<<

стр. 7
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

2. Субъекты налогообложения - к ним относятся
налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками
подразумеваются физические и юридические лица, на которых в
соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать
налоги. Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с
законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет
налогов.
3. Объектами налогообложения могут являться доходы, товары,
услуги, различные формы, накопленного богатства или имущества.
Каждый налог имеет самостоятельный субъект налогообложения.
4. Налоговая база - это количественное выражение объекта
налогообложения. Под ней подразумевается стоимостная, физическая
или иные характеристики объекта налогообложения. Для установления
налоговой базы необходимо знать единицу измерения налоговой базы.
Вследствие различий элементов, входящих в налоговую базу,
применяется установленная в нормативном порядке условная единица ее
количественного измерения.
5. Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на
единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть
твердыми (абсолютные суммы) и процентными (определенная доля
объекта налогообложения.)
6. Налоговый период - обеспечивает временную определенность
существования налога (год, квартал, месяц, декада).
7. Налоговая льгота устанавливаются с целью уменьшения
налоговой нагрузки.
Существуют следующие их виды:
• необлагаемый минимум объекта;
• изъятие из обложения определенных объектов;
• освобождение от уплаты налогов определенных лиц или
категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;

185
• вычет из налогового оклада (налогового платежа за отчетный
период);
• налоговые кредиты (отсрочка взимания платежа).
8. Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога.
9. Срок и порядок уплаты налога - это срок, в течении
которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в
бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой
нормативно установленные способы и процедуры внесения
налога в бюджет.
10. Источник дохода - это экономический показатель, за счет
которого производится уплата налога. К источникам налога относятся
надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции, финансовый
результат деятельности, чистая прибыль.

Классификация налогов.

Налоги группируются по следующим признакам:

1. По методу установления налоги подразделяются на прямые и
косвенные.
Прямые налоги - взимаются в процессе накопления материальных
благ непосредственно с доходов или имущества. К прямым относятся:
подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на
имущество и др.

Исходя из учета финансового положения налогоплательщика
прямые налоги подразделяются на:
• личные прямые (подоходный налог, налог на прибыль, налог
на имущество, наследство и дарения)
• реальные прямые (земельные налоги, налог с владельцев
транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами).
Косвенные налоги взимаются через цену товара. К ним относятся
налог на добавленную стоимость - НДС, налог с продаж, таможенные
платежи.
Косвенные налоги подразделяются по объектам взимания на:
• косвенные индивидуальные, к которым относятся строго
определенные группы товаров (например, акцизы на отдельные виды
товаров, налог на реализацию нефтепродуктов);
• косвенные универсальные налоги, которыми облагаются почти
весь перечень товаров (НДС, налог с продаж);
• таможенные пошлины.

2. По объектам налогообложения налоги делятся на:
• налоги на имущество

186
• налоги на доходы
• ресурсные налоги
• налоги на действия
• прочие налоги
3. По субъектам - налогоплательщикам налоги подразделяются
на:
• налоги с физических лиц
• налоги на предприятия и организации
• смешанные налоги (физических и юридических лиц, - например,
на транспортные средства.)
4. По органу власти, устанавливающему налог:
на налоги федерального, регионального (субъект федерации) и
местных органов власти.
5. По уровню бюджета в который зачисляется налог:
Налоги могут поступать в бюджеты разных уровней, на основании
чего их можно подразделить на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги - целиком поступают в конкретный бюджет
или во внебюджетные фонды. Регулирующие налоги - поступают
одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции,
установленной законодательством. (НДС, на прибыль, подоходный
налог с физических лиц).
6. По форме взимания налоги делятся на:
• взимаемые у источника - до получения дохода - например,
налог с дивидендов юридических лиц и налог, уплачиваемый
работодателем с доходов физических лиц;
• по декларации - после получения дохода, например, НДС;
• по кадастру - по перечню типичных объектов,
классифицированных по внешним признакам; например, земельный
налог, налог на строения, налог на владельцев автотранспортных
средств.
7. По источникам налогообложения налоги подразделяются на:
• налоги, включаемые в цену продукции сверх оптовой цены;
• налоги, включаемые в себестоимость;
• налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
• налоги, относимые на чистую прибыль предприятия.

Основными формами налогов являются:
• Налоги на доходы (подоходные налоги с физических и
юридических лиц);
• Налоги на потребление - общие налоги на потребителя (НДС,
налог с продаж, акцизы);
• Налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства -
на личное имущество, на имущество корпораций, налог с наследств и


187
дарений, например, налог на прирост капитала, на недвижимое
имущество.

Самое главное в системе налогообложения - и в этом кроется
внутренняя сущность налогов - в том, что она должна опираться на
принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная,
адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый
механизм одним из важнейших звеньев воспроизводства и
социального благосостояния общества в целом. Принцип
возвратности реализуется через инвестирование, систему льготного
налогообложения, в том числе налоговых «каникул» в производстве
и через систему дотаций, субсидий в социальной сфере. Только в
этом случае налогообложение носит характер не только
экономической, но и социальной справедливости.
Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций
общественных и государственных интересов. У них есть еще одна
важная функция - функция воздействия на рынок. Рынок и налоги - это
чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой.
Здесь на передний план выходит распределительная функция налогов,
которую органам государственной власти необходимо учитывать при
установлении видов налогов, их ставок, процедуры их взимания и
налоговых льгот. Научными исследованиями установлено, что при
превышении определенных критических уровней, дальнейшее
увеличение налогов ведет к росту укрывательства источников дохода,
сокращению величины налоговых поступлений, снижению деловой
активности и даже к свертыванию хозяйственной деятельности.
Стремление собрать больше денежных ресурсов в бюджет в данный
момент может обернуться резким уменьшением поступлений в будущем
и общим сокращением экономической деятельности.
Структура налогообложения в рыночной экономике главным
образом состоит из следующих видов платежей:
1. Прямые налоги:
• подоходный налог с населения;
• налог с прибыли корпораций;
• имущественный налог (налог на постройки и т.п.,
уплачиваемый как физическими, так и юридическими
лицами);
• налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от
фондовых операций);
• налог с наследства.
7. Косвенные налоги:
• Налоги, взимаемые с товаров и услуг -
акцизы;
НДС (разновидность акциза);

