<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

• • • Тpemuй квартал 1999

M.M. БОГАЧИХИН

ЦИ, ГОРЫ И ВОДЫ
Ци китайцы объясняют так1. Материи де- "начало Неба и Земли", "мать тьмы вещей", и
хотя она невидима, но, занимаясь цигуном, можно
лится на две части; одна — это форма (син), ее
"увидеть ее тонкости", служащие "вратами к
можно увидеть и пощупать, другая — ци, ее не
массе тонкостей".
увидишь и не пощупаешь, хотя она объективно
Ци, "встречая ветер, рассеивается, встречая
существует (однако продвинутые могут и видеть,
воду, останавливается", а кольца гор и объятья
и щупать — М.Б.). Эти две части могут пе-
вод собирают космическую ци ("ци Неба"). Со-
реходить друг в друга. В древности говорили:
бирают и излучают космическую энергию и цветы,
сгущение образует форму, рассеяние превращает
растения, имеющие соответствующие формы
в ци (мы бы сказали: в энергию — М.Б.). Или в
листьев и цветов.
знаменитой книге Сун Инсина "Работа Неба
Можно вспомнить, что наши исследовате-
раскрывает вещи" (Тянь гун кай у) в главе
ли, начиная с Л.Л. Васильева, столкнувшись с
"Форма и ци" сказано: "Небесное и земное — все
непонятным явлением биополя и биоэнергети-
есть ци", "животные, растения, минералы отно-
ки, долго искали, что может послужить экраном.
сятся "к единому виду ци", "ци преобразуется в
Как видим, китайцы это знали: "вода тормозит,
форму, а форма — обратно в ци", "есть форма
останавливает".
(форменное) — непременно есть и ци". Это
Когда пишут "горы кольцом, вода обнима-
написано за 300 лет до Эйнштейна, показавшего
ет", подразумевают, что горы-воды образуют
на Западе единство материи (формы) и энергии
круг, в котором три четверти — горы, с четвертой
(ци). Понятие о ци как о силе или энергии,
стороны суша прикрывается морем или рекой.
поддерживающей жизнь, существует в Китае уже
Раз в этом пространстве "непременно есть ци",
4-5 тысяч лет.
другими словами — мощное биополе, то здесь
У фэншуистов есть выражение: КОЛЬЦО
должно рождаться много великих людей, крупных
ГОР И ОБЪЯТИЕ ВОД, НЕПРЕМЕННО ИМЕ-
личностей. Так, у родной деревни Мао Цзэдуна
ЕТ ЦИ. Почему имеет? Потому, что такие формы
с трех сторон холмы, а с четвертой пруд.
служат как бы излучающими антеннами
Аналогичная ситуация у Сунь Ятсена, первого
тарельчатой формы (китайцы пишут: форма котла
президента Китайской республики: с трех сторон
или казана, на котором готовится большая часть
Синие горы, а с четвертой устье реки Жем-
китайских блюд — жарится в масле или варится
чужной, так что не удивительно то, что ему
на пару), улицы служат волноводами, здания —
удалось ликвидировать многотысячелетнюю
резонаторами, двери и прочие препятствия —
феодальную систему (в 1911 г. император отрекся
резисторами, если пользоваться терминами
от престола) и повернуть Китай на рельсы XX
микроволновой техники: токи СВЧ очень близки
веха.
по свойствам с той ци, с которой имеет дело
В "Трактате о внутреннем" Желтого импе-
фэншуй.
ратора дана теоретическая база влияния ветров и
Если китайские медики называют "ци", то
гор. На западе должна быть гора, преграждающая
даосы эту тонкую энергию называют "сокровен-
путь западному жесткому ветру (ганьфэн),
ное" (сюань), у Лао-цзы даже говорится о "сокро-
поскольку запад — это дракон. На северо-западе
венном из сокровенного", т.е. об энергии еще
гора преграждает путь ломающему ветру (чжэ-
более тонкого порядка. А еще даосы и
фан), северная гора защищает от самого страш-
конфуцианцы используют выражение "ци ши-
ного — большого жесткого ветра (да ганьфэн), а
рокой души" (хаожань-чжи ци), намекая на то,
северо-восточная — от разбойного ветра (сюн-
что у духовного человека этой жизнеутверждаю-
фэн) (см. рис. 1).
щей энергии много. Эту творческую силу даосы
Для человека благоприятен поток воды, когда
еще называют Путем (Дао), поскольку она как
он искривлен. Сказано: "изогнулся — и тут же
бы помогает тем, кто идет по духовному пути и
возникает ощущение". Т.е. поток воды изогнут
слабо проявляется у бездуховных. Говорят еще,
— и можно почувствовать энергию, от нее
что "у нее нет имени", поскольку никаким
исходящую. Но важна и скорость потока, она
словом-ограничением ее не опишешь, что она
должна соответствовать скорости тока крови в
теле, застойная и слишком быстрая вода вредит.
'ЧжанХуэйминь. Китайское учение об использовании фэншуй.
Туристы любят останавливаться у быстрых горных
Изд-во Народный Китай, Пекин, 1993.



