<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Среднее время работы - 10 минут.
Объем программы 50432 б.
6. Тест "Вы уже выбрали будущую специальность, но совпада­ет ли Ваш выбор с Вашими интересами?"
Тест позволяет тестируемому провести самооценку степени соответствия выбора специальности своим интересам.
В основу теста положена анкета, созданная американскими учеными де Хааном и Кафом для определения одаренности.
Для успешного выполнения продуктивной профессиональной де­ятельности в научно-исследовательской и инженерно-инновационной области необходимо сочетание способностей и интересов к интел­лектуальной, научной и технической деятельности. Выявление склонностей испытуемого к каждому из этих видов деятельности оформлено в качестве 3-х блоков, в каждом из них предлагается 11 положений, на которые тестируемому нужно дать оценку по пя­тибалльной системе.
После машинной обработки ответов тестируемого на экран в графической форме выдается оценка его интересов и способностей к интеллектуальной, научной и технической деятельности.
Среднее время работы 10-15 минут.
Объем программы 34752 б.
7. Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности.
Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности позволяет проводить психологическое тестирование, его результаты являются основой для выработки критической самооцен­ки личности, могут способствовать формированию и развитию твор­ческого мышления.
В тесте исследуются свойства личности, необходимые для развитого творческого мышления, такие как воображение, интуи­ция, вдохновение, потребность в расширении своих созидательных возможностей и другие.
Программа рассчитана на самостоятельную работу пользовате­ля в диалоговом режиме.
Тест состоит из 50 утверждений, сформулированных на основе опросника Л.Э.Уортмена(США). Тестируемому наглядно показывает­ся, как следует отвечать на них.
В процессе работы над тестом все ответы тестируемого соот­ветствующим образом статистически обрабатываются, после чего на экран выдается итоговая оценка и рекомендации.
Работа с этим тестом способствует формированию творческого мышления студентов и учащихся старших классов.
Среднее время работы 10 - 15 минут.
Объем программы 41760 б.
8. Тест "СОМ" - самоконтроль оперативного мышления.
Тест имеет целью диагностику, самоконтроль и тренинг твор­ческого оперативного мышления студентов и специалистов, в том числе в экстремальных ситуациях. Может быть использован для са­моконтроля профессиональной перспективности и тренинга в про­цессе инженерного и научно-технического образования, а также прогноза развития школьников.
Тест включает 4 последовательные задачи визуального харак­тера. На решение каждой задачи отводится максимально 6 попыток. 3 критерия успешности имеют неодинаковые веса значимости в ин­тегральной оценке и каждый из них градуируется по 4-балльной шкале. Максимальная оценка возможна при самостоятельном реше­нии на уровне теоретического обобщения и осознанного выделения закономерности, средние оценки - при решении на уровне восприя­тия (перцептивного обобщения), минимальные оценки - при случай­ных решениях. Тест валидизирован на контингенте руководителей с оперативными функциями, учащихся старших классов школы (по экспертному критерию способностей). Применение на иных контин­гентах потребует валидизации методики разработчиком при органи­зации заказчиком обследования своего контингента.
После машинной обработки результатов испытуемого на экран выдается оценка по каждому из трех критериев мышления.
Объем программы: 35088 б.

5.13. Результаты социологического исследования по теме «Воспитание и социальная активность студентов».
В таблицах представлены мнения студентов по пяти вопросам.
«Нужна ли сегодня система воспитания в вузах?»
Таблица 1

Госуд.
бесплатн
Госуд.
платн.
Негосуд
Всего 2002
Всего 2001
Да
48,9
42,7
48,5
47,5
46,5
Нет
21,9
29,9
21,2
23,4
19,2
Затрудняюсь ответить
29,0
27,4
28,3
28,2
33,0

«Какие направления воспитания, Вы считаете, нужны в настоящее время в Вашем вузе?
Таблица 2
Варианты ответа



