<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

V группа
- все прочие активы кредитной организации (активные остатки по балансовым
счетам разделов III, V, VII, IX, X, XIV, XV, XVIII, XIX, XXI, XXII Плана счетов
бухгалтерского учета) 100
- гарантии поручительства, выданные кредитной организации (забалансовый
счет 9925) 50
Взвешивание активов по степени риска производится путем умножения остатка
средств на соответствующем балансовом счете (счетах) или их части на коэффициент
риска (в %), деленный на 100%.

Комментарий к статье 68

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения
(Н11).
Устанавливается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов
(депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

Вкл.нас.
Н11 = ----------- х 100%, где
К

где Вкл. нас. - совокупная сумма вкладов населения в рублях и иностранной
валюте (сч. 605 + 710 + 711 + 718 + 732 + 733 + 734 + + 735 + код 8999 (части
сч. 070 + 084 + 088 + 196 + 199 + 730 + + 731)).
Максимально допустимое значение норматива Н11 устанавливается в размере
100%.
При этом для кредитных организаций, превышающих данной соотношение, Главные
управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения данного
норматива таким образом, чтобы постепенно (равными долями) привести значение
данного норматива к 100% по балансу на 1 января 1999 г.

Комментарий к статье 69

Норматив использования собственных средств кредитных организаций для
приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12).
Устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых
и собственных средств кредитной организации.

Кин
Н12 = ----------- х 100%, где
К

где Кин - собственные средства кредитной организации, инвестируемые на
приобретение долей (акций) других юридических лич (сч. 059 + 191 + 825).
Примечание. Внесенные кредитной организацией средства в паи и акции других
банков-резидентов в иностранной валюте должны учитываться на балансовых счетах
825 и 191 соответственно.
Максимально допустимое значение норматива Н12 устанавливается в размере
25% с баланса на 1.01.97 г.

Комментарий к статьям 70-74

Центральный банк регулирует размеры и порядок учета открытой позиции
кредитных организаций по финансовым рискам (статья 70), определяет порядок
формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных
организаций (статья 71).
Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникамм (акционерам), определяется так:

Кра
Н9 = -------- х 100%, где
К

где H9 - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств;
Кра - совокупная сумма требований банка в рублях и иностранной валюте,
взвешенная с учетом риска, в отношении одного акционера (пайщика) (юридического
лица) банка в отношении данного заемщика.
Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается с баланса
на 01.01.97 г. в 20%.
Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных
кредитной организацией своим инсайдерам (H10):

Кри
Н10 = -------- х 100%, где
К

где Кри - совокупная сумма требований (в том числе забалансовых требований
- 50% гарантий и поручительств) кредитной организации в рублях и иностранной
валюте в отношении инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц.
В соответствии с международной практикой к категории инсайдеров относятся
физические лица: акционеры, имеющие более 5% акций, директора (президенты,
председатели и их заместители), члены Совета, члены кредитного совета (комитета),
руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут
повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров, бывшие
инсайдеры и другие лица, участвующие в сторонних структурах, в которых также
участвуют инсайдеры.
Максимально допустимое значение норматива Н10 на одного инсайдера и связанных
с ним лиц устанавливается в размере 2% с баланса на 01.07.97 г.
Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и
надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов
(статья 74) как через своих уполномоченных представителей, так и с помощью
аудиторских фирм.

