СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ЖМАКИНА Надежда Леонидовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
РЕФЛЕКСИВНОГО МЕЖПЕНИЯ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ



13.00.01 - общая педагогика
13.00.08 - теория и методика
профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук




Москва - 2000
Работа выполнена в Нижневартовском
государственном педагогическом институте


доктор педагогических наук, профессор
Научный
КОНАНЫХИН Павел Васильевич
руководитель:

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент РАО
КУЗИН Владимир Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор
ПЕТРОВА Вера Ивановна

Московский педагогический государственный
Ведущая
университет
организация:
Защита состоится 18 10 2000 года в 15 часов
на заседании диссертационного совета Д 113.25.03 в Московском
государственном открытом педагогическом университете: 109544
Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского
государственного открытого педагогического университета по адресу:
109544, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.


Автореферат разослан 18 09 2000 г.

Учёный секретарь диссертационного совета - кандидат педагогических
наук, доцент В.Н. ДАРМОДЕХИНА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Происходящие в стране перемены ведут к изменению во всех
областях хозяйства, науки и культуры, в том числе и в области
подготовки будущих учителей. К учителю современной
общеобразовательной школы предъявляются высокие требования, а к
учителю ее начального звена тем более. Решением Коллегии
Министерства общего и профессионального образования от 11 декабря
1996 г. государственными для начальных классов признаны три
образовательные системы: традиционная система, система Л.В.
Занкова и образовательная система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
В таких условиях их учитель должен показать себя высококвалифици-
рованным специалистом, чтобы быть конкурентноспособным и
затребованным на рынке педагогического труда, в частности
способным к осуществлению профессионально-рефлексивного
мышления.
Психолого-теоретические основы профессионально-
педагогического мышления в своих трудах рассматривают К.А.
Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, А.Л.
Гройсман, В.В. Докучаева, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.Н.
Леонтьев, Л.М. Митина, Е.К. Осипова, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик.
Пути профессионального совершенствования студентов в вузах
педагогического профиля освещают О. А. Абдуллина, Т. И.
Белобровко, А. В. Бодак, Ю.В. Бондарчук, Н.М. Бружукова, К.М.
Дурай-Новакова, В.И. За-гвязинский, В.А. Кан-Калик, О.П. Кожокарь,
С.Я. Литвин, А.И. Лысиков, В.Н. Малиновская, П.И. Пидкасистый,
М.И. Старов, Н.Д. Хмель.
Проблему общего теоретико-методологического обоснования,
психолого-педагогического обеспечения и практико-методической
поддержки усилий преподавателей по формированию у студенчества
педагогических учебных заведений умений и навыков
профессионально-рефлексивного отслеживания актуального состояния
развитости подопечных в желаемых отношениях по ходу
созидательно-преобразовательного вмешательства в школьный
учебно-воспитательный процесс затрагивают в своих изысканиях В.И.
Андреев, С.Х. Асадуллина, E.G. Белько, Т.А. Буя, Е.В Головнёва, А.Ф.
Давыдова, П.В. Конаныхин, М.И. Лукьянова, А.П. Орлова, В.П. Сер-
геева, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Уман, О.А. Фроленкова,
А.Д. Харченко.
Методические аспекты формирования личности учителя на
занятиях художественно-эстетического цикла рассматривают В.В.
Васенко, И.П. Волков, М.В. Галкина, Е.Г. Комолова, А.Г. Конаныхина,
О.Б. Крупинина, И.П. Ляшко, Т.Л. Милохова, Л.М. Пшеничная, С.П.
Русаков, Д-Х. Фельд-гон и др.
Опытно-экспериментально осваивая сферу обучения студентов
факультета педагогики и методики начального образования искусству
профессиональной рефлексии, мы вместе с коллегами из проблемно-
исследовательской группы Нижневартовского педагогического
института (профессор факультета педагогики и методики начального
образования, действительный член Международной педагогической
академии А.Г. Конаныхина, старшие преподаватели факультета Г.Г.
Белоус, Т.А. Дергунова, И.П. Кочурова, аспирантка Е.Г. Комолова)
пришли к выводу, что этот раздел вузовской теории и практики лишь
недавно по-настоящему озаботил специалистов. Тем не менее наши
коллеги, обнародовавшие свои наработки, сумели приподнять завесу
над целым рядом таинств продуктивной подготовки кадров для
начального звена общеобразовательной школы в этом плане.
Опредмечивание стержневых для изучаемой темы понятий
способствовало уяснению нами сущностного содержания отражаемых
этими понятиями психологических явлений и позволило строго
очертить границы затеваемого педагогического поиска.
Педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего
учителя-воспитателя в значительной мере опосредуется
целенаправленным включением в контекст его
самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с
волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.
Энергичное произвольное задействование новых и новых актов
осознания образовательно-воспитательных реалий в процессе
наращивания потенциала своей общей и профессионально-
педагогической культуры ощутимо повышает результативность
подготовки молодого человека к работе на ниве образования — об
этом со всей очевидностью свидетельствуют факты из нашей
преподавательской деятельности.
Объективированию наших педагогико-методических и
исследовательских позиций способствовало и стремление
предшественников раскрыть глубинные механизмы рефлексирования -
размышлений педагога о произ-
Бедственных реалиях, о функционировании подвластной ему учебно-
воспитательной системы.
Мы разделяем и применительно к конкретным обстоятельствам
работы с подопечным студенческим контингентом используем
выдвинутое коллегами положение о том, что выявление адекватного
основания для выбора приемлемого варианта педагогического
решения есть прямое производное от совершённого акта рефлексии;
этот добытый вариант включается в системную организацию
личностной регуляции; он в значительной мере детерминирует
формирование потребностей, целей и мотивов субъекта пе-
дагогического действия, влияет на формирование его личностных ка-
честв, обуславливает его устремление к самовыражению.
К сожалению, в избранном нами плане исследования пока не
осуществлялись . Между тем преподаватели методики трудового
обучения с практикумом в учебных мастерских на факультетах
педагогики и методики начального образования слабо представляют
себе сущность, особенности организации и методику разностороннего
обеспечения актов профессиональной рефлексии студентов по поводу
проводимых со школьниками занятий трудового обучения и
оперативной корректировки собственных учи-тельско-
воспитательских действий.
Стало быть, в современной теории и практике профессиональной
подготовки учителей начальных классов на базе педагогических
учебных заведений объективно существует проблема: каковы по
составу и особенностям реализации методические приёмы и
организационно-педагогические меры, способствующие
формированию у будущих учителей начальных классов
профессионально-рефлексивного мышления на вузовских занятиях по
методике трудового обучения? Решение этой проблемы составляет
цель нашего исследования.
Объект исследования — подготовка будущих учителей начальных
классов к высококвалифицированному трудовому обучению младших
школьников как целостный процесс, а предмет исследования —
формирование у них искусства профессионально-рефлексивного
мышления в ходе занятий по методике трудового обучения как
неотъемлемая составная часть данного процесса.
