<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение организации пилотных проектов формирования инновационной системы субъектами Российской Федерации, мониторинга их результатов, а также распространения лучшей практики развития региональных инновационных систем
Доклад в Правительство Российской Федерации,

ведомственные нормативные правовые акты
Июнь
2006 г.



Сентябрь 2006 г.
2006-2009 гг.
Минобрнауки России,
Минрегион России, Минэкономразвития России,

Разработка предложений по развитию механизмов активизации взаимодействия участников инновационной деятельности, в также мер государственного стимулирования создания интегрированных структур науки, образования, промышленности, агропромышленного комплекса и организаций инновационной инфраструктуры, с целью создания непрерывной системы разработки, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации инновационной продукции (услуг)
Предложения в Правительство Российской Федерации
Декабрь
2006 г.

Минобрнауки России, Минпромэнерго России,
Минсельхоз России, РАН, академии наук, имеющие государственный статус, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Уточнение порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ технологического профиля

Доклад в Правительство Российской Федерации
Июнь
2006 г.

Минобрнауки России,
Минэкономразвития России, Минпромэнерго России,
Мининформсвязи России,
Роскосмос,
Росатом,
РАН, академии наук, имеющие государственный статус

3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ






Формирование развитой нормативно-правовой и методической базы по вопросам регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств
Проекты федеральных законов
Июнь
2006 г.
2005-2006 гг.
Минобрнауки России,
Роснаука,
Роспатент Минэкономразвития России,
Минфин России

Разработка нормативной правовой базы, необходимой для государственного учета РНТД гражданского назначения.
Приказ Минобрнауки России
Март
2006 г.
С 2006г.
Минобрнауки России,
Роснаука,
Роспатент

Расширение государственных программ по поддержке обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, судьи и адвокаты, оценщики), а также программ пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность



2005-2006 гг.
Минобрнауки России,
Роснаука,
Роспатент

4. мОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ






Разработка прогноза научно-технического и технологического развития с привлечением представителей научного и бизнес-сообщества
Доклад в Правительство Российской Федерации
Март
2006 г.
Ежегодно
Минэкономразвития России,
Минобрнауки России,

Разработка специализированных программ поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, обеспечивающих долевое участие государства в финансировании маркетинговых исследований и сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества, а также предоставление государственных гарантий по экспортным поставкам
Концепции программ
Январь
2006 г.
2006-2007 гг.
Минэкономразвития России, Минпромэнерго России

Введение при разработке ряда технических регламентов общего и специального назначения (например, в области электромагнитной совместимости, норм экологической, радиационной и иных видов безопасности, строительства, информационно-телекоммуникационных технологий) повышенных требований, стимулирующих внедрение новых технологий и оборудования с предоставлением переходного периода для субъектов хозяйственной деятельности
Концепция и примерный перечень необходимых регламентов,
федеральные законы, постановления Правительства (технические регламенты)
Ноябрь
2006 г.
2005-2006 гг.
Минпромэнерго России, Минэкономразвития России,
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Разработка предложений о формировании субъектами естественных монополий, контролируемым государством, программ инновационного развития
Директивы представителям государства в субъектах естественных монополий
Февраль
2006 г.

Минэкономразвития России,
Минобрнауки России

Разработка и реализация новых отраслевых ФЦП технологического профиля
Проекты ФЦП
Май
2006 г.
С 2007-2008 гг.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России

Разработка комплекса экономических показателей в области инновационной деятельности и методологии их расчета, создание системы мониторинга инновационного потенциала и его оценка.
Доклад в Правительство Российской Федерации
Сентябрь
2006 г.

Минобрнауки России,
Минэкономразвития России,
РАН,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Подготовка предложений по совершенствованию системы статистических показателей инновационного развития
Доклад в Правительство Российской Федерации
Июнь
2006 г..