188
фискальные (монопольные) налоги;
таможенные пошлины;
Акцизами облагаются, как правило товары массового
производства, а также различные коммунальные, транспортные и
культурные услуги, имеющие широкое распространение.
Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым
ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители
данных подакцизных товаров и услуг.
Универсальные акцизы, в отличии от выборочных, взимаются в
процентах от валовой выручки предприятия. Примерами таких налогов
являются налог с оборота и налог на добавленную стоимость.
Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет
косвенного обложения товаров массового спроса, производство и
реализация которых монополизированы государством. Примерами таких
монополий являются монополии на производство спиртных напитков,
производство и продажа изделий из меха и драгоценных металлов.
Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные,
экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны.
Правительство применяет различные по воздействию налоги. В
зависимости от этого их можно разделить на три группы:
• прогрессивные;
•пропорциональные;
•регрессивные;
Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее,
чем прирастет доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех
случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных
по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке.
Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост
доходов (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка
увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой
последующей налоговой шкалы. Таким образом, реальное налоговое
бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины
предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем,
что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается
по более низкой ставке.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого
процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов.
Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого
дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при
повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но и
отрицательно сказывается на состоянии экономики.
Известны три основных способа увеличения налоговых
поступлений в бюджет:
189
• расширение круга налогоплательщиков;
• увеличение числа тех объектов, с которых
взимаются косвенные налоги;
• повышение налоговых ставок и при прямом, и при
косвенном налогообложении.
Показателем оптимального уровня налогообложения является
показатель, названный «эластичностью налоговой системы».
Согласно этому показателю, ставки налогов должны быть столь
высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь
низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать
развитие производства. Математически точно определить величину
такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить,
превышена ли критическая точка налогообложения:
• если при очередном повышении налоговой ставки
поступления в бюджет растут непропорционально медленно
или, хуже того, сокращаются;
• если снижаются темпы экономического роста,
уменьшаются долгосрочные вложения капитала,
ухудшается материальное положение населения;
• если растет «теневая экономика» - скрытое и явное
уклонение от уплаты налогов.
Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста
налогов на экономику: ослабляются финансовые и экономические
стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется
производство в целом. Если ставки налогов снижаются, действие
экономических стимулов усиливается, растут подлежащие
налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.
Таким образом, существуют объективные границы отчислений
налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличивать доходы
государства, с другой - заинтересовать предпринимателей в развитии
производства, оживлении экономики.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые
можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом
власти они вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяются
федеральные, субъектные (региональные) и местные налоги.
К федеральным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков,
страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные
пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий,
подоходный налог с физических лиц.
Следует отдельно отметить, что налог признается
федеральным, если он устанавливается Налоговым Кодексом РФ и
одинаково действует на территории России, при этом некоторые

190
налоги носят регулирующий характер и часть от их поступлений
может передаваться на региональный и местный уровень.

К республиканским (региональным )налогам отнесены: налог на
имущество предприятий, республиканские платежи за пользование
природными ресурсами.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических
лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с
населения и предприятий всех организационно-правовых форм на
содержание милиции, на благоустройство и другие цели.

Система налогового законодательства.
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах
занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Следуя принципу,
провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации,
Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему
налогового законодательства:
• Налоговый кодекс;
• федеральные законы о налогах и сборах;
• законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
субъектов Российской Федерации;
• нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных
органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства
имеет высшую юридическую силу и является единственным
нормативным правовым актом, который устанавливает систему налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации. Все законы о налогах и сборах
принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему
противоречить.
В Налоговом кодексе в п.4 ст. 15 отражается приоритет норм
международного права по отношению к нормам российского
законодательства применительно к налоговым правоотношениям.
Если международным договором Российской Федерации,
содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила,
чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила
международного договора. Такая практика необходима при
экономическом сотрудничестве на уровне двух или нескольких
государств во избежании двойного налогообложения.




191
КОНСТИТУЦИЯ
М ЕЖ ДУНАРОДНЫ Е
ДОГОВОРЫ

НАЛОГОВЫ Й КОДЕКС


ФЕДЕРАЛЬНЫ Е ЗАКОНЫ


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМ АТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ М ЕСТНОГО САМ ОУПРАВЛЕНИЯ




Схема 2. Иерархия актов, регулирующие налоговые отношения.

Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений,
регулируемых налоговым законодательством:
• по установлению налогов;
• по введению налогов;
• по взиманию налогов;
• по осуществлению налогового контроля;
• по обжалованию актов налоговых органов, Действий
(бездействия) их должностных лиц;
• по привлечению к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Налоговые отношения - это, в первую очередь, властные
отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как
налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице
уполномоченных им органов, - с другой.
Согласно ст. 9 Налогового кодекса участниками налоговых
правоотношений, которые наделены определенными правами и потому
способными выступать реальными участниками признаются:
1. Организации и физические лица, признаваемые
налогоплательщиками;
2. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
3. Налоговые органы: Министерство по налогам и сборам РФ и его
подразделения;
4. Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные
органы местного самоуправления;
6. Министерство финансов РФ, МФ республик, а также финансовые
управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт
- Петербурга, районов и городов;
7. Органы государственных внебюджетных фондов;

192
8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные
подразделения.
Налоговый кодекс предусматривает издание значительного числа
правоприменительных актов налоговыми органами (их должностными
лицами)практически на каждой стадии процесса налогового контроля и
привлечения к ответственности лиц, нарушающих налоговое
законодательство.
Среди них наибольшее распространение получили:
• ст. 46 - решение о взыскании налога, сбора за счет денежных средств
на счетах налогоплательщика;
• ст. 47 - постановление о взыскании налога или сбора за счет
имущества налогоплательщика;
• ст. 76 - решение о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика;
• ст. 77 - решение о наложении ареста на имущество
налогоплательщика;
• ст. 79 - решение о возврате излишне взысканного налога, сбора;
• ст. 89 - решение о проведении выездной налоговой проверки;
• ст. 94 - постановление о выемке документов и предметов;
• ст. 100 - акт выездной налоговой проверки;
• ст. 101 - решение о привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности.
Особое место в системе правовых актов, связанных с
налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций -
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ. Так, например, разъяснение Конституционного
Суда о том, что считать моментом исполнения обязанности по уплате
налога, было воспроизведено в ст. 45 Налогового кодекса. Правило,
изложенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.96 №
20 - П, о том, что при производстве по делу о налоговом
правонарушении подлежат доказыванию как сам акт совершения такого
правонарушения, так и степень вины налогоплательщика, нашло
отражение в ст. 106 и 108 Налогового кодекса.
Современная система нормативных правовых актов России
чрезвычайна сложна и объемна: по некоторым экспертным оценкам, все
федеральные органы власти ежегодно принимают до 15000 различных
документов. Многие из них напрямую затрагивают важнейшие сферы
предпринимательской деятельности, меняют условия налогообложения.
Для того, чтобы быстро находить необходимые нормативные документы
и отслеживать появление новых, требуется полная и своевременная
информация, к которой можно выделить следующие основные
требования:
• полнота
• актуальность

193
• доступность
• оперативность получения новой информации
• возможность эффективного поиска.
Существует несколько источников правовой информации:
1. Традиционные - периодические издания (например, «Российская
газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень
международных договоров»), книги, брошюры, курсы.
2. Консалтинговые услуги.
3. Компьютерные справочные правовые системы.

Заключение

Налоговые отношения - отношения перераспределительного
характера, поэтому от их развития зависит общественный прогресс. В то
же время они, основываясь на первичных распределительных
(денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности
состоянию экономического базиса. Из этого следует, что вся
совокупность производственных отношений (экономических,
финансовых, бюджетных, ценовых, кредитных, налоговых) зависит от
уровня производительных сил, самым непосредственным образом
определяет этот уровень. Из этого следует, что совершенствование
экономики - это создание органичного единства между всеми фазами
воспроизводства: производством, распределением, обменом и
потреблением.
Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная
область деятельности правительственных и властных органов РФ.
Налоги - это отношения собственности, а поскольку именно проблемы
собственности вызывают в настоящее время наибольшее
противостояние между ветвями законодательной и исполнительной
власти и нет единства мнений в составе самого правительства и
парламента, то к решению чисто экономических проблем
примешиваются и политические интересы. Все это свидетельствует о
том, что в настоящее не могут быть созданы налоговые отношения,
отвечающие мировым стандартам, а это тем более важно и потому, что
унификация налоговых систем развитых стран мира позволяет ускорить
процессы международной интеграции, что обеспечивает успешность
решения многих внутренних экономических, политических и
социальных проблем.
Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно
связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных
политических условий общественного развития. От того, как скоро это
будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для
постепенного превращения системы налогообложения в фактор
экономического роста.


194
Термины и понятия:
Налог
Сбор
Фискальная функция налога
Распределительная и контрольная функция налогов
Элементы налога
Налоговая норма
Субъект налогообложения
Объект налогообложения
Налоговая база
Единица измерения налоговой базы
Налоговая ставка
Налоговой период
Налоговые льготы
Налоговый оклад
Срок уплаты налога
Источник налога
Порядок уплаты налога
Прямые налоги
Косвенные налоги
Личные прямые налоги
Реальные прямые налоги
Косвенные индивидуальные налоги
Косвенные универсальные налоги
Федеральные, региональные и местные налоги
Регулирующие налоги
Закрепленные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Совокупный доход физического лица
Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог)
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Акцизы
Налог на личное состояние
Налог на имущество корпораций
Налог с наследств и дарений
Налог на прирост капитала
Налоговая система государства
Принципы построения налоговой системы




195
***
Обобщим основные положения, изложенные выше

1. Общими принципами налогообложения в РФ являются: обязанности
каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы (с
учетом признания всеобщности, равенства и справедливости);
отсутствие дискриминационного характера налогообложения;
экономическая обоснованность налогов; недопущение установление
налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ;
лигитимность налогов; доступность понимания налогов для
налогоплательщика; все неустранимые сомнения, противоречия и
неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в
пользу налогоплательщика.
2. В РФ существует три уровня налоговой системы: федеральный,
субъектов РФ (региональный) и местный.
3. К основным федеральным налогам РФ относятся
• налог на прибыль предприятий;
• отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
• акцизы;
• таможенная пошлина;
• подоходный налог с физических лиц;
• налоги, служащие источником образования дорожных фондов;
• налог на операции с ценными бумагами;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• налог на покупку иностранной валюты.
4. Налоговое законодательство РФ что налог считается установленным в
том случае, когда определенны следующие элементы
налогообложения:
• налогоплательщики;
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налогов;
• порядок и сроки уплаты налога;
• налоговые льготы (в необходимых случаях).
5. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которые в соответствии с
кодексом возложена обязанность уплачивать соответсвенно налоги и \
или сборы. Налоговыми агентами называются лица, на которых в
соответствии с кодексом возложены обязанности по исчислению,
удержания у налогоплательщика и перечислению налогов в
соответствующий бюджет (внебюджетные фонды).
6. К региональным налогам (налогам субъектов РФ)относятся:

196
• налог на имущество предприятий;
• сбор на нужды образовательных учреждений;
• лесной доход;
• плата за пользование водными объектами;
• единый налог на вмененный доход на отдельные виды
деятельности.
7. Местные налоги и сборы в РФ представлены:
• налогами на имущество физических лиц;
• земельным налогом;
• курортным сбором;
• сбором за право торговли;
• налогом на рекламу;
• лицензионным сбором за право торговли спиртными напитками;
• налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально -
культурной сферы.
8. Налоги в зависимости от источников уплаты можно разделить на пять
основных групп:
• косвенные налоги, включаемые в цену продукции, - состоит из
НДС, акциза, налога с продаж и налога на реализацию ГСМ.
• налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), -
относятся некоторые из налогов, служащие источниками образования
дорожных фондов, таможенная пошлина, земельный налог,
отчисления во внебюджетные фонды.
• налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, -
налог на имущество предприятий, налог на рекламу, сбор на нужды
образовательных учреждений;
• налоги на финансовый результат деятельности предприятия -
налог на прибыль предприятия, единый налог на вмененный доход
для определенных видов деятельности;
• налоги, относимые на прибыль, остающуюся после уплаты
налогов на прибыль - налог на операции с ценными бумагами, сборы
за использование российской символики, а также некоторые местные
сборы и налоги.




197
Глава 11. Внебюджетные фонды

11.1 Сущность и значение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств,
формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью
создания общегосударственных и других целевых фондов является
создание условий для эффективного и своевременного финансирования
наиболее важных экономических и социальных программ в условиях
рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая
система формирования и расходования денежных средств.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения
национального дохода органами власти в пользу определенных
социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть
доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и
расширение социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде
специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения
единого центрального денежного фонда государства - бюджета.
Государственная власть с расширением своей деятельности
нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего
покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах,
предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как
правило, временный характер. С выполнением государством
намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи
с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие
аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению
количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и
функциями, стоящими перед государством, особенно в результате
появления, а затем и расширения его предпринимательской
деятельности. Множественность фондов создавала определенные
финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других -
избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
Основное отличие таких целевых фондов от бюджетных средств
состоит в строго определенных целях их использования. На
определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения
различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает
управление движением финансовых потоков и создает возможность
возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других
фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную
систему государства продолжается и сейчас. Например, в последние
годы часть внебюджетных денежных фондов РФ вошла в состав

198
федерального бюджета и получила статус целевых бюджетных фондов.
Это такие фонды, как Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный
экологический фонд РФ и некоторые другие.
К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся
их целевая направленность на финансирование расходов, не
предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета
аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в
государственной собственности. На отношения, связанные с
исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды,
распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.
В современных условиях вновь повышается значение
внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих
фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в
финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета,
фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность
фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических
условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет
обеспечивать финансирование специальных мероприятий в
соответствии с задачами внебюджетных фондов.
Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их
лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет
фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль
кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это
выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное
значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с
собственными источниками доходов для определенных целей.
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого
использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования
средств.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других
звеньев финансовой системы, является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального
дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов -
специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной
властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств
центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов
поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных
отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных
фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у
внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано
для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме
дивидендов или процентов.

199
Наличие разнообразных источников образования внебюджетных
фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия
внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование
фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот,
финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства
в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из
бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и
граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных
фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных
фондов в адрес других участников финансовых отношений.

