<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ





60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-3 Глубокий подход без значительных усилий
%











100











90











80











70











60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-4 Активный поверхностный подход
%











100











90











80











70











60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-5 Поверхностный подход без значительных усилий
%











100











90











80











70











60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-6 Организованный и управляемый подход
%











100











90











80











70











60











50











40











30











20











10











0












Аспект 1
Глубокий


Аспект 2
Мониторинг

Аспект 3
Организо-ванный

Аспект 4
Управление усилиями

Аспект 5
Поверхностный

Рис. П2-7 Сочетание глубокого и поверхностного подходов
Активный глубокий подход
Если линии на Вашей гистограмме сходны с представленными в гистограмме на рис. П2-2 – высокие показатели глубокого подхода и мониторинга обучения, средние уровни организованного подхода и/или управления усилиями, у Вас «хороший» подход к обучению, т. е. активный глубокий подход. Вы учитесь с целью понять. Вас интересует содержание курса, Вы так же заинтересованы в обучении для себя, как и в высоких оценках или уровне учебы. Вы активно интересуетесь тем, что изучаете, и работаете с учебными материалами и ресурсами. Вы используете полученные ранее знания и анализируете их вместе с новыми, которые Вам дают. Вы критически воспринимаете и используете факты; стараетесь выделить главное и получить общую картину; делаете выводы. Вы видите цель задания или его применение в более широком контексте, чем учебная ситуация. Вы следите за результативностью своих занятий, чтобы убедиться в том, что Ваша работа отвечает как Вашим, так и учебным требованиям. Вы следите за пониманием изучаемого материала, проверяете собственные рассуждения и обращаете внимание на обратную связь. Вы также контролируете навыки общения и поиска учебных ресурсов. Высокие показатели в столбце «Организованный подход» свидетельствуют о систематичности, подготовке к учебным занятиям, организации времени, расстановке приоритетов и ровной работе на протяжении курса. Высокий столбец «Управление усилиями» демонстрирует, что Вы можете направлять свои усилия и концентрироваться. Вы стараетесь и работаете, даже когда дела обстоят не очень хорошо. Для Вас не составляет труда сконцентрироваться, и Вы можете заставить себя сосредоточиться, даже если Вам неинтересно то, что Вы изучаете. Тем не менее, всегда есть простор для совершенствования. У Вас очень высокие показатели в столбце «Поверхностный подход»? Вы можете совершенствовать организацию учебы? Еще раз посмотрите в табл. П2-3 и определите конкретные области, в которых Вы могли бы стать сильнее, и затем выполняйте план действий для раздела «Глубокий подход без значительных усилий».
Глубокий подход без значительных усилий
Если у Вас высокие показатели в столбцах «Глубокий подход» и «Мониторинг обучения», но низкие в столбцах «Организованный подход» и «Управление усилиями», Ваш профиль похож на глубокий подход, но он менее организован и Вы управляете усилиями не настолько эффективно, насколько могли бы. У Вас глубокий подход без значительных усилий.
Предлагаемый план действий
1. Если в Вашем профиле низкий уровень в столбце «Организованный подход», скорее всего Вы сможете совершенствовать обучение, работая в этой области. Неорганизованное обучение приводит к излишней трате времени, и его требуется больше для глубокого усвоения. Во избежание перегрузки Вам следует использовать методы, повышающие эффективность. Если у Вас невысокие показатели в столбце «Управление усилиями», Вам легче браться за работу при условии Вашей большей дисциплинированности и гибкости. Важно прерывать учебный процесс, если Вы чувствуете, что Вам трудно «включиться» в занятие, проявите гибкость и измените очередность заданий, начав с короткого или сравнительно несложного.
2. Посмотрите сгруппированные утверждения в табл. П2-3 и определите области, в которых Вы, по Вашему мнению, можете совершенствоваться. Используйте соответствующие рекомендации по совершенствованию навыков обучения для выработки практических методов хорошего обучения.
