<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

зарубежья, начал заниматься еще в до-перестро- ев" был боец со шрамом на лице? Сказав:
ечные годы, теперь преподает (вне рамок офици- "Пойду поупражняюсь", он начал топтаться в
альных секций и клубов). скользкой глине, затем одним движением встал
в боевую стойку и вытащил меч. И так повторял
— Прежде, чем начать разговор, хотелось бы раз за разом. В одно единственное движение
разобраться с терминами. Кунг-фу, у-шу, едино вкладывая тысячу качеств.
борства, рукопашный бой, каратэ — для Вас это Часто у-шу называют системой самосовер-
синономы? шенствования. Но в большинстве внешних си-
— Все эти термины можно условно разде стем мастерство приравнивается к совершенно-
лить на две категории: кунг-фу и у-шу. "У-шу " му владению техникой. Этого недостаточно. В
буквально переводится как "боевые искусства". конце концов, трус, который идет заниматься
Сюда входят единоборства, рукопашный бой, каратэ и через какое-то время получает черный
каратэ, работа с оружием. Кунг-фу — это скорее пояс, становится... трусом с черным поясом. Он
уровень притязаний. Внешне оно может ничем перестанет бояться только тех, кто не дорос до
не отличаться от любого из боевых стилей. А черного пояса.
может и вообще никак не быть с ними связано, С другой стороны, человек занимающийся
проявляясь, скажем, в кулинарии, вышивании, внешним стилем с большим количеством ката
плотницком деле или чем-то другом. Фэн Цзиц- может быть предрасположен к некоторым экс-
зай в своем произведении "Волшебный кнут" периментам, изучению себя вне всякой связи с
рассказывал о маляре. Тот заходил в комнату, информационной нагрузкой данного стиля. В


66
Астрология № 2 (2)
— Это можно назвать так: кунг-фу боевых
таком случае, несмотря на все свои многочис-
искусств. Изучение себя методом боевых ис
ленные познания, он сосредотачивает свое вни-
кусств. Сам факт поединка, ситуации, в которой
мание на изучении тонких, сущностных ка-
тебе могут сделать больно, заставляет быть пре
честв, взяв в качестве базы один единственный
дельно внимательным. Поединок закаляет внут
удар — как самурай в фильме. Кроме того,
ренние качества. Очень легко быть спокойным,
практически во всех стилях существуют внут-
когда тебя никто не раздражает, добрым — когда
ренние аспекты, состоящие в первую очередь из
не атакуют.
работы с дыханием. Так как дыхание — это
Кунг-фу учит покою, работоспособности в
связующее звено между внутренним и вне-
любой ситуации. Некоторые люди считают, что
шним.
любые занятия единоборством приводят к Духу.
Но существуют и канонические внутрен-
К сожалению, слишком многое из того, что я
ние стили. Например, китайские Тай-цзы-цю-
видел, на деле выливалось лишь в грубость и
ань, Багуа, Син-И. Эти стили, ориентируясь на
злобу. Тогда как настоящее кунг-фу — это ключ,
внутреннее развитие, заведомо имеют мало вне-
помогающий проникнуть вглубь, к истокам,
шних движений. Самая емкая форма в Тай-цзы
дающий понимание красоты на новом уровне —
имеет сто восемь движений.
простой, обыденной красоты.
— ...Это называется немного?
— Не совсем понятно, причем здесь понима
— Могу сказать, что первые пять учебных
ние красоты. Как это получается ?
ката в карате имеют уже больше движений.
— Занятия развивают культуру движения
Если же брать традиционные китайские систе
(не путать с физической отработкой). Культура
мы, то встречаются десятки и сотни тысяч.
движения тела тесно связана с более тонкими
— Это правда, что кунг-фу можно зани
структурами человеческого существа. Изучая
маться в глубокой старости?
их, занимающийся открывает для себя целый
— Еще одна отличительная черта кунг-фу.
мир и перестает ощущать себя просто физичес
человек не работает над развитием того, что
ким телом. Такую же тонкую организацию он
рано или поздно заберет возраст. А шпагаты,
начинает видеть и ощущать во всех проявлениях
высокие удары ногами — все это признаки
природы.
внешнего подхода. У-шу мало чем отличается от
Опять же, все решает уровень притязаний.
