<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

комментарий к статьям 1,9);
Так, валютному контролю за проведением банками-экспортерами сделок, предусматривающих
реализацию экспортируемых слитков аффинированного золота и серебра за иностранную
валюту посвящено Положение "Об особенностях таможенно-банковского контроля
за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра" от
5 мая 1998 года.
Сделки, предусматривающие вывоз слитков с территории Российской Федерации
без их оплаты (соглашение об открытии металлического счета, договор залога
драгоценных металлов, договор о размещении в депозит и др.), могут осуществляться
Банками - экспортерами при условии оформления Паспортов сделок (ПС) и Учетных
карточек таможенно-банковского контроля (УК).
Указанные документы формируются и направляются Банками - экспортерами
в ГТК России.
Таможенные органы принимают к таможенному оформлению экспортируемые по
вышеуказанным сделкам слитки только при предъявлении им в дополнение к прочим
документам, предусмотренным таможенным законодательством, ксерокопии ПС, заверенной
Ответственным лицом Банка (Банка - экспортера).
При экспорте слитков по сделкам, предусматривающим их оплату, валютная
выручка зачисляется на корреспондентские счета Банков - экспортеров с учетом
требований валютного законодательства.
В случае реализации слитков, ранее вывезенных с территории Российской
Федерации по сделкам, не предусматривающим их оплату, Банки - экспортеры в
течение 7 календарных дней, следующих за днем заключения сделки, предусматривающей
реализацию указанных слитков за иностранную валюту, обязаны переоформить ПС
(оформить новый ПС по контракту на реализацию слитков за иностранную валюту).
При этом Банки - экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки,
полученной от продажи слитков, на свои корреспондентские счета в срок не позднее
180 календарных дней от даты перехода права собственности на вывозимые слитки
от Банка - экспортера к покупателю.
Банки - экспортеры в течение 10 рабочих дней с даты подписания ПС по
телекоммуникационным каналам связи направляют в ГНИВЦ ГТК России электронную
копию ПС.
ГТК России ежемесячно направляет в Банк России сводный отчет об операциях
по экспорту слитков, произведенных Банками - экспортерами. Порядок представления
указанной информации определяется двусторонними соглашениями между ГТК России
и Банком России.

Особенности оформления документов
таможенно-банковского валютного контроля

Оформление документов таможенно - банковского валютного контроля (ПС
и УК) при экспорте слитков производится Банками - экспортерами с учетом следующих
особенностей.
Оформление ПС по сделкам, предусматривающим оплату экспортируемых слитков
в иностранной валюте.
В разделах "Реквизиты Банка" и "Реквизиты экспортера" указываются реквизиты
Банка - экспортера, осуществляющего экспорт слитков.
Графа "Филиал" раздела "Реквизиты Банка" не заполняется.
В графе "Номер счета" указывается номер корреспондентского счета Банка
- экспортера, на который будет зачислена валютная выручка от реализации слитков.
Раздел "Подписи уполномоченных лиц" заполняется с учетом следующего.
Паспорт сделки подписывается (с указанием должности, фамилии и инициалов):
- от имени Экспортера - лицом, наделенным соответствующими полномочиями
приказом по Банку - экспортеру. Подпись заверяется круглой печатью Банка -
экспортера;
- от имени Банка Экспортера - одним из ответственных лиц Банка (Банка
- экспортера). Подпись заверяется печатью Банка - экспортера, используемой
для целей валютного контроля.
Под подписями дополнительно указываются номер и дата лицензии Министерства
внешних экономических связей и торговли Российской Федерации на экспорт слитков.
Оформление ПС по сделкам, не предусматривающим оплату экспортируемых
слитков.
Разделы "Реквизиты банка", "Реквизиты экспортера" заполняются в выше
установленном порядке.
В графе "Номер счета" раздела "Реквизиты банка" при размещении слитков
на счетах указывается номер счета, на котором размещаются слитки.
В разделе "Реквизиты иностранного покупателя" указываются реквизиты иностранного
банка, осуществляющего сделку с Банком - экспортером.
Раздел "Реквизиты и условия контракта" заполняется следующим образом:
В графах "Номер", "Дата" указываются реквизиты соглашения Банка - экспортера
с иностранным банком, по которому осуществляется экспорт слитков (Договор
об открытии металлического счета и т.п.).
В графе "Сумма контракта" указывается стоимость вывозимых слитков, исходя
из утреннего Лондонского фиксинга на дату, предшествующую дате оформления
паспорта сделки.
В графе "Валюта цены" указывается "доллары США".
В графе "Код валюты цены" указывается код - 840.
В графе "Последний платеж" указывается дата, самостоятельно определенная
Банком - экспортером, исходя из планируемой даты зачисления слитков на металлический
счет.
В графе "Поступление выручки" указывается код - 01.
Раздел "Подписи уполномоченных лиц" и "Особые отметки Банка" заполняется
в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего положения.
При заполнении графы "Форма расчетов" ПС используются следующие коды:
Поступление выручки от реализации драгоценных металлов на корреспондентский
счет кредитной организации - экспортера - 81
Зачисление драгоценных металлов на счет - 82
Поступление выручки от реализации ранее
вывезенных драгоценных металлов - 83.

