<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Но, к удивлению, этим вопрос о пересадке органов не закончился. В 1980 году вожди культа опять сделали крутой поворот. В "Сторожевой башне" 15 марта они написали:
Ясно, что личные взгляды и чувства совести разнятся по вопросу пересадки (органов человеческого тела)… нет прямого библейского повеления, запрещающего принятие плоти другого человека. По этой причине, каждый отдельный человек, который стоит перед решением, что делать, должен осторожно и молитвенно взвесить дело и затем согласно совести решить пред Богом, что он может или не может сделать.
В конце концов, верный и благоразумный раб признал, что "людоедство" 1967-1975 годов на самом деле таковым не было. А тем временем за восемь лет много свидетелей Иеговы ослепли по причине отказа от пересадок роговых оболочек, а другие умерли, отказавшись от пересадки жизненно важных органов тела. Вожди же и Общество Сторожевой Башни не понесли никакой ответственности за зигзаги в своем учении, которые обернулись трагедией для многих людей.
Согласно статистике, от половины до одного процента людей, которым необходима хирургическая операция, умрут, если им не сделать переливание крови. В одной из своих книг Давид Рид пишет, что в настоящее время 12 миллионов человек посещают Залы Царства организации свидетелей Иеговы. А это значит, что от 60 до 120 тысяч человек подвергают себя опасности преждевременной смерти, если повинуются в этом вождям культа.
Несостоятельность шестого столпа веры свидетелей Иеговы
Однако и этот последний столп веры Сторожевой Башни несостоятельный и шаткий. Почему? Для этого есть, по крайней мере, четыре причины.
Во-первых, Ветхозаветный запрет относительно употребления крови в пищу действителен на все времена и на все положения для христиан Нового Завета. Многие понимали и понимают, что апостольское решение, которое записано в Деян. 15:20, 29, было сделано, потому что тогда христианские церкви состояли из обращенных евреев и язычников. Христианамевреям было трудно оставить такие Ветхозаветные повеления, как обрезание, разницу между чистой и нечистой пищей.
Поэтому ради мира и общения уверовавшим из язычников было сказано воздерживаться от того, что соблазняло евреев, включая воздержание от мяса, которое предлагалось людям после ритуального приношения идолам.
Согласно апостолу Павлу, как он написал об этом в 8-ой главе 1-го Послания к Коринфянам, зрелый христианин живет в свободе Христовой и знает, что идол есть ничто (ст. 4) и что пища не приближает верующего к Богу и не отдаляет от Него (ст. 8). Такой христианин может без вреда для своей совести есть идоложертвенную пищу, так как он знает, что она не бывает нечистой сама по себе.
Однако для христианина немощного в вере положение выглядит не так. Он ещё подвержен суеверным представлениям прошлой жизни и соблазняется, когда видит, как зрелый христианин вкушает идоложертвенную пищу. Он может настолько соблазниться, что может отказаться от веры в Христа и погибнуть. По этой причине зрелый христианин должен вести себя ответственно и не уязвлять совесть своего немощного брата по вере.
Ап. Павел предупреждает: "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода не послужила соблазном для немощных" (ст. 9). Немощными в данном случае были новообращенные из язычников, которые на первых порах духовной жизни не были свободны от признания идолов за реальные божества (ст. 7).
Многие обращенные к Христу евреи во времена раннехристианской Церкви были немощными в другом отношении. Для них ритуальные и образные повеления в Ветхом Завете продолжали иметь силу. Когда христиане из язычников употребляли в пищу кровь, удавленину или идоложертвенное, для них это было большим соблазном. Они не могли свободно участвовать с ними в одних и тех же христианских богослужениях, и апостолы повелели бывшим язычникам воздерживаться от того, что соблазняет евреев-христиан.
Так понимали и понимают многие толкователи Слова Божья решение апостолов во время Иерусалимского собора по поводу крови. Первый президент Общества Сторожевой Башни, Чарльз Расселл, заимствовал это понятие от таких протестантских толкователей. Но, если бы даже толкователи не были правы, то нельзя доказать, что переливание крови одного человеческого тела в другое, равномерно тому, чтобы есть или пить кровь.
Для примера возьмем сегодняшних ортодоксальных евреев. По повелению Ветхого Завета и предписанию раввинов они могут есть только кошерное мясо. Это мясо называется таковым по нескольким причинам. Вопервых, оно должно быть мясом чистого животного. Во-вторых, это должно быть мяса такого животного, которое зарезано предписанным раввинами образом. И, в-третьих, кровь животного должна полностью вытечь после того, как животное было зарезано. Кроме других повелений религиозные евреи соблюдают повеление не употреблять в пищу кровь животных.
Однако, когда касается хирургических операций и переливания человеческой крови для лечения или спасения жизни, ортодоксальные евреи ничего не имеют против того, чтобы в их вены вливали кровь других людей или принимать собственную кровь после того, как она была ими дана для хранения на случай необходимости во время операции.
Поэтому возникает вопрос, кто лучше понимает Ветхозаветный запрет об употреблении крови в пищу, - ортодоксальные евреи, имеющие религиозные, национальные и исторические связи с Ветхим Заветом, или лидеры культа свидетелей Иеговы, которые решили, что переливание крови смертный грех? Притом они решили это в 1945 году, много лет после того, как их культ появился на свет. Если современные евреи, которые до сих пор держатся Ветхого Завета, не видят никакого греха в переливании крови, то как могут лидеры Сторожевой Башни доказать, что оно равносильно употреблению крови в пищу и поэтому грех? Вполне понятно, что лидеры культа трактуют этот вопрос неправильно к большому вреду для своих последователей.
Нужно иметь в виду, что в Ветхом Завете кровь животных имела особое значение. Господь сказал израильтянам: "Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев. 17:11). Так было с самого начала. Люди приносили животных в жертву, и их кровь имела такое символическое значение. По этой причине нельзя было есть кровь, но дать ей вытечь из тела животного. В Новом Завете принесение животных за грех и пролитие их крови пришло к концу. Символ этого акта исполнился в искупительной жертве Христа. Поэтому запрет, который был связан с символическим значением крови, исполнил своё значение. Для некоторых может быть неясно, нужно ли продолжать держаться запрета. Известно, что ряд запретов Ветхого Завета, особенно в вопросе пищи, перестали быть обязательными.
Как бы то ни было, Ветхозаветный запрет не имел в виду медицинское переливание крови одного человека в другого. Кровь человека тоже была ценна, и её нельзя было проливать. Но под пролитием крови человека обозначалось преступное убийство человека, т.е. незаконное лишение его жизни. А это совсем не то, что происходит при переливании крови. Дающий кровь не страдает от того, что он это делает. Наоборот, он помогает сохранить здоровье и жизнь другому человеку. А это очень благое дело, которое необходимо совершать ради любви к своему ближнему.
