<<

стр. 2
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Береговая линия - в международном праве называется нормальной исходной
линией для измерения ширины территориального моря. Ее определение содержится
в статье 5 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (вступила
в силу 16 ноября 1994 года, Россия еще не ратифицировала).
Прибрежная полоса в международном праве не определяется. Следует ожидать,
что Правительство Российской Федерации определит порядок установления границ
прибрежной полосы и режим ее использования.

Статья 17. Подземные водные объекты
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической
связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
К подземным водным объектам относятся:
водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных
пород и находящиеся в гидравлической связи;
бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных
в недрах;
месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах
которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под
водой.

Комментарий к статье 17

Объекты подземных вод впервые определяются в российском водном законодательстве.
Однако это определение основано на технических терминах, которые обычно не
применяются в законодательстве, так как оно рассчитано не только на специалистов
и ученых в этой области, но также на юридических лиц и граждан - водопользователей,
правоохранительные органы и учащихся. Без точного уяснения смысла закона невозможно
его правильное применение.
Структура статьи представляет следующее: общее определение понятия подземных
водных объектов и перечисление отдельных видов водных объектов. Попробуем
уяснить смысл этой статьи при помощи словарей. Обратимся к определению общего
понятия, данному в первой части статьи.
Гидравлика - это наука об условиях и законах равновесия и движения жидкостей
и способах применения этих законов к решению практических задач.
Следовательно, подземные водные объекты это сосредоточение находящихся
в закономерной связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты
водного режима.
В части второй этой статьи перечисляются и содержатся определения отдельных
водных объектов. Однако, на наш взгляд, вряд ли можно считать самостоятельным
водным объектом выход подземных вод на суше или под водой. По нашему мнению
- это часть водного объекта.

Статья 18. Внутренние воды
Все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением
территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами.

Комментарий к статье 18

Смотри комментарий к статьям 14 и 19 Водного кодекса РФ.

Статья 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты
Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают
границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает
Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными)
водными объектами.
Порядок использования и охраны трансграничных (пограничных) водных объектов
устанавливается настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации
о Государственной границе Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации.

Комментарий к статье 19

Наиболее общие положения о порядке использования и охраны трансграничных
(пограничных) водных объектов содержатся в международной Конвенции по охране
и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подготовленной
в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН, подписанной в Хельсинки 17
марта 1992 г. и вступившей в действие:
Россия ратифицировала Конвенцию и является участницей.
Конвенция прежде всего определила, что "трансграничные воды" означают
любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы
между двумя или более государствами или расположены на таких границах. В тех
случаях, когда, трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы
таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье
между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.
Конвенция возлагает на ее участников стороны обязанность принимать все
соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого негативного
трансграничного воздействия. В частности, стороны должны принимать меры для
предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, для обеспечения
использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым
учетом их трансграничного характера, а также обеспечения выполнения экологических
требований с учетом местных условий. Прибрежные Стороны должны сотрудничать
на основе равенства и взаимности, в частности, путем заключения двусторонних
и многосторонних соглашений с целью выработки и осуществления согласованной
политики, программ и стратегий в интересах обеспечения рационального использования
и эффективной охраны трансграничных вод. Применение Конвенции не должно приводить
ни к ухудшению экологических условий, ни к усилению негативных трансграничных
воздействий или причинению экологического вреда.
Законом "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля
1993 г. (с последующими изменениями) определены российские правовые условия
и требования относительно использования и охраны природных объектов в пограничной
зоне, включая трансграничные водные объекты.
Установлено, что к внутренним водам Российской Федерации относятся:
а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых
для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей
через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений
портов;
в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат
Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте
наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько
проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих
Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской
Федерации;
д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской
Федерации.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением
Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской федерации
или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими
и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной
границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации, не должна: наносить
вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации,
сопредельных с ней и других государств или содержать угрозу нанесения такого
ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границы. Такая деятельность
осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации
или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил
пересечения Государственной границы и с уведомлением Пограничных войск о местах,
времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве
участников, используемых промысловых и иных судах, транспортных и других средствах,
механизмах.
Практически со всеми соседними государствами Россия заключила договоры
о режиме государственной границы и с некоторыми - соглашения о совместном
использовании и охране трансграничных водных объектов. Примером может служить
Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации
о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 19 октября
1992 года.
В названном соглашении говорится, что трансграничными водными объектами
признаются участки рек и других поверхностных водотоков по которым проходит
государственная граница между Договаривающимися Сторонами, а также поверхностные
и подземные воды в местах, где их пересекает государственная граница. Договаривающиеся
Стороны взяли на себя обязательства не проводить без согласования между собой
водохозяйственные мероприятия и мероприятия по защите водных объектов от загрязнения,
которые могут оказывать трансграничное воздействие на территории другой Договаривающейся
Стороны, выражающееся в изменении расположения водных объектов, их глубины,
уровня в свободном стоке воды и ее качества, чем может быть нанесен вред или
причинен ущерб водным участкам, рыбным запасам и другим биологическим ресурсам,
землям, постройкам или другому имуществу, а также вызвана опасность наводнения,
значительной убыли воды, изменения главного фарватера, затруднения в пользовании
общим фарватером для транспорта или другие аналогичные по своим последствиям
нарушения общественных интересов.
Распределение водных ресурсов трансграничных вод устанавливается в утверждаемых
Договаривающимися Сторонами схемах комплексного использования и охраны водных
ресурсов или водохозяйственных балансах трансграничных водных объектов. Компетентные
органы Договаривающихся Сторон обеспечивают соблюдение согласованных принципов
вододеления с учетом экологических попусков.
В Соглашении довольно подробно определяются многие другие условия и требования
совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

Статья 20. Водные объекты общего пользования
Водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном,
открытом пользовании.
На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование
в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются,
если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также
обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются
водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или
иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или
юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты
общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права
собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре
и выплаты вознаграждения собственнику.
Водные объекты, которыми в соответствии с настоящим Кодексом может пользоваться
ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем
пользовании.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник)
предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта)
пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего
пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.
Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Комментарий к статье 20

