стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Ежеквартальный журнал


«АстрологиЯ»
2000 год № 1 (13)

Присцилла КОСТЕЛЛО 2
Астрология, религия и духовность

Компьютерные программы ' 8, 15, 45

ПОДПИСКА-99 8, 45

В.В.Г. 9
Методика интерпретации основных астрологических
аспектов между планетами

Т. ГЕРАСИМОВА, Ф. ВЕЛИЧКО 16
Пассионарные толчки в теории этногенеза, их природа
и связь с семиуровневой информационно-энергетической
структурой

Курсы обучения астрологии 31-33

Елена КОНСТАНТИНОВА 34
Роль Черной Луны в становлении психологии:
наука одиночества

Карты ТАРО 45

Клод ВЕЙС 46
Черная Луна - Лилит - в Домах

Джонатан КЕЙЕС 54
Планетарные транзиты и процесс лечения

Незримое небо Евгения Спасского 61

Информация 53, 60, 64

Школа астрологии 64
• • • первый квартал 2000

Присцила КОСТЕЛЛО
Астрология, религия и духовность
вторе. ли к изданию в следующем десятилетии таких
Присцилла Костелло — известный практику- книг, как "Астрология, психология и четыре
ющий астролог из Торонто (Канада). Она также стихии" Стефена Арройо (1975) и "Сатурн" Лиз
преподает астрологию и пишет книги и статьи по Грин (1976). Сейчас нам понятно, что астроло-
астрологии. Она внесла огромный вклад в развитие гия, как и психология, представляет некую мо-
астрологии в Канаде, и в настоящее время являет- дель души, отражающую ее структуру, динами-
ся одним из советников NCGR (Национального ку и основные этапы развития. Аналогичным
Совета по геокосмическим исследованиям). Док- образом, возможным проявлением встречи Урана
торская степень по философии гностицизма и и Нептуна, имеющей место в 90-х годах, может
психологии Юнга позволила ей стать лауреатом быть синтез астрологии (Уран) и религии или
специальной премии Северо-Восточной Ассоциации духовности (Нептун), результаты которого по-
Высших Школ. Присцилла Костелло является ос- явятся, скорее всего, в начале следующего сто-
нователем и директором "Новой Александрии " — летия.
центра по изучению истории религии, сравнитель- Для начала, давайте обсудим, чем же разли-
ного религиоведения, духовных и эзотерических чаются понятия "религия" и "духовность". Не-
течений. давно в одной из выходящих в Торонто газет
'было напечатано: "Между духовностью и рели-
Нет более неблагодарной темы, чем рас- гией имеется огромное количество отличий.
смотрение взаимоотношений между астрологи- Опыт соприкосновения со святыней определяет
ей с одной стороны и религией и проблемой духовность, тогда как религию определяют по-
духовности с другой. Но все-таки пришло время, нятия о священном, часто навязанные насиль-
но"2 . Давайте разберемся сначала с последним
когда нужно, хотя бы вкратце, исследовать суть
их разногласий и понять, в чем они сходятся или утверждением.
расходятся друг с другом. Дело не только в том, Совершенно очевидно, что современная
что Плутон находится теперь в Стрельце — астрология не является религией как таковой.
обители Юпитера (явное указание на то, что все Она не обожествляет небесные тела как всевоз-
дебаты по поводу астрологии и религии будут можных богов и богинь, равно как не предлагает
возобновлены). К этому побуждает также и со- необходимых составляющих религиозной фи-
единение Урана и Нептуна в Козероге1. Пора лософии. Одной из таких составляющих является
задать самим себе следующие вопросы: почему космология, изучающая Вселенную и описы-
традиционные религии столь непримиримо от- вающая ее как единое целое, состоящее из
носятся к астрологии? Что мы можем ответить на отдельных самостоятельных частей, каждая из
возражения ортодоксальной религии? Если же которых повинуется универсальным законам.
нельзя примирить астрологию и традиционную Хотя какие-то элементы космологии и включе-
религию, то не является ли сама астрология ны в свод астрологических знаний (в той части,
путем духовного восхождения личности, каким которая связана с взаимоотношениями и дина-
стала для многих людей юнгианская психоло- микой, т.е. аспектами, этих отношений между
гия? планетами и другими небесными телами), аст-
Одним из проявлений соединения Урана с рология в целом избегает обсуждения Перво-
Плутоном в шестидесятых годах было сочета- причины (как бы ее ни называть — Богом,
ние астрологии с психологией. Правда, психо- Божественным началом, Созидающей силой,
логизированной астрологией в нашем столетии Нечто или как-нибудь еще).
гораздо раньше начали заниматься такие астро- Мы, современные астрологи, часто крайне
логи-гуманисты, как Дэйн Радьяр и доктор небрежно обращаемся с языком, на котором
Зиппора Добинс (50-е годы). Но большинство говорим, позволяя трактовать нашу речь таким
современных, сильно ориентированных на пси- образом, как если бы мы считали сами планеты
хологию, астрологов начали свою деятельность причинами возникающих в нашей жизни ситу-
в 60-х годах. 2
Статья М.Мак-Этира (М. McAteer) в "Toronto Star" от 20 мая
Плоды их трудов, развивая все больше 1995, в которой автор делает обзор книги Нейла Дугласа-Клотца
психологическую ценность астрологии, приве- "Мудрость пустыни". В этой книге говорится о пересмотре отноше-
ния западной религиозной мысли к ранней восточной традиции,
нашедшей свое воплощение в различных течениях мусульманства,
Статья была написана в 1995 году. (Прим. пер.) особенно в суфизме.



2
АстрологиЯ № 1 (13) •

ли, образы и события становятся более замет-
аций или событий (например, фраза "Плутон
ными по мере приближения нового тысячеле-
соединяется с моим Солнцем" подразумевает
тия3.
причинно-следственную связь). Однако, в то же
Самим астрологам не составляет никакого
самое время мы любим подчеркивать, что, в
труда отделять астрологию от религии, тогда как
отличие от невежественных астрологов древно-
представители ортодоксальных религий, хрис-
сти, мы ни в коей мере не верим в то, что
тианства в особенности, делают это с трудом.
планеты на самом деле вызывают те или иные
Существует три основных возражения против
события на нашей планете. Но, говоря, что
астрологии, которые повторяются вновь и вновь,
планеты всего лишь соответствуют событиям в
начиная со времен средневековья4. Первое ка-
нашей жизни (как это делает так называемая
сается уже затронутой выше темы: религия и
психологическая астрология), мы уходим от
астрология по-разному объясняют происходя-
религиозного по своей сути вопроса: если пла-
щее в мире. Ортодоксы рассматривают все про-
неты не являются причинами происходящих в
исходящие в мире события как проявление
мире событий, то кто (или что) тогда является
Божьей Воли. Астрология же находит указания
такой причиной?
на то, что эти события произойдут, или соотно-
Для ответа на такой вопрос мы вправе
сит их с наблюдаемыми движениями Солнца,
обратиться к любой религии или философии,
Луны, планет и другими разнообразными астро-
которую исповедуем. Именно по этой причине
логическими явлениями. Способность астроло-
можно быть одновременно астрологом и истин-
гов предсказывать события бросает также вызов
но верующим христианином, или правоверным
идее о том, что будущее может быть известно
иудеем, либо исповедовать ислам.
только Богу. (Любые попытки сделать это ка-
В западной астрологии есть и другие отсут-
жутся проявлениями неуместной дерзости.) Но
ствующие элементы, имеющиеся в наличии в
хуже всего то, что, прибегая к помощи астроло-
любой религии. Одним из них является космо-
гии, люди забывают о центральной роли Боже-
гония — теория или более-менее стройное опи-
ственного Провидения в жизни человека.
сание начала существования Вселенной. Изуче-
Контраргументы к такому утверждению
ние этой составляющей позволяет объяснить
найти достаточно легко. Например, хотя бы
современное положение человечества, обычно
такой: кто же создал звезды и планеты, если не
изображаемое как несчастное. Второй отсут-
Сам Господь? В Книге Бытия (1:14) записано,
ствующий элемент — это сотериология (учение
что на четвертый день творения "И сказал Бог:
об искуплении или избавлении). Другими сло-
да будут светила на тверди небесной [для осве-
вами, сотериология пытается дать ответ на воп-
щения земли и] для отделения дня от ночи, и
рос о том, как выбраться из этого несчастного
для знамений, и времен, и дней, и годов".
состояния, в котором мы оказались. Третий
Следовательно, все они являются всего лишь
элемент — эсхатология, или теологическое опи-
вторичными причинами, через которые Гос-
сание того, что должно случиться в конце вре-
подь проявляет Свою Божественную Волю. Тог-
мен или после смерти.
да созерцание небес может привести к еще
Например, в иудео-христианской тради-
большему пониманию могущества и силы Со-
ции наше теперешнее незавидное положение
здателя. И вместе с Давидом Псалмопевцем
объясняется историей о грехопадении человека
астролог может подтвердить, что "Небеса про-
в саду Эдема, в результате этого в конце концов
поведуют славу Божию, и о делах рук Его вещает
свыше должен явиться Мессия, или Спаситель
твердь" (Псалом 18:1).
(либо уже явился). Когда Он (у всех, кроме
Вторая, и куда более серьезная, проблема
гностиков, это Он) приходит, все, что обрело
связана с вопросом о соотношении рока и
бытие в момент творения, прекращает свое
свободной воли. Давным-давно, еще в средние
существование. В то же самое время все души
века, Церковь допускала влияние космоса на
предстанут перед Судом, после которого отпра-
жизнь природы (то есть, астрология могла пред-
вятся в соответствующее место нефизической
сказывать погоду, урожаи, а также делать выво-
природы.
ды о здоровье физических организмов). Но
Пришествие (как первое, так и повторное)
между таким влиянием и человеческим поведе-
Спасителя обычно сопровождается сверхъесте-
ственными феноменами и изображается как
совпадающее со всевозможными катастрофа- 3
В порядке обсуждения исторических моделей и мышления на
рубеже тысячелетий см. работу Ника Кемпиона (Nick Campion) The
ми: всадники в небе, чума, войны, землетрясе- Great Year: Astrology, Millenarianism and History in the Western Tradition
ния, пожары и т.д. Столь потрясающие картины (London and New York: Penguin Books, с 1994).
4
Эти аргументы приведены Кейтом Томасом в книге Religion
можно найти в библейском "Откровении Иоан- and the Decline of Magic: Studies in Popular Beliefs in Sixteen and... (London
на Богослова". Все эти апокалиптические мыс- and New York: Penguin Book, с 1971). См. стр. 425-435.



