стр. 1
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Ежеквартальный журнал

«АстрологиЯ»
1997 год № 1 (1)

Джефф ДЖАВЕР Жизненный путь сквозь призму астрологии. Не быть рабом эфемерид 2
Алексей ПЕНЗЕНСКИЙ Нострадамус на перекрестке эпох 5
Алексей ПЕНЗЕНСКИЙ Судьба пророчеств Нострадамуса в XVI-XIX вв. 8
Ш. ШИХВЕРДИЕВ Духовно-теоретические аспекты астрологии 16
B. УРАНОВ Многоуровневость психики как ключ к качествам Домов,
аспектов и знаков Зодиака 28
Алена ЛЕОНОВА Астрокалендарь. Луна в знаках Зодиака 35
Пенни ТОРНТОН Астрология человеческих взаимоотношений 40
Джеки СМИТ Астрологический анализ взаимоотношений 50
Ванда СЕЛАР Ароматерапия и карта декумбитуры 52
Алена ЛЕОНОВА Ароматические вещества 56
C. ПОЛОЦКАЯ Хирон в хорарной карте 60
Летний отдых с "погружением" в астрологию 70




Дорогие друзья!
Сегодня вы держите в руках первый номер нового астрологического издания. То, о чем мы так долго
мечтали - свершилось! Шесть лет коллектив редакции бюллетеня "Астролог" закладывал фундамент
этого издания. Как глубоко символичен выход в свет журнала "Астрология" на седьмом году!
Понятно, что с журналом "Астрология"мы связываем новый этап развития астрологии в России.
Теперь ему предстоит оправдать многие возложенные на него надежды. Однако, планы и мечты сами не
реализуются - необходимы усилия, терпение, целеустремленность, каждодневный труд, творческие поиски
и т.д. И без коллективной деятельности, без сотрудничества, сотворчества тут не обойтись. Впрочем,
астрологам в Эру Водолея о дружеской взаимопомощи и взаимовыручке и говорить-то смешно...
Естественно, самые высокие требования мы предъявляем к себе, постоянно учимся и развиваемся.
Особенно этому способствует каждодневная работа в помещении редакции, постоянные контакты,
непрестанная "варка"в гуще, в центре российской астрологии.
Но, как мы строги к себе, так еще более внимательны и заботливы к нашим друзьям, тем, кто
ищет, жаждет знаний, осмысления, понимания. Наша помощь и поддержка безгранична -', сколько
человек готов получить.
В журнале "Астрология"редакция намерена давать самый разнообразный материал по астрологии и
другим эзотерическим дисциплинам. Этот же номер мы решили посвятить основным принципам эзотерики и
астрологии, чтобы заложить понятийную и мировоззренческую базу дальнейших публикаций. Ясно, что эта
область несколькими статьями не раскрывается, зато семя, брошенное в благодатную почву в форме
первого номера журнала "Астрология" сможет закрепиться, а в дальнейшем прорасти и дать плоды.
Скоро завершится учебный год, наступит лето. Но это не значит, что занятия астрологией на
заканчиваются. Их можно будет продолжать и летом, совмещая с отдыхом на море в комфортабельном
пансионате. В июле и августе редакция организует непрерывные 5-дневные мастерские ведущих
российских астрологов по самым различным темам. Вы не только отлично отдохнете, познакомитесь с
единомышленниками, но и освоите эффективным методом погружения сложнейший эзотерический
материал!
Мы уверены, что впредь наши летние мастерские станут неотъемлемой частью отечественной
астрологии. Полученный на них заряд солнечной энергии и знаний будет разноситься во все уголки нашей
необъятной страны. И из искр разгорится пламя духовного возрождения России!

Главный редактор Владимир Копылов
Первый квартал 1997

ДЖЕФФ ДЖАВЕР


Жизненный путь сквозь призму
астрологии. Не быть рабом
эфемерид Перевод с англ. Е. Копшовой


Астрология — настолько отточенное сред- неортодоксальные взгляды, нюансы, мысли,
ство анализа, что мы легко соблазняемся этим. неуловимые оттенки остаются за бортом, язык
Вы, читающие этот журнал, несомненно заин- общения становится слишком формализо-
тересованы в предмете разговора. Если вы, по- ванным, математическим, бедным.
добно мне, приобрели некоторую сумму знаний Возможности астрологического фильтра
для проникновения в свой внутренний мир безграничны. Он охватывает ВСЕ! Мы провели
посредством астрологии, то вам также, как и соответствие знаков Зодиака с частями тела
мне, трудно определять себя и описывать свое человека, растениями, странами, психологичес-
понимание мира без языка этой "прабабушки" кими типами, родом деятельности — в общем,
наук. охватили весь обозримый мир. Дополнительно
Астрологический язык обогащает меня на мы имеем карты рождения индивидуумов, стран
бесчисленных путях познания окружающего и корпораций. Теория планетарных циклов
пространства и, как никакая другая теория или помогает нам заново открыть историю челове-
философия, занимает наиболее ответственное чества. Каждый поворот страницы вперед или
и важное место в моем мышлении. Практически назад записан в астрологическом блокноте
все новые идеи, получающие доступ в мое соз- знания. Зачем же мы делаем все это?
нание, фильтруются "астрологическим" образом. Можно было бы оспаривать, что это про-
Однако, за все приходится платить, все в этом двигает, обеспечивает значимость смысла. Но я
мире имееет свою стоимость. И "астрологи- вместе со своими коллегами придерживаюсь
ческий подход" к жизни не избежал подобной подобного взгляда. Верно, что карта рождения
оценки. отражает реальную действительность личности,
однако, информация может быть помещена в
Поскольку большинство моих друзей —
рамку контексного значения индивидуального
астрологи, я часто беседуя с ними, ловлю себя
опыта клиента. Прежде бессмысленное психи-
на мысли, что мы говорим несколько "странно"
ческое насилие или травма становятся путем для
и события объясняем, например, так: "Мер-
тонкой психологической и духовной проработки.
курий ретроградный, Сатурн в Рыбах, а Марс
По-моему, это одна из возможностей астроло-
в Близнецах, следовательно мне стоит сделать..."
гического заживления ран. Тем не менее, каждое
и т.п. Я начинаю постепенно понимать, что
лекарство имеет побочные эффекты, не избе-
подобная "стенография" мне чем-то мешает. Это
жала этого и астрология. Даже опытные, просве-
чувство схоже с тем, как если бы я читал Биб-
щенные астрологи любят навешивать ярлыки,
лейские откровения христианских фундамен-
этикетки, означающие, что описано нечто, ста-
талистов, и там было бы написано что-то вроде:
новящееся вещью самой в себе.
"Иоанн 23.2, Марк 10.4" и все. Этот своебразный
Существует множество взаимоотношений
тип кода, слэнга присутствует во многих об-
между причиной и следствием, действием и
ластях жизни, подобно болельщикам бейсбола,
реакцией, кармой и дхармой, начинающих
обсуждающим игру своей любимой команды,
кристаллизовываться посредством использо-
или автолюбителям, которые говорят не более,
вания любого специализированного языка.
чем "57 Chevy", затем кивают своей головой в
Ваш Марс в Раке или Козероге, но не в
невысказанном понимании сути вопроса.
обоих знаках сразу! Точное время рождения не
Эти специальные подъязыки кодируют
оставляет сомнений в позициях планет (звезд-
смысл слова, связывающего вместе тех, кто
ный Зодиак против геоцентрических аргументов
знает "словарь". Закодированные описания
и системы Домов оставим в стороне). Карта
быстро изучаются и используются на некотором
рождения может интерпретироваться почти
общем опыте. Но эти коды одновременно как
бесчисленным множеством вариантов, но сама
что-то дают, так и что-то отнимают. Необычные,