Во-вторых, запрет крови сопровождался запретом употреблять в пищу "тук" или жир животных. Если бы руководители Сторожевой Башни были последовательны, они бы запретили членам своей организации употреблять в пищу также жир животных. В Лев. 3:17 мы читаем: "Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука (т.е. жира) и никакой крови не ешьте". И ещё в Лев. 7:23 мы читаем: "Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте". Однако, по словам Давида Рида, который в свое время был членом культа:
Свидетели Иеговы, которые тщательно избегают употребление пищи, содержащую кровь, совсем не возражают против того, чтобы употреблять в пищу жир.
Если свидетели Иеговы скажут, что в Ветхом Завете существовал запрет и крови, и жира, а в Новом Завете запрещена лишь кровь, то на это мы ответим, что в Новом Завете Христос вообще сказал: "Ничто входящее в человека извне, не может осквернить человека, но что исходит из него" (Марк 7:15), а Ап. Павел подтвердил это, говоря: "Я знаю и уверен в Господе Иисуса, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14:14).
На этом основании мы можем сказать, что запрет употребления крови в Деяниях был связан с присутствием в общинах христиан-евреев. Мы читаем, что Павел поступал так, чтобы не соблазнять евреев: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев" (1 Кор. 9:20). Хотя в Послании к Галатам он доказывает, что христианам нет необходимости соблюдать обрезание. Однако, в Деян.16:3 читаем, что он сам обрезал Тимофея "ради Иудеев".
По всей вероятности, к такой необходимости относилось повеление воздерживаться от употребления крови (Деян. 15:20, 29). Проблема с руководителями Сторожевой Башни такова, что когда они хотят, они до крайности буквализируют стихи в Библии, а когда не хотят, то толкуют их полностью либерально. Они настолько буквализируют стихи о крови, что запрещают её переливание для спасения жизни, говоря, что переливание - то же самое, что есть кровь. Даже ортодоксальные евреи не соглашаются с ними в этом.
В-третьих, учение Сторожевой Башни о том, что душа человека - это кровь (как и у животного), не согласуется с Библией. Между людьми и другими земными творениями существует огромная разница. Человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:27), а животные лишены такой привилегии.
Слово душа (по-еврейски, нефеш) имеет широкое употребление в Ветхом Завете. Во-первых, оно относится к животным, находящимся ниже человека. Во-вторых, к человеку. И, в-третьих, к Самому Богу.
Когда оно относится к существам ниже человека, оно обозначает жизнь их материального тела. Но когда оно относится к человеку, оно обозначает жизнь его вечного духа. То же самое в отношении к Богу.
Слово Божие говорит, что Бог есть Дух (Иоан. 4:24). Он не имеет физического тела. Однако, в Библии говорится, что у Бога есть душа. Мы читаем: "Разорю высоты ваши, и разрушу столпы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами" (Лев. 26:30). "Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя" (Ис. 1:14). Его душа нематериальна.
Подобным образом, душа человека нематериальна, потому что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Душа человека существует после его физической смерти. Приведенные ниже места Св. Писания, свидетельствуют об этом.
Христос однажды сказал ученикам: "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться; бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геену; ей, говорю вам, того бойтесь" (Лук. 12:4). В этих словах дан контраст между физическим телом, которое можно убить, и душой, которую невозможно убить, но которая после смерти человека может быть ввергнута в геенну огненную. Страх, о котором сказал Христос, заключается не в том, чтобы бояться убиение тела, и на этом конец, а в том, чтобы после смерти душа человека не попала туда, где будет вечное мучение.
Если бы, как учит Сторожевая Башня, геена была прекращением существования без будущего воскресения, это не так страшно. Но, если она обозначает вечное мучение, то это очень страшно. Слова Христа не дают основания утверждать, что геена - прекращение существования без воскресения. Мы читаем Откр. 6:9, где сказано, что в небесном видении Иоанн увидел "под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство". Это значит, что он увидел не тела и не кровь убиенных, а их бессмертные души после физической смерти за веру в Христа. Что может быть яснее, чем то, что душа человека - это не материальная кровь?
Ап. Павел также написал подобное, что доказывает это. Во 2 Кор. 5:6-9 он говорит: "Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водво-ряясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными". Выражения водворяться в тело и выходить из тела доказывают, что человек состоит более, чем из материи. На самом деле, суть человека есть его душа, или дух и душа, которые находятся в его теле и могут выйти из тела. Толкование, что эти стихи относятся к 144 тысячам избранных, - не к месту. Апостол Павел говорит не о привилегированном классе избранных, как утверждают иеговисты, а о всех верующих (стих 10).
В-четвертых, учение Сторожевой Башни о крови и запрет переливания крови несостоятельны, потому что они противоречат практике и учению Христа. В Новом Завете мы читаем о нескольких случаях, когда Христос исцелил в субботу людей, имеющих серьезные физические проблемы. Например, человека, у которого была сухая правая рука (Марк 3-1-5), женщину, скорченную духом немощи (Лук. 13:11-16), человека, страждущего водяною болезнью (Лук. 14:1-6) и другие. Книжники и фарисеи были ярыми противниками того, чтобы Он это делал по субботам; настолько против, что даже сговаривались за это убить Его (Марк 3:6). Но Господь не смотрел на эти препятствия. Кроме других дней недели Он исцелял людей также по субботам, потому что был не согласен оставить их на страдание или на вероятную смерть по причине их болезней. Если бы Он не исцелял по субботам, то многие вообще пропустили бы возможность исцелиться, потому что Иисус не находился на одном месте изо дня в день. Он шел дальше, и каждый день Его окружали новые люди.
Видя сопротивление книжников и фарисеев тому, что Он исцелял больных по субботам, Иисус очень сожалел об их неразумии и немилосердном отношении к людям. Не один раз Господь их спрашивал: "Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить?" (Марк 3:4). Они не могли Ему ответить ни слова. Однако это их не убеждало. Они продолжали стоять на своем.
Однажды Иисус в субботу исцелил в синагоге скорченную женщину.
Начальник синагоги, негодуя, сказал народу: "Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний" (Лук. 13:14). На это Господь ему ответил: "Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую сатана связал вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лук. 13:15-16). На это начальник синагоги тоже не мог ничего ответить.
Подобным образом ведут себя руководители Общества Сторожевой Башни в Бруклине. Они создали учение, которое усложняет возможность для выздоровления их больных последователей. Часто это бывает причиной смерти как взрослых иеговистов, так и их детей. Поэтому такое учение можно называть догмой смерти. Поэтому запрет, имеющий символическое значение, они сделали немилосердным орудием напрасных страданий и смерти. Что может быть более жестоким, чем это учение?
