<<

стр. 9
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн. куб. м и более. Руководящими документами
по охране водных ресурсов водохранилища в нормальных эксплуатационных условиях
должны быть " Основные положения правил использования водных ресурсов конкретного
водохранилища", инструкция по эксплуатации его сооружений и т.п. Примерный
перечень вопросов, который они должны содержать, сводится к следующему:
- краткая характеристика назначения водохранилища;
- основные параметры естественного притока, перечень вышележащих гидросооружений;
- нормативные подпорные уровни;
- характеристики сооружений, оборудования, водопропускных отверстий гидроузла;
- объем водоподачи, гарантированные расходы и уровни воды, водоэнергетические
показатели;
- управление водным режимом;
- порядок использования водных ресурсов в маловодные периоды (диспетчерское
регулирование стока, ограничения на размеры водоподачи, и колебания уровней
верхнего и нижнего бьефов в интересах комплексного использования водных ресурсов,
предельно допустимая интенсивность сработки и наполнения водохранилища, порядок
использования прогнозов);
- мероприятия по борьбе с наносами; по санитарной охране вод, по охране
вод от загрязнения;
- гидрометеорологическое обслуживание, учет, мониторинг водных ресурсов,
информация и оповещение населения и т.п.
Такие Правила по Иваньковскому водохранилищу на реке Волге утверждены
Минводхозом, Минрыбхозом, Минсельхозом, Госкомлесом, Минздравом СССР и Советом
Министров РСФСР. Наряду с указанными положениями они включают разделы об ограничении
и запрещении отдельных видов деятельности в водоохранной зоне водохранилища,
правилах его использования для целей отдыха и туризма, использовании прилегающих
земель, лесов, рыбных запасов, организации и координации действий по благоустройству,
государственном контроле за выполнением Правил.
Основные правила использования водных ресурсов Саратовского водохранилища
рассмотрены, кроме того, в Министерстве энергетики и электрификации и Госкомгидромете
СССР, Минречфлоте и Минжилкомхозе РСФСР, органах исполнительной власти Куйбышевской,
Саратовской и Ульяновской областей. В Правилах, в частности, отражаются колебания
водного баланса гидроузла в среднем за 1914-15; 1939-40 гг., режимы использования
водных ресурсов в период весеннего половодья, летне-осенней межени, зимней
межени, внутрисуточное и внутринедельное использование водных ресурсов водохранилища
и т.п.
Экологические требования к энергетическим объектам предусматриваются
в ст. 40-45, 48 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", согласно
которым при размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций
должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного
региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению
земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры,
эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного
слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных
изменений в окружающей природной среде (см. примечание к предисловию).

Статья 140. Использование водных объектов для рыбного хозяйства
Водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения,
воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, предоставляются преимущественно
для этих целей. В этих случаях использование водных объектов или их участков
для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может
быть ограничено в соответствии с настоящим Кодексом.
Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства
и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством Российской Федерации
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане и юридические лица, использующие водные объекты для рыбного
хозяйства, обязаны содержать берега водных объектов в местах их использования
в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными
законодательством Российской Федерации.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации
гидротехнических и других сооружений на водных объектах, используемых для
рыбного хозяйства, должны предусматриваться и своевременно осуществляться
мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных
и околоводных животных и растений.
Особенности использования водных объектов для сохранения, воспроизводства
и добычи рыбных ресурсов устанавливаются федеральным законом в соответствии
с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 140

Заголовок статьи сформулирован широко. Рыбное хозяйство в литературе
определяется как одна из отраслей народного хозяйства, занимающееся добычей,
переработкой, воспроизводством и увеличением запасов рыбы и других водных
организмов. <142>
Кроме морской и пресноводной рыбы добываются морские млекопитающие, ракообразные,
моллюски, водная растительность.
Рыбное хозяйство дает ценные пищевые, лекарственные, кормовые и технических
продукты: рыбные пищевые продукты, рыбную муку, используемую в качестве корма
для сельскохозяйственных животных, рыбий жир. Ценные осетровые рыбы и их икра
являются важным предметом экспорта.
В связи с сооружением на реках России мощных гидроузлов изменяются естественные
условия размножения наиболее ценных проходных и полупроходных рыб. Вследствие
этого производятся мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и комплексному
рыбохозяйственному устройству водоемов.
Водный кодекс Российской Федерации охраняет также водные объекты от загрязнения
их отходами рыбного хозяйства, обязывает граждан и юридических лиц, использующих
водные объекты для рыбного хозяйства, содержать берега водных объектов в местах
их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями,
установленными законодательством Российской Федерации.
Сохранение среды обитания объектов животного мира, в том числе водных
животных, регулируется также Федеральным законом "О животном мире" от 24 апреля
1995 г. N 52-ФЗ (ст. 22). Согласно этой статье любая деятельность, влекущая
за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий
их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением
требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны
мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном
и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий
и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их
жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции
и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные
виды деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если
они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю
и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания
вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных
защитных участках территорий и акваторий.