В качестве рабочей гипотезы предпринятого научного поиска
нами было выдвинуто предположение о том, что преподаватель
факультета педагогики и методики начального образования по
методике трудового обу-
чения сумеет на высоком уровне формировать у подопечных искусство
профессионально-рефлексивного мышления, если при этом он: будет
выявлять существенную информацию о подвластном образовательно-
воспитательном процессе (его структура, функции, источники
освоения студентами искусства профессионально-рефлексивного
мышления в осваиваемой области, противоречия и движущие силы
самосовершенствования обучающихся в данной сфере) и уместно
использовать её в работе; станет применять адекватную учебно-
воспитательным целям оптимальную совокупность рациональных
методических приёмов формирования продуктивного
профессионально-рефлексивного мышления будущих учителей
начальных классов (уместное использование педагогической
рефлексии в ходе вузовских занятий по методике трудового обучения;
освоение студентами на аудиторных занятиях методики анализа
учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач;
обращение в ходе аудиторных занятий и домашней самостоятельной
работы студентов к разнообразной литературе и средствам массовой
информации, освещающим специфику и особенности творческого
отношения людей к труду, к преобразованию окружающей
действительности на гуманистических началах; использование
студенческих впечатлений от посещённых или самостоятельно
проведенных занятий по труду в ходе школьной педагогической
практики для профессионального самоанализа и т.д.);обеспечит
успешность функционирования подвластной образовательно-
воспитательной системы в организационно-педагогическом плане —
за счёт продуманного создания и целеустремлённой реализации
комплекса требуемых конкретными образовательно-воспитательными
ситуациями педагогических условий.
Поисковым замыслом автора детерминированы задачи
исследования.
1. Составить процессуальную характеристику формирования
профессионально-рефлексивного мышления студентов факультета
педагогики и методики начального образования на занятиях по
методике трудового обучения.
2. Выявить и описать источники освоения студентами искусства
профессионально-рефлексивного мышления в области методики
трудового обучения младших школьников.
3. Раскрыть сущность актуальных противоречий процесса
овладения искусством профессионально-рефлексивного мышления
студентами педвуза на занятиях по методике трудового обучения.
4. Определить состав и особенности задействования в образова-
тельно-воспитательном процессе движущих сил развития
профессионально-рефлексивного мышления будущих учителей
начальных классов в этой области методики.
5. Охарактеризовать оптимальный комплекс рациональных
методических приёмов формирования профессионально-
рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов на
соответствующих академических, внеаудиторно-самостоятельных
занятиях и в досуговых мероприятиях по этой дисциплине из учебного
плана факультета.
6. Осуществить научный анализ педагогических условий,
способствующих повышению результативности использования
авторской методической целостности в образовательно-
воспитательном процессе педвуза.
Экспериментальной базой исследования явился факультет
педагогики и методики начального образования Нижневартовского
государственного педагогического института.
Методологическую основу исследования составили положения
теории познания, учений о зоне ближайшего развития личности и
поэтапном формировании умственных действий, концепция
профессиографического подхода к формированию личности учителя.
Теоретической основой исследования явились разработки
отечественных и зарубежных психологов и педагогов о развитии и
функционировании профессионально-педагогического мышления и
специалистов по обучению и воспитанию подрастающих поколений о
сущности и содержании процесса предметно-специального и
общепедагогического самосовершенствования учительства.
В решении задач проводимого поиска были задействованы
эмпирические и теоретические методы исследования. Среди
эмпирических методов преобладали монографическое изучение
личности будущего учителя начальных классов при освоении и
практическом использовании искусства профессионально-
педагогического анализа и оценки подвластных образовательно-
воспитательных реалий, а также педагогический эксперимент, в
рамках которых осуществлялись целенаправленные наблюдения,
тематические опросы студентов, преподавателей и руководителей
учебных подразделений вуза и школ, плановые и импровизированные
беседы, изучение продуктов аудиторного и досугового творчества
подопечных в сфере методики трудового обучения младших
школьников, ознакомление с соответ-
ствующим опытом коллег — преподавателей педагогических учебных
заведений (академий, институтов, колледжей). Полученные таким
образом фактические данные обрабатывались с помощью
теоретических методов исследования: сравнения, анализа, аналогии,
синтеза, классификации, абстрагирования, генерирования новой
педагогико-методической информации.
В образовательно-развивающих и диагностико-исследовательских
це˜ лях широко применялись рефлексивно-оценочные процедуры.
В исследовании были заняты три экспериментальные группы: А (17
человек), Б (20 человек) в рамках формирующего эксперимента и В (13
человек) в контрольно-проверочном туре научного поиска (на фоне
работающих под нашим началом 244 студентов). Исследование
проведено в три этапа.
На первом этапе поиска (1993-1994 гг.) изучалась философская,
психолого-педагогическая, специальная и методическая литература по
теме исследования. Был составлен план научного поиска, уточнялись
исходные позиции исследования, корректировалась программа
изысканий. Изучался опыт работы преподавателей кафедры
педагогики и методики начального образования по формированию у
будущих учителей искусства профессионально-рефлексивного
мышления. Проводился констатирующий эксперимент по выявлению
продуктивных приёмов осмысления занимающимися собственной
образовательно-воспитательной практики.
На втором этапе поиска (1994-1998 гг.) проводился
формирующий, созидательно-преобразующий эксперимент по
использованию в ходе преподавания нашего учебного предмета
выявленного ранее и обоснованного комплекса методических
приёмов, стимулирования потребности студентов в
совершенствовании у себя умений и навыков профессионально-
педагогической рефлексии.
На третьем этапе поиска (1998-2000 гг.) была произведена
систематизация теоретического и экспериментального материалов.
Отдельные выводы и добытые теоретические положения проверялись
нами в контрольном эксперименте. Оформлялась диссертационная
работа, планомерно апробировались результаты поиска.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования
определяются: раскрытием сущности профессионально-
рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов в
области методики трудового обучения
учащихся начального звена общеобразовательной школы;
рассмотрением процессуальной характеристики формирования у
студентов факультета педагогики и методики начального образования
в педвузе умений и навыков профессионально-рефлексивного
мышления в области методики трудового обучения; выявлением
противоречий в процессе овладения занимающихся на факультете
молодых людей искусством профессионального осмысления таинств
методики трудового обучения младших школьников; научным пред-
ставлением источников освоения и движущих сил развития
профессионально-рефлексивного мышления у потенциальных
специалистов по образовательно-воспитательной работе с детьми 6-9-
летнего возраста.
Практическая значимость осуществляемого исследования
состоит в разработке оптимального комплекса рациональных
методических приёмов формирования профессионального мышления у
студентов и составлении методических рекомендаций преподавателям
методики трудового обучения младших школьников по формированию
у завтрашних учителей начальных классов искусству профессионально
анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы
для проведения факультативных занятий и чтения специальных курсов
в педагогических вузах и институтах повышения квалификации
учителей.
