стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Постатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Автор

Фомина О.Е.


Постатейный комментарий к Федеральному закону
"О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
Глава II. Капитал Банка России (ст.ст. 9 - 10)
Глава III. Органы управления Банком России (ст.ст. 11 - 18)
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с орга- (ст.ст. 19 - 23)
нами государственной власти и органа-
ми местного самоуправления
Глава V. Отчетность Банка России (ст.ст. 24 - 26)
Глава VI. Организация наличного денежного обра- (ст.ст. 27 - 34)
щения
Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст.ст. 35 - 44)
Глава VIII. Операции Банка России (ст.ст. 45 - 49)
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая (ст.ст. 50 - 54)
деятельность
Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст.ст. 55 - 76)
Глава XI. Взаимоотношения с кредитными органи- (ст.ст. 77 - 79)
зациями
Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст.ст. 80 - 82)
Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст.ст. 83 - 87)
Глава XIV. Служащие Банка России (ст.ст. 88 - 92)
Глава XV. Аудит Банка России (ст.ст. 93 - 95)

В настоящее время Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" действует в редакции Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", принятого
26 апреля 1995 г. (N 65-ФЗ).
Комментируемый законодательный акт состоит из 15 глав, подразделяемых
на 95 статей.

Глава I объединяет 8 статей и называется "Общие положения".

Комментарий к статье 1

Часть 1 статьи 1 посвящена законодательным источникам правового регулирования
организации и деятельности "главного банка России". Их перечисление законодатель
правомерно начинает с Конституции - Основного закона Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 российской конституции, федеральные банки
(а следовательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной
собственностью) относятся к федеральным экономическим службам (пункт "ж" статьи
71) и находятся в ведении Российской Федерации. В части 1 статьи 75 Основного
закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным
банком РФ; а в части 2 данной статьи определяется основная функция Банка России
защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо
от других органов государственной власти.
Согласно статье 83 (пункт "г"), Президент РФ представляет Государственной
Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка
и ставит перед ней вопрос об освобождении названного должностного лица от
занимаемой должности. Собственно же его назначение и смещение с должности
входят в компетенцию нижней палаты парламента (пункт "в" статьи 103 Конституции).
Наиболее подробно статус, задачи, функции Банка России раскрываются в
анализируемом Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)".
Кроме того, вопросы правового регулирования деятельности Центрального
банка затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения
Банка России и кредитных организаций регламентируются Федеральным законом
"О банках и банковской деятельности", действующем в редакции Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г., (N 17-ФЗ).
В Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября
1992 г. (N 3615-1) Банк России рассматривается как основной орган валютного
регулирования в стране и в этой связи наделяется следующими основными функциями:
а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных
бумаг в иностранной валюте;
б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами
и нерезидентами;
в) проведение всех видов валютных операций;
г) разработка правил проведения валютных операций для резидентов и нерезидентов;
д) выдача лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление
валютных операций;
е) установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики
валютных операций и т. д. (статья 9 Закона РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле").
В Федеральном законе "О Счетной палате Российской Федерации", принятом
11 января 1995 г. (N 4-ФЗ), зафиксирована обязанность Центрального банка предоставлять
по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности
(статья 13). Согласно статье 2 указанного нормативно-правового акта, одной
из задач Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного
финансового контроля является контроль за законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке, а также в целом контроль за деятельностью Центрального банка и его
структурных подразделений (статья 19).
В соответствии с частью 2 статьи 1 местонахождением центральных органов
Банка России считается город Москва.

Комментарий к статье 2

В рассматриваемой статье содержится норма, устанавливающая, что Центральный
банк является юридическим лицом.
Определение понятия юридического лица - предмет гражданского законодательства.
Согласно части 1 статьи 48 ГК РФ, "юридическим лицом признается организация,
которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные... права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".
Банк России полностью отвечает данному определению. Он имеет уставный
капитал, составляющий 3 млрд. рублей, и иное имущество, которые находятся
в федеральной собственности.
Центральный банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению
указанным имуществом (часть 1 статьи 2 закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"), то есть располагает в отношении его ограниченным
вещным правом - правом хозяйственного ведения. Он производит свои расходы
за счет собственных доходов (часть 2 статьи 2).
По общему правилу, закрепленному в последней, пятой части комментируемой
статьи, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России
- по обязательствам государства. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные
федеральными законами. Так, Законом РФ "О государственном внутреннем долге
Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г. (N 3877-1) на Центральный банк
и его учреждения возложено обслуживание государственного внутреннего долга
Российской Федерации посредством осуществления операций по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или
в иной форме, если иное не установлено Правительством РФ (статья 4).
Поскольку Банк России не регистрируется в налоговых органах, он не является
субъектом налогообложения по российскому налоговому законодательству.

Комментарий к статье 3

В статье 3 анализируемого законодательного акта перечислены основные
цели деятельности Банка России:
1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам. Во исполнение этой
цели "главный российский банк" монопольно осуществляет эмиссию наличных денег,
организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с правительством
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику
и т. д.
2. Развитие и укрепление банковской системы РФ. Центральный банк является
органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями
банковского законодательства. Главная цель банковского регулирования и надзора
- поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков
и кредиторов.
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления
и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Центральный банк координирует, регулирует и лицензирует организацию
расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила,
формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Комментарий к статье 4

Банк России выполняет комплекс функций:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля (см. комментарий к главе VII);
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организуетих обращение
(см. комментарий к главе VI);
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования.
Рефинансирование - погашение старой задолженности путем выпуска новых
займов. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России
рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной
ставке Центрального банка и определяет условия предоставления кредитов под
залог различных активов.
Являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, Центральный
банк предоставляет банкам в соответствии со статьей 850 Гражданского кодекса
РФ расчетный кредит в валюте РФ на один операционный день (Положение "О порядке
предоставления Центральным банком Российской Федерации однодневного расчетного
кредита банкам", утвержденное Приказом Банка России от 9 июля 1996 г. N 02-230).
Однодневный расчетный кредит предоставляется банкам в пределах общего
объема выдаваемых Банком России кредитов в соответствии с принятыми ориентирами
единой государственной денежнокредитной политики.
Предоставление Банком России однодневного расчетного кредита банку означает
осуществление платежей с корреспондентского счета банка при временном отсутствии
или недостаточности на нем денежных средств (кредитование корреспондентского
счета банка) в пределах установленного лимита на основании договора о кредитовании
корреспондентского счета (о предоставлении однодневного расчетного кредита)
- далее по тексту договор, с последующей (на следующий рабочий день) передачей
банку извещения о предоставлении такого кредита и получением от банка обязательства
о возврате предоставленного кредита, составленных по нижеприведенной форме:
Заполняется в двух экземплярах

(Заполняется учреждением Банка России)

Извещение о предоставленном однодневном расчетном кредите

N ___________ от ______________ 199__ г.

Банку ______________________________________________________________
(наименование банка-заемщика)
в соответствии с договором о корреспондентских отношениях от
__________99__ г. N ________ и Положением "О порядке предоставления
Центральным Банком Российской Федерации однодневного расчетного кредита
банкам", утвержденным Приказом Банка России от "____" ___________ 199__
г. N _______ "__" ___________ 199__ г. предоставлен расчетный кредит в
сумме _______________________ (сумма цифрами и прописью) под _______
процентов годовых.
Сумма кредита перечислена на корреспондентский счет банка N ______ в
РКЦ ГУ Банка России по ______________________.
Банк обязан погасить ссудную задолженность, включая причитающиеся
проценты, "___" ___________ 199__ г. на общую сумму ____________________
(сумма цифрами и прописью).
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) Банком обязательств
денежные средства в объеме требований Банка России будут списываться без
распоряжения Банка с указанного корреспондентского счета Банка.

Подпись уполномоченного лица
учреждения Банка России
(Должность и Ф.И.О.)

