стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>















BZR640

КАК СПЛАНИРОВАТЬ
ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ














PROFESSIONAL
CERTIFICATE
IN MANAGEMENT

УДК 378(07)
ББК 74.58я75
П37


П37
Как спланировать подготовку к экзамену: Учеб.-метод. пособие / Пер. с англ. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. – 40 с.: рис., табл. – (BZR640 «Профессиональный Сертификат в области менеджмента»).




УДК 378(07)
ББК 74.58я75



























© 2004 The Open University
© МИМ ЛИНК, 2005, перевод

Содержание
Зачем мне надо сдавать экзамен? 4
Содержание экзамена 5
Факты и цифры по экзамену 6
Простой способ повторять материал начиная с первого дня 7
Дополнительная информация 11
Есть ли у Вас проблемная ситуация, которую мы можем использовать? 12
Приложение 1. Работа со своими естественными ресурсами 13
Приложение 2. Вопросник для самооценки
«Варианты подходов к обучению» 26

Зачем мне надо сдавать экзамен?
Студенты ненавидят экзамены – по крайней мере большинство так говорит! Так зачем же мы проводим их? Давайте посмотрим на экзамен с таких позиций:
Вы хотите, чтобы результаты Вашего обучения имели международное признание?
Вы хотите доказать себе и другим, что Вы чему-то научились?
Да, конечно, хотите! Но есть и другая причина, почему важно сдавать экзамены, – потому что Вам надо будет повторить материал. Повторение дает Вам возможность:
обобщить и усвоить изученные концепции;
поразмышлять над концепциями;
попрактиковаться в применении концепций.
Это исключительно важные аспекты обучения. И экзамен является гарантией того, что заключительная часть формального процесса обучения будет Вами пройдена. Повторяйте как следует, и Вы получите удовольствие от последующей уверенности, когда новые знания станут составной частью Вашей управленческой компетентности.

Содержание экзамена
Существенно, что в своей работе, когда все экзамены останутся далеко позади, менеджеры должны уметь определять наличие проблем и разбираться в ситуациях, находя для них эффективные решения или способы управления. У Вас наверняка будет возможность воспользоваться справочной литературой, поэтому мы разработали такую форму экзамена, которая позволяет:
снизить необходимость запоминать детали, особенно вне контекста;
повысить необходимость понимать и применять знания в контексте рабочих ситуаций.
Структура экзаменационного задания и проблемно ориентированный подход к его составлению аналогичны образцу экзаменационного задания (ОЭЗ).
Подход основан на использовании проблемной учебной ситуации. Вам рассказывают о проблеме или ситуации, и вопросы, по сути, будут следующими:
Что здесь происходит?
Что бы Вы сделали?
Затем Вам рассказывают о другом аспекте ситуации (а иногда сообщают новую информацию), и суть вопросов будет:
Что бы Вы сделали сейчас?
или
Как бы Вы стали разбираться с этим?
Мы используем термин «суть вопроса», потому что на самом деле вопросы будут гораздо более конкретными, чем те, что мы привели здесь, и будут задавать Вам определенное направление анализа. Ситуации, или проблемы, безусловно, будут предполагать использование концепций и идей из более чем одного модуля курса. Например, если ситуация связана в основном с управлением командами (модуль 2), будет хотя бы один вопрос, где Вам надо дать рекомендации по исправлению сложившейся ситуации, используя знания материала модуля 2. Но затем Вам будет задан один или более дополнительных вопросов по другим аспектам проблемы – например, по бюджетам, где Вам надо использовать знания материала модуля 3. В описании проблемы или ситуации информация по второму аспекту может быть приведена сразу. Если это не так, дополнительная информация будет содержаться в самом вопросе.
Факты и цифры по экзамену
Чтобы сдать экзамен, Вам надо получить 40% максимальной экзаменационной оценки.
Продолжительность экзамена три часа.
В экзаменационном задании будет ШЕСТЬ учебных ситуаций.
Для анализа каждой учебной ситуации потребуется знание материалов более одного блока.
Вам надо будет ответить на вопросы по ТРЕМ из шести учебных ситуаций.
Выбор, который Вы сможете сделать, будет четко указан в экзаменационном задании.
Все студенты, которые изучили все четыре модуля, успешно сдали задания (ТМА) по всем четырем модулям и хорошо повторили материал, могут рассчитывать на успешную сдачу экзамена.
Период повторения в конце курса (он будет длиться около 3-х недель с активным использованием Internet-технологий) предназначен для того, чтобы Вы получили необходимую поддержку и практику, которые Вам потребуются, чтобы сдать экзамен.
Обычно 90% студентов получают Профессиональный Сертификат по менеджменту. Мы хотим, чтобы Вы сдали экзамен!
Если Вы не сдадите экзамен, помните, что Ваша жизнь на этом не заканчивается. Вы можете пересдать экзамен, если Вы получили оценку не ниже 15 баллов и выполнили зачетный норматив по ТМА, или пройти курс еще раз, если Ваша оценка ниже 15 баллов.
Простой способ повторять материал начиная с первого дня
То, как знания будут оцениваться, сильно влияет на процесс обучения. В экзаменационной компоненте Профессионального Сертификата в области менеджмента используется проблемно ориентированный подход.
Проблемы в учебных ситуациях, предлагаемых в экзаменационном задании, аналогичны тем, с которыми Вы будете сталкиваться как менеджер, и суть вопроса будет заключаться в следующем:
Что здесь происходит?
Что бы Вы сделали?
Такая постановка вопроса сразу должна показать Вам, что все, что Вы учите в книгах модулей «Менеджер и организация», «Менеджер и персонал», «Управление финансами и информацией» и «Маркетинг и управление качеством», Вы должны будете применять на практике.
Итак, как же лучше всего подготовиться к экзамену, учитывая, что невозможно запомнить курс целиком или изучить его весь заново за время, отведенное на повторение? Мы расскажем о стратегии (и немного о тактике), основываясь на практике успешных студентов. Кроме того, помните о важном психологическом моменте: если Вы действительно хотите в чем-то серьезно разобраться, чаще обращайтесь к учебным материалам. Другими словами, не так важна продолжительность учебы или время на повторение, как то, сколько раз Вы вернетесь к теме или концепции. Если обращаться к ним часто, это будет способствовать лучшему пониманию и знанию материала, так что, когда данный материал Вам потребуется, он будет у Вас наготове.
Таким образом, Вы сможете избежать нервной зубрежки в последний момент перед экзаменом. Вместо этого Вы будете повторять материал на протяжении всей учебы, что будет составной частью Вашего общего учебного плана. Вы не только сэкономите время в период подготовки, но и будете лучше подготовлены.
1.?Занимайтесь вдумчиво
К кому Вы всегда хотите обратиться за советом, находясь на работе? Кому из членов команды Вы более всего склонны предложить заняться сложным проектом? Скорее всего это будет тот, кто способен вникнуть в проблему, – человек, который не просто «отбывает» свое время на работе, чтобы получить ежемесячное жалованье. А Вы учитесь только для того, чтобы получить Сертификат, или Вы хотите получить нечто большее от своей учебы? Вот ключ к вдумчивому отношению к учебе. Вспомните свои учебные цели.
Еще Вы можете проверить следующее: что Вы считаете обучением? Если Вы считаете, что обучение – это накопление информации или что-то из области запоминания, или просто заучивание фактов, процедур и т. п., Ваш уровень вовлечения в то, что Вы изучаете, может не дать хороших результатов. Успевающие студенты копают глубже: они выделяют смысл того, что изучают, они напряженно размышляют над тем, о чем идет речь и как это связано с их работой, они рассматривают обучение как способ изменить свое мышление.
В Приложении 1 Вы найдете материал, посвященный обучению («Работа со своими естественными ресурсами»), а в Приложении 2 – тест для самооценки «Варианты подходов к обучению». Эти материалы помогут Вам понять, насколько вдумчиво Вы относитесь к обучению и как Ваш подход можно углубить.
2.?Активная самоорганизация
Есть два варианта самоорганизации – пассивный и активный. Пассивный вариант напоминает работу с каталогом. Вы распределяете информацию по категориям, где она и хранится, отделенная от всех остальных категорий. Ее легко найти. Если бы только реальные знания можно было бы организовать таким простым способом!
Когда Вы узнаете что-то новое, Вы нередко изменяете свои представления о чем-то, что уже знали до этого. Обе части знания некоторым образом соединяются – они вписываются друг в друга, они поднимают вопросы, они продвигают Ваше понимание. Ваша память активно организует знания – именно такой характер носит эффективное обучение. Как же можно помочь этому процессу и вести записи, узнавая что-то новое во время обучения? А вот как:
Сортируйте учебный материал и вносите в него дополнения!
По мере учебы у Вас будут накапливаться кипы неразобранных бумаг – заметки, задания, раздаточный материал, ксерокопии статей. Регулярно отводите несколько минут на то, чтобы разобрать весь накопленный материал и организовать его по-новому в более компактном виде, что поможет Вам вспомнить то, что Вы учили, и заставит поразмышлять над общим содержанием курса и тем, как можно все это сгруппировать. Вносите дополнительные сведения по мере их появления – например, связь с другими разделами курса, вопросы, интересные данные от других студентов из курсовой конференции, подходящие статьи и т. д. Каждый раз, когда Вы будете разбирать свои материалы, Вы будете освежать в памяти то, что Вы уже изучили.
3.?Составьте хороший конспект
Делайте записи по ходу изучения курса. Это способ сконцентрировать информацию, что заставит Вас работать над пониманием материала. Если Ваши записи будут такими же длинными, как и текст в учебнике, попробуйте выполнить следующее упражнение.
Спросите себя: Что это значит? О чем идет речь?
Затем сократите аргументацию автора или тему до краткого резюме или схемы. Вот хороший способ осуществить это:
Читайте активно, с карандашом в руке, делая заметки на полях обо всем, что приходит Вам в голову во время чтения, и выделяя ключевые моменты. Для этого Вы можете воспользоваться также и маркером.
Выделите из ключевых идей, концепций, моментов, примеров и связей самое основное и запишите на не более чем одной странице или представьте в виде схемы.
Вставьте это резюме или схему перед текстом или сохраните в своей системе записей.
Не волнуйтесь, если поначалу такая работа будет даваться Вам с трудом – продолжайте стараться. Знайте, что Вы не одиноки в своих затруднениях. Вот воспоминания одного студента: «Я изучал два особенно сложных предмета у двух разных преподавателей. Один из них настаивал на еженедельной проверке конспекта с оценкой, а второй – нет. Насколько по-иному шло дело с конспектом! Сначала я испытывал отвращение, составляя его, затем дело пошло легче, а потом я понял, насколько ценным он был для моего понимания. Я с легкостью стал составлять конспекты. При этом я обнаружил, что мой интерес к предмету неизмеримо вырос (сначала он казался мне скучным). У меня появился позитивный настрой. И самое замечательное, что, когда дело дошло до повторения, я потратил на курс, где вел конспекты, меньше времени и хорошо сдал экзамен, – и до сих пор использую знания, полученные тогда. Вот она, заслуженная награда!»
Умение конспектировать и подводить итоги менее формальным образом помогает в дискуссиях с другими студентами. Фраза «Я понимаю это так […...]» нередко начинает обсуждение, которое может оказаться очень полезным. Возможно, появятся примеры из практики других студентов или будет предложена иная точка зрения на предмет разговора.
Более подробную информацию о том, как вести записи и работать с другими студентами, можно найти в «Справочнике менеджера» (раздел 2).
4.?Определите в книгах курса основные темы каждого раздела
Определите основные проблемы или темы курса и составьте «расширенный» конспект, т. е. более объемный, чем Вы стали бы делать, когда пишете заметки на полях или составляете обычный конспект. Спросите себя:
О чем идет речь в этом разделе курса? В чем здесь основной смысл?
Задавая вопрос, в чем здесь смысл, Вы сможете установить общую схему, в рамках которой будут составляться все остальные Ваши конспекты. Вы можете составить схему целой книги курса или модуля (и даже, может быть, схему по всем четырем модулям).