11.2 Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных
фондов.
Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой
системы государства. Они представляют собой совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или
региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое
назначение. Порядок их образования и использования регламентируется
финансовым правом.
Для финансовой системы промышленно развитых стран характерно
наличие помимо собственно внебюджетных фондов различных
специальных смет и счетов, а также присоединенных бюджетов,
которые в совокупности объединяются понятием “специальные фонды”.
Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико.
Специальные фонды в ряде стран сопоставимы по своему объему с
объемом государственного бюджета, а в большинстве стран
финансируют от трети до половины государственных расходов.
Специальные фонды в зависимости от правового статуса
подразделяются на государственные и местные. К государственным
специальным фондам относятся фонды, находящиеся в распоряжении
центральных органов власти и имеющие общегосударственное значение.
К ним относятся валютные фонды государства, центральные дорожные
фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые другие.
Местные специальные фонды представляют собой в основном фонды,
созданные для кредитования различных мероприятий.
По направлениям использования специальные фонды подразделяются
на следующие группы:
• социальные фонды;
• экономические фонды;
• научно-исследовательские фонды;
• кредитные фонды;
• фонды личного и имущественного страхования;
• военно-политические фонды;
• межгосударственные фонды.
200
Социальные фонды.
Социальные фонды - это фонды денежных средств,
предназначенные для осуществления социальной помощи населению.
Эффективно функционируют федеральные социальные фонды, они
заняли важное место в системе государственных финансов и
одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной
характеристикой, с точки зрения юридической является то, что по
закону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены
на использование для иных целей, нежели те, на которые они
предназначены, ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо
иной властью.
В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на
социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом
продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также
необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных
групп населения.
Существует три основных источника образования социальных
фондов:
1. страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц;
2. страховые взносы, уплачиваемые работодателями и
предпринимателями;
3. субсидии государства.
Обеспечение финансирования возрастающих потребностей социальных
фондов в средствах достигается путем роста ставок отчислений в фонды
и увеличения размеров бюджетных субсидий.
Взносы наемного персонала и застрахованных лиц представляют собой
вычет из их дохода. Ставка взноса в большинстве стран является
процентной и пропорциональной, т.е. она не меняется с изменением
размера дохода. При этом предусмотрен верхний предел взноса,
который определяется или суммой взноса, или размером дохода, свыше
которого взнос не взимается. Ставки взноса в разных странах
установлены в следующих размерах: в Великобритании и Франции - 5,7
%, в США - 7,15 %, в Японии - 5,3 %.
Ставки взноса работодателей имеют другую величину. В некоторых
странах, например в США, действует комбинированная ставка (с лиц
наемного труда и предпринимателей) в размере 15,3 %. Особенностью
взимания социальных взносов с работодателей является то, что
облагаемая база представляет собой не общий фонд заработной платы
предприятия, а заранее установленную максимальную валовую
заработную плату (например, в США, это - сумма 50 тыс. долл.). Суммы,
превышающие максимально установленную облагаемую величину
зарплаты, взносами не облагаются. Это положение стимулирует наличие
в штате компаний высококвалифицированных сотрудников.


201
Взносы в социальные фонды приравниваются к издержкам
производства и, таким образом, включаются в цену продукции.

В США действует большое число социальных фондов, наиболее
крупными из которых являются фонд страхования по старости,
инвалидности и на случай потери кормильца, фонд страхования
государственных служащих, фонд помощи нуждающимся.

В ФРГ существует несколько фондов: фонд пенсионного
страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд
страхования по безработице.

В Великобритании существуют фонд национального страхования и
пенсионные фонды государственных предприятий.

В Японии функционируют фонд страхования здоровья, фонд
национальных пенсий, фонд страхования от производственного
травматизма и фонд страхования от безработицы.

Во Франции целям социальной помощи населению служат фонд
страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд;
фонд помощи семьям и национальный фонд помощи безработным.

Экономические фонды.
Экономические фонды предназначены для регулирования
хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся
инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды
осуществляется финансирование государственных и частных компаний
в форме субсидий и льготных кредитов. Перечень внебюджетных
экономических фондов некоторых развитых стран мира представлен в
таблице




202
Таблица

Экономические внебюджетные фонды в США, Франции, Японии
Гос-во Наименование Источники образования Направление использования
фонда
США Фонд перестройки Средства федерального Страхование банковских операций
и развития бюджета с частными промышленными
экономики компаниями путем выдачи
гарантий ссуд. Прямые субсидии
частным компаниям, особенно в
сфере черной металлургии
Франция Фонд Займы, размещаемые на Предоставление субсидий и
экономического и рынке ссудных капиталов. долгосрочных льготных кредитов
социального Средства центрального для финансирования
развития бюджета инвестиционных программ и
планов регионального развития,
размещения производительных сил,
переквалификации рабочей силы,
перевода предприятий из центров в
периферийные районы

Фонд Средства центрального Предоставление субсидий
промышленной бюджета предприятиям, расположенным в
адаптации районах, испытывающих
экономические трудности

Конъюнктурный Конъюнктурный налог, Предоставление субсидий
фонд взимаемый в периоды промышленности, сельскому
роста производства хозяйству, социальной сфере при
спаде производства
Япония Инвестиционный Средства сберегательных, Предоставление субсидий и
фонд страховых, пенсионных льготных кредитов
фондов


Научно-исследовательские фонды.
Научно-исследовательские фонды используются для
финансирования научных исследований в промышленности и
строительстве, а также для содержания государственных научных
центров, осуществляющих фундаментальные исследования. Перечень
фондов, источники образования и направления использования научно-
исследовательских фондов в США и Великобритании представлены в
таблице.




203
Таблица
Научно-исследовательские внебюджетные фонды в США и
Великобритании.

Государство Наименование Источники образования Направление
фонда использования
США Национальный Средства федерального Субсидии на
научный фонд бюджета. Отчисления от финансирование
прибыли промышленных программ в области
предприятий. Взносы фундаментальных
университетов и колледжей исследований

Средства федерального
Научный фонд бюджета Выдача субсидий для
стандартов финансирования
компаний, проводящих
эксперименты с целью
внедрения их результатов
в производство
Великобритания Фонд Доходы от продажи Предоставление субсидий
национальной лицензий на право для финансирования
корпорации по использования изобретений. капитальных вложений
развитию Долгосрочные льготные лабораторий государ-ых
исследований государственные кредиты. университетов, гос-ых и
Субсидии из центрального частных фирм,
бюджета занимающихся
разработкой научных
проблем с целью
внедрения результатов в
производство


Кредитные фонды. Кредитные фонды - это ресурсы, находящиеся
в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других
кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты
процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами
обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы
или работающие с государственными программами развития страны.
Примеры некоторых кредитных внебюджетных фондов США, Франции
и Японии приведены в таблице.