60
АстрологиЯ № 3 (11)

речек: это бодрит, но жить долго рядом с быстрой же мы — страна северная, температура водных
рекой не полезно, особенно если река мощная. потоков ниже, чем в Китае, что тоже следует
Фэншуй рекомендует воспользоваться небольшой учитывать. В Индии, стране тропической, гео-
протокой: хотя скорость так же велика, но манты по понятной причине рекомендуют фасад
мощность потока мала. дома обращать на север, а не на юг, как в Китае
Если на равнине нет никаких гор, на первое и у нас (Вашту-шастра).
место выходят изгибы рек. В "Трактате о водном Рассматривая человека, стоит обратить вни-
драконе" сказано: "Дракон опускается на рав- мание на два мощных столба: две ноги со своими
нину как растеливается циновка... На равнине потоками крови и прочего. Там, где они сходятся
только вода служит драконом: вода окружает — (по-китайски — яшмовые врата, или иньская,
это и есть тело дракона, поэтому, ища дракона, т.е. тайная дверь), находятся половые органы,
смотри воду: где охватывает, там найдешь его". ответственные не только за рождение, но и за
Таким образом, в системе фэншуй обычно дра- смерть: когда кончается сексуальная (вос-
кон — горный хребет, но на равнине — изгиб производящая) энергия (цзин), человек долго не
реки. живет, и вся даосская система достижения
Там же сказано: "На воде видишь три бессмертия базируется на этой энергии, без
поворота — счастье, долголетие, покой и безза- которой не создашь более высокие (тонкие)
ботность". Однако, там, где в одну реку впадает энергии.
другая, в образующемся треугольнике ци в из- Далее. Тазовые кости — чем не кольцо гор,
бытке, что может повредить почкам (вода — а мочевой пузырь — чем не водоем? Занимающи-
стихия почек) и внести смуту в отношения мужчин еся китайскими гимнастиками должны доби-
и женщин. ваться округлости паха, подмышек, рук, движе-
Если оторваться от Китая и обратиться к ний. Здесь тоже четко видны охватывающие
России, то можно заметить, что у нас не только горы и обнимающие воды. Только соблюдая эти
города, но и многие селения строились как раз на требования округлости можно быстро добиться
этом треугольнике: вода служила преградой, ощущения ци.
защитой от нападений. Реки, правда, у нас не На принципе округлости, охвата отроятся
быстрые, долгие месяцы скованы льдом, к тому многие талисманы, активно воздействующие на

Юг
4 Жесткий ветер 9 Большой слабый ветер 2
Иньский дворец Ло (да жо фэн) Дворец Замышляющий ветер
(инь Ло гун) верхнего неба (шан тянь (моуфэн) Дворец тайных
Становление лета гун) Летнее поручений (сюань вэй гун)
солнцестояние Становление осени



3 5 Центр Дворец, 7 Жесткий ветер Дворец
Младенческий ветер создающий шум (чжаояо складирования плодов
(инъэр фэн) Дворец ворот гун) (цанго гун) Осеннее
склада (цан мэнь гун) равноденствие
Весеннее равноденствие



8 Разбойный ветер 1 Большой жесткий ветер 6 Ломающий ветер
Дворец небесной Дворец периодической Дворец новой Ло
задержки (тянь лю гун) спячки (е чжэ гун) (синь Ло гун)
Становление весны Зимнее солнцестояние Становление зимы




Север
Рис. 1. Девять дворцов и ветры.
Примечание: в каждой клетке, хроме центральной, указан один из 24 сезонов, относящийся к данной
стороне света.