Рис. 1 Процесс составления заметок по различным источникам
На рис. 1 представлен процесс, через который Вы должны будете пройти. Конечно, на практике он будет не таким простым: если Вы захотите составить конспект по всем четырем модулям, Вам придется сконцентрировать свои записи по основным темам книг, выделив темы каждого модуля, а затем темы всего курса в целом. Вот где Вам могут пригодиться схемы!
Когда Вы начнете повторять пройденный материал, у Вас будет готов сжатый конспект, который легко можно будет «расширить» до более подробного, если Вы что-то забыли или хотите проверить свое понимание. Вспомнив по конспекту темы и концепции, Вы будете готовы повторять активно, прорабатывая учебные ситуации из Банка, который Вы получите в начале подготовки к экзамену (и из которого будут выбираться ситуации для экзаменационного задания). Кроме того, в процессе обучения Вы можете прорабатывать и другие проблемы и ситуации.
5.?Практикуйтесь в решении проблем во время учебы
Если Вы хотите научиться применять на практике изученное, лучший способ упрочить свои знания и понимание – использовать их.
Вы, конечно, можете «придумать» проблемы или ситуации, в которых Вы могли бы применить свои знания, но, скорее всего, Вы найдете множество реальных проблем вокруг себя. Скажем, Вы изучаете вопрос формирования команды. Наверное, Вам уже доводилось работать в команде. Если нет, спросите кого-нибудь, приходилось ли им входить в команду, которая «работала», похоже, не совсем правильно? Послушайте, что они скажут, проясните ситуацию и при необходимости получите дополнительную информацию. Затем спросите себя:
Что здесь происходит? Как бы я решал проблему?
Изложите свое решение обладателю проблемы и выслушайте его ответ (не забывайте, что этот человек вполне может быть частью этой проблемы!).
В книгах курса Вы также найдете ряд подобранных ситуаций, которые хорошо вписываются в изучаемый материал. Кроме того, Ваш тьютор будет разбирать с Вами некоторые ситуации и покажет Вам, как анализировать эти ситуации и определить, «что происходит».
Но при этом не забывайте использовать свою работу как источник проблемных ситуаций. Именно здесь Вы собираетесь применять свои знания начиная с самого первого дня. И впоследствии Вы будете постоянно возвращаться к полученным знаниям и практиковаться в методиках, необходимых, чтобы практически использовать результаты обучения (в том числе – и на экзамене). Итак, здесь совершенно не о чем беспокоиться, не правда ли? Цели Вашей учебы и цели проведения экзамена совершенно одинаковы.
Дополнительная информация
Проблемно ориентированный подход к экзаменационным вопросам постоянно совершенствуется. Дополнительную информацию Вы будете получать по мере изучения курса, особенно если мы внесем изменения в приведенную здесь информацию. Когда придет время повторять материал, Вы заблаговременно получите всю необходимую информацию.
Есть ли у Вас проблемная ситуация, которую мы можем использовать?
Академический персонал ШБОУ и МИМ ЛИНК постоянно занимается поиском новых проблемных ситуаций для экзамена и для пополнения Банка учебных ситуаций, который используется для подготовки к экзамену.
Мы могли бы использовать отредактированные версии учебных ситуаций, которые довольно легко найти в литературе по менеджменту. Но нам больше нравится использовать проблемы и ситуации, с которыми сталкивались Вы, Ваш отдел или организация. Это может быть чисто «человеческая» проблема, проблема маркетинга или финансов, или (что более вероятно) совокупность данных категорий.
Могли бы Вы написать нам о своей конкретной проблеме или проблеме своего отдела/организации? Объем от половины страницы до двух страниц будет достаточным. Вам не надо называть свою организацию (или упоминаемых Вами людей), но нам нужно знать сферу деятельности, тип и размер организации, ее культуру, а также должность и статус участников проблемы.
Не старайтесь разработать совершенную учебную мини-ситуацию. Если Вы сообщите, как с Вами связаться, или перешлете мини-ситуацию по электронной почте, мы сможем обратиться к Вам, чтобы получить дополнительную информацию. Все материалы будут считаться конфиденциальными с момента их получения у нас, и если мы включим их в Банк учебных ситуаций, они будут «превращены в анонимные», чтобы никто не смог определить название организации или имена людей, вовлеченных в проблему. Нам интересно получить мини-ситуации как по коммерческому, так и некоммерческому сектору.
Просим Вас направлять свои мини-ситуации по адресу:
effective@ou-link.ru, и Вы почувствуете, как тепло альтруизма согреет Вас!
Заранее признательны Вам.
Приложение 1
Работа со своими естественными ресурсами
Обучение происходит естественным образом
Обучение является одним из величайших механизмов выживания человека. Оно происходит естественным образом. Зачем нам нужны знания о сущности и методах обучения? Как менеджер Вы знаете, что для того, чтобы эффективно и результативно достичь цели, необходимо понять, что она собой представляет, поставить задачи, составить план, осуществлять его и проводить мониторинг движения к цели. Ключевыми предпосылками к максимальному использованию способностей, данных Вам от природы, являются организованность и систематичность.
В учебе мы не всегда достигаем желаемых успехов. Можно ясно представлять цель обучения, но не очень четко определить оптимальную стратегию и тактику. В таком случае у нас не лучшее положение для достижения максимального результата обучения или совершенствования знаний. Можно представить его в виде прибыли на инвестиро­ванный капитал – имеет смысл довести ее до максимума. Возможно, в прошлом Вы следовали установленному стереотипу обучения, порой не очень эффективному, или соответствовавшему определенному типу задачи или ситуации. В любом случае, если Вы хотите, чтобы Ваш подход к учебе соответствовал новым целям и условиям профессиональной подготовки, Вам необходимо кое-что узнать об обучении.
Крис Арджирис, профессор Гарвардской школы бизнеса и образования в США, сформулировал это следующим образом:
Термостат можно запрограммировать на включение обогрева, когда температура в комнате опустится до 20° Цельсия. Но, предположим, термостат мог бы спросить: «Почему я запрограммирован только на 20°С? Есть ли другая температура, при которой можно лучше достичь цели обогреть комнату?»
Аrgyris (1999)
Вопрос термостата иллюстрирует важность понимания вопросов «как и зачем», а не только вопроса «что» в обучении. В рабочих ситуациях «как» и «почему» могут быть вопросами, которые Вы обычно задаете. Почему бы не задать те же вопросы об обучении?
Что мы изучаем
Способы познания
Представьте себе, что Вы управляете небольшой сетью ресторанов для гурманов. Преисполненный гордости за свои заведения, Вы ведете на кухню одного из ресторанов своего юного (подающего надежды) племянника показать, как работают шеф-повара. Главный из них спрашивает мальчика, что он любит, и затем придумывает новое блюдо, в котором сочетаются его любимые продукты. Мальчик, родители которого покупают только полуфабрикаты в супермаркете, очень слабо представляет себе процесс приготовления пищи. Он привык видеть, как готовые блюда из супермаркета загружаются в холодильник, а затем разогреваются в микроволновой печи. И пока шеф-повар готовит блюдо, мальчику приходит в голову много вопросов.
Откуда шеф-повар узнал, какие продукты сочетаются между собой, ни у кого не спрашивая и не заглядывая в поваренную книгу?
?Как он узнал, сколько различных ингредиентов можно сочетать и сколько времени нужно готовить блюдо?
?Как он узнал, что надо делать (и когда), чтобы все различные компоненты блюда были готовы одновременно?
?Как он научился так быстро резать лук?
?Проявил ли главный шеф-повар обычную любезность, предложив приготовить для мальчика, или хотел произвести впечатление на Вас, как владельца ресторана?
К счастью, одна из Ваших постоянных посетительниц, профессор в области образования, предлагает ответить на вопросы племянника. Она объясняет, что существует множество видов знаний и что представляют собой «способы познания».
Скрытое и явное знание
Существует знание, которое можно объяснить словами («явное»), другое знание трудно сообщить («неявное», или «скрытое»). Вы можете даже не подозревать, что обладаете знанием. Оно может проявляться как предчувствие, интуиция, чувство или эмоция. Приятно думать, что мы знаем гораздо больше, чем себе представляли!
Знать что, почему, как и знать то, что Вы знаете
Как правило, знание можно разделить на четыре категории – что (или знание что), знание почему, знание как и знание того, что Вы знаете. Мальчик знает, что шеф-повар режет лук, но не знает, почему или как. Шеф-повар знает, почему он режет лук, и может объяснить. Но он может объяснить только отчасти, как он режет лук так быстро, потому что этому нельзя научить, просто рассказав, как это делается. Некоторым вещам, таким как езда на велосипеде или замешивание теста для выпечки хлеба, нельзя научиться таким образом. Это знание процесса. Теорию можно рассказать, но потом необходимо применить теорию на практике (многократно!). Для приготовления блюда главному шеф-повару надо было нечто большее, чем знание что, зачем и как. Для создания нового блюда ему надо было осознать, что он знает. Это метакогнитивное знание. Оно предусматривает знание того, что кто-то знает, мыслительные процессы и некоторый элемент самопознания (например, «как/почему я обычно делаю это»). Для создания нового блюда главный шеф-повар использовал именно этот вид знаний.
Теории
Что, почему, как и знание, что ты знаешь в совокупности немного добавляют к знанию, используемому шеф-поваром. Шеф-повар знает теорию продуктов и кулинарии – организованный, интегрированный набор фактов и идей наряду с необходимыми знаниями процессов и хорошими двигательными навыками, превращающими теорию в практику. Он вполне мог бы начать с курса общественного питания для изучения какой-то формальной теории и потом использовать ее на практике. Он мог бы начать как повар-новичок, как и делают многие из нас (и, возможно, продолжают делать до сих пор!). Часто наше обучение носит менее формальный характер. Чтобы сварить яйцо, можно следовать инструкциям поваренной книги, спросить кого-то или наблюдать за чьими-то действиями. Затем, достаточно попрактиковавшись в приготовлении разнообразных блюд (и набив шишек), мы разработаем неформальную теорию приготовления пищи. Сначала это будет довольно наивная теория, но по мере накопления опыта она станет более всесторонней и сложной. Попутно мы получим много знаний о процессах – как, а также что и зачем, хотя значительная часть будет скрытой, или неявной.
Различие между формальными и неформальными теориями состоит в том, что формальная теория проверена и дает разумное объяснение каких-то явлений, например наука о содержании клейковины в тесте и действии дрожжей. Неформальная теория не прошла такие жесткие испытания и дает довольно ограниченные или неточные объяснения: «хлеб не поднялся из-за несвежих дрожжей». Неформальные теории имеют огромную практическую ценность во многих сферах нашей жизни, но они могут ограничивать нас в стремлении получить опыт. Неформальные теории, вероятнее всего, личные теории, но даже формальные, скорее всего, персонализированы (индивидуальны). Знания становятся нашими и формируют наше мировоззрение.
Виды знаний и процессы
Можно дать довольно простую классификацию различных видов используемых знаний и процессов, необходимых для их применения.
Виды знаний
Виды знаний представлены в табл. П1-1.
Как мы увидим далее, существуют различные виды знаний: практические, интеллектуальные, социальные, культурные и эмоциональные. Они могут быть скрытыми или явными. Главный шеф-повар использовал все эти виды знаний. Он знает, что он знает и как он это узнал.
Таблица П1-1
Виды знаний
Вид знаний
Характеристика
Конкретное необходимое знание
Фактические
Базовые элементы, которые должны знать люди для того, чтобы познакомиться с областью или сферой знаний или для решения проблем в ней
Терминология
Конкретные детали и элементы
Концептуальные
Отношения между основными элементами в рамках более крупной структуры, позволяющие элементам вместе функционировать и использоваться
Классификации и категории
Принципы и обобщения
Теории, модели и структуры
Процедурные (процессные)
Как что-то делать; критерии использования навыков и техник; методы
Конкретные навыки, техники и методы
Критерии для решений о применении соответствующих процедур
Метакогнитивные
Знание о познании (когнитивной способности) вообще, а также осведомленность и знание собственной познавательной способности
Стратегическое знание
Знание когнитивных задач, включая соответствующее контекстное и условное знание
Знание самого себя
Источник: на основе работы Кратвол (Krathwohl, 2002)

