<<

стр. 3
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ценности: содержание единицы счета изменяется вместе с изменением
содержания ценности ее составляющих. Это соответствует объективным
требованиям, поскольку вся система ценности вместе с базой ее
измерения находится в постоянном движении.

По степени выполнения денежных функций среди международных
денежных единиц имеются различия. СДР используется как
унифицированная международная мера ценности и в небольших
масштабах - как средство накопления и платежа между государствами,
когда оно находится на счетах центральных банков и применяется для
погашения дефицита платежного баланса. Опыт применения ЭКЮ
позволил ей стать региональной международной денежной единицей,
применяемой в основном как международная мера ценности в рамках
ЕС и за его пределами, а также в определенных масштабах - в качестве
средства накопления и платежа. Наиболее перспективной является
"евро". Эта денежная единица призвана стать примером применения
мировых денег в рамках интеграционной группировки ЕС с полным
выполнением всех денежных функций как в официальных, так и в
частных расчетах. Это будет первый опыт построения интегрированного
хозяйства на единых мировых кредитных деньгах.




63
Глава 4. Кредитная система
Кредит имеет длительную историю развития. Он возник как одна из
разновидностей обмена в далекие исторические эпохи, и его развитие
тесно связано с развитием хозяйственной деятельности человечества.
Существует два вида кредита – натуральный и денежный кредит.
Натуральный кредит появился в эпоху разложения первобытно-
общинного строя. Он существует до сих пор и означает предоставление
в ссуду товаров в натуральном виде. Денежный кредит возник вместе с
появлением денег и вместе с ними прошел длительную историю
развития. В рамках теории финансов рассматривается денежный кредит.
Но это не означает, что натуральный кредит полностью утратил свое
значение в современной экономике. Он продолжает развиваться,
приобретает новые формы и часто действует совместно с денежным
кредитом. Например, широко известный коммерческий кредит сочетает
в себе натуральный (вещественный) кредит в форме переданного от
одного хозяйственного субъекта к другому товара и денежное долговое
обязательство в форме векселя, который получатель товара выписывает
поставщику.
Элементы натурального и денежного кредита в современных
условиях сочетаются в одной из распространенных и быстро
прогрессирующих форм обмена, которой стал лизинг, когда
определенные товары передаются в пользование на оговоренный срок с
денежной оплатой за это пользование через банк.
В период капитализма развитие кредита достигает высокой степени
зрелости, возникает и формируется кредитный рынок. Процент в этих
условиях выступает как цена денежного капитала, предоставляемого в
кредит. На кредитном рынке формируются и развиваются
соответствующие институты и инструменты. Главными институтами
кредитного рынка являются банки. Кроме банков на кредитном рынке
действуют и другие кредитные учреждения. Различные формы, которые
принимает выдача средств в ссуду и их последующее обращение на
кредитном рынке, принято называть кредитными инструментами.
Кредитные инструменты – это разновидности ссуд и займов и связанных
с ними кредитных обязательств. Они могут выступать в виде векселей,
облигаций, кредитных сертификатов и т.д.
Кредит представляет собой необходимый элемент хозяйственной
жизни. Он обеспечивает эффективное хозяйственное использование
временно свободных денежных ресурсов, которые на некоторый срок
высвобождаются у участников хозяйственной жизни – у предприятий, у
государства, у домашних хозяйств.
Кредит является одним из условий и предпосылкой развития
современной экономики. Кредит стимулирует развитие
производительных сил, ускоряет формирование источников капитала

64
для расширенного воспроизводства на основе научно-технического
прогресса. Кредит – это неотъемлемый элемент экономического роста.
Его используют предпринимательские структуры: крупные
объединения, малые производственные, сельскохозяйственные и
торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства,
так и отдельные граждане. Благодаря кредиту сокращается время на
удовлетворение производственных и личных потребностей, ускоряется
оборот капитала, приводятся в действие производственные ресурсы и
денежные сбережения.
Существует много определений кредита, но все они, так или иначе,
выражают одни и те же, хорошо изученные в экономической науке
свойства и принципы.
“ Кредит – это разновидность экономической сделки, договор
между юридическими и физическими лицами о займе, или ссуде. Один
из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в
некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием
возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в
виде процента. Срочность, возвратность и платность – принципиальные
характеристики кредита. Кредит обслуживает движение капитала и
постоянное движение различных общественных фондов. Кредит, таким
образом, представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е.
денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Необходимость и
возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и
оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках
высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как
источник кредита, на других возникает потребность в них”.1

Кредитная система и ее организация.

Когда речь идет о кредитной системе, то обычно подразумевают
две стороны этого явления. Прежде всего, это совокупность кредитных
отношений, форм и методов кредитования. Кроме того, это
совокупность банков, других кредитно-финансовых институтов,
аккумулирующих свободные денежные средства и представляющих их в
ссуду.
Кредитная система представляет собой совокупность
кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.
Кредитная система включает банковский, потребительский,
коммерческий, государственный и международный кредиты со своими
формами отношений и методами кредитования. Кредитная система, как
совокупность финансово-кредитных отношений и институтов,
1
“Финансы, денежное обращение и кредит”. (Под редакцией д.э.н. Сенчагова В.К.,
д.э.н. Архипова А.И.)


65
аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения
различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам,
правительству и частным лицам. Основой кредитной системы
исторически являются банки.
Организационная структура кредитно-банковской системы сложна
и неоднородна. В большинстве стран в современных условиях она
включает три уровня, которые соответствующим образом закреплены
законодательством. Финансово-кредитные институты, существующие в
современных странах, подразделяются следующим образом:
центральные банки, коммерческие банки и специализированные
финансово-кредитные институты (кредитные организации).
Современная кредитная система состоит из следующих
институциональных звеньев или ярусов:
1. Центральный банк, государственные и полугосударственные
банки.
2. Банковская система:
- коммерческие банки;
- сберегательные банки;
- инвестиционные банки;
- ипотечные банки;
- специализированные торговые банки.
3. Страховой сектор:
- страховые компании;
- пенсионные фонды.
4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые
институты:
- инвестиционные компании;
- финансовые компании;
- благотворительные фонды;
- ссудно-сберегательные ассоциации;
- кредитные союзы.
Такая схема является типичной для большинства промышленно
развитых стран, в основном для США, стран Западной Европы, Японии.
Однако по уровню развития тех или иных составных элементов
кредитной системы отдельные страны отличаются друг от друга.
Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого
развитого государства является центральный банк, выступающий
проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою
очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет
основу всего государственного регулирования экономики.
Центральные банки — это банки с особым статусом, предназначенные
быть центрами национальной кредитной системы и осуществляющие
денежно-кредитное регулирование. Они занимают в ней особое место,
будучи "банками банков" и являются, как правило, государственными
учреждениями. Во многих странах Западной Европы центральные банки

