стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

0
А. Тегако Е. Кметинский




АНТРОПОЛОГИЯ
Учебное пособие




МОСКВА ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2004



1
УДК 572(075.8)
ББК28.71я73
Т29
Лидия Тегако — доктор медицинских наук, заведующая отделом
антропологии и экологии Института искусствоведения,
этнографии и фольклора НАН Беларуси;
Ежи Кметинский — профессор, преподаватель исторической и культурной
антропологии в Лодзинском и Люблинском университетах, директор
учебного центра восточных исследований (Лодзь)
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор П. И. Ловко; доктор биологических наук,
профессор М.В. Мащенко
Тегако Л.
Т29 Антропология: Учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Кметинский. — М.: Новое
знание, 2004. — 400 с: ил. 5-94735-033-5.
Изложены и проанализированы основные проблемы антропологической науки в
двух аспектах — биологическом и социальном. Рассмотрен ряд новых
междисциплинарных направлений — психологическая, педагогическая, культурная
антропология.
Для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических, биологических,
гуманитарных факультетов, медицинских вузов, для всех, интересующихся
антропологией.
УДК 572(075.8) ББК 28.71я73
18ВН 5-94735-033-5
© Тегако Л., Кметинский Е., 2004
© Оформление. ООО «Новое знание*, 2004




2
Введение
Основной тенденцией сегодняшнего дня в высшей школе является
антропологизация общественных, гуманитарных и естественных наук.
Современная антропология, занимая самостоятельное место в системе
общественных и естественных наук, интегрирует различные знания о человеке. На базе
антропологии формируется ряд новых междисциплинарных направлений и отраслей
знания. Со своими специфическими исследованиями и разделами выделилась экология
человека, изучающая динамическое взаимодействие человека и среды. Гуманитарные и
естественные знания переплетаются и взаимодействуют благодаря развитию
психологической антропологии — направления, реконструирующего процессы
становления психики человека, разрабатывающего подходы к изучению
психосоматического единства человека и этнических особенностей психики.
Междисциплинарный характер антропологических знаний и выделение новых
разделов антропологии, повышенный интерес к проблемам человека, включение курсов
антропологии в различные университетские программы — все это обусловило издание
данного учебного пособия. В нем освещаются основные теоретические вопросы и обоб-
щения современной науки о человеке. В отличие от предыдущих изданий в специальных
главах рассматриваются проблемы исторической и культурной антропологии.




3
ГЛАВА1
Предмет, содержание и история развития антропологии
1.1. Современная антропология как интегративная наука
Антропология (от греч. Anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о
происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и
численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании чело-
веческих рас и о нормальных вариациях физического строения
человека.
Современная антропология изучает человека с позиций диалектического единства
его двойственной природы:
¦ как представителя биологического вида (живой организм);
¦ как представителя определенной социальной среды.
До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки
термина «антропология». В западноевропейской и американской науке под
антропологией понимался комплекс наук о человеке. Изучением же культуры,
общественных систем, этнических и социальных особенностей человека занимается
антропология социальная и культурная.
В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах антропологическая наука
ограничивается изучением биологической изменчивости человека.
Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический
(изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию
человека) разделы.
В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди
которых ведущая роль принадлежала археологии и этнографии.
Археология изучает историю человека по материальным остаткам жизни и
деятельности людей, вещественным памятникам культуры.




4
Современная антропология как интегративная наука_________________5
Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов,
историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического
взаимодействия.
Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других
наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных
социальных факторов.
Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает
как интегративная наука (табл. 1). Наиболее тесно связаны с антропологией такие
разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология,
сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук
— археология, этнология, психология, демография и др.
В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные
разделы и субдисциплины. В отечественной науке утвердился термин «антропология
культуры». Выделяется направление, называемое антропология психологии. Одно из
направлений этого раздела — изучение этнических особенностей психики людей.
Педагогическая антропология и этнопедагогика — междисциплинарные
направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и
социологии, где человек рассматривается как объект обучения, исследуются способы
обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д.
Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания». Эти идеи в дальнейшем
переросли в направление, получившее название «педология». В России оно
поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П.
Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.
В последнее время используется термин «социальная антропология» — область
знания, изучающая общества, изолированные от письменной исторической традиции.
Медицинская и валеологическая антропология — междисциплинарные
направления, связанные с проблемами здоровья, с поиском грани нормального —
патологического и меры гармоничного развития человека. Цель медицинской
антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости
организменных и личностных свойств человека, дифференциро-

5
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 6
ванных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью,
профессией и другими факторами.
Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии,
социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль
знания — экология человека, изучающая закономерности динамического взаимодей-
ствия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими,
социальными), в совокупности воздействующими на организм.
Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого
биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические,
факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры,
неорганических веществ, микроэлементов, важных для организма человека.
Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира.
Социальные факторы — это созданная человеком искусственная среда обитания,
культура и социум, т.е. общественные отношения и институты.
Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической
антропологией, является эргономика, или антропология промышленности, изучающая
функционирование человека в системе производственных отношений; это направление
получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты
антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для
создания оптимальных производственных условий.
1.2. История формирования научных принципов и развития
антропологических исследований
Как наука со своими специфическими методами исследования антропология
выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения
человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой
древности.




6
История развития антропологических исследований_________________7



Антропология
Культурная а нтропологи Физическая антропология
я
Этнология Лингвисти- Социаль- Психологи- Морфология — изу- Антропогенез — Расоведение — изуча-
ческая ан- ная антро- ческая ан- чает физическую ор- сосредоточивает ет историю возник-
тропология пология тропология ганизацию совре- свое внимание новения расовых ти-
и фило- менного человека, на тех измене- пов, распространение
софская закономерности из- ниях, которые их по территории
антропо- менчивости орга- претерпевает Земли, историю фор-
логия низма человека во природа бли- мирования рас, при-
времени и простран- жайшего предка чины расообразова-
стве, а также вариа- человека, а за- ния и закономерности
ции отдельных его тем и самого изменений и расовых
частей человека типов
Направле- Символико- Социаль- Психологи- Соматология изучает Выделяют эво- Этническая антропо-
ние иссле- интерпрета- ное (связи ческое изменчивость тела люцию челове- логия — изучает ан-
дований: тивное (изу- культуры (националь- человека в целом; ка — изменение тропологический
естествен- чает смы- и соци- но-психоло- мерология изучает его морфофунк- состав народов мира и
альной проблемы этногенеза
рическое и символи- организа- особенности дельных органов показателей от
(связь куль- ческие связи ции) людей, ста- начальной ста-
туры с при- в культуре новление дии к современ-
родой) и межкуль- психики, ному человеку
турном психосома- и социогенез —
взаимодей- тического историю ста-
ствии) единства новления чело-
организма веческого об-
человека) щества




7
Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8


Антропология
Культурная а ятропологи Физическая антропология
я
Возвратная антро- Историческая антро-
пология (ауксоло- пология использует
гия) — прослеживает данные, полученные
динамику физиче- всеми разделами нау-
ского развития че- ки для исторических
ловека от рождения реконструкций
до старости Особенно богатый
материал для этого
раздела дает палеоан-
тропология, изучаю-
останки людей и древ-
них захоронений
(краниология — изу-
чение древнего насе-
черепам; остеоло-
гия — изучение кост-
ископаемых людей;
палеодемография —
реконструирует демо-
графические процес-
сы в древних
обществах)




8
История развития антропологических исследований_________________9
Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в наскальной живописи.
Так, французский археолог А. Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в
некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на
смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить
антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в
скотоводческом населении массива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э.
представителей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.
В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме
происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение
процессов рассообразования и даже есть указание о прародине человека.
Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы
(местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные
обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от-
крытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих
племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг,
произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад —
светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не
превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание
обезьян некоторыми африканскими народами.
В период разложения первобытнообщинного строя и формирования
рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост
научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и
священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области
анатомии.
Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания сыграли работы
древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного
движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.
Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен
развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых
являются все тела

9
Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 10
природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого
вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь
человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в начале
мироздания.
В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О
душе» человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с
различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию
животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных
ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен
особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и
дышащих легкими», соответствующий по современной классификации млекопитающим.
Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не
изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низко-
организованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации
человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее
важным из которых, по его мнению, является социальность человека. Аристотеля по
праву можно назвать основателем сравнительной анатомии. Ему принадлежит идея о
«лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.
Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Марка Варрона, который в
сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.
Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» развил
материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину
эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации.
Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в
том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего
времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О частях
человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией,
между биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами
завершились научные достижения античного мира.