(Заполняется банком-заемщиком)

Обязательство Банка

_________________________________________________________________________
(наименование банка-заемщика и его регистрационный номер)

корсчет N _________ в РКЦ ГУ Банка России по ____________________________
почтовый адрес __________________________________________________________
телефон _____________________ факс _____________________________________
получен однодневный расчетный кредит в сумме ____________________________
_______________________________________________(сумма цифрами и прописью)
по установленной Банком России процентной ставке ________________________
__________(в процентах годовых).
Дата получения кредита " ____ " ___________ 199___ г.
Банк обязуется погасить ссудную задолженность, включая проценты
"___"_________________ 199_____ г. на общую сумму ______________
_____________________________ (сумма цифрами и прописью) платежным
поручением.
Банк подтверждает, что согласен с условиями предоставления и
погашения кредита, определенными Положением "О порядке предоставления
Центральным банком Российской Федерации однодневного расчетного кредита
банкам", утвержденным Приказом Банка России от "____" __________ 199__ г.
N ________.
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) Банком обязательств по
настоящему документу спишите с корреспондентского счета Банка (без
распоряжения Банка) денежные средства в объеме требований Банка России на
основании настоящего извещенияобязательства и в соответствии с договором
о корреспондентских отношениях от "____" ___________ 199__ г. N
__________

Подпись "____" __________ 199__ г.
уполномоченного лица
(Должность и Ф.И.О.)

М.П.

В этот же день банк обязан предоставить в учреждение Банка России платежное
поручение (на бумажном носителе) на списание средств со своего корреспондентского
счета в погашение суммы основного долга по кредиту и процентов по нему.
За право пользования однодневным расчетным кредитом банки обязаны ежемесячно
до 15-го числа вносить плату в размере 0,1% от объема лимита кредитования
(за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налогов и других
обязательных платежей), которая зачисляется на отдельный лицевой счет "Плата
за право пользования однодневным кредитом Банка России" балансового счета
N 012 "Специальные фонды".
Средства, накопленные на указанном лицевом счете балансового счета N
012, могут быть направлены на погашение безнадежной, а также нереальной для
взыскания задолженности одного или нескольких банков по полученным, но непогашенным
однодневным расчетным кредитам в порядке, установленном Банком России.
Предоставление расчетного кредита осуществляется от имени Банка России
и на основании договора, в котором должны содержаться условия предоставления
и погашения однодневного расчетного кредита.

Договор о кредитовании корреспондентского счета
(о предоставлении однодневного расчетного кредита)

г.____________ "___" _____________ 199__ г.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), в лице
начальника Главного управления (председателя Национального банка)
Центрального банка Российской Федерации ________________________________
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании доверенности, с одной стороны, и ______________
_________________________________________________________________________
(наименование банка)
в дальнейшем именуемый "Банк", в лице ___________________________________
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О., должность)
действующего на основании ______________________________________________,
с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Предмет Договора
1.1. Настоящий Договор в рамках установленных корреспондентских
отношений определяет взаимоотношения сторон по настоящему Договору по
предоставлению (получению) однодневного расчетного кредита (кредитованию)
корреспондентского счета Банка N __________________, открытого в РКЦ
_________________________________________________________________________
(наименование ГУ Банка России)
на основании Положения "О порядке предоставления Центральным банком
Российской Федерации однодневных расчетных кредитов банкам",
утвержденного Приказом Банка России от "____" ______________ 199__ г. N
__________, при временном отсутствии или недостаточности денежных средств
на корреспондентском счета Банка для осуществления срочных платежей.
2. Условия предоставления однодневного расчетного кредита
2.1. Однодневный расчетный кредит предоставляется Банку в соответствии
с Положением "О порядке предоставления Центральным Банком Российской Федерации
однодневных расчетных кредитов банкам", утвержденным Приказом Банка России
от " ____" 1996 г. N ____________ (далее - Положение) и на основании настоящего
Договора.
2.2. За право пользования однодневным расчетным кредитом Банк обязан
ежемесячно до 15-го числа вносить плату в размере 0,1% от объема лимита кредитования,
установленного пунктом 2.5 настоящего Договора (за счет прибыли, остающейся
в распоряжении Банка после уплаты налогов и других обязательных платежей).
2.3. Однодневный расчетный кредит предоставляется в конце операционного
дня на один операционный день и не подлежит пролонгации.
Не допускается получение однодневного расчетного кредита в течение двух
рабочих дней подряд.
2.4. За пользование расчетным кредитом Банк уплачивает проценты в размере
1,3 годовой ставки рефинансирования Банка.
Начисление процентов за пользование однодневным расчетным кредитом производится
со дня предоставления расчетного кредита до дня исполнения Банком обязательств
по предоставленному кредиту.
2.5. Лимит предоставляемого Банку однодневного расчетного кредита устанавливается
в сумме _________________________________________________ ________________________________________________________________________.
(сумма цифрами и прописью)
2.6. Днем выдачи однодневного расчетного кредита считается день осуществления
Банком России платежей по корреспондентскому счету Банка (день кредитования
учреждением Банка России корреспондентского счета Банка) в пределах установленного
лимита (без предварительной заявки Банка), производимых на основании настоящего
Договора.
Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России расчетного
кредита Банку, являются:
1) выписки по корреспондентскому счету Банка и по балансовому счету N
320, составленные на дату предоставления кредита Банку;
2) оформленное и подписанное со стороны Банка России извещение-обязательство
по форме Приложения N 1 к Положению.
Извещение-обязательство составляется в двух экземплярах. Один экземпляр
извещения-обязательства остается в учреждении Банка России, другой - у Банка.
Оба экземпляра, оформленных в установленном порядке, имеют одинаковую юридическую
силу.
2.7. Банк имеет право на получение очередного однодневного расчетного
кредита только после возврата ранее предоставленного кредита и при условии
выполнения требований, указанных в пп. 2.2 Положения.
Днем возврата задолженности по кредиту считается день списания денежных
средств с корреспондентского счета Банка в РКЦ Банка России в сумме, покрывающей
объем требований Банка России по предоставленному однодневному расчетному
кредиту.
3. Обязанности сторон
3.1. На следующий рабочий день после предоставления Банку однодневного
расчетного кредита (кредитования корреспондентского счета Банка) Банк России
передает Банку под расписку один экземпляр оформленного и подписанного со
своей стороны извещения-обязательства о предоставлении Банку однодневного
расчетного кредита и после получения от Банка подписанного им извещения-обязательства
передает Банку второй, оформленный в установленном порядке экземпляр извещения
обязательства.
3.2. Банк, получивший накануне расчетный кредит, обязан до 1600 (время
местное) текущего операционного дня представить в учреждение Банка России;
1) оформленное и подписанное со своей стороны извещение-обязательство;
2) платежное поручение (на бумажном носителе) на списание средств с его
корреспондентского счета в погашение задолженности по кредиту, включая проценты.
4. Ответственность Банка
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) Банком обязательств по
возврату однодневного расчетного кредита и уплате по нему процентов, выразившееся
в отсутствии достаточной суммы средств на корреспондентском счете Банка для
погашения долга Банку России или невыполнение п. 3.2 настоящего Договора,
Банк уплачивает Банку России неустойку, начисляемую на сумму просроченного
основного долга за каждый календарный день просрочки до дня возврата всей
суммы основного долга, в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России,
действующей на день выдачи однодневного расчетного кредита, деленной на 360.
4.2. В случае нарушения банком срока возврата однодневного расчетного
кредита Банк лишается права на получение однодневного расчетного кредита на
срок 3 месяца. В течение указанного срока Банк не вносит плату, предусмотренную
п. 2.2 настоящего Договора.
5. погашения задолженности Банка Банку России по однодневному расчетному
кредиту
5.1. Списание с корреспондентского счета Банка суммы задолженности по
однодневному расчетному кредиту, включая начисленные по нему проценты, осуществляется
на основании платежного поручения Банка в установленном порядке.
5.2. При погашении задолженности Банка перед Банком России впервую очередь
погашаются проценты по кредиту, затем сумма кредита и в последнюю очередь
- причитающаяся сумма неустойки.
5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Банком обязательств
по погашению однодневного расчетного кредита (включая уплату процентов по
нему) Банк России списывает с корреспондентского счета Банка средства в сумме
имеющейся задолженности (включая сумму неустойки, предусмотренной п. 4.1 настоящего
Договора) без распоряжения Банка инкассовым поручением в пятой группе очередности
платежей.
6. Срок действия Договора, порядок его изменения и расторжения
6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания. Договор действует
до полного исполнения обязательств сторон по нему и может быть расторгнут
по заявлению одной из сторон с предупреждением не менее чем за три рабочих
дня.
6.2. Изменения к настоящему Договору считаются принятыми при условии
письменного соглашения сторон, оформленного дополнительным соглашением.
6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, один из которых хранится в Банке России, другой - у Банка.
7. Юридические адреса и реквизиты сторон
7.1. Банк России ___________________________________________________
телефон _______________________, факс ___________________________________
7.2. Банк: _________________________________________________________
телефон _______________________, факс ___________________________________

Банк России Банк
Подпись уполномоченного Подпись уполномоченного
лица Банка России лица Банка
_______________________ _______________________
(Должность, Ф.И.О.) (Должность, Ф.И.О.)