3
• • • первый квартал. 2000

нием проводилась резкая грань. Если тело, как де. Если говорить коротко, существует четыре
подвластное природе, повиновалось законам разных уровня кармы. Один из них — уровень
рока, то дух должен был быть свободен. возможностей; он является скрытым и не про-
Астрологи оспаривают это утверждение, являет себя в нашей повседневной жизни. На-
говоря, что все предсказания, относящиеся к зывается он "Санкхита Карма". Та часть, кото-
поступкам человека, основаны на понятии веро- рая проявляет себя в течение всей человеческой
ятности, поскольку в гороскопе показаны лишь жизни, называется "Пралабдха Карма". Имен-
тенденции, а не совершенно определенные фак- но она отражается в гороскопе. Этот уровень
ты. Известно изречение: "Звезды предопределя- кармы уже был достигнут во время предыдущих
ют, но не обрекают", подразумевающее, что рождений и поэтому не может быть изменен.
человеческие деяния проходят в некоем потоке Его можно назвать "судьбой" или "роком". Но,
(то есть, некоторым образом предопределены), как только человек начинает на собственном
но человек может направлять в нем свою лодку опыте познавать влияние этого уровня кармы,
туда, куда ему нужно. Современные западные он сталкивается с необходимостью делать вы-
астрологи в особенности зачастую предлагают бор. Таким образом приводится в действие тре-
различные возможности в соответствии с плане- тий тип кармы, называемый "Крийямани". Че-
тарными комбинациями, стремясь не только не ловек может либо продолжать действовать так,
ограничить, но и расширить понимание ситуа- как подсказывает ему опыт прошлого^ либо
ции клиентом, создавая тем самым реальные может избрать другой путь. Четвертый уровень
предпосылки свободного выбора. Большинство кармы называется "Агама Карма" и включает в
западных астрологов не отрицают свободы воли. себя все вообразимые варианты поступков, ко-
Единственное, что озадачивает их в этом вопро- торые возможно совершить в данной ситуации,
се, это — понимание, на сколько все-таки сво- хотя сам человек может и не подозревать об их
наличии6.
бодно может личность проявить свою волю? До
какой степени мы можем облегчить или изме- Таким образом, первые два уровня кармы
нить заданные гороскопом основные параметры олицетворяют то, что мы называем "роком" или
нашей жизни? "судьбой", тогда как следующие два предостав-
Интересный взгляд на эту проблему пред- ляют возможности изменить эту судьбу, пользу-
лагает индийская астрология. Базируется он на ясь свободой воли. И те, и другие типы кармы
давней и хорошо разработанной религиозной взаимодействуют друг с другом. На если какие-
традиции, которая, по-видимому, была изъята то особенности нашей судьбы можно изменить,
из христианского вероучения на Никейском предприняв определенные действия, то каким
соборе 325 г. н.э., — идее о перевоплощении же образом мы делаем это? Некоторые западные
душ, или реинкарнации. К этой идее вплотную мыслители считают, что все, знаменуемое опре-
прилегает идея "кармы". Большинство людей деленными астрологическими конфигурация-
на Западе имеют довольно ограниченное пред- ми, можно преодолеть всего лишь силой воли.
ставление о карме; это слово чаще всего исполь- Но что точно подразумеваем мы под "свобод-
зуется, если речь идет о чем-то неприятном, ной волей" и ее силой? Большинство из нас
имеющем место в нашей жизни. На самом же придерживается определенных привычек в еде
деле карма говорит о последствиях, которые и повседневной жизни; гораздо меньшее число
естественным образом вытекают как результат в течение значительного периода времени со-
тех или иных поступков, совершенных личнос- храняют стремление что-то изменить; и лишь
тью. единицы действительно меняют что-то в своем
Есть только два способа избежать возник- поведении. Для начала уже хорошо, если чело-
новения возможных последствий своих поступ- век делает какие-то заявления, потому что они
ков. Один из них — действовать настолько бес- меняют привычный образ мыслей и позволяют
корыстно, с такой чистотой помыслов, полнос- подумать об иных, более высоких, возможнос-
тью отказавшись от своего "Я", чтобы послед- тях.
ствиям просто не за что было бы зацепиться5. В индийской астрологии можно также най-
Другой способ — навсегда покинуть простран- ти огромное количество информации о том, как
ственно-временной континуум. Последнее яв- изменить нежелательный рисунок карты. В осо-
ляется главной целью некоторых направлений бенности рекомендуется использование различ-
индуизма и буддизма. ных ритуалов, то есть, повторяющихся во вре-
Восточная идея кармы развита гораздо силь- мени действий, совершаемых сосредоточенным
нее, чем это известно широким массам на Запа- сознанием при соответствующем духовном на-
6
5
Эта информация предоставлена специалистом по индийской
Именно так действовали и действуют христианские святые:
астрологии Хартом деФаув.
"Господи, да будет воля Твоя!" (Прим. пер.).
АстрологиЯ № 1 (13)

Они предпочитают рассказывать клиенту о пре-
строе. Примеры таких ритуалов — чтение мантр
доставляющихся возможностях, чем рекомен-
или заговоров, предложенных астрологом, ко-
довать какое-то действие как "более правиль-
торые нейтрализуют определенные влияния или
ное", "лучшее", чем другие. В этом смысле,
откроют путь более благоприятным воздействи-
опытный астролог знает, что все время должен
ям. (Вариантом этого является произнесение
делать выбор между тем, чтобы дать возмож-
вслух так называемых ментаций, или утвержде-
ность клиенту поступать самому, или же посо-
ний, хотя на Западе они крайне редко имеют
ветовать ему действие, которое гармонизировало
традиционное соответствие с символизмом пла-
бы его индивидуальность с миром в целом. По-
нет.) Другой рекомендованный вид действий —
видимому, оба эти подхода отражают большую
это разного рода благотворительность, как в
сосредоточенность Запада на проблемах
отношении людей, так и в отношении живот-
индивидуума и большее стремление Востока ко
ных. Можно также рекомендовать и медитации
всеобщей гармонии. Ни один из этих подходов
над разного рода геометрическими изображени-
не является более "правильным"; они попросту
ями (так называемые янтры). Можно дать также
различны.
принятые в некоторых западных эзотерических
Теперь давайте разберемся: если астрология
традициях рекомендации носить одежду опреде-
не является религией, потому что в ней отсут-
ленного цвета или определенные камни, что
ствуют такие важные составляющие, как космо-
считается способом накопления необходимых
логия и космогония, и к тому же она не занима-
планетарных энергий. Когда мы говорим обо
ется морально-этическими вопросами, может ли
всем этом, то речь идет о церемониальной, или
она стать путем развития духовности?
магической, стороне применения астрологии.
Согласно тому немногому, что нам известно
Все вышесказанное позволяет сделать вы-
об истории ее возникновения и развития, неког-
вод, что тема взаимосвязи неотвратимого рока и
да астрология считалась священной наукой, до-
свободной воли является довольно сложной.
ступной только жрецам. Основной символ, кото-
Есть еще один, третий, момент в конфликте
рый мы используем, — круг, — имеет глубокое
между ортодоксальной религией и западной ас-
мистическое значение. Все другие символы (пла-
трологией, по поводу которого очень трудно
неты, неподвижные звезды, астероиды, узлы и
сказать что-либо. Иногда резкое неприятие аст-
т.п.) размещаются на этой первичной окружно-
рологии со стороны Церкви происходит из того,
сти, создавая тем самым западный вариант свя-
что астрологи стали профессиональными сопер-
щенной мандалы. Круг всегда символизирует
никами церковников. И в самом деле, к кому
единство или цельность. За ним скрывается Ве-
обратится за советом человек, находящийся в
ликая Тайна, Нечто невыразимое, непостижи-
трудном положении? К местному священнику,
мое и невоспроизводимое. Когда эта Бесконеч-
пастору или раввину? Или же к живущему по-
ная Всеобщность становится чем-то определен-
близости астрологу? Церковь чувствовала, что ее
ным и принимает некую временную форму в
давние традиции решения местных споров в
пространстве, в центре круга ставится точка.
сочетании с безусловным доминированием в
Рождается индивидуум, совершенно отдельное
морально-этических вопросах делают ответ оче-
существо.
видным. Поэтому ее единственной тактикой в
Именно так начинается и построение кар-
отношении противоположной стороны было (да
ты: рисуется круг, а в центре его ставится точка.
и осталось поныне) стойкое осуждение и реши-
Этот круг делится на две части вертикальной
тельное подавление. Но растущая популярность
линией (осью MC-IC), представляя тем самым
астрологии показывает, что все эти методы не
проникновение Божественной Энергии в про-
дали результатов.
странство и время; затем круг делится еще раз
Церковь была права в одном: современная
горизонтальной линией, представляющей сферу
астрология не занимается моральной стороной
материального, и образуя крест, перекрываю-
дела. В отличие, например, от "И Цзин", состав-
щий этот круг. Вряд ли можно лучше изобразить
ляющей китайского метода предсказаний, име-
тайну воплощения, чем таким наложением сим-
ющего некоторое сходство с астрологией, астро-
волов — крест материи и круг бесконечности.
логические прочтения карт не дают совета, кото-
Будучи наложенными друг на друга, эти два
рому мудрец или "совершенный человек" мог бы
символа графически воплощают популярную
следовать в согласии с "волей небес". Именно
задачу средневековья о "квадратуре круга". Эта
из-за таких рекомендаций "И Цзин" и почитается
математическая задача — нарисовать квадрат,
как кладезь мудрости, а не просто книга
равный по площади заданному кругу, — по сути
пророчеств. Большинство же западных астроло-
своей маскирует глубокий философско-религи-
гов, совсем наоборот, стараются сохранить ней-
озный вопрос: каким образом невидимый дух
тралитет в области нравственности и морали.

