<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Своевременное и надлежащее оформление первичных учетных документов, передачу
их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность
содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти
документы.
5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по
согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения
исправлений.
6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных
операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные
документы.
7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных
и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять
за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников
хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль
в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания,
предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и
налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения
и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять
с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Комментарий к статье 9

1. Начальной стадией регистрации хозяйственных операций в организации
является первичный учет. Объектами первичного учета являются все те операции,
которые тем или иным образом оказывают воздействие на изменение средств организации
и источники их формирования - расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями,
приобретение и заготовление материалов и др. В соответствии с общими принципами
бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована
непосредственно в момент ее совершения, а если это невозможно осуществить,
то непосредственно после ее окончания. Фиксация существа хозяйственной операции
осуществляется посредством составления документа. Документ - письменное свидетельство,
доказательство какого-либо действия. Первичный документ - бухгалтерский документ,
составленный в момент совершения хозяйственной операции, подтверждающий факт
ее совершения, раскрывающий ее содержание и юридически закрепляющий факт ее
совершения.
2. Процесс создания документов, достоверность и своевременность их передачи
для отражения в бухгалтерском учете организации должны проводиться в соответствии
с утвержденным графиком документооборота. В Российской Федерации применяются
типовые межведомственные формы первичной учетной документации.
Типовые бланки учетных документов содержат реквизиты, представляющие
собой показатели для заполнения данными конкретной свершившейся хозяйственной
операции. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 (в ред. приказов Минфина
РФ от 19.12.95 N 130, от 28.11.96 N 101) первичные документы, в том числе
на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие
обязательные реквизиты:
наименование документа (формы), код формы;
дату составления;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
В зависимости от характера операции, требования нормативных актов и технологии
обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные
реквизиты.
3. Для организации первичного учета в организации следует определить
круг лиц, имеющих право на составление первичных документов. Для определения
круга лиц, имеющих право на составление первичных документов, используют должностные
инструкции и сложившуюся технологию обработки документации в бухгалтерии организации.
Первичные документы по учету денежных средств могут подписываться только
руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, которым приказом
предоставлены такие полномочия. В денежных документах не допускаются исправления,
подчитки, помарки. Такой документ считается недействительным и не подлежит
исполнению. Для других документов таких строгих ограничений не установлено.
Но любые исправления должны быть заверены лицами, ответственными за составление
конкретного документа с указанием конкретной даты внесения исправлений.
4. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции.
Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило,
в момент совершения операции.
Первичные документы создаются на бланках типовых межведомственных форм,
разработанных и утвержденных ЦСУ СССР, а также на бланках специализированных
форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами.
Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
В отдельных случаях, при наличии соответствующих технических средств,
допускается создавать первичные документы на машиночитаемых носителях информации.
При этом должны соблюдаться руководящие указания о придании юридической силы
документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами
вычислительной техники.
Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие
обязательные реквизиты:
а) наименование документа (формы), код формы;
б) дату составления;
в) содержание хозяйственной операции;
г) измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном
выражении);
д) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные
реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основание
для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом, другие
дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных
операций.
В условиях автоматизации бухгалтерского учета реквизиты первичных документов
могут быть зафиксированы в виде кодов.
Записи в первичных документах должны производиться чернилами, пастой
шариковых ручек, при помощи пишущих машинок, средств механизации и другими
средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного
для их хранения в архиве.
Запрещается использовать для записей простой карандаш.
Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
В организации руководителем утверждается по согласованию с главным бухгалтером
перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Количество лиц,
имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих
материальных ценностей, должно быть ограничено.
Подписи лиц, ответственных за составление машиночитаемых первичных документов,
могут быть заменены паролем или другим способом авторизации, позволяющим однозначно
идентифицировать подпись соответствующего лица.
Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксирующих
факты совершения кассовых операций, операций с товарно-материальными ценностями,
кредитных и расчетных обязательств, определяются нормативными актами.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной
проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления
документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных
операций, логическая увязка отдельных показателей).
Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую
возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи
в учетный регистр.
Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам,
а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы,
подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или
"Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
5. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденных
Центральным банком России от 4 октября 1993 года N 18, приходные кассовые
ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы
должны заполняться четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на
машине (пишущей или вычислительной) и подчистки, помарки и исправления в этих
документах не допускаются.
В кассовой книге допускаются исправления, которые должны быть в обязательном
порядке оговорены и заверены подписями кассира и главного бухгалтера. В кассовой
книге не допускаются подчистки.
6. Для систематизации однородных хозяйственных операций используют сводные
документы, в которые заносят показатели сгруппированных хозяйственных операций.
7. Порядок изъятия документов регламентируется Инструкцией о порядке
изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов,
свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных
объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан,
утвержденной письмом Министерства финансов РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176,
согласно которой изъятие документов представляет собой административно-правовую
меру воздействия, состоящую в принудительном лишении министерств, ведомств,
учреждений, организаций, предприятий вне зависимости от организационно-правовой
формы и основанных на любых формах собственности возможности пользоваться
и распоряжаться указанными документами.
В объем и состав документов, подлежащих изъятию у предприятий, учреждений,
организаций и граждан, включаются:
первичные документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и иные
документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных
платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты, за исключением
документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, определенную
в установленном законодательством порядке.
Изъятие документов у предприятий, учреждений, организаций и граждан производится
на основании письменного мотивированного постановления должностного лица Государственной
налоговой инспекции, которое производит проверку. Постановление о производстве
изъятия оформляется на бланке установленной формы.
Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц предприятия,
учреждения, организации и граждан, у которых производится изъятие документов,
при этом они имеют право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие
занесению в Протокол изъятия.
Перед производством изъятия документов должностное лицо Государственной
налоговой инспекции определяет перечень необходимых документов, подлежащих
изъятию, и устанавливает место их нахождения или хранения.
При производстве изъятия документов должностным лицом Государственной
налоговой инспекции предъявляется руководителям предприятия, учреждения, организации
и гражданам Постановление о производстве изъятия документов, а в случаях отказа
в их добровольной выдаче документы изымаются должностным лицом Государственной
налоговой инспекции с участием представителей органов внутренних дел.
Должностное лицо Государственной налоговой инспекции, производящее изъятие
документов, подвергает тщательному осмотру подлежащие изъятию документы в
местах их хранения, а в случае непригодности к их дальнейшему осмотру недооформленные
тома документов (неподшитые, непронумерованные и т. д.) в его присутствии
дооформляются должностными лицами предприятия, учреждения, организации и гражданами
в соответствии с требованиями Положения о документах и документообороте в
бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР от 29.07.83 N 105).
При этом должностным лицом Государственной налоговой инспекции, производящим
изъятие документов, одновременно составляется специальная опись изъятых документов
и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются
копии изъятых документов, о чем указывается в Протоколе изъятия, который составляется
по установленной форме.
В случае пропажи или гибели документов на предприятии, учреждении и организации
по предложению должностного лица Государственной налоговой инспекции, производящего
изъятие документов, руководитель предприятия, учреждения, организации приказом
(письменным или устным распоряжением) назначает комиссию по расследованию
причины пропажи или гибели документов, а гражданин представляет органам налоговой
инспекции письменное объяснение причин гибели или пропажи документов. В необходимых
случаях для участия в работе комиссии должностным лицом Государственной налоговой
инспекции, производящим изъятие документов, приглашаются представители охраны
и государственного пожарного надзора системы органов внутренних дел. Результаты
работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителями предприятия,
учреждения, организации.
Копия акта должна быть представлена должностному лицу налоговой инспекции,
производящему изъятие документов.
При составлении специальной описи изъятых документов копия ее также вручается
лицам, которым вручается копия протокола. О вручении копии Протокола изъятия
и специальной описи под роспись должностным лицам предприятия, учреждения,
организации и гражданину, у которых было произведено изъятие документов, делается
отметка в Протоколе изъятия.
Если руководитель предприятия, учреждения, организации и гражданин откажется
от подписания Протокола изъятия, должностное лицо налоговой инспекции, производящее
изъятие документов, об этом делает отметку в Протоколе изъятия, при этом отказавшимся
от подписи должностным лицам и гражданам предоставляется право дать письменное
объяснение о причинах отказа, которое заносится в Протокол изъятия.
В заключительной части Протокола изъятия указывается, что изъятые документы
упакованы и переданы в полном объеме должностному лицу Государственной налоговой
инспекции, производящему изъятие документов.
Изъятые документы передаются на хранение в Государственную налоговую
инспекцию и хранятся в спецчасти до принятия решения руководителем Государственной
налоговой инспекции о их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии
злоупотреблений изъятые документы возвращаются предприятиям, учреждениям,
организациям и гражданам с росписью в получении документов или заказной корреспонденцией
по почте. В случаях обнаружения злоупотреблений для проведения бухгалтерской
или специальной экспертизы изъятые документы у предприятий, учреждений, организаций
и граждан по решению руководителей Государственной налоговой инспекции передаются
в следственные органы, о возврате документов решение принимают следственные
органы, о чем также сообщается письменно Государственной налоговой инспекции
и руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам.
При возбуждении уголовного дела выемка документа осуществляется в соответствии
с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. В случае необходимости изъятия определенных
предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно,
где и у кого они находятся, следователь производит выемку.
Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. Следователь,
имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте
или у какого-либо лица находятся документы, могущие иметь значение для дела,
производит обыск для их отыскания и изъятия.
Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только
с санкции прокурора. Санкционирование обыска производится прокурором или его
заместителем. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен
без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок
о произведенном обыске.
Выемки или обыски в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями,
организациями, производятся в присутствии представителя данного предприятия,
учреждения, организации.
Лицам, у которых производится выемка или обыск, понятым, представителям
должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя
и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол.
При производстве выемки после предъявления постановления следователь
предлагает выдать предметы или документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа
в этом производит выемку принудительно.
При производстве обыска после предъявления постановления следователь
предлагает выдать документы, могущие иметь значение для дела. Если они выданы
добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых документов, следователь
вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.
При производстве обыска и выемки следователь вправе вскрывать запертые
помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их,
при этом следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения
запоров, дверей и других предметов.
При производстве выемки и обыска следователь должен строго ограничиваться
изъятием документов, могущих иметь отношение к делу.
Все изымаемые документы предъявляются понятым и другим присутствующим
лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте выемки
или обыска.
О производстве выемки следователь составляет протокол. Если, кроме протоколов,
составляется особая опись изъятых или передаваемых на особое хранение документов,
опись прилагается к протоколу.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета
1. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления
информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения
на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах),
на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании
вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных
машинных носителях.
2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского
учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим
счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского
учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
3. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться
их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре
бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица,
внесшего исправление, с указанием даты исправления.
4. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской
отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского
учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую
тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 10

1. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая
для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных
регистрах.
В условиях автоматизации бухгалтерского учета результатная информация
может формироваться в виде выходных документов на машиночитаемых носителях.
Регистр бухгалтерского учета - это таблицы определенной формы, построенные
в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках
его образования и служащие для отражения хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в виде карточек, отдельных
листов, ведомостей, журналов, книг, машинограмм.
Формы учетных регистров, порядок записей в них, обработки и использования
определены инструкциями о журнально-ордерной форме счетоводства, инструкциями
по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном
бюджете.
При ведении учетных регистров следует аккуратно производить записи, а
при исправлении обнаруженных ошибок неправильные суммы зачеркиваются тонкой
чертой, так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Обязательно следует делать
оговорку об исправлениях.
2. Регистры подразделяются на хронологические и систематические. В первых
записи о хозяйственных операциях делаются в хронологическом порядке по мере
их совершения, а в систематических регистрах записи о хозяйственных операциях
группируются по определенным признакам.
3. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров
подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых
и банковских), исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный
текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы.
Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью
"исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена
дата исправления.
В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.
4. В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет
служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную
или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации
принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут
составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными
правовыми актами.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается
способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими
законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет
служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая
же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую
тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов,
сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В соответствии с постановлением Правительства РСФСР "О перечне сведений,
которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35
к таковым относятся:
учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей)
и Устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью
(регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной
деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления
и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную
систему;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях
труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежах;
В соответствии с Законом вся внутренняя бухгалтерская отчетность является
коммерческой тайной, а внешняя отчетность не представляет собой коммерческую
тайну. Однако в соответствии с письмом ГНС РФ от 30 августа 1994 г. N ВГ-6-18/322,
Департамента налоговой полиции РФ от 29 августа 1994 г. N ВЯ-1375 "О порядке
предоставления сведений по запросам правоохранительных органов" предоставление
информации налоговыми органами правоохранительным и судебным органам разрешается
предоставлять только на основании письменных мотивированных запросов (требований),
оформленных на официальных бланках за подписью руководителей органов дознания,
следователей, прокуроров, их заместителей и судей; по запросам, касающимся
сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующих субъектов, тайну вкладов
физических лиц, предоставлять информацию только по возбужденному уголовному
делу или материалам проверки, проводимой в порядке ст. 109 УПК РСФСР.