М.П М.П

Объем (лимит) предоставляемого одному банку расчетного кредита (осуществление
платежей с корреспондентского счета при отсутствии или недостаточности на
нем денежных средств) устанавливается Советом директоров Банка России.
Лимит кредитования по каждому конкретному банку определяется договором
и не должен превышать размер, установленный Советом директоров.
Расчетный кредит предоставляется в конце текущего операционного дня на
один операционный день и не подлежит пролонгации.
Не допускается получение расчетного кредита в течении двух рабочих дней
подряд.
Размер процентной ставки по расчетному кредиту устанавливается Советом
директоров Банка России и указывается в договоре.
Днем выдачи расчетного кредита считается день осуществления учреждением
Банка России платежей по корреспондентскому счету банка при временном отсутствии
или недостаточности на нем денежных средств (день кредитования учреждением
Банка России корреспондентского счета банка) в пределах установленного лимита.
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) банком обязательств по возврату
расчетного кредита и уплате процентов, подтвержденное обязательством банка,
банк платит Банку России неустойку в виде пени в размере 0,5 ставки рефинансирования
Банка России (действующей на день, следующий за установленным обязательством
днем исполнения этого обязательства), деленной на 360, начисляемую на сумму
просроченного основного долга, за каждый календарный день просрочки до дня
возврата всей суммы основного долга.
В случае нарушения банком срока возврата кредита (установленного извещением-обязательством)
банк лишается права на получение однодневного расчетного кредита на срок 3
месяца, а также отключается от передачи расчетных документов по каналам связи.
В течение указанного срока банк не вносит плату за право пользования однодневным
расчетным кредитом.
Условия предоставления однодневного расчетного кредита Банк России предоставляет
однодневный расчетный кредит (осуществляет кредитование корреспондентского
счета) только банкам, оформившим соответствующий договор, в котором предусмотрены
условия предоставления и погашения однодневного расчетного кредита.
Право на получение однодневного расчетного кредита имеет банк, отвечающий
следующим критериям на момент его предоставления (по состоянию на конец текущего
операционного дня):
1) своевременно и в полном объеме выполняющий обязательные резервные
требования Банка России;
2) не имеющий просроченной задолженности по кредитам, предоставленным
Банком России, и процентам по ним, а также просроченной задолженности по обязательным
платежам, установленным законодательством, и другим обязательствам (не имеющий
картотеки к внебалансовому счету N 9920 и N 9919);
3) общая потребность в дополнительных средствах на оплату всех расчетных
документов, не подлежащих оплате, до конца текущего дня, не должна превышать
установленный банку лимит кредитования более чем в 1,5 раза;
4) своевременно и в полном объеме перечисляющий плату за право пользования
однодневным расчетным кредитом.
2.3. Банк имеет право на получение очередного однодневного расчетного
кредита только после возврата ранее предоставленного кредита.

Предоставление однодневного расчетного кредита

Для получения права на однодневный расчетный кредит банк подписывает
соответствующий договор, в котором предусматривается возможность осуществления
платежей с корреспондентского счета банка при отсутствии или недостаточности
на нем средств в пределах установленного лимита (кредитование Банком России
корреспондентского счета банка).
При возникновении у банка потребности в дополнительных средствах (сверх
имеющегося остатка средств на корреспондентском счете) для завершения расчетов
текущего операционного дня учреждение Банка России предоставляет расчетный
кредит (производит кредитование корреспондентского счета банка) в пределах
установленного договором лимита (без предварительной заявки банка).
Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России расчетного
кредита банку, являются:
1) выписки по корреспондентскому счету банка и по балансовому счету N
822, составленные на дату предоставления кредита банку;
2) оформленное и подписанное со стороны Банка России извещение-обязательство.
На следующий рабочий день после предоставления однодневного расчетного
кредита банк вместе с выписками по корреспондентскому счету и по балансовому
счету N 822 получает (под расписку) и оформляет со своей стороны один экземпляр
извещения-обязательства, уже подписанного уполномоченным лицом учреждения
Банка России. Указанный документ, с одной стороны, подтверждает факт предоставления
Банком России расчетного кредита банку, с другой стороны, банк дает письменное
обязательство вернуть в этот же день сумму предоставленного накануне расчетного
кредита и процентов по нему.
Факт передачи банку извещения-обязательства фиксируется уполномоченным
сотрудником учреждения Банка России в специальном журнале.
Банк, получивший накануне расчетный кредит, обязан до 16-00(время местное)
текущего операционного дня предоставить в учреждение Банка России:
1) оформленное и подписанное со своей стороны извещениеобязательство;
2) платежное поручение (на бумажном носителе) на списание средств с его
корреспондентского счета в погашение задолженности по кредиту, включая проценты.
Учреждение Банка России передает банку второй экземпляр извещения-обязательства
(оформленный как со стороны Банка России, так и банка-получателя кредита),
который остается в учреждении Банка России, другой - у банка. Оба экземпляра
документа (оформленного в установленном порядке) имеют одинаковую юридическую
силу.
Проценты за пользование расчетным кредитом банк уплачивает Банку России
одновременно с погашением кредита.
Начисление процентов за пользование расчетным кредитом производится по
утвержденной Советом директоров Банка России ставке однодневного расчетного
кредита (в процентах годовых) за каждый календарный день со дня исполнения
банком обязательств по предоставленной ссуде.
Ежедневно главные управления (национальные банки) Банка России готовят
и передают в Банк России (в сводный экономический департамент) информацию
за предыдущий рабочий день о выдаче и погашении однодневных расчетных кредитов
по установленной форме (на общую сумму предоставленного/погашенного кредита
и в размере банков-заемщиков).

Погашение однодневного расчетного кредита

В срок, установленный в извещении-обязательстве, банк осуществляет возврат
кредита и производит уплату причитающихся по нему процентов. Исполнение указанных
в настоящем пункте обязательств осуществляется на основании платежного поручения
банка на списание средств с его корреспондентского счета в расчетно-кассовом
центре Банка России в погашение ссудной задолженности по расчетному кредиту,
включая проценты.
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) банком-заемщиком в установленный
срок (на следующий рабочий день после предоставления банку расчетного кредита)
обязательств по погашению расчетного кредита (включая уплату процентов по
нему), учреждение Банка России производит взыскание средств с корреспондентского
счета банка-должника (включая сумму неустойки в виде пени за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) банком заемщиком обязательств по погашению ссудной
задолженности) без распоряжения инкассовым поручением, выписываемым на основании
договора, извещения-обязательства банка и распоряжения руководителя учреждения
Банка России, в пятой группе платежей (условие о списании средств без распоряжения
банка должно быть отражено в договоре).
При этом в первую очередь погашаются проценты, затем сумма просроченного
основного долга, и в последнюю очередь причитающаяся сумма пени.
Днем возврата ссудной задолженности считается день списания денежных
средств с корреспондентского счета банка в расчетно-кассовом центре Банка
России в сумме, покрывающей объем требований Банка России по предоставленному
однодневному расчетному кредиту.
В объем требования Банка России включается сумма основного долга по кредиту,
сумма причитающихся процентов по нему, а также сумма неустойки в виде пени,
которую обязан уплатить банк при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств
по однодневному расчетному кредиту.
4) Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ (см. комментарий
к главе XII);
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы (см. комментарий статьи 56);
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает
и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом
(см. комментарий статьи 58);
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций (см. комментарий
к главе Х);
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями.
По Инструкции Банка России N 8 от 17 сентября 1996 г. "О правилах выпуска
и регистрации ценных бумаг кредитными организациями" государственной регистрации
подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпуска и количества
инвесторов. Регистрирующим органом является Департамент контроля за деятельностью
кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Он регистрирует:
а) выпуски акций кредитных организаций, созданных в форме акционерных
обществ, с уставным капиталом 100 млрд. рублей и более (включая в расчет предполагаемые
итоги выпуска), выпуска облигаций кредитных организаций на сумму 50 млрд.
рублей и более;
б) выпуски акций кредитных организаций, созданных в форме акционерных
обществ, с долей иностранного участия более 50%, выпуски акций кредитных организаций
с долей участия юридических и физических лиц из стран СНГ более 50%;
в) все выпуски конвертируемых ценных бумаг кредитных организаций независимо
от размера выпуска и величины уставного капитала, расчитанного с учетом предполагаемых
итогов конвертации;
г) все выпуски ценных бумаг кредитных организаций, предназначенные для
размещения за пределами Российской Федерации, разрешенные Федеральной комиссией
по рынку ценных бумаг, независимо от объема выпуска.
В необходимых случаях Департамент контроля за деятельностью кредитных
организаций на финансовых рынках Банка России может передавать свои полномочия
по регистрации выпусков ценных бумаг территориальным учреждениям Банка России
по месту нахождения кредитных организаций-эмитентов, а также имеет право самостоятельно
производить регистрацию любых выпусков ценных бумаг кредитных организаций.
Для регистрации выпуска ценных бумаг кредитная организация-эмитент представляет
в регистрирующий орган следующие регистрационные документы:

Заявление на регистрацию

Выпуск зарегистрирован "____" ___________ 19 ____ г.

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование регистрирующего органа)

______________________________
(подпись ответственного лица)

Печать регистрирующего органа

Заявление

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование кредитной организации-заявителя или органа,
уполномоченного учредителями создаваемой кредитной организации-эмитента)

просит зарегистрировать выпуски следующих ценных бумаг
_________________________________________________________________________
присвоен государственный регистрационный номер___________________________
_________________________________________________________________________
присвоен государственный регистрационный номер___________________________

(перечисляются все выпуски ценных бумаг, осуществляемые одновременно в
рамках одной эмиссионной компании - в каждой графе по одному типу ценных
бумаг).
(Для акций) - в отношении каждого выпуска: объем уставного капитала
кредитной организации-эмитента после завершения выпуска составит
"_________" рублей (сумма цифрами и прописью).
Данный выпуск акций является (первым) повторным выпуском).
После завершения выпуска кредитная организация будет действовать в форме
(открытого/закрытого) акционерного общества и иметь (более/не более) 500 акционеров
(число акционеров определяется по итогам всех выпусков, заявленных в эмиссионных
документах в рамках одной эмиссионной кампании).
(Для облигаций) - в отношении каждого выпуска: общий объем
размещаемых облигаций после завершения всего выпуска составит
"____________" рублей по номиналу (сумма цифрами и прописью).
Количество покупателей облигаций данного выпуска после его завершения
(может/не может) превысить 500 лиц.
Номер лицензии на осуществление банковской операции "_____".
(Для акций) - расчет минимальной оплаченной доли выпуска акций, необходимой
для регистрации его итогов.
Подписи ответственных лиц Кредитной организации-эмитента
Печать
Дата

заполнения заявления:

1. Верхняя часть заявления, а также графы "присвоен государственный регистрационный
номер" кредитной организациейэмитентом не заполняется.
2. В графе, отведенной для описания эмитируемых ценных бумаг, кредитной
организации-эмитенту следует последовательно указать:
а) вид, категорию, тип и форму ценных бумаг (например, "привилегированные
именные бездокументарные акции");
б) порядковый номер по исчислению кредитной организацииэмитента (например,
новый выпуск с порядковым номером - 3 или "аналогичен акциям с государственным
регистрационным номером 19909999В");
в) объем выпуска по номинальной стоимости;
г) номинальная стоимость одной ценной бумаги;
д) количество ценных бумаг в выпуске;
е) данные о доходах по ценным бумагам (о размере и периодичности получения);
ж) даты предполагаемого начала и завершения размещения.
3. В графе "(Для акций)" или "(Для облигаций)" кредитной организацией-эмитентом
указываются нужные варианты ответов.
4. Графа "Номер лицензии на осуществление банковских операций"заполняется
только для тех кредитных организаций-эмитентов, которые к моменту подачи заявления
на регистрацию выпуска ценных бумаг имеют лицензию на осуществление банковских
операций. Если кредитная организация к моменту подачи документов на регистрацию
выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган еще не имеет лицензии на осуществление
банковских операций, то ее номер проставляется после ее получения.
5. Расчет минимальной оплаченной доли выпуска акций, необходимой для
регистрации его итогов, составляется в соответствии с Приложением N 7 к настоящей
Инструкции до решения этого вопроса Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг и показывает в итоге ту сумму средств, которая должна быть аккумулирована
кредитной организацией-эмитентом для того, чтобы выпуск мог быть признан состоявшимся.
6. Регистрирующий орган заполняет графы "Присвоен государственный регистрационный
номер" и верхнюю часть заявления в момент государственной регистрации выпуска.
При этом каждому типу выпускаемых ценных бумаг присваивается свой государственный
регистрационный номер. решение о выпуске ценных бумаг, составленное по форме:
А) Титульный лист решения о выпуске ценных бумаг

Зарегистрировано "____" ____________ 19___ г.

_________________________________________________________________________
наименование регистрирующего органа

_____________________________
подпись ответственного лица
Печать регистрирующего органа
Решение о выпуске ценных бумаг
_________________________________________________________________________
(полное наименование кредитной организации-эмитента с указанием
юридического адреса)

___________________________________(вид и форма выпускаемых ценных бумаг)
Государственный регистрационный номер ___________________________, печать
Принято _________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа кредитной организации -
эмитента, принявшего решение о выпуске,
с указанием даты принятия решения)

"____" _________ 19 ____ г. протокол N _______

Подписи ответственных лиц кредитной организации-эмитента
Печать
Дата

Б) Информация, включаемая в решение о выпуске ценных бумаг
1. Вид эмиссионных ценных бумаг.
2. Указание формы ценных бумаг (именная документарная, именная бездокументарная,
документарная на предъявителя).
3. В случае выпуска ценных бумаг в документарной форме способ хранения,
если таковой определен (выдача на руки без обязательного централизованного
хранения либо с обязательным централизованным хранением).
4. Права владельца, закрепленные одной ценной бумагой.
5. удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмиссионной
ценной бумагой.
Права владельцев на ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются
сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами
и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение
в депозитарии).
Права владельцев на ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются
в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра
или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам
депо в депозитариях.
Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае нахождения ее сертификата у владельца - в момент передачи
этого сертификата приобретателю;
- в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных
бумаг и (или) учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии -в момент приходной
записи по счету депо приобретателя.
Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную
деятельность, - с момента внесения приходной записи и по счету депо приобретателя;
- в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с
момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Право на именную документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги в системе ведения
реестра - с момента передачи ему сертификата ценной бумаги после внесения
приходной записи по лицевому счету приобретателя;
- в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги у лица, осуществляющего
депозитарную деятельность, с депонированием сертификата ценной бумаги у депозитария
- с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.
Права, закрепленные ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента
перехода прав на эту ценную бумагу.
Переход прав, закрепленных именной ценной бумагой, должен сопровождаться
уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя
ценных бумаг.
Осуществление прав по предъявительским ценным бумагам производится по
предъявлении их владельцем или его доверенным лицом.
Осуществление прав по именным документарным ценным бумагам производится
по предъявлении владельцем либо его доверенным лицом сертификатов этих ценных
бумаг эмитенту. При этом, в случае наличия сертификатов таких ценных бумаг
у владельца, необходимо совпадение имени (наименования) владельца, указанного
в сертификате, с именем (наименованием) владельца в реестре.
В случае хранения сертификатов документарных ценных бумаг в депозитариях
права, закрепленные ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных
этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными
договорами владельцев, с приложением списка этих владельцев.
Эмитент в этом случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским
ценным бумагам лица, указанного в этом списке.
Осуществление прав по именным бездокументарным ценным бумагам производится
эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведении реестра.
6. Количество эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске.
7. Общее количество выпущенных ценных бумаг с данным государственным
регистрационным номером и их номинальная стоимость.
8. размещения эмиссионных ценных бумаг:
а) дата начала размещения и дата окончания размещения;
б) способ размещения (открытая или закрытая подписка), ограничения в
отношении покупателей;
в) цена размещения или способ ее определения;
г) порядок и срок оплаты.
9. Обязательство эмитента обеспечить права владельца присоблюдении владельцем
установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления
этих прав.
10. Для облигаций: порядок, условия и сроки обращения.
11. Для конвертируемых ценных бумаг:
- сроки и условия конвертации;
- описание (образец) сертификата (при документарной форме выпуска);
- проспект эмиссии, если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается
регистрацией проспекта эмиссии.