При формировании УК учитывается ряд особенностей.
При этом в графе "Инф. Б/ФР" проставляется код - 81.
В графе "Валютный счет" указывается номер счета, на котором размещаются
слитки.
В графе "Сумма Б" указывается стоимость слитков, вывезенных в соответствии
с данной ГТД и зачисленных на указанный в ПС счет, исходя из утреннего Лондонского
фиксинга на дату, предшествующую дате оформления ПС.
В графе "Инф. Б/Срок" указывается дата физического зачисления указанных
в данной УК слитков на счет, открытый Банком - экспортером в иностранном банке.
В графе "Инф.Б/КВ" указывается код - 840.
В графе "Инф.Б/ФР" проставляется код - 82.
Банки - экспортеры самостоятельно формируют УК при реализации слитков,
ранее вывезенных по сделкам, не предусматривающим их оплату. Формирование
УК производится по ПС, оформленному по контракту на реализацию слитков за
иностранную валюту, на основании имеющихся в распоряжении Банков - экспортеров
экземпляров грузовых таможенных деклараций.
В графе "Контрольный срок возврата реестров" указывается последняя допустимая
дата отправки реестров в ГТК России, рассчитанная путем прибавления к дате
фактической реализации слитков срока поступления выручки и 30 календарных
дней.
В графе "ГТД" указывается номер ГТД, оформленной при вывозе слитков по
сделке, не предусматривающей их оплату.
В графе "Дата В." указывается дата реализации слитков.
Графы "Сумма Т", "Разница", "Обоснов.", "КО", "Необоснов.", "Инф.Т/Срок",
"Инф.Т/КВ", "Инф.Т/ФР" не заполняются.
В графе "Инф. Т/Кол. товара" указывается вес нетто (кг) слитков, реализуемых
за иностранную валюту.
В графе "Инф. Б/ФР" проставляется код - 83.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля Центрального
банка РФ принимает непосредственное участие в рассмотрении ходатайств российских
уполномоченных банков на получение разрешений на участие в уставном капитале
кредитных организаций за границей (Указание Центрального банка РФ от 29 апреля
1998 года N 222-У).
В соответствии с Инструкцией Банка России и ГТК РФ от 12.10.93 "О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной
выручки от экспорта товаров" экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной
выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках
РФ. По каждому контракту, заключенному экспортером, оформляется паспорт сделки
(ПС). С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:
- полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта,
на основании которого был составлен данный ПС;
- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта
товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный
валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.
А банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает
согласие на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки
от экспорта товаров по этому контракту. Банковский контроль состоит в следующем.
Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами
представляет в банк копию грузовой таможенной декларации (ГТД), полученную
от таможенного органа, оформившего выпуск товаров. На основании данных ГТД
ГТК РФ составляет учетные карточки таможенно-банковского контроля (УК), объединяемые
в Реестре.
Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке. УК группируются
в Реестре по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления
валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета экспортеров.
26 июля 1995 года Банком России и ГТК России утверждена совместная инструкция
"О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в
иностранной валюте за импортируемые товары", действующая в редакции писем
Центрального банка РФ и ГТК РФ от 14 января 1998 г. (N 134-У и N 01-23/732).
Данная инструкция действует в отношении юридических лиц-резидентов независимо
от организационно-правовой формы.
Импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного
по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а
в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных
по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные
контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное
не разрешено Банком России.
Оплата импортируемого товара по контракту Импортера может осуществляться
только со счета Импортера в Банке Импортера и только Банком Импортера и/или
банком - корреспондентом, действующим по его поручению. Банк, не являющийся
Банком Импортера, при выдаче кредитов в иностранной валюте Импортеру для оплаты
товаров по контракту, по которому подписан паспорт импортной сделки (ПСи)
с Банком Импортера, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный
счет Импортера в Банке Импортера. Оплата импортируемого товара иным банком,
чем Банк Импортера или банк - его корреспондент, действующий по поручению
последнего, или со счета третьего лица, не являющегося Импортером, допускается
только при наличии у Импортера разрешения (лицензии) Банка России на осуществление
такой операции.
В случае перевода Импортером средств в иностранной валюте иностранной
стороне по контракту или ее приказу в качестве оплаты и при непоступлении
по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных
товаров на таможенную территорию Российской Федерации и невозвращении в течение
указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный
счет Импортера в Банке Импортера Импортер несет финансовую ответственность
перед государством в размере всей указанной суммы оплаты.
Предусмотренные настоящим пунктом штрафы не налагаются в подтвержденных
соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла
российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие
аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного
износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо
товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий
органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной
в оплату за товары суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой
силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Взыскание штрафа, налагаемого на Импортера, производится в рублях по
курсу рубля к иностранным валютам, установленному Банком России на дату списания
средств, и осуществляется в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных
платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовая ответственность не применяется в случае, если поступление
товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также возврат переведенной
в оплату за товары суммы оказались невозможными вследствие непреодолимой силы,
то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах,
вследствие издания акта государственного органа, а также действий органов
или должностных лиц иностранного государства.
Решение о привлечении Импортера к финансовой ответственности принимают
таможенные органы Российской Федерации или Банк России, при этом средства,
подлежащие взысканию по их решениям, списываются со счетов Импортеров или
их гарантов в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных платежей
в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
После оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров Импортеру запрещается
(если иное ему прямо не разрешено Банком России) до завершения таможенного
оформления оплаченных товаров на территории Российской Федерации уступать
третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта
и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств
в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования
Банку Импортера.
Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между
днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот),
могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на осуществление
валютных операций, связанных с движением капитала. Под "датой оплаты" в данном
случае подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию
средств со счета "Ностро" Банка Импортера или зачисление средств на счет "Лоро"
иностранного банка или банка - его корреспондента в пользу иностранной стороны
по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого
товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное
оформление данного товара. Дата таможенного оформления указывается в графе
7 ГТД.
За выполнение функций агента валютного контроля по импортным контрактам
Банк Импортера вправе взимать плату с Импортера в размере, не превышающем
0,15% от суммы контракта, на основании которого подписан ПСи.
В данную сумму не входит вознаграждение Банка Импортера за выдачу Гарантии
валютного контроля (ВК) и иные платежи по договорным отношениям между банком
Импортера и Импортером, возникающим в связи с выдачей указанной гарантии.
Плата за выполнение функций агента валютного контроля взимается Банком
Импортера с текущего валютного счета Импортера не ранее осуществления первого
платежа в иностранной валюте за импортируемые по данному контракту товары.

