СОДЕРЖАНИЕ







Система подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации:
состояние и пути совершенствования

М.Н. Стриханов1, С.И. Пахомов1, В.А. Гуртов2

Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Москва
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
pahomov@mon.gov.ru; vgurt@psu.karelia.ru


Введение

Существенным моментом в вопросе реализации государственной политики в области науки, технологий и техники является проблема кадрового обеспечения этой деятельности, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических высшей квалификации. По отношению к среднегодовой численности занятых в экономике России, кадры высшей научной квалификации составляют всего 0,4 процента, но играют исключительно важную роль в развитии всего общества.
Расширение масштабов функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации в стране, планирование и прогнозирование будущего контингента получателей послевузовского образования не может быть самоцелью, не связанной с общим ростом экономики страны и ростом социально-экономической эффективности.



1. Состояние подготовки кадров высшей научной квалификации

Кадры высшей научной квалификации в секторе высшей школы и секторе исследований и разработок

Система образования Российской Федерации включает в себя 674 государственных вуза с 1680 филиалами в 302 городах всех 89 субъектов федерации и 341 негосударственный вуз. В числе государственных вузов действуют 569 высших учебных заведений федерального уровня с 1236 филиалами, находящихся в подчинении 22 министерств и агентств, а также 70 вузов, находящихся в подчинении администраций субъектов Федерации и муниципальных образований. Общая численность работников вузов и научных организаций системы Рособразования составляет 440,1 тыс. чел., в том числе работники учебных подразделений 407,4 тыс. чел., и работники научных подразделений – 32,8 тыс. человек. [1]
В высшей школе страны работает около 300 тыс. человек преподавателей, из которых 36 тыс. человек докторов наук и более 130 тыс. человек кандидатов наук.
В структуре научно-педагогических кадров системы Рособразования, насчитывающей 202,7 тыс. чел., доля профессорско-преподавательского состава - 93,1%, а доля научных работников – 6,9%.
Численность работников высшей научной квалификации по Рособразования составляет [2,3]:
всего – докторов наук 23,5 тыс., кандидатов наук 99,5 тыс.;
профессорско-преподавательский состав – докторов наук 19,5 тыс. (10,3%), кандидатов наук 88,7 тыс. (47,0%);
научные работники – доктора наук 1,2 тыс. (8,4%), кандидаты наук 5,5 тыс. (39,5%);
специалисты – доктора наук 35 (0,3%), кандидаты наук 335 (3,2%);
работники сферы научного обслуживания – доктора наук 15 (0,2%), кандидаты наук 178 (2,1%).

Национальная система науки в Российской Федерации представлена вузовской, академической и отраслевой наукой.
Академическая система представлена пятью государственными академиями, ведущую роль в которых играет Российская академия наук. В составе РАН центральная часть, 3 региональных отделения, 32 научных центра, включающими 395 научных организаций, расположенных в 51 городе 45 субъектов федерации. Занято исследованиями 106.2 тыс. человек, обучается в аспирантуре 18.3 тыс. человек.
Научные исследования и разработки выполняют также 2 600 отраслевых институтов и конструкторских бюро, в том числе в городах Москва – 907, Санкт-Петербург – 470. Среди регионов лидерами являются Московская – 239, Свердловская – 138, Новосибирская – 139 , Ростовская, Нижегородская области и Республика Татарстан – по 110 научных организаций [4,5].
Общее число лиц, занятых исследованиями и разработками в 2003 году составило 101,8 тыс. человек, в том числе 22,9 тыс. докторов наук и 78,9 тыс. кандидатов наук.
Таким образом, общее число докторов наук, занятых в секторе высшей школы и секторе исследований и разработок составляет около 59 тыс. человек и кандидатов наук 210 тыс. человек. По отношению к среднегодовой численности занятых в экономике России, равной 65 666 тыс. чел, кадры высшей научной квалификации составляют всего 0,4 процента, но играют исключительно важную роль в развитии всего общества.
В то же время ученая степень доктора (кандидата) наук в разных странах воспринимается не однозначно. Например, в Великобритании существует мнение, что ученая степень доктора философии не нужна в деятельности, где требуются практические, профессиональные знания специалиста. Такой же подход характерен и для Германии, России, Нидерландов. В ряде государств, таких, как Япония или Соединенные Штаты, отношение к специалистам с докторской степенью принципиально другое. Во всех государствах ЕЭС в наблюдается перенос акцента с собственно подготовки обучающихся к научной работе на учет требований рынка труда, что практически означает профессионализацию программ подготовки докторов.

