<<

стр. 10
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

суд вместе с отчетом о своей деятельности.
Арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего (см. комментарий
к ст.119).
Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении
конкурсного производства органу, осуществляющему государственную регистрацию
юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения определения.
Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство
считается завершенным, а отсутствующий должник ликвидированным с момента внесения
в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
5. При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника
и после его продажи вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и
расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего требования
кредиторов по обязательствам должника удовлетворяются в порядке очередности,
предусмотренной ст.106 Закона о банкротстве.
6. Арбитражный суд в установленных Законом случаях может назначить конкурсным
управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению.
Размер вознаграждения конкурсному управляющему при банкротстве отсутствующего
должника устанавливается в общем порядке, предусмотренном Законом (см. комментарий
к ст.22).
Если обязанности конкурсного управляющего осуществляет сотрудник государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, порядок выплаты
вознаграждения конкурсного управляющего должен быть определен правовыми актами
Российской Федерации или в установленном ими порядке.

Статья 180. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника
Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в
случаях, когда имущество должника юридического лица заведомо не позволяет
покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних
12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии
иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной
деятельности должника.

Комментарий к статье 180

1. Положения, предусмотренные § 2 гл.Х Закона о банкротстве, применяются
и в том случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет
покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить
отсутствие или недостаточность имущества, в частности, путем анализа баланса
должника, а также иных документов, представленных государственной налоговой
службой.
2. Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия
операций по счетам должника в течение 12 месяцев.

Глава XI. Добровольное объявление
о банкротстве должника

Статья 181. Основания и условия добровольного объявления о банкротстве
должника
1. При наличии признаков банкротства должника руководитель должника может
объявить о банкротстве должника и его ликвидации.
2. Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может
быть сделано на основании решения собственника имущества должника - унитарного
предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами
должника на принятие решения о ликвидации.
3. Руководитель должника может добровольно объявить о банкротстве должника
и его ликвидации только при условии получения письменного согласия всех кредиторов
должника.

Комментарий к статье 181

1. Ранее Законом о банкротстве 1992 г. (ст.51) предусматривалась возможность
принятия руководителем должника совместно с кредиторами решения о добровольной
ликвидации должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности
при наличии признаков банкротства. Однако на практике интересы кредиторов
зачастую игнорировались. Дело в том, что в соответствии с Положением о порядке
принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников (п.8), утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498,
кредитор, не согласный с утвержденным решением о добровольной ликвидации предприятия,
мог заявить о своем несогласии с указанным решением, подав соответствующее
заявление конкурсному управляющему. При этом, если в течение двадцати дней
с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным
управляющим не было получено ни одного заявления кредитора о несогласии с
решением о добровольной ликвидации, указанное решение считалось согласованным
всеми кредиторами. Таким образом, требование закона о необходимости принятия
совместного (с кредиторами) решения о добровольном объявлении должника банкротом
было подменено формальным толкованием понятия "согласие кредитора".
2. Нормы, содержащиеся в гл.XI действующего Закона о банкротстве, основаны
на положениях ГК РФ: согласно п.2 ст.65 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского
кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами
принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
3. Необходимым условием добровольного объявления о банкротстве должника
и его ликвидации признается наличие у последнего признаков банкротства (см.
комментарий к ст.3).
4. Основанием для объявления руководителем должника о банкротстве должника
и его добровольной ликвидации является соответствующее решение органа юридического
лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие
решения о ликвидации должника (в хозяйственных обществах - общее собрание
участников), а в отношении должника унитарного предприятия решение собственника
его имущества, вернее, уполномоченного им органа (например, по федеральным
предприятиям - решение Правительства Российской Федерации).
5. Обязательным условием добровольного объявления руководителем должника
о банкротстве должника и его ликвидации является получение от каждого из кредиторов
письменного согласия с таким решением.