спорта. Разве что, культурой.
Однажды у палача, держащего в руке ромашку,
— Но нижний-то возрастной предел наверня
спросили: "О чем гадаешь?"— "Я не гадаю, я
ка существует?
лепестки обрываю",— ответил он.
— Да, пожалуй. Я бы назвал возраст 13-14
— В движениях, которые выглядят как та
лет. Ребенок растет и в силу своей природы
нец, когда исполняются индивидуально, на самом
ориентируется на внешнее, познает внешнее.
деле скрыта убийственная сила. Плавно выстав
Просто для того, чтобы выжить. Ребенку можно
ленная ладонь может на практике означать удар
помочь подготовить тело к занятиям. Напри
в область печени противника. Что происходит с
мер, через занятия плаванием, гимнастикой,
красотой, о которой мы только что говорили,
тем же у-шу.
случись человеку применить боевые приемы в "улич
Занятия кунг-фу включает в себя малень-
ной " ситуации? Или это уже не кунг-фу, а руко
кую, никому незаметную внутреннюю работу
пашный бой?
по искоренению ряда привычек, стереотипов.
— Если у человека есть кунг-фу, он не
По сути дела, нельзя даже так ставить вопрос:
может забыть его дома или достать из кармана.
"Занимаешься ли ты кунг-фу? " Кунг-фу не огра-
Допустим, он попал в ситуацию, когда вот-вот
ничивается рамками тренировочного зала. Это
по чьей-то воле произойдет разрушение. Задача
также то, как человек ведет себя в быту. Оно
человека — уйти от разрушения. Пути ухода
либо есть, либо его нет, им нельзя заниматься.
бывают разные. Он может, например, убежать —
Не говорит же никто: "Я практикую еду". Со
если, конечно, не скован определенными ус
временем, конечно, смысл термина исказился и
ловностями. Может защищаться. Атаковать.
в массовом сознании отождествился с у-шу.
Наконец, подставить другую щеку (если на это
Главным образом, благодаря чисто западному
хватает сил). Но в любом случае, не сделает
взгляду на этот феномен, различным кинофиль-
больше, чем нужно для того, чтобы уйти от
мам.
разрушения. То есть, ведет себя соответственно
— Итак, кунг-фу — это работа над собой,
ситуации. Я, например, не считаю необходи
которая может быть совершенно не связана с
мым прыгать двумя ногами на голову повержен
бросками, захватами, ударами. Но все-таки, Вы
ного противника, которому и без того уже не
со своими партнерами и учениками занимаетесь
хочется вставать.
отнюдь не кулинарией...

67
Второй квартал. 1997
— В школах внутренней ориентации, где в ше двадцати лет — это лучше соответствует
качестве задачи не ставится победа над против моему мироощущению.
ником, практикуется много такого, что на пер Не могу сказать, что главным мотивом,
вый взгляд выглядит не слишком практичным с когда я впервые пошел заниматься, было приоб-
точки зрения "улицы". И первое время могут ретение боевых навыков (хотя тогда мне и могло
отсутствовать даже элементы поединка. С дру так казаться). Скорее это был протест против
гой стороны, есть стили, стоящие ближе к спорту. запретов властей и врачей. В то время я был
Там спарринг практикуется с самого начала. Не очень негибким и упрямым. И не мог согласить-
говорит ли это в меньшей приспособленности ся с любыми ограничениями свободы выбора. В
внутренних направлений к грубой действительно юности я перенес тяжелое заболевание. Врачи
сти? Может быть, в ряде ситуаций уместна пророчили, что несоблюдение постельного ре-
именно агрессия, ответная грубость — в конце жима, а впоследствии — покоя — грозит самыми
концов, такова природа? серьезными последствиями, вплоть до леталь-
— Опять же, все решает уровень притяза ного исхода.
ний. Если мотивом занятий служит желание А я взял и начал заниматься каратэ. В
быстро научиться самообороне, то имеет смысл неофициальной секции. Неприятностей с влас-
заняться боксом. Или завести пистолет. А разви тями хватало, приходилось скрываться, убегать.