Аспирантура и докторантура как основные формы подготовки кадров высшей научной квалификации

Подготовка аспирантов и докторантов в образовательных и научных организациях ведется на основании лицензии, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
По состоянию на 2004 год число организаций, ведущих подготовку аспирантов составило 1452, в том числе высшие учебные заведения - 621 и 831 - научно-исследовательские институты. В числе 831 НИИ было 485 академических института, в том числе 308 – Российской академии наук, 94 - Российской академии сельскохозяйственных наук, 59 – Российской академии медицинских наук.
Общая численность аспирантов в 2004 году составила 142,7 тыс. человек, из этой численности 123,0 тыс. аспирантов проходило подготовку в вузах и 19,7 тыс. – в НИИ. Из общего числа аспирантов 19,7 тыс., проходивших подготовку в НИИ 12,4 тыс. проходило подготовку в академических организациях, в том числе 8,5 тыс. – в институтах Российской академии наук, 2,0 тыс. - в институтах Российской академии сельскохозяйственных наук, 1,3 тыс. – в институтах Российской академии медицинских наук [6-9].
За период с 1994 года по 2004 год численность аспирантов возросла с 53,5 тыс. человек до 142,7 тыс. человек, т.е. в 2,7 раза. Трехкратный рост численности аспирантов за прошедшее десятилетие был в вузах.
Распределение численности аспирантов по отраслям наук в целом по России за последнее десятилетие качественно изменилось. В 2004 году наибольшее количество аспирантов приходится на технические (34,0 тыс. человек и 23,9%) и экономические (26,1 тыс. человек и 18,3%) науки, затем примерно в равных долях находятся юридические (9,8 тыс. человек и 6,9%), педагогические (9,2 тыс. человек и 6,4%) и медицинские науки (9,8 тыс. человек и 6,9%), на следующей позиции находятся физико-математические (7,5 тыс. человек и 5,2%), биологические (6,5 тыс. человек и 4,6%) и филологические науки (7,1 тыс. человек и 5,0%). Существенно выросла как абсолютных так и в относительных показателях за прошедшее десятилетие (период с 1994 года по 2004 год) подготовка по экономическим наукам с 5,5, тыс. человек до 26,1 тыс. человек и юридическим наука – с 1,4 тыс. человек до 9,8 тыс. человек. В этих отраслях процентные соотношения в общей подготовке выросли соответственно для экономических специальностей с 10,3% до 18,3% и для юридических специальностей с 2,6% до 6,9%.
Относительное уменьшение численности аспирантов за прошедшее десятилетие зарегистрировано в физико-математических науках с 10,1% до 5,2%, химических науках с 3,4% до 2,3%, технических науках с 27,7% до 23,9%. При этом в абсолютных показателях численность аспирантов в этих отраслях наук возросла.


По состоянию на 2004 год число организаций, ведущих подготовку докторантов составило 533, в том числе высшие учебные заведения - 354 и 179 - научно-исследовательские институты. В числе 179 НИИ было 134 академических института, в том числе 88 – Российской академии наук, 15 - Российской академии сельскохозяйственных наук, 18 – Российской академии медицинских наук. За период с 1994 по 2004 годы увеличилось число организаций, ведущих подготовку докторантов по всем 22 отраслям наук. Наибольший рост числа организаций зарегистрирован в технических отраслях наук со 164 до 203, в экономических с 48 до 107, в физико-математических с 64 до 96 и педагогических отраслях наук с 28 до 88. Основной прирост числа организаций приходится на высшие учебные заведения.
Общая численность докторантов в 2004 году составила 4,5 тыс. человек, из этой численности 4,0 тыс. докторантов проходило подготовку в вузах и 0,5 тыс. – в НИИ. Из общего числа докторантов 481 человека, проходивших подготовку в НИИ в 2004 году 341 проходило подготовку в академических организациях, в том числе 174 – в институтах Российской академии наук, 51 - в институтах Российской академии сельскохозяйственных наук, 59 – в институтах Российской академии медицинских наук.
За период с 1994 года по 2004 год численность докторантов возросла с 1850 человек до 4466 человек, т.е. в 2,5 раза. Весь прирост численности докторантов за прошедшее десятилетие был в вузах.
Распределение численности докторантов по отраслям наук в целом по России за последнее десятилетие изменилось несколько по-другому, чем численность аспирантов. В 2004 году наибольшее количество докторантов приходится на технические (1045 человек и 23,4%) и экономические (483 человек и 10,8%) и педагогические (483 человека и 10,8%) науки, затем примерно в равных долях находятся филологические (361 человек и 8,1%), физико-математические (311 человек и 7,0%) и медицинские науки (276 человек и 6,2. Выросла как абсолютных, так и в относительных показателях за прошедшее десятилетие (период с 1994 года по 2004 год) подготовка по экономическим наукам со 190 человек до 486 человек. Процентное соотношение в общей подготовке выросло для экономических специальностей с 10,3% до 10,8%.
Относительное уменьшение численности докторантов за прошедшее десятилетие зарегистрировано в физико-математических науках с 9,1% до 7,0%, технических науках с 32,2% до 23,4%. При этом в абсолютных показателях численность докторантов в этих отраслях наук возросла.