Можно признать, что данная статья установила презумпцию принадлежности
водных объектов к объектам общего пользования, предусмотрев в части четвертой,
что водные объекты, находящиеся в государственной собственности, являются
водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических и.
иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из содержания настоящего Кодекса видно, что "иное" связано только с предоставлением
водных объектов в особое пользование.
Практически, чтобы определить, является ли данный водный объект объектом
общего пользования, необходимо действовать методом исключения, пользуясь правилом
части третьей статьи 21 ВК, где записано: "предоставление водных объектов
в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования".
Следовательно, если водный объект не предоставлен в особое пользование, что
должно быть документально доказано; он является объектом общего пользования.
Конечно, использование такого метода не избавляет от коллизий, ибо Кодекс
умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование предоставлены части водного
объекта, что является довольно распространенным на практике.
Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользованиями
Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое
пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования.
Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего
и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных
объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И
может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты
общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.
Для правильного понимания комментируемой статьи важное значение имеет
понятие общего водопользования. В самой статье это понятие не определено.
Говорится лишь, что речь идет о водных объектах, находящихся в общедоступном,
открытом пользовании. А что значит общедоступное, открытое пользованием Даже
статьи 86, 87 и 88, устанавливающие виды водопользования, не помогают разграничить
общее и особое водопользование, ибо в статье 86 говорится об общем и специальном
(но не особом!) водопользовании, а в статье 87 об особом пользовании водными
объектами без указания на то, чем же в действительности отличается общее водопользование
от особого пользования водными объектами. По-видимому, разграничение видов
водопользования - общего и специального - ни в какой степени не связано с
разграничением водных объектов на два вида: общего и особого пользования,
хотя в части второй настоящей статьи сказано, что на водных объектах общего
пользования осуществляется общее водопользование, а о водопользовании специальном
и особом умалчивается.
Довольно запутанным является вопрос о возможности использования обособленных
водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на
началах общедоступности.
Допустим, владелец земельного участка построил на своем участке плавательный
бассейн. Это - обособленный водный объект! В соответствии с частью пятой настоящей
статьи этим бассейном вправе пользоваться все желающие граждане без согласия
владельца при условии, что такого рода ограничение права собственности на
обособленный водный объект зарегистрировано в едином государственном реестре
и при этом собственнику выплачивается вознаграждение.
Государственная регистрация обособленного водного объекта - это обязанность
собственника. Государственная регистрация недвижимости производится на основании
статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, где записано, что право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав,
их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации
в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять
информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому
лицу.
Следовательно, землевладелец, построивший на своем участке плавательный
бассейн на праве собственности, обязан его зарегистрировать. Но обязан ли
он регистрировать ограничение своего права в пользу неопределенного числа
посторонних лиц, у которых таким образом возникнет право купаться в этом плавательном
бассейне без согласия владельца, который в свою очередь будет обязан допускать
посторонних лиц в свой бассейн? Или любые посторонние лица вправе требовать
регистрации ограничения права частной собственности на обособленный водный
объект, принадлежащий землевладельцу, в свою пользу? Скорее всего, это невероятная
ситуация. И никакой землевладелец не согласится на таких условиях строить
плавательный бассейн (обособленный водный объект) на своем участке, если,
конечно, он не намерен предоставлять плавательные услуги на коммерческой основе
(на манер тайского массажа).
Часть седьмая комментируемой статьи говорит о том, что земля - полоса
суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается
для общего пользования. С одной стороны, данное правило решает земельный вопрос,
который является предметом земельного законодательства, ибо с этим связаны
главным образом земельно-правовые последствия: провозглашение определенного
земельного участка, находящимся в общем пользовании, по закону означает, как
правило, что эта земля не может быть предоставлена в индивидуальное пользование,
в аренду или приобретена в частную собственность. С другой стороны, по статье
1 настоящего Кодекса дно и берега каждого конкретного сосредоточения воды
на поверхности суши в формах ее рельефа являются составной частью данного
водного объекта и, следовательно, исключаются из под действия земельного законодательства.
У того, кто имеет право пользоваться веществом воды водного объекта общего
пользования, имплицидно существует право пользования дном и берегами данного
водного объекта, то есть право землепользования. И наоборот.
Стало быть, бечевник входит в состав водного объекта общего пользования.
Но есть еще третья сторона вопроса. Часть седьмая данной статьи расширяет
сферу режима землепользования, именуемого категорией "бечевник": исторически
"бечевник" действовал только на водных объектах, являющихся водными (судоходными)
путями общего пользования. Теперь у ручейка может объявиться бечевник, что
потенциально чревато конфликтными ситуациями. Практика покажет, насколько
жизнеспособно такое расширение сферы "бечевника".

Статья 21. Водные объекты особого пользования
Водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми
пользуется ограниченный круг лиц.
Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в
порядке, установленном настоящим Кодексом.
Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа
водных объектов общего пользования.
Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах
особого пользования на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20
и 88 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 21

Первая часть данной статьи повторяет часть шестую предыдущей статьи настоящего
Кодекса. Формулировка "которыми пользуется ограниченный круг лиц" должна быть
рассмотрена с юридической стороны. По смыслу определения, когда одним и тем
же водным объектом фактически пользуется ограниченный круг лиц одно лицо,
два, три, десять, сто, тысяча и т.д., данный водный объект следует считать
объектом особого пользования. В действительности же водными объектами особого
пользования являются те объекты, которые юридически предоставлены (закреплены)
в пользование ограниченному кругу лиц персонально.
Порядок предоставления водных объектов в особое пользование, как написано
в статье, устанавливается Водным кодексом РФ. В статье 87 Кодекса, конкретизируется,
что порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается
Правительством Российской Федерации.
И наконец, "бечевник" тоже может быть на водных объектах особого пользования
"на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 88 настоящего Кодекса".
То есть, и на водных объектах особого пользования "каждый вправе (без использования
транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного
объекта".
Субъекты земельных правоотношений (собственники, владельцы и пользователи
земельных участков) признаются водопользователями по закону без лицензий,
договоров и иного юридического оформления при соблюдении единственного условия
- не нарушать права и законные интересы других лиц, в частности, не препятствовать
использованию водных объектов и их берегов (по ст. 7 ВК берега рассматриваются
как составные части водных объектов) для судоходства и иных нужд. Другими
словами, как только гражданин или юридическое лицо получил в пользование земельный
участок, примыкающий к поверхностному водному объекту, он становится одновременно
и землепользователем, и водопользователем. То же происходит и в случае купли-продажи
такого земельного участка. Можно предположить, что право водопользования в
таком случае приобретает некоторую стоимость, которая включается в цену земельного
участка.
Практически может возникнуть вопрос, как узнать, нарушаются ли права
и законные интересы других лиц такими землевладельцами водопользователями.
Обычно это проверяется наличием соответствующего заявления того или иного
потерпевшего лица. Если заявления нет, стало быть все правомерно. Если есть
заявление, землевладелец - водопользователь может с ним согласиться и исправить
свое поведение. Если он с заявлением не согласен, может возникнуть спор по
вопросам использования и охраны водных объектов, который может быть разрешен
в суде, арбитражном суде или третейском суде по инициативе (как правило) потерпевшей
стороны в соответствии со статьей 129 ВК.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты
гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица
к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация
юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не
ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или
переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как можно понять, водные объекты находятся в ограниченном обороте.