Это учение настолько жестоко, что даже среди свидетелей Иеговы в Америке появилась группа инакомыслящих, которые выступили с протестом против учения Сторожевой Башни о крови. Естественно, эти диссиденты восстали против авторитета лидеров организации и не признаются ими как достоверные последователи. Их либо отлучают, либо они скрываются. Диссиденты создали свою организацию под названием Associated Jehovah’s Witnesses for Reform on Blood (т.е. "Ассоциация свидетелей Иеговы для реформы (учения) о крови"). Она имеет свой вебсайт в "Интернете", в котором в 1999 году было сделано следующее заявление:
Мы искренне убеждены, что Общество Сторожевой Башни может еще раз изменить свою доктрину о крови. Это вопрос жизни и смерти для тысяч свидетелей Иеговы… Мы побуждаем свидетелей искать альтернативные методы терапии без переливания крови по совету квалифицированных профессиональных медиков, которые могут дать вам самый лучший совет, относительно риска и потенциальной пользы как принятия, так и отвержения всех продуктов из крови, невзирая на то, одобряет или нет использование этих продуктов Общество Сторожевой Башни.
Наша цель: чтобы все свидетели Иеговы имели разрешение свободно избирать принимать или не принимать разные виды кровяной терапии или (ее) продуктов без страха быть отлученными или лишенными общения.
Чтобы Сторожевая Башня признала, что некоторые свидетели, после внимательного изучения Писания и медицинской науки, пришли к заключению, что использование крови или кровяных продуктов - не нарушение Божьего закона, так как они не используются, как пища для тела. Переливания крови как жидкого вещества равнозначно пересадке органа. Это не принятие пищи и не нарушает заповеди Писания "воздерживаться от крови" (питаться ею).
Обложка журнала культа "Пробудитесь" 22 мая 1994 содержит фотографию 26 детей, различного возраста до 17 лет, с надписью: "Подростки, которые первое место дали Богу". Внутри журнала провозглашается: "В прежние времена тысячи молодых людей умерли, дав первое место Богу".
Они продолжают это делать, только сегодня эта драма проигрывается в больницах и на судебных процессах в связи с вопросом переливания крови.
В заключение, "Ассоциация свидетелей Иеговы для реформы о крови" следующими словами выразила протест против такого требования, предъявляемого Сторожевой Башни её последователям:
Сколько ещё наших детей должны умереть после того, как бывают испробованы все альтернативные не кровяные терапии? Воистину ли это та жертва, которую требует Бог от родителей свидетелей Иеговы?
В Ветхозаветное время многие израильтяне уклонялись в заблуждение тем, что приносили на жертвенниках детей Молоху. В книге пророка Иеремии (32:35) Бог говорит, что они проводили "через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду". Это значит, что они сжигали своих детей в жертву этому богу. Некоторые израильтяне, возможно, также думали, что такие жертвы угодны Господу. Поэтому пророк Михей спрашивает их: "Но, можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?" О, человек! Сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих. 6:7-8). Богу, Которого члены культа по обычаю Ветхого Завета так любят называть Иеговой, неугодны такие жертвы. Он хочет справедливости, милосердия и жизни людей для славы Его.
На основании всех этих данных должно быть понятно, что этот шестой столп веры Сторожевой Башни - шаткий во всех отношениях. Как мы заметили, диссиденты культа верят, что их Общество, в конце концов, признает ошибочным своё учение о крови. Если же оно это сделает, то не потеряют ли его лидеры лицо и авторитет? Не должны ли будут они ответить за страдания и смерть многих своих последователей и их детей? Не в этом ли причина, что они медлят и не хотят отменить своё ложное учение?
Недавно появились сведения, что будто-бы Общество Сторожевой Башни, наконец, пошло на смягчение в вопросе переливания крови. Если это так, то это будет хорошо для многих его последователей. Будем надеяться, что этот и другие столпы веры свидетелей Иеговы будут низвержены для славы Божьей.
В заключение этой главы, хочется сказать, что хотя исторические и доктринальные данные показывают несоответствие учения и методов толкования Св. Писания Обществом Сторожевой Башни, это не значит, что можно легко привести отдельных иеговистов к убеждению, что их Общество стоит на ложных основах, и они должны оставить это Общество и его лжеучение. Как обычно бывает в тоталитарных культах, Общество Сторожевой Башни настолько пленило умы и сердца своих последователей, что им трудно отказаться от тех идей, которое они уже приняли, и от связи с единоверцами, к которым они привыкли. Есть нечто трагическое в том, что происходит с людьми, воспринявшими какое-то ложное мировоззрение, особенно, когда оно продолжает внушаться его учителями и через чтение литературы культа.
Свидетели Иеговы заявляют, что для них главный авторитет Библия, однако это не так. Исследователь культов, Ван Баален, пишет, что основа вероучения их культа - не Библия, а его "полный рационализм". Основатель Общества Сторожевой Башни и его преемники вплоть до нашего времени истолковывают Библию с точки зрения того, что приемлемо для их человеческого ума. Их рационализм виден в отвержении всего, что, по словам Ап. Петра, неудобовразумительно для их ума.
Пророк Исаия в своё время услышал такие слова Господа: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не разумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их" (Ис. 6:9-10).
Эти слова относились, во-первых, к народу иудейскому во время Исаии.
Во-вторых, евангелист Иоанн употребил их в отношении людей, когда Христос был на земле (Иоан. 12:39-43). И, в-третьих, к жившим в Риме иудеям, когда Ап. Павел жил там и свидетельствовал о Христе (Деян. 28:26-27).
Мы можем сказать, что в наше время у последователей Сторожевой Башни подобное духовное состояние. Вы можете объяснить им истину Слова Божья, но они не слышат и не разумеют, потому что их духовные уши, очи и сердце закрыты. Они реагируют на это отвержением и настаиванием на своем. Мы должны понимать с сожалением, что на самом деле они - жертвы духа заблуждения.
Однако не нужно слишком печалиться. Господь Иисус сказал: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лук. 18:27). Арианство, о котором мы говорили при обсуждении третьего столпа веры свидетелей Иеговы, было в 4-ом веке таким же сильным и проблемным учением. Однако Церковь с ним боролась и с Божьей помощью превозмогла. Нам также нужно быть верными в борьбе с учением Сторожевой Башни и с учениями других культов. Сила и победа не от нас, а от Господа. Придет час, когда Господь победит для славы Его.
Тем временем Господь совершает победу в сердцах отдельных свидетелей Иеговы, которые оставляют свой культ и находят спасение в Христе. Многие бывшие последователи Сторожевой Башни могут об этом засвидетельствовать. Они наши братья и сестры во Христе, живущие в разных странах, включая страны СНГ и Америку. Заканчивая книгу, автор предлагает вниманию читателей свидетельство одного из бывших иеговистов, который прежде активно занимался распространением учения культа, но Господь остановил его на ложном пути и дал ему милость познать истину.