5
• • • первый квартал 2000

принимает видимую форму? И может ли физи- неудовлетворенности. Совершается некий ска-
ческая оболочка не просто содержать в себе, но чок, и вы вдруг понимаете сущность, выражае-
и полностью выражать невидимую сущность? мую этим символом или скрывающуюся за ним.
Главный символ, который мы используем, В этот самый момент открываются "двери по-
постоянно напоминает нам об этой главной знания".
тайне — тайне проявления души в простран- Дар, который мы получаем, стараясь таким
ственно-временном измерении. Каждый кли- образом постичь значение символа, состоит в
ент, обращающийся к нам за консультацией, открытии шестого чувства, или интуиции, —
является многоплановым существом, и нашему знания, которое приходит без установления при-
анализу поддаются лишь некоторые его стороны. чинно-следственной связи. Конечно, все духов-
Мы никогда не сможем полностью понять всю ные традиции предостерегают, что дары подоб-
ЦЕЛЬНОСТЬ существа, карту которого беремся ного рода, появляющиеся как естественный ре-
интерпретировать, нам доступны лишь те его зультат интенсивной практики, не являются сами
стороны, которые воспринимаются нашими пя- по себе окончательными.
тью органами чувств. Если подходить к делу Нельзя в достаточной мере понять астроло-
таким образом, то астрология становится духов- гию, если не сочетать интуицию с достижениями
ной практикой, пока мы рассматриваем индиви- интеллекта. Именно поэтому большую пользу
дуальную личность как проявление Бесконечно- приносят новые тенденции сочетания астроло-
го Бытия. гической практики с визуальными упражнения-
Но есть и другой путь, согласно которому ми или попытками разыграть соответствующую
работа с астрологическими методами через неко- роль, образующими основы методики, извест-
торый период времени может принести те же ной под названием "Астродрама".
результаты, что и любая из хорошо известных Другим привлекательным качеством заня-
духовных практик. Помните, как вы себя чув- тий астрологией является обособленность. Это
ствовали, когда только начинали знакомиться с настоящий дар, данный и нам, астрологам, и
языком астрологии? Ваш мозг довольно скоро нашим клиентам: возможность стать зрителями,
был перегружен огромным количеством матери- бесстрастными наблюдателями социальных и
ала, который нужно было запомнить. С тех общественных движений, а также раскрыть сек-
самых пор, вам все время приходится приклады- реты наших собственных жизней.
вать значительные усилия, стараясь по мере Но все-таки, ни сокровенный смысл ис-
необходимости припомнить ту или иную кон- пользуемых символов, ни их воздействие на нас
цепцию и понять ее значение. Конечно, астроло- не делают астрологию саму по себе всесторон-
гия — это особый символический язык, и в этом ним духовным путем. Аналогично, американцы
лежит ее сила и ее слабость. По самой своей сути, считают юнгианскую психологию духовным пу-
символы не могут быть полностью поняты разу- тем, основным средством которого является
анализ снов7. Однако, юнгианская психология
мом, интеллектом. Как подчеркивал Юнг, сим-
вол — это лишь мостик, связь между тем, что он тоже не является исчерпывающим духовным
называл "коллективным бессознательным" и путем.
сознающим разумом. Именно он передает значе- Духовный путь обычно включает в себя
ние. определенные виды практик, которые отсутству-
Чтобы постигнуть значение символа, нужно ют как в астрологии, так и в юнгианской психо-
рассмотреть его со всех сторон, и лишь тогда логии, — такие, как физические упражнения
может наступить момент истины. Внезапно при- (например, йога), ментальные упражнения (чте-
дет озарение, и вы "поймете". Вы "поймете", что ние мантр, медитации, созерцания) или часто
такое Марс, или что такое девятый Дом, или практикуемые виды аскезы (посты, воздержа-
полутораквадрат. Усилить этот процесс можно, ние, продолжительность сна, использование ве-
если задать себе такие вопросы: каким был бы ществ, которые могут вызвать переживание из-
символ, если бы он был запахом? А если он бьи мененных состояний сознания). Большинство
бы цветком, то каким? А если это цвет, то какой? путей духовного развития рекомендуют также,
Конечно, некоторые ответы, на которые вы на- чтобы за продвижением ищущего наблюдал гуру,
толкнетесь, могут уже являться частью астроло- учитель или более опытный духовный настав-
гической традиции. ник.
Все это очень похоже на то, что происходит Если бы астрология была подлинным путем
при работе с коанами Дзен, то есть, утверждени- духовного развития, в ней обязательно должны
ями типа: "Что есть звук от хлопка в ладоши?". были бы присутствовать две вещи. Первая — это
Сознание дисплиницируется при концентрации 7
см. статью "Вопросы духовности" в декабрьском номере
и играет роль трамплина, выводящего из пустоты журнала "U.S. News and World Report"за 1992 год.



6
АстрологиЯ № 1 (13) •••



исправление концептуальной модели строения т.д. В эту часть должны быть включены и состав-
Вселенной, которая была краеугольным камнем ляющие религиозной системы — космология,
системы верований от древних греков до мысли- космогония и т.п. Все это может быть построено
телей эпохи Возрождения. Частично это делает- на основе мудрости, накопленной в рамках всех
ся в рамках проекта "Взгляд в прошлое (Project известных конфессий.
Hindsight)", участники которого пытаются вер- Вторая составляющая — магическая; то
нуть астрологию древности в современную сис- есть, использование ритуалов и особых церемо-
тему взглядов. Такая модель включает в себя и ний, отмечающих этапы взросления личности,
духовную составляющую, но может быть расши- воспитывающих гармонию человека, природы
рена настолько, что сумеет вобрать в себя откры- и Божественного начала, обеспечивающих так-
тия науки XX столетия, особенно современной же непосредственный личный опыт общения с
физики. Сделав это, астрология приобретет и Богом. Астрология является исключительно важ-
"религиозную" составляющую, которая в самом ной частью этой компоненты. В древности со-
начале данной статьи была определена как "по- здание календаря было священным искусством;
нятие о священном". Это может помочь в прояс- таковым оно может стать и вновь, если мы
нении наших верований относительно таких тем, достигнем углубленного понимания расчета точ-
рассматриваемых религией, как "случайность", ного времени церемоний и событий духовной
"рок" и "свободная воля". жизни.
Второе, что хорошо было бы также иметь Третья составляющая — психологическая.
астрологии, — это систематизированная или Методы, разработанные в этом столетии для
специально организованная программа, ведущая достижения гармонии личного развития и отно-
к личному опыту соприкосновения со святыней. шений с окружающими, имеют неоценимое зна-
По иронии судьбы, ортодоксальные религии чение. Они не только питают процесс познания
Запада в целом (в том виде, как они широко собственного "Я" и взаимопонимания (безус-
практикуются в настоящее время) не ставят себе ловно, важные первые шаги на пути к духовному
такой цели. В действительности, они проявляют совершенствованию личности), но и, по мере их
крайнюю неуверенность при столкновении с раскрытия, указывают перспективу духовного
такими эзотерическими методами и практика- развития. Душе так легко потерять равновесие и
ми, как медитация или чтение молитв на особый склониться либо к экстазу, отречению себя, либо
манер8. Прямой опыт общения с Божеством был к крайней степени эгоизма.
отброшен западными разновидностями христи- В эту составляющую обязательно должна
анства еще в первые века нашей эры, когда быть включена юнгианская модель души. Имен-
гностицизм был осужден ортодоксальной рели- но Юнг вывел психологию из-под научного раци-
гией, которая предпочла вместо этого важность онализма Фрейда и рамок атеистического миро-
веры и наличие добрых дел. воззрения, провозгласив надличностные цели
Но если астрология сама по себе не является жизни человека. Он также создал систему, воспи-
ни религией, ни совершенным духовным путем, тавшую терпимость и стремление понять художе-
то не может ли она быть включена в некий ственные, культурные и религиозные традиции
синтетический процесс, создающий действитель- человечества через исследование и интерпрета-
но всеобъемлющий путь духовного развития лич- цию архетипических образов и символов.
ности? Ответ на это только один: "Да". Она не 8 наши дни все признают, что модель Юнга
только может, но и должна быть включена в религиозна по своей сути и выдвигаемые им
такой синтез. Астрология дает уникальный язык, концепции имеют аналоги среди чисто религи
озных идей9. (Сходство мыслей Юнга с идеями
позволяющий соединить земную и небесную
сферы, исцеляя тем самым культуру, отчаянно гностицизма стало темой моей докторской дис
нуждающуюся в возвращении святынь в нашу сертации, которую я защитила в 1993 году.) Но,
повседневную жизнь. однако, Юнг предпочел де-сакрализацию этих
Каким может быть духовный путь XXI века, концепций, скрыв их за специфичными психо
составляющей частью которого будет астроло- логическими терминами. Это диктовалось вре
гия? В нем должны присутствовать четыре ком- менем, в котором он жил. Возможно, что сейчас
поненты. Первая составляющая — это философ- пришло время вернуть им их сакральный смысл
ско-метафизические воспитательные диалоги, в и включить их в более широкий путь развития
которых должны быть определены понятия ис- духовности.
тины, реальности, Бога, личности, добра и зла и Четвертая составляющая — мистическая:
использование медитации и созерцательных ме-
8
Возможно, речь здесь идет о такой духовной практике,
известной христианству, как чтение Иисусовой молитвы, слоги 9
Richard Noll, The Jung Cult: Origins of a Charismatic Movement
которой произносятся при особом ритме дыхания (Прим. пер.). (Princeton: Princeton U.P., с 1994).


