<<

стр. 21
(всего 21)

СОДЕРЖАНИЕ

4) причинение ущерба в результате физического или психического принуждения,
если вследствие такого принуждения военнослужащий не мог руководить своими
действиями (ст.ст.37-40 УК РФ).
Материальная ответственность военнослужащих исключается за ущерб, возникший
в результате исполнения приказа командира (начальника). Приказ может быть
как законным, так и незаконным. Военнослужащий освобождается от материальной
ответственности за исполнение законного приказа, а также незаконного, если
в момент выполнения приказа он не сознавал его незаконный характер. Материальную
ответственность за причинение такого вреда несет сам командир (начальник).
Этот вывод можно сделать из анализа п.3 и п.4 ст.4, ч.3 и ч.4 ст.5 Федерального
закона "О материальной ответственности военнослужащих", а также ст.38 Устава
внутренней службы РФ (в аналогичной норме УК РФ (п.1 ст.42) прямо сказано
об уголовной ответственности лица, отдавшего незаконный приказ, за вред, причиненный
лицом, для которого исполнение этого приказа было обязательным). Однако военнослужащий,
причинивший ущерб умышленно во исполнение заведомо незаконного приказа, отвечает
на общих основаниях (ч.4 ст.5 вышеназванного Закона).
Законным является приказ, отданный уполномоченным на то должностным лицом,
в установленной форме: содержание приказа, его цели и задачи должны соответствовать
законодательству Российской Федерации.
36. Закон предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную
и полную.
37. Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный
по неосторожности (т.е. в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои
контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, нарушением командирами (начальниками)
установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки
имущества и в некоторых других случаях, указанных в ст.4 вышеназванного Закона).
Ущерб подлежит возмещению в размере, не превышающем пределы, установленные
ст.4 данного Закона:
не более одного (двух, трех) оклада (ов) месячного денежного содержания
и одной (двух, трех) месячной(ых) надбавки (ок) за выслугу лет для военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, или граждан, призванных на военные
сборы;
для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в том числе
офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента
РФ, - не более двух окладов месячного денежного содержания.
38. К полной материальной ответственности военнослужащие привлекаются
в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения,
перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава
преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
- в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи,
незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий
(бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления,
предусмотренного уголовным законодательством;
- умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение
в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих,
пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического,
токсического или алкогольного опьянения.
39. Условия и порядок уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению,
изложены в ст.11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения
причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части
с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных
обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за
исключением случаев, если ущерб причинен в результате хищения, умышленных
уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования
имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того,
содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным
законодательством Российской Федерации (абз.4 ст.5 вышеназванного Закона).
40. Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает
проведение административного расследования, издание приказа или подачу иска
в суд, удержание денежных сумм.
Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба,
его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки,
дознания или следствия (п.2 ст.7 указанного Закона).
Административное расследование назначается для установления причин ущерба,
его размера и виновных лиц. В ходе его должны быть установлены все перечисленные
условия привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Расследование
назначает командир (начальник) воинской части. Оно должно быть назначено немедленно
и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба, с продлением этого
срока в необходимых случаях не более чем на месяц. Поскольку в приведенном
выше Законе не содержится специальных норм, устанавливающих порядок назначения
административного расследования, оно может быть назначено как в письменной
(изданием приказа, резолюцией на рапорте), так и в устной форме. Результаты
расследования оформляются письменно.
При обнаружении фактов недостач, уничтожения, повреждения, порчи, промотания,
хищения, незаконного использования и списания с учета материальных и денежных
средств для определения причин ущерба, его размера и виновных лиц производится
административное (служебное) расследование.
В соответствии со ст.64 Наставления по правовой работе в Советской Армии
и Военно-Морском Флоте, введенного в действие приказом министра обороны СССР
от 28 августа 1987 г. N 250, административное (служебное) расследование проводится
по поводу проступков военнослужащих, гражданского персонала, а также событий
и фактов, не имеющих признаков преступления, по указанию командира (начальника).
Для проведения такого расследования назначается офицер.
Результаты административного (служебного) расследования оформляются письменно.
Расследование может не проводиться, если причины и размер ущерба, а также
виновные лица установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом.
Административным (служебным) расследованием должно устанавливаться:
- в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
- какими конкретно неправильными действиями причинен ущерб;
- какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или другие установленные
правила при этом были нарушены;
- умышленно или по небрежности причинен ущерб;
- явились ли действия (бездействие) военнослужащего, гражданина, призванного
на военные сборы причиной возникновения ущерба;
- степень вины каждого - в случае причинения ущерба несколькими лицами;
- находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
- какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.
К материалам административного (служебного) расследования во всех случаях
прилагается письменное объяснение виновного.
41. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру стало
известно о наличии ущерба, причиненного военнослужащим, а при выявлении ущерба
в результате ревизии или проверки таковым является день подписания акта или
заключения.
42. Закон предусматривает внесудебный и судебный порядок привлечения
к материальной ответственности.
43. Внесудебный порядок аналогичен ранее действовавшему порядку. Военнослужащие
привлекаются к материальной ответственности на основании приказа командира
путем удержания из денежного довольствия. Он применяется, если размер возмещаемого
ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной
надбавки за выслугу лет.
Внесудебный порядок привлечения к материальной ответственности заключается
в следующем:
во-первых, после того как командиру (начальнику) стало известно о причинении
вреда имуществу воинской части, он должен назначить по этому факту административное
расследование для установления непосредственных причин ущерба, его размера
и виновных лиц (ст.9 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих").
