СОДЕРЖАНИЕ



СЕКЦИЯ
МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ
УДК 378.147
Лабораторно-практические работы
как Средство повышения мотивации
ОБУЧЕНИЯ математике студентов
технических колледжей

Булычева Ю.В.
Астраханский государственный университет

Отсутствие понимания студентами значимости изучения математики для их профессиональной подготовки, и, как следствие, отсутствие положительной мотивации обучения – одна из основных проблем, с которой сталкиваются преподаватели колледжей. Причины данной проблемы кроются в недостаточных междисциплинарных связях, а также в академическом характере изложения изучаемых разделов математики. Устранить этот недостаток позволяет проведение лабораторно-практических работ.
Лабораторно-практические работы по геометрии, используя в качестве моделей образцы предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов, прокладывают первые «мостики» к спецдисциплинам, формируют основы профессионального мышления.
Автором выделены следующие виды лабораторно - практических работ по математике: работы, направленные на форми­ро­ва­ние новых знаний и содержащие элементы исследования; работы, способствующие лучшему усвоению теоретических вопросов, развитию у студентов способности свободно оперировать накопленными знаниями в практических условиях.
В докладе приведены разработанные автором лабораторно-практические работы по математике и описана методика их проведения.

УДК 378.147
Некоторые пути обучения учащихся построению сечений фигур

Коваленко Б.Б.
Астраханский государственный университет

Задачи на построение сечений, как правило, вызывают затруднения у старшеклассников. С целью разрешения этой важной проблемы работу с учащимися целесообразно проводить в нескольких аспектах:
- пропедевтика понятия проектирования и свойств параллельного проектирования; при этом следует опираться на имеющийся у них опыт и процесс формирования пространственных представлений с помощью лабораторно-практических работ; целесообразно, чтобы школьники опытным путем могли убедиться в существовании свойств параллельного проектирования;
- реализация идей фузионизма таким образом, чтобы свойства плоскостных и пространственных фигур взаимно увязывались настолько, что рассмотрение свойств одного из этих типов приводило к установлению свойств второго типа;
- пропедевтическая работа по формированию у учащихся пространственного воображения, пространственного мышления посредством решения предлагаемых им специально продуманных систем заданий; необходимо эту работу вести со школьниками, начиная с более раннего возраста.
УДК 378
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Ваганян В. О.
1. Исторические вставки. Представляется убедительным, что необходимо и достаточно знакомство детей с историей: 1) возникновения и формирования геометрии в Древнем мире ? в Египте, Вавилоне и Греции; 2) знаменитых задач древности; 3) V постулата и великого научного подвига нашего соотечественника Николая Ивановича Лобачевского. Всё это должно быть написано популярно, увлекательно, с акцентом не на их научную, а на моральную и гуманитарную составляющие. Первая историческая вставка у нас появляется в начале, вторая ? в конце курса 7 класса, третья ? в 8 классе, следующая ? в конце курса основной школы (появление рассказа о геометрии Лобачевского в курсе 7 класса, в связи с явлением аксиомы параллельных, считаем методической ошибкой).
2. Лирико-философские вставки. Под заголовком «Размышления» даются вставки лирико-философского характера о красоте геометрии, математики, мира и человека. В этих размышлениях геометрическая форма ? средство эстетического, гуманитарного, художественного и мировоззренческого воспитания.
3. Дополнительные задачи. Дополнительные задачи периодически появляются в течение всего курса и, особенно, в большом и разнообразном количестве ? в конце курса. Здесь нет особых проблем, кроме проблем подбора и распределения задач, которые успешно решаются.
4. Дополнительные теоретические вопросы. Представляется полезным включение следующих дополнительных вопросов: Золотое сечение, лист Мёбиуса и Графы. Золотое сечение и лист Мё­биуса считаем уместным, включить в курс 8 класса, после темы о Симметрии, а понятие и простейшие сведения и задачи о графах ? в самом конце курса геометрии основной школы, перед итоговыми задачами. Выбор этих тем не случаен: они отражают глубинные и глобальные закономерности развития не только самой математики, но всего мироздания. Это увлекательные, фундаментальные, практически действенные, могущественные вопросы, имеющие к тому же необозримо богатое теоретическое, физическое и философское значение.
УДК 378
ШКОЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ - ФИЛОСОФИЯ В ФИГУРАХ
Михеев В.И., Ваганян В. О.
Геометрия имеет глубокое и мощное философское звучание. Она изображает идеализированную структуру пространства в котором мы живём, отражает его свойства, отвечает на вопросы: как, зачем, почему? Своей общностью, глобальностью, вложенностью в мир, как его нервная система, геометрия обречена быть основой философии физической реальности. Геометрия философична не только подобием на пространственную структуру реального мира, но и внутренней и взаимной гармонией своих форм. Она индуцирует в сознании представления о мире, как о красивом и правдивом сочинении, которое является человеку через геометрическую призму ? утончённо, строго, упорядоченно, неподвластно произволу человека. Но, вместе с тем, ничуть не ущемляя независимость геометрии от субъективистских факторов, мы обязаны заявить, что при гуманизации и физикализации математического знания человеческий и временной факторы могут реально стать математическими категориями. Это будет другая математика, имеющая право также смотреть на мир, но по-другому. Геометрия в своих чистых и причудливых формах оставляет вещество за собой и этим неявно ставит вещество на своё место: в мире есть ценности превыше. Это ? морально-философский урок. В лирико-философских и исторических вставках мы представляем философские идеи в той мере, в какой это будет понятно и интересно детям.







УДК 378
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
МАТЕМАТИКИ

Баврин И.И.*, Ваганян В. О.**
*МПГУ, **РУДН

Мы говорим, в основном, о том, как целесообразно, с нашей точки зрения, решить ту или иную методическую проблему, чем частично и неявно решаем и метапроблему: какой должна быть современная методика преподавания геометрии? На этом пути мы пришли лишь к частным, относительным выводам. Для методики преподавания геометрии в основной школе, с нашей точки зрения, наиболее активным и действенным факторами являются факторы: математический, общенаучный, философский, логический, ис­то­ри­ческий, традиционный, педагогический, психологический, тво­р­­ческий, занимательности, научно-технического прогресса, информатизации, информатики, физический, временной, пространственный, прикладной, межпредметных связей, внутрипредметных связей, «геометрической экологии», художественный, гуманитарный, свободы и достоинства личности, социально-экономический, государственный. Эти и иные факторы взаимно пересекаются, дополняют друг друга и создают (по крайней мере, должны создавать) благоприятный микроклимат для развития школьного предмета геометрия. Главное ? не забывать, что математика ? элитная наука и статус школьного предмета не должен превращать её в суррогат: абстрактность, идеальность, логичность математики не подлежат девальвации! Наиболее большую опасность для деградации математики в школе представляют чрезмерное увлечение доступностью, прикладными задачами и межпредметными связями, среди последних наибольшую опасность нынче представляют необдуманные связи с информатикой. Это может создать о математике превратное представление, вроде «служанки науки», поэтому в приложениях не следует неестественно далеко заходить В любой упаковке математика должна сохранить свой элитарный и царственный дух! Иначе впадём в профанацию. Математика, наука или учебный предмет, должна всегда быть блистательной жемчужиной человеческого духа и интеллекта. Математика не терпит подделок. Они для математики губительны.
УДК 517.97
ПРОЕКТ NExTMAC В КАНАДСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Хамди Н.
Проект NExTMAC (New Experiences in Teaching Mathematics Across Canada) - профессиональная программа развития для начинающих математиков в Канадских университетах. Проект создан на основе проекта NExT- New Experiences in Teaching (”Новые Опыты в Обучении”), который был реализован в Соединенных Штатах начиная с 1994.
Проект NExTMAC – это профессиональная программа развития для новых или молодых преподавателей математических наук (включая чистую и прикладную математику, статистику). Первичная цель проекта состоит в том, чтобы обеспечить преподавателей информацией и ресурсами, которые позволят им стать лучше и быть более эффективными преподавателями математики или статистики.
Цель проекта - облегчить профессиональное развитие и интеграцию в профессию новых математиков через ряд симпозиумов.