Глава 16. Свидетельство бывшего иеговиста
Свидетельства об обращении к спасительной вере в Христа всегда назидательны и важны. Особенно, когда люди освобождаются от крепких сетей ложных учений и находят истинную свободу во Христе. Поэтому, в заключение нашей книги, мы желаем привести свидетельство бывшего последователя Общества Сторожевой Башни, который в молодости воспринял учение этой организации, ревностно распространял его, а потом по Божьей милости освободился и стал евангельским верующим. Это свидетельство испанца Сезара Видаля Мансанареса; описано оно им в книге "Воспоминания свидетеля Иеговы". В целях нашего труда нет необходимости писать все подробности, иначе пришлось бы перепечатывать почти всю книгу. Но мы постараемся передать его свидетельство так, чтобы было понятно, как он попал в плен учения Сторожевой Башни, и как был освобожден из него.
Как он стал членом культа свидетелей Иеговы
Сезар Мансанарес был студентом католического колледжа Св. Антония в Испании, когда в первый раз услышал от преподавателя религии, священника Сантоса, о свидетелях Иеговы. Это было за пару лет до 1975 года, когда иеговисты ожидали Армагеддон и наступления Тысячелетнего Царства. Сезар не представлял, кто такие свидетели Иеговы, и подумал, что это, вероятно, какая-то политическая группировка. Поэтому он попросил священника в личной беседе объяснить более подробно. То, что он услышал от Сантоса, показалось ему удовлетворительным. Сезар подумал, что с помощью данных ему сведений он сможет доказать любому свидетелю Иеговы неправильность его позиции. Однако это оказалось грубейшей ошибкой. Кроме того, чтобы сделать о них рекламу, священник:
…представил их неточно, тенденциозно и без опоры на Библейское учение. Свидетели Иеговы могут разрушить такие представления за несколько минут и убедить своего слушателя, что их несправедливо оклеветали враги истинного Бога.
Наконец, отец Сантос приуменьшил значение, не предоставив нам ни малейшей возможности вести с ними беседу, опираясь на Библию. Свидетели Иеговы, как и любая другая секта, достаточно опасны, чтобы ими пренебрегать. Если кто-либо не знает Слова Божия, они могут смутить его с первой же встречи. Отец Сантос не доставил нам такого знания, и, действуя таким образом, он косвенно отправил нас на битву с противником, которого мы считали слабейшим, тогда как были полностью безоружны пред ним. Вскоре мне предстояло узнать, как дорого мне обойдется эта ошибка.
Через месяца три после разговора со священником о свидетелях Иеговы они постучали в дверь дома родителей Сезара Мансанареса. После того как мать открыла дверь и обменялась с ними несколькими словами, два молодых приверженца культа были готовы идти дальше, но к ним проявил интерес Сезар. Мать ушла, а он продолжил разговор, который длился два часа.
Темами беседы были такие: правильно ли учение о Святой Троице; Бог ли Христос; можно ли делать переливание крови; когда наступит конец света; и достоверна ли Библия. В конце беседы представлению, которое создалось у Сезара о свидетелях Иеговы после его разговора с Сантосом, был нанесен значительный удар.
Однако этим дело не кончилось. Представители культа пришли снова через неделю. На этот раз беседа началась с их тогдашнего учения, что "конец" света должен наступить в 1975 году. На вопрос, в каком месяце наступит конец, один из иеговистов ответил, что это, несомненно, будет осенью, потому что Адам был сотворен осенью. А дня и часа никто не знает. "В конце концов, и Сын, Который менее Отца, не знает ни дня, ни часа. Мы также этого не знаем" - заявил один из них. Уверенность свидетелей Иеговы в то время относилась, в общем, к осени 1975 года, а не к точному дню или часу, когда это должно было произойти. На молодого Сезара Мансанареса эта уверенность произвела большое впечатление.
Посещения свидетелей Иеговы продолжались. Тем временем Сезар продолжал учиться в колледже, и его интересовало, смогут ли его священникипреподаватели ответить на вопросы об учении свидетелей Иеговы. Две попытки получить ответ от священников не дали удовлетворительных результатов. По сути, священники отмахивались, советуя "забыть эти глу-пости". Такое отношение побудило Сезара ещё больше расположиться к свидетелям Иеговы. Он ещё усерднее стал прислушиваться к их ответам и читать их литературу.
Несмотря на то, что некоторые пункты их учения казались странными, он, под руководством новых друзей, начал изучать книгу "Истина, которая приводит в жизнь вечную". А этот шаг, наконец, привел его к принятию учения Общества Сторожевой Башни. Сезар Мансанарес так говорит о методе привлечения людей в этот культ:
Лично я считаю, что их литература для них - основной метод приобретения новых членов. Это не изучение Библии, как они утверждают, но, скорее, изучение какой-либо из книг. Хотя они порой и выражают готовность "изучать Библию по темам", их терпение всегда ограничено; рано или поздно они начинают пытаться заставить своего подопечного перейти к изучению их собственной литературы, угрожая в противном случае прекратить свои посещения, тогда как конец так близок. В двух случаях из трех такая тактика приносит успех, как это было и со мной. В третьем случае человек распознает наглый шантаж и прекращает отношения.
Несомненно, что попав в сети их литературы, очень трудно бывает снова вырваться на свободу, и некоторым это никогда не удается.
В дальнейшем, присоединение к культу иеговистов и активное участие в хождении от дома к другому с целью распространения их учения произошли без проблем. Сезар делал всё, что ожидалось от усердного свидетеля Иеговы. Его родители и члены семьи, хотя не соглашались с его новыми убеждениями, однако особенно не притесняли его за это. Сезар описывает, как, несмотря на много занятий в школе и подготовку к учебе в университете, он ходил от дома к дому по двадцать-тридцать часов в неделю с литературой культа, а иногда и больше. Он описывает также, как Сторожевая Башня получает хорошую прибыль в связи с тем, что рядовые иеговисты должны покупать журналы и книги, независимо от того, смогут они продать литературу внешним людям, или просто раздадут.
Интересно, что несмотря на очевидность несостоявшегося предсказания о конце света осенью 1975 года, Сезар не оставил культ. Летом того года, с 7 по 10 августа, он присутствовал на первой национальной ассамблее свидетелей Иеговы в Испании, которая состоялась во Дворце спорта в Барселоне. Руководители культа провозглашали близкий конец света и побуждали своих последователей гордиться тем, что только они возвещают истину. Сезар пишет:
Эта типичная гордыня считать себя единственно истинной религией оставалась в целости, но вместо угрозы инквизиции или преследований, которым подверглись в Испании религиозные диссиденты, налицо была угроза того, что скоро Бог Иегова повергнет в Армагеддоне всех тех, кто не принадлежит к организации свидетелей Иеговы.
