<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

являлись:
• обязательные страховые взносы работодателей;
• ассигнования из городских и районных бюджетов;
• доходы от капитализации свободных средств;
• доходы от выдачи ссуд товаропроизводителям под гарантии
сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест,
проценты по ссудам, предоставленным безработным гражданам для
осуществления предпринимательской деятельности;
• дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих фондов занятости;
• добровольные взносы;

215
• прочие поступления (штрафные санкции и т.п.)

Источниками образования региональных фондов занятости
являлись:
• отчисления из нижестоящих фондов занятости;
• ассигнования из соответствующих бюджетов;
• доходы от капитализации свободных средств;
• дотации, субсидии, субвенции из федеральной части Фонда занятости;
• добровольные взносы;
• прочие поступления.

Федеральная часть Государственного фонда занятости
формировалась за счет:
• отчислений из региональных фондов занятости;
• ассигнований из республиканского бюджета;
• доходов от размещения средств на депозитных счетах, приобретения
государственных ценных бумаг;
• добровольных взносов;
• прочих поступлений.

Тариф взносов в Государственный фонд занятости составлял 1,5 %
по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Облагаемая база для расчетов с Фондом занятости в основном
совпадала с облагаемой базой по Фонду социального страхования.

Средства Государственного фонда занятости расходовались по
следующим направлениям:
1. мероприятия по профессиональной ориентации, подготовке и
переподготовке безработных граждан;
2. организация общественных работ;
3. выплата пособий по безработице и других установленных
законодательством компенсаций безработным и членам их семей;
4. возмещение затрат Пенсионному фонду РФ по выплате досрочной
пенсии безработным;
5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
6. научно-исследовательские работы в области занятости населения;
7. проведение семинаров, совещаний по вопросам содействия занятости.

С 1 января 2001 года государственный фонд занятости был
ликвидирован. Задолженность по этому фонду поступила в бюджет,
откуда в дальнейшем будут выделяться пособия по безработице.




216
Введение Единого социального налога
Принятие второй части Налогового кодекса, 5 августа 2000 года
федеральным законом № 117-ФЗ ввело в действие с 1 января 2001 года
новый налог - единый социальный налог (взнос), зачисляемый в
государственные внебюджетные фонды. Этот налог заменяет собой
совокупность действовавших взносов в Пенсионный фонд населения
РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного
медицинского страхования РФ и государственный Фонд занятости РФ.
Данная альтернатива обусловлена желанием Правительства
мобилизовать средства для реализации права граждан на
государственное социальное обеспечение, медицинскую помощь, а
также стремление обеспечить более строгий контроль за учетом и
поступлением средств в соответствующие фонды.
Принятие главы 24 Налогового кодекса РФ имело особое значение в
10-летней истории ныне действующей российской налоговой системы.
Впервые взносы во внебюджетные социальные фонды (Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования)
были объединены в единый социальный налог - ЕСН. При этом был
ликвидирован Государственный фонд занятости (задолженность,
остающуюся на 1 января 2001 года, было решено направить в бюджет,
откуда в дальнейшем будут выделяться пособия по безработице).

В соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ “О введении в
действие части второй Налогового кодекса РФ” с 1 января 2001года
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения взносов во внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе
ЕСН, осуществляется налоговыми органами России. Таким образом, вся
ответственность за сбор данного налога, как, впрочем, и полномочия,
будут сосредоточены “в одних руках”. Это даст налоговому ведомству
право единолично собирать страховые взносы. Считается, что это
удобно не только тем, кто собирает налоги, но и тем, кто их платит.
Вместо четырех контролеров, чьи требования зачастую не совпадали, а
санкции были чрезмерны, останется один.

По прогнозам налоговых органов, введение ЕСН позволит повысить
собираемость платежей во внебюджетные фонды. Если раньше
удавалось собрать не более 80 %, то уже в 2001 г. налоговики были
намерены увеличить этот показатель до 96 %. Это может быть
обеспечено благодаря тому, что создается единая система учета, которая
позволит вывести “из тени” всех ранее не учтенных плательщиков.

Таким образом, налогоплательщик-работодатель, который начислял
и оплачивал взносы отдельно в каждый фонд и представлял отчетность
также в разрезе фондов в порядке и сроки, установленные каждым

217
фондом в отдельности, в соответствии с вновь введенным порядком
освобождается от множества имеющихся проблем. Сокращается
отчетность, уменьшается количество проверок предприятий, что влияет
на работоспособность предприятия. Это возможно потому, что на
основании федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ “О
введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении
изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” контроль
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в
составе единого социального налога (взноса), возлагается на налоговые
органы. Налоговые же проверки по Налоговому кодексу ограничены до
двух в течение календарного года по одним и тем же налогам с запретом
повторных проверок за проконтролированный налоговый период.
Вместе с тем упрощается исчисление данного налога, так как
устанавливается единая база для обложения им.

Единый социальный налог, заменяемый совокупность действующих
отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя социальные фонды
(за исключением государственного фонда занятости населения РФ),
устанавливает единую налогооблагаемую базу и сроки уплаты.

Кроме того, суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5
% (с учетом 1 % с работников в Пенсионный фонд РФ) до 35,6 % (по
минимальной ставке) с введением регрессивной шкалы, т.е. чем выше
доход работника, тем меньше ставка социального налога (что должно
стимулировать работодателя к легализации высоких выплат
сотрудникам).