Зарегистрирован "____" ___________ 19 ___ г.

_________________________________________________________________________
(наименование регистрирующего органа)

Подпись ответственного лица
Печать

Проспект эмиссии ценных бумаг

_________________________________________________________________________
(полное наименование кредитной организации-эмитента)

государственный регистрационный номер ___________________________, печать
государственный регистрационный номер ___________________________, печать
государственный регистрационный номер ___________________________, печать

Утвержден _______________________________________________________________
(наименование органа кредитной организации-эмитента)

"_____" __________ 19 ___ г. Протокол N _____

Информация, содержащаяся в настоящем Проспекте эмиссии, подлежит раскрытию
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке,
установленном Положением Банка России "О порядке раскрытия информации о банках
и других кредитных организациях-эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации".

Подписи ответственных лиц Подписи ответственных
кредитной организации-эмитента лиц аудиторской фирмы

Печать Печать
Дата Дата

- копии учредительных документов (в случае выпуска акций при создании
кредитной организации в форме акционерного общества);
- копию платежного поручения об уплате налога на операции с ценными бумагами;
- документ, подтверждающий согласование данного выпуска с соответствующим
учреждением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур в случае, если изменение
уставного капитала кредитной организации по итогам эмиссии составит не менее
500 млн. рублей;
- для кредитной организации, действующей в форме закрытого акционерного
общества, и при создании кредитной организации в форме открытого акционерного
общества - документ, подтверждающий согласие, данное территориальным учреждением
Банка России по месту нахождения кредитной организации на приобретение акционером
или группой акционеров, связанных между собой соглашением, являющимся дочерним
или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций кредитной организации
(с учетом размещаемых акций);
- копии принятых территориальными учреждениями Банка России изменений
устава кредитной организации относительно категории, типов, количества, номинальной
стоимости и прав по объявленнымакциям;
- копии договоров или других необходимых документов, подтверждающих,
что данный выпуск облигаций обеспечен третьими лицами, в случае, если выпуск
облигаций сопровождается обеспечением, предоставленным в целях выпуска облигаций
третьими лицами;
- выписку из протокола решения уполномоченного органа кредитной организации,
подтверждающую принятие решение о выпуске ценных бумаг;
- выписку из устава при проведении открытой подписки на голосующие акции
и ценные бумаги, конвертируемые в голосующие акции, с их оплатой деньгами
в случае, если уставом кредитной организации для акционеров-владельцев голосующих
акций предусматривается преимущественное право приобретения этих ценных бумаг
в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им голосующих акций
кредитной организации;
- выписку из решения общего собрания акционеров, в случае неприменения
преимущественного права;
- выписку из устава, подтверждающую отражение в уставе изменения размера
уставного капитала с учетом итогов предыдущей эмиссии акций (при осуществлении
выпуска акций).
Если регистрация выпуска ценных бумаг производится в территориальном
учреждении Банка России, то заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных
бумаг, проспект эмиссии представляются в 4-х экземплярах. При регистрации
выпусков в Банке России указанные документы представляются в 3-х экземплярах.
Регистрационные документы первого выпуска акций кредитной организации
представляются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России
других документов, необходимых для государственной регистрации самой кредитной
организации.
В случае, если дополнительный выпуск кредитной организации сопровождается
не только изменениями объема уставного капитала, но и другими изменениями
в ее документах, то регистрационные документы дополнительного выпуска акций
подаются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других
документов, необходимых для регистрации этих изменений.
В случае если дополнительный выпуск акций кредитной организации сопровождается
регистрацией только увеличения ее уставного капитала, то регистрационные документы
дополнительного выпуска акций подаются в регистрирующий орган в течении 2-х
месяцев с момента принятия решения о дополнительном выпуске акций.
Документы на внесение изменений в устав кредитной организации подаются
в Банк России после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и полной
оплаты размещенных акций.
Регистрация самой кредитной организации или изменений в ее уставных документах
должна осуществляться не позднее, чем регистрация выпуска акций.
Документы на внесение изменений в устав кредитной организации, связанных
с установлением нового объема уставного капитала кредитной организации, подаются
в Банк России после регистрации итогов выпуска акций.
Регистрационные документы выпуска облигаций представляются кредитной
организацией в регистрирующий орган в течение 2-х месяцев с момента принятия
решения о таком выпуске. Срок нормального рассмотрения регистрационных документов
регистрирующим органом не должен превышать 30 дней. В случае возврата регистрационных
документов на доработку, срок рассмотрения доработанных документов начинает
исчислятся заново с момента представления доработанных документов в регистрирующий
орган.
Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированных или регистрационных
документов.
Регистрирующий орган перед регистрацией рассматривает информацию, содержащуюся
в регистрационных документах, на предмет ее соответствия действующему законодательству
ибанковским правилам.
Основаниями для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг могут быть:
1) нарушение кредитной организацией-эмитентом действующего законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах и порядка составления и оформления регистрационных
документов на выпуск ценных бумаг;
2) отсутствие в составе представленных регистрационных документов хотя
бы одного из тех, которые указаны выше, или несоответствие состава содержащихся
в них сведений требованиям действующего законодательства о ценных бумагах
банковским правилам;
3) наличие в регистрационных документах недостоверной информации или
информации, позволяющей сделать вывод о противоречии условий выпуска и обращения
ценных бумаг действующему законодательству, банковским правилам;
4) нарушение кредитной организацией-эмитентом нормативных актов о банках
и банковской деятельности:
- наличие в регистрационных документах информации, позволяющей сделать
вывод о том, что на момент окончания выпуска ценных бумаг кредитной организацией
будут нарушены обязательные экономические нормативы, установленные для кредитных
организаций в соответствии с действующим законодательством;
- наличие в регистрационных документах данных о невыполнении кредитной
организацией обязательных экономических нормативов на конец последнего завершенного
квартала перед датой выпуска ценных бумаг.
В этом случае регистрирующий орган может разрешить кредитной организации
осуществлять выпуск ценных бумаг при наличии в регистрационных документах
информации, позволяющей сделать вывод о том, что выпуск ценных бумаг приведет
к выполнению обязательных экономических нормативов.
В этих целях кредитная организация-эмитент должна представить соответствующие
объяснения о причинах невыполнения нормативов и разработанные мероприятия
по приведению их к установленным нормам;
- кредитная организация должна быть безубыточной в течении последних
трех завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок
меньше трех лет.
Если кредитная организация представляет информацию, о финансовой деятельности
за период меньший, чем финансовый год (в случае вновь созданной кредитной
организации), и по результатам этого финансового периода кредитная организация
имеет убытки, то в этом случае руководящий орган кредитной организации должен
представить соответствующие расчеты и гарантии, что по итогам полного финансового
года кредитная организация будет безубыточной;
- кредитная организация не подвергалась в течении трех лет либо с момента
образования, если этот срок меньше трех лет, санкциям со стороны государственных
органов по причинам нарушения его действующего законодательства. Если кредитная
организация подвергалась таким санкциям, то она должна представить информацию
об исполнении наложенных санкций и устранении недостатков к моменту подачи
документов на регистрацию выпуска ценных бумаг, после чего регистрирующий
орган вправе самостоятельно принять решение о регистрации выпуска;
- кредитная организация не должна иметь просроченной задолженности кредиторам,
по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- кредитная организация не должна иметь дебетового сальдо по корреспондентскому
счету, открытому в Банке России, включая корреспондентские субсчета своих
филиалов по балансу на последнюю отчетную дату перед представлением документов
на регистрацию ценных бумаг в регистрирующий орган;
