<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля также в сферах использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий.

Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
повышение эфективности и результативности государственного сектора исследований и разработок; реформирование академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы государственных научных центров;
формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;
«достройка» ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;
разработка отраслевых целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.

Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
модификация состава и структуры государственного сектора науки, оптимизация используемых организационно-правовых форм;
создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;
формирование и развитие «центров превосходства» в научной сфере, сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;
создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором;
технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.

Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа Стратегии:
достижение уровня научных исследований, соответствующих целям инновационного развития экономики;
масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития;
динамичное развитие и укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний;
масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в российский сектор исследований и разработок;
формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора;
динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

6. Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций

Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
1. Первый сценарий (пороговый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Сверх этих объемов также учтены минимально необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры (особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки, региональные венчурные фонды и т.д.). Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования стратегии в области науки и инноваций.
2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной стратегии. Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.

Помимо средств федерального бюджета, финансирование мероприятий Стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Стратегии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены исходя из прогнозных оценок рационального уровня расходов регионов на формирование и поддержку объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, реализацию региональных приоритетов инновационного и технологического развития.
Объемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно-государственного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.
Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации – 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников – 1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются самостоятельно производимые субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами расходы на науку и инновации, не связанные непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.

В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти «прорывные» программы, в интересах формирования «инновационного пояса» в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации отраслевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования «технологических коридоров» с 2011-2012 годов.
Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН



Сводная таблица
млрд. руб., в ценах текущих лет














2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Минимально-допустимый вариант



























Объемы финансирования*) - всего
48,2
55,8
72,9
99,5
121,1
150,9
188,7
237,4
290,7
352,5
426,9
510,0
607,5
в том числе по источникам:













федеральный бюджет
40,7
46,7
59,1
79,6
95,1
116,7
143,8
178,0
211,9
247,9
286,0
320,2
353,8
бюджеты субъектов Российской Федерации**)
3,2
3,6
4,5
6,1
7,6
9,5
11,7
14,2
17,0
20,2
24,9
30,3
36,7
внебюджетные источники***)
4,3
5,5
9,3
13,8
18,4
24,7
33,2
45,2
61,8
84,4
116,0
159,5
217,0














Рациональный вариант



























Объемы финансирования - всего
48,2
55,8
72,9
99,5
142,4
186,8
242,6
311,6
390,7
484,4
595,2
725,5
874,8
в том числе по источникам:













федеральный бюджет
40,7
46,7
59,1
79,6
113,1
144,1
182,0
227,8
275,8
328,6
385,5
445,3
506,5
бюджеты субъектов Российской Федерации
3,2
3,6
4,5
6,1
8,2
11,2
15,1
19,7
25,0
31,0
37,8
46,5
56,5
внебюджетные источники
4,3
5,5
9,3
13,8
21,1
31,5
45,5
64,1
89,9
124,8
171,9
232,7
311,8

*) Здесь и далее – без учета ассигнований на исследования и разработки военного назначения.
**) Здесь и далее – без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.
***) Здесь и далее – без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.

Общий объем финансирования
млрд. руб., в ценах текущих лет



























Минимально-допустимый вариант














2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
1. Развитие сектора исследований и разработок
35,8
40,9
53,5
67,1
84,0
104,7
130,0
162,1
194,4
230,0
270,0
309,0
347,0
фундаментальные исследования
20,8
24,4
32,5
41,8
54,6
70,0
88,2
111,5
134,1
159,0
186,0
211,0
235,0
прикладные исследования и разработки*)
15,0
16,5
21,0
25,3
29,4
34,7
41,8
50,6
60,3
71,0
84,0
98,0
112,0
2. Реализация приоритетов технологического развития
10,8
13,1
16,2
21,4
26,4
34,0
44,9
60,0
79,3
103,8
136,3
178,4
235,5
целевые программы технологического профиля**)
9,4
10,1
12,2
17,0
21,2
27,3
36,2
49,0
65,9
87,0
116,0
154,0
207,0
важнейшие инновационные проекты
1,4
3,0
4,0
4,4
5,2
6,7
8,7
11,0
13,4
16,8
20,3
24,4
28,5
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере***)
0,0
0,0
0,0
0,0
1,1
1,3
1,5
1,7
2,0
2,4
2,9
3,6
4,6
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП
1,6
1,8
3,2
11,0
9,6
10,9
12,3
13,6
15,0
16,3
17,7
19,0
20,4
фонды поддержки инноваций****)
0,1
0,1
0,3
1,1
1,5
1,9
2,3
2,7
3,1
3,5
3,9
4,3
4,7
производственно-технологическая инфраструктура*****)
0,7
0,6
1,0
7,5
5,5
6,2
6,9
7,6
8,3
9,0
9,7
10,4
11,1
поддержка развития инновационного МСП******)
0,8
1,1
1,9
2,4
2,6
2,8
3,1
3,3
3,6
3,8
4,1
4,3
4,6
Итого
48,2
55,8
72,9
99,5
121,1
150,9
188,7
237,4
290,7
352,5
426,9
510,0
607,5
Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения*******)
47,4
55,1
71,6
90,9
113,0
141,5
178,0
225,4
277,3
337,6
410,4
491,7
587,1

*) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы по прикладным научным исследованиям и разработкам, которые не входят в раздел «Реализация приоритетов технологического развития» и в подраздел «поддержка развития инновационного МСП».
**) Здесь и далее данный подраздел не включает в себя расходы в рамках целевых программ по реализации важнейших инновационных проектов.
***) Здесь и далее данный раздел содержит инвестиции в материально-техническую базу передовых научных организаций, в частности, капитальные вложения в развитие академических институтов, выполняющих фундаментальные исследования мирового уровня, государственных научных центров, исследовательских университетов и др.
****) Здесь и далее данный подраздел учитывает в соответствующей части расходы по поддержке малого предпринимательства, в частности, расходы по формированию региональных венчурных фондов.
*****) Здесь и далее данный подраздел учитывает расходы по формированию инфраструктуры ОЭЗ в части технико-внедренческих зон.
******) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы фондов по поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере, в частности, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
*******) Суммарный объем финансирования по разделам «развитие сектора исследований и разработок», «реализация приоритетов технологического развития» и подразделу «поддержка развития инновационного МСП».