[1]. Atlantic regional workshop, October 18, 2002, at Mount Allison
University in Sackville, New Brunswick.
[2] First national workshop, June 14, 2002, at l'Universite Laval in
Quebec






УДК 377(075.8)
К ДИДАКТИКЕ ОБУЧАЕМОГО ТАНДЕМА
"СТУДЕНТ + КОМПЬЮТЕР"
Зимина О.В.
Московский энергетический институт

В качестве важнейшего фактора модернизации высшего образования обычно рассматривается компьютеризация обучения. Соответственно, объектом педагогического воздействия становится не только студент, но и его компьютер. Таким образом в дидактике возникает новый объект обучения:
тандем "студент+компьютер".
Обучение тандема не означает раздельного обучения студента и его компьютера — на каждом этапе обучения целесообразно определить желательность и возможность использования компьютера, те недостающие функции, которым следует его "обучить", и сформулировать задачи, которые ставятся перед студентом и компьютером в их взаимодействии.
Постановка и реализация целей обучения тандема "студент +компьютер" применительно к отдельным предметным областям и разным уровням подготовки предполагает решение следующих дидактических проблем:
определение начального уровня подготовки тандема;
переосмысление и развитие известных дидактических принципов применительно к обучению тандема;
определение того, что делает на каждом этапе обучения студент, а что — компьютер;
разработка методики контроля успешности достижения учебных целей студентом, его компьютером и контроля эффективности их взаимодействия.
В работе представлена методика обучения тандема применительно к математическому образованию инженеров и приведены примеры реализации этой методики.
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Кузнецова Е. А.
Средняя школа № 17 г. Рязани

Одной из важнейших целей обучения в школе является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе, в частности, умения делать выводы, заключения; умения анализировать, рассуждать и т.д.
Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры учащихся является развитие логического мышления. Математика, как учебный предмет, в первую очередь формирует навыки и приемы логического мышления. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, формировать четкие определения, развивают интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению.
К сожалению, часто развитие логического мышления учащихся идет “вообще” - без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. Многие учащиеся, даже в старших классах, не овладевают такими начальными приемами логического мышления, как выполнение классификаций, выделение следствий, проведение сравнений. А эти приемы необходимы уже в первом классе, без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.
Поэтому развитие логического мышления детей, особенно на уроках математики, является одним из актуальных направлений работы современного учителя.




УДК 510.2
ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Лунгу К.Н.
Московский государственный открытый университет

Одной из особенностей современного этапа развития страны является активное становление принципиально новой системы образования, которая ориентирована на вхождение России в мировое образовательное пространство. Переход к массовому высшему образованию требует существенного пересмотра организации учебного процесса: предлагается иное содержание, иные методы, подходы, педагогический менталитет. В школе активно вводится уров-невая и профильная дифференциация обучения, изменяется число школ и классов с углубленной математической подготовкой. Изменяется система выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузах на основе тестирования.
Предлагаемая книга [1] должна помочь выпускнику школы и абитуриенту вуза подготовиться к экзаменационным испытаниям по математике в форме тестирования. При этом учащийся самостоятельно сможет поднять уровень своих знаний и оценить этот уровень. В пособии приведено более ста тестов трех типов, отличающихся как количеством заданий, так и уровнем их сложности. Один тест содержит либо 10 заданий (раздел первый), либо 14 заданий (раздел второй), либо 20 заданий (раздел третий). Каждый тест снабжен пятью ответами, один из которых (иногда два или более, согласно заданию) правильный. Задания таковы, что, как правило, угадать его ответ невозможно. К достоинствам пособия можно отнести то, что оно охватывает практически всю школьную математику. Тестам предшествует раздел "Справочный теоретический материал", содержащий основные понятия, формулы и теоремы, которые необходимы для решения тестовых задач. Заключительный раздел содержит методические решения некоторых тестов разного уровня сложности.

[1]. Лунгу К.Н. Тесты по математике для абитуриентов. М.: Изд-во
"Айрис пресс", 2002, стр.1-350.

УДК 378
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Дорошина Н.В.
Рязанский государственный медицинский университет
Студенты младших курсов отличаются друг от друга разнообразием мотивов, волевых усилий, уровнем знаний и умений. Средства дифференцированного обучения адекватны студенческому возрасту и способствуют укреплению самостоятельности и развитию творческого мышления студентов. Основные направления де­я­­тельности преподавателя могут быть осуществимы через деление группы обучаемых на подгруппы, различающихся успешностью обучения и через определение трудности предлагаемого задания.
Работа с микрогруппами студентов проходит в процессе проведения лабораторных работ по из раздела «Математическая статистика». Все работы выполняются с помощью программ в TurboPascal и носят прикладной характер. Имеются задания различного уровня сложности. Результаты обработки данных программно подготовлены для последующих расчетов в пакете Excel. Защита работ производится индивидуально со сдачей отчета и интерпретацией результатов в условиях производства или работы в офисе. Такая методика позволяет выявлять и развивать личностные качества студентов для будущей специальности. Отдельные студенты, весьма посредственно знающие теорию, правильно интерпретируют результаты. Вероятно, им помогают данные от природы деловые качества.




УДК 378
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Шабанова М.В.
Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова
В настоящее время образовательная область «Математика» рассматривается как реализующая две основных образовательных функции: «общеобразовательную» и «специализирующую». Общеобразовательная функция трактуется как повышение средствами математики уровня интеллектуального развития человека для полноценного функционирования в обществе, обеспечение функциональной математической грамотности каждого члена общества. Специализирующая функция - как рассмотрение математики в качестве элемента профессиональной подготовки учащихся к соотвествующим областям деятельности после окончания учебного заведения и продолжению образования.
С точки зрения этих функций, математическое образование имеет деятельностную ориентацию, то есть формирует способность к осуществлению познавательной деятельности либо в области самой математики, либо в области ее приложений, либо в области, требующей привлечения интеллектуальных навыков, характерных для математической деятельности.
Деятельностная ориентация математических курсов, достижима лишь на основе целенаправленного формирования при изучении математических курсов комплекса методологических знаний. Решение этой задачи требует проектирования их методологической составляющей. Адаптируя обще дидактические положения к особенностям предметного проектирования содержания рассматриваемой составляющей с учетом специфики ее образовательных функций, мы пришли к необходимости выдвижения следующей системы принципов:
методологическая составляющая математических курсов должна представлять собой функционально ориентированный комплекс, обеспечивающая работу системы саморегуляции формируемой при изучении данного курса математической деятельности;
компонентный состав методологической составляющей математических курсов должен быть отражением состава системы саморегуляции деятельности (с учетом специфики математического познания);
содержательное наполнение основных компонентов методологической оставляющей должно осуществляться в соответствии с видами математической деятельности, определяемыми целями математического курса, а также с формами учебного познания, определяемыми предметным содержанием курса и процессуальной стороной обучения.
УДК 378
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
НА СЕМИНАРАХ ПО МАТЕМАТИКЕ
Павлюченко Ю.В. 
Диапазон задач, решаемых на практических занятиях по высшей математике, достаточно широк: от проблемных заданий, тесно соприкасающихся с теоретическим лекционным материалом, до типовых примеров, решение которых необходимо для приобретения и развития техники. Естественно, удельный вес заданий из разных категорий варьируется в зависимости от специализации, но суть дела от этого не меняется. В любом случае значительная часть времени, отводимого на аудиторные занятия, а вместе с тем и усилия преподавателя и энергия учащихся уходит на решение задач последней из названных категорий – иного способа, более успешно приобщающего студента к математике (и, добавим, более короткого пути к зачету) педагогике пока неизвестно. Поскольку множество типовых задач не менее чем счетно, то весьма реальна угроза превращения семинарских занятий в бесконечные упражнения по механическому выполнению стереотипных, монотонно повторяющихся «усыпляющих движений». Решив с десяток таких задач-двойняшек на семинаре и еще столько же предложив «на дом», преподаватель выполнит календарный план по дифференцированию и интегрированию функции или по умножению матриц. Но велик риск, что при таких успехах утратится главное – напрочь исчезнет интерес обучаемых к предмету, который с каждым разом будет все больше оправдывать укоренившиеся «в народном сознании» представление о математике как о скучном, непонятном и почти непреодолимом честными путями препятствий на пути к диплому. Разрушить этот стереотип можно лишь апеллируя к самостоятельному мышлению человека, а для этого стоит попытаться из каждой задачи сделать «маленькую научную работу», выполнение которой доставит учащемуся удовлетворение, поднимет его в собственных глазах и побудит его продолжать заниматься этим делом. Примеры из разных разделов курса высшей математики (независимо от профиля специальности) подтверждает реальность такого подхода и возможность достижения соответствующего эффекта.
УДК 378
ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Талалова Л.Н.