Функции различных внебюджетных фондов с введением в действие
единого социального налога (взноса) с 2001 года переходят в
соответствии со статьей 9 федерального закона от 5 августа 2000 года №
118-ЗФ к налоговым органам, которые:
• производят все предусмотренные Налоговым кодексом мероприятия
налогового контроля. Таким образом, все полномочия, так же как и
ответственность за сбор данного налога, сосредотачиваются в одних
руках - у налоговых органов. Кроме того, на налоговом учете (в
инспекциях МНС на местах) стоит гораздо более предприятий, чем на
учете во внебюджетных фондах, поэтому налоговыми органами
охватывается более широкий круг потенциальных
налогоплательщиков;
• осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов по
платежам в государственные социальные внебюджетные фонды. При
этом недоимки, пени и штрафы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ,
Фонды обязательного медицинского страхования РФ и
государственный фонд занятости РФ, образовавшиеся на 1 января
218
2001 года, взыскиваются в порядке, установленном Налоговым
кодексом;

• производят зачет или возврат излишне уплаченных платежей в
порядке, установленном Налоговым кодексом.

Порядок расходования средств, зачисляемых в данные социальные
фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств,
устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном
страховании. Таким образом, за направлением расходования средств на
пенсионное, социальное и медицинское страхование ведут наблюдение
соответствующие фонды, которые сохраняются как государственные
институты, осуществляющие оперативное управление. При этом
обеспечение пособиями, выплачиваемыми за счет ликвидируемого
государственного фонда занятости РФ, будет производиться за счет
бюджетных средств.

Вводимый социальный налог не отменяет некоторых действующих
ранее норм. Так, например, согласно статье 11 федерального закона от 5
августа 2000 года № 118-ФЗ взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний не включаются в состав единого
социального налога (взноса), а уплачиваются в соответствии с
федеральным законом об этом виде страхования. Также взносы на
обязательное медицинское страхование неработающего населения в
соответствующие фонды производятся органами исполнительной власти
за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих
бюджетах (статья 19 данного закона).

Также продолжается работа по переводу системы социального
страхования с учетом принципов персонифицированного учета.

Не ликвидирована обязанность налогоплательщиков представлять в
Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с федеральным
законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в
системе государственного пенсионного страхования.

Единому социальному налогу посвящена отдельная глава второй
части Налогового кодекса - глава 24 “Единый социальный налог
(взнос)”.

Плательщиками данного налога признаны:
1). работодатели, производящие выплаты наемным работникам;
2). индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины
малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными

219
отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства,
адвокаты.

При этом работодателями могут выступать:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• родовые, семейные общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• физические лица.
Физические лица, из заработной платы которых удерживался 1 % в ПФ
РФ, исключены из числа налогоплательщиков.

Вместе с тем к числу плательщиков отнесены физические лица,
выступающие как работодатели и производящие выплаты.

Кроме того, дополнительно отмечено, что если налогоплательщик
одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков
(1) или 2)), он признается отдельным налогоплательщиком по каждому
отдельно взятому основанию. То есть когда плательщики,
поименованные в п. 2), нанимают на работу сотрудников, то они платят
социальный налог как отдельный хозяйствующий субъект (за себя) и как
работодатель (с доходов, начисленных в пользу работникам); при этом
используются различные регрессивные шкалы налогообложения.

С введением социального налога сохраняется норма, при которой
не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные
предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными актами
субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности. Это касается доходов, получаемых от
осуществления этих видов деятельности.

С 1 января 2001 года налогоплательщик-работодатель исчисляет
единый социальный налог (взнос) в разрезе каждого работника
нарастающим итогом по определенным ставкам регрессивной шкалы.
При исчислении налоговой базы работодатель учитывает любые доходы
в натуральной, денежной форме, а также в форме материальной выгоды
и различных благ; кроме того, исключает доходы, не подлежащие
налогообложению. Ставки налога различны для разных категорий
налогоплательщиков.




220
Таблица
Ставки единого социального налога (взноса) для
налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235
Налогового кодекса.

Налоговая Пенсионный Фонд Фонд обязательного Итого
база на фонд РФ социального медицинского страхования
каждого страхования
отдельного РФ
работника
нарастающ
им итогом с
начала года
Федеральный Территориальны
фонд е фонды
обязательного обязательного
медицинского медицинского
страхования страхования
до 100 000 28,0 процента 4,0 процента 0,2 процента 3,4 процента 35,6 процента
рублей
От 100 001 28 000 руб. + 4 000 руб. + 2,2 200 руб. + 0,1 % 3 400 руб. + 1,9 % 35 600 руб. +
рубля до 300 15,8 % с суммы, % с суммы, пре- с суммы, с суммы, 20 % с суммы,
000 руб. превышающей вышающей 100 превышающей превышаю- превышаю-щей
100 000 руб. 000 руб. 100 000 руб. щей 100 000 руб. 100 000 руб.
От 300 001 59 600 руб. + 7,9 8 400 руб. + 1,1 400 руб. + 0,1 % 7 200 руб. + 0,9 % 75 600 руб. +
руб. до % с суммы, % с суммы, с суммы, с суммы, 10,0 % с
600 000 руб. превышающей превышаю- щей превышаю- превышаю- суммы,
300 000 руб. 300 000 руб. щей 300 000 щей 300 000 руб. превышаю-щей
руб. 300 000 руб.
Свыше 83 300 руб. + 2,0 11 700 рублей 700 рублей 9 900 рублей 105 600 руб. +
600 000 руб. % с суммы, 2,0 % с суммы,
превышающей превышаю-щей
600 000 руб. 600 000 руб.

При этом имеются ограничения на применение регрессивной шкалы
налогообложения. Возможность ее использования выясняется после
вычисления средней налоговой базы на одного человека в предыдущий
календарный год. При данном расчете, когда в организации численность
работников свыше 30 человек, не учитываются 10 % работников,
имеющих наибольшие по размеру доходы; в организациях до 30 человек
(включительно) - 30 %.

