СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ЖАРИНОВА Оксана Владимировна


ПОЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА «ОМОН РА» И «GENERATION ‘П’»



Специальность 10.01.01 – русская литература




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук




Тамбов 2004
Работа выполнена в Тамбовском государственном техническом университете на кафедре русской
филологии



Научный руководитель доктор филологических наук, профессор
Попова Ирина Михайловна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Михеев Юрий Эдуардович

кандидат филологических наук, доцент
Кудрявкин Сергей Серафимович

Ведущая организация Тольяттинский государственный
университет




Защита состоится «__»___________2004 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д
212.261.03 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392000, Там-
бов, ул. Советская, 93, Институт филологии ТГУ имени Г.Р. Державина.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного универ-
ситета имени Г.Р. Державина (ул. Советская, 6).


Автореферат разослан «__»_________2004 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета С.В. Пискунова




Подписано к печати 12.10.2004
Гарнитура Тimes New Roman. Формат 60 ? 84/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Объем: 1,28 усл. печ. л.; 1,02 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 676

Издательско-полиграфический центр ТГТУ
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В период глобального социально-исторического перелома конца ХХ в. в обществе заявляет о себе
новый тип общекультурного сознания, который знаменует переход «из тоталитарной эпохи – в вирту-
альную» (М. Эпштейн) и определяется «как постмодернистское мироощущение».
Виктор Олегович Пелевин – наиболее яркая фигура современного русского постмодернизма, вызы-
вающая диаметрально противоположные оценки в критике и литературоведении. Большинство иссле-
дователей определяет его творчество как «пограничное», связывающее литературу «больших идей» и
массовую беллетристику.
В целом лишь в самое последнее время начала формироваться тенденция основательного осмысле-
ния вклада Виктора Пелевина в современный литературный процесс. Работы, касающиеся его творчест-
ва, по-прежнему сводятся в основном к критическим публикациям в периодике, но появляются – пусть
недостаточно полные – обзоры в исследованиях, посвященных современной русской литературе, как,
Курицына1.
например, «Русский литературный постмодернизм» В.
В 2002 г. А.В. Дмитриевым была защищена единственная пока диссертация по творчеству Виктора Пе-
левина «Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина»2, которая посвящена рассмотрению одной
из особенностей сюжетосложения писателя– мифологичности.
В диссертации И.В. Азеевой «Игровой дискурс русской культуры конца XX в.: Саша Соколов,
Виктор Пелевин»3 творчество последнего рассматривается в контексте игровой прозы, как русской, так
и мировой. Автор диссертации обращается только к роману «Жизнь насе-
комых», считая, что элементы игровой поэтики проявляются
с особой очевидностью именно в этом произведении. Анализ дается
в сопоставлении пелевинского романа со «Школой дураков» Саши Соколова.
Неизученными остаются лучшие романы современного русского писателя: «Омон Ра» и «Generation
‘П’», принесшие Виктору Пелевину широкую известность и вызвавшие самые ожесточенные споры.
Соображения по отдельным аспектам творчества В. Пелевина высказывались в статьях и рецензиях
исследователей А. Антонова, Р. Арбитмана, Д. Бавильского, П. Басинского, А. Гениса, Е. Ермолина,
С. Корнева, С. Костырко, С. Кузнецова, С. Некрасова, И. Роднянской, А. Терехова, Л. Филиппова и дру-
гих4.
За пределами интересов исследователей остается то важное, что позволяет уяснить место этого писате-
ля в современном литературном процессе: специфика проблемно-тематической основы романов «Омон Ра»
и «Generation ‘П’», особенности жанровой формы, способов выражения авторского сознания, функции
сверхтекстовых связей, анализ приемов метафоризации и других средств изобразительности и вырази-
тельности в их функциональном проявлении.
Обзор критических откликов и рецензий, а также диссертаций, которыми располагает литературо-
ведение сегодня, позволяет установить достаточно малую степень разработанности интересующего нас
поэтико-философского аспекта романов Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation ‘П’».
Актуальность работы продиктована сложившейся в науке ситуацией. До сих пор поэтические осо-
бенности романов Виктора Пелевина не становились объектом специального исследования, а рассмат-
ривались только в свете других поднимаемых проблем. В диссертации анализируется проблематика ро-