во-вторых, командир должен издать приказ о внесении указанного ущерба
в книгу учета недостач (п.20 Инструкции о порядке ведения книг финансового
учета и составления финансового отчета - приложение N 6 Положения о финансовом
хозяйстве воинской части, введенного в действие приказом министра обороны
СССР 1973 г. N 80);
в-третьих, командир должен ознакомить военнослужащего, признанного виновным
в причинении ущерба, с установленным размером ущерба и порядком его возмещения.
Разъяснить военнослужащему его право на возмещение ущерба в добровольном порядке
в денежной форме (п.6 ст.8 вышеназванного Закона). С разрешения командира
(начальника) воинской части военнослужащий может возместить ущерб и в натуральном
виде (например, провести небольшой ремонт поврежденного им автомобиля);
в-четвертых, командир должен издать приказ о возмещении ущерба путем
удержания из месячного денежного довольствия военнослужащего, причинившего
ущерб (ч.ч.1 и 2 п.1 ст.8 вышеуказанного Закона). Хотя в этой статье говорится
о денежном довольствии военнослужащего, а это понятие шире, чем месячное денежное
довольствие (см. п.1 ст.12 комментируемого Федерального закона), удержания
производятся именно из месячного денежного довольствия военнослужащего (см.
п.1 ст.12 комментируемого Закона). Под месячным денежным довольствием военнослужащего
следует понимать оклад месячного денежного содержания, надбавку за выслугу
лет, надбавку за сложность и напряженность, а также иные дополнительные выплаты,
которые носят ежемесячный характер.
Приказ о возмещении ущерба необходимо издать в 2-недельный срок со дня
окончания административного расследования (поступления решения суда, материалов
ревизии, проверки, дознания или следствия), объявить военнослужащему под роспись
и обратить к исполнению по истечении 7 дней после объявления его военнослужащему
(ч.1 п.2 ст.8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих").
Первым из семи дней считается следующий за днем, в который военнослужащему
будет объявлен приказ под роспись (ст.191 ГК РФ). Очевидно, что этот 7-дневный
срок предоставляется военнослужащему, причинившему ущерб, для своевременного
обжалования данного приказа вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в
суд, поскольку обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает
удержания денежных средств из месячного денежного довольствия военнослужащего
(п.4 ст.8 вышеназванного Закона). В том случае, когда приказ о возмещении
ущерба не будет издан в 2-недельный срок, командир (начальник) утрачивает
свое право на привлечение виновного военнослужащего к материальной ответственности
в административном порядке и обязан решить этот вопрос путем обращения с соответствующим
иском в суд (ч.2 п.2 ст.8 данного Закона). Если же командир (начальник) не
объявил приказ военнослужащему, причинившему ущерб, под роспись или обратил
приказ к исполнению ранее 7-дневного срока, то военнослужащий, причинивший
ущерб, вправе требовать у вышестоящего начальства и (или) у суда отмены исполнения
данного приказа как незаконного путем обжалования. При этом военнослужащему,
подающему жалобу, следует помнить, что в данном случае он может добиться лишь
переноса удержания денежных средств на более поздний срок, но не отмены удержания
вообще.
44. Судебный порядок применяется, если ущерб превышает указанный размер.
В этом случае командир подает иск в суд. В качестве критерия применения того
или иного порядка выступает не размер материальной ответственности, а размер
причиненного ущерба, которые не всегда могут совпадать (например, при ограниченной
материальной ответственности).
Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" установил,
что иск подается в суд.
Поскольку отношения по привлечению военнослужащих к материальной ответственности
вытекают из военно-служебных данная категория дел относится к компетенции
военных судов, наиболее близко знакомых со спецификой военной службы. Пленум
Верховного Суда РФ в п.9 постановления от 14 февраля 2000 г. разъяснил, что
иски воинских частей о привлечении военнослужащих к материальной ответственности
рассматриваются военными судами.
Иски о привлечении к материальной ответственности относятся к категории
имущественных споров, и размер пошлины определяется п.1 ч.1 ст.4 Закона "О
государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. в его редакции от 31 декабря
1995 г. с последующими изменениями и дополнениями (например, для исковых заявлений
имущественного характера при цене иска до 1 тыс. рублей (в деноминированных
рублях) - 5% от цены иска). Необходимо иметь в виду, что этим Законом льгота
по освобождению от уплаты государственной пошлины предоставлена прокурорам
по искам, подаваемым в интересах юридических лиц, в том числе и воинских частей.
Таким образом, для избежания дополнительных расходов бюджетных средств целесообразно,
чтобы командиры ходатайствовали перед прокурорами о внесении ими соответствующих
исков.
45. Удержание из денежного довольствия военнослужащего по решению суда
производится на основании исполнительного листа. Иначе говоря, решения суда
о привлечении военнослужащего к материальной ответственности еще недостаточно
для производства удержания (за исключением ситуации, когда военнослужащий
добровольно его возмещает после состоявшегося судебного решения). В последнем
случае после поступления решения суда, а также в двухнедельный срок после
окончания административного расследования, поступления материалов ревизии
(проверки, дознания, следствия) командир издает приказ о возмещении ущерба,
который объявляется военнослужащему под роспись и обращается к исполнению
по истечении семи дней после этого.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим
ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия.
В размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего
производятся удержания для возмещения ущерба, причиненного в случаях, когда
ущерб причинен умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на
лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих,
пострадавших в результате этих действий.
Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные
удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий
размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного
довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется
законодательством Российской Федерации.