Например, если численность сотрудников предприятия составляет
10 человек, то при расчете не учитываются доходы трех (30 % от 10
человек) самых высокооплачиваемых сотрудников - они исключаются из
расчета; суммируются доходы остальных семи работников и полученная
сумма делится на семь. Когда численность организации, например,
составляет 40 работников, то из расчета исключаются 4
высокооплачиваемых сотрудника, а по оставшимся 36 исчисляется
средний доход.

Далее полученная налоговая база за календарный год (предыдущий
налоговый период) в среднем на одного работника сравнивается с

221
суммой в 50 000 рублей. При превышении соответствующей налоговой
базы 50 000 рублей налогоплательщик-работодатель имеет право
применять регрессивную шкалу, при которой с увеличением дохода
уменьшается ставка налога.
Налогоплательщики, не соответствующие данному критерию (когда
налогооблагаемая сумма в среднем на одного человека за год составляет
менее 50 000 рублей), уплачивают налог по максимальной суммарной
ставке в 35,6 процента независимо от фактической налогооблагаемой
базы отдельно по работникам - по ставке, предусмотренной при
величине налоговой базы на каждого отдельного работника с зарплатой
до 100 000 рублей.
Существует важное ограничение в применении регрессивной
шкалы налогообложения - закон требует постоянно сопоставлять
накопленную налоговую базу в разрезе по работникам с некоторой
величиной. Так, когда на момент уплаты налога за истекший месяц
накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на
одного работника (не следует забывать про то, что необходимо сделать
поправку на 10, 30 процентов высокооплачиваемых сотрудников)
становится менее суммы, равной 4 200 рублям, умноженным на
количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то налог
уплачивается по максимальной суммарной ставке 35,6 %,
соответствующей величине налоговой базы на каждого отдельного
работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины
базы на каждого отдельного работника. Вместе с тем, если по итогам
следующего месяца величина налоговой базы в среднем на одного
работника опять превышает сумму в 4 200 рублей, умноженную на
количество месяцев с начала года, то налогоплательщик-работодатель
может снова использовать регрессивную шкалу налогообложения, но
без пересчета налога за истекшие месяцы.
Снижение ставки социального налога и применение регрессивной
шкалы будет способствовать выведению зарплаты из тени. Таким
образом, введение определенных условий применения регрессивной
шкалы налогообложения должно стимулировать повышение выплат
всем работникам, а не их отдельным категориям (например,
руководству).
***
В заключение отметим, что внебюджетные фонды являются
важным звеном финансовой системы государства. Аккумулируя
денежные ресурсы, они направляют их на решение важных социально-
экономических задач. Являясь одним из методов перераспределения
национального дохода государства в пользу определенных групп
населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального
согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного
экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.


222
Глава 12. Финансы предприятий

12.1 Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и
функции финансов предприятий, принципы их организации.
Типы финансовых отношений предприятий

Финансы предприятий

1. Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и
функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы
финансовых отношений предприятий

Предприятие является основной единицей производственно-
хозяйственной и
коммерческой деятельности, самостоятельно хозяйствующим
субъектом, производящим продукцию, выполняющим работы и
оказывающим услуги.
От эффективности работы предприятия, его финансовой
устойчивости и экономической активности зависят здоровье всей
экономики и индустриальная мощь государства.
Финансы способствуют быстрой адаптации предприятий к работе
в рыночных условиях, трансформации их хозяйственной деятельности в
соответствии с постоянно изменяющимся законодательством.
Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов
обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их
банкротство.
В условиях рынка состояние финансов предприятий интересует
непосредственных участников экономического процесса.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка
является удовлетворение общественных потребностей, получение
прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
- выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в
соответствии со спросом;
- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их
взаимозаменяемости;
- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и
корректировать их в соответствии с имеющимися обстоятельствами;
- внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и
управление;
- заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении
жизненного уровня, создании благоприятного социально-
психологического климата в трудовом коллективе;

223
- обеспечивать конкурентоспособность предприятия;
- проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

В целях ускорения структурной перестройки экономики,
повышения эффективности работы в рыночных условиях предприятий и
иных коммерческих организаций Правительство РФ разработало
концепцию и программу их реформирования. Выполнение этой
программы окажет положительное воздействие на всю финансово-
хозяйственную деятельность.
Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций
понимается изменение принципов их действия, направленное на
реструктуризацию, способствующую улучшению управления,
повышению эффективности производства и конкурентоспособности
выпускаемой продукции, производительности труда, снижению
издержек производства, улучшению финансово-экономических
результатов деятельности, а также меры государственной поддержки
указанных изменений.
К проблемам, препятствующим эффективному
функционированию предприятий в современных условиях
относятся такие как:
- неэффективность управления предприятием, обусловленная
отсутствием стратегии в деятельности предприятия, недостаточным
знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем квалификации
менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;
- низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед
участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений,
сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а
также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия;
- низкие размеры уставного капитала акционерных обществ;
- отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов,
особенно в части обращения взыскания на имущество должника;
- высокие расходы на содержание объектов социально-культурного
назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
- необеспеченность единства предприятия как имущественного
комплекса;
- отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом
состоянии предприятия для акционеров (учредителей), руководителей,
инвесторов, кредиторов и органов исполнительной власти.
Приоритетными задачами реформы предприятий являются:
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- защита прав акционеров;
- разграничение ответственности участников и управляющих;
- совершенствование механизмов исполнения решения судов;
- предоставление достоверной информации о финансово-экономическом
положении предприятий;

224
- создание эффективного механизма управления на предприятиях;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения
финансовых средств;
- квалификационное развитие персонала как фактор повышения
устойчивости развития предприятия.
Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий
принимаются собственниками предприятия.