2
АстрологиЯ № 1 (1)
картинка не изменяется никогда! ВЫ НЕ идеализм изчезал из разговора, когда речь захо-
МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ ЭФЕМЕРИДЫ! Наша дила о картах самих астрологов: "ужасный тран-
ураническая свободомыслящая астрология имеет зит Сатурна или натальный квадрат Плутона к
четкую, непреодолимую сатурнианскую тень — Венере..." вносил страшный беспорядок в их
абсолютные меры времени и пространства, на взаимоотношения. Гуманистические принципы
которых основана вся наша работа. Невозможно, дробились и мельчали под весомым грузом
чтобы этот физический каркас только лишь астрологической традиции. Это не доказывает,
ограничивал нас, не защищая. конечно, что гуманистическое направление не
Когда я родился, Меркурий был в Тельце..., только не представляет никакой ценности, на-
и я всегда буду иметь Меркурий в Тельце. Да, против. Однако, даже такие благородные намере-
прогрессивный и транзитирующий Меркурий ния ограничиваются инструментальным ис-
движется, но... он движется по орбите, вы- пользованием своего практического прило-
численной еще Кеплером, и никогда, никогда жения.
не сойдет с дорожки. Перемещения планет по Опираясь на свой более чем 20-летний аст-
их практически неизменным орбитам дают нам рологический опыт, я хотел бы порекомендовать
необходимую уверенность, безусловность и вам некоторые упражнения, позволяющие
стабильность, с которой установить разумный баланс
невозможно спорить и которая внутреннего поглощения
подчеркивает как величайшую силу астрологии и сохранения
астрологии — повторяемость и неподдающейся целостности
предсказуемость, так и ее восприятия. Первое — сдать
величайшую слабость — фатализм. потребность быть правым. Из
Эфемериды становятся Библией, с этого следует, что не выполнив
которой бесполезно спорить. этого требования, вы будете на
Мы не можем изменить стру- пути падения в коварные
ктуру времени в объективном глубины. Гуманно и смиренно
мире астрологии, даже когда мы следует относиться к ошибкам в
ищем лазейки посредством нашей интерпретации для доброго
интерпретации. Интерпретация, соучастия неопределенности,
таким образом, имеет свои которая способствует
пределы. Ее ограничивает открытости, избавлению и
объективная реальность. И даже свободе от Абсолюта. Незнание
наиболее опытные и продвинутые может быть таким же большим
астрологи согласятся со мной, что подарком, как и знание. Когда
очень трудно избежать тради- мы что-то принимаем с
ционного фатализма планет. Мы любовью, мы открываемся в
ждем подходящего момента, необозримость непознанного.
чтобы действовать, или держим Когда мы что-то отвергаем, мы
свои пальцы скрещенными, пока закрываемся в "гетто" наших
Плутон перейдет из орбиса точного собственных умов.
аспекта с нашим Солнцем. Выбор Другой путь получения
ограничен часами и календарем. Они полного удовлетворения от
всегда необходимы и достаточны вашей связи с астрологией —
точно также, как и астрология. Но освобождение на время, отпуск,
мы, садясь в звездный поезд, не тайм-аут. Ничто так не освежает
можем управлять его скоростью и не вдохновляет, как прерывание и
или менять маршруты. — Да-да, мистика - воздержание. Проведите и проживите
Я два года работал во Франции в это не современно. день, неделю, месяц и даже год, не
системе астрологической сети заглядывая в эфемериды. Скорее
Гуманистической Астрологии, основанной на всего, вы обнаружите в действительности
принципах Редьяра. Этот метод раздражал меня новые перспективы, которые затем изучите с
слишком пространными философскими позиции астрологии, расширяя значимость
интерпретациями. Язык ошеломлял меня и последней. Я понимаю, что большинство из
шокировал, поскольку я вырос в Америке, где вас, читателей, "астрологические наркоманы",
астрологи говорят проще и доступнее. Тем не подобные мне. Неделю, возможно две, может
менее, я обратил внимание, что быть даже месяц.., но год воз-

3
первый квартал 1997
держания?! — Это не для нашей закваски. Кроме помогли мне пережить депрессию, отклеить
того, астрология — это то, что оживляет мою тот астрологический ярлык, который сообщал
жизнь. мне, каким я должен быть, а не кто я есть на
Облегчить этот "пост" можно следующим самом деле.
образом. Обратите внимание в направлениях, Другая польза расставания с натальной
которые вы помечаете для себя и окружающих картой в том, что это облегчает доступ к астро-
ярлыками, этикетками. Попробуйте время от логическим АРХЕТИПАМ. Когда Луна — больше
времени снимать эту наклейку. Когда вы ловите не "моя Луна в Скорпионе", я — свободен,
себя на штампах, попробуйте отклониться от чтобы испытать Луну вообще во всех ее фазах и
прямой, посмотреть на себя со стороны и прелестях. Выход из персонального замкнутого
увидеть, что еще приходит вам в голову. Войдите мира в первичный открытый и свободный мир
в мир обнаженными, и вы увидите, что он — один из секретов превращения астрологии
встретит вас без четырех элементов, 12 закрытого круга ин-
знаков, а Солнце, дивидуального опы-
Луна, планеты, та в спиральный ма-
астероиды, мидпой- ршрут к коллектив-
нты, точки солнце- ному высшему со-
стояния и равно- знанию.
денствия — ВСЕ Значительная
ОТДЫХАЮТ. часть моей работы в
Попробуйте дать экспериментальной
гигантской книге астрологии заключается
Нейла Михельсена — в помощи этому
эфемеридам — процессу. Несомненно
отдых, оставьте вашу астрологический
Библию в вестибюле скальпель режет в
отеля, выключите двух направлениях — в
компьютер и увидите, одном это открывает
что же окажется на их нам нас самих; он
месте? Если это слиш- обнаруживает во-
ком контрастно для лшебный код, который
вас, есть более мягкий соединяет нас во
путь, чтобы установить вневременном
более близкие отношения между вами и времени и бесконечном
астрологией. Просто... — Как долго я не смотрел в эфемериды! пространстве. Это мать
забудьте о вашей и отец,
натальной карте... ненадолго, конечно. матрица тождества, которые лелеют и питают
Представьте себе, что у вас НЕТ натальной нас. В другом направлении — это несгибаемые,
карты. Позвольте самоидентифицироваться непреодолимые, жесткие условия, которые
вашему подсознанию и сознанию с моментом могут обсуждаться в нюансах, но в действи-
рождения. Вы — сложный, многообразный и тельности никогда не меняются.
разносторонний "продукт". И не только Изучение и практика астрологии показывают
астрология произвела вас на свет. нам ту же дилемму, которая возникает везде в
Несколько лет назад я пережил болезнен- жизни. Как принять в себя этот мир и не быть
ный развод и каждодневно предавался грусти. поглощенным им? Как быть правдивым с
Потом я напомнил себе, что у меня Луна в самим собой, сохранить внутреннюю правду,
Скорпионе и смирился с неизбежностью такого оставаясь открытым меняющейся правде мира?
эмоционального опыта и таких интенсивных Лучшая услуга, которую оказывает нам
страданий. Внутренний голос однажды сказал астрология — это установление равновесия и
мне: "Постой, твои постоянные мысли о Луне равнозначимости всех путей приобретения опыта.
в Скорпионе продлевают твою боль, забудь о Сердце не имеет эфемерид, также как и душа
своей Луне в Скорпионе. Избавься от нее. Я есть не имеет колеса Домов — об этом стоит всегда
фактически человеческий дух, твой друг, гово- помнить, "вычисляя" себе необходимое разре-
рящий тебе об истине и лжи. Ты есть — огромное шение на связь с астрологией. Это необходимо
количество вещей, и возможно, ты какое-то помнить для нашего же роста и развития, что,
время не будешь Луной в Скорпионе". Эти мысли я уверен, мы и делаем, идя по пути к высшему
сознанию.