Педагогическое сообщество высказывает свои соображения по поводу модернизации системы образования, необходимости обно­вления его содержания, организационных форм, повышения качества преподавания. Законодательно увеличивается степень непо­сре­дственного контроля государства за стратегиями в области обра­зования. Интерес к проблеме реформирования образования не уга­сает, зарождается новый – к теории реформ образования. Про­блемы современного образования все больше и больше пере­плетаются с проблемами социальной регуляции: педагогика соеди­няет административные заботы государства и самоуправление его субъектов. Вопросы, касающиеся выяснения того, что хорошо, а что плохо в образовании, перекликаются с вопросами о социальных условиях, в которых это образование функционирует.
Изучение реформ затрагивает вопросы, касающиеся как пози­тивных преобразований, так и разрывов в отношениях между раз­личными элементами в обучении и в обществе в целом; это и есть отношения между различными элементами образовательной реформы как социальной практики. Опыт прошлого и сегодняшние об­разовательные нововведения взаимодействуют. Соединяя их вме­сте, можно яснее увидеть противоречия между новациями прошлого и настоящего в области образования, а главное между самими социальными изменениями, произошедшими не только на фоне этих новаций, но и в результате их внедрения. Отмечая важность соци­ального, коллективного и исторического в формировании обществ, со­гласимся с тем, что необходимо: сопоставление реформ прошлого и настоящего; сравнение последствий социальных изменений, вызванных новшествами одного периода, с последствиями таких изменений, связанных с реформами другого; а главное, анализ результатов (на уровне социальных изменений), полученных от реформ как одного периода, так и другого, и, наконец, сопоставление этих результатов (с выявлением функциональных целей реформ, их обусловленности и степени результативности).
УДК 378
TEACHING BASIC ANALYSIS IN ANOTHER WAY AT
THE UNIVERSITY AND, WHY NOT, AT THE SECONDARY SCHOOL

Pr. Bebbouchi Rachid
USTHB



From the sixteen’s to now, we always teach the same Analysis at the Algerian University and may be in another countries.
We find the same chapter’s heads, the same technics, following the Bourbaki’s school. Is that inevitable ?
In fact, our mathematical talking is divided in three levels:
an empirical mathematics: the truth comes from personal experiments.
an abstract mathematics: we prove theorems using the
Zermelo-Fraenkel set theory.
a formal mathematics: it is a listing of formal non contradictory theories.
But we communicate essentially with the empirical mathematic, between the teacher and the students and between mathematicians and other people.
The computer is one of the tools of this empirical mathematic and it introduces different scales (as the overflow one).
A Non Standard Analysis made for pupils is possible and could approach the empirical speech to the abstract speech. Then the students could be more creative.
Some examples of lessons using this new process can be done to illustrate this point of view. We hope to trigger off a debate about our teaching of the Basic Analysis.
УДК 378
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ В СРЕДЕ LABVIEW
И ТЕХНОЛОГИЯХ NATIONAL INSTRUMENTS
Андреев В.В., Умнов А.М., Балмашнов А.А., Коновальцева Л.В.,
Саванович В.Ю., Никитин Г.В., Платонов Д.А.

В данной работе предложен подход, в котором использование современных программных решений и аппаратных ресурсов (DAQ-карта), объединенных единой универсальной программной платформой (Labview), позволяет создавать универсальные виртуальные инструменты с удобным для работы студента интерфейсом.
С программным обеспечением LabView студент получает стандартные интерфейсы всех приборов, кроме того, освобождается от утомительного низкоуровневого программирования. Применение LabView позволяет быстро создать опытный образец, схему, легко видоизменять систему измерений и управления. Создаются системы реального времени, большого числа каналов сбора информации. Наличие различных специализированных библиотек позволяет решать большинство задач, с которыми сталкивается исследователь в процессе сбора, обработки и анализа получаемых результатов, включая взаимодействие через Интернет. При работе файла виртуального инструмента все измерения проводятся синхронизировано и мгновенно, освобождая обучающегося для осмы­с­ления и изменения исходных условий эксперимента. Богатство реализуемых возможностей позволяет в данном случае студенту увидеть палитру физического явления.
Лимит времени учебных практических занятий не позволяет в традиционном варианте лабораторного стенда расширить программу экспериментальных исследований. Включение в процесс обучения интерактивных лабораторных модулей, в которых реализуется реальный физический процесс, позволяет существенно расширить рамки исследований, а также включить в процесс обучения элемент игры.
УДК 378
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИФФУЗИИ ИМПУЛЬСНЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ
Андреев В.В., Коновальцева Л.В., Саванович В.Ю.,
Никитин Г.В., Платонов Д.А.

В данной работе реализован подход по полной автоматизации учебного стенда в лаборатории специального физического практикума РУДН на основе современных программных и аппаратных решений. Примененная программная среда Labview позволила разработать измерительно-управляющий модуль, который управляет механическими перемещениями макета, изменением параметров разрядной цепи RLC-контура. Измерение импульсных сигналов с индуктивных датчиков и пояса Роговского осуществляется универсальной платой сбора и обработки данных (DAQ).
Разработанный виртуальный прибор позволяет осциллографировать временные зависимости параметров импульсных полей, включая их изменения в процессе диффузии. Варьируя зарядные емкость, сопротивление разрядного контура, а также толщину мА­гнитного экрана, студент накапливает информацию о физических процессах, происходящих при генерации импульсного магнитного поля, импульсных токов и их диффузии в полые проводящие экраны. Для сравнения экспериментальных данных с теоретическими студент открывает меню «Теория», в котором, на основе аналитических выражений, константы для которых студент вводит вручную, строится график временных и силовых изменений магнитного поля. В окне «Сравнение» студент наглядно видит разницу между теоретическими графиками и полученными экспериментальными зависимостями. Результат о проделанной работе выводится на сервер, где автоматически проверяется на достоверность, а затем сохраняется. При защите лабораторной работы преподаватель использует отчет об эксперименте, сохраненный на сервере доступ к которому ограничен.
УДК 378
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЭФФЕКТА РАМЗАУЭРА
Коновальцева Л.В., Саванович В.Ю., Никитин Г.В.,
Ливадный А.О., Валенсия Оскар