Я признаю, что испытывал эту гордыню. Быть "свидетелем Иеговы" порождало во мне чувство превосходства. Всего лишь через несколько месяцев (ибо осень 1975 была недалеко) Бог разрушит существующий порядок, и в то время как большая часть человечества будет уничтожена, я вместе с другими "свидетелями Иеговы" перейду в новый порядок. В то время как все человечество погрязло во грехе, мы шли от дверей к дверям, чтобы возвестить людям об участи, которая их ожидала. Пока тем летом люди шли на пляжи, мы собирались, ожидая этого нового порядка, который вознаградит все наши жертвы. Даже и эта ассамблея была жертвой. Все ее участники были добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения от "свидетелей Иеговы".
Мы ели, стоя, ибо Сторожевая Башня не собиралась тратить ни одного цента на покупку стульев. Мы принимали пищу прямо в зале собраний, чтобы не прерывать проповедей Царства. Мы плохо спали и были вынуждены приходить пораньше, чтобы найти сидячие места. Мы приехали сюда, заплатив обычную цену, в ужасном поезде, нанятом Сторожевой Башней для ассамблеи, но мы делали все это с удовольствием.
Таковы были чувства рядовых свидетелей Иеговы. Вожди культа намеренно ввели их в возбужденное состояние. В то же самое время они готовились к тому, чтобы не потерять лицо, если предсказанное событие не исполнится. Сезар продолжает:
По мере приближения осени 1975 года энтузиазм большинства "свидетелей Иеговы" возрастал в предвкушении тысячелетнего царства. Казалось, что оно находится уже на расстоянии протянутой руки. И, однако, начиная с этой самой ассамблеи, с кафедр Залов Царства начали говорить, что если даже в 1975 году конец не наступит и ничего не произойдет, то беспокоиться и огорчаться нечего. В конечном счете, нужно хранить верность организации свидетелей Иеговы, и это самое главное. Само собой разумеется, что осень наступила и прошла, как и весь 1975 год, но конец так и не состоялся.
На такой исход ожиданий свидетели Иеговы прореагировали по-разному. Одни сразу поняли обман и оставили Сторожевую Башню; другие пришли к такому понятию постепенно и тоже покинули её; третьи поддержали официальную версию вождей культа, что Сторожевая Башня никогда официально не провозглашала наступление конца света в 1975 году; а четвертые, в числе которых был Сезар Мансанарес, решили, что сама дата 1975 года не имеет большого значения, потому что рано или поздно придет конец. Последние говорили, что не нужно вредить репутации такой хорошей организации, как Общество Сторожевой Башни. А что касается 1975 года, лучше об этом не вспоминать. Поэтому Сезар Мансанарес без проблем оставался в культе и продолжал деятельность. Однако уже в следующем году Господь впервые показал ему, что он находится на ложном пути.
Неожиданное первое поражение
Когда свидетели Иеговы посещают людей, они обычно чувствуют себя уверенными в том, что если не сразу, то постепенно докажут собеседникам правоту своего учения. Так чувствовал и Сезар Мансанарес, когда он и трое единоверцев-иеговистов отправились на беседу с одной протестанткой и ее пастором в городе Энтревиас в начале 1976 года. Одним из шедших с ним был старейшина общины культа в городе Паломарес.
Как обычно, Сезар и его друзья взяли с собой достаточное количество журналов и книг Общества Сторожевой Башни. Кроме того, Сезар взял с собой Новый Завет на греческом языке, который он начал изучать в университете. Несмотря на предстоящую встречу не просто с кем-то, а с пастором протестантской церкви, они думали, что если даже будут затруднения, их победа - только дело времени.
Но дело оказалось не так. Испробовав все свои приемы в течении первых двадцати минут беседы, Сезар и его коллеги увидели, что им не удалось ввести пастора в замешательство. В результате этого пришедший с ними старейшина встал и с гневом ушел. Он понял, что успеха не будет, и поэтому удалился. Но Сезар и два других иеговиста этого не поняли и остались, думая, что смогут доказать пастору свою правоту.
Дискуссия продолжилась и коснулась темы, кто есть Христос. Как правило свидетели Иеговы считают себя экспертами по этому вопросу и уверены, что могут доказать, что Христос не такой Бог, как Бог Отец.
Поэтому Сезар и его друзья подумали, что теперь-то они загонят пастора в тупик. На их вопрос, Бог ли Христос, пастор ответил утвердительно и пояснил, что это действительно так, потому что по Библии Христос есть Творец вселенной.
Не соглашаясь, Сезар возразил, что Христос творец лишь в косвенном смысле, а не в прямом. На самом же деле Иегова создал мир, только посредством Христа. Однако пастор не принял его возражение, указав, что, согласно Библии, есть только один Творец Бог. Стараясь доказать пастору свою правоту, Сезар привел в пример генерала, воевавшего против города и взявшего его. Этот генерал может заявить, что он взял город. Но, может ли он сказать, что сделал это без участия офицеров и солдат? Так и в вопросе создания вселенной, продолжал настаивать Сезар, она была создана Иеговой, но, конечно, посредством Иисуса Христа.
Заявив это с уверенностью, Сезар решил, что вопрос исчерпан и пастору больше нечего сказать. Но, к его удивлению, пастор продолжил: "Да, аргумент хорош, но знаете ли вы хотя бы одного генерала, который бы утверждал, что он взял город сам, один, без чьей-либо помощи?" Сезар подумал, что в действительности нет такого генерала, который мог бы так сказать. Пока он размышлял об этом и недоумевал, что бы мог обозначать этот вопрос, пастор предложил ему прочитать два стиха из книги пророка Исаии. Первым был 8-ой стих из 45-й главы, где сказано: "Кропите небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастет вместе правда. Я, Господь, творю это". Вторым был стих 13-й из 48-ой главы: "Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса". (В этом и других стихах Ветхого Завета имя Господь в еврейском оригинале - Иегова, примечание Н.П.) Поэтому, сказал пастор в заключение, если в одном месте Св. Писания сказано, что Иегова создал всё Сам, а в другом, что всё создал Христос, то Христос - это Иегова.
Аргумент пастора показался Сезару неопровержимым. Но, не желая признать поражение, он перешел к другой излюбленной теме свидетелей Иеговы. Он сказал, что пастор верит в существование только одного Бога, а Библия говорит, что есть много богов. Иисус Христос лишь один из них, как впрочем, и сатана, согласно 2 Кор. 4:4. Но пастора, хорошо знавшего Библию, было невозможно отразить. Он предложил Сезару прочитать стих 6 из 44-ой главы книги прпорока Исаии, где написано: "Так говорит Господь (Иегова), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Иегова) Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога". Затем пастор добавил: "Итак, очевидно, что нет других богов, не так ли?" Однако Сезар не сдавался. Он возразил, что Бог един лишь в абсолютном смысле. Это - Бог с большой буквы. Однако есть множество богов с маленькой буквы, т.е. сотворенные боги. Христос и диавол были когда-то сотворены и поэтому они - боги с маленькой буквы.