4
^стрологиЯ № 1 (1)
АЛЕКСЕЙ ПЕНЗЕНСКИЙ


НОСТРАДАМУС
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ
Пророчества Нострадамуса играли и играют страх перед собственной цивилизацией. И страх
большую роль для общественного мнения. С этот оправдан. Да, XX век, пожалуй, самый
полной уверенностью можно говорить о гуманный в мировой истории. Но именно в этом
феномене Нострадамуса, популярность которого веке человечество познало самые страшные и
пережила его самого на четыре столетия и отвратительные войны и политические режимы.
продолжает расти. Очевидно, дело здесь отнюдь Цена за гуманность оказалась слишком высокой,
не в литературных достоинствах его "Проро- и даже на фоне нынешней тенденции к поисках
честв" (которые невысоки) и не только в том, "всемирного компромисса" тысячи и тысячи
что, по мнению его многочисленных коммен- людей все еще не способны поверить в грядущее
таторов, многие предсказания действительно мировое братство. Они не верят своему веку.
исполнялись. Неспроста, прекраще-
В чем же глубинные нию "холодной войны" мы
корни этого явления? Как обязаны поколению, уже
представляется, ответов не заставшему гекатомб
может быть несколько. мировых войн и
Во-первых, причины концлагерей тоталитарных
кроются в особенностях режимов.
истории общественного С этой точки зрения
сознания. "Пророчества" Но-
страдамуса выглядят как
По мере развития ци-
предупреждение; они
вилизации уменьшался
отвечают не на вопрос "Что
страх человека перед
будет завтра", а на дилемму
природой (стихийные
"что будет завтра, если
бедствия) и одновременно
сегодня...". Это, между
возрастал ужас перед
прочим, роднит его
войнами, которые
предсказания с научной
становились все более
фантастикой, как это ни
кровопролитными, и
парадоксально.
революциями, слепо
Вторая сторона
сметающими политические
проблемы выглядит
режимы, казалось бы,
трагичнее. Мировому
нерушимые. После
Нострадамус. Портрет XVII в. общественному созна-
изучения
нию близка идея
"Пророчеств" становится ясно, что
карающего Бога; прежде всего это относится к
Нострадамус предвидел то, что наибольшую
христианству. В Библии читаем: "И придет на
опасность для человека представляет сам
тебя бедствие: ты не знаешь, откуда оно
человек, а отнюдь не природные силы. В его
поднимется, и нападет на тебя беда, которой ты
предсказаниях войны и мятежи приносят
не в силах будешь отвратить, и внезапно
несравненно больше бед, чем землетрясения и
придет на тебя пагуба, о которой ты и не
наводнения.
думаешь" (Исайя, 47:11); "Так будет при
В XX в. страх человечества перед всеразру-
кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из
шающей войной (на деле — страх человечества
среды праведных, и ввергнут их в печь огненную:
перед самим собой) достиг апогея, ибо развитие
там будет плач и скрежет зубов" (Мтф. 13:49-
ядерной физики делает такую войну вполне
50).
реальной.
Конечно, неверно представлять себе хрис-
"Пророчества" Нострадамуса, таким обра-
тианство этакой изуверской религией; совер-
зом, "бьют" человека в самое больное место —


5
^гервый квартал 1997
шенно напротив. Но нельзя забывать и о роли лить его дату свидетельствует как раз об обрат-
церкви, с большим успехом запугивавшей веру- ном. Слепой, безотчётный страх, сравнимый со
страхом загнанного зверя, бросающегося на
ющих Страшным судом; в настоящее время этим
охотника, навстречу верной гибели, заставляет
занимаются руководители многочисленных сект
десятки людей вступать в секты Судного дня, и
(вспомним массовое самоубийство сектантов
сотни тысяч — с ужасом и трепетом прислуши-
Д.Кореша в апреле 1993 г. в США — ведь были
ваться к трактовкам нострадамоведов, с прес-
какие-то внутренние причины, заставившие их
тупной безответственностью предрекающих
убить себя и своих детей!)
конец света в 1999 г.
Значит, не все еще в порядке в общест-
венном сознании, если его можно запугать
рассказами о скором Апокалипсисе. Конечно,
это не имеет ни малейшего отношения к вере:
Богу не нужен страх, ему нужна вера и любовь.
Очевидно, речь здесь идет именно о первобыт-
ном страхе перед гневом страшных богов.
Этот страх был в полной мере присущ эпохе
Нострадамуса. Конечно, сейчас он не принимает
таких масштабов, но все же он есть, скручен-
ный, на манер пружины, в глубинах общест-
венного сознания-подсознания.
И пророчества Нострадамуса беспощадно
высвечивают этот страх.

"Будут люди, которые припишут мне то,
что мне не принадлежит," — писал он в "Посла-
нии Генриху П". Нострадамус не предсказывал
конца света ни в 3797, ни в 1999 гг. У него нет
Гравюра с титульного листа одного
ни слова об Апокалипсисе, но именно страх
из "альманахов " Нострадамуса
заставил общество найти эти слова и толковать
на разные лады.
Значительная масса людей пытается выр- Несет ли за это Нострадамус ответствен-
ваться из плена подсознательного страха перед ность? Навряд ли. Кликуш хватало во все време-
будущим; с этой целью они активно ищут на, а Нострадамус в конце концов обращался
информацию о будущем, желательно в точных не к ним, а к людям своего круга — образован-
датах: ным, гуманным и истинно верующим. Доказа-
тельством этого служат слова самого прорица-
Но я ленив душой, и жду таких пророчеств, теля, на которые, по-видимому, никто из
Чтобы совпало все — вплоть до имен и отчеств. нострадамоведов-"эсхатологов" до сих пор не
обратил внимания: "Ибо, несмотря на то, что
Церковь решительно отвергает все попытки пророчества эти изложены в туманных выраже-
заглянуть в будущее, ибо ей отказ от этих по-
пыток представляется залогом нормальной
человеческой жизни; ибо человек, не
отягощенный заботой о
После изучения "Пророчеств"
грядущем, свободен. Кроме
того, "не наше дело знать
становится ясно, что Нострадамус
времена и сроки, которые
Отец положил в своей власти" предвидел то, что наибольшую опасность
(Деян. 11:7). С другой
стороны, наш век считается для человека представляет сам человек,
если не безбожным, то, по
а отнюдь не природные силы.
крайней мере, сдержанным по
отношению к страху перед Богом.
Но популярность идеи Страшного суда и ниях, их значение будет понятно. Настанет
активная потребность многих и многих вычис- время, когда невежество будет изгнано, и они
еще более станут понятными".

6
АстрологиЯ № 1 (1)
Третья сторона вопроса достаточно ней- дил отнюдь не в пиковые моменты истории.
тральна. На наш взгляд, росту популярности Напротив, наиболее глубокие и известные труды
пророчеств Нострадамуса во многом способст- выходили в моменты относительного затишья;
вует общее повышение уровня образованности не будем забывать, что наиболее значительный
современной цивилизации. Оно сопровождается всплеск публикаций о Нострадамусе, вызван-
также возрастанием интереса к истории и, если ный широким общественным интересом к
можно так выразиться, уважения к наследию салонскому прорицателю,' пришелся на по-
мировой культуры. А ведь и магия, и астро- следние 50 лет, в течение которых мир не
логия, — это колоссальные пласты истории знал крупных войн.
мирового сознания. Вспомним, что Томма-зо Очевидно, совре-
Кампанелла (1568-1576) был менники знают и понимают
"Будут люди, которые
талантливым астрологом, а о своем времени мало.
название его труда "Город Требуется определенный
припишут мне то, что
Солнца" вдохновлено про- период, чтобы
рочествами Нострадамуса человечество, миновав
мне не принадлежит "
(слова "город Солнца" очередной кризис,
встречаются в тексте предсказаний), вспомним смогло по-настоящему
роль астрологии при дворах французских и оценить его характер и
английских королей; вспомним, наконец, причины. Как представляется, с этим связан тот
"Брюсовы календари". факт, что 99% пророчеств Нострадамуса
Смутные догадки о каких-то утраченных становятся понятными только после того, как
знаниях, сведения о великих пророках древнос- они "сбываются".
ти, и, конечно же, легенда о самом Нострада- Спор о том, обладал ли Нострадамус
мусе заставляет многих обращаться к "Проро- пророческим даром, на фоне проблем, поднятых
чествам" в поисках ответов на загадки истории. в настоящей работе, выглядит не столь
Автор настоящей работы обратился к ним принципиальным. Есть ли рациональный смысл
именно по этой причине. в его "Пророчествах"? На этот вопрос можно
Нострадамус и в самом деле не обманывает ответить тоже вопросом: есть ли (точнее, был
своих читателей. Его пророческая книга еще ли) рациональный смысл в вертолете Леонардо
ждет своих объективных и внутренне честных да Винчи? в технических предвидениях Рождера
исследователей, которые очистят его имя от Бэкона? в романе Сирано де Бержерака о
легенд, а "Пророчества" — от фальсификаций путешествии на Луну?
и пропагандистских передергиваний. Действительно, Нострадамус как
...Во французском городе властитель дум стоит в одном
Салоне, на стене дома № 2 по ряду с гигантами эпохи
улице Нострадамуса при- Возрождения — такими, как
креплена мемориальная доска Кампанелла и Скалигер.
следующего содержания: "В Изучение его роли в истории
этом доме жил и умер Мишель культуры должно
Нострадамус, астро-фил, проводиться в контексте
лейб-медик королевы, автор "взаимодействия эпох", эпохи
"Альманахов" и бессмертных Возрождения и нашего
"центурий". 1503-1506". времени. Кроме того, очевидна
необходимость рассмотрения
Действительно, проро-
его личности и трудов в
чества Нострадамуса явля-
контексте истории Франции
ются неотъемлемой частью
культуры современной циви- XVI в. и сопоставления его
пророчеств с другими профе-
лизации и умрут только вместе
тическими творениями эпохи
с нею.
Возрождения. Так как почти
Следует отметить, что
никто из специалистов-исто-
рост популярности
риков не изучал по-настоя-
пророческих сочинений
Нострадамуса происхо- щему творчество и личность
Родовой герб Нострадамуса Нострадамуса, эта тема может —
и должна — быть поднята в дальнейших
исследованиях.