Финансы предприятий это экономическая категория, особенность
которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функциях. Они
выражают денежные распределительные отношения, без которых не
может совершаться кругооборот общественных производственных
фондов.
Финансы предприятий являются важнейшей составной частью
финансовой системы РФ. Их функционирование обусловлено
существованием товарно-денежных отношений и действием закона
стоимости и направлено на достижение общих целей эффективного
развития производства. Финансам предприятий присущи те же черты,
что и категории финансов в целом.
Финансы предприятий представляют собой совокупность
денежных отношений, возникающих у конкретных хозяйствующих
субъектов, связанных с формированием денежных доходов и
накоплений и использованием их на выполнение обязательств и
развитие.

Финансы предприятий выполняют распределительную и
контрольную функции.
Распределительная функция проявляется в процессе
распределения стоимости общественного продукта и национального
дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями
денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на
возмещение израсходованных средств производства, образование
валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат
распределению в целях выполнения денежных обязательств перед
бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения
является формирование и использование целевых фондов денежных
средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание
эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации
распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует
понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и
тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли
и всего народного хозяйства с помощью таких финансовых категорий


225
как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка,
амортизация, основные и оборотные средства.
Контрольная функция финансов предприятий способствует выбору
наиболее рационального режима производства и распределения
общественного продукта и национального дохода на предприятии и в
народном хозяйстве.
Контрольная функция финансов реализуется по следующим
основным направлениям:
- контроль за правильностью и своевременностью перечисления
средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам
финансирования;
- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных
средств с учетом потребностей производственного и социального
характера;
- контроль за целенаправленным и эффективным использованием
финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают
нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и
источники их финансирования.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются
сторонами одного и того же процесса.

Принципы организации и типы финансовых отношений
предприятий

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на
определенных принципах, связанных с основами хозяйственной
деятельности.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что
предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники
финансирования, направления вложений денежных средств, с целью
получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные
стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги,
нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость
затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в
развитие производства за счет собственных денежных средств,
банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной
целью предпринимательской деятельности - получением прибыли.
Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща

226
коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и
государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается
достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой
государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в
распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

4. Принцип материальной ответственности - означает наличие
определенной системы ответственности за результаты финансово-
хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого
принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их
руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы,
неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств,
налогового законодательства и т.д.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов - связан с
необходимостью формирования финансовых резервов и других
аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков,
связанных с предпринимательской деятельностью. Например, все
предприятия и банки, созданные как акционерные общества, обязаны
формировать резервный фонд в размере 15% от уставного фонда для
покрытия убытков или капитализации.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов
находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной
экономической ситуации применяются свои формы и методы,
соответствующие уровню развития производительных сил и
производственных отношений.

Финансовые отношения предприятий охватывают:
- отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам
сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции,
оказанию услуг и др.;
- отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги,
при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и
другие операции;
- отношения со страховыми компаниями и организациями по
страхованию коммерческих и финансовых рисков;
- отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по
операциям с
- производственными и финансовыми активами;
- отношения с инвестиционными институтами (фондами, компаниями)
по размещению инвестиций, приватизации и др.;
- отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
- отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы,
дивидендов и др.;

227
- отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);
- отношения с налоговой службой по уплате налогов и других
платежей;
- отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими
субъектами.

Влияние организационно-правовых форм и отраслевых
особенностей на финансы предприятий

В основном различают два фактора, влияющих на финансы
предприятий: организационно-правовую форму и отраслевые технико-
экономические особенности предприятий.

С января 1995 г. на территории РФ действует ГК, которым
устанавлена система организационно-правовых форм юридических лиц,
систематизированы права, обязанности и ответственность граждан и
юридических лиц - участников экономического оборота. Кодекс
разделил:

- товарищества, как объединения лиц, требующие
непосредственного участия учредителей в их деятельности;

- общества, как объединения капиталов, не требующие такого
участия, но предполагающие наличие специальных органов управления.
Виды хозяйствующих субъектов представлены на рис. 11:




1
Сергеев И.В. Экономика предприятий. М.: Финансы и статистика, 1999.

228
Рис. 1. Виды хозяйствующих субъектов в РФ

От организационно-правовой формы предприятия зависят:
порядок и источники формирования уставного капитала, его
минимальный размер; источники финансовых ресурсов; методы
управление финансами; способ распределения доходов (прибыли) и
покрытия убытков; мера ответственности по обязательствам.
Отраслевая специфика предприятий влияет на состав и
структуру производственных фондов, длительность производственного
цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования


229
простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру
финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других
аналогичных фондов.
Отрасль представляет собой совокупность предприятий,
характеризующихся единством экономического назначения
производимой продукции, однородностью потребляемых материалов,
общностью технологической базы и технологических процессов, особым
профессиональным составом кадров, специфическими условиями труда.
В настоящее время действует Общесоюзный классификатор отраслей
народного хозяйства (ОКОНХ), принятый постановлениями от 14.11.75
№ 18 Госстандарта СССР с последующими изменениями.
Основу материального производства составляют предприятия
промышленности - ведущей отрасли экономики (др. отрасли - сельское
хозяйство, транспорт, строительство, связь, торговля и т.д.). А основу
нематериального производства (непроизводственной сферы) составляют
предприятия, функционирующие в сфере жилищного и коммунального
хозяйства, пассажирского транспорта и др.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств,
взаимосвязанных между собой. Существует также понятие
“промышленный или народнохозяйственный комплекс”, например АПК,
ВПК, машиностроительный, металлургический, топливно-
энергетический (ТЭК) и др.