1
Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын – Москва.: 2000 г.; Курицын, В. Русский литератур-
ный постмодернизм / В.Курицын // http:// www.guelman.ru/ slava/postmod/5.htm; Курицын, В. Постмодернизм: новая перво-
бытная культура/ В.Курицын // Новый мир. – 1992. – № 2.
2
Дмитриев, А.В. Неомифологизм в структуре романов В.Пелевина / А.В. Дмитриев. Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01
– Астрахань. – 2002. – 174 с.
3
Азеева, И.В. Игровой дискурс русской культуры конца XX века: Саша Соколов, Виктор Пелевин / И.В. Азеева. – Дис.
… канд. культурол. наук.: 24.00.02 – Ярославль, 1999. – 190 с.
4
Антонов, А. Внуяз: [Заметки о яз. Прозы В. Пелевина и А. Кима] /
А. Антонов // Грани. – 1995. – № 177. – С. 125 – 148; Арбитман, Р. Виктор Пелевин. Омон Ра. Повесть. Знамя. 1992. № 5 / Р.
Арбитман // Лит. газета. – 1992. – № 35 (26 августа) – С. 4; Бавильский, Д. Школа нового романа /
Д. Бавильский // Независимая газета. – 1996. – 7 сентября. – С. 7; Басинский, П. Синдром Пелевина / П. Басинский // Лит.
газета. – 1999. – № 45. – С. 11; Генис, А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы / А. Генис // Знамя. – 1995. – № 12. – С.
210 – 214.
манов «Омон Ра» и «Generation ‘П’» и связанная с ней жанровая форма, что позволяет выявить и ос-
мыслить систему постмодернистских средств воплощения образов, а значит и глубже понять прозу од-
ного из ярких представителей современной литературы, дает возможность увидеть закономерности ли-
тературного процесса в России конца XX – начала XXI вв. Выявление своеобразия поэтики постмодер-
нистских произведений является значимым и приоритетным направлением сегодняшней науки, что
осознается многими современными учеными, обращающимися к русской литературе конца ХХ – начала
XXI вв.
Диссертация написана на материале романистики Виктора Олеговича Пелевина. Основной акцент
сделан на романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’» с необходимым привлечением прозы других писателей
русского постмодернизма, которые разрабатывали сходную систему поэтических средств.
Этот пласт творческого наследия Виктора Пелевина стал объектом диссертационного исследова-
ния, а предметом его является поэтико-философский аспект романов «Омон Ра» и «Generation ‘П’».
Целью исследования становится: изучение идейно-тематической структуры романов Виктора Пе-
левина «Омон Ра» и «Generation ‘П’», выявление особенностей мифопоэтики в произведениях писателя,
описание основных художественных приемов, составляющих своеобразие художественного мировиде-
ния автора избранных для исследования романов, интерпретация романов «Омон Ра» и «Generation ‘П’»
с учетом ряда современных прочтений прозы Виктора Пелевина, выявление ее философской и эстети-
ческой основы.
Отсюда вытекают базовые задачи работы:
1) изучить способы воплощения и особенности функционирования авторского сознания в романах
«Омон Ра» и «Generation ‘П’»;
2) определить зависимость проблем, поставленных в прозе Виктора Пелевина, от игровых форм
стилевого дискурса;
3) установить связь между воплощением проблемы личности в тоталитарном обществе и деграда-
цией личности в постсоветском континууме;
4) определить место романов «Омон Ра» и «Generation ‘П’» в системе творчества Виктора Пелеви-
на.
Методологической базой диссертационного исследования является комплексный подход к явлени-
ям литературного творчества. В работе использованы структурно-поэтический, проблемно-
тематический методы, применяется методика герменевтического, нарратологического и интертексту-
ального анализа.
Автором диссертации учтена теоретико-методологическая база, созданная М.М. Бахтиным, Ю.М.
Лотманом, Е.М. Мелетинским, Б.А. Ус-пенским, Р. Бартом, Ж. Деррида, Ж. Женеттом, а также совре-
менными исследователями постмодернизма: И.П. Ильиным, М.Н. Липовецким, И.С. Скоропановой и
другими5. В своем исследовании мы опирались также на историю изучения комического в эстетике В.Я.
Проппа,
А. Бергсона, Д.С. Лихачева, Н. Фрая и других.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что впервые анализируются поэтико-философские
особенности романов выдающегося писателя современной русской литературы Виктора Пелевина.
Предметом специального изучения становятся формы художественного мышления и способы их во-
площения в романах Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation ‘П’».
В работе определяется основная проблема творчества писателя: «тоталитаризм и ментальность лич-
ности», выявляются формы ее эстетического воплощения в аспекте интеграции духовных ценностей
личности в период, последовавший за перестройкой, демократизацией общества.
Диссертация дает представление о художественной специфике произведений Виктора Пелевина,
отражающей сложнейшие процессы внутренней динамики социальной направленности личности в со-
5
Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин – М.: Интрада. –
1998. – 256 с.; Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики): Монография / М.Н. Липовецкий. –
Екатеринбург: М-во общ. и проф. образования Р.Ф. Урал. гос. пед. ун-т, 1997. – 320 с.; Лотман, Ю.М. Структура художест-
венного текста / Ю.М. Лотман – М., 1970. – 282 с.; Скоропано-
ва, И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И.С. Скоропанова. – СПб.: Невский Про-
стор, 2002. – 416 с.
временном мире. Романы Виктора Пелевина анализируются как феномены современного сознания, во-
площающего с помощью неомифологизации, неопределенности, фрагментарности, деканонизации, кар-
навальной театральности, иронии и самоиронии, интертекстуальности кризисное состояние современ-
ного мира.
Гипотеза, выдвигаемая в настоящем диссертационном исследовании, следующая: художественный
мир романов Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation ‘П’» «выбивается» из схемы «классического»
постмодернистского произведения, к которой его подводят современные исследователи. Писатель горь-
ко иронизирует не только над советским миром, распавшимся на его глазах, но и провидит пороки
пришедшего с Запада нового мышления, оказавшегося не менее «тоталитаристским» в своей зависимо-
сти от «золотого тельца».
Положения, выносимые на защиту:
1 Разоблачение фальши тоталитарного общества и фантомов постперестроечной действительно-
сти, сориентированной на усвоение «чуждых» для русской ментальности западных идеалов, не состав-
ляет единственной художественной цели Виктора Пелевина в его романах «Омон Ра» и «Generation
‘П’». Главное для писателя – это утверждение идеалов истинной свободы как высшего смысла бытия,
которое он ведет «враждебным словом отрицанья».