Статья 182. Порядок добровольного объявления о банкротстве должника и
его ликвидации
1. При соблюдении условий, установленных статьей 181 настоящего Федерального
закона, руководитель должника публикует в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам
о банкротстве и финансовому оздоровлению добровольное объявление о банкротстве
должника и его ликвидации.
В добровольном объявлении о банкротстве должника и его ликвидации указывается
срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации
должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного
объявления.
2. Руководитель должника обязан рассмотреть требования кредиторов, включить
их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами в
порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона, за исключением
тех положений указанной главы, которые регулируют деятельность арбитражного
суда в ходе конкурсного производства.
3. При ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет
председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Комментарий к статье 182

1. Объявление о добровольном банкротстве должника и его ликвидации подлежит
публикации в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном
издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Обязанность опубликовать указанное объявление возложена на руководителя должника.
2. Публикуемое объявление должно содержать указание на срок, в течение
которого будут приниматься к рассмотрению требования кредиторов должника.
Продолжительность указанного срока не может быть менее двух месяцев с момента
опубликования соответствующего объявления.
3. Поступившие требования кредиторов рассматриваются руководителем должника
и учитываются последним в реестре требований кредиторов. Продажа имущества
должника и расчеты с кредиторами осуществляются в общем порядке, предусмотренном
Законом о банкротстве (см. комментарий к ст.106 - 114).
Обязанности конкурсного управляющего (см. комментарий к ст.101) возлагаются
на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Статья 183. Возражения кредиторов против ликвидации должника
1. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора должника
против ликвидации должника руководитель должника обязан обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании должника банкротом в двухнедельный срок с момента
окончания срока для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов
против ликвидации должника.
2. Любой из кредиторов должника в любой момент до завершения процедуры
ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом.

Комментарий к статье 183

1. Кредиторы должника, давшие письменное согласие на добровольное объявление
должника банкротом и его ликвидацию, не связаны данным обстоятельством и могут
заявить свои возражения против добровольного объявления должника банкротом
в течение срока, предоставленного им для заявления своих требований (см. комментарий
к ст.182).
Письменное возражение хотя бы одного из кредиторов является основанием
для прекращения процедур добровольного (внесудебного) банкротства должника.
В этом случае руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с
заявлением о банкротстве должника в течение двух недель со дня окончания срока,
отведенного на предъявление требований кредиторов.
При нарушении этой обязанности руководитель должника несет ответственность,
предусмотренную ст.9 Закона о банкротстве.
2. Процедуры добровольного банкротства и ликвидации должника могут быть
прекращены в любой момент по усмотрению кредиторов. Для этого достаточно заявления
одного из кредиторов о признании должника банкротом, поданного в арбитражный
суд до завершения процедуры ликвидации должника.

Статья 184. Ответственность за нарушение порядка ликвидации должника
В случаях нарушения требований, предусмотренных статьями 181 - 183 настоящего
Федерального закона, сокрытия должником имущества, незаконной передачи им
своего имущества третьим лицам собственник имущества должника - унитарного
предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника несут
перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение десяти лет
с момента ликвидации должника.

Комментарий к статье 184

1. Комментируемой статьей установлены специальные правила об ответственности
учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного
предприятия и руководителя должника перед кредиторами за нарушения требований,
предусмотренных гл.XI Закона о банкротстве, соблюдение которых обязательно
при добровольном объявлении о банкротстве должника и его ликвидации. К числу
таких нарушений могут быть отнесены, в частности: объявление руководителем
должника о добровольном банкротстве должника при отсутствии решения уполномоченного
на то учредительными документами должника - юридического лица органа или собственника
имущества должника - унитарного предприятия; непринятие мер к получению письменного
согласия всех кредиторов на добровольное банкротство должника; продолжение
ликвидации должника несмотря на возражения кредиторов, и др.
Размер ответственности названных лиц определяется объемом неудовлетворенных
требований кредиторов. Срок исковой давности для таких требований составляет
десять лет с момента ликвидации должника (внесения соответствующей записи
в реестр юридических лиц).
2. Аналогичные требования могут быть предъявлены к названным лицам в
десятилетний срок исковой давности в случае сокрытия ими имущества должника
либо передачи его третьим лицам.

