<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

без кристаллизации; мечтательность, как лени-
рождается жизнь (так говорили древние, и совре-
вое отдача себя во власть случайных настрое-
менная наука подтвердила их убеждение), а луна
ний; над книгой, среди разговора, среди рабо-
— это супруга солнца, отражающая его блеск,
ты, мысли улетают далеко, и нет воли, чтобы
оплодотворяемая его лучами, символ материнс
победить эту рассеянность, если кто-нибудь
кого лона, где зарождается и вынашивается ми
посторонний не заставит это сделать. Луна ме-
ровая жизнь. Этот символ так укоренился в
диумична, но неспособна сама разобраться в
сознании всех народов, что мы его встречаем не
получаемых клише, она слепое орудие в руках
только в русских сказках и песнях, но даже в
гипнотизера или во власти той неисследован-
церковных обрядах: серебряное обручальное коль
ной силы, которая символизируется водою.
цо невесты и золотое кольцо жениха. Наконец,
Воображение Луны не творит, а восприни-
связь между луною и водою подтверждается тео
мает и питается иллюзиями, оттого медиумы так
рией приливов. Все эти черты: сырость, каприз
искренне самообольщаются. Она склонна к пред-
ность, податливость, вынашивание составляют
чувствиям, к снам, хорошо поддается гипнозу;
основу лунного типа.
но ее главное горе — это недостаток инициати-
Его рост очень высокий; тело тяжелое и
вы, непоследовательность, робость; она мни-
сырое, склонное к полноте; мускулы дряблые;
тельна, боится за свое здоровье, выискивает
плечи широкие; шея полная, белая, красивая;
свои болезни.


59
первый квартал 2001

При всем этом Луна, конечно, приятна для Но Геката, греческая богиня Луны (Диана,
жизни: она веселая, болтливая; уступчива, до- или Артемида, была богиней лунного света,
верчива, ищет опоры и покровительства, легко способствующего охоте, богиней рощ и лесов, а
плачет, но и легко утешается. Среди лунных не Мистической луны), называлась тройствен-
типов есть много девушек, считающих себя ной. Культ ее процветал в Фессалии, этой стра-
непонятыми, печально-одинокими; в ранней не колдуний, и отличался таинственностью,
юности почти все проходят через подобные мрачностью и неуловимостью. Творились зак-
настроения, потому что Луна влияет на всех линания, варились зелья, вызывались духи...
детей, даже не лунного типа; в этом возрасте вообще мы встречаем в нем все элементы кол-
человек еще не вполне отделился от материнс- довства; большую роль играли в нем змеи, что
кого лона, и остается связь между ним и миро- усугубляло недоверие и страх перед таинствен-
вым материнством. Привычки Луны, конечно, ной богиней. Заклинания звучали вроде следу-
капризны, она легко увлекается разными идея- ющих: "О, ты, кого собаки приветствуют лаем,
ми и теориями, которые не всегда вполне пони- когда нога твоя ступает в крови, и ты проходишь
мает, затем отбрасывает их, но всегда сохраняет между мертвыми! О, ты, которая царишь над
кое-какой налет, так что все ее привычки, вку- печальными водами Леты, где бродят бледные
сы, настроения суть наслоения самых разнооб- тени..." и т. д.
разных элементов. В ее религии та же мешани- И что это за странный дар Гекаты, о котором
на, недостаточно самостоятельная, чтобы быть говорит Гермес — ненужная человечеству па-
названной вольнодумством, но полная суеве- мять? Как из этого выпутаться? Вот на небе