66
были национализированы в период второй мировой войны или в
послевоенный период. В США центральный банк (Федеральная
резервная система) находится в смешанной собственности.
Для проведения кредитно-денежной политики центральный банк
обычно использует следующие инструменты:
• изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в
ЦБ (резервных требований);
• учетную ставку;
• операции на открытом рынке;
• валютное регулирование.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных
аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки
выступает показателем изменений в области кредитно-денежного
регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня
ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое
влияние. Когда ЦБ намерен стимулировать экономическую активность,
он смягчает кредитно-денежную политику и снижает учетную
(процентную) ставку, когда он намерен сдержать экономическую
активность, он ограничивает возможности получения кредитов и для
этого повышает учетную ставку.
Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок
по различным видам операций или проводить процентную политику без
фиксации процентной ставки. Повышение официальных ставок
сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для
кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы.
Снижение официальной учетной ставки действует в обратном
направлении.
Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в
сфере их кредитных отношений со своими клиентами и другими
банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для
коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Важное направление денежно-кредитной политики центрального
банка — валютная политика. ЦБ активно использует обменный курс
национальной валюты в качестве инструмента регулирования денежного
обращения и уровня инфляции. Покупая и продавая национальную и
иностранную валюту, ЦБ оказывает воздействие, как на объем денежной
массы, так и на обменный курс национальной валюты.
Большое значение для обеспечения стабильности обменного курса
национальной валюты имеет определение валютного режима. В разных
ситуациях применяются режимы фиксированного курса, режим
«валютного коридора» или режим свободно колеблющегося курса, то
есть его свободного «плавания». Сюда же относится и порядок
установления официального обменного курса.
Эффективность регулирования обменного курса рубля во многом
зависит от политики формирования и управления золотовалютными
67
резервами страны. В этой области центральные банки придерживаются
общих принципов и правил осуществления операций с официальными
валютными резервами: поддержание резервов на уровне минимальной
достаточности (т.е. в объеме не меньшем, чем финансирование импорта
в течение трех месяцев), обеспечение высокой степени надежности,
максимальной ликвидности и оптимальной доходности их размещения.
Большая часть валютных резервов размещается в ценные бумаги,
выпущенные правительствами США. Центральные банки очень
осторожны в своих операциях с валютными резервами и обычно
воздерживаются от масштабного размещения средств валютного резерва
в необеспеченные инструменты денежного рынка.

Коммерческие банки представляют собой, как правило,
акционерные банки, осуществляющие универсальные операции по
кредитованию промышленных, торговых и других предприятий,
главным образом, за счет тех денежных капиталов, которые они
привлекают в виде вкладов.
Специализированные кредитные организации включают
банковские или небанковские организации, специализирующиеся на
определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки
специализируются на кредитовании экспорта и импорта, а ипотечные
банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог
недвижимости (земли и строений).
Кроме того, с целью регулирования валютных и денежно-
кредитных отношений на основе межгосударственных соглашений
созданы межгосударственные (международные) банки, например:
Международный банк реконструкции и развития и его филиалы —
Международная ассоциация развития и Международная финансовая
корпорация. Банк международных расчетов, различные региональные
международные банки развития, а также другие банки. Членом
большинства этих банков является и Россия.
В отечественной практике принято пользоваться понятием
двухъярусной системы, подразумевающим, что первый ярус образует
центральный банк страны, а второй – коммерческие банки и другие
кредитные учреждения.
Первый уровень кредитно-банковской системы в нашей стране
представлен центральным банком – ЦБ. Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) создан в 1990 г. Его деятельность
регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». Зафиксированные в законе цели, функции,
права и обязанности, а также механизм деятельности ЦБ РФ отвечают
мировому опыту и практике. Банк России является органом
государственного руководства, выполняет роль «банка банков», наделен
правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, денежно-
кредитного регулирования, контроля и надзора за деятельностью банков

68
и кредитных учреждений, хранения и управления золотовалютными
резервами страны. Эти и некоторые другие закрепленные законом
функции, представляют собой прерогативу центральных банков в
современном мире и отличают Банк России от всех иных российских
банковских организаций. Банк России является единственным банком,
который уполномочен законом отражать и защищать именно интересы
государства, а не более узкие, в том числе коммерческие, интересы
отдельных предприятий, отраслей хозяйства и слоев общества. Банк
России самостоятельно определяет параметры и время действия
инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и
объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций
и др.).2 Состояние и перспективы функционирования коммерческих
банков и других кредитных институтов имеют важное значение для
национальной экономики. Поэтому денежно-кредитная политика
центрального банка дополняется банковским регулированием –
контролем и надзором за деятельностью финансовых институтов и
рынков капиталов.
Денежно-кредитная политика, которую проводит центральный
банк, играет большую роль в государственном регулировании
экономики. Российская денежно-кредитная политика ориентирована на
использование косвенных методов воздействия: уровень процентных
ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок
коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и
рефинансирование – на объемы и структуру операций банков;
установление ориентиров роста денежной массы и операции на
открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на
валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным
валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на
рефинансирование или регламентирование проведения коммерческими
банками отдельных видов операций могут в соответствии с российским
законодательством применяться Банком России только в
исключительных случаях и только после консультации с
правительством.
Коммерческие банки и их место в кредитной системе. Основное
место в деятельности коммерческих банков занимают депозитно-
ссудные операции, а их главной отличительной особенностью является
прием средств на текущие счета (вклады до востребования), иными
словами, ведение кассы предпринимателя, частного лица. Название –
«коммерческие» (от англ. commerce - торговля) - банки получили в
период своего становления, когда в основном занимались
кредитованием и обслуживанием купцов, торговых операций и
компаний. Наиболее крупные из коммерческих банков являются
2
“Финансы, деньги, кредит”. (Под редакцией к.э.н. О.В. Соколовой)


69
институтами универсального профиля, осуществляющими обширный
набор операций и предоставляющими клиентам полное финансовое
обслуживание.
Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»
определяет банк как кредитную организацию, которая имеет
исключительное право осуществлять в совокупности следующие
банковские операции: привлечение во вклады денежных средств
физических и юридических лиц, размещение указанных средств от
своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.3
Коммерческие банки являются старейшими кредитными
учреждениями. Они выполняют большинство финансовых операций и
услуг. Центральное место коммерческих банков в кредитной системе
государства определяется огромным объемом контролируемых ими
ресурсов, уникальным сочетанием операций и услуг, которые
обеспечивают банкам неразрывную и постоянную связь со всеми
звеньями воспроизводственного процесса.
В последние десятилетия ХХ в. коммерческие банки внедрились в
такие сферы финансового обслуживания, в которых они раньше либо
вообще не участвовали, либо участвовали в очень ограниченных
масштабах. К этим сферам относятся: сделки с недвижимостью, лизинг
(финансирование аренды дорогостоящего оборудования), факторинг
(взыскание дебиторской задолженности), бухгалтерское и компьютерное
обслуживание, управление имуществом по доверенности и др. Еще
одной сферой, осваиваемой коммерческими банками, стало страхование,
куда длительное время им был закрыт доступ. Освоение новых сфер
позволяет банкам в современных условиях предлагать клиентам «пакет»
полного финансового обслуживания.
Универсализация операций, усилив позиции ведущих
коммерческих банков, привела к обострению конкуренции во всех
областях банковской деятельности, с одной стороны, между
однотипными учреждениями, с другой – между разными типами
кредитных учреждений.
Острый характер приняла, в частности, конкурентная борьба за
сбережения населения и накопления предпринимательских структур.
Удлинение сроков кредитования потребовало от банков изменения
структуры привлеченных средств в сторону увеличения доли срочных и
сберегательных вкладов. Отмена существовавших длительное время
ограничений в размерах ставок по срочным и сберегательным вкладам,
выплачиваемых коммерческими банками, позволила американским и
английским банкам успешно конкурировать со специальными
3
“Финансы, деньги, кредит”. (Под редакцией к.э.н. О.В. Соколовой)




70
сберегательными учреждениями.4
По разнообразию активных операций, т.е. размещению
привлеченных ресурсов, коммерческие банки не имеют себе равных в
кредитной системе. Расширение круга клиентов банков за счет
включения представителей малого бизнеса и малоимущих слоев
населения является одним из наиболее заметных явлений в развитии
коммерческих банков в последние десятилетия.
Специализированные кредитно-финансовые институты. К
специализированным кредитно-финансовым институтам (в
Великобритании, например, их еще называют околобанковскими
институтами) относятся инвестиционные банки и компании,
доверительные компании, ипотечные банки, пенсионные фонды,
всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы и
ассоциации, компании по финансированию продаж в рассрочку,
факторинговые, форфейтинговые, лизинговые компании и т.д.
Исторически некоторые из перечисленных учреждений возникали там,
где образовывались ниши в удовлетворении спроса на отдельные виды
финансового обслуживания. Особенное распространение они получили
в таких сферах, как привлечение мелких сбережений, кредит под залог
земли и недвижимости, потребительский кредит, кредит
сельскохозяйственным производителям, операции по финансированию и
расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и размещение
ценных бумаг промышленных компаний.
Специализированные кредитные институты выполняют отдельные
функции в относительно узких сферах кредитного рынка. В России
специализированные кредитные институты получили название
небанковских кредитных организаций. Обычно к этой категории
относятся кредитные организации, имеющие право осуществлять
отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских
операций для небанковских кредитных организаций устанавливает
Центральный банк РФ”.5