12.2 Финансовые ресурсы и денежные фонды предприятий
Источники формирования и структура финансовых ресурсов
предприятий
Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность
собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и
заемные средства), находящихся в распоряжении субъекта
хозяйствования и предназначенных для выполнения финансовых
обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, связанных с
расширением производства и экономическим стимулированием.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях:
- в масштабах страны;
- на каждом предприятии.
Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления,
что представлено на рис.2.1




1
Под ред. Родионовой В.М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1994.

230
Ф И НА НСО ВЫ Е РЕСУ РСЫ ПРЕДП РИЯТИ Я


О б р а з уе м ы е з а с ч е т М оби лизуем ы е н а П о с т уп а ю щ и е в п о р я д к е
собствен н ы х и п ри равн енн ы х ф и н ан совом ры н ке п ерерасп редел ен и я
средств
С трах овое
П родаж а
П о с т уп л е н и я
Д оходы возм ещ ен и е п о
собствен н ы х
н а с т уп и в ш и м р и с к а м
П рибы ль от П о с т уп л е н и я ак ц и й ,
осн овн ой облигац ий и
деятельн ости А м орти зац и он - Ф и н а н с о в ы е р е с ур с ы
др уги х вид ов
п о с т уп а ю щ и е о т
ны е отчисления ц е н н ы х б ум а г
кон ц ерн ов,
П рибы ль по
В ы р уч к а о т ассоц и ац и й ,
вы п олн яем ы м К редитны е
реали зац и и о т р а с л е в ы х с т р ук т у р
н а уч н о - и н вести ци и
в ы б ы в ш е го
и сследовательски м
и м ущ ества
р а б о т а м и д р уг и е Ф и н а н с о в ы е р е с ур с ы
ц елевы е дох оды ф о р м и р уе м ы е н а
У стой чи вы е п а е в ы х (д о л е в ы х )
п асси вы
П рибы ль от н ачалах
ф и н ан совы х
Ц елевы е
оп ерац и й
Д ивиденты и
п о с т уп л е н и я
проценты по ценны м
(п л а т ы з а
П рибы ль от б ум а г а м д р у г и х
содерж ан и е д етей
строи тельн о-
эм и тен тов
и д р .)
м он таж н ы х раб от,
вы п олн яем ы х М оби лизац и я Б ю д ж е т н ы е с уб с и д и и
х озяй ствен н ы м в н ут р е н н и х
сп особом р е с ур с о в в
Д р уг и е в и д ы
строи тельстве
р е с ур с о в
Д р уг и е в и д ы
П аевы е и и н ы е
доходов
взн осы член ов
т р уд о в о г о
коллектива
Д р уг и е в и д ы
п о с т уп л е н и й

Рис. 2. Структура финансовых ресурсов предприятия.

Источником формирования финансовых ресурсов на
общегосударственном уровне является национальный доход.

Источниками образования финансовых ресурсов предприятия
являются:
а) собственные и приравненные к ним средства (прибыль,
амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества,
устойчивые пассивы);
б) ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа
собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитные
инвестиции);
в) поступления денежных средств от финансово-банковской
системы в порядке перераспределения (страховые возмещения;
поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые
взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетные
субсидии).
Размер финансовых ресурсов предприятий зависит от объема
производства, его эффективности и определяет возможности их
использования на:
- осуществление необходимых капитальных вложений;
- увеличение оборотных средств;
- выполнение финансовых обязательств;

231
- инвестирование в ценные бумаги;
- обеспечение потребностей социального характера,
благотворительность и спонсорство.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе
производственной и инвестиционной и финансовой деятельности.
Основными формами их существования являются основные и оборотные
средства (капитал).
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и
эффективное их использование во многом предопределяют финансовое
благополучие предприятий. Важную роль при этом играет финансовое
планирование.

Денежные фонды и резервы предприятий

ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ формируются в момент организации
предприятия.

УСТАВНЫЙ капитал (фонд) - основной источник собственных
средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал.
Его формирование зависит от организационно-правовой формы и
регулируется ГК РФ.
Хозяйственные товарищества и общества показывают по этой
строке сумму уставного (складочного) капитала, кооперативы сумму
паевого фонда как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов),
государственные и муниципальные предприятия показывают величину
уставного фонда.

Величина уставного капитала предприятия изменяется в
зависимости от результатов его деятельности за год, что находит
отражение в учредительных документах и в форме № 3 «Отчет об
изменении капитала».
Увеличение уставного капитала возможно за счет:
- выпуска дополнительных акций (эмиссии);
- внесения дополнительных вкладов участниками хозяйственных
товариществ;
- направления средств добавочного капитала в установленном порядке.
Уменьшение уставного капитала возможно за счет:
- изъятия вклада участниками;
- аннулирования собственных акций акционерным обществом;
- уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при
доведении уставного капитала до величины чистых активов,
определяемых путем вычитания из суммы активов, принимаемых к
расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету.


232
К денежным фондам относится и ДОБАВОЧНЫЙ капитал. По своему
финансовому происхождению он формируется за счет следующих
источников:
- эмиссионного дохода;
- суммы дооценки внеоборотных активов;
- курсовых разниц, связанных с формированием уставного капитала;
- суммы нераспределенной прибыли, направленной на покрытие
капитальных вложений;
- безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на
производственные цели;
- ассигнований из бюджета на финансирование капитальных вложений
и др.
Он может быть использован:
- на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по
результатам его переоценки;
- погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи
имущества др. предприятиям и лицам;
- на увеличение уставного капитала;
- на погашение убытка, выявленного по результатам работы
предприятий за отчетный год.
Добавочный капитал, образованный от дооценки внеооборотных
активов представляет собой величину прироста за счет доведения до
рыночной цены аналогичного имущества на момент переоценки. Таким
образом, восполняется потеря стоимости имущества, происходящая за
счет инфляции. Уменьшение сумм добавочного капитала, образованного
в результате переоценки может быть только в результате:
- переоценки в сторону снижения стоимости основных средств;
- направления средств на увеличение уставного капитала;
- выбытия основных средств.