Комментарий к статье 75

Совершение кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение
предусмотренных законом санкций. К ним относятся:
а) штрафные санкции;
б) ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев;
в) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению;
г) замена руководителей;
д) реорганизация;
е) изменение обязательных нормативов на срок до 6 месяцев;
ж) запрет на осуществление остальных банковских операций, предусмотренных
лицензией, а также на открытие филиалов на срок до 1 года;
з) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией
на срок до 18 месяцев;
и) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
В частности, за несоблюдение кредитными организациямиобязательных экономических
нормативов банковской деятельности Главные управления (Национальные банки)
Банка России взыскивают с них штрафы в порядке, установленном Письмом Центрального
банка РФ "О порядке взыскания штрафов за нарушение кредитными организациями
обязательных экономических нормативов" от 16 июля 1996 г. N 304.
Штраф в размере одной десятой процента от размера минимального уставного
капитала может быть взыскан с кредитной организации за нарушение на отчетную
дату:
а) всех обязательных экономических нормативов одновременно;
б) одного или нескольких следующих обязательных экономических нормативов:
- норматива достаточности капитала (Н1),
- норматива текущей ликвидности (Н2),
- максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков (Н6),
- максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникам (акционерам) (Н9),
- максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения
(Н11);
в) других обязательных экономических нормативов (одного или нескольких),
если их нарушение допускалось более трех раз в течение года (последних двенадцати
месяцев).
Штраф в размере от 0,5 процента до 0,1 процента от размера минимального
уставного капитала взыскивается за нарушение кредитной организацией 2-3 раза
в течение года (последних двенадцати месяцев) одного или нескольких обязательных
экономических нормативов, указанных в пункте "в", исходя из степени их невыполнения.
При однократном нарушении одного или нескольких из этих экономических
нормативов с кредитной организации взыскивается штраф в размере до 0,05 процента
от размера минимального уставного капитала в зависимости от количества нарушенных
нормативов и степени их нарушения.
При невыполнении кредитной организацией в установленный Банком России
срок предписания о соблюдении одного или нескольких обязательных экономических
нормативов с нее взыскивается штраф в размере до 0,5 процента от размера оплаченного
уставного капитала, но не более одного процента от минимального размера уставного
капитала.
В случае невыполнения кредитной организацией предписаний о соблюдении
обязательных экономических нормативов более одного раза в течение года (последних
двенадцати месяцев) с нее взыскивается штраф в размере от 0,5 процента до
одного процента от величины оплаченного уставного капитала (но не более одного
процента от минимального размера уставного капитала) либо применяются другие,
более жесткие меры воздействия.
При невыполнении обязательных экономических нормативов штрафы могут быть
взысканы с кредитной организации по результатам рассмотрения справок с расчетами
фактических значений нормативов, представленных в соответствии с Инструкцией
Банка России N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций"
или по результатам инспекционной проверки.
Не допускается одновременное взыскание штрафа за невыполнение каждого
обязательного экономического норматива в отдельности.
Штраф взыскивается за невыполнение на отчетную дату обязательных экономических
нормативов в целом, независимо от количества нарушенных нормативов, а также
независимо от применения штрафных санкций за другие нарушения банковского
законодательства. Если кредитной организацией одновременно допущено несколько
из указанных выше нарушения обязательных нормативов, размер штрафа определяется,
исходя из наибольшей величины штрафа за отдельное нарушение.
Решение о применении санкции в виде взыскания штрафа с кредитной организации
не принимается при наличии у нее (на момент принятия решения) отрицательного
капитала и отсутствии средств на корреспондентских счетах, открытых в РКЦ
и других кредитных организациях в национальной валюте. В этом случае к кредитной
организации применяются другие меры воздействия.
Требование об уплате штрафа с указанием срока его перечисления (но не
более одного месяца), а также основания для его взыскания направляется кредитной
организации в форме предписания.
Если кредитная организация не выполнит в установленный срок предписание
Главного управления (Национального банка) Центрального банка Российской Федерации
об уплате штрафа, его взыскание может осуществляться в судебном порядке.
Размер минимального уставного капитала, используемый для расчета предельной
суммы штрафа, устанавливается Банком России применительно к минимальному размеру
уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, действующему
на момент принятия решения о взыскании штрафа.
Санкция в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций может
быть применена Центральным банком к кредитным организациям в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана
лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных
лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных
лицензией Банка России;
5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую
деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года
к кредитной организации неоднократно применялись ранее указанные санкции;
6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации,
неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося
основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства
по делу о неосостоятельности (банкротстве) кредитной организации (статья 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Приведенный перечень оснований для отзыва Банком России лицензий кредитных
организаций на осуществление банковских операций является исчерпывающим и
не подлежит расширительному истолкованию.
К ходатайству об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
прилагаются следующие материалы:
- перечень филиалов кредитной организации с указанием наименования РКЦ
и соответствующего Главного управления (Национального банка), где открыты
корреспондентские субсчета филиалов;
- перечень банков-корреспондентов (нерезидентов) по банкам, имеющим валютную
лицензию, с указанием остатков средств на корреспондентских счетах "ностро";
- материалы последней инспекционной проверки, проведенной в кредитной
организации Главным управлением (Национальным банком).
В ходатайстве необходимо сообщить дату и номер письма, которым кредитная
организация была проинформирована о направлении в Центральный банк материалов
на отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций (Письмо Центрального
банка РФ "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций" от 23 июля
1996 г. N 308).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности", Банк России вправе прекратить проведение банковских операций
у кредитной организации, осуществляющей банковские операции, не имея на это
лицензии, и предъявить в арбитражный суд иск о ее ликвидации.
Письмом Центрального банка РФ "О порядке обращения в арбитражный суд"
от 22 мая 1996 г. N 283 установлено, что Банк России имеет право обратиться
в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации в следующих случаях:
- если в течение одного месяца после отзыва у кредитной организации лицензии
на осуществление банковских операций учредителями (участниками) или органом
кредитной организации, уполномоченными на то учредительными документами, не
создана ликвидационная комиссия, согласованная с территориальным учреждением
Банка России;
- если в течение одного месяца с момента отзыва лицензии на осуществление
банковских операций в арбитражный суд в установленном законом порядке не подано
заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).
В соответствии со статьей 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации исковые требования о ликвидации кредитной организации предъявляются
по общему правилу территориальной подсудности, то есть по месту нахождения
юридического лица (по месту нахождения органов управления юридического лица).
Иск от имени Банка России подает соответствующее Главное управление (Национальный
банк) Банка России.
При подготовке искового заявления территориальное учреждение Банка России
запрашивает арбитражный суд по месту нахождения кредитной организации о наличии
в его производстве дела о признании несостоятельности (банкротстве) кредитной
организации в том случае, если оно не располагает соответствующей информацией.
Форма искового заявления такова:

Арбитражный суд (наименование судебного органа) _________________________
почтовый адрес __________________________________________________________
Истец: Центральный банк
Российской Федерации в лице (наименование учреждения ЦБ РФ)______________
_________________________________________________________________________
почтовый адрес __________________________________________________________
Ответчик: Наименование кредитной организации ____________________________
почтовый адрес __________________________________________________________

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет
спора (возможно привлечение учредителей или участников кредитной
организации) ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
почтовый адрес __________________________________________________________

В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О государственной пошлине" Банк
России освобожден от уплаты госпошлины как орган, выступающий в защиту государственных
интересов.

Исковое заявление о принудительной ликвидации
(наименование кредитной организации)

Центральный банк Российской Федерации в лице (наименование учреждения
Банка России), действующего на основании Генеральной доверенности от (номер,
дата), обращается в арбитражный суд в связи со следующим.
Приказом Банка России от _______ N ________ отозвана лицензия на осуществление
банковских операций в (наименование кредитной организации) за неисполнение
требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных
актов и предписаний Банка России, несоблюдение экономических нормативов, установленных
в обязательном порядке для кредитных организаций, и норматива обязательных
резервов, депонируемых в Центральный банк РФ, нарушение правил ведения бухгалтерского
учета, порядка и сроков предоставления отчетности,осуществление действий,
создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов.
В соответствии со статьей 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано
в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями
закона или иных правовых актов.
Лицензия на осуществление банковских операций отозвана в связи с нарушением
требований банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный суд могут
обратиться государственные органы при условии предоставления им такого права
законом.
Принимая во внимание положения ст. 13, 20 Федерального закона "О банках
и банковской деятельности", определяющие возможность осуществления кредитной
организацией банковских операций только на основании лицензии, выдаваемой
Банком России, и право обращения ЦБ РФ в арбитражный суд с иском о ликвидации
кредитной организации после отзыва у нее лицензии на совершение банковских
операций, Центральный банк Российской Федерации в лице (наименование учреждения
Банка России) просит арбитражный суд ___________ вынести решение о принудительной
ликвидации (наименование кредитной организации) с возложением обязанности
на учредителей (участников) банка осуществить его ликвидацию в соответствии
с ч. 3 ст. 61 ГК РФ в срок, установленный арбитражным судом.
Приложение
1. Копия приказа ЦБ РФ от ________ об отзыве лицензии у кредитной организации.
2. Копия генеральной доверенности ЦБ РФ от ___________, выданной руководителю
организации.
3. Копия почтовых квитанций о направлении искового заявления ответчику
(тертьим лицам).
4. Список учредителей (участников) кредитной организации.
5. Иные документы в соответствии с требованиями статьи 104 АПК РФ.

