СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
______________ Л.С. Гребнев
_____________________ 2002 г.
Регистрационный номер
19.00.00 ВТ ППО-2002









Временные требования
к основной образовательной программе
послевузовского профессионального образования


по отрасли 19.00.00
Психологические науки


Присуждаемая ученая степень
Кандидат наук

















Москва 2002



1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Психологические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 640 “Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования”.
1.2. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) ? кандидат наук.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта (адъюнкта), далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Психологические науки при очной форме обучения составляет 3 года.
Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Психологические науки при заочной форме обучения составляет 4 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре) (далее по тексту – аспирантуре).
Цели аспирантуры
Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации психологического профиля для науки, образования, промышленности, социальной сферы.
Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:
формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
углубленное изучение теоретических и методологических основ психологических наук;
совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;
совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры
Выпускник аспирантуры является специалистом высшей квалификации и подготовлен:
к самостоятельной (в том числе руководящей) научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях психологии, глубокой специализированной подготовки в выбранном направлении, владения навыками современных методов исследования;
к научно-педагогической работе в высших и средних специальных учебных заведениях различных форм собственности.
1.4. К Психологическим наукам в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой Минпромнауки России по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.1997. №1158 “Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологии Российской Федерации”, относятся специальности научных работников, определенные Приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47.
1.5. В приложении дана таблица соответствия специальностей (магистерских программ по направлениям подготовки) высшего профессионального образования и научных специальностей, по которым присуждается ученая степень кандидата психологических наук (таблица составлена в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 №47 и носит рекомендательный характер).


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование.
2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.
2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.
В основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:
цикл ОПД.АФ.00 – образовательно-профессиональные дисциплины;
цикл ФД.А.00 – факультативные дисциплины;
П.П.А.00 – педагогическая практика;
НИР.А.00 – научно-исследовательская работа аспиранта;
ИА.А – итоговая аттестация аспиранта;
ПД.А.00 – подготовка диссертационной работы и представление ее в Ученый или Диссертационный советы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Индекс

Наименование дисциплины
Объем в часах
ОПД.АФ.00

Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспиранта *
480
ОПД.АФ.01

Иностранный язык
100
ОПД.АФ.02

Философия
100
ОПД.АФ.03

Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта
280
ПП.А.00

Педагогическая практика #
100
ФД.А.00

Факультативные дисциплины **
500
Итого времени на освоение образовательной компоненты программы:


1080 часов
(20 недель)
НИР.А.00
Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации

110 недель
ИА.А.00
Итоговая аттестация***


ИА.А.01
Кандидатский экзамен по иностранному языку


ИА.А.02
Кандидатский экзамен по философии


ИА.А.03
Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам


ПД.А.00
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

10 недель
Итого времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации:


120 недель
(6480 час.)
Примечания:
* Лица, сдавшие кандидатские экзамены по иностранному языку и/или философии до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующих дисциплин.
** 1.Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации “Преподаватель высшей школы” или других дополнительных квалификаций.
2. Аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию “Преподаватель высшей школы”, могут быть перезачтены теоретические курсы цикла ФД.А.00, изучавшиеся ранее.
*** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74 «Положение о порядке присуждения ученых степеней» перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Минобразованием России.
Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой аттестации - кандидатских экзаменов (ИА.А.01-ИА.А.03) включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.
# Аспирант проходит педагогическую практику, если в часы, выделенные для факультативных дисциплин, он осваивает дополнительную образовательную профессиональную программу для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки – 20 недель (1080 часов);
программа научно-исследовательской подготовки,
включая оформление и представление диссертации – 120 недель (6480 часов);
каникулы не менее – 16 недель.
5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:
полностью выполнен индивидуальный учебный план;
сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Ученый или Диссертационный советы.


6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
6.1. Требования к разработке рабочей образовательной программы подготовки аспирантов, включая научные исследования
6.1.1.Образовательные учреждения и научные организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе настоящих Временных требований самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспирантов (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик).
6.1.2.На основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов и определяются темы диссертаций, которые утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
6.1.3.Программы учебных дисциплин разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе паспортов научных специальностей, после утверждения ВАК России программ кандидатских экзаменов – на основе программ кандидатских экзаменов.
6.1.4. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательных учреждений и научных организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы аспиранта.
6.1.5. Основная образовательная программа подготовки аспирантов формируется с учетом следующего:
максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;
занятия физической культурой могут быть обеспечены в счет часов, выделенных на освоение факультативных дисциплин.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспиранта.
6.2.1. Требования к кадровому обеспечению

Требования к кадровому обеспечению регламентируются Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского педагогического образования в Российской Федерации
6.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения аспирантом основной образовательной программы.
6.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению
Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.
6.2.4. При реализации п.п. 6.2.2, 6.2.3 могут быть использованы возможности других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального плана.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры
7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры
Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.
7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта
Научно-исследовательская часть программы должна:
соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;
быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;
использовать современную методику научных исследований;
базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку и философской дисциплине определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта
7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Ученый или Диссертационный советы.
Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.
Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России).
7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации (ВАК России)

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.
Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.


Приложение
Таблица соответствия специальностей (магистерских программ по направлениям подготовки) высшего профессионального образования и научных специальностей, по которым присуждается ученая степень кандидата психологических наук (таблица составлена в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 №47 и носит рекомендательный характер).

Код (шифр) научной специальности
Наименование научной специальности
Код и наименование магистерской программы
Код и наименование специальности высшего профессионального образования
05.26.01
Охрана труда (по отраслям)
52100 Психология
020400 Психология
022700 Клиническая психология
05.26.02
Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)
52100 Психология
020400 Психология
022700 Клиническая психология
13.00.04
Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям)


13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
521900 Физическая культура
52100 Психология
020400 Психология
022300 Физическая культура и спорт
022700 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
14.00.51
Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия
521900 Физическая культура
020400 Психология
022300 Физическая культура и спорт
022700 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
040100 Лечебное дело
19.00.01
Общая психология, психология личности, история психологии
521001 - Общая психология и история психологии
521002 - Психология личности
521016 Психологическое консультирование
020400 Психология
022700 Клиническая психология
19.00.02
Психофизиология

020400 - Психология
19.00.03
Психология труда инженерная психология, эргономика
5210905 Организационная психология
521006 – Психология труда и инженерная психология
020400 - Психология
19.00.04
Медицинская психология
521008 – Клиническая психология
020400 - Психология
040100 Лечебное дело
19.00.05
Социальная и политическая психология
521003 – Социальная психология
521004 – Политическая психология

19.00.06
Юридическая психология
521014 - Юридическая психология

19.00.07
Педагогическая психология
521012 – Педагогическая психология
521015 – Методология и методика преподавания психологии

19.00.10
Коррекционная психология

020400 – Психология
022700 Клиническая психология
19.00.13
Психология развития, акмеология
521010 – Психология развития
020400 - Психология



СОДЕРЖАНИЕ