2002
2001
Патриотическое
74,1
73,6
Семейно-бытовое
69,4
71,8
Религиозное
67,3
65,5
Экологическое
59,5
63,3
Нравственное
76,1
67,4
Эстетическое
58,8
57,7
Физическое
35,2
32,4
Правовое
37,8
40,3
Экономическое
28,2
36,2

«Хотелось бы Вам заниматься какой-либо общественной работой ?»
Таблица 3
Варианты
ответа
Госуд.
бесплатн.
Госуд.
платные
Негосуд
Всего 2002
Всего 2001
Да
38,2
22,9
37,3
30,2
34,4
Нет
30,5
23,6
34,8
30,8
27,5
Затрудняюсь ответить
31,3
53,6
37,3
39,0
38,1

«Если Вы хотите заниматься общественной работой, то какой именно ?»
Таблица 4
Варианты
ответа
Госуд
бесплатн
Госуд.
платные
Негосуд
Всего 2002
Всего 2001
Участвовать в патриотических мероприятиях
7,0
8,8
12,2
9,6
10,3
Заниматься краеведением
4,8
4,9
9,7
6,9
4,8
Оказывать социальную помощь людям, нуждающимся в ней
22,6
26,5
18,9
21,8
22,9
Участвовать в политических акциях
12,4
9,8
10,2
11,0
10,6
Участвовать в студенческом самоуправлении
47,8
43,1
38,8
43,1
44,8
Другое
5,4
6,9
9,7
7,3
6,7

«Нужны ли сегодня студенческие организации?»
Таблица 5
Варианты
ответа
Госуд.
бесплат
Госуд.
платные
Негосуд
Всего 2002
Всего 2001
Российский союз студентов
19,1
14,2
24,3
20,1
22,3
Союз московских студентов
12,7
13,5
12,8
13,0
14,8
Студенческий совет вуза
35,8
23,1
26,7
29,3
27,9
Студенческий профком
18,9
23,8
5,8
14,3
14,1
Студенческий отдел кадров
3,9
4,6
5,1
4,5
4,2
Не нужны никакие
7,1
19,2
18,7
14,8
11,8
Другие
2,5
1,5
6,2
3,8
4,9
Таким образом, по результатам опроса можно констатировать, что студенческая молодежь московских вузов, в целом, имеет желание участвовать в различных формах воспитательной работы, но при этом следует учитывать специфику каждого вуза при планировании различных мероприятий.

5.14. Библиография документов и опубликованных источников по проблемам воспитания.

