<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Даос ответил, что за один вечер 6. Кроме ствола I триграмме чжэнь
может показать только одну методику, еще соответствует ствол II. Сказано:
да и то в общих чертах. Поскольку все «гора II — VIII». Смысл тот же, поскольку
методики у даосов всегда секретились стволу II также соответствует восток, а
или зашифровывались малопонятными стволу VIII запад.
словосочетаниями и пере- 7. Кроме двух стволов триграмме чжэнь
давались лишь от учителя к избранному еще соответствует земная ветвь 4, среди
ученику, для нас он как бы раскрыл один из 12-ти животных это кролик, стихия «почва».
секретов. Методика следующая. Следовательно, в данной комнате могут жить
1. Измеряют ширину дверного проема входной «кролики», а также «собаки» (тоже «почва»),
двери, делят полученную цифру пополам и на «свиньи» и «овцы», относящиеся к «воде», которую
этом расстоянии от входной двери устанавли согласно схеме пяти стихий «почва» подавляет. Я же
вают в прихожей первый компас. Ставят его — «змея», стихия «огонь», к этой компании не
на тарелку, заполненную рисом или другим отношусь, мне здесь не место и потому
зерном, и выравнивают по горизонтали, заболел.
чтобы стрелка вращалась свободно. Это 8. Почему компаса два? Первый компас
Рис. 2 определяет внешнее влияние
современные жидкостные компасы
не боятся небольших наклонов, не то на дом, второй внутреннее. Так
что традиционные. можно анализировать каждую комнату.
2. Второй лопань ставят в Данный пример анализа — малая кроха
центре комнаты. Даос поставил ря из великой теории взаимодействия
дом несколько лопаней и пространства, времени и человека,
удовлетворен называемой в Китае фэн-шуй — ветры-
но заметил, что стрелки компасов, все воды.
как Конечно, нам хотелось бы
одна, смотрят в одну сторону. К разобраться с лопанем поподробнее —
сожалению, именно в даосской традиционной интерпретации,
железобетонные конструкции современных до однако на следующий день мы улетали в Москву.
мов искажают показания компасов, сколько бы их Что касается используемых здесь терминов,
ни было: север уже не на севере. прочитать о них можно в книге Жэнь Инцю «Пять
3. Соединяют шнурком два лопаня. Эта линия, вращений, шесть энергий», подготовленной ко 2-му
идущая от 1-го лопаня и проходящая через центр изданию.
второго, выходит на первую (внутреннюю) шкалу
второго лопаня, где расположены 8 триграмм (ба