Достоверность и обоснованность полученных в ходе изысканий
выводов обеспечена применением комплекса методов исследования,
которые адекватны цели, задачам и гипотезе проводимого поиска,
репрезентативностью включенного в исследование контингента
студентов, использованием современной научной теории для
истолкования и обоснования исследовательских замыслов и
получаемых результатов, а также опытно-экспериментальным
подтверждением наших предположений и выводов.
На защиту вынесены
1. Процессуальная характеристика формирования у студентов фа-
культета педагогики и методики начального образования
профессионально-рефлексивного мышления в области методики
трудового обучения 6-9-летних детей.
2. Представление совокупности доступных нашим студентам
источников освоения искусства профессионально-рефлексивного
мышления в области методики трудового обучения младших
школьников.
3. Описание движущих сил развития у студентов факультета дейст-
венного профессионально-рефлексивного мышления в области
осваиваемой методики (высоконравственные потребности и мотивы
общеличностного и профессионального самосовершенствования
студентов факультета педагогики и методики начального
образования; активная жизненная позиция будущих учителей
начальных классов в сфере овладения искусством трудового обучения
и воспитания младших школьников; современное по характеру и
содержанию оборудование специализированного кабинета методики
трудового обучения на факультете; полноценное программно-
методическое и библиотечное обеспечение образовательно-
воспитательного процесса по данной методике в вузе; многообразная
продуктивная поисково-творческая деятельность будущих учителей
начальных классов на занятиях по этому предмету и в аналогичной
домашней самостоятельной работе; целенаправленное освоение
профессионального мастерства студентами факультета на
педагогической практике в общеобразовательной школе и во
внешкольных учреждениях; педагогический профессионализм
преподавателей факультета по методике трудового обучения в
начальных классах)
4. Оптимальный комплекс рациональных методических приемов
формирования у будущих учителей-воспитателей школьной детворы
искусства профессионально-педагогического рефлексирования (кроме
указанных в гипотезе сюда входят приемы: внедрение в
образовательно-воспитательный процесс вуза творческих дискуссий с
поиском и обоснованием альтернативных вариантов трудового
обучения и воспитания младших школьников; задействование в
массовых внеаудиторных мероприятиях студенчества педагогической
рефлексии по поводу феноменов трудового совершенствования детей
б-9-летнего возраста; включение заданий ана-литико-синтетического
характера в программу семестровых и курсовых испытаний для
студентов по методике трудового обучения в начальных классах;
стимулирование студенческой потребности в широком использовании
педагогической рефлексии при проведении учебно-исследовательской
и научно-исследовательской работы по трудовой подготовке
учащихся начальных классов).
5. Совокупность педагогических условий, содействующих
успешности формирования у будущих учителей начальных классов
профессионально-
рефлексивного мышления на академических внеаудиторных занятиях
по
методике трудового обучения.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были освещены нами
при выступлениях на заседаниях методического объединения при
кафедре педагогики и методики начального образования и на занятиях
методического семинара преподавателей и аспирантов кафедры
педагогики Нижневартовского государственного педагогического
института, на конференции профессорско-преподавательского состава,
аспирантов и соискателей кафедры педагогики НГПИ "Актуальные
вопросы общей и профессиональной подготовки юной смены
Отечества" (1998), в Нижневартовских симпозиумах "Освоение
действенных механизмов всестороннего совершенствования молодого
поколения" (1997) и "Теория и практика духовно-нравственной,
общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи"
(1999), на Нижневартовских межрегиональных научно-практических
конференциях "Образование и воспитание молодежи: проблемы, поиск
эффективных решений" (1997), "Оптимизация образовательно-
воспитательной деятельности в школе и вузе", "В.А. Сухомлинский и
школа наших дней", "Психолого-педагогическое обеспечение
образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе",
"Реализация педагогических идей А.С. Макаренко в деятельности
современной системы образования" (1998), "Инновационный аспект
функционирования педагогических систем" (1999), на региональной
научно-практической конференции "Ценностно-содержательные
основы воспитания личности в образовательном пространстве Ханты-
Мансийского автономного округа" (Сургут, 1999), на окружном
заседании 2-ой научной сессии Международной педагогической
академии "Исследование актуальных педагогических проблем: история
и современность" (Нижневартовск, 1999) , на Всероссийской научно-
практической конференции "Традиции и проблемы российской
педагогики в условиях современности" (Сургут, 1998), на
Международной научно-практической конференции "Перестройка
образования и школы: сущность, проблемы, перспективы" (Ровно,
1997). По теме исследования автором опубликовано 14 научных работ.
Результаты исследования используются в образовательно-
воспитательной деятельности преподавателей факультета педагогики и
методики начального образования Нижневартовского
государственного пе-
дагогического института (профессор кафедры А. Г. Конаныхина,
преподаватель-аспирант Е.Г. Комолова и др.).
Диссертация включает введение, две главы, заключение, список
использованной литературы из 226 источников, 8 приложений в
текстовом и табличном исполнении .


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ 1

Во введении обосновывается актуальность проблемы
исследования, определяется его научный аппарат: цель, объект,
предмет, выдвигаются концептуальные идеи поиска и его задачи,
характеризуются методы исследования, раскрываются научная
новизна, теоретическая ценность и практическая значимость работы,
формулируются положения, вынесенные на защиту.
В первой главе — "Теоретико-методологические основы
формирования профессионально-рефлексивного мышления будущих
учителей начальных классов на занятиях по методике трудового
обучения" рассматриваем эффективное формирование культуры
профессионально-рефлексивного мышления у наших подопечных в
сфере трудового обучения детей младшего школьного возраста как
заключающего в себе проблему для теоретиков и практиков в системе
высшего педагогического образования.
Ради основательного решения взятой для изучения проблемы
вначале мы обратились к теоретико-методологическим основам —
предпосылкам успешного формирования искомого профессионально-
педагогического и психологического феномена у потенциальных
учителей начального звена общеобразовательной школы.
Обращаясь к теории вопроса мы представили так называемое поле
мнений о сути рефлексии как мыслительного феномена .
Так как понятие "рефлексия" имеет психологические основы, то
нами рассматривается профессиональная рефлексия будущих учителей
начальных классов в области трудового обучения младших
школьников как психологический феномен; выясняется, как трактуют
особенности проявления педагогической рефлексии разные авторы и
источники.
При определении рефлексивности мышления мы придерживаемся
трактовки Л.Ф. Спирина, который определяет ее как способность
оценивать свою деятельность "со стороны", как бы глазами учащегося.
Отталкиваясь от представленной теоретико-методологической
позиции, мы стремимся воспринимать и расценивать характер,
содержание и результаты процесса формирования и развития у
будущих учителей-воспитателей способности к профессионально-
педагогическому мышлению как обусловленные влиянием
совокупности социальных, психологических, общепедагогических,
методических и иных детерминант.
