<<

стр. 4
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Важное направление денежно-кредитной политики Банка России —
валютная политика. ЦБР активно использует обменный курс рубля в
качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня
инфляции. Покупая и продавая доллары США за рубли, ЦБР
одновременно оказывает воздействие на объем рублевой массы и на
валютный курс рубля.
Большое значение для обеспечения стабильности валютного курса
рубля имеет определение его режима. В сентябре 1998 г. Банк России
был вынужден отказаться от режима «валютного коридора» и
«отпустил» валютный курс в свободное «плавание». Был изменен и
порядок установления официального курса рубля: он стал определяться
по итогам торговли ММВБ. Вместе с тем это не означает, что ЦБР
перестал воздействовать на уровень валютного курса рубля. Главным
методом этого участия являются валютные интервенции ЦБР, то есть
его прямое участие в качестве покупателя или продавца на валютном
рынке. В современных условиях ЦБР нередко выступает в качестве
93
крупнейшего участника валютных торгов. Располагая крупными
резервами иностранной валюты и возможностью эмитировать
национальную валюту, банк покупает или продает иностранную и
отечественную валюту в таких размерах, что может сильно влиять на
валютный курс.
Эффективность регулирования обменного курса рубля напрямую
зависит от политики формирования и управления золотовалютными
резервами Российской Федерации. Осуществляя эту политику, Банк
России в основном следует принципам и правилам, которых
придерживаются и другие центральные банки при осуществлении
операций с официальными валютными резервами: поддержание
резервов на уровне минимальной достаточности (т.е. в объеме не
меньшем, чем финансирование импорта в течение трех месяцев),
обеспечение высокой степени надежности, максимальной ликвидности и
оптимальной доходности их размещения. Подавляющая часть валютных
резервов размещается в ценные бумаги, выпущенные правительствами
США и ведущих стран Европы. Таким образом главными валютами, в
которых размещены резервы ЦБР, являются доллар, евро, фунт
стерлингов, иена. Как и другие центральные банки, ЦБР воздерживается
от масштабного размещения средств валютного резерва в
необеспеченные инструменты денежного рынка.
Вторая цель деятельности Банка России — развитие и укрепление
банковской системы страны. ЦБР выполняет функцию «банка банков».
Он осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и
надзор за ними по следующим основным направлениям:
• регламентация обязательных экономических нормативов для
кредитных организаций (минимального размера капитала,
достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);
• определение лимитов открытой валютной позиции, порядка
формирования резервов для покрытия рисков;
• открытие корреспондентских счетов, депонирование на
спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций,
принятие их свободных средств в депозит по фиксированной
ставке;
• кредитование кредитных организаций; с 1995 г. практика
предоставления ЦБР целевых централизованных кредитов банкам
по ставке ниже рыночной прекращена, кредитование банков
стало осуществляться только рыночными методами: путем
проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных
кредитов под залог ценных бумаг, расчетных кредитов типа
овердрафт путем осуществления платежей в пределах
установленного лимита с корреспондентского счета банка в ЦБР
при отсутствии на нем денежных средств;



94
• управление ликвидностью банковской системы путем покупки и
продажи банкам государственных ценных бумаг;
• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
• установление правил проведения отдельных банковских
операций, ведения бухгалтерского учета, составления и
предоставления бухгалтерской и статистической отчетности
кредитных организаций;
• регистрация и лицензирование деятельности кредитных
организаций;
• надзор за соблюдением банковского законодательства,
нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных
организаций.
Третья цель, стоящая перед Банком России, — обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Являясь «банком банков», ЦБР выполняет функции главного
регулирующего органа платежной системы России. Он организует
межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской
системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты
осуществления безналичных расчетов в России; координирует,
регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе
клиринговых) систем.
Банк России, подобно центральным банкам других стран,
выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента
Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных
внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты
Правительству России на срок не более одного года (для покрытия
кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и
другими активами, если это предусмотрено Федеральным законом о
федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это
предусматривается указанным законом, банк не вправе предоставлять
прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования
бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при
их первичном размещении.
ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска
государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с
учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов
единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России осуществляет обслуживание государственного
внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются
федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ «О
государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13
ноября 1992 г. В соответствии с этим Законом управление
государственным внутренним долгом (определение порядка, условий

95
выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется
Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его
учреждения посредством осуществления операций по размещению
долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним или в иной форме
Второй уровень банковской системы России представлен, прежде
всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-
расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.
Коммерческий банк - это универсальное кредитное учреждение
создаваемое для привлечения и размещения денежных средств от
конкретных лиц на условиях возвратности и платности, а также для
осуществления многих других банковских операций.
Основными функциями коммерческих банков являются:
• мобилизация временно свободных денежных средств и
превращение их в капитал;
• кредитование предприятий, государства и населения;
• выпуск кредитных денег;
• осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
• эмиссионно-учредительская функция;
• консультирование, представление экономической и финансовой
информации.
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных
средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные
доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает
вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг.
Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный
капитал, используемый банками для предоставления кредита
предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в
расширение производства, покупку недвижимости и потребительских
товаров. В конечном счете, с помощью банков сбережения
превращаются в капитал.
Важное экономическое значение имеет функция кредитования
предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду
свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в
практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в
качестве финансового посредника, получая денежные средства у
конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. За счет кредитов
банка осуществляется финансирование промышленности, сельского
хозяйства, торговли, обеспечивается расширение производства.
Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на
приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их
уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда
покрываются доходами, банки кредитуют финансовую деятельность
правительства.

96
Выпуск кредитных денег — специфическая функция, отличающая
коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие
банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию — денежная масса
увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и
уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Вместе с тем экономика
нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому
коммерческие банки функционируют в рамках ограничений,
устанавливаемых центральным банком, с помощью которых
регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания
денег.
Одной из функций коммерческих банков является обеспечение
расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в
платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с
проведением расчетов и платежей.
Эмиссионно-учредительская функция осуществляется
коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг
(акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом,
обеспечивающим направление сбережений для производственных
целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и
взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют
посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для
подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам
ценные бумаги для перепродажи в розницу.
Располагая возможностями постоянно контролировать
экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам
консультации по широкому кругу проблем (по слияниям, новым
инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых
отчетов). Возросла роль банков в предоставлении клиентам
экономической и финансовой информации.
Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от
государственных банков и других кредитных учреждений, заключается в
том, что основной целью их деятельности является получение прибыли
(в этом состоит их "коммерческий интерес").
Деятельность банков носит двойственный характер. Они
представляют собой не только коммерческие учреждения, но и важные
социальные институты. Как коммерческие предприятия банки
заинтересованы в получении максимальной прибыли. Как социальные
институты они служат главным звеном финансовой инфраструктуры и
наряду с бюджетной системой призваны обеспечить стабильные условия
функционирования государства и повышение уровня жизни населения.
Две стороны деятельности коммерческих банков взаимосвязаны и
постоянно находятся в сфере внимания государства и общественности.
Поэтому Правительство и Центральный банк России регламентируют
порядок образования и основные правила функционирования банков.