Процессы знаний
Используя различные виды знаний, главный шеф-повар применял также процессы, описанные в табл. П1-2.
Эти процессы поддерживают понимание. Проще всего рассмотреть его, представив развитие понимания в виде серии шагов. Первый шаг – понимание того, что нам говорят. Второй шаг – достаточно хорошее понимание для использования или объяснения другому человеку. Третий шаг – способность понять настолько хорошо, чтобы быть в состоянии свободно обращаться с идеями.
Таблица П1-2
Когнитивные процессы
Когнитивная задача
Характеристика
Конкретная деятельность
Помнить
Находить соответствующие знания в долговременной памяти
Распознавать
Вспоминать
Понимать
Разрабатывать значение обучающих сообщений, включая устные, письменные и графические коммуникации
Интерпретировать
Иллюстрировать (приводить примеры)
Классифицировать
Подводить итоги
Делать выводы
Сравнивать
Объяснять
Применять
Выполнять или использовать процедуры
Выполнять
Реализовывать
Анализировать
Разделять материал на составные части и устанавливать связи между ними и с общей структурой и целью
Дифференцировать
Организовывать
Классифицировать
Оценивать
Выносить суждения на основе критериев и стандартов
Проверять
Рецензировать
Творить (создавать)
Соединять элементы для получения качественно нового результата/продукта
Вырабатывать
Планировать
Производить
Источник: на основе работы Кратвол (Krathwohl, 2002)
Знание в действии
Вернувшись в ресторан, Ваш племянник видит, что шеф-повар ресторана использует разные формы знаний и множество процессов. У главного шеф-повара собственная сложная теория питания, необходимые процедурные знания и двигательные навыки для использования их на практике. Поэтому он знает, какие вкусы сочетаются, может составить компетентное суждение о том, как приготовить новое блюдо, и выполнить все необходимые задачи с впечатляющей скоростью. Он может творить.
Культурное и эмоциональное знание
Разумеется, личная теория питания и кулинарии главного шеф-повара находится под влиянием культуры и включает в себя много неявных предположений о «качественной» пище и о том, что любят люди (в зависимости от Вашей культуры в меню могут быть включены или отсутствовать насекомые и земноводные). Но главный шеф-повар использует также культурное, социальное или эмоциональное знание другими способами. Например, хотя у него нет собственных детей, он знает, как обратить внимание на племянника сообразно ситуации, возрасту и возможному опыту мальчика. Более того, главный шеф-повар знает, что, уделяя внимание мальчику, он, скорее всего, произведет впечатление на босса своей добротой и искусностью. Похвала или признание со стороны других людей – и хорошее выполнение своей работы – повышают его уверенность и самоуважение, чувство удовлетворения от работы.
Связь между знанием и действием
Ваш племянник потрясен важным практическим моментом: личные теории человека руководят его стратегиями, планами и действиями. Он думает об аналогиях из уроков истории, когда люди, как и некоторые современники Христофора Колумба, считали, что земля плоская, и боялись заплыть за ее край. Их теория определяла стратегию путешествий и планы. Ваш племянник понимает, что у него «наивная» личная теория абсолютного новичка, идеи которого ведут в отдел замороженных продуктов супермаркета. Слава богу, мы только рассуждаем о проблемах питания, думает Ваш племянник. «А если бы мне пришлось руководить этой сетью ресторанов, используя «наивную» теорию менеджмента!»
Виртуозное исполнение
Рассматривая работу шеф-повара, мы видим специалиста – виртуозного исполнителя, применяющего множество типов и уровней знания. Как менеджер Вы также будете стремиться к виртуозному исполнению. Как у студента у Вас будет возможность пополнить знания и развить более сложные концепции и более формальные теории, относящиеся к разным аспектам управления и организаций. Если Вы одновременно работаете и учитесь, то сможете использовать эти идеи на практике; если в настоящее время Вы не профессиональный менеджер, не беспокойтесь. В нашей повседневной жизни приходится управлять многим – собой, домашним хозяйством – или принимать участие в управлении социальной, экологической или политической группой. Можно с пользой употребить эти контексты. Но сначала Вам необходима стратегия эффективного обучения, и начать лучше всего с теории!
Как мы учимся
Знание того, что именно надо изучить, не обязательно помогает фактически выполнить задачу обучения. Но если Вы поймете процессы, происходящие в ходе обучения, то осознанно поможете себе приобретать знания и станете эффективным и результативным студентом.
Что значит учиться
Скорее всего каждый из нас имеет собственную теорию обучения. Ниже в списке представлены шесть наиболее общих концепций:
1. Обучение как увеличение объема знаний.
2. Обучение как запоминание.
3. Обучение как знакомство с фактами, процедурами и т. д., которые можно запомнить или использовать на практике.
4. Обучение как абстракция понимания.
5. Обучение как процесс интерпретации, направленный на понимание реальности.
6. Обучение как процесс, в ходе которого Вы меняетесь как личность.
(Источники: Saljo, 1979 и Marton et al., 1993)
Что ближе Вашей нынешней теории? Если Вы придерживаетесь первых трех подходов, Вы, возможно, тормозите свое обучение. Все три ассоциируются с воспроизводящими подходами к обучению, основанными на запоминании с целью восстановления в памяти знаний в более или менее оригинальной форме. Все три охватывают необходимые, но недостаточные аспекты обучения. Остальные три подхода представляют собой продвижение вперед через все более сложные идеи обучения.
Получение знаний
Итак, как мы учимся? Сначала приобретаем простые знания с помощью простых средств – наши действия в мире создают последствия. С этих основ мы начинаем понимать мир объектов, действий и людей. Можно представить его как постоянно меняющийся паззл. Когда сложены первые кусочки, группы из нескольких составляющих образуют идею или концепцию чего-либо: лебеди – это птицы белого цвета; только птицы откладывают яйца. Но когда в зоопарке мы видим черных лебедей и узнаем, что утконосы, черепахи, змеи и рыбы тоже откладывают яйца, кусочки паззла необходимо переложить в другом порядке, чтобы получить другую картинку. Иногда можно просто добавить новые кусочки паззла, не изменяя картины, в следующий раз новые кусочки превратят картинку в совсем другую, потому что не подходят к первоначальной, – возникает конфликт, который может быть разрешен только в результате изменения.
Складывая паззл, мы не просто сохраняем в памяти воспоминания о конкретных событиях, таких как поход в зоопарк. Мы выделяем или абстрагируем ключевую информацию. Абстракция означает отделение от всех других деталей и сохранение в памяти важных крупиц информации. Информация, которую мы получаем, – это нечто общее, присущее вещам, событиям или ситуациям. Простой пример: мы считаем стулом то, что никогда раньше не видели в качестве стула, потому что из нашего предыдущего опыта «знакомства» со стульями мы выделили общие черты – четыре ножки, сиденье, спинка – и можем обобщить это знание. В двух словах, наша абстракция дала нам концепцию стульев. Концепции являются абстрактными (наше знание определенного стула, на котором мы сидим, более конкретно). Абстракция позволяет увести наше знание от «здесь и сейчас», чтобы мы могли думать об идеях, рассматривать их и «играть» с ними.
Развитие мышления
По мере приобретения знаний развиваются и наши мыслительные процессы. Немного пользы от чего-либо без знания того, как это применить. Нам необходимо уметь думать об отсутствующих объектах и непроисходящих ситуациях и событиях. Надо уметь думать абстрактно, но также уметь мыслить логически и гипотетически. Последний тип мышления участвует в рассмотрении по принципу «что, если», и его применяют менеджеры, используя сценарии для прогнозирования и планирования в неопределенных ситуациях.
Обучение как социальная деятельность
Наше знание и мышление в каком-то смысле уникальны для каждого из нас, потому что мы «строим» их индивидуально. Но они имеют много общего с тем, чем обладают окружающие нас люди. Это происходит потому, что знания, значение, понимание нашего опыта и образ мышления развивались не изолированно. Они встроены в социальные процессы и практику, формируются в детстве, в процессе обучения и в повседневной жизни. Мы учимся друг у друга. Обучение по существу представляет собой социальную деятельность, которая формируется под воздействием культуры, поскольку все наши социальные действия выполняются так, как предписано культурой. Мы «строим» наше знание, но не в вакууме.
Вы можете еще раз просмотреть шесть концепций обучения, представленных ранее. Изменили ли Вы каким-то образом свою концепцию? Можете ли Вы подумать о том, как обучение может изменить жизнь или начать ее преобразовывать?
Как учиться лучше
Мы рассмотрели некоторые основные аспекты знаний и обучения. Нужно ли нам еще что-либо в помощь как взрослым учащимся?
Обучение взрослых
Взрослые учащиеся отличаются от своих юных коллег. Вот некоторые отличительные особенности взрослых учащихся:
Они независимы и могут сами направлять свое обучение.
Имеют богатый опыт, представляющий собой ценный ресурс обучения.
Их потребности в обучении тесно связаны с меняющимися социальными или профессиональными ролями (например, стимулами к обучению может стать недавнее рождение ребенка для женщины или начало работы менеджером).
Они ориентированы на задачу или проблему и заинтересованы в немедленном применении новых знаний.
(Источник: Knowles, 1978)
Как взрослый Вы берете ответственность за свое обучение, за то, что и как Вы учите. Вы выбираете тему для обучения и решаете, сколько времени и усилий на это тратить. Необходимость учиться, вероятнее всего, исходит не от Ваших преподавателей, а от Вас самих вследствие сложившейся ситуации. У Вас есть причины учиться и активная заинтересованность в полезности результатов. Взрослым учащимся необходимо работать с максимальной выгодой для себя, учитывая эти особенности. Проблема в том, что старые концепции учебы из школьного или студенческого опыта часто переносятся в новые условия обучения взрослых. Другими словами, взрослые часто знают, как их надо учить, но не знают, как учиться.
Эмпирическое обучение: модель обучения взрослых
Обучение взрослых можно представить как циклический процесс. В этом циклическом процессе обучения знание создается через преобразование опыта. Основная идея в том, что у нас есть базовый конкретный опыт, который необходимо понять, чтобы он стал полезным для наших действий. Осмысление ситуации, которую Вы только что пережили, означает возможность создать для себя ясную модель, на основании которой можно делать прогнозы того, что случится в этой ситуации в следующий раз. Но для создания такой модели – абстрактной концептуализации – Вам потребуются размышления о воздействии и значении конкретного опыта. Для этого необходимо осмыслить Ваш опыт. Однажды разработав свою концептуальную модель (а это может потребовать времени и усилий), Вы сможете преобразовать ее в действие. Действие на основе Вашего концептуального представления проверит его правильность и создаст дальнейший опыт для обдумывания. И цикл продолжится.
На рис. П1-1 представлены этапы цикла обучения:
1. Конкретный опыт – личное участие; осознанное внимание и заинтересованность в Вашем опыте.
2. Наблюдение/осмысление – сбор информации, обдумывание, понимание.
3. Концептуализация – использование идей, логики, системного мышления, анализа, построение ментальных моделей.
4. Проверка (действие или эксперимент) – использование возможностей, постановка и приверженность целям, принятие рисков, принятие решений, предприимчивость.