Информационные технологии National Instruments состоят из архитектуры измерительных и приборных программных драйверов, сред разработки прикладных программ для сбора, анализа, обработки и совместного использования данных. Тесная интеграция компонентов программного обеспечения позволяет самостоятельно создавать мощную, создаваемую согласно исследовательским целям и условиям конкретной задачи, систему измерений и контроля. Данный тип программного обеспечения и аппаратных средств который сокращает время и затраты при интеграции разнообразных измерительных приборов при создании самых сложных измерительных систем был положен в основу создания лабораторного модуля по изучению эффекта Рамзауэра.
Эффект Рамзауэра заключается в прозрачности газа для электронов с определенной энергией. Данная лабораторная работа позволяет студенту рассмотреть эффект на нескольких типах газов. Идентификация и измерение характеристик пиков поглощения позволяет с достаточной степенью точности определить размер оболочки атома газа. После проведения всех экспериментов студент должен сравнить измеренные данные с табличными значениями для определения сорта газа.






УДК 51.М545(072)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ
Александрова Л.В., Матюхина Е.Н.

Для создания, представления и успешной реализации научных разработок и программ в области образования необходимы значительные финансовые вложения, которые могут быть предоставлены по заявкам из бюджета г. Москвы, внебюджетного фонда финансовых ресурсов административного округа, отечественных или зарубежных благотворительных Фондов безвозмездно и безвозвратно.
Грантовая поддержка предоставляется на конкурсной основе. Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности программы является сочетание нереализованного спроса на программу, возможностей творческого коллектива педагогов – участников проекта, а также соблюдение неких законов, «правил игры», по которым будут разрабатываться образовательные проекты.
Основными разделами программы являются:
1. Паспорт проекта, который включает в себя информацию о руководителе, участниках, территории реализации проекта.
2. Аннотация проекта.
3. Цель проекта – ответ на вопрос «Чего же мы хотим добиться?»
4. Задачи проекта – определяет пути достижения цели.
5. Содержание проекта представляет собой три этапа –организационный, обучающий, реализационный.
6. Бюджет и смета проекта – краткое описание и его обоснование.
7. Оценка результатов.
Данные методические рекомендации являются обобщением опыта по организации, проектированию и реализации социально-образовательных программ в рамках проведения конкурса, направленных на повышение качества обучения молодежи.

[1]. Социальное проектирование ? ресурс взаимодействия общест-
венности и власти - М., Центр Леонград, 1999 г.
[2]. Харламов И.Ю. Педагогика, Минск:Университетское, 2002 г.

УДК 378
АПРОБАЦИЯ ТЕСТОВ ПО ХИМИИ
Якушев В.В.* , Борзова Л.Д*., Медведев, А.А.**,
Сарычева Н.Н*., Черникова Н.Ю.*

Факультет ИЯ и ОД РУДН*, МАДИ**

В рамках программы научно-методической работы Министерства образования РФ авторы подготовили варианты экзаменационных вопросов по химии для студентов технических специальностей.
Апробация тестов проводилась во втором семестре 2001-2002 учебного года на кафедре химии факультета ИЯ и ОД РУДН и кафедре общетеоретических наук МАДИ. Для тестирования на обоих факультетах были отобраны по 5 учебных групп (инженерного и медицинского профиля). Уровень подготовки групп – средний. Экзаменационные билеты включали 10 вопросов из банка заданий: 7 вопросов по разделу А (практика) и 3 вопроса по разделу Б (теория). Время тестирования – 45 минут.
Секция химии МАДИ использовала материалы тестирования только для проверки готовности студентов к сдаче экзаменов. Проверка и оценка работ проводилась преподавателями групп по 100-балльной системе с последующим пересчетом на пятибалльную.
На кафедре химии факультета ИЯ и ОД на качественном уровне отмечается соответствие результатов выходного тестирования и текущей успеваемости студентов. Результаты тестирования в МАДИ хорошо коррелируют с результатами экзаменов (средний коэффициент корреляции – 0,65).
Анализ результатов показал, что время, отпущенное для экзаменов в РУДН, было оптимальным (в МАДИ большинство студентов закончило работу гораздо раньше отпущенного им времени). Разработанные тесты могут быть использованы не только для текущего контроля, но и в качестве экзаменационных материалов по химии на подготовительных факультетах для иностранных студентов. В качестве пожелания для использования права преподавателей самостоятельно определять объем и тематику учебного материала, предоставляемую программой по химии для подготовительных факультетов, рекомендуется выделять разделы, изучение которых обязательно при всех условиях и конкретно оговорить требования к знаниям студентов.
УДК 51.378
НА СТРАНИЦАХ "ЖУРНАЛА ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
МАТЕМАТИКИ"
Макарова И.А.
Московская обл. Домодедовский р-н моу
Гальчинская средняя общеобразовательная школа

Проблемы и методики преподавания в русской школе всегда волновали учителей, которые искали пути усовершенствования отечественного образования. В одном из первых номеров «Журнала элементарной математики» (в 1885 году) можно найти следующие слова: «Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно иметь только хорошие учебники и задачники, нужно еще и умение преподавать, что достигается только более или менее продолжительным опытом». С этого времени статьи и заметки, посвященные проблемам методики преподавания математических дисциплин в средней школе и вопросам элементарной математики, регулярно публиковались журналом. За два года их было опубликовано около 250. В 1886 году название журнала изменилось на «Вестник опытной физики и элементарной математики». Его редактор Э.К. Шпачинский в своих публикациях неоднократно подчеркивал роль учебника как связующего звена между учителем и учащимися. Так, выступая против замены традиционного курса тригонометрии учением о круговых функциях, он писал о необходимости тесного соединения преподавания математики и физики, поддерживал обновление школьного курса в функциональном духе. В журнале имелся специальный раздел для преподавателей. Его особенностью было обращение к основным принципиальным вопросам общей и частной методик преподавания математики и физики. Таким образом, видимо, впервые в России у преподавателей этих дисциплин появилась возможность подобного обмена опытом и проведения дискуссий. Здесь обсуждались такие вопросы, как повышение активности учащихся в процессе обучения, роль учебника и задачника, правильное понимание учителями математических понятий, сравнительная оценка учебников, необходимость отчетливого проведения через школьный курс алгебры идеи о развитии понятия о числе. Многие из рассматриваемых на страницах журнала вопросов интересны и актуальны и в наши дни.
УДК 378
О работе спецсеминара для студентов
второго курса специальности
"Прикладная математика и информатика"
Свищева Т.А.

С начала второго семестра этого года для студентов II-го курса специальности «Прикладная математика и информатика» РУДН, желающих специализироваться по кафедре теории вероятностей и математической статистики, начал работать новый в практике данной кафедры спецсеминар.
Главные цели семинара: обрисовать круг научных задач, которыми занимается кафедра, и обучить компьютерным пакетам и программам, помогающим решать эти задачи.
В программу семинара входит изучение:
1) операций по кредитам и займам, ценных бумаг; решение задач по этим темам при помощи финансовых функций Excel;
2) процесса генерации случайных величин, построение графиков плотностей распределения и функций распределения случайных величин при помощи пакета MathCAD;
3) техники построения полигона частот и гистограмм частот по выборке, проверка статистических гипотез о виде функции распределения выборки при помощи пакета Statistica;
4) имитационного моделирования и его использование в теории массового обслуживания на примере системы M/М/1/n и написание программы для вычисления основных стационарных показателей производительности этой системы на любом языке программирования, известном студенту.
Первые занятия семинара показали, что студенты заинтересованы в посещении такого рода занятий, что способствует продолжению работы этого семинара, а также корректировке и улучшению программы на последующие годы.
УДК 375
О ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН
В БАКАЛАВРИАТЕ НАПРАВЛЕНИЯ 510500 ХИМИЯ
Тамурова Т.С.