Проблемные вопросы в сфере подготовки
кадров высшей квалификации и пути их решения

2.1. Рост среднего возраста докторов и кандидатов наук в составе кадров преподавателей и исследователей

Возрастной состав работников высшей научной квалификации по вузам и научным организациям России характеризуется следующими особенностями.
Наибольшее число докторов наук из числа профессорско-преподавательского состава находится в возрасте 60-69 лет – 33,2%, следующая по численности группа – 50-59 лет, к которой относятся 31,4%. Вместе они составляют 64,6% докторского корпуса профессорско-преподавательского состава. Если к ним добавить еще группу в возрасте 70 и более лет, которые составляют 15,9% от общего числа, то это будет 80,5%. В возрастной группе ППС 36-39 лет доля докторов наук достаточно низкая – всего 2,1%, и доля кандидатов наук также всего 21%.
Средний возраст российского доктора наук – 61 год, кандидата наук – 52 года. За период с 1994 года по 2004 год средний возраст докторов наук вырос на 8 лет, кандидатов наук – на 4 года. Эта тенденция одинакова как для сферы образования, так и для сферы науки. Наблюдаемый небольшой рост числа докторских защит для докторов наук категории 30-39 лет (на 130 за 5 лет) к омолаживанию возрастной структуры докторов наук не приводит. В тоже время прирост числа докторов наук в категории 60-70 лет за 5 лет произошел с 3,5 тыс. человек до 6,1 тыс. человек Прирост молодых кандидатов в категории «до 29» лет составляет около 600 человек в год. В тоже время прирост числа кандидатов наук в категории 60-70 лет за 5 лет произошел с 8,8 тыс. человек до 17,4 тыс. человек [4,10,11].
Общее уменьшение числа кандидатов наук в секторе исследований и разработок за последние 10 лет идет уверенно со скоростью около 2100 человек в год. При этом уменьшение вдвое наблюдается в возрастной категории 30-39 лет и в полтора раза в возрастной категории 40-49 лет.
Пополнение кадров высшей квалификации идет в основном за счет докторантов и аспирантов. В тоже время необходимо отметить, что средний возраст защитившихся докторантов 47 лет, а аспирантов 32 года.
Если сегодняшняя тенденция старения кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук – 56 лет (средняя продолжительность жизни мужчины в России в 2003 году составила 59 лет, женщины – 72 года) и может возникнуть реальная угроза утраты кадрового потенциала российской науки и высшего образования.
Представляется оптимальным для системы высшего образования и науки иметь средний возраст доктора наук – 50 лет, а кандидата наук – 40 лет. Именно в этом возрасте наиболее эффективны результаты научной деятельности, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма, и сохраняются высокие адаптационные способности к инновациям в исследованиях и разработках.


2.2. Низкая эффективность аспирантуры и докторантуры

В 2004 году из аспирантуры было выпущено 32,6 тыс. человек, в том числе из аспирантуры вузов – 27,9 тыс. человек или 85,5 % от выпуска, из аспирантуры научно-исследовательских институтов 4,7 тыс. человек.
В общей структуре выпуска из НИИ 2,7 тыс. человек было выпущено академическими организациями, в том числе 1,9 тыс. – в институтах Российской академии наук (5,8 % от общего выпуска аспирантов), 0,4 тыс. - в институтах Российской академии сельскохозяйственных наук, 0,3 тыс. – в институтах Российской академии медицинских наук. Участие академических организаций в подготовке аспирантов крайне низко [8].
Распределение выпуска аспирантов по отраслям наук было аналогичным, как и распределение общего числа аспирантов.
Выпуск аспирантов с защитой диссертации в 2003 году составил 27,2%, что соответствует среднему уровню эффективности аспирантуры за прошедшее десятилетие. В разрезе отраслей наук удельный вес лиц, защитивших диссертацию в выпуске из аспирантуры, значительно дифференцирован. Наибольшее относительное количество защит диссертаций в срок в 2003 году наблюдался в медицинских (52,6%), фармацевтических (41,7%), ветеринарных (38,6%) и педагогических (34,5%) науках. Низкий уровень эффективности аспирантуры был в физико-математических (17,2%) науках и науках о Земле (13,4%).
В 2004 году из докторантуры было выпущено 1451 человек, в том числе из докторантуры научно-исследовательских институтов 155 человек, из докторантуры вузов – 1 296 человек или 89% от всего выпуска.
В общей структуре выпуска из НИИ в 2004 году 115 докторантов было выпущено академическими организациями, в том числе 70 – в институтах Российской академии наук (4,8 % от общего выпуска), 15 - в институтах Российской академии сельскохозяйственных наук, 17 – в институтах Российской академии медицинских наук. Участие академических организаций в подготовке докторантов крайне мало [4,8].