7
• • • первый квартал 2000

ПОДПИСКА-2000
тодик для того, чтобы непосредственно испытать
то, что определяется постулатами веры. Если
медитация проводится на астрологических сим-
Газета «Астролог» -
волах, то в этом участвует и астрология. Но это
не все. Что было утеряно (и может быть найдено
вновь в трудах египетских герметиков и гности- * первооткрыватель Российской ас
ков), так это образ космоса как "Лестницы в трологии,
небо". Человек восходит по этой лестнице, воз-
* работает в реальном времени, опе
можно, через то, что может быть описано как
ративно информируя своих читателей о
последовательные планетарные посвящения,
прошлом, настоящем и будущем.
стремясь получить полный мистический опыт —
слияние с Единым. По вопросам подписки и доставки
Такой путь охватывает и малое, и великое в
на 2000 год необходимо обращаться в
нашей жизни. Малое — это жизнь в соответствии
отделения связи и ЦРПА «Роспечать», а
с духовными законами, чтобы наилучшим обра-
также в магазины и киоски «Роспечать».
зом развить данные нам от Бога способности и,
Индекс по каталогу
используя их, служить ближним. Великое — это
культивация готовности к воссоединению с Бо-
«Роспечати» — 50076
гом, либо в мистическом экстазе еще при жизни,
либо после смерти. Поэтому-то и должно про-
Для годовой подписки — 32628
явиться соединение трех планет — Урана, Непту-
Газета «Астролог» выходит 1 раз в
на и Плутона, то есть астрологические прозре-
ния должны вступить в союз с пониманием месяц (6 раз в полгода) регулярно в
психологии происходящего и духовной мудрос- конце каждого месяца года.
тью.
Адресная подписка
Внимание! — «Сталкер» На газету «Астролог» на 2000 год мож-
но подписаться в редакции. Очередные
"Сталкер" — самая покупаемая астрологическая про-
номера в этом случае Вы будете получать по
грамма с 1997 года потому, что это не только сама
почте в конвертах.
компьютерная программа, но и серьезная поддержка
пользователей.
Стоимость подписки на 2000 г. для
Авторы не оставят Вас без помощи:
* Уроки работы с программой периодически публику России/СНГ на 1 номер — 12/18 руб., на
ются в газете "Астролог": №№8-12 за 1997 год, №№1-
полгода (б номеров) — 72/108 руб.; на весь
3 за 1998 год, №№3-8 за 1999 год — их можно
приобрести.
год (12 номеров) — 144/216 руб.
* Вы имеете право бесплатно обновить редакцию
Деньги за подписку надо перечислять по
любой версии программы.
Если Вы обнаружили ошибку, сообщите о ней разра-
адресу редакции: 119048, г.Москва, а/я 151
ботчику, и она будет устранена, а Вы бесплатно получите
Копы лову В.М. почтовым переводом, в
свою версию программы, но уже с устраненными ошиб-
ками.
котором разборчиво и подробно указать
* Ваши пожелания учитываются при разработке пос
ледующих версий. свой адрес, и за что переведены деньги.
Скажите, что Вы хотите, и что Вас не устраивает. Ваши
Вы можете также заказать любой
пожелания будут учтены.
* Постоянно работает "Горячая линия".
из пропущенных или не полученных в свое
Мы ответим на все Ваши вопросы.
время номеров «Астролога».
Стоимость программы: Версия 1 — 30$; версия 2 — 60$;
версия 3 - 120$ США.
Стоимость 1 экз. газеты, вышедшей до
При обмене программы "Сталкер-\л/'95" на более
01.01.99 г., с отправкой по почте для Рос-
высокую версию необходимо сдать комплект предыду-
щей версии и доплатить только разницу в их цене на
сии/СНГ составляет 8/12 руб., вышедшей в
день обмена.
Тел.: редакции (095) 151-8410, 151-8510 I-II полугодии 1999 года — 10/15 руб.
разработчика: (095) 453-0182
Адресную подписку на «Астролог»
E-mail: редакции: astrolog@deol.ru
разработчика: ggvictor@space.ru
на 2000 г. можно оформить и по «Объе-
Страничка "Сталкера" в Интернете: http://
диненному каталогу» Департамента по-
Astroloaer.ru/downloads/Stalker/ — доступны самые
последние обновления программы.
чтовой связи Министерства связи Рос-
Приглашаются региональные дилеры.
сийской Федерации. Индекс — 32410.


8
АстрологиЯ № 1 (13)

В.В.Г
Методика интерпретации
основных астрологических
аспектов между планетами
деле планета (за исключением светил) управля-
Планета имеет фас с Солнцем или Луной, если
ет двумя знаками, но для одного из них она
ее положение относительно Солнца или Луны одно-
является главным, первым управителем, а для
родно с положением управляемого ею знака относи-
другого — второстепенным. Директные Мерку-
тельно знака Льва или Рака соответственно (при этом
рий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
нужно, чтобы планеты располагались в том же поряд-
Нептун и Плутон являются главными управите-
ке, что и соответствующие им знаки).
лями соответственно для знаков Близнецов,
По «Астрологическому словарю» А. В. Троя-
Весов, Овна, Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб
новского.
и Скорпиона, а те же планеты, будучи ретрог-
По Птолемею подобное расположение назы-
радными, будут главными управителями соот-
вается «стоять лицом» (см. стр. 50 русского
ветственно для знаков Девы, Тельца, Скорпио-
перевода «Тетрабиблоса»).
на, Рыб, Водолея, Козерога, Стрельца и Овна.
В данной статье будет изложена некоторая Солнце и Луна имеют только директное движе-
единая методика интерпретации всех тех аспек- ние и управляют Львом и Раком соответствен-
тов между планетами, которые кратны 30 граду- но. Более подробно об указанной схеме управ-
сам (сюда входят все мажорные, т.е. птолемеев- ления (и тесно связанной с нею схеме экзальта-
ские аспекты, и еще полусекстиль и квинконс), ции) рассказано в статье автора, которая опуб-
а также некоторых других, реже используемых ликована в журнале «Астрология» №4, 1999 г.,
аспектов. Исходным моментом в разработке там же приводится и подробное обоснование
этой методики для меня явилось понятие фаса этой схемы. При желании описанную ниже
(довольно неудачный «русский» вариант терми- методику интерпретации аспектов можно ис-
на, означавшего в античной и средневековой пользовать и исходя из других схем управления.
астрологии наиболее естественное расположе- Вернемся к понятию фаса. Например, ди-
ние планет по отношению к светилам, когда ректные Меркурий во Льве и Сатурн в Рыбах
планеты как бы стоят лицом к ним). Здесь находятся в фасе, как и они же ретроградные,
понятие фаса будет обобщено и применено к если они расположены в Весах и Рыбах соответ-
произвольным парам планет (а не только к тем, ственно.
куда входит Солнце или Луна). Некоторые дру- Смысл фаса заключается в том, что поло-
гие стороны интерпретации аспектов (основан- жения планет в фасе как бы моделируют взаим-
ные на нумерологии) были ранее опубликованы ное расположение управляемых ими знаков.
в статье автора "О нумерологии и интерпрета- Отношение фаса является определенного рода
ции астрологических аспектов" (журнал "Аст- достоинством для планет, в него включенных. В
рологиЯ", №4, 1998 г.). качестве одного из обоснований понятия фаса
По аналогии с классическим пониманием можно отметить, что планеты, расположенные в
фаса (см. эпиграф), две планеты Р и Q будем управляемых ими знаках, составляют так назы-
называть находящимися в ФАСЕ, если их вза- ваемый «Мировой гороскоп» (точнее, один из
имное положение однородно с положением уп- его вариантов), задающий положение планет в
равляемых ими знаков (учитывая порядок их «Начальный момент времени Мира». Планеты
расположения). Управление знаками для пла- же, находящиеся в фасе, образуют пару, резо-
нет берется по стандартной схеме с учетом трех нансную этому Исходному Положению.
(или более, по мере их открытия) высших пла- Развивая идею фаса, предлагается следую-
нет. При этом используется небольшая моди- щее описание влияния одной планеты на дру-
фикация этой схемы. А именно, считается, что гую, связанную с ней определенным аспектом.
директная планета управляет только одним зна- Рассмотрим вначале только аспекты, кратные
ком Зодиака и что ретроградная тоже управляет 30 градусам. Будем исходить из того, что в
только одним знаком. Более точно, на самом аспекте двух планет из их взаимных влияний