Статья 22. Оборотоспособность водных объектов
Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь
отчуждение водных объектов, не допускаются.
Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому
в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством
Российской Федерации.
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к
другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда.

Комментарий к статье 22

В гражданском праве под оборотоспособностью понимается возможность свободного
распределения объектами гражданских прав посредством их передачи другим лицам,
то есть возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены либо
дарения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства,
при наследовании или реорганизации юридического лица.
Согласно ст. 129 ГК РФ (пункт 3) земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Это означает, что ГК РФ закрепил принцип приоритета регулирования вопросов
оборотоспособности природных ресурсов не в гражданском, а в специальном законодательстве
- земельном, водном, лесном и т.д. Именно это положение зафиксировано в комментируемой
статье, согласно которой оборот водных объектов осуществляется в соответствии
с требованиями Водного кодекса РФ. Водный кодекс РФ не допускает совершение
сделок купли-продажи, залога и иных, которые влекут или могут повлечь отчуждение
водных объектов.
Что касается обособленных водных объектов, то права на них могут переходить
от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным
законодательством. Однако в настоящее время этот порядок полностью не установлен.
Своеобразным исключением из указанного выше запрета на отчуждение водных
объектов является возможность перехода титула права пользования водным объектом.
Такой переход указанного титула водное законодательство допускает только на
основании распорядительной лицензии, которая выдается специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок выдачи распорядительной лицензии определен в статье 52 Водного кодекса
РФ (см. комментарий).

Глава 3. Субъекты водных отношений

Статья 23. Участники водных отношений
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образовании и водопользователей в имущественных и административных отношениях,
возникающих при использовании и охране водных объектов, определяется гражданским
законодательством и административным законодательством Российской Федерации
в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 23

В этой статье в общем виде определен круг субъектов водных правоотношений,
то есть общественных отношений, складывающихся по поводу водных объектов и
урегулированных нормами права. Эти правоотношения возникают, осуществляются
и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным
водным законодательством. Субъектами водных правоотношений законодательство
признает: Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования и водопользователей.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать
в качестве субъектов водных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации
ими своих правомочий как собственников водных объектов, поскольку водные объекты
могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской
Федерации. Водные объекты могут находиться и в муниципальной собственности.
Поэтому эти органы также выступают в качестве субъектов водных правоотношений.
Юридические и физические лица могут обладать водной правоспособностью
и дееспособностью. Они становятся субъектами водных правоотношений с момента
реального наделения их водными объектами, возникновения у них конкретных прав
на эти водные объекты.
В Водном кодексе РФ закреплен принцип приоритета регулирования имущественных
и административных отношений водным законодательством применительно к сфере
использования и охраны водных объектов, то есть к сфере применения водного
законодательства предмета его правового регулирования. Возможность применения
норм гражданского и административного законодательства в сфере регулирования
водных отношений обусловлена только случаями, когда соответствующие вопросы
использования и охраны водных объектов не получили своего отражения в Водном
кодексе РФ. Такой подход к разграничению сфер действия водного законодательства
с гражданским и административным законодательством вытекает из соответствующих
положений ГК РФ. Так, согласно пункту третьему статьи 2 ГК РФ к имущественным
отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством (см. также комментарий к ст. 5 ВК).

Статья 24. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации - участники
водных отношений
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в водных
отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих
органов.

Комментарий к статье 24

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашается демократическим
федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Наименования
Российская Федерация и Россия равнозначны.
Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды
РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы
государственной власти. Государственная власть в РФ осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 и 11 Конституции
РФ).
Названные субъекты водных отношений функционируют на основе и во исполнение
Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации,
Закона РФ о Правительстве РФ, конституций и законодательства республик, уставов
и законодательства краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов (см. ст. 5 Конституции РФ и комментарии к ст.
65 - 67, 70 - 72 Водного кодекса РФ).
Участие органов государственной власти в водных отношениях различно:
система и порядок функционирования органов исполнительной власти в области
использования и охраны водных объектов предусматриваются в главе 8 ВК (ст.
70-74); разрешение споров и применение мер ответственности в главах 13 и 14
ВК (ст. 129 - 132); часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных в
статьях 65 и 66 ВК, реализуются законодательными и представительными органами
РФ и ее субъектов. Компетенция Федерального Собрания и его палат установлена
в статьях 102, 103, 105 и 106 Конституции РФ. Статус этих органов и порядок
реализации их компетенции предусмотрены также в статьях 97 - 101, 104, 107
и 108 Конституции РФ. Основная форма участия законодательных (представительных)
органов РФ и ее субъектов в водных отношениях - это принятие законов, иных
нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения, а Совета Федерации
кроме того - ратификация и денонсация международных договоров РФ (см. ст.
2 и 4 настоящего Кодекса).

Статья 25. Муниципальные образования - участники водных отношений
От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований
в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Комментарий к статье 25

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление: в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
других форм принятого волеизъявления, через выборные и другие органы местного
самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), которые и участвуют в водных отношениях.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
(ст. 131 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают
местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Органы местного
самоуправления могут наделяться законом (в том числе Водным кодексом) отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна
государству (ст. 132 Конституции РФ).
Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту,
на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции
РФ).
О компетенции и статусе органов местного самоуправления см. комментарий
к статье 68 настоящего Кодекса.

Статья 26. Водопользователи - участники водных отношений
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные
объекты предоставлены в пользование.

