лебедев и др.);
- теории педагогического мониторинга (Т.И.Алексеева, В.И.Андреев,
В.А.Кальней, А.Н.Майоров, Т.Г.Михалева, С.Е.Шишов и др.);
- конструирования и технологизации учебного процесса (В.П. Беспаль-
ко, Г.А.Бордовский, Н.М.Зверева, В.А.Извозчиков, М.В.Кларин, В.М. Мона-
хов, Г.К.Селевко, М.А.Тарасов, М.А.Чошанов и др.).
7
Изучая психологические аспекты диагностики качества образователь-
ной подготовки учащихся общеобразовательной школы и разрабатывая с
этой целью систему тестовой диагностики мониторинга и успешности усвое-
ния учащимися общеобразовательной школы основ наук и предметных дос-
тижений школьников, мы опирались на исследования Б.Г.Ананьева,
А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Зимней,
В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, В.А.Петровского, К.К.
Платонова, С.Л.Рубинштейна, С.Д.Смирнова, Г.А.Стрюкова, Н.Ф.Талызиной,
Д.Б.Эльконина и др.
Методы исследования определялись его целью, решением теоретиче-
ских и практических задач, системным подходом, реализованным в ходе
опытно-экспериментальной работы. Ведущими методами выступали сле-
дующие: теоретический анализ философской, педагогической, психологиче-
ской, социологической литературы; анализ и синтез эмпирических данных,
полученных в ходе исследования; методы эмпирического уровня: изучение и
обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение доку-
ментации, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы,
включенное наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка, обобщение незави-
симых характеристик, тестирование. Основным методом являлась опытно-
экспериментальная работа, в ходе которой удалось получить новые научные
данные и проверить их на практике.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими кате-
гориями нашего исследования являются понятия: «качество образования»,
«управление качеством образования», «педагогический тест», «тестирова-
ние», «мониторинг», «педагогическая диагностика» и «профессионально-
педагогическая компетентность».
Качество образования – это системная методологическая категория,
отражающая степень соответствия результата образования поставленной це-
ли (В.Н.Максимова).
Управление качеством образования – это прежде всего стимулирова-
ние и регулирование деятельности субъектов образовательного процесса для
достижения поставленной цели (В.Н.Максимова).
Педагогический тест – совокупность взаимосвязанных заданий воз-
растающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и
другие интересующие педагога характеристики личности (В.С.Аванесов).
Тестирование – метод педагогической диагностики, с помощью кото-
рого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты
учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимо-
сти, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти об-
работку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической
практике (К.Ингенкамп).
Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с
целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному по-
ложению (А.Н.Майоров).
8
Педагогическая диагностика – это установление и изучение признаков,
характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и
условий ее реализации (на всех ее уровнях) для прогнозирования, коррекции
нарушений нормальных тенденций ее функционирования и развития
(Е.А.Михайлычев).
Профессионально-педагогическая компетентность специалистов сфе-
ры образования – знание основных психолого-педагогических теорий обуче-
ния и воспитания, общей структуры и содержания систем образования раз-
личных стран, современных разработок и теоретических установок в отно-
шении управления в целом и учебными заведениями, в частности
(М.М.Поташник).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- определена теоретико-методологическая стратегия к разработке и
внедрению технологии педагогического тестирования как средства эффек-
тивного управления функционированием и развитием образовательной сис-
темы региона;
- выявлена цель, основные функции и направления деятельности Атте-
стационно-диагностического центра (АДЦ) как специализированной органи-
зационной структуры, владеющей методикой составления педагогических
тестов и методологией организации массового тестирования школьников, ат-
тестации учащихся школ и общеобразовательных учреждений;
- разработана модель региональной технологии педагогического тести-
рования, реализация которой обеспечивает эффективное управление функ-
ционированием и развитием педагогической системы школы, района, регио-
на;
- выявлены необходимые педагогические условия успешного примене-
ния технологии педагогического тестирования как средства эффективного
управления функционированием и развитием образовательной системы ре-
гиона;
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- определена роль технологии педагогического тестирования как сред-
ства эффективного управления функционированием и развитием образова-
тельной системы региона, значение и содержание деятельности АДЦ в дан-
ном аспекте;
- обоснованы основные методологические ориентиры исследования
технологии педагогического тестирования как средства эффективного управ-
ления функционированием и развитием педагогической системы, района, ре-
гиона;
- выявлены основные пути и формы развития профессионально-
педагогической компетентности и методологической позиции руководителей
школ, органов образования и их роли в успешном применении технологии
педагогического тестирования как средства эффективного управления функ-
ционированием и развитием образовательной системы различного уровня
сложности.
9
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-
пользования его материалов в практике проведения аттестации и мониторин-
га качества функционирования образовательных систем различного уровня
сложности (класса, общеобразовательной школы, района, области); теорети-
ческие выводы могут быть положены в основу разработки и реализации ав-
торских тестовых технологий контроля уровня обученности учащихся в сис-
теме общего образования.
Материалы исследования могут быть использованы в массовой прак-
тике по организации и проведению аттестации учащихся общеобразователь-
ных школ России, в системе повышения квалификации практических работ-
ников и руководителей сферы образования, в процессе профессионального
обучения студентов в высшей педагогической школе.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразователь-
ные школы Нижегородской области, гг. Н.Новгорода, Пензы, Ярославля. Ба-
зовыми при проведении обучающего эксперимента были общеобразователь-
ные школы Городецкого и Володарского районов Нижегородской области.
