<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

-18
+9
+4,55
Весь менталитет в целом +54
-54
+27
+14,65
Отдельные сектора
менталитета +6

-6
+3
от –0,9 до +3,8
Сводная обобщающая характеристика менталитета среднего студента такова: 1. К средней социальной норме приближаются такие сектора менталитета как УС, СС, ЮС и Рус.
2.Наиболее низкие социальные качества таких секторов менталитета, как СМ, Пос и ДС. Их качественный балл носит отрицательное значение, хотя и не превышает - I.
3.По качественной структуре отельных секторов менталитета наблюдается примерное взаимосоответствие, однако качественная иерархия преобладает такого типа: 1)ценностные ориентации имеют как правило более высокий качественный балл. 2) поведенческие установки имеют чуть ниже качественный балл.
Вызывают большую тревогу слабые места менталитета среднего студента:
отсутствие глубокой и прочной веры в определенные духовные ценности;
2) отсутствие твёрдых нравственных убеждений, фундаментом которых обычно и является вера; З) слабость или отсутствие прочных гуманистических знаний мировоззрения; 4) слабость логической культуры мышления.
К сильным сторонам менталитета среднего студента можно отнести учебную, юридическую, семейную культуру студентов, соответствующую примерно средней социальной норме.
Данную оценку общего состояния менталитета среднего студента полезно дополнить содержательным сопоставлением идеального и реального менталитета по всем его элементам. При этом за идеал мы брали показатели среднего социального качества.
Сравнительная таблица идеального и реального менталитета.

Элементы менталитета Идеальное качество Реальное качество
Иерархия потребностей нормальные социальные витальные
и творческие
Смысло-жизненые потребности коллективизм разумный эгоизм
Смысло-жизненая поведенческая нравственное и легальное легальное поведение
установка поведение и двойной стандарт
Общая ориентация
мышления гуманист-практик теоретик-эгоист
Логический средние или глубокие низкие логические
арсенал навыки и знания навыки и знания
Знания в УС глубокие или средние средние
Знания в Пос глубокие или средние средние или низкие
Знания в ДС средние или глубокие низкие
Знания в Рус средние средние
Знания в ЭС глубокие или средние низкие
Знания в СС глубокие или средние средние или низкие
Знания в ЮС средние средние
Ц.О. в УС классный специалист узкий специалист
широко образованный - технарь
Ц.О. в Пос демократическая или политическая
левая идеология индифферентность
Ц.О. в ДС традиционная или бытовая вера или
просвещённая вера сознательный атеизм
Ц.О. в Рус гуманистическая техницистская

Ц.О. в ЭС эстетическое развитие массовая культура
или эстетическое безразличие
Ц.О. в СС духовный союз и ячейка общества
ячейка общества
Ц.О. в ЮС сознательный гражданин сознательный гражданин
П.У. в УС классический студент нормальный студент
П.У. в Пос политическая активность политическая пассивность
П.У. в ДС богоискательство или традиционный культ или
традиционный культ атеистическая деятельность
П.У в Рус демократ диктатор
П.У в ЭС художественное творчество и массовая культура и эстетическое
культура эстетического восприятия потребительство
П.У. в СС семейная гуманность семейное честолюбие
П.У. в ЮС юридический специалист или юридический специалист или
доверитель доверитель