Комментарий к статье 26

Для признания лица субъектом права водопользования оно должно отвечать
определенным условиям. Во-первых, такое лицо в силу своих особенностей фактически
должно быть способно осуществлять субъективные права и обязанности. Для этого
оно должно обладать внешней обособленностью; персонификацией, то есть выступать
в качестве единого лица персоны; способностью вырабатывать и осуществлять
персонифицированную волю. Во-вторых, оно должно реально участвовать в правоотношениях
и приобрести свойство субъекта права.
Внешняя обособленность, то есть организационное единство необходимо субъекту
права водопользования, поскольку без него невозможно проявлять свою волю и
выступать участником водных отношений.
Водопользователю - субъекту водных отношений - необходимо обладать такой
степенью единства, которая позволяла бы ему осуществлять хозяйственную деятельность
в отношении вод как природного объекта.
Персонификация субъекта права водопользования выражается в том, что за
ним закрепляется определенный конкретный участок водного объекта. Этот факт
получает свое юридическое оформление в соответствующих документах. Все субъекты
права водопользования обладают указанными признаками, а также способностью
иметь определенные права и обязанности и от своего имени вступать в сферу
водных отношений.
Водное законодательство признает в качестве водопользователей любых граждан
и юридических лиц, в том числе иностранных.

Статья 27. Водопользователь - гражданин
Водопользователь - гражданин может использовать водные объекты для собственных
нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.
Для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать
водные объекты, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Водопользователь - гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления
предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование,
если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 27

В данной статье определены основы правового статуса водопользователей-граждан.
Принципиально важным является право гражданина-водопользователя пользоваться
водами не только для собственных нужд, но и для предпринимательской деятельности.
Это право вытекает из содержания ст. 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут,
в частности, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом
деятельностью.
В том случае, если водопользователь гражданин предполагает использовать
водный объект для предпринимательской деятельности, то он обязан получить
лицензию на водопользование (см. комментарий к ст. 46, 48 - 55, 91 и др. ВК
РФ).
Право свободного использования водных объектов для собственных нужд отнюдь
не означает права ничем не ограниченного пользования водами по усмотрению
гражданина водопользователя. Статья 92 Водного кодекса РФ определяет содержание
прав и обязанностей водопользователей (см. комментарий к ст. 92).
Важнейшим законодательно закрепленным правом водопользователя является
осуществление водопользования в соответствии с водным законодательством Российской
Федерации. Соответственно важнейшей обязанностью рациональное использование
водных объектов, соблюдение условий и требований, установленных в лицензии
на водопользование и договоре пользования водным объектом.
Кроме этого следует иметь в виду, что статья 63 Водного кодекса РФ (см.
комментарий) допускает возможность при определенных условиях ограничения прав
пользования водными объектами, а статья 89 - ограничение, приостановление
или запрещение использования водных объектов (см. комментарий к ст. 89). Нужно
также особо подчеркнуть, что осуществление права водопользования должно обязательно
осуществляться с соблюдением требований, содержащихся в главе 11 Водного кодекса,
касающихся охраны водных объектов.

Статья 28. Водопользователь - юридическое лицо
Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты
только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено
настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 28

В отличие от граждан-водопользователей, которые вправе использовать водные
объекты для собственных нужд без получения каких-либо разрешений - лицензий,
юридические лица водопользователи таким правом не обладают. Юридическое лицо
приобретает право водопользования только после получения лицензии, то есть
в этом случае должен быть соблюден порядок предоставления водных объектов
в пользование, предусмотренный в статье 91 Водного кодекса РФ (см. комментарий).
Исключение из этого правила - статья 146 Водного кодекса РФ (см. комментарий),
предусматривающая, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается
из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения бесплатно
и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

Статья 29. Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения
нужд водопотребителей
Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей,
обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией
на водопользование и договором пользования водным объектом.

Комментарий к статье 29

В этой статье речь идет об особой разновидности водопользователей - предприятиях
(юридических лицах), осуществляющих посредством водопроводных сооружений забор
воды из водохранилищ, рек, озер, подземных и других источников для подачи
ее водопотребителям в целях использования воды из водопровода в быту или в
различного рода производственных процессах.
В этом случае Кодекс предусматривает не только общую для всех юридических
лиц водопользователей обязанность получения лицензии на водопользование, но
и обязанность заключить договор пользования водным объектом (см. комментарий
к ст. 54 и 55 ВК).

Статья 30. Правоспособность и дееспособность водопользователей
Правоспособность и дееспособность водопользователей определяется гражданским
законодательством и настоящим Кодексом.
Водопользователи - граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно
использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического
лица - с момента его государственной регистрации.

Комментарий к статье 30

Каждый субъект права водопользования должен обладать соответствующей
правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести определенные обязанности.
Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести соответствующие
обязанности и выполнять их, возникает у граждан по достижении совершеннолетия,
в 18 лет.
Действующее водное законодательство признает субъектом права водопользования
как тех лиц, которые непосредственно получили в пользование водный объект
или его часть, так и тех, кто имея по закону право пользования водными объектами,
фактически это право не реализуют. Например, граждане, в том числе несовершеннолетние,
вправе свободно использовать водные объекты, иначе говоря, осуществлять право
общего водопользования. Таким образом, субъектом права водопользования может
признаваться лицо, обладающее лишь водной правоспособностью, поэтому к числу
субъектов права пользования водными объектами относятся юридические лица и
граждане, обладающие на основании закона абстрактной юридической возможностью
водопользования.
Правоспособность субъектов права водопользования возникает с момента
их возникновения и прекращается лишь тогда, когда сам субъект права прекращает
свое существование. Правоспособность - это не только условие приобретения
права водопользования, но и его реализации. Что же касается права гражданина
на получение лицензии с наступлением совершеннолетия, то в данном случае речь
идет о водной дееспособности.