9
• • • первый квартал 2000

друг на друга ярче выражено влияние более лях. Это дает еще одно обоснование понятия
медленной планеты на более быструю. Напри- фаса как специфического аспекта между плане-
мер, при аспекте Солнца и Плутона естественно тами. Помещение более медленной планеты в
говорить о влиянии Плутона на Солнце, а не управляемый ею знак позволяет по положению
наоборот. Более сложно для интерпретации по- второй, более быстрой, планеты судить об осо-
ложение, когда скорости планет довольно близ- бенностях рассматриваемого аспекта в терминах
ки (это пары Меркурий/Венера и Марс/Солн- того знака (уже не являющегося обителью), куда
це), тут, видимо, нужно учитывать в равной попала эта вторая планета.
степени оба влияния. Под скоростью планет Итак, для произвольного аспекта, кратного
понимается обычно их средняя скорость, но 30 градусам, описание влияния аспекта можно
представляется полезным при интерпретации дать в соответствии с характером того знака, куда
аспектов учитывать и реальные скорости пла- попала планета Р. Такое описание можно на-
нет, чтобы внести в интерпретацию тонкие, звать синтетическим потому, что оно позволяет
очень индивидуальные нюансы (например, мо- сразу дать общую картину проявления изучаемо-
жет оказаться, что в данный момент времени го аспекта, тогда как при аналитическом подходе
рождения Меркурий двигался медленнее, чем это удается сделать только после подробного
Плутон). рассмотрения всех отдельных элементов аспекта
Кроме хорошо известного аналитического (положений планет в знаках и их интерпретации,
описания аспекта планет Р и Q (когда по отдель- характер аспекта и др.). Полученное синтетичес-
ности описываются положение планет по зна- кое описание при анализе карты накладывается
кам и Домам, управление, характер аспекта) на описание планеты Р в знаке фактического ее
можно дать и следующее синтетическое описа- нахождения.
ние, дополняющее (но не отменяющее) анали- Указанное синтетическое описание можно
тическое. Для этого более медленную планету — распространить и на все аспекты, кратные 10
пусть это будет планета Q — помещаем в управ- градусам. При этом нужно использовать интер-
ляемый ею знак, тогда планета Р — в соответ- претацию декад знаков Зодиака. Один из мето-
ствии с аспектом (который, напомним, кратен дов такой интерпретации основан на разделении
30 град.) — попадает в определенный знак (тут пространства знака на 3 части, уровня — физи-
нужно учесть порядок планет в аспекте, т.е. ческую (или природную), астральную (или чело-
выяснить, является ли аспект сходящимся или веческую, индивидуальную, эмоциональную,
расходящимся). Для обоснования такого подхо- душевную и т.п.) и ментальную (или социальную,
да рассмотрим вначале случай, когда изучаемый духовную, Божественную). Более медленная пла-
аспект — это соединение планет. Так как свой- нета Q помещается в точку 0 град, управляемого
ства планеты во многом аналогичны свойствам ею знака (тут мы исходим из самого физически
ее обители (хотя следует помнить, что планеты яркого ее проявления, которому соответствует
и знаки — это качественно различные объекты), именно начало знака), тогда планета Р с соответ-
то влияние соединения какой-либо точки го- ствии с аспектом попадает в начало одной из
роскопа с планетой можно в определенном декад некоторого знака.
смысле описать помещением этой точки в оби- Синтетическое описание дается исходя из
тель планеты. интерпретации указанной декады. Отметим, что
Кстати, еще одна сторона описания соеди- аспекты 10, 20, 40, 80, 100, 140, 160 градусов
нения может быть выявлена при помещении всегда меняют номер декады, т.е. положение
точки в знак, где указанная планета экзальтирует планеты Q в одной декаде приводит к помеще-
(но более подробно вариант использования эк- нию планеты Р обязательно в другую по номеру
зальтации вместо обителей мы здесь рассматри- декаду. Происходит смешение уровней интер-
вать не будем, оставляя восстановление деталей претации и смещение планов бытия, что может
заинтересованному читателю). Что же касается производить впечатление возникновения неко-
аспектов, отличных от соединения, то для их торых характеристик аспекта «из ничего» (а на
интерпретации мы рассмотрим обитель планеты самом деле просто из другого плана бытия).
как исходную точку и будем отсчитывать аспек- Возможно, именно поэтому указанные аспекты
ты (поначалу имея в виду аспекты, кратные 30 иногда называют кармическими, исходя при
градусам) от этой обители. Ясно, что получаемая этом из отсутствия ясно выраженной однопла-
таким образом интерпретация аспекта и была новой причинной зависимости. Кроме того, с
описана выше. Для планет, находящихся в фасе, указанными аспектами связано число 9, кото-
подобная конструкция приводит к помещению рое с чисто нумерологической точки зрения
более быстрой планеты в свою обитель, тем касается тонких эволюционных проявлений.
самым обе планеты оказываются в своих обите- Другие подходы к интерпретации этих аспектов

10
АстрологиЯ № 1 (13)

тилами или планетами, связанными с индиви-
могут основываться на интерпретации трех де-
дуальностью (Меркурий, Венера, Марс). Ана-
кад знака как соответствующих трем этапам
логичным способом можно изучать и конфигу-
развития (начало, середина и конец) или трем
рации из четырех (и даже более) планет, но
способам движения (поступательное, враща-
получить здесь явную конкретную, просто фор-
тельное и колебательное). По скорости прояв-
мулируемую интерпретацию намного сложнее.
ления декады соответствуют быстрому, медлен-
Опишем теперь общую схему интерпретации
ному (вплоть до стационарного) и среднему (т.е.
аспектов. Начинаем с описания свойств планеты
со скоростью, близкой к средней) движению,
(и соответствующей ей функции) в терминах
это дает еще один способ интерпретации ука-
того знака, где эта планета находится. Положе-
занных аспектов.
ние планеты в знаке определяет привычную,
Деление каждого знака на две половины
естественную для изучаемого индивида форму
(называемые в индийской астрологии хорами)
проявления данной функции, как бы атмосферу
по 15 градусов позволяет, в частности, давать
для этой функции. Например, если Луна нахо-
синтетическую интерпретацию аспектов 45 и
дится в Овне, то в еде человек обычно очень
135 градусов. При этом можно исходить из
быстр. Однако на это первоначальное описание
интерпретации хор в терминах начала и конца,
планеты накладываются детали (иногда настоль-
внешнего и внутреннего, а также из управления
ко важные, что они могут заметно видоизме-
ими Солнцем и Луной. В индийской астрологии
нить исходную атмосферу), определяемые на-
Солнце управляет первой хорой мужских (не-
личием аспектов. При построении интерпрета-
четных по номеру) знаков и второй хорой жен-
ции аспектов нужно рассматривать каждый ас-
ских (четных) знаков, Луна управляет осталь-
пект между планетами как развитие того, что
ными хорами. Более конкретно, можно припи-
было заложено в их соединении.
сывать планетам, попавшим в хору, управляе-
Поэтому начинать интерпретацию аспекта
мую Солнцем, такие дополнительные характе-
нужно с предварительного помещения более
ристики, как яркость, активность, определен-
быстрой планеты в знак, управляемый более
ность, а планетам в лунных хорах — пассив-
медленной планетой. Этот знак как бы модифи-
ность, восприимчивость, переменчивость. Да-
цирует атмосферу, в которой находится более
лее, поделив каждый знак на 5 частей по 6
быстрая планета и психологически соответству-
градусов (которые, кстати, часто называют фа-
ет определенной черте характера (вообще ас-
сами; не следует путать это понятие с описан-
пекты можно рассматривать как отдельные чер-
ным выше отношением фаса между планетами),
ты характера). Помещение более быстрой пла-
получаем возможность строить синтетическую
неты в этот знак показывает, в какой форме эта
интерпретацию для аспектов 36, 72, 108 и 144
планета пытается проявить свою функцию, на-
градуса (а также для многих других, например,
ходясь под воздействием аспекта. После этого
для аспектов 18, 24, 48 градусов). Для построе-
уже используется интерпретация именно того
ния интерпретации таких аспектов можно исхо-
аспекта, который имеет место между планетами
дить из управления пяти фасов каждого знака
(с учетом их скоростей и направления движе-
пятью видимыми планетами или связывать их с
ния).
пятью стихиями (что можно сделать нескольки-
Это дает особенности черты характера или
ми различными способами).
ситуативные формы проявления более быстрой
Конфигурации, состоящие из трех планет
планеты, которые могут обнаруживаться время
(в частности, соединения трех планет), тоже
от времени, в определенных обстоятельствах
могут быть интерпретированы с помощью ис-
при попытке проявить функцию планеты спо-
пользования той же идеи, что и одиночные
собом, вызванным наличием аспекта. Частота
аспекты. Для этого наиболее медленную плане-
этих проявлений тем больше, чем меньше орбис
ту из трех помещаем в управляемый ею знак,
аспекта. Кстати, знак, где расположена более
тогда две остальные планеты попадают в неко-
медленная планета, играет не очень существен-
торые знаки, будучи связаны тем же аспектом,
ную роль в интерпретации аспекта, важна лишь
что и в их исходном положении. Интерпретация
сила этой планеты (зависящая, конечно от зна-
этого аспекта в новых знаках дает понимание
ка). При анализе аспекта важны, конечно, и
того влияния, которое самая медленная из трех
другие его характеристики, кроме описанных
планет оказывает на две остальные планеты.
выше (например, сила планет), но их мы здесь
Этот метод наиболее эффективен тогда, когда в
рассматривать не будем из-за недостатка места.
конфигурацию входит одна из высших планет
Отмечу, что некоторые методы вычисления
(Уран, Нептун, Плутон), не более одной кол-
афетических характеристик планет довольно
лективной, социальной (Юпитер, Сатурн), а
подробно рассмотрены в статье автора "Чис-
остальные одна или две планеты являются све-