Статья 141. Использование водных объектов для охотничьего хозяйства
Водные объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных
птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в
пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование
объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда.

Комментарий к статье 141

Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. <143> (ст. 26)
содержит ряд требований по охране среды обитания объектов животного мира,
в том числе диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей,
отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных.
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов
животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей
миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану
животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного
мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию
объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли
вреда водному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве каналов, плотин и иных
гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия,
обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их
постоянной концентрации, в том числе в период их размножения и зимовки.
Независимо от видов особо охраняемых территорий в целях охраны мест обитания
редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном
отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и
акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных
циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции других).
На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной
деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения (см. примечание
к предисловию).

Статья 142. Использование водных объектов для транспорта и лесосплава
Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования,
за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично
запрещено либо они предоставлены в особое пользование.
Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета
(посадки) воздушных судов, определяется Правительством Российской Федерации
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой
тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается. Организации,
осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов
от затонувшей древесины.
Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда.
Использование водных объектов для плавания на маломерных плавательных
средствах, а также для взлета (посадки) воздушных судов осуществляется в порядке,
устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 142

Несмотря на незначительный удельный вес в общем грузообороте, водный
транспорт играет видную роль в народном хозяйстве Российской Федерации, особенно
в экономике отдаленных регионов, где сеть дорог еще не развита.
Вместе с тем водный транспорт - один из наиболее существенных пользователей,
а также источников загрязнения природных вод: образующиеся при прохождении
судов волны вызывают взмучивание аллювиальных отложений на дне водоемов и
разрушают берега; в результате накопления продуктов разрушения уменьшаются
нагульные и нерестовые площади; за счет утечек либо аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов, ветрового сноса пылевидных грузов с барж-площадок, добычи
и перегрузки минерально-строительных материалов, слива подсланевых вод происходит
загрязнение судоходных рек, водохранилищ и озер. Кроме того, на речных судах
накапливается производственный и бытовой мусор, образуются значительные объемы
хозяйственно-бытовых и фекальных вод.
Активное загрязнение акваторий, атмосферного воздуха и прилегающих к
порту территорий происходит при перегрузочных операциях, а также при небрежном
складировании и хранении навалочных грузов на береговых площадках вблизи уреза
воды - это предопределяет необходимость выполнения мероприятий при эксплуатации
речных судов и строгого соблюдения соответствующих норм.
Весьма неблагоприятное воздействие на состояние водных объектов оказывает
лесосплав, получивший особо широкое распространение на реках, где судоходство
лимитируется габаритами водных путей. Под влиянием лесосплава, прежде всего
молевого, нарушается естественное состояние русел, происходит засорение водотоков
и водоемов затопленной древесиной, разрушаются нерестовые участки, образуются
заторы, препятствующие передвижению рыб и способствующие заилению русел и
нерестилищ.
Затапливаемая древесина придает воде токсические свойства и изменяет
ее гидрохимический состав. В результате поступления и последующего распада
легкоокисляемых органических соединений в воде снижается содержание растворим
ого кислорода, изменяется цветность, увеличивается окисляемость, БПК и т.д.
Систематическое многолетнее воздействие лесосплава на водные объекты приводит
к изменению структуры и уменьшению видового разнообразия водных биоценозов;
как правило, ухудшается состав ихтиофауны и выпадают ценные виды рыб.
В целом лесосплав представляет сегодня серьезную угрозу для водных экосистем,
наносит существенный материальный ущерб рыбной промышленности и другим отраслями