Кредитные операции являются основой деятельности коммерческих
банков. В общей сумме банковских активов наибольший удельный вес
составляют именно кредитные операции, в результате которых
формируется кредитный портфель банка. Экономическое значение
данных операций состоит в том, что через них банки превращают
временно свободные денежные фонды в действующие, стимулируя при
этом процессы производства, обращения и потребления. За счёт

4
“Финансы, деньги, кредит”. (Под редакцией к.э.н. О.В. Соколовой)
5
“Финансы, деньги, кредит”. (Под редакцией к.э.н. О.В. Соколовой)




71
кредитования клиентов банк обычно получает большую часть своего
дохода. Динамика кредитных банковских операций и их удельный вес в
активах балансов зависят как от влияния политики банка, так и общей
экономической и политической ситуации в стране.
Кредитными операциями называют отношения кредитора и
заемщика по поводу предоставления или получения денежных средств
на определённый срок, а также их возврата и оплаты. Другая важная
сфера деятельности коммерческих банков – это операции с долговыми
ценными бумагами, главным образом – с государственными
облигациями различной срочности. Эти операции можно рассматривать
в неразрывной связи с кредитной деятельностью, так как
государственные расходы не всегда покрываются доходами и
достаточно частыми являются временные заимствования у банков.
Подобные операции с частными ценными бумагами также носят
кредитный характер и связаны с рефинансированием хозяйства при
недостаточном финансировании. Кредитные операции и операции с
долговыми ценными бумагами составляют до 80 % банковских активов.
Все банковские операции осуществляются в соответствии с
действующим законодательством. Правовое регулирование кредитно-
банковской деятельности проводится с помощью ряда основных
законов: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных
законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
«О банках и банковской деятельности» и других.
Банк России, кредитные организации и филиалы иностранных
банков являются участниками банковских кредитных операций.
Кредитные организации, наделённые правом систематического
проведения банковских операций, включая кредитные операции,
осуществляют их на основании Федерального закона «О банках и
банковской деятельности» и лицензии Банка России на осуществление
банковских операций, в которой определяется конкретное сочетание
операций, разрешённых для проведения данной кредитной
организацией. В вышеупомянутом Федеральном законе
предусматривается, что кредитная организация может предоставлять
кредиты под залог движимого и недвижимого имущества,
государственных и иных ценных бумаг, гарантии и иные обязательства в
соответствии с федеральными законами.
Кредитные отношения между банком и клиентом оформляются и
регулируются кредитным договором. В соответствии с ГК РФ такой
договор должен быть заключён обязательно в письменной форме,
несоблюдение которой влечёт его недействительность.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности»
банковское кредитование физических и юридических лиц как на
производственные, так и на социальные нужды производится на основе
главных принципов системы кредитования: возвратности, платности и
срочности. Возвратность означает обязательную выплату кредитору

72
суммы основного долга на заранее оговорённых условиях. Основа
платности банковского кредита – возмездный характер услуг, которые
банки оказывают в процессе кредитования. Под срочностью понимают
сроки возвратности кредита, нарушение которых влечет применение
некоторых санкций.
Одновременное практическое применение всех условий и принципов
банковского кредитования помогает соблюдать интересы государства и
непосредственно сторон кредитной сделки – кредитора и заёмщика.

Кредитные операции банков, как и банковские операции в целом,
можно разделить на активные и пассивные. В случае активных
операций банк является кредитором, т. е. предоставляет ссуды или
размещает денежные средства в форме депозитов, а в случае пассивных
– дебитором, т. е. принимает денежные средства в форме депозитов или
берёт кредиты. Другими словами, активные кредитные операции
коммерческого банка представлены кредитованием клиентов и других
банков, размещением средств в виде депозитов в других банках,
размещением средств в ценные бумаги и других операций этого рода. В
состав активных операций включаются средства на резервном счёте и на
корреспондентском счете в центральном банке, а также средства на
корсчетах других банков.
Пассивные операции включают депозиты клиентов и банков, а
также банковские кредиты, в том числе и кредиты центрального банка.
Таким образом, использование кредитов (ссуд) и депозитов (вкладов)
предполагается как активными, так и пассивными операциями. Это
значит, что ссудные и депозитные операции являются двумя
важнейшими составляющими кредитной деятельности. Депозитные
операции представляют собой действия банковских работников по
размещению или привлечению вкладов, их возврату и оплате
причитающихся процентов. Под ссудными банковскими операциями
понимают действия банковских работников по предоставлению или
получению ссуд, их возврату и оплате необходимых процентов, т. е.
операции по предоставлению средств заёмщику на принципах
срочности, возвратности и платности.
В составе пассивных кредитных операций преобладают депозитные
операции, на долю которых нередко приходится более 90 % стоимости
пассивов банка. Субъектами пассивных банковских операций могут
быть государственные предприятия, организации и учреждения,
кооперативы, акционерные общества, смешанные предприятия с
участием иностранного капитала, общественные организации и фонды,
финансовые, страховые, инвестиционные и трастовые компании,
отдельные физические лица и их объединения, а также банки и другие
кредитные учреждения. Объектами депозитных операций являются
вклады, т. е. суммы денежных средств, вносимые в банк субъектами
пассивных операций и на определенное время сосредотачиваемые на

73
счетах этого банка в соответствии с порядком осуществления
банковских операций.
По экономическому содержанию депозиты делят на три основные
группы: срочные депозиты, вклады до востребования и сберегательные
вклады населения. Срочные депозиты имеют точно установленный срок,
по ним выплачиваются фиксированный процент и, как правило,
существуют ограничения по досрочному изъятию вкладов. Для
денежных средств на срочных депозитных счетах устанавливается более
низкая норма обязательных резервов, чем по вкладам до востребования.
Депозиты до востребования являются наиболее ликвидными.
Деньги на депозитный счёт вносятся или изымаются как частями, так и
полностью без ограничений, с этого счёта разрешается брать наличные
деньги в установленном ЦБ РФ порядке. Коммерческий банк по
депозитам до востребования обязан держать минимальный резерв в ЦБ
РФ, причём в большей пропорции, чем по срочным вкладам. Вклады до
востребования классифицируются по признаку принадлежности и
характера средств на счетах: средства на расчётных, текущих,
бюджетных счетах предприятий и организаций различных форм
собственности, а также на специальных счетах по хранению различных
по целевому назначению фондов.
Сберегательные вклады по особенностям их хранения
подразделяются на срочные, срочные с дополнительными взносами,
выигрышные, молодёжно-премиальные, условные, на предъявителя, до
востребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки и
другие. Они обычно носят долгосрочный характер и могут служить
источником долгосрочных вложений, чем выгодны для банков.
Наиболее распространённым видом активных банковских операций
являются ссудные операции, приносящие обычно коммерческим банкам
основную часть доходов. Назначением данного вида операций является
удовлетворение потребностей заёмщиков в денежных ресурсах, при
этом заёмщиками могут выступать и юридические, и физические лица,
обладающие кредитоспособностью. Недопустимым является
несвоевременный возврат выданных кредитов, негативно отражающийся
на ликвидности банка, поэтому банки организуют процесс кредитования
клиентов, уделяя особое внимание видам предоставляемых ссуд,
механизму выдачи и погашения, а также формам контроля за
возвратностью кредитов. В качестве заёмщиков могут выступать также
сами банки, прибегая к кредитам со стороны других банков.
Кредитная (ссудная) деятельность коммерческих банков может
быть разделена на два вида операций: предоставление денег на условиях
возврата и предоставление гарантий и поручительств с обязательством
выплат в случае финансовых затруднений у клиентов. Последний вид
операций помогает оставить свободными кредитные ресурсы банка и
позволяет клиенту получить ссуду у третьего лица. За определённую
плату клиент получает от банка гарантию о том, что полученные им у