204
Таблица
Кредитные внебюджетные фонды в США, Франции, Японии

Гос-во Наименование фонда Источники Направление использования
образования
1 2 3 4
США Фонд администрации Средства казначейства. Выдача ссуд
фермерского кредита Эмиссия ценных бумаг сельскохозяйственным
производителям на основе
координации действий
федеральных земельных
банков и федеральной
кооперации
Фонд льготного
кредитования Средства казначейства. Предоставление льготных
жилищного Эмиссия ценных бумаг кредитов компаниям -
строителям жилья
строительства
1 2 3 4
Фонд Экспортно- Средства Банка. Выдача долгосрочных
импортного банка Эмиссия ценных бумаг кредитов компаниям-
США экспортерам. Предоставление
гарантий по экспортным
кредитам частных банков
Франция Фонд Банка Франции Средства Предоставление кредитов
национального банка. компаниям, выполняющим
Эмиссия ценных бумаг госзаказы

Фонд Банка внешней Средства Банка Выдача кредитов участникам
торговли внешней торговли. внешнеэкономической
Эмиссия собственных деятельности
облигаций
Япония Фонд корпорации Средства бюджета. Предоставление льготных
финансирования Доходы от выдачи кредитов в области
жилищного кредитов жилищного строительства
строительства

Фонд корпорации Средства бюджета. Предоставление льготных
финансирования Доходы от выдачи кредитов субъектам малого
мелких и средних кредитов. предпринимательства
предприятий

Фонд Экспортно- Средства бюджета. Льготное кредитование
импортного банка Доходы от выданных экспортеров
Японии кредитов


11.3 Государственные внебюджетные фонды в РФ.
Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено
Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР” от 10 октября 1991г. и Законом РФ “Об основах
бюджетных прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов” от 15 апреля 1993г. Внебюджетные фонды


205
образуются на основании соответствующих актов высших органов
государственной власти.
Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993г. большинство
внебюджетных денежных фондов РФ было консолидировано в
федеральном бюджете и получило статус целевых бюджетных фондов.
К ним относятся Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный
экологический фонд РФ, Фонды социального развития Государственной
налоговой службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции и
Федеральной пограничной службы РФ, Фонд развития таможенной
системы РФ, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд
Министерства РФ по атомной энергии, Государственный фонд борьбы с
преступностью.

Особенности внебюджетных фондов РФ.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в
федеральном бюджете РФ, являются следующие:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования РФ;
• Фонд обязательного медицинского страхования;
Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.
До принятия в 2000 г. второй части Налогового кодекса действовал
следующий порядок формирования и расходования средств социальных
фондов.
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Образован Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря
1991г. (действовало в редакции от 11 февраля 1993г.), с 1 января 1992г.
было введено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ являлся самостоятельным финансово-
кредитным учреждением. В задачи Фонда входило обеспечение сбора
страховых взносов, необходимых для финансирования выплат
государственных пенсий; организация государственного банка данных
по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе
современных средств автоматизации; проведение работы по
организации индивидуального учета поступающих в Фонд от
работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в
дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет
вносимых ими средств; а также международное сотрудничество РФ по
вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Основными источниками средств Пенсионного фонда РФ являлись:
1. страховые взносы работодателей;
2. страховые взносы граждан;



206
3. ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а
также на выплату социальных пенсий;
4. добровольные взносы;
5. доходы от капитализации средств фонда;
6. прочие поступления.
Бюджет Пенсионного фонда образовывался в основном из
страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым
относились:
• предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, в
том числе представительства иностранных юридических лиц;
• индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной
практикой (нотариусы, адвокаты, детективы);
• физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой, но
использующие труд наемных работников (физических лиц);
• физические лица - наемные работники, получающие доход от
работодателей (взносы уплачивают работодатели).

Были освобождены от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ:
• общероссийские общественные организации, среди которых
инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;
• организации, в которых численность инвалидов составляет не менее
50% от общей численности работающих, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 %;
• организации в части выплат в пользу своих работников - инвалидов 1,
2, 3-й групп и получающих пенсии по инвалидности.
Тариф взносов в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды
РФ, ежегодно утверждался федеральным законом. Так Федеральным
законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Государственный фонд занятости
населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на
2000г.” от 20 ноября 1999г. № 197-ФЗ тариф был установлен:
а). для организаций-работодателей - в размере 28 % (для занятых в
производстве сельскохозяйственной продукции - 20,6 %) от выплат,
начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от
источника финансирования;
б). для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся
частной практикой - в размере 20,6 % от суммы полученного дохода за
вычетом расходов, связанных с его извлечением, либо с суммы доходов,
определяемых исходя из стоимости патента, и в размере 28 % от выплат,
начисленных в пользу наемных работников по всем основаниям;
в). для коллегий адвокатов - в размере 20,6 % от выплат, начисленных в
пользу адвокатов;

207
г). для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин
коренных малочисленных народов Севера - в размере 20,6 % от дохода
от их деятельности;
д). для работающих граждан - в размере 1 % из сумм дохода,
начисленного по всем основаниям.
Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в
Пенсионный фонд являлись: вознаграждения по трудовым договорам и
договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским
договорам. В облагаемую сумму включались также другие выплаты,
осуществляемые в пользу работников - все виды материальной помощи,
стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея,
компенсационные выплаты.
Законодательно был утвержден перечень выплат, на которые
взносы в Пенсионный фонд не начислялись. К ним относятся некоторые
виды материальной помощи (оказываемой в связи с чрезвычайными
обстоятельствами на основании решений органов власти; оказываемой
благотворительными фондами; оказываемой в связи с постигшим
работника стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества,
увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких
родственников), а также суммы компенсационных выплат,
утвержденных нормативными документами.
Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту,
инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим;
выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет,
одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а
также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