5) нарушение кредитной организацией-эмитентом требований Инструкции "О
правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории
Российской Федерации".
Отказ в регистрации выпуска ценных бумаг по иным основаниям не допускается.
Сообщение регистрирующего органа об отказе в регистрации выпуска ценных
бумаг доводится регистрирующим органом до кредитной организации-эмитента или
ее учредителей по телефону, телетайпу, телексу или телефаксу с обязательным
письменным подтверждением. Если кредитная организация-эмитент или ее учредители
считают отказ в регистрации выпуска ценных бумаг необоснованным, они могут
обжаловать это решение в Банке России, а также в судебном порядке в соответствии
с действующим процессуальным законодательством. При этом процедура рассмотрения
документов на регистрацию выпуска ценных бумаг приостанавливается до вынесения
решения Банком России либо судебным органом.
При отсутствии претензий к регистрационным документам регистрирующий
орган в установленные сроки регистрирует выпуск.
Учет зарегистрированных выпусков производится в регистрирующих органах
в следующем порядке.
При отказе в регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган оставляет
у себя по одному экземпляру каждого из поданных регистрационных документов,
возвращая остальные документы кредитной организации-эмитенту. При этом регистрирующий
орган письменно формулирует причину отказа и претензии к кредитной организации-эмитенту,
на основании которых был сделан этот отказ.
В момент государственной регистрации выпуска ценных бумаг этим ценным
бумагам присваивается государственный регистрационный номер.
Если кредитной организацией в рамках одной эмиссионной кампании осуществляется
одновременно несколько выпусков ценных бумаг, имеющих одинаковые условия эмиссии
(например, обыкновенных и привилегированных акций, нескольких разновидностей
привилегированных акций, разных типов облигаций и т.п.), то на каждый выпуск
оформляется отдельное решение о выпуске. Все бумаги одного выпуска должны
иметь один государственный регистрационный номер. Вместе с тем на все выпуски
оформляется единый комплект регистрационных документов (за исключением решения
о выпуске).
Если кредитной организацией осуществляется дополнительный выпуск акций,
которые по всем своим параметрам полностью совпадают с одним из ранее выпущенных
данной кредитной организацией типом акций, то за такими акциями нового выпуска
сохраняется государственный регистрационный номер, присвоенный акциям аналогичного
ему предшествующего выпуска.
После государственной регистрации выпуска регистрирующий орган выдает
кредитной организации-эмитенту один экземпляр зарегистрированного решения
о выпуске ценных бумаг (в случае наличия независимого регистратора эмитенту
выдается два зарегистрированных решения о выпуске), один экземпляр зарегистрированного
заявления на регистрацию выпуска ценных бумаг и (если регистрация сопровождалась
регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг) один экземпляр зарегистрированного
проспекта эмиссии, а также письмо, подтверждающее акт государственной регистрации,
где указывается объем зарегистрированного выпуска, количество и характеристика
зарегистрированных ценных бумаг, а также присвоенный регистрационный номер
и дата регистрации. Помимо этого кредитной организации-эмитенту вместе с зарегистрированными
документами о выпуске дается письмо в адрес Расчетно-кассового центра Банка
России по месту ведения основного корреспондентского счета кредитной организации-эмитента
об открытии ей специального накопительного счета для сбора средств, поступающих
в оплату за ценные бумаги.
Зарегистрированные документы, письма о регистрации и оботкрытии накопительного
счета подписываются уполномоченным лицом и заверяются печатью регистрирующего
органа.
Если регистрация выпуска ценных бумаг производится в территориальных
учреждениях Банка России, регистрирующий орган должен направить в адрес Департамента
контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка
России один экземпляр заявления на регистрацию выпуска, одну копию решения
о выпуске, а также (если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта
эмиссии) один экземпляр зарегистрированного проспекта эмиссии, проставляя
на этих документах дату регистрации, государственный регистрационный номер
(номера) ценных бумаг, заверяя эти отметки своей печатью и подписью ответственного
лица. В комплекте высылаемых документов должны быть представлены копии иных
документов, входящих в состав регистрационных документов.
9) Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач.
В частности, Банк России вправе:
- предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими активами;
- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя со сроками
погашения не более шести месяцев;
- покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
- покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные
бумаги со сроками погашения не более года.
Депозитный сертификат - это письменное свидетельство банка-эмитента о
вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника
на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов
по нему.
Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями.
Сертификаты могут быть именными или на предъявителя.
Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные
товары или оказанные услуги.
Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов, выплате сумм
по ним осуществляются только в безналичном порядке.
Депозитный сертификат может быть выдан только организации, являющейся
юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации или
на территории иного государства, использующего рубль в качестве официальной
денежной единицы.
Сертификат не подлежит вывозу на территорию государства, не использующего
рубль в качестве официальной денежной единицы.
Право требования по депозитному сертификату может быть передано только
юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации или
иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы;
- покупать и продавать иностранную валюту и обязательства в иностранной валюте,
выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных
ценностей: иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте, природные
драгоценные камни (пункт 4 статьи 1 Закона РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле");
- проводить расчетные, кассовые, депозитные операции, принимать на хранение
и в управление ценные бумаги и иные ценности;
- выдавать гарантии и поручительства;
- осуществлять управление финансовыми рисками;
- открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях в
РФ и за рубежом.
В ряде случаев открытие валютных счетов нерезидентам РФ в уполномоченных
банках на территории России требует разрешения Центрального банка. Данное
разрешение необходимо, если его наличие является обязательным в соответствии
с международными договорами с участием Российской Федерации. В настоящее время
получили широкое распространение соглашения национальных (центральных) банков
иностранных государств с ЦБ России, решающие в том числе и этот вопрос. В
частности, такие соглашения, заключенные с Национальным банком Украины, Банком
Литвы, Национальным банком Республики Казахстан, Центральным банков Республики
Узбекистан, Национальным банком Молдовы, Государственным центральным банком
Туркменистана, предусматривают необходимость наличия у юридических лиц-резидентов
указанных государств разрешения соответствующего национального (центрального)
банка для открытия валютного счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Уполномоченным банкам-нерезидентам, имеющим валютную лицензию, какого-либо
иного разрешения национального (центрального) банка для открытия валютного
корреспондентского счета не требуется.
Если национальное законодательство какой-либо страны предусматривает
для ее резидентов разрешительный порядок открытия счетов за рубежом, но указанная
страна не имеет соответствующего соглашения с Российской Федерацией, уполномоченные
банки, как агенты валютного контроля, не обязаны контролировать правомерность
открытия таких счетов.
Кроме того, ЦБ России доводит до сведения уполномоченных банков по просьбе
национальных (центральных) банков иностранных государств о необходимости наличия
индивидуального разрешения у резидентов соответствующих иностранных государств
для открытия валютного счета в банках на территории Российской Федерации.
В частности, такое требование существует для предприятий-резидентов Республики
Беларусь в отношении открытия корреспондентских счетов уполномоченными банками
Азербайджанской Республики;
- выставлять чеки и векселя в любой валюте;
- осуществлять иные банковские операции, не запрещенные законом.
10) Осуществляет валютное регулирование. (См. Приказ Центрального банка
РФ от 11 октября 1996 г. N 02-378 "О введении в действие Временного порядка
предоставления Главными управлениями (Национальными банками) Центрального
банка Российской Федерации разрешений на проведение отдельных видов валютных
операций"; Письмо Центрального банка РФ от 24 февраля 1995 г. N 12-86 "О применении
валютного законодательства" и др.);
11) организует и осуществляет валютный контроль;
12) участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует
составление самого баланса;
13) проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики
и т. д.