Для направления "Химия" разработан ГС второго поколения, введенный в действие с сентября 1999 года. Структура документа включает ряд разделов, в которых дана характеристика направления, требования к уровню подготовки абитуриента, а также требования к содержанию программ по дисциплинам обучения. При формировании учебных планов в соответствии с ГС предложено распределение дисциплин по блокам (циклам): гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ), математические дисциплины (ЕН), общепрофессиональные дисциплины направления (ОПД) и специальные дисциплины (СД). В каждом из циклов выделены федеральные компоненты, т.е. дисциплины, обязательные для изучения, вузовские компоненты, т.е. дисциплины, которые определяются вузом для изучения и дисциплины по выбору студента.
Большой интерес представляет выбор дисциплин цикла СД, который полностью выбирается факультетом. Эти дисциплины студент изучает на старших курсах бакалавриата. Так, в 6 и 7 семестре на эти курсы отводится по 5 часов. В рамках циклов ОПД и СД студенту предлагается для выбора ряд дисциплин, которые ре­комендуют выпускающие кафедры, например, кафедра органической химии – курс "Химия лекарственных препаратов", кафедра неорганической химии – курс "Химия твердого тела" и т.д. Эти курсы позволяют студентам определиться в выборе кафедры, на которой выпускники предполагают выполнять итоговую работу.
К недостаткам формирования конкретного рабочего плана следует отнести разные условия оценки и формы контроля знаний по спецкурсам, а также неравномерное распределение часов на кафедрах.




УДК 378
ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ РАВНОБОЧНОЙ ГИПЕРБОЛЫ
Лонгла Мартиал

Дети играют на футбольном стадионе. Двигаясь к воротам соперника параллельно боковой линии, мальчик видит ворота под переменным углом б. Постановка задачи: На каком расстоянии от лицевой линии мальчик видит ворота длиной (2b) под наибольшим углом б0.
Описание задачи: Введем прямоугольную декартову систему координат с центром в точке (O). Расстояние до лицевой линии – х, уравнение прямой (l) – y = у0, ширина ворот – 2b, точка M имеет координаты (x , у), точка M0 имеет координаты (x0 , у0), (См рис.1).
Элементарный способ решения. Построим окружность, проходящую через концы отрезка AB, касающуюся прямую (l). Пусть М0 - точка пересечения окружности и примой (l), и б0 - угол, соответствующий точке M0. Для любой точки (М), лежащей на прямой (l), начертим треугольник ABM. Пусть M1 – точка пересечения окружности и прямой (AM). Тогда б= РAM1B = б0= = РAM0B = р - РBAM - РABM0 > р- РBAM - РABM = РAMB = б’. Откуда угол в точке М0 оказывается искомым максимальным углом. Теперь найдем искомое расстояние (х). По построению, радиус окружности (R) находится формулами: R = СA= y0. СM0= R = y0 = (x02+b2)1/2. Отсюда x0 = (y02+b2)1/2, б0 = 2arctg(b/x0). Если у0 <b, то угол будет максимальным на соответствующих точках отрезка AB. Тогда х0=0.
В условиях, описанных выше, мы могли бы усложнять задачу, и попытаться найти геометрическое место таких точек, при перемене прямой (l). Тогда задача переходит на уровень вышей математики.
Прием математического анализа. Выразим угол, под которым видится отрезок (AB) в произвольной точке M(x,y) в виде разности (a1=РM0MB, a2=РM0MA). Далее, максимизируем его тангенс.
Видно, что это непрерывно дифференцируемая функция от (x). После дифференцирования, получаем условие y2-x2-b2=0. И это максимум, поскольку знак производной меняется при переходе через данную точку.
Геометрическое свойство равнобочной гиперболы. Решение задачи доставляется при y2-x2-b2=0. Т.е. y2-x2=b2 – равнобочная гипербола. Таким образом, равнобочная гипербола является геометрическим местом точек, из которых отрезок видится под наибольшим углом (по сравнению с другими точками, лежащими с ней на прямой, параллельной боковой линии). Замечание: Если y<b, то угол достигает максимума на данном отрезке.
Приложения:
Точки оптимальной стрельбы по мишени. Если известно, что цель расположена перпендикулярно области, в которой находится стрелок, то лучше стрелять из точек пересечения соответствующей области с решением данной задачи.
Фатальный удар Шевченко(!). Кто бы предположил, что он действительно знал такое свойство равнобочной гиперболы!?! Если бы Филимонов был лучше знаком с геометрией, то у него бы было больше шансов отразить этот удар, и все пошло бы иначе.
Эта задача показывает школьнику, как составляются и решаются задачи, выражающие реальные жизненные проблемы. Она также показывает, что некоторые задачи высшей математики могут легко решаться на школьном уровне.

Рис. 1
УДК 378
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ПО МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ НА ИНЖЕНЕРНОМ
ФАКУЛЬТЕТЕ

Османов И.А., Царегородцев А.В.


В современных условиях во многих странах мира, в частности в России, существуют множество Высших учебных заведений, которые предлагают различные формы приема и аттестации студентов. Как конкретный пример классического типа университета является РУДН, где наряду с большим набором специальностей, свойственным классическим университетам, введена многоуровневая система подготовки. Однако особенностью университета такого типа как РУДН, является и то, что студенты поступают в университет как на контрактной, так и на бюджетной основе.
При такой форме приема и обучения возникает много вопросов, один из которых стоит наиболее остро – характер аттестации студентов, обучающихся на платной и бюджетной основе. Так, рассматривая вопрос в рамках инженерной подготовки студента, при обучении математике решается задача следующим образом.
Разработать необходимый минимум требований по каждой инженерной специальности, согласно Госстандарту и программе, определяющий круг задач и вопросов, предъявляемых студенту на экзамене для каждого этапа обучения.
Сдача экзамена состоит из следующего:
I ) необходимый минимум знаний (справочный материал)
II) решение типовых задач
III) теоретические вопросы.
Вводится три уровня контроля знаний обучаемого, каждый из которого четко занимает свое место в общей системе контроля знаний по математике. В рамках каждого блока контроля используется балльно-рейтинговая система, позволяющая ранжировать студента по успеваемости и отражающая уровень усвоения материала. По итогам многоуровневой системы оценки знаний строится интегральная оценка, определяющая общий уровень подготовки студента по математике.

УДК 375
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Хайро Коррэа

При проектировании, моделировании и организации учебной среды образовательной программы интегративный подход обычно применяется только по отношению к содержанию. В связи с этим, в последних десятилетиях, в педагогической практике, наблюдается сильное развитие инструментов интеграции содержания, а иногда и форм обучения, которые предполагают объединенные курсы, объединенные уроки, семинары, лекции, и т. д. Цель этих инструментов состоит в том, чтобы благоприятствовать формированию у студентов систем интегративных знаний, умений, навыков и ценностей. Однако не менее важной является интеграция целей, задач, методов, средств, форм и диагностики уровня компетентности, то есть разработка интеграционной учебной среды образовательной программы.
Исходя из этого, в настоящем докладе рассматривается учебная среда образовательной программы как трехкомпонентная модель: среда – механизмы интеграции – студент, в которой каждый из компонентов среда и студент, характеризуется системой условий и системой потребностей. Взаимодействие между средой и студентом осуществляется посредством механизмов интеграции (социальный компонент ВУЗа и, в частности, специальности (факультета, кафедры, и т.д.); дидактический компонент: содержание образовательного процесса, дидактические и частнометодические цели, методы и формы обучения, средства и механизмы обратной связи). Здесь очень важен и тот факт, что интеграция учебных целей достигается путем создания системы компетенций, а интеграция диагностики и результатов путем создания определенного набора компетентностей.