Росстат,
Минобрнауки России, Минэкономразвития России



Приложение №6


Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок


1. Формирование системы приоритетов научно-технологического развития

Для создание «технологических коридоров», обеспечивающих опережающие темпы развития секторов экономики, в которых уровень развития отечественной науки и технологий достаточен для модернизации данных секторов преимущественно на основе российских разработок и концентрации ресурсов государства, на этих направлениях необходима работа по формированию комплексной системы мониторинга развития приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, развитию на этой основе методологических подходов и организационных механизмов для своевременного уточнения научно-технических приоритетов во взаимосвязи со стратегией национального развития, их согласования с отраслевыми и региональными приоритетами.
«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» предусматривают формирование и регулярную корректировку приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Эти направления детализируются в рамках перечня критических технологий Российской Федерации, которые призваны служить основой для принятия решений, обеспечивающих концентрацию государственных ресурсов на важнейших направлениях развития науки, технологий и техники, а также интенсификацию инновационной деятельности и практическую реализацию имеющегося научно-технологического задела.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники задают общий вектор научно-технического развития страны и представляют собой те области реального сектора экономики России, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. В рамках каждого приоритетного направления выделяются критические технологии, концентрирующие области технологических разработок, которые носят прорывной характер, могут быть использованы в разных отраслях экономики и обладают наибольшим инновационным потенциалом. При этом приоритетные направления фундаментальных исследований формируются непосредственно научным сообществом.
Корректировка Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации направлена на уточнение ориентиров развития российского научно-технического потенциала с учетом глобальных тенденций и среднесрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Целью корректировки было создание адекватной информационной основы для определения бюджетных приоритетов в области науки и технологий, формирования федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, и, в конечном счете, повышения эффективности бюджетных средств, вкладываемых в технологическое развитие.
Таким образом, положено начало систематическим работам по долго- и среднесрочному прогнозированию технологического развития и регулярному уточнению национальных приоритетов развития науки, технологий и техники, что позволит концентрировать бюджетные ресурсы на тех технологических направлениях, которые обеспечат максимальный социальный и экономический эффект.
Для отбора критических технологий использовались два основных критерия:
обеспечение национальной безопасности России, включая ее технологическую безопасность;
вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности российской экономики.
Таким образом, к числу критических относятся технологии, которые позволяют обеспечить по отдельным группам высокотехнологичных товаров (услуг) повышение конкурентоспособности и рост производства, значительно опережающий средние темпы роста ВВП, создают заделы для широкого спектра инноваций в различных секторах экономики и социальной сферы. Одновременно оценивается значение технологий для обеспечения оборонной и технологической безопасности страны (с точки зрения преодоления возможных ограничений импорта высокотехнологичных продуктов или предотвращения масштабных катастроф техногенного характера).
Силами экспертов формируются перечни важнейших инновационных продуктов и услуг, которые, по их мнению, могут быть созданы с применением отечественных технологических разработок в ближайшие 5-10 лет. При этом рассматривались только те продукты, которые за счет высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и значительных объемов производства смогут внести наибольший вклад в рост ВВП. Исходя из приведенных выше критериев, были изменены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации В этот перечень вошли области, в которых сосредоточен наибольший потенциал глобального технологического развития и которые в наибольшей степени определяют направления формирования новых глобальных рынков.
Исходя из принципов, положенных в основу корректировки приоритетов, из перечня были исключены критические технологии узкоотраслевого характера. В значительной степени отраслевые приоритеты нашли свое отражение в перечне критических технологий по отдельным направлениям. Вместе с тем, необходимо, как отмечено в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», организовать на уровне отдельных министерств и ведомств работу по формированию приоритетных направлений и перечней критических технологий отраслевого уровня. Это позволит, с одной стороны, эффективно использовать потенциал отраслевой науки, а с другой стороны, избежать дублирования разработок, которые носят межотраслевой характер и должны финансироваться в рамках реализации приоритетов федерального уровня.
Скорректированный перечень критических технологий федерального уровня объективно отражает современные мировые тенденции технологического развития, а также учитывает особенности, присущие нашей стране. В случае успешного развития соответствующих технологий Россия будет сохранять передовые позиции во многих областях науки, технологий и техники. В большинстве заявленных технологических областей в России существуют сложившиеся научные коллективы, проводящие исследования на мировом, а в некоторых случаях – превышающем общемировой уровень. Большинство критических технологий позволяют в сравнительно короткие сроки и при относительно невысоких дополнительных инвестициях обеспечить выпуск инновационных продуктов с большим потенциальным рынком, способствуя тем самым решению задачи удвоения ВВП и одновременно повышая качество экономического роста за счет повышения доли наукоемкой продукции.
Практическая реализация Приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации осуществляется в рамках тематических разделов федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, а также других федеральных целевых программ, имеющих научно-технологическую составляющую. Мероприятия указанных программ предусматривают реализацию технологических заделов в виде конкурентоспособной наукоемкой продукции, в том числе за счет активного использования производственного потенциала промышленных предприятий, государственных научных центров, выделения в составе программ разделов, нацеленных на быструю коммерциализацию технологий с участием частного бизнеса.