Педагогическим экспериментом было охвачено около 1000 учителей
общеобразовательных школ, 150 руководителей сферы образования и более
3000 учащихся.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение
1993-2002 гг. и предусматривало три этапа.
На первом этапе (1993-1996 гг.) проводилось изучение научной и
учебно-методической литературы, определялись основные подходы к изуче-
нию темы диссертационного исследования, анализировался и обобщался оте-
чественный и зарубежный опыт по применению тестовой технологии в обра-
зовательном процессе. На данном этапе был проведен констатирующий экс-
перимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы
исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая
гипотеза.
На втором этапе (1996-2000 гг.) осуществлялась опытно-
экспериментальная проверка гипотезы, анализ и интерпретация полученных
данных, обрабатывался материал исследования, проводилась выработка
практических рекомендаций по проектированию и использованию техноло-
гии педагогического тестирования в учебно-воспитательной и управленче-
ской деятельности специалистов образовательной сферы.
На третьем этапе (2000-2002 гг.) происходило теоретическое осмыс-
ление работы, проделанной на предыдущих этапах, литературное оформле-
ние диссертации. Проводилось внедрение научно-методических рекоменда-
ций по использованию тестовой технологии в практике работы общеобразо-
вательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
в процессе непосредственной деятельности диссертанта в качестве руководи-
теля АДЦ Нижегородской области, в образовательной сфере которой внедре-
на в качестве действующей разработанная АДЦ технология педагогического
тестирования при проведении массового тестирования учащихся школ облас-
10
ти, аттестации педагогических кадров и выпускников школ, при организации
и проведении мониторинга уровня предметных достижений учащихся; через
проведение лекционных, семинарских и практических занятий для специали-
стов Министерства образования Российской Федерации, руководителей школ
и органов управления образованием, учителей, студентов высшей педагоги-
ческой школы по проблемам диагностики и мониторинга в учебном процес-
се, контроля качества обученности учащихся, формирования системы управ-
ления качеством образования; участия диссертанта в качестве регионального
координатора в международной программе «Партнеры в образовании» в
США (1998г.), в международных тестированиях учащихся Нижегородской
области. Ход исследования и его основные результаты докладывались и об-
суждались на региональных и Всероссийских научно-практических конфе-
ренциях в гг. Москва (1995,1997,1999), Санкт-Петербург (1997), Нижний
Новгород (1995-2001), Калуга (1998), Йошкар-Ола (1995), на методологиче-
ских семинарах и заседаниях кафедры общей педагогики НГПУ, внутриву-
зовских конференциях, на семинарах методистов, а также при обсуждении
публикаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе-
чивается методологической и теоретической обоснованностью исходных по-
зиций, выбором методов исследования, адекватных его предмету и задачам,
единством теоретической и экспериментальной частей исследования, прове-
дением научных исследований в единстве с практической деятельностью,
применением статистики при обработке экспериментальных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методологическими ориентирами исследования сущности педаго-
гической (образовательной) системы региона, определения значения и роли
педагогической диагностики, ее основных методов как средства эффективно-
го управления ее функционированием и развитием являются системный, дея-
тельностный, личностный и синергетический подходы. Системный подход
позволяет выявить и уточнить цели, содержание, функции, сущность педаго-
гической диагностики как составной части научной системы педагогического
контроля, обеспечивающей получение специалистами образовательной сфе-
ры объективной и достоверной информации об эффективности ее функцио-
нирования. С позиции системного и деятельностного подходов объект педа-
гогической диагностики определяется как процесс функционирования педа-
гогической системы и ее предмет – как результат этого функционирования,
выраженный в различных качественных и количественных характеристиках.
Личностный и синергетический подходы обеспечивают при разработке тех-
нологии педагогического тестирования и содержания педагогических тестов
учет и развитие индивидуально-личностного уровня образовательных дости-
жений учащихся как субъектов своей учебной деятельности.
2. Успешная реализация технологии педагогического тестирования как
средства эффективного управления функционированием и развитием образо-
вательной системы региона, спроектированная на основе концептуальных
идей классической и современной теории тестирования и включающая в себя
11
банк тестовых заданий, компьютерную программу обработки результатов
тестирования и их интерпретации, методику формирования репрезентатив-
ной выборки учащихся при массовом тестировании, обусловлена наличием
специализированной структуры (Аттестационно-диагностического центра),
обеспечивающей научно-методическое и организационно-методологическое
сопровождение всего блока работ, связанных с тестированием на региональ-
ном уровне.
3. Успешная реализация технологии педагогического тестирования для
диагностики и мониторинга предметных достижений учащихся, ориентиро-
ванная на повышение качества обученности школьников и совершенствова-
ние управленческой деятельности специалистов образовательной сферы,
обусловлена методологической позицией и профессионально-педагогической
компетентностью руководителей школ, органов образования, учителей и
уровнем рефлексивности познавательной деятельности учащихся, их методо-
логической компетентностью.