7
первый квартал 1997
АЛЕКСЕЙ ПЕНЗЕНСКИЙ

СУДЬБА ПРОРОЧЕСТВ
НОСТРАДАМУСА В XVI-XIX вв
После смерти Нострадамуса авторитет его Убогость этих "пророчеств" не оставляет
пророчеств продолжал оставаться на высоком сомнений в том, что это — чистой воды
подделка. Конечно, Нострадамус не мог
уровне. В 1622 г. Людовик ХШ посетил могилу
похвастаться литературными талантами того
прорицателя в Склоне.
же Ронсара или своего друга Скалигера, но
1649 г. ознаменовался двумя важными
и его катрены стоят на порядок выше по
событиями в посмертной судьбе сочинений
поэтическим достоинствам, чем эта "пара
Нострадамуса.
анти-Мазарини", как называют ее нострада-
Во-первых, "сбылось" одно из самых
моведы. Интересно, что неизвестные издатели
"скандальных" его пророчеств, помещенное под
поставили на титульном листе этого подлож-
№49 в IX центурии:
ного издания фальшивую дату — 1563 г. Также
заслуживает внимания неуклюжая попытка
Тент и Брюссель пойдут против Антверпена,
скопировать манеру Нострадамуса зашифро-
Сенат Лондона предаст смерти своего короля.
вывать имена анаграмматическим методом —
Соль и вино не пойдут ему впрок: Из-за них в
слово "Nizaram", без сомнения, означает
королевстве смута.
"Mazarm". Крез — тоже Мазарини (кардинал
был сказочно богат).
Комментаторы единодушно указывают, что
До сих пор нострадамоведы считают это
первая строка описывает войну между Испанией
подложное издание отдельным эпизодом.
и Голландией 1643-1649 гг. Соль и вино действи-
Однако в Музее книги при РГБ нам удалось
тельно послужили одной из причин Великой
обнаружить целых четыре (!) издания, также
английской революции (в те времена они как
связанных с творчеством Нострадамуса и
бы символизировали налоги, так как были
также направленных против Мазарини. По-
основными налогооблагаемыми продуктами).
видимому, эти издания очень редки, так как
Очевидно, речь идёт о чрезмерно высоких
в зарубежной литературе о Нострадамусе
налогах. Наконец — и это сильно поразило
упоминается только одно или два из них. Их
современников — катрен отмечен 49 номером,
названия говорят сами за себя.
а казнь Карла I состоялась именно в 1649 г.
1. Пророчества нынешних и будущих
Вероятно, это совпадение, только слишком уж
событий. Извлечённые из II центурии,
маловероятное.
пророчества 34, 35 М.Нострадамуса. И что
Реализация этого пророчества вновь оживи-
говорит Кеплер о нынешнем 1649 годе.
ла интерес к Нострадамусу, и без того высокий.
2. Гороскоп Жюля Мазарини, наивно...
Этим воспользовались силы, враждебные
объяснённый центуриями М.Нострадамуса
кардиналу Мазарини (не будем забывать, что
как в прошлом, так и в будущем.
описываемые события происходили во времена
3. Астрологические взгляды Нострадамуса
Фронды во Франции). В одном из переизданий
Мишеля на все события нынешнего времени.
"Пророчеств" 1649 г. появилась пара катренов
И на смуту Мазарини.
следующего содержания:
4. Предсказание Нострадамуса о смерти
кардинала Мазарини во Франции. Выдержка
Когда Невинный займёт место Петра,
из восьмой центурии, восьмая статья (так/
Сицилийский Низарам (который будет В
-А. П.).
большом почёте), но потом он увязнет В
Обращает на себя внимание тот факт,
трясине гражданской войны.
что все эти издания датируются 1649 г. —
годом публикации подложных катренов. Это
Латинянин в Марсе (воюет — А.П.),
позволяет говорить о целенаправленной
Сенаторы в почёте.
широкомасштабной пропагандистской
Однажды ночью Галлия будет потревожена.
кампании. В 1649 г. началась так называемая
Великого Креза гороскоп предсказывает
"Фронда принцев", когда боевые действия
Позицией Сатурна, что его власть будет изгнана.


8
АстрологиЯ № 1 (1)
Отметим, что современная протестантская цер-
приобрели характер настоящей гражданской
войны. ковь относится к Нострадамусу и его творчеству
вполне терпимо.
Это — первый пример использования
имени Нострадамуса в политических целях. Кто Нападали на него и англикане, и католики.
знает, не этим ли примером вдохновлялся Последние просто называли его хитрым шарла-
Йозеф Геббельс, отдавший в 1939 г. приказ таном, а англикане в лице У. Фулуа отрицали в
отпечатать листовки и брошюры с искаженными основном не столько его пророческий дар,
и поддельными предсказаниями Нострадамуса? сколько право астрологиЬ на существование на
Разумеется, Мазарини не умер в 1649 г. примере Нострадамуса.
Любопытно, что он отнюдь не возненавидел В 1781 г. Ватикан внес "Пророчества" в индекс
Нострадамуса после этой истории с подлож- запрещенных книг. С репутацией рево-
ными пророчествами. В 1660 г. он в со- люционного, богохульного произведения они
провождении Людовика XVI и Анны вошли в новую историю.
Австрийской посетил могилу Нострадамуса. За что же "про-
Наверное, он от души
Основной парадокс творчества рочества" удостоились
смеялся над такой участи? Вот из-за
Нострадамуса — это то, что этих строк: "...церковь
незадачливыми фа-
льсификаторами . Христа будет подвергнута
99% его пророчеств
Однако, как бы это ни большим гонениям, более
становятся понятными только жестоким, чем это было
было парадоксально,
современные после того, как они сбываются некогда в
комментаторы Африке (очевидно, имеется
утверждают, что Нострадамус все-таки в виду преследование христиан со стороны
предсказал смерть кардинала Мазарини. При вандалов в V-VI вв. — А.П.). И это будет
этом они ссылаются на катрен, впервые продолжаться до 1792 года, который будут
помещенный в расширенном издании полагать обновлением века (времени)".
"Пророчеств" в качестве варианта катрена 100 Как и катрен о казни английского короля,
Х-й центурии: это пророчество Нострадамуса является одним
из самых известных. Еще в 1789 г. революционеры
Когда вилка будет поддержана двумя колами С обратили внимание на эту фразу Нострадамуса;
после взятия Бастилии экземпляр "Пророчеств"
шестью полурогами и дестью
с подчеркнутыми словами о 1792 г. был помещен
раскрытыми ножницами.
у входа в крепость. В январе 1792 г. на площади
Очень могущественный властелин,
Св. Женевьевы в Париже также был выставлен
наследник лягушек,
напоказ том сочинений Нострадамуса с этой
Подчинит себе всю вселенную.
же подчёркнутой фразой.
Комментаторы — все без исключения —
Очевидно, утверждают комментаторы, в
считают, что в этом пророчестве речь идет о
первых двух строках зашифрован год —
введении нового, революционного календаря. В
МССССССХХХХХХ, т.е. 1660 г. Действительно,
самом деле, в 1793 г. Конвент "задним числом"
после смерти кардинала Мазарини, последо-
принял постановление, согласно которому с 22
вавшей 9 марта 1861 г. (по современному кален-
сентября 1792 г., в день весеннего равноден-
дарю; во времена Нострадамуса год начинался
ствия, Франция переводилась на новое лето-
на Пасху, поэтому дата смерти Мазарини отно-
исчисление.
сится к 1660 г.), Людовик XIV, находившийся
На самом же деле, как представляется,
до того в большой зависимости от кардинала,
большинство комментаторов просто не поняло
стал править более чем самостоятельно.
сути предсказания. "Обновление времени" в
Однако далеко, не все преклонялись перед
мистическом плане означает резкие перемены,
пророческим даром Нострадамуса и востор-
принятие новых законов и смену власти. Ограни-
гались его прозорливостью. Особенно ненави-
чивать значение 1792 года для истории Франции
дели салонского астролога кальвинисты. Стоит
(да и Европы) принятием нового календаря по
упомянуть памфлет известного кальвинистского
меньшей мере несерьёзно. В этом году была
писателя и теолога де Беза под названием
проведена аграрная реформа, ликвидирована
"Чудовище кощунства". Де Без называл Ностра-
монархия и казнен король (казнь совершилась в
дамуса Геростратом, безумцем, оскорбившим
веру попытками раскрыть тайны Господни.