2. Реструктуризация государственного сектора исследований и разработок

В настоящее время государственный сектор исследований не может обеспечить эффективную реализацию государственной научно-технической политики по следующим причинам:
нерациональный размер и раздробленность государственного сектора науки, наличие в его составе организаций, не реализующих функции государства, препятствуют концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
несовершенна структура государственного сектора науки по используемым организационно-правовым формам. Большинство организаций продолжают оставаться в форме государственных учреждений и унитарных предприятий, что препятствует росту капитализации и инвестиционной привлекательности этих организаций;
низкая бюджетная обеспеченность научных работников приводит к невысокой результативности научных исследований. Преимущественно сметное финансирование исследований (прежде всего, фундаментального характера) создает ориентированность научных организаций на ресурсы, а не на результат;
существенная неравномерность размещения государственного сектора науки по территории страны нарушает территориальную целостность национальной инновационной системы;
низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной деятельностью, приводит к внутренней и внешней утечке специалистов и недостатку молодых кадров в научно-технической сфере;
неопределенность целевых индикаторов деятельности организаций госсектора науки, преимущественно однолетний цикл государственного финансирования существенно снижают программный потенциал развития;
сохраняются организационно-правовые барьеры между фундаментальной наукой и образованием – новые научные результаты слабо используются в сфере образования (прежде всего университетского), а в проведение научных исследований недостаточно вовлекаются молодые специалисты и вузовские ученые;
неоптимальность состава и нерациональность использования имущественных комплексов научных организаций ведет к низкой эффективности использования государственного имущества;
несовершенна нормативная правовая база, регламентирующая правоотношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности (далее – РНТД), что не позволяет юридически корректно производить идентификацию правообладателей результатов РНТД, закрепление за ними прав и осуществлять введение РНТД в гражданский оборот (в первую очередь в отношении РНТД, созданных за счет средств государства, в том числе, созданных до 1992 года);
недостаточное качество системы управления государственным сектором науки, низкий уровень требовательности к руководителям организаций по обеспечению результативности и эффективности деятельности, дефицит профессиональных управляющих, отсутствие практики привлечения к процессу управления государственными организациями науки специализированных компаний приводит к неэффективному менеджменту в этих организациях.
В целом, общественная полезность государственного сектора науки остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности реализации его потенциала в интересах выполнения функций государства по развитию научной и инновационной деятельности и обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке.
Главной особенностью подхода к оптимизации государственного сектора исследований должна стать более четкая целевая ориентация организаций на выполнение конкретных функций в рамках государственной системы приоритетов развития научной, технологической и инновационной деятельности.

2.1. Ключевые направления модернизации государственного сектора исследований и разработок