Статья 11. Оценка имущества и обязательств
1. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения
в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования
фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно,
- по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в
самой организации, - по стоимости его изготовления.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится
независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном
периоде.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными
актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной
валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу
Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
Оценка имущества и обязательств производится в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26 декабря 1994
г. N 170, где предусмотрено, что имущество, обязательства и хозяйственные
операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке.
Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных
расходов.
Законом предусмотрено, что при безвозмездном получении имущества его
оценка должна осуществляться по рыночной стоимости на дату оприходования.
Имущество, произведенное в организации, должно оцениваться по фактической
стоимости его изготовления.
Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных
операций в валюте, действующей на территории Российской Федерации, - в рублях.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также
по ее операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на
территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной
валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату
совершения операций. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов
и платежей.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается
вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые
разницы могут быть отнесены на финансовые результаты у организации или увеличение
(уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств
1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств,
в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние
и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
2. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского
учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется
на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение
финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных
лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков
с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые
результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования
(фондов).

Комментарий к статье 12

Порядок проведения инвентаризации подробно установлен Методическими указаниями
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом
Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49, в соответствии с которыми инвентаризации
подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все
виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие
виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском
учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для
переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально
ответственному лицу.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в
соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения
драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и
организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа
1992 г. N 67, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей
государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных
металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при
Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. N 326.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия
имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского
учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень
имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются
руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая
инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации
имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение
инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных
комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии
(приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением
приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации
организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры,
экономисты, техники и т. д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы
внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации
служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном
участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств
вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок
и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают
в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях,
записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения
(штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания
неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления
должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии
и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних
страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен,
таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку,
подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии
к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества
на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально
ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а
сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или
полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной
документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности
проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных
комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой,
секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности
проведения инвентаризаций.

Глава III. Бухгалтерская отчетность

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности
1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического
и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных
организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит
обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством
финансов Российской Федерации.
3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке
их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают
в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых
и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие
нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать
существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости
данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных
статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил
бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить
имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации,
с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского
учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением
законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет
изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером
(бухгалтером) организации.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется
централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом,
подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или
специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский
учет.