рий, страхов, умиления, веры в чудеса. Спири- молодой месяц сияет, как края серебристой чаши;
тизм вполне "религия Луны". Инстинктивная невидимая влага наполняет ее, она округляется,
лень этого типа толкает к возможному упразд- потому что поверхность влаги как круглый диск
нению усилий, и спиритизм этому удовлетворяет отражает лучи солнца, затем медленно начинает
вполне: он не только преподносит готовые опоражниваться, и вот опять виден только узкий
теории, над постижением которых не приходится край, осушенной, наклонившейся чаши. Это три
мучительно биться, но и весь мир непонятных лика Гекаты, богини Смерти, как антитезы Сол-
явлений рисует как сколок с нашего мира. Чего нца и Жизни.
же легче, надо только верить (а у Луны веры Молодой месяц совсем не виден по ночам,
много) и быть медиумичным (а Луна вся — он избегает мрака, который еще не в силах
медиум). рассеять, но он близко следует за солнцем, пьет
Луна очень любит путешествия, она может его лучи, как бы оплодотворяется его светом,
объехать весь земной шар как-то беспечно, без чтобы достигнуть полноты сил. Наконец, полная
особого усилия; ее "носит", не она сама реша- луна спокойна, довольна и удовлетворена полу-
ется; и действительно, если ей встретятся пре- чаемым запасом сил. Она равнодушно отражает
пятствия, она не победит их, но свернет в чужую энергию и как будто ничего уже не желает
сторону; более всего она любит морские путе- в своем сытом довольстве. Это среднего достоин-
шествия и воду, но это понятно. Впечатлитель- ства тип, который мы уже описали. Древние
ность и сила вынашивания Луны делают ее считали ее богиней Мертвых, наполнившей ду-
очень восприимчивой к вдохновению, но все, шами чашу свою и изливающей их на солнце, в
что она творит, красиво и бесформенно; потому лучший мир. Там мы забываем, что делали здесь;
что она ищет не мелодию, а гармонию, созвучие здесь мы забываем замогильную ласку Гекаты,
широкой волны (например, орган предпочтет мы теряем дар ее, память, не умея приносить с
скрипке, хор — одному голосу); поэтическое собою на землю впечатления оттуда. И только
творчество луны настолько характерно, что мы некоторые хранят смутный отголосок ее, в неко-
ему посвятим дальше несколько строк. В прозе торых звучит ее голос; они слышат его как
сочинения Луны будут громоздки, изобилуя высшую интуицию, как пророческое вдохнове-
ссылками, выдержками и цитатами; из ее книг, ние, как призыв к посвящению. В глазах их видна
даже научных, выделяется настроение, а не какая-то мучительная тайна бесконечности, будто
догмат. они смотрят на нас из другого мира. Эти люди
Луна — это мировая пластичность, дающая "возрастающей Луны" (не доросшей еще в чело-
себя всякому, но сама неспособная выработать из вечестве) отличаются от обыкновенного типа
себя ничего. Это женственность в природе, та отсутствием тяжести и сырости; глаза часто чер-
женственность пассивной материи, на которую ные, а волосы иссиня-черные; к ним можно
Отто Вейнингер так нападает, но это не "вечно отнести индусов. Среди людей этого типа много
женственное" начало, которое посвященные вос- укротителей зверей.
питывают в себе рядом с "вечно мужественным" Но есть еще убывающая Луна. Она встает
для достижения андрогината. поздно, как бы украдкой, свет ее не может