59
• • • первый квартал 1999

М.М. БОГАЧИХИН

12 ЗЕМНЫХ ВЕТВЕЙ Даосская
каллиграфия мастера Чжоу
Дзиньфу
Мастер Чжоу — интереснейший человек. По- го с ним знакомства и совместных поездок по Китаю
знакомились мы с ним несколько лет назад в Чжоу Цзиньфу вдруг изготовил свитки с указанными
Пекине. Он член Общества знаменитых людей Ки- знаками и начал кое-что рассказывать из даосских
тая, а также многих других обществ, медицинских и секретов, почерпнутых им за 15 лет своего учениче-
даосских, ученик 1-го поколения 117-летней (!) даос-ки ства в главных и неглавных даосских храмах —
Ли Чэнъюй, которая, судя по медицинскому видимо, потому, что если ты не расскажешь, то так
заключению, проведенного 4 года назад, пребывает в и останешься в неизвестности, да и другие могут
отличном состоянии: зрение и слух нормальные, рассказать. Об одном из секретов — гаданию по
все зубы целы (не то что у автора, который почти на шестиричному циклу — мы уже рассказывали («Ас-
полвека моложе). Чжоу Цзиньфу также главный трология», 1998, № 3, с. 61-62). Обратимся теперь к
редактор журнала «Наука и техника в мире», выпус- другому.
каемого Китайской академией наук сразу на двух Символы всегда многозначны, значения их мо-
языках: китайском и эсперанто. Во втором номере гут быть широки и иметь иерархию по вертикали. О
этого журнала за 1998 год даны иероглифические некоторых из значений приводимых иероглифов ма-
изображения так называемых двенадцати земных стер Чжоу нам кое-что поведал. Например, первая
ветвей, которые в сочетании с десятью небесными ветвь, относящаяся к зиме и северу, выражает рас-
стволами образуют шестидесятиричный ритм, слу- цвет всего сущего («тьмы вещей», как пишут китай-
жащий для счета часов, дней, месяцев, лет и так цы). Почему? Ведь зимой все замирает! Но, как
далее. полагают китайские философы, «инь рождает ян»: во
Лицам, знакомым с китайской письменностью, тьме глубокой ночи зарождается следующий день, и
не может не броситься в глаза необычность этой зима — источник весеннего возрождения.
каллиграфии, не похожей на писания знаменитых Поведем анализ дальше: сам мастер Чжоу в
китайских каллиграфов. Не говоря уж о том, что сами переданном нам комментарии был архилаконичен.
иероглифы, соответствующие стволам и ветвям, дав- Кроме символического смысла Чжоу приводит со-
но утеряли свой первоначальный смысл: в словарях четаемость для двух и трех. Зная животное (или
его не найти, и из 12-ти ветвей лишь первая цзы- ветвь) своего года рождения, нетрудно посмотреть,
ребенок, да седьмая у-полдень имеют понятный с кем у тебя гармоничное сочетание. Вообще-то
смысл, символизируя начало и середину цикла. Так способов расчета сочетабельности у китайцев не-
что приведенные ниже знаки — не просто художе- сколько, здесь приведен один из них. Надо сказать,
ственно выполненная каллиграфия, а особое искаже- что в случае негармоничного сочетания нужно не
ние, соответствующее даосскому ощущению ритма переживать, а учитывать это обстоятельство, ибо,
времени, делающее иероглиф янтрой — рисунком, только преодолевая трудности, мы растем и разви-
специфически воздействующим на тело и дух челове- ваемся. Кроме того, помимо рассматриваемой соче-
ка, гармонизирующим организм и его функции. Нор- таемости на людей воздействуют разные другие
мальный человек, занимающийся саморегуляцией и ритмы, изменяющие эту сочетаемость в ту или иную
самосовершенствованием (такими мы все будем в XXI сторону, что подробно изучается в системе фэншуй
веке), тонко чувствует влияние каждого знака, и (китайской геомантии).
вопроса: так оно или не так — не возникает. Таков Принципы сочетаемости для двух людей не-
человек знающий. Человеку же верующему остает- сложные: первая ветвь гармонично сочетается со
ся только поверить много-многовековому даосскому второй («мышь» с «буйволицей»), остальные в
опыту. Или не поверить. сумме должны давать 15: 2-я ветвь с 13-ой, 3-я с 12-
Журнал не приводит никаких объяснений к ой и т.д. Мы второй год 12-летнего цикла относим
каллиграфии. Даосы — народ очень доброжела- к буйволице или корове, поскольку этот год, как и
тельный, но они мало что рассказывают и показы- любой четный, — иньский, т.е. женский, а не к
вают непосвященным. Только после ряда лет наше- «быку», как пишут иногда в популярных прогнозах.


60
АстрологиЯ № 1 (9) • • •

Каллиграфическое произведение
Китайский язык не знает категории рода, отсюда и
неточность. Им, китайцам, чтобы отличить на письме
«Древняя золотая пилюля»
корову от быка, нужно добавить слово «самец» или
"самка".
"Сочетаемость трех" рассчитывается не по сум-
ме, а по разности, которая в идеале должна быть
равна четырем. Пример: 1 — 5 — 9.
Когда речь идет о ме-
Земные ветви сяцах, то
счет по солнечному
календарю (есть в Китае
еще лунно-солнечный, не
считая европейского) ведут
с месяца, середина которо-
го приходится на день зим-
него солнцестояния (22 де-
кабря), а начинается он 7-го
или 8-го декабря, ему
соответствует первая месяч-
ная ветвь (мышь, или кры-
са). Когда же, в соответ-
ствии с этим календарем,
говорят о сезонах, то счи-
тают, что весна начинается
с 3-го месяца (4-го или 5-го
февраля); лето начинается
5-го или 6-го мая, осень 7-го
или 8-го августа, а зима 7-го или 8-го ноября. Этим
4-м сезонам соответствуют стихии «дерево»,
«огонь», «металл» и «вода», однако каждому
третьему месяцу сезона соответствует стихия
«почва» — это как бы центр, и качество энергии,
соответствующее сезону, переходит одно в другое
как бы через ноль.
О лечебном воздей-
Небесные стволы ствии
Даосский мастеР ™-шет
осторожно: «возможно
излечение». Всегда главное
— убрать причину заболе-
вания, а не бороться с по-
следствиями. И, поскольку
мы относим себя не к веру-
ющим, а знающим (или по-
знающим), было бы хорошо
проверить действие этих
иероглифов-янтр на орга-
низм. Для этого нужно по-
весить нужную картинку на
стену и почаще на нее смот-
реть. В принципе,если у вас
слабость в какой-либо сис-
теме организма, ваша кар-
тинка должна вам нравиться, как бы притягивать ваш А что делать здоровому человеку, ничего не
взгляд, ибо нормально реагирующий организм сам знающему о своих болезнях и слабостях? Правило то
знает, что ему нужно. Однако, не следует забывать, же: нравится — смотри. Многие картинки привлекают
что информационное воздействие относится к сла- взгляд, — просматривай одну за другой. Как учил нас
бым взаимодействиям, поэтому эффект не может наш йог Александр Григорьевич 20 лет назад (в те
быть быстрым.