9
первый квартал 1997
январе 1793 г., который для Нострадамуса был Когда один Бур. будет слишком Ъоп (добрым),
1792 г., так как, как уже упоминалось, в XVI в. Носящий на себе знаки закона
год начинался на Пасху). Так что действительно И от рождения длинное имя,
1792 год стал годом "обновления времени"! Вследствие бегства будет несправедливо казнен.
Однако, не только якобинцы использовали
Наконец, еще одно интересное свиде-
творения Нострадамуса в пропагандистских
тельство, приводимое сторонниками Ностра-
целях — роялисты тоже не собирались отказы-
дамуса. На титульном листе уже упоминавшегося
ваться от наследия салонского пророка. Около
сочинения де Шавиньи, друга и секретаря
1791 г. в Санкт-Петербурге вышла книга некоего
Нострадамуса — "Комментарии к центуриям и
Шриальмо, французского эмигранта, под крас-
огненным пророчествам магистра де Ностра-
норечивым названием "Роялистский альманах,
дамуса..." — помещена очень странная гравюра,
или контр-Революция, предсказанная Мишелем
вызывающая в памяти пророческие гравюры
Нострадамусом на високосный год 1792, пере-
Иоахима Флорского и Парацельса. На ней
веденная на французские стихи ничтожнейшим
изображена рука, держащая над бурным морем
из его интерпретаторов".
королевскую корону, подвешенную на тонень-
В этой небольшой работе Шриальмо до-
ком волоске; причем рука как бы выглядывает
казывал, что обновление времени на самом деле
из облаков, что должно символизировать волю
будет заключаться в откате революционной
Провидения. Бурное море в таком случае озна-
волны, реставрации монархии и суровом нака-
чает революцию, корона — королевскую власть,
зании революционеров-безбожников. При-
волосок — непрочность этой власти. Наконец,
мечательно, что Шриальмо употребляет слово
над гравюрой помещена буква "В", что, по-
"контрреволюция", тогда ещё совершенно но-
видимому, указывает на фамилию Бурбонов. Как
вое, причём связывает его с именем Ностра-
считает М. Генин (именно он впервые внима-
дамуса.
тельно рассмотрел эту крохотную иллюстра-
В современной литературе упоминается о
цию), "...Нострадамус объяснил своему другу
некоем Антуане Куийаре, опубликовавшем в
содержание этого стихотворения (т.е. 44 катрена
1560 г. памфлет, направленный против астроло-
VII центурии — А.П.)...
гов, и, в частности, против "лживых и кощун-
Автор гравюры, отпечатанной на книге
ственных предсказаний Нострадамуса, предре-
Шавиньи, не мог яснее выразить свою мысль
кающего революцию в 1789-1792 годах". Оче-
по вполне понятным обстоятельствам времени
видно, современники Нострадамуса лучше
и места опубликования своего рисунка". Может
понимали его предсказания, чем потомки
быть и так. Однако, согласно библиографам,
(например, Шриальмо).
исследовавшим редкие книги Нострадамуса и
Различные комментаторы находят в "Про-
его комментаторов, упомянутый труд де Ша-
рочествах" свыше трех десятков катренов, ука-
виньи представляет собой пиратское издание,
зывающих, по их мнению, на события Великой
не авторизованное самим де Шавиньи. Таким
Французской революции. Приведем два наиболее
образом, инициатива помещения на титульном
известных:
листе этой действительно впечатляющей гра-
вюры никоим образом не принадлежала автору.
Ночью проедет через лес королев
Тем более в толкованиях Шавиньи нет даже
Супружеская пара, окольная дорога, Эрне,
завуалированного упоминания о грядущей рево-
белый камень,
люции во Франции. Чья же это гравюра? Вопрос
Черный монах (одинокий король) в сером в Варенне.
до сих пор остается открытым.
Избранный Кап.(ет) вызовет бурю, огонь,
В эпоху Наполеона I интерес к творчеству
кровавое лезвие.
Нострадамуса не только не угас, но напротив,
возрос. Этому способствовала и наполеоновская
Действительно, при желании этот катрен
пропаганда, поощрявшая издание нострадамо-
(20, IX центурия) можно связать с неудачным
ведческих трудов, — естественно, имевших
бегством королевской четы в Варенн, револю-
бонапартистскую направленность. Вот что писал,
цией ("буря"), террором ("кровавое лезвие" —
например, Теодор Буйи в своей книге "Новые
гильотина). Французский писатель и нострада-
суждения, почерпнутые из инстинктивного
мовед Ж. Дюмезиль выпустил даже книгу "Чер-
ясновидения человека, об оракулах, сивиллах
ный монах в сером в Варение", почти целиком
и пророках, и в частности, о Нострадамусе":
посвященную одному катрену.
"Еще ряд случайностей, вынуждающих предпо-
ложить, что этот катрен относится к Бонапарту...
Другой катрен, помещенный под № 44 в
он носит имя Наполеон, которое не носил
VII центурии:

10
^.стрологиЯ 1 (1)
Нострадамуса. Но, как и большинство нострада-
никто из галльских королей, он представляет
моведов, не удержался от соблазна попытаться
собой страшную молнию войны, заставляя
предсказывать будущее.
дрожать Италию, Испанию и Англию... Помимо
Он, в частности, заявлял, что Францию
этого, он в высшей степени внимателен к
ожидает реставрация королевской власти Бур-
женщине-иностранке... По этим признакам мы
бонов, а также участие в грядущей общеев-
легко можем узнать Ее Величество Императрицу
ропейской войне, в ходе которой страна будет
Жозефину". Все вышесказанное Буйи связывал
атакована с северо-востока, а также с терри-
с 54 катреном IV центурии:
тории Швейцарии. Торне удалось увлечь твор-
чеством Нострадамуса таких видных деятелей
От имени, которое не носил ни один
культуры той эпохи, как Эрнст Ренан и Виктор
галльский король,
Гюго. Торне даже встречался с римским папой.
Не было никогда еще столь страшной молнии.
В его работах было столько энтузиазма, что они
Дрожащие Италия, Англия, Испания. В высшей
оставались очень популярными даже в 20-30-х
степени внимателен к женщине (жене)
иностранке. гг. XX в. Согласно легенде, министр обороны
Франции Андре Мажино настолько был убежден
в правоте интерпретаций Торне, что работы
Нострадамоведы утверждают даже, что
этого нострадамоведа сыграли не последнюю
Нострадамус анаграмматически зашифровал
роль в решении Мажино воздвигнуть линию
имя императора в своих пророчествах. Речь
укреплений вдоль французской
идёт о 1 катрене VIII
границы в 1927-1936 гг.
центурии (первая строка):
Как известно, "линия
Мажино" не прикрывала
У ПО.НАЙ.ЛОРОН'а
границу с Бельгией, что в ходе
(PAU.NAY.LORON) будет больше
Второй мировой войны привело
огня, чем крови.
к самым печальным для
Франции последствиям.
Т.е. у Наполеона Короля
Однако легенда о влиянии
будет больше энтузиазма, чем
работ Торне на А. Мажино
благородного происхождения.
больше смахивает на исто-
Литература о Нострада-
рический анекдот. Но если не
мусе, как уже говорилось,
считать вышеуказанных
бесперебойно выходила с
курьезов с предсказаниями,
XVIII в. Априорно можно было
Торне до сих пор остаётся
предположить, что оживление
одним из самых колоритных и
интереса к "Пророчествам"
последовательных исследо-
происходило параллельно с
вателей творчества Ностра-
ухудшением политической и
дамуса.
экономической обстановки.
Таким образом, наиболее
Однако, это совсем не так.
серьезные исследования
Взлет интереса к Нострадамусу
"Пророчеств" Нострадамуса
пришелся, в частности, на
публиковались в относи-
относительно спокойные 50-60- Первое издание "Пророчеств
е гг. XIX в. Именно тогда мэтра Мишеля Нострадамуса ". тельно спокойные годы, и
тогда же наблюдался рост
появились многочисленные
Лион, 1555 г. интереса к творчеству пророка
научные исследования жизни и
творчества Нострадамуса. Публиковались ранее XVI в. В напряженные же периоды истории
интерес к Нострадамусу даже иногда
неизвестные материалы (например, письма
снижался, как снижался и уровень работ о нем.
салонского прорицателя), проводились
К началу XX в. авторитет пророчеств
исследования истории издания его
Нострадамуса настолько вырос, что католи-
пророческих сочинений и т.д.
ческая церковь вновь была вынуждена осудить
В это время, в частности, жил и работал
один из самых активных пропагандистов твор- увлечение ими. Были осуждены и такие ок-
чества Нострадамуса аббат Торне, взявший себе культные науки, как магия, астрология и спи-
псевдоним Шавиньи (как он утверждал, его мать ритизм, получившие необычайное распростра-
являлась прямым потомком этого друга Ностра- нение в Европе к началу XX в. Оккультизм,
казалось бы, отвергнутый и осмеянный еще
дамуса). Он опубликовал массу книг и десятки
статей, посвященных жизни и творчеству