Раздел II. Право собственности и другие права на водные объекты

Глава 4. Основные положения

Статья 31. Содержание права собственности на водные объекты
Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским
законодательством и настоящим Кодексом.
Понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку
сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

Комментарий к статье 31

Сущность классического понятия "право собственности" состоит в обладании
собственником правомочий принимать решения по поводу вещи, находящейся в его
собственности, причем воля собственника имеет доминирующее значение независимо
от того, кто им является: отдельное лицо или группа лиц, государство или какая-либо
иная общность.
Важнейшей чертой права собственности является возможность собственника
не только фактически обладать своим имуществом, то есть владеть им, не только
извлекать доход, пользу от его использования, то есть пользоваться им. Отличительной
чертой права собственности является правомочие распоряжения, иначе говоря,
право определять юридическую судьбу имущества путем совершения различных сделок.
Без права распоряжения нет и права собственности.
Часть первая настоящей статьи предусматривает, что две отрасли законодательства:
гражданское и водное определяют содержание права собственности на водные объекты.
Это положение вытекает из содержания пункта третьего ст. 129 ГК РФ, согласно
которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного 'лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами
о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту третьему
ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется
собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает
прав и законных интересов других лиц.
Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство
определяет общее содержание права собственности на водные объекты, а водное
- его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации
правомочий собственника водных объектов. Так, согласно ст. 209 ГК РФ собственнику
принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник
вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие
права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое
имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником,
права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество
в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Что же касается особенностей содержания права собственности на воды,
то они, как упоминалось выше, предусмотрены водным законодательством, в первую
очередь нормами, содержащимися в главе 4 Водного кодекса РФ.
Часть вторая комментируемой статьи отражает основную особенность содержания
права собственности на воды как объект природы. Эта особенность состоит в
том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения,
так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения
и водообмена.
Вода, также как и земля, лес, недра, животный мир, является природным
ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. В отличие от иных природных
ресурсов вода абсолютно необходима для существования человека.
Вода - возобновимый природный ресурс, поскольку она постоянно поступает
снова в природную среду в форме выпадения осадков. Эти осадки стекают с водосборных
бассейнов в реки, озера, водохранилища и подземные бассейны, которые составляют
главные источники пресной воды страны. Вода может использоваться не один,
а несколько раз вследствие того, что те же самые молекулы воды могут быть
использованы и сброшены одним пользователем, а затем стать источником потребления
для другого пользователя.
Несмотря на то обстоятельство, что воды являются восполняемым и повторно
используемым ресурсом, повсеместно в России нет достаточного количества воды,
чтобы закон позволял каждому пользователю потреблять необходимое ему количество
воды по его усмотрению.
В силу этих обстоятельств содержание норм водного права не конструируются
путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты
аналогично тому, как право недвижимости регулирует право собственности на
землю. В водном праве закрепляется механизм реализации права использовать
воду (водные объекты), то есть права водопользования. Именно поэтому в водном
законодательстве преимущественно закрепляются отношения водопользования, а
не собственности, неотъемлемым элементом которой является правомочие владения.

Статья 32. Предмет права собственности на водные объекты
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект
в целом.
К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила
гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 32

Поскольку само физическое вещество воды, находящееся в природной среде,
не может быть в полной мере объектом права собственности в силу своих природных
особенностей, о чем говорилось в комментарии к ст. 31, то предметом права
собственности на водные объекты выступает сам водный объект. Понятие "водный
объект" раскрыто в ст. 7 Водного кодекса (см. комментарий). Таким образом,
объектом права собственности выступает не вещество воды, а - водный объект,
составным и важнейшим элементом которого является, естественно, вода.
Что касается применения правил гражданского законодательства об объектах
гражданских прав, к которым отнесены и водные объекты, то следует иметь в
виду самое главное, пожалуй, обстоятельство. Оно заключается в том, что обособленные
водные объекты могут быть условно отнесены в соответствии со ст. 130 ГК РФ
к категории недвижимого имущества.

Статья 33. Субъекты права собственности на водные объекты
Водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких
субъектов права государственной собственности.

Комментарий к статье 33

Формулировка статьи представляет собой конкретизацию пункта 2 ст. 214
ГК РФ, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся
в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются
государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не
что иное, как презумпцию нахождения вредных объектов в государственной собственности,
то есть либо в федеральной собственности или собственности субъектов Российской
Федерации.
Необходимо отметить, что субъектами права государственной собственности
являются Российская федерация и субъекты Российской Федерации, а не их органы
государственной власти. Это прямо вытекает из содержания пункта 3 ст. 214
ГК РФ. Указанные принципиально важные положения получили свое отражение в
содержании ст. 34 и 35 Водного кодекса РФ (см. комментарий).

Статья 34. Формы собственности на водные объекты
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность
на водные объекты.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные
водные объекты.
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности
муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с
гражданским законодательством.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта
не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное
не следует из настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 34

В данной статье закреплены формы и виды права собственности на водные
объекты, что принципиально важно. Характер регулирования отношений собственности
на природные ресурсы имеет большое значение для обеспечения их рационального
использования и охраны. Практически во всех странах мира исторически объективно
сложилось такое положение, что существуют две основные формы права собственности:
публичная и частная. К публичной собственности относится все то имущество,
включая землю и связанные с ней природные объекты, которое не относится к
частной собственности. Это - все водные объекты, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности.
Интерес собственника в рациональном использовании природных ресурсов
и охране окружающей среды обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, практически
любой частный собственник стремится максимально использовать полезные свойства
своего имущества и извлекать наибольшую прибыль. Во-вторых, характер отношения
собственника к природному ресурсу, желание рационально использовать, сохранять
и восстанавливать этот ресурс обусловлены природно-экономическими характеристиками
этого ресурса как объекта права собственности, целью его использования в общественном
производстве.
Как правило, отсутствует какая-либо заинтересованность собственника рационально
использовать и охранять водные объекты. Это касается прежде всего случаев
забора воды для различных хозяйственных нужд. Собственник, использующий водный
объект, нередко экономически не заинтересован обеспечивать качественную очистку
сточных вод. Исключение из этого правила - использование водных объектов для
рыборазведения, рекреации и т.п. Именно эти обстоятельства обусловили тот
факт, что законодатель ограничил возможность нахождения в муниципальной и
частной собственности только обособленных водных объектов, которые согласно
статьям 11, 12, 31-33 Водного кодекса РФ (см. комментарий) относятся к недвижимому
имуществу и являются составной частью земельного участка.

Статья 35. Право государственной собственности на водные объекты
Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы),
не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических
лиц, являются государственной собственностью.
В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие
на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской
Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права
собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в статье
24 настоящего Кодекса.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат
передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим
лицам.

Комментарий к статье 35

Значение комментируемой статьи состоит в следующем. Во-первых, в ней
четко определены объекты права государственной собственности. К ним отнесены
все водные объекты, которые не находятся в муниципальной или частной собственности.
Во-вторых, объекты данного права подразделены на два вида: объекты федеральной
собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В-третьих, важно
то, что в ней указано, какие органы государственной власти реализуют правомочия
соответствующего собственника. И наконец, закреплен принцип запрета передачи
объектов государственной собственности муниципальным образованием и их приватизации.