Глава XII. Заключительные и переходные
положения

Статья 185. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 года.
2. Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
предусмотренные настоящим Федеральным законом, вводятся в действие с момента
вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений
в Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих, предусмотренные
статьей 19 настоящего Федерального закона, вводятся в действие с 1 марта 1999
года. До введения в действие указанных положений лица, получившие в установленном
порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению, могут назначаться
арбитражными управляющими и могут зарегистрироваться в соответствующем арбитражном
суде.
4. В случае непредставления арбитражному суду в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом, кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный
суд вправе назначить арбитражного управляющего из числа сотрудников государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по представлению
последнего.

Комментарий к статье 185

1. Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" введен
в действие на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 г., за исключением
положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
2. Применение норм, содержащихся в гл.IX ("Банкротство гражданина"),
вернее в § 1 данной главы "Общие положения", к гражданам, не являющимся предпринимателями,
откладывается до того момента, когда ГК РФ будет дополнен нормами о банкротстве
таких граждан, как это сделано, например, в отношении граждан, зарегистрированных
в качестве предпринимателей (ст.25 ГК РФ).
Данное обстоятельство однако не означает, что указанные нормы вовсе не
будут применяться в практике арбитражных судов, начиная с 1 марта 1998 г.
Действие правил гл.IX, в том числе и ее общих положений (§ 1), распространяется
на отношения, связанные с банкротством индивидуального предпринимателя, а
также крестьянского (фермерского) хозяйства. Правда, применение общих положений
(§ 1 гл.IX) к названным категориям должников должно осуществляться с учетом
особенностей, предусмотренных § 2 и 3 гл.IX, которые включают в себя ряд специальных
правил, регламентирующих некоторые отношения, связанные с банкротством именно
индивидуальных предпринимателей и фермерских (крестьянских) хозяйств. Указанные
специальные правила должны применяться в приоритетном порядке перед общими
положениями о банкротстве гражданина.
3. В соответствии с п.2 ст.19 Закона о банкротстве арбитражные управляющие,
по общему правилу, действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным
органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в порядке, установленном
законодательством. Введение в действие данного положения отложено на год (до
1 марта 1999 г.) в связи с необходимостью организовать систему лицензирования
деятельности арбитражных управляющих. До этого момента арбитражные суды вправе
назначать арбитражными управляющими лиц, не располагающих соответствующими
лицензиями. До введения в действие требования лицензирования деятельности
арбитражных управляющих сохраняет значение также аттестат специалиста по антикризисному
управлению, который, как и прежде, дает его обладателю основания претендовать
на место арбитражного управляющего и в этих целях зарегистрироваться в соответствующем
арбитражном суде в качестве кандидата на это место.
После введения в действие положения о лицензировании деятельности арбитражных
управляющих такая регистрация станет для последних обязательной под страхом
отзыва выданной им лицензии.
4. Имеются все основания предполагать, что одним из результатов введения
в действие нового Закона о банкротстве будет значительное увеличение количества
дел этой категории, рассматриваемых арбитражными судами. Очевидно, что следствием
данного обстоятельства явится возрастание потребности в арбитражных (временных,
внешних, конкурсных) управляющих. На первой стадии применения Закона о банкротстве
возможны ситуации, связанные с отсутствием кандидатур арбитражных управляющих,
отвечающих всем требованиям нового Закона. В целях избежания тупиковых ситуаций
при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве комментируемая статья
(п.4) допускает возможность в подобных случаях назначения арбитражного управляющего
из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому
оздоровлению по представлению последнего (имеются в виду и его территориальные
органы).
Порядок представления соответствующих кандидатур арбитражному суду, требования
к представляемым сотрудникам и т.п. будут регламентированы различными нормативными
правовыми актами.
Вместе с тем во всяком случае при этом необходимо учитывать положения
законодательства о государственной службе, и прежде всего положение о том,
что государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, как это предусмотрено
п.1 ст.11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации" *(40). Поэтому на период выполнения обязанностей арбитражного управляющего
работником государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению
причитающееся управляющему вознаграждение должно перечисляться государственному
органу, а соответствующий работник сохраняет за собой право на получение заработной
платы по месту основной работы (см., например, комментарий к ст.179).
Не исключается, на наш взгляд, и другой вариант: на время выполнения
обязанностей арбитражного управляющего при введении соответствующей процедуры
банкротства на длительный период вознаграждение может выплачиваться арбитражному
управляющему (работнику госоргана) при условии предоставления ему отпуска
без сохранения заработной платы на период выполнения обязанностей арбитражного
управляющего. Представляется, что такой подход не противоречит п.3 ст.18 Федерального
закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Статья 186. Регулирование отношений, связанных с банкротством
1. Признать утратившим силу Закон Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст.6).
2. Впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на
территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом
законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат
настоящему Федеральному закону.
3. Предложить Президенту Российской Федерации привести изданные им правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Поручить Правительству Российской Федерации:
привести изданные им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом;
принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального
закона.
5. Не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной
или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях
в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3302).