11
первый квартал 1997
просветителями, вновь собирал тысячи и тысячи Однако уже к 1580 г., после гибели Генриха
сторонников. II и сенсации вокруг пророчества о двух львах,
пасквили и памфлеты резко пошли на убыль.
Так или иначе, к началу Первой мировой Появились панегирики. Так, Пьер Ронсар
(1524-1535), "король французских поэтов",
войны имя Нострадамуса было уже широко
посвятил Нострадамусу красивое и пламенное
известно во всей Европе. Его труды в это же
стихотворение (см. Приложению). Образом
, время начали проникать в США и в Россию.
Нострадамуса вдохновлялся и другой француз-
Нострадамус, будучи чрезвычайно колорит-
ский поэт — Пьер-Жан Беранже. В своей балладе
ной и в то же время таинственной фигурой, во
"Предсказание Нострадама на 2000 год" он
все времена привлекал к себе внимание литера-
взглянул на фигуру прорицателя под неожидан-
торов. Стихи о Нострадамусе появились ещё при
ным углом и, как часто это случается с поэтами,
его жизни — правда, в основном, ругательного
оказался намного ближе к истине, чем
характера. В середине XVI в. появилась эпиграм-
современные ему комментаторы {см. Прило-
ма, принадлежащая, по-видимому, перу уже
жение). И это несмотря на то, что отношение
упоминавшегося де Беза:
самого Беранже к пророчествам Нострадамуса
было крайне скептическим.
Nostra damus cum falsa damus, пат fallen
Из современных авторов можно вспомнить
nostrum est.
Эдгара Леони с его оригинальной шуткой о том,
Sedcum falsa damus, nil nisi nostra damus.
как писал бы Нострадамус, если бы он жил в
США в 1950-е гг. Мастерское подражание
(Мы преподносим как ложь то, что наше,
поэтике и иносказаниям французского оракула
ибо лгать — наше (занятие),
("предсказывающее" избрание Кеннеди на пост
Но когда мы преподносим ложь, мы не даем ничего,
президента, кубинскую революцию и Карибский
кроме того, что у нас есть).
кризис) выглядит так:
Эта не лишенная остроумия эпиграмма
Земля Колумба, ты полностью изменишься,
кажется невинной дружеской шуткой по
Когда в Серебряном доме появится
сравнению с инвективами кальвиниста Конрада
молодой Семинол:
Бадиуса:
Детройт, Дюкесн, Амстердам, смертельная свара,
Розовый заговор краснеет. Ядерный кошмар.
Я забыл сказать вкратце,
Что он рифмует, как смола в горшке,
(Земля Колумба — США, Дюкесн — старое
Но для служителя заутрени
название Питтсбурга, (Новый) Амстердам —
Он плохо обрывает слова женского рода.
Нью-Йорк, Серебряный дом — Белый дом,
Его стихи — как стременные ремни:
молодой Семинол — Джон Кеннеди (племя
Чересчур короткие спереди и длинные сзади,
семинолов живёт во Флориде, откуда родом
И рождены под тем горизонтом,
президент и т.д.)
Где нет ни смысла, ни разума.
А журнал "Наука и религия" с полной
Так что этот доктор Гомер,
серьёзностью предлагает вниманию читателей
Кажется, сын глупой матери,
предсказания на 1992-1995 гг., продиктованные
Которая когда-то рифмовала во сне
духом Нострадамуса из загробного мира:
Или спала, рифмуя.

Мучения рабов кончатся,
Неизвестно, чем Нострадамус насолил
Когда весной к ним придёт человек из Женевы.
Бадиусу, но в этих строках чувствуется скорее
Сандаловое дерево, порох и чай
личная неприязнь к врачу и астрологу, прибли-
Будут датировать новый календарь (так! — А.П.).
женному к католической королевской семье,
чем какие-то идеологические расхождения.
Рухнет прогнивший режим
Однако, католики тоже далеко не все
восхищались Нострадамусом, и ненависть На острове Легенды.
некоторых переходила все границы. Так, один Тарро и тарристы найдут себе новое укрытие.
из хулителей Нострадамуса, принадлежащий к Их уход будет забавной сценой.
католической церкви, некто Пьер Вире, писал
в своём памфлете следующее: "Послушай, Два года подведут итог тому, на что
Мишель, я молюсь, чтобы ты оказался не понадобилось семь лет.
большим дураком, чем я тебя считаю... ты, Сегодняшний день может стать первым
толстая скотина". на пути к величию России.