46. В случае когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий
(гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с
военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность
взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством
Российской Федерации, т.е. при предъявлении к исполнению исполнительного листа,
выданного на основании судебного решения, или приказа командира воинской части.
Старый порядок взыскания задолженности с военнослужащих в указанных случаях,
предусмотренный постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г.
N 171 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым задолженность
взыскивается судебным исполнителем по месту жительства в бесспорном порядке
на основании исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия,
высылаемой командиром (начальником) воинской части, учреждения, военно-учебного
заведения, предприятия или организации по месту жительства (работы) уволенного
военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы не действует,
так как постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1225 разд.XVI
Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном
порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные
действия "Взыскание задолженности с военнослужащих при увольнении их в запас,
или отставку и с призванных на сборы военнообязанных по окончании сборов"
признан утратившим силу.
Сумма ущерба, превышающая сумму возможных удержаний с виновного, относится
за счет государства решением командира (начальника) в пределах предоставленных
ему прав.
В военных комиссариатах автономных округов, городских и районных военных
комиссариатах ведется учет сумм невозмещенного ущерба, числящегося за уволенными
с военной службы военнослужащими или гражданами, окончившими военные сборы,
и осуществляется контроль за полным погашением задолженности. В воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства
обороны суммы невозмещенного ущерба, числящегося за уволенными военнослужащими
и гражданами, окончившими прохождение военных сборов, учитываются до полного
поступления денежных сумм.
В случае когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный
на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их
окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с
него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником)
воинской части, в размере, установленном Федеральным законом "О материальной
ответственности военнослужащих". При этом размер оклада месячного денежного
содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день
увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной
службы (окончания сборов).
В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим,
привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный
ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной
книжке или денежном аттестате военнослужащего.
Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной
ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир
(начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания
административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления
материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту
службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.
Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего
в порядке, предусмотренном ст.8 Федерального закона "О материальной ответственности
военнослужащих". Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении
ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы
военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.
47. Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии
с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают
воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных Федеральным
законом "О материальной ответственности военнослужащих" (ст.10).
48. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 769 утверждены
Правила учета и использования средств, поступающих в порядке возмещения ущерба,
причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями
федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской
Федерации предусмотрено прохождение военной службы, а также в результате применения
по инициативе органов прокуратуры мер гражданско-правовой, административной,
уголовной ответственности и штрафных санкций в связи с причинением указанного
ущерба.
В порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за
воинскими частями и организациями, поступают средства:
а) взысканные на основании приказа командира воинской части (начальника
организации) о возмещении причиненного ущерба;
б) взысканные судом в ходе уголовного, гражданского или арбитражного
судопроизводства;
в) возмещенные виновными лицами в добровольном порядке;
г) поступившие в результате применения в установленном порядке штрафных
санкций.
Указанные средства перечисляются воинскими частями и организациями посредством
платежного поручения в доход федерального бюджета.
Воинские части и организации ежемесячно представляют в установленном
порядке отчетность о перечисленных в доход федерального бюджета средствах,
поступивших в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному
за ними,
Федеральные органы исполнительной власти представляют в установленном
порядке в Министерство финансов Российской Федерации сводную отчетность об
указанных средствах и ежемесячно сверяют совместно с Министерством финансов
Российской Федерации размер указанных в отчетности средств с размером фактически
поступивших в доход федерального бюджета средств.
Министерство финансов Российской Федерации на основании представленных
федеральными органами исполнительной власти сводного реестра и реестров финансирования
расходов направляет сверх сумм, предусмотренных ст.36 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2000 год", средства, поступившие в порядке возмещения
ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями:
в размере 90 процентов - на финансирование обеспечения военнослужащих
вещевым имуществом;
в размере 10 процентов - на финансирование обеспечения правоохранительной
деятельности в Вооруженных Силах Российской федерации. Эти средства направляются
на улучшение материально-технического и иного обеспечения органов Главной
военной прокуратуры.
Финансирование указанных расходов осуществляется в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации, через лицевые счета, открываемые
в установленном порядке в органах федерального казначейства.
49. Граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность
в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях: умышленного
уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного
имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо
от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
приписок фактически невыполненных работ в нарядах и других документах, искажения
отчетных данных и обмана государства в иных формах; недостачи, а также уничтожения
или порчи военного имущества, переданного им под отчет, для хранения, перевозки,
выдачи, пользования или для других целей; причинения ущерба лицом, находившимся
в нетрезвом состоянии; причинения ущерба действием (бездействием), содержащим
признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке. Под военным имуществом
понимаются все виды вооружения, боевой и другой техники, боеприпасы, горючее,
продовольствие, вещевое, инженерное, химическое, квартирное имущество, другие
материальные и денежные средства, находящиеся в ведении воинских частей, учреждений,
военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны,
Министерства внутренних дел и других органов, в которых предусмотрена военная
служба.

Комментарий к п.5

50. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств,
за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при
исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим
лицам, и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие
несут гражданско-правовую ответственность.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим
образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных
правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии
с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого
лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу,
уплатить деньги и т.п.) либо воздерживаться от определенного действия, а кредитор
имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из
иных оснований, указанных в ГК РФ. В обязательстве в качестве каждой из его
сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно
несколько лиц. Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих
в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности
по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к
остальным этим лицам. Если каждая из сторон по договору несет обязанность
в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что
обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет
право от нее требовать. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не
участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных
законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может
создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием
имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими
способами, предусмотренными законом или договором. Недействительность соглашения
об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого
обязательства (основного обязательства). Недействительность основного обязательства
влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не
установлено законом.
51. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред,
причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме
лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена
на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть
установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию
сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения
вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть
предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так,
военнослужащие, причинившие вред не при исполнении обязанностей военной службы
деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (использование
транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществление строительной
и иной, связанной с нею деятельности и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный
источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие
непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
52. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении
служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу,
не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими
частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям,
предусмотренным ГК РФ. При этом следует учитывать, что в случае причинения
военнослужащим вреда при исполнении своих служебных обязанностей ответственность
за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный
военнослужащий проходит службу (п.9 постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 14 февраля 2000 г. N 9).
Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение которого в соответствии
с законодательством было произведено воинской частью, обязан, в свою очередь,
возместить воинской части понесенные расходы по основаниям и в порядке, установленным
Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" (см. комментарий
к п.4 настоящей статьи).

Комментарий к п.6

42. Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы и граждане, уволенные
с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления
в соответствии с УК РФ Основанием уголовной ответственности является совершение
деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК
РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние,
запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст.14 УК РФ). Не является преступлением
действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния,
предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной
опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда
личности, обществу или государству.
43. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния,
предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления
средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями
небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение
которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет
лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные
деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ,
не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные
и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное
УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями
признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
44. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно
опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия,
в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная
ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
45. Назначение наказания производится судом в соответствии с гл.10 УК
РФ. Военнослужащие, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения
ими военных сборов являются специальными субъектами и могут нести уголовную
ответственность за преступления против военной службы. Преступлениями против
военной службы признаются предусмотренные гл.33 УК РФ преступления против
установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации,
а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных
сборов. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные
в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской
Федерации военного времени (ч.3 ст.331 УК РФ). Не является преступлением причинение
вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение
обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность
за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных
приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную
ответственность (ст.42 УК РФ).
46. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении
которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются
УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
В силу особых интересов военной службы и особого статуса к осужденным
военнослужащим кроме наказаний, применяемых к иным гражданам (ст.44 УК РФ),
применяется ряд специальных видов уголовных наказаний.
Интересы военной службы включают: обеспечение Вооруженных Сил, других
войск, воинских формирований и органов всем необходимым для обеспечения выполнения
стоящих перед ними задач, связанных с обороной и безопасностью государства;
порядком прохождения военной службы, комплектования войск, исключения противодействия
военной службе и т.д.
Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим,
понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда
только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и предусматривающие
в соответствии с УК РФ лишения и ограничения прав и свобод военнослужащих,
которые заключаются в специфических условиях прохождения военной службы, определенных
соответствующим законодательством.
47. К специальным видам наказаний относятся:
а) ограничение по военной службе (п."е" ст.44; ч.1 ст.45 УК РФ);
б) арест с отбыванием на гауптвахте (п."и" ст.44; ч.1 ст.45 УК РФ);
г) содержание в дисциплинарной воинской части (п."к" ст.44; ч.1 ст.45
УК РФ).
Специальным дополнительным видом наказания является лишение воинского
звания (п."в" ст.44; ч.3 ст.45 УК РФ).
Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в
ст.ст.51, 54-55 УК РФ, содержание дополнительного специального наказания в
виде лишения воинского звания - в ст.48 УК РФ.
Режим и порядок исполнения основных специальных видов наказаний установлены
в разд.V, а дополнительного наказания в виде лишения воинского звания - в
ст.61 УИК РФ.
Во исполнение Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации" Правительством Российской Федерации издано постановление
"Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" от 4 июня 1997
г. N 669 (СЗ РФ. - 1997. - N 23. - Ст.2697), а министром обороны РФ - приказ
от 4 июня 1997 г. N 302, которым утверждены Правила отбывания уголовных наказаний
в виде ареста, ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной
воинской части.
Приказом директора Федеральной пограничной службы от 1 февраля 1997 г.
N 88 утверждена Инструкция об организации контроля за поведением военнослужащих,
условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе.
48. Ограничение по военной службе применяется только к военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту (ст.51 УК РФ).
Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву, либо проходящим ее по контракту на должностях
рядового и сержантского составов и не выслужившим на момент вынесения приговора
срока военной службы по призыву (ст.55 УК РФ).
Арест с отбыванием на гауптвахте применяется ко всем категориям военнослужащих
(ч.3 ст.54 УК РФ).
Специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания
может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового.
49. В соответствии со ст.51 УК РФ ограничение по военной службе назначается
осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок
от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями
Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также
осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо
исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной
части УК.
Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся
удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но
не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный
не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается
в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Срок наказания засчитывается в срок военной службы и срок контракта.
Таким образом, указанный вид наказания заключается в определенных ограничениях
прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения
распространяются на право: а) повышения в должности; б) повышения в воинском
звании; в) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу для
присвоения очередного звания; г) получения полного денежного содержания.
Каких-либо иных ограничений по военной службе действующее уголовное законодательство
не предусматривает, и, следовательно, иные права военнослужащих, осужденных
к ограничению по военной службе, за исключением перечисленных, ограничиваться
не могут.
Ограничение по военной службе может быть назначено лишь при одновременном
соблюдении следующих условий: а) осужденный является военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту; б) он совершил преступление против военной службы;
в) за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной
службе.
