СОДЕРЖАНИЕ

& БАНКРОТСТВА


Г.М. Финкельштейн

В.Ю. Пронюшкина


Банкротство
ГУПов
технология,
практика
и последние тенденции
Известно, что быть эффективным собственником коммерческих предприятий
государству удается далеко не всегда. Это утверждение в полной мере мож
но отнести и к проблеме плачевного состояния многих унитарных предприя
тий, которые из за неповоротливого и неквалифицированного менеджмен
та, а иногда и злого умысла оказываются на грани банкротства. Представля
ем вашему вниманию статью, которая предваряет рассмотрение этой,
безусловно, интересной и актуальной темы. В следующих номерах журнала
редакция планирует продолжить подробное освящение этой проблемы.




З начительная часть предприятий, государственных и муниципальных
находящихся в государственной унитарных предприятиях» № 161
собственности и относящихся к ма ФЗ от 14.11.2002 г. ввел ограниче
лому и среднему бизнесу, управля ния в деятельности ГУПов.
ется неэффективно, приводя к росту Во первых, в нем четко пропи
задолженностей по обязательным сывается, что руководитель уни
платежам (налогам и сборам), элек тарного предприятия назначается
троэнергии и газу, по заработной на должность собственником иму
плате. щества.
Изменить ситуацию к лучшему Кроме того, назначенный руко
можно, если у предприятия появля водитель унитарного предприятия
ется заинтересованный собствен не может быть учредителем или уча
ник, имеющий возможность глубо стником другого юридического ли
ко и целенаправленно его разви ца, занимать должности и занимать
вать. Основной механизм смены ся другой оплачиваемой деятельно
собственника, применяемый госу стью в государственных органах,
дарством, — это приватизация. Хо органах местного самоуправления,
тя зачастую используется и бан коммерческих и некоммерческих
кротство. организациях, заниматься предпри
Механизм банкротства акцио нимательской деятельностью, быть
нерных обществ апробирован мно единоличным исполнительным ор
гими, но дело в том, что правовой ганом или членом коллегиального
статус ГУПов накладывает особен исполнительного органа коммерче
ности и на их банкротство. ской организации, за исключением
случаев, если участие в органах ком
мерческой организации входит в
должностные обязанности данного
Основные моменты
руководителя, а также принимать
законодательства,
участие в забастовках. Все, чем ру
регламентирующего
ководителю ГУПа дополнительно
деятельность ГУПов
разрешается заниматься,— это пре
Вступивший в силу 02 декабря подавательская, научная и иная
2002 г. Федеральный закон РФ «О творческая деятельность.