60
АстрологиЯ № 1 (17)

"старцев". Средневековое готическое творчество;
озарить ночь и указывать путь; она лишена
Иоанна д'Арк — возр. Луна с Марсом и Венерой.
благодетельного блеска полного диска и чуется
Станислав де Гуаита — писатель-оккультист.
что-то зловещее в неверном освещении, при
Идиот Достоевского. Иоанн Антонович в описа-
котором все делается странным, обманчивым,
нии "Мировича" Данилевского.
как беглые тени. Убывающий месяц встает толь-
Средняя Луна: русские Луна с Юпитером;
ко для того, чтобы смущать, сбивать с толку,
Петр Великий (см. главу о комбинациях); Пьер
рисовать фантасмагорию неуловимых картин под
Безухов из "Войны и Мира". С. де Гуаита — Луна
предлогом света и помощи. При нем ведьмы
и Юпитер, творчество Метерлинка; Ундина Жу-
творят заклинания и собирают чудесные травы.
ковского.
В этом третьем типе есть красота неясных,
Геката: Бодлер (Цветы Зла). Почти все твор-
обманчивых иллюзий, искание каких-то убега-
чество Пшебышевского, особенно "Над Морем"
ющих образов, где ум теряет свои устои, и
и "Андрогина"; С. де Гуаита, глава 7-ая его
начинается вихрь опьяняющих и непередавае-
"Temple de Satan", "Колдунья" Мишле.
мых ощущений. Влечение к уродству, как к
Типы животных. Геката: летучие мыши,
непреодолимому магниту, все, что легенды сим-
жабы, ящерицы, слепые протеи. Средняя Луна:
волизируют ядовитыми цветами, убивающими
игуанодоны и т. п. громоздкие и безобидные
того, кто упьется ими, опьянение гашишем,
допотопные животные (эти интуитивные срав-
опиумом, развращающая красота зла — вот мир
нения из мира животных ни на чем не основа-
жрецов Гекаты!
ны, кроме общего впечатления, подобно мет-
Описывать ли этот тип более точными штри-
ким кличкам, которые часто даются в товари-
хами? Нет, не надо; читатели поймут его, так как
щеских кружках).
голос "прелести дьявольской" понятен каждому
всегда, и даже кто никогда не слышал его, тот с
первого раза не только узнает его, но и почует, ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
что он затрагивает самые искренние, хотя и ВЕНЕРА
Солнце в космосе было принципом энер-
затаенные, самые живые струнки души. Весь
гии, а в мире человека — вдохновением; Луна —
период средневековья находится под влиянием
Материя и восприимчивость; Венера в космосе
Гекаты; на самом дне его, во мраке корчились
— принцип притяжения, а в мире человека —
эпилептики, истерички, путались суеверия и
Любовь. Как таковую почитали ее древние и
ереси, демон владел всеми умами, и власть его
знают современные люди (о культе Венеры см.
царила в разврате дикого шабаша ведьм. Но из
талантливую книгу Pierre Piobb).
этого хаоса выделялись тонкие, хрупкие фигурки
Ошибочно связывать с нею идею страсти и
Мадонн, у ног которых копошились люди, обо-
чувственности; в мифологии она не отличается
жая в них девственную Мать (опять материн-
любовными похождениями, она толкает на них
ство!); у порталов храмов, на молитвенниках
других, а сама беззаботно наслаждается жизнью.
красовались святые, с почти неземной худобой и
Юпитер под ее влиянием делает много глупос-
поднятыми к небу странными экстатическими
тей; Марс, планета страсти, заводит войны и
глазами; и, наконец, широкою волною гармонии
разрушает города; но Венера весела и спокойна.
звуки органа разливались под сводами; храмы
Ведь она — притяжение в самом широком смыс-
тянулись выше, все выше к небу, где цветет
ле, а не узко физическая любовь; она богиня
мистическая роза, все дальше от земли, где дер-
красоты, а что такое красота, как не роскошь
жит их тяжесть неуклюжих, готических контр-
природы, игра и улыбка ее, расцветающая вне-
форсов. И на стенах, на колоннах, на крышах
запно, как плод избытка жизненных сил.
соборов везде вьется, гримасничает, стонет фан-
Венера всегда там, где есть этот избыток сил,
тастический мир неописуемых видений, зверей и
которому не на что обратиться, разве что только
бессмысленных существ, порожденных одною
на игру, на улыбку, на роскошь... Она там, где
материей без оплодотворения духа, дети царства
волна разбивается в узорчатое кружево пены; там,
Мертвых, дети Луны, лишенные могучего вдох-
где загораются розовым светом легкие тучи на
новения Солнца, Жизни!
небе; она в переливах перламутровых раковин и в
Профессии: моряки, путешественники, ме-
резвости молодых зверьков, уже оторвавшихся от
диумы, гипнотизеры.
матери и пробующих свои новые, еще свободные
Болезни: все женские; истерия, как искаже-
силы (которые Юпитер канализует для правиль-
ния "голоса Бога", и как связанная с женскими;
ной работы); она там, где есть веселье и улыбки,
водянка, лунатизм, слепота, близорукость, мало-
там, где цветут искусства, эта роскошь, ненужная
кровие, лимфатические болезни, эпилепсия.
обществу; там, где артисты говорят о свободе
Примеры.
вдохновения, отрицая обязанность кого-то про-
Возрастающая Луна: идеал Пифии, супруги
свещать и что-то обличать.
Аполлона, Серафим Саровский; типы русских