1. Функциональная перестройка. Необходимо обеспечить существенные функциональные сдвиги в федеральном секторе науки для эффективного выполнения современных функций государства по обеспечению инновационного развития экономики.
Данное направление предполагает:
(1) развитие сети университетов и академических институтов, ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в области фундаментальной науки как основы для развития образования и науки мирового уровня;
(2) повышение уровня вузовской науки на основе интеграции образовательных и исследовательских организаций и создания научно-образовательных центров;
(3) создание сети федеральных центров науки и высоких технологий («национальных лабораторий») по приоритетным направлениям науки и техники;
(4) интенсивное развитие элементов инновационной инфраструктуры.
2. Рационализация состава государственного сектора науки по уровням бюджетной системы. В соответствии с распределением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами будет осуществлена передача части государственных научных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. При этом на федеральном уровне должна обеспечиваться территориальная сбалансированность элементов национальной инновационной системы и уменьшение диспропорций в развитии российских регионов.
3. Оптимизация организационно-правовых форм государственных научных организаций. Данное направление предполагает полный отказ от использования права хозяйственного ведения для исполнения функций государства в сфере науки, а также существенное сокращение числа бюджетных учреждений, в т.ч. посредством внедрения новых организационно-правовых форм автономного учреждения и государственной автономной некоммерческой организации.
Следует осуществить корректировку ряда законодательных норм, в частности:
(1) по государственным научным центрам, с целью уточнения их правового статуса;
(2) по Российской академии наук и академиям наук, имеющим государственный статус, в целях уточнения их нормативно-правовой базы;
(3) по механизмам разгосударствления организаций, которые должны в полной мере соответствовать задачам комплексного и эффективного реформирования государственного сектора, в т.ч. в сфере науки.
4. Оптимизация степени участия государства в капитале государственных научных организаций. В целях привлечения инвестиций, снижения нерациональной нагрузки на систему управления, расширения партнерства государства и бизнеса в реализации приоритетных направлений технологического развития целесообразно постепенно трансформировать государственные организации в организации смешанной собственности. Сохраняя в федеральной собственности контрольный (например, в случае государственных научных центров) либо блокирующий пакет акций, государство будет располагать необходимыми возможностями для эффективного контроля по стратегическим аспектам деятельности научных организаций.
5. Оптимизация и реструктуризация имущественных комплексов государственных научных организаций. В рамках данного направления решаются три основные задачи: (1) повышение результативности деятельности организаций государственного сектора науки, (2) создание условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля приватизируемых научных организаций, (3) обеспечение имущественных основ для формирования недостающих элементов инновационной инфраструктуры.
Необходимо зарегистрировать и внести уставные капиталы государственных научных организаций права на результаты интеллектуальной деятельности, передать в собственность используемые объекты недвижимости, выделить непрофильные активы и обеспечить эффективное их использование.
За счет реструктуризации имущественных государственных научных организаций будет обеспечено ускоренное создание и развитие таких элементов инновационной инфраструктуры, как центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, технопарки и бизнес-инкубаторы, при этом будут формироваться устойчивые сетевые связи. Следует нормативно установить, что имущество, не включенное в состав приватизируемых активов унитарных предприятий и учреждений, действующих в сфере науки, после изъятия его собственником направляется на создание научно-образовательных и учебно-научно-производственных центров, а также объектов инновационной инфраструктуры.

Поскольку каждый из компонентов государственного сектора науки (академический, прикладной и вузовский) обладает существенной спецификой, сформулированные общие направления далее конкретизируются применительно к этим компонентам.

2. 1.1. Академическая наука

Главной функцией академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы. Для обеспечения эффективного осуществления данной функции необходимо реализовать в отношении академического сектора науки ряд мероприятий по выделенным ниже базовым направлениям.

Модернизация организационной структуры и системы управления академического сектора науки
* Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества. Введение в действие нового порядка утверждения в должности президента академий наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий (после внесения соответствующих изменений в законодательство). Обеспечение демократичности системы управления за счет повышения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки.
* Совершенствование механизмов формирования и выбора приоритетов и основных направлений исследований академического сектора науки. Формирование сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.
* Разработка общих требований к структуре научной организации академического сектора науки и подготовка предложений по новому типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.
* Оптимизация организационно-правовых форм организаций академического сектора науки, приведение их в соответствие с возложенными на организации функциями. Механизмы преобразования научных организаций будут рассмотрены ниже.
* Оптимизация сети научных организаций академического сектора науки. Перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности. Передача научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления. Передача научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Консолидация однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности.
* Формирование в составе академического сектора специализированной холдинговой компании в форме открытого акционерного общества со 100%-ным участием государства. Внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данной компании принадлежащих государству пакетов акций организаций академического сектора, действующих в форме ОАО, научно-техническая продукция которых имеет высокий потенциал коммерциализации. Основная задача холдинговой компании должна заключаться в обеспечении реальной коммерческой отдачи от деятельности академических организаций.
* Включение в перспективе в состав РАН ряда научных организаций отраслевых академий наук, других научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, с соответствующим имуществом и финансированием.

Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки
Ключевым условием ускоренного развития академического сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной низкого уровня заработной платы, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному возобновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает поступательное развитие академической науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности академического сектора необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:
* увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Планируется в 2008 году увеличить удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку до 58%.
* оптимизация численности персонала, занятого в академическом секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания научными организациями дополнительных ставок, финансируемых за счет внебюджетных средств. «Бюджетные» рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, «внебюджетные» - работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки. Предполагаемое сокращение к 2008 году количества бюджетных рабочих мест в академическом секторе - не более 25%.

Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки
Представляется необходимым провести оптимизацию соотношения базового и программно-целевого финансирования научных организаций академического сектора науки, расширить практику проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ. Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых направлений:
* внедрение системы финансового стимулирования результативности деятельности академических институтов. Необходимо сформировать рейтинг результативности однопрофильных академических институтов. При этом следует использовать такие объективные показатели, как число публикаций на одного научного работника, удельный вес молодых специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем бюджете института и др. В отношении институтов, имеющих стабильно низкий рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны приниматься меры организационно-управленческого характера, вплоть до их ликвидации в качестве отдельной научной организации. Институтам, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, должны выделяться дополнительные финансовые ресурсы. Целесообразно использовать для этих целей ежегодно не менее 15-20% совокупного объема финансирования академических институтов; [5 Подобного рода система в настоящее время успешно применяется в рамках Сибирского отделения РАН.]
* разработка и начало реализации целевой программы РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. В перспективе распространение этой программы на фундаментальные исследования, выполняющиеся в отраслевых академиях наук, с передачей соответствующих объемов финансирования в РАН.



2.1.2. Университетская (вузовская) наука

К числу основных направлений модернизации вузовского сектора науки относятся:

Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансирования, включая:
а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:
базовой части – выделяется на период 3-5 лет для обеспечения содержания основного персонала, а также приобретения оборудования, развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для выполнения ими основных функций;
проектной части – выделяется в качестве основы для селективной поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;
б) совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
в) существенное увеличение финансирования фундаментальных исследований в рамках тематических планов вузов;
г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в ведущих университетах;
д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов;
е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования в рамках федеральных целевых программ.

Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая:
а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов;
б) создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;
в) организацию региональных межведомственных координационных центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней; проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и преподавателей, учреждение совместных стипендий;
г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.

Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и федеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, включая:
а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых кадров в науке и образовании;
б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.

Проведение структурных преобразований, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:
а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам;
б) реорганизацию научных организаций путем их слияния (укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, включая создание учебно-научно-производственных комплексов;
в) ликвидацию неэффективных научных организаций, утративших связи с высшей школой, и передачу федерального имущества этих организаций в оперативное управление вузам.



2.1.3. Прикладная (отраслевая) наука

Основными направлениями модернизации сектора прикладной науки являются:
оптимизация организационно-правовых форм государственных организаций прикладной науки, включая акционирование ряда организаций при условии безусловного сохранения их научного и технологического профиля. В рамках данного направления предстоит поэтапно отказаться от применения правовой формы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и существенно сократить масштабы использования формы государственного (бюджетного) учреждения. При этом базовым вариантом организационного реформирования унитарных предприятий должно являться их преобразование в открытые акционерные общества со 100%-ным участием государства в капитале, бюджетных учреждений – изменение их типа на автономные, а также преобразование в государственные автономные некоммерческие организации;
оптимизация состава организаций, находящихся в государственном секторе. Под непосредственным контролем государства должны быть сохранены организации, основная деятельность которых напрямую связана с реализацией законодательно установленных функций государства и обеспечивающих реализацию указанных функций на требуемом качественном уровне;
создание крупных конкурентоспособных «национальных лабораторий» по приоритетным направлениям технологического развития;
активное позиционирование ключевых организаций сектора прикладной науки в крупных международных научно-технических программах;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей возникновение и вовлечение в гражданский оборот прав на РНТД, создание инфраструктуры, обеспечивающей их передачу в промышленность, и как результат - повышение капитализации прав на РНТД организаций сектора прикладной науки;
совершенствование существующей системы предоставления статусов (ГНЦ РФ, ФЦНВТ, ФНПЦ) для государственной поддержки организациям сектора прикладной науки;
расширение программного финансирования сектора прикладной науки на основе реализации ограниченного числа крупных федеральных целевых программ научно-технологического профиля, а также ведомственных целевых программ;
эффективное позиционирование программ развития сектора прикладной науки в стратегиях развития секторов экономики;
расширение практики и развитие форм взаимодействия организаций ведомственной науки с академическим сектором, ведущими вузами, бизнес-структурами;
определение системы целевых показателей деятельности государственного сектора прикладной науки и формирование системы мониторинга, оценки результативности и глобальной конкурентоспособности организаций сектора прикладной науки.