12
АстрологллЯ № 1 (1)
ский Сенат предаст смерти своего короля"? Но
Из самой варварской получится самая деловая, И
дело не только в этом. Нострадамусу удалось пре-
даже враги будут ею восхищаться.
дугадать всеобщий интерес к политике и истории.
Его пророчества, если можно так выразиться,
Вышеприведенные примеры показывают,
насквозь политизированы, обещая в первую оче-
что Нострадамус и его пророчества занимают
редь политические изменения в мире.
далеко не последнее место в мировом общест-
Шестая причина, очевидно, кроется в личности
венном сознании. Легенда о Нострадамусе,
самого предсказателя. Его сложная и про-
являясь плодом коллективного творчества не-
тиворечивая биография, щедро украшенная
скольких поколений, до сих пор остается притя-
легендами и просто анекдотами, кажется, спо-
гательной для многих тысяч людей. Общест-
собна удовлетворить и монархистов, и роялис-
венное сознание свыше 400 лет черпало из
тов, и республиканцев, и людей аполитичных.
пророчеств Нострадамуса то, что ему было необ-
Нострадамус был приближен к королю — и в
ходимо в тот или иной период — будь то револю-
то же время демонстрировал, что королевские
ция или, наоборот, реставрация монархии.
почести ему безразличны. Он был
В чем же заключается
рафинированно вежлив, но в
привлекательность проро-
то же время мог дать отпор
честв Нострадамуса для
хулиганам. Он был
человечества? В конце концов,
правоверным католиком — и
мировая культура сохранила
одновременно интересовался
пророческие сочинения
другими религиями. Для
многих авторов. Почему
человека XX в. особенно
именно Нострадамус
привлекательны его
пользуется такой попу-
гуманность, научные
лярностью?
таланты и терпимость. Эта
Во-первых, он был
своеобразная "двулич-
одним из самых смелых
ность" Нострадамуса (ко-
прорицателей. Пророчества, по
торой, вполне возможно, он
его словам, распро-
вовсе не обладал) также
страняются на период до
оставляет большой простор
3797 года.
для фантазии. Неспроста
Во-вторых, его книги, в
творчество Нострадамуса
отличие от многих проро-
ценили и Фронда, и Ма-
ческих сочинений, с самого
зарини. Наконец, вспомним,
начала были рассчитаны на
что одно и то же
широкую публику и не
предсказание использовалось
являлись уделом посвя-
и якобинцами, и роялистами.
щенных (как, например,
Если же добавить к этому
пророчества Иоахима Фло-
рского, Парацельса, Альберта Первое издание "Пророчеств извечное стремление человека к
Великого и некоторых других). мэтра Мишеля Нострадамуса ". знанию будущего и массу
энтузиастов, с которыми Ност-
объем Лион, 1555 г.
В-третьих,
радамсу "повезло", мы можем
"Пророчеств" Нострадамуса очень велик по
получить ответы на вопросы о популярности
сравнению с другими прорицательскими
творчества Нострадамуса.
текстами. Около тысячи катренов и два
Примечательно, что в XX в. его слава
обширных прозаических предсказания
значительно возросла. Это произошло также по
оставляют колоссальный простор для
ряду причин. Во-первых, современные средства
фантазии.
массовой информации позволяют донести
В-четвертых, пророчества написаны доста-
предсказания Нострадамуса и их толкования до
точно современным языком и доступны понима-
многих миллионов людей. Во-вторых, в XX в.
нию — в отличие, например, от библейских
возрос интерес человечества к будущему — и
пророчеств, с которыми большинство читателей
это вполне понятно, если учесть общую не-
знакомо только по переводам.
стабильность столетия и сохраняющуюся до сих
В-пятых, язык пророчеств Нострадамуса
пор — хотя бы номинально — угрозу ядерной
достаточно конкретен, пусть это утверждение
катастрофы.
не покажется парадоксальным. Что может быть
конкретнее, например, такой фразы: "Лондон-

13
первый квартал 1997
Безусловно, было бы ошибочным утвер- Даже скептики или склоняющиеся к скеп-
ждать, что за последние 440 лет оппоненты тицизму ученые (Эдгар Леони) признают, что
Нострадамуса ушли в историческое небытие. основные события и этапы мировой истории,
Напротив, количество скептиков остается сей- по крайней мере, до середины XX в. Ностра-
час в той же пропорции к апологетам Ностра- дамус указал правильно. Он в самом деле пред-
дамуса, что и в XVI в. Конечно, никто из них видел нечто подобное Великой Французской
не называет пророка "толстой скотиной"; их революции и мировым войнам XX в. Если это
аргументы научны, а сами они искренне пыта- действительно так, то мы здесь сталкиваемся с
ются установить истину. одним из самых поразительных и необъяснимых
Скептики признают, однако, что Ностра- явлений в мировой истории.
дамус в какой-то степени оказался провидцем, Впрочем, возможно, все объясняется
ибо смог вложить в свои "Пророчества" нечто, гораздо проще, если верен закон о больших
что стало близким и интригующим для многих временных циклах, с помощью которого можно
поколений. Можно даже предположить, что он предсказывать будущее. Однако — и это один из
значительно опередил свое время и что только главных аргументов апологетов Нострадамуса —
со второй половины ХЕХ в. исследователи начали никто, кроме салонского прорицателя, не смог
приближаться к его уровню. настолько верно и глубоко проникнуть в миро-
Основной парадокс творчества Ностра- вую историю, в ее дальнейший ход.
дамуса — это то, что 99% его пророчеств стано- В любом случае, Нострадамус и его толко-
вятся понятными только после того, как они ватели заняли — и чрезвычайно прочно —
довольно объемистую нишу в общественном
сознании. Даже у нас, в России, не
избалованной литературой о
"Пророчествах", имя Нострадамуса
вызывает большой интерес и
пользуется доверием. Увидев
очередную газетную статью под
заголовком вроде "Нострадамус
предсказывает", российский
читатель с уважением произносит:
"А-а, Нострадамус..." — и погру-
жается в чтение.
Итак, многообещающие за-
явления Нострадамуса об универ-
сальности и долговременности
"Пророчеств" встретили поддержку и
интерес в самых широких кругах
общества. В 1555 г. человечество
наконец-то обрело книгу "о бу-
дущем". Можно даже предполо-
жить, что именно загадочности и
туманности большинства пред-
сказаний они обязаны столь высокой
популярности, ибо они оставляют читателю
возможность думать и сопоставлять (или
Астролог за работой.
заниматься спекуляциями, как
Гравюра из одной из книг Нострадамуса.
утверждают критики). Да и личность автора
вызывает доверие — он не обскурантист и не
сбываются. Здесь действительно остается широ- зазнавшихся дворянин, а так сказать,
кий простор для различных спекуляций и шар- интеллигент, хорошо знавший свою
латанства. Однако, был ли сам Нострадамус специальность врача. Этим он и близок
шарлатаном? Приходится в таком случае приз- современному читателю.
нать, что он с успехом дурачил многие тысячи
людей — еще при своей жизни. А ведь среди них Любопытно, что сам Нострадамус как буд-
были и ученые, и представители царствующей то предвидел масштабы своей посмертной славы.
фамилии, и королевские послы. Мыслимо ли Еще в 1556 г. в одном из своих "Альманахов" он
всех их зачислить в ряд легковерных дурачков? написал в предисловии:
Навряд ли.

14
АстрологиЯ № 1 (1)
И скажет гражданин: "Иди, бедняк, за мною,
Ныне живой, я буду бессмертен и умерев. Имя
Жилища моего переступи порог.
мое останется в мире надолго
Мы больше королей не чтим своей враждою, —
после моей смерти.
Остатки их родов лежат у наших ног.
Покуда наш сенат в торжественном собранье
Что ж, с этим пророчеством не спорят даже
Решение судьбы произнесёт твоей,
самые непримиримые критики.
Я, внук цареубийц, не откажу в даянье
Тебе, последнему потомку королей!"

И дальше говорит великий предсказатель:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "Республика решит назначить королю Сто
луидоров в год. Потом, как избиратель, В
парламент он войдет от города Сен-Клю. В
ПЬЕР БЕРАНЖЕ двухтысячном году, в эпоху процветанья
Науки и труда, узнают средь людей О том,
ПРЕДСКАЗАНИЕ как Франция свершила подаянье Последнему
потомку королей!"
НОСТРАДАМА НА 2000 ГОД 1830-е гг.
Перевод А. И. Куприна
Свидетель Генриха Четвертого рожденья,
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Великий Нострадам, ученый астролог, Однажды
предсказал: "Большие превращенья В
двухтысячном году покажет людям рок ". В ПЬЕР РОНСАР
Париже в этот год близ Луврского чертога
Раздастся жалкий стон средь радостных людей:
ФРАНЦИЯ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ
"Французы добрые, подайте ради Бога, Подайте
ПОД СЕН-КАНТЕНОМ
правнуку французских королей".
Подстрочный перевод А. Пензенского
Так у толпы, к его страданьям равнодушной,
Попросит милости больной, без башмаков,
Ты все так оке не обращаешь внимания
Изгнанник с юности, худой и золотушный,
на пророков, которых Бог
Отрепанный старик — потеха школяров. И
Избирает в число детей твоих и помещает В
скажет гражданин: "Эй, человек с сумою! Ведь
твое чрево, чтобы они, появившись на свет,
нищих всех изгнал закон страны моей!"
предсказали тебе
"Простите, господин! Мой род умрет со мною,
Твою приближающуюся беду, но ты просто
Подайте что-нибудь потомку королей!"
смеешься над этим.
Может, неизмеримой вечностью великого Бога
"Ты что толкуешь там о королевском сане?"
Вдохновлен энтузиазм Нострадамуса. Может,
"Да! — гордо скажет он, скрывая в сердце страх.
им движет демон, — добрый или злой. Может,
— На царство прадед мой венчался в Ватикане,
от Природы он получил такую
С короной на челе, со скипетром в руках. Он
стремительную душу,
продал их потом, платя толпе безбожной
И, возносясь над смертными, устремляется
Газетных крикунов, шпионов и вралей. Взгляните
в самые небеса
— вот мой жезл. То посох мой
И повторяет нам оттуда чудесные слова.
дорожный.
Может, его мрачный и печальный дух,
Подайте что-нибудь потомку королей!
Пресытившись твоей грязью, становится
фантастичным...
Скончался мой отец в долгах, в тюрьме холодной.
Короче, он тот, кто он есть, если только он есть.
К труду я не привык... И, нищих жизнь влача,
В двусмысленных словах его пророческого голоса
Изведать мне пришлось, что чувствует голодный
Уже много лет живёт античный оракул,
И как безжалостна десница богача. Я вновь
Предсказывая большую часть нашей судьбы. Яне
пришёл в твои прекрасные владенья, О ты, моих
верил бы ему, если только небо, которое делит
отцов изгнавшая земля! Из сострадания к
Добро и зло между людьми, не было бы
безмерности паденья Подайте что-нибудь
на его стороне.
потомку короля!"
(1557)