2 В романах Виктора Пелевина обнаруживается явная тенденция к утверждению необходимости
поиска Россией своего пути развития, отличного от проамериканского, что делает прозу писателя анти-
номичной таким философским идеям постмодернистского мировоззрения, как децентрация, относи-
тельность любой истины, симулякровость мира и другим.
3 Романы «Омон Ра» и «Generation ‘П’» представляют собой своеобразную дилогию, в которой
сначала показываются чудовищные формы тотального идеологического обмана, губительно воздейст-
вующего на личность («Омон Ра»), а затем разоблачается мнимая свобода личности в постсоветском
обществе, ориентированном на чуждые национальным русским идеалам ценности американизирован-
ного общественного устройства («Generation ‘П’»). Вместо единой идеи люди обрели множество отно-
сительных (и снова фальшивых) истин, которые дезориентировали человека и привели к еще большей
деградации личности, к скатыванию «в дикость духа».
4 Идейно-тематический замысел романов Виктора Пелевина выражается через архитектонику, по-
добную компьютерным играм (символ автоматизма современного мышления), с помощью перенасыще-
ния текста англицизмами (знак компьютеризации сознания и космополитизма), через абсурдизацию по-
вествования. Слово повествователя построено по типу слова сценариста, а не романного нарратора. В
романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’» авторское сознание выражается через философские, авантюр-
ные, фольклорные, религиозные интертексты, свободно варьируемые Виктором Пелевиным в ирониче-
ски-игровом модусе.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования дают воз-
можность дальнейшего осмысления специфики современной русской прозы как эстетического явления.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть ис-
пользованы при разработке способов прочтения и осмысления постмодернистского произведения в кур-
сах лекций по истории русской литературы XX в., при чтении спецкурсов по проблемам современной
литературы.
Апробация работы осуществлялась на аспирантских семинарах кафедры русской филологии
ТГТУ; на Международной научно-практи-ческой конференции в Тульском государственном универси-
тете в 2003 г.; на I Всероссийской конференции в Тольяттинском государственном университете в 2003
г.
Основные положения работы отражены в 6 публикациях.
Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух
глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы, включающего 107 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается тема диссертационной работы, формулируются цели и задачи иссле-
дования.
В первой главе – "Проблема тоталитарного сознания в романах Виктора Пелевина «Омон Ра»
и «Generation ‘П’»" представлены такие аспекты философской проблематики, как деградация лично-
сти в тоталитарном и западно-демократическом обществе, проблема истинной и ложной свободы и дру-
гие. Поскольку атрибутами постмодернизма являются игра, демонстративность, эпатаж, то проблема
эта подается автором в резко утрированном виде с помощью так называемой «словесной игры».
В первом параграфе «Личность и тоталитарное государство
в творчестве Виктора Пелевина» анализируется, каким образом государственный строй и методы
давления на личность (на примере рекламы) «деконструируются» Виктором Пелевиным, как в резко
критическом аспекте по аналогии с другими произведениями постмодернистских авторов этот худож-
ник слова показывает духовную деградацию человека.
Постмодернистский роман – это особенная жанровая категория, в которой антинаправленность по
отношению к предшествующему культурному опыту рассматривается большинством теоретиков по-
стмодернизма в качестве основной базовой составляющей эстетической парадигмы постмодернистского
романа. Романы «Омон Ра» и «Generation ‘П’» несколько расходятся с основными установками постмо-
дернизма, предполагающими бесконечность и текучесть смыслов, установление однозначности всех
явлений, приводящих персонажей к безысходности. Автор романов «Омон Ра» и «Generation ‘П’»
включает в эти художественные тексты все атрибуты постмодернистской философии
в неизменном виде. Представляется, что можно в данном случае
говорить не об оппозиции «постмодернизм – классика» в пелевинских романах, а о диалоге с тради-
цией в области критики тоталитарного сознания и решения проблемы свободы. Этот аспект анализи-
руется во втором параграфе первой главы диссертационной работы "Проблема свободы в рома-
нах Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation ‘П’»" .
Разоблачение фантомов советской действительности, составляющее основу сюжета «Омон Ра», как
и раскрытие фальши «перестроечного» общества с его извращенным «заглатыванием» чуждых для рус-
ской ментальности ценностей западно-демократического общества
в «Generation ‘П’» далеко не охватывают всего сложного художественного мира, создаваемого автором
в этих произведениях. Не только «сатира на миражи советской утопии» (М. Липовецкий), но и, прежде
всего, утверждение идеи альтернативной реальности, где существует истинная свобода и высший смысл
бытия звучит в романах Виктора Пелевина в полный голос.
Устремленность в космос для главного героя романа «Омон Ра» есть поиск смысла существования
и внутренней духовной свободы. Избранное им для себя имя не случайно воплощает идею убиваемого и
воскресающего божества, египетского бога Ра, несущего свет и бессмертие и воплощающего свободу
духа. Так же, как и Вавилен Татарский, Омон ищет выход из искусственно сконструированного, за-
идеологизированного мира, стремится к изначальной, «истинной» действительности. Абсолютно прав,
по нашему убеждению, М. Липовецкий, отмечая: «Пелевина интересует не превращение реальности в
симулякр, а обратный процесс – рождение реальности из симулякра. Интенция, в сущности, прямо про-
тивоположная основным постулатам постмодернистской философии»6.
Виктор Пелевин не циник, издевающийся над человеческим стремлением к высокой мечте, а, на-
против, писатель, испытывающий душевную боль от поругания, дискредитации мечты, а также от несо-
вершенства человеческого жизнеустройства.
Его персонажи ощущают одновременно боль и надежду, отчаяние и веру в лучшее. Они упорно
пробиваются сквозь абсурд бытия, стараясь отыскать в хаосе – космос, в быте – гармонию. Таковой ока-
зывается «духовная свобода», заполняющая пустоту безбожия.
Герои Пелевина воспитаны на лучших образцах советской литературы. Мощная и сильная совет-
ская культура была культурой функциональной и оформительской по существу, ибо она «в художест-
венных образах» оформляла советскую идеологию и воспитывала «нового человека»: железного борца