3. Если у Вас слишком высокие показатели в столбце «Поверхностный подход», следуйте предлагаемому плану для поверхностного подхода без значительных усилий.
Активный поверхностный подход
В случае высоких показателей в столбце «Поверхностный подход», средних или высоких уровней в столбцах «Организованный подход» и «Управление усилиями», Вас характеризует активный поверхностный подход. Вы подходите к учебе без достаточного чувства цели. Вас меньше волнует понимание изучаемого материала и больше – запоминание информации, с тем чтобы воспроизвести ее, когда потребуется, например в заданиях и тестах. Вашему обучению не хватает вдумчивости (возможно, Вы бездумно воспринимаете информацию), и у Вас может возникать чувство фрагментарности темы. Вы вряд ли выходите за рамки курса. Тем не менее, средние уровни в организованном обучении и управлении усилиями означают, что Вы довольно организованны и можете достаточно хорошо управлять своими усилиями. Студенты с активным поверхностным подходом не достигают желаемого успеха и удивляются – почему. Вашими сильными сторонами являются организованное обучение и управление усилиями, это дает Вам превосходные возможности для того, чтобы докапываться до сути идей, связывать их с собственным опытом и использовать их в работе. Для совершенствования Вашего подхода к учебе и получения от нее максимального эффекта следуйте плану действий, предлагаемому для поверхностного подхода без значительных усилий.
Поверхностный подход без значительных усилий
Если на Вашем графике высокий уровень поверхностного подхода и довольно низкие уровни во всех остальных, то у Вас поверхностный подход без значительных усилий. Ваш профиль аналогичен профилю студента, принявшему активный поверхностный подход, но с тем отличием, что Вы менее организованны и не настолько эффективно управляете своими усилиями, как могли бы.
Предлагаемый план действий
1. Проведите «проверку отношения». Каковы Ваши убеждения и отношение к обучению? Соответствуют ли они типу обучения, которое может изменить образ мышления и стиль поведения человека? Если необходимо, проконсультируйтесь с преподавателями или коллегами.
2. Посмотрите табл. П2-3 и определите зоны, в которых, как Вы считаете, можно совершенствоваться. Обратите особое внимание на характеристики глубокого подхода. Вам придется работать над тем, чтобы постараться глубоко понять изучаемый материал, научиться задавать вопросы. Сосредоточьте внимание на развитии критического мышления.
3. Проанализируйте свои мотивы обучения. Они могут влиять на Ваш подход и вовлечение. Вы поступили на курс, потому что хотели развить знания и навыки, которые смогли бы использовать в работе, глубоко изучить менеджмент, развить себя? Или для того, чтобы показать себя перед другими, потому что хотите получить квалификацию в области менеджмента (или Вам посоветовали ее получить), или информация об изученном курсе будет выигрышно смотреться в Вашем резюме? Вам будет трудно учиться, если содержание курса Вас не очень интересует. Возможно, Вы пересмотрите свои мотивы в сторону большей конструктивности. Например, нет ничего предосудительного в том, чтобы желать получить квалификацию в области менеджмента, но, вероятно, Вам не хотелось бы приобрести квалификацию без получения настоящих знаний.
4. Возможно, Вам будет легче учиться, используя высоко практичный подход. Если это так, то Вы сумеете многого достичь, используя свои знания в работе. Желательно обсудить это с тьютором или наставником, которые помогут Вам связать изучаемый материал с практическими ситуациями. Когда Вы «увидите», каким образом идею можно использовать в работе, Вы заметите, что больше занимаетесь материалами курса и это кажется Вам интересным.
5. Если Вы еще не поступили на курс, рассмотрите тип учебы, которая помогла бы Вам лучше всего. Это может быть курс, в ходе которого Вы будете регулярно контактировать со своими преподавателями или коллегами. Это будет способствовать мотивации и позволит обсуждать свою работу с другими людьми: беседы об учебном материале с однокурсниками помогают пониманию. Выберите курс, соответствующий Вашему уровню: для того чтобы заинтересовать Вас, материал изучаемого курса должен быть достаточно сложным. Слишком простой материал может привести к отсутствию интереса; слишком сложный создаст ощущение, что усилия, необходимые для понимания учебного материала, тратятся впустую.