97
В Российской Федерации создание и функционирование
коммерческих банков основываются на Законе РСФСР "О банках и
банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990г и Законе "О
банках и банковской деятельности " от 3 февраля 1996г.
В соответствии с этими законами, банки в России действуют как
универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг
операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и
срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг,
иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление
расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за
третьих лиц; посреднические и доверительные операции и т. п.
В России банки могут создаваться на основе любой формы
собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не
исключается возможность создания банков, основанных исключительно
на государственной форме собственности, которые в соответствии с
действующим законодательством, могут осуществлять свою
деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных
капиталов российских банков допускается привлечение иностранных
инвестиций. Решение об открытии каждого отдельного банка с участием
иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ.
По способу формирования уставного капитала банки
подразделяются на акционерные (открытого или закрытого типа) и
паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу
(юридическому или физическому) практически исключена, так как, в
соответствии с действующим законодательством, уставный капитал
банка формируется из средств не менее трех участников.
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы
коммерческие банки создавались на паевой основе, то для нынешнего
этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и
создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).
Деятельность российского коммерческого банка строится на
следующих принципах:
• самостоятельный выбор своих клиентов;
• свободное распоряжение собственными и привлеченными
ресурсами, а также доходами в рамках, установленных
действующим законодательством;
• кредитование заемщиков в пределах фактически имеющихся у
банка ресурсов;
• полная материальная ответственность за результаты своей
деятельности;
• осуществление операций по привлечению, размещению денег на
условиях взаимной договоренности с вкладчиками и
заемщиками;



98
• выполнение своих обязательств в порядке установленном
законом, т. е. прежде всего перед вкладчиками и держателями
ценных бумаг банка, а в последнюю очередь перед своими
акционерами или пайщиками;
• выбор операций при максимизации прибыли и минимизации
риска;
• обязательное соблюдение установленных высшими органами
государственной власти законов, нормативов и правил,
регулирующих деятельность коммерческих банков.
Российские банки можно классифицировать по нескольким
основным параметрам, среди которых важное значение имеют размер
банка и база, на которой он был создан. По последнему признаку банки
подразделяются на три группы:
1. Банки, организованные на основе учреждений бывших
государственных специализированных банков. Сюда входили
такие крупные банки, как Сбербанк РФ, Россельхозбанк,
Промстройбанк, Мосбизнесбанк, Уникомбанк. После
финансового кризиса 1998 г. большинство из них, кроме
Сбербанка РФ, прекратили свое существование или переживают
период реорганизации.
2. Вновь созданные коммерческие банки, большинство из которых
были универсальными. Наиболее крупные из них находились в
Москве: ОНЭКСИМ Банк, Международный московский банк,
Инкомбанк, Токо-банк, Менатеп, и другие. Эти банки также в
большинстве своем не пережили кризиса 1998 г. и были закрыты
или реорганизованы;
3. Отраслевые банки, созданные в основном на базе министерств и
ведомств (Нефтехимбанк, Газпромбанк и другие). Их судьба
после кризиса 1998 г. также оказалась подобной упомянутым
выше банкам;
Одной из специфических особенностей российской банковской
системы является крайняя неравномерность территориального
распределения банковских учреждений. Большинство банков
расположены в Москве и в крупных городах России. Очень мало банков
работает в сельской местности, в дальних районах. Обслуживанием
организаций и населения там занимаются в основном филиалы
Сбербанка РФ и филиалы банков областных центров. Большинство
провинциальных банков имеют ярко выраженную региональную
ориентацию, в результате чего существует множество относительно
обособленных локальных банковских рынков. Такая ситуация имеет
объективные причины большая территория, неразвитость
инфраструктуры вдали от крупных городов и т.п., но тем не менее
устранение территориальной неравномерности - одно из перспективных
направлений развития российской банковской системы.


99
Для Российской Федерации характерны универсальные банки,
практически не развита сеть специализированных банков, например,
таких, как ипотечные.
Говоря о специализации банков, следует отметить, что почти все
они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые
создавались либо как «карманные», либо на базе специализированных
банков, отличаются по направлению деятельности.
Основной целью банковской системы выступает кредитование
экономики в лице трех экономических агентов — населения,
предпринимателей и государства. В этом плане отечественная
банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием
населения занимается практически только Сберегательный банк.
Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в
операциях коммерческих банков.
Одно из направлений развития банковской системы в нашей стране
— расширение ассортимента и улучшения качества банковских услуг.
Сейчас крупные российские банки предоставляют своим клиентам
практически все возможные банковские услуги, однако, нельзя сказать,
что спрос на них удовлетворен полностью и повсеместно.

Депозитные услуги. Как и в прошлые годы, большая часть вкладов
населения (около 90%) находится на счетах в учреждениях Сбербанка
РФ - это единственный банк, сохранность вклада в котором
гарантируется государством. Большую роль играет и доступность
отделений Сбербанка.

Кредитные услуги. Основным видом активных операций
российских коммерческих банков является кредитование юридических
лиц. Приоритеты кредитования определяются направленностью
деятельности конкретного коммерческого банка. Банки, имеющие в
числе своих клиентов крупные промышленные предприятия,
специализируются на выдаче кредитов в промышленность; банки,
работающие со строительными фирмами, кредитуют строительство, и
т.д. Однако у большинства банков высок процент вложений в торговлю
и практически отсутствует кредитование населения. По существу,
единственным банком, занимающимся кредитованием физических лиц,
является Сбербанк РФ.