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты
В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены
на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов
Российской Федерации;
водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской
Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных
энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд,
реализации которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов
рыб;
трансграничные (пограничные) водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями
федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных
местностей федерального значения;
иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской
Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет
Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной
собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом может передать соответствующим
федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 36

Статья 214 ГК РФ закрепила возможность отнесения земли и других природных
ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской
Федерации. Согласно пункту "г" ст. 72 Конституции Российской Федерации разграничение
государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Первая попытка определить правовые принципы выделения федеральных природных
ресурсов была предпринята в Указе Президента Российской федерации "О федеральных
природных ресурсах" от 16 декабря 1993 г. N 2144 <8>. В основу разграничения
Государственной собственности на природные ресурсы Указ положил принцип их
общегосударственного значения.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2144 к
федеральным природным ресурсам, в частности, отнесены земельные и другие природные
объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны,
охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных
к ведению федеральных органов государственных власти; земельные участки, водные
и иные природные объекты особо охраняемых природных территорий федерального
значения; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов
Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.
Статья 36 Водного кодекса РФ конкретизировала указанные положения применительно
к водным объектам. В ней четко определены виды водных объектов, которые находятся
в федеральной собственности, порядок их признания в качестве таких объектов
и принципы управления объектами федеральной собственности.

Статья 37. Собственность субъектов Российской Федерации
В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные
объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории
соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной
собственности.
Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской Федерации
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий
по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и настоящим Кодексом могут передать соответствующим федеральным
органам исполнительной власти.

Комментарий к статье 37

Правовой основой для признания права собственности на водные объекты
за всеми субъектами Российской Федерации является Федеративный Договор. Согласно
Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных
республик в составе Российской Федерации (ст. 111) земля, ее недра, воды,
растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих
на территории соответствующих республик. То есть в Федеративном договоре закреплено
право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы,
в том числе водные ресурсы. Часть четвертая ст. 5 Конституции Российской Федерации
предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Поэтому
принцип равенства всех субъектов Российской Федерации между собой означает,
что не только республики, но и иные субъекты Российской Федерации имеют право
собственности на природные ресурсы.
Это положение подтверждается также тем, что согласно Разделу второму
Кондиции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения", в случае
несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного
договора, действуют положения Конституции.
Комментируемая статья, а также статья 36 Водного кодекса РФ (см. комментарий)
разграничили право собственности на водные объекты между Российской Федерацией
и субъектами Российской федерации, заложили важные правовые принципы разрешения
острой проблемы.

Статья 38. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами,
находящимися в государственной собственности
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися
в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами в соответствии
с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом регулируются водным
законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 38

Часть первая комментируемой статьи повторяет, но не полностью формулировку
пункта "в" ст. 72 Конституции согласно которой вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Значение этой статьи в том, что она относит вопросы регулирования отношений
собственности (владения, пользования и распоряжения) водными объектами к предмету
регулирования водного законодательства Российской Федерации.

Статья 39. Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским
и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются
муниципальной собственностью.
В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты,
предназначенные для муниципальных нужд.
От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие
органы местного самоуправления.

Комментарий к статье 39

Согласно данной статье обособленные водные объекты, принадлежащие на
праве собственности муниципальным образованиям, признаются муниципальной собственностью.
Целевое назначение использования этих объектов удовлетворение муниципальных
нужд.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления"
от 28 августа 1995 г. <9> отнес муниципальные водные объекты к составу муниципального
имущества (ст. 29).
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.
Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать
с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.

Статья 40. Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные
водные объекты
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные
водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные
водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными
объектами.
Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным
законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 40

Настоящая статья развивает положения пункта 2 ст. 261 ГК РФ (в настоящее
время эта норма еще не действует), устанавливающего, что если иное не предусмотрено
законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся
в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы,
находящиеся на нем лес и растения. Это означает, что гражданское законодательство
допускает возможность признания некоторых водных объектов как объектов права
частной собственности. Однако решение этого вопроса ГК РФ относит к сфере
регулирования водного законодательства - Водному кодексу РФ.
Статья 11 Водного кодекса РФ (см. комментарий) признала обособленные
водные объекты недвижимым имуществом, составной частью земельного участка,
а статья 34 предусмотрела, что обособленные водные объекты могут принадлежать
на праве собственности гражданам и юридическим лицам. В комментируемой статье
закреплены критерии определения водных объектов как объектов права частной
собственности.
Во-первых, водный объект должен быть обособленным, т.е. замкнутым. Это
значит, что таким объектом может быть признан пруд, озеро и т.п.
Во-вторых, такой водный объект должен быть небольшим по площади, либо
быть непроточным искусственным водоемом. В части второй комментируемой статьи
говорится, что предельные размеры обособленных водных объектов определяются
земельным законодательством Российской Федерации. В настоящее время эти размеры
в законодательстве еще не установлены.
И третий признак. Такие водоемы не должны иметь гидравлической связи
с другими поверхностными водными объектами.

Статья 41. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками
водных объектов
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие
права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами
на условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде
водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.
Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта
не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа
правоотношения и настоящего Кодекса не следует иного.

Комментарий к статье 41

Водное законодательство предусматривает следующие титулы прав на водные
объекты, на основании которых лица - несобственники водного объекта могут
пользоваться ими:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования (водный сервитут).
Эти титулы прав на водные объекты имеют особый характер. Они не являются
согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами, так как вещными правами признаются
в частности: право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты,
устанавливаемые по поводу земли. Однако перечисленные в ст. Водного кодекса
права подлежат защите от их нарушения в порядке, предусмотренном для защиты
права собственности (ст. 301-304 ГК РФ). Этот вывод вытекает из содержания
ст. 305 ГК РФ, согласно которой права по защите других вещных прав, принадлежат
лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом не только
на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного
управления, но и по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Водный кодекс РФ предусматривает иные основания прав на водные объекты лиц,
не являющихся их собственниками.
Кроме того, к числу титулов прав на водные объекты лиц - несобственников
относится водопользование на основании договора аренды. В связи с этим Водный
кодекс РФ предусматривает принятие специального федерального закона об аренде
водных объектов.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере водопользования
на основании указанных титулов составляет содержание института права водопользования.

