СОДЕРЖАНИЕ

& В МИРЕ M&A




ПАРТИЯ
под КЛЮЧ

Кирилл Якимец Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому по
политтехнолог литика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы
призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение
контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты:
государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка —
и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринима
телям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, ока
зывать влияние на политику — поощряя коррупцию…




ных для российского (и не только
Политический бизнес российского) политического бизне
са, я буду вынужден приводить
Проблема и парадокс, однако, в весьма скупо — либо не приводить
том, что именно в современных ус вовсе.
ловиях, когда основными ценностя Сегодня политик, будь то поли
ми являются ценности рыночные (та тик публичный или непубличный
самая собственность и те самые (чиновник), работает не из абст
контракты), государство в принципе рактной любви к власти и не ради
не может отказаться от влияния на того, чтобы оставить «след в исто
экономику. В иные времена, когда рии». Безусловно, политик стремит
жизненные ориентиры правящего ся к повышению своего статуса, но
слоя не совпадали с жизненными статус здесь выступает как источник
ориентирами купечества, раздель денег. Впрочем, деньги тоже нужны
ное существование политики и эко не сами по себе, а как средство по
номики было по крайней мере тео вышения статуса, который, в свою
ретически возможно. Но сейчас по очередь, снова конвертируется в
литика является видом бизнеса. деньги и т.д.
Граница между политикой и бизне Это не плохо и не хорошо — это
сом проходит лишь в умах «либе просто реальность. Политический
ральных романтиков»… И в умах бизнес, таким образом, неизбежен.
законодателей, все еще готовых Его не следует оценивать с этичес
считать лоббирование и любые свя кой точки зрения, его следует изу
занные с ним действия — действия чить — и понять, как современный
ми преступными. предприниматель может ввести по
Я, впрочем, не собираюсь сейчас литику в сферу своей активности,
обсуждать правильность существу какие его здесь поджидают возмож
ющего законодательства и вменяе ности и «подводные камни».
мость законодателей. Просто следу
ет учесть, что политический бизнес, Партрынок
в частности — покупка и продажа
политических партий, законами РФ Цели политического бизнеса
не поощряется, поэтому примеры можно грубо разделить на две кате
тех или иных операций, характер гории: лоббирование и PR.