Банки с большой осторожностью относятся к проблеме выдачи
кредитов. Каждый банк проводит собственную политику, зависящую от
таких факторов, как текущий курс доллара, темпы инфляции,
политическая ситуация в стране, источник средств для выдачи кредитов
(государственные дотации; кредиты, полученные от западных стран;
собственные средства, и пр.). Соотношение всех этих факторов
определяет степень рискованности кредитования различных отраслей

100
для конкретного банка. Возрастает доля межбанковских кредитов.

Расчетные услуги. В расчетных операциях коммерческих банков
основное место занимают расчеты коммерческими поручениями. Более
сложные формы расчетов - инкассо, аккредитивы, чеки, пластиковые
карточки и др. - применяются главным образом крупными банками, в
особенности они распространены при международных расчетах. Для
осуществления платежей используется система расчетно-кассовых
центров ЦБ, создаются альтернативные системы расчетов через
корреспондентские счета, а также с применением электронных
инструментов. Такие системы образуются следующими способами:
• простое открытие корреспондентских счетов и установка
двусторонней системы межбанковской связи;
• организация системы расчетов через клиринговый центр;
• создание расчетной системы и клиринговой сети на базе крупных
коммерческих банков.

Операции с ценными бумагами. Многие коммерческие банки
занимаются выпуском своих ценных бумаг — акций, облигаций,
векселей. Их рейтинг на вторичном рынке ценных бумаг зависит от
надежности и доходности - если, конечно, речь идет о банках,
пользующихся доверием. Государство размещало на рынке свои ценные
бумаги — ГКО, ОФЗ и др. До кризиса 17 августа операции с ними
велись очень активно, т.к. доход по ним в тот период был достаточно
высок, а их ликвидность гарантировалась государством.

Наряду с коммерческими банками в России функционирует ряд
специальных банков. К ним относятся: ипотечные банки, кредитующие
под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся
кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки,
осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных
ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков,
призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов. Система
специальных банков в силу несовершенства и отсутствия
законодательной базы только начинает складываться.

Третий уровень банковской системы образуют специальные
финансово-кредитные учреждения. В их деятельности можно выделить,
как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых
требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно
специфическую клиентуру. К таким учреждениям относятся кредитные
союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, частные
пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации,
инвестиционные фонды и другие учреждения. Они аккумулируют
средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование
101
предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке
межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.

Таким образом, в Российской Федерации постепенно формируется
кредитно-банковская система, которая строиться на тех же принципах,
что и в странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем практика свидетельствует о проблемах в банковской
сфере, обострившихся с особой силой после кризиса 17 августа 1998 г.

Кризис платежеспособности клиентов банка, плохое качество
кредитных портфелей, рисковая политика, ужесточение резервных
требований, низкое качество банковских услуг, проблема
своевременного расчета с вкладчиками и прочие факторы привели к
резкому снижению доходности банковской деятельности и
значительному сокращению количества коммерческих банков после
кризиса.

Современная практика развития банковской системы,
вышеназванные и прочие причины определяют необходимость
скорейшего преодоления кризиса банковской системы России и
дальнейшего совершенствования ее функционирования, создания
научной концепции стратегии развития банковской системы и ее
согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.

Задачи по реструктуризации банковской системы.
К середине 1998 г. в российской банковской системе заметно
выросли капиталы банков, была создана серьезная материальная база,
внедрены международные технологии и стандарты. Однако,
августовский кризис 1998 года нанес разрушительный удар прежде
всего по кредитной системе России. За август - декабрь 1998 года
капиталы банковской системы сократились на 30 %.

Обострению кризиса способствовали также отток вкладов
населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в
рублевом выражении сократилась на 40 %. Сужение ресурсной базы и
повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению
кредитной активности.

События 17 августа 1998 г. больно ударили по всем сегментам
российской экономики, однако едва ли не самый серьезный урон был
нанесен банковскому сектору. Между тем без восстановления
нормального функционирования банковской системы планы
исполнительной власти по нормализации экономической ситуации не
могли быть реализованы: без здоровой банковской системы невозможно

102
обеспечить нормальное движение денег в экономике и их приток к ее
различным секторам. Для оздоровления российской банковской системы
при участии Центрального банка РФ была принята программа
реструктуризации банковской системы. Ядром системы стал
Центральный банк, работающий в связке с Агентством по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Под реструктуризацией следует понимать не совокупность
технических процедур по спасению той или иной группы банков, а
управляемый государством, при очень четкой координации
деятельности всех ветвей власти, процесс структурных изменений в
банковской системе. Он должен быть поддержан соответствующими
изменениями в денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и
информационной политике государства и направлен на формирование
надежной, динамично развивающейся и адекватной потребностям
народного хозяйства системы универсальных, региональных и
специализированных банков.

Программа реструктуризации банковской системы предполагала
разделение всех российских банков на четыре группы, первую из
которых должны были составить кредитные организации, успешно
прошедшие "естественный отбор" и в данный момент не испытывающие
значительных затруднений в своей работе. К сожалению, банков,
способных самостоятельно выбраться из кризиса, в России оказалось
немного. При этом в данную категорию не попали практически все
банки, считавшиеся до кризиса ведущими среди коммерческих банков в
России.

Вторую группу представляли стабильно работающие региональные
банки, которым планировалось предоставление государственной
поддержки.

Третью группу составили так называемые системообразующие
банки, не способные самостоятельно продолжать банковские операции,
ликвидация которых считалась нецелесообразной по причине их
социальной и экономической значимости. В данную группу были
занесены несколько наиболее крупных кредитных организаций,
отбирать которые в качестве объектов поддержки должен был
Центробанк.

Наконец, четвертая группа — это безнадежные банки, закрытие
которых не приводило к слишком опасным последствиям — в них не
было счетов крупных предприятий и они не лидировали на рынке
частных вкладов.


103
Успешное решение проблемы реорганизации отмеченных
категорий банков должно было стать главным содержанием
реструктуризации банковской системы. Ведущую роль в данном
процессе должен был сыграть новый для российской экономики орган
— Агентство по реструктуризации кредитных организаций — АРКО.
Масштабность задач, поставленных перед АРКО, требовала больших
полномочий, которыми было наделено агентство: оно, в частности,
участвовало в кредитовании коммерческих банков, управляло активами
кредитных организаций, участвовало в процедуре их банкротства.