Рис. П1-1 Цикл обучения, основанный на опыте [Источник: Колб и Фрай (Kolb and Fry, 1975)]
Осмысление не означает пассивное обдумывание. Оно предусматривает критическое размышление и критическое обдумывание для уточнения, конкретизации и интегрирования концептуального знания, для чего потребуется рефлексивная, аналитическая, объективная позиция, дистанцирующая Вас от конкретного опыта данного момента.
Внимание формально обучающихся и работающих менеджеров будет привлечено к конкретным случаям, содержащимся в материалах курса. Они помогут размышлять над этими ситуациями и составить о них концептуальное представление на основе формальных теорий и моделей, выведенных другими людьми, как правило, на основе исследований. В них могут быть изложены также стратегии и планы действий. Возможно, эти теории и модели не соответствуют Вашим концепциям, но противоречия могут играть позитивную роль для обучения.
Полезную стратегию на основе модели Колба и Фрая (Kolb and Fry, 1975) можно использовать в любой ситуации для мониторинга обучения. Ее можно применять даже в командах и группах в качестве метода мониторинга и управления коллективным знанием. Но помните о необходимости всех без исключения шагов цикла обучения. Действие, повторяемое без размышления, не более чем повторение. Овладевайте опытом и учитесь на нем!
Культурное измерение
Встречается и критика цикла обучения на основе опыта. Он скорее всего ориентирован на индивидуума, но как мы знаем, человек не является единственным источником или формирователем опыта и действий. Для нашего опыта, мышления и действий связующим звеном являются контексты и культура. Разумеется, организационная культура работает на уровнях, располагающихся значительно ниже национальной культуры. Вероятно, организация, в которой Вы работаете, или группы, к которым принадлежите, имеют субкультуру в виде обычаев, общего понимания и ценностей. (Подумайте о своей организации, клубе, группе медсестер или техников.) Наше знание того, как наш опыт, мышление и действия связаны с национальной культурой (и субкультурой), скорее всего является скрытым. Для того чтобы его тщательно проанализировать, мы должны его сознательно обдумать. В результате мы, вероятно, увидим, что наши концепции строятся во взаимодействии с другими. Знание не является абсолютным или не подлежащим передаче. Поняв это, мы сможем влиять на наши действия через наше воображение, этику, чувства и ценности. Наряду со знанием что, как и почему существует также обеспокоенность зачем?
Систематическое использование цикла обучения
На деле процесс обучения не представляет собой четкую последовательность отдельных шагов. Вряд ли у занятых менеджеров есть время собрать все факты и все продумать перед тем, как действовать. Человек склонен действовать и до того, как проблема четко определена. Но действие порождает опыт и последствия, над которыми можно размышлять, как и над решением проблемы, знанием и процессами, которые мы использовали. Следует внимательно относиться к циклическому процессу обучения и систематически его использовать, чтобы он стал Вашей второй натурой.
Ниже описан один из способов систематического размышления над Вашим опытом и обучения на его основе. После события – презентации, интервью, проекта или особенно серьезной ситуации – выполните следующую серию действий:
Опишите событие или ситуацию и результаты, которые Вы намеревались получить.
Конкретно и точно опишите, что произошло. Расходится ли то, что Вы хотели, с тем, что фактически произошло?
Проанализируйте причины расхождения.
Спросите себя, что Вы узнали о себе и что сделаете по-другому в следующий раз.
Как Вы учитесь?
Как мы видели ранее, у людей разные представления о том, что такое обучение. Выясняется, что эти виды концепций – например, обучение как запоминание или обучение как изменение жизни – влияют на отношение к учебе. Выясните Ваш подход к обучению в настоящий момент. Заполните вопросник для самооценки «Варианты подходов к обучению» из Приложения 2 и затем, используя систему подсчета баллов, определите Ваш предпочитаемый или обычный подход к обучению. Во избежание предвзятых ответов на утверждения сделайте это перед тем, как продолжить чтение.
Подходы к обучению
Ноэль Энтвистл и его коллега (Entwistle, 2000, Entwistle and McCune, 2003) описали подходы к обучению с точки зрения нескольких основных аспектов или характеристик. Сочетание этих аспектов образует типичные способы, или подходы. Ниже изложены наиболее часто встречающиеся из них. Эти подходы соответствуют тому, как интерпретируются баллы в вопроснике для самооценки «Варианты подходов к обучению» (см. Приложение 2).
Глубокие подходы
Активный глубокий подход
Тех, кто использует этот метод, характеризует желание понять, что они изучают, хотя иногда они считают, что лучше всего что-то запомнить. Их интересуют идеи и их взаимосвязи. Они подвергают сомнению и критически используют факты; ищут основные пункты и стремятся получить общее представление, делают выводы. Они видят цель задания или его использование в более широком контексте, чем учебная ситуация. Еще одной сильной стороной этого подхода является мониторинг. Студенты контролируют соответствие работы своим требованиям, а также требованиям оценки. Они следят за тем, чтобы им был понятен изучаемый материал, проверяют собственную аргументацию и обращают внимание на обратную связь. Они также контролируют свои общие навыки, такие как общение и распределение учебных ресурсов. Для данного подхода характерны также организованное обучение и управление усилиями. Студенты систематично занимаются, готовятся к учебным занятиям, организуют собственное время, расставляют приоритеты и ровно учатся в течение всего курса. Они также направляют свои усилия в определенное русло и настойчиво идут к намеченной цели. Студенты сосредоточены на учебе и продолжают движение вперед даже при неблагоприятных условиях. Для них не проблема сконцентрироваться, и они могут заставить себя сосредоточиться, даже если им неинтересно то, что они изучают.
Глубокий подход без значительных усилий
Приверженцы этого подхода похожи на тех, кто использует активный глубокий подход, за исключением того, что у них практически отсутствует организованное обучение и управление усилиями.
Поверхностные подходы
Активный поверхностный подход
Студенты, характеризующие себя таким образом, часто учатся без четкой цели. Они заинтересованы главным образом в запоминании информации с целью ее воспроизведения в случае необходимости, например при выполнении заданий и тестов. Они могут запоминать материал, не понимая его. Обучение происходит без размышления; информация воспринимается бездумно, и знания могут быть фрагментарными. Студенты с таким подходом редко выходят за пределы программы курса. Тем не менее, как и те, кто использует активный глубокий подход, они также обладают характеристиками организованного обучения и управления усилиями, но, как правило, на более умеренном уровне. Студенты с активным поверхностным подходом часто старательно учатся, но могут удивляться своим не блестящим успехам.
Поверхностный подход без значительных усилий
Организованное обучение и управление усилиями у студентов с таким подходом отсутствуют или присутствуют в незначительной степени. Этот подход характеризуется бездумным обучением и рутинным запоминанием или следованием процедурам без их обдумывания только для выполнения учебных требований.
Организованный и управляемый подход
У студентов с таким подходом преобладают организованное обучение и управление усилиями. Уровень других характеристик может быть средним. Студент не использует ни глубокий, ни поверхностный подход, а организует учебу и управляет своими усилиями для достижения хороших результатов. Студента может увлекать успеваемость с точки зрения оценок, но понимание материала заботит его меньше, чем тех, кто использует глубокий подход.
Комбинированный подход
В некоторых схемах сочетаются довольно высокие уровни глубокого и поверхностного подходов, а также средние уровни мониторинга, организованного обучения и управления усилиями. Наличие одновременно глубокого и поверхностного подходов противоречиво и кажется невозможным, а исследования свидетельствуют о том, что студенты, характеризующиеся таким образом, имеют неправильное представление о том, что предусматривает обучение, и недостаточно осведомлены о том, как использовать поддержку в обучении.
Профиль студента
Оглядываясь на предыдущий опыт обучения, можно узнать некоторые из этих подходов:
неорганизованный человек, озабоченный только тем, чтобы кое-как сдать экзамен;
студент, мотивированный исключительно учебными успехами;
слушатель, постоянно прерывающий занятия вопросами, начинающимися с «если» и «почему».
Тем не менее важно понять, что характеристики, из которых формируется каждый из узнаваемых подходов к обучению, не являются взаимоисключающими. Мы можем показать элементы некоторых из них. Поэтому заполненный Вами вопросник представил профиль Вашего подхода. В идеальном профиле присутствует сочетание сильных сторон, характеризующихся глубоким подходом, мониторингом, организованным подходом, управлением усилиями. Обладателей такого профиля немного, но к нему надо стремиться.
Наш подход к обучению не является застывшим. Вспомните ситуации, когда Вы очень ограничены во времени или сильно тревожитесь, или необходимо выучить что-то неинтересное или Вам совсем ненужное. Рассмотрите разницу между обучением на курсе менеджмента, который может стимулировать продвижение по службе, и изучением Вашего нового мобильного телефона. На Ваш подход к обучению влияют время, Ваш интерес и ценность для Вас конкретного знания. Но Ваш подход к знанию имеет значение, только если Вы намерены максимально использовать свое время и усилия для совершенствования Вашей работы менеджера. Глубокий подход дает более глубокое понимание того, что Вы изучаете. Более того, как выяснилось в результате исследования, проведенного Школой бизнеса Открытого университета, глубокий подход у менеджеров связан с применением знаний на рабочем месте и важной «диффузией», происходящей при использовании новых знаний в работе вместе с другими людьми. Интересно, что, возможно, подходы к учебе не связаны напрямую с академическими успехами обучения – полученными оценками. Хотя использующие поверхностный подход часто учатся хуже, а хорошо успевают обладатели организованного управляемого подхода, все же те, кто применяет глубокие подходы, добиваются успеха, если оценивается понимание.
Как углубить обучение
Выяснение Вашего подхода к обучению представляет собой только первый этап. Если в Вашем профиле не преобладают глубина и мониторинг, невелики уровни организованности и управления усилиями, Вы можете совершенствовать свое обучение. Вам надо проанализировать и определить Ваше отношение к учебе и  Ваши убеждения и обратить внимание на те, которые Вам не помогают. Вам придется еще раз подумать, о том, что такое учеба, а также принять на вооружение методы обучения, развивающие качество и глубину мышления. Возможно, Вы сочтете необходимым лучше организовать свое время, поэкспериментировать и найти лучшие подходы к обучению. При неорганизованном обучении время тратится впустую, его требуется больше для глубокого изучения материала, по крайней мере в сжатые сроки. Возможно, студентам, уже обладающим глубоким подходом, потребуется взять на вооружение методы эффективной работы во избежание перегрузки без ущерба для понимания. Напротив, тем, кто стремится принять глубокий подход, придется отказаться от каких-то ускоренных методов обучения!
Ключ к изменению Вашего подхода зависит от отношения и намерения. Если Вы станете по-другому думать об учебе, то будете и вести себя иначе. Более того, Вы должны хотеть вести себя по-другому. Научиться тому, как учиться, включая соответствующее изменение отношения, «неудобно», но Вам придется смириться с некоторой степенью дискомфорта, когда Вы свяжете его с эффективной учебой – движением вперед и вверх.
Из новичка – в специалиста по обучению
Люди могут быть новичками в обучении. Можно знать, как нас надо учить, но не знать, как учиться. Новички могут иметь некоторые характеристики учащихся с поверхностным подходом, но при использовании соответствующих методов превратиться в опытных учащихся.
Как мы увидели, в процессе обучения люди не просто получают знания, но и развивают способы мышления. Некоторые типы образования полезнее других благодаря своим ожиданиям от учащихся. Наблюдение за успехами студентов во время учебы в университете определило схему развития. Она представлена на рис. П1-2.