УДК.377.1
МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ И ИХ РОЛЬ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ
Михеев В.И. 
В процессе обучения каждый студент оперирует различными способами классификации объектов. Подчас интуитивно, вычленяя тот или иной признак изучаемого объекта, обучаемый с учетом своего уровня подготовки, строит свое видение в форме определенных представлений и образов. Надо особо отметить, что любой обучаемый в процессе своего взросления осваивает различные учебные предметы, проходя последовательно определенные этапы их усвоения: 1) присваивание имени конкретному объекту изучения; 2) выявление общности объектов, обладающих конкретным свойством; 3) формирование языковой модели изучаемого объекта на уровне понятия и т.д. Таким образом, в рамках каждого учебного предмета обучаемый последовательно приобщается к научному языку не только на уровне освоения описаний или определений понятий, но и на уровне освоения различных способов классификации объектов, позволяющих строить с позиции своего видения предметной области некие описания объектов в виде эмпирической системы отношений и соответствующие для них шкалы измерений.
Общий вывод: в процессе изучения учебного материала на первых этапах студент непосредственно чувственно воспринимает новые понятия, которые характеризуют объекты изучения, их отношения зависимости, и только со временем он приучается более осмысленно формировать достаточно четкие представления о языке и содержании учебного предмета. Однако, осуществлять обучаемому такой самостоятельный переход в обучении дело достаточно трудоемкое. Именно поэтому целесообразно вводить в систему обучения (особенно, студентам-гуманитариям) небольшой учебный курс, раскрывающий основы теории измерения, суть инструментальной базы и ее роли в обучении при формировании научных знаний.



УДК 378
О ПОДХОДЕ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМОГО
Кокотушкин В.А. , Потапова А.Ю. 


Задача анализа экспертной информации и построения выводов по результатам экспертных оценок встречается во многих ситуациях реальной жизни. Метод экспертного оценивания в педагогике, разработанный первоначально для социологических нужд, эффективно используется в педагогических исследованиях. С их помощью оценивается работоспособность обучаемых, особенности их умственного развития, отношения к учебе, воля и настойчивость в учении, уровень общеобразовательной подготовки, воспитательное влияние семьи.
Совершенствование экспертных методов возможно за счет их алгоритмизации и применения ЭВМ. В докладе рассматривается один из методов анализа педагогических экспертных оценок. Речь идет о числовых экспертных оценках, характеризующих уровень подготовленности учащегося к следующему этапу обучения (школа - лицей, бакалавриат - магистратура и т.п). Используется отчасти догма согласованности и отчасти – догма одномерности. Предложена математическая модель, предполагающая использование компьютерно-ориентированного алгоритма. Вводится параметр, позволяющий усилить вклад одной из догм по отношению к другой, что дает возможность сравнивать соответствующие подходы. Математический расчет основан на использовании теории матриц и использовании собственных векторов. Подобный математический аппарат для решения задач обработки результатов тестирования, в том числе качественных, описан в статьях [1] – [2].

[1]. Кокотушкин В.А., Михеев В.И. Построение оценок в шкале
отношений по результатам тестирования // Проблемы теории
и методики обучения №5.- 1997. - С. 27 – 29.
[2]. Семов А.М., Семова М.А., Хлебников. В.А. Единый итерацион-
ный процесс количественной оценки трудностей заданий и
уровней подготовленности участников тестирования. // Труды
центра тестирования. - Вып. 2. -1999. - С. 54 – 66.
УДК 378.147:512.8+681.3
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕНСИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
Дмитриева М.Н.
Рязанский государственный медицинский университет
Современный образовательный процесс требует качественной подготовки специалистов в течение ограниченного времени и, следовательно, применения интенсивных методов и методик преподавания.
Проблемы обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов (на примере филологов) поднимались автором неоднократно. Остановимся на основных направлениях интенсивного обучения этим дисциплинам.
Тщательный отбор содержания обучения в соответствии с гуманитарным направлением и государственным образовательным стандартом по конкретной специальности.
Решение проблемы мотивации обучения студентов через освещение исторических фактов, роли математики в человеческой культуре, повышение интереса студентов рассмотрением прикладных задач по специальности.
Организация контроля знаний с использованием регулярных тестовых заданий, контрольных работ, проведением итогового компьютерного тестирования.
Единство составляющих курса: математики и информатики. Применение информационных технологий в обучении математике (Advanced Grapher, MS Excel).
Учет особенностей гуманитарной аудитории (подготовка, мышление, память, способности студентов) и использование индивидуальных домашних заданий, рефератов.
Выбор эффективных форм проведения занятий (семинар, дискуссия, лабораторная работа, конференции).
Отбор требований к знаниям студентов в соответствии с конкретной специальностью и временными рамками курса.
Перечисленные требования эффективны в сочетании с активной работой преподавателя по усовершенствованию этих методов и доброжелательном отношении к студентам.

УДК 378
О ФОРМАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОФИЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Фищук А.П.

В последнее десятилетие резко возросло, а с введением ЕГЭ должно и качественно измениться, сотрудничество вузов со школами. Это связано с падением конкурса в связи с коньюктурной непрестижностью ряда специальностей и все возрастающим разрывом между уровнем школьного образования и требованиями вузов к знаниям и общей подготовке абитуриентов.
Качественный набор может быть обеспечен при наличии таких факторов, как конкурс, целенаправленный отбор абитуриентов, профессиональная подготовка по профилю специальности и систематическая профориентационная работа. Классическому университету, как и любому другому вузу, нужен абитуриент, который без особого труда войдет в новую для него жизнь. Научиться пользоваться вузовской “свободой” и самостоятельно себя контролировать, одна из важнейших задач довузовской подготовки.
Очевидно, наиболее эффективными стали профильные двухгодичные классы (10-11-й). Вузовская методика, относительно небольшая нагрузка, отсутствие натаскивания и репетиторства, делают ребят более раскованными, свободными в суждениях о будущей профессии. Они охотно участвуют в олимпиадах, тестовых испытаниях, научных конференциях и чтениях.
Важную роль в подготовке абитуриентов играют подготовительные курсы.
Хорошие результаты дают профессиональные школы, особенно на ранней стадии подготовки (8 – 9 классы) и, естественно, 10 –11 классы.
Значительный вклад в профессиональную ориентацию школьников осуществляют студенты-старшекурсники во время педагогических практик в школах.
Среди многих форм профориентационной работы самой эффективной стали встречи с родителями и абитуриентами на университетских и факультетских днях открытых дверей.
Важным последствием расширения сотрудничества факультета физико-ма­тематических и естественных наук РУДН со школами, с которыми были заключены договорные отношения о сотрудничестве (около 30 школ), были единые (совмещенные) экзамены, позволяющие выпускникам в школе сдавать экзамены, результаты которых засчитывались в аттестат о среднем образовании и в качестве конкурсного балла при поступлении на факультет. В 2002 году по результатам совмещенных экзаменов был обеспечен конкурсный набор на специальность “радиофизика и электроника” (100%), на­пра­вление “физика” (50%) и направление “химия” (более 50%). Статистический анализ успеваемости выпускников из таких школ показывает, что став студентами, они быстро адаптируются в вузовской обстановке и, как правило, показывают хорошие результаты уже с первой экзаменационной сессии.
УДК 378
РОЛЬ ПРОБЛЕМНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Сурин Ю.В. *, Молодкин А.К. **, Тамурова Т.С. **
МОГУ*, РУДН**