10
1.2. История развития антропологических исследований________________11
В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью.
Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и
человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в
концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с
догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней
считал человека венцом божественного творения, несмотря на то, что в созданной им
научной классификации растительного и животного мира, которая используется и в
настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.
Эпоха Возрождения характеризуется крупными достижениями во всех науках.
Значительный вклад в естествознание, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи.
Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды
и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития.
Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое
описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.
В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот
период изучается анатомия высших и низших обезьян.
Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний
о расах. Марко Поло открыл для европейцев культуру азиатских стран, в том числе
Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Вас ко да Гамы, Фернана Магел-
лана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали
представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.
Французский путешественник Ф. Бернъе в 1684 г. опубликовал первую
классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды,
негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об-
лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по
наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей
человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с реко-




11
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 12
мендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все
это способствовало оформлению науки о человеке.
Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В
«Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе
человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Склады-
валось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался
эволюционный принцип в изучении животных и человека.
Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении
одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии.
В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический
закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет
этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогене-
тического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма
можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях
эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская
эра). В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих
обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов
развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа
форма тела, есть хвост.
От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде
полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке
соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц
мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.
У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных
желез, на лице и по всему телу первичный волосяной покров (лануго). К моменту
рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода
человека в известной степени повторяет расположение чешуи на кожном покрове
древних рептилий — предков млекопитающих.




12
1.2. История развития антропологических исследований 13
Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась.
В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и
палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о
постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.
Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Чарльзом Дарвином
в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). На большом
фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные
произошли от более простых организмов путем постепенных изменений,
накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции
является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей.
Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а на-
следственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.
Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т.
Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге
«О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезьяны по
многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил
существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена,
которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.
В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза
данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук
Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — произошел
в результате длительной эволюции живых существ на Земле.
Роль социального фактора, определяющего появление человеческих качеств,
впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное
условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле
должны сказать: труд создал человека». Первоначальный толчок к появлению у
высокоразвитых обезьян не-




13
14 Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии
обходимости трудиться был дан изменившимися условиями среды. Исчезновение
лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что
высокоразвитые обезьяноподобные существа стали коллективно охотиться на крупных
животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и
сопровождалось функциональной и морфологической перестройкой определенных
частей организма.
В России систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху
Петра I, когда была приобретена коллекция голландского анатома Рюйша и основана
кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в
Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов, С.Г. Забелин, А.М.
Шумлянский. Позже НИ. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории,
физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На
страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических
особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии
человека.
Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение.
Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н.
Радищев, Н.Г. Чернышевский.
Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими
учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сеченовым, К.М. Рулъе, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр
разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие
зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил
его на всех позвоночных животных.
В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы
немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах
возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены
основы материалистического понимания психической деятельности.
Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине
XX в. благодаря достижениям генетики, установившей основу наследственности и
закономерности ее изменчивости.

14
1.2. История развития антропологических исследований______________15
Параллельно с формированием эволюционной теории разрабатывались методы
изучения расовых особенностей людей и расовых классификаций. Закладывались основы
расоведения.
В середине XVIII в. датский анатом Л. Кампер разработал краниометрическую (от
греч. kranion— череп) методику, предложив при измерении черепа устанавливать его в
плоскости, проходящей через середину слуховых отверстий и нижний край
грушевидного (носового) отверстия. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения
размеров.
В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естественные варианты
человеческого рода» попытался классифицировать расы человека на основании
описательных характеристик.
В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у
населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на:
¦ брахикефалов (от греч. brachys — короткий, kephale — голова);
¦ долихокефалов (от греч. dolichos — длинный), с прямым вертикальным профилем
лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус
показал, что расовые различия можно выразить данными точных измерений.
Более совершенная краниометрическая методика французского исследователя П.
Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).
Немецкий ученый Р. Вихров предложил свою методику и программу исследований.
Однако использование исследователями разных схем и методик затрудняло
сопоставление результатов измерений.
Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра,
разрабатывавшего методику антропологических исследований в России, в 1861 г. в
Гёттингене был созван съезд антропологов. Унификация краниометрической методики
была закреплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую
горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.
Уточнение методик и накопление фактических данных предопределило
объединение антропологических сил в научных обществах и учреждениях. В 1822 г. при
Британском обществе анатомов была организована секция антропологии.

15
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 16
В 1839 г. в Парижское этнологическое общество объединились этнографы,
археологи, лингвисты, антропологи.
В 1850 г. при Музее естественной истории в Париже образовалась кафедра
антропологии, которую возглавил известный анатом Р. Топинар. Здесь же в 1859 г. по
инициативе П. Брока было создано антропологическое общество. Антропологические
общества возникли в Лондоне (1863), Германии (1869), Италии (1870), Польше (1874).
Антропологический отдел при обществе любителей естествознания в Москве был
организован в 1864 г., в 1888 г. учреждено Русское антропологическое общество при
Петербургском университете, в 1893 г. — при Военно-медицинской академии во главе с
А.И. Таренецким.
Сведения о физическом типе людей, заселявших просторы России, начали
накапливаться со времен Геродота, описавшего их. В 1737 г. В.Н. Татищев разработал, а
позднее Г.Ф. Миллер уточнил анкету-инструкцию для сбора сведений по географии,
истории, быту, физическому типу населения (всего 198 вопросов). Ее использовали при
работе Великой северной экспедиции (1733—1743) исследователь Камчатки СП.
Крашенинников, участники академических экспедиций под руководством П.П. Пал-ласа.
В книге И. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов»
(1799) обобщены собранные в этих экспедициях этнографические, антропологические и
другие материалы, в том числе по населению территорий, входящих в состав
современной Беларуси.
Деятельность Карла Максимовича Бэра положила начало подлинной истории
антропологии в России. Это был крупнейший натуралист XIX в., основоположник
современной эмбриологии, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие
ряда дисциплин: антропологии, этнографии, археологии. Его лекции по антропологии,
работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822—1824)
популяризировали представления об антропологической науке. К.М. Бэр был первым
исследователем древнего населения в России. Он собрал, систематизировал и изучил
краниологические коллекции (серии черепов) различных племен и народов России. При
группировке краниологических серий использовал расово-географический принцип,
считая определяющим фактором в расообразовании.