24 #2 2003 СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ
&
БАНКРОТСТВА


ние дочерних предприятий. Создан
Практика показывает, что ру удовлетворение имущественных
ные же ранее дочерние предприятия
ководители ГУПов занимали ру требований всех кредиторов и воз
подлежат реорганизации в форме
ководящие должности в других ор мещение арбитражных расходов.
присоединения к создавшим их уни
ганизациях, зачастую в тех, через ко Закон от 1992 г. перестал дейст
тарным предприятиям. А если на
торые предприятие вело свои вовать с момента введения в дейст
«материнском» предприятии воз
операции, тем самым контролируя вие Федерального закона от
финансовые потоки и образование
кредиторской задолженности.
Во вторых, закон накладывает
некоторые ограничения на распоря
Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.
жение имуществом предприятия. Для решения проблем с переоформлением прав собственности на ак
ГУП не может продавать принадле тивы можно выбрать уже изученный путь — это инициирование контро
жащее ему недвижимое имущество, лируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.
сдавать его в аренду, отдавать в Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные
же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме
залог, вносить в качестве вклада в
присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
уставный (складочный) капитал хо
зяйственного общества или товари
щества или иным образом распоря
жаться таким имуществом без со
буждена процедура конкурсного
гласия собственника имущества. 08.01.1998 г. № 6 ФЗ «О несостоя
производства? В этом случае вполне
Кроме того, согласие собствен тельности (банкротстве)», за ис
благополучное дочернее предприя
ника должно быть получено на со ключением продления процедур,
тие должно попасть в конкурсную
вершение сделок, связанных с пре введенных до 01 марта 1998 г., в
массу. Парадокс.
доставлением займов, поручи этом случае арбитражные суды
На практике предприятия, попав
тельств, получением банковских должны были руководствоваться
в такую ситуацию, пытаются решить
гарантий, с иными обременениями, первым законом. В настоящее вре
вопрос, посылая запросы и ходатай
уступкой требований, переводом мя еще существуют дела, производ
ства в Минимущество с просьбой
долга, заключением договора про ство по которым осуществляется по
позволить дочерним предприятиям
стого товарищества, а также на со закону от 1992 г.
стать «независимыми» ГУПами.
вершение крупной сделки. Причем По второму закону юридическое
Но, несмотря на все трудности,
для ГУПа крупной считается сделка лицо считалось неспособным удов
банкротство ГУПов является воз
или несколько взаимосвязанных летворить требования кредиторов
можным.
сделок, связанных с приобретением, по денежным обязательствам и
отчуждением или возможностью от (или) исполнить обязанность по уп
чуждения им прямо либо косвенно лате обязательных платежей, если
имущества, стоимость которого со соответствующие обязательства и
Законодательство,
ставляет более 10 % уставного фон (или) обязанности составляли в со
регламентирующее
да предприятия или более чем в 50 вокупности не менее пятисот мини
банкротство ГУПов
тысяч раз превышает установленный мальных размеров оплаты труда и
федеральным законом минималь Банкротство предприятий в Рос не были им исполнены им в течение
ный размер оплаты труда. сии регламентируется Гражданским трех месяцев с момента наступления
Ранее все эти договоры исполь кодексом РФ (ст. 65) и соответству даты их исполнения (иной размер
зовались для так называемого выво ющими законами. требований и сроки непогашения
да ликвидных активов. Теперь же Самым первым был Закон РФ от были предусмотрены позднее для
процесс «реструктуризации» ГУПа 19.11.1992 г. №3929 1 «О несосто предприятий естественных монопо
осложнился. ятельности (банкротстве) предприя лий топливно энергетического ком
Для решения проблем с пере тий». В нем была прописана воз плекса). По этим основаниям, кото
оформлением прав собственности можность для органа, уполномочен рые имеются практически у любого
на активы можно выбрать уже изу ного государством управлять предприятия, суд принимал заявле
ния о признании предприятия несо
стоятельным, что привело к исполь
зованию процедуры банкротства как
Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие механизма для массового передела
должности в других организациях, зачастую в тех, через которые пред
собственности.
приятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые по
Немного позднее вышел Фе
токи и образование кредиторской задолженности.
деральный закон от 24.06.1999 г.
№ 122 ФЗ «Об особенностях несо
стоятельности (банкротства) субъ
ченный путь — это инициирование имуществом предприятия, в составе ектов естественных монополий топ
контролируемого банкротства пред которого имеется вклад государства ливно энергетического комплекса»,
приятия. Хотя здесь тоже не все так не менее 50 %, внести предложение который определял, что должник
просто. о проведении санации. В этом слу (субъект естественных монополий
Закон о ГУПах запрещает созда чае он обязан был гарантировать или организация топливно — энер