4. Необходимым условием успешного применения технологии педаго-
гического тестирования как средства повышения эффективности управления
функционированием и развитием образовательной системы региона является
включение педагогических тестов в качестве необходимого элемента в рай-
онную модель мониторинга образования и доведение результатов тестирова-
ния до сведения руководителей районного звена образования, школ, учите-
лей и учащихся. Это позволит руководителям школ и органов образования
принять научно-обоснованные управленческие решения, обеспечит учителям
школ возможность ввести в учебный процесс своевременные коррекционные
процедуры, ориентировать школьников на необходимость устранения пробе-
лов в усвоенной системе знаний, умений и навыков, развивать их активность
и самостоятельность как субъектов своей учебной деятельности. В этом слу-
чае обеспечивается самоуправление и саморазвитие педагогической системы
школы, постепенный переход от педагогического управления со стороны
учителя к самоуправлению со стороны ученика.
Структура работы соответствует логике научного исследования и со-
стоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание диссертации изложено на 210 страницах, из них 5 таблиц,
6 рисунков, 4 графика, список литературы включает 257 наименований.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются про-
блема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические и теорети-
ческие основы, методы исследования, его научная новизна, теоретическое и
практическое значение, положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Научно-теоретические основы повы-
шения эффективности управления функционированием и развитием образо-
вательной системы региона в условиях стандартизации образования» рас-
сматриваются методологические основы исследования, роль педагогической
12
диагностики и ее основных методов как теоретического фундамента практи-
ческой деятельности специалистов образовательной сферы по повышению
эффективности управления функционированием и развитием образователь-
ной системы региона в условиях стандартизации образования. Раскрываются
психолого-педагогические основы деятельности учителя и учащихся в усло-
виях функционирования образовательной системы как целостного явления
педагогической действительности.
В первой главе на основе анализа философской, социологической, пси-
холого-педагогической литературы показано, что теоретико-
методологическую основу изучения особенностей педагогической (образова-
тельной) системы региона как явления реальной действительности, путей и
средств повышения эффективности управления ее функционированием и
развитием составляют современные идеи, теории, концепции философии, со-
циологии, синергетики о сущности социальных систем, их составе, структу-
ре, функциях, внутренних свойствах. Содержание понятия «система», со-
гласно исследованиям отечественных ученых-философов (В.Г.Афанасьев,
И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.), включает сле-
дующие характеристики: система представляет собой целостный комплекс
взаимосвязанных элементов; она образует особое единство с окружающей
средой; любая исследуемая система представляет собой элемент системы бо-
лее высокого порядка; элементы любой исследуемой системы в свою очередь
обычно выступают как системы низкого порядка. Социальные системы отно-
сятся к классу самоуправляемых систем, которым присущи механизмы, фак-
торы управления. Они-то и обеспечивают целесообразность системы, ее
функционирование, совершенствование и развитие. На данные концептуаль-
ные идеи мы опирались в процессе изучения проблемы диссертационного
исследования. В русле этих идей педагогические (образовательные) системы
рассматривались в диссертации как один из видов социальных систем.
В диссертации дается обзор позиций ученых-педагогов о сущности пе-
дагогической (образовательной) системы. Анализ работ отечественных и за-
рубежных авторов показал, что большинство ученых включают в содержание
понятия «педагогическая система» следующие существенные признаки: со-
став, структура, функция.
Для нашего исследования важно глубокое методологическое обоснова-
ние сущности педагогической системы с позиций системного подхода, кото-
рое дается в работах известного ученого-педагога В.П.Беспалько; особенно-
сти ее структуры, функционирования и развития с позиций системного, дея-
тельностного и личностного подходов в русле концепции Л.В.Загрековой,
Е.А.Михайлычева, В.П.Симонова и др.; основные виды управления, показа-
тели эффективности функционирования обозначенной системы, сущность
понятия «управление качеством образования» в русле концепции
В.Н.Максимовой, В.С.Лазарева и М.М.Поташника.
В работе раскрываются концептуальные идеи отечественных ученых-
педагогов (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, С.А.Маврин и др.) о значении мо-
делирования и конструирования педагогических систем как основного пути
13
создания нового педагогического знания, а также как важнейших компонен-
тов деятельности педагога-организатора. На эти концептуальные идеи мы
опирались в процессе исследования при обосновании необходимости разви-
тия профессионально-педагогической компетентности и методологической
позиции руководителей школ и органов образования, учителей как одного из
условий успешного применения технологии педагогического тестирования
как средства эффективного управления функционированием и развитием ре-
гиональной образовательной системы.
В диссертации анализируются основные подходы зарубежных
(К.Ингенкамп и др.) и отечественных (В.В.Воронов, В.И.Каган, Н.А. Сыче-
ников, В.Н.Максимова, В.П.Симонов, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый)
ученых-педагогов к определению сущности понятия «педагогическая диаг-
ностика». Установлено, что на сегодняшний день отсутствует общепринятое
научное определение этого понятия, что объясняется сложностью и многоас-
пектностью данного педагогического явления. Показано, что в русле нашего
исследования значительный теоретический и практический интерес пред-
ставляет концепция о педагогической диагностике и тестах как одном из ве-
дущих максимально объективных ее методов, разработанная немецким уче-
ным-педагогом К.Ингенкампом, а также концептуальные идеи о сущности
понятия «диагностика и оценка качества образовательных систем», разраба-
тываемые с начала 90-х годов ХХ в. отечественными учеными-педагогами
(Л.В.Загрекова, В.С.Лазарев, В.Н.Максимова, М.М.Поташник, В.Н. Шамар-
дин). В работе анализируются обозначенные подходы и отмечается, что дан-
ных подходов мы придерживались в процессе диссертационного исследова-
ния.