40 #5 6 2003 СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ
&
В МИРЕ M&A


Любая взятка, по сути, является дится дороже в десять двадцать большие средства в PR: легче просто
лоббированием: предприниматель раз, чем партия мелкая. Впрочем, «перекрыть кислород» конкурентам
оплачивает выгодное для себя ре инвесторы не всегда следуют ука при помощи ЦИКовских манипуля
шение чиновника. Чиновник таким занной иерархии: согласно некото ций (ведь к любой партии и к любо
образом продает свое право на
принятие решений — но не следует
забывать, что право это дается (и Сегодня позиции исполнительной власти в России достаточно
ограничивается) законом. Поэтому прочны, поэтому добыча админресурса при продвижении партии
между исполнительной властью и в Думу стала чуть ли не важнее, чем работа с избирателями.
бизнесом ведется борьба за власть
законодательную. Речь идет, разу
меется, о крупном бизнесе, пред рым экспертным оценкам, Ходор му отдельному кандидату можно
ставители которого могут (и вынуж ковский вложил в КПРФ $20 млн., а придраться по мелочам — и «снять с
дены) покупать отдельных депута в «Яблоко» — $30 млн. дистанции»). Также совершенно не
тов и целые партии: в ряде случаев Во время выборов, подготовка к обязательно платить телевизионщи
элементарные расчеты показывают, которым начинается где то за год до кам, когда можно попасть в эфир на
что покупка партии и проведение них самих, к регулярным затратам центральных каналах по звонку
через Думу того или иного закона плюсуется стоимость избирательной «сверху».
обходится дешевле, чем покупка от кампании. Чаще инвесторы финан Это касается, разумеется, не
дельных решений исполнительной сируют избирательную кампанию только партий и думских выборов.
власти. методом связанного кредита — т.е. Вся избирательная кампания Шты
Что значит «купить партию»? вкладывают деньги в конкретные рова, сперва хозяина якутских ал
Прежде всего, необходимо оп PR агентства и обязуют «взятых на мазов, а теперь — хозяина Якутии
латить регулярные расходы партии буксир» партийцев пользоваться ус как таковой, строилась на борьбе
на финансирование партаппарата и лугами именно этих агентств. Одна за админресурс. Штырову то запре
региональных организаций. Аппа ко проще и дешевле вкладывать в щали участвовать в выборах, то
рат мелкой партии (типа СДПР) саму партию, поставив внутри нее вновь разрешали — в зависимости
«сжирает» в среднем $100 000 в ме своих людей — для контроля за рас от того, как шли переговоры между
сяц, ежемесячный расход на регио ходованием средств. Цена избира руководством АЛРОСА и феде
налки у мелких партий, существую тельной кампании в том случае, ког ральной властью. Наконец все не
щих в основном «с фасада», неве да целью является преодоление обходимые договоренности были
лик: где то 30% от затрат на партией пятипроцентного барьера, достигнуты — и Штыров в послед
аппарат, т.е. приблизительно — может колебаться от $2 млн. до ний момент получил право бороть
$30 000. К этому следует добавить $25 млн. Все зависит от величины и ся за якутское президентство, ре
шив, таким образом, основную
задачу. Задачи же, связанные непо
средственно с избирательной кам
Прежде всего, необходимо оплатить регулярные расходы партии
панией, с предвыборной агитаци
на финансирование партаппарата и региональных организаций.
Аппарат мелкой партии (типа СДПР) «сжирает» в среднем ей, для него, похоже, не представ
$100 000 в месяц, ежемесячный расход на регионалки у мелких ляли особой сложности.
партий, существующих в основном «с фасада», невелик: где то Возвращаясь к партиям, следует
30% от затрат на аппарат, т.е. приблизительно — $30 000. отметить, что в ряде случаев пре
одоления пятипроцентного барьера
недостаточно: необходимо «раскру
расходы на партийную печать, на предварительной «раскрученности» тить» партию, поднять ее рейтинг до
организацию партийных меро партии, но главное — от степени со уровня думского большинства. Тог
приятий — разовых и регулярных противления со стороны исполни да задачи, связанные с PR, оказыва
(съездов, «научно практических» тельной власти. Либо
конференций и т.п.). В результате наоборот — от пози
набегает ежемесячный расход в тивных договоренно
$230 тыс. — $250 тыс. Но это — ми стей с исполнитель
нимум. Если партия является про ной властью.
ходной (гарантированно преодоле Сегодня пози
вающей пятипроцентный барьер), ции исполнитель
то затраты на аппарат оказываются ной власти в России
в три пять раз выше, затраты на ре достаточно прочны,
гиональные организации близки к поэтому добыча ад
затратам на аппарат, а партийные минресурса при про
мероприятия проводятся чаще и с движении партии в
большей помпой, поэтому и они в Думу стала чуть ли не
РИА «НОВОСТИ»




результате стоят раза в два дороже. важнее, чем работа с
Наконец, крупная партия типа избирателями. Нет
«Единой России» или КПРФ обхо смысла вкладывать




41
СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ #5 6 2003
& В МИРЕ M&A


том вице спикера щить за собой до 40% коммунисти
до сих пор еще ческого электората.
не торговали за Итак, место вице спикера за
деньги, поскольку деньги не продается — поскольку
туда попадают из не продается за деньги место в
партийных лиде «первой тройке». Теоретически,
ров, т.е. из «пер впрочем, здесь нет ничего невоз
вой тройки». За можного: в связи с последней «фи
место в «первой нансово политической» активнос