РЕЗЕРВНЫЙ капитал это денежный фонд, образуемый за счет
отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
функционирующего в форме акционерного общества или предприятия с
иностранными инвестициями. Предназначен для:
- покрытия убытков отчетного года;
- выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли
отчетного года для этих целей;
- для погашения облигаций и выкупа акций (в акционерных
обществах).
Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
Резервный фонд акционерных обществ создается в размере,
предусмотренным уставом, но не менее 15 процентов от уставного
капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений
до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер
ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не

233
может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения
размера установленного уставом общества.
Наличие резервного фонда является важнейшим условием
обеспечения устойчивого финансового состояния предприятий.
Налоговый аспект формирования резервного фонда состоит в том,
что сумма отчислений в резервный и другие аналогичные фонды не
подлежит налогообложению.

ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ формируется у организации в
случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего
благоустройства (полученных безвозмездно, в том числе по договору
дарения, приобретенных организаций), ранее не учтенных в составе
уставного (складочного капитала), уставного фонда, добавочного
капитала.

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ это денежные средства, отчисляемые из
чистой прибыли и предназначенные для развития основного
производства в целях увеличения имущества предприятия, так и для
финансовых вложений для извлечения прибыли. Если чистой прибыли
не хватает для финансирования развития производства, то образуется
инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые
на развитие производства, в т.ч. чистую прибыль, амортизационный
фонд, заемные и привлеченные источники.

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ это денежные средства, направляемые на
социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной
сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного
характера, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на
транспорте и др. цели.

ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - формируется на предприятиях,
осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих
валютную выручку или покупающих валюту для импортных операций.
Ими в банках, имеющих валютные лицензии, открывается валютный
счет.
Кроме перечисленных фондов на предприятиях создаются
оперативные денежные фонды такие как - ФОНД ВЫПЛАТЫ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Для обеспечения своевременных выплат на
счете накапливаются необходимые денежные средства, а при их
отсутствии предприятия обращаются в банк за кредитом на выплату
заработной платы. Раз в год образуется ФОНД ДЛЯ ВЫПЛАТ
АКЦИОНЕРАМ дивидендов по акциям. Периодически формируется
ФОНД ДЛЯ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ, а
также ФОНД ДЛЯ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОВ БАНКов, ФОНД
ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ФОНД НАУЧНО-

234
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКТИХ РАБОТ, ФОНД ОТЧИСЛЕНИЙ
ВЫШЕСТОЯШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Создание фонда накопления и фонда потребления, а также других
денежных фондов обязательно, если это предусмотрено учредительными
документами коммерческих предприятий, либо собранием акционеров
по представлению совета директоров принимается решение о
направлении прибыли в эти целевые фонды. Зачастую указанный
порядок нарушается, что приводит к ущемлению прав акционеров и
отсутствию четко выработанных ориентиров в пропорциях накопления и
потребления. Эта проблема может быть эффективно решена только в
рамках стратегического финансового планирования - концепции,
отдающей приоритет накоплению капитала и его производительному
использованию.

Способы мобилизации предприятиями финансовых ресурсов на
финансовом рынке

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК - это рынок финансовых активов, форма
организации движения денежных средств в экономике. Он
функционирует как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг,
валютный и страховой рынок.
Предпосылкой его функционирования является несовпадение
потребности в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с
наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый
рынок предназначен для аккумулирования временно свободных
денежных средств и эффективного их использования. Функциональное
назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению
денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям
(инвесторам) - основным его участникам.
Использование денежных средств финансового рынка, которое
осуществляется с помощью таких способов как эмиссия, открытие
кредитной линии в банках, получение займов у других организаций и
инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить
следующие задачи:
- обеспечить перелив капитала между его участниками, способствуя
концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах
экономики;
- эмитентам позволяет мобилизовать внутренние источники
финансирования и временно свободные денежные ресурсы для
долгосрочных инвестиций и удовлетворения других потребностей;
- инвесторам сформировать свои инвестиционные портфели
наилучшим образом с точки зрения сохранности капитала от
инфляции и в целях получения дополнительного дохода.


235
12.3 Сущность основных средств (основного капитала)
предприятия. Источники их формирования, состав и структура

Материально-технической основой производства на любом
предприятий являются производственные фонды, представляющие
собой функционирующие в процессе деятельности предприятия средства
производства, выраженные в стоимостной форме и денежные средства. В
процессе воспроизводства фонды находятся в непрерывном
кругообороте и в зависимости от способа перенесения стоимости на
создаваемый продукт делятся на основные и оборотные.
Основные средства – это денежные средства, инвестированные в
основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Они оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовое
состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Первоначальное их формирование происходит при учреждении
предприятия за счет уставного капитала. В момент приобретения
основных средств и принятия на баланс их величина количественно
совпадает со стоимостью основных средств. В дальнейшем по мере
участия в производственном процессе стоимость основных средств
раздваивается: одна часть, равная износу, переносится на готовую
продукцию, другая – выражает остаточную стоимость действующих
основных фондов.
Сношенная часть стоимости основных средств, перенесенная на
готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно
накапливается в денежной форме в амортизационном фонде и
используется на воспроизводство основных средств, что видно на
рис.3.14




14
Финансы. Под ред. Родионовой В.М., М.: Финансы и статистика, 1994 г.