16
1 2 история развития антропологических исследований______ _______17
В гипотезе о расовой дифференциации К.М. Бэр предположил существование двух
антропологических типов населения Новой Гвинеи: на западе — относящийся к
австралийской расе (собственно папуасы), а во внутренних районах — сходный с
негроидной расой Африки (альфуры). Экспедиции на остров, осуществленные в 1871-
1872 и 1876-1877 гг. Н.Н. Миклухо-Маклаем, доказали правильность гипотезы К.М. Бэра,
хотя вопрос о происхождении этих двух типов и степени их родства остается
дискуссионным и сейчас.
Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью Анатолия
Петровича Богданова. По его инициативе был создан антропологический отдел при
Обществе любителей естествознания Московского университета для координации на-
учных исследований в России, с целью же популяризации достижений новой науки в
1867 г. была открыта этнографическая выставка, где экспонировались и
антропологические материалы. К 1879 г. была организована первая в России
антропологическая выставка. Экспонаты выставок послужили основой для создания
этнографического и антропологического музеев.
А.П. Богданов первым высказал мысль об антропологической разнородности
любого этноса. Дмитрий Николаевич Анучин является основоположником академических
курсов географии, археологии, этнографии, антропологии — благодаря его деятельности
эти дисциплины заняли прочное место в университетском образовании, послужили
основой для развития специальных исследований.
Д.Н. Анучин способствовал выходу в 1900 г. «Русского антропологического
журнала», организовал и возглавил в 1919 г. кафедру антропологии, а в 1922 г. —
научно-исследовательский Институт антропологии при Московском государственном
университете, был первым преподавателем антропологии.
В дореволюционный период антропологические исследования осуществлялись
биологами, врачами, историками, археологами и в других городах России.
Систематически проводились собрания и съезды, издавались научные труды.
После Октябрьской революции в середине 1920-х гг. два антропологических
общества в Ленинграде объединились в Медико-антропологическое общество во главе с
СИ. Руденко и В.Н. Тон-

17
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 18
ковым. Антропологические исследования велись также обществом
естествоиспытателей при Казанском университете. Его организаторами были П.Ф.
Лесгафт, ЕМ. Малиев, СМ. Чугунов. Общество ставило своей задачей изучение быта и
антропологических особенностей населения Поволжья, Прикамья и других областей
России.
В 1950 г. в Институте этнографии АН СССР выделена лаборатория пластической
реконструкции во главе с ММ. Герасимовым. Он разработал методику реконструкции и
создал галерею скульптурных портретов.
В 60-х гг. XX в. благодаря новейшим достижениям физиологии, биохимии, генетики
укрепляется связь антропологии с теоретической и практической медициной и
генетикой. Осуществляются исследования в области антропогенетики и генетики
популяций (В.В. Бунак, Ю.Г. Рычков, В.П. Алексеев, А.Р. Гаджиев). Расширяется
программа антропологических исследований за счет включения таких направлений, как
одонтология (А.А. Зубов, Н.И. Халдеева и др.), дерматоглифика (Т.Д. Гладкова, Г.Л.
Хить и др.), групповые факторы крови и обмен веществ (Т.И. Алексеева, О.М.
Павловский, В.П. Волков-Дубровин, И.В. Перевозчиков, Е.З. Година, Л.К. Гудкова и
др.). На VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук было
отмечено выделение нового раздела о человеке — физиологической антропологии,
изучающей обменные процессы, физиологические показатели и различные функцио-
нальные признаки на популяционном уровне в связи с приспособительной
изменчивостью или процессами адаптации.
В 1971 г. ЮНЕСКО была принята новая Международная программа «Человек и
биосфера» (The Man and Biosphere Programm). Один из проектов этой программы
посвящен человеку и получил название «Взаимодействие между изменениями окружаю-
щей среды и адаптивной, демографической и генетической структурой популяций».
Комплексные междисциплинарные исследования, проводимые в рамках этих
программ, послужили основой и стимулом для выделения экологии человека. В
Советском Союзе работы по экологии человека велись в двух направлениях —
популяционно-биологическом (Т.И. Алексеева, 1977, 1986) и медико-гигиеническом
(В.П. Казначеев, 1980, 1983).

18
1.3. Исследования в Беларуси 19
1.3. Исследования в Беларуси
В 90-х гг. XIX ст. усилился интерес к особенностям физического типа и истории
культуры населения Беларуси и белорусов в частности. Данные о физическом развитии
призывников белорусских губерний были использованы в работе Д.Н. Анучина (1889). В
1890 г. на основании обширных архивных материалов он выявил характер распределения
размеров головы у русских, белорусов и украинцев и выявил общие антропологические
типы.
В дореволюционные годы исследования белорусов с позиций расоведения
проводили и другие ученые: Н.А. Янчук, А.К Рождественский, А.Л. Здроевский, А.А.
Пионтковский. Они выполнялись по краткой программе (чаще всего определяли
пигментацию глаз и волос, размеры головы). Поскольку программы разных авторов,
изучавших население небольших регионов, не совпадали по набору признаков,
материалы трудносопоставимы и сейчас представляют лишь историографический
интерес.
Более высоким научным уровнем, разносторонностью подхода отмечались
исследования Е.Р. Эйхголъца (1896) и П.А. Горского (1910). Физическое развитие — рост
и окружность груди — рассматривались в зависимости от социальных и природных
факторов, учитывались место жительства (город или село), национальность, социальное
положение, географические условия.
Попытка обобщения антропологических данных о белорусах, собранных в
дореволюционные годы, принадлежит ЕМ. Чепурковскому, который выделил на
территории Беларуси два антропологических типа — темнопигментированный,
широкоголовый, низкорослый, распространенный на Полесье, и более светловолосый и
светлоглазый тип могилевских белорусов.
В 1926 г. в Беларуси создается антропологический центр — в Институте
белорусской культуры начинает работу антропологическая комиссия, на базе которой
открывается кафедра антропологии Академии наук БССР. Возглавил комиссию, а затем
и кафедру ученик И.П. Павлова, известный ученый А.К. Ленц. Была намечена и частично
осуществлена программа комплексных антропологических исследований. В 1927-1928
гг. создается и оснащается лаборатория, начинаются полевые исследования.

19
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии 20
Материалы этих экспедиций исчезли во время Великой Отечественной войны. О
работе антропологической комиссии можно судить лишь по публикациям кратких
отчетов и планов А. К. Ленца, сотрудников кафедры А.А. Смирнова, Д.Л. Эйгорна, Ю.М.
Ве-ремецкой в «Запісках Аддзела прыроды і гаспадаркі Беларускай акадэміі навук», в
киевском ежегоднике «Антропологія, ручнік кабінету» и в ряде изданий 1929—1932 гг.
Антропологическое исследование западных районов Беларуси в 1926—1928 гг.
осуществили польские антропологи Я. Мыдлярский и Ю.Д. Только-Гринцевич.
В 1932 г. опубликованы палеоантропологические данные по средневековому
населению Беларуси (Г. Ф. Дебец).
В 1933 г. кафедра антропологии Белорусской академии наук реорганизуется в
Научно-исследовательский институт психоневрологии, антропологические исследования
в республике приостанавливаются.
Антропологическое изучение населения БССР активизировалось в послевоенные
годы.
В 1965 г. в секторе этнографии Института искусствоведения, этнографии и
фольклора АН БССР образуется группа антропологии. Накоплены, систематизированы и
описаны краниологические материалы (И.И. Саливон) и данные по современному насе-
лению Беларуси {Л.И. Тегако, И.И. Саливон, АИ. Микулич).
Начиная с 1975 г. проводятся комплексные исследования, включающие
дерматоглифические, одонтологические, изосерологические и другие наследственно
детерминированные признаки, антропометрические (расовые и соматометрические)
показатели. Пополнились данные о групповой изменчивости папиллярных узоров и
строения зубов, групп крови и других показателей. Выявлена географическая
направленность в вариациях морфофизиологических признаков и выделены их
комплексы на территории Полесья и Поозерья. Результаты опубликованы в ряде
монографий.
В 1990 г. на базе группы антропологии создан отдел антропологии и экологии.
Отдел был и остается единственным антропологическим научным и учебно-
практическим центром.