74
третьего лица деньги будут возвращены в установленный срок. Таким
образом, банк берёт на себя обязательство заплатить за своего клиента
долг в случае его полного или частичного отказа в возвращении кредита.
Существует много различных критериев, по которым классифицируются
предоставляемые банками ссуды. Рассмотрим различные варианты
классификации.
• Банковские ссуды бывают активными или пассивными. Такое
деление происходит в зависимости от роли, в которой в данной
кредитной сделке выступает банк, т. е. является ли он кредитором
или заёмщиком. К активной группе относятся ссуды,
предоставляемые банкам и клиентам, а кредиты, получаемые у
других банков, являются пассивными ссудными операциями;
• По сроку погашения кредиты бывают до востребования (онкольные),
т. е. погашаемые после официального требования заёмщика либо
банка, и срочные. Срочные кредиты делятся обычно на три вида:
краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до
трёх-пяти лет) и долгосрочные (свыше трёх- пяти лет).
Краткосрочные кредиты используются для формирования текущих
потребностей предприятий и организаций. Их применение наиболее
характерно в настоящее время для России. Средне- и долгосрочные
ссуды обслуживают инвестиционные потребности заёмщика,
являющегося либо юридическим, либо физическим лицом; Учитывая
специфику России, необходимо отметить, что в нашей стране кредит,
выданный более чем на 1 год, можно считать долгосрочным, а
среднесрочным – на срок от 3 до 12 месяцев.
• В зависимости от характера погашения выделяют кредиты,
погашаемые единовременно, и кредиты, погашаемые в рассрочку;
• Банковские кредиты бывают обеспеченными или без обеспечения.
Обеспеченные кредиты предоставляются под залог какого-либо
имущества заёмщика, которое в случае непогашения задолженности
перед банком может быть продано. Иначе говоря, обеспеченный кредит
может быть вексельным, т. е. выдаваемым в форме покупки векселя или
под его залог, подтоварным или фондовым (под ценные бумаги). Одной
из разновидностей обеспеченных кредитов является ломбардный кредит,
т. е. кредит, обеспеченный залогом ценных бумаг. В качестве
обеспечения может также выступать гарантийное обязательство или
поручительство, а также страхование. Подтоварные ссуды представляют
собой кредиты под залог товаров и товарораспорядительных
документов, которые предоставляются банками не в полном размере
рыночной стоимости товара, а только её части. Кредиты без
обеспечения, или бланковые кредиты, обычно выдаются на основании
репутации и оценки уровня доходов заёмщика;




75
Ссуды выдаются банком на различные цели, что способствует
выделению ещё трёх видов кредитов:
• на увеличение капитала (производственных фондов);
• на временное пополнение средств (торгово-посреднические нужды):
• на потребительские цели населению, или потребительский кредит.
Первые выдаются в основном юридическим лицам для
приобретения производственных фондов и производственной
деятельности. Торгово-посредническими кредитами пользуются
торговые и снабженческие организации, а также другие предприятия,
организации и частные лица для приобретения и продажи товаров.
Потребительские ссуды получают физические лица для приобретения
товаров личного потребления.

По степени риска различают ссуды с наименьшим, повышенным и
предельным риском, а также нестандартные ссуды;

Различные категории кредиторов и заемщиков предполагают
разделение банковских ссуд на кредиты акционерным компаниям и
частным предприятиям, кредитно-финансовым учреждениям,
населению, а также правительству и местным органам власти.

Экономическое содержание способствует выделению четырёх
видов ссуд.
• Коммерческие кредиты, предоставляемые предприятиям для
пополнения временной нехватки оборотного капитала, вложений в
основной капитал, а также расширения производства и т. д.
• Ссуды посредникам фондовой биржи, которые выдаются под
обеспечение ценными бумагами и предназначены для использования
в биржевых операциях.
• Сельскохозяйственные кредиты, подразделяемые, в свою очередь, на
ипотечные ссуды для покрытия крупных капитальных затрат и
краткосрочные ссуды на временные нужды.
• Особый вид кредитов – кредитование конечного потребления,
имеющее три формы: под залог жилых строений, на покупку
потребительских товаров с погашением в рассрочку и ссуды с
разовым погашением;

По критерию назначения банковские кредиты делят следующим
образом: кредиты торговым и промышленным предприятиям, частным
лицам, финансовым учреждениям, фермерам, ссуды на приобретение
или хранение ценных бумаг, т. е. кредиты брокерам и дилерам по
операциям с ценными бумагами, а также ссуды под недвижимость и т.
п.;


76
В зависимости от отраслевой принадлежности заёмщика выделяют
ссуды в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговлю;

Способ взимания процента также выделяет несколько видов
кредитов. При этом вид кредита зависит от того, каким способом
происходит выплата процента - процент удерживается в момент
предоставления ссуды, в момент её погашения или равномерными
частями на протяжении всего срока действия ссуды.

Существуют и другие критерии выделения различных видов
банковских ссуд. Например, по источникам происхождения кредитных
ресурсов, по порядку возвращения основного долга, по объектам
кредитования, по сфере функционирования, по видам оформляемых
документов и т. д.

Разнообразие видов выдаваемых тем или иным коммерческим
банком кредитов помогает наиболее полно удовлетворить потребности
каждого отдельного клиента в заёмных средствах. Однако не только
нужды клиентов влияют на состав предоставляемых коммерческими
банками кредитов. Перечень предоставляемых ссуд формируется в
основном на основе изучения финансовой надёжности и других
характеристик клиента, а также возможностями и интересами самого
банка.

Кроме рассмотренных выше, важное значение имеет разделение
банковских кредитов по следующим критериям.

В зависимости от источников привлечения различают внешние и
внутренние ссуды. Под внешними понимают кредиты, привлечённые от
финансовых учреждений-нерезидентов. Их связывают с обслуживанием
внешнеэкономических связей клиентуры банка, необходимостью
рефинансирования кредитов, предоставленных соответствующим
банком другим экономическим структурам в иностранной валюте.
Внутренние ссуды предназначены для поддержания ликвидности и
доходности банка в национальной валюте и финансового обеспечения
его деловой активности.