тие вглубь требует длительного времени и дале Наши занятия были мало похожи на то бескон-
ко не сразу может быть реализовано на практи тактное каратэ, которое в течение некоторого
ке. времени было разрешено в СССР. ...Родители
были в шоке. А я почувствовал себя намного
Кстати, на Востоке в рамках многих серьез-
лучше. Потом один из врачей сказал: "Этим ты
ных школ, "длина" которых свыше тридцати
себя спас. И я тебе рекомендую в дальнейшем
лет, существуют под-стили, предназначенные
заниматься любыми восточными единоборства-
исключительно для защиты школы. Приемы
ми — будь то каратэ или что-то другое... Это я
формируются за очень короткое время и пред-
говорю тебе как человек. Как врач — не имею
ставляют собой набор относительно простых
права..."
технических и тактических навыков. Если нуж-
— Вероятно, Ваши тогдашние занятия были
но воевать, они воюют.
далеки от идеи кунг-фу — в том смысле, в котором
• Что же касается спарринга, то, откровенно
Вы только что определили его ?
говоря, мне легче драться, чем спарринговать на
— Безусловно, далеки. Сперва я вошел во
спортивной арене. В спарринге слишком много
вкус занятий, но со временем начал испытывать
ограничений: туда не бить, этого нельзя... Наду-
неудовлетворение стилем, которым занимаюсь.
манные правила, искусственная ситуация...
Наверное, дело было опять в моем упрямстве. Я
— Но есть же так называемые "бои без
не верил, что "тупая" растяжка и наращивание
правил " — контактные поединки, в которых мо
физической силы, пусть даже в специальных
гут померяться силами представители любых
упражнениях каратэ, дают ответы на все вопро
школ.
сы. Мой инструктор думал точно также. Он был
— Во-первых, настоящие мастера не уча
в прошлом легкоатлетом и имел профессио
ствуют в таких шоу. Во-вторых, на самом деле и
нальную травму (колена). В связи с этим, он был
там не обходится без правил.
одержим поиском мягких стилей. При отсут
— Например?
ствии информации все, связанное с "мягкими",
— Не бить в глаза, в пах, в горло, не
"внутренними" стилями, было овеяно ореолом
кусаться и многое другое. В результате все
тайн и слухов.
сводится к тому, что побеждает грубая физичес
Тогда он стал самостоятельно развивать
кая сила. Ведь исключены многие элементы,
некоторые мягкие принципы — качественные и
которые позволят справиться с более мощным,
тактические. Мои старшие друзья и я сам с
чем ты, соперником. Наш учитель вообще не
восторгом стали "почвой" для его эксперимен-
разрешал нам заниматься поединками, несмот
тов. Условия информационного вакуума оказа-
ря на то, что когда мы встретились, многие из
лись для нас очень своевременными и плодо-
нас уже имели за плечами солидный опыт спар
творными. Это было время постоянных и дли-
рингов.
тельных спаррингов. Мы встречались со многи-
— Вы занимаетесь уже больше пятнадцати
ми мастерами. И, не найдя у них ответов,
лет. Какими были первоначальные мотивы и
перерабатывали полученную от них информа-
взгляды ? Изменились ли они с тех пор ? И кто тот
цию по-своему. За время поисков мы накопили
учитель, о котором Вы не раз упоминали?
немалый технический багаж и поняли ограни-
— Мне бы не хотелось говорить "больше
ченность любой техники.
пятнадцати лет". Лучше сказать: "гораздо мень-

68
АстрологиЯ № 2 (2)
русски. Однако, именно это помогало нам луч-
Можно провести параллель с музыкой. Мы
ше понять кунг-фу — через руки.
хотели осмыслить и почувствовать музыкальные
— И все-таки, что же это было такое и
законы, импровизировать и, конечно же, сами
откуда? Может быть, разновидность уже извес
писать музыку. Очевидно, для того, чтобы этому
тного в Москве вьетнамского стиля вин-чун?
научиться, необходим инструмент для извлече-
— Это было чисто семейное направление,
ния звука. Вот мы и учились играть то на гитаре,
название которого мало о чем скажет... Нет, это
то на флейте, то на рояле. Каждый новый
нельзя назвать вьетнамским вин-чуном. В нем
специалист прежде, чем говорить с нами о
крайне мало техники. Тем не менее, задавая
музыке, требовал, чтобы мы досконально изучи-
учителю вопросы, связанные с нашими пре
ли его инструмент. Но дальше дело, как прави-
жними практиками, мы получали очень простые
ло, не шло. Мы обижались, полагая, что нам не
и вместе с тем исчерпывающие ответы. Чаще
выдают какие-то секреты. Сейчас я понимаю,
всего опять же через руки. Удивленные его
что многие из этих людей сами не могли
осве-
отделить науку о музыке от техники игры на
домленностью,
своем инструменте.