Оформление Паспорта импортной сделки

По каждому заключенному Импортером контракту оформляется один ПСи, подписываемый
одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет Импортера и
который осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары
по поручению Импортера. Пси оформляется в двух экземплярах.
Импортер одновременно с заполненным и подписанным ПСи представляет в
Банк Импортера оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи
по счету Импортера, копию контракта, на основании которого был составлен ПСи,
скрепленную круглой печатью Импортера, образец который имеется в Банке Импортера.
Если по объему полный текст контракта занимает более 5 листов, Импортер
с согласия Банка Импортера может вместо копии всего контракта представить
в Банк Импортера таким же образом заверенные выписки из контракта, на сновании
которого был составлен Пси, и оригинал контракта для проверки Ответственным
лицом Банка Импортера, содержатся ли в выписках из контракта все условия,
необходимые для правильного составления ПСи. После указанной проверки оригинал
контракта возвращается Импортеру, а верность и полнота выписок из контракта
заверяется подписью Ответственного лица Банка Импортера на их первом листе.
Представленные в Банк Импортера копия контракта либо выписки из контракта
приобщаются к Досье (Импорт) по данному ПСи.
С представлением в банк Импортера ПСи Импортер принимает на себя ответственность
перед органами и агентами валютного контроля за:
- полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта,
на основании которого был составлен данный ПСи;
- поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и сроки,
не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара
и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров - за
возврат на указанный в ПСи текущий валютный счет Импортера суммы Предоплаты,
ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу, в установленные
контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа,
если иное не разрешено Банком России.
Банк Импортера рассматривает представленные ему документы (проверяет
соответствие данных ПСи условиям контракта, соответствие подписи на ПСи образцу
в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету Импортера)
и подписывает подготовленные Импортером экземпляры ПСи. Первый экземпляр ПСи
возвращается Импортеру, что отражается в Журнале в графе "Исходящие".
Второй экземпляр ПСи служит основанием для открытия Банком Импортера
Досье (Импорт), в которое он помещается для хранения вместе с другими документами,
поступающими в Банк Импортера в связи с данным ПСи.
С подписанием ПСи Банк Импортера принимает данный контракт на расчетное
обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля
за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому
контракту товары.
Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка Импортера
основанием для отказа в подписании ПСи:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным
в ПСи;
- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям
законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;
- оформление ПСи с нарушениями установленных требований;
- наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых
товаров со счетов лиц, не являющихся Импортерами по данному контракту;
- наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых
товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) Банка России
на указанные операции;
- отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на таможенную
территорию Российской Федерации или отгрузки товаров в Российскую Федерацию;
- отсутствие в контракте конкретных сроков возврата денежных средств
в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров, на счет
Импортера в Банке Импортера при непоставке товаров в случае, если контракт
предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию Российской Федерации;
- отсутствие в контракте и/или в дополнениях к контракту каких-либо сведений,
необходимых для составления ПСи в установленном порядке;
- представление в Банк Импортера контракта, составленного на иностранном
языке, которым не владеют ответственные лица Банка Импортера, при отсутствии
его заверенного перевода на русский язык.
Если условиями контракта предусмотрена Предоплата в размере, превышающем
предельную сумму, разрешенную Банком России без Гарантии ВК, Банк Импортера
принимает решение по вопросу подписания ПСи одновременно с решением о выдаче
Гарантии ВК.
При отказе в подписании ПСи Банк Импортера возвращает Импортеру представленные
им документы с рекомендациями по оформлению ПСи и внесению изменений в условия
контракта, связанные с оформлением ПСи.
В случае внесения сторонами в контракт изменений и/или дополнений, затрагивающих
сведения, которые ранее использовались при составлении ПСи, подписанного Банком
Импортера по данному контракту, Импортер не позднее даты платежа в пользу
иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления таможенному
органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены
изменения и/или дополнения, представляет в Банк Импортера:
- оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту, заверенные
подписью лица, имеющего право первой подписи по счету Импортера, и скрепленные
печатью Импортера;
- заполненный с учетом измененных условий сделки новый ПСи.
Оформление новых ПСи осуществляется в порядке, установленном для самих
ПСи, с учетом особенностей заполнения ряда граф, изложенных в Порядке оформления
Паспорта импортной сделки.
Банк Импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных
аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного
ПСи.
В случае оплаты импортируемого товара со счета в иностранном банке, открытого
в соответствии с лицензией Банка России, ПСи подписывается территориальным
учреждением Банка России по месту нахождения Импортера.

Оплата импортируемых товаров, таможенное
оформление в отношении которых завершено


Если в соответствии с условиями заключенного Импортером контракта предусмотрена
возможность оплаты Импортером очередной партии или всех импортируемых по данному
контракту товаров после завершения таможенного оформления на таможенной территории
Российской Федерации, Банк Импортера проверяет соответствие данных ПСи, имеющегося
у него в Досье (Импорт), данным, содержащимся в ксерокопии ГТД, представленной
Импортером после завершения таможенного оформления товаров. В числе прочих
данных, проверяемых Банком Импортера, сверяется номер ПСи, указанный в графе
28 ГТД , с номером ПСи, подписанного по контракту, по которому Импортер намеревается
осуществить платеж. При отсутствии номера ПСи и в графе 28 ГТД или в случае
несоответствия указанных номеров, а также при отсутствии на ксерокопии ГТД
оригинальной подписи уполномоченного должностного лица таможенного органа
и оттиска его личной номерной печати представленная Импортером ГТД не является
для Банка Импортера основанием для осуществления платежа.
Убедившись, что таможенное оформление товара произведено по данному ПСи,
Банк Импортера проверяет соответствие платежных инструкций, полученных от
Импортера, данным ПСи и ГТД в части стоимости ввезенной товарной партии и
сроков ее оплаты.
При превышении суммы, подлежащей переводу в соответствии с платежными
инструкциями Импортера, над суммой, указанной в графе 22 ГТД, или при получении
Банком Импортера инструкций по оплате товара ранее предусмотренного контрактом
срока Банк Импортера извещает Импортера о необходимости привести его платежные
инструкции в соответствие с данными ПСи и ГТД. После внесения Импортером соответствующих
изменений в платежные инструкции Банк Импортера исполняет их.
При отсутствии указанных расхождений Банк Импортера исполняет платежные
инструкции Импортера по оплате ввезенной в Российскую Федерацию партии товаров.