Результативность поиска с самого начала его связывалась в нашем
представлении и в опытно-экспериментальной деятельности с
феноменом подлинной субъектности обучающихся на факультете
молодых людей, с реализацией установки на развитие самосознания
потенциальных тружеников образовательно-воспитательной сферы и с
целенаправленным включением аналитико-синтетической
мыслительной операции самоанализа в структуру профессиональной
подготовки подопечных.
Субъектность студента в образовательно-воспитательном процессе
предполагает его обращение к источникам профессионально ценной
информации, позволяющей неуклонно наращивать способность к
оперативной педагогической рефлексии по поводу собственной
деятельности в образовательно-воспитательной сфере. В нашей
преподавательской практике в качестве самых продуктивных
зарекомендовали себя восемь таких источников: литература
общетеоретического, специального и методического характера,
способствующая развитию у занимающихся аналитико-критического
отношения к реалиям профессионально-педагогической деятельности
учителя труда в начальных классах общеобразовательной школы (или
учителя начальных классов, ведущего занятия по труду); телевизи-
онные передачи о созидательно-творческой деятельности
рационализаторов и изобретателей на производстве; продукты
творчества специалистов производственных предприятий и мастеров
народных промыслов; журнальные и газетные материалы о феноменах
творческого вдохновения тружеников-новаторов в различных областях
жизни общества; музейно-выставочные экспозиции национального
искусства и народного творчества; показательные факты
осуществления педагогической рефлексии учителями начальных
классов при подготовке и проведении уроков труда; образцы
рефлексивно-творческого отношения вузовских преподавателей ме-
тодики трудового обучения к собственным занятиям со студентами фа-
культета педагогики и методики начального образования; школьная
педагогическая практика студентов по трудовому обучению мальчиков
и девочек 6-9-летнего возраста.
Имея намерение теоретически освоить сущность
высокоуровневого проявления педагогической рефлексии у будущих
учителей-воспитателей, мы с коллегами провели опытно-
экспериментательное исследование специфических особенностей
формирования профессионально-педагогической культуры у будущих
учителей-воспитателей в структуре их общепрофессиональной
подготовки.
Стержневым моментом полученной информации было сообщение
о том, что в наборе действенных средств приближения студентов
педвуза к высшим значениям характеристических показателей
личности учителя-воспитателя у нас одно из первых мест занимает
самоанализ.
Замыслив допустимыми и педагогически оправданными способами
утверждать подопечных в качестве экспертов-ценителей всей работы
по наращиванию у себя потенциала профессионально-педагогической
культуры, мы опирались на подходящую к случаю совокупность
теоретических положений: первоосновой студенческого
профессионального анализа является аналитико-синтетическая
деятельность коры больших полушарий головного мозга, то есть
целенаправленное функционирование сознания занимающихся у нас
юношей или девушек; профессионально значимый самоанализ в
студенческом исполнении есть продукт профессионально-
педагогического самосознания будущих учителей-воспитателей и
одновременно эффективное средство его совершенствования;
продуктивность студенческого профессионального самоанализа
существенно повышается в условиях деятельности, в процессе
функционирования педагогических систем.
При осуществлении структурно-функциональной характеристики
процесса формирования у подопечных студентов из
экспериментальных групп искомой способности мы опирались на
разработанную в лаборатории педагогической аксиологии
Международной педагогической академии нашими коллегами
(руководитель лаборатории доктор педагогических наук, профессор
П.В. Конаныхин) соответствующую структурно-функциональную ха-
рактеристику протекания инновационных процессов при
формировании у будущих учителей-воспитателей педагогического
профессионализма; суть её трактовалась при посредничестве знающих
дело мастеров педагогиче-
с ского труда. В учебно-аудиторной и производственно-практической
под-
- готовке учителей начальных классов по методике трудового
обучения де-
- тей младшего школьного возраста мы применительно к
непосредственным обстоятельствам проведения занятий выбирали из
представленного общего алгоритма наиболее подходящие для нас
шаги — операции, компоновали их в соответствии со здравым
смыслом и формулировали в русле исследуемой проблематики.
Для теоретического обоснования структуры формирования
профессионально-рефлексивного мышления будущих учителей-
воспитателей наша проблемно-исследовательская группа попыталась
отыскать общие положения-позиции, позволяющие интерпретировать
проявление рефлексивной функции будущих учителей-воспитателей
в контексте их миротворческо-гуманистического саморазвития.
Первая позиция самоосознания юношами или девушками
необходимости . совершенствовать себя в профессионально-
творческом отношении обозначается проявлением у них
индивидуальной потребности стать истинным профессионалом в
избранной для освоения специальности.
Вторая позиция в педагогическом рефлексировании молодого
человека характеризуется поиском общеличностно значимого и
профессионально со- стоятельного образца для теоретического и
практического освоения.
Третья позиция студента педагогического вуза в проявлении
профессионально-рефлексивной функции состоит в его попытках
идентифицировать себя с избранным идеалом — сопоставить
собственные достижения в освоении педагогической профессии и
соответствующие характеристические признаки максимального
воплощения профессионального мастерства в тех же отношениях.
Четвертая позиция в педагогической рефлексии завтрашнего
наставника детей и юношества может быть определена как
самопрогнозирование в общественном и педагогико-методическом
плане, как определение посильных рубежей в освоении профессии на
очередной цикл собственного многоаспектного роста.
Пятая позиция педагогической рефлексии будущего учителя-
воспитателя представляет собой совокупность мыслительных
операций по выбору оптимальной программы многоплановой
самореализации в качестве компетентного наставника подрастающих
поколений.
Шестая позиция на пути проявления педагогической рефлексии
нашего подопечного состоит в оперативном, тактическом и
стратегическом от-слеживании и осмыслении процесса собственного
созревания как выразителя отвечающих духу времени педагогических
идей и искусного практика в сфере обучения и воспитания юной
смены Отечества.
Седьмая позиция педагогического рефлексирования молодого
человека, решившего посвятить себя учебно-воспитательной
деятельности в системе образования, представляет собой
формулирование конкретных задач посильного
самосовершенствования на очередной этап приближения к избранному
общечеловеческому и профессиональному идеалу.
Продуктивное рефлексирование нашего питомца по поводу
выработки у себя высокоуровневой профессионально-педагогической
культуры со всей очевидностью свидетельствует о его миротворческо-
гуманистическом саморазвитии, а также о пополнении его
методического арсенала эффективными приемами стимулирования
собственного совершенствования в нужных направлениях.
Анализ публикаций по теме и предметное изучение
образовательно-воспитательной практики в педагогических вузах
позволили нам установить сокровищницы, задающие ценностные
ориентации стационарной и заочной общеличностной и
профессиональной подготовки кадров для системы образования:
свод общечеловеческих духовно-нравственных ценностей,
заключающий в себе незыблемые святыни духа всего населения
планеты Земля,
- общечеловеческий идеал личности,
- профессиограмма общепедагогическая,
государственный образовательный стандарт по
специальности "педагогика и методика начального образования",
квалификационная характеристика учителя начальных классов. Как
известно, главной целью деятельности высших учебных заведений
является профессиональная подготовка выпускников к различным
видам практической или научной деятельности. Поэтому основной
конечный психологический результат вузовского обучения состоит в
степени подготовленности выпускников к продуктивному решению
профессиональных задач.