Подпись должностного лица

В случае, если кредитная организация приняла совместно с кредиторами
решение об объявлении о своем банкротстве и добровольной ликвидации, но в
течение месяца с момента отзыва лицензии не создана ликвидационная комиссия,
согласованная с территориальным учреждением Банка России, последнее вправе:
- направить материалы в прокуратуру для подачи заявления в суд с целью
возбуждения последним дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации
в соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий";
- самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении
производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации
в соответствии со статьями 4, 6 Закона Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий", если Банк России является кредитором кредитной
организации и территориальное учреждение Банка России не имеет оснований для
обращения в прокуратуру.
Исковое заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) кредитной организации имеет следующую форму:

Арбитражный суд (наименование судебного органа) _________________________
_________________________________________________________________________
Копия: наименование кредитной организации _______________________________
_________________________________________________________________________
почтовый адрес __________________________________________________________

Заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) кредитной организации_____________________
____________________________________________________

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Закона РФ "О
государственной пошлине" сумма пошлины равна 10-кратному размеру
минимальной оплаты труда Центральный банк Российской Федерации в лице
Главного управления (Национального банка) _____________________ заключил
кредитный договор от ________________ с (наименование кредитной
организации) о предоставлении кредита в сумме _______________________
сроком до __________________.(*)

(*) Заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) кредитной организации может быть подано и по иным
основаниям (наличие дебетового сальдо по корсчету кредитной организации в
учреждении Банка России, наличие задолженности по договорам аренды и иные
виды задолженности).

Кредитная организация (наименование) обязалась уплачивать за
предоставленные кредитные ресурсы проценты в размере _____ годовых, при
нарушении сроков возврата ______ процентов.
В соответствии с договором кредит и проценты по нему должны быть
возвращены Банку России до ________ .
Кредитная организация не исполнила свои договорные обязательства
полностью и не погасила оставшуюся задолженность по кредитному договору
от _________ .
Общая сумма задолженности на (указать момент подачи искового
заявления) составляет _______ рублей.
В связи с неисполнением требований федеральных законов, регулирующих
банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неудовлетворительным
финансовым положением, неисполнением обязательств перед кредиторами, несоблюдением
нормативов, установленных ЦБ РФ, нарушением правил ведения бухгалтерского
учета, порядка и сроков представления отчетности, несоблюдением норматива
обязательных резервов, депонируемых в банке России, а также неисполнением
предписаний ЦБ РФ лицензия на осуществление банковских операций у (наименование
кредитной организации) отозвана приказом Банка России (дата и номер приказа).
Главное управление (Национальный банк) направило (наименование кредитной
организации должника) извещение от _______________ в
соответствии со статьей 6 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" с требованием в недельный срок со дня его получения
выполнить свои обязательства по кредитному договору от ___________ .
До настоящего времени (наименование кредитной организации) не
исполнила требования, указанные в извещении от ________ .
На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 3, 4, 6, 11
Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Центральный
банк Российской Федерации в лице (наименование учреждения ЦБ РФ),
действующего на основании генеральной доверенности (номер, дата), являясь
кредитором (наименование организации), просит арбитражный суд _________
возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве)
кредитной организации.
Приложение:
1. Копия кредитного договора от __________ .
2. Копия приказа ЦБ РФ об отзыве лицензии (номер, дата).
3. Копия извещения от ________ .
4. Уведомление о вручении почтового отправления.
5. Копия генеральной доверенности ЦБ РФ от _______ .
6. Копия почтовых квитанций о направлении кредитной организации____.
7. Иные документы в соответствии со статьей 104 АПК РФ.