Для проблемного обучения химии в средней школе разработаны разнообразные химические эксперименты. Эти эксперименты распределены по различным разделам школьного курса и предлагаются в дополнение к обычным стандартным опытам по химии. Программа проблемных экспериментов по неорганической и общей химии для 8го, 9го и 11го классов опубликована в журнале «Химия в школе» [1]. При включении проблемных опытов в процесс обучения, учителя имеют возможность проблемного построения уроков и организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Основными методами обучения в этом случае являются проблемное изложение материала учителем, эвристический и исследовательский методы. Как показывает практика применения проблемных опытов при обучении в различных классах, ученики при таком обучении получают более точную, целостную и многогранную характеристику изучаемых химических явлений, лучше разбираются в причинах этих явлений, меньше допускают существенных ошибок. Выполнение химических проблемных опытов стимулирует активную познавательную деятельность учащихся на уроках, создает высокий уровень заинтересованности учеников, так как дает реальные возможности применения их творческих способностей. Объясняя проблемные эксперименты, ученики должны активно применять полученные теоретические знания. Это применение осуществляется при выдвижении и обосновании гипотезы, при проверке гипотезы, при выборе исследовательских экспериментов, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы. В процессе этой творческой работы ученики приходят к новым обобщающим выводам. Таким образом, выполнение проблемных экспериментов постоянно сочетается с использованием теоретических знаний учащихся, способствуя углублению этих знаний и их развитию. Систематическое применение проблемных экспериментов в обучении является одним из важнейших средств развития интереса учащихся к предмету.
[1] Сурин Ю.В. «Химия в школе», №6, №7, 1998 г.
МЕТОДИКА МедикаментозноЙ обработкИ
сформированной полости и корневых
каналов при лечении кариеса и пульпита
Козионова Н. А.
Лечение кариеса и его осложнений остаётся одной из важнейших проблем в терапевтической стоматологии. Существующие методы требуют тщательной медикаментозной обработки антисептиками сформированной полости и корневых каналов при лечении кариеса, пульпита и периодонтита. В настоящее время широкое распространение получили такие растворы как хлоргексидин биглюконат и гипохлорит натрия. Хлоргексидин обладает высшей степенью антибактериальной активности.
Раствор гипохлорита натрия является хорошим растворителем некротизированных тканей при непосредственном контакте с тканями пульпы; оказывает бактерицидное действие, которое обусловлено образованием хлорноватистой кислоты (HOCl) и выделением газообразного хлора.
Мы сочли необходимым изучить в сравнительном аспекте целе­со­образность использования в клинике перечисленных выше препаратов.
Для достижения этой цели была поставлена задача ? изучение дентина сформированной полости и корневого канала до и после обработки их данными препаратами в сканирующем микроскопе. Материалом для морфологического изучения твёрдых тканей зуба в растровом электронном микроскопе до и после обработки их выше указанными препаратами послужили удалённые по ортопедическим показаниям интактные зубы человека. Контролем служили зубы, в которых сформированные полости и корневые каналы обрабатывали традиционным способом с использованием 3% раствора перекиси водорода, 70% этилового спирта, эфира.

Собственные исследования. При обработке поверхности дентина сформированной полости 0.2% раствором хлоргексидина рельефно контурировались торцевые участки кристаллов гидроксиапатита и исследуемая зона имела мелкоигольчатую структуру. При использовании в качестве препарата для медикаментозной обработки корневого канала 5% раствора гипохлорита натрия, поверхность дентина была представлена зияющими отверстиями дентинных трубочек. Морфологическая картина при обработке 3% раствором перекиси водорода, 70% этиловым спиртом, медицинским эфиром была сходна с рельефом стенки необработанного корневого канала, поэтому 5% раствор гипохлорита натрия целесообразно применять для медикаментозной обработки поверхности дентина с большим количеством органических структур. Проведённое сравнительное экспериментальное изучение эффек­тив­но­сти использования указанных препаратов при лечении кариеса и пуль­пита подтверждает обоснованность их широкого использования в клинике.
Особенности преподавания
стоматологических дисциплин на кафедре пропедевтики стоматологических
заболеваний
Булгаков В.С.

Изучение стоматологических дисциплин на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний РУДН включает пропедевтический раздел терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии. Каждая из перечисленных дисциплин имеет важное значение в лечении больного. Современный этап развития общества требует от врача стоматолога не только теоретических знаний, но и достаточных практических навыков по всем разделам стоматологии. Несомненно, что пациент отдаст предпочтение врачу-стоматологу, который самостоятельно не только проведет необходимое удаление зубов или их корней, но сможет оказать квалифицированную терапевтическую и ортопедическую помощь.
Возросшие требования к знаниям и умениям врача стоматолога заставляют вносить изменения, как в саму программу подготовки врача, так же совершенствовать управление процессом усвоения знаний и умений.
Немаловажное значение в совершенствовании учебного процесса приобретают деонтологические проблемы и юридические нормы, а так же проблемы морального воспитания студентов. Важную роль приобретают знания психологии личности современного студента, это помогает создать у студентов мотивированное изучение стоматологических дисциплин. Такой подход заставил педагогический коллектив четко определить общие цели и задачи стоящие перед кафедрой, а так же внести коррективы не только в цели и задачи каждого занятия, но даже и в их последовательность изучения.

УДК 61.001.12:57.082.14.002.2]:54
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В КУРСЕ ОБЩЕЙ ХИМИИ
Прищепова Л.В., Филиппова В.А., Лысенкова А.В.
Гомельский государственный медицинский институт, Беларусь
Важность химического образования для студентов-медиков обусловлена следующими основными факторами:
- общая химия является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которой принадлежит большая роль в формировании научного мировоззрения и системного мышления;
- химические знания служат базой для изучения цикла других ди­сциплин;
- понимание сущности химических процессов, протекающих в биосистемах, позволяет сформировать клиническое мышление и способствует приобретению студентами экологических знаний.
Одним из способов достижения поставленной цели является медико-биологическая направленность задач и упражнений, моделирующих разнообразные биологические процессы in vivo.
При изучении основ химической термодинамики мы предлагаем студентам задачи по диетологии, калорийности питания и здоровому образу жизни. При изучении основ химической кинетики большое внимание уделяется моделированию биохимических реакций в организме и химических реакций, протекающих в окружающей среде, в частности, при распаде радионуклидов, являющихся основными факторами загрязнения Чернобыльской зоны. Широкие возможности для мысленного эксперимента представляют темы по термодинамике растворов, диссоциации электролитов, кислотно-основным свойствам биосред.
Использование в учебном процессе “имитирующих” технологий активирует познавательную деятельность студентов, повышает их профессиональный интерес, способствует в дальнейшем изучению клинических дисциплин и углубленному пониманию медико-биологических проблем, а также позволяет студентам активно включаться в процесс научного поиска.



АННОТАЦИИ

LABORATORY AND PRACTICAL WORKS AS MEANS
OF INCREASING MOTIVATION OF MATHEMATICAL TRAINING FOR STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES
Bulycheva Yu.V. .
e-mail: ammosova@astranet.ru
The paper considers the problem of professional orientation of college`s students in the process of study mathematics. The author proposes different laboratory-practical works, developed the student`s motivation and interest to their profession


ON SOME WAYS OF TEACHING PUPILS TO CONTRACT SECTIONS OF FIGURES
Kovalenko B.B.
e-mail: ammosova@astranet.ru
The paper considers the problem of training pupils of different ages for the development of their creative personality. Main attention is given to the solution of problems on construction of sections. For solution of such problems all properties of the parallel projection are used. Connection between properties of a plane and spatial figures is also discussed.