мы спрашивали,
И вот, в се-
есть ли подобное в
редине восьмиде-
его школе. Он
сятых мы случайно
отвечал отрица-
познакомились с
тельно. И все
одним вьет-
время ориенти-
намцем. Узнав,
ровал нас поня-
что мы "занима-
тием "корень ".
емся кунг-фу" (в
Корни дерева не
тот период мы
бросаются в глаза.
пытались освоить
Тайцзы-цюань), Но содержат
информацию о
он выразил
каждом трепещу-
желание
заниматься вместе с нами. Что и На Пути к Мастерству. щем листке. Крону дерева, листья
делал под руководством нашего можно сравнить с огромным
лидера в течение как минимум трех месяцев. количеством внешних стилей. А корни — это та
На первый взгляд, это был человек, весьма самая суть, до которой мы прежде никак не
далекий от боевых искусств, к тому же с очень могли докопаться.
не подготовленным телом. Он не мог достать И вот через некоторое время — довольно
пальцами до пола при прямых ногах. короткое — мы ощутили результат наших заня-
Как-то раз мы сидели на кухне. Наш инструктор тий...
подробно описывал тонкие аспекты работы в — ...Вы почувствовали в себе пресловутую
Тайцзы-цюань. Оторвав скучающий взгляд от "ци " — внутреннюю энергию ?
окна, вьетнамец спросил: "А можешь ли ты — Нет, речь не о ней, а о понимании того,
показать, какбьютв Тайцзы-цюань!" — "Могу",— откуда берется сила, как ее передавать и как
ответил наш лидер. И продемонстрировал удар. принимать. Чтобы придти к ци, нужно сперва
На что наш новый друг попросил ударить в освоить так называемую мягкую силу. С детства
полную силу. Тот ударил... и упал. Никто не мы вырабатываем навык напрягаться при уси
понял, почему. Мы сидели, открыв рты. И вот лии. Зачастую это неоправданно, нерациональ
наш новый друг стал преподавать нечто, мало но. Мы напрягаем ноги, поднимая чашку чая.
напоминающее наши представления о кунг-фу. Или мускулы плеча, когда чистим зубы. Помимо
Суть метода мы долго не могли понять. Часами прочего, это связано с неудобной позой. В
приходилось проделывать упражнения, не любой работе человек обычно использует гораз
дающие на первый взгляд никакого результата. до больше сил, чем нужно. Часто физически
И все же, чувствуя, что наши прежние сильный человек не умеет передать силу. Пы
поиски зашли в тупик и будучи готовы оставить таясь, например, ударить или бросить какой-то
сферу прикладного у-шу, мы продолжали дви- предмет. Следовательно,'"дело не только в
гаться в этом, принципиально новом для нас, мышцах. Для того чтобы развить мягкую силу,
направлении. Большие трудности создавал язы- необходимо отказаться от мышечной силы.
ковый барьер. Наш мастер едва говорил по- Мышца не должна мешать. Для этого делаются
специальные упражнения, в которых человек

69
Второй квартал 1997
учится расслабляться при усилии. Он ставится в секций и, похоже, в большинстве из них — совсем
такие условия, при которых ему ничего не не то...
остается, как передавать силу исключительно — Здесь речь идет скорее не о везении, а о
через опорно-двигательный аппарат, систему готовности. Не каждый готов делать упражне
суставов и сухожилий. Мощь подъемного крана ния, не дающие непосредственных результатов.
заключается в противовесе и в системе блоков. Люди руководствуются критериями внешней
У человека роль подобного противовеса играет динамики, а ее у нас минимум. И вообще, если
правильная позиция и ondpa в ноги. А функцию человек готов, то даже занимаясь простым бок
блоков выполняют плечи и бедра... Просто бы- сом, он найдет указания на развитие.