Комментарий к статье 186

1. В соответствии с п.1 комментируемой статьи Закон Российской Федерации
"О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г. признан утратившим
силу. Вместе с тем из анализа ст.187 Закона о банкротстве следует вывод, что
положения Закона о банкротстве 1992 г. подлежат применению арбитражными судами
при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до
1 марта 1998 г., в случае, если внешнее управление, конкурсное производство
или иная процедура банкротства, применяемая к должнику в настоящее время,
была введена арбитражным судом до 1 марта 1998 г. В подобных ситуациях переход
к применению нового Закона о банкротстве обусловлен принятием арбитражным
судом соответствующего решения или определения о введении в отношении должника
иной процедуры банкротства уже после 1 марта 1998 г. Например, по делу, возбужденному
арбитражным судом в январе 1998 г., по определению последнего в феврале этого
года была введена процедура внешнего управления и назначен внешний управляющий
на один год. Это означает, что до окончания срока внешнего управления или
его досрочного завершения отношения, связанные с банкротством должника, в
том числе порядок осуществления мер по восстановлению его платежеспособности,
положения о действии моратория и другие вопросы, регулируются Законом о банкротстве
1992 г. Однако, если арбитражным судом после 1 марта 1998 г. принимается определение
об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу или
о признании должника несостоятельным (банкротом), то порядок принятия указанных
судебных актов и все последующие процессуальные действия арбитражного суда,
а также возникающие в связи с этим правоотношения регулируются уже новым Законом
о банкротстве.
2. Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит традиционное положение
о том, что все ранее принятые правовые акты применяются лишь в части, не противоречащей
новому Закону о банкротстве. Определение того, какие нормы ранее действовавшего
законодательства более не подлежат применению, а какие из них сохраняют силу,
должно осуществляться применительно к конкретным правоотношениям, исходя из
сравнительного анализа этих норм и Закона о банкротстве. Вместе с тем представляется
очевидным, что ряд положений ранее принятых правовых актов противоречат не
только тексту нового Закона, но и его концептуальным положениям. Так, не вызывает
сомнений, что более не подлежат применению в арбитражно-судебной практике
все нормы, регламентирующие несостоятельность (банкротство) должника юридического
лица в связи с неудовлетворительной структурой баланса, которая, в свою очередь,
определяется на базе коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными
средствами и восстановления (утраты) платежеспособности в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах
по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий",
и в связи с тем, что новый Закон о банкротстве отказался от такого критерия
несостоятельности (банкротства) как неудовлетворительная структура баланса
должника.
3. Традиционным является также содержащееся в п.3 комментируемой статьи
предложение Президенту Российской Федерации привести изданные им правовые
акты в соответствие с Законом о банкротстве. К числу таких актов относятся,
например, Указ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных
актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий", Указ от 2 июня 1994
г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников".
Правительству Российской Федерации также поручено привести принятые им
правовые акты в соответствие с Законом о банкротстве. Речь идет, в частности,
о названном постановлении от 20 мая 1994 г. N 498, о постановлении Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 г. N 926
"О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном
комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом" и
некоторых других.
Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено принять правовые
акты, обеспечивающие реализацию Закона о банкротстве. Некоторые из вопросов,
регулирование которых должно осуществляться постановлениями Правительства
Российской Федерации, названы непосредственно в тексте Закона о банкротстве.
Так, Правительство должно определить порядок лицензирования деятельности арбитражных
управляющих (п. 2 ст.19); минимальный и максимальный размер вознаграждения
арбитражным управляющим и порядок его выплаты, в том числе дополнительного
вознаграждения (ст.22); полномочия государственного органа по делам о банкротстве
и финансовому оздоровлению (п.2 ст.25); порядок выплаты повременных платежей
гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда
жизни и здоровью в случае перехода с согласия указанных граждан права на получение
капитализированной суммы соответствующих платежей к Российской Федерации (п.3
ст.107).
4. Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" (п.5 ст.6) предусмотрено, что индивидуальные
(семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными
товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями,
благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или
муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного
ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества,
общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока указанные
предприятия (в случае, если они не будут преобразованы) подлежат ликвидации
в судебном порядке. К таким предприятиям до их преобразования или ликвидации
применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного
управления (казенных предприятиях), с учетом того, что собственниками их имущества
являются их учредители.Однако в перечне статей, регламентирующих деятельность
казенных предприятий, а стало быть подлежащих применению к унитарным предприятиям,
основанным не на государственной и муниципальной собственности, не была указана
ст.65 ГК РФ, исключающая несостоятельность (банкротство) казенных предприятий.
Указанный пробел восполнен положением, содержащимся в п.5 комментируемой
статьи, о том, что унитарные предприятия, не основанные на государственной
или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях,
не могут быть признаны банкротами. К ним, как и к казенным предприятиям, в
случае неплатежеспособности подлежит применению правило о субсидиарной ответственности
собственника по обязательствам такого предприятия при недостаточности его
имущества (п.5 ст.115 ГК РФ). Таким образом, кредиторы указанных предприятий
вместо обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника получили
возможность предъявить свои требования к собственнику имущества унитарного
предприятия, не основанного на государственной или муниципальной собственности.