6
Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Современная русская литература. Кн. 3. В конце века (1986 – 1990-е годы) / Н.Л.
Лейдерман, М. Липовецкий. – М.: УРСС, 2001. – С. 63.
и строителя коммунизма. Персонажи Пелевина страдают от несоответствия идеала и грубой реальности,
но честно выполняют свой гражданский долг.
Рассматривая произведения Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Ge-neration ‘П’», можно обнаружить
особую систему персонажей, в которой выделяются группы «преданных рабов революции», «слуг ин-
формации» и «хозяев жизни». В романе «Generation ‘П’» в образах «слуг информации» типизируются
пороки современного общества, в котором девальвированы культура, мораль, наука, милосердие, зато
процветают и приветствуются скверноприбытничество, жестокость, насилие и эгоизм, распространено
взяточничество, но нет места чувству патриотизма и любви к Родине.
Персонажи обоих романов, вопреки их представлениям о себе, не обладают истинной внутренней сво-
бодой. Герои романа «Омон Ра» – рабы системы, загнанные жизнью в тупик. А герои романа «Generation
‘П’», живущие в освобожденном от тоталитаризма, якобы «открытом» обществе, оказываются еще ме-
нее свободными, так как вынуждены подчиняться диктату волчьих денежных «бизнес»-законов. «Сво-
бода слова», «свобода печати», «свобода совести», «свобода рынка», «свобода любви», «свобода само-
выражения» – эти концепты приобретают, по мнению Виктора Пелевина, качество относительности,
становятся симулякрами, фантомами современного общества, которое представляет собой царство то-
тальной человеческой низости.
В третьем параграфе "Проблема распада личности в романе Виктора Пелевина «Омон Ра»"
показано, как на смену тоталитарным механизмам подавления личности пришла всеобщая вседозволен-
ность, «смешение множества истин» в едином космополитическом культурном пространстве.
Одним из ключевых и значимых образов в романе Виктора Пелевина «Омон Ра» является образ
Омона Кривомазова, честного последователя советской идеи, служащего ей беззаветно. От лица этого
персонажа автор и ведет свое повествование, наблюдая за становлением, распадом и гибелью неорди-
нарной личности в государстве тоталитаризма.
Автор подчеркивает, что показная терпимость по отношению к любому инакомыслию превратилась
в социальный ритуал, за которым скрывается духовная деградация общества. Эти процессы художест-
венно воссозданы сначала в романе «Омон Ра», а затем в «Generation ‘П’».
В первом произведении прослежен процесс воздействия на личность гнета тоталитарных отношений, а
во втором показано постсоветское дикое «обуржуазивание» общества.
В четвертом параграфе первой главы "Личность и общество в романе Виктора Пелевина
«Generation ‘П’»" устанавливается путем анализа текста тесная связь романа «Generation ‘П’» с рома-
ном «Омон Ра», заключающаяся в изображении последствий тоталитарного режима в постсоветском
обществе с якобы победившим демократическим устройством. Виктор Пелевин показывает те чудо-
вищные формы, которые обрела «симулякровая» свобода, обернувшаяся еще большим рабством и рас-
падом духовности. Вместо единой абсолютной Истины люди обрели множественность относительных,
частных «истин». Нормой стала внедренная в сознание идея о правах человека, понимаемая как воз-
можность жить без «репрессирующей» нормы, то есть по законам дикой природы, подчиняясь воле ин-
стинктов. А следование инстинктам, как известно, превращает людей в животных. В романе «Generation
‘П’» ключевым персонажем, демонстрирующим этот процесс «биологизации человека» является Вавилен
Татарский. Как главный герой романа, Вавилен Татарский воплощает мнимость мечты постсоветского
общества.
Анализируя взаимоотношения личности и общества в различные эпохи существования, Виктор Пе-
левин ярко демонстрирует смену жизненных целей, резкое изменение аксиологических концептов (от
жертвенного подчинения идеологическим установкам страны «победившего социализма» до тотальной
вседозволенности и поклонения культу «западно-демократического» идеала, воплощенному в преуспе-
вающем бизнесмене). Показывая распад и гибель духовного в человеке, автор романов «Омон Ра» и
«Generation ‘П’» вскрывает и резко обнажает иллюзию стабильности и процветания человека в мире
рекламных симулякров, показывает страшную человеческую растерянность, одиночество, опустошен-
ность и бессмысленность существования.
Для писателя-постмодерниста, использующего различные средства художественной выразительно-
сти, изображение противоречий советского и постсоветского сознания, духовной деградации личности,
показ двойственности и противоречивости социальных процессов связан с утверждением центральной
идеи: главным для Пелевина становятся, по нашему убеждению, поиски выхода из «симулятивной», т.е.
ложной действительности, преодоление духовного кризиса. Это отражается в системе художественно-
поэтических средств, используемых в обоих произведениях.
Вторая глава диссертации – "Способы выражения авторской позиции в романах Виктора Пеле-
вина «Омон Ра» и «Generation ‘П’»" – посвящена рассмотрению особенностей поэтики писателя: спе-
цифике художественной формы, приемам изображения характеров и способам выражения авторской
позиции.
В первом параграфе "Функции интертекста в романах Виктора Пелевина «Омон Ра» и
«Generation ‘П’»" демонстрируется, как Виктор Пелевин выражает позицию биографического автора
практически через все средства сюжетосложения. В пелевинской прозе «Омон Ра», «Generation ‘П’»,
«Чапаев и Пустота», «Принц Госплана» и других произведениях композиция зачастую связана с попу-
лярными моделями массовых коммуникаций и подобна сценариям компьютерных игр, что символизи-
рует автоматизм, механистичность современного сознания. Автором используется особая техника пове-
ствования, при которой обилие англицизмов и английских слов напоминает жанр «чата», компьютерно-
го текста.
Слово повествователя построено по типу слова сценариста, а не романного нарратора, как будто ор-
ганизовывается коммуникация в виртуальном киберпространстве. Подобные виртуальные модели ком-
позиции присутствуют также в произведениях Д. Липскерова «Пространство Готлиба», А. Слаповского
«Я – не Я» и других постмодернистских писателей.
Варьирование интертекстов классических произведений в романах Виктора Пелевина отражает ду-
ховно-нравственные изменения в обществе, свидетельствует о значительных сдвигах массового созна-
ния. Наблюдения над обыгрыванием Виктором Пелевиным выдержек и цитат из других произведений в
романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’», над высмеиванием клишированных фраз позволяют сделать вы-
вод, что применение различных форм интертекстуальности мастерски используется автором для рече-