В диссертации показано, что ключевым моментом, определяющим ка-
чество образования и процедуру его оценки является Государственный обра-
зовательный стандарт. В работе рассмотрены основные концептуальные идеи
отечественных ученых-педагогов (В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, М.В. Рыжа-
ков, С.Е.Шишов и др.) о сущности, структуре, функциях стандарта. Отмеча-
ется, что в процессе диссертационного исследования мы опирались на дан-
ные концептуальные идеи и прежде всего учитывались такие функции стан-
дарта, как критериально-оценочная; управления; повышения качества обра-
зования.
Раскрываются теоретико-методологические основы психолого-
педагогических аспектов образовательно-воспитательных процессов как
компонента педагогической системы, а также деятельности учащихся и
педагогов.
Во второй главе диссертации «Научно-теоретические основы педа-
гогических тестов и технологии педагогического тестирования» исследова-
ны и обоснованы теоретические основы педагогических тестов и технологии
педагогического тестирования как средства эффективного управления функ-
ционированием и развитием образовательной системы региона. Проанализи-
рованы исторический и современный аспекты развития тестовой теории и
технологии. Раскрывается сущность педагогических тестов, их функции, со-
14
держание, структура, формы и виды. Дается анализ состояния проблемы пе-
дагогического тестирования в современной образовательной практике.
В диссертации проанализирована научная литература по истории при-
менения педагогических тестов в мировой практике. Показано, что педагоги-
ческое направление в развитии тестологии определилось в начале ХХ в. Рас-
крыта роль английских и американских ученых в разработке и применении
педагогических тестов, в определении научно-теоретических основ педаго-
гического тестирования, выделены и охарактеризованы в русле историческо-
го аспекта основные этапы развития системы педагогического тестирования
в России.
Представленный в диссертации анализ показал, что в современной оте-
чественной и зарубежной научной педагогической литературе сущность по-
нятия «педагогический тест» рассматривается в тесной взаимосвязи с другим
педагогическим понятием – «измерение в педагогике». Показано, что боль-
шинство ученых-педагогов определяют педагогический тест в русле взаимо-
связи обозначенных понятий как наиболее корректное, объективное средст-
во, инструмент педагогического измерения. Отмечается, что существуют
различные определения понятия «педагогический тест», отличающиеся друг
от друга, но все они содержат следующие существенные признаки этого по-
нятия: специально подготовленный и испытанный набор заданий специфиче-
ской формы и возрастающей сложности; система заданий позволяет качест-
венно оценить структуру знаний учащихся; эффективно измерить уровень
обученности учащихся. Показано, что многие ученые-педагоги при рассмот-
рении сущности обозначенного понятия значительно расширяют содержание
этого понятия, включая в него в качестве признаков структуру теста и техно-
логию его проведения (В.В.Зиновьев, В.П.Левин, А.Н.Майоров и др.). В ходе
диссертационного исследования мы опирались на концепцию В.С.Аванесова
о сущности понятия «педагогический тест» как метода педагогического из-
мерения и как результата педагогического измерения, а также учитывали су-
щественные особенности понятия «тест школьной успеваемости», предло-
женное К.Ингенкампом.
В диссертации проанализированы основные позиции зарубежных и
отечественных ученых-педагогов по определению сущности понятия «педа-
гогическое тестирование». Установлено, что среди ученых нет единого под-
хода к пониманию сущности тестирования и определению этого понятия.
Для нашего исследования важно понимание тестирования в русле концепции
В.С.Аванесова и определение педагогического тестирования, приведенного
в «Стандарте отрасли: Тестирование педагогическое: Термины и определе-
ния» (2002). Согласно концепции В.С.Аванесова и вышеуказанного опреде-
ления, педагогическое тестирование представляет собой совокупность орга-
низационных и методических мероприятий, объединенных общей целью и
требованиями к педагогическому тесту, и предназначенных для подготовки и
проведения формализованной процедуры предъявления этого теста тести-
руемым, обработки, анализа, интерпретации и выдачи результатов педагоги-
ческого тестирования.
15
В русле обозначенных направлений считаем правомерным дать сле-
дующее рабочее определение технологии педагогического тестирования как
системы способов организации контроля уровня обученности учащихся,
включающей в себе следующие необходимые элементы: тест как инструмент
педагогического измерения; процедуру, алгоритм, способы использования
этого инструмента для объективизации эффективности, репрезентативности
измерения уровня обученности, подготовленности обучающихся; программ-
ную обработку, интерпретацию результатов тестирования.
В работе раскрываются основные функции педагогических тестов (ди-
агностическая, обучающая, организующая, воспитывающая), отличие педа-
гогических тестов от других форм оценивания, различие между тестами пси-
хологическими и педагогическими.
В диссертации рассматривается проблема классификации педагогиче-
ских тестов. Показано, что в русле нашего исследования значительный тео-
ретический и практический интерес представляют классификации, разрабо-
танные В.С.Аванесовым, К.Ингенкампом, В.Г.Кузнецовым, А.Н.Майоровым.
В работе анализируются позитивные аспекты данных классификаций и отме-
чается, каких из этих аспектов мы придерживались в процессе диссертацион-
ного исследования.