Статья 187. Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами
1. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении
дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 года.
2. Процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом:
внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, - могут
быть введены при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после
1 марта 1998 года независимо от даты принятия указанных дел к производству.
В этом случае дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 187

1. Положение, содержащееся в п.1 комментируемой статьи о том, что Закон
о банкротстве подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами дел
о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г., имеет
в виду, что нормы нового Закона регулируют в полном объеме отношения, возникающие
в связи с разрешением соответствующих дел, лишь в случае, когда определение
о принятии заявления о признании должника банкротом вынесено арбитражным судом
после 1 марта 1998 г., в том числе, если такое заявление подано в арбитражный
суд до этой даты.
2. В определенных случаях новый Закон о банкротстве подлежит применению
и при рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено
до 1 марта 1998 г. Речь идет о ситуациях, когда по ранее возбужденному делу
соответствующая процедура банкротства: внешнее управление, конкурсное производство
или мировое соглашение, вводится арбитражным судом после 1 марта 1998 г. К
примеру, производство по делу о признании должника банкротом было возбуждено
в 1997 г. и по определению арбитражного суда в отношении должника введено
внешнее управление, срок которого заканчивается после 1 марта 1998 г. Если
внешнее управление не принесло положительных результатов, т.е. не удалось
восстановить платежеспособность должника, арбитражный суд должен принять решение
о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. При принятии
такого решения после 1 марта 1998 г. прекращается применение Закона о банкротстве
1992 г., а отношения, связанные с банкротством должника, далее регулируются
исключительно нормами нового Закона о банкротстве.

Статья 188. Банкротство организаций, осуществлявших незаконную деятельность
по привлечению денежных средств граждан
1. Организации, осуществлявшие незаконную деятельность по привлечению
денежных средств граждан, подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном параграфом
1 главы X настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными
настоящей статьей.
2. Заявление о признании организации, осуществлявшей незаконную деятельность
по привлечению денежных средств граждан, банкротом может быть подано в арбитражный
суд должником, кредиторами, прокурором, государственными органами, уполномоченными
в соответствии с федеральными законами действовать в защиту государственных
и общественных интересов.
3. Ликвидация организации, осуществлявшей незаконную деятельность по
привлечению денежных средств граждан, и удовлетворение требований ее кредиторов
могут производиться только в ходе конкурсного производства.
4. Удовлетворение требований кредиторов организации, осуществлявшей незаконную
деятельность по привлечению денежных средств граждан, производится в порядке,
предусмотренном пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации
для банкротства кредитных организаций.
5. В случае недостаточности имущества должника-организации, осуществлявшей
незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, для удовлетворения
требований граждан-вкладчиков руководители должника-организации, осуществлявшей
незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, и учредители
(участники) должника-организации, осуществлявшей незаконную деятельность по
привлечению денежных средств граждан, солидарно несут субсидиарную ответственность
по требованиям граждан-вкладчиков.