Комментарий к статье 13

1. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с Положением
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96),
утвержденным приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. N 10, которым установлен
состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности
организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации, кроме банков и бюджетных организаций.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих
имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также
финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Под отчетным периодом
понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую
отчетность. Отчетной датой считается дата, по состоянию на которую организация
должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Перед бухгалтерской отчетностью стоит задача обеспечения достоверной
и полной информацией об имущественном и финансовом положении организации,
а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская
отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных
нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
в Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности
филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на
отдельные балансы.
Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением
организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную
дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской
отчетности.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета,
составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период,
предшествовавший отчетному.
Статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других
форм бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов,
пассивов, финансовых результатов и иных показателей, прочеркиваются.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом
считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первоначальным отчетным годом для впервые созданной либо реорганизованной
организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря
включительно, а для организации, впервые созданной после 1 октября, - с даты
государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний
календарный день отчетного периода.
Отчет о финансовых результатах должен характеризовать финансовые результаты
деятельности организации (счет "Прибыли и убытки") за отчетный период.
Отчет о финансовых результатах должен содержать следующие числовые показатели:
выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога
на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих
и управленческих расходов);
коммерческие расходы;
управленческие расходы;
прибыль / убыток от реализации:
проценты к получению;
проценты к уплате;
доходы от участия в других организациях;
прочие операционные доходы;
прочие операционные расходы;
прибыль / убыток от финансово-хозяйственной деятельности:
прочие внереализационные доходы;
прочие внереализационные расходы;
прибыль / убыток отчетного периода:
налог на прибыль;
отвлеченные средства;
нераспределенная прибыль / убыток отчетного периода.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
должны раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей
бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно
включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые
необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки имущественного
и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией
исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и
отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской
отчетности отступления от этих правил. Каждое такое отступление должно быть
раскрыто с указанием его причин и результата.
Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением
по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94).
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
должны раскрывать следующие дополнительные данные:
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного
периода отдельных видов нематериальных активов;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного
периода отдельных видов основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного
периода арендованных основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного
периода отдельных видов финансовых вложений;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской
задолженности;
об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных;
количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной
стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних
и зависимых обществ;
о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов,
наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва
в течение отчетного периода;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской
задолженности;
об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности
и географическим рынкам сбыта;
о составе затрат на производство (издержках обращения);
о составе прочих внереализационных доходов и расходов;
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации.
В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных
средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование
денежных средств в организации.
Бухгалтерская отчетность организации за отчетный год должна сопровождаться
отчетом образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации
ее исполнительного органа (правления, дирекции и т. п.).
Отчет исполнительного органа должен характеризовать текущее руководство
по развитию деятельности организации в отчетном периоде и основные факторы,
повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.
В годовом отчете исполнительного органа подлежат раскрытию: динамика
важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации
за ряд лет; все значительные события, имевшие место после окончания отчетного
периода и оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты
деятельности организации; планируемое развитие организации; предполагаемые
капитальные и иные долгосрочные финансовые вложения; деятельность организации
в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и природоохранных
мероприятий; иная информация, представляющая интерес для пользователей бухгалтерской
отчетности и необходимая для реализации учредителями (участниками) организации
контрольных прав.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская
отчетность подлежит обязательному аудиту.
Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного
аудита бухгалтерской отчетности, является неотъемлемой частью этой отчетности.
Бухгалтерская отчетность является открытой для ознакомления пользователей
- учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков
и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей
ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности
каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской
Федерации.
Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность, составленную
по типовым формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации,
по одному экземпляру государственной налоговой инспекции и органу государственной
статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской
Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация
публикует бухгалтерскую отчетность, включая итоговую часть аудиторского заключения.
Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июля года,
следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается
день фактической передачи ее по принадлежности или дата отправления, обозначенная
на штемпеле почтовой организации.
Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий
(выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается
первый следующий за ним рабочий день.
Организация должна составлять периодическую бухгалтерскую отчетность
за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
Периодическая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса
и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
Общие требования к периодической бухгалтерской отчетности, содержание
ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с настоящим
Положением.
Организация должна сформировать периодическую бухгалтерскую отчетность
не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Представление и публикация периодической бухгалтерской отчетности производятся
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации
или учредительными документами организации.
2. В 1996 году приказом Минфина РФ "О годовой бухгалтерской отчетности
организаций" от 12 ноября 1996 г. N 97 в состав годовой бухгалтерской отчетности
включены:
а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;
б) Отчет о финансовых результатах - форма N 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
Отчет о движении капитала - форма N 3;
Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
пояснительная записка;
г) специализированные формы, установленные в соответствии с пунктом 30
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
д) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма
N 2-2, утвержденная письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61 "О составлении
квартальных бухгалтерских отчетов в 1995 и 1996 годах и годового отчета за
1995 год организациями, состоящими на бюджете", и Справка об остатках средств,
полученных из федерального бюджета, утвержденная письмом Минфина России от
9 сентября 1996 г. N 79 "О составлении бухгалтерских отчетов за 1996 год и
квартальной отчетности в 1997 году организациями, состоящими на бюджете" (представляют
организации, получающие бюджетные ассигнования).
В случае установления Минфином России для таких организаций других форм
отчетной информации о характере использования бюджетных средств они также
должны включаться в состав бухгалтерской отчетности;
е) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного
по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Статья 14. Отчетный год
1. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1
января по 31 декабря включительно.
2. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период
с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года,
а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации
организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
3. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется
нарастающим итогом с начала отчетного года.