По статусу кредитора банковские ссуды классифицируют
следующим образом: официальные, неофициальные, смешанные
кредиты, а также кредиты международных организаций. Официальные
кредиты предоставляются из государственного бюджета за счёт или под
гарантию правительства. Они могут быть материально обеспеченными
или бланковыми, с плавающей или фиксированной процентной ставкой,
среднесрочными или долгосрочными, с любой формой погашения.
Официальные ссуды обычно подчинены законодательству страны-

77
кредитора и имеют синдицированную форму организации. Для банка
такой вид кредита не несёт почти никакого риска, так как его требования
к заёмщику либо не включатся в собственный баланс, либо будут
компенсированы собственно правительством. Неофициальные кредиты
также могут быть практически любых форм и видов. Подобные кредиты
предоставляются неправительственным организациям либо самими
банками, либо через них за счёт других кредиторов. Смешанные ссуды
представляют собой совместное участие государственных и
неправительственных организаций в рефинансировании одного проекта
и являются редко встречающимся видом кредита.
По форме предоставления различают налично-денежную ссуду,
рефинансирование и переоформление. Средства, привлекаемые для
возможного расширения деятельности банка, увеличения его
доходности, улучшения ликвидности называют налично-денежной
ссудой. Привлечение подобных ресурсов увеличивает обязательства
заёмщика по разделу привлечённых средств и повышает активы.
Увеличение баланса банка, когда статье обязательств соответствует
контрстатья по активу, происходит, благодаря рефинансированию, т. е.
услуге банка, оказываемой клиенту и не связанной с улучшением
ликвидности или значительным ростом эффективности деятельности.
Переоформление долга может производиться двумя способами:
1. Путем реструктуризации, т. е. предоставлением клиенту на
взаимовыгодных условиях отсрочки платежа в связи с кризисом
ликвидности или неплатёжеспособностью дебитора.
Реструктуризация долга государства нуждается в специальном
одобрении со стороны валютных властей соответствующей страны;
2. Путем предоставления нового кредита. В этом случае кредитор и
заёмщик подписывают соглашение о предоставлении заёмщику
кредита при условии погашения им всей суммы ранее полученных у
кредитора займов. Кредитор, как правило, увеличивает цену кредита
против условий первоначального соглашения, что делает его активы
на сомнительного заёмщика в сравнении с другими займами более
привлекательными. Операция такого рода может быть проведена без
движения средств по корреспондентским счетам банков. Выгода
заёмщика состоит в уменьшении величины своей просроченной
задолженности, а со стороны кредитора выгода в том, что при
отсутствии реального увеличения размера требований сокращается
общая сумма безнадёжных активов.

Следующая классификация – по валюте привлечения.
Доминирование доллара США в качестве мирового платёжного средства
привело к появлению практики предоставления кредитов в
американской валюте. В странах с неустойчивой экономикой
используется также предоставление кредитов в валюте третьих стран.
Кредиты в ЭКЮ и СДР обеспечивают большую стабильность, чем

78
кредит в валюте некоторых стран. Мультивалютные кредиты возникают
при конверсии валюты, в которой исчисляется и фиксируется размер
кредита, в несколько валют. В этом случае в тексте соглашения должна
быть мультивалютная оговорка и указание нормы пересчёта реальной
суммы кредита в зависимости от курса котировки валюты
задолженности к валюте привлечения. Как правило, допускается
отклонение общей суммы основного долга от номинальной суммы
кредита в 5 % в пересчёте по курсу на заранее оговоренную дату. Если
предел суммы задолженности нарушается в большую сторону, заёмщик
переводит в пользу кредитора нетто-разницу. А в случае превышения
номинальной суммы кредита недополученные заёмщиком средства
возмещаются кредитором.

Форма привлечения кредита делит ссуды на двусторонние и
многосторонние. Первые, предоставляемые одним банком другому,
обычно незначительны по объёмам, средний срок их предоставления
принят в мире не более 5 лет, а ставка процента по нему выше, чем по
синдицированным кредитам.

Разновидностью многосторонней ссуды является синдицированный
кредит, хотя зачастую под ним понимают все виды многосторонних
кредитов. Это ссуда, как правило, на значительную сумму, выданная
синдикатом банков. Один из таких банков берёт на себя функции
управляющего и платёжного агента и получает за это агентские
комиссионные, которые, в свою очередь, являются компенсацией
издержек по выполнению агентских функций.

Среди многосторонних кредитов бывают также консорциальные
кредиты. Отличие консорциального кредита состоит в том, что при этом
два или более банков являются соорганизаторами и соуправляющими по
кредиту. Консорциальные кредиты получили наибольшее
распространение в Японии и Германии и обычно заключаются на суммы
от 300 млн. долларов США и выше. Права и обязанности агента,
соуправляющих и других кредиторов, а также заёмщика отдельно
оговариваются в соответствующем соглашении.

Третий вид многосторонней ссуды – «зеркальный кредит». Он
представляет собой предоставление ссуды через третий банк, при
котором происходит рефинансирование первоначальным кредитором
официального кредитора на условиях, соответствующих «зеркальному»
соглашению между реальным заёмщиком и официальным кредитором.
Подобные кредиты внутри страны подчиняются её законодательству, а
международные – законодательству страны первоначального кредитора
или нормам английского права. Применение «зеркального» кредита


79
обусловлено необходимостью перелива капитала в главную контору и
производится обычно в рамках одной финансовой группы.

В случае применения так называемого параллельного кредита
несколько банков договариваются о кредитовании одного заёмщика, но
каждый из них заключает с последним отдельный кредитный договор и
предоставляет ему определённую часть ссуды. Все банки-участники
должны придерживаться общей договорённости об условиях кредитных
отношений.

По технике предоставления или привлечения ссуд различают:
• кредиты, привлечённые одной суммой, - это, как правило,
межбанковские несвязанные кредиты или ссуды под внешнеторговые
контракты, связанные с единовременным платежом поставщику суммы
контракта. Величина реального перевода средств поставщику может
варьироваться в довольно широких пределах;
• кредиты в виде открытой кредитной линии. Таким способом
привлекаются средства под рефинансирование кредитов в пользу
клиентов банка – покупателей товаров. Соглашения об открытых
кредитных линиях являются целевыми, связанными, предусматривают
неравномерное использование предела кредитной линии при
равномерном погашении основного долга. Обычно они имеют
фиксированную ставку процентов.

Различают невозобновляюмую и возобновляемую кредитные
линии. Действие первой, так называемой целевой кредитной линии,
прекращается после истечения определённого срока и использования
обозначенной суммы денежных средств. При возобновляемой кредитной
линии в пределах лимита ссуда выдаётся непрерывно и автоматически
погашается, восстанавливая при этом сумму данного лимита.
Использование кредитной линии, как правило, осуществляется в форме
платежей по инкассо или аккредитивам. С её помощью заёмщик может в
любой момент привлечь средства для проведения своих сделок, а
кредитор обязуется предоставить необходимые ресурсы по первому
требованию заёмщика. Для этого кредитору необходимо отвлечь
средства из оперативного и среднесрочного оборота, что влечёт за собой
расходы и недополучение прибыли. Последнее компенсируется
заёмщиком в виде комиссии за обязательство, которая обычно больше,
чем аналогичная комиссия по кредиту «stand-by»;

• stand-by – это форма кредита, возникающая как реализация права
заёмщика обратиться за получением ссуды к кредитору в заранее
оговорённой сумме, но на условиях, подлежащих более позднему
согласованию. Часто этот вид ссуды используется между головной


80
конторой банка и дочерними институтами, а также служат страховой
кредитной линией и скрытой формой перевода капитала;

• контокоррентные кредиты связаны с возникновением текущей
потребности клиента в заёмных средствах из-за периодически
возникающего разрыва между платежами и поступлением выручки. Это
краткосрочный кредит, практически предполагающий закрытие
расчётного и открытие контокоррентного счёта, являющегося активно-
пассивным. Автоматическая выдача подобного кредита происходит при
наличии специального договора, охватывающего все стороны
взаимоотношений банка и клиента. При этом анализ причин
возникновения необходимости в средствах опускается, что делает
контокоррентный кредит достаточно рисковым. Однако выдаче кредита
предшествует тщательное детальное исследование финансового
положения, всех сторон деятельности заёмщика и других его качеств,
начиная от личных характеристик руководителей до прогноза
поступлений на контокоррентный счёт. Это ограничивает сферу
применения ссуды первоклассными заёмщиками с высокой степенью
доверия банка. Уровень финансовой надёжности клиента формирует
некоторые дополнительные условия кредитования, как-то:
предоставление заёмщику права превышать кредитную линию в
определённом размере, выдача бланкового кредита, более низкая плата
за ссуду. Однако при ухудшении финансового надёжности заёмщика
выдача ссуд ограничивается предельной величиной кредитной линии,
банк прибегает к использованию залога имущества клиента, регулярно
проверяет его сохранность, ежемесячно анализирует
кредитоспособность клиента, а также повышает плату за кредит. В
России договоры по предоставлению подобных кредитов заключаются
преимущественно с органами государственной власти, так как их
кредитоспособность должна находиться вне сомнений;