20
1.4 Содержание и принципы основных разделов науки о человеке________21
мышленных предприятий поставили население республики в экстремальные для
выживания условия. Чрезвычайная напряженность механизмов взаимодействия человека
и среды привела к изменению многих биологических показателей и
генодемографической структуры популяций. Усилились миграционные процессы,
снизилась рождаемость, возросли заболеваемость и смертность. Изменились
функциональные показатели эндокринной системы и крови (формула, уровень
гемоглобина, содержание микроэлементов) и др. Стала очевидной необходимость
изучения адаптационных возможностей организма и механизмов его устойчивости к
длительному воздействию различных доз ионизирующих излучений в сочетании с
другими неблагоприятными факторами среды. В связи с этим отделом антропологии и
экологии ИИЭФ АНБ осуществляется реализация экологических программ. В 1989 г.
начато изучение изменчивости генодемографической структуры популяций в районах,
подвергшихся радиоактивному загрязнению. С 1992 г. отдел работает над темой «Эко-
логические изменения и биокультурная адаптация человека».
1.4. Содержание и принципы основных разделов науки о человеке
В антропологической науке традиционно выделяют три раздела: морфология
человека, антропогенез, расоведение (включающее этническую антропологию).
Морфология изучает структурные вариации органов человека и его тела в целом.
Она включает раздел о физическом развитии и конституции, вариациях телесных
особенностей, связана с анатомией человека, но, в отличие от последней, дает не
обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека,
а характеризует половозрастную и этнотерриториальную их изменчивость в популяциях
в зависимости от исторических и климатических факторов.
В морфологии человека выделяют соматологию (изучает изменчивость тела в
целом), мерологию (учение об изменчивости отдельных органов). Данные морфологии
имеют большое значение для медицины, так как предрасположенность к заболева-




21
22 Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии
ниям зависит от наследственных особенностей и физического развития человека. В
промышленности результаты измерений человеческого тела используются для
разработки размерной типологии и стандартизации одежды, обуви, мебели, приведения
станков, приборов, рабочих мест и т.д. в соответствие с наиболее удобным для работы
положением тела.
Антропогенез освещает проблемы происхождения и эволюции человека,
рассматривает в сравнении морфологию современного человека и его
предшественников, изучает историю становления человеческого общества.
Предмет исследования расоведения — формирование рас, расового состава и
происхождение народов, их расселение и степень родства. Этническая антропология
входит в расоведение, но касается поздних этапов расогенеза. Этническая антропология
использует методы и данные естественных (генетика, биология) и гуманитарных
(археология, история, языкознание, демография, социология) наук.
Антропологическая наука с момента выделения ее в самостоятельную отрасль
знания находилась в центре острой идеологической борьбы, наряду с разработкой и
унификацией методов исследования постоянно совершенствовались методологические
принципы анализа материалов.
На рубеже XIX и XX вв. отождествление биологического термина «раса» с
социально-историческими терминами «народ», «нация» сопровождалось как
ошибочным, так и заведомо тенденциозным перенесением биологических
закономерностей на историю развития человеческих общностей.
Унаследовав лучшие традиции прогрессивной русской науки в лице таких ее
представителей, как А.П. Богданов, Н.Н. Миклухо-Маклай, Д.Н. Анучин и др., советская
антропология одной из важных своих задач считала борьбу с извращениями в науке о
человеке. Усилия ученых были направлены на построение общей методологии
антропологических исследований. В области морфологии основные задачи
сосредоточились вокруг следующих проблем:
¦ обоснование учения о физическом развитии человека;
¦ разработка методов стандартизации одежды, обуви и предметов быта;
¦ эргономические вопросы.

22
1.4 содержание и принципы основных разделов науки о человеке 23
Отмеченное в XX в. во многих странах мира явление ускорения развития и роста
(акселерация) вызвало необходимость изучения и корректной оценки роли
наследственных, социальных и климатических факторов в его возникновении. Ростовые
процессы у человека мало зависят от климатических условий, только экстремальные
условия высокогорья, Заполярья, аридной зоны оказывают на них заметное влияние.
Хотя окончательные (дефинитивные) размеры тела человека в значительной мере на-
следственно детерминированы, характер экономических, социально-гигиенических
условий его жизни существенно воздействует на реализацию генетической программы: в
оптимальных условиях происходит ускорение роста и развития, в экстремальных —
задержка и искажение.
В области антропогенеза разрабатывалась одна из главных проблем
материалистического мировоззрения — теория эволюции человека через труд. Внимание
исследователей сосредоточилось на двух вопросах: происхождение семейства гоминид и
роль труда в возникновении вида современного человека (Homo sapiens).
Формировавшиеся под воздействием трудовой деятельности свойственные человеку
особенности (большой головной мозг, строение руки и структура скелета, связанная с
прямохождением) должны были иметь биологические основы развития уже у предков
гоминид. Эволюция органического мира, детерминированная средой обитания,
обусловлена естественным отбором — одним из наиболее эффективных путей
приспособления организмов к меняющимся условиям. Поэтому истоки биологических
предпосылок очеловечивания следует искать во взаимодействии предков человека с
географической средой и в способах адаптации к ней, среди которых труд стал
важнейшим.
С появлением сознательной трудовой деятельности, по мере совершенствования
средств социальной адаптации роль географической среды в формировании физического
типа человека постепенно уменьшалась, т.е. естественный отбор потерял свое
видообразующее значение.
Объективность оценки результатов исследования зависит от правильности выбора
метода и методологического принципа расового анализа. Расовый тип каждого
индивидуума и частота.

23
24 Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологии
встречаемости этих типов в группе определяются по типологическому принципу.
Принцип допустимо применять при анализе палеоантропологического материала, чаще
малочисленного. Метод позволяет в первом приближении определить место ископаемых
находок в схеме расовой классификации. Но использовать типологический подход (с
неверным представлением о наследовании расовых особенностей целым комплексом)
при исследовании расового состава современного населения методологически ошибочно.
В связи с тем, что расовые признаки наследуются независимо друг от друга, в
антропологической науке утвердился популяционный принцип, учитывающий
распределение, т.е. частоту встречаемости в популяции, не расовых типов, а отдельных
морфологических и физиологических характеристик.
В методологическом отношении важно разграничивать понятия «раса» и «нация»,
«раса» и «язык», «раса» и «культура».
В отличие от расы, представляющей собой совокупность наследственно
закрепленных биологических особенностей человека, нация, язык и культура являются
категориями социальными, которые формировались в ходе сложных процессов
общественно-исторического развития. Принцип четкого разграничения биологических и
социальных общностей человека позволяет показать несостоятельность концепций
исторического процесса расообразования, опирающихся на якобы существующую гене-
тическую связь между культурой, языком и расой и тем самым биологизирующих
социальные процессы.




24
ГЛАВА 2
Рост и развитие человека
2.1. Возрастная антропология
о закономерностях онтогенеза человека
Возраст человека — динамическая категория, которая находится в центре
внимания различных наук: физической и культурной антропологии, психологии,
возрастной физиологии и др. Если физическая антропология рассматривает возраст в
связи с этапами биопсихического развития, то культурная антропология анализирует его
как итог пройденного социального пути и как общественное явление. Психология
фиксирует моменты становления эмоционально-психологической деятельности.
В антропологической науке выделяют несколько типов возраста.
Абсолютный, или хронологический, возраст отделяет момент возникновения
человека от момента его описания и измерения. Абсолютный возраст существования
человека на Земле, как известно, определяется с момента появления первых представите-
лей семейства гоминид (австралопитеков) и насчитывает 4,5— 5,5 млн лет. Определение
хронологического возраста называется датировкой.
Индивидуальный возраст устанавливается путем определения местоположения
субъекта в эволюционно-генетическом ряду на основании качественных и
количественных морфофункциональных изменений, происходящих в процессе
индивидуального развития. Индивидуальный возраст в свою очередь подразделяется на
паспортный и биологический. При определении возраста ископаемого человека
обращают внимание на биологические изменения (окостенение скелета, прорезывание и
замена зубов и др.), которые произошли в организме человека к моменту его смерти.
В индивидуальном развитии каждого человека можно выделить несколько
несовпадающих возрастов (биологический, паспортный, социальный и др.).