Научить студента искусству профессионально-рефлексивного
мышления, в частности, в области методики трудового обучения
младших
школьников — это значит сформировать его как личность,
являющуюся участником преобразования действительности, в том
числе и самой себя.
Чтобы успешно решать задачи совершенствования
профессионального мастерства будущего учителя и процесса обучения
учащихся, надо прежде всего определить основные критерии отбора и
источники информации, которые помогают педагогам успешно
осуществлять учебный процесс. В качестве критериев отбора и оценки
нового для использования в учебно-воспитательной работе мы
определяем следующие: актуальность информации (в какой мере она
помогает решать задачи воспитания развитой личности) ; готовность к
внедрению (выделены ли в информации главные идеи, руководствуясь
которыми, учитель сможет самостоятельно формулировать
педагогические задачи для успешного обучения и воспитания
школьников); ожидаемая практическая эффективность (очевидность
результата от прогнозируемого взаимодействия "педагог-учащийся");
реальная перспективность (ориентированность на будущее);
целостность (интеграция идей в комплексе задач социального заказа
общества).
Процесс формирования у студентов факультета педагогики и
методики начального образования профессионально-рефлексивного
мышления на занятиях по методике трудового обучения многогранен и
противоречив. Исследование помогло нам выделить ряд присущих
этому процессу противоречий :
1) между слабой базой знаний, полученных до поступления в вуз, и
желанием получить высшее образование;
2) между представлением студентов о профессии учителя
начальных классов до поступления и необходимостью в корректировке
своих представлений;
3) между необходимостью осваивать различные области знания, в
том числе по художественно-эстетическому циклу, и установившимся
стереотипом: учитель начальных классов — это в основном учитель
русского языка, математики, природоведения;
4) между желанием студентов овладеть искусством рефлексии и
недостаточным количеством литературы по этому вопросу;
5) между стремлением преподавателя к профессиональному росту
и скудностью средств, выделяемых на командировки;
6) между стремлением преподавателя передавать подопечным
имеющийся опыт и недостаточной материальной базой для
проводимых занятий;
7) между попытками студента приобрести недостающие знания на
педагогической практике и малым опытом овладения искусством
профессиональной рефлексии в школе.
В проводимых нами теоретико-экспериментальных изысканиях
отрабатываются актуальные направления и проверяются действенные
средства подготовки занимающихся на факультете юношей и девушек
к квалифицированной работе по трудовому обучению младших
школьников. Надёжным подспорьем в этой проблемно-
исследовательской деятельности стало у нас включение в
образовательно-воспитательный процесс по методике трудового
обучения гаммы движущих сил развития профессионально-
рефлексивного мышления завтрашних учителей начальных классов.
Под движущими силами в данном контексте нами понимаются те
атрибуты аудиторных занятий и досуговых мероприятий студентов по
названному учебному предмету, которые в перманентной борьбе
противоречивых тенденций, всегда присутствующих в ходе учебно-
познавательной и иной развивающей работы молодежи, занимают
положительную позицию и в конечном счете обеспечивают реальное
восхождение вчерашних абитуриентов к новым и новым высотам
педагогического профессионализма. Сюда входят:
высоконравственные потребности и мотивы общеличностного и
профессионального самосовершенствования студентов факультета
педагогики и методики начального образования; активная жизненная
позиция будущего учителя начальных классов в сфере овладения
искусством трудового обучения и воспитания младших школьников;
современное по характеру и содержанию оборудование
специализированного кабинета методики трудового обучения на
факультете; полноценное программно-методическое и библиотечное
обеспечение образовательно-воспитательного процесса по методике
трудового обучения в вузе; многообразная продуктивная поисково-
творческая деятельность будущих учителей начальных классов на
занятиях по методике трудового обучения и в аналогичной домашней
самостоятельной работе; целенаправленное освоение
профессионального мастерства студентами факультета на
педагогической практике в общеобразовательной школе и во
внешкольных учреждениях; педагогический профессионализм
преподавателей факультета по методике трудового обучения в на-
чальных классах.
При внимательном рассмотрении предложенной нами структуры
влиятельных союзников педагогического персонала факультета можно
убедишь-
ся, что они представляют все компоненты функционирующей при
освоении методики трудового обучения педагогической системы:
первые две — самих обучающихся, третья и четвертая —
организаторов учебно-воспитательного процесса на факультете и
руководителей методической службы вуза, а пятая, шестая и седьмая
— преподавателей-специалистов — истинных профессионалов,
достаточно компетентных интерпретаторов общепедагогических и
методических замыслов, способных включить в работу по развитию
профессионально-рефлексивного мышления своих питомцев
поисково-творческий потенциал преподаваемой учебной дисциплины
и организуемой педагогической практики.
Фронтальная представительность характеризует данную структуру
комплекса движущих сил подвластного нам образовательно-
воспитательного процесса как самодостаточную, а ее эффективность
подтверждена официальными показателями освоения курса методики
трудового обучения и сформированное™ у будущих учителей
начальных классов профессионально-рефлексивного мышления как
одного из самых ярких признаков педагогического мастерства.
Вторая глава — "Исследование продуктивности авторской
методики формирования профессионально-рефлексивного мышления
будущих учителей начальных классов средствами преподаваемой
учебной дисциплины" — начинается
характеристикой оптимального комплекса рациональных
методических приемов формирования профессионально-
рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов на
занятиях по методике трудового обучения.
В экспериментально организованной образовательно-
воспитательной деятельности со студентами факультета педагогики и
методики начального образования Нижневартовского
государственного педагогического института мы на деле реализуем
соответствующие требования Закона Российской Федерации "Об
образовании"
Мы задались целью отработать и экспериментально проверить на
эффективность педагогическую технологию деятельности на
исследуемом направлении подготовки высококвалифицированных
специалистов для системы образования.
Сущность педагогической технологии формирования у наших
подопечных профессионально-рефлексивного мышления мы
понимаем как всю сово-
купность применяемых преподавателем вуза способов
последовательно-целенаправленной и неуклонно-систематической
"материализации" смоделированного образовательно-воспитательного
процесса по освоению методики трудового обучения, ярко
выраженной приметой которого является оперативное аналитико-
критическое осмысление описанных или самостоятельно совершаемых
профессиональных действий. Основу нашей педагогической
технологии составляют восемь доминирующих методических приемов
из образовательно-воспитательного арсенала преподавателя курса
методики трудового обучения младших школьников, оптимально
способствующих формированию у занимающихся юношей и девушек
профессионально-рефлексивного мышления.
Возьмем для представления такой прием, как уместное
использование педагогической рефлексии в ходе вузовских занятий по
методике трудового обучения. Суть данного приема составляет показ
использования педагогической рефлексии в процессе чтения лекций,
конструирование изделий на лабораторных занятиях с использованием
изученного материала.