экономики. Следовательно, крайне необходимо принимать меры, которые могли
бы свести к минимуму негативные последствия его воздействия, как и водного
транспорта, на геоэкосистемы речных бассейнов.
Учитывая распространенность использования в нашей стране водных транспортных
путей российским законодательством предусматривается комплексная система соответствующего
надлежащего использования и охраны водных объектов.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 464 утверждена
федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России" на 1996-2000
годы, целями которой являются сохранение и модернизация сети внутренних водных
путей, повышение надежности эксплуатации гидротехнических сооружений и безопасности
судоходства. <144>
В последнее время приобретает значение перемещение по водным объектам
опасных отходов. Такое транспортирование допускается при наличии паспорта
отходов и специально оборудованными транспортными средствами. Порядок транспортирования
отходов на конкретных видах транспорта, требования к выполнению погрузочно-разгрузочных
работ определяются стандартами (нормами и правилами), утверждаемыми государственными
органами по надзору за безопасностью на соответствующем виде транспорта -
N согласованными со специально уполномоченными государственными органами РФ.
С момента погрузки на транспортное средство и приемки груза юридическим или
физическим лицом, осуществляющим транспортирование, и до выгрузки его в установленном
месте из транспортного средства юридическую ответственность за безопасное
обращение с ним несет транспортная организация, которой принадлежит данное
транспортное средство.
Правила использования водных объектов для транспорта устанавливаются
также такими нормативными правовыми актами как Устав речного флота России,
Положение о регистре речного флота России, Кодекс торгового мореплавания СССР,
Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП), Международные правила
предупреждения столкновения судов в море (МППСС), постановления начальников
морских, торговых и рыбных портов и другие правовые акты.
Подзаконными актами, регулирующими использование водных объектов для
транспорта, являются Санитарные правила для речных судов, утвержденные Минздравом
СССР, 1985 г., N 4058-85; Санитарные правила для морских судов, утвержденные
Минздравом СССР, 1982 г., N 2041-82; ГОСТ 24585-81. Дизели судовые, тепловодные
и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы
измерений; Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ
на предприятиях речного флота. Флот РСФСР, 1987; Наставления по предотвращению
загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания. Минречфлот РСФСР.
1987; Правила отведения с судов в водные объекты отработанных сточных и нефтесодержащих
вод. Минводхоз РСФСР, Минрыбхоз РСФСР. Минздрав РСФСР, Минречфлот РСФСР, 198б
г.; Нормы накопления судовых загрязнений на речном флоте, 1988; Правила устройства
и безопасности эксплуатации трубопроводов для ГСМ, токсичных и сниженных газов
(ПУТ-69), 1970 (хотя в ст. 142 настоящего Кодекса и не упомянут трубопроводный
транспорт, его значение для водных объектов нельзя недооценивать); Методические
рекомендации по расчету параметров выброса газовой смеси и ее рассеивания
при аварийных разрывах газопроводов. Минприроды РФ, Академия нефти и газа,
1992. Постановлениями Правительства РФ от 14 мая 1996 г. N 582 решаются вопросы
Федеральной службы морского Флота России, N 584 - речного флота России. <145>
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)
содержит ряд норм об ответственности в комментируемой сфере водных отношений.
Согласно его ст. 110 нарушения правил, обеспечивающих безопасность пассажиров
при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов морского и
речного транспорта, а также маломерных судов, влечет наложение штрафа на граждан
в размере от 25 руб. до 1/10 минимального месячного размера оплаты труда,
на должностных лиц от 1/10 до 1/2 минимального размера оплаты труда. По ст.
111 выбрасывание за борт мусора и иных предметов влечет предупреждение или
наложение штрафа в размере от 25 руб. до 1/10 минимального размера оплаты
труда.
Согласно ст. 111 КоАП РФ выпуск в плавание маломерных судов, не зарегистрированных
в установленном порядке, или не прошедших технического осмотра, или имеющих
неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованных
снаряжением, или переоборудованных без соответствующего разрешения, а также
допуск к управлению маломерными судами лиц, не имеющих права управления этими
судами, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию
маломерных судов, в размере от 1/10 до 1/2 минимального размера оплаты труда.
Статьей 111 КоАП РФ предусматривается, что управление судном, в том числе
маломерным, не зарегистрированным в установленном порядке, или не прошедшим
технического осмотра, или не несущим бортовых номеров и обозначений, или переоборудованным
без соответствующего разрешения, или имеющим неисправности, с которыми запрещена
его эксплуатация, или с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости,