Комментарий к статьям 5-8

Центральный банк тесно связан с государством. Он подотчетен нижней палате
парламента - Государственной Думе (статья 5 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"). В качестве банкира правительства
Банк России выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства
и правительственных ведомств.
Вместе с тем "главный банк страны" независим в своей деятельности. Ни
один орган государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления
не имеют права вмешиваться в реализацию его законодательно закрепленных функций
и полномочий.
Законодатель наделил Центральный банк правомочием контролировать публичную
власть путем обращения в судебные инстанции с исками о признании недействительными
соответствующих правовых актов, включив его тем самым в государственный механизм
в "активном" качестве. Таким образом, Банк России является составной частью
"системы сдержек и противовесов", действующей на уровне государственной власти.
Центральный банк вправе издавать нормативные акты (инструкции(1), письма(2),
приказы(3)) по вопросам, отнесенным федеральными законами к его ведению (статья
6 комментируемого закона). Они носят подзаконный характер и, следовательно,
в соответствии с принципом законности, не должны противоречить предписаниям
законодательных актов РФ.
Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального
опубликования в официальном издании банка "Вестнике Банка России" - и подчиняются
правилу ретроактивности (то есть не имеют обратной силы).
В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия "совместных"
подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной
исполнительной власти.
В таком "коллективном правотворчестве" участвует и Центральный банк.
Примером могут служить Совместное письмо Центрального банка РФ N 134-У и ГТК
РФ N 01-23/732 от 14 января 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в совместную
инструкцию Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля
за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
от 26 июля 1995 г. N 30 и N 01-20/10538; Совместное письмо Центрального банка
РФ и ГНС РФ от 4 июня 1996 г. N 77-96 "О соответствии наименований счетов,
открываемых клиентам, наименованиям счетов, предусмотренных планом счетов
бухгалтерского учета в банках".
Статья 7 анализируемого законодательного акта о неучастии Банка России
в капиталах кредитных организаций и иных организаций, не обеспечивающих его
деятельность, в отношении российских банков вступила в действие с 1 января
1996 г. А в отношении кредитных организаций с участием Центрального банка,
созданных на территории иностранных государств, данная статья приобретет юридическую
силу лишь с 1 января 2000 г. (часть 2 статьи 5 Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)").
В то же время Банк России может участвовать в капиталах и деятельности
международных организаций, занятых развитием сотрудничества в денежно-кредитной,
валютной и банковской сферах (статья 8 комментируемого закона).

Глава II состоит из двух статей.

Комментарий к статьям 9-10

В статье 9 определен размер уставного капитала Банка России - 3 млрд.рублей.
А в статье 10 разъясняется понятие балансовой прибыли Центрального банка,
представляющей собой разницу между доходами от операций Банка России с российскими
и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, а также от участия
в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением
Центральным банком функций, возложенных на него статьей 4 комментируемого
закона.

Глава III состоит из 8 статей (статьи 11-18), как и глава I.
Наименование главы III - "Органы управления Банком России" свидетельствует
о том, что она посвящена преимущественно вопросам организационно-правового
характера. Практически все правовые нормы, содержащиеся в статьях 11-18, -
это нормы прямого действия.

Комментарий к статьям 11-18

Руководство и управление Банком России осуществляет коллегиальный орган
- Совет директоров. В него входят Председатель Центрального банка и 12 членов.
Согласно статье 90 комментируемого закона, члены Совета директоров
- не имеют права работать по совместительству, на основании договора
подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности);
- не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях;
- обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров при
приобретении долей (акций) кредитных организаций.
Совет директоров выполняет целый ряд функций и в том числе принимает
решения:
1. О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России. В систему
Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные
заведения, подразделения безопасности.
2. Об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций
(см. комментарий статьи 61).
3. О величине резервных требований. Например, в соответствии с решением
Совета директоров от 25 октябpя 1996 г. были установлены следующие нормативы
обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в валюте РФ:
а) по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно
- 16%;
б) по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно - 13%;
в) по срочным обязательствам от 91 дня и более - 10%.
По средствам на счетах в иностранной валюте норматив обязательных резервов
составляет 5%.
4. Об изменении процента ставок Банка России. Так, решением Совета директоров
от 13 марта 1998 г. с 16 марта 1998 г. была введена процентная ставка рефинансирования
(учетная ставка) в размере 30% годовых.
5. Об определении лимитов операций на открытом рынке.
Операции на открытом рынке - наиболее распространенный метод денежно-кредитного
регулирования в условиях развитого рынка ценных бумаг. Они влияют на деятельность
коммерческих банков через объем имеющихся у последних ресурсов. Если Центральный
банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают,
то ресурсы банков и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам
уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению
ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, Центральный
банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по
выдаче ссуд. Операции на открытом рынке, таким образом, способствуют регулированию
банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
6. Об участии в международных организациях и т. д.
Банк России государственный банк, следовательно, он тесно связан с государством,
органами публичной власти. Центральный банк подотчетен Государственной Думе.
Его председатель назначается на должность нижней палатой по представлению
президента. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой по представлению
Председателя Банка России, согласованному с Президентом (статьи 12, 13 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Правительство
заинтересовано в надежности Центрального банка в силу его особой роли в кредитной
системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может бесконечно
влиять на политику "главного банка". Центральный банк юридически самостоятелен.
Как совершенно справедливо заметили авторы учебника "Общая теория денег и
кредита" под редакцией профессора Е.Ф. Жукова, "в конечном счете любой Центральный
банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа"/Общая
теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 1995, с. 134.

Глава IV включает статьи 19-23. В ней рассматриваются вопросы взаимоотношений
Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Комментарий к статьям 19-23

Центральный банк взаимодействует со всеми тремя ветвями государственной
власти - законодательной, исполнительной и судебной.
По линии исполнительной власти он участвует в разработке экономической
политики правительства, консультирует Министерство финансов (статья 19).
При Центральном банке действует Национальный банковский совет, в который
входят представители Федерального собрания, президента, правительства, кредитных
организаций, самого Банка России, а также эксперты (статья 20). Функции Национального
банковского совета перечислены в статье 21.
Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование бюджетных
дефицитов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении
(статья 22).
Центральный банк наделен определенными полномочиями по обслуживанию государственного
долга (статья 23).
Согласно статье 4 Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской
Федерации", это обслуживание Банк России производит путем осуществления операций
по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов по
данным обязательствам.
Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению
долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Глава V "Отчетность Банка России" содержит статьи 24-26.

Комментарий к статьям 24-26

Отчетный период Центрального банка совпадает с календарным годом (статья
24).
Банк России подотчетен нижней палате парламента. Ежегодно, в срок до
15 мая, он должен представить Государственной Думе годовой отчет, утвержденный
Советом директоров. Содержание отчета раскрывается в статье 25 комментируемого
закона.
Балансовая прибыль, фактически полученная Центральным банком за отчетный
год, распределяется следующим образом: половина перечисляется в федеральный
бюджет, а оставшиеся 50 процентов направляются в различные резервы и фонды.
Перечисление происходит после утверждения годового отчета Советом директоров
(статья 26).

Глава VI "Организация наличного денежного обращения" включает 8 статей:
статьи 27-34.

Комментарий к статьям 27-34

В соответствии со статьей 27 комментируемого закона, официальной единицей
(валютой) РФ является рубль.
С 17 мая 1996 г. вступил в силу Порядок установления официального обменного
курса рубля Центрального банка Российской Федерации, утвержденный Приказом
Банка России от 20 мая 1996 г. N 02-168.
Центральный банк устанавливает официальный обменный курс рубля к иностранным
валютам, международным счетным и временным денежным единицам, используемый
при расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-расчетных
отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами,
а также для целей налогообложения ибухгалтерского учета.