Собственно обучение студентов искусству профессиональной
рефлексии по методике трудового обучения детей младшего
школьного возраста предваряется у нас изложением лекционного
материала по учебной программе, модернизированной нами
применительно к конкретным обстоятельствам образовательно-
воспитательной деятельности на основе действовавших ранее или
действующих ныне официальных программ, а также с учетом ряда
оригинальных документов такого рода: программы по методике
трудового обучения младших школьников (составитель Н.М.
Конышева. - М., 1989; рукописный вариант); учебной программы по
методике преподавания художественного труда с практикумом
(составители — преподаватели кафедры педагогики, психологии и
методики начального образования Тобольского государственного
педагогического института имени Д.И. Менделеева. — Тобольск,
1996), экспериментальной программы по методике художественного
труда для специальностей "Педагогика и методика начального
обучения" и "Труд" (М., 1989), программы "Методика трудового
обучения в начальных классах" (составитель — А.Г. Конаныхина. —
Нижневартовск, 1998) и ряда других.
В лекционном материале обучающимся предлагается информация
нормативного, установочно-определяющего характера, позволяющая
эффективно формировать в их сознании теоретический фундамент для
совершения про-
цедур осмысления и профессиональной оценки предлагаемых нами
или воспроизводимых ими учебно-воспитательных ситуаций с занятий
по труду в начальных классах. Эта информация затрагивает генезис
развития изучаемой проблемы или явления, раскрытие сущности и
показ специфики проявления осваиваемых студентами
производственно-трудовых реалий, методику практической
проработки трудовых операций, подлежащих разучиванию с
младшими школьниками, и т.д. Иными словами, через содержание
лекций мы задаем некие эталоны, благодаря использованию которых
будущий учитель может сверить осмысливаемую практику с
образцом-стереотипом и при этом увидеть, распознать и объяснить
факты расхождения школьной образовательно-воспитательной
конкретики с соответствующим шаблоном, определить вектор-
направление обнаруженного отклонения (отставание от заданных
требований, простое оригинальничанье-уклон от норм, творческое
решение педагогической задачи и пр.), сделать выводы относительно
совершенных в рабочем цикле действий наставника и учащихся,
скорректировать систему аналогичных действий на новые этапы
работы с детьми и вообще на будущее.
Так, например, по разделу "Симметричное вырезание" всему
студенческому потоку предлагается опредмечивающая
профессионально-деловую подготовленность будущих учителей
информация: "Выбор рисунка, композиции. Увеличение или
уменьшение по клеточкам. Перевод нескольких рисунков,
композиций, помещение их в папку-копилку. Методика симметрич-
ного вырезания. Подбор цветной бумаги к рисунку. Цветовое
сочетание рисунка с фоном композиции. Наклеивание готовой
композиции на картон" .
Далее в нашей программе и соответственно в лекции определяется
перечень объектов к теоретическому и практическому освоению
учащимися начальных классов: "Примерные изделия на уроках труда.
Растительный, геометрический орнамент. Петушки в теремке,
слоники, лягушки (смотрящие друг на друга и в противоположные
стороны). Фигуры людей, лошадей" .
Пропущенная через цикл образовательно-воспитательной работы
информация нормативного, установочно-определяющего характера,
многократно актуализированная посредством повторения, формирует в
сознании наших подопечных общий алгоритм продумывания и
обоснования правоты учителя, стремящегося оптимально
сконструировать и провести урок по
труду, выбрать для занятия наиболее подходящую форму, наполнить
урочную деятельность детей развивающим содержанием, мудро
инструментовать педагогические действия в организационном и
методическом отношениях.
На лабораторно-практических занятиях обучающимся у нас
молодым людям остается в каждом отдельном случае "сверить"
урочную композицию и конкретные приемы работы учителя с
аналогичными аспектами усвоенного общего алгоритма и
исповедуемой в передовой образовательно-воспитательной практике
моделью работы, чтобы получить достаточно полный ответ
относительно профессиональной состоятельности преподавательских
действий на занятии по труду с учащимися начальных классов.
Таким же образом характеризуются все остальные приёмы
формирования профессионально-рефлексивного мышления будущих
учителей начальных классов на занятиях по методике трудового
обучения: освоение студентами на аудиторных занятиях методики
анализа учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических
задач; внедрение в образовательно-воспитательный процесс вуза
творческих дискуссий с поиском и обоснованием альтернативных
вариантов трудового обучения и воспитания младших школьников;
обращение в ходе аудиторных занятий и домашней самостоятельной
работы студентов к разнообразной литературе и средствам массовой
информации, освещающим специфику и особенности творческого
отношения людей к труду, к преобразованию окружающей
действительности на гуманистических началах; использование для
профессионального самоанализа студенческих впечатлений от
посещенных или самостоятельно проведенных ими занятий по труду в
ходе школьной педагогической практики; задействование в массовых
внеаудиторных мероприятиях студенчества педагогической рефлексии
по поводу феноменов трудового совершенствования младших
школьников; включение заданий аналитико-синтетического характера
в программу семестровых и курсовых испытаний для студентов по
методике трудового обучения в начальных классах;стимулирование
студенческой потребности в широком использовании педагогической
рефлексии при проведении учебно-исследовательской и научно-
исследовательской работы по методике трудового обучения учащихся
начальных классов.
Нам удалось также выявить и научно представить совокупность из
шести ведущих педагогических условий, содействующих успеху
студентов в овладении умениями и навыками профессионально-
педагогической реф-
лексии: сформированность у студентов факультета образа идеального
учителя начальных классов — подлинного профессионала трудового
обучения и воспитания младших школьников; материально-
техническое, организационно-педагогическое и практико-
методическое оснащение цикла занятий студентов факультета по
методике трудового обучения младших школьников; использование в
образовательно-воспитательном процессе вуза по методике трудового
обучения младших школьников современной технологии
педагогического анализа; постоянная актуализация предметно-
тематического оформления факультетского кабинета методики
трудового обучения и соответствующих учебных помещений для
занятий будущих учителей начальных классов; обеспечение
воздействия средствами методики трудового обучения как учебной
дисциплины на все сферы личности студента; гармонизация учебно-
воспитательного процесса по методике трудового обучения младших
школьников за счет оптимального сочетания теоретических и
практических занятий студентов.
Занимаясь исследованием проблемы совершенствования
профессиональной подготовки учителей-воспитателей, мы неизменно
приходим к выводу о серьезной целеориентирующей и
целеустремляющей роли идеала труженика системы образования в
процессе обучения и воспитания студенчества педагогических вузов.
Нашей проблемно-исследовательской группой выявлено, что уже
первокурсники, только что приступившие к учебе в институте, в целом
верно представляют себе профессионально-педагогический идеал как
совокупность объективирующихся представлений желающей
всесторонне совершенствоваться личности об образце наставника
подрастающего поколения, сочетающем в себе максимальную
освоенность сути и содержания общечеловеческих духовно-
нравственных ценностей с постоянно реализуемой высокоуровневой
способностью творческого преломления в учебно-воспитательной
деятельности педагогических принципов и руководящих установлений
частных методик.