Рис. П1-2 Концепции обучения и их развитие
[Источник: Энтвистл (Entwistle, 2000), основано на книге Перри (Perry, 1970)]
Сначала студенты видели «факты» черными и белыми, рассматривая их как представляющие отдельные, иногда противоречивые, но равноправные точки зрения (дуализм). Образование виделось им как получение фактов. К моменту окончания университета у студентов сформировалось более сложное понимание знания как относительного, а не абсолютного и зависящего от того пути, которым оно получено. Это означало, что они могли рассматривать различные точки зрения, чтобы оценить, насколько хорошо каждая из них была подкреплена фактами, и выбрать одно из конкурирующих мнений. Студенты перешли от получения фактов к пониманию того, что они воспринимают как предварительную информацию, которую можно будет опровергнуть фактами в будущем или на основе собственного опыта. По существу это процесс развития от поверхностного обучения к глубокому, подкрепленный соответствующими методами преподавания, которые способствуют пониманию и поощряют концептуальные изменения. Результатом является более опытный студент и более развитый способ мышления: более независимый учащийся. Если Вы изучаете (формальный) курс, то, возможно, захотите еще раз заглянуть в вопросник «Варианты подходов к обучению» в Приложении 2 и рис. П2-2 когда-нибудь в будущем для мониторинга продвижения вперед. Развивайтесь!