Статья 42. Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются
гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование
в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического
состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок
до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя
в установленном порядке.

Комментарий к статье 42

В этой статье раскрываются основные моменты содержания права пользования
водными объектами как особого титула прав на эти объекты. Объектом данного
права могут быть только те водные объекты, которые находятся в государственной
собственности, то есть собственности Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Срок пользования определяется целью водопользования, ресурсным
потенциалом и экологическим состоянием водных объектов (см. комментарий к
ст. 69, 85, 133-146 настоящего Кодекса).
Предусмотрено, что срок права краткосрочного пользования составляет до
трех лет, а права долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Право водопользования может быть продлено по инициативе соответствующего водопользователя
(ст. 46-61 настоящего Кодекса).

Статья 43. Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного
и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными
водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное
или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных
лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться
и на основании судебного решения.
Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством,
применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям
настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 43

Комментируемая статья впервые закрепила в законодательстве понятие "водный
сервитут", под которым понимается право ограниченного пользования водным объектом.
Это специфический вид сервитутов. Классическое понятие сервитута состоит в
том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать
от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права
ограниченного пользования соседним участком. Отличительный признак сервитута
заключается в том, что сторонами в этом правоотношении являются собственники
недвижимости.
Иная ситуация складывается в случаях установления водных сервитутов.
Так, когда речь идет о публичном водном сервитуте, то одной из сторон является
собственник водного объекта, а другой - неограниченный круг лиц, не являющихся
собственниками, осуществляющими право общего водопользования. Что касается
частного водного сервитута, то субъектами правоотношения по его поводу могут
быть только водопользователи.
В статье 43 Водного кодекса РФ говорится о том, что общие положения о
сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным
сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных статьями 274-277 ГК
РФ, которые применимы к регулированию прежде всего частных водных сервитутов
заключается в следующем.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через
соседний земельный участок (водный объект), прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника недвижимого имущества (водопользователя),
которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления
сервитута и собственником соседнего участка (водопользователем) и подлежит
регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор
разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник
земельного участка (пользователь водным объектом), обремененного сервитутом,
вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах
которых установлен сервитут, соразмерной платы.
По требованию собственника земельного участка (пользователя водным объектом),
обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований,
по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий
гражданину или юридическому лицу (водный объект), в результате обременения
сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник
(водопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Статья 44. Виды водных сервитутов
Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
водопоя и прогона скота;
использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок
и других маломерных плавательных средств.
В дополнение к водным сервитутам, предусмотренным настоящей статьей,
водным законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные
водные сервитуты.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на
водопользование.

Комментарий к статье 44

В ст. 44 определены виды водных сервитутов: забор воды без применения
сооружений, технических средств и устройств, водопой и прогон скота и использование
водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных
плавательных средств. Указанные виды водных сервитутов могут быть как публичными,
так и частными, при этом перечень сервитутов не является исчерпывающим. В
водном законодательстве могут быть предусмотрены и другие случаи, когда устанавливаются
водные сервитуты.
Все случаи установления водных сервитутов являются по своему характеру
разновидностями осуществления права общего водопользования. Использование
водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств
осуществляется согласно ст. 86 Водного кодекса РФ (см. комментарий) без получения
лицензии на водопользование. Поэтому для осуществления водных сервитутов получения
лицензии на водопользование законодательство не требует.


Статья 45. Права на обособленные водные объекты
Права на обособленные водные объекты определяются гражданским законодательством,
земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 45

ГК РФ признал земельные участки видом недвижимого имущества. Согласно
пункту первому ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость)
относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все,
что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения,
здания, сооружения. Статья 11 Водного кодекса РФ (см. комментарий) признала
обособленные водные объекты недвижимым имуществом, объектами, являющимися
составной частью земельного участка.
Норма статьи 45 ВК о том, что права на обособленные водные объекты определяются
гражданским, земельным и водным законодательством означает, что в гражданском
законодательстве закрепляются общие положения режима земельных участков как
объекта права собственности и предмета совершения различных сделок с ними.
Кроме того, в гражданском законодательстве урегулированы общие вопросы реализации
иных вещных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения земельным
участком; права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
сервитутов. Эти положения гражданского законодательства должны получить свое
развитие и конкретизацию в нормах земельного законодательства, то есть в новом
Земельном кодексе Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что глава
17 ГК РФ "Право собственности и другие вещные права на землю" вводятся в действие
со дня принятия Земельного кодекса, то есть сейчас нормы статей 260-287 ГК
РФ еще не действуют.
Что касается роли водного законодательства, то в нем получают свое отражение
особенности правового режима обособленных водных объектов как составной части
земельного участка недвижимого имущества.

Глава 5. Приобретение и прекращение прав пользования
водными объектами

Статья 46. Основания приобретения прав пользования водными объектами
Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом.
Права пользования водными объектами при установлении особого пользования
приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование
и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В случае смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя
- юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят
в порядке правопреемства.
Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования
водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством Российской Федерации
или договором.
Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством, земельным законодательством Российской Федерации
и настоящим Кодексом.
Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного
сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования
водным объектом.