Банк России заявлял, что в процессе реструктуризации будет
действовать принцип необходимости разумного и осмотрительного
подхода к решению судьбы каждого конкретного банка.
Предполагалось, что все финансово здоровые банки, независимо от
величины, чье финансовое состояние не угрожало интересам кредиторов
и вкладчиков, смогут продолжать свою работу. В тоже время в России
остро стояла проблема ликвидации значительного числа кредитных
организаций, у которых были отозваны лицензии на осуществление
банковских операций. Процесс реструктуризации банков рассчитан на
длительный период и уже дал первые обнадеживающие результаты.

Опыт развития банковской и кредитной систем России показал, что
использование ресурсов банков на обеспечения расходов бюджета не
ведет к экономическому росту. Более разумным путем является
кардинальная переориентация финансовых потоков, которые
концентрируются в банковской системе. Банковские ресурсы должны
использоваться главным образом в операциях с реальным сектором.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки
банковской системы в ближайшие годы могут быть выделены:
• стимулирование внешнеэкономической деятельности;
• инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и
отрасли промышленности, прежде всего в экспортное
производство и замещение импорта;
• обеспечение реструктуризации и повышения эффективности
сельского хозяйства;
• кредитование жилищного строительства (ипотека).

Кредитная система России должна быть ориентирована на
поддержку приоритетного развития промышленности, на создание
финансовых стимулов развития реального сектора, включая
государственные гарантии по кредитам. Это послужит необходимой
предпосылкой устойчивого экономического роста в стране.



104
Глава 6. Центральный банк.
6.1 История возникновения центрального банка и его роль в
экономике
Центральные банки являются главным звеном денежно- кредитной
системы практически во всех странах, имеющих банковские системы.
На ранних стадиях экономического развития отсутствовало
разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими
банками, но по мере развития денежно-кредитной системы происходил
процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных
коммерческих банках, а впоследствии монопольное право выпуска
банкнот и проведения общей кредитно-денежной политики в масштабах
страны закрепилось за одним банком, который и стал центральным.
Особое место и роль центрального банка в экономической системе
современного государства определяются уровнем и характером развития
рыночных отношений. Товарно-денежные отношения на разных этапах
своего развития претерпевали существенные изменения, изменялась и
роль кредитных институтов, в частности банков. Так в эпоху, когда
рынок был стихийным, а денежное обращение – золотомонетным, банки
были просто посредниками в осуществлении торговых операций.
Обычно выделялся из общего числа банков наиболее крупный для
обслуживания нужд правительства. В течение многих веков подобную
роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и
внушающие доверие конкретные банки. Но в целом в тех исторических
условиях банки отличались друг от друга своими размерами, а не
специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо
банк центральным в современном понимании.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно
развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и
экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие
рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка
как органа государственного контроля и надзора чревато
неоправданными потерями. В большинстве западных стран функции
центрального банка были закреплены за определенными банками с
середины XIX – XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным
центром еще в 1848 году, Банк Испании – с 1874 года, Федеральная
резервная система США – с 1913 года.
Первые центральные банки возникли значительно раньше. Так
Банк Англии появился в 1694г., когда английскому правительству для
ведения войны с Францией понадобился очень крупный заем, для
выдачи которого несколько купцов объединились в один частный
акционерный банк, а в качестве благодарности за оказанную
государству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот,

105
свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные этим банком
банкноты стали платежным средством и вошли в платежный оборот
страны. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право
размещения государственных займов, в результате чего была
сформирована система управления государственным долгом через этот
банк. В течение полутора веков Банк Англии выполнял роль
центрального банка. Законодательно же это было запрещено лишь в
1844 году актом Роберта Пилля. Этот акт вошел в историю, поскольку
вследствие своей глубокой ошибочности он нанес большой вред
экономике Англии. В частности, этим актом предписывалось
практически 100-процентное обеспечение золотом всей банкнотной
эмиссии в Англии. В 1857 г. этот акт был отменен. После второй
мировой войны, в 1946 году Банк Англии был национализирован и
наряду с определением денежной политики ему было также
предоставлено право контроля за банками.
В отличие от Англии, где центральный банк вырос «снизу»,
Государственный банк России был учрежден «сверху» в 1860 году по
указу императора Александра II, причем если, например, Банк Англии
действовал как независимый кредитно-эмиссионный центр, то
Государственный банк России был подчинен министерству финансов.
Он действовал на основании устава, согласно которому являлся банком
краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать
«упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых
оборотов» в стране. В начале он не имел эмиссионного права, обладая
лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах
кредитных билетов, учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал
ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги,
драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил
суммы, принимал вклады и открывал текущие счета и до конца ХIХ в.
оставался банком, кредитовавшим в основном крупную
промышленность и торговлю. При этом кредитование земледельцев,
ремесленников, мелкой промышленности не получило большого
развития.
Поворот в деятельности Государственного банка был связан с
министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной
экономики», предусматривавшей широкое кредитование отечественных
производителей. В 1984 г. был принят новый устав, закрепивший право
выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть которых
представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и
ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных
предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в
результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное
право.
Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской
империи была направлена на поддержание стабильности курса

106
национальной валюты и поступательное развитие отечественной
экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно
сложилась двухуровневая банковская система. После событий 1917 г.,
согласно декрету «О национализации банков», Государственный банк
был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была
введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были
слиты с Государственными банком, который стал называться Народным
банком. В условиях новой экономической политики в 1921 г. был
учрежден Государственный банк РСФСР, в дальнейшем
преобразованный в Государственный банк СССР. Он принял активное
участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником
денежной реформы 1922-1924 гг.
В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного
планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы,
в результате которой деятельность Государственного банка утратила
рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого
расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового
кредитования экономики и был полностью зависим от государственных
органов управления, подчинялся правительству.
В начале реформ 1990-х годов на базе Российской
республиканской конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк
РСФСР, которому после упразднения Государственного банка СССР
были переданы его функции, а также имущество на территории РСФСР.
С принятием в декабре 1990 г. закона о Центральном банке РСФСР
банку было предоставлено право выпуска и изъятия денег из обращения.
Необходимость создания двухуровневой банковской системы
была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с
одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и
распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается
элементами нижнего уровня – коммерческими банками и кредитными
учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо
регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие, и это
обстоятельство требует создания особого института в виде центрального
банка.
История доказала, что централизация и обеспечение контроля
служат обязательными предпосылками эффективности банковской
системы. Децентрализованное функционирование и развитие банков из-
за разнородности бумажных денег, плохого регулирования, не
соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный
беспорядок в и без того стихийную экономику. С этой точки зрения
создание центральных банков, которые регулируют денежно-кредитные
отношения, явилось историческим открытием, позволившим
эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного
предпринимательства.