Подпись должностного лица.

Территориальные учреждения Банка России ежеквартально, не позднее 10-го
числа месяца, следующего за отчетным периодом, по системе "PEMART" представляют
Департаменту банковского надзора отчет по форме:

Территориальное главное управление (Национальный банк) Банка России
_________________________________________________________________________

---+------+----+---------------------------+------+-----+-----+----------
N |Наиме-|Дата|Дата принятия Банком России|Дата |Дата |Дата |Дата вне-
п/п|нова- |от- |мер для ликвидации кредит-|сог- |сог- |сог- |сения за-
|ние |зыва|ной организации |ласо- |ласо-|ласо-|писи о
|кре- |ли- +-------+-------+-----------+вания |вания|вания|ликвида-
|дит- |цен-|обраще-|обраще-|предста- |с Ба- |про- |лик- |ции кре-
|ной |зии |ния в |ния в |вления |нком |межу-|вида-|дитной
|орга- | |арбит- |арбит- |материа- |Рос- |точ- |цион-|организа-
|низа- | |ражный |ражный |лов в |сии |ного |ного |ции в
|ции | |суд с |суд с |прокура- |ликви-|лик- |ба- |Книгу го-
| | |иском о|заявле-|туру |даци- |вида-|ланса|сударст-
| | |ликви- |нием о | |онной |цион-| |венной
| | |дации |возбуж-| |комис-|ного | |регистра-
| | |кредит-|дении | |сии |ба- | |ции кре-
| | |ной ор-|дела о | | |ланса| |дитных
| | |ганиза-|несос- | | | | |органи-
| | |ции |тояте- | | | | |заций
| | | |льности| | | | |
| | | |(банк- | | | | |
| | | |ротст- | | | | |
| | | |ве) | | | | |
| | | |креди- | | | | |
| | | |тной | | | | |
| | | |орга- | | | | |
| | | |низа- | | | | |
| | | |ции | | | | |
---+------+----+-------+-------+-----------+------+-----+-----+----------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
---+------+----+-------+-------+-----------+------+-----+-----+----------

Комментарий к статье 76

Стабильность банковской системы призвана обеспечивать и такую функцию
Центрального банка, как анализ деятельности кредитных организаций с целью
выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков).
При возникновении подобных ситуаций Банк России имеет право:
1) принимать меры, предусмотренные статьей 75 комментируемого закона;
2) осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций
на основании решения Совета директоров.

Глава XI анализируемого законодательного акта состоит их трех статей
- 77-й, 78-й и 79-й, касающихся взаимоотношений Центрального банка с кредитными
организациями.

Комментарий к статьям 77-79

Эти три статьи подытоживают и обобщают уже рассмотренные положения комментируемого
законодательного акта. Детальному изучению взаимоотношений Банка России и
кредитных организаций посвящены главы I, X и др. закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", целый ряд статей Федерального закона
"О банках и банковской деятельности" и других нормативно-правовых актов.
Банк России проводит консультации с кредитными организациями, предоставляет
им необходимые разъяснения, осуществляет надзор за их деятельностью.
По общему правилу, закрепленному в статье 79, Центральный банк и кредитные
организации не отвечают по обязательствам друг друга.

Глава XII называется "Организация безналичных расчетов". Она также состоит
из трех статей - 80-й, 81-й и 82-й.