Выслушав это, пастор снова задал вопрос, на который Сезар мог только ответить утвердительно, но который вел к ещё худшим последствиям для Сезара и его коллег. На вопрос, считает ли Сезар, что все созданные боги появились после Иеговы (Который не имеет начала), Сезар ответил утвердительно и заявил, что в начале всего Иегова создал Сына, а потом создал другие существа, среди которых некоторые - боги.
Тогда пастор предложил Сезару прочитать 10-й стих 43-й главы книги пророка Исаии, где сказано: "А Мои свидетели, говорит Господь (Иегова), вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет".
Затем пастор добавил: "Видите, что Он (т.е. Иегова) хочет сказать? Не было другого бога ни прежде, ни после. Либо Христос есть единый Бог, либо Он не может быть Богом". Сезар описывает дальше:
И снова аргумент оказался убийственным, возразить против которого было абсолютно нечего. Понемногу я начинал видеть, как Христос и Всевышний растворялись один в другом всё более совершенным образом. Тем же самым образом, как существовал один Творец, Который был Всевышним, будучи Христом, точно так же существовал Бог, Который был Всевышним, будучи Христом. Я стал испытывать глубокое томление, от которого, казалось, задыхался.
Но и это не заставило Сезара сдаться. Вспомнив ещё одно место Св. Писания, он подумал, что ещё есть надежда отразить аргументы пастора.
Ссылаясь на Марк 13:32, он заявил, что Христос не может быть Богом, потому что есть то, чего Он не знает. Если бы Он был Богом, то знал бы день и час Своего Второго Прихода. А раз не знает, то Он не Бог.
Однако и на это пастор смог без труда ответить Сезару, который в тот момент вынул греческий Новый Завет, чтобы проверять ответы пастора с помощью оригинала. Пастор попросил его прочитать Иоан. 16:30, где погречески написано: nun oidamen oti oidaV panta - "Теперь мы знаем, что Ты знаешь все". Это было так неожиданно для Сезара, что он едва не впал в шоковое состояние. Пока Сезар пробовал прийти в себя, пастор предложил ему прочитать ещё Иоан. 21:17, где написаны слова Ап. Петра, сказанные Христу: Kurie, panta su oidaV - "Господи, Ты всё знаешь". В заключение, пастор пояснил, что как Человек Христос мог не знать ни дня, ни часа Своего пришествия, но как Бог Он знал всё. Эти доказательства привели Сезара и его коллег в замешательство.
Но пастор на этом не закончил. Желая показать им ещё больше, Кто есть Иисус Христос, он предложил сравнить два места Св. Писания: Ис. 43:10 из Ветхого Завета и Откр. 22:16 и 13 из Нового Завета. На основании данных стихов, если в Ветхом Завете Бог Иегова говорит о Себе, что Он Первый и Последний, а в Новом Завете то же самое говорит о Себе Иисус Христос, то это значит, что Иисус Христос должен быть Иеговой.
Сезар промолчал, не зная, что сказать. Но один из его коллег решил спасти положение. Он уверенно возразил, что если бы Христос был Иеговой для истинных христиан в Новом Завете, то кто-то из них назвал бы его Богом. Но так как никто не назвал Христа Богом, значит Он не Бог. Тогда пастор предложил им прочитать Иоан. 20:28. Сезар открыл греческий Новый Завет и прочитал: apekriqh kai eipen autw, O KurioV mou kai o QeoV mou - то есть, "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой".
После этого Сезару и его коллегам больше ничего не оставалось делать, как, собрав разложенные на столе журналы и книги, бежать из дому.
Сезар не помнит, как это произошло, но помнит, что когда они оказались на улице, он ощутил дуновение свежего воздуха на своих пылающих от смущения щеках. Он не предполагал, что они потерпят поражение от пастора, у которого в руках была одна лишь Библия, в то время как они принесли с собою множество журналов и книг.
Реакция на поражение
Однако победить последователя культа в дискуссии не значит, что он уже приобретен для Христа. Есть много других факторов, которые заставляют его продолжать держаться культа. Подсознательно он чувствует, что с учением культа что-то неладно. Однако он также чувствует, что оставить культ - значит оставить привычный образ жизни, оставить друзей, и, более всего, лишиться общения с родными. Нежелание этого и страх заставляют человека подавлять внутреннее чувство неуверенности и даже более ревностно распространять учение культа.
Приблизительно так было и в случае с Сезаром Мансанаресом. Когда он и его коллеги убежали от пастора, Сезар знал, что они потерпели поражение, но это привело его не к раскаянию, а к ярости "при мысли, что Сторожевая Башня, возможно, не была теократической организацией Бога Иеговы, или же что мы не были еще достаточно искушены, чтобы бороться против таких ангелов диавола, как этот пастор". Сезар решил утвердить свою принадлежность к организации свидетелей Иеговы. Он стал ещё усерднее проповедовать учение культа и более внимательно читать литературу верного и благоразумного раба. Сомнения, которые рождались в глубине его разума по вопросу учения Сторожевой Башни о Личности Иисуса Христа, он приписывал искушениям со стороны диавола. Он даже достал адреса католических священников в Испании, которые печатали в прессе статьи против свидетелей Иеговы, и стал вызывать их на прения. Некоторые из них отозвались. Победив их своими аргументами, Сезар был доволен, и чувство поражения, которое осталось у него после конфронтации с пастором, наконец исчезло.
Ревнуя "об истине", Сезар начал изучать историю Общества Сторожевой Башни. Но вместо вдохновения он обнаружил более тридцати изменений в толкованиях книги Откровения и четырех Евангелий о конце мира за время существования своей организации. Хотя это не поколебало его веру, но заставило искать объяснения у старейшины местной общины. Тем временем, его лучший друг и другие свидетели Иеговы оставили культ в связи с тем, что предсказание вождей о 1975 годе не исполнилось.
Несмотря на это, Сезар продолжал защищать учение и деятельность Сторожевой Башни. Особая возможность представилось ему, когда известный в городе журнал "Белое и черное" опубликовал статью одного католического священника против свидетелей Иеговы. Сезар написал ответ, который был напечатан в одном из последующих номеров. За это он получил похвалу от старейшин общины культа, где состоял членом.