Литература
1. Argyris, C. (1999) ‘Teaching smart people how to learn’, Harvard Business Review, Vol. 69, No. 3, pp. 99–110.
2. Entwistle, N. (2000) Promoting deep learning through teaching and assessment: conceptual frameworks and educational context, Paper presented at the Economic and Social Research Council’s Teaching and Learning Research Programme Conference.
3. Entwistle, N. and McCune, V.S. (2003) ‘The conceptual basis of studying inventories in higher education’, Educational Psychology Review.
4. Knowles, M.S. (1978) The Adult Learner: A neglected species, Gulf.
5. Kolb, D.A. and Fry, R. (1975) ‘Towards an applied theory of experiential learning’ in Cooper, C.L. (ed.) Theories of Group Processes, John Wiley, pp. 33–57.
6. Krathwohl, D.R. (2002) ‘A revision of Bloom’s taxonomy: overview’ Theory into Practice, Vol. 41, No. 4, pp. 212–18.
7. Marton, F. Dall’Alba, G. and Beaty, E. (1993) ‘Conceptions of learning’, International Journal of Educational Research, Vol. 19, No. 3, pp. 277–300.
8. Perry, W.G. (1970) Forms of Intellectual and Ethical Development in the College Years: A scheme, Holt, Rinehart and Winston.
9. Saljo, R. (1979) ‘Learning about learning’, Higher Education, Vol. 8, pp. 443–51.