Комментарий к статьям 80-82

Безналичные расчеты осуществляются с помощью банковских операций. Они
предназначены для замещения наличных денег.
Законодательной практике известно несколько форм безналичных расчетов:
расчеты платежными поручениями, по аккредитиву,чеками, по инкассо.
В настоящее время наиболее перспективной формой безналичных расчетов
признаются пластиковые карточки - форма открытого счета с возобновляемым кредитом.
Формированию эффективно действующей системы безналичных расчетов способствует
система межбанковских расчетов. Особенно актуальны межбанковские расчеты по
операциям с иностранной валютой. Они осуществляются банками разных стран,
между которыми установлены корреспондентские отношения, то есть имеется договоренность
о порядке и условиях проведения соответствующих расчетов.
Порядок установления прямых корреспондентских отношений российских кредитных
организаций с иностранными банками урегулирован Письмом Центрального банка
РФ от 17 октября 1996 г. N 345.
Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций
со средствами в иностранной валюте, могут открывать счета "НОСТРО" и "ЛОРО":
а) с уполномоченными банками государств СНГ;
б) с Моснарбанком (Лондон, Сингапур), Эйробанком (Париж), ОстВест-Хандельсбанком
(Франкфурт), Донау-банком (Вена), Ист-ВестЮнайтед банком (Люксембург) и Русским
коммерческим банком (Цюрих).
В данном случае роль шла о кредитных организациях, лицензии которых не
предоставляют права на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными
банками.
Если лицензия предоставляет названное право, то кредитная организация
может устанавливать прямые корреспондентские отношения с иностранными банками
в пределах количества, указанного в лицензии (включая прибалтийские банки).
Кредитные организации, получившие лицензию на осуществление банковских
операций со средствами в иностранной валюте в соответствии с письмом Банка
России от 19 апреля 1996 г. N 276 "О требованиях к банкам, ходатайствующим
о получении лицензии на осуществление банковских операций", вправе устанавливать
прямые корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных
банков.
Что касается использования иностранной валюты, то, к примеру, между юридическими
лицами-резидентами использование иностранной валюты в безналичном порядке
и платежных документов в иностранной валюте допускается в следующих случаях:
а) в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию
и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
б) при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные
железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;
в) при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию России;
г) за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи
для российских предприятий и организаций в случаях, если расчеты с иностранными
владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
д) при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим
посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной
и покупателей импортной продукции;
е) при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ,
услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
ж) при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических
организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями
или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также приоплате
комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и посредническими внешнеэкономическими
организациями для покрытия расходов в валюте;
з) при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого или
банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении
операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Предприятия имеют право за иностранную валюту в безналичном порядке оплачивать
стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых гражданами, состоящими с ними
в трудовых отношениях, у уполномоченных предприятий.
В иностранной валюте и в рублях могут быть выражены и оплачены в безналичном
порядке денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций
внутреннего государственного валютного облигационного займа.
Допускается осуществление перевода арбитражного сбора либо его части
в иностранной валюте с текущего валютного счета резидента в пользу Арбитражного
суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации либо Морской арбитражной
комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации при рассмотрении
дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных
между ними контрактов.
В случае прекращения производства по делу истца резиденту может быть
возвращен в полной сумме (либо его часть) арбитражный сбор в иностранной валюте.
Для осуществления расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами
во всех иных случаях требуется наличие у плательщика разрешения Банка России
на осуществление каждой отдельной валютной операции.
(Раздел III Основных положений о регулировании валютных операций на территории
СССР; пункт 4 Инструкции Банка России от 20 января 1993 г. N 11 "О порядке
реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)
за иностранную валюту"; пункт 2 письма Банка России от 13 апреля 1994 г. N
87 "О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с
облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа";
письмо Банка России от 2 сентября 1994 г. N 108 "О переводах арбитражного
сбора в иностранной валюте"; письмо Банка России от 24 февраля 1995 г. N 12-86
"О применении валютного законодательства".)

Глава XIII "Принципы организации Банка России" объединяет статьи 83-87.