Если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения
военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта
истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной
службе назначено быть не может. В случае осуждения военнослужащего, проходящего
военную службу по контракту, за совершение преступления, за которое прямо
предусмотрены исправительные работы, суд обязан вместо них назначить ограничение
по военной службе (ч.1 ст.51 УК РФ).
В соответствии с п."б" ч.3 ст.86 УК РФ срок судимости лиц, осужденных
к ограничению по военной службе, составляет один год после отбытия наказания.
50. Порядок исполнения наказаний в виде ограничения по военной службе,
ареста или содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих
установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими,
утвержденными приказом министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302.
Правила распространяют свое действие на осужденных военнослужащих, проходящих
военную службу в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях
и органах Российской Федерации, и определяют процедуру исполнения наказаний,
отбываемых в условиях дальнейшего прохождения осужденными военной службы,
а именно: ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной
воинской части.
А. В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее
трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения
о его исполнении издается приказ, в котором объявляется, на каком основании
и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению
в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается
в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того,
указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда
удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего
в период отбывания им ограничения по военной службе.
О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии
его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд,
вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.
В целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира
воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного
состава части, кадровых и финансовых органов.
Б. В порядке исполнения наказания в течение определенного приговором
суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не
может быть повышен в должности. Указанное ограничение означает, что в течение
срока данного наказания, определенного по приговору суда, в отношении осужденного
военнослужащего приостанавливается действие гарантий, закрепленных в ч.2 ст.10
комментируемого Федерального закона, - военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, гарантируется занятие воинских должностей и перемещение
по военной службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной
квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной
основе.
Кроме того, военнослужащие, осужденные к ограничению по военной службе,
не вправе реализовать положение, закрепленное в п.3 ст.43 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе", т.е. они не могут предложить соответствующей
аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся
или вакантную должность, если эта должность является вышестоящей по сравнению
с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.
Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств
осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с
руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской
части представляется установленным порядком к перемещению на другую должность
как в пределах воинской части, так и с переводом в другую часть или местность,
о чем извещается суд, вынесший приговор.
В. Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на
военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется
действие п.2 ст.47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",
определяющей, что воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения
срока его военной службы в предыдущем воинском звании. Ограничение в праве
на включение в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания срока
службы означает приостановление действия положения, закрепленного в п.1 ст.47
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", о том, что
для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный
срок. В период отбывания ограничения по военной службе время службы не включается
в выслугу для присвоения очередного звания, но засчитывается в общий срок
службы.
Г. Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего
с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании, а также
для отказа в заключении с военнослужащим нового контракта.
Д. Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания
осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по
воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (ст.12 комментируемого Федерального
закона) и других дополнительных денежных выплат (ст.13 комментируемого Федерального
закона).
К данным выплатам не относятся денежные компенсации взамен продовольственного
пайка, вещевого имущества, за наем (поднаем) жилья, на санаторно-курортное
лечение, страховые выплаты, единовременное пособие при увольнении с военной
службы, иные дополнительные выплаты, установленные комментируемым Федеральным
законом. Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению
по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащими
не в связи с военной службой, поскольку в соответствии с п.7 ст.10 комментируемого
Федерального закона им не запрещено заниматься научной, преподавательской
и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит
в денежное довольствие, и, соответственно, с него не могут производиться удержания
в связи с отбыванием ограничения по военной службе.
Е. Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения
установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный
суд представление об основании увольнения военнослужащего и о замене оставшейся
неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания
либо об освобождении от наказания. Данный вопрос решается военным судом в
порядке, определенном ст.369 УПК РСФСР.
Ж. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается
по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения
по болезни, условно-досрочного освобождения и по другим основаниям, предусмотренным
законом).
Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда
и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе
командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в
виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа
направляется в суд, вынесший приговор.
Осуждение военнослужащих к уголовному наказанию в виде ограничения по
военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием
в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначениям на
иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы (см. ст.15
Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими).
51. Контроль за поведением военнослужащих, осужденных условно, осуществляется
командованием воинских частей (ст.73 УК РФ).
Командование воинских частей исполняет наказание и осуществляет контроль
за военнослужащими, осужденными к ограничению по военной службе (гл.XVIII
УИК РФ).
В целях установления реального контроля за поведением военнослужащих
органов и войск федеральной пограничной службы, условно осужденных и осужденных
к ограничению по военной службе, приказом ФПС от 1 февраля 1997 г. N 88 утверждена
Инструкция об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных
и осужденных к ограничению по военной службе, которая содержит в целом аналогичные
изложенному в предыдущем пункте правила исполнения указанного наказания, за
исключением некоторых особенностей.
Основанием для осуществления контроля за поведением военнослужащих указанных
выше категорий является приговор суда, вступивший в законную силу.
В случае увольнения с военной службы до истечения испытательного срока
лиц, условно осужденных, командование воинской части в десятидневный срок
сообщает об их убытии к месту жительства в уголовно-исполнительную инспекцию
и военный комиссариат того района (города), в который осужденный убыл на жительство.
По прибытии в воинскую часть для прохождения военной службы лица, осужденного
условно и затем призванного на военную службу, командование воинской части
обязано сообщить о взятии его на учет в десятидневный срок в уголовно-исполнительную
инспекцию, которая ранее осуществляла контроль за его поведением.
Копии приговоров на осужденных офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов
(старшин), и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, хранятся
в штабе воинской части. В штабе воинской части на осужденного военнослужащего
ведется контрольная карточка, форма которой установлена приложением к указанной
Инструкции. К ней приобщаются протоколы собраний по обсуждению поведения осужденного
и другие характеризующие его материалы.