Устремление занимающихся в педвузе юношей и девушек к
жизненно-профессиональному идеалу проявляется в двух ипостасях,
которые необходимо учитывать при проведении образовательно-
воспитательной работы на академических и внеаудиторных занятиях,
при досуговом времяпрепровождении и при организации их
самоподготовки в соответствии с предлагаемыми преподавателями
проблемно-творческими заданиями:
абстрактный характер профессионального идеала у студентов
всех курсов и факультетов;
- стремление обучающихся привязать собственное представление о
профессиональном идеале к учителям своей или близкой
специальности.
Рассматривая педагогические условия учебно-воспитательной дея-
тельности вузовского преподавателя на факультете педагогики и
методики начального образования как специально создаваемые
благоприятные обстоятельства для профессионального и
общеличностного самосовершенствования завтрашних
высококвалифицированных специалистов по работе с детьми, мы
стремимся использовать эти условия в различных сочетаниях или по
отдельности — в зависимости от конкретных ситуаций протекания
образовательно-воспитательного процесса.
Для отслеживания сформированности у студентов способности к
осуществлению актов профессионально-рефлексивного мышления по
ходу серии проводимых нами занятий мы выделили пять
соответствующих критериев: умение понять суть сложившейся
учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) ситуации,
требующей решения вытекающих из нее педагогических задач; умение
выделить существенное в рассматриваемых актуальных
педагогических реалиях; умение сравнить наличное состояние
подвластной (или рассматриваемой) образовательно-воспитательной
системы с мыслимым объективированным (соотнесенным с
педагогической теорией) эталоном; умение найти оптимальный
вариант совершенствования функционирующего педагогического
объекта до уровня соответствующего эталона; умение объективно
оценить наставнические действия по решению педагогической задачи.
В ходе проводимого исследования в группах 2 курса на одном из
первых занятий по методике трудового обучения делались исходно-
стартовые "срезы" сформированности их способности к
осуществлению профессионально-рефлексивного мышления.
Следующие "срезы" с использованием тех же критериев проводились
по результатам зачётно-экзаменационных сессий в 3 и 5 семестрах, а
также после прохождения студентами стажерской, государственной
практики.
При очередном "замере" по каждому критерию проявления
культивируемой способности у воспитуемого выставлялись баллы от 0
до 6, соответствующие наличному номинальному значению
формируемого личностного образования. Эти баллы в проблемных
случаях согласовывались диссер-
танткой с коллегами, хорошо знающими контингент
экспериментальной группы, и явились исходным материалом для
дальнейших исчислений: выведения среднего для студента балла-
показателя уровня действительной сформированности данной
способности в целом и принадлежности будущего учителя начальных
классов к одной из категорий развитости в профессионально-
рефлексивном отношении.
Совершая оценочные операции, мы руководствовались
методическими установками, исповедуемыми в научно-
исследовательской лаборатории прикладной дидактики при НГПИ
(руководитель лаборатории — проф. П.В. Конаныхин).
Осуществляя акты педагогической рефлексии на всем протяжении
изысканий и на финише их, мы стремимся по возможности
максимально обеспечивать соответствие производимых выводов
действительному положению дел в подвластной сфере образовательно-
воспитательной деятельности. Допущение субъективизма,
игнорирование реалий на подвергшемся теоретическому и опытно-
экспериментальному освоению участке профессионального обучения и
воспитания молодежи чревато поставкой коллегам ложных
методических установок и надуманных практических рекомендаций,
способных обречь доверчивых последователей на мучительный поиск
выхода из возникающих в массовом порядке тупиковых учебно-
воспитательных ситуаций, а студентов — на малопроизводительную и
утомительную деятельность по овладению непродуктивными и потому
сомнительными вариантами профессионального совершенствования.
Одну из самых больших сложностей для объективирования
получаемых предположений и выводов для ученого представляет
трудность установления номинальных значений сформированности
общих и профессиональных обретений занимающихся у нас юношей и
девушек. Педагогическая наука пока не располагает аппаратурой для
оперативной и точной регистрации силы проявления психических
процессов в личности воспитуемого. Мы оказываемся вынужденными
по возможности компенсировать эту ущербность исследовательской
технологии использованием так называемой синтетической оценочной
методики, имеющей комплексный характер.
Синтетическая оценочная методика в исследовании на ниве
профессионально-педагогического образования представляет собой
набор предписаний по дроблению формируемого личностного
образования будущего учителя-воспитателя на ряд приблизительно
равноценных составляющих,
покомпонентную ситуативную (одномоментную) оценку этих
составляющих хорошо знающими испытуемых людьми по
обоснованной и принятой (у нас — шестибальной) шкале
градуирования, вычисление среднего балла для студентов из
экспериментальных групп и оперирование им как достаточно
объективным показателем при сопоставлении последовательно
расположенных "срезовых" значений ради отслеживания тенденций и
особенностей развития подопечных в исследуемом плане.
Применением синтетической оценочной методики реализуются
положения диалектики о необходимости все изучаемые явления
рассматривать в движении и развитии.
Попытки отдельных исследователей проблем совершенствования
профессионально-педагогической подготовки новых отрядов
учительства выделять в экспериментальных целях контрольные
группы студентов, как правило, привносят в изыскания элемент
безнравственности. Человек, проводящий научный поиск, оказывается
заинтересованным в том, чтобы образовательно-воспитательная работа
в контрольных группах проводилась по морально устаревающим
методикам, а это идёт вразрез с требованиями общечеловеческих
духовно-нравственных ценностей и позициями гуманистической
парадигмы образования. Мы выступаем против использования
контрольных групп в исследованиях, связанных с подготовкой под-
растающих поколений к самостоятельной жизни и к полноценному
участию в общественно-трудовых процессах.
Альтернативой задействованию в педагогических изысканиях кон-
трольных групп у нас выступает сравнение статических и
динамических показателей в контексте прогрессирующих изменений
отдельного студента с аналогичными статистическими показателями.
Для осуществления таких исследовательских операций мы
подсчитываем средний балл для всего репрезентативного —
достаточно представительного — состава воспитуемых, а затем
соотносим с ним каждый полученный в то же время индивидуальный
показатель. С помощью такого действия определяется степень
типичности конкретного студента в требуемом отношении: находится
ли он в авангарде экспериментального состава, олицетворяет его в
целом или отстаёт от основной массы сокурсников. Актуальный же
уровень его общей сформированности в качестве специалиста и
гражданина вычисляется по отношению к соответствующим тре-
бованиям нормативных и директивных документов в области
профессионально-педагогической подготовки, а также
образовательных программ на
момент "замера" качества подготовленности к профессиональной
деятельности и произведения соответствующих математических
исчислений. Таким образом реализуются положения диалектики о
целесообразности сравнения и сопоставления в научном поиске.