15
первый квартал 1997
Ш. ШИХВЕРДИЕВ


ДУХОВНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АСТРОЛОГИИ
что наша Солнечная система все их тоже
Материалистическое объяснение существо-
включает.
вания нашего мира, которое ограничивается
Солнечная система — это органическое
лишь констатацией наличия во Вселенной энер-
целое, а не случайное скопление тел. Даже в
гии и вещества, а также их взаимных превра-
физическом плане идея о том, что одна планета
щений и учитывает лишь наблюдаемые явления
не связана с другой, иллюзорна. Наполняющий
физического мира, никогда не может быть окон-
пространство вакуум (раньше говорили — эфир)
чательно, и по-настоящему удовлетворить пыт-
имеет материальную природу и соединяет якобы
ливый ум современного человека.
отдельные планеты в единое целое. Продолжая
То, что звезды влияют на землю, не вызы-
идеи Папюса (см. Папюс "Человек и вселенная"
вает сомнения. Без солнечной энергии не было
2тт., Санкт-Петербург, 1915г.) можно сказать,
бы на Земле флоры и фауны, без Луны —
что Солнечная система, как и человеческое
приливов и отливов. Свет любой далекой звезды
тело, имеет сердце, мозг, легкие. Солнечная
означает расходование энергии и силы, с одной
система — это тело господне. За этим телом в
стороны, и восприятие ее, с другой. Солнечная
солнечной системе, как и у человека, имеются
система — гармонически действующее единое
и другие, которые тем эфирнее, чем глубже они.
целое, и все ее составные части взаимно дей-
Короче говоря, Солнечная система — это
ствуют друг на друга. Это никто не отрицает, но
громадное органическое целое, всюду живое,
если признавать непосредственное влияние
всюду сознательное, целенаправленное и необ-
физических планет на нас, то это еще не объ-
ходимое, очень тщательно скомпонованное и
ясняет вопрос, почему определенное располо-
охраняемое, чтобы выразить внутреннюю жизнь
жение планет является причиной астрологи-
и ум творца согласно его планам. Это гигантское
ческих последствий.
существо с пульсирующей жизнью и сознанием.
Например, можно легко представить, что
Если мы вообразим себе начало вещей, когда
какая-нибудь планета при восходе Солнца
еще ничего не существовало, кроме творца и
получает больше солнечной силы, чем при
не подлежащего понятию прототипа корней
заходе. Но почему у родившегося заход Солнца того, что позже стало материей, то можно себе
как-то связан с женитьбой'} Силу притяжения представить, что в мозгу творца возникла твор-
Марса на Землю можно вычислить матема- ческая цель создать вселенную во всей ее божест-
тически, но почему Марс во 2-м доме указывает венной красоте, всеобъемлющую и включаю-
на расточительство в денежных вопросах? щую все вещи, которые проявляются в ней с
Будущее, наверное, сможет ответить на все эти начала и до конца. Эта творческая идея, прооб-
скрытые от нас моменты. Однако, пытаться раз, по которому создана вся Вселенная, это
объяснить астрологические факторы энергиями план системы, применимый к любому подот-
и силами физической материи неверно, поэтому - делу этой системы.
надо перешагнуть через физику и физические Согласно божественному плану, появились
явления и дать краткое описание принципов 7 божественных существ, архангелов или богов,
природы в духовно-ментальном понимании. на которых возложены разные задачи — наб-
Наша солнечная система охватывает боль- людать, развивать и упорядочивать вещи и
ше, чем только видимые Солнце и планеты, существа согласно первоначальному плану:
Луна и кометы, даже больше, чем наполняющий иерархии, ангелы, интеллекты, сверхчеловечес-
пространство вакуум. Если даже весь видимый кие, человеческие и ниже до мельчайших ато-
физический мир был бы сметен, то большая мов, из которых состоит физический мир. Зна-
часть истинной солнечной системы осталась бы. чит, все существа и жизнь внутри системы связа-
Позади и сверху физического мира лежат миры ны друг с другом и с целым.
над мирами, планы сознания внутри других Поэтому Юпитер — не только планета, это
планет, и так вплоть до сердца всех перво- и архангел и иерархия, человек, зверь, расте-
причин, т.е. Создателя. Сколько существует таких ние, минерал. Каждое существо, включая чело-
сфер, исследовать ни к чему, но надо знать,


16
Астрология JV° 1 (1)
века — это фрагмент Вселенной. Каждый человек а человек — это Солнечная система, его сердце
— это Солнце, органы — планеты. Есть более
имеет собственный гороскоп в себе, и ни один
ребенок не родится, пока внутренний гороскоп мелкие микромиры. Астральное тело — местопо-
ложение психики, инстинктов, желаний и эмо-
не прийдет в соответствие с внешним. Поэтому
ций при жизни и после смерти. Различные мыс-
расположение звезд в момент рождения является
ли, тоже находящиеся во взаимодействии с
ключом к пониманию черт характера ново-
Солнцем и планетами — это ментальное тело.
рожденного.
Солнце в Солнечной системе означает Божественный план художник стремится
сердце в организме человека. И то и другое — представить в форме и цвете, музыкант в звуках,
большой жизненный центр системы, снабжаю- математик в числах, а астролог в обозначениях
щий ее жизнью и энергией, без которых не планет и знаков Зодиака. И в этом плане можно
сказать, что каждый пра-
может жить ни человек, ни Солнечная
ктикующий астролог — это
система. Поэтому, если
пианист, который
при рождении человека
Солнце и еще одна или исполняет некую парти-
туру космического пас-
несколько планет стояли
порта рождения. Хорош
друг к другу в плохих
или плох пианист — это
аспектах, то это значит, что
уже другой вопрос.
или ребенок не будет иметь
Как с этической точки
достаточно жизненной
силы, или будет страдать зрения можно оправдать
справедливость божью,
сердцем, что обнаружится
если души рождаются в
рано или поздно. На-
таких разных условиях?
пример, ребенок родился
Надо вернуться к вопросу о
при соединении Солнца с
карме. Дети не случайно
Венерой, которые означают
жизненную силу и любовь, рождаются с определенным
характером, это было за-
значит, ребенок будет
планировано судьбой. И
иметь теплую, дарящую
хотя сильная воля в оп-
натуру, ему будет трудно
ределенных рамках может
остаться неженатым, когда
повлиять на характер, од-
он вырастет. Меркурий в
мифологии означает язык. нако, средний человек не в
состоянии его изменить. Где
Если Меркурий восходил
же тут справедливость, если один ребенок
или кульминировал, то у человека будут
рождается на свет с хорошим
ораторские способности. И он
Два Зодиака во взаимодействии. гороскопом, а другой с
сам должен решать,
плохим? Одному легко преодолеть плохое, а
воспользуется ли он этими возможностями или
нет. другой страдает. Ответ надо искать в развитии
Почему некая планета связана с опреде- души, которое отличается от развития тела.
ленными человеческими качествами? Попы- Душа ребенка уже сформировалась, она имеет
таемся дать философское объяснение этому историю и указывает в прошлое, когда
факту, подтвержденное многовековой астроло- формировался характер, а теперешний гороскоп
гической практикой. В Солнечной системе при- — лишь внешнее выражение внутренней приро-
сутствует огромное количество различных ко- ды плюс теперешней жизни. Если внутренняя

стр. 1
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>