Командир воинской части организует и направляет работу по осуществлению
контроля за поведением осужденного военнослужащего и проведение с ним воспитательных
мероприятий. В личной беседе командир воинской части разъясняет осужденному
его обязанности, вытекающие из факта применения судом уголовного наказания,
а также положения пп.7, 8, 9, 10 Инструкции (см. п.21 комментария к настоящей
статье).
Непосредственно контроль за поведением осужденного и проведение с ним
воспитательной работы осуществляет его командир подразделения (начальник)
в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного
преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной
службе. С учетом указанных обстоятельств должностные лица, осуществляющие
непосредственный контроль за поведением осужденных военнослужащих, также планируют
и их служебное использование (служебные перемещения, назначения в командировки,
в состав караула и внутреннего наряда).
В целях исправления осужденного военнослужащего и воспитания его в духе
добросовестного выполнения воинского долга, строгого соблюдения требований
воинской дисциплины используются все формы воспитательной работы. Поведение
осужденного военнослужащего по мере необходимости обсуждается на собраниях
соответствующих категорий личного состава.
В случае перемещения (перевода) по службе в другую воинскую часть осужденного
военнослужащего до истечения испытательного срока (срока наказания) к новому
месту службы направляются копия приговора, контрольная карточка и материалы,
характеризующие поведение осужденного военнослужащего (дневник индивидуального
изучения, характеристики, служебные карточки, протоколы собраний и др.). В
отношении лиц, отбывающих ограничение по военной службе, также направляются
копии распоряжения об исполнении наказания и приказа по воинской части о его
объявлении.
О переводе осужденного военнослужащего командир воинской части в десятидневный
срок письменно уведомляет военный суд, вынесший приговор, или уголовно-исполнительную
инспекцию, направившую копию приговора в отношении лица, призванного на военную
службу.
52. Если по истечении не менее половины установленного испытательного
срока осужденный военнослужащий доказал свое исправление, командование воинской
части может ходатайствовать перед судом об отмене условного осуждения и снятии
с него судимости (ст.74 УК РФ).
В случае уклонения условно осужденного военнослужащего от возложенных
на него судом обязанностей либо нарушения им общественного порядка, влекущего
наложение административного взыскания, командир части письменно предупреждает
его о возможности отмены условного осуждения и исполнения наказания, назначенного
приговором (гл.XXIV УИК РФ).
В случае систематического или злостного невыполнения осужденным в течение
испытательного срока возложенных на него обязанностей командир воинской части
направляет в суд представление о продлении испытательного срока (не более
чем на 1 год) или об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного
приговором.
Если военнослужащий, отбывающий ограничение по военной службе, доказывает
свое исправление добросовестным исполнением служебных обязанностей и примерным
поведением, решением суда на основании представления командира воинской части
к нему могут быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или
замена наказания более мягким. Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных
военнослужащих возлагается на командование воинских частей.
В соответствии со ст.79 УК РФ условно-досрочное освобождение от ограничения
по военной службе может быть применено после фактического отбытия осужденным
военнослужащим не менее половины назначенного срока наказания, а замена неотбытой
части наказания более мягким - после фактического отбытия не менее трети срока
наказания.
Если в течение оставшейся неотбытой части наказания военнослужащий совершает
нарушение общественного порядка, влекущее наложение административного взыскания,
или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом
при применении условно-досрочного освобождения, командир воинской части направляет
в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении
оставшейся неотбытой части наказания.
Представления об изменении испытательного срока, освобождении от отбывания
наказания, отмене условного осуждения либо исполнения наказания, назначенного
приговором, направляются в суд, постановивший приговор. В тех случаях, когда
осужденный военнослужащий перемещен по службе в другую воинскую часть, представления
направляются в суд, обслуживающий эту воинскую часть.
53. В соответствии со ст.54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного
в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного
до шести месяцев. Арест - более строгое наказание по сравнению с ограничением
по военной службе, так как связан с ограничением некоторых конституционных
личных прав на свободу передвижения, на труд и т.д.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О введении Уголовного кодекса
Российской Федерации" от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 25. -
Ст.2955) положение УК РФ о наказании в виде ареста вводится в действие федеральным
законом после вступления в силу УИК РФ по мере создания необходимых условий
для его исполнения, но не позднее 2001 г.
А. Арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную службу
как по призыву, так и по контракту, за исключением лиц, указанных в ч.2 ст.54
УК РФ, т.е. беременным женщинам-военнослужащим и женщинам-военнослужащим,
имеющим детей в возрасте до 8 лет.
Арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе, за совершение
преступлений во время прохождения военных сборов, в том числе и за преступления
против военной службы. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на
гауптвахте, а в общем порядке, т.е. в арестных домах, которые до настоящего
момента не созданы
Б. Порядок исполнения наказания в виде ареста осужденных военнослужащих
установлен ст.ст.149-154 УИК РФ и разд.III Правил отбывания уголовных наказаний
осужденными военнослужащими, утвержденных приказом министра обороны РФ от
29 июля 1997 г. N 302.
Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах
для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных
гауптвахт.
Режим наказания включает раздельное содержание осужденных военнослужащих
в зависимости от состава.
Осужденные военнослужащие из числа офицеров содержатся отдельно от других
составов осужденных военнослужащих.
Осужденные, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин,
содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, имеющих воинские звания
рядовых (матросов).
Осужденные военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, содержатся
отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных
по иным основаниям.