Каковы истоки очерченного нами идеального менталитета, предлагаемого как цель или образец? Нам представляется, что они вытекают в первую очередь из общечеловеческого представления о настоящем человеке, о всесторонне и гармонично развитой личности, а также из гуманистических учений о природе личности.
Каковы истоки реального менталитета среднего студента? В общем виде ответ на данный вопрос мы искали в социальной среде, формирующей личность студента.
В таблице «Факторы, детерминирующие менталитет среднего студента» охарактеризованы конкретные сектора менталитета и основные воздействия на них.
Так на ядро менталитета оказывает главное воздействие уровень жизни и СМ, ДС. Причём положительное влияние оказывает среднее социальное качество этого сектора, а отрицательное слишком высокое и слишком низкое социальное качество этого фактора.
Также обстоит дело и с таким фактором, как социальный статус родителей, который оказывает влияние на ядро, Пос, СМ, Рус и ДС.
Далее следует отметить СМИ, влияющие на все сектора менталитета, при
этом чем ниже их качество, тем отрицательнее их последствия для студентов.
Излюбленный досуг или формы проведения свободного времени также по своему влиянию на менталитет демонстрируют прямую зависимость: чем ниже качество досуга – тем ниже показатели менталитета.
Учебное заведение /тип-школы/, оконченное до вуза главным образом влияет на ядро и УС, и по своей важности не уступает другим секторам.
Наконец, состав семьи определяет на ядро менталитета и СО. Взаимная связь их качества также пряная.
Сопоставляя реальное состояние менталитета среднего студента и характеристику основных детерминирующих его факторов, мы можем четко определить пути, задачи и направления по обеспечению формирования положительного (идеального) менталитета. Все они, безусловно, связаны с политическими и экономическими отношениями в стране.
Но мы обратились к роли вуза в формировании и развитии менталитета студентов - будущих лидеров и руководителей страны.
ВУЗ может и должен серьёзно скорректировать менталитет студента в положительную сторону. Чтобы вуз способствовал формированию высокого социально положительного менталитета студентов необходима верная воспитательная установка и ориентация преподавателя вуза, особенно, преподавателя гуманитарных дисциплин. Как показало наше исследование, современные студенты – молодые люди без должного духовного, нравственного и мировоззренческого стержня, часто дезориентированные и просто дезинформированные в мировоззренческих и нравственных вопросах. Общественные науки - мощнейшее средство формирования социально положительного менталитета высокого качества. Именно они должны быть призваны сознательно ставить и решать воспитательные задачи наравне, если не выше чисто образовательных.
Выполнить свою высокую воспитательную роль гуманитарные науки в вузе смогут при условии гуманизации их содержания, расширения объема и круга преподаваемых гуманитарных дисциплин, а также обеспечения преподавания этих дисциплин качественными методическими, учебными пособиями и квалифицированными специалистами.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Критерием эффективности всякой социологической методики является достоверность, ее результатов, их продуктивность и содержательность, а также практическая польза, которую можно извлечь из ее использования и её использования ее результатов. Очевидно, можно сказать, что в значительной степени, несмотря на недочеты, шероховатости в некоторых местах, созданная коллективом нашей кафедры комплексная методология исследования менталитета современного студента продемонстрировала такую эффективность. Полученные денные, характеризующее менталитет наших студентов во всем многообразии его элементов и сложности её структуры, дают достаточно верный и подробный портрет этого менталитета. Знание менталитета наших студентов позволяет определить его слабые, неразвитые или развитые в негативную, асоциальную сторону его элементы, а также выделять и развитые достаточно в просоциальном направлении элементы мен­талитета. Это сведения позволяют сформулировать программу задач по совер­шенствованию менталитета студентов в целом, а также определить методы решения этих задач. При выборе методов развития и совершенствования менталитета студентов по направлению к социально желательному высшему образцу большую пользу принесут излученные на основе наших -исследований сведения о конкретных детерминационных связях между качеством менталитета и условиями социальной среды, в которой это качество формируется.
В целом, менталитет наших студентов носит просоциальное или социально положительное, хотя и не высокого уровня, качество. Это ставит перед нами новые задачи по дальнейшему развитию наших исследований. Целесооб­разно было бы на основе представленной методики организовать регуляр­ные и систематический мониторинг за состоянием менталитета студентов с дифференциацией по факультетам и курсам, чтобы выяснять его динамику от первого курса к выпускному, а также чтобы выяснять различия в качестве менталитета студентов различных факультетов, что даст почву для анализа причин этих различий и обсуждения мер по совершенствованию пед. процесса в вузе. Нам кажется, что такая работа должна вестись в любом вуза.
Комплексная методика исследования менталитета студентов может быть попользована и для индивидуального личного самосовершенствования кон­кретных отдельных студентов, т.к. на основе обследования своего менталитета студент может определить задачи по работе над его коррекцией с помощью преподавателей, психологов, родителей, самовоспитания.
Сам факт, что наше исследование выводит на новые, серьезные, реальные задачи работы над коррекцией менталитета личности, свидетельствует, о том наше исследование было конструктивным. Но он же и выводит вас на новые темы и новые задачи, не забывая о продолжении совершенствования уже созданной комплексной методики.