107
Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый
крупный банк, находящийся в центре всей банковской системы. Позднее
такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические
функции, а в определенный момент такие банки вообще
национализировали. Чаще всего капитал центральных банков полностью
принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие
банки и другие финансовые институты. Со временем изменились и сами
центральные банки: уменьшились по масштабам капиталов, операций,
балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему
модифицировались.
Какие бы функции не возлагались на центральный банк, он всегда
является органом государственного регулирования, сочетающим черты
банка и государственного ведомства.
Центральный банк, прежде всего, выступает как посредник между
государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого
учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с
помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном
порядке и реже - по традиции.
Во всех развитых странах действуют законы, в которых
сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а
также определены инструменты и методы их осуществления. В
некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в
конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим
деятельность национального банка, служит закон о центральном банке
страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего,
процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во
взаимоотношениях с государством и национальной банковской
системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального
банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между
центральным банком и банковской системой регулируются законом о
банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и
обязанности кредитных институтов по отношению к центральному
банку.
Банковское законодательство является комплексной отраслью
законодательства, объединяющей в себе публичные и частноправовые
методы правового регулирования. Такое сочетание приводит к тому, что
правовое регулирование банковской деятельности осуществляется
нормами административного, финансового, а также гражданского
законодательства.
Следует заметить, что нормативные акты Банка России не могут
иметь обратной силы. В тех случаях, когда нормативный акт Банка
России затрагивает права, свободы или обязанности граждан, то он
подлежит регистрации в Министерстве юстиции российской Федерации.
Закон о Банке России и в связи с этим сам Банк России определяет

108
форму нормативных актов, издаваемых им. На практике нормативные
акты Банка России издаются в форме инструкций, правил, положений,
писем и др.

6.2 Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ.
Независимость ЦБ.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации
деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка
России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от
02.12.1990 с последующими изменениями и дополнениями.
Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются
федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке,
которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия
по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России.
Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без
согласия Банка России не допускаются.
Так же в законе «Центральном Банке РФ» зафиксировано, что
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и
не регистрируется в налоговых органах.
Банк России является юридическим лицом.
ЦБ РФ не ставит целью своей деятельности получение прибыли.
Среди его целей следует выделить следующие:
• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным
валютам;
• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России
Государственной Думе означает:
• назначение на должность и освобождение от должности
Государственной Думой по представлению Президента Российской
Федерации Председателя Банка России;
• назначение на должность и освобождение от должности
Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;
• представление Банком России на рассмотрение Государственной
Думе годового отчета, а также аудиторского заключения;
• определение Государственной Думой аудиторской фирмы для
проведения аудиторской проверки Банка России;
• проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с
участием его представителей;
109
• доклады Председателя Банка России Государственной Думе о
деятельности Банка России (два раза в год – при представлении
годового отчета и основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики).
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,
независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления не имеют права
вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его
законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать
решения, противоречащие настоящему Федеральному закону. В случае
же вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом
Государственную Думу и Президента Российской Федерации
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам,
отнесенным к его компетенции федеральными законами, ЦБ РФ издает
нормативные акты, обязательные для федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. Но нормативные акты Банка России не
могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их
официального опубликования в официальном издании Банка России
(«Вестнике Банка России»). Нормативные акты Банка России не имеют
обратной силы, но могут быть обжалованы в установленном законом
порядке.
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных
организаций, если они не обеспечивают его деятельность, а так же его
учреждений и организаций. Однако согласно закону, это положение не
распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного
банка Российской Федерации (Сбербанка России), Внешторгбанка, а
также ряда кредитных организаций, созданных на территории
иностранных государств: Донау-банка АГ (Вена); Ист-Вест Юнайтед
банка (Люксембург); Коммерческого банка для Северной Европы –
Евробанка (Париж); Московского Народного банка Лтд (Лондон); Ост-
Вест Хандельсбанка АГ (Франкфурт-на-Майне).
Банк России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах
Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной
Европы – Евробанка, Московского Народного банка Лтд, Ост-Вест
Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна
голосующая акция. Уменьшение долей участия Банка России в данных
кредитных организациях ниже указанного уровня может осуществляться
только в случае принятия по данному вопросу специального
федерального закона.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности
международных организаций, которые занимаются развитием

110
сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах,
при этом его взаимоотношения с кредитными организациями
иностранных государств осуществляются в соответствии с
международными договорами Российской Федерации, федеральными
законами, а также межбанковскими соглашениями.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и
создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения
в размерах, необходимых для осуществления своих функций, а также,
независимо от прибыли и убытков, - фонд переоценки по операциям с
валютными ценностями. Порядок образования и использования этих
фондов и резервов определяется Советом директоров Банка.
Высшим органом Банка России является Совет директоров –
коллегиальный орган, определяющий основные направления
деятельности Банка России. В его состав входят Председатель Банка
России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России
назначается на должность Государственной Думой по представлению
Президента РФ сроком на четыре года. В случае досрочного
освобождения от должности Председателя Банка России Президент
Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в
двухнедельный срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя
Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение
двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может
вноситься более двух раз.
Государственная Дума имеет право освободить от должности
Председателя Банка России по представлению Президента Российской
Федерации.
Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на
четыре года Государственной Думой по представлению Председателя
Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Решения
Совета директоров принимаются большинством голосов от числа
присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек
и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его
заменяющего.
Председатель и Совет директоров:
• разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации
денежно-кредитной политики государства;
• устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных
резервов кредитных учреждений;
• утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих
банков;
• принимают решения о структурных подразделениях центрального
аппарата и местных органов Банка;

111
• определяют правила работы кредитных учреждений;
• утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;
• осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной
системой страны.
В целях обеспечения деполитизации деятельности ЦБ его
Председатель и члены Совета директоров не могут быть депутатами
Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации,
депутатами законодательных (представительных) органов субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
членами Правительства Российской Федерации, они не могут состоять в
политических партиях, занимать должности в общественно-
политических и религиозных организациях.
Отчетный период Банка России устанавливается с 1 января по 31
декабря включительно. Банк России ежегодно не позднее 15 мая
представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный
Советом директоров.
Отчетность ЦБ состоит из его баланса и счета прибылей и
убытков. Структура баланса Банка России устанавливается Советом
директоров. Баланс отражает состояние собственных и привлеченных
средств банка, их источники и другие операции Он состоит из пассивов
– обязательств банка, т.е. источников формирования его капитала и
активов – его требований, характеризующих состав, размещение и
использование находящихся в распоряжении банка ресурсов. Операции
ЦБ отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, что
отражает их специфику (особые задачи и функции центральных банков)
и отражаются в его балансе.