Распределение выпуска докторантов по отраслям наук было аналогичным, как и распределение общего числа докторантов.
Выпуск докторантов с защитой диссертации в 2003 году составил 29,9%, что несколько ниже среднего уровня эффективности докторантуры за прошедшее десятилетие. В разрезе отраслей наук удельный вес лиц, защитивших диссертацию в выпуске из докторантуры, значительно дифференцирован. Наибольшее относительное количество защит диссертаций в срок у доктарантов в 2003 году наблюдался в фармацевтических (66,7%) и медицинских (55,8%) науках. Низкий уровень эффективности докторантуры был в физико-математических (15,8%) и биологических (14,9%) науках.
Показательным параметром, характеризующим сложность проведения исследований в различных отраслях наук, служит интервал времени, прошедший между защитами кандидатской и докторской диссертации. В 1999г. распределение количества работ по этому параметру показывает, что наименьший интервал (до 10 лет) приходится на медицинские науки. В интервале 11-15 лет наибольшее число работ приходилось на технические науки, биологические, геолого-минералогические, исторические, экономические, педагогические, правовые. По физико-математическим, химическим и сельскохозяйственным наукам наибольшее число диссертаций относится к интервалу 16-20 лет.
Аналогичное распределение за 2001 год показывает, что в числе отраслей с максимальным количеством защищенных докторских диссертаций в интервале 6-10 лет, кроме медицины, оказались экономика, история, право, педагогика, социология и др. Наоборот, соответствующая категория работ по техническим наукам перешла в интервал 16-20 лет.

Около 70% обучающихся в аспирантуре поступили сразу же после окончания вуза. Это свидетельство как демократизации процедурных моментов в системе образования, так и появления источника большого числа случайно попавших в аспирантуру («балласта»), не имеющих перспектив в сфере научной работы или преподавания в вузе. Подавляющее большинство аспирантов не испытывали трудностей при поступлении в аспирантуру: с первой попытки поступили 95%, со второй – 4%, более чем со второй – 1%. Доля поступивших в аспирантуру с первой попытки среди специализирующихся по гуманитарным наукам составляет 95%, по экономическим – 97%, по юридическим – 100%, по естественным – 100%, по техническим – 94%, по медицинским – 87%, по аграрным – 100%. Поступление в аспирантуру с первой попытки подавляющей части аспирантов обусловлено тем, что на половину (53%) всех мест конкурса не было вовсе, на 30% мест – было по 2 человека на место, на 7% мест – по 3 человека на место, на 10% мест – более чем по 3 человека на место. Без конкурса поступили в аспирантуру за последние 3 года: по гуманитарной специализации – 40%, по экономической – 50%, по естественной – 63%, по технической – 41%, по медицинской – 50%, по сельскохозяйственной – 91%.
Спектр мотивов поступления в аспирантуру не широк: 49% аспирантов поступали, имея желание в будущем заниматься научной работой; 25% - желание в будущем преподавать в вузе; 22% намеревались просто выполнять интеллектуальную работу (любую); 4% - иметь диплом для престижа. В то же время в качестве мотивации имеет место использование аспирантуры в защитных целях: освобождения от призыва в армию; использование статуса аспиранта для пребывания в столичных городах; возможность заниматься предпринимательской и другой деятельностью. Последнее имеет следствием развитие коммерческих видов наборов аспирантов, которые используют аспирантуру в защитных целях.
Доля аспирантов, мотивирующих свое поступление в аспирантуру желанием в будущем заниматься наукой, или преподавать в вузе, различается по специализациям. Заниматься научной работой или преподавать в вузе планировали среди специализирующихся в области гуманитарных –75,6%, экономических – 80%, юридических – 100%, естественных – 67%, технических – 70,7%, медицинских – 70%, аграрных наук – 75%.
Таким образом, количественный рост числа организаций, имеющих аспирантуру и докторантуру, а также рост числа аспирантов и докторантов в стране вызван преимущественно конъюнктурными факторами. Падение эффективности в системе подготовки кадров высшей научной квалификации вызвано факторами снижения научно-технического потенциала. В России продукт интеллектуального научного труда не находит должной реализации. Расчеты показывают 7-кратное снижение социально-экономической эффективности за счет высшего и послевузовского образования за последнее десятилетие ХХ века.
Парадоксальность российской ситуации заключается в росте спроса на наличие ученой степени и падении предложения на рабочие места в сфере науки (государственный сектор низкооплачиваемый, частный практически не развит). Этот спрос определяет востребованность аспирантур и докторантур, а ученая степень становится атрибутом социального престижа, не связанным с дальнейшей исследовательской деятельностью.

При окончании аспирантуры жизненные планы выпускников существенно меняются, в сравнении с мотивами поступления в аспирантуру. После завершения аспирантуры научным сотрудником желают работать всего 17% выпускников. Это в два с половиной раза меньше, чем желали при поступлении в аспирантуру.
Среди выпускников аспирантуры хотят работать специалистом-практиком по профилю диссертационной работы - 14%. Не знают, где будут работать после окончания аспирантуры - 30% выпускников.
Таким образом, 36% аспирантов с точки зрения научной, преподавательской и профильной творческой работы являются «балластом». Такой «балласт» велик по следующим отраслям наук: среди специализирующихся в области педагогических – 63%, гуманитарных –37%, экономических – 26%, юридических – 10%, естественных – 48%, технических – 22%, медицинских – 47%, аграрных наук – 50%.

Аспирантура не является кузницей кадров только для российской науки. Среди обучающихся в аспирантуре после ее окончания намерены работать за рубежом 39%, в основном в Германии, Англии, Франции, США, Канаде [4,10].