Оплата импортируемых товаров, отгруженных в адрес Получателя,
но в отношении которых таможенное оформление на территории
Российской Федерации не завершено

Если по условиям заключенного Импортером контракта предусмотрена обязанность
Импортера оплатить импортируемые товары после их отгрузки Получателю, но оплата
осуществляется до завершения таможенного оформления товара на территории Российской
Федерации, Банк Импортера до осуществления платежа за импортируемые товары
должен получить (от Импортера и/или его представителя, от продавца - нерезидента
и/или его представителя, от зарубежного представительства Банка Импортера
и/или от банка - корреспондента и др.) комплект следующих коммерческих документов:
а) оригинал коммерческого счета-фактуры, содержащего наименование и адреса
продавца - нерезидента и Импортера, дату и номер контракта, краткое описание
проданного товара, базис поставки, общую сумму, подлежащую оплате Импортером
за отгруженные товары;
б) транспортный документ, который отвечает всем нижеперечисленным условиям;
в) судя по внешним признакам, выдан названным перевозчиком или его агентом,
подписан этим перевозчиком (или его агентом от его имени) или капитаном судна
(или его агентом от его имени) или, судя по внешним признакам, выдан экспедитором,
выступающим в качестве перевозчика или агента названного перевозчика;
г) удостоверяет, что товары отправлены, или приняты к перевозке, или
погружены на борт, или отгружены на названном судне;
д) указывает в качестве конечного пункта назначения пункт на территории
Российской Федерации;
е) не содержит указания, что он выставлен на условиях чартер партии и/или
что судно, осуществляющее перевозку, приводится в движение только парусами.
В качестве транспортного документа Банком Импортера может быть зачислен
один из следующих документов:
- океанский коносамент;
- коносамент, покрывающий перевозку морем;
- коносамент (документ) на смешанные перевозки;
- коносамент, покрывающий перевозку от порта до порта;
- авианакладная;
- смешанный грузовой коносамент FIATA;
- почтовая квитанция и курьерская расписка;
- погрузочный ордер;
- накладная на наземную перевозку груза;
- другие транспортные документы, принятые в международной практике.
Счет-фактура и транспортный документ должны относится к одним и тем же
товарам.
Банк Импортера проверяет соответствие данных ПСи, имеющегося у него в
Досье (Импорт), сведениям, указанным в счете-фактуре и транспортном документе.
Убедившись в том, что товар по данному ПСи принят перевозчиком к перевозке
в Российскую Федерацию, банк Импортера проверяет соответствие платежных инструкций,
полученных от Импортера, данным ПСи, счета-фактуры и транспортного документа
(стоимость ввозимой товарной партии, форма расчетов, срок оплаты и т.д.).
При отсутствии расхождений Банк Импортера исполняет платежные инструкции
Импортера по оплате импортируемой партии товаров.
При обнаружении расхождений Банк Импортера извещает Импортера о необходимости
привести его платежные инструкции в соответствие с данными ПСи, счетами-фактуры
и транспортного документа и после внесения Импортером соответствующих изменений
в платежные инструкции выполняет их.

Ввоз товаров в Российскую Федерацию
в случаях перевода средств в иностранной валюте в качестве Предоплаты