11
• • • первый квартал 2000

ленные оценки силы планет в космограмме что указанная квадратура дает предрасположен-
("АстрологиЯ", №3, 1998 г.). ность к тяжелой работе, ориентированной на
Если подходить к описанию аспекта «по достижение конкретного результата. Да, конеч-
театральному» (да простят мне люди театра но, это не отдых в санатории, но что же здесь
непрофессиональное использование ниже их патологически плохого (особенно если речь идет
терминологии), то положение планеты в знаке о мужчине в расцвете сил)? С точки зрения
для определенной жизненной сцены определяет описанной выше методики эта квадратура внача-
задний план данной сцены, как бы психологи- ле приводит к помещению Марса в знак Козеро-
ческий подтекст этой сцены, положение ее в га (мы будем предполагать здесь, что Сатурн
обители аспектирующей планеты задает сред- директен). Ясно, что в рамках функций Марса
ний план этой сцены, в котором и развивается (усилие, действие, желание) это положение его
основное действие, а вот знак, куда попадает усиливает (ибо Марс попадает в знак своей
исходная планета при отсчете аспекта от той экзальтации), придавая, например, усилию скон-
обители связано с передним планом (или выхо- центрированность на результате. Далее, если мы
дом на авансцену). Если более медленная пла- предположим, что квадратура между Марсом и
нета находится в своей обители, перемещения Сатурном расходящаяся, то это приводит к необ-
более быстрой планеты в другой знак в связи с ходимости добавить к вышесказанному положе-
данным аспектом не происходит. Это означает, ние Марса в Овне, что еще больше усиливает
что особенности, связанные с задним планом, с Марс.
архетипами в терминологии Юнга, время от В результате применения указанной выше
времени выходят в достаточно адекватной фор- методики мы приходим фактически к тому же
ме на первый план, проявляются в конкретных выводу, что и полученный выше исходя из общих
поступках. соображений и нумерологии. И мы еще раз
Особо важно и интересно влияние аспектов видим, что вовсе не такой это уж страшный
на светила (со стороны внешних планет — Мар- (хотя, конечно, и нелегкий для его обладателя и
са, Юпитера ... Плутона, аспекты которых со окружающих его людей) аспект, как нас пугают
светилами подчеркивают роль этих планет в некоторые астрологические руководства.
карте) и на индивидуальные планеты — Мерку-
рий, Венеру, Марс — со стороны более медлен- ПРИМЕРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АСПЕКТОВ
ных планет. Ниже приведены несколько примеров изло-
Ниже будут вкратце приведены некоторые женной выше методики интерпретации аспек-
примеры применения изложенной выше мето- тов. Там только намечены подходы к интерпре-
дики интерпретации аспектов. Следует отме- тации аспектов, более подробные описания можно
тить, что получаемые в результате трактовки не оставить читателю в качестве очень полезного
всегда согласуются (а иногда и прямо противоре- упражнения. При этом можно достигнуть весьма
чат) с трактовками аспектов между планетами, большой глубины и детальности описания каж-
приводимыми в некоторых стандартных астро- дого аспекта. Для того чтобы убедиться в этом,
логических руководствах. Полезно тщательно стоит взять какой-либо хороший учебник по
обдумать получаемую трактовку и спросить себя, астрологии и сравнить данные там интерпрета-
не является ли она более близкой к реальности, ции аспектов с полученными по указанной здесь
к астрологической практике, чем привычные, методике. Следует учитывать, однако, что в аст-
«очевидные» трактовки из учебников (которые рологических руководствах практически никог-
часто не имеют строгого, а иногда и вообще да не различают интерпретации сходящихся и
какого-либо обоснования и далеко не всегда расходящихся аспектов (там говорится, напри-
прошли тщательную проверку на практике). мер, просто о трине, а интерпретации двух воз-
Например, в «Астрологическом словаре» А.В. можных тринов смешиваются в единый текст), а
Трояновского о квадратуре между Марсом и также что при интерпретации аспектов не учиты-
Сатурном говориться как об «очень опасной». вается направление движения планеты (его учи-
Но если подходить непредвзято к квадратуре тывают на других шагах аналитического описа-
между этими двумя планетами, традиционно ния, не всегда потом добавляя его к характерис-
называемыми «злыми», то можно заметить сле- тикам аспекта).
дующее. Связь планет Марс и Сатурн предраспо- Очень полезно (я сам постоянно так де-
лагает к тяжелой (но целенаправленной) работе, лаю) взять любой учебник по астрологии и
это вытекает из комбинирования функций Марса попытаться проанализировать данное там опи-
и Сатурна. Квадратура — это аспект, связанный сание любого аспекта. Обычно удается (если
с числом 4, которое само по себе ориентировано учебник хороший и его автор проверяет свои
на достижение результата. Отсюда видно, мысли на практике) привести данную там ин-

12
АстрологиЯ № 1 (13)

терпретацию в соответствие с той, что получа- шую яркость, демонстративность. Интересно
ется по общей методике, а потом можно углу- заметить, что где бы не было расположено
бить и уточнить данную в книге интерпрета- Солнце в натальной карте, расходящийся трин
цию. Отметим, что часто интерпретации ас- с ретроградным Плутоном дает значительное
пектов в учебниках дают в подчеркнуто психо- усиление этого Солнца, как бы помещая Солн-
логически конкретной или даже событийной це в его собственную обитель — знак Льва
форме (указывая на возможное частое повто- (ясно, что планеты в этом случае находятся в
рение определенных событий в жизни челове- фасе).
ка), в которой полезно выделить то общее, что 3. Трин директных Меркурия и Сатурна
присуще всем обладателям данного аспекта. сдвигает Меркурий в знак Тельца (если аспект
Особенно полезно после проведения такого расходится, т.е. происходит до оппозиции этих
рода работы сопоставить полученные интер- планет) или в Деву (для сходящегося аспекта).
претации с особенностями конкретного чело- Гармоничный аспект Меркурия с директным
века, имеющего в карте рассматриваемый ас- Сатурном дает весьма логичное, строгое мыш
пект в ярко выраженной форме. Разговор с ление. Расходящийся трин этих планет делает
этим человеком поможет более эффективно мышление более конкретным, основательным,
освоить практическое применение методики. но замедляет его скорость. Если в карте Сатурн
расположен в Козероге, то уже в радиксе Мер
курий находится в Тельце и описанная особен
1. Соединение Луны с директным Сатурном
ность мышления отражает самые глубинные
приводит к помещению Луны в знак Козерога.
психологические характеристики человека. Схо
Это означает, что такое соединение добавляет
дящийся же трин придает мышлению аналити
(тем в большей мере, чем точнее это соединение,
ческий или критический оттенок, не лишая его
т.е. чем меньше угловое расстояние между пла
при этом скорости. Если же, например, Сатурн
нетами) к характеристикам Луны, вытекающим
ретрограден, то наличие аспекта Меркурия с
из знака ее исходного расположения, еще и
ним дает весьма абстрактное мышление (Мер
характеристики, присущие ее положению в зна
курий в Водолее), при этом расходящийся трин
ке Козерога — например, эмоциональную сдер
Меркурия (независимо от направления движе
жанность, ответственность. Соединение же Луны
ния Меркурия) приводит к помещению Мерку
с ретроградным Сатурном привело бы к помеще
рия в знак Близнецов, что, очевидно, очень
нию ее в знак Водолея со всеми вытекающими из
усиливает Меркурий (относительно того состо
этого последствиями.
яния, в котором он находился в силу его исход
2. Расходящийся (т.е. происходящий между
ного положения в некотором знаке Зодиака).
соединением этих планет и их оппозицией)
Это вполне естественно, так как в этом случае
трин Солнца и директного Плутона помещает
планеты находятся в фасе. Например, если в
Солнце в Рыбы. Отметим, что точный трин
натальной карте Меркурий находится в Стрель
директного Плутона с Солнцем невозможен по
це, то к разносторонности его интересов при
чисто астрономическим причинам, но в преде
бавляется (из-за аспекта с Сатурном) стремле
лах даже не очень большого орбиса такой аспект
ние все же контролировать свои разбегающиеся
в натальной карте может иметь место (напри
мысли, причем в зависимости от типа аспекта
мер, у ребенка, родившегося в первых числах
контроль этот происходит разными способами
апреля 1997 года). Любой аспект с Плутоном
и приводит к различным (описанным выше)
дает Солнцу (точнее, тому человеку, в карте
результатам.
которого имеет место рассматриваемый аспект)
4. Квадрат Солнца и директного Юпитера
повышенную эмоциональность (как бы поме
дает Солнце в Рыбах (если аспект расходится) или
щая Солнце в знак Скорпиона), а гармонич
в Деве (для сходящегося аспекта). Наличие любо
ность трина придает этой эмоциональности
го аспекта с Юпитером делает для человека посто
мягкий характер, свойственный знаку Рыб. Пси
янно актуальными проблемы идеологии, миро
хологически человек с таким аспектом может
воззрения, веры, познания, причем расходящий
пытаться вести себя так, как будто у него Сол
ся квадрат временами чрезвычайно акцентирует
нце расположено в Скорпионе (например, «Я —
проявления этой проблемы, а сходящийся время
крутой!»), но время от времени это будет приво
от времени в значительной мере подавляет ее
дить, например, к появлению чувства вины,
внешние проявления. Если при этом Юпитер в
свойственного положению Солнца в Рыбах.
радиксе расположен в Стрельце, то Солнце будет
Если же имеется расходящийся трин Солнца с
расположено в указанных знаках, и описанные
ретроградным Плутоном, то это помещает.Сол-
черты характера есть достаточно адекватное про
нце вместо знака Рыб в знак Льва, усиливая
явление архетипических черт.
экспрессивность эмоций, придавая им боль-