В настоящее время в России рынок труда высококвалифицированных работников, оканчивающих аспирантуру и докторантуру и имеющих возможности трудоустройства в частном секторе, весьма скуден. Преимущественно целевая подготовка кадров высшей научной квалификации обеспечивает трудоустройство ученых в государственном секторе, как известно, низкооплачиваемом и в настоящее время не престижном.
Одной из мер повышения престижности научной деятельности является выделение грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук и их научных руководителей (до 600 грантов в год). Эта система показала свою эффективность в деле обеспечения поддержки перспективных молодых ученых и продолжения начатых ими научных исследований, а также поддержки ведущих научных школ Российской Федерации.
Необходимо отметить, что отсутствие анализа потребности в специалистах высшей квалификации определенного профиля и долгосрочного рыночного прогноза может привести либо к дефициту специалистов, либо раскручиванию перепроизводства специалистов определенного профиля.
При отсутствии норматива затрат на целевое обучение аспирантов и докторантов существующая в настоящее время схема краткосрочного планирования основывается на ближайших потребностях вузов, НИИ и ресурсных возможностях государства. Такой подход продолжает схему "от достигнутого уровня" и не отвечает на вопрос "сколько в действительности необходимо кадров высшей научной квалификации по конкретному научному направлению". Схема ориентирована на тезис «сколько можем», а не «сколько нужно». Поэтому крайне необходимо проведение прогнозирования потребности в кадрах для сектора исследований и разработок и высокотехнологичных отраслей экономики, разработка концептуальных положений, базирующихся на объективных потребностях и реальных масштабах подготовки кадров высшей научной квалификации для решения задач социально-экономического развития России.


2.3. Недостаточное соответствие структуры подготовки кадров высшей научной квалификации потребностям рынка труда в секторе высшей школы, секторе исследований, секторе техники и технологий и секторе управления

За прошедшие десять лет число вновь подготовленных кандидатов наук выросло с 13,0 тыс. человек в 1994 году до 26,9 тыс. человек в 2004 году, т.е. в 2 раза. Число докторов наук изменилось существенно меньше, выросло с 3,2 тыс. человек до 3,9 тыс. человек.
Из 3953 докторов наук, утвержденных в ученой степени в 2004 году - 805 человек или 20,4% от общего числа докторов наук приходится на медицинские науки; 755 или 19,1% - на технические науки; 413 или 10,4% - на экономические науки. В отрасли физико-математических наук утверждено в степени доктора наук 317 человек или 8,0%; биологических наук – 271 или 6,9%. Число докторов наук по педагогическим специальностям выросло с 99 человек в 1994 году до 232 человек в 2004 году и составило 5,2%. Традиционно высокий процент женщин (свыше 60%) в числе докторов наук в филологических, педагогических, фармацевтических и политических науках.
Из 26,9 тыс. кандидатов наук, утвержденных в ученой степени – 4,5 тыс. человек или 16,6% от общего числа докторов наук приходится на медицинские науки; 4,2 тыс. или 15,6% - на технические науки; 4,0 тыс. или 15,0% - на экономические науки. В отрасли физико-математических наук утверждено в степени кандидата наук 1269 человек или 4,7%; биологических наук – 1374 или 5,1%. Число кандидатов наук по педагогическим специальностям выросло с 793 человек в 1994 году до 2493 человек в 2004 году и составило 9,3%. Традиционно высокий процент женщин (свыше 60%) в числе кандидатов наук в филологических, педагогических, фармацевтических, психологических, биологических и социологических науках.
Существенно снизилась доля кандидатских диссертаций по военным наукам. Причем, по этим наукам в последние годы прослеживается тенденция монотонного уменьшения числа ежегодно защищаемых как докторских, так и кандидатских диссертаций.
Практически равное количество кандидатских защит по техническим и экономическим наукам, но количество защит докторских диссертаций примерно по 120 техническим специальностям пока превышают почти вдвое число защит по 6 экономическим специальностям. Последних при этом заметно больше, чем докторских защит по физико-математическим наукам.
В целом заметен очевидный «гуманитарный» уклон в структуре аттестуемых кадров высшей научной квалификации. И это не удивительно. Опережающие темпы роста числа защищенных диссертаций по экономическим, педагогическим и юридическим наукам инициированы ростом приема в аспирантуру и ростом числа выпускников вузов по этим направлениям. Так, количество вузов, имеющих аспирантуру по экономическим, юридическим, педагогическим наукам в период с 1999 г. по 2003 г. увеличилось соответственно на 46%, 103%, 56%.