На основе анализа теоретических источников выделены основные кри-
терии качества тестов (надежность, валидность, достоверность), особенности
содержания и классификация тестовых заданий. Показано, что в ходе диссер-
тационного исследования мы руководствовались классической и современ-
ной теорией тестов и теми требованиями, которые предъявляются в русле
данной теории к качеству тестов; к шкалированию тестов; к статистической
обработке результатов; к принципам использования; интерпретации резуль-
татов. Для более корректного решения ряда практических задач педагогиче-
ского тестирования и создания тестов мы использовали некоторые современ-
ные теории педагогических измерений.
Анализируется состояние педагогического тестирования в современной
образовательной практике, основные трудности его внедрения в работу спе-
циалистов сферы образования и условия, необходимые для организации ус-
пешного применения тестовой технологии.
В третьей главе диссертации «Экспериментальное исследование реа-
лизации технологии педагогического тестирования как средства эффектив-
ного управления функционированием и развитием образовательной системы
региона» раскрывается экспериментальное обоснование исследуемой про-
блемы в ходе применения констатирующего, организационно-
педагогического и формирующего эксперимента. Показаны организация и
представлены результаты опытно-экспериментальной проверки технологии
педагогического тестирования как средства эффективного управления функ-
ционированием и развитием образовательной системы региона.
Основная задача констатирующего эксперимента состояла в изучении
состояния проблемы реализации технологии педагогического тестирования в
практической деятельности руководителей общеобразовательных школ и ор-
16
ганов управления образованием, учителей и ее влияние на эффективность
управления функционированием и развитием педагогической системы шко-
лы (района, области). Констатирующий этап эксперимента проходил в пери-
од 1993/94 учебного года и первого полугодия 1995/96 учебного года. Экспе-
риментальным исследованием было охвачено 2759 учащихся общеобразова-
тельных школ и 667 работников сферы образования.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что педа-
гогические тесты как один из наиболее качественных и объективных спосо-
бов оценивания уровня учебных достижений учащихся на различных этапах
обучения не нашли широкого применения в образовательной практике: 50%
практических работников сферы образования позитивно оценивают тестовые
технологии контроля обученности школьников, но испытывают затруднения
в практическом применении их в своей работе из-за «тестовой неграмотно-
сти». Остальные респонденты (50%) негативно относятся к тестам, считая их
применение очередной неоправданной «новацией». Установлено, что все
респонденты (100%) в качестве основной формы контроля качества знаний,
умений, навыков школьников используют контрольные работы. Управленче-
ские функции, связанные с интерпретацией полученных результатов, их со-
держательная сопоставимость, системность, анализ, прогноз не носят завер-
шающего цикла, весьма «размыты». В диссертации проанализированы при-
чины, вызывающие затруднения у руководителей школ и органов образова-
ния, учителей по использованию технологии педагогического тестирования в
своей профессиональной деятельности.
В работе представлены материалы по итогам анализа результатов анке-
тирования руководителей школ, органов образования, учителей по оценке
тестовых материалов, разработанных в рамках Министерской программы
«Российский образовательный стандарт» и использованных в 1994 г. с целью
определения уровня предметных достижений учащихся школ г.Н.Новгорода
и Нижегородского региона. Установлено, что практические работники сферы
образования дали в целом высокую оценку качества тестовых материалов.
Выявлена необходимость их дальнейшего совершенствования в содержа-
тельном аспекте, объеме и соответствии требованиям учебных программ (по
русскому языку, математике, английскому языку и др.); возможности диффе-
ренцированного подхода к анализу результатов тестирования с учетом уров-
ня подготовки учащихся класса; необходимости увеличения числа вариантов
предлагаемых тестов и учета в их содержании особенностей регионального
компонента Государственного образовательного стандарта, что и явилось
одной из задач организационно-практического этапа педагогического экспе-
римента в нашем диссертационном исследовании.
Анализ результатов организационно-практического этапа педагогиче-
ского эксперимента показал, что с целью успешной реализации в образова-
тельной практике прогрессивных концептуальных идей классической и со-
временной теории педагогических тестов целесообразно создание в регионе
специализированной службы – Аттестационно-диагностического центра. Та-
кой центр был образован в 1992 г. при Нижегородском институте развития
17
образования, руководителем которого с момента организации по 2003 г. яв-
лялся автор настоящего диссертационного исследования.
В диссертации определены в соответствии с концепцией нашего иссле-
дования следующие основные направления деятельности АДЦ: разработка
региональной методики конструирования педагогических тестов; формиро-
вание пакета компьютерных программ для обработки и интерпретации ре-
зультатов тестирования; моделирование и конструирование методики репре-
зентативной выборки учащихся для проведения массового тестирования
школьников; реализация управленческого аспекта использования результатов
тестирования в деятельности руководителей школ и органов образования,
учителей; формирование системы мониторинга уровня предметных достиже-
ний учащихся и ее реализация в образовательной практике; создание и реа-
лизация региональной модели аттестации учащихся школ и общеобразова-
тельных учреждений; участие в разработке и реализации региональной моде-
ли аттестации учителей общеобразовательных школ. Обозначенные направ-
ления разрабатывались в русле федеральных требований с учетом особенно-
стей развития образования на региональном уровне. В работе раскрыт со-
держательный аспект каждого из обозначенных направлений.
В диссертации определены основные критерии качества образования
школьников. При обосновании критериев качества мы опирались на дидак-
тические концепции Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др. Уро-
вень подготовки выпускника в русле этих концепций рассматривается в дис-
сертационном исследовании как интегральная оценка уровня усвоения уча-
щимися учебного материала, уровня развития у них познавательного интере-
са и познавательной самостоятельности. Определение качества знаний про-
водилось по критериям полноты, осознанности усвоения и действенности,
которые прежде всего учитывались при разработке АДЦ методики составле-
ния тестовых заданий.