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности
1. Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую
отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам
организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам
государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные
унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным
управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская
отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную
бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую
- в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена
в порядке, установленном учредительными документами организации.
3. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую
бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
4. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется
по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Комментарий к статье 15

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается
день фактической передачи ее по принадлежности или дата отправления, обозначенная
на штемпеле почтовой организации.
Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий
(выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается
первый следующий за ним рабочий день.
Организация должна составлять периодическую бухгалтерскую отчетность
за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
Периодическая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса
и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
Организация должна сформировать периодическую бухгалтерскую отчетность
не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Публичность бухгалтерской отчетности
Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации,
страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за
счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать
годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и
их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных
федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую
отчетность.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в
газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо
распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую
отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной
статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным
пользователям.

Комментарий к статье 16

Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными
обществами установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 28 ноября 1996 г. N 101, в соответствии с которым годовая бухгалтерская
отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не
позднее 1 июня следующего за отчетным года.
Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом
бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах
массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если
публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании,
который может быть определен уставом общества или решением общего собрания
общества.
Публикация бухгалтерской отчетности производится после:
проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой);
утверждения ее общим собранием акционеров.
Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены
обе указанные процедуры.
Публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс и Отчет
о финансовых результатах (счет прибылей и убытков).
Публикация Бухгалтерского баланса может производиться по сокращенной
форме. Сокращенная форма Бухгалтерского баланса, представляемая для публикации,
разрабатывается обществом на основе Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" (ПБУ 4/96).
Сокращенная форма Бухгалтерского баланса может включать лишь итоговые
показатели по разделам, предусмотренным в пункте 4.3 ПБУ 4/96, при наличии
одновременно следующих финансовых показателей деятельности общества:
валюты Бухгалтерского баланса на конец отчетного года, не превышающей
четырестатысячекратный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством
Российской Федерации;
выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный
год, не превышающей миллионократный размер минимальной оплаты труда, установленной
законодательством Российской Федерации.
В форме Бухгалтерского баланса, включающей лишь итоговые показатели по
разделам, строки, по которым отсутствуют числовые значения активов и пассивов,
приводятся, но прочеркиваются.
Сокращенная форма Бухгалтерского баланса должна включать показатели по
группам статей, предусмотренным в пункте 4.3 ПБУ 4/96, при наличии хотя бы
одного из следующих финансовых показателей деятельности общества:
валюты Бухгалтерского баланса на конец отчетного года, превышающей четырестатысячекратный
размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской
Федерации;
выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный
год, превышающей миллионократный размер минимальной оплаты труда, установленной
законодательством Российской Федерации.
Предусмотренные в пункте 4.3 ПБУ 4/96 группы статей Бухгалтерского баланса,
по которым у общества отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме
случаев, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем
отчетному.
Для определения размера финансовых показателей установленный законодательством
Российской Федерации размер минимальной оплаты труда принимается по состоянию
на конец отчетного года.
Форма Отчета о финансовых результатах, представляемая для публикации,
должна включать все показатели, предусмотренные пунктом 5.2 ПБУ 4/96. Допускается:
не включать в форму отчета о финансовых результатах промежуточные итоги,
предусмотренные пунктом 5.2 ПБУ 4/96;
не приводить статьи Отчета о финансовых результатах, по которым у общества
отсутствуют показатели, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели
место в году, предшествовавшем отчетному.
В дополнение к предусмотренному пунктом 5.2 ПБУ 4/96 Отчет о финансовых
результатах должен включать сведения о решении общего собрания акционеров
о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год, если
такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа,
подлежащего в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах"
опубликованию в средствах массовой информации.
Общество должно придерживаться принятой им для публикации формы бухгалтерской
отчетности от одного отчетного года к другому.
Показатели публикуемых форм бухгалтерской отчетности формируются путем
прямого переноса аналогичных показателей и/или объединения соответствующих
показателей из годовой бухгалтерской отчетности общества, составленной по
типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для
отчетности за отчетный год.
Не допускаются никакие расхождения между показателями публикуемых форм
бухгалтерской отчетности и соответствующими показателями годовой бухгалтерской
отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов
Российской Федерации для отчетности за отчетный год.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчетности
общества, публикуемой за первоначальный отчетный год, должны быть приведены
данные за период, предшествовавший отчетному.
Бухгалтерская отчетность публикуется в миллионах рублей. Общество, имеющее
значительные обороты товаров, обязательств и т. п., может публиковать бухгалтерскую
отчетность в миллиардах рублей с одним десятичным знаком.
Публикация бухгалтерской отчетности должна включать: полное наименование
общества, включая указание на его организационно-правовую форму; отчетную
дату и/или отчетный период; валюту и формат представления числовых показателей
бухгалтерской отчетности; полные наименования должностей лиц, подписавших
бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы; дату утверждения бухгалтерской
отчетности общим собранием акционеров (если она не указана в иных документах,
публикуемых вместе с бухгалтерской отчетностью); место нахождения (полный
почтовый адрес, телефон и факс) исполнительного органа общества, в котором
заинтересованный пользователь может ознакомиться с бухгалтерской отчетностью
и получить ее копию в установленном законодательством Российской Федерации
порядке, а также сведения об органе государственной статистики, в который
общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности, составленной
по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации
для отчетности за отчетный
Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о
результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой),
бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством
финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.
Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо
полного текста итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым
аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г. (протокол
N 1), публикация должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской
фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положительное,
условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).
Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация
должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного
независимым аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления
аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996
г. (протокол N 1).
В любом случае информация о результатах аудита бухгалтерской отчетности
должна также включать полное наименование аудитора (аудиторской фирмы), вид
и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности, дату аудиторского
заключения.
Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности (включая расходы
на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры
(буклета) с бухгалтерской отчетностью общества), включаются в себестоимость
продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.
Суммы возмещения расходов на копирование и пересылку бухгалтерской отчетности,
поступающие от заинтересованных пользователей, зачисляются на счет прибылей
и убытков общества.

Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета
1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых
в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но
не менее пяти лет.
2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной
политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием
сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после
года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности
в последний раз.
3. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Комментарий к статье 17

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы
подлежат обязательной передаче в архив.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы
до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных
помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных
главным бухгалтером.
Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах
или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся
к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке
и сопровождаются справкой для архива.
Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним
документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.
Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться
непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских
отчетов и балансов в архиве организации определен согласно решению центральной
экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссией
Госналогслужбы Российской Федерации от 27 июня 1996 года (см. с. 137-140).
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов
и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер
организации.
Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов
и балансов из бухгалтерии и из архива организации работникам других структурных
подразделений организации, как правило, не допускается, а в отдельных случаях
может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.
Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов
и балансов у организаций может производиться только органами дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в
соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством. Изъятие
оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему
должностному лицу организации.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие,
соответствующие должностные лица организации могут снять копии с изымаемых
документов с указанием оснований и даты их изъятия.
Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные
и т. д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих
изъятие, соответствующие должностные лица организации могут дооформить эти
тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить
своей подписью, печатью).
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации
назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители
следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем
организации.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 18. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете
Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию
и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского
учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными
актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения
бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации
привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 18

Статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание
в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов
путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах
или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенных
в крупных размерах.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически
неверными данные о величине доходов, расходов, льгот, учитываемых при исчислении
налогов.
Заведомо искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы,
если последние подготовлены и представлены в налоговые органы.

Статья 19. О введении в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу
настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.




<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