Комментарий к статье 188

1. Организациями, осуществляющими незаконную деятельность по привлечению
денежных средств граждан и поэтому подлежащими ликвидации в порядке, предусмотренном
нормами Закона о банкротстве, должны признаваться все организации, не являющиеся
банками, т.е. занимающиеся такой деятельностью без лицензии Банка России.
Согласно п.1 ст.835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады
имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением
(лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Следует иметь в виду, что незаконной деятельностью по привлечению денежных
средств граждан признаются также привлечение денежных средств путем продажи
гражданам акций и других ценных бумаг, выпуск которых признан незаконным,
и привлечение денежных средств граждан во вклады под векселя или иные ценные
бумаги, исключающие получение их держателями вклада по первому требованию
и осуществление вкладчиком других прав, предоставляемых законодательством
вкладчику по договору банковского вклада.
2. К организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению
денежных средств граждан, подлежит применению упрощенная процедура банкротства
- банкротство ликвидируемого должника, предусмотренная Законом о банкротстве
(§ 1 гл.Х), с учетом специальных правил, содержащихся в комментируемой статье.
3. Помимо традиционного круга лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный
суд с заявлением о банкротстве должника (должник, кредитор, прокурор), п.2
комментируемой статьи наделяет таким правом всякий государственный орган,
уполномоченный в соответствии с федеральным законом действовать в защиту государственных
и общественных интересов. К числу таких государственных органов может быть
отнесен и государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
В целом правом на подачу заявления о признании организации, осуществляющей
незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, банкротом
обладают те государственные органы, которые обращаются в арбитражный суд в
защиту не своих, а государственных и общественных прав и интересов, и материально-правовых
интересов в исходе дела не имеют.
4. В п.3 комментируемой статьи содержится норма, не допускающая ликвидацию
организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных
средств граждан, в обычном порядке, установленном для ликвидации юридических
лиц. Такая организация может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном
Законом о банкротстве в отношении ликвидируемого должника. В частности, по
результатам рассмотрения заявления о банкротстве соответствующей организации
арбитражный суд принимает решение о признании ее банкротом и открытии конкурсного
производства и назначает конкурсного управляющего. Кредиторы вправе предъявить
свои требования к должнику в месячный срок с момента публикации объявления
о его банкротстве (см. комментарий к ст.175).
5. Требования граждан в части возврата их незаконно привлеченных денежных
средств подлежат удовлетворению в первую очередь.
Следует учитывать, что такие граждане могут предъявить также и требования
о применении к организации, незаконно получившей их денежные средства, мер
гражданско-правовой ответственности. В соответствии с п.2 ст.835 ГК РФ в случае
принятия вклада от гражданина лицом, не имеющим на это права, или с нарушением
порядка, установленного законом, или принятыми в соответствии с ним банковскими
правилами вкладчик вправе потребовать не только немедленного возврата суммы
вклада, но также и уплаты процентов за просрочку денежного обязательства (ст.395
ГК РФ) и сверх этого всех причиненных ему убытков.
Требования граждан о взыскании процентов по ст.395 ГК РФ и убытков, в
отличие от требований о возврате незаконно удерживаемых денежных средств,
которые удовлетворяются в первую очередь, должны учитываться и удовлетворяться
в пятую очередь (ст.111 Закона о банкротстве).
6. Принципиальный характер носит положение, содержащееся в п.5 комментируемой
статьи, об ответственности руководителей, а также учредителей (участников)
организаций, занимающихся незаконной деятельностью по привлечению денежных
средств граждан. При недостаточности имущества организации-должника указанные
лица несут субсидиарную ответственность перед гражданами-вкладчиками. Важно
отметить также, что руководители и учредители (участники) таких организаций
в отношениях между ними отвечают солидарно.
В соответствии со ст.323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор
вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно,
так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части
долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных
должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников,
которые остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Наиболее предпочтительным механизмом предъявления названных требований
кредиторов представляется такой порядок, когда конкурсный управляющий от имени
всех кредиторов предъявляет требования к руководителю и участникам (учредителям)
организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных
средств граждан. При этом размер этих требований определяется, исходя из разницы
между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы включаются
в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований
кредиторов в порядке установленной очередности (см. комментарий к ст.101).