ON ADDITIONAL CONTENTS OF SCHOOL PROGRAM
ON GEOMETRY
Vaganyan V.O.
e-mail: vvaganyan@mail.ru

SCHOOL GEOMETRY AS PHILOSOPHY IN FIGURES
Micheev V.I., Vaganyan V.O.
e-mail: vmicheev@sci.pfu.edu.ru vvaganyan@mail.ru
MOTIVATIONS OF METHODS
OF TEACHING MATHEMATICS
Bavrin I.I., Vaganyan V.O.
e-mail: vvaganyan@mail.ru

Project NExTMAC in Canadian universities
Hamdi N.
e-mail: hamdinabil@yahoo.com


ON THE DIDACTICS OF THE LEARNING TANDEM
"STUDENT + COMPUTER"
Zimina O.V.
e-mail: ZiminaOV@mpei.ru
We discuss how to teach students, to control the development of the softwere of their computers, and to teach the students to use their computers for solving the problems. We give examples of teaching the mathematics to the tandems.


PROBLEMS OF TRAINING OF LOGICAL THINKING AT MATHEMATICAL LESSONS AT SECONDARY SCHOOL
Kuznetcova E.A.
e-mail: petrova@ttc.ryazan.ru
One of the central places in upbringing of a school-children personality takes the development of his thinking. The main component of this process is forming and development of logical thinking.

TESTS ON MATHEMATICS
Lungu K.N.
e-mail: aklungu@pochtamt.ru

COMPUTER TECHNOLOGIES AS MEANS OF INDIVIDUAL TRAINING IN MATHEMATICS OF STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALITIES
Doroshina N.V.
e-mail: petrova@ttc.ryazan.ru

Individual manner to students is the base of development most strong sides of character. This method is realized in teaching of mathematics to students-manager.

METHODICAL ASPECTS OF INTENSIVE TEACHING
OF MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCES
FOR STUDENTS OF HUMAN SCIENCES
Dmitrieva M.N.
e-mail: petrova@ttc.rayzan.ru
The problems of educating of mathematics and informatics for the students of humanitarian specialties in universities are discussed in this article.

ONE OF THE WAYS TO RISE THE STUDENTS’ ACTIVITY IN MATHEMATICS
Pavlutchenko Yu.V.
e-mail: vmicheev@sci.pfu.edu.ru
One of the ways to rise the students’ activity in mathematics is based on a conversion of simple problems into “shot scientific works”.


TO THE PROBLEM OF EDUCATION REFORMING THEORY
Talalova L.N.
e-mail: talalova@hotbox.ru
The problem of education reforming theory is expressed. Reforming of education is comprehended as a segment of social and political practice, as a mechanism of social regulation.

ЕЩЕ ОБ ОДНОМ МЕТОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ АНАЛИЗА В УНИВЕРСИТЕТАХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ
Бебучи Рашид
e-mail: krouafis@yahoo.fr
В докладе ставятся вопросы о соотношении между строгим изложением математических дисциплин и изложении на интуитивном уровне.


THE POSSIBILITIES OF USE PROBLEM EXPERIMENTS
IN THE TEACHING CHEMISTRY
Surin Yu.V. , Molodkin A.K. , Tamurova T.S.
e-mail: ttamurova@sci.pfu.edu.ru

LABORATORY EXPERIMENTS IN LABVIEW
AND NATIONAL INSTRUMEDNTS TECHNOLOGIES
Andreev V.V. , Umnov A.M. , Balmashnov A.A. , Konovalzeva L.V.,
Savanovich V.Yu. , Nikitin G.V., Platonov D.A.
e-mail: vandreev@sci.pfu.edu.ru

Nowadays computer-based instruments and modern IT-technologies can often replace ordinary instruments for different educational purposes and laboratory experiments.


FULLY-DIGITAL AUTOMATIC LABORATORY
EXPERIMENT ON MAGNETIC DIFFUSION STUDY
Andreev V.V. , Konovalzeva L.V. , Savanovich V.Yu. ,
Nikitin G.V. , Platonov D.A.
e-mail: vandreev@sci.pfu.edu.ru

A full automatic approach for development of laboratory experiments on magnetic measurements based on modern program-apparatus achievements is realized .


FULLY-DIGITAL AUTOMATIC LABORATORY
EXPERIMENT ON RAMSEUR EFFECT STUDY
Konovalzeva L.V., Savanovich V.Yu.,
Nikitin G.V., Valencia Oscar, Livadniy A.O.
e-mail: vandreev@sci.pfu.edu.ru
A full automatic approach for development of laboratory experiments on general quantum mechanics law based on modern program-apparatus achievements is realized.


METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS
FOR ARRANGEMENT AND IMPLEMENTATION
OF EDUCATIONAL PROGRAMES WITHIN
THE FRAMEWORK OF PROJECTS CONTEST
Aleksandrova L.V., Matyukhina E.N.
e-mail: Hmatyuhina@sci.pfu.edu.ru
In the report contains methodological recommendations for arrangement and implementation of educational programmes within the framework of projects contest.


ABOUT ONE PROPERTY OF THE HYPERBOLIC CURVE
Longla Martial

Playing football, from which position is it better to strike if the player is alone, running straight to the goals? If a player is scrutinizing a stick of length 2b, orthogonal to the domain in which he is, where is it better to stand? The player should be on the hyperbolic curve.


ABOUT EDUCATIONAL PROGRESS ASSESSMENT
OF STUDENTS IN MATH AT THE ENGINEERING FACULTY
Osmanov I.A. , Tcaregorodtcev A.V.
e-mail: osmanoff@sci.pfu.edu.ru
In this report the problems of educational progress assessment of students in math are discussed.
INTEGRATIVE APPROACH TO DESIGNING
OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF EDUCATIONAL PROGRAM FOR NONMATHEMATICAL SPECIALITIES
Jairo Correa
e-mail: jairocorrearodriguez@hotmail.com

In this report the question of designing of the educational environment from the point of integrative approach view, where the educational environment is considered as a three-component model environments - mechanisms of integration – student, is put.

THE ROLE OF CLASSIFICATION METHODS AT COGNITIVE EDUCATIONAL PROCESSES
Micheev V.I.
e-mail: vmicheev@sci.pfu.edu.ru
The report is devoted to the problem of application in the process of learning various methods of classifications for acquisition of new knowledge.

THE MATRIX METHOD OF EXPERT DATA PROCESSING
IN EDUCATION
Kokotushkin V.A., Potapova A.Yu.
e-mail: apotapova@sci.pfu.edu.ru
The problem of the analysis of expert information and conclusions construction based on expert estimations is met in many situations of real life. For decision-making some mathematical methods are used. The new model of the analysis of expert data is described.

SOME FORMS OF COOPERATION IN STUDENTS’ PROFILE ORIENTATION IN THE SECONDARY SCHOOLS
Fischuk A.P.
e-mail: afischuk@sci.pfu.edu.ru

This paper is devoted to the discussion of students’ profile orientation experience in the secondary schools.
THE USE OF MEDICAL-BIOLOGY PROBLEMS
FOR BIOLOGY PROCESSES MODELING IN GENERAL CHEMISTRY EDUCATION
Prishchepova L.V., Filippova V.A., Lysenkova A.V.
e-mail: igor_pr@mail.ru

Medical-biology character of problems and exercises, modeling various biological processes makes possible the improvement of chemical education of medicine students.




СОДЕРЖАНИЕ