Казалось, что ни всреча с пастором, ни другие случаи не имели эффекта на связь Сезара с организацией свидетелей Иеговы. Однако на самом деле это было не так. Божья истина имеет силу, и Дух Святой действует через посеянное слово Божье. Вскоре в духовной жизни Сезара произошло одно важное событие, которое помогло ему полностью порвать с Обществом Сторожевой Башни. То, как это случилось, - один из примеров действия Слова Божьего на сердце и разум человека.
Продолжая быть ревностным сторонником культа, Сезар проповедовал это учение в университете, где занимался на первом курсе. Но он обнаружил, что студенты вообще сомневались в истинности Библии. Желая убедить их в её достоверности, он начал изучать пророчества Ветхого Завета и доказывать, что многие из них действительно исполнились. Сезар не подозревал, что как раз такое исследование Слова Божьего поможет ему самому полностью убедиться в том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Господу было угодно, чтобы Сезар убедился в этом сам исключительно посредством Библии, без участия какого-нибудь искренного христианина.
Неожиданный Божий сюрприз
Началось это тогда, когда при изучении пророчеств Сезар обратил внимание на исполнение Ветхозаветых пророчеств о Христе в Новом Завете.
Первое, с которым он столкнулся лицом к лицу, записано в книге пророка Исаии: "Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас" (Ис. 35: 4).
"Как же это так?" - подумал он, - "Разве пришедший на землю Спаситель не был Иисус? Почему же в этом стихе сказано, что грядущим Спасителем будет Сам Всевышний?" Сезар не знал, как ответить на свои вопросы.
Второе место также находится в книге пророка Исаии: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (т.е. Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3). Об исполнении этого пророче-ства написано в Новом Завете, в Лук. 3:4, где Иоанн Креститель свидетельствует, что сказанное в Ветхом Завете об Иегове относится к Иисусу Христу. Для Сезара, который мыслил логически, становилось понятно, что, приготовляя путь Иисусу, Иоанн готовил его не кому-то иному, как Самому Всевышнему Богу.
Затем и третье пророчество, на которое он обратил внимание, было в книге Исаии: "Вот Господь (т.е. Иегова) Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей" (Ис. 40:10-11). Исполнение его записано в Евангелии от Иоанна 10-й главе, где Иисус назвал Себя добрым Пастырем. Сезар увидел, что Иегова Бог Ветхого Завета и Иисус Христос Нового - это один и тот же Пастырь. При мысли, о том, что всё это значит в сравнении с учением Сторожевой Башни о Христе, его охватила глубокая тревога.
И, наконец, четвертое пророчество, которое Сезар обнаружил тоже в книге пророка Исаии, не принесло ему облегчения. Там написано: "Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного.
Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено" (Ис. 45:22-23). Он увидел, что в Ветхом Завете сказано, что всякое колено преклонится перед единым истинным Богом. А в Новом Завете, в Фил. 2:10-11 говорится, что всякое колено преклонится перед Христом и всякий язык признает, что Иисус Христос - Господь. Это были новые, важные открытия для Сезара.
Затем он увидел ещё два пророчества в книге пророка Захарии, которые не меньше подействовали на него. Одно из них записано в главе 2-й, 10-м стихе: "Ликуй и веселись дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь (т.е. Иегова)". Об исполнении его Сезар подумал:
Еще и еще раз Иегова пророчествует, что Он придет поселиться на Сионе, между тем, я знаю, что Тот, Кто пришел поселиться там, был Христос.
Другое находится в 11-й главе, 12-м и 13-м стихах: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь (т.е. Иегова): брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня!" Относительно этого пророчества Сезар сказал себе:
Захария предсказал, что Иегова будет продан за тридцать сребреников! Но ведь это Иисус был продан за такую цену!"
В результате сравнительного изучения пророчеств, Сезар Мансанарес стал бояться того, что он находил в Библии. Если он правильно понял эти пророчества и их исполнение, то получалось ни что иное, как то, что Иисус Христос - это одновременно Всевышний Иегова и пришедший на землю Мессия. О своих дальнейших чувствах и размышлениях Сезар написал так:
Но, если все было именно так, то оставалось еще множество вопросов: почему все это не было высказано более ясно в Новом Завете? Ведь там Иисуса никогда не называют Богом, никогда Ему не поклоняются; напротив, Его настойчиво называют Сыном Божиим, титулом, который как будто бы подчеркивает превосходство Отца над Ним и то, что Он есть существо сотворенное.
Истинным должно было быть одно из двух: либо Иисус был всегда только Сыном Божиим, сотворенным и ограниченным (в этом случае кому-то следовало дать мне удовлетворительные разъяснения видимых противоречий с текстами Ветхого Завета), либо же Иисус есть Всевышний и Мессия, Который Сам исполнил Свои собственные пророчества. Если эта вторая альтернатива окажется правильной, то мои дни среди "свидетелей Иеговы" сочтены, ибо я вовсе не был расположен ставить свое спасение на карту такой организации, которая учит ложным учениям. Но я еще не знал тогда, как определить, какая из этих двух позиций - Библейская. Счастливое обстоятельство помогло мне выбраться из этой трудной ситуации.
Окончательное действие Божье
Из того, что происходило в душе Сезара, можно понять, что Слово Божье, в которое он вникал, независимо от литературы Сторожевой Башни, начало действовать в его сердце и открывать ему истину. А когда Господь начинает, Он продолжает это делать Духом Святым, проливая все больше и больше света ищущей правды душе. Счастливое обстоятельство, о котором говорит Сезар, произошло в связи с его последующим решением как можно лучше знать греческий язык, чтобы изучать Новый Завет на языке оригинала. С этой целью он начал повторять уроки греческого языка, которые он проходил раньше в университете. Поэтому Гос-подь, в итоге, использовал Новый Завет на оригинальном греческом языке, для того чтобы Сезар, наконец, полностью убедился, что Иисус Христос есть истинный Бог, пришедший во плоти. Это помогло Сезару вырваться из когтей культа свидетелей Иеговы. Данное важнейшее событие в его жизни произошло следующим образом: Будучи дома, Сезар однажды решил посвятить время чтению Слова Божия. Когда он открыл греческий Новый Завет, его взору предстал 5-й стих из 9-й главы Послания к Римлянам. Он прочитал: wn oi patereV kai eV wn o CristoV to kata sarka, o wn epi pantwn QeoV euloghtoV eiV touV aiwnaV, amhn - "Их и отцы, от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь".
Сезар сразу почувствовал, как будто электрический заряд прошел сквозь его тело. Его сердце забилось с неимоверной частотой, а лоб и спина покрылись холодным потом. Ему показалось, что он вот-вот рухнет на пол. Кое-как Сезар добрался до дивана и повалился на него. Прочитанное место Св. Писания его поразило. Оказывается, что согласно греческому оригиналу, пришедший на землю Мессия есть "благословенный во веки Бог". Как же он не видел этого раньше во время чтения Слова Божия?