ограничений по району и условиям плавания влечет предупреждение или наложение
штрафа от 50 руб. до 1/3 минимального размера оплаты труда; управление судном,
в том числе маломерным, лицом, не имеющим права управления этим судном, или
передача управления таким судном лицу, не имеющему права управления, влечет
наложение штрафа в размере 1/3 минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 111 КоАП РФ превышение судоводителями маломерных
судов установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков,
преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, повреждение
гидротехнических сооружений или технических средств и знаков судоходной и
навигационной обстановки, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых
сигналов, несения бортовых огней и знаков влечет предупреждение или наложение
штрафа в размере от 50 руб. до 1/3 минимального размера оплаты труда или лишение
права управления маломерным судном на срок до 1 года: нарушение судоводителями
маломерных судов иных правил пользования маломерными судами влечет предупреждение
или наложение штрафа в размере от 25 руб. до 1/10 минимального размера оплаты
труда.
По статье 111 КоАП РФ управление судном, в том числе маломерным, судоводителем
в состоянии опьянения, а также передача управления таким судном судоводителю,
находящемуся в состоянии опьянения, влекут наложение штрафа в размере 1/2
минимального размера оплаты труда или лишение судоводителя права управления
судном на срок от одного до 3-х лет; уклонение судоводителей от прохождения
в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения
влечет наложение штрафа в размере 1/2 минимального размера оплаты труда или
лишение судоводителя права управления судном на срок от одного года до 3-х
лет; управление судном, в том числе маломерным, на внутренних водных путях
лицом, не имеющим права управления этим судном и находящимся в состоянии опьянения,
или передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет
наложение штрафа в размере 1/2 минимального месячного размера оплаты труда;
допуск к управлению судном, в том числе маломерным, лиц, находящихся в состоянии
опьянения, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию
судов, в размере одного минимального размера оплаты труда.
Статьей 112 КоАП РФ устанавливается, что эксплуатация баз (сооружений)
для стоянок маломерных судов без разрешения органов Государственной инспекции
по маломерным судам или нарушение норм базирования маломерных судов, условий
и технических требований для безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно
содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном
порядке маломерных судов, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных
за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, в размере от
1/3 до одного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, приведенные нормы КоАП РФ предусматривают административную
ответственность за нарушения требований к использованию водных объектов для
транспорта (см. также комментарий к ст. 66, 130, 143 настоящего Кодекса).
Кроме того, в КоАП РСФСР предусматриваются статьи 109. Нарушение правил
движения на морском транспорте; 110. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность
пользования средствами морского транспорта; 111. Нарушение правил безопасности
движения на речном транспорте; 112. Нарушение правил погрузки, разгрузки и
складирования грузов в портах; 113. Нарушение правил пожарной безопасности
на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. В ст. 206, 207,
218-222 и других статьях КоАП РСФСР определяются органы морского и речного
транспорта, органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны, лесного хозяйства и
т.п., полномочные рассматривать эти дела об административных правонарушениях.
Большинство плавательных средств являются маломерными, приводящими к
значительном числу несчастных случаев на воде.
В России на учете в территориальных государственных инспекциях по маломерным
судам (ГИМС) состоит 791050 маломерных судов и 4580 баз (сооружений) для их
стоянок.
В результате аварий с маломерными судами в 1995 г. погибли 421 человек
(в 1993 г. - 497 чел., в 1994 г. - 526 чел.); пресечено 15618 нарушений правил
пользования маломерными судами (в 1993 г. - 12420, в 1994 г. - 12450) и 314
нарушений правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок (в 1993
г. - 329, в 1994 г. - 166). Все это (с учетом роста маломерного флота, увеличением
рекреационных потребностей морей и нагрузок на воды) актуализирует необходимость
регулирования порядка использования вод для плавания на маломерных судах.
Надзор за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах,
других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах и базами (сооружениями)
для их стоянок в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления
правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды осуществляется
Государственной инспекцией по маломерным судам Российской Федерации Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) осуществляет свои