В работе теоретически обосновано содержание, основные этапы конст-
руирования и моделирования региональной технологии педагогического тес-
тирования, экспериментально подтверждена ее эффективность. В работе рас-
крыта сущность региональной методики репрезентативной выборки учащих-
ся.
Установлено, что реализация разработанной под руководством диссер-
танта АДЦ технологии педагогического тестирования обеспечила возмож-
ность организации в г.Н.Новгороде и Нижегородском регионе системного
мониторинга уровня предметных достижений учащихся и проведения срав-
нительного анализа результатов тестирования в масштабах региона, что в це-
лом положительно сказалось на повышении качества управления функцио-
нированием и развитием педагогической системы школы (района, области),
качества учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, анализ результатов
организационно-практического этапа педагогического эксперимента показал,
что использование технологии педагогического тестирования с целью улуч-
шения учебного процесса и эффективного управления функционированием и
развитием педагогической системы школы, района не носила массового ха-
18
рактера, что потребовало исследование условий, соблюдение которых необ-
ходимо для успешного решения данных задач. Эти условия изучались нами в
ходе формирующего педагогического эксперимента.
Для проведения формирующего педагогического эксперимента были
выделены в соответствии с целью, гипотезой и задачами диссертационного
исследования два экспериментальных района (Володарский и Городецкий)
Нижегородской области, имеющие примерно равные условия и параметры.
Формирующий эксперимент проводился в течение трех лет (1997-2000 гг.).
Экспериментальным обучением различных категорий педагогических работ-
ников было охвачено 166 человек первого экспериментального района и 168
человек второго экспериментального района. В опытно-экспериментальной
работе приняло участие 290 школьников Володарского района и 296 школь-
ников Городецкого района.
Формирующий эксперимент проводился в первом (Володарском) экс-
периментальном районе с соблюдением следующего одного из выделенных в
гипотезе условий успешного использования технологии педагогического тес-
тирования как средства эффективного управления функционированием и
развитием образовательной системы региона: систематическое информиро-
вание руководителей школ и органов образования, учителей школ с резуль-
татами проведенного АДЦ тестирования, их качественным и количествен-
ным анализом, а также с разработанными специалистами АДЦ рекоменда-
циями для практических работников сферы образования по устранению вы-
явленных недостатков (пробелов) в званиях, умениях и навыках учащихся,
путей использования данных тестирования с целью совершенствования
управленческой деятельности руководителей школ и органов образования.
Во втором (Городецком) экспериментальном районе при проведении
формирующего эксперимента соблюдались наряду с обозначенным и другие,
выделенные в гипотезе, педагогические условия в их тесной взаимосвязи и в
комплексе. Показано, что ведущим направлением в организации и проведе-
нии формирующего этапа эксперимента было формирование методологиче-
ской позиции и развитие профессионально-педагогической компетентности
различных категорий педагогических работников Городецкого района, фор-
мирование методологической компетентности учащихся школ этого района.
С этой целью при Городецком органе управления образованием был создан
для инспекторского состава, методистов, директоров и заместителей дирек-
торов школ постоянно действующий семинар; такие же семинары были орга-
низованы в экспериментальных школах обозначенного района для учителей.
В ходе обучающего эксперимента проводились с методистами и инспектора-
ми практикумы по разработке районной модели мониторинга, которая вклю-
чала как обязательный элемент – использование тестовой технологии.
Анализ результатов формирующего педагогического эксперимента по-
казал, что применение технологии педагогического тестирования как средст-
ва повышения эффективности управления функционированием и развитием
образовательной системы региона наиболее успешно достигается при соблю-
дении во взаимосвязи и в комплексе обозначенных в гипотезе педагогиче-
19
ских условий. Согласно результатам анализа, проведенного в январе 2000 г.
предметного тестирования, учащиеся в IV-х классах начальной школы, в IX-х
и XI-х классах основной и полной общеобразовательной школы второго экс-
периментального района показали более высокие результаты по сравнению с
учащимися первого экспериментального района (см.Табл. 1, 2, 3). Согласно
данным, приведенным в табл. 1, 2, 3, успешность, усвоения знаний, умений и
навыков учащимися школ второго экспериментального района значительно
превышает средние показатели по Нижегородской области. Переведенные в
отметки результаты тестирования по учебным предметам выше отметок в
школьных журналах, что свидетельствует о том, что средний уровень требо-
ваний, предъявляемых учителями к усвоению учащимися содержания учеб-
ного материала, выше среднего уровня трудности педагогических тестов.
Успешность усвоения учащимися школ первого экспериментального района
по некоторым учебным предметам (по русскому языку и по математике в IX,
XI кл.) ниже средних показателей по области. В целом отметки в журнале не-
сколько ниже средних отметок по результатам тестирования.
Аналогичные данные получены по результатам анализа анкетирования
педагогических работников и учащихся школ обоих экспериментальных рай-
онов. Исследование показало, что 97 % педагогических работников второго
экспериментального района положительно оценивают использование тестов
в практической деятельности; в первом экспериментальном районе это число
составляет 82 %. При этом 18% директоров школ и учителей относятся к ис-
пользованию тестов отрицательно. Все педагогические работники (100%)
второго экспериментального района смогли выделить достоинства педагоги-
ческих тестов. В первом экспериментальном районе эти данные составляют
85%.
