<<

стр. 18
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

процессуальных законов страны места исполнения. В ряде случаев допускается
применение процессуального законодательства иностранного государства, если
оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения (см.,
например, п.2 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988
г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по
гражданским, семейным и уголовным делам").
ГПК содержит специальные положения, касающиеся исполнения судебных поручений.
Суд исполняет переданные ему в установленном порядке поручения судов иностранных
государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток
и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы,
осмотр на месте и др.).
При этом специально оговаривается, что поручение не подлежит исполнению,
если исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ,
а также если исполнение не входит в компетенцию суда.
Исполнение судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий
производится в порядке, установленном ГПК, если иное не установлено международным
договором. Суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных
государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
Исполнение судебных поручений связывается с соблюдением установленного
порядка их передачи. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря
1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных
лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" устанавливает
дипломатический порядок передачи поручений. Большинство же договоров о правовой
помощи устанавливает порядок сношений судебных органов через центральные учреждения
юстиции.
Оказание правовой помощи регулируется и в рамках Содружества Независимых
Государств - в частности, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным делам. Согласно положениям Конвенции,
учреждения юстиции оказывают друг другу правовую помощь. Объем правовой помощи
по гражданским делам включает в себя, в частности: вызов сторон, других участвующих
в деле лиц, свидетелей и экспертов, составление и пересылку документов, пересылку
и выдачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, вручение документов
(ст.6 Конвенции). По общему правилу, при оказании правовой помощи суды государств
сносятся друг с другом через свои центральные учреждения юстиции (ст.5 Конвенции).
2. Устанавливаются требования к содержанию и форме поручения об оказании
правовой помощи. В поручении должны быть указаны: наименование запрашиваемого
учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по
которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии сторон, свидетелей,
их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие (для юридических
лиц - их наименование и местонахождение); при наличии представителей указанных
лиц - их имена, фамилии и адреса; содержание поручения, а также другие сведения,
необходимые для его исполнения. В поручении о вручении документа должны быть
также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.
Само поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего
учреждения.
Конвенцией (ст.2) установлен следующий порядок исполнения судебных поручений:
при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение
применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения
оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся
Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся
Стороны.
Немаловажное значение имеет регулирование вопросов документооборота.
Согласно ст.13 Конвенции, документы, которые на территории одной из Договаривающихся
Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и
скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся
Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории
одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы,
пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой
официальных документов. Кроме того, Конвенцией предусмотрен обмен информацией
по правовым вопросам между центральными учреждениями юстиции Договаривающихся
Сторон.
В рамках СНГ заключаются также двусторонние договоры о правовой помощи.
Так, например, согласно Договору о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам, заключенному между Российской Федерацией
и Республикой Кыргызстан, учреждения юстиции Договаривающихся Сторон взаимно
оказывают правовую помощь (ст.2 Договора). При исполнении поручения об оказании
правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет
законодательство своего государства; однако по просьбе учреждения, от которого
исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы Договаривающейся
Стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству
его государства. С точки зрения порядка сношений в Договоре установлено, что
при оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг
с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру РФ и Министерство
юстиции и Прокуратуру Республики Кыргызстан (ст.3 Договора).

Статья 437. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
Порядок исполнения в РСФСР решений иностранных судов и арбитражей определяется
соответствующими международными договорами СССР. Решение иностранного суда
или арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение
трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Комментарий к статье 437