обязанности в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов
и других водных 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 транспортных
средств валовой вместимостью менее и менее человек, с главными двигателями
мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также
баз (сооружений) для их стоянок, пляжей и других мест массового отдыха населения
на водоемах.
ГИМС проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных
судов и других водных транспортных средств, кроме военных и спортивных судов,
катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а
также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов,
байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов
(Положение о ГИМС утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля
1985 г. N 65 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 1354, от 25 мая 1994 г. N 540
и от 18 января 1995 г. N 63).
ГИМС в целях осуществления возложенных на нее обязанностей имеет право:
- устанавливать с учетом местных условий дополнительные ограничения в
режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей,
площади парусов, скоростям движения;
- запрещать пользование поднадзорными судами и базами (сооружения) для
их стоянок, состояние которых угрожает безопасности эксплуатации, охране окружающей
среды, безопасности речного судоходства и мореплавания;
- запрещать предприятиям, учреждениям и организациям открытие водных
объектов для массового отдыха, состояние которых не соответствует требованиям
правил охраны жизни людей на воде;
- проверять в необходимых случаях знание судоводителями поднадзорных
судов правил пользования этими судами, а также направлять их на медицинское
освидетельствование для установления годности к управлению судами;
- останавливать при необходимости поднадзорные суда, проверять у судоводителей
удостоверения на право управления и регистрационные документы на судно, требовать
от лиц, нарушивших правила пользования этими судами, прекращения нарушений
указанных правил;
- отстранять от управления судами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии,
а также лиц, не имеющих удостоверения на право управления поднадзорными судами
или грубо нарушивших правила пользования этими судами, при необходимости передавать
суда для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для их
стоянок предприятий, учреждений и организаций за счет судовладельцев.
Рядом нормативных правовых актов регулируются отношения по использованию
водных объектов для плавания на маломерных судах.
Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359 утверждены и
зарегистрированы Минюстом России 14 ноября 1995 г. N 975 Правила аттестации
граждан на право управления судами, поднадзорными ГИМС (они согласованы с
Министром транспорта Российской Федерации 25 августа 1995 года).
Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 11 марта 1985 г. N 140 с изменениями
и дополнениями, внесенными приказом Минприроды России от 8 ноября 1995 г.
N 456 утверждены Правила регистрации и учета судов, поднадзорных ГИМС. Приказом
Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359 утверждены и зарегистрированы
Минюстом России 14 ноября 1995 г. N 975 Правила технического надзора за судами,
базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового
отдыха населения на водоемах, поднадзорными ГИМС (согласованы с Министром
транспорта Российской Федерации 25 августа 1995 года).
В статьях 66 и 142 настоящего Кодекса предусматривается принятие субъектами
РФ правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных
средствах. Так, постановлением главы администрации Мурманской области от 24.11.93
г. N 415 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями администрации
области от 18.05.95 г. N 182, от 29.04.96 г. N 132, от 21.06.96 г. N 228)
утверждены Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями)
для их стоянок на водоемах Мурманской области.
Правила содержат общие обязанности судоводителей и судовладельцев, порядок
регистрации, эксплуатации, оснащения спасательными и противопожарными средствами
маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, перечень неисправностей,
при наличии которых запрещается плавание маломерных судов.
Обычно Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных
плавательных средствах, утверждаемые в субъектах РФ, включают соответствующие
положения нормативных правовых актов РФ (в том числе, отмеченные выше о правах
ГИМС, о правилах аттестации граждан на право управления маломерным судном,
учета и технического освидетельствования судов и баз их стоянок, об административной
ответственности нарушителей указанных правил и т.д.; кроме того в них предусматриваются
особенности пользования водными объектами, присущие данному региону (например,
в Правилах Мурманской области излагается порядок выхода маломерных судов в
охраняемую пограничными войсками часть Баренцева и Белого Морей, плавания
их в прибрежной полосе этих морей, в Кольском и Кандалакшском заливах, снабжения
маломерных плавательных средств навигационным оборудованием).