Установление курсов покупки и продажи Банком России
долларов США за рубли

Департамент иностранных операций (ДИО) Банка России каждый рабочий банковский
день, начиная с 9 часов московского времени, осуществляет сбор информации
и текущих котировках рубля к доллару США по операциям ведущих коммерческих
банков на межбанковском валютном рынке со сроком поставки на следующий за
днем заключения сделки рабочий банковский день (конверсионные сделки на условиях
поставки "tomorrow").
На основании полученной информации, предложения на иностранную валюту
на межбанковском и биржевом международных рынках иностранных валют, изменения
величины платежного баланса страны ДИО Банка России не позднее 9.45 часов
по московскому времени готовит предложения по установлению курсов Банка России
по операциям покупки и продажи долларов США за рубли Российской Федерации
на межбанковском валютном рынке и представляет данные предложения руководству
Банка России на утверждение.
Установленные Банком России курсы вводятся в 10 часов по московскому
времени в информационную систему "Рейтер".
Указанные курсы устанавливаются на текущий рабочий банковский день с
обязательством Банка России осуществлять покупку и продажу долларов США за
рубли по указанным курсам с банками ведущими операторами межбанковского валютного
рынка, заключившими с Банком России специальное соглашение.
Установление официального обменного курса рубля к валютам стран - ведущих
внешнеэкономических партнеров Российской Федерации Центральный банк устанавливает
официальный обменный курс рубля к доллару США как средний курс между курсами
Банка Россиии по операциям покупки и продажи долларов США за рубли РФ на межбанковском
валютном рынке без обязательства производить операции покупки и продажи иностранной
валюты по указанному курсу.
Ежедневно, не позднее 12 часов по московскому времени, Банк России устанавливает
официальный обменный курс рубля к свободно конвертируемым валютам, а также
к валютам стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами Российской
Федерации, без обязательства осуществлять операции покупки и продажи иностранной
валюты по указанным курсам. При этом:
официальные обменные курсы рубля к иностранным валютам с ограниченной
конверсией устанавливаются в соответствии с котировками московского биржевого
и межбанковского валютного рынка по соответствующим валютам и с учетом кросс-курсов
данных валют к доллару США;
официальные обменные курсы рубля к свободно конвертируемым валютам рассчитываются
на основе официального обменного курса рубля к доллару США и текущих кросс-курсов
данных валют к доллару США на международных валютных рынках. Они вводятся
приказом по Банку России и вступают в силу в календарный день, следующий за
днем подписания приказа, сроком действия до выхода следующего приказа.
Установление официального обменного курса рубля к прочим иностранным
валютам, международным счетным и временным денежным единицам
Банк России в предпоследний рабочий день месяца устанавливает сроком
действия с первого числа и до конца следующего календарного месяца официальный
обменный курс рубля к прочим иностранным валютам, временным денежным и международным
счетным единицам без обязательства осуществлять операции покупки и продажи
иностранной валюты по указанным курсам. Указанные курсы устанавливаются приказом
по Банку России.
Приказы об установлении официальных обменных курсов рубля немедленно
после их подписания передаются ДИО в пресс-службу Банка России для распространения
в средствах массовой информации.
В статье 29 рассматриваемой главы закреплены правила осуществления эмиссии
наличных денег. Ее проведение исключительная функция Центрального банка. Эмиссия
- главный источник ресурсов Банка России. На современном этапе выпуск банкнот
полностью фидуциарный, то есть не обеспечен золотом. Не устанавливается и
официальное золотое содержание денежных единиц (статья 28).
Обеспечение банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка (статья
30). При кредитовании банков эмиссия обеспечивается векселями и другими банковскими
обязательствами, при кредитовании государства - государственными долговременными
обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты соответственно
золотом и иностранной валютой.
Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты, а также об изъятии
старых принимает Совет директоров (статья 33).
В целях организации наличного денежного обращения в РФ на Банк России
законодатель возложил такие функции, как:
1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот
и монет, создание их резервных фондов;
2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег
для кредитных организаций;
3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
4) определение порядка ведения кассовых операций (статья 34).
Согласно Положению "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях
на территории Российской Федерации", утвержденному Приказом Центрального банка
РФ от 25 марта 1997 г. N 02-101 и действующему в редакции Указания Банка России
от 30 декабря 1997 г. N 121-У, отношения кредитных организаций с клиентами,
а также учреждениями Банка России осуществляются на договорной основе. Порядок
урегулирования претензий по выявленным недостачам, излишкам, неплатежным и
поддельным денежным знакам определяется договором.
Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц,
выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации
по месту своего расположения в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими,
создают кассовый узел, оборудованный в соответствии с Требованиями к устройству
и технической укрепленности кассового узла в здании кредитной организации.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов организаций,
предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (в дальнейшем по тексту организации), а также со счетов по вкладам граждан
кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка
наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег
в кассе не должен быть ниже установленного.
Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается
учреждением Банка России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих
через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка
ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и
кассовой работы.
1.5. В целях улучшения кассового обслуживания населения кредитная организация
может открывать операционные кассы вне кассового узла для совершения операций
по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже и покупке
ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от физических лиц.
Операционные кассы вне кассового узла, расположенные в организациях,
производят, кроме вышеперечисленных операций, выдачу средств на заработную
плату и выплаты социального характера, а также на командировочные расходы
рабочим и служащим.
Операционные кассы вне кассового узла кредитной организации выполняют
только те из числа перечисленных выше операций, на совершение которых у кредитной
организации имеется лицензия, а у филиала - доверенность.
Об открытии операционной кассы вне кассового узла кредитная организация
направляет уведомление территориальным учреждениям Банка России по месту расположения
кредитной организации и месту открытия операционной кассы, если операционная
касса расположена на территории, подведомственной другому учреждению Банка
России. Уведомление содержит сведения: наименование кредитной организации
и ее регистрационный номер, фамилии, имена, отчества и телефоны руководителя
и главного бухгалтера кредитной организации, почтовый адрес места нахождения
операционной кассы, телефон, факс, принадлежность помещения, перечень выполняемых
указанной кассой операций, дата уведомления.
Заключение по технической укрепленности операционной кассы дает территориальное
учреждение Банка России по месту ее открытия.
Кредитная организация может устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные
терминалы (далее по тексту - банкоматы).
Кредитная организация осуществляет инкассацию и доставку своих денежных
средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными
силами и средствами либо на договорных условиях через специализированные службы
инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведение операций по инкассации
(далее по тексту - подразделение инкассации).
Операции по инкассации и доставке ценностей выполняются только на технически
исправном спецавтотранспорте, имеющем соответствующую цветографическую окраску,
специальные световые и звуковые сигналы, оборудованном средствами радиосвязи
и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности сотрудников
инкассации и сохранности перевозимых ценностей. Работники, занятые на инкассации,
должны быть обеспечены специальной экипировкой, индивидуальными средствами
защиты (бронежилетами) и вооружены огнестрельным оружием.
Учет, хранение и использование оружия и боеприпасов в кредитных организациях
осуществляются в соответствии с нормативными документами МВД России.
К работе в подразделении инкассации допускаются лица, годные по состоянию
здоровья, прошедшие проверку в органах МВД России и получившие подготовку
на специальных курсах охранников по утвержденной МВД России программе.
Руководитель подразделения инкассации совместно с должностным лицом из
числа руководящего состава, назначенным приказом по кредитной организации,
несут личную ответственность за организацию доставки ценностей, создание условий,
обеспечивающих сохранность перевозимых ценностей и безопасность бригады инкассаторов.
Выдача наличных денег из касс кредитной организации производится в упаковке
предприятий Гознака, учреждений Банка России или кредитных организаций.
Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц
и обработки денежной наличности кредитная организация создает кассовое подразделение,
состоящее из приходных, расходных, приходно - расходных, вечерних касс, касс
пересчета и других. Целесообразность создания тех или иных касс, их количество
и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов
определяются руководителем кредитной организации.
Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилищем
ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником кредитной
организации (далее по тексту - заведующий кассой), с которым заключается договор
о полной материальной ответственности
Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой кредитной организации
(далее по тексту - должностные лица, ответственные за сохранность ценностей)
обеспечивают сохранность денежных средств и ценностей, осуществляют контроль
за своевременным оприходованием денег, поступивших в кассы кредитной организации,
организуют четкое кассовое обслуживание своих клиентов и несут ответственность
в соответствии с действующим законодательством за обеспечением соблюдения
законодательных актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с письменным распоряжением руководителя кредитной организации
ответственность за сохранность ценностей в хранилище может быть возложена
на заместителей руководителя и главного бухгалтера кредитной организации или
при наличии в кредитной организации подразделений, осуществляющих расчетно-кассовое
обслуживание клиентов,на должностных лиц этих подразделений, а также заведующего
кассой.
Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют
кассовые и инкассаторские работники кредитной организации.
С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с
наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной материальной

стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>