25
26 Глава 2. Рост и развитие человека
Биологический возраст выражается степенью морфофизиологической зрелости и не
всегда совпадает с паспортным возрастом, определяемым количеством прожитых лет.
Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик,
производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества
(дошкольный, школьный, студенческий, трудоспособный, пенсионный, брачный,
гражданского совершеннолетия) и имеющих социальное происхождение и смысл.
Различают нормативные и фактические критерии возраста. Например, средний возраст
вступления в брак не зависит от юридической возможности.
Психический возраст определяется путем соотнесения уровня умственного,
эмоционального, психического развития индивида с соответствующими нормативами.
В любой периодизации возраста (биологической, психологической, социальной)
учитывается многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. Биологический
возраст соотносится со свойствами организма и его подсистем, социальный возраст — с
положением индивида в системе общественных отношений, а психический возраст — с
характером сенсомоторной и умственной деятельности. Возрастные процессы имеют
разные темпы как на внутрииндивидуальном, так и на межиндивидуальном уровне.
Внутрииндивидуальная, или внутриличностная, гетерохронность — это
разновременность сроков биологического, социального и психического созревания.
Психология развития выработала даже специальное понятие — «возрастные
кризисы», или «нормативные кризисы развития». Зная соответствующие биологические
и социальные закономерности, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем
возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти
проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и
длительность кризиса.
В социальных науках понятие «социальный переход» означает переход индивида
или группы людей из одного социального состояния в другое. В этнографии с этой
проблемой связаны своеобразные обряды (инициация, конфирмация). Развитие общества
может быть представлено как процесс последовательной




26
2.1Возрастная антропология о закономерностях онтогенеза человека 27
смены и преемственности поколений, или возрастных когорт. Возрастная
стратификация тесно связана со всей системой социальных институтов данного
общества, а также с внешними условиями его существования. Изменение в любом
отдельно взятом элементе возрастной стратификации может провоцировать и
стимулировать изменение других элементов. Так, рост численности детей школьного
возраста вызывает необходимость увеличения количества школ и учителей.




Рис. 1. Онтогенез человека
Важным понятием в исследовании возрастной стратификации является понятие
«поколение». Война, эпидемия, другие события и факторы могут существенно изменить
возрастной состав населения. Древнейшее значение слова «поколение» — биолого-
генеалогическое. При социологической интерпретации смена поколений —
универсальный процесс, основанный на биологическом ритме жизни, вследствие
которого в культурном
27
Глава 2. Рост и развитие человека 28
процессе появляются новые участники, тогда как старые постепенно исчезают.
Члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически
ограниченном отрезке исторического процесса.
В отечественной социологической литературе существует пять определений
поколения.
Демографическое поколение, или когорта, — совокупность сверстников,
родившихся приблизительно в одно и то же время и образующих возрастной слой
населения. В зависимости от уровня рождаемости, военных конфликтов, репрессий,
эпидемий, стихийных бедствий, эмиграции когорта может быть большей или меньшей
по численности с преобладанием социальных групп мужчин или женщин.
Антропологическое поколение указывает на ступень происхождения от общего
предка (нулевое, восходящее, нисходящее) и дает представление о генеалогии семьи.
Историческое (генетическое) поколение — отрезок времени, равный интервалу
между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен
примерно 20—25 годам, т.е. одновременно в обществе живут 4-5 поколений. Число по-
колений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от условий жизни,
омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения продолжительности
жизни. Проведенные подсчеты поколений в историческом плане свидетельствуют, что от
современности до начала железного века проживало 100 поколений, до изготовления
первых орудий труда (homo habilis) — 70 000-100 000 поколений.
Хронологическое поколение — период времени, в течение которого живет и
активно действует данное поколение. По своему значению оно близко к
демографическому, но дает возможность представить судьбу именно хронологического
поколения, на личном опыте пережившего уникальные, неповторимые события.
Мемуары, эпистолярное наследие, биографии дают возможность представить духовный
мир и облик поколения.
Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых
связана с особым периодом истории, что делает именно их свидетелями и участниками
событий, реформ, революций.



28
2.1.Возрастная антропология о закономерностях онтогенеза человека 29
Антропология в изучении возрастных норм поведения. Этнографические факты
о различных народах мира, сохранивших архаические принципы организации жизни,
дают основание предполагать, что возраст играл главную роль в процессе возникновения
первых поведенческих норм на ранних стадиях социогенеза.
Социально-экономические предпосылки, определявшие этот процесс,
представляются следующими: возникновение социальной кооперации как формы
организации материи неизбежно сопровождалось формированием иерархии между ее
элементами. Известно, что принцип иерархичности основополагающ для любой сложной
самоуправляемой системы. Он обеспечивает упорядоченность ее элементов,
необходимую для сохранения целостности и воспроизводства системы во времени и
пространстве. Иерархия в человеческом обществе проявляется в неодинаковом
распределении между индивидами властных ресурсов, которые позволяют одним
доминировать над другими, т.е. навязывать им свою волю. Исторически первым
принципом, определявшим иерархию в социальных сообществах, был возрастной.
Социально-экономической базой для возникновения подобной формы
иерархических отношений между людьми на ранних стадиях являлось естественно
возникшее разделение труда, при котором возрастные различия людей имели решающее
значение. Только физические возможности и жизненный опыт могли служить гарантом
успеха в добывании пищи. Обретение этих качеств происходило в процессе взросления
человека. Поэтому самые ответственные и трудоемкие работы неизбежно ложились на
плечи наиболее трудоспособных, сильных и опытных мужчин, которые становились
естественными лидерами первобытных общин.
Количество добываемой пищи служило естественным регулятором численности
общин, и вследствие низкого технического уровня орудий труда они часто пребывали в
состоянии дефицита пищевых ресурсов. Видимо, это послужило причиной убийства
детей и стариков (традиция зафиксирована у многих народов). Возраст был главным
критерием при дележе добычи. Разным возрастным группам требовалось и разное
количество пищи для восстановления энергетических затрат. Опытные охотники
получали при дележе лучшие части туши убитого зверя.



29
Глава 2. Рост и развитие человека 30
Количество и качество получаемой пищи стало маркером социально-политического
положения индивида (группы) в раннем социуме. Этнографические материалы по самым
примитивным народам свидетельствуют о наличии преимуществ у старших социально-
возрастных групп мужчин в сфере распределения пищевых ресурсов, преимущественно
мясных. Возникновение охоты и потребление мясной пищи наряду с растительной
способствовало разделению труда между полами. Охотой занимались преимущественно
мужчины, собирательством, а затем выращиванием растений — женщины. Так
складывается экономическая зависимость между взрослыми мужскими и женскими осо-
бями. В результате обмена продуктами образуется элементарная семья, состоящая из
мужчины, женщины и их детей.
Становление первых социальных норм поведения происходило и в отношениях
между мужчинами и женщинами. Этот процесс носил естественный характер, так как
потребности мужчин и женщин разного возраста неодинаковы. Этнографы утверждают,
что первоначально брак был социально-групповым, и юноши автоматически вступали в
брак по достижении ими определенного возраста. При переходе к элементарной семье
усиление власти старших в рамках родственных семейных кланов, преимущественное
обладание женщинами продолжало выступать признаком социального превосходства
патриарха. Следы этого явления обнаруживаются в культуре любого общества. Они
выражаются в сексуальных табу, которые определяют границу между лицами разного
возраста и пола.
Социальная иерархия (младшее и старшее поколения) на ранних этапах социогенеза
оформлялась поведенческими нормами, табу. Помимо сексуальных и пищевых
существовали и другие запреты, регламентировавшие поведение в соответствии с
социально-возрастным статусом (всевозможные вербальные табу, табу, связанные с
ношением тех или иных видов одежды, украшений, оружия и т.д.). Роль табу в регуляции
поведения представителей архаических обществ была чрезвычайно важной. Есть
основания полагать, что именно эта норма играла главную роль в организации психики
людей, формируя в ней чувство страха, которое эффективно контролировало соблюдение
членами общества поведенческих норм, возникавших в процессе социогенеза.