Осужденные военнослужащие отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте
по месту дислокации воинской части.
В. Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камере свои
книги, туалетные и письменные принадлежности. На время, отведенное для сна,
им выдаются постельные принадлежности (одеяло, две простыни, подушка с верхней
наволочкой и матрац).
Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами
и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, к которым относятся
юристы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и представители
общественных организаций и иных юридических лиц, имеющих право заниматься
оказанием юридических услуг; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей,
за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания.
При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть
разрешен телефонный разговор с близкими.
Г. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для
присвоения очередного воинского звания не засчитывается.
Во время отбывания ареста осужденный не может быть представлен к присвоению
очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен
на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания
его не годным к военной службе по состоянию здоровья.
Командование не может поставить вопрос о его увольнении в связи с организационно-штатными
мероприятиями, в связи с невыполнением условий контракта и т.д.
В порядке исключения время отбывания ареста может быть зачтено в общий
срок военной службы полностью или частично (ст.153 УИК РФ). Такой зачет применяется
в качестве меры поощрения за последующее примерное поведение и добросовестное
отношение к военной службе. Право зачета принадлежит командованию.
Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за
время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада
по воинскому званию. Дополнительные денежные выплаты им и военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву, не выплачиваются.
Д. Указанные ограничения обусловлены особенностями правового положения
осужденного военнослужащего и являются лишь последствиями временной строгой
изоляции осужденного от общества, в результате чего он лишается возможности
в течение срока наказания исполнять обязанности военной службы. Ограничения
каких-либо иных прав военнослужащего в связи с отбыванием ареста действующее
законодательство не предусматривает.
Е. В соответствии с п."б" ч.3 ст.86 УК РФ срок судимости по данному виду
наказания составляет один год с момента отбытия наказания.
54. В соответствии со ст.55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской
части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а
также военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях солдат
и сержантов, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного
законом срока службы по призыву.
Назначение содержания в дисциплинарной воинской части возможно лишь в
период прохождения военнослужащим военной службы по призыву. После истечения
этого срока данный вид наказания не может назначаться. В то же время истечение
срока службы по призыву в период содержания в дисциплинарной воинской части
не может служить основанием для освобождения от этого наказания, поскольку
в соответствии с ч.1 ст.171 УИК РФ срок содержания в дисциплинарной воинской
части не включается в общий срок военной службы.
А. Содержание в дисциплинарной воинской части - наиболее строгое из всех
специальных видов наказания, так как при содержании в дисциплинарной воинской
части вместо лишения свободы срок содержания определяется из расчета один
день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
Данное наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет
в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют
о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием
осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Основанием для содержания осужденных в дисциплинарной воинской части
является приговор военного суда, вступивший в законную силу. Военнослужащие,
осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание
в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах.
Б. Порядок и режим исполнения данного вида наказания определены в ст.ст.155-171
УИК РФ, в Положении о дисциплинарной воинской части, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 669, и в разд.IV Правил отбывания уголовных
наказаний осужденными военнослужащими.
Дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются приказами министра
обороны Российской Федерации по представлению командующих войсками военных
округов (командующих флотами). Организационная структура дисциплинарных воинских
частей и их численность определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Общее руководство дисциплинарными воинскими частями возлагается на командующих
войсками военных округов (командующих флотами).
Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней
службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой.
Для работы и на занятия, проводимые за пределами расположения дисциплинарной
воинской части, осужденные военнослужащие выводятся строем в составе отделения
или взвода под охраной вооруженного караула. Число конвойных в карауле определяется
в каждом отдельном случае командиром дисциплинарной воинской части, с тем
чтобы обеспечить надежную охрану осужденных военнослужащих и постоянный контроль
за их действиями во время работ или занятий. Обо всех нарушениях осужденными
военнослужащими установленного порядка конвойные докладывают начальнику караула.
В. Время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части осужденным
военнослужащим в общий срок военной службы не засчитывается. Военнослужащему,
освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной
службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано
в срок военной службы командующим войсками военного округа (другими должностными
лицами, ему равными и выше) в порядке, определяемом министром обороны Российской
Федерации (п.6 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы).
Г. Судимость в отношении военнослужащих, осужденных военным судом к содержанию
в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после
отбытия наказания, а для военнослужащих, освобожденных условно-досрочно от
отбывания наказания, срок погашения судимости (один год) исчисляется со дня
вынесения определения суда об условно-досрочном освобождении.
Д. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами
два раза в месяц продолжительностью до четырех часов в специально оборудованном
помещении под наблюдением представителя дисциплинарной воинской части в дни
и часы, установленные командиром дисциплинарной воинской части.
Длительные свидания предоставляются с супругой и близкими родственниками,
а в исключительных случаях с разрешения командира дисциплинарной воинской
части - с иными лицами четыре раза в течение года, продолжительностью до трех
суток, с правом совместного проживания в специально оборудованном помещении
дисциплинарной воинской части либо по усмотрению командира дисциплинарной
воинской части за ее пределами.
На время длительного свидания осужденные военнослужащие освобождаются
от исполнения служебных обязанностей, от работы и занятий. По просьбе осужденного
военнослужащего краткосрочное или длительное свидание может быть заменено
телефонным разговором.
Е. Отпуска, предусмотренные для военнослужащих, осужденным военнослужащим
не предоставляются.
В связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая
болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие,
причинившее значительный материальный ущерб осужденному военнослужащему или
его семье) осужденному военнослужащему может быть разрешен выезд за пределы
дисциплинарной воинской части продолжительностью до семи суток, не считая
времени проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного военнослужащего
вне пределов дисциплинарной воинской части засчитывается в срок отбывания
наказания.