ИТАР ТАСС
тройке», безус тью Ходорковского по «околополи
ловно, ведется тическим кругам» ходят разговоры,
что в принципе Ходорковский
мог бы купить себе место в
«первой тройке» у коммунис
тов или у «Яблока» — и обо
ются основными, а решение их — шлось бы ему это в сумму
весьма дорогим. По мнению наблю значително большую. Стоит
дателей (точных данных тут, разуме ли этот «товар» таких денег —
ется, нет и быть не может), в рас другой вопрос.
крутку «Единой России» было вло Можно, конечно, покупать и
жено $200 млн. Такого уровня «секонд хенд», оплачивая ус
затраты, однако, себя никогда не луги уже действующих депута
оправдывают: чем больше денег тов и фракций. Однако в отли
вкладывается, тем большая их часть чие от представителей испол
банально разворовывается. Это, ви нительной власти депутаты, как
димо, естественный закон политиче правило, уже закреплены за
ского рынка. конкретным «хозяином» и да
Часто корпорации предпочита леко не всегда готовы «рабо
ют проводить в Думу не партию, а торг, однако не столько финансо тать на сторону».
вый, сколько статусный. К примеру,
отдельных людей — но на ключевые Наконец, к нынешним выборам
места. В «дорогих» партиях типа Степашин на прошлых выборах не разработана самая дешевая страте
КПРФ и ЕР место в списке (для кан платил Явлинскому за вхождение гия. Стратегия эта, правда, не явля
дидата, который предварительно вторым номером (после самого Яв ется самостоятельной, а лишь до
не «раскручен») стоит от $1 млн. до линского): достаточно было того, полняет дорогую стратегию покупки
$3 млн. — поскольку здесь есть вы что Степашин до участия в выборах целой партии. Речь идет о слиянии
сокая вероятность прохождения в был премьером, т.е. «плата» осуще партий (а фактически — о враждеб
ном поглощении). Корпорация, кон
тролирующая партию (назовем эту
партию «партия агрессор»), при не
Часто корпорации предпочитают проводить в Думу не партию, а
обходимости может присоединить к
отдельных людей — но на ключевые места. В «дорогих» партиях
своей партии другую партию (назо
типа КПРФ и ЕР место в списке (для кандидата, который предва
вем ее «партия жертва»), не поку
рительно не «раскручен») стоит от $1 млн. до $3 млн. — поскольку
здесь есть высокая вероятность прохождения в те или иные коми пая целиком. Достаточно оторвать
теты и подкомитеты. от «партии жертвы» ее московскую
организацию. Устраивается «науч
но практическая конференция» в
те или иные комитеты и подкомите ствлялась наработанными связями Москве, где объявляется о намере
ты. Место поплоше («яблочное», к и «харизмой» (публичной влия нии создать партийный блок (вари
примеру) — от $500 тыс. А вот мес тельностью). Сейчас интересно на ант — создать из двух партий одну
блюдать за «приключения новую). Затем отслеживается реак
ми» Глазьева, которого хо ция всех заинтересованных сторон,
тят видеть вторым в списке в том числе — региональных органи
и коммунисты, и Народная заций «партии жертвы». С учетом
партия. Весь вопрос «торга» этих реакций проводится объедини
для Глазьева в том, что он тельный съезд нового блока (или
извлечет из своего «второго новой партии). Выглядит новый
места» у коммунистов и у блок как результат полноценного
«народников». Капиталом слияния, негодование регионалов
здесь являются не деньги, представляется в прессе как «непо
но статус и голоса, которые следовательное поведение некото
привлечет к партии фигура рых партийных функционеров». Но
ИТАР ТАСС




Глазьева: по мнению экс вый блок, разумеется, использует
пертов, он может перета региональную сеть «партии агрес




42 #5 6 2003 СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ
&
В МИРЕ M&A


сора». В случае удачи на сторону щества (Макс
блока переходят не только москов Вебер называл
ские избиратели «партии жертвы», их — всем ско
но и значительная часть региональ пом — «учреж
ных избирателей. При умелом про дениями»),
ведении сделки обойтись вся эта отношения вну
операция может в «копейки» — все три этих сооб
го в несколько сотен тысяч долла ществ, как и от
ров. Так по крайней мере уверяют ношения между
разработчики метода, предлагаемо ними, подчиня
го для работы с малыми партиями. ются сходным
Практика покажет, будет ли данный закономернос




ИТАР ТАСС
метод применен и действительно ли тям. Поэтому
цены столь низки. Пока подобное человек, кото
слияние, явившееся на самом деле рый разбирает
враждебным поглощением, произо ся во внутрикорпоративных и меж
шло на уровне крупных партий — корпоративных взаимодействиях,
при объединении «Единства» и ОВР. может найти себе место и в полити
Здесь процесс был упрощен тем, что ке — не пытаясь «в лоб» пробить


Если приглядеться, алгоритмы политических слияний часто похо
жи на алгоритмы аналогичных отношений между корпорациями.
В этом нет парадокса или случайного совпадения: и партии, и
корпорации, и исполнительные «вертикали» — суть иерархичес
кие формальные сообщества.