13
• первый квартал 2000

5. Оппозиция Солнца и Урана помещает соединения Меркурия с Венерой (дающего, в
Солнце в знак Рака, так как оппозицию с Солн частности, склонность к изящной словесности) в
цем может иметь только ретроградный Уран знаки Овна или Скорпиона (в зависимости от
(управляющий, согласно описанной выше схеме направления движения Марса), что, в частности,
управления, в первую очередь Козерогом). Лю может привести к появлению весьма брутальных
бой аспект Солнца с Ураном ставит перед чело сочинений.
веком, например, проблему свободы. Оппозиция 12. Большой Квадрат четырех планет, в
же придает этой проблеме ярко выраженный который входит директный Нептун, приводит к
эмоциональный оттенок. Квадрат Солнца и ди помещению остальных трех планет, входящих в
ректного Урана дает Солнце в Скорпионе или в этот квадрат, в знаки Близнецов, Девы и Стрель
Тельце. Расходящийся аспект приводит к повы ца. Далее должна проводиться интерпретация
шенному вниманию к материальному миру, а (по той же методике) образовавшегося Т-квадра-
сходящийся — к духовному миру как к способам та. х
решения проблемы личной свободы.
6. Аспект в 100 град, между Солнцем и В заключение укажем некоторые возмож-
Луной (расходящийся) приводит к помещению ные применения приведенной здесь методики
Луны в 11-й градус Скорпиона, связанный с интерпретации натальных аспектов в других раз-
душевными стрессами (т.е. своего рода транс делах астрологии. Во-первых, она применима
формацией на втором — эмоциональном уров при наложении одной карты на другую, т.е. при
не). Сходящийся же аспект помещает Луну в li синастрии. Беря одну карту за основную, ее
ft градус Овна. планеты будем рассматривать как неподвижные,
а на планеты второй карты будем смотреть как на
7. Расходящийся нонагон (аспект в 40 граду
движущиеся. Аспекты между планетами двух
сов) Меркурия и директного Сатурна помещает
карт можно интерпретировать в точности тем же
Меркурий в 11-й градус Водолея (второй уровень
методом, какой был описан выше для интерпре-
знака), что приводит к соприкосновению мыш
тации аспектов внутри одной карты. Отметим
ления человека с вопросами человеческого бы
только, что в синастрии всегда нужно один
тия.
аспект рассматривать дважды — с точки зрения
8. Полуквадрат между Венерой и Сатурном
каждой из двух карт.
(такой аспект обычно бывает при директном
Далее, еще одно применение — это интер-
Сатурне) помещает Венеру в 16-й градус Водолея
претации аспектов транзитных планет к радикс-
(если аспект расходится) или в 16-й градус Скор
ным. Здесь за неподвижные берутся, конечно,
пиона (для сходящегося аспекта). Сходящийся
планеты радикса и интерпретация аспектов стро-
полуквадрат здесь дает напряженность чувств,
ится по той же самой методике, что и для
борьбу чувств, приводящую к необходимости
аспектов радикса. Транзитная планета как бы
пересмотра внутренних ценностей.
активизирует тот Дом, знак или часть знака
9. Квинтиль между Луной и директным
(декаду, градус и т.п.), который получается при
Марсом помещает Луну в 13-й градус Близнецов,
отсчете аспекта от натальной планеты. Нужно
которым по одной из классических схем управ
только добавить основной принцип интерпрета-
ляет Венера, что можно без труда использовать
ции транзитов: планеты радикса проявляют свои
для развития интерпретации этого квинтиля)
функции через функции транзитных планет спо-
или в 19-й градус Козерога (тут управитель —
собом, который зависит от характера аспекта и от
Солнце). Кстати, при интерпретации сложных,
положения планет в знаках. На интерпретации
минорных аспектов можно дополнительно при
транзитов более подробно останавливаться здесь
влекать образные интерпретации отдельных гра
мы не будем, эта хема требует отдельного рас-
дусов (существует много подобных систем, одна
смотрения.
из которых была опубликована в книгах М.
Можно использовать аналогичную методи-
Джонса и Д. Редиера).
ку и для интерпретации аспектов прогрессивных
10. Большой Тригон между директным Плу
планет к радиксным (приняв во внимание спе-
тоном, Юпитером и Луной приводит при указан
цифику интерпретации прогрессий), а также к
ном выше методе интерпретации к трину между
любым другим способам развертывания карты,
Луной, расположенной в Раке и Юпитером в
например к дирекциям и профекциям всякого
Рыбах (или наоборот, в зависимости от порядка
рода. Применима эта методика и к сопоставле-
планет в исходном Тригоне). Интерпретация
нию карт планетных обращений (соляра, лунара
этого трина проводится по уже описанной выше
и др.) с радиксом. Другие многочисленные при-
схеме.
менения читатель при желании сможет указать
11. Тройное соединение между Меркурием,
сам.
Венерой и Марсом соответствует помещению

14
• • • первый квартал 2000

Т. ГЕРАСИМОВА, Ф. ВЕЛИЧКО

Пассионарные толчки в теории
этногенеза, их природа и связь с
семиуровневой информационно-
энергетической структурой
новые закономерности, не заметные в группах с огра-
Лицом к лицу лица не увидать —
ниченным числом участников.
Большое видится на расстоянии.
Цель данной работы: использование метода ана-
В. Маяковский
лиза тонкой семиуровневой структуры для изучения
природы пассионарных толчков, играющих важную
На протяжении последних трех лет, исследуя
роль в процессе этногенеза, с целью уточнения их
возможности применения абстрактной семиуровневой
датировки.
системы тонких тел организма в конкретной астроло-
Прежде чем рассматривать столь сложный воп-
гической практике выявления способности к формиро-
ванию событий, мы прошли путь от анализа отдельной рос как природа пассионарных толчков, имеет смысл
личности через союз единомышленников до взаимо- вкратце остановиться на основных положениях теории
действия человека с общественной структурой (фирма, этногенеза, изложенных в работе известного русского
партия, государство), его включающей (см. журнал ученого Льва Николаевича Гумилева — «Этногенез и
«Астрология» №2, 1997, с. 48; №1, 1998, с. 51; №2, биосфера Земли» (Москва, ДИ-ДИК, 1997). Этнос по
1998, с. 45; №1, 1999, с. 12; №2, 1999, с. 19 и Гумилеву — «естественно сложившийся на основе
обобщающую монографию Ф. Величко, Т. Герасимо- оригинального стереотипа поведения коллектив лю-
ва, «Ключик к удаче или натальная карта как показа- дей, существующий как энергетическая система (струк-
тель места человека в событийном потоке», Кемерово, тура), противопоставляющая себя всем другим таким
1999). На каждом этапе с ростом сложности изучаемо- же коллективам, исходя из ощущения комплиментар-
го организма выявлялись все новые и новые законо- ности», то есть ощущения подсознательной взаимной
мерности: суперпозиция карт участников группы-фор- симпатии или антипатии, определяющего деление на
мирователя событий; важность резонанса в картах «своих» и «чужих». Этногенезом называется весь
руководителей фирмы и руководимой ими структуры; процесс от момента возникновения до исчезновения
согласование карты низшей структуры (фирмы) с кар- этнической системы, и вышеназванная работа посвя-
той структуры высшей — ведомства, партии, государ- щена изучению именно этого процесса. Следует отме-
ства. Во всех случаях прослеживалась ведущая роль тить, что ключевую роль в этих процессах играет так
прямого или косвенного участия знаков Тельца и называемая «пассионарность», определяемая как энер-
Козерога в процессе формирования событий. При этом гия и, соответственно, ее носители — так
с усложнением структуры все яснее начало проступать называемые «пассионарии».
влияние высших уровней — энерго-информационного Вот что пишет об этом Гумилев: «...формирова-
поля ценностей и поля идей в эффективности форми- ние нового этноса всегда связано с наличием у неко-
рования событий. Похоже на то, что и в социуме торых индивидов необоримого внутреннего стремле-
актуален универсальный физический закон действия ния к целенаправленной деятельности, всегда связан-
масс. Способность к формированию событий отдель- ной с изменением окружения, общественного или
ными лицами заметно отличается от таковой соци- природного, причем достижение намеченной цели,
альных структур, подобно тому, как в физике законо- часто иллюзорной или губительной для самого субъек-
мерности броуновского движения отдельных частиц та, представляется ему ценнее даже собственной жиз-
под хаотическими ударами окружающих молекул рез- ни. Такое, безусловно, редко встречающееся явление
ко отличаются от газовых законов, хорошо проявляю- есть отклонение от видовой нормы поведения, потому,
щихся при концентрации молекул 1016 — 1021 в куби- что описанный импульс находится в оппозиции к ин-
ческом сантиметре газа и уступающих место другим стинкту самосохранения и, следовательно, имеет об-
закономерностям вне этого интервала. С ростом кон- ратный знак. Он может быть связан как с повышенны-
центрации вещества проявляются законы структуриро- ми способностями (талант), так и со средними способ-
вания и уплотнения, в которых роль отдельных частиц ностями, и это показывает его самостоятельность
уже не имеет значения. Логично поэтому предполо- среди прочих импульсов поведения, описанных в пси-
жить, что при анализе общественных явлений, захваты- хологии. Этот признак до сих пор нигде и никогда не
вающих большие массы людей, таких как, например, описывался и не анализировался. Однако именно он
формирование этноса, должны выступить на сцену лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы


16
АстрологиЯ № 1 (13)

коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют 8) Мемориальная фаза — утрата
над жаждой жизни и заботой о собственном потом- единства этнической принадлеж-
стве. Особи, обладающие этим признаком, при благо- ности и трансформация культурной
приятных для себя условиях совершают (и не могут не традиции. Полное уничтожение
совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают этнических реликтов
до 200 лет
инерцию традиции и инициируют новые этносы. Осо-
бенность, порождаемую этим генетическим призна-
ком, видели давно; больше того, этот эффект даже Кривая, представленная на рис. 1, является
известен как страсть, но в повседневном словоупот- обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза.
реблении так стали называть любое сильное желание, Из этого следует, что продолжительность
а иронически — просто любое, даже слабое влечение. конкретной фазы этногенеза для разных этнических
Поэтому для целей научного анализа мы предложим систем будет различной. Таким образом, этническая
новый термин — пассионарность (от лат. Passio), система — это живой организм, который рождается,
исключив из его содержания животные инстинкты, проходит фазы своего развития (в случае резкого
стимулирующие эгоистическую этику и капризы, явля- вмешательства извне может быть и не все фазы) и
ющиеся симптомами разболтанной психики, а равно умирает. В среднем срок жизни этнической системы
душевные болезни, потому что хотя пассионарность, составляет 1200 — 1500 лет.
конечно, — уклонение от видовой нормы, но отнюдь Характеризуя фазы этногенеза, Гумилев пишет:
не патологическое». «...можно сказать, что «пусковой момент» этногенеза
В своем словаре понятий и терминов Гумилев — это внезапное появление в популяции некоторого
определяет пассионарность как «...избыток биохими- числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема
ческой энергии живого вещества, обратный вектору — быстрое увеличение числа пассионарных особей в
инстинкта и определяющий способность к сверхнапря- результате либо размножения, либо инкорпорации;
жению». Носителями пассионарности являются «пасси- акматическая фаза — максимум числа пассионариев;
онарии», то есть люди, «...пассионарный импульс пове- фаза надлома — это резкое уменьшение их числа и
дения которых превышает величину импульса инстинкта вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза
самосохранения». — медленное уменьшение числа пассионарных осо
Фазы этногенеза определяются изменением пас- бей; фаза обскурации — почти полная замена пасси
сионарного напряжения этнической системы, этот про- онариев субпассионариями, которые в силу особенно
цесс представлен на рис. 1. стей своего склада либо губят этнос целиком, либо не
успевают погубить его до вторжения иноплеменников
Краткая характеристика фаз этногенеза по Гумилеву. извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из
Фаза Продолжительность гармоничных особей и входящий в биоценоз населяе
1) Пассионарный толчок около 1 года мого им региона как верхнее, завершающее звено».
При этом субпассионарии по Гумилеву — это
«...особи,
2) Инкубационный период,
пассионарный импульс которых меньше импульса ин
фаза пассионарного подъема,
стинкта самосохранения».
образование нового этноса до 200 лет
Мы видим (рис. 1), что начало процесса зарож-
дения и развития этноса начинается с пассионарного
3) Явный период фазы пассионар
толчка. Приведем весьма наглядную цитату: «Вообра-
ного подъема, начало перехода к
зим шар, получивший внезапный толчок. Энергия
акматической фазе до 100 лет
толчка затрачивается сначала на преодоление инер-
ции покоя, а затем на движение шара, которое будет
4) Акматическая фаза этногенеза
медленно затухать вследствие сопротивления среды,
— образование суперэтноса и рас
пока шар не остановится; путь же этого шара будет
пространение его в пределах
зависеть от того, покатится ли он по ровному месту,
своего ландшафтного ареала до 300 лет
или наткнется на препятствия, или свалится в яму и
(Суперэтнос — этническая система,
т.д., но сколько бы раз мы ни повторяли эту опера-
состоящая из нескольких этносов,
цию, принцип движения один — инерция толчка, т.е.
возникших одновременно в одном
растрата энергии полученного импульса». По опреде-
ландшафтном регионе, проявляющаяся
лению Гумилева пассионарным толчком называется
в истории как мозаичная целостность).
«...микромутация, вызывающая появление пассионар-
ного признака в популяции и приводящая к появлению
5) Фаза надлома, резкое снижение
новых этнических систем в тех или иных регионах». И
пассионарности суперэтноса до 200 лет
более подробно об этом же: «Причинами толчков
могут быть только мутации, вернее — микромутации,
6) Инерционная фаза, плавное сни
отражающиеся на стереотипе поведения, но редко
жение пассионарности суперэтноса до 300 лет
влияющие на фенотип. Как правило, мутация не
затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют
7) Фаза обскурации, резкое снижение
только некоторые, относительно немногочисленные
пассионарности, разрушение систем
особи, но этого может оказаться достаточно для того,
ных связей до 200 лет
чтобы возникли новые «породы», которые мы и
фиксируем со временем как оригинальные этносы».


17
• • • первый квартал 2000




Рис.1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы.



Далее на этой же странице: «...Зоны пассионарных ныне библиографическую редкость. Поскольку уста-
толчков — это узкие полосы, шириной около 300 км новлена связь изменения солнечной активности с рас-
при широтном направлении и несколько больше при пределением планетной массы вокруг Солнца, то ста-
меридиональном, примерно на 0,5 окружности плане- новится понятной связь конфигураций тяжелых планет
ты. Они похожи на геодезические линии. Возникают — Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна — с процесса-
толчки редко — два или три раза за тысячу лет, и ми, происходящими на Земле. Сюда же следует при-
почти никогда не проходят по одному и тому же влечь данные магнитобиологии, подчеркивающие важ-
месту». ность наличия защитного магнитного поля Земли для
Гумилев выдвинул идею космического происхож- развития всего живого. Магнитное поле Земли не
дения пассионарных толчков: «...Американский астро- допускает к ее поверхности большую часть жесткого
ном Джон Эдди составил график солнечной активнос- космического излучения и частиц высоких энергий
ти за 5 тыс. лет. И оказалось, что все датированные (мутагенных факторов), погашая их в ионосферных
пассионарные толчки хронологически совпадают с поясах Ван Аллена. Измерения напряженности магнит-
минимумами солнечной активности либо с периодами ного поля Земли, ведущиеся с XVIII века, показывают,
ее спада. Это уже закономерность, позволяющая ин- что она непрерывно уменьшается, так что если нынеш-
терпретировать явление. При уменьшении солнечной ний темп изменений останется неизменным, то к концу
активности защитные свойства ионосферы снижаются, третьего тысячелетия геомагнитная напряженность
и отдельные кванты или пучки излучения могут дости- может упасть до опасно низкого значения, стимулиру-
гать земной поверхности. А жесткое излучение, как ющего мутагенные вспышки пассионарности и образо-
известно, вызывает мутации». Выводы Л.Н. Гумилева вание новых этносов. Геофизическая сложность про-
совпадают с точкой зрения основателя гелиобиологии блемы этногенеза лишний раз подчеркивает плодо-
А.Л. Чижевского, который в своей работе «Физические творность астрологического подхода к ней, так как
факторы исторического процесса» (Калуга, 1924) под- интерпретация планетных конфигураций в неявной
черкнул, что завихрения в психике, приходящиеся на форме синтезирует все перечисленные выше геокос-
пик солнечной активности, проявляются в истории в мические факторы.
виде военных конфликтов именно на спаде солнечной Гумилев датирует 9 пассионарных толчков,
активности, вследствие естественного запаздывания однако, в примечаниях он пишет: «Всего прослежено
отклика на сигнал. С работой Чижевского Гумилев, по- семь пассионарных толчков после н.э. и, судя по
видимому, не знаком (не упоминает ее в списке исполь- конечным фазам этногенеза, столько же — за
зованной литературы); она до последнего времени не предшествовавшие две тысячи лет», то есть, в
переиздавалась, а издание 1924 года представляет конечном счете, получается общее число 14. Даты этих
дополнительных пяти


18
АстрологиЯ № 1 (13) • • •

пассионарных толчков в приведенной им таблице не оказывают влияние на формирование эмоциональной
энергетики (канал Скорпиона готовит почву, а канал
упоминаются.
Рака включает эмоциональное поле). А это значит, что
1 Египтяне-2, гиксосы. Чжоусцы,
XVIII в. до н.э. в карте пассионарного толчка обязательно должен
скифы. Римляне, самниты, эквы,
XI в. до н.э. VIII
2 быть ярко выражен именно знак Рака. Это предполо-
галлы, эллины, лидийцы,
в. до н.э.
3 жение полностью соответствует и принципам класси-
килиикийцы, персы. Сарматы, ческой астрологии, из которой известно, что знак Рака
Ill в. до н.э. I в.
4 кушаны-согдийцы, хунны, соотносится с родовыми корнями, традициями, а когда
сяньби, пуе, когуре. Готы, мы говорим об этносе (или об этническом поле), то в
н.э. VI в. н.э. славяне, даки, христиане,
5 очень большой степени подразумеваем родовой эгре-
иудеи-2, аксумиты. Арабы-
VIII в. н.э. гор. Здесь очень уместно в качестве своеобразного
мусульмане, раджпуты, боты,
6 XI в. н.э. XIII в. лирического отступления вспомнить пушкинские стро-
табгачи, китайцы-2, корейцы,
н.э. ки:
7 ямато (японцы). Испанцы,
8 франки (французы), саксы Два чувства дивно близки нам — В
9 (немцы), скандинавы Монголы, них обретает сердце пищу —
чжурчжэни Литовцы, Любовь к родному пепелищу,
великороссы, турки-османы, Любовь к отеческим гробам.
эфиопы.
Эти слова наглядно подтверждают наше утвержде-
ние, и, конечно же, эти строки написаны человеком, в
натальной карте которого ярко выражен знак Рака (в
Конечно, даты пассионарных толчков с точностью
натальной карте Пушкина в знаке Рака находятся
до года, или нескольких лет Гумилевым не даются, а
четыре планеты).
приводится тот век, который явно охарактеризовался
Когда мы говорим о выраженности знака Рака в
рождением этносов, отсюда можно сделать вывод о
карте пассионарного толчка, то можно предположить
том, что даты толчков могут быть и на границе веков, а
также наличие аспектов Урана (к планетам, находящим-
кроме того, инкубационный период (фаза пассионарно-
ся в Раке), так как речь идет о взрывном явлении и
го подъема) для каждого этноса может отличаться на
мутациях. Пассионарный толчок по Гумилеву не являет-
50 и более лет. Это, в свою очередь, также может
ся одномоментным, то есть следует учитывать в первую
существенно сдвинуть дату пассионарного толчка.
очередь не аспекты Солнца, Меркурия, Венеры, Марса,
Итак, пассионарный толчок имеет энергетичес-
а аспекты транссатурновых планет, Сатурна и в какой-

стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>