Разрешение на краткосрочный выезд дается командиром дисциплинарной воинской
части (по согласованию с военным прокурором) с учетом личности и поведения
осужденного.
Ж. Из заработной платы, начисленной осужденным военнослужащим, 50% перечисляется
на счет дисциплинарной воинской части для возмещения расходов на содержание
осужденных военнослужащих, для обустройства дисциплинарной воинской части,
создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального
поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Остальная
часть заработной платы осужденных военнослужащих зачисляется на их лицевые
счета.
З. Освобожденные из дисциплинарной воинской части направляются:
для дальнейшего прохождения службы - в сопровождении представителей частей,
в которые направлены военнослужащие;
уволенные с военной службы - к месту жительства самостоятельно.
На путь следования освобожденные из дисциплинарной воинской части обеспечиваются
проездными документами и продовольственно-путевыми деньгами или общеармейским
сухим пайком, а также мылом для туалетных нужд по установленным нормам.
55. По ст.48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Данное наказание может быть назначено только как дополнительное (ст.
45 УК РФ). Применение его является правом, а не обязанностью суда.
Почетные звания утверждены Указом Президента Российской Федерации "Об
установлении почетных званий Российской Федерации, учреждении положений о
почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской
Федерации" от 30 декабря 1995 г. N 1341 (в редакции Указа Президента РФ от
6 января 1999 г. N 19 // СЗ РФ. - 1999. - N 2. - Ст. 269).
Под государственными орденами следует понимать ордена Российской Федерации,
указанные в Положении о государственных наградах Российской Федерации, действующем
в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 января
1999 г. N 19, а также ордена Союза ССР.

Комментарий к статье 29 Закона

1. Датой официального опубликования Федерального закона "О статусе военнослужащих"
является 2 июня 1998 г. Закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением
абз.3 п.2 ст.12, который вступает в силу в течение 1998 г.
По общему правилу нормы комментируемого Закона, улучшающие положение
военнослужащих и иных граждан, имеют обратную силу и подлежат применению с
момента вступления Закона в силу, а нормы, ухудшающие их положение, обратной
силы не имеют и применяются с момента официального опубликования Закона.
2. Начиная с 1 июля 1998 г. Правительство РФ должно организовать ежегодный
мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Под мониторингом в
данном случае понимается постоянное наблюдение за процессом социально-экономического
и правового положения указанных лиц в целях выявления его соответствия желаемому
результату или первоначальным предположениям, которые законодатель ставил
перед настоящим Законом.
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 232 с 1999 г.
введен ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Ведение мониторинга возложено на:
Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел
Российской Федерации, Федеральную службу Железнодорожных войск Российской
Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную
пограничную службу Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской
Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации - в отношении военнослужащих и членов их семей;
Министерство труда и социального развития Российской Федерации с участием
Государственного комитета Российской Федерации по статистике и федеральных
органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба,
- в отношении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерства труда и социального развития Российской Федерации ежегодно
обобщает результаты мониторинга и представляет доклад в Правительство Российской
Федерации.
Указанным постановлением утверждено Положение о проведении ежегодного
мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее - мониторинг)
представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием
социальной защищенности указанных категорий граждан. Целью мониторинга является
системный анализ основных показателей их социального обеспечения в интересах
предупреждения негативных тенденций, прогнозирования социальных последствий
принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в этой сфере.
Основными задачами мониторинга являются:
анализ деятельности органов исполнительной власти по соблюдению предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий;
обоснование предложений по повышению адресной направленности мер социальной
поддержки с учетом нуждаемости в них;
предупреждение негативных тенденций, ведущих к возникновению очагов социальной
напряженности;
выявление социальных последствий принимаемых решений в области военного
строительства;
объединение информационных потоков, поступающих от федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, участвующих в мониторинге.
Мониторинг проводится в воинских частях и органах военного управления,
военных комиссариатах, органах здравоохранения и занятости, социальной защиты
населения и местного самоуправления.
Объектом мониторинга являются отдельные социально-демографические группы
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Основными направлениями мониторинга являются:
состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого
дохода члена семьи;
уровень продовольственного, вещевого, квартирно-эксплуатационного и других
видов материального обеспечения;
медицинское обеспечение;
реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов;
жилищное обеспечение;
трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей;
адресность предоставления льгот и социальных гарантий;
реализация права на образование;
обязательное личное государственное страхование.
Информационную базу мониторинга составляют:
данные государственной статистической отчетности, предоставляемые Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике по запросу Министерства труда
и социального развития Российской Федерации;
данные федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена
военная служба, не учитываемые государственной статистикой;
данные социологических обследований отдельных групп военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей и данные специальных социологических
опросов указанных категорий граждан.
Мониторинг проводится по программе с использованием единой системы показателей,
устанавливаемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации
и Министерством обороны Российской Федерации с участием Государственного комитета
Российской Федерации по статистике и федеральных органов исполнительной власти,
в которых законом предусмотрена военная служба.
Итоги мониторинга подводятся соответствующими федеральными органами исполнительной
власти ежегодно к 1 февраля, рассматриваются на заседаниях коллегий и к 1
апреля направляются в Министерство труда и социального развития Российской
Федерации для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

Кудашкин А.В.
Фатеев К.В.


<<

стр. 21
(всего 21)

СОДЕРЖАНИЕ