Организованный и управляемый подход
Если на Вашем графике высокие уровни организованного подхода и управления усилиями и они выше, чем показатели в трех других столбцах, Ваш подход к обучению нельзя назвать ни глубоким, ни поверхностным. Скорее всего Вам интересно отлично учиться и успевать, но, возможно, в ущерб глубокой проработке идей, смысла и понимания. Это можно рассматривать как организованный и управляемый подход к обучению. Организованные студенты методичны, систематически готовятся к занятиям, организуют свое время, расставляют приоритеты и ровно работают на протяжении курса. Студенты, которые руководят и управляют своими усилиями, направляют свою учебу и стараются. Они вкладывают силы в учебу и двигаются вперед, даже если дела идут не очень хорошо. Для них не проблема сконцентрироваться, и они могут заставить себя сосредоточиться, даже если им неинтересен изучаемый материал. В случае преобладания характеристик организованного обучения и управления усилиями студент скорее всего стремится хорошо успевать, но уровень его понимания отличается от уровня студента, глубоко изучающего предмет.
Эти два аспекта обучения – организованность и трудолюбие – являются отличными характеристиками. Но если это основные характеристики, т. е. Ваш показатель в столбце «Глубокий подход» ниже, вероятно, Вы не в полной мере используете организованный подход и управление усилиями для получения знаний. Обратите внимание на различия между значениями «эффективный» и «результативный». Водитель может быть эффективным, умело и безошибочно справляться с трудностями на дороге. Но эффективное исполнение может быть не вполне результативным, если водитель едет по дороге, которая не ведет к нужному пункту назначения. Вы можете получать высокие оценки, но будет ли Ваше понимание достаточно глубоким и всесторонним для того, чтобы Вы могли перенести свои знания на рабочее место – туда, куда его следует направить?
Предлагаемый план действий
Смотрите пункты под заголовком «Поверхностный подход без значительных усилий».
Сочетание глубокого и поверхностного подходов
У Вас необычный и довольно проблематичный подход к обучению с высокими уровнями в столбцах «Глубокий подход» и «Поверхностный подход» и средними уровнями в трех других – «Мониторинг обучения», «Организованный подход» и «Управление усилиями». Ваш профиль – сочетание глубокого и поверхностного подходов. Студенты с таким подходом хуже успевают на курсах. Поскольку профиль кажется противоречивым и невероятным, эту схему довольно подробно исследовали. Подход, вероятно, связан с неправильным пониманием того, что предусмотрено обучением, и недостаточным знанием того, как пользоваться имеющейся поддержкой и рекомендациями, или с Вашим ощущением противоречия между способами, которыми Вы хотите учиться, и тем, что, по Вашему мнению, Вы должны делать для получения высоких оценок.
Предлагаемый план действий
1. См. пункты 1 и 2 предлагаемого плана действия для Поверхностного подхода без значительных усилий. Особенно важен пункт 1.
2. С помощью преподавателя или тьютора, или других студентов рассмотрите, что предусматривает обучение. Прочитайте один или несколько раз Приложение 1 «Работа со своими естественными ресурсами», обращая особое внимание на то, как мы учимся. Проанализируйте все личные конфликты или тревоги, связанные с обучением или условиями обучения.
3. Совместными усилиями попытайтесь выяснить, какая именно поддержка и рекомендации доступны, и используйте их. У Вас есть все для того, чтобы получить пользу от применения новых и разных традиций и методов.
Другие профили
Мы привели примеры наиболее часто встречающихся профилей обучения и один довольно редкий, комбинированный. Не стоит беспокоиться, если Ваш профиль не совпадает ни с одним из них. Изучите табл. П2-3 и постарайтесь определить свои сильные и слабые стороны. Обсудите их со своим преподавателем или тьютором и вместе разработайте первоочередные действия. При хорошей поддержке Вы должны опробовать более эффективные стратегии и тактики и отказаться от менее эффективных.
ДЛЯ ЗАМЕТОК

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