«под крыло» «Единства» пошел сам «номенклатурный барьер» больши
Лужков, увлекая за собой централь ми деньгами, но встраиваясь в сис подконтрольных власти исполни
ный аппарат ОВР. Недовольство ре тему, которая ему на самом деле тельной («Единая Россия» — «про
гиональных организаций ОВР было уже знакома. ект» заместителя главы Админист
погашено деньгами — причем, как рации президента В.Суркова, НПРФ
говорят, деньгами самого Лужкова. «курируется» другим замглавы —
Зачем бизнесмен занимается
Ему эта «сдача» была нужна, чтобы В.Ивановым), а также в том, что ос
публичной политикой
обезопасить свои интересы в Моск новным лоббистом в сфере россий
ве от «наездов» со стороны цент Об этом уже частично сказано в ского законодательства выступает
ральной власти. Беды тут нет, по самом начале. Реальной целью биз исполнительная власть. Так, обще
крайней мере для москвичей: мос несмена является то или иное реше известный закон о пошлинах на по
ковские интересы Лужкова по ряду ние исполнительной власти, однако держанные иномарки — при всей
параметров совпадают с интересами для такого решения порой необхо его выгодности для российских про
Москвы в целом, — в то время как димо «расчистить дорогу» в законо изводителей легковых автомоби
федеральные властные амбиции дательной сфере. А законодатель лей — был пролоббирован в первую
мэра, наоборот, шли вразрез с эти ная власть, собственно, и является очередь самим Касьяновым. Воз
ми интересами. Известно, что четы публичной. можно, Касьянов и получил какой
ре года назад «спонсоры» Лужкова, Следует, однако, учесть россий то «откат» (недаром в экспертной
например, наотрез отказывались скую специфику. В
вкладывать деньги в его президент советские времена
скую кампанию — из чего, видимо, законодательная и
он и сделал верные оргвыводы. Что исполнительная власть
же до регионалок ОВР, то они яви была у нас чаще
лись жертвой: всюду бывших представлена одни
ОВРовцев (а ныне — функционеров ми и теми же лицами.
«Единой России») вытесняют быв Сейчас это не так,
шие «единцы». однако сохранилось
Если приглядеться, алгоритмы традиционное стрем
политических слияний часто похожи ление исполнитель
на алгоритмы аналогичных отноше ной власти контроли
ний между корпорациями. В этом ровать власть за
нет парадокса или случайного сов конодательную, что
падения: и партии, и корпорации, и проявляется в со
ИТАР ТАСС




исполнительные «вертикали» — суть здании всякого рода
иерархические формальные сооб «партий власти»,




