СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
______________ Л.С.Гребнев
_____________________ 2002 г.
Регистрационный номер
15.00.00 ВТ ППО-2002









Временные требования
к основной образовательной программе
послевузовского профессионального образования


по отрасли 15.00.00
Фармацевтические науки





Присуждаемая ученая степень
Кандидат наук







Москва 2002

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОТРАСЛИ Фармацевтические науки
1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Фармацевтические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 640 “Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования”.
1.2. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) ? кандидат наук.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта (адъюнкта), далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Фармацевтические науки при очной форме обучения составляет 3 года.
Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Фармацевтические науки при заочной форме обучения составляет 4 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре) (далее по тексту – аспирантуре).

1.3.Цели аспирантуры
Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров фармацевтического профиля высшей квалификации для науки, образования и различных отраслей народного хозяйства.
Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:
углубленное изучение теоретических основ фармацевтических наук, конкретного содержания и методологии избранной научной специальности;
формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
совершенствование философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры.
Объектами профессиональной деятельности кандидата фармацевтических наук являются: лекарственные вещества, лекарственное сырье, лекарственные средства в различных лекарственных формах, технологии производства лекарственных препаратов, изделия медицинского назначения.
Кандидат фармацевтических наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научного или научно-педагогического сотрудника, связанную с решением научно-исследовательских, научно- производственных и научно-педагогических задач в области фармации; участвует в качестве руководителя или члена научного (научно-педагогического коллектива) в организации и проведении теоретических и экспериментальных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении, разрабатывает методологию, новые методы и технологии создания а также стандартизацию лекарственных препаратов, нормативные и методические документы в области обращения лекарственных средств, учебно-методические документы высшего и среднего фармацевтического образования; осуществляет преподавание фармацевтических дисциплин в образовательных учреждениях; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научных конференций. Профессиональная деятельность выпускника аспирантуры (адъюнктуры) кандидата фармакологических наук осуществляется в строгом порядке в соответствии с правовыми нормами, отраженными в Конституции РФ и действующем законодательстве, с морально-этическими и деонтологическими принципами, провозглашенными в Конвекции о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1987г.)
Основными сферами профессиональной деятельности кандидата фармацевтических наук являются:
академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением проблем фармации;
учреждения системы высшего и среднего фармацевтического образования;
предприятия, независимо от форм собственности, занимающиеся вопросами обращения лекарственных препаратов.
1.4. К Фармацевтическим наукам в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой Минпромнауки России по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.1997. №1158 “Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологии Российской Федерации”, относятся специальности научных работников, определенные Приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47.
1.5. В приложении дана таблица соответствия специальностей (магистерских программ по направлениям подготовки) высшего профессионального образования и научных специальностей, по которым присуждается ученая степень кандидата фармацевтических наук (таблица составлена в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47 и носит рекомендательный характер).

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по отрасли фармацевтических наук, должны иметь высшее профессиональное образование.
2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.
2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ Фармацевтические НАУКИ

3.1.Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.
3.2.В основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:
цикл ОПД.АФ.00 – образовательно-профессиональные дисциплины;
цикл ФД.А.00 – факультативные дисциплины;
П.П.А.00 – педагогическая практика;
НИР.А.00 – научно-исследовательская работа аспиранта;
ИА.А – итоговая аттестация аспиранта;
ПД.А.00 – подготовка диссертационной работы и представление ее в Ученый или Диссертационный советы.


4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ
фармацевтические НАУКИ

Индекс

Наименование дисциплины
Объем в часах
ОПД.АФ.00

Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспиранта *
480
ОПД.АФ.01

Иностранный язык
100
ОПД.АФ.02

Философия
100
ОПД.АФ.03

Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта
280
ПП.А.00

Педагогическая практика
100
ФД.А.00

Факультативные дисциплины **
500
Итого времени на освоение образовательной компоненты программы:


1080 часов
(20 недель)
НИР.А.00
Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации

110 недель
ИА.А.00
Итоговая аттестация***


ИА.А.01
Кандидатский экзамен по иностранному языку


ИА.А.02
Кандидатский экзамен по философии


ИА.А.03
Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам


ПД.А.00
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

10 недель
Итого времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации:


120 недель
(6480 час.)

Примечания:
* Лица, сдавшие кандидатские экзамены по иностранному языку и/или философии до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующих дисциплин.
** 1.Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования., и получения квалификации “Преподаватель высшей школы” или других дополнительных квалификаций.
2. Аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию “Преподаватель высшей школы”, могут быть перезачтены теоретические курсы цикла ФД.А.00, изучавшиеся ранее.
*** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74 “Положение о порядке присуждения ученых степеней” перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Минобразованием России.
Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой аттестации - кандидатских экзаменов (ИА.А.01-ИА.А.03) включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.


5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки – 20 недель (1080 часов);
программа научно-исследовательской подготовки,
включая оформление и представление диссертации – 120 недель (6480 часов);
каникулы не менее – 16 недель.
5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:
полностью выполнен индивидуальный учебный план;
сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Ученый или Диссертационный советы.


6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
6.1. Требования к разработке рабочей образовательной программы подготовки аспирантов, включая научные исследования
6.1.1.Образовательные учреждения и научные организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе настоящих Временных требований самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспирантов (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик).
6.1.2.На основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов и определяются темы диссертаций, которые утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
6.1.3.Программы учебных дисциплин разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе паспортов научных специальностей, после утверждения ВАК России программ кандидатских экзаменов – на основе программ кандидатских экзаменов.
6.1.4. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательных учреждений и научных организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы аспиранта.
6.1.5. Основная образовательная программа подготовки аспирантов формируется с учетом следующего:
максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;
занятия физической культурой могут быть обеспечены в счет часов, выделенных на освоение факультативных дисциплин.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспиранта
6.2.1. Требования к кадровому обеспечению

Требования к кадровому обеспечению регламентируются Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации
6.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения аспирантом основной образовательной программы.
6.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению
Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.
6.2.4. При реализации п.п. 6.2.2, 6.2.3 могут быть использованы возможности других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального плана.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО ОТРАСЛИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУК
7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры
7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры
Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.
7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта
Научно-исследовательская часть программы должна:
соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;
быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;
использовать современную методику научных исследований;
базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку и философской дисциплине определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта
7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Ученый или Диссертационный советы.
Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.
Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России).
7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России)


8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА
8.1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.
8.2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.
Приложение

Таблица соответствия специальностей (магистерских программ по направлениям подготовки) высшего профессионального образования и научных специальностей, по которым присуждается ученая степень кандидата фармацевтических наук (таблица составлена в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 №47 и носит рекомендательный характер).


п/п
Шифр специальностей научных работников
Наименование специальностей и/или направление подготовки дипломированного специалиста
Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ
1
2
3
4

14.00.25 Фармакология, клиническая фармакология
040500 фармация
040100 лечебное дело
040200 педиатрия
040300 медико-профилактическое дело
040800 медицинская биохимия
040900 медицинская биофизика
041000 медицинская кибернетика
510611 Биохимия и молекулярная биология
510620 Медико-биологические науки

15.00.01 Технология лекарств и организация фармацевтического дела
040500 Фармация
510611 Биохимия и молекулярная биология
510620 Медико-биологические науки

15.00.02 Фармацевтическая химия, фармакогнозия
040500 Фармация
510611 Биохимия и молекулярная биология
510620 Медико-биологические науки




СОДЕРЖАНИЕ