В настоящее время, в России, в условиях формирования социально-
ориентированной рыночной экономики, проблемы пенсионного
обеспечения населения в целом и в каждой социальной группы в
отдельности приобретают особую актуальность. Особую значимость
имеют вопросы дополнительного пенсионного обеспечения населения.
В новых экономических условиях требуется иной подход к
пенсионному обслуживанию населения, который призван гарантировать
максимальную реализацию прав личности на достойную старость,
соответствующему вкладу в общественное развитие. Уравнительная
пенсия, не обеспечивающая нормальных условий жизни (обеспечение
минимального прожиточного минимума) не может быть целью
социально ориентированного рыночного хозяйства.
Каждый член общества должен иметь конституционное право на
реализацию возможности самообеспечения собственной старости.
Реализация такого права предполагает поэтапный переход от
всеобщей распределительной системы, построенной на принципе
“солидарности поколений”, к смешанной системе, в которой

208
значительную роль играют накопительные элементы финансирования
пенсий.
Серьезная пенсионная реформа вряд ли возможна без развития
системы негосударственного пенсионного обеспечения. В России ее
появлению предшествовал указ Президента РФ 1992 года о создании
негосударственных пенсионных фондов. С тех пор система претерпела
ряд изменений как количественных, так и качественных: число фондов
значительно сократилось и самые большие из них сконцентрировались
вокруг крупнейших российских компаний. В московских фондах
сосредоточено более 79 % пенсионных резервов.
История негосударственных пенсионных фондов в России
насчитывает уже восемь лет. На первом этапе они слабо
контролировались государством и возникали спонтанно. На начало 1995
года их было уже около тысячи. Однако лишь треть получила лицензии,
позволившие в дальнейшем заниматься этой деятельностью.
Лицензирование фондов осуществляет с 1994 года Инспекция при
Министерстве труда и социального развития РФ. С тех пор этот орган
выдал всего 328 лицензий.
Зачем нужны такие фонды? Государственную пенсионную систему
не случайно называют часовой бомбой российской экономики. Дело в
том, что она работает по принципу общего “котла”. Размер пенсии
зависит не от того, сколько человек заработал за свою трудовую жизнь,
а от доходов общей массы работающего населения, осуществляющего
взносы в Пенсионный фонд РФ. Где уж тут обеспечить достойную
старость...
Но эта задача по силам негосударственным пенсионным фондам. В
них работники открывают индивидуальные пенсионные счета, от уровня
накопления которых и зависит размер пенсий. Однако надо отметить,
что негосударственное пенсионное обеспечение не противопоставляется
Пенсионному фонду РФ и не конкурирует с ним - оно его дополняет.
В России работают НПФ трех видов: корпоративные, региональные
и открытые. Последние доступны для всех будущих пенсионеров,
региональные создаются или косвенно поддерживаются региональными
администрациями, а корпоративные - крупными предприятиями и
рассчитаны на их работников. В корпоративные фонды большую часть
взносов делают сами предприятия в качестве отложенного
вознаграждения за труд, что является инструментом кадровой политики.
Кризис действующей системы пенсионного обеспечения резко
ухудшил материальное положение большинства пенсионеров, снизив
его ниже уровня прожиточного минимума. В результате такая ситуация
вынуждает пенсионеров искать дополнительные виды работ. Это также
является основной причиной того, что люди пенсионного возраста не
хотят уходить на пенсию. В результате, более 7 млн. рабочих мест,
занятых пенсионерами, существенно обостряют и без того сложную
обстановку на рынке труда.

209
В тоже время государство не может обеспечить полноценное
пенсионное обслуживание населения как раз в силу отсутствия
финансовых ресурсов, так и в связи с утратой принципа солидарности
поколений при финансировании оплаты пенсий. Поэтому на первый
план сегодня должны выходить разнообразные структуры
негосударственного пенсионного обслуживания.
Особенности становления российской государственности,
представляющие собой своеобразное сочетание унаследованных от
СССР и новых методов хозяйствования, которое будет постепенно
трансформироваться на протяжении нескольких десятилетий,
предполагают, что еще многие годы подсистема дополнительного
пенсионного обеспечения будет действовать параллельно с
государственной пенсионной системой.
Я считаю, что руками частного предпринимательства может быть в
короткие сроки кардинально улучшена пенсионная система России, а ее
собственные инвестиционные возможности возрастут.

Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ был создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе социального страхования и
повышения контроля за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования на основании Указа Президента РФ от
26 июля 1992г. Положение о Фонде социального страхования РФ было
утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г.
Фонд являлся специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за
подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов
соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждались
федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после
рассмотрения правлением Фонда утверждались председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются:
• обеспечение гарантированных государством пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а
также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
перечня ритуальных услуг;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию социального
страхования;
210
• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда и др.
Плательщиками взносов в Фонд социального страхования являлись:
1). предприятия, организации, учреждения всех форм собственности;
2). индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной
практикой;
3). физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей, но использующие труд наемных работников.
От уплаты взносов были освобождены общественные организации
инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения,
организации, созданные для реализации их уставных целей.
Источниками формирования средств Фонда социального
страхования являлись:
• страховые взносы организаций-работодателей;
• страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не
зарегистрированных в качестве предпринимателей, но
использующих наемный труд);
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
• ассигнования из государственного бюджета;
• доходы от капитализации временно свободных денежных
средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;
• прочие доходы.
Тариф взносов на 2000г. был установлен Федеральным законом от
20 ноября 1999г. в размере 5,4 % по отношению к начисленной оплате
труда для организаций-работодателей и для физических лиц,
использующих наемный труд.
Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной
практикой и использующие наемный труд, приравнивались к
работодателям и уплачивали взносы с начисленной оплаты труда
наемного персонала. Для самих же частных предпринимателей и лиц,
занимающихся частной практикой, был предусмотрен добровольный
порядок регистрации в качестве страхователей с целью уплаты взноса с
получаемого дохода.
Облагаемой базой для начисления взносов являлись
вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника
финансирования.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляли в
бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала
оставленные средства могли использоваться плательщиками на выплату
пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на
погребение, санаторно-курортное лечение и физкультурно-
оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В
конце года суммы подлежали регулированию.