43
СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ #5 6 2003
& В МИРЕ M&A


среде премьер носит шутливое про ну» — в позитивном смысле этого Березовский часто сознательно себя
звище «Миша Два Процента»), од слова. демонизирует — с целью поднять
нако источники, близкие к Касьяно Тактика оказалась продуктив свой деловой статус, однако его ут
ву, утверждают: премьер искренне ной: Брынцалова стали восприни верждение, что якобы именно он
считает этот закон необходимым с мать в мире всерьез. Статус кан «сотворил» Путина, звучит вполне
искренне. Основная ошибка Бере
зовского состоит в идее, будто сего
При эффективном лоббизме основным объектом приложения дня возможно существование само
сил выступает не столько Дума, сколько исполнительная власть. стоятельных политических сил. На
Тем не менее бизнесмены упорно вкладывают деньги в партии и самом деле политические силы еще
в отдельных депутатов. в большей степени зависят друг от
друга, чем современные корпора
ции. Предполагаемое участие Бере
зовского в «проекте Путин», равно
точки зрения интересов России и с дидата в президенты (и не важно,
что всего лишь бывшего кандида как и в «проекте «Единая Россия», не
точки зрения интересов российской
делает его ни главным «серым кар
центральной власти. та) во многих странах мира откры
диналом», ни даже самостоятель
Таким образом, при эффектив вает перед человеком заветные
ным игроком. Это было, в частности,
ном лоббизме основным объектом двери… В результате это помогло
продемонстрировано партией Бере
приложения сил выступает не сто Брынцалову стать российским
зовского «Либеральная Россия», ко
лько Дума, сколько исполнительная «инсулиновым королем» — к чему
торая благополучно «кинула» своего
власть. Тем не менее бизнесмены он и стремился.
спонсора и осталась в «системе»
упорно вкладывают деньги в партии Возможно сочетание указанных
и в отдельных депутатов. Во пер (пусть и на мелких ролях), в то вре
двух мотивов, т.е. как «пиара» внут
вых, это связано с тем, что дела в мя как сам спонсор из «системы»,
ри делового сообщества, так и лоб
похоже, вылетел навсегда.
политике, как известно, делаются на бизма. У нас это сочетание демонст
основе личных договоренностей и рировал Гусинский, спонсировав Наконец, мелкую партию ино
личных связей. Связи в исполни ший «Яблоко». Дело в том, что гда создают с целью элементарного
тельных органах приобретаются, в Ельцин легко поддавался на пропа жульничества: некий бизнесмен
частности, и через Думу. А вот уже в ганду, осуществлявшуюся в форме убеждает коллег, что его партия
Думу можно «въехать» на деньгах. «демократической критики». Гусин пройдет в Думу (и сможет оказы
Иногда бизнесмены, уже обладаю ский вел эту критику как через свой вать лоббистские услуги). Под это
щие необходимыми связями сверх канал НТВ, так и через думскую три обещание с коллег собираются
меры, продолжают держаться за буну, используя «яблочных» депута деньги на партию. При этом все по
«своих» депутатов, сберегая, так
сказать, «основной политический
капитал». Только подобной «береж Мелкую партию иногда создают с целью элементарного жульни
ливостью» и можно объяснить чества: некий бизнесмен убеждает коллег, что его партия пройдет
спонсирование Чубайсом «Союза в Думу (и сможет оказывать лоббистские услуги). Под это обеща
ние с коллег собираются деньги на партию. При этом все понима
правых сил».
ют: гарантий победы нет.
Во вторых, существуют и непря
мые пути взаимодействия политики
и бизнеса, когда политическая три
буна используется с целью «пропиа тов. В результате Гусинский имел нимают: гарантий победы нет. От
рить» ту или иную коммерческую рычаг влияния на президента, сво сутствие гарантий и позволяет хо
инициативу либо того или иного бодно заходил в Кремль — и поль зяину партии без особого риска
бизнесмена. Важно, что таргет груп зовался этой свободой не только по развести руками после проигран
пой подобного PR являются не изби прямому назначению, но и с целью ной кампании: мол, сейчас не вы
ратели, а деловое сообщество. поднять свой авторитет в деловом шло — потом получится… Из со
Классический отечественный при сообществе. Как известно, Путин на бранных денег на партийную рабо
мер — президентская кампания «демократическую критику» отреа ту, разумеется, идет едва ли треть.
Брынцалова. Основной «месидж» гировал иначе, чем Ельцин. Такие партии иногда даже стано
брынцаловской агитации можно Перечисленные виды мотивации вятся известными: объединение
выразить так: «Я — преуспевающий относятся к рациональной сфере. Но «Май», Партия самоуправления
коммерсант, у меня все в порядке, я существует также иррациональная трудящихся, партия М.Шаккума,
не намерен скрывать свое богатст мотивация — от простого тщеславия Партия пенсионеров. Не брезговал
во». Едва ли подобная агитация мог (прикупил «Мерседес», прикупил этим способом зарабатывать день
ла расположить в пользу Брынцало банк, теперь надо и партию прику ги и Брынцалов.
ва избирателей, но ему и не нужно пить) до восприятия политической Ну и, разумеется, раньше, на
было становиться президентом. Ему власти как самоценности. Именно «криминальном» этапе развития
нужно было стать всего лишь канди иррациональность мотивации ско российского бизнеса, многие бизне
датом в президенты и продемонст рее всего сгубила Березовского. Он смены шли в политику ради депутат
рировать деловому сообществу (а наивно полагал себя самостоятель ской неприкосновенности. Сегодня
вовсе не избирателю) свою «крутиз ной политической силой. Конечно, это уже почти не актуально.