Статья 189. Особенности банкротства отдельных категорий должников
Особенности проведения процедур банкротства в отношении субъектов естественных
монополий и организаций участников финансово-промышленных групп могут быть
установлены федеральными законами о естественных монополиях и финансово-промышленных
группах.

Комментарий к статье 189

1. Комментируемая статья допускает возможность принятия специальных правил,
регламентирующих особенности проведения процедур банкротства в случаях, когда
в качестве должника выступают субъекты естественных монополий, а также организации,
являющиеся участниками финансово-промышленных групп. Для введения таких специальных
правил потребуется внесение изменений в федеральные законы соответственно
о естественных монополиях и о финансово-промышленных группах. В настоящее
время к названным категориям должников подлежит применению Закон о банкротстве
без каких-либо изъятий.
2. Особенности банкротства субъектов естественных монополий и организаций
участников финансово-промышленных групп могут касаться лишь порядка проведения
процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства,
мирового соглашения, и не должны затрагивать иные положения, содержащиеся
в Законе о банкротстве.


-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 1996. N 5. Ст.410.
*(2) СЗ РФ. 1995. N 19. Ст.1710.
*(3) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1.
*(4) Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах / Под
ред. Г.С.Шапкиной. М.: БЕК, 1996. С.211 - 212.
*(5) СЗ РФ. 1994. N 32. Ст.3302.
*(6) СЗ РФ. 1994. N 11. Ст.1194.
*(7) СЗ РФ. 1997. N 12. Ст.1419.
*(8) Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. С.88.
*(9) СЗ РФ. 1995. N 18. Ст.1589.
*(10) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.19.
*(11) Российские вести. 1996. 11 июля; 16 июля; 19 декабря.
*(12) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С.13.
*(13) СЗ РФ. 1996. N 48. Ст.5369.
*(14) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.15.
*(15) Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. С.9293.
*(16) Финансовая газета. 1995. N 28.
*(17) Российские вести. 1995. 18 мая. N 90.
*(18) Финансовая газета. 1995. N 28.
*(19) Ведомости РФ. 1992. N 16. Ст.834.
*(20) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3694.
*(21) Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст.492.
*(22) СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4553.
*(23) СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст.7.
*(24) СЗ РФ. 1997. N 10. Ст.1127.
*(25) Ведомости РФ. 1992. N 14. Ст.712.
*(26) Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст.1311.
*(27) СЗ РФ. 1995. N 1. Ст.69.
*(28) СЗ РФ. 1995. N 31. Ст.2990.
*(29) СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.4472.
*(30) СЗ РФ. 1994. N 19. Ст.2217.
*(31) СЗ РФ. 1995. N 45. Ст.4336.
*(32) Экономика и жизнь. 1992. N 9.
*(33) Ведомости. 1992. N 9. Ст.391; N 34. Ст.1966; СЗ РФ. 1996. N 6.
Ст.492.
*(34) Ведомости. 1993. N 2. Ст.56.
*(35) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.16.
*(36) § 102 Конкурсного устава 1877. Вопросы несостоятельности в Германии
регулируются в настоящее время Конкурсным уставом 1877 г. (Konkursordnung),
с 1999 г. в действие вступит новая редакция Конкурсного устава от 5 октября
1994 г.
*(37) Закон Франции о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества
в судебном порядке N 85 - 1388.
*(38) § 35 Конкурсного устава.
*(39) См. § 522 Кодекса о банкротстве США.
*(40) СЗ РФ. 1995. N 31. Ст.2990.





<<

стр. 10
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