61
Первы.й квартал 2001

Наружность: Венера выше среднего роста, рая обеспечивает ему бессмертие; вообще почти
все формы ее округлые и мягкие, без полноты; нет людей без Венеры, а если таковые встречают-
шея красивая, гибкая, наклоненная вперед, неза- ся, они безжизненны, скучны, никого не привле-
метно переходит в плечи узкие и покатые; талия кают, ничем не интересуются и не могут никого
тонкая, а бедра крутые и широкие; ноги длин- заинтересовать своей работой. Венера вносит
ные; ступни маленькие с высоким подъемом; любовь и интерес во всякую работу; она склонна
грудь (у женщин) небольшая, коническая, как у олицетворять все предметы, с которыми имеет
греческих статуй. Кожа свежая, бело-розовая с дело, так как у нее много фантазии, фантазии
легким румянцем на щеках; лицо легко краснеет деятельной, пылкой, творческой; той фантазии,
и бледнеет. Лицо круглое, с ямочками на щеках которая окрыляет мысль ученого и вдохновенье
и на подбородке. Лоб хорошо развит, но волосы художника; если венерианец работает на своем
низко растут и закрывают его; он ровный и избранном поприще, он весь отдается работе и
круглый; волосы темные, но не черные, мягкие, способен все другое забыть, но эта исключитель-
волнистые и длинные; они не цилиндрические, ность — не суровость, а любовь.
а граненые, так что их разрез представится мно- Венера среднего уровня всегда склонна к
гоугольником. Уши небольшие, розоватые, с искусствам; даже не имея таланта, она рисует,
хорошо развитыми извилинами раковины; бро- поет, пишет стихи, а то просто любит беседовать
ви темные, огибают глаз по височной кости об искусстве, посещать картинные галереи, театр
сверху и сбоку; он проходит как раз по тому и оперу; но ее искусство — это форма, а не лунная
изгибу, который лунная бровь очерчивает полу- текучесть: оркестру она предпочтет голос, гармо-
кругом. Благодаря этому строению глаз Венеры нии — мелодию, колориту — рисунок.
выигрывает, если смотреть на него в легком Она общительна, проста, сердечна, немного
ракурсе снизу; глаз Луны, наоборот, лучше в наивна: любит общество, веселую компанию,
ракурсе сверху; цвет зрачка карий, почти чер- светский успех, хотя тщеславие ее не особенно
ный, выражение веселое и ласковое, без особого глубокое. Она кокетлива, но как-то инстинктив-
блеска, иногда даже с поволокой и томной не- но, без уловок, без хитрости или желания "пой-
жностью. Нос небольшой, с закругленным кон- мать"; она это делает, как другой улыбнется,
чиком; губы яркие, пухлые, правая часть нижней потому что ей самой весело.
губы слегка припухлая, зубы ровные, белые, Вообще главная радость ее и источник ее
небольшие. Усы темные, разделенные под но- ровного настроения — это чувство собственного
сом, так что середина верхней губы видна. Общее бытия: ничто так не радует Венеру, как пребыва-
выражение лица милое, приветливое, с каким-то ние среди природы, упиваясь красотою вида,
наивным удивлением; лицо миловидное, прият- жизнью леса, пением птиц, точно вся эта жизнь
ное. составляет нераздельную часть ее самой и пере-
Венера не имеет элементов уродства; ее живается ею. Нравятся ей прогулка, быстрые
можно только упрекнуть в слишком большой движения, так что лицо зарумянивается, грудь
склонности к пухлости и кукольным чертам, дышит легче, и ничего нет в душе, кроме созна-
особенно в мужчине. Странная особенность ния своего существования, своей жизни, радости
Венеры — это ее несимметричность: губы не- бытия.
ровные, одна бровь часто выше другой, вообще Конечно, она очень увлекающаяся, легко и
обе половины лица и даже тела очень различны часто влюбляется, всегда идеализирует свой пред-
(для проявления закона притяжения требуется мет и свою любовь. Венерианцы — дети, да и
пара, а мы применяем Венеру к одному субъек- лицо их долго хранит что-то детское; дети ми-
ту, быть может оттого она является асимметрич- лые, откровенные и наивные, как все поэты и
ной, отпечатывая принцип своей внутренней артисты. Особенным умом они не отличаются,
конструкции вплоть до признаков физического но они не глупы, остроумны и живо схватывают
тела). и понимают то, что изучают, но только науки —
Характер веселый, ровный, беспечный и не их призвание. В семейной жизни венериан-
безвредный. Она не знает зла, зависти и обидчи- цы ласковы, доверчивы и привязчивы, они лю-
вости; единственные обиды ее бывают от люби- бят семью и детей, рано женятся, но чистая
мого человека, но их она чувствует глубоко. Венера не очень счастлива в любви, потому что
Влиять на Венеру довольно легко, но только она не умеет удержать ее; в ней не хватает
лаской; строгостью ее можно запугать; у нее пикантности, она слишком доверчивая и ров-
много чутья, поэтому ее первое впечатление, ная. Зато у нее много друзей, она вызывает
первое суждение бывает верное, даже если потом много симпатий на своем пути, в компании она
она переменит мнение. Она очень склонна к незаменима по своему умению согревать людей,
искусствам; без Венеры всякий артист холоден, и вызывать у них откровенность и быть связую-
творчество его лишено той задушевности, кото- щим звеном.