112
Баланс Банка России6 (в млн. руб.)
2000 г. 2001 г.
1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.02
1. Драгоценные металлы. 58922 58865 59612 57671 56010 55761 51281 53135 54202 54767 54878 54708
2. Средства и ценные бумаги в
иностранной валюте,
размещенные у нерезидентов. 255207 285086 342366 395023 451665 495459 553297 565855 605771 622927 676085 726828
3. Кредиты и депозиты 205892 206525 205174 206307 206131 204958 203067 203160 203032 201079 201053 208370
из них:
-кредитным
организациям-резидентам 15742 15726 15731 15726 15597 15597 15547 15385 15283 12893 12760 12599
-для обслуживания
государственного
внешнего долга. 184074 184705 183406 183133 181988 180869 179101 178681 178660 179075 179241 181028
4. Ценные бумаги 294386 298172 298082 297764 297478 298012 297144 296586 297826 317434 317171 318891
из них:
-ценные бумаги
Правительства
Российской Федерации 244938 249051 249048 249043 249173 249171 249167 249166 255776 255801 255547 256531
5. Прочие активы 66505 72769 72497 77519 78767 74002 73406 68110 70027 70004 69583 75810
из них:
- основные средства 36911 36769 36815 36654 36584 36721 36803 36755 36948 37303 37778 45282
Итого по активу 880912 921417 977731 1034284 1090051 1128192 1178195 1186846 1230858 1266211 1318770 1384607

1. Наличные деньги в обращении. 252812 261249 270370 298793 309136 342028 357690 363412 373528 374403 382865 406236
2. Средства на счетах в Банке
России 295889 312436 356871 382123 434324 440630 489750 493490 524013 546814 585400 605729
из них:
-Правительства
Российской Федерации 49893 57439 57747 72250 82754 72787 80634 81278 90354 118679 123149 120065
-кредитных
организаций-резидентов 168511 181541 212941 209637 242740 252959 287069 273200 283323 274220 286222 264180
3. Средства в расчетах 9017 7871 12054 17196 13968 12586 9106 10683 13295 19228 17794 12943
4. Прочие пассивы 171358 188042 186646 184396 180873 181214 169942 167576 168353 174127 181103 195747
из них:
-кредит МВФ 83933 82812 82445 81367 79943 80439 79232 78261 77756 76601 76644 79038
5. Капитал 151836 151819 151790 151776 151750 151734 151707 151685 151669 151639 151608 163952
Итого по пассиву 880912 921417 977731 1034284 1090051 1128192 1178195 1186846 1230858 1266211 1318770 1384607
Указанная структура баланса Банка России утверждена Советом директоров Банка России с учетом рекомендаций аудиторской фирмы ЗАО «Куперс энд
Лайбранд»




6
Деньги и кредит №3/2001



113
В целях реализации государственной денежно-кредитной политики
Банк России имеет единую централизованную систему своих органов с
вертикальной структурой управления. В состав Банка России входят
центральный аппарат с местонахождением в городе Москве,
территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и
другие предприятия, учреждения и организации, в том числе
подразделения безопасности и Российское объединение инкассации,
необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик являются территориальными
учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка
России не имеют статуса юридического лица и не имеют права
принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать
гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без
решения Совета директоров. Задачи и функции территориальных
учреждений Банка России определяются Положением о
территориальных учреждениях Банка России, утвержденным Советом
директоров.
По состоянию на 01.01.99 г. организационная структура ЦБ была
такова:
• Центральный аппарат;
• 60 Главных управлений (ГУ);
• 19 Национальных Банков (НБ);
• 1195 расчетно-кассовых центров (РКЦ);
• 13 банковских школ;
• Учебно-методический центр;
• Центр подготовки персонала;19 организаций
подведомственных ЦБ.
Функциональная структура предполагает существование в банке
обособленных подразделений (департаменты, управления,
отделы), реализующих функции банка в соответствии с делением
его деятельности на отдельные части.

Закон устанавливает степень независимости ЦБ, т. е. государство
не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по
обязательствам государства, если они не приняли на себя такие
обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Интерес к проблеме независимости объясняется тем, что она
рассматривается как гарантия эффективности деятельности
центрального банка.
Степень независимости центральных банков неодинакова – от
максимально независимых Немецкого Федерального банка и
Федеральной резервной системы США до Банка Франции, находящегося
в полной зависимости от правительства. Банк России занимает в этом

114
ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое
законодательное разграничение государственных финансов и
банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства
пользоваться средствами центрального банка.
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени
их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с
помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся
взаимоотношения между центральным банком страны и правительством
с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества
объективных факторов оценки независимости центральных банков
можно выделить пять важнейших:
• участие государства в капитале центрального банка и распределении
прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального
банка;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного
финансирования государственных расходов центральным банком
страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников
капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной
политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора
(назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального
банка страны влияет на степень политического управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы
деятельности центрального банка; с другой, - его законодательно
установленные полномочия.
В ряде стран формулировка задач центрального банка в
законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это
несущественно для определения степени независимости центрального
банка. Фактор подробности определения законодательством целей и
задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние
необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций
и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного
законодательством права государственных органов отклонения решения
руководства центрального банка, а со стороны центрального банка –
обязательства координировать проводимые мероприятия с общей
стратегией государственного регулирования), прежде всего, зависит
политическая независимость центрального банка.