Анкетирование учащихся в IX-х и в XI-х классах показало, что уча-
щиеся школ обоих экспериментальных районов в большинстве своем пози-
тивно относятся к тестированию и предпочитают его по сравнению с тради-
ционными формами контроля знаний, умений и навыков. При этом учащихся
в IX классах школ второго экспериментального района рассматривают педа-
гогические тесты как объективную форму контроля; 85 % школьников обос-
новывают свое желание использовать их для самооценки собственной учеб-
ной деятельности с целью ее дальнейшего совершенствования и устранения
пробелов в своих знаниях и умениях; в школах первого экспериментального
района такие ответы составляют – 34% и 58% соответственно. Некоторые
учащиеся школ этого района аргументируют свое предпочтение тестирова-
ния в связи с тем, что это, по их мнению, наиболее легкая форма проверки
знаний и умений, имеется возможность «угадать» правильный ответ.
Теоретическая и практическая значимость разработанной нами техно-
логии педагогического тестирования, ее эффективность подтверждена ре-
зультатами анализа участия Нижегородской области в международном тес-
тировании (1998, 2000, 2001 гг.), а также участия АДЦ в 2001 г. в Российском
конкурсе систем измерителей и процедур оценки для аттестации общеобра-
20
Таблица 1
Результаты анализа предметного тестирования учащихся в IV
классах Володарского и Городецкого районов Нижегородской области
Начальная школа
№ п/п Учебные Володар. хв – хср Ср. по об- Городец. хг – хср
курсы р-н ласти р-н
1 Русск.яз 70,5 -9,5 80 87,2 +7,2
2 Математ. 84,7 +1,7 83 88 +5




Таблица 2
Результаты анализа предметного тестирования учащихся в IX
классах Володарского и Городецкого районов Нижегородской области
Основная школа
№ п/п Учебные Володар. хв – хср Ср. по об- Городец. хг – хср
курсы р-н ласти р-н
1 Русск.яз 61,4 -9,8 71,2 80,1 +8,9
2 Математ. 47,9 -16,6 64,5 64,5 0
3 Биология 70,9 +5,9 65 78,2 +13,2
4 Химия 64,9 +5,4 59,5 80 +20,5



Таблица 3
Результаты анализа предметного тестирования учащихся в XI
классах Володарского и Городецкого районов Нижегородской области
Основная школа
№ п/п Учебные Володар. хв – хср Ср. по об- Городец. хг – хср
курсы р-н ласти р-н
1 Русск.яз 64,9 -6,3 71,2 72 +0,8
2 Математ. 40,7 -35,8 76,5 76,5 0
3 Биология 63,3 +5,7 69 74,6 +9,6
4 Химия 52,9 +6,6 59,5 70 +10,5



Условные обозначения:
хв - % выполнения тестовых заданий по Володарскому р-ну
хг - % выполнения тестовых заданий по Городецкому р-ну
хср - % выполнения тестовых заданий в среднем по Нижегородской об-
ласти
21
зовательных учреждений: на основании решения конкурсной комиссии Ни-
жегородская аттестационная технологи заняла призовое место.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформу-
лированы главные выводы, полученные в результате теоретического анализа
проблемы и экспериментальной работы, соотносятся положения гипотезы и
результатов исследования.
1. В диссертации исследована сущность педагогической (образователь-
ной) системы региона как явления педагогической действительности с пози-
ции таких общенаучных и общепедагогических методологических принци-
пов как системный, деятельностный, личностный, синергетический подходы.
В ходе исследования выявлены в русле обозначенных методологических
подходов значение и роль педагогической диагностики, ее основных методов
в повышении эффективности управления ее функционированием и развити-
ем.
2. В ходе исследования доказана целесообразность создания в регионе
специализированной службы (структуры) – Аттестационно-диагностического
центра, обеспечивающего организационно-методическое сопровождение все-
го блока работ, связанных с тестированием школьников и общеобразователь-
ных учреждений.
3. На основании исследований по классической и современной теории
педагогического тестирования, теории квалиметрии выделены и обоснованы
цели, основные функции и направления деятельности АДЦ. Эксперимен-
тально доказано, что обозначенная структура, владеющая методикой состав-
ления педагогических тестов, методологией организации массового тестиро-
вания и объединяющей усилия руководителей школ, органов управления об-
разованием, учителей, может решать весь комплекс проблем, связанных с
осуществлением регионального мониторинга качества образования, повыше-
нием эффективности управления функционированием и развитием педагоги-
ческой системы школы, района, региона.
4. На основе результатов анализа классической и современной теории
педагогического тестирования, зарубежного и отечественного опыта ее при-
менения разработана региональная технология педагогического тестирова-
ния, включающая в качестве основных следующие компоненты: созданный
блок тестовых заданий по различным учебным предметам, позволяющих ге-
нерировать определенное количество вариантов тестов на базе компьютер-
ной программы; методику формирования репрезентативной выборки уча-
щихся в условиях массового тестирования; организационно-методическое
сопровождение процедуры тестирования; программную обработку результа-
тов тестирования. Технология апробирована в школах г.Н.Новгорода и Ни-
жегородского региона, и результаты ее апробации свидетельствуют о воз-
можности ее применения в регионе.
5. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность со-
блюдения при практической реализации технологии педагогического тести-
рования в образовательном процессе выделенных в гипотезе основных педа-
гогических условий. В диссертации доказано, что соблюдение обозначенных
22
условий позволяет совершенствовать управление качеством образования,
обеспечивает высокий уровень качества результата, позволяет принимать на-
учно-обоснованные управленческие решения в образовательной системе как
на уровне региона, так и на уровне отдельных образовательных учреждений,
отслеживать развитие ситуации в ходе реализации принятых решений.
6. Разработаны методические рекомендации в виде пакета инструкций,
памяток для учащихся, методики формирования репрезентативной выборки
учащихся для организаторов проведения мониторинговых исследований; ин-
структивно-методические рекомендации для проведения аттестационного
тестирования; рекомендации по использованию разработанной нами компь-
ютерной программы обработки результатов тестирования.
Выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в
диссертации предположений и выводов. Использование его результатов в
управленческой деятельности руководителей школ и органов образования
будет способствовать повышению эффективности управления функциониро-
ванием и развитием педагогической системы школы (района, области).
Проведенное исследование выявило ряд новых проблем, требующих
решения: это исследование влияния технологии педагогического тестирова-
ния на процесс целостного развития школьников; углубленное исследование
современных методов шкалирования тестов, проблем, связанных с валидиза-
цией тестов, создания национальной системы тестирования.
Основные результаты исследования отражены в следующих пуб-
ликациях автора:
1. Зайчикова Т.Н., Одегова В.Ф. Педагогическая диагностика: Итоги
эксперимента по начальной школе//Педагогическое обозрение. – 1995. - № 1.
– 0,17 п.л., авт. – 0,13 п.л.
2. Зайчикова Т.Н., Одегова В.Ф. Формирование системы мониторинга
качества подготовки учащихся//Педагогическое обозрение. – 1996. - № 4. –
0,39 п.л., авт. – 0,31 п.л.
3. Зайчикова Т.Н. Диагностика и оценка качества образовательных
систем (школы, города, региона)//Диагностика функционирования педагоги-
ческой системы высшей школы: Материалы научно – практической конфе-
ренции аспирантов, преподавателей вузов и общеобразовательных школ гг.
Арзамаса, Кирова, Москвы, Мурома, Н. Новгорода, Саранска. 20 – 21 октяб-
ря 1998 г. / Под ред. Л.В. Загрековой. – Н. Новгород: НГПУ, 1998. – 0,17 п.л.
4. Зайчикова Т.Н., Усова Е.С. И снова аттестация//Педагогическое
обозрение. – 1998. - № 4. – 0,26 п.л., авт. – 0,24 п.л.
5. Зайчикова Т.Н. Формирование системы мониторинга уровня пред-
метных знаний учащихся//Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. -
№ 6. – 0,3 п.л.
6. Мухин А.С., Зайчикова Т.Н. Об итогах экспериментальной апроба-
ции Временного положения о порядке аттестации и государственной аккре-
дитации образовательных учреждений Нижегородской области // Админист-
ратор в системе образования: Сб. учебно – методич. материалов / Науч.ред.
23
Л.Н.Захарова, В.М.Соколов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный
центр, 1999. – 0,74 п.л., авт. - 0,59 п.л.
7. Зайчикова Т.Н., Дятлова К.Д. Опыт Нижегородской области по
применению тестов по биологии в аттестационных процедурах // Тезисы
докладов второй Всероссийской научно – практической конференции «Раз-
витие системы тестирования в России». – М.: Центр тестирования Минобра-
зования России. – 2000. - Ч. 5. - 0,1 п.л., авт. – 0,05 п.л.
8. Зайчикова Т.Н. О роли местных органов управления образованием в
аттестации и государственной аккредитации школ//Администратор системы
образования: технологии управления: Материалы научно – практической
конференции НИРО / Отв.ред. Л.Н.Захарова. – Н. Новгород: НГЦ, 2001. –
0,13 п.л.
9. Аттестация общеобразовательных учреждений в Нижегородской
области. Документы, технологии: Сб. нормативных документов, аттестаци-
онных технологий, методических материалов/ Сост. и автор предисловия
Т.Н. Зайчикова. – Н. Новгород: НГЦ, 2001. – 5,13 п.л.
10. Зайчикова Т.Н., Попова Т.Н. О некоторых наблюдениях в связи с
тестированием по литературе//Педагогическое обозрение. – 2001. - № 1. –
0,13 п.л., авт. – 0,1 п.л.
11. Зайчикова Т.Н. Качество обученности учащихся// Система образо-
вания Нижегородской области накануне 2002/2003 учебного года / Сост.
С.М.Бабушкина, В.Э.Воробьева, В.В.Горбунов и др.; Отв. за вып.
Н.А.Молойкина. – Н. Новгород: НГЦ, 2002. – 1,87 п.л.
12. Шмонина Л.В., Зайчикова Т.Н., Крайникова М.Н. Мониторинг
уровня предметных достижений учащихся начальной школы Нижегородской
области (из опыта работы)//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. -
№ 5. – 0,17 п.л., авт. – 0,09 п.л.
24




Подписан в печать 20.11.03 Формат 60х84/16. Усл.печ.л. 1,5.
Уч.-изд.л.1,5. Тираж 100. Заказ №_____.
Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»
603950, г.Н.Новгород, ул.Ульянова, 1.



СОДЕРЖАНИЕ