Рациональный вариант














2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
1. Развитие сектора исследований и разработок
35,8
40,9
53,5
67,1
92,7
120,5
154,4
194,6
236,8
283,8
335,3
391,5
452,0
фундаментальные исследования
20,8
24,4
32,5
41,8
60,3
79,2
102,9
132,1
161,3
193,8
229,3
266,5
305,0
прикладные научные исследования и разработки
15,0
16,5
21,0
25,3
32,4
41,3
51,5
62,5
75,5
90,0
106,0
125,0
147,0
2. Реализация приоритетов технологического развития
10,8
13,1
16,2
21,4
30,6
42,8
59,3
81,5
110,7
148,3
197,0
259,0
334,0
целевые программы технологического профиля
9,4
10,1
12,2
17,0
23,7
32,9
45,4
62,3
85,0
115,3
156,0
210,0
277,0
важнейшие инновационные проекты
1,4
3,0
4,0
4,4
6,9
9,9
13,9
19,2
25,7
33,0
41,0
49,0
57,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере
0,0
0,0
0,0
0,0
5,7
6,8
8,2
10,0
12,3
15,3
19,2
24,2
30,5
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП
1,6
1,8
3,2
11,0
13,4
16,7
20,7
25,5
30,9
37,0
43,7
50,8
58,3
фонды поддержки инноваций
0,1
0,1
0,3
1,1
1,8
2,9
4,3
6,2
8,4
11,0
13,7
16,4
19,2
производственно-технологическая инфраструктура
0,7
0,6
1,0
7,5
8,7
10,2
11,9
13,6
15,3
17,0
18,8
20,6
22,4
поддержка развития инновационного МСП
0,8
1,1
1,9
2,4
2,9
3,6
4,5
5,7
7,2
9,0
11,2
13,8
16,7
Итого
48,2
55,8
72,9
99,5
142,4
186,8
242,6
311,6
390,7
484,4
595,2
725,5
874,8
Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения
47,4
55,1
71,6
90,9
126,2
166,9
218,2
281,8
354,7
441,1
543,5
664,3
802,7





























Средства федерального бюджета
млрд. руб., в ценах текущих лет























































Минимально-допустимый вариант




























2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015


1. Развитие сектора исследований и разработок
31,8

36,6

47,6

57,9

71,7

88,4

108,5

133,5

157,0

182,0

208,0

231,0

253,0


фундаментальные исследования
19,9

23,4

30,1

38,6

50,3

64,3

80,7

101,5

121,0

142,0

164,0

183,0

201,0


прикладные научные исследования и разработки
11,9

13,2

17,5

19,3

21,4

24,1

27,8

32,0

36,0

40,0

44,0

48,0

52,0


2. Реализация приоритетов технологического развития
7,9

9,0

9,9

13,4

16,2

20,5

26,8

35,4

45,0

55,2

66,3

76,4

86,5


целевые программы технологического профиля
6,7

7,2

8,1

11,6

14,1

17,8

23,3

31,0

40,0

49,0

59,0

68,0

77,0


важнейшие инновационные проекты
1,2

1,8

1,8

1,8

2,1

2,7

3,5

4,4

5,0

6,2

7,3

8,4

9,5


3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере
0,0

0,0

0,0

0,0

1,1

1,3

1,5

1,7

2,0

2,4

2,9

3,6

4,6


4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП
1,0

1,1

1,6

8,3

6,1

6,5

7,0

7,4

7,9

8,3

8,8

9,2

9,7


фонды поддержки инноваций
0,1

0,1

0,3

0,7

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6


производственно-технологическая инфраструктура
0,4

0,4

0,5

6,5

4,0

4,2

4,4

4,6

4,8

5,0

5,2

5,4

5,6


поддержка развития инновационного МСП
0,5

0,6

0,8

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,5


Итого
40,7

46,7

59,1

79,6

95,1

116,7

143,8

178,0

211,9

247,9

286,0

320,2

353,8


Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения
40,2

46,2

58,3

72,4

89,0

110,0

136,5

170,1

203,3

238,5

275,7

308,8

341,0































Рациональный вариант














2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
1. Развитие сектора исследований и разработок
31,8
36,6
47,6
57,9
79,4
101,3
127,8
159,5
190,5
223,5
258,0
293,0
328,0
фундаментальные исследования
19,9
23,4
30,1
38,6
56,0
73,5
95,3
122,0
148,0
176,5
207,0
238,0
269,0
прикладные научные исследования и разработки
11,9
13,2
17,5
19,3
23,4
27,8
32,5
37,5
42,5
47,0
51,0
55,0
59,0
2. Реализация приоритетов технологического развития
7,9
9,0
9,9
13,4
18,5
24,9
33,0
43,0
55,2
69,3
85,0
102,0
119,0
целевые программы технологического профиля
6,7
7,2
8,1
11,6
15,7
20,9
27,4
35,3
45,0
56,3
69,0
83,0
97,0
важнейшие инновационные проекты
1,2
1,8
1,8
1,8
2,8
4,0
5,6
7,7
10,2
13,0
16,0
19,0
22,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере
0,0
0,0
0,0
0,0

<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>