30
2.1. Возрастная антропология о закономерностях онтогенеза человека 31
Проблемы изменчивости организма человека в процессе его индивидуального
развития (онтогенеза) (рис. 1) рассматривает возрастная антропология, или ауксология.
Исследуя происходящие с возрастом изменения организма в целом, его отдельных
органов и систем, этот раздел науки накапливает данные для разработки возрастных
норм показателей развития и здоровья, лечения заболеваний на протяжении всей жизни
человека. Возрастная антропология интегрирует данные других наук и разделов, в
первую очередь таких, как генетика, экология, физиология и психология развития.
Возрастная антропология изучает общие закономерности и частные проявления
процессов роста организма в связи с генетическими и средовыми факторами, определяет
периоды, наиболее благоприятные для направленных педагогических воздействий и
эффективного формирования различных свойств организма, выделяет тенденции роста и
развития, характерные для определенной эпохи, при сравнении показателей
биологического возраста в сопоставимых группах, представляющих разные поколения.
К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость,
постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.
Необратимость процесса развития понятна — человек, пройдя определенные стадии
развития, не может вернуться к его исходному моменту.
Постепенность выражается в прохождении последовательных стадий развития, ни
одна из которых не может быть пропущена.
Цикличность проявляется активизацией и замедлением процесса роста в
определенные периоды. Повышенные темпы роста отмечаются до рождения, в первые
месяцы жизни, в возрасте 6—7 лет (полуростовой скачок) и в 11-14 лет (ростовой
скачок). Имеет место также сезонность процессов роста: увеличение длины тела
происходит в основном в летние месяцы, а веса — в осенние.
Гетерохрония проявляется разновременным ростом и созреванием отдельных
систем организма и различных признаков. На начальных этапах онтогенеза созревают
наиболее важные для организма системы, например головной мозг, который к 6—7 го-




31
Глава 2. Рост и развитие человека 32
дам достигает «взрослых» значений. Яркий пример гетерохронии — изменение
пропорций тела с возрастом.
Эндогенность развития определяется генетическими регуляторными механизмами,
которые влияют на процессы роста, развития и старения. Воздействие средовых
факторов на генетические детерминанты программы развития может ускорить или
замедлить данные процессы. Если при этом они выйдут за границы нормы реакции,
которые определяются наследственностью, возникают патологические отклонения.
Организм человека в своем развитии проходит три этапа:
Эволюционный этап характеризуется преобладанием количества образующихся
структур над разрушающимися, нарастанием массы тела. На этом этапе увеличиваются
размеры тела и отдельных органов.
Стабильный этап онтогенеза характеризуется уравновешенностью процессов
образования и разрушения клеток и сохранением их в относительной неизменности.
Прекращение роста свидетельствует о наступлении зрелости. В этот период масса тела
продолжает увеличиваться за счет жировой ткани.
Инволюционный этап онтогенеза отличается преобладанием количества
разрушающихся структур над образующимися, уменьшением массы и размеров тела. В
этот период наибольшей выраженности достигают процессы старения организма.
В возрастной антропологии используют два способа исследований:
¦ генерализованный (поперечный);
¦ индивидуальный (продольный), или лонгитудинальный. При первом подходе
измерения проводятся одновременно
у группы людей разного возраста, затем обследованные распределяются по
возрастным группам и для каждой возрастной группы вычисляются статистические
показатели.
Лонгитудинальные исследования заключаются в том, что у одних и тех же людей
проводят измерения через определенные промежутки времени и полученные данные
сопоставляют. Эти исследования, устанавливающие динамику роста и развития в
пределах одного поколения, дают более объективную оценку



32
2.2. Периодизация индивидуального развития 33
возрастных изменений. Однако продольные исследования растянуты во времени, и
за столь длительный период возможны потери части индивидуумов из обследованных
групп вследствие перемены места жительства и по другим причинам.
2.2. Периодизация индивидуального развития
Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым.
Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода человеческой жизни: весну (до
20 лет), лето (20—40 лет), осень (40—60 лет) и зиму (60—80 лет), соответствующие
становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ разделил
индивидуальную жизнь на десять семилетних циклов. В многочисленных современных
схемах выделяются от 3 до 15 периодов в жизни человека.
Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека,
принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии,
физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).
Таблица 2



Возрастной период Продолжительность периода

Новорожденные 1-10 дней

Грудной возраст 10 дней —1 год

Раннее детство 1—3 года

Первое детство 4-7 лет

Второе детство 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки)

Юношеский возраст 17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст: I период II 22—35 лет (мужчины), 21—35 (женщины) 36-60
период лет (мужчины), 36-55 лет (женщины)




33
Глава 2. Рост и развитие человека 34
Окончание табл. 2
Возрастной период Продолжительность периода
Пожилой возраст 61—74 года (мужчины), 56—74 года (женщины)
Старческий возраст 75—90 лет (мужчины и женщины)
Долгожители 90 лет и более
Процесс индивидуального развития человека (онтогенез) един и непрерывен, его
деление на периоды условно. Каждый период несет в себе черты пройденного этапа и
зачатки будущего.
Важное значение в внутриутробном развитии человека играет пренаталъный
период. Он подразделяется на два этапа: эмбриональный и фетальный (плодный). В
течение первого этапа (8 недель) формируются органы и части тела, свойственные виду.
В фетальный период увеличиваются размеры и завершается образование органов.
Высокая скорость роста плода характерна для 4-5 месяцев внутриутробного развития.
После 6 месяцев рост линейных размеров замедляется. Конституция материнского
организма (размеры матки и плаценты), а также условия жизни матери оказывают
значительное влияние на рост плода и размеры новорожденного.
Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности.
В это время (8-10 дней) вскармливание ребенка осуществляется молозивом.
Новорожденные различаются по уровню зрелости. Их разделяют на доношенных и
недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39-40 недель, вторых — 28—38
недель и меньше. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю
совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий — масса тела при рож-
дении. Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше (при длине
тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденных, имеющих более низкие
показатели длины и массы тела.
Недоношенные дети требуют особого контроля и ухода, так как смертность среди
них выше, чем среди доношенных. Подкожный жировой слой у таких детей может
полностью отсутст-