115
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства
государственных органов в денежно-кредитную политику обладают
центральные банки Франции и Италии. В этих странах право
определения направлений вмешательства законодательным путем
передано правительству. Центральный банк выступает в роли
консультанта и призван руководствоваться решениями правительства.
Руководство Банком Франции со времен второй мировой войны
находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и
Японии четко установлена возможность государственных органов
вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его,
отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся
центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не
содержит формального права государства на вмешательство в денежно-
кредитную политику центрального банка, однако обязывает его
координировать свою стратегию с политикой правительства.
В целом независимость центрального банка от правительства
имеет относительный характер, т.к. экономическая политика
государства не может успешно осуществляться без ее четкого
согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой
политикой центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в
наличии законодательного ограничения предоставления кредитов
правительству, что влияет на экономику и на политическую
независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение
только при наличии системы непосредственного финансирования
правительства центральным банком. Такая система распространена в
большинстве развитых стран мира. Исключение составляет США и
Великобритания, где государственные займы распределяются на
открытом рынке. В Европе наиболее независимы центральные банки
Австрии, Германии и Нидерландов.
При создании зоны евро, в которую вошли 11 стран-членов ЕС,
было предусмотрено создание Европейского центрального банка,
которому передавались полномочия проведения единой кредитно-
денежной политики в зоне евро. Высшим органом ЕЦБ был определен
Управляющий Совет (Governing Council), в который входят 11
председателей национальных центральных банков (НЦБ) стран-
участниц зоны евро, а также 6 членов Исполнительного Комитета
(Executive Board) самого ЕЦБ. Взятые вместе, ЕЦБ и 11 НЦБ были
названы Европейской системой центральных банков, или коротко -
Евросистемой.
Для обеспечения возможностей проведения эффективной
кредитно-денежной политики ЕЦБ, так же, как сотрудничающим с ним
НЦБ, был установлен независимый статус, ограждающий их от

116
вмешательства со стороны национальных правительств или
политических органов. При этом важно, что независимый статус
Евросистемы закреплен международным договором, что гарантирует его
прочность сильнее, чем это делают национальные законодательства в
отношении центральных банков отдельных стран. Такой статус
позволяет Евросистеме проводить объективно обоснованную кредитно-
денежную политику, которая, благодаря отмеченным обстоятельствам,
пользуется доверием в ЕС и за его пределами.
По всей вероятности, в ближайшем будущем в Европе вообще
снимется вопрос о зависимости центральных банков от правительства,
т.к. в уставе Европейского центрального банка (ЕЦБ) закреплено
правило в соответствии, с которым ЕЦБ не может получать никаких
инструкций от органов ЕС или национальных правительств, а последние
обязуются не нарушать принцип независимости ЕЦБ.

6.3 Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
Центральный Банк регулирует экономику не прямо, а косвенно -
через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные
институты, он создает определенные условия для их функционирования.
От этих условий в известной мере зависит направление деятельности
коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает
влияние на ход экономического развития страны. Поэтому
национальные особенности кредитной системы определяют степень
регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют
на условия функционирования центрального банка. Особенности
национальной банковской системы в значительной степени
воздействуют на выбор центральными банками путей и методов
денежно-кредитного регулирования, на предпочтение ими тех или иных
инструментов денежной политики.
Под функциями центрального банка следует понимать объективно
обусловленные постоянные цели, которые должен преследовать
центральный банк. Достаточно долгий опыт работы центральных банков
позволяет в целом четко выявить выполняемые ими функции.
Функции Центрального банка России зафиксированы в законе «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-
кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля;
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
• является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;


117
• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;
• устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
• осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых
для выполнения своих основных задач;
• осуществляет валютное регулирование, включая операции по
покупке и продаже иностранной валюты;
• определяет порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами;
• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует составление платежного баланса
Российской Федерации;
• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
публикует соответствующие материалы и статистические данные, а
также выполняет иные функции в соответствии с федеральными
законами.

Важнейшей функцией центрального банка любой страны является
разработка и реализации единой денежно-кредитной политики,
направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы, обеспечение стабильности цен, полной занятости
населения и роста реального объема производства путем воздействия на
количество денег в обращении.
Денежно-кредитная политика является комплексным
экономическим понятием, отражающим достаточно широкий круг
проблем современного общества и требующий больших усилий и
специальных знаний для проведения ее эффективной организации и
проведения. Ее цель заключается в регулировании экономики
посредством оказания воздействия на состояние денежного обращения и
кредита. Для достижения этой цели Центральный Банк РФ использует
различные инструменты и методы, состав которых изменяется и

118
расширяется с развитием денежно-кредитных отношений.
Необходимость регулирования вытекает из задач экономической
политики государства.
Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ не оказывает прямого
воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная
задача – создать объективные предпосылки для формирования
сбережений предприятиями и населением и последующей их
трансформации в производительные инвестиции. Под такими
объективными предпосылками, которые находятся в компетенции ЦБ,
следует понимать финансовую стабильность и противодействие
инфляции, поддержание устойчивости денежной системы и стабильного
курса национальной валюты.
Денежно-кредитная политика Центрального Банка играет в жизни
общества настолько важную роль, что нарушения экономических
законов при ее разработке и реализации могут повлечь за собой тяжелые
экономические последствия.
Правовой основой денежно-кредитной политики (ДКП) в России
является закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)», который предусматривает ежегодное представление в
Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год.
Объектом денежно-кредитного регулирования является объем и
структура денежной массы, находящейся в обращении.
Воздействие ЦБ на денежную массу осуществляется путем
проведения процентной политики и политики ликвидности. Процентная
политика предусматривает воздействие на уровень процентных ставок в
стране посредством изменения ставки рефинансирования, учетной
ставки, и др. ставок по операциям ЦБ. Политика ликвидности означает
использование ряда инструментов ДКП с целью воздействия на
ликвидность банковской системы. Механизм действия денежно-
кредитной политики представлен на рис 1.




119
Процентная политика Политика ликвидности
Ставка рефинансирования Рефинансирование
Учетная ставка Минимальные резервы
Ставки по операциям на открытом Валютная политика
рынке
Депозитные ставки
Ломбардные ставки
Ликвидность кредитных институтов
(в каком объеме они могут выдавать
кредиты)


Спрос на кредиты Предложение кредитов



Объем кредитования


Денежная масса


Рис. 1. Механизм действия денежно-кредитной политики


Денежное обращение представляет собой движение наличных денег
и денег в безналичной форме, обслуживающих реализацию товаров, а
также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Между налично-
денежным оборотом и безналичным существует тесная
взаимозависимость; деньги постоянно переходят из одной сферы
обращения в другую, меняя форму банкнот на депозит в банке, и
наоборот. Безналичные платежи в сравнении с наличными имеют
следующие преимущества:
• позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской
системы, развивать кредитные отношения;
• способствует укреплению наличного денежного обращения,
поскольку уменьшают сумму наличных средств, необходимых
для совершения оборота;
• ускоряют оборот денежных средств и в результате –
материальных ресурсов.
Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм
товарного обмена и платежно-расчетных отношений постепенно
претерпевала изменения. До середины ХIХ века наибольший удельный
вес составляли наличные деньги, причем до двух третей - золотые и
серебряные монета. В результате внедрения кредитных форм

120
обращения, и, прежде всего, системы безналичных расчетов, доля
налично-денежного компонента значительно снизилась. Как правило,
это соотношение составляет 20 и 80%, в некоторых странах даже 5 и
95%, что свидетельствует о высокой степени развитости современных
банковских технологий. В нашей стране это соотношение до
августовского кризиса было 35 и 65%, а после кризиса – 43 и 57%,7/ что
объясняется экономической и политической нестабильностью,
недоверием к банковской системе, несовершенством банковских
технологий.