25
СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ #2 2003
& БАНКРОТСТВА


гетического комплекса) считается вых, минимальный размер задол кие суммы.
неспособным удовлетворить требо женности, являющейся основанием Здесь можно дать только одну
вания кредиторов по денежным для подачи заявления о признании рекомендацию для должника, арби
обязательствам и (или) исполнить должника банкротом, увеличился тражного управляющего и суда:
обязанность по уплате обязательных до 100 тысяч рублей. списание такой задолженности до
платежей, если соответствующие Во вторых, право на обращение подачи заявления о признании
обязательства и (или) обязанность в арбитражный суд возникает у кон должника банкротом (как правило,
не исполнены организацией — курсного кредитора по истечении в общем объеме такая кредиторская
должником в течение шести месяцев тридцати дней с момента направле задолженность не превышает 2 %).
с момента наступления даты их ис ния (предъявления к исполнению) Существенным отличием от пре
полнения и сумма кредиторской за исполнительного документа в служ дыдущих законов является возмож
долженности превышает балансо бу судебных приставов и его копии ность собственника имущества ока
вую стоимость имущества организа должнику. Право на обращение в зывать влияние на ход процедуры
банкротства.
Во первых, он может обратиться
к первому собранию кредиторов и в
Интересным моментом в новом законе является обязательное наличие
арбитражный суд с ходатайством о
судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолжен
введении финансового оздоровле
ности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответствен
ния, предоставив соответствующие
ность с арбитражного управляющего, но существенно добавляет рабо
ты для судов в отношении предприятий, которые имеют широкую базу гарантии погашения кредиторской
поставщиков или которые в свое время часто прибегали к бартерным задолженности, или же в любое вре
схемам. мя вправе удовлетворить все требо
вания кредиторов с целью прекра
щения производства по делу.
ции — должника, в том числе права арбитражный суд у уполномоченно Во вторых, продажа предприя
требования. го органа по обязательным плате тия или замещение активов должни
Данный закон еще действует и жам возникает по истечении трид ка путем создания на базе его иму
признается утратившим силу только цати дней с момента принятия ре щества ОАО может быть включена в
с 01 января 2005 г. шения о взыскании задолженности план внешнего управления на осно
На сегодняшний день действует за счет имущества. вании решения собственника иму
Федеральный закон от 26.10.2002 щества.
То есть для подачи заявления
г. № 127 ФЗ «О несостоятельности В третьих, все имущество ГУПа,
о признании предприятия банкро
(банкротстве)», вступивший в силу с подлежащее продаже, оценивается
том необходимо пройти процедуру
03 декабря 2002 г. (по истечении оценщиком с предоставлением за
признания арбитражным судом
тридцати дней со дня официального ключения государственного финан
факта наличия задолженности и
опубликования). С этого момента сового контрольного органа по про
процедуру исполнительного произ
закон от 1998 г. действует только ведению оценки, что дает дополни
водства.
для процедур, введенных при нем. К тельные гарантии независимой
Следующим интересным момен
правоотношениям же, возникшим с оценки.
том в новом законе является обяза
момента завершения процедуры То есть арбитражный управляю
тельное наличие судебного акта с
банкротства, введенной до вступле щий ориентируется теперь не только
указанием состава и размера креди
ния в силу нового закона, применя на решения собрания или комитета
торской задолженности для включе
ются положения закона от 2002 г., кредиторов, но и на мнение собст
ния ее в реестр кредиторов. Это сни
за исключением случая открытия венника имущества.
мает ответственность с арбитражно


Основные причины
Все имущество ГУПа, подлежащее продаже, оценивается оценщиком с
и инициаторы
предоставлением заключения государственного финансового кон
банкротства ГУПов
трольного органа по проведению оценки, что дает дополнительные га
рантии независимой оценки.
Как показывает практика, ме
То есть арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на
решения собрания или комитета кредиторов, но и на мнение ханизм банкротства в отношении
собственника имущества. ГУПов используется в основном для
очищения предприятия от кредитор
ской задолженности или для пере
конкурсного производства после за го управляющего, но существенно оформления прав собственности на
вершения процедуры банкротства, добавляет работы для судов в отно активы. Заказчиком в первом случае
введенной по одному из предыду шении предприятий, которые имеют является само государство, во вто
щих законов. В этом случае приме широкую базу поставщиков или ко ром — потенциальный покупатель,
няют нормы закона от 1998 г. торые в свое время часто прибегали будущий хозяин предприятия.
Процедура инициирования про к бартерным схемам, оставляющим Положительным моментом при
цедуры банкротства по новому зако за собой большое количество кре проведении процедуры банкротст
ну немного усложнилась. Во пер диторских задолженностей на мел ва в интересах государства являет