Статья 143. Использование водных объектов для рекреации
Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в
местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию со
специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора, с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Использование водных объектов для любительского и спортивного рыболовства
разрешается органами местного самоуправления по согласованию со специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда, с государственным органом управления использованием и охраной
рыбных ресурсов и со специально уполномоченным государственным органом по
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды
обитания.

Комментарий к статье 143

Водные объекты создают благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма.
Рекреация (активный отдых на воде) осуществляется на живописных и безопасных
для здоровья и жизни людей водоемах.
Открытые водоемы с чистой водой должны в теплое время года быть доступны
для купания населения. Места, выделенные для купания, должны быть удобными,
безопасными для населения, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям для
купания и пляжей, располагаться выше по течению реки и вдали от мест загрязнения
водоема: спуска сточных вод, стирки белья, водопоя скота, пристаней.
При определении прохождения туристских маршрутов, мест проведения массовых
мероприятий обращается внимание на соблюдение требований природоохранительного
законодательства. Так, действующее законодательство об особо охраняемых природных
территориях запрещает использование для рекреации водных объектов, признанных
заповедными. Не все формы активного отдыха на водных объектах допускаются
в национальных и природных парках: здесь нельзя проводить массовые спортивные
соревнования и зрелищные мероприятия.
При разработке туристских маршрутов и определении мест массового отдыха
должны обеспечиваться мероприятия по сохранению среды обитания животного мира,
условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, а также по обеспечению
неприкосновенности защитных для животных участков территорий и акваторий.
В соответствии с законодательством об использовании и охране рыбных ресурсов
любительский и спортивный лов рыбы неистребительными орудиями лова, в определенных
размерах разрешается во всех водоемах с соблюдением правил рыболовства и водопользования
(см. также комментарий к ст. 88 ВК).
Спортивный у любительский лов рыбы не допускается в водоемах и участках
водоемов признанных государственными заповедниками специальными биологическими
заказниками для охраны редких и ценных видов рыб и водных животных, рыбопитомниках,
прудовых и культурных рыбных хозяйствах и др.
Особые условия устанавливаются для водоемов, где спортивный и любительский
лов рыбы организуется обществами рыболовов и охотников и другими добровольными
спортивными обществами, имеющими спортивные секции.

Статья 144. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных
вод
Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может
осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Кодексом
и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:
содержащие природные лечебные ресурсы;
отнесенные к особо охраняемым, а также:
в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;
в первую и вторую зоны округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов;
в места туризма, спорта и массового отдыха населения;
в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;
в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и
растений.
Сброс сточных и дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или
запрещен в соответствии со статьей 89 настоящего Кодекса.
При возникновении угрозы здоровью населения или существованию водных
и околоводных животных и растений специально уполномоченные государственные
органы в области охраны окружающей природной среды, государственный орган
санитарно - эпидемиологического надзора, специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной водного фонда обязаны приостановить
сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных
и других объектов и уведомить об этом Правительство Российской Федерации,
органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации
и органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 144

Во все водные объекты, кроме перечисленных в данной статье Водного кодекса,
согласно действующему законодательству сброс сточных и дренажных вод может
производиться на основании разрешений в соответствии с установленными предельно
допустимыми нормативами (лимитами водоотведения).
Лимиты водоотведения представляют собой предельно допустимые объемы сброса
сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю
на определенный срок.
Они рассчитываются с учетом производственных мощностей источника загрязнений,
данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий в сбросах,
исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных
веществ в водных объектах.
Порядок разработки и утверждения нормативов сбросов сточных и дренажных
вод определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа
1992 г. N 545 "О порядке разработки и утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов
использования природных ресурсов, размещения отходов". <146>
Нормативы предельно допустимых сбросов по химическим веществам утверждаются
специально уполномоченными государственными органами управления использованием
и охраной водного фонда; по микроорганизмам и биологическим веществам органами
санитарно-эпидемиологического надзора.
Предусматриваются два вида нормативов сбросов: предельно допустимые и
временно согласованные.
Величины временно согласованных сбросов устанавливаются для источников
загрязнений, которые не в состоянии обеспечивать нормативы предельно допустимых
сбросов. Для перехода на нормативы предельно допустимых сбросов они должны
выполнять разработанные планы снижения сбросов до предусмотренных предельно
допустимых величин.
Сброс сточных и дренажных вод допускается на основании разрешения-лицензии,
выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда.
В лицензии содержатся сведения о лимитах водоотведения, а также определяются
другие условия пользования водным объектом. В случае отсутствия оформленного
в установленном порядке разрешения на сброс вся масса загрязнений учитывается
как сверхлимитная.
Лимиты водоотведения могут пересматриваться в связи с изменением состояния
водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке
изменений в лицензию на водопользование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992
г. N 632 установлено взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты. <147> Существуют два вида базовых нормативов платы:
за сбросы в пределах допустимых нормативов и за сбросы в пределах временно
согласованных выбросов. Во втором случае плата за загрязнение определяется
по нормативам платы за превышение допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Установленные законодательством требования к условиям сброса сточных
и дренажных вод детализируются в действующих Правилах охраны поверхностных
вод от загрязнения сточными водами
Сброс сточных и дренажных вод может быть приостановлен или запрещен на
основании ст. 89 Водного кодекса, которая допускает приостановление или прекращение,
водопользования в случае защиты основ конституционного строя, обороны страны
и безопасности, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного
наследия.