61
• • • первый квартал 1999

времена фамилию не называли), здоровому человеку б-я ветвь (сы): ЗМЕЯ, стихия «огонь».
следует пить все время разные травки, подпитывая то Сочетаемость двух: 6+9 (в сумме 15). Сочетаемость
один орган, то другой. Здесь — аналогичная ситуация. трех: 6-10-2. Выражает: тьма вещей уже выросла.
После такого длинного введения можно посмот- Возможно излечение болезней конечностей,
реть на картинки. Смотреть, кстати, нужно не сосре- сердца.
доточиваясь, не анализируя логически: так вы смот-
рите на картинку, а нужно, чтобы она, смотрела на 7-я ветвь (у-полдень): КОНЬ, стихия «огонь».
вас, для этого смотрят, не разглядывая, лениво и Сочетаемость двух: 7+8.
отстраненно. Можно вообще специально не смот- Сочетаемость трех: 3-7-11.
реть, лишь замечая боковым зрением. Выражает: тьма вещей уже прошла расцвет, и
Желаю успеха! начался взаимообмен.
Возможно излечение болезней желчного пузы-
ря, сердца.
1-я ветвь (цзы): МЫШЬ, КРЫСА, стихия
«вода». 8-я ветвь (вэй): ОВЦА, КОЗА, стихия «по-
Сочетаемость двух: с ветвью 2 (буйволица, чва».
корова). 1+2 —> 12, делим на два и получается 6 — Сочетаемость двух: 8+7.
удачное число. Удачное сочетание для свадьбы. Сочетаемость трех: 12-4-8.
Сочетаемость трех: 9-1-5. Т.е., 1+4=5, 5+4=9. Выражает: тьма вещей созрела и аппетитна.
Выражает расцвет тьмы вещей. Возможно излечение нервных болезней, глаз.
Возможно излечение болезней обмена в костях
и почках. 9-я ветвь (шэнь): ОБЕЗЬЯНА, стихия «ме-
Повесить слева от входной двери. талл».
Сочетаемость двух: 9+6.
2-я ветвь (чоу): КОРОВА, БУЙВОЛИЦА, сти- Сочетаемость трех: 9-1-5.
хия «почва». Выражает: форменное тело тьмы вещей посте-
Сочетаемость двух: с ветвью 1 (см. 1-ю ветвь). пенно образуется.
Сочетаемость трех: 6-10-2. Т.е. 2+4=6, 6+4=10. Возможно излечение болезней в области голо-
Выражает: «связанное веревкой не разорвать» вы.
(большую силу).
Возможно излечение болезней скелета и пече- ... 10-я ветвь (ю): КУРИЦА, стихия «металл».
ни. Сочетаемость двух: 10+5. Сочетаемость
Повесить справа от входной двери. трех: 6-10-2. Выражает: тьма вещей
созрела. Возможно излечение дисфункции
3-я ветвь (инь): ТИГР, стихия «дерево». почек*
Сочетаемость двух: с ветвью 12 (3+12=15, число
гармонии). 11-я ветвь (сюй): ПЁС, стихия почва .
Сочетаемость трех: 3-7-11. Сочетаемость двух: 11+4. Сочетаемость трех: 11-3-7.
Выражает начало прорастания тьмы вещей (ро- Выражает: тьма вещей может возродиться.
сток, требующий поддержки). Возможно излечение болезней селезенки и
желудка (т.е. пищеварения).
Возможно излечение нервов верхних конечнос-
тей и позвоночника.
12-я ветвь (хай): СВИНЬЯ, стихия «вода».
Сочетаемость двух: 12+3.
4-я ветвь (мао): КРОЛИК, КОШКА, стихия
Сочетаемость трех: 12-4-8.
«дерево».
Сочетаемость двух: 4+11 (в сумме 15). Сочетаемость Выражает: тьма вещей уже образовала семе-
на.
трех: 12-4-8. Выражает полноту и расцвет тьмы
вещей. Возможно излечение болезней Возможно излечение суставов и костей.
дыхательной системы.

5-я ветвь (чжэнь): ДРАКОН, стихия «почва». 1, 2 и 12 ветви — зима, север.
Сочетаемость двух: 5+10 (в сумме 15). 3, 4 и 5 ветви — весна, восток.
6, 7 и 8 ветви — лето, юг.
Сочетаемость трех: 9-1-5.
9, 10 и 11 ветви — осень, запад.
Выражает рост тьмы вещей.
Возможно излечение волос, волосков, кожи. 2, 5, 8 и 11 ветви — центр.


62

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