вых характеристик различных персонажей и для выражения собственной позиции по поводу художест-
венно воссоздаваемых реалий окружающего мира.
Пелевин виртуозно владеет различными функциональными стилями русского и английского языков
и использует их смешение, неожиданное комбинирование и обнажение скрытых смыслов для более
глубокого и емкого осознания последствий распада глобальной «отвлеченно умственной» социальной
системы. Писатель воспроизводит в комических формах абсурд бытия на постсоветском пространстве,
бывшем когда-то великой державой. Прозаик с болью и горечью демонстрирует, используя приемы ав-
торской языковой игры, а также игры с «чужим словом», как стереотипы массового сознания, господ-
ствующие в обществе и в умах людей, разрушают человека, уничтожая в нем неповторимую личность,
зомбифицируют его и ведут в никуда, в «смерть души» и деградацию духа.
Второй параграф посвящен рассмотрению функциональности приемов абсурдизации в прозе
Виктора Пелевина. В романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’» автор применяет самые различные коми-
ческие приемы, которые приводят к эффекту «остранения», когда жизнь воспринимается не только в
бытовом срезе, но и на философском и мифологическом уровнях.
Особенно актуален для постмодернистской поэтики прием комической абсурдизации действитель-
ности. В романе «Омон Ра» государственная идеологическая пропаганда, воспринимаемая с детства со-
ветскими людьми как непререкаемая истина, подвергается беспощадному высмеиванию. Выбрав объек-
том сатиры самую прогрессивную и любимую народом сферу – космонавтику, – достижения в облас-
ти которой изумляли весь мир, писатель «бьет» в самую больную точку, путем парадокса демонстри-
руя пороки тоталитарного жизнеустройства.
Автор часто использует такой поэтический прием, как гротеск, постоянно иронизируя над стерео-
типами массового сознания, внедряемыми идеологами советской системы, а также и над стереотипами
развращенного и порочного Запада, которые развенчиваются посредством фантастических преувеличе-
ний и комедийных описаний. Аналогичную картину мы наблюдаем в романе Виктора Пелевина «Gen-
eration ‘П’», где писатель высмеивает восторженное восприятие российскими людьми материально
процветающего Запада и американской мечты, которые оказываются симулятивными.
В романе Виктора Пелевина «Generation ‘П’» сатирические приемы направлены и на разоблачение
«виртуальной реальности» как средства манипулирования массовым сознанием. «Generation ‘П’» – это
поколение людей, выбравших «Пепси», жизненные ориентиры и идеалы которых сформировала теле-
реклама, получаемая по телевидению тенденциозная информация. Писатель совмещает документальные
приметы постсоветской эпохи с абсурдной метафоризацией, доводит до крайних пределов комическое
изображение, применяет гротескные образы и ситуации, чтобы продемонстрировать их фальшь.
Виктор Пелевин, создавая в своем романе фантасмагорический мир, опирается на понимание мета-
морфозы и как традиционного художественного приема, и как социального явления. Отсюда и амбива-
лентность механизма превращения. Мы наблюдаем почти традиционные сказочные метаморфозы: из
скудной жизни советского человека, устремленного к жертвенному подвигу во имя прекрасного буду-
щего, внезапно образовался быт «широкого потребления», разрекламированный и растиражированный,
но существующий большей своей частью только в виртуальной реальности.
В романе описано огромное количество различных рекламируемых воображаемых и существующих
в реальности только для «новых русских» продуктов. Автор иронизирует по этому поводу: «Все упоми-
наемые в тексте торговые марки являются собственностью их уважаемых владельцев, и все права со-
хранены». Он также смеется и над собой (стиль «пастиш»): «Мнения автора могут не совпадать с его
точкой зрения» 7.
Виктор Пелевин в романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’» применяет с различными художествен-
ными целями прием уподобления зверя человеку. Одна из главных функций этого приема – глубинное
изображение характеров персонажей, выявление истинного облика героя, скрывающегося под опреде-
ленной маской. Этот прием, разработанный Н.В. Гоголем, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Е.И. Замя-
тиным и другими писателями-сатириками, был мастерски приспособлен Виктором Пелевиным к по-
стмодернистской системе отображения действительности.
Если у Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина сопоставление человека со зверем преследует чаще
всего цель дать более углубленную характеристику образа («медвежатость» Собакевича, например), ес-
ли у Е.И. Замятина – это прежде всего оценка уровня духовности личности, то В. Пелевин использует
этот прием, построенный на контрасте, в качестве одной из форм гротеска с целью полного разоблаче-
ния лживости и абсурдности существования в тоталитарных и мнимо демократических обществах.
Функциональность приема уподобления животного человеку практически не рассматривалась ни-
кем из исследователей, несмотря на его особую важность для поэтики Пелевина. Автор использует дан-
ный прием не только в функции абсурдизации бытия, но и в традиционных целях, чтобы как можно
точнее показать характеры своих героев. На примерах отношения к собаке в романе «Омон Ра» и к хо-
мяку в романе «Generation ‘П’» выявляется сущность «властных» характеров «хозяев жизни». Одни до-
ходят до идиотизма в своем почитании «знаковых» фигур власти, государственных мужей, другие – из-
деваются над естеством не только отдельной человеческой личности, но и всей «стенающей твари», над
братьями нашими меньшими, над животными.
Значительное место в романах «Омон Ра» и «Generation ‘П’» занимают художественные приемы,
условно называемые приемами сатирической абсурдизации. С их помощью Виктор Пелевин мастерски
развенчивает эфемерности общественного сознания, возникающие в различные исторические эпохи (со-
ветскую и постсоветскую).
Безжалостно высмеивая происходящие в обществе, а также в
душах людей процессы, писатель тем самым противостоит суррогатам, обесценивающим человече-
скую жизнь и порабощающим нацию в целом.
Третий параграф второй главы "Функции «говорящих имен» в прозе Виктора Пелевина" со-
держит анализ одного из важнейших художественных приемов писателя. В качестве художественного
приема «говорящие» имена и фамилии применяют многие писатели-постмодернисты (Д. Пригов, Саша
Соколов, Д. Галковский), но у Виктора Пелевина игра фамилиями особенно разнообразна и многофунк-
циональна. Главная функция «говорящих имен» – развенчать ложные ценности, снять гипноз ленинско-
го и сталинского имен, лишить эффекта непререкаемости идеологическую пропаганду в советском то-