61
• • • Тpemuй квартал 1999

вать страны света), то образуется янский поток
организм, излечивающие болезни. Это отдельная
по часовой стрелке, покупатели чувствуют себя
наука, часть семиотики, хотя и связанная с
уютно, хозяин — тоже комфортабельно. Соблю-
фэншуй.
даешь космические законы — и "Небо тебе
Сказано: СПРАВА ОТ РЕКИ СЧАСТЬЕ,
помогает".
СЛЕВА БЕДА. Речь идет о правом и левом береге
Понятие о положительном и отрицатель-
прямой реки. В Китае большинство городов
ном, градационном и деградационном вихре
расположены на правом берегу реки, в других
существовало у всех народов. У индийцев это
странах тоже: Токио, Каир, Ханой, Дели, Белград,
прямая и обратная свастика (фашисты пользова-
Оттава. Москва, пишет Чжан Хуэйминь,
лись обратной, результат известен). В целитель-
расположена на правом берегу Волги, а на самом
стве вращают по часовой стрелке рукой, когда
деле кремль находится на левом берегу Москва-
нужно добавить энергию, и против, когда нужно
реки, да еще на внешней стороне излучины.
убавить, снять воспаление. Попадая в помещение
Однако подпитывала кремль река Неглинка,
или в закрытый двор, ци вращается по часовой
впадающая неподалеку, образуя треугольник. Но
стрелке, разбиваясь на 5 стихий, и если
кремль — это еще не Москва. Что касается
расположение предметов соответствует этому
портовых городов, их "горы охватывают, вода
вихрю, человек чувствует прилив сил.
обнимает".
Конечно, хорошо бы видеть эту энергию. О том,
Почему люди предпочитали селиться на
как увидеть ци, в древности писали: "Грубо
правом берегу? Потому что замечали: здесь трава
посмотришь — есть форма, тонко посмотришь
пышней, скот пасти лучше. Когда находишься на
— нет предмета, издали глядишь — вроде есть,
правом берегу, поток воды создает вокруг тебя
вблизи глянешь — вроде нет, сбоку глянешь —
вихрь, вращающийся по часовой стрелке, т.е.
выступ, спереди посмотришь — муть". У всех,
янский вихрь. Однако "чистый ян — богатство и
ведущих нормальный образ жизни и занимаю-
процветание без детей и внуков", для гармонии
щихся развивающими гимнастиками (йога, ци-
нужна и инь, хотя "чистая инь — каждый год
гун, тайцзи-цюань и пр.) появляется способ-
много болезней". С незапамятных времен, еще
ность видеть ци, а поначалу ее ощущать. А пока
до изобретения иероглифов, когда пользовались
"третий глаз" (по-китайски "небесный глаз")
так называемым узелковым письмом, существу-
еще как следует не проявился, китайцы реко-
ют в Китае две схемы, иньская и янская. Иньская
мендуют смотреть как бы издалека, боковым
— это известные нам письмена Л о (Ло шу),
зрением: хочешь увидеть предмет А, смотри на
отражающие вихрь космической энергии, про-
предмет Б. Состояние расслабленное, как в
являющийся на земле. Человек, живущий в поле
полусне, отрешенное. Сосредоточишься на
этого вихря в гармонии с ним, приобретает
объекте — он исчезнет. Тренируются, глядя на
покой и удачу. Янская — это так называемая
пар из носика чайника, весной — глядя на
речная схема (хэ ту), она показывает голографи-
испарение земли, когда поднимается от нее ян-
ческий закон вращения космической энергии по
ци. Также хорошо смотреть на горы в сизой
часовой стрелке (рис. 2).
дымке, так часто изображаемые на китайских
картинах в стиле "горы-воды": в таких горах
обилие ци.
И последнее на эту тему. Если фунда-
мент или здание спереди, с фасада, где вход,
узкое, а сзади широкое, то здесь собирается
ци. Занимающимся цигуном это представить
нетрудно: когда стоят "обняв дерево" или
"обняв шар" и спереди узкое, а сзади широ-
кое, то легко возникает ощущение мощной
ци в руках. Там, где узкое — "огонь", где
широкое — "вода", и "вода с огнем помогают
друг другу". Проживающим в таком доме
Рис. 2. Речная схема и пись- хорошо, уютно, укрепляется здоровье. "Вы-
мена Ло (хэ ту и Ло шу). соки ценности, как горы" в здании, где спе-
реди узко, а сзади широко, тактически, речь
Для магазина существует правило: НА ВО- опять идет о структуре "кольца гор", где "безус-
СТОКЕ ВХОД, НА ЗАПАДЕ ВЫХОД. Почему? ловно, есть ци". Обратная конструкция рассеи-
Покупатели динамичны, они — ян, продавцы вает ци, а с ней и богатство, число посетителей.
статичны, они — инь. И если покупатели слева Впрочем, есть и другие мнения.
входят, а справа выходят (не обязательно учиты-

62

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