По основному месту работы на момент защиты 60,0% докторов наук и 48,0% кандидатов наук работали в вузах; 15,0% докторов наук и 7,0 кандидатов наук – в институтах академий наук; примерно такое же количество работало в НИИ, конструкторских бюро и научно-производственных объединениях; в органах государственного управления работало 3,0% докторов и 4,0% кандидатов наук.
В региональном разрезе по месту работы из числа утвержденных ВАКом России в ученых степенях 40,0% докторов наук и 30,0% кандидатов наук работали в Москве и Санкт-Петербурге.
Как видно из приведенных показателей, структура подготавливаемых кадров высшей квалификации существенно не совпадает с потребностями приоритетных направлений развития науки, техники и технологий и важнейших инновационных проектов в России. Необходимо провести основательную ревизию номенклатуры научных специальностей, действующей сети аспирантур и докторантур и планов приема в них, оценивая не только эффективность их работы (процент выпуска), но и соответствие профиля подготовки потребностям развития страны. Шагом в этом направлении станет внедрение новых программ кандидатских экзаменов, обеспечивающих унификацию и повышение требований к минимальному объему знаний соискателей ученой степени кандидата наук, практика публикации результатов диссертационных работ в отраслевых научных журналах.

Необходимо постоянное совершенствование систем информационной поддержки как соискателей ученых степеней и званий, так и специалистов, участвующих в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических работников (отделов аспирантур и докторантур, ученых советов организаций и диссертационных советов). Современные информационные сети позволяют организовать широкомасштабный мониторинг хода подготовки научных кадров высшей квалификации, что предоставляет возможность оперативной коррекции этого процесса, обеспечивает более качественное проведение государственной аттестации подготавливаемых специалистов

В целом видна тенденция несоответствия структуры подготовки кадров высшей научной квалификации потребностям рынка труда в секторе высшей школы, секторе исследований, секторе техники и технологий и секторе управления. Кроме этого необходимо отметить, что детальный анализ в профессионально-квалификационном разрезе «научные специальности (подготовка) – приоритетные направления науки, техники и технологии (потребности)» до настоящего времени не проводился.
В условиях дефицита ресурсов государство не может финансировать за счет средств федерального бюджета диссертационные исследования, темы которых определяются исходя лишь из личных интересов аспирантов и научных руководителей. Необходимо, чтобы выбор темы диссертационного исследования аспирантами и их научными руководителями способствовал повышению научно-технического потенциала и культурного развития общества, и обеспечивал бы соответствие диссертационных исследований и содержания подготовки научно-педагогических и научных кадров приоритетным направлениям науки, техники и технологии. Для усиления специализации научных исследований необходимо законодательно и нормативно закрепить формирования обязательной тематики научных исследований при выполнении кандидатских и докторских диссертаций, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Также необходимо отказаться от деления специальностей на образовательные и научные и провести разработку единой системы квалификаций, степеней и специальностей, согласованной с требованиями и условиями Болонского процесса.
Для повышения эффективности подготовки научных кадров необходимо реализация крупномасштабного системообразующего проекта - создание исследовательских университетов в рамках ФЦПРО «Исследовательские университеты». Целью Программы могло бы быть:
концентрация в ограниченном числе университетов для обеспечения высокого уровня и опережающего характера подготовки кадров высшей квалификации (через аспирантуру и докторантуру) и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также повышение эффективности научных исследований, создание перспективных технологий для передачи их в реальный сектор экономики.
Основные решаемые задачи можно определить следующим образом:
1. повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования и науки;
2. повышение качества образования, конкурентности и востребованности выпускников на рынке труда;
3. обеспечение мирового паритета российской науки и образования в отраслях наук, являющихся ключевым в сфере безопасности


2.4. Низкий уровень материально-технического обеспечения исследователя и преподавателя высшей школы

Материально-техническая база науки в основном сконцентрирована в государственном секторе науки. Подавляющая часть стоимости основных средств исследований и разработок сконцентрирована в научных организациях, находящихся в государственной собственности, и составила в 2003г. почти 300 млрд. руб. (85,6%).
По сравнению с 1998 г. внутренние затраты на исследования и разработки в целом в постоянных ценах выросли в 1,85 раза, составив в 2003 году около 170 млрд. руб., или около 10% ежегодно.
В последние годы доля капитальных затрат во внутренних затратах на исследования и разработки составляла порядка 5%, а расходы на покупку оборудования составили в среднем 1,8%. Учитывая, что в составе основных фондов доля машин и оборудования старше 11 лет составляет 42%, сложившиеся диспропорции могут существенно ослабить материально-техническую базу науки и обусловить падение уровня исследований и разработок [5].
Основные расходы в государственном секторе науки приходятся на оплату труда персонала. В структуре расходов научных организаций в федеральной собственности лишь 4,4% затрат приходится на покупку оборудования.
В целом по научному сектору в 2003 г. внутренних затрат на исследования и разработки на одного занятого в этой области в России приходилось 197,9 тыс. руб./чел., что в эквивалентном пересчете в 15 – 20 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
По состоянию на 1 апреля 2005 года в вузах Рособразования заработная плата профессора, доктора наук составляла 6338 рубля, из них 3024 рубля (оклад 17 разряда) плюс доплата за ученую степень 1500 рублей и доплата за ученое звание 1814 рубля. Заработная плата доцента, кандидата наук 4294 рубля, из них 2424 рубля (оклад 14 разряда) плюс доплата за ученую степень 900 рублей и доплата за ученое звание 970 рублей. Заработная плата преподавателя без ученой степени составляет 2500 рублей, стипендия аспиранта 1000 рублей, а докторанта – 2000 рублей. Этот факт обуславливает необходимость всем без исключения работникам высшей школы и науки искать дополнительные заработки, зачастую не связанные с основной деятельностью.
Парадоксально, но расходы по аспирантуре преимущественно несут сами аспиранты. Согласно высказанным ими оценкам, на выполнение диссертационной работы аспиранты расходуют 65% необходимых средств.
Все это порождает мотивы нежелания выпускников аспирантуры работать научным сотрудником, преподавателем, или специалистом по профилю диссертации различные. Главный мотив – низкая оплата труда. Дополнительные мотивы: отсутствие у научно-исследовательских институтов материальной базы, необходимой для современных научных исследований; чрезмерная бюрократизированность научной деятельности; низкий престиж профессии ученого. Низкий уровень оплаты труда сдерживает от научной работы прежде всего юристов, медиков, специалистов по естественным, техническим и сельскохозяйственным наукам.
С учетом того, что средний возраст лиц, защитивших кандидатскую диссертацию, составляет 35 лет, а докторов наук – 51 лет достаточно длинный период времени требуется для достижения уровня заработной платы доцента или профессора. Среднемесячная начисленная заработная плата работникам организации образования в 2003 году составила 3384 рубля, а работникам организаций науки и научного обслуживания – 7005 рублей.