Оправившись от шока, Сезар взял в руки перевод Нового Мира, чтобы проверить, как переводчики Общества Сторожевой Башни перевели Рим. 9:5. К своему изумлению, он увидел, что они изменили смысл греческого оригинала. Первую часть стиха они перевели, как должно, т.е. что Христос произошел по плоти от отцов народа израильского. А то, что согласно Ап. Павлу, Христос есть сущий над всем и благословенный Бог, они перевели так, что будто-бы в этом стихе сущий и благословенный относится к Богу Отцу.
Поняв, что перевод данного стиха был сделан неправильно, Сезар решил проследить греческий Новый Завет с самого начала и узнать, не подверглись ли и другие стихи подобному искажению со стороны переводчиков культа.
Ему не пришлось читать долго, чтобы обнаружить подобное. В Матф. 2:2 он нашел, что по-гречески написано: hlqomen proskunhsai autw т.е. "Мы пришли поклониться Ему". А в переводе Нового Мира эти слова переведены так: "Мы пришли воздать ему почтение". Подобное Сезар обна-ружил в 8-ом стихе этой же главы. Затем, в Матф. 28:9, где написано, что после воскресения Христа ученики "поклонились Ему", в переводе Нового Мира сказано, что они "воздали ему почтение".
Нужно помнить, что Сезар, конечно, сравнивал греческий Новый Завет с переводом Нового Мира на испанском языке, который соответствует английскому переводу Библии Нового Мира. Но в обоих случаях почтение и поклонение - это разные слова, которые Сторожевая Башня использует для перевода одного слова proskunw (проскуно) из греческого оригинала, которое значит "поклоняться".
Сторожевая башня учит, что поклонение относится только к Богу Иегове. Не следует поклоняться никому, кроме Него. Даже Сыну Божьему, Иисусу Христу, нельзя поклоняться, потому что по их мнению Он был сотворён, а значит, Ему можно оказывать лишь почтение, как и другим тварным личностям.
Слово "поклонение", по-гречески proskunw (проскуно), употребляется в Новом Завете как в отношении Бога Отца, так и в отношении Его Сына, Иисуса Христа. Однако, как обнаружил Сезар Мансанарес, переводчики Общества Сторожевой Башни переводят по-разному это слово в своей версии Нового Мира. Там, где proskunw (проскуно) и его разные формы относится к Богу Отцу, они переводят его, как поклонение, а там, где оно относится к Сыну, они переводят, как почтение.
Примерами этого служит стих Матф. 4:10, где слово proskunw (проскуно) в версии Нового Мира переведено как поклонение, потому что в этом месте Св. Писания говорится о поклонении Богу Отцу. Как мы уже видели на примере стиха Матф. 28:9, это же слово в версии иеговистов переведено, как почтение, потому что перевести его как поклонение обозначало бы, что Христу можно поклоняться как истинному Богу. Поэтому можно с уверенностью сказать, что переводчики Нового Мира сознательно по-разному переводят с греческого слово proskunw (проскуно). Их цель - согласовать перевод Нового Мира с учением Общества Сторожевой Башни. В результате получается, что учение культа ставится выше учения Библии. На эту тему мы уже говорили в 10-ой главе.
Сезар Мансанарес, который к тому времени уже хорошо знал учение Сторожевой Башни, сразу же понял, почему они так поступили со Словом Божьим. Читая дальше, он дошел до Лук. 1:68, где по-гречески сказано: EuloghtoV KurioV o QeoV tou Israhl, oti epeskeyato kai epoihsen lutrwsin tw law autou - "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и искупил народ Свой". Для него стало ясно, что Кто иначе, как не Господь Бог посетил и искупил Свой народ, когда Иисус пришел на землю.
Затем Сезар нашел в Иоан. 9:38, что когда исцеленный Христом человек поклонился Ему, Христос не возразил против этого. Сезар также увидел, что греческий оригинал Иоан. 8:25 повествует, что Иисус сказал, что Он есть от начала сущий, а это согласуется с Исх. 3:14, где Бог сказал Моисею: "Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам".
Здесь уместно вспомнить, что в 12-ой главе нашей книги мы рассматривали важные слова, которые Иисус сказал иудеям о Себе: "Прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8:58 ), по-гречески Egw eimi (Эго эйми).
Когда бы Авраам ни жил, Иисус есть вечный Я ЕСМЬ. В Евангелии от Иоанна Христос много раз применяет к Себе данное выражение. Греческий оригинал это особенно ярко показывает.
Конфронтация с пастором протестантской церкви в доме одной женщины, изучение исполнения Ветхозаветных пророчеств о Христе в Новом Завете, самостоятельное чтение Нового Завета на оригинальном греческом языке, а также сравнение по Библии оригинально написанных стихов о Христе со сделанным Обществом Сторожевой Башни переводом: всё это привело Сезара к полной уверенности, что Сын Божий Иисус Христос есть истинный Бог.
В результате этого он оставил культ свидетелей Иеговы. Естественно, это не произошло без проблем со стороны старейшин местной общины культа. Они пытались переубедить Сезара, но безуспешно. Когда Бог откроет истину Своего Слова Духом Святым, то никакой человек не сможет переубедить иначе. Сезар уверовал, что Иисус умер за его грехи на кресте. Он покаялся в прежних заблуждениях и принял Христа как своего личного Спасителя. Он стал новым творением во Христе (2 Кор. 5:17).
Покаяние и возрождение в жизни Сезара произошли без помощи какого-то возрожденного евангельского верующего. Дух Святой совершил это посредством Слова Божьего на оригинальном греческом языке. В его слу-чае это было необходимо. Иначе он не смог бы освободиться от ложного учения Сторожевой Башни.
Уверовав во Христа, Сезар не знал, есть ли в мире такие верующие, каким он стал во Христе. Через некоторое время он нашел евангельскую церковь в Испании, где были такие верующие, как он, и присоединился к ней. За своё познание истины Сезар выразил в книге глубокую благодарность всем тем, кого Господь использовал для его спасения. А более всего он воздал славу Самому Господу за то, что Он избавил его душу от лжеучения.
Это свидетельство доказывает, что, в конце концов, свет торжествует над тьмой. И если оно других приведёт к свету, то заслуга будет не этой книги, но Того неоценимого драгоценного Света, Который стал плотью, чтобы умереть за нас, и таким образом дарует нам жизнь вечную.
Апостол Павел во 2-ом Послании к Коринфянам 4:6 прекрасно выразил то, что пережил Сезар Мансанарес: "Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа".
Да будет за это Ему вечная слава! Аминь.
Издательство Ирпенской Библейской семинарии

www.e-puzzle.ru

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