Для характеристики структуры денежной массы, обслуживающей
потребности экономики ее принято делить на несколько денежных
агрегатов, то есть составных частей. Денежные агрегаты используются
для анализа количественных изменений денежного обращения на
определенную дату и за определенный период, а также для разработки
мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы.
Принятые в мировой практике агрегаты отражают следующие величины
денежного хозяйства.
• агрегат Мо показывает сумму наличных денег в обращении;
• агрегат М1 включает агрегат Мо плюс депозиты до
востребования и средства, находящиеся на расчетных, текущих
и чековых счетах в банках.
• агрегат М2 включает М1 плюс сумму сравнительно небольших
срочных вкладов;
• агрегат М3 включает М2 плюс крупные срочные вклады и
некоторые облигации государственных займов.

ЦБ РФ использует в процессе денежного регулирования денежные
агрегаты, принятые в международной практике. В экономической
теории агрегат – это совокупность специфических экономических
единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну
единицу. Денежные агрегаты используются для анализа количественных
изменений денежного обращения на определенную дату и за
определенный период, а также для разработки мероприятий по
регулированию темпов роста и объема денежной массы. Так агрегат Мо
показывает сумму наличных денег в обращении; агрегат М1 включает
агрегат Мо + депозиты до востребования и средства, находящиеся на
расчетных и текущих счетах в банках. Агрегат М2 отличается от М1 на
сумму срочных вкладов в системе Сбербанка; для исчисления агрегата
М3 к агрегату М2 добавляют депозитные сертификаты и облигации
государственных займов.



7
/ Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. Банк России. – М.: ДЕКА, 2000.

121
Набор денежных агрегатов в разных странах различен. Однако
принцип построения этого набора основан на том, что все его составные
части можно ранжировать от абсолютно ликвидных, до абсолютно
неликвидных денежных ресурсов. Под ликвидностью применительно к
деньгам понимается их способность быстро и без потерь служить в
качестве платежного средства. Наиболее ликвидными являются
наличные деньги, поскольку они могут немедленно выполнять эту
функцию.
Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу,
таких как скорость возврата денег, скорость обращения наличных денег
и всей массы денег, позволяет ЦБ принимать оптимальные решения в
процессе регулирования денежного обращения.
Денежное обращение регулируется Банком России, В процессе
осуществления его денежно-кредитной политики обычно различают
проведение кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная
экспансия выражается в снижении ставки рефинансирования и
облегчении предоставления кредитов центрального банка коммерческим
банкам и другим кредитным учреждениям. Это приводит к увеличению
денежных ресурсов коммерческих банков, которые путем
предоставления кредитов конечным заемщикам увеличивают общую
массу денег в обращении. Кредитная рестрикция означает повышение
ставки рефинансирования и ограничение доступа коммерческих банков
к кредитам центрального банка. Она влечет за собой ограничение
возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по
насыщению экономики деньгами. В целом кредитные организации
служат каналом воздействия центрального банка на денежную массу.
Выполняя функцию по разработке и реализации денежно-
кредитной политики, ЦБ принимает участие в разработке основ
экономической политики правительства. При этом он использует
различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования,
входящие в его компетенцию.
Эти инструменты давно известны, хорошо отработаны в мировой
банковской практике, и речь может идти лишь о том, как лучше их
применять в конкретных условиях той или иной страны с рыночной
либо переходной экономикой.

В Федеральном законе о Банке России предусмотрено применение
следующих инструментов и методов денежно-кредитного
регулирования:
Процентные ставки по операциям Банка России. Закон
предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или
несколько процентных ставок по различным видам операций или
проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Причем процентные ставки Банка России представляют собой
минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои

122
операции. В законе подчеркивается, что Банк России использует
процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки
в целях укрепления рубля.
В 2001 г. ЦБ поставил себе задачей добиться, чтобы процентная
политика была направлена на достижение и поддержание низкого
реального положительного курса процентных ставок в экономике, а
также добиться удешевления кредитных ресурсов для реального сектора
путем замедления инфляционных процессов. Кроме того, ЦБ взял на
себя задачу способствовать росту сбережений и улучшению условий
трансформации временно свободных средств в инвестиции всеми
экономическими агентами.
Нормативы обязательных резервов, депонируемые в Банке России
(резервные требования), представляют собой часть кредитных ресурсов
кредитных организаций, содержащиеся по требованию Центрального
Банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Они
служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений
осуществлять кредитование и депозитную эмиссию и выполняют
следующие функции: обеспечивают постоянный уровень ликвидности
банков за счет аккумуляции минимального резерва, который не
подлежит кредитованию; являются инструментом центрального банка
для регулирования денежной массы в стране, платежеспособности
банков.
Обязательные резервы представляют собой в значительной мере
административный рычаг. В ряде стран мира они были либо полностью
отменены, либо размер их существенно снижен.
В России размер обязательных резервов в процентном отношении к
обязательствам кредитной организации, а также порядок их
депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров
Банка.
Законом предусмотрены условия применения обязательных
резервов:
• нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов
обязательств кредитной организации и могут быть
дифференцированными для различных кредитных организаций;
• нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на пять пунктов;
• при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России
имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации
сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им
размере, но не более двойной ставки рефинансирования;
• после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций средства обязательных резервов,
депонированные кредитной организацией в Банке России,
перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного
управляющего и используются в порядке, установленном
123
федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними
нормативными актами Банка России (для погашения обязательств
кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами).

Данный инструмент в отличие от операций на открытом рынке не
является гибким и пригодным для текущего оперативного
регулирования рынка ссудных капиталов, т.к. представляет собой
дестабилизирующий фактор экономики. Его влияние на величину

<<

стр. 4
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>