Оплата Импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес Получателя
в Российской Федерации возможна в одном из следующих случаев:
а) при выдаче Банком Импортера Гарантии ВК;
б) при непревышении суммы Предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком
России к переводу без Гарантии ВК в течение одной рабочей недели.
В зависимости от состояния платежного баланса Российской Федерации и
складывающейся практики внешнеторговых расчетов резидентов Российской Федерации
Банк России может пересматривать максимально допустимый размер Предоплаты,
разрешенный к переводу без Гарантии ВК со стороны Банка Импортера, осуществляющего
функции валютного контроля по данной сделке;
в) при наличии разрешения Банка России.
Банк России выдает разрешения на оплату товаров Импортерами до их отгрузки
в Российскую Федерацию только в исключительных случаях при импортных закупках,
осуществляемых по решениям Правительства Российской Федерации при невозможности
осуществлять закупку необходимых товаров без Предоплаты и, как правило, при
наличии поручительства Правительства Российской Федерации, в соответствии
с которым Правительство Российской Федерации берет на себя ответственность
за надлежащее исполнение сделки.
Импортер для получения от Банка Импортера Гарантии ВК по уплате сумм,
подлежащих взысканию, заблаговременно до подписания контракта, предусматривающего
Предоплату товаров до их отгрузки в Российскую Федерацию, извещает Банк Импортера
о достигнутых предварительных договоренностях о способах обеспечения исполнения
обязательств иностранной стороны предполагаемого контракта, в т.ч. своевременности
и полноты поставки оплаченных товаров, а в случае невозможности поставки товаров
- возврата суммы, переведенной в качестве Предоплаты, на текущий валютный
счет Импортера в Банке Импортера.
При получении согласия Банка Импортера на выдачу Гарантии ВК Импортер
подписывает контракт и берет на себя вытекающие из него обязательства по Предоплате
товаров и по обеспечению полноты и своевременности поступления в страну товаров
или возврата суммы, переведенной в качестве Предоплаты, на свой текущий валютные
счет в Банке Импортера.
Форма и порядок извещения Импортером Банка Импортера и достигнутых договоренностях
с иностранной стороной и ходатайства о выдаче Гарантии ВК, а также форма и
порядок доведения согласия Банка Импортера на выдачу Гарантии ВК определяются
самостоятельно Банком Импортера и доводятся до всех клиентов.
Банк Импортера при принятии решения о выдаче Гарантии ВК по уплате Импортером
сумм, подлежащих взысканию, исходит из наличия достаточно надежных, по его
мнению, способов обеспечения обязательств по своевременной и полной поставке
оплаченных товаров или возврату на текущий валютный счет Импортера суммы,
переведенной в качестве Предоплаты, а также необходимости соблюдать установленные
для банков нормативы ликвидности.
Бремя достижения договоренностей о предоставлении иностранной стороной
контракта и третьими лицами какого-либо обеспечения, приемлемого для Банка
Импортера для выдачи Гарантии ВК, лежит на Импортере.
В качестве способа обеспечения своевременности и полноты поставки оплаченных
товаров или возврата суммы, переведенной в качестве Предоплаты, Банк Импортера
может на свое усмотрение и свой риск принять:
а) предоставленные третьей стороной поручительства за возврат Импортеру
средств, переведенных в качестве Предоплаты;
б) банковскую гарантию исполнения иностранной стороной контракта своих
обязательств по поставке товаров и/или гарантию возврата платежа;
в) иные способы обеспечения исполнения обязательств, принятые в международной
практике.
Достаточность и надежность имеющегося в распоряжении Импортера обеспечения
своевременной и полной поставки товаров или возврата суммы в иностранной валюте,
переведенной в качестве Предоплаты, оцениваются Банком Импортера самостоятельно
на свой страх и риск.
При отказе банка подписать ПСи и выдать требуемую Гарантию ВК в силу
неудовлетворительного, с точки зрения банка, обеспечения поступления товара
или возврата средств, переводимых в качестве Предоплаты, или отсутствия у
Импортера достаточного обеспечения, Импортер вправе по договоренности с иностранной
стороной по контракту внести рекомендуемые банком изменения в контракт или
обратиться за ПСи и Гарантией ВК в другой уполномоченный банк, где у Импортера
также открыт текущий валютный счет.
Банк Импортера, выдавший Гарантию ВК, несет перед государством в лице
органов валютного контроля солидарную с Импортером финансовую ответственность
в пределах обязательств, вытекающих из текста Гарантии ВК.
Гарантия ВК направляется Банком Импортера в территориальное учреждение
Банка России по месту нахождения Банка Импортера не позднее третьего рабочего
дня со дня перевода суммы Предоплаты за импортируемые товары. Отправка осуществляется
или фельдъегерской связью, или специальной связью, или по согласованию с территориальным
учреждением Банка России посредством курьеров Банка Импортера. Отсылка Гарантии
ВК отражается в Журнале, а расписки курьеров подклеиваются в него.
Гарантии ВК, поступившие от банков, хранятся в территориальных учреждениях
Банка России и возвращаются выдавшим их банкам без требования оплаты до истечения
180 календарных дней с даты осуществления Предоплаты при наступлении одного
из следующих случаев:
а) ранее оплаченные Предоплатой товары ввезены на территорию Российской
Федерации, что подтверждено таможенными органами;
б) суммы в иностранной валюте, переведенные иностранной стороне по контракту
или ее приказу третьему лицу в качестве Предоплаты за импортируемые товары,
поступили в порядке возврата на текущий валютный счет Импортера, что было
доведено Банком России до его соответствующего территориального учреждения.
Если стоимость товаров, в отношении которых завершено таможенное оформление
на территории Российской Федерации, или сумма, поступившая на текущий валютный
счет Импортера в качестве возврата ранее произведенной Предоплаты меньше,
чем сумма фактически произведенной Предоплаты, территориальное учреждение
Банка России принимает решение о привлечении Импортера к финансовой ответственности
на сумму разницы между переведенной суммой и стоимостью поступившего товара
или суммой, возвращенной на счет Импортера. На эту же сумму выставляется и
требование к Банку Импортера по Гарантии ВК.
Сведения о ранее оплаченных Предоплатой товарах, таможенное оформление
в отношении которых завершено, а также о возврате сумм в иностранной валюте,
переведенных иностранной стороне по контракту или ее приказу третьему лицу
в качестве Предоплаты за импортируемые товары, передаются ГТК России Банку
России на регулярной основе в порядке, установленном их двусторонним соглашением.
Банк России доводит полученную информацию до своих территориальных учреждений
по внутренней защищенной информационной сети.
Во всех иных случаях по истечении 180 календарных дней с даты осуществления
Предоплаты или по истечении отсрочки поставки товаров, указанной в разделе
"Лицензия Банка России" ПСи, соответствующее территориальное учреждение Банка
России направляет в Банк Импортера, выдавший Гарантию ВК, извещение о привлечении
Импортера к финансовой ответственности. Указанное решение должно быть исполнено
с отсрочкой в 3 (три) календарных месяца с даты его вынесения.
Территориальное учреждение Банка России направляет извещение о привлечении
Импортера к финансовой ответственности с требованием к Банку Импортера по
Гарантиям ВК или фельдъегерской, или специальной связью или отдает под роспись
курьеру Банка Импортера с отражением в Журнале.
Банк по получении указанного извещения доводит его до Импортера. Импортер
имеет право обжаловать указанное решение о привлечении Импортера к финансовой
ответственности в судебном порядке.
Исполнение требования по Гарантии ВК осуществляется путем взыскания территориальным
учреждением Банка России указанных в требовании средств с корреспондентского
счета банка Импорта в РКЦ Банка России по курсу рубля к иностранным валютам,
установленному Банком России на дату списания.
Требование по Гарантии ВК не подлежит исполнению Банком Импортера в полной
сумме в следующих случаях:
а) при поступлении в Банк Импортера оригинала решения арбитражного суда
о признании недействительным решения Банка России о привлечении Импортера
к финансовой ответственности;
б) при представлении Импортером в Банк Импортера ксерокопии ГТД, заверенной
личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, проводившего
таможенного оформление, и однозначно свидетельствующей о завершении таможенного
оформления в отношении оплаченного ранее товара. В этом случае требование
по Гарантии ВК не исполняется в части указанной в таможенном документе стоимости
поступившего товара;
в) при поступлении на текущей валютный счет Импортера в Банке Импортера
ранее переведенной в оплату товара суммы, возвращенной иностранной стороной
по сделке или ее приказу по причине непоставки товара. В этом случае требование
по Гарантии ВК не исполняется в части указанной суммы, поступившей на текущий
валютный счет Импортера в Банке Импортера.
При наличии оснований для частичного исполнения или неисполнения требования
по Гарантии ВК Банк Импортера до истечения трехмесячной отсрочки с даты выставления
требования отправляет в территориальное учреждение Банка России, выставившее
требование по Гарантии ВК, обоснованный отказ, составленный в произвольной
форме, с приложением копий первичных документов (ксерокопий ГТД, свидетельствующих
о поступлении товара, копий Карточек платежа с информацией о возврате средств,
ранее переведенных в качестве Предоплаты, направленной в ГТК России, или решения
арбитражного суда о признании недействительным решения Банка России о привлечении
Импортера к финансовой ответственности.
По получении отказа территориальное учреждение Банка России принимает
меры по проверке обоснованности частичного исполнения требования и осуществляет
проверку приложенных к обоснованному отказу документов.
В случае удовлетворения требования по Гарантии ВК Импортер освобождается
от финансовой ответственности перед государством в сумме, взысканной с Банка
Импортера, но не освобождается от обязательств, возникших у него перед Банком
Импортера в связи с выдачей Банком Импортера Гарантии ВК.
В случае непоступления товаров на таможенную территорию Российской Федерации
и невозврата суммы, переведенной в оплату импортируемых товаров, в установленные
контрактом сроки Импортер обязан не позднее рабочего дня месяца, следующего
за месяцем последней предусмотренной контрактом даты ввоза товаров или возврата
указанной суммы, представить Банку Импортера письменные объяснения с приложением
копий первичных документов, подтверждающих эти объяснения. Все документы,
полученные в соответствии с настоящим пунктом Инструкции, направляются Банком
Импортера в Досье (Импорт).
В случае непредставления указанных объяснений уполномоченное лицо Банка
Импортера на основании пункта 1 "б" статьи 15 Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном контроле" приостанавливает операции по
всем (включая счета в рублях) или по отдельным (на усмотрение Банка Импортера)
счетам Импортера в Банке Импортера до представления указанных объяснений.
2) проверке выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте
перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке РФ (см. комментарий к статье 4);
3) проверке обоснованности платежей в иностранной валюте.
26 июля 1995 г. Банком России и ГТК России утверждена совместная Инструкция
Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета
Российской Федерации N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного
контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые
товары".
Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие
ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для
свободного обращения" и "реимпорт", по которым:
-расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
-хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру
удовлетворена или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, то есть
контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый
товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте;
-независимо от даты заключения сделок таможенное оформление товаров,
ввозимых на таможенную территорию РФ в режимах "выпуск для свободного обращения"
и "реимпорт", было осуществлено после 1 января 1996 года.
Паспорт импортной сделки в таких случаях оформляется в обычном порядке
на полную сумму контракта.
Под предписания рассматриваемого подзаконного акта не подпадают сделки,
предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах
"выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым:
-расчеты осуществляются в соответствии с законодательством РФ только
в валюте РФ;
-не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (так называемые
"товарообменные", "бартерные" и тому подобные операции, включая поставки в
счет безвозмездной, в том числе гуманитарной, помощи);
-импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии
с международными договорами с участием РФ;
-осуществляется ввоз из государств - участников СНГ в Россию товаров,
происходящих из этих государств.
Предусмотренный Инструкцией обмен информацией между уполномоченными банками
и ГТК России осуществляется с использованием телекоммуникационных сетей либо
магнитных носителей информации в порядке, согласованном с ГТК России. Максимальный
размер платежей, осуществляемых уполномоченным банком в течение одной рабочей
недели по поручениям одного клиента без гарантий валютного контроля, независимо
от количества оформленных с этим клиентом паспортов импортных сделок по различным
импортным контрактам, определяется в сумме, эквивалентной 5000 долларам США,
рассчитанной с применением курсов рубля к иностранным валютам, установленных
Банком России на дату осуществления соответствующего платежа;
4) проверке полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Комментарий к статье 11 Закона