62
АстрологиЯ № 1 (17)
Венера, как и Луна, мечтательна и роман- ня. Венера в своих высших проявлениях отличается
тична, в любви она ищет мученичества и жерт- тремя основными свойствами: ее радость бытия
вы, в ней тоже много неги, лени, беспечности, направляется не вниз, а ввысь; ее умение любить
но природная живость не позволяет распускать работу превращается в тот властный голос
себя. Она может быстро переходить от уныния призвания, ради которого забывается все и, наконец,
к веселости, даже не будучи при этом поверхно- ярко выступает ее космическое значение — сила
стной, и это свойство заменяет ей самооблада- притяжения.
ние. Выражение лица тоже очень подвижное, Она медиумична и поддается гипнозу, как
при разговоре каждая черточка его живет и Луна, но как-то сознательнее, и ясновидение ее
меняется. Она не прочь шалить, шутить, сме- бывает более утонченное и высокое, чем хаотичное
яться. В обстановке ищет уют интимных гнез- ясновидение Луны. Любовь к природе становится
дышек; светлую, хорошенькую мебель, безде- мистическим единением с ее жизнью и
лушки и этажерки. Любит наряды, украшения, простирается на человечество; она готова обласкать
ожерелья, драгоценные камни; бережет волосы и согреть каждого, как родного; но, даже не доходя
и охотно украшает их; художник-венерианец до такой высоты, высшая Венера умеет направлять
отличается нежными тонами, розовыми, голу- на мистические идеалы, на искусство, на творчество
быми. Венера любит также цветы, духи, какую- тот запас сил, который кавалеры Фоблазы
то особую негу в атмосфере дома; она лакомка, легкомысленно теряют; все чувства плоти смолкают,
но предпочитает сладости и фрукты, а не обиль- когда творчество овладевает человеком, и Венера
ную, изысканную пищу; на званом обеде она умеет отдаваться ему всецело. "Я думал об этом", —
расцветает в конце, когда появляется десерт и отвечал Ньютон, когда его спрашивали, как он
воцаряется настроение веселья и легкого флир- открыл закон тяготения. Ньютон был очень
та; при всем том в ней нет грубой чувственнос- хорошей Венерой (с примесью Солнца и Сатурна),
ти; красота обстановки слишком много для нее редкая чистота его жизни известна; он направил
значит, в ней угар увлечения всегда возьмет верх все силы своей планеты на открытие ее закона в
над чувственной страстью; ее игривость, не- мироздании, и результат получился грандиозный.
жность, ласки могут ввести в заблуждение, это Почти излишне прибавлять, что высшая
часто случается при связи с Юпитером, который Венера не влюбчива; если же она полюбит, то
наделяет ее собственной чувственностью, и ра- чувство ее будет подобно единому горящему
зочаровывается . алмазу вместо пригоршни самоцветных камней. На
Недостатки Венеры, с одной стороны, это третьей черте ее мы не остановимся; только для тех
ее кукольность, сентиментальность, легкомыс- читателей, которые склонны понимать планеты
лие, с другой стороны, то, что можно назвать шире, чем мы это делаем здесь, скажем, что Венера,
более специально "дурною Венерой". Этот тер- как сила аттрактивное™, есть та "вечно
мин не вполне точный, и его следует разъяс- женственная" сила, о которой мы упомянули в
нить: ведь избыток сил не может быть дурным предыдущей главе. Астрологи различают ее
сам по себе, все зависит от того, на что его проявления под именами Венеры-Урании и Венеры
направить. И Венера сама по себе в худшем земной.
случае может дать человека очень влюбчивого и Болезни: известные под именем этой планеты,
очень склонного к "науке страсти нежной", т.е. а также всякие подергивания и "тики" лица.
здоровое, молодое животное, пользующееся сво- Профессии: таланты, признанные и не-
им правом бытия; типичный представитель та- признанные; поэты, художники, актеры, юве-
кой "дурной" Венеры — известный герой рома- лиры.
на 18-го века кавалер Фоблаз; тут нет никаких Примеры. Эсмеральда из "Собора Парижской
извращений, никакого особенного разврата, Богоматери"; Альфредде Мюссэ; художница Виже
кроме избытка влюбчивости. Дело обстоит ина- Лебрен, ее портрет с дочерью, характерны шея,
че, когда эта черта попадает в течение другой плечо, овал лица, особенно бровь; Ньютон,
планеты, также влияющей на венерианца; тогда Франциск Ассизский — Венера-Урания; Рафаэль
формы, принимаемые Венерой, бывают беско- — Венера и Солнце; Андрей Бульба; Андреа
нечно разнообразными в своих искажениях. Но Спирелли в "Наслаждении" д'Аннуицио; Мари-
это вернее назвать "извращением ее на почве орица в "Ледяном доме" Лажечникова; Диана де
такой-то планеты"; для простоты мы будем Монсоро и Виконт де Бражелон А. Дюма. Ля-Моль
говорить "дурная Венера с такой-то". Для при- из "Королевы Марго" его же.
меров отошлем читателя к главе 9-й о комбина- Типы животных: горлицы, болонки, антилопы.
циях. (Продолжение следует)
Но мы не можем уяснить себе вполне сущ-
ность планеты, если не выделим ее высшие
проявления из типа среднего человеческого уров-

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