1. Проект "Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа", 1997.
2. Доклад Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе" - М., 2001г.
3. "Об утверждении Федеральной Программы развития обра­зования. Федеральный Закон РФ" от 10 апреля 2000г., N 51-ФЗ. Опубликовано в Бюллетене Министерства образования РФ, N 2, 2000г., 88 стр.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федера­ции. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. N 751.
5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Опубликована в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, N 12, 1999г., стр.8.
6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
7. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
8. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)" - М., 2001г.
9. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ – М., 2002г., № 4, с.97.
10. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности - Ростов-на-Дону, 1995.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, № 4, 1995.
12. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме - М., Фонд "Новое тысячелетие", 1998г., 288 стр.
13. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, № 4, 1990, с.6.
14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути ре­шения) - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: 1999, 82 с.
15. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: Методическое пособие" (Под ред. В.П.Лисовского), - СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999, 208 с.
16. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) – ж. СОЦИС, № 12, с. 27-36.
17. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое пособие. Под ред. З.Г.Нигматова – Казань, Госпедуниверситет, 1999г., с. 92.
18. Первый курс – воспитательная работа – Екатеринбург, изд. АМБ, 2002г., с. 195.
19. А.С.Запесоцкий "Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции". С.-Пб, ИГУП, 1996г. - 350с.
20. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. Социологическое исследование в России. Материалы социологических центров и служб – М., ИНИОН РАН, 1998г., вып. Ш, с. 116.
21. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения – ж. СОЦИС, 2000г., № 3, с. 124-128.
22. Молодежь и общество на рубеже веков. Под научной редакцией И.М.Ильинского – М., Голос, 1999г., с. 332.
23. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических исследований). Отв. Ред. В.Н.Шубин – М., РАН Институт социологии, 1999г., с. 209.
24. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк – СПб, Академия гуманитарных наук, 1999г., с. 229.
25. Мировоззрение и образ жизни. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, С.В.Тарасова – СПб, Образование – Культура, 1998г., с. 104.
26. Балашов В.В., Кормишова А.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А.В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи. Под ред. Ю.Л.Старостина – М., Государственный институт управления, 1999г., с. 207.
27. Зиятдинова Ф.З. Социальные проблемы образования – М., РИУ, 1999г., с. 282.
28. Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. К концепции универсальной компоненты образовния – М., РГГУ, 1999г., с. 55.
29. Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное знание в гуманитарном вузе: проблема самоопределения – М., Вестник РГГУ, № 3, 1996г., с. 15-21.
30. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии, № 3, 2000г., с. 199-205.
31. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одаренности. Методическое пособие. Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш – М., Вузовская книга, 2001г., с. 131.
32. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Под ред. Н.Л.Селивановой – М., Педагогическое общество России, 1998г., с. 336.
33. Волкова И.В. О новой концепции воспитания студентов технических вузов – М., Вестник Межвузовского Центра проблем развития личности студентов (МЦПРЛС), № 5,6, 2000г., с. 132.
34. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика – М., ж. Диалоги о воспитании, № 1, 2000г., с.197.
35. Система воспитательной работы в уч­реждениях среднего и высшего профессионального образования" (ав­торы: Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Калинина З.Н. и др.) - Тула, 2000.
36. Воспитательная система Пятигорского государственного лингвистического университета" (авторы: Кондра­кова Э.Д., Кленевская Л.К.) - Пятигорск, 2000.
37. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г.Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000.
38. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете" (авторы: А.В.Пономарев, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Осипчукова, В.Г.Черноморцев, П.А.Мартьянов) - Екатеринбург, 2000, 346с.
39. Материалы круглого стола «Молодёжный парламент – механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней». Практический опыт регионов – М., 1999г.
40. Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе - М., НИИВО, 1994, с.28 .
42. Коханович Л.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование - М., НИИВО, 1995, с.62 .
43. Фатхуллин М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека – М., НИИВО, 2001г., с. 302.
44. Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности. В сб. научно-методических материалов по проектам программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". - Составители и научные редакторы: Н.Ю.Синягина, И.В.Калиш. - М., ГНУ "ЦПВ и СППДМ", 2001.
45. Всероссийская научно-методическая конференция «Стратегия развития университетского технического образования в России» 4-6 февраля 1998г., г.Москва – М., изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998г., с. 180.
46. Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Российский вуз: в центре внимания – личность» 24-26 мая 1999г. Тезисы докладов, тт. I, II, III – Ростов-на-Дону, 1999г.
47. Наука, государство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса 6 – 8 апреля 2000г., г.Волгоград, т.I – Волгоград, изд. ВОЛГУ, 2000г., с. 544.
48. И.М.Ильинский. Проблемы воспитания Российской молодежи. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000, с.46.
49. Образование, наука, технологическое развитие России: история и перспективы. Материалы научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в ХХI веке», посвященной 300-летию создания системы инженерного и военного образования в России // Сборник тезисов докладов. Раздел «Роль гуманитарного образования в техническом вузе», часть II - М., 14-15 февраля 2001г., с.171-198.
50. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы воспитания студентов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека". - М., МГУКИ, 2001.
51. В.С.Кагерманьян. Оценка качества образовательных профессиональных программ ВПО и образованности выпускников. Перспективный подход. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.
52. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы и программа воспитания студентов вузов. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно- методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.
53. Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 4-7 мая 2002 года – Екатеринбург, 2002г., I-II тома.
Л.И.Коханович, В.П.Одинцова. Разработка основных направлений развития воспитания в системе среднего профессионального образования в 2001-2005 г.г. Научный отчет по "Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 г.г. - М., 2000. Утвержден Минобразованием России 05.03.2001.

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