236
Первоначальная Остаточная
стоимость основных
Основные средства стоимость
фондов по балансу основных фондов

Износ
основных
фондов




Амортизационные
отчисления
Капитальные Фонд развития Амортизационный
вложения производства фонд



Источники финансирования:
1.Прибыль и другие собственные
финансовые ресурсы предприятия.
2.Акционерный и долевой капитал.
3.Долгосрочный кредит.
4.Бюджетные ассигнования.
5.Средства внебюджетных фондов.

Рис. 3. Кругооборот стоимости основных фондов


По вещественно-натуральному составу основные средства
подразделяются на:
здания и сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование;
измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительную
технику; транспортные средства; инструмент; производственный и
хозяйственный инвентарь и принадлежности; продуктивный и
племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги
и прочие. А также в составе основных средств учитываются:
капитальные вложения на коренное улучшение земель; капитальные
вложения в арендованные объекты основных средств; земельные
участки; объекты природопользования (вода, недра и др. природные
ресурсы).




237
По функциональному назначению основные средства делятся на:
- промышленно-производственные, которые непосредственно
участвуют в производственном процессе и используются в основных,
вспомогательных и подсобных цехах, лабораториях, складах (машины,
оборудование и т.п.);
- непроизводственные, которые непосредственно не участвуют в
производственном процессе, а используются в социальной сфере
предприятия, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении,
культуре (жилые дома, детские сады, школы, больницы и др.).

По принадлежности основные средства подразделяются на
собственные и арендованные.

В зависимости от степени воздействия основных средств на
предметы труда они делятся на активные и пассивные.

К активным относятся те, которые в процессе производства
непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его
(машины, оборудование и др.)

Остальные относятся к пассивным, т.к. только создают
необходимые условия для производственного процесса (здания,
сооружения и др.).

По использованию основные средства делятся на:
• находящиеся в эксплуатации;
• находящиеся в запасе (консервации).




238
Основные сред ства (фонды)


Группировочные признаки


Вещественно-
Функциональное Отраслевой Принадлежность Использование
натуральный
назначение признак состав
находящиеся в
собственные
производствен- основные здания
эксплуатации
средства
ные
сооружения арендованные находящиеся в
промышлен-
запасе
непроизводст- рабочие
ности
(консервации)
машины и
венные
основные
оборудование
средства
сельского и т.д.
хозяйства

и т.д.


Схема 1. Классификация основных средств (фондов)1/


1/
Сергеев И.В. Экономика предприятий. М.: Финансы и статистика, 1999.




239
В бухгалтерском учете основные средства отражаются в разделе
баланса «Внеоборотные активы», которые тождественны понятию
«основной капитал» и также включают:
- долгосрочные финансовые инвестиции (затраты на долевое участие
в уставном капитале в других предприятий, на приобретение акций и
облигаций на долговременной основе, долгосрочные займы,
стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду на праве
финансового лизинга);
- нематериальные активы, т.е. имущество, не имеющее материально-
вещественной формы (права на объекты интеллектуальной и
промышленной собственности, право пользования земельными
участками и др. природными объектами, организационные расходы
учредителей при организации предприятия как юридического лица,
«цена фирмы» и др.);
- незавершенное производство (затраты на возведение знаний и
сооружений, капитальные вложения в оборудование, требующее
монтажа и др. объекты, которые не прошли приемку и не включены в
состав основных средств).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных
средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование их в производстве продукции при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного
использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных
активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в
будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение
которого использование объекта основных средств приносит доход
организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного
использования определяется исходя из количества продукции (объема
работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате
использования этого объекта.

Стоимость основных средств. Оценка и износ основных средств.
Источники финансирования воспроизводства основных средств

Для учета, анализа и планирования, а также определения объема и
структуры капитальных вложений необходима стоимостная оценка
основных средств.
Оценка основных средств – это денежное выражение их
стоимости. Применяется четыре вида оценки:

240
- первоначальная;
- восстановительная;
- остаточная;
- ликвидационная.
Каждый из них выражает определенную совокупность финансовых
отношений и различные методы регулирования.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по
первоначальной стоимости, регулируемой Положением по
бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных
за плату, признается сумма фактических затрат организации на
приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на
добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, а также
фактических затрат на доставку объектов и приведение их в состояние,
пригодное для использования.
Фактическими затратами на приобретение, сооружений и
изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику
(продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по
договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением основных
средств;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие
аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением
(получением) прав на объект основных средств;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением
объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через
которую приобретен объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением,
сооружением и изготовлением объекта основных средств. В
частности, начисленные до принятия объекта основных средств к
бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они
привлечены для приобретения, сооружение или изготовление этого
объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретение,
сооружение или изготовление основных средств, общехозяйственные и
иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно
связанны с приобретением, сооружением или изготовлением основных
средств.



241
Восстановительная (приведенная) стоимость основных средств
– это стоимость их воспроизводства в современных условиях. Величина
отклонения восстановительной стоимости основных средств от их
первоначальной стоимости зависит от темпов ускорения НТП, уровня
инфляции и др. Своевременная и объективная переоценка основных
средств имеет очень важное значение прежде всего для их простого и
расширенного воспроизводства.
В условиях инфляции переоценка основных средств на предприятии
позволяет:
• объективно оценить истинную стоимость основных средств;
• более правильно и точно определить затраты на производство и
реализацию продукции;
• более точно определить величину амортизационных отчислений,
достаточную для простого воспроизводства основных средств;
• объективно устанавливать продажные цены на реализуемые основные
средства и арендную плату (в случае сдачи их в аренду).
В период перехода к рыночной экономике в России, который
сопровождался спадом производства и высоким уровнем инфляции,
переоценка основных средств осуществлялась ежегодно. Последняя
была проведена в 1997 г. путем:
• индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применение
индексов изменения стоимости основных фондов,
дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и
оборудования, транспортных средств и других основных фондов по
регионам, периодам изготовления (приобретения);
• прямым пересчетом стоимости отдельных объектов основных фондов
по документально подтвержденным рыночным ценам на них,
сложившимся на 1 января 1997 г.