7
Пелевин, В. Generation ‘П’ / В. Пелевин // Москва: Вагриус, 2001. – С. 7.
талитарном государстве. Например, писатель с убийственной иронией обыгрывает увлечение людей ис-
кусственно созданными «революционными» именами, неблагозвучными и пустыми фамилиями
(ПХАДзер – партийно-хозяйственный актив Дзержинского района). Он высмеивает и «исторические»
имена, которые напоминают о кровавых деспотах прошлого (Малюта) и свидетельствуют о безграмот-
ности «партийцев». Имена, составленные из различных идеологических концептов и аббревиатур, вы-
полняют, в основном, функцию разоблачительную, так как развенчивают оторванные от реальности
«умствования» исторических личностей, приведшие к трагическим последствиям «страну победившего
социализма».
Фамилии и имена, составленные из инициалов вождей пролетариата (Ленин) в сочетании с инициа-
лами знаковых фигур «перестроечного» периода, писателей андеграунда (например, Василий Аксенов),
выполняют травестирующую роль, демонстрируя абсурдное совмещение в постсоветский период ста-
рых (тоталитаристско-социалисти-ческих) и новых (либерально-демократических по западно-амери-
канскому образцу) ценностей (Вавилен). Используя реминисцентные имена, пародирующие фамилии
известных литературных персонажей, намеренно искажающие их семантику, писатель-постмодернист
достигает эффекта игровой относительности, зыбкости истины, эстетической перекодировки семантики
предшествующей культуры.
Прием «чужой стиль» в романах Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Generation ‘П’» становится
объектом исследования в четвертом параграфе второй главы. Особенностью стиля писателя боль-
шинство исследователей справедливо считает органичное усвоение игровой культурной традиции на
уровне языка художественно-
го произведения. Прием стилистического цитирования или стиле-
вой игровой имитации чужого стиля используется писателем повсеместно.
Вышеупомянутый способ вхождения в чужую стилистику носит игровой характер и весьма напо-
минает сказочный прием волшебного перевоплощения (аналогия: метаморфоза братца Иванушки, на-
пившегося из козлиного копытца). Пелевин постоянно обращается к приему стилистического цитирова-
ния, который имеет безусловный игровой характер и становится чертой его собственной стилистиче-
ской маски. У Пелевина нет явного стремления к индивидуализации собственного стиля, он мастер
вживания в «чужой стиль», в стиль своих персонажей. Вопреки этому, стиль писателя всегда узнаваем,
потому что он передает современное состояние языка, объективный неуправляемый процесс. Но писа-
тельская манера ярко индивидуальна. Ее специфика обуславливается особенностью соединения различ-
ных языковых пластов и остроумной и тонкой обработки широко используемого в окружающей реаль-
ности языкового материала.
Помещая перед романом «Омон Ра» посвящение «Героям Советского космоса», а перед романом
«Generation ‘П’» – не менее ироничное: «Памяти среднего класса», Виктор Пелевин сразу начинает игру
чужими стилями. Это стиль официоза, который травестируется, снижается с целью разоблачения его
ложного и лживого пафоса.
Следующая далее пометка о торговых марках, поставленная на месте традиционного эпиграфа,
представляет собой гротескное изображение новой рыночной эпохи: «Названия товаров и имена поли-
тиков не указывают на реально существующие рыночные продукты и относятся только к проекциям
элементов торгово-политического информационного пространства»8. Авторское примечание означает
продолжение игры в «чужие стили», так как в нем по контрасту представлен стиль документов «PR»,
который едко обыгрывается: в один «торговый» ряд здесь помещены политики и рыночные продукты,
принудительно индуцированные «в качестве объектов индивидуального ума»8.
Речь главного героя «Омон Ра» отражает свойства его пытливого ума и пылкого сердца. Он очень
часто употребляет образные выражения «эхо будущего», «семя будущего», «дальние миры», «жизнь –
ласковое зеленое чудо», «бархатная тьма ночи». По мере взросления и обретения опыта стилистика ре-
чи персонажа меняется. Теперь небо видится из «нор, в которых проходила наша жизнь», «темных и
грязных», как сами люди, «среди реденьких и жидких звезд», где существовали особые сверкающие