Для системы образования и науки характерен низкий уровень социальных гарантий, связанных с обеспечением санаторно-курортного обслуживания, улучшением жилищных условий и пенсионным обеспечением.
Необходимо отметить, что получение высшего образовательного ценза во всех экономически развитых странах хорошо мотивируется. Динамика уровня оплаты труда растет с ростом уровня образовании, например, в Соединенных Штатах Америки заработная плата возрастает в среднем на 10 тыс. долларов в год по мере перехода от более низкой к более высокой ступени профессионального образования..
Для обеспечения повышения социального статуса и престижа работников высшей школы и сферы исследований необходимо обеспечить необходимый уровень заработной платы в сфере высшей школы, исследований и разработок.
Ключевым условием ускоренного развития сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной низкого уровня заработной платы в секторе, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному возобновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает поступательное развитие академической науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности сектора науки и высшей школы необходимо увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами.
Показатели, которые позволят к 2008 году решить эти проблемы, определяются как :
минимальная бюджетная обеспеченность научного работника академического сектора до уровня 700-750 тыс. руб. в год (в ценах 2004 года).
размер среднемесячной заработной платы работника сектора науки до 30 тыс. руб. При этом среднемесячная заработная плата молодых исследователей должна составить около 15-20 тыс. руб., вспомогательного персонала – не менее 12 тыс. руб.;
Как один из элементов дифференцированной оценки качества труда предлагается к 2010 году в рамках исследовательского университета достичь уровня заработной платы на среднеевропейском уровне: доцент исследовательского университета; старший научный сотрудник, ведущий преподавательскую работу – 2600 долларов, доцент вуза, исследователь, не ведущий преподавательской работы - на уровне 1100 долларов США.




2.5. Несоответствие нормативно-правовой базы в области подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации

В настоящее время присуждение ученых степеней производится Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, деятельность которой регулируется Положением о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации (ВАК), утвержденным приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. № 1356. При этом в соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74, состав ВАК утверждается Правительством Российской Федерации.
Главной задачей Высшей аттестационной комиссии (ВАК) является удовлетворение потребности государства в аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации. В связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314) и принятием Регламента Аппарата Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, правовой статус ВАК требует уточнения.

Наряду с существующим в настоящее время внутриведомственным статусом Высшей аттестационной комиссии в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации возможно придание ей как статуса правительственной, так и межведомственной комиссии, при этом она может являться координационным или совещательным и органом.
Придание ВАК независимо от его уровня (правительственный или межведомственный) статуса совещательного и координационного органа, практически исключает непосредственное участие представителей научных организаций в принятии решений по вопросам аттестации научных и научно-педагогических работников.