тует мнение, что мягкая сила — это нечто пуши- Кстати, кунг-фу, привязанное к боевому
стое, аморфное. На самом деле так может выг- искусству — не панацея. Очень велико искуше-
лядеть один из аспектов мягкой силы — "лег- ние "зациклиться" на боевом аспекте, что не
кость". Ее иногда называют "спрятанной си- позволяет развить кунг-фу в полной мере. Не
лой". Но не надо путать мягкость с расслаблен- случайно традиционные боевые искусства не-
ностью. разрывно связаны с духовными движениями:
Только после развития мягкой силы можно Буддизм, Даосизм и другие. Возрождение сла-
говорить о ци. Напряжение, мешающее мягко- вянских единоборств, как известно, тесно свя-
сти, мешает и ци. При этом мы не отказываемся зано с возрождением язычества — иначе это
от физической силы. Просто не позволяем ей было бы просто спортом. Я бы сказал, что боевое
"воровать" функции опорно-двигательного ап- искусство — начальный этап духовного пути. К
парата и сухожилий, что происходит при ненуж- сожалению, в большинстве случаев эта искон-
ном напряжении. Человек, развивая мягкую силу, ная связь сегодня проявляется как привержен-
может пользоваться суммарной энергией тела. ность экзотическим культам.
Только тогда можно работать с ци. — Вы хотите сказать, что человек, желаю
щий заниматься кунг-фу, непременно должен при
— Вы говорили об укоренившейся привычке
тратить на любое дело больше силы, чем это соединиться к какому-либо религиозному движе
необходимо. Боритесь ли Вы как-то с этой при нию? Как в таком случае быть христианам?
вычкой? — Дело не в религии, а в сути. Способен ли
— Безусловно. Сила изучается в трех ас- человек различить зерно, хватит ли у него сил
пектах: качество, количество и направление. работать с этим? Мир знал немало учителей,
которые разрушали догмы и указывали суть.
— Связано ли то, что преподавал Ваш учи
Часто они были гонимы или в лучшем случае не
тель с каким-либо из упомянутых ранее в нашем
поняты. В христианстве есть аспекты внутрен
разговоре канонических внутренних направлений?
ней работы, подобные или заменяющие собой
— Если сравнивать источник силы с рекой,
боевое искусство. Между прочим, в одном доку
можно сказать, что река может проявить силу
ментальном фильме о жизни некоего христиан
тремя способами. Первое: волна. На таком про
ского монастыря я видел, как монахи делают
явлении силы сосредотачивается Тайцзы-цюань.
парное упражнение, подобное нашему.
Второе: водовороты любых масштабов — Багуа.
Третье: поток — будь то ровный или низверга — Что помогло Вам? Являетесь ли Вы после
ющийся водопадом. Поток, если не сносит пре дователем какой-либо религии и учения?
пятствия, всегда находит лазейку. Такой подход — Многие ответы на свои вопросы я нашел
соответствует стилю Син-И. Продолжая эту ме в книгах "Практического мировоззрения ".
тафору, можно сказать, что мы изучаем саму — А кто автор ?
воду: ее плотность, состав и возможности. Это — Автор не называет своего имени. И этому
позволяет понять все три вида выдачи силы. Для есть серьезные основания. Общество, живущее
изучения этого мы берем любую технику, с в иллюзиях, не терпит говорящих правду.
учетом рациональности затрат времени на ее — Вы лично встречались?
освоение. К примеру, вин-чун — для изучение — Нет, я считаю, что от готовности ученика
третьего аспекта выдачи силы. Наука о силе — зависит больше, чем от уровня учителя. Знаете,
это "специи", которыми можно приправить каждый не прочь иметь такого учителя как
любое блюдо. Не каждый оценит вкус самих Иисус Христос, но мало кто задумывается над
специй. Даже в вышеназванных канонических тем, выдержит ли он груз апостола. В настоящее
школах саму силу начинают изучать после дли время контакт с таким человеком возможен в
тельных отработок внешних форм. То есть при форме сотрудничества. Но для этого необходи
правляют блюдо в самом конце. мо быть готовым выдержать предложенный тебе
— М-да, вам с друзьями в свое время здорово режим работы. Иначе ты станешь просто обу
повезло. Сейчас в каждом городе имеется масса зой.

70

<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