8
Пелевин, В. Generation ‘П’ / В. Пелевин // Москва: Вагриус, 2001. – С. 7.
точки, «искусственные, медленно ползущие среди созвездий, созданные тут, на советской земле, среди
блевоты, пустых бутылок и вонючего табачного дыма»9.
В речь персонажа постепенно входит советская симулякровая риторика: «время выбирает нас»,
«время определено как предвоенное», «готовим не летчиков, а настоящих людей с самой большой бук-
вы», «бить фашистского гада» 10. Омон меняется, но своего «стиля» не приобретает, всю жизнь исполь-
зуя только «чужие стили».
Речь руководителей резко отличается от риторики центрального героя. Это смесь публицистиче-
ской стилистики с жаргоном. Так говорит, например, Бамлаг Иванович Урчагин – примитивная лич-
ность, лицемер и эгоист. Омон делает вывод, что надо говорить как начальник, чтобы была не «роман-
тическая бессмыслица», а точная и трезвая констатация факта. «Высокий и гордый путь ввысь», в кос-
мос, оказывается наполненным грубой ложью, выражающей всеобщее насилие над личностью.
Наблюдения над художественным текстом позволяют заметить, что обыгрывание клишированных
фраз у Виктора Пелевина носит иной характер, чем у Саши Соколова, В. Ерофеева, Ю. Алешковского и
других писателей-постмодернистов. Пелевин не использует в этой игре работу измененного и замут-
ненного сознания, на что опирается, например, Саша Соколов. Рвущийся на свободу язык соколовской
прозы являет собой противоположность смирившемуся с абсолютной несвободой и абсурдом пелевин-
скому языковому миру романа «Омон Ра».
Еще большее разнообразие обыгрываемых «чужих стилей» содержится в романе «Generation ‘П’».
Здесь можно говорить о своеобразной эклектике стилей: рекламного, разговорного, научного, сленгово-
го, телевизионно-газетного, анекдотического, языка «новых русских», насыщенного варваризмами и
жаргонизмами. Стиль романа несет яркий отпечаток постмодернистского времени, о котором Пелевин
пишет так: «И тут случилось непредвиденное. С вечностью, которой Татарский решил посвятить свои
труды и дни, тоже стало что-то происходить. <…> Не то чтобы они изменили свои прежние взгляды,
нет. Само пространство, куда были направлены эти прежние взгляды (взгляд ведь всегда куда-то на-
правлен), стало сворачиваться и исчезать, пока от него не осталось только микроскопическое пятнышко
на ветровом стекле ума»11. Само время отражается и выражается в языке, где смешано английское и
русское, высокое и вульгарное, научное и сленговое, сложное и примитивное, вечное и одномоментное.
Отражая засилье языка интерактивного медиа, Виктор Пелевин так мастерски играет стилем, что,
говоря словами А. Минкевича, «роман приобретает пугающую гипертекстовую связь с реальной жизнью
– книга ссылается на текст жизни, жизнь ссылается на текст книги.
Не это ли показатель адекватности текста – жизни»12.
В противовес критике, негативно относящейся к абсценной лексике в романах писателя, можно ут-
верждать, что Виктор Пелевин весьма «целомудрен» в употреблении мата по сравнению с другими по-
стмодернистами. Писатель использует его только там, где он уместен и необходим для демонстрации
кризисности современного сознания (в чем можно убедиться путем всестороннего анализа художест-
венного
текста). Пелевинские книги иллюстрируют необратимые языковые изменения под влиянием английско-
го, точнее, американского языка. «Это язык яппи (что означает всего лишь Young Urban Professional,
молодого городского профессионала). Иные наслоения смысла на понятия (альтернатива хиппи, безду-
ховность, карьеризм и прочее) автор просил считать недействительными»13.
Пелевинский язык талантливо и точно отражает время: со словообразованием писатель излишне не
экспериментирует. Он относится внимательно и осторожно к языку, объективно отражая все проис-
шедшие в нем изменения, связанные с кризисом духовности. Пелевин достаточно консервативен в этом
плане по сравнению с такими «авангардистами» от постмодернизма, как Саша Соколов, Дмитрий Лип-
скеров, Виктор Сорокин и другими.