44 #5 6 2003 СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ
&
В МИРЕ M&A


ПРАЙС ЛИСТ
Парламентская республика:
политика и бизнес Мелкая партия Проходная партия Крупная партия
Сколько стоит без гарантии преодоления (с гарантией преодоления (ЕР, КПРФ)
в одном флаконе пятипроцентного барьера пятипроцентного барьера)
Партаппарат $100 тыс./мес. $300–500 тыс./мес $1–3 млн./мес
Региональные организации $30 тыс./мес. $200–400 тыс./мес $1–2 млн./мес
Последний вид мотивации сле
дует рассмотреть отдельно. Речь Партмероприятия $50–100 тыс./мес $100–200 тыс./мес $0,5–2 млн./мес
идет, образно выражаясь, о погло Избирательная кампания $2–25 млн. $2–25 млн. $20–200 млн.
Место в списке Спросом не пользуется $0,5–2 млн. $1–3 млн.
щении политики бизнесом либо как
Цена равна расходам Не продается.
минимум о слиянии корпоративных на всю партию (место в В случае продажи Не продается
Место в «первой тройке» «первой тройке» означает возможная цена —
и политических образований. При
приобретение партии) порядка $100 млн.
мер удачного «слияния» (или даже Цены указаны приблизительно. Конкретные цифры определяются в процессе торга.
без кавычек — слияния) такого рода
продемонстрировал уже упоминав ЮКОСа разработали стратегию но в политике, причем конкурент
шийся Штыров. Куда более мас перехода России к парламентской уже заранее проигравший.
штабный проект готовит Михаил Хо республике. Сегодня идея форми Зачем Ходорковскому стано
дорковский, чья деятельность вызы рования правительства на основе виться премьером? Разумеется, во
вает сегодня много пересудов. парламентского большинства об все не для того, чтобы брать взятки,
смехотворные по сравнению с теми
суммами, которые он получает и
тратит. Лоббирование же отдельных
Сегодня идея формирования правительства на основе парла
интересов своего бизнеса также не
ментского большинства обсуждается достаточно широко и часто.
Если идею эту действительно «вбросил» Ходорковский, значит, он стоит того, чтобы покупать «всю ла
скорее всего и планирует возглавить такое правительство. вочку», — если «лавочка» останется
в ее нынешнем виде.
Другое дело — парламентское
Когда Ходорковский в своих ин суждается достаточно широко и час правление. С его установлением по
тервью говорит, что заботится «о бу то. Если идею эту действительно нятие «лоббизм» теряет смысл, по
дущем», ему можно верить. Во пер «вбросил» Ходорковский, значит, скольку Дума из инструмента «про
вых, речь идет о будущем поли он скорее всего и планирует возгла талкивания» интересов бизнеса пре
вратится в инструмент согласования
тическом устройстве России, вить такое правительство. «Олигар
во вторых — о будущем самого Хо хи» куплены им за $2,5 млрд., пар этих интересов, а бизнес из просите
дорковского. Для него, как, навер тии, как показано выше, стоят на ля — в правителя. В этой ситуации
ное, для любого руководителя круп много дешевле. Предполагается, премьер оказывается основной фи
ной корпорации, важны не деньги в что Ходорковский инвестировал не гурой не только российской полити
чистом виде, но, скорее, статус хозя только в «Яблоко» и КПРФ, но также ки, но и российской экономики. Ед
ина, причем хозяина легитимного. В в СПС. Говорят, что он вел перегово ва ли, конечно, следует ожидать, что
отличие от Березовского Ходорков ры и с «Единой Россией», но не «империя Ходорковского» поглотит
ский — человек более «теневой», удачно. все прочие бизнес структуры Рос
поэтому стремится быть хозяином Кстати, нынешние неприятности сии. Ходорковский просто станет
лишь в своей сфере, однако это тре ЮКОСа СМИ расценивают как борь «первым среди равных» — что тоже
бует от него существенной «укоре бу исполнительной власти с «конку неплохо.
ненности» в политике. рентом», однако здесь возможно Насколько необходима России
Рассуждая о фактическом слия иное предположение, объясняю «бизнесократия» в форме парла
нии ЮКОСа и «Сибнефти», некото щее, почему Ходорковский доста ментской республики — и насколько
рые аналитики отмечают, что Хо
дорковский серьезно переплатил
Абрамовичу: за 20% акций акцио Другое дело — парламентское правление. С его установлением по
неры ЮКОСа выложили $3 млрд. нятие «лоббизм» теряет смысл, поскольку Дума из инструмента
«проталкивания» интересов бизнеса превратится в инструмент со
вместо полагающихся двух. В целом
гласования этих интересов, а бизнес из просителя — в правителя.
же от создания объединенной
компании Абрамович выиграл
$2,5 млрд. Едва ли Ходорковский
ошибся. Если приведенные цифры точно спокойно относится к проис необходим барьер на пути «бизне
соответствуют действительности, ходящему. Известно, что все нача сократии», воздвигаемый независи
можно предположить, что Ходор лось с заявлений Богданчикова. мой исполнительной властью, во
ковский на эту сумму нечто купил. Мотивы Богданчикова очевидны прос открытый. Ни политики, ни
Скорее всего следует говорить о (конкуренция в бизнесе), но кто пе предприниматели «по существу»
покупке членства в своеобразном редал ему необходимые сведения — этот вопрос решать не собираются:
клубе основных российских лобби и зачем? Скорее всего изначальным каждый просто преследует свои ин
стов, причем членства вовсе не ря источником сведений выступил дру тересы — как и полагается в нор
дового. Согласно гуляющему в экс гой конкурент Ходорковского — Бе мальном бизнесе.
пертной среде мнению, аналитики резовский. Конкурент не в бизнесе,




45
СЛИЯНИЯ & ПОГЛОЩЕНИЯ #5 6 2003



СОДЕРЖАНИЕ