34
2.2. Периодизация индивидуального развития 35
вовать. Масса тела недоношенных детей колеблется от 1000 до 2500 г. Низкая
жизнеспособность таких детей связана с несовершенной терморегуляцией, пониженной
сопротивляемостью воздействиям внешней среды.
В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400—
3500 г, девочек — 3250—3400 г, длина тела детей обоих полов — 50—51 см. На размеры
тела новорожденных влияют многие факторы, в том числе — какая по счету беремен-
ность и роды у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья,
условия жизни, питание. У доношенных детей могут отмечаться признаки жизненной
слабости. При болезни Дауна (врожденное генетическое заболевание) из-за недоразвития
центральной нервной системы рождаются функционально незрелые дети.
Следующий период — грудной, продолжается до 1 года — до перехода к питанию
«зрелым» молоком. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по
сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увели-
чивается примерно в 1,5 раза, вес утраивается. В среднем с 6 месяцев начинают
прорезываться молочные зубы. Перечисленные процессы идут у разных детей
неодинаково. Уровень биологического развития зависит от индивидуальных
особенностей, от конкретных реакций на внешние условия. Показателем биологического
возраста у грудных детей является масса тела.
Для оценки уровня развития грудных детей имеет значение соотношение обхватов
груди и головы. У новорожденных обхват головы больше, чем обхват груди. Затем
грудная клетка растет быстрее и по темпам обгоняет рост головы. Важен возраст сов-
падения этих показателей. В начале XX в. это наблюдалось к концу первого года жизни,
в конце 1930-х гг. — на 6-м месяце. В настоящее время обхват груди ребенка равен
обхвату его головы в возрасте от 2 до 3 месяцев.
Для характеристики детей грудного возраста имеют значение сроки и
последовательность прорезывания молочных зубов: первыми прорезываются
центральные резцы (в возрасте 6—8 месяцев), затем боковые резцы (в возрасте 8—12
месяцев). Показатель биологического возраста грудных детей — время закрытия
родничков на голове. Большой родничок зарастает к концу первого года, самое позднее
— к полутора годам.

35
Глава 2. Рост и развитие человека 36
Психомоторное развитие также является показателем биологического возраста. К
концу первого месяца ребенок начинает улыбаться при общении со взрослыми, в 4
месяца устойчиво держится на ногах с посторонней помощью, в 6 месяцев пытается
ползать, в 8 месяцев делает попытки ходить, к году ходит без поддержки.
Период раннего детства длится от 1 до 4 лет. После 2 лет абсолютные и
относительные величины годичных приростов размеров тела уменьшаются. У детей 1-3
лет размеры тела не пропорциональны — конечности сравнительно малые, но увеличены
размеры головы и туловища.
Один из показателей биологического возраста — зубная зрелость. Количество
прорезавшихся у ребенка молочных зубов сопоставляется со средними цифрами,
характерными для группы (например, этнической), к которой принадлежит ребенок. На
2—3-м году жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет.
Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям —
соматическому (морфология тела), зубному и костному. Некоторые исследователи
отмечают увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком», однако
этот феномен свойствен не всем детям.
В первом детстве в качестве критерия биологического возраста важны соотношения
размеров, характеризующих форму тела. Показателями школьной зрелости (ПШЗ)
являются:
1ПШЗ=Окружность Головы/ Длина тела
2 ПШЗ =Высота головы с шеей/ Длина тела
Характерная особенность периода первого детства — начало смены молочных зубов
на постоянные. Начиная с 6 лет (в среднем) появляются первые постоянные зубы,
причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей зубы начинают
меняться в 5 лет, что свидетельствует о более раннем наступлении биологической
зрелости, а у некоторых первый постоянный зуб




36
2.2. Периодизация индивидуального развития 37
появляется в 7 и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются
центральные резцы (в основном между 6 и 7 годами).
При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание как
сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных
зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет
судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы
прорезываются раньше, чем у мальчиков.
У некоторых народов мира ребенка перестают считать малышом с появлением у
него первых постоянных коренных зубов. С этого периода к детям начинают
предъявлять более высокие требования, особенно к девочкам.
Возраст от 1 до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства,
поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме
тела. Однако уже в этот период тело девочек имеет большее количество жировой ткани,
а в 7 лет у них начинается формирование женской формы таза.
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12, а у девочек — с 8 до 11 лет.
В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, отмечается
усиленный его рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как
половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10
лет девочки уже обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч (1-й перекрест
ростовых кривых). В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности,
происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12—
13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов (за исключением третьих
моляров).
В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у
девочек), в результате чего развиваются вторичные половые признаки.
Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у
девочек формируется молочная железа, появляются волосы на лобке, в подмышечных
впадинах. Средний возраст развития молочных желез у девочек различных этнических
групп колеблется от 9 до 10 лет. Процесс полового созревания у мальчиков в этот период
выражен в гораздо меньшей степени.

37
Глава 2. Рост и развитие человека 38
Следующий период — подростковый — называют также периодом полового
созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек
— с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной. Наблюдается
резкое увеличение скорости роста всех частей тела — пубертатный скачок. Наибольшие
прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела —
между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами, но
изменения эти происходят интенсивнее, в результате чего в 13,5-14 лет длина тела
девочек оказывается меньше, чем у мальчиков.
К концу подросткового периода размеры тела составляют 90˜97 % окончательной
величины, т.е. дефинитивного состояния.
В этот период происходит перестройка основных физиологических систем
организма. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система,
формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных
желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем
полового созревания женского организма является первая менструация (менархе). Она
обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных
размеров тела. Возраст появления менархе у городских девочек большинства стран мира
— 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, более поздние сроки менархе:
разница составляет от 3 до 8 месяцев. Более поздние сроки полового созревания
характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Так, у
представителей высокогорных групп возраст менархе колеблется от 15 лет у киргизок
Тянь-Шаня до 18 лет у шерпов Непала.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К
13 годам отмечается мутация голоса, появляются волосы на лобке; к 14 годам
наблюдается пубертатное набухание сосков, растут волосы в подмышечных впадинах. К
15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. Следует заметить, что у
мальчиков по сравнению с девочками более продолжительный предпубертатный период,
а пубертатный скачок роста выражен сильнее.




38
2.3. Факторы роста и развития 39
Юношеский возраст продолжается у лиц мужского пола от 18 до 21 года, женского
— от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и
формирования организма, и все основные размерные признаки тела достигают
дефинитивной (зрелой) величины.
В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20—30-летних
людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев
костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост
незначителен и не превышает в среднем 3—5 мм. Между 30 и 45—50 годами длина тела
остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.
2.3. Факторы роста и развития
Рост и развитие организма осуществляется по генетически детерминированной
программе, при этом сказывается влияние множества средовых, или экзогенных,
факторов. Доля влияния генетических и средовых факторов на протяжении периода
роста не постоянна и варьирует от признака к признаку. Установить меру
наследственной обусловленности различных особенностей растущего организма можно с
помощью близнецового метода, введенного в науку Ф. Галътоном (1875).
Близнецов подразделяют на однояйцевых, или монозиготных (МЗ), и двуяйцевых,
или дизиготных (ДЗ). Первые имеют одинаковую наследственность, вторые отличаются
генетически как любые братья и сестры.
Математическая обработка данных, полученных с помощью близнецового метода,
включает вычисление коэффициентов внутриклассовой корреляции (rМЗ и rДЗ) и
показателя Хольцингера (Н). Показатель Хольцингера, или коэффициент наследуемости,
условно оценивает долю генетической компоненты в суммарном воздействии всех
факторов и вычисляется по формуле H=rМЗ - rМЗ/1- rДЗ