211
Средства Фонда направляются на следующие цели:
1). выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и
родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им
полутора лет, на погребение;
2). санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе
организации санаториев-профилакториев, санаторных и
оздоровительных лагерей для детей и юношества;
3). проведение научно-исследовательских работ по вопросам
социального страхования.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в
региональных отраслевых отделениях - аппараты органов Фонда. При
ФСС образовано Правление, при региональных отраслевых отделениях -
координационные советы. Руководство деятельностью Фонда
социального страхования осуществляется его председателем, который
назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Фонд обязательного медицинского страхования образован
одновременно с созданием системы медицинского страхования в РФ
согласно Закону РФ “О медицинском страховании граждан РСФСР” от
28 июня 1991г. Он определяет правовые, экономические и
организационные основы медицинского страхования и направлен на
усиление заинтересованности и ответственности как самого
застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения,
организации в охране здоровья работников.
Медицинское страхование является разновидностью общего
страхования граждан. На территории России создаются страховые
медицинские организации, учредителями которых выступает местная
администрация. Эти страховые компании могут работать только при
наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское
страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских
организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11
октября 1993г., эти организации обязаны заключать договора с
медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи
застрахованным по обязательному медицинскому страхованию,
создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование - составная часть
государственного социального страхования и обеспечивает всем
гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского
страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит
из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с

212
Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и
Положением о территориальном обязательном медицинском
страховании, утвержденным Постановлениями Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993г. Средства фондов находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию
не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
• выравнивания условий деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования по обеспечению
финансирования программ обязательного медицинского страхования;
• финансирования целевых программ в рамках обязательного
медицинского страхования;
• осуществление контроля за рациональным использованием
финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образовывались за счет:
1. части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и
иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности
на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных
федеральным законом;
2. взносов территориальных фондов на реализацию совместных
программ, выполняемых на договорных началах;
3. ассигнований из федерального бюджета на выполнение
республиканских программ обязательного медицинского страхования;
4. добровольных взносов юридических и физических лиц;
5. доходов от использования временно свободных финансовых средств
Федерального фонда;
6. нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных
поступлений.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,
создаваемый представительной властью субъектов Федерации,
осуществляет:
• финансирование обязательного медицинского страхования,
проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими
соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного
медицинского страхования по дифференцированным подушевым
нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;
• финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы
обязательного медицинского страхования;
• выравнивание финансовых ресурсов городов и районов,
направляемых на проведение обязательного медицинского
страхования;
• предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при
обоснованной нехватке у них финансовых средств;

213
• накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости
системы обязательного медицинского страхования;
• контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов,
направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в
государственной собственности РФ. Эти средства формировались за
счет:
1. части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и
иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности
на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых
Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами
исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное
медицинское страхование;
2. доходов, получаемых от использования временно свободных
финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых
средств территориальных фондов;
3. финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских
учреждений и других юридических и физических лиц в результате
предъявления им регрессных требований;
4. добровольных взносов юридических и физических лиц;
5. других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
выступали предприятия, организации, учреждения и иные
хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и
организационно-правовых форм деятельности, а также органы
исполнительной власти, которые осуществляют платежи за
неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм
обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке
безработных) с учетом территориальных программ обязательного
медицинского страхования.
Тариф взносов был законодательно установлен в размере 3,6 % по
отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной
и натуральной формах. Тариф взносов делился в следующем
соотношении: в Федеральный фонд направляется 0,2 %, в
территориальные фонды - 3,4 % от облагаемой базы. Страховые взносы
не начислялись на выходное пособие при увольнении, компенсационные
выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды,
начисляемые на акции, и др. выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем
основаниям и действующему тарифу, определял сумму страхового
взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы
включались в себестоимость продукции (работ, услуг).
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы выдают
страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно
214
“гарантированный объем медицинских услуг”. В этот объем входит как
минимум “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по
обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам,
инвалидам.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования
используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой
гражданам в соответствии с территориальными программами
обязательного медицинского страхования, на приобретение
медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.
До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости
населения РФ.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
был образован в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в
РФ” от 19 апреля 1991г. с целью финансирования мероприятий,
связанных с реализацией государственной политики занятости
населения. Фонд действовал на основании Положения о
Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным
постановлением Верховного Совета РФ от 8 июля 1993г. Необходимость
в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан
- безработных. Фонд занятости не являлся самостоятельным финансово-
кредитным учреждением: средства Фонда занятости являются
федеральной государственной собственностью и находятся в
оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета
по занятости населения.

Организационно Государственный Фонд занятости представлял
собой совокупность федеральной части фонда, фондов занятости
регионов и местных административных единиц.

Перечень плательщиков взносов и льготных категорий
плательщиков в Государственный фонд занятости совпадал с перечнем
плательщиков взносов в Фонд социального страхования РФ.

Источниками образования фонда занятости в городах и районах

<<

стр. 7
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>