9
Пелевин, В. Омон Ра / В. Пелевин // Москва: Вагриус, 2000. – С. 30.
10
Там же, с. 37.
11
Пелевин, В. Generation ‘П’ / В. Пелевин // Москва: Вагриус, 2001. – С. 15 – 16.
12
Минкевич, А. Поколение Пелевина / А. Минкевич // http://www.
russ/ru/krug/99-04-08/minkev.htm
13
Минкевич, А. Поколение Пелевина / А. Минкевич // http://www.
russ/ru/krug/99-04-08/minkev.htm
В своей словесной игре Виктор Пелевин не меняет значения слова, он лишь «уточняет» его, конст-
руирует удвоение смысла посредством удвоения звучания. Используя фразеологические обороты, писа-
тель закладывает возможность игры переносными значениями, которая и реализуется в тексте романа.
Как правило, писатель с помощью контекста создает условия для использования словосочетания или
слова как в прямом, так и в метафорическом значении. Азеева И.В. первая обратила внимание на то, что
обыгрывание устойчивых речевых оборотов, чаще всего каламбурное, – одна из важных особенностей
авторского стиля Пелевина.
Таким образом, игра «чужими стилями» позволяет Виктору Пелевину, внимательно наблюдающему
за языковыми процессами, создать яркий современный язык своих персонажей. Используя язык из на-
родных анекдотов, поговорок, клишированных выражений, юмористических рекламных слоганов, пи-
сатель отражает риторику современных социальных типов, дает собирательный речевой образ советско-
го мечтателя и грубого руководителя в романе «Омон Ра», тип «нового русского» и его перерождения в
различных вариантах художественно воссоздавая их в романе «Generation ‘П’».
В заключении делаются выводы о том, что хотя художественные элементы (выделенные и наибо-
лее устойчивые содержательные и формальные признаки) в произведениях Виктора Пелевина «Омон
Ра» и «Generation ‘П’» могут быть определены как ярко выраженные черты постмодернистского рома-
на, художественный мир писателя не укладывается в рамки только постмодернистского мышления, а
содержит в себе тенденции прямо противоположные: не только отрицание любых истин и высмеивание
любых ценностей, но и поиск выхода из духовно-нравственного кризиса, утверждение идеалов внут-
ренней свободы, не связанной с материальным благополучием; не только иронизирование, неопреде-
ленность и деканонизация, но и пафосность, философичность, саморефлексия определяют эстетическое
мировидение этого современного русского талантливого прозаика.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1 Жаринова, О.В. Критика тоталитаризма в повести В. Пелевина «Омон Ра» / О.В. Жаринова //
Преподавание русского языка в усло-
виях глобализации и интернационализации образования: Материалы научно-практической конферен-
ции. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2003. –
С. 29 – 30.
2 Жаринова, О.В. Личность в тоталитарном государстве (по повести В. Пелевина «Омон Ра») /
О.В. Жаринова // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: Научные труды I Все-
российской конференции. – Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2003. –
С. 164 – 167.
3 Жаринова, О.В. Изображение последствий тоталитаризма в повести Виктора Пелевина «Омон
Ра» / О.В. Жаринова // Художественное слово в современном мире: Сборник научных статей. – Тамбов:
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. – Вып. 6. – С. 30 – 31.
4 Жаринова, О.В. Рекламные слоганы как иронический модус романа В. Пелевина «Generation
‘П’» / О.В. Жаринова // Труды ТГТУ: Сборник научных статей молодых ученых и студентов. – Тамбов:
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – Вып. 16. – С. 129 – 131.
5 Жаринова, О.В. Антономасия в романе Виктора Пелевина «Generation ‘П’» / О.В. Жаринова //
IX научная конференция ТГТУ: Сборник статей. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – С. 154.
6 Жаринова, О.В. Функции «говорящих имен» в прозе Виктора Пелевина (на материале романа
«Generation ‘П’») / О.В. Жаринова // Художественное слово в современном мире: Сборник научных ста-
тей. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – Вып. 7. – С. 10 – 11.



СОДЕРЖАНИЕ