Комментарий к статьям 83-87

Принципами организации Банка России являются:
1. Единство.
2. Системность.
3. Централизованность.
4. Вертикальная структура управления.
По каждому звену, входящему в систему Центрального банка, действуют соответствующие
положения. В частности, Приказом Банка России от 7 октября 1996 г. N 02-373
было утверждено Типовое положение о Расчетно-кассовом центре Банка России.
Согласно этому Положению, головной расчетно-кассовый центр, межрайонный
расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуется
РКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе
территориального учреждения Банка России.
Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка
России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях
двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного
и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, настоящего
Положения и иных нормативных актов Банка России.
Взаимоотношения РКЦ с обслуживающими кредитными организациями,представительными
и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления,
органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной
основе.
Руководство РКЦ и ответственность руководителей структурных подразделений
РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности руководителей территориального учреждения Банка России в порядке,
определяемом советом директоров Банка России.
Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка
России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником
территориального учреждения.
Начальник, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений
РКЦ и их заместители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством
за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации, нормативных
актов Банка России.

Структура, штаты и смета расходов

Штатное расписание РКЦ утверждается руководителем территориального учреждения
Банка России с учетом рекомендуемой Банком России структуры и схемы должностных
окладов.
Содержание расчетно-кассового центра производится в пределах выделенных
сметных ассигнований.

Защита государственной тайны и сведений
ограниченного распространения

Руководители РКЦ обязаны обеспечивать сохранность сведений, составляющих
государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения. Все
служащие РКЦ, допущенные к указанным категориям информации, обязаны соблюдать
установленный режим обращения с ними.
Сведения, подлежащие защите, определяются нормативными актами Банка России.
Наименование РКЦ, код идентификации, печати и штампы
Наименование РКЦ включает в себя название населенного пункта в соответствии
с его территориальным расположением и название территориального учреждения
Банка России, в составе которого действует РКЦ.
РКЦ имеет идентификационный код (номер по МФО), печать со своим наименованием
и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы,
необходимые для выполнения его функциональных задач.

Основные функции РКЦ

1. Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с
ними и обеспечение их сохранности.
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки
взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным
организациям (филиалам).
5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через
корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).
6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов
государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций,
счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских
частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях,
предусмотренных федеральными законами.
Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах,
где отсутствуют кредитные организации.
7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации
от несанкционированного доступа.
8. Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России
прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой
территории.
9. Установление предельных остатков денежной наличности в операционных
кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление
оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.
10. Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах,
составляемой кредитными организациями.
11. Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач
денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка
России.
12. Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения
кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.
13. Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России,
осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных
резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.
14. Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения
Банка России:
- в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка
России в установленном порядке;
- по его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных
организаций (филиалов), применение к обслуживаемым кредитным организациям
санкций в виде штрафа в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.

Дополнительные функции ГРКЦ

1. Осуществление транзитных и контрольных операций по расчетам с кредитными
организациями, расположенными на территории государств, входящих в состав
СНГ, стран Балтии и Грузии.
2. Осуществление транзитных и контрольных операций по межрегиональным
и внутрирегиональным электронным платежам.
3. Обеспечение централизованного экспедирования почтовых расчетно-денежных
документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии
со специализированными службами доставки.
4. Осуществление денежных расчетов по итогам операций на организованном
рынке ценных бумаг и других операций с ценными бумагами.
Обеспечение учета операций по выпуску и реализации облигаций, выплате
купонов, по облигациям государственных республиканских внутренних займов,
а также иных определенных Банком России операций с ценными бумагами.