В настоящее время коммерческая организация может не чаще
одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы
однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной)
стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально
подтвержденным рыночным ценам.

Остаточная стоимость представляет собой разницу между
первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа,
т.е. эта та часть стоимости основных средств, которая еще не перенесена
на производимую продукцию.
Оценка основных средств по их остаточной стоимости необходима
для того, чтобы знать их качественное состояние, в частности
определить коэффициенты годности и физического износа и составления
бухгалтерского баланса.

242
Ликвидационная стоимость внеоборотных активов
устанавливается, как правило, ликвидационной комиссией предприятия,
подлежащего ликвидации вследствие банкротства, по решению
участников или по иным основаниям, предусмотренных действующим
законодательством.

Основные средства, участвующие в процессе производства,
постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие
их эксплуатации и естественного снашивания.
Различают физический и моральный износ.
Под физическим износом понимается потеря средствами труда
своих первоначальных качеств. Уровень физического износа зависит от:
качества основных средств, степени их эксплуатации, уровня
агрессивности среды, квалификации обслуживающего персонала,
своевременности проведения ППР и др.
Для характеристики степени физического износа основных средств
используют такие показатели как:
- коэффициент физического износа (износ / первоначальная
стоимость);
- коэффициент годности (первоначальная стоимость – износ /
первоначальная стоимость).
Сущность морального износа основных средств состоит в том, что
они обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа,
до окончания срока своей физической службы.
На каждом предприятии процесс физического и морального износа
основных средств должен управляться. Основной целью управления
является недопущение чрезмерного износа основных средств, особенно
их активной части, что может привести к негативным экономическим
последствиям для предприятия.

Функционирование основных средств и нематериальных активов
ограничено сроком их службы, по истечении которого они выбывают из
оборота, что вызывает необходимость обновления.
Непрерывный процесс обновления основных средств для
поддержания их количественного и качественного состояния,
осуществляемый путем приобретения, реконструкции, технического
перевооружения, модернизации и капитального ремонта называется
воспроизводством основных средств.
Воспроизводство имеет две формы:
- простое, при котором затраты на возмещение износа основных
средств соответствуют по величине начисленной амортизации;
- расширенное, при котором затраты на возмещение износа
превышают сумму начисленной амортизации.


243
Наличие, движение и состав основных средств представлены в
отчетах в форме балансовой модели:
Соск = Сосн + Сосп – Сосв,
Где:
Соск – стоимость, имеющихся в наличии основных средств на конец
года.
Сосн – стоимость имеющихся в наличии основных средств на начало
года;
Сосп – стоимость поступивших в отчетном году, в т.ч. введенных в
действие новых основных средств;
Сосв – стоимость выбывших в отчетном году основных средств, в т.ч.
путем ликвидации или списания;

Для более детального анализа процесса воспроизводства основных
средств используются такие показатели как:
1.Коэффициент обновления основных средств (Сосп / Соск);
2.Коэффициент выбытия основных средств (Сосв / Сосн);
3.Фондовооруженность труда (среднегодовая стоимость основных
средств / среднегодовую численность ППП) и др.

Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной
политике, которая проводится на предприятии.

Амортизация основных средств, способы ее начисления

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных
средств на производимый продукт, целевое накопление денежных
средств и их последующее использование на воспроизводство
(возмещение, восстановление) изношенных основных средств.

Амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости
износа основных средств и нематериальных активов. Они включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) и в составе выручки от
реализации продукции возвращаются на счет предприятия, становясь
источником финансирования как простого, так и расширенного
воспроизводства.

Отношение годовой суммы амортизации к стоимости основных
средств называется нормой амортизации. Она показывает, какую долю
своей балансовой стоимости ежегодно переносят основные средства на
созданную ими продукцию и рассчитывается по формуле:

На = Сос.перв. + Рд + Рм – Сос.ост.
Сос.перв. х Т


244
Где:

На – норма амортизации;
Сос.перв. –первоначальная стоимость основных средств;
Рд - расходы на демонтаж и реализацию основных средств;
Рм – расходы на модернизацию;
Сос.ост. – остаточная стоимость основных средств;
Т – нормативный срок службы основных средств.

По установленным нормам амортизационные отчисления включаются в
себестоимость продукции.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется по видам
основных средств на основе их среднегодовой стоимости по формуле:

А= Сос.ср х На ,
100
Где:
А – годовая сумма амортизационных отчислений;
Сос.ср – среднегодовая стоимость основных средств.
Стоимость основных средств предприятия изменяется в течение
года по причине их ввода и выбытия. Поэтому в финансово-
экономических расчетах чаще всего используют среднегодовую
стоимость, определяемую по формуле:

Сос.ср = Сосн + Сосп х К1\12 – Сосв х К2\12

Где:
Сосн – стоимость основных средств на начало года;
Сосп – стоимость поступивших (вводимых) основных средств
Сосв - стоимость выбывших (ликвидируемых) основных средств в
течение года;
К1 и К2 – количество месяцев функционирования основных средств в
течение года с учетом времени ввода (выбытия).


Выбытие объекта основных средств имеет место в случае
продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и
физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и
чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставной
(складочный) капитал других организаций.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или
постоянно не используется для производства продукции, выполнения
работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации,
подлежит списанию с бухгалтерского учета.


245
Начисление амортизации объектов основных средств производится
одним из следующих способов:1/

- линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ).
Применение одного из этих способов начисления амортизации по
группе однородных объектов основных средств производится в течение
всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или
текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения
переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации,

<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>