Статья 11. Органы и агенты валютного контроля Функции валютного контроля
возлагаются в РФ на две категории субъектов:
1) органы валютного контроля;
2) агенты органов валютного контроля.
Законодатель называет два органа валютного контроля:Центральный банк
(см. комментарий к статье 9) и Правительство РФ. Федеральная служба России
по валютному и экспортному контролю, таможенные органы и др. агенты валютного
контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
Круг агентов валютного контроля охватывает и уполномоченные банки (пункт
4 статьи 11).
Уполномоченный банк, подписавший паспорт сделки, вправе за выполнение
функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен
паспорт сделки, взимать с экспортера плату, размер которой не должен превышать
0,15 процента от суммы контракта. Порядок взимания указанной суммы определяется
по договоренности между уполномоченным банком и экспортером. Однако указанная
плата взимается банком не ранее поступления в уполномоченный банк первой суммы
экспортной выручки по данному контракту (пункт 8.1 раздела 8 Инструкции Банка
России от 12 октября 1993 г. N 19 "О порядке осуществления валютного контроля
за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров").
Рассматриваемые агенты валютного контроля подотчетны Центральному банку. Положением
"Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных
операций" предусматривается, что уполномоченные банки должны вести журнал
учета валютных операций.

Журнал учета валютных операций

----+-------+-----------+--------+-------+--------+--------+------+------
NN |Сведе- |Цифровые | Наиме- | Цифро-| Цифро- | Цифро- |Цифро-|Сумма
|ния о |коды юриди-| нование| вой | вой код| вой |вой |пла-
п.п.|рези- |ческих лиц | докуме-| код | вида | код |код |тежа
|денте |и органов | нта, | лица, | валют- | напра- |валю- |(в ва-
|(нере- |федеральной| удосто-| совер-| ной | вления |ты |люте
|зиден- |власти | веряю- | шив- | опера- | движе- |пере- |пере-
|те), +----+------+ щего | шего | ции, | ния |вода |вода)
|совер- |по |по | лич- | валют-| указан-| денеж- | |
|шившем |ОКПО|СОАТО | ность | ную | ной в | ных | |
|валют- | | | (для | опера-| разде- | средств| |
|ную | | | физиче-| цию | ле 1 | | |
|опера- | | | ских | | Поло- | | |
|цию | | | лиц) | | жения | | |
| | | | | | Банка | | |
| | | | | | России | | |
| | | | | | от | | |
| | | | | | 24.04. | | |
| | | | | | 96 г. | | |
| | | | | | N 39 | | |
----+-------+----+------+--------+-------+--------+--------+------+------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
----+-------+----+------+--------+-------+--------+--------+------+------

Примечания.
1. В графе 2 "Сведения о резиденте (нерезиденте), совершившем валютную
операцию" указываются следующие сведения:
-для юридических лиц - полное наименование, юридический адрес;
-для физических лиц - фамилия, имя, отчество.
2. В графе 6 "Цифровой код лица, совершившего валютную операцию" указывается:
1 - юридическое лицо;
2 - орган федеральной власти;
3 - физическое лицо.
3. В графе 7 "Цифровой код валютной операции" указывается порядковый
номер операции в соответствии с разделом 1 Положения Банка России от 24 апреля
1996 г. N 39.
4. В графе 8 "Цифровой код направления движения денежных средств" указывается:
1 - переводы в пользу нерезидента;
2 - переводы в пользу резидента;
3 - переводы между двумя резидентами.
5. В графе 9 "Цифровой код валюты перевода" указывается код валюты в
соответствии с Общесоюзным классификатором валют, утвержденным Постановлением
Госстандарта СССР от 22 марта 1984 г. N 158, и с учетом дополнений, внесенных
Банком России (письмо от 21 января 1994 г. N 73).
Они также обязаны ежеквартально (не позднее 15-го числа первого месяца,
следующего за отчетным кварталом) направлять в территориальные учреждения
Банка России по месту своего нахождения информацию об общих объемах осуществляемых
резидентами и нерезидентами валютных операций.