2.2. Этапы модернизации государственного сектора науки, результаты их реализации

Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;
определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;
оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;
формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и сектора вузовской науки, включая формирование сети исследовательских университетов и научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;
развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также «национальные лаборатории» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
сформированы критерии оценка эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирование организаций государственного сектора науки;
созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году);
созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.
На этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
структурная оптимизация государственного сектора науки;
приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;
формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;
консолидация ресурсов в рамках развития системы «национальных лабораторий»;
развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;
активное позиционирование госсектора науки в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.
В результате реализации мероприятий второго этапа:
приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);
продолжится процесс сокращения численности государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25%).
Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;
во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций сектора вузовской науки в проведении исследований и разработок.

В целом, с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации государственный сектор науки должен составить научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики знаний. В его состав войдут технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые организации – университеты, исследовательские институты академий наук, имеющих государственный статус, крупные научно-образовательные центры, работающие в области прикладных исследований и разработок, а также объекты инновационной инфраструктуры. Функционирование указанных организаций в составе государственного сектора позволит обеспечить эффективную реализацию результатов научно-технической деятельности на внутреннем и глобальном рынках инноваций.


3. Интеграция научной и образовательной деятельности

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. указано на необходимость “…интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей”.
Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука (в частности фундаментальная) как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда; с другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство. В сегодняшних условиях в России научные организации и вузы создаются, функционируют и управляются практически без учета взаимных потребностей, формы их интеграции не соответствуют потребностям современной рыночной экономики, не имеют адекватного правового обеспечения и государственной поддержки.
Конечной целью интеграции науки и образования является кадровое обеспечение национальной инновационной системы России и экономики страны в целом.
Интеграция научной и образовательной деятельности должна решать следующие задачи:
повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;
привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;
повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;
активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.
Меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
1. Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.
2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, включая:
продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;
создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований (в последнем случае – центров передовых исследований, формируемых путем объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов и финансируемых на конкурсной основе);
использование образовательного потенциала ведущих научных (в том числе институтов академий наук, имеющих государственный статус) организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий;
создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;
расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.
3. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки (пересмотр структуры бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с выделением средств на институциональное развитие эффективных организационных форм научной и образовательной деятельности; сокращение числа научных учреждений, финансируемых по смете; концентрация средств на приоритетных направлениях; переход к долгосрочным крупным комплексным проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:
финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;
целевое финансирование среднесрочных (на 3–5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научно-образовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы.
4. Развитие кадрового потенциала, включая:
предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ, создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов;
формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов);
реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
5. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования, в том числе:
передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;
создание центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;
формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых инновационных фирм;
реализация образовательных программ в области инновационного менеджмента.

Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур – высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности* [* Критерии оценки подлежат определению.].
В зависимости от глубины интеграционных процессов могут быть выделены:

I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц)
Исследовательские университеты
Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.
Научно-образовательные центры* [** Для реализации определенных образовательных и исследовательских программ (программная интеграция).]*
К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук).
Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля)* [*** Условия создания (функционирования) – предоставление научным организациям права на участие в осуществлении образовательной деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие лицензии.]**.

II. Частичная интеграция науки и образования
НИИ при вузах
Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или ВУЗах без образования юридического лица* []
*:
Базовые кафедры вузов в научных организациях* []
**
Базовые лаборатории НИИ в вузах.

III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании)
Возможны следующие варианты таких объединений:
НИИ – вуз, юридически независимые друг от друга.
Вуз – НИИ "при вузе".
Медицинский вуз – клиника

Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы.


<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