Комментарий к статье 46

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом, а для особого пользования водными объектами требуется еще
решение Правительства.
Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического
лица с момента его государственной регистрации.
Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии
с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора пользования
водным объектом условиям лицензии на водопользование указанный договор согласно
статье 56 ВК признается недействительным.
Требования получения лицензии на водопользование содержатся во многих
статьях Водного кодекса Российской Федерации. Водопользователь-гражданин вправе
использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности
только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено
Водным Кодексом (ст. 21).
Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей,
обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией
на водопользование и договором пользования водным объектом (ст. 29).
Использование водных объектов, с применением сооружений, технических
средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами
и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением
случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных
средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК).
Согласно статье 107 ВК извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых,
проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите
от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных
систем на мелиорированных землях допускается при наличии лицензии на водопользование.
При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения
забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями
деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение
и которые имеют лицензию на водопользование (ст. 135 ВК).
Однако для особого пользования (для нужд обороны, федеральных энергетических
систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных
нужд (ст. 46 и 87 ВК) недостаточно лицензии на водопользование и договора
пользования водным объектом. Для водных объектов, находящихся в федеральной
собственности, необходимо, чтобы этому предшествовало решение Правительства
Российской Федерации.
Особое пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов
федерации, для государственных и муниципальных нужд может предоставляться
по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии
на водопользование и договора пользования водным объектом.
Согласно статье 145 ВК использование водных объектов для добычи полезных
ископаемых, торфа и сапрапеля, проведения буровых работ, строительства подземных
сооружений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
о недрах и Водным кодексом Российской Федерации.
Использование водных объектов для добычи торфа и сапрапеля, извлечения
затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных,
взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства
и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на основании
лицензии на водопользование (ст. 145 ВК).
Не во всех случаях пользования водными объектами требуется получение
лицензии. Исключения из этого правила оговорены в Водном кодексе.
Не требуется получения лицензии на водопользование:
- при использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности;
- при использовании гражданами и юридическими лицами водных объектов
без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование
- ст. 86 ВК);
- при использовании водных объектов гражданами и юридическими лицами
с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование)
для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов)
воздушных судов (ст. 86 ВК);
- для осуществления водных сервитутов (забора воды без применения сооружений,
технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных
объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных
средств (ст. 44 ВК).
Водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты,
если иное не установлено Водным кодексом (ст. 27 ВК).
Согласно статье 5 ВК отношения, возникающие в области геологического
изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством
Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации.
При этом необходимо еще учитывать, что согласно ст. 19 Закона Российской
Федерации "О недрах" (в редакции от 8 февраля 1995 года) собственники, владельцы
земельных участков имеют право устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы
и скважины на первый водоносный горизонт в порядке, устанавливаемом соответствующими
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 47. Переход прав пользования водными объектами
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к
другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование
для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных
прав не меняются.

Комментарий к статье 47

Переход права пользования водными объектами от одного лица к другому
возможен только при условиях, если указанные лица осуществляют водопользование
для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных
прав не меняются.
К основаниям перехода прав пользования водными объектами от одного лица
к другому можно отнести смерть водопользователя гражданина, реорганизацию
водопользователя Юридического лица.
Кроме того, основанием перехода права пользования водным объектом от
одного лица к другому является распорядительная лицензия - акт специально
уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной
водного фонда.
Переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому оформляется
путем внесения изменений в лицензию на водопользование в соответствии со статьей
51 ВК.

Статья 48. Лицензия на водопользование
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда,
который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований
возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных
объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей
и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления
нескольких целей использования водных объектов.

Комментарий к статье 48

Для того, чтобы возникло право пользования водным объектом необходим
договор пользования водным объектом, заключенный между органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования
и охраны водного объекта или его части, а для получения права особого пользования
необходимо еще решение Правительства Российской Федерации, если водный объект
находится в федеральной собственности или решение органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, если водный объект находится в собственности
субъекта Федерации.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных
объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопользователей
и состояние водных объектов. Например, при использовании водных объектов с
забором воды важно учитывать лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения),
которые представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов.
В противном случае в результате крупного забора воды может последовать истощение
водных ресурсов.
Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
является приоритетным.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться
защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты.
Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора (см. примечание к предисловию).

Статья 49. Содержание лицензии на водопользование
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования
водного объекта должна содержать:
сведения о водном объекте;
сведения о водопользователе;
сведения о водопотребителях;
указания на способы и цели использования водного объекта;
указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование
водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
сведения о лимитах водопользования;
сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
сроки действия лицензии;
требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей
природной среды.

Комментарий к статье 49

Реквизиты, указанные в статье, являются общими почти для всех целей использования
водных объектов. Однако цели и способы использования водных объектов разнообразны
и специфичны. Отсутствие учета этой специфики может повлечь серьезные отрицательные
экологические последствия.
Например, при использовании водных объектов для гидроэнергетики воздвигается
комплекс гидротехнических сооружений и энергетического оборудования, посредством
которых энергия водных потоков или расположенных на относительно более высоких
уровнях водоемов преобразуется в электрическую энергию. В связи с этим важно
указать в лицензии режим пропуска воды через гидротехнические сооружения,
условия пропуска судов и других плавательных средств, условия пропуска рыбы
через сооружения гидроэлектростанции к местам ее нереста и нагула. Отсутствие
этих требований в лицензии может повлечь осложнения для судоходства и рыбоводства.
Отсутствие в лицензии на централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое
водоснабжение населения требований к точности учета воды и определению содержания
в ней вредных веществ может повлечь серьезные осложнения для здоровья населения.
Возможно, что учет специфики использования воды для указанных целей будет
учтен в законе о лицензировании пользования водными объектами, который может
быть принят в развитие Водного кодекса Российской Федерации.

Статья 50. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензии на водопользование
и распорядительной лицензии
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной
лицензии осуществляются специально уполномоченным государственным органом
управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с порядком,
установленным водным законодательством Российской Федерации.
Лицензия вступает в силу только после ее регистрации.

Комментарий к статье 50

Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и
распорядительной лицензии еще не утвержден. Судя по практике лицензирования
отдельных видов деятельности, бланки лицензии имеют степень защищенности на
уровне ценных бумаг, учетную серию и номер. Они являются документом строгой
отчетности.
Лицензия подписывается руководителем (а в случае его отсутствия - заместителем
руководителя) уполномоченного органа и заверяется печатью этого органа.
Лицензия на водопользование выдается в установленный срок. Она вступает
в силу только после ее регистрации.

Статья 51. Внесение изменений в лицензию на водопользование
Внесение изменений в лицензию на водопользование осуществляется государственным
органом, выдавшим лицензию на водопользование, в случае изменения условий
водопользования и состояния водного объекта, по инициативе водопользователя,
а также в случаях смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя
- юридического лица, передачи права пользования водным объектом от одного
лица к другому на основании распорядительной лицензии.
Лицензия на водопользование после внесения в нее изменений подлежит регистрации
в установленном порядке.
Внесение изменений в лицензию на водопользование является основанием
для внесения соответствующих изменений в договор пользования водным объектом.

Комментарий к статье 51

Случаи внесения изменений в лицензию на водопользование подразделяются
в статье на несколько групп. В зависимости от того, к какой группе относится
тот или иной случай, решается вопрос о том, по чьей инициативе ставится вопрос
о внесении изменений в лицензию.

<<

стр. 2
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>