• овердрафтные ссуды, как и контокоррентные, являются
краткосрочными, выдаются автоматически и применяются в отношении
первоклассных клиентов, обладающих высокой степенью доверия банка,
но не требуют заключения дополнительного кредитного договора.
Возможность возникновения овердрафта предусматривается в договоре
о расчётно-кассовом обслуживании. Овердрафт – это предоставление
банком кредита клиенту сверх остатка по его текущему счёту. Его
используют в случаях нехватки и повышенной потребности клиента в
средствах для завершения текущих расчётов. Срок действия такого
кредита не более 10-15 дней, а максимальная сумма, как правило, не
обозначается. При возникновении необходимости продления кредита
овердрафт переоформляют в целевую ссуду. Размер комиссионного
вознаграждения за пользование овердрафтной ссудой исчисляется в
абсолютных величинах за день пользования овердрафтом.
81
По объектам кредитования выделяют целевые и нецелевые
кредиты. Целевые ссуды ориентированны на оплату материальных
ценностей для обеспечения производственного процесса, для
реализации торгово-посреднических операций, на приобретение жилья,
формирование оборотных активов и т. д. Примером нецелевых ссуд
являются, например, кредиты на временные нужды.

По условиям предоставления привлекаемые банком кредитные
средства также имеют различные виды. По этому признаку выделяют
связанные кредиты; промежуточные и несвязанные. Первые
предоставляются банками для поддержания финансово-экономической
активности своих клиентов. Они могут быть нескольких видов: под
платежи наличными, под авансовые платежи, межбанковский кредит
под конкретную коммерческую сделку, кредитные линии и т. д. Ссуда
под платежи наличными используется, если клиент банка-кредитора,
являющийся поставщиком товара, заинтересован в размещении заказа,
но не имеет возможности оформить коммерческий кредит. Банк
выплачивает клиенту полную сумму контракта без вычетов с
одновременным оформлением требований в банк, обслуживающий
покупателя. Кредит под авансовые платежи привлекается при
заключении покупателем контрактов на значительные суммы, причем
часть контракта подлежит предоплате. При межбанковском кредите под
конкретную сделку в межбанковском соглашении делается ссылка на
конкретные межфирменные контракты. Здесь предусматривается платеж
на условиях инкассо или по аккредитиву с одновременным
выставлением кредитного требования на банк-заёмщик. Несвязанные
кредиты привлекаются заёмщиком с правом самостоятельного
нецелевого использования средств. Промежуточные кредиты,
используемые очень редко, предназначены для обслуживания лизинга,
инжиниринга и т. д.

В зависимости от формы процентной ставки существует ещё
одно разделение ссуд на три вида. Во-первых, кредиты с фиксированной
процентной ставкой. Такая ставка подразумевает одну цену кредита на
весь период пользования ссудой и обычно используется в связанных
кредитах. Право выбора процентного периода может оставаться за
заёмщиком. Когда в предоставлении кредита особо заинтересованы и
кредитор, и заёмщик, но их оценки относительно ставок процента
различны, в тексте соглашения предусматривают или сменную маржу,
или дополнительное согласование цены кредита на последний период.
Сменная маржа – это установление надбавки к базовой межбанковской
ставке на первый период заимствования с последующим её изменением.
В любом случае обязательно чёткое определение в кредитном
соглашении размера и периода действия каждой сменной маржи на весь

82
срок действия соглашения. Дополнительное согласование величины
процентных ставок на последний период предусматривает изменение
фиксированной ставки, а также согласование новой маржи к базовой
ставке. В некоторых случаях допустим переход с фиксированной на
плавающую ставку процента. Во-вторых, кредиты с плавающей ставкой,
т. е. ставки постоянно изменяющиеся в зависимости от ситуации,
которая складывается на кредитных рынках. Третий вид ссуды - кредиты
со смешанной ставкой процента.

По форме погашения выделяют ссуды, погашаемые
единовременно, через равные промежутки времени равными долями и
неравномерными долями. Ссуды с рассрочкой платежа включают
кредиты с равномерным и неравномерным периодическим погашением.
Займы с равными периодами погашения равными долями используются
в некоторых соглашениях по лизингу, большинстве видов связанных и в
несвязанных кредитах. Специальные операции, как, например, лизинг,
инжиниринг, а также ряд контрактов финансирования поставок машин и
оборудования используют способ возврата основного долга неравными
долями.

В специализированной литературе вопрос о классификации
кредитов является достаточно дискуссионным и не имеет
общепризнанного решения. Предложенные схемы зачастую неудобны
для применения на практике, так как одни и те же кредиты могут
относиться к различным группам. В банковской деятельности зачастую
невозможно выделить тот или иной вид кредита в «чистом виде» в
соответствии с определённым критерием. Отсутствие в мировой
практике единой классификации банковских кредитов отчасти можно
объяснить тем, что распространение их всевозможных форм зависит от
уровня экономического развития страны, исторически выработанных
способов предоставления и погашения ссуд.




83
Глава 5. Кредитная система России.
Некоторые моменты истории развития кредитной системы
России

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации
предшествовал длительный исторический период, который определялся
социально-экономическими условиями развития страны. В течение ХХ
в. кредитная система России прошла несколько этапов формирования.
До 1917 г. она успешно развивалась в соответствии с потребностями
России, которая была страной среднего уровня развития капитализма.
По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели
кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена
национализация всех кредитных институтов (банков и страховых
компаний), на базе Госбанка России был создан Народный банк.
Начавшаяся в 1918г. гражданская война по существу ликвидировала
кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных
отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт
слияния в те годы Народного банка с Наркомфином (министерством
финансов). Единственным источником доходов в стране стала
неконтролируемая эмиссия так называемых денежных знаков, что
привело к обесцениванию денег, натурализации хозяйственных
отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений.
В начале 20-х годов в рамках новой экономической политики было
предпринято восстановление кредитной системы, но в довольно
усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать
акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была
восстановлена кредитная система.
Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что
большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью.
Существовали также кредитные учреждения в кооперативной
собственности. Незначительная часть кредитных институтов была в
капиталистической собственности (общества взаимного кредита,
которые к концу 20-хгг. прекратили свою деятельность). При этом
кредитная система была представлена главным образом отраслевыми
специализированными банками и обществами по кредитованию.
В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые
компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными
бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой
компании, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде
оборота акций между различными государственными организациями-
акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных


84
ресурсов практически осуществлялась банками в рамках
государственной собственности.
В последующие годы кредитная система претерпела существенные
изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов.
Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось
построение кредитной системы распределительного типа. Коммерческий
кредит был заменен прямым кредитованием и для его проведения
впоследствии в нашей стране сложилась банковская система, состоящая
из государственных банков.
В ходе реформы 1930-1932 гг. была сформирована сеть
специализированньх банков долгосрочного кредитования и
финансирования капитальных вложений — Промбанка, Сельхозбанка,
Цекомбанка и Торгбанка.
Усилилась роль Госбанка, который должен был обеспечивать
действенный контроль за ходом выполнения планов производства и
обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов
накоплений. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным,
обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование
заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением
ими планов. В Госбанке были сосредоточены все операции по
краткосрочному кредитованию, и этот банк был превращен в расчетный
центр страны. Другие банки были ориентированы на обслуживание
отдельных секторов экономики.
Внешторгбанк (был создан в 1924г.) — банк внешней торговли.
Этот банк находился в ведении Госбанка СССР и занимался
кредитованием внешнеторговых операций, международными расчетами
и имел широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными
банками.
Промбанк - промышленный банк, на который возлагалось
финансирование капитального строительства предприятий тяжелой,
легкой, лесной и местной промышленности, транспорта и связи, а также
системы материально-технического снабжения. Промбанк 1933г. имел
сеть, включавшую 147 учреждений.
Сельхозбанк - банк финансирования социалистического сельского
хозяйства. Такое хозяйство формировалось в результате развернутой
коллективизации, заключавшейся в принудительном объединении
крестьян в коллективные хозяйства - колхозы.
Цекомбанк и коммунальные банки - должны были финансировать
в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд все жилищное,
коммунальное и культурное строительство, а также комплексное
строительство новых городов и поселков.
Торгбанк - торговому банку следовало направлять финансы на
капитальное строительство государственной торговли и промысловой
кооперации. В 1956 г. Торгбанк был ликвидирован, а его функции
переданы Сельхозбанку и Цекомбанку.