Учет и отчетность в РКЦ

РКЦ обеспечивает ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии
с нормативными указаниями Банка России.
Бухгалтерская отчетность РКЦ представляется в территориальное учреждение
Банка России в порядке, определенном Банком России.
РКЦ на основе данных, получаемых от обслуживаемых кредитных организаций
(филиалов), других юридических организаций (филиалов), других юридических
и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует
установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические
материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам,
кассовому исполнению федерального бюджета, остаткам средств на счетах местных
органов власти и государственных внебюджетных фондов, финансированию капитальных
вложений за счет средств федерального бюджета и др. и представляет ее территориальному
учреждению Банка России.
РКЦ ведет учет расходов по содержанию Межрегиональных центров информатизации,
а также организаций при Банке России (в пределах утвержденной сметы) и доходов
от предоставленных услуг и включает их показатели в баланс и другую отчетность
РКЦ.
Основные операции РКЦРКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными
на него функциональными задачами.
1. Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов)
кредитным организациям (филиалам), по месту их нахождения, а также других
счетов юридическим и физическим лицам.
2. Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций
(филиалов), других юридических и физических лиц.
3. Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций
кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.
4. Контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах
кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.
5. Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских
счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других
счетах, открытых на балансе РКЦ.
6. Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах)
и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций
(филиалов).
7. Защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств.
8. Прием и выдача ценностей из резервных фондов.
9. Учет эмиссионных операций.
10. Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и
другим юридическим и физическим лицам.
11. Обработка денежной наличности.
12. Открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком
России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением
Банка России.
13. Начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным
и полным перечислением.

Глава XIV включает статьи 88-92. В ней определяется правовой статус служащих
Центрального банка.

Комментарий к статьям 88-92

Регламентация правового статуса служащих Банка России практически полностью
находится в ведении Совета директоров. Он определяет условия найма(5), увольнения,
оплаты труда, дополнительного пенсионного обеспечения, страхового обслуживания,
кредитования своих работников (статьи 88, 89, 91).
Служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию
о деятельности банка без разрешения Совета директоров (статья 92). Это правило
основывается на положениях статьи 26 закона "О банках и банковской деятельности"
о банковской тайне.

Заключительная глава комментируемого закона называется "Аудит Банка России".
Это глава XV (статьи 93-95).

Комментарий к статье 93

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)", принятым 27 декабря 1995 г. (N
210-ФЗ), в статью 93 были внесены изменения. Ранее Государственная Дума должна
была принять решение об аудите Банка России не позднее 1 ноября отчетного
года. В настоящее время срок принятия соответствующего решения ограничивается
завершением отчетного года.
Менее жесткие требования предъявляются теперь и к аудиторской фирме,
избираемой для проведения проверки: наличие лицензии на осуществление банковского
аудита на территории РФ. В ранее действовавшей редакции статьи 93 от аудиторской
фирмы, привлекаемой к проверке, требовался опыт работы на рынке аудиторских
услуг не менее 10 лет.

Комментарий к статье 94

С избранной аудиторской фирмой заключается договор об аудите Центрального
банка, в котором закрепляются объем передаваемой аудиторской фирме информации
и ответственность последней за передачу полученной информации третьим лицам.
Оплата услуг аудиторской фирмы осуществляется за счет собственных средств
Банка России (часть 3 статьи 94).

Комментарий к статье 95

Центральный банк в соответствии с законом подлежит как внешнему, так
и внутреннему аудиту.
Для проведения внутренних аудиторских проверок в структуре Банка России
создана Служба главного аудитора, подчиняющаяся непосредственно Председателю
Центрального банка.

-----------------------------

(1) Инструкция Центрального банка РФ от 30 января 1996 г. N 1 "О порядке
регулирования деятельности кредитных организаций" и др.
(2) Письмо Центрального банка РФ от 19 апреля 1996 г. N 277 "О порядке
перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней,
государственных внебюджетных фондов" и др.
(3) Приказ Центрального банка РФ от 24 октября 1997 г. N 02-469 (ред.
от 30.03.98) "Об утверждении указаний "О порядке составления и представления
отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"
и т.д. (pед. от 30.03.98)
(4) Под территориальным учреждением Банка России понимается территориальное
Главное Управление,Национальный банк, Центральное операционное управление
и Операционное Управление-2 при Банке России
(5) См., например, Письмо Центрального банка РФ от 7.10.1996 г. N 335
"О согласовании получивших образование за рубежом кандидатов на должность
руководителей и главного бухгалтера кредитной организации"




<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