39
Глава 2. Рост и развитие человека 40
При использовании качественных признаков сопоставляются проценты
конкордантности (Кмз и Кдз), т.е. совпадение признака в парах моно- и дизигот.
Теоретически возможны границы значений показателя Хольцингера от 0 до 1. Признак
считается четко наследственно обусловленным при величине показателя Н 0,7 и выше.
Установлено, что возраст менархе разнится у монозиготных сестер-близнецов на 2,2
месяца, у дизиготных — на 8,2 месяца. Первые характеризуются генетической
идентичностью, в то время как у вторых имеется только часть общих генов. На этом ос-
новании делается заключение, что срок первой менструации в значительной степени
генетически детерминирован.
Установлено (выявлено), что возраст первой менструации не связан с расовыми
особенностями. Однако наблюдается определенная зависимость стадий развития
некоторых вторичных половых признаков от расовой принадлежности. Известно, что
монголоиды по сравнению с европеоидами обладают более слабо развитым третичным
волосяным покровом. Для них характерно более позднее по сравнению с европеоидами
начало роста волос в подмышечных впадинах и на лобке.
При изучении влияния эндогенных факторов на процессы роста и развития
объектом наблюдений чаще выбирают размеры тела, характеризующие физическое
развитие детей, интенсивность ростовых процессов и уровень соматической зрелости.
Наиболее общий показатель соматического развития ребенка — длина и масса тела.
Использование близнецового метода показало ведущую роль наследственности в
антропометрических показателях роста и развития новорожденного. Уровень
внутрипарных корреляций в монозиготных группах выше, чем в дизиготных. Эти
различия определены для каждого признака и оказались более высокими для массы тела,
чем для длины. Наследственная обусловленность трех обхватных размеров (груди,
талии, бедер) у мальчиков выше, а длины и массы тела ниже, чем у девочек.
В дошкольном периоде (3—7 лет) наследственная обусловленность размеров тела
неодинакова для различных этнотерриториальных групп. Достоверные показатели
получены для ширины таза у мальчиков и плеч у девочек.




40
2.5. Факторы роста и развития 41
В школьный период жизни формируются половые различия в пропорциях тела.
Женскому типу пропорций свойственны относительно большая ширина таза и меньшая
ширина плеч, мужскому — большая ширина плеч и меньшая таза. Эти соматические
отличия обусловлены в значительной мере действием половых гормонов и возникают в
период полового созревания. С переходом от низкого уровня половых гормонов (3—7
лет) к периоду возрастания их количества и действия (8—15 лет) степень влияния
наследственной обусловленности меняется. Так, показатели Хольцингера в возрасте 8-15
лет для ширины плеч выше у мальчиков, для ширины таза — у девочек. Это дает осно-
вание предположить, что уровень наследственной обусловленности соматического
признака зависит от активности половых гормонов. Уровень наследственных влияний на
длину и массу тела, окружность грудной клетки как для мальчиков, так и для девочек с
возрастом повышается. При этом у новорожденных и дошкольников показатели
Хольцингера для длины и массы тела оказались выше у девочек, а в 8-15 лет — у
мальчиков.
Установлено, что ген несет не только информацию о признаке, но и, вероятно,
задает длительность ее действия и изменчивость самого признака во времени.
Применение коэффициента Хольцингера показало, что темпы прироста длины тела,
руки, ноги, окружности грудной клетки, ширины плеч у мальчиков и ширины таза у
девочек с возрастом увеличиваются, т.е. конечные размеры данных признаков
генетически обусловлены. Функциональные показатели — частота дыхания, сердечных
сокращений в покое — в большей степени зависят от наследственных факторов.
Секреция андрогенов (мужских половых гормонов) и эстрогенов (женских половых
гормонов) также наследственно обусловлена, причем наследственная обусловленность
андрогенов выше. С возрастом показатели Хольцингера для половых гормонов
повышаются.
Подтверждена высокая значимость наследственных влияний в формировании
двигательной активности детей. Так, коэффициент Хольцингера для начала хождения и
моторной речи оказался 0,8—0,9. Некоторые исследователи (И.В. Равич-Щербо и др.)
пришли к заключению о преимущественном влиянии



41
42 Глава 2. Рост и развитие человека
генетических факторов на умственное развитие детей первого года жизни.
К средовым (экзогенным) факторам относят социально-экономические,
климатические, экологические. Среди них особое внимание уделяют социально-
экономическим и экологическим.
Дети из более обеспеченных групп по некоторым признакам опережают
сверстников на протяжении всего развития.
Задержка в росте может быть связана с высокой частотой заболеваний в семьях с
худшими социально-гигиеническими условиями проживания. Считают, что девочки
лучше мальчиков «защищены» от воздействия многих неблагоприятных социальных
факторов. Влияние климатогеографических (природных) факторов изучается в связи с
общей проблемой адаптации человека к условиям внешней среды. Эта группа факторов
включает такие характеристики, как химический состав воды и почв, температура, влаж-
ность, количество кислорода во вдыхаемом воздухе, солнечная
радиация.
Из комплекса одномоментно действующих факторов трудно выделить какой-либо
один. Поэтому в большинстве исследований учитывается комплекс социально-
экономических факторов, которые изменяют воздействие биогеографических условий на
человеческую популяцию.
Экологическая дифференциация человечества на жителей тропических и
внетропических широт выявляется с детского возраста — к такому выводу пришла Т.И.
Алексеева и другие авторы, изучавшие детей разных этнос(?в. Так, рост и развитие эс-
кимосов в возрасте от 1 до 19 лет почти не отличались от европеоидов и негроидов, за
исключением длины тела, которая у эскимосов ниже, и обхвата плеча — этот показатель
у эскимосов выше. И это, по мнению авторов, может служить убедительным
подтверждением экологических правил и свидетельствует о том, что у эскимосов
адаптация к холоду связана с увеличением мышечного компонента состава тела.
Существует зависимость процессов роста с концентрацией микроэлементов в
окружающей среде, почве и воде.
Относительная независимость от климата показателей роста и полового созревания
русских детей, проживающих на различ-

42
2.4. Динамика процессов роста человека 43


ных территориях бывшего СССР — от Крайнего Севера до Закавказья и Средней
Азии, показана Н.Н. Миклашевской с соавт. (1985, 1988). Средний возраст менархе у
русских девочек из различных городов СССР оказался сходным. Однако у русских детей
Крайнего Севера обнаружена тенденция к астенизации. У них отмечены более низкие
показатели поперечных и обхватных размеров по сравнению с длиной тела, а также
более высокая частота астенического типа конституции (Е.З. Година, 1992).
Возраст менархе, по данным многих исследователей, не зависит от климата.
Обобщение данных по этому вопросу позволяет сделать вывод о том, что сроки полового
созревания обусловлены не климатическими, а социально-экономическими и генети-
ческими факторами.
Существует обширная литература, посвященная изучению влияния сезонных
изменений природной среды обитания на различные параметры жизнедеятельности
человека, включая показатели роста и развития. Показана связь между сезонами года и
ростовыми прибавками — скоростями роста некоторых размеров тела. Так, длина тела в
европейских популяциях больше увеличивается летом и осенью, а масса — зимой.
Приводятся данные о четкой взаимосвязи между сезоном рождения и длиной тела
человека. На основании результатов обследования 507 125 австрийских новобранцев
было показано, что разница в длине тела между теми, кто родился весной и осенью,
составила 0,6 см в пользу первых. В холодный сезон намного выше вероятность
рождения детей с избыточным весом.
Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку
роста. Достоверно установлено, что под влиянием эмоционального стресса у детей
происходит задержка секреции гормона роста. Чаще психологические стрессы
испытывают дети из социально неблагополучных семей.
2.4. Динамика процессов роста человека
Рост — это процесс увеличения линейных параметров индивида, его органов
(частей), происходящий вследствие возрастания числа и размеров клеток и неклеточных
образований.



43
Глава 2. Рост п развитие человека 44
Процессы роста имеют суточную и сезонную ритмичность, могут происходить с
неодинаковой скоростью у разных органов и менять пропорции тела особи.
Примерно с 9-летнего возраста начинают проявляться половые различия в скорости
роста. В возрасте 10—13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков наблюдается отчетливо
выраженное ускорение роста, называющееся ростовым скачком. Небольшое увеличение
роста отмечается в 6—7 лет. Его иногда называют полуростовым скачком. Вероятно,
существуют и расовые различия в скорости роста.
Аналогичный тип кривой скорости роста характерен и для внутриутробного
развития. Максимальная скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев

стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>