85
Таким образом, в специализированных государственных банках
должны были концентрироваться все предназначенные на капитальные
вложения средства народного хозяйства как бюджетные, так и
принадлежащие предприятиям и хозяйственным организациям.
Финансирование и кредитование капитальных вложений эти банки
могли производить только на основе утвержденных для предприятий и
хозяйственных организаций планов капитального строительства и
планов финансирования. Правительство подчеркивало, что важнейшей
функцией специализированных банков является контроль за
использованием отпущенных ими средств в соответствии с
утвержденными планами и фактическим ходом строительства.
В отличие от банков периода нэпа, осуществлявших в большей
мере краткосрочное кредитование и выполнявших ряд других
банковских операций (прием вкладов, инкассацию денег, расчеты между
клиентами, товарно-комиссионные операции и пр.), задачи новых
специальных банков заключались только в финансировании и
кредитовании капитальных вложений. Это позволяло использовать их в
качестве аппарата государственного контроля за капитальным
строительством.
Специализация банков по отдельным отраслям народного хозяйства
давала возможность учитывать особенности работы этих отраслей и
более эффективно проводить контроль за расходованием по назначению
плановых капитальных вложений. Специальные банки были подчинены
Народному комиссариату финансов СССР.
В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959
г. была проведена новая реорганизация специальных банков. Были
ликвидированы Цекомбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы
операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был
переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных
вложений — Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции
Сельхозбанка.
В середине 1972 г. Стройбанк имел сеть учреждений из 1202
контор, отделений и своих уполномоченных при Госбанке. Перед
Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита
и системы финансирования в повышении эффективности капитальных
вложений, так как в конце 60-х гг. стало заметно проявляться снижение
эффективности общественного производства. Правительством в это
время был принят ряд постановлений, в которых указывалось на
необходимость совершенствовать хозяйственный механизм, расширить
роль товарно-денежных отношений.
Банковская система в 60-70-е годы являлась жестко
централизованной, так как Стройбанк СССР лишь по форме был
независим от Госбанка СССР. Объемы кредитных вложений
определялись только для сбалансирования планов развития с
имеющимися бюджетными средствами.

86
При этом реальные кредитные ресурсы не имели практического
значения, так как в банковской системе СССР отсутствовали
антиинфляционные ограничители, поскольку любой кредит
одновременно создавал остатки на счетах клиента. Это в рамках единого
банка означало практически неограниченную депозитную эмиссию, т.е.
эмиссию денег в их безналичной форме. Основное внимание уделялось
тому, чтобы не допустить сверхплановой трансформации безналичных
денег в наличные.
Госбанк СССР не только выполнял функции единого кредитного
центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание
бюджета. Он аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал
ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между предприятиями и
бюджетом строились на запланированных отчислениях в бюджет и
ассигнований из него. В случае отклонения от плана поступлений денег
в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит. В результате
ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от
населения.
В начале 80-х гг. на фоне ухудшающейся экономической ситуации
произошли первые изменения во внутренней политической обстановке.
В 1985 г. стало очевидно, что советская экономическая система
находится в состоянии кризиса и что необходима перестройка. Начались
поиски путей проведения экономической реформы, включая реформу
кредитной системы.
Кредитная система в переходный период. Создание двухуровневой
банковской системы
В период перестройки во второй половине 80-х годов были
предприняты первые шаги по реформированию советской кредитной
системы. Предполагалось усилить роль банков в повышении
эффективности экономики путем их отраслевой специализации. Для
этого в 1987 г. было принято решение реорганизовать систему
спецбанков с учетом особенностей деятельности отдельных секторов
экономики. В результате сформировалась система новых банков,
включающая Госбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк
СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.
Промстройбанк СССР был призван осуществлять кредитно-
расчетное обслуживание текущей деятельности, финансирование и
кредитование капитальных вложений промышленности, строительной
индустрии, транспорта, связи и системы материально-технического
снабжения.
Агропромбанк СССР создавался для выполнения банковских
операций предприятий, колхозов и других организаций, входящих в
агропромышленный комплекс страны.
Жилсоцбанк СССР должен был производить операции по
кредитно-расчетному обслуживанию и финансированию жилищно-
коммунального хозяйства, государственной и кооперативной торговли,

87
бытового обслуживания, легкой и местной промышленности, а также
кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Сбербанк СССР — банк, созданный на базе сберегательных касс,
был призван аккумулировать сбережения населения и организовать для
него безналичные расчеты. Ему предлагалось принять на кредитно-
расчетное обслуживание небольшие предприятия, а также организовать
выдачу и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд гражданам в
связи с их потребительскими нуждами. Сбербанку было поручено
обслуживание внутреннего государственного долга. Система Сбербанка
охватывала более 70 тыс. сберегательных касс.
Внешэкономбанк СССР был нацелен на обеспечение организации
и проведения расчетов по экспортно-импортным и неторговым
операциям, кредитования объединений, предприятий и организаций,
осуществляющих внешнеэкономические связи. На этот банк возлагался
контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональным и
экономным использованием валютных ресурсов страны, проведением
операций на международных валютных и кредитных рынках, а также
операций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями.
Количество филиалов специализированных банков достигло 5,5
тыс. без учета филиалов Сбербанка СССР.
Изменились функции Госбанка СССР, так как кредитование и
расчетно-кассовое обслуживание народного хозяйства он передал
специализированным государственным банкам. Госбанку было
предложено сконцентрировать свои усилия на решении, главным
образом, следующих задач:
• укреплении денежного обращения в стране, повышении
устойчивости и покупательной способности рубля, организации
оборота наличных денег;
• внедрении наиболее прогрессивных форм кредитования и
расчетов, способствующих укреплению оборачиваемости
оборотных средств и укреплению платежной дисциплины;
• координации функций специализированных банков и контроле
по всем основным направлениям их деятельности;
• выполнении совместно с Внешэкономбанком операций по
использованию иностранной валюты в стране и др.
Однако реорганизация банковской системы была проведена
поспешно, без разработки определенной концепции и необходимой
организационной подготовки.
В процессе начатой в 1987 г. реформы банковской системы
ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения
государственных специальных банков, расширить их права при
сохранении централизованной системы управления банками. Однако это
оказалось невозможным вследствие отсутствия четкого разграничения
ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и
организационных предпосылок. Деятельность системы
88
специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися
рыночными отношениями. Этому в значительной степени
способствовала меняющаяся ситуация в экономике. Правительство
провозгласило право предприятий самостоятельно решать все
хозяйственные вопросы. Была вновь, как и в период НЭПа, разрешена
предпринимательская деятельность. Происходило массовое образование
кооперативов, чаще всего путем выделения на самостоятельный баланс
структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик
и строительных организаций.
Как следствие проведенной реформы низовые звенья банков были
выведены из подчинения одного центра и рассредоточены по
отраслевому признаку между вновь созданными учреждениями.
Критериями при их распределении служил удельный вес клиентуры,
которая переходила к тому или иному спецбанку.
На уровне банковских отделений не удалось провести
специализацию, так как во многих районах каждый банк не мог открыть
свой филиал ввиду незначительного количества относящегося к его
профилю кредитно-расчетных операций. В результате низовые звенья
одного спецбанка попали в зависимость от всех других спецбанков, что
осложнило их работу: они оказались вынуждены подчиняться указаниям
из нескольких центров, выполнять множество различных поручений,
отчитываться перед каждым из центров. При этом штаты низовых
звеньев в ряде случав сократились, а штаты вышестоящих звеньев,
наоборот, увеличились.
Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией системы
централизованного материально-технического снабжения. Это
возродило обширную сеть посреднических и торговых организаций.
Резко возросла потребность в банковских услугах. Экономика страны
нуждалась в эффективном и оперативном кредитно-расчетном
обслуживании. Централизованная система государственных
специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за
консервативности и инертности.
Несовершенство новой системы проявилось не только в
организационных недостатках. Произошло и качественное ухудшение
финансово-кредитного механизма. Во-первых, увеличение числа
участников привело к путанице и задержкам в межбанковских расчетах.
Во-вторых, новая система унаследовала старый механизм управления
совокупным денежным оборотом, а он при функционировании
нескольких самостоятельных банков оказался несостоятельным. Между
банками возникли отношения неэкономической конкуренции, подчас
переходящей в антагонистические противоречия.
Союзное Правительство теряло рычаги управления народным
хозяйством. Объясняется такая ситуация тем, что, провозгласив
коренную экономическую реформу и сделав первые шаги в ее
осуществлении, оно стремилось сохранить основные принципы