1. Признание и исполнение иностранных решений регулируется рядом многосторонних
и двусторонних международных договоров. К многосторонним договорам относятся,
в частности, Гаагская конвенция 1966 г. о признании и исполнении иностранных
решений по гражданским и торговым делам,Конвенция стран ЕЭС 1968 г. о юрисдикции
и исполнении решений по гражданским и торговым делам (Россия в них не участвует).
Признанию и исполнению решений органов, разрешающих споры, посвящен ряд норм
Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным
и уголовным делам, заключенной в рамках СНГ. По смыслу Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных
судов и арбитражей" (Ведомости СССР, 1988, N 26, ст.427), нормы которого в
силу п.2 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991
г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств"
действуют на территории РФ (Ведомости РСФСР, 1991, N 51, ст.1798, 1799), решения
иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным
договором. Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному
исполнению, признаются в РФ, если это предусмотрено международным договором
или законодательством, действующим на территории России. Процедура признания
либо разрешения принудительного исполнения иностранного судебного решения
регулируется в соответствующих международных договорах (например, в договорах
о правовой помощи). Если же в договоре регулирование указанных вопросов отсутствует,
применяются нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988
г. Указ устанавливает порядок и форму подачи ходатайства о разрешении принудительного
исполнения решения, порядок его рассмотрения, основания отказа в разрешении
принудительного исполнения и т.д.
Действия по принудительному исполнению иностранного судебного решения
в РФ производятся на основании российского законодательства.
2. Вопросы признания и приведения в исполнение решений иностранных судов
являются важной составной частью Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным делам. В силу Конвенции каждое государство-участник
взаимно признает и исполняет решения судебных органов других государств-участников.
Вынесенные судом одного из государств-участников и вступившие в законную силу
решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях
других государств-участников без специального производства при условии, если
учреждения юстиции запрашиваемого государства-участника не вынесли ранее по
этому делу решения, вступившего в законную силу; либо дело согласно Конвенции,
а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству государства-участника,
на территории которого решение должно быть признано, не относится к исключительной
компетенции учреждений юстиции этого государства-участника (ст.52 Конвенции).
Принудительное исполнение иностранного судебного решения, в соответствии с
Конвенцией, возможно через использование процедуры получения разрешения на
такое исполнение.
Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается
в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению,
либо в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, который, в свою очередь,
направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
К ходатайству прилагаются:
а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том,
что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что
оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует
из самого решения;
б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено
решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно
вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим
образом представлена;
в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его
пересылки;
г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.
Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения и приложенные
к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемой Договаривающейся
Стороны или на русский язык (ст.53 Конвенции).
Ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решений
рассматриваются судами Договаривающейся Стороны, на территории которой должно
быть осуществлено принудительное исполнение. Отказ в признании иностранного
судебного решения и в выдаче разрешения на его принудительное исполнение возможен
лишь по следующим основаниям (ст.55 Конвенции):
а) в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории
которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению,
за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в
законную силу;
б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или
его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;
в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию
на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено
решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется
признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой Договаривающейся
Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;
г) согласно положениям Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею,-
согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой
решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной
компетенции ее учреждения;
д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной
подсудности;
е) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством
Договаривающейся Стороны, суд которой исполняет поручения.
Необходимо отметить, что сам порядок принудительного исполнения иностранного
судебного решения, согласно Конвенции, определяется по законодательству государства,
на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение.
Что касается исполнения на территории РФ решений иностранных арбитражей, то
в качестве общей правовой основы разрешения этих вопросов выступает уже упомянутый
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении
в СССР решений иностранных судов и арбитражей", нормы которого, устанавливающие
процедуру признания и приведения в исполнение решений, применяются в отсутствие
положений соответствующего международного договора. Кроме того, одним из наиболее
важных договоров в этой области является Нью-йоркская конвенция 1958 г. о
признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (СССР
ратифицировал ее в 1960 г.) (Ведомости СССР, 1960, N 46, ст.421). Для получения
признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения сторона,
испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче просьбы в компетентный
орган государства места исполнения представляет: а) должным образом заверенное
подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию его; б)
подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную копию его
(ст.4 Конвенции).
Статья 5 Конвенции формулирует основания отказа в признании и приведении
в исполнение иностранного арбитражного решения.
Отказ возможен по просьбе той стороны, против которой решение направлено,
только если эта сторона представит доказательства того, что:
а) стороны в арбитражном соглашении были по применимому к ним закону
в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону,
которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания
- по закону стороны, где решение было вынесено;
б) сторона, против которой было вынесено решение, не была должным образом
извещена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим
причинам не могла представить свои объяснения, или
в) указанное решение было вынесено по спору, не предусмотренному или
не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки
в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного
соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления
по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой,
могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или
оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления
по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, может быть
признана и приведена в исполнение, или
г) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали
соглашению сторон или, при его отсутствии, закону той страны, где имел место
арбитраж, или
д) решение не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено
исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны,
закон которой применяется.
Отказ может последовать и в том случае, если компетентная власть страны,
где испрашивается признание или приведение в исполнение решения, найдет, что:
а) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства
по законам этой страны, или
б) признание и приведение в исполнение противоречат публичному порядку
этой страны.
Необходимо отметить, что, согласно положениям ст.7 Конвенции, она не
отменяет действия других международных договоров о признании и приведении
в исполнение иностранных арбитражных решений, а также законодательства страны
места исполнения (то есть кредитор может требовать исполнения решения либо
по правилам Конвенции, либо по правилам других международных договоров, либо
по законодательству страны, где испрашивается исполнение).

Статья 438. Международные договоры
В соответствии со статьей 64 Основ гражданского судопроизводства Союза
ССР и союзных республик, если международным договором СССР установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве о гражданском
судопроизводстве, то применяются правила международного договора.
Такой же порядок применяется в отношении гражданского процессуального
законодательства РСФСР, если в международном договоре РСФСР установлены иные
правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 438

Статья 438 устанавливает преимущество положений, содержащихся в международных
договорах, действующих в отношении РФ, над нормами внутреннего права России.
Следует также отметить, что указанное правило основано на ч.4 ст.15 Конституции
РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы; в случае,
если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, применяются правила международного договора.

_____________________
* Комментарий дается к главе в целом.



<<

стр. 18
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