Статья 145. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых,
строительных нужд и проведения иных работ
Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и
сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и настоящим
Кодексом.
Использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля, извлечения
затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных,
взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства
и эксплуатации подводных и надводных сооружений, осуществляется на основании
лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке.

Комментарий к статье 145

Поскольку добыча полезных ископаемых и строительство подземных сооружений
являются видами пользования недрами, на производство указанных работ необходимо
получить в установленном порядке лицензию на право пользования недрами.
По Закону Российской Федерации О недрах (в редакции от 8 февраля 1995
года) пользователь недр обязан соблюдать все обязанности, предусмотренные
ст. 22 Закона, в том числе соблюдать утвержденные в установленном порядке
стандарты (нормы и правила), регламентирующие условия охраны недр и вод от
вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, выполнять условия,
установленные лицензией, приводить объекты, нарушенные при пользовании недрами,
в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, своевременно и правильно
вносить платежи за пользование недрами.
Согласно ст. 47 указанного Закона платежи за пользование акваторией и
участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального
моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование
недрами в иных целях. Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее
конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия
взимания платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку указанные работы производятся не на поверхности, а на дне водоемов
пользователи недр одновременно являются также водопользователями. Они обязаны
соблюдать требования водного законодательства по охране вод.
Кроме того, работы, связанные с использованием дна водных объектов, представляют
опасность не только для самих водных объектов, но и для водных и охотничьих
животных, а также для водопользователей. Поэтому в части второй комментируемой
статьи содержится требование о том, что использование водных объектов для
добычи торфа и сапропеля, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля
и трубопроводов, проведения дноуглубительных работ, взрывных и иных работ,
связанных с использованием дна водных объектов, строительства и эксплуатации
подводных и надводных сооружений осуществляется на основании лицензии на водопользование,
выдаваемой в установленном порядке.
Нормативный акт о лицензировании пользования водными объектами еще не
утвержден, но в нем необходимо будет учесть не только охрану самих водных
объектов от загрязнения и засорения, но и рекультивацию дна водных объектов
после завершения работ, требования по очистке акватории от временных сооружений,
условия по пропуску судов и других плавательных средств при производстве работ,
но и требования по охране водных животных, например условия по пропуску рыбы
к местам ее нереста и нагула.

Статья 146. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых
водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в
количестве, необходимом для ликвидации пожара.
Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально
предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

Комментарий к статье 146

Статья устанавливает порядок использования водных объектов для борьбы
с пожарами.

Заключительная часть

Глава 16. Введение в действие настоящего Кодекса

Статья 147. Введение в действие настоящего Кодекса
Ввести в действие настоящий Кодекс со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской
Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 147

Водный кодекс был впервые опубликован в "Российской газете" официальном
печатном органе Российской Федерации 23 ноября 1995 г. С этого времени он
и введен в действие. В Собрании законодательства Российской Федерации Кодекс
опубликован в 1995 г. в N 47, ст. 4471.
Распоряжением Правительства РФ от 27 января 1996 г. N 85-р утвержден
план подготовки проектов законодательных и других нормативных правовых актов,
необходимых для реализации Водного кодекса Российской Федерации. <148> В нем
предусматриваются в основном акты, отнесенные Водным кодексом и компетенции
Правительства РФ. Работа началась и ведется заинтересованными организациями
в Роскомводе, поскольку на него в соответствии с п. 4 Положения о Роскомводе,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 951,
возложена подготовка проектов законодательных актов по вопросам водного хозяйства
и внесение их на рассмотрение Правительства РФ (СЗ РФ 1994 N 18, ст. 2087).

Статья 148. О признании утратившим силу Водного кодекса РСФСР
Признать утратившим силу Водный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета
РСФСР, 1972, N 27, ст. 692; 1980, N 12, ст. 304; 1985, N 4, ст. 117; 1988,
N 1, ст. 1).



<<

стр. 9
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