Как существенное действие исследователей видится нам
вторжение в круг обстоятельств, опосредующих ход и результаты
изысканий. Реализации требований диалектики о необходимости
изучать все социальные явления в конкретно-исторической
обусловленности и причинно-следственной зависимости служит у нас
рассмотрение источников, противоречий, движущих сил и
детерминантов протекания конструируемых и возглавляемых
процессов. Важно также, что для получения оптимальных результатов
созидательного преобразования учебно-воспитательной практики на
факультетах мы создаем и приводим в движение адекватные обра-
зовательно-воспитательным обстоятельствам совокупности
организационно-педагогических условий, тем самым обеспечивая
управление подвластными процессами в функционирующих
педагогических системах.
Созданию выпуклого представления о состоянии подопечных в
соответствующих отношениях у нас служат покатегорийные
портретные характеристики представителей высшей (до 5.0 баллов),
высокой (до 4.5), средней (до 3.5), низкой (до 2.5) и низшей (до 1.5)
категорий сформи-рованности спроектированных и ожидаемых
личностных характеристик искомой способности у юношей и девушек,
готовящихся стать тружениками системы образования. Дополнение
числовых оценочных значений текстовыми описаниями питомцев
призвано, по нашему замыслу, обеспечить полноту восприятия
будущих учителей начальных классов, задействованных в научно-
педагогическом поиске, как реальных субъектов вузовского учебно-
воспитательного процесса, под влиянием применяемых мер
педагогико-методического характера устремляющихся к заманчиво-
притягательным и актуально посильным для них высотам
педагогического профессионализма и наставнического мастерства.
При заключительном "замере" порог высшей категории сумели
перешагнуть 10 испытуемых (20% ко всему экспериментальному
составу; на исходном рубеже представителей этой категории
зафиксировано не было).
В зону высокой категории развития данной способности вышли 24
человека (48% к общему числу включённых в эксперимент молодых
людей; на старте опытно-экспериментальной работы таковых было 10
человек).
Остальные 16 подопечных из экспериментальных групп
утвердились в зоне средней категории сформированности искомого
личностного образования (32% из общей массы испытуемых; в
отправном пункте таковых было 20 человек).
Зону низкой категории покинули все 20 студентов, находившихся
в ней с начала практического поиска.
Представителей низшей категории сформированное™ искомой
способности у студентов в нашем эксперименте зафиксировано не
было.
Таким образом, нам удалось — естественно, в сотрудничестве со
всем преподавательским коллективом факультета педагогики и
методики начального образования НГПИ — вывести на высшую и
высокую стадии-категории развития способности к осуществлению
актов учительско-воспитательской рефлексии в области методики
трудового обучения детей 6-9-летнего возраста и профессионально-
педагогического мышления в целом 34 из 50 занимающихся в составе
экспериментальных групп молодых людей (68% к их общему числу).
В заключении обобщаются материалы проведенного поиска,
акцентируется внимание на аргументированном подтверждении
данными педагогического эксперимента состоятельности
исследовательских замыслов, решений и действий.
На основании вышесказанного мы считаем себя вправе
утверждать, что задачи, поставленные на старте поиска, решены,
гипотеза исследования подтверждена, а цель изысканий достигнута.
Диссертационная работа не претендует на окончательное решение всех
возникших по ходу исследования вопросов. Научного рассмотрения
требуют такие аспекты проблемы, как психологическое подкрепление
процесса формирования ана-литико-синтетических навыков молодой
учительской поросли, организация оптимального взаимодействия в
изучаемом направлении всего преподавательского состава, занятого в
образовательно-воспитательном процессе факультета, управление
самосовершенствовательной активностью студентов в области
развития профессионально-педагогического мышления.
По теме исследования опубликованы следующие работы автора.
1. Будущим наставникам младших школьников — о
педагогической профессии: использование информации о
макаренковских требованиях к учителю-воспитателю // Учебно-
воспитательный процесс в вузе и школе и
пути его развития и усовершенствования: Сб. тр. Междунар. науч.-
практ. конф. - Ч. 1. - Ровно, 1999. - С. 130-131.
2. На пути к профессионально-педагогическому совершенству //
Там же. - С. 103-106.
3. Оптимистичность образовательно-воспитательной методики А.
С. Макаренко: сущностная характеристика, отражение в
профессионально-педагогической подготовке учительства нашего
времени (в соавт.) // Там же. - С. 130-131.
4. Возможности педагогической практики в совершенствовании у
будущих учителей искусства профессионального самоанализа //
Образование — основной фактор развития культуры и духовности
человека / Тез. первой Всеросс. науч.-практ. конф. — Волгодонск,
1999. — С. 150-152.
5. Движущие силы развития профессионально-рефлексивного
мышления будущих учителей начальных классов на занятиях по
методике трудового обучения // Современная школа: опыт, проблемы,
поиски. — М., 1997. — С. 60-61.
6. Диалектика интерпретации результатов научного поиска в
области профессионально-педагогического образования // Реализация
управленческих и педагогических технологий в практике управления
развитием учреждений образования. — Ч. 2. — Нижневартовск, 1998. -
С. 101-103.
7. Золотые россыпи педагогической этики В. А. Сухомлинского:
личностный подход, вселение оптимизма, настройка души (в соавт.) //
В.А. Сухомлинский и школа наших дней. — М.: МПА, 1999. — С. 22-
27.
8. Теоретическая обоснованность педагогических заповедей В.А.
Сухомлинского (в соавт.) // Там же. — С. 86-93.
9. Идеал труженика системы образования в профессиональной
подготовке педагогических кадров (в соавт.) // Образование и
воспитание в меняющемся мире: Пособие для педагогов. — М.: МПА,
1997. - С. 78-79.
10. Источники освоения студентами искусства профессионально-
рефлексивного мышления в области методики трудового обучения
младших школьников // Перестройка образования и школы: сущность,
проблемы, перспективы. — Ровно: Тетис, 1997. — С. 50.
11. Педагогическая технология формирования профессионально-
рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов на
занятиях по методике трудового обучения // Формирование
профессионально-
педагогической культуры воспитателя молодежи. — Серпухов: МПА,
1997. -С. 113-115.
12. Самоанализ в контексте формирования профессионально-
педагогической культуры будущих учителей-воспитателей // Там же.
— С. 10-17.
13. Продукты творчества специалистов производственных
предприятий я мастеров народных промыслов в структуре
профессиональной подготовки учителей начальных классов: трактовка
актуальности и социально-педагогической ценности // Традиции и
проблемы российской педагогики в условиях современности. —
Сургут, 1998. — С. 58-60.
14. Проявление рефлексивной функции в миротворческо-
гуманистическом развитии будущих учителей-воспитателей (в соавт.)
// Миротворческая деятельность школы и вуза. — Ч. 1. — Ровно, 1997.
— С. 12-15.



СОДЕРЖАНИЕ