26 #2 2003 СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ
&
БАНКРОТСТВА


текущей абонентской платы. Иници
предлагая новые рабочие места,
ся относительно легкое получение
ировать процедуру банкротства мо
стабильные налоговые платежи, оп
его согласия на реализацию части
нополисты могут только при боль
тимизацию социального климата,
активов или всего предприятия в
шой заинтересованности.
Прочих коммерческих кредито
ров можно разделить на кредиторов
по обычной хозяйственной деятель
Добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко,
ности и кредиторов по подконтроль
так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь
ной задолженности.
кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника иму
щества, необходимо заручиться поддержкой администрации и Минис Первая разновидность кредито
терства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, пред ров относится к процедуре банкрот
лагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимиза ства пассивно. Но их голоса могут
цию социального климата, развитие предприятия и т.п. оказаться решающими при проведе
нии собраний кредиторов, поэтому
целесообразнее проводить с ними
переговорную работу, склоняя их
голоса на свою сторону или собирая
развитие предприятия и т.п.
целом, которое требуется при
доверенности.
Вторым инициатором банкротст
внешнем управлении или конкурс
Подконтрольная кредиторская
ва в интересах государства может
ном производстве. Таким образом,
задолженность чаще всего подвер
быть ФСФО при условии, что нало
собственник имущества может
гается «нападкам» со стороны про
говая инспекция, перед которой у
влиять на проведение процедуры
тивников процедуры банкротства.
предприятия есть задолженность,
банкротства.
Иски об оспаривании сделок, о при
выдаст ФСФО доверенность. В этом
В зависимости от причин бан
знании сделок недействительными
случае также желательно иметь вы
кротства и его «заказчиков», иници
или ничтожными подают как недо
шеуказанных союзников.
аторами могут быть разные лица.
вольные кредиторы, так и прокура
В случае переоформления прав
По закону «О несостоятельности
тура в интересах государства.
собственности на активы предприя
(банкротстве)» от 2002 г. заявление
Для минимизации таких рисков
тия или в целом на все предприятие,
о признании предприятия банкро
необходимо тщательно оформлять
«заказчик» банкротства может ини
том могут подать должник, конкурс
документы по соответствующим
циировать процедуру через креди
ный кредитор и уполномоченные
сделкам (договоры, доверенности,
торов третьей очереди. Это опять же
органы.
акты, входящую и исходящую кор
кредиторы по налоговым задолжен
В случае очищения предприятия
респонденцию, журнал ее регист
ностям, кредиторы монополисты и
от кредиторской задолженности ос
рации, наличие передаваемых цен
прочие коммерческие кредиторы.
новными инициаторами могут быть
ностей и т.п.), так как прокуратура
От лица налоговой задолженно
как сам собственник, так и уполно
имеет право запрашивать любую
сти заявителем может выступать как
моченный орган, представляющий
интересы кредитора по задолженно
сти по обязательным платежам (на
логам).
В случае переоформления прав собственности на активы предприятия
Сам собственник может иниции
или в целом на все предприятие, «заказчик» банкротства может иници
ровать процедуру банкротства, ис ировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же
пользуя механизм добровольной кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы монополисты и
ликвидации предприятия. По закону прочие коммерческие кредиторы.
о ГУПах при ликвидации унитарного
предприятия по решению собствен
ника имущества в случае его неспо
информацию, в том числе по нали
ФСФО (при выполнении вышеука
собности удовлетворить требования
чию фирм у ИМНС, по подтвержде
занных условий), так и сама налого
кредиторов в полном объеме, руко
нию прохождения денежных
вая инспекция.
водитель ГУПа или ликвидационная
средств по счетам в банках и др.
Кредиторы за потребляемую
комиссия обязаны обратиться в ар
При проведении процедур бан
электроэнергию, газ, воду, тепло —
битражный суд с заявлением о при
кротства необходимо помнить, что
монополисты — стараются не ини
знании предприятия банкротом.
окончательное решение всегда оста
циировать банкротство своего або
Хотя надо отметить, что добро
ется за судьей, сильное влияние на
нента. Для них больше важны теку
вольная ликвидация предприятия
которого оказывает местная адми
щие платежи, чем вопросы собст
наблюдается довольно редко, так
нистрация.
венности. Для взыскания своей
как собственник имущества, как
дебиторской задолженности моно
правило, не готов принимать столь
полисты прибегают к исполнитель
кардинальные решения. Чтобы до
ному производству — целостность
биться согласия собственника иму
предприятия их не волнует. А при
щества, необходимо заручиться
введении процедуры банкротства
поддержкой администрации и ми
делают все, что возможно, чтобы
нистерства, в ведомственном подчи
дольше ее продлить для получения
нении которого находится ГУП,




27
СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ #2 2003



СОДЕРЖАНИЕ