Результаты выше описанных ЗТО и АЗ, сводятся в две таблицы. Первая – предварительная сводная таблица.
ФИО
И.П.



С.Ж.О.



С.Ж.П.У.




1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1. Иванов И.А.
-
50
20
30
-
56
30
14
15
55
25
5
2. Петрова Н.К.
10
60
10
20
5
60
30
5
40
45
10
5
3. Сидорова Е. А.
30
50
10
10
20
46
30
14
30
25
20
25
4. Кузнецова А.Н.
30
50
10
10
20
40
20
20
30
25
20
25
5. Михайлова П.В
-
70
10
20
20
60
20
-
35
40
25
-
6. Николаев В.Н.
10
60
20
10
-
30
60
10
20
45
20
10
7. Давыдов И.С.
10
60
10
20
13
33
27
27
25
25
30
20
8. Андреева М.М.
-
20
30
50
13
40
33
14
15
25
35
25
9. Семёнова Н.А.
-
30
20
50
-
46
27
27
20
25
40
15
10. Сергеева П.В.
10
30
20
40
13
53
13
21
10
50
10
25
Примечание: фамилии студентов в данном списке изменены.

Полученное число и переносится в «Основную сводную таблицу».

«Основная сводная таблица»

И.П.
С.Ж.О.
С.Ж.П.У.
1


2


3


4


5


6


7


С.Б.




1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3

1
-1
3
3
Х



Х

Х



Х

Х



Х


Х

5
2
6
3
12

Х


Х


Х



Х

Х


Х


Х

21
3
11
5
6


Х

Х


Х



Х

Х


Х


Х

22
4
11
5
6


Х
Х




Х


Х

Х


Х

Х


22
5
7
6
6

Х

Х



Х

Х


Х


Х


Х


19
6
6
-3
4

Х


Х


Х



Х


Х
Х



Х

7
7
6
-6
6


Х

Х


Х



Х
Х


Х



Х

6
8
-13
0
-6

Х


Х


Х



Х


Х


Х


Х
-19
9
-7
-4
-2
Х



Х

Х




Х


Х


Х


Х
-13
10
-5
0
1
Х




Х
Х




Х


Х


Х

Х

-4
Сумма
2,2
0,9
3,6





















6,6

Примечания к «Основной сводной таблице»:
С.Б. – суммарный балл
Сумма – средний балл, который вычисляется путём сложения всех показателей в данном столбце и деления его на 10 (по количеству опрошенных). Вместо фамилий студентов идут их соответствующие номера по «Предварительной сводной таблице».
Под цифрами в самом верхнем ряду таблицы обозначены основные детерминирующие исследуемое ядро менталитета (факторы социальной среды, Под номером I идёт Уровень жизни. Номер 2 - Состав семьи. Номер 3 -Социаль­ный статус родителей, Номер 4 - Тип законченного до вуза учебного заведения, 5. потребляемые СМИ. Номер 6 - излюбленный досуг. Номер 7 - неформальная компания.
Цифры во втором верхнем ряду обозначают соответствующие выборы по этим семи основным детерминирующим факторам.

Авторский коллектив:
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории Отечества ДонГАУ Н.Д.Бардаков, кандидат философских наук, доцент А.Ф.Поломошнов, кандидат философских наук, доцент А.Д.Денисов, кандидат философских наук, доцент В.И.Аникеев, старший преподаватель Н.Н.Колосова, старший преподаватель Л.Ф.Дрозач, старший преподаватель Л.И.Портнова, старший преподаватель Т.П.Пикула, старший преподаватель Н.А. Полякова, ассистент Е.Е.Пойда, ассистент Л.Л. Степанов.

Особенности менталитета студентов
аграрного ВУЗа на рубеже веков.


Научное издание

Редактор Бардаков Н.Д.


ЛР № 020428 от 05.12.1997

Сдано в набор Подписано в печать
Заказ № 1303 Объём 6,8 п.л. Тираж 100

346493, Ростовская область, Октябрьский (с) район,
Донской государственный аграрный университет

Типография ЗАО «Сервис-Связь», п.Каменоломни, пер.Советский, 8
Ростовская область, Октябрьский (с) район.








<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