Приложение 2
Вопросник для самооценки «Варианты подходов к обучению»
Этот вопросник был составлен для того, чтобы Вы могли систематически охарактеризовывать свой подход к учебе. Вы должны выразить свое отношение к 36 утверждениям, иногда частично перекрывающим друг друга, с тем чтобы охватить разные методы обучения. Большинство пунктов основано на комментариях, сделанных ранее другими студентами. Сразу же дайте ответ по каждому утверждению, указывая, как Вы вообще занимаетесь учебой, даже если в настоящий момент официально не изучаете какую-то программу. Если Вам не встретилась какая-то конкретная ситуация, постарайтесь представить, как бы Вы на нее среагировали.
Вопросник для самооценки «Варианты подходов к обучению»

Поставьте галочку в соответствующей клетке, чтобы обозначить согласие или несогласие с каждым из следующих утверждений.
Старайтесь использовать ответ «не уверен» только в том случае,
если он действительно необходим или пункт неприменим к Вам
Согласен
Отчасти согласен
Не уверен
Отчасти не согласен
Не согласен
1
Я обычно стараюсь понять значение того, что надо изучить





2
Когда я сообщаю идеи, я думаю, насколько четко я излагаю мысли





3
Когда мне надо, я довольно легко могу приняться за работу





4
Темы представлены настолько сложно, что часто я не могу понять, что имеется в виду





5
Когда я заканчиваю часть работы, я проверяю, действительно ли она соответствует требованиям





6
Я стараюсь понять смысл вещей, связывая их с тем, что уже знаю





7
Я очень стараюсь делать настолько хорошо, насколько могу





8
В целом я достаточно методичен и организован в учебе





9
Часто мне приходится снова и снова заучивать то, что мне не очень понятно





10
Я хорошо готовлюсь к занятиям заранее





11
Я склонен принимать на веру то, что нам преподают, не задавая много вопросов





12
В эссе или отчете я не только сосредоточиваюсь на теме, но и стараюсь улучшить навыки письменного изложения





13
Идеи, встречающиеся в учебных материалах, часто наводят меня на долгие размышления





14
Если я что-то недостаточно хорошо понимаю в ходе учебы, пробую использовать другой подход







Поставьте галочку в соответствующей клетке, чтобы обозначить согласие или несогласие с каждым из следующих утверждений.
Старайтесь использовать ответ «не уверен» только в том случае,
если он действительно необходим или пункт неприменим к Вам
Согласен
Отчасти согласен
Не уверен
Отчасти не согласен
Не согласен
15
Я стараюсь по возможности связать встречающиеся мне идеи с другими темами или материалами других курсов





16
Я тщательно расставляю приоритеты по времени, чтобы наверняка все успеть





17
У меня часто возникают проблемы с пониманием того, что мне надо запомнить





18
Как правило, я напряженно работаю, даже если дела обстоят не лучшим образом





19
Я просто выполняю учебные требования, не видя, куда я двигаюсь





20
Если я на самом деле не устал, сосредоточиться не представляет для меня никакой проблемы





21
Многое из того, что я изучил, кажется мне массой не связанных между собой отрывков информации, хранящихся в памяти





22
Я обычно вкладываю много усилий в учебу





23
Я думаю о том, что хочу получить от учебы, для того чтобы работа была целенаправленной





24
Для меня важно следить за аргументацией или видеть за явлениями смысл





25
Я тщательно организую свое учебное время, для того чтобы максимально его использовать





26
Я просматриваю выполненную работу, для того чтобы проверить ход рассуждений и посмотреть, действительно ли они понятны





27
Чтобы понять новые идеи, я часто соотношу их с практическим или реальным контекстом





28
Независимо от того, над чем я работаю, я обычно стараюсь делать это хорошо





29
Я не продумываю для себя темы, полагаясь на то, чему нас учат





30
Если что-то мне кажется скучным, я, как правило, могу себя заставить сосредоточиться





31
Я чаще всего учу материал, не думая о том, как лучше всего с ним работать





32
Я ровно работаю на протяжении всего курса, не откладывая все до последнего момента





33
Когда я читаю материалы курса, стараюсь понять, что имел в виду автор





34
Я стараюсь найти оптимальные методы поиска необходимой информации по предмету





35
Я внимательно изучаю факты, чтобы делать собственные выводы о том, что я изучаю





36
Я внимательно рассматриваю все рекомендации или обратную связь и стараюсь улучшить понимание






Вы ответили на все пункты? Проверьте, пожалуйста, перед тем как продолжить. Теперь подсчитайте баллы и определите свой профиль обучения.
Как определить свой профиль обучения и интерпретировать его?
Этап 1 Оцените ответы
В каждой строке баллы начисляются следующим образом:





Этап 2 Просуммируйте баллы
В табл. П2-1 в свободной ячейке рядом с утверждением запишите Ваши баллы для КАЖДОГО УТВЕРЖДЕНИЯ. Далее следуйте инструкциям, указанным в таблице.
Таблица П2-1
Ваши баллы
Аспект 1