Комментарий к статье 12 Закона

Статья 12. Полномочия органов и агентов валютного контроля
Статья 12 анализируемого закона посвящена полномочиям органов и агентов
валютного контроля. В их число входят издание нормативно-правовых актов, обязательных
к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием
проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям
лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации
по валютным операциям.
В частности, главные территориальные управления Банка России осуществляют
контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным
банком порядка реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг)
за иностранную валюту и по результатам проведенных проверок направляют в Главное
управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также
в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные
органы сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах (пункт 16 Инструкции
Центрального банка РФ "О порядке реализации гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту").
В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодательства
главное территориальное управление Банка России принимает решение об аннулировании
выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного
предприятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета соответствующего
предприятия, а также местного органа исполнительной власти). Уполномоченный
банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомления
об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет
этого предприятия средств от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на
территории РФ, которые были переведены в пользу предприятия после даты аннулирования
разрешения последнего.
Кроме того, главные территориальные управления Банка России обязаны совершать
следующие действия:
-проверять наличие у предприятий, реализующих на подведомственной территории
гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего
разрешения Банка России;
-приостанавливать операции предприятий по счетам в уполномоченных банках
в случае непредставления должностным лицам органов и агентов валютного контроля
разрешения Банка России на реализацию гражданам на территории РФ товаров (работ,
услуг) за иностранную валюту;
-направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными
сделок и незаконными действий по реализации гражданам товаров (работ, услуг)
за иностранную валюту на территории РФ без разрешений Банка России, а также
взыскании всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного
в результате незаконных действий в доход государства на основании статьи 14
Закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
-при повторном признании судом, арбитражным судом вышеуказанных сделок
недействительными и действий незаконными взыскивать в безакцептном порядке
штрафы в иностранной валюте в пятикратном размере сумм необоснованно полученного
в результате недействительных сделок и незаконных действий в доход государства
(на счет Государственной налоговой службы РФ во Внешторгбанке РФ N 7419000001).
В случае отсутствия или недостаточности средств на валютных счетах предприятия
в безакцептном порядке с его расчетного счета (в пределах остатка средств
на нем или из последующих поступлений при недостатке средств на счете) списывается
сумма в рублях, эквивалентная всей сумме в иностранной валюте, подлежащей
безакцептному списанию, либо недостающей ее части (с пересчетом в рубли по
курсу Банка России на дату списания средств с расчетногосчета);
-направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности
без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы,
уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица (Письмо Центрального
банка РФ от 2 сентября 1994 г. N 107);
-направлять материалы проверок деятельности предприятий по реализации
гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, в
ходе которых были установлены факты нарушений валютного законодательства,
в местные правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовных
дел в соответствии с законодательством РФ;
-взыскивать в бесспорном порядке штрафы с уполномоченных банков, осуществляющих
расчеты (платежи) в нарушение положений законодательства либо зачисляющих
валютную выручку на счета предприятий, реализующих гражданам товары (работы,
услуги) на территории РФ за иностранную валюту без соответствующего разрешения
Банка России, а также направлять в Департамент по регулированию деятельности
банков Центрального банка сведения об указанных уполномоченных банках;
-взыскивать в безакцептном порядке с уполномоченных предприятий штрафы
в размере сумм, которые не были учтены, были учтены ненадлежащим образом или
по которым документация и информация не были представлены в установленном
порядке;
- принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

Комментарий к статье 13 Закона

Статья 13. Права и обязанности резидентов и нерезидентов
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, а также
совершающие операции с российской валютой и ценными бумагами в валюте РФ,
наделены рядом прав: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и
агентами валютного контроля; обжаловать действия агентов валютного контроля
соответствующим органам валютного контроля, а также действия органов валютного
контроля.
Кроме того, на них возложены определенные обязанности:
а) представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые
документы и информацию об осуществлении валютных операций.
На основании письма Центрального банка РФ от 10 июня 1994 г. N 136-94
они обязаны направлять в Главное управление валютного регулирования и валютного
контроля сведения обо всех ставших известными случаях авансовых платежей или
предоплаты, осуществленных предприятиями (учреждениями, организациями)резидентами
в оплату импортируемых товаров (работ, услуг), по которым своевременно не
представлены в уполномоченный банк копии документов, подтверждающих факт передачи
товара (выполнения работ, оказания услуг) по истечении 180 дней от даты перевода
денежных средств в иностранной валюте, по форме:

+----------+----+--------+---------+-----------+-------+-------+--------+
|Плательщик|Код | Банк |N и дата | Дата |Валюта | Сумма | Бенефи-|
| |ОКПО|платель-|контракта|авансового |платежа|платежа| циар |
| | | щика | |платежа или| | | |
| | | | |предоплаты | | | |
+----------+----+--------+---------+-----------+-------+-------+--------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+----------+----+--------+---------+-----------+-------+-------+--------+