Необходимо проработать и зафиксировать в Кодекса РФ об образовании контрольные полномочия Министерства образования и науки РФ по отношению к организациям, осуществляющим любой вид образовательной или научной деятельности. «Министерство образования и науки РФ и его структурные подразделения в федеральных округах имеют право запрашивать и получать все документы, касающиеся научной и образовательной деятельности, в порядке послевузовского образования независимо от юридического статуса таких действий. В процессе контрольной деятельности министерство вправе давать обязательные предписания и налагать ограничения, за невыполнение которых в установленный срок, соответствующие должностные лица вправе применять меры административной ответственности во внесудебном порядке. Кроме того, следует сформулировать запрет: «на территории РФ запрещается общественная деятельность предполагающая процедуру аттестации (защиты) и присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий вне установленного законом порядка.
Необходимо закрепить право выпускников магистратуры на преимущественное поступление в аспирантуру на бюджетной основе и необязательность сдачи ими экзаменов кандидатского минимума
Требуется создание условий для научной аттестации руководящих кадров в системе управления как фактор их социальной поддержки и исключения необъективности. В России отмечается тяга к документальному подтверждению наличия у руководителей и топ- менеджеров ученых степеней и званий. Неразумно этому препятствовать, но следует создать условия для реализации такой потребности с соблюдением требований самостоятельности и объективности оценок.
Необходимо разработать документы, регламентирующие функционирование системы аттестации научных кадров. Внесение данных поправок позволит:
- сохранить легитимность участия научной общественности в принятии решений по вопросам аттестации научных и научно-педагогических работников, обеспечить сохранение условий функционирования системы государственной аттестации научных кадров –решения о присуждении ученой степени доктора наук и звания профессора остаются в компетенции ВАК, а оформляться приказами Рособрнадзора;
-обеспечить приведения действующей нормативной правовой базы в сфере государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с Регламентом Правительства Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации;
- при сохранении внутриведомственного характера ВАК как комиссии Минобрнауки России утверждать его состав приказом Министра образования и науки России;
-повысить требования, предъявляемые при защите результатов диссертационных исследований – отказаться от практики защиты докторских диссертаций в виде научного доклада, размещать текст автореферата и объявление о защите на официальном сайте Рособрнадзора, кандидатской - на сайте организации, на базе которой функционирует диссертационный совет.
Одновременно для усиления роли научной общественности в вопросах аттестации научных и научно-педагогических кадров предлагается вынести для широкого обсуждения вопросы, связанные с делегированием ученым советам ведущих научных и образовательных организаций права присуждения (принятии решения) ученой степени доктора наук, а также унификации системы ученых званий. В частности, представляется целесообразным в реестре ученых званий оставить звания доцента и профессора по научной специальности ( в настоящее время ученые звания доцента и профессора присваиваются как согласно номенклатуре специальностей научных работников, так и по кафедре образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования).


Заключение

Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации должно проходить с непосредственной увязкой с задачами и направлениями социально-экономического и научно-технического развития Российской Федерации и базироваться на четком осознании потребности экономики и социальной сферы в кадрах высшей научной квалификации. В результате реализации предлагаемых мероприятий будет достигнута консолидация усилий научного сообщества для решения задач общенациональной значимости: усиления статуса России как мировой научной державы; расширенного воспроизводства знаний мирового уровня; повышения уровня конкурентоспособности «человеческого капитала». Будет сформирована стабильная система, в которой реализуются долгосрочные программы исследований, обеспечивается преемственность поколений, созданы условия привлечения талантливой молодежи и гарантированного использования опыта старшего поколения.
Ключевой позицией в этом вопросе является повышение социального статуса и престижа кадров высшей научной квалификации, достижения необходимого уровня финансового и материально-технического обеспечения. Оптимизация кадрового состава сотрудников, занятых в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации, в сфере исследовании и высшей школы, в сочетании с увеличением объемов финансирования сектора науки должны позволить решить этот вопрос в ближайшей перспективе.















Список литературы

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб./ Росстат. – М. 2004. - 996 с.
Наука в регионах России. Стат. сб. – М.: ЦИСН, 2004., 264 с.
Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. – М..: ЦИСН, 2004. 198с.
Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Стат. сб. – М.: ЦИСН, 2004. 222 с.
Основные показатели деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки - по России, федеральным округам, субъектам РФ, экономическим районам, отраслям экономики, формам собственности, секторам деятельности, типам организаций, академиям наук, государственному сектору экономики, видам экономической деятельности за 2000-2004 годы. Таблицы по форме отчетности № 2 – наука, том 1 – 10 / ГМЦ Госкомстата России. Москва. 2000 - 2004 г.г.
Аспирантура и докторантура в вузах Министерства образования Российской Федерации и институтах Российской академии наук. Справочник. – М.: Министерство образования РФ, 2002, 298 с.
Аспирантура и докторантура в научных организациях Российской академии наук / Под рук. В.В. Козлова; Сост. Пугачева Т.И., Конторовский Э.З., Полякова Т.П. - М.: Наука. 2002. - 511 с.
Работа аспирантуры и докторантуры по России, федеральным округам, субъектам РФ, экономическим районам, отраслям науки и специальностям, типам организаций, академиям наук за 2002, 2003 годы. Таблицы по форме отчетности 1-НК, том 1 – 5 / ГМЦ Госкомстата России. Москва. – 2000 – 2004 годы.
Научный потенциал вузов России 2003 года (по федеральным округам России). Стат. сб.// СЗНМЦ – СПб.: Наука, 2004.
Ковалева Н.В., Мамаев В.Л., Нечаева Е.Г. Кадры высшей научной квалификации: пополнение последних лет // М.: Центр исследований и статистики науки, 1997.
Гохберг Л.М., Ковалева Н.В., Миндели Л. Э., Некипелова Е. Ф. Квалифицированные кадры в России // М.: Центр исследований и статистики науки, 1999 г.



СОДЕРЖАНИЕ