Аспект 2

Аспект 3

Аспект 4

Аспект 5

№ вопросов
Ваш ответ
№ вопросов
Ваш ответ
№ вопросов
Ваш ответ
№ вопросов
Ваш ответ
№ вопросов
Ваш ответ
1

2

3

7

4

6

5

8

18

9

13

12

10

20

11

15

14

16

22

17

24

23

25

28

19

27

26

32

30

21

33

34





29

35

36





31

Запишите общую сумму баллов для КАЖДОГО аспекта в соответствующей ячейке внизу




















Этап 3 Преобразуйте сумму баллов
Теперь преобразуйте сумму баллов в процентную величину. Для этого умножьте Вашу сумму из каждой колонки на коэффициент из соответствующей ячейки табл. П2-2, представленной ниже. Например, если Ваша сумма для аспекта 2 составила 20, умножьте ее на 2,5, используя при необходимости калькулятор: 20 ? 2,5 = 50%. Обратите внимание, что для аспектов 3 и 4 коэффициент имеет другое значение.
Таблица П2-2
Преобразование суммы баллов
Аспект 1
Аспект 2
Аспект 3
Аспект 4
Аспект 5
2,5
2,5
3,33
3,33
2,5
Запишите полученные процентные величины в ячейки ниже










Этап 4 Постройте гистограмму
Теперь перенесите Ваши процентные величины на гистограмму. Посмотрите на шкалу слева и обозначения каждого столбца. Проведите горизонтальную линию, соответствующую Вашей процентной величине для каждого аспекта, в соответствующем столбце.

%











100











90











80











70











60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-1 Шаблон гистограммы
В построенной гистограмме высота каждого столбца будет соответствовать процентной величине каждого из аспектов обучения. Это и есть ПРОФИЛЬ Вашего общего подхода к обучению в настоящее время. Теперь Вам надо узнать, что означает Ваш профиль.
Этап 5 Осознайте, что построенный профиль не совсем соответствует Вашим представлениям и может меняться
Важно понять, что стандартные вопросники, подобные только что заполненному Вами, не отражают точно Ваши индивидуальные взгляды и опыт. Ваш профиль больше похож на готовый костюм, чем сшитый по Вашей мерке (и ничьей другой). Ваш профиль – это руководство к Вашему подходу к обучению, и даже если он не подходит Вам идеально, поможет определить, над чем надо работать для его совершенствования. Важно понимать, что этот профиль характеризует Ваше видение себя в процессе обучения именно в настоящий момент. Ваше отношение к учебе может меняться, и это зависит от Вас.
Этап 6 Определите пять аспектов обучения
В вопроснике «Варианты подходов к обучению» имеется ряд утверждений, охватывающих ПЯТЬ различных аспектов обучения. Составленная гистограмма представляет Ваше относительное положение в каждом из этих аспектов. Они объясняются в табл. П2-3. Прочитайте их сейчас и посмотрите, чему соответствует каждый столбец гистограммы. Позднее Вам надо будет вернуться к таблице еще раз.
В идеальном случае баллы распределяются следующим образом: высокие показатели по первым четырем аспектам обучения – глубокое, мониторинг обучения, организованное обучение и управление усилиями. Высокие показатели только поверхностного подхода, наоборот, свидетельствуют о подходе, требующем серьезного внимания. Однако у большинства людей смешанные подходы, и самые распространенные из них рассматриваются ниже. Следует помнить, что аспекты обучения, формирующие общий подход, более всего остального связаны с Вашим отношением. Если Вы считаете, что обучение – это не более чем поглощение информации, это отразится на Вашем отношении к учебе. Если Вы учитесь исходя из личного интереса к предмету и хотите применять в работе новые концепции и идеи, это найдет выражение в Вашем подходе к выполнению учебных заданий. Изменение подхода предусматривает тщательный анализ Вашего отношения и, при необходимости, принятие на вооружение и использование новых навыков, соответствующих Вашим новым представлениям об обучении. Навыки и методы следует подкреплять отношениями, стимулирующими Вас понять и использовать их, потому что сейчас Вы думаете именно так. Это самоподдерживающаяся система.
Этап 7 Объясните Ваш профиль в настоящее время
Внимательно рассмотрите гистограммы на рис. П2-2–П2-7. Они сделаны идеальными, для того чтобы можно было легко отличить одну от другой. В большинстве случаев построенная Вами гистограмма будет менее акцентированной, чем эти. Решите, какая из представленных гистограмм больше всего похожа на составленную Вами на основе суммы Ваших баллов. Затем посмотрите приведенное ниже объяснение этого подхода к учебе.
Таблица П2-3
Пять аспектов обучения
Аспект


Характеристика










1. Глубокий
подход


Это только одна сторона общего одноименного подхода к обучению.
Намерение понять для себя:
Значение того, что Вам надо изучить.
Что именно имеет в виду автор.
Связывать идеи:
Попытки понять явления, связывая их с уже имеющимися у Вас знаниями.
При чтении встречаются мысли, которые наводят Вас на долгие размышления.
По возможности пытаетесь связывать встречающиеся Вам идеи с другими темами или курсами.
Пытаясь понять новые идеи, связываете их с практическими или реальными ситуациями.
Использование фактов:
Для Вас важно следовать доводу или видеть мотивы за явлениями.
Тщательное рассмотрение фактов, для того чтобы прийти к собственным выводам










2. Мониторинг обучения


Мониторинг результативности обучения:
Проверка законченного этапа работы на ее соответствие требованиям.
Размышление о том, что Вы хотите получить от учебы, для того чтобы работа была целенаправленной.
Мониторинг понимания:
Пытаетесь использовать другой подход, если хорошо не понимаете материал.
Перечитываете задания для проверки своей аргументации и ее смысла.
Внимательно относитесь к любым рекомендациям и обратной связи, для того чтобы лучше понять материал.
Мониторинг общих навыков:
Сообщая мысли, думаете над тем, насколько хорошо и четко их излагаете.
Не сосредоточиваетесь только на теме эссе или отчета, но также стараетесь совершенствовать свои навыки письменного изложения.
Стараетесь найти оптимальные пути поиска информации по предмету










3. Организован­ный подход


Организация обучения:
Систематически и организованно подходите к учебе.
Заранее готовитесь к занятиям.
Управление временем:
Беретесь за работу, когда Вам требуется.
Планируете время, чтобы наверняка успеть все сделать.
Тщательно планируете время учебы, для того чтобы использовать его с максимальным эффектом.
Ровно работаете на протяжении курса, не откладывая все на последний момент










4. Управление усилиями


Усилия:
Стараетесь выполнять все как можно лучше.
Напряженно работаете, даже если дела обстоят не лучшим образом.
Вкладываете много усилий в учебу.
Заставляете себя делать работу хорошо.
Концентрация:
Не представляет труда сосредоточиться на выполняемой работе.
Вы сосредоточены, даже если Вам неинтересно










5. Поверхностный подход


Это только одна сторона общего одноименного подхода к обучению.
Запоминание без понимания:
Заучивание снова и снова того, что не совсем понятно.
Проблема с пониманием того, что надо запомнить.
Обучение без размышления:
Формальное выполнение учебных требований без реального представления о цели.
Заучивание без размышления о том, как лучше работать.
Фрагментарные знания:
Не видите, как части темы складываются в значимое целое.
Ощущение, что выучили много не связанных между собой кусков и отрывков.
Бездумное принятие:
Склонны принимать то, что преподают, на веру, не задавая вопросов.
Не продумываете для себя темы и вместо этого полагаетесь на преподаваемый материал










%













100













90













80













70













60













50













40













30













20













10













0














Аспект 1
Глубокий



Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный


Рис. П2-2 Активный глубокий подход
%











100











90











80











70







стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>