89
социалистической экономики. Был взят курс на построение «рыночного
социализма» и планово управляемой экономики. Период с 1988 г.,
включая начало 1989 г., характеризуется изменениями в экономике и
политике. Правительство СССР осуществило новую попытку сохранить
централизованную систему банков, усовершенствовать ее, для чего 31
марта 1989 г. было принято постановление «О переводе
государственных специализированных банков СССР на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование». Потребовалась
перестройка системы специализированных банков. Последние из
контролеров деятельности предприятий должны были стать
заинтересованными и надежными партнерами, обслуживающими
клиентов. Филиалы государственных банков переводились на
самоокупаемость; основным показателем их деятельности должна была
стать прибыль.
Однако учреждения банков не получили собственных капиталов,
сохранилась по существу централизованная система управления
ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по
централизованным инструкциям и не могли адаптировать свою
деятельность к решению повседневно возникающих проблем рыночной
экономики в различных регионах страны.
Сохранение централизованной банковской системы противоречило
интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду
уже была декларирована. В принятом ВС РСФСР в июле 1990 г.
постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на
территории республики» все банки со своими службами на территории
РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков,
объявлялись ее собственностью. Республиканские правления
Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР
упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и
областях превращались в самостоятельные коммерческие банки.
Многие учреждения специализированных банков стали
самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять
себя независимыми от системы, которая ими ранее руководила. Начался
массовый переход клиентуры из учреждений государственных
специализированных банков в коммерческие. Зачастую этот переход
осуществлялся путем юридического переоформления.
Таким образом, уже к концу 1990 г. была произведена
административная ломка существовавшей общесоюзной
централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при
отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1990 г.
ВС РСФСР принял Закон «О банках и банковской деятельности в
РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих
банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание
новых банков, не зависимых от органов власти при решении вопросов
банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована

90
государственная монополия в банковском деле. Правления
специализированных банков упразднены. Их филиалы путем
разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие
банки. Система коммерческих банков начала развиваться. К концу 1993
г. на территории России функционировали более 2 тыс. таких банков и
тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и
совершенствовались их взаимоотношения с Центральным банком
Российской федерации.
Годом формирования двухуровневой банковской системы можно
считать 1990 год. Первый (верхний) уровень представлен Центральным
банком Российской Федерации и его главными территориальными
управлениями в областях и краях, а также национальными банками
республик, входящих в Российскую Федерацию. Второй (нижний)
уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.
Взаимоотношения между Центральным банком России и
коммерческими банками регулируются законами Российской
Федерации. В частности, Государственная Дума приняла 12 апреля 1995
г. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», который содержит принципиальные основы этих
взаимоотношений, а 3 февраля 1996 г. — Закон «О банках и банковской
деятельности», в который затем неоднократно вносились поправки,
учитывающие реалии нашей экономики.
Структура современной кредитной системы РФ.
Структура современной кредитной системы России выглядит
следующим образом:
I. Центральный банк.
II. Банковская система: коммерческие банки, сберегательные
банки, ипотечные банки.
III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения,
страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные
фонды, финансово-строительные компании и прочие.
В Российской Федерации все кредитные организации
подразделяются на 2 вида: собственно банки и кредитные учреждения.
Под коммерческим банком понимается коммерческая
организация, которая на основании лицензии Центрального банка
России привлекает на условиях возвратности денежные средства и
другие ценности юридических и физических лиц и размещают их от
своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также
осуществлять расчетные и другие банковские операции.
Кредитные учреждения - это юридические лица, не являющиеся
банками, с установленным размером уставного фонда, которым по
лицензии ЦБ РФ предоставляется право осуществлять отдельные
банковские операции, за исключением денежных операций с
физическими лицами. В названии кредитных учреждений не может
использоваться термин "банк" и производные от этого термина.

91
Центральный банк России является главным банком государства.
Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти.
Центральный банк—это экономически самостоятельное учреждение. Он
осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Основными задачами Центрального банка являются: регулирование
денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение
единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового
обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений,
осуществление операции по внешнеэкономической деятельности.
Основные задачи и принципы деятельности ЦБ России.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»
от 26 апреля 1995г. определяет три основные цели его деятельности.
Первая цель — защита и обеспечение устойчивости рубля, в том
числе его покупательной способности и курса по отношению к
иностранным валютам.
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег
(банкнот и монет) и организует их обращение.
В отличие от промышленно развитых стран, удельный вес
наличных денег в России очень велик — около 37% всей денежной
массы, и поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое
значение. Контроль за ростом денежной базы, является важнейшей
составляющей регулирования Банком России денежной массы.
Принято считать, что обеспечением эмиссии наличных денег в
России служат золотовалютные резервы Банка России. Однако
действительным обеспечением всех денег – наличных и безналичных –
является объем реально представленных на рынке товаров и услуг,
которые можно купить за деньги при данном уровне цен.
Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее,
является разработка и осуществление совместно с Правительством
России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и
обеспечение устойчивости рубля.
Ежегодно не позднее 1 декабря ЦБР обязан представлять в
Государственную Думу основные направления денежно-кредитной
политики на предстоящий год. В «Направлениях» даются анализ
состояния и прогноз развития экономики России, основные ориентиры,
параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Исходя из основных направлений денежно-кредитной политики,
Банк России устанавливает ориентиры роста одного или нескольких
показателей денежной массы на таком уровне, чтобы обеспечить
экономику деньгами в количестве, соответствующем выполнению
официально сформулированных целей по инфляции и производству
реального ВВП.
В процессе осуществления кредитно-денежной политики
Центральный банк может использовать различные инструменты:

92
• изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в
ЦБР (резервных требований);
• изменение учетной ставки;
• проведение операций на открытом рынке;
• валютное регулирование.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных
аспектов денежно-кредитной политики, а изменение учетной ставки
выступает показателем изменений в области кредитно-денежного
регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня
ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое
влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику
или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную)
ставку.
Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок
по различным видам операций или проводить процентную политику без
фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют
собой оптимальные ставки, по которым Центральный банк России
осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику
для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления
рубля.
Повышение официальных ставок сокращает возможности
коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это
воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной
учетной ставки действует в обратном направлении.
Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих
банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и
другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки
является для коммерческих банков ориентиром при проведении
кредитных операций.

<<

стр. 3
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>