Графа 1: наименование предприятия (учреждения, организации)резидента
РФ, осуществляющего авансовый платеж или предоплату за импортируемые товары
(работы, услуги).
Графа 2: код предприятия (учреждения, организации)-плательщика (графа
1) по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Код
ОКПО присваивается органами статистики по месту государственной регистрации
предприятия (организации, учреждения).
Графа 3: наименование уполномоченного банка, осуществляющегопредоплату
или авансовый платеж за импортируемые товары (работы, услуги) по поручению
плательщика (графа 1).
Графа 4: номер и дата контракта с нерезидентом, по которому осуществляется
авансовый платеж или предоплата.
Графа 5: дата списания уполномоченным банком средств в иностранной валюте
со счета плательщика при переводе за границу в оплату импортируемых товаров
(работ, услуг).
Графа 6: иностранная валюта, в которой выражена сумма, переводимая за
границу в качестве авансового платежа или предоплаты.
Графа 7: сумма авансового платежа или предоплаты, фактически переведенная
за границу.
Графа 8: наименование предприятия (учреждения или организации)нерезидента,
в пользу которого осуществлен авансовый платеж или предоплата, его местонахождение
(страна, адрес);
б) представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе
проведения ими проверок, а также по их результатам;
в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной
органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения
мотивов отказа от подписания этого акта;
г) вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям,
обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
д) выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении
выявленных нарушений;
е) выполнять другие обязанности, установленные российским законодательством.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Так, Центральный банк РФ по информации, поступающей от банков, самостоятельно
осуществляет проверку проводимых валютных операций, запрашивает объяснения
в ходе проведения проверки и по ее результатам, а также предъявляет требования
(дает предписания) об устранении выявленных нарушений и предпринимает другие
меры, предусмотренные законодательством РФ.
В случае необходимости Главное территориальное управление Банка России
может на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работе таможенные
и налоговые органы, а также главное территориальное управление Банка России
по месту государственной регистрации экспортера.
Требования (предписания) Центрального банка РФ и ГТК РФ об устранении
выявленных нарушений являются обязательными для исполнения всеми резидентами
и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории РФ.
ГТК РФ как орган валютного контроля и иные таможенные органы при выполнении
ими функций агентов валютного контроля имеют право:
- не производить выпуск товаров в случаях представления паспорта сделки,
оформленного с нарушениями установленных требований;
- осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций
экспортеров;
- запрашивать у экспортеров и банков документы и информацию об осуществляемых
ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу
товаров и транспортных средств.

Комментарий к статье 14 Закона

Статья 14. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются
правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон "О валютном
регулировании и валютном контроле" и др.), административного, гражданского,
уголовного права.
Так, по действующему Уголовному кодексу (принят 13 июня 1996 г., N 63-ФЗ)
уголовно наказуемыми являются:
а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным
путем (ст. 174);
б) незаконное получение кредита (ст. 176);
в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);
г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);
е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных
платежных документов (ст. 187);
ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней
или жемчуга (ст. 191);
з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных
камней (ст. 192);
и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).
Инструкцией Центрального банка РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. (в ред.
письма ЦБ РФ и ГТК РФ от 14.01.98) "О порядке осуществления валютного контроля
за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
предусматривается ответственность банков за выполнение возложенных на них
функций по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые
товары.
Банк Импортера за несвоевременную отправку в Банк России и ГТК России
каждого из документов валютного контроля, несет ответственность в виде штрафа
в размере 200 тысяч рублей за каждый день просрочки отправки данного документа
сверх установленного срока, но не более одной десятой процента от размера
минимального уставного капитала.
Банк импортера за отсутствие учета в Журнале поступления и отправки в
ГТК России и Банк России документов валютного контроля, предусмотренных настоящей
Инструкцией, несет ответственность в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей
за каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета
факт поступления или отправки указанных документов.
Банк Импортера за подписание паспорта импортной сделки, учетной карточки,
карточки платежа или заверение копий паспорта импортной сделки от его имени
сотрудником, не имеющим соответствующих полномочий, несет ответственность
в размере одной десятой процента от размера минимального уставного капитала
за каждый случай подписания указанных документов сотрудником, не являющимся
Ответственным лицом Банка Импортера.
Указанные штрафы взыскиваются с Банка Импортера территориальным учреждением
Банка России на основании статьи 75 Федерального закона "О Центральном Банке
Российской Федерации". Решение о взыскании указанного штрафа принимается руководителем
территориального учреждения Банка России по месту регистрации Банка Импортера
или его филиала, если нарушение имело место в последнем.
Решение о взыскании штрафа с Банка Импортера принимается территориальным
учреждением Банка России на основании материалов проверок, проведенных подразделениями
Банка России, или по представлению таможенных или налоговых органов, а также
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
В случае осуществления Банком Импортера при расчетах за импортируемые
товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой Банк
Импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех
доходов, полученных от указанной операции.
Взыскание указанных средств осуществляется в исковом порядке на основании
пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле".
Банк Импортера за отсутствие учета или ненадлежащей учет валютных операций
в Карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в Досье
(Импорт), несет ответственность в виде штрафа в сумме, эквивалентной пяти
процентам суммы, в иностранной валюте, которая не была учтена или была учтена
ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания.
Настоящий штраф взыскивается с Банка Импортера территориальным учреждением
Банка России в бесспорном порядке на основании пункта 2 статьи 14 Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Решение о взыскании
указанного штрафа принимается руководителем территориального учреждения Банка
России по месту регистрации Банка Импортера или его филиала, если нарушение
имело место в последнем.
При многократном (свыше 2 раз) совершении выше указанных нарушений в
течение 180 календарных дней после обнаружения органами валютного контроля
первого нарушения территориальное учреждение Банка России, кроме уже перечисленных
санкций, направляет в Главное управление валютного регулирования и валютного
контроля Банка России представление на временное (до полугода) ограничение
проведения валютных операций, предусмотренных лицензией Банка Импортера на
совершение банковских операций в иностранной валюте, или отзыв лицензии на
совершение указанных операций в зависимости от количества и тяжести допущенных
Банком Импортера нарушений.
Указанные представления направляются с приложением копий актов проверок,
проведенных территориальными учреждениями, другими подразделениями Банка России
или с их участием.
В качестве меры воздействия на Банк Импортера органы валютного контроля
могут передать в средства массовой информации сведения о ненадлежащем выполнении
Банком Импортера функций агента валютного контроля, не представляющие банковскую
тайну.
Выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего законодательства
РФ, невыполнения или ненадлежащего выполнения ими функций агентов валютного
контроля может происходить как на стадиях предварительной работы с участниками
ВЭД, таможенного оформления товаров, так и во время проведения проверок соблюдения
экспортерами валютного и таможенного законодательства. К названным признакам
относятся:
1) осуществление уполномоченным банком валютной операции, требующей лицензии
(разрешения) Банка России, при отсутствии последней;
2) перевод валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, с транзитного
на текущий валютный счет экспортера без оформления паспорта сделки либо (при
наличии паспорта сделки) с превышением установленного срока;
3) отнесение в учетной карточке таможенно-банковского валютного контроля,
направленной в ГТК России, суммы недопоступления валютной выручки от экспорта
товаров к обоснованному недопоступлению при отсутствии письменного подтверждения
Банка России, МВЭС России или ТПП России, либо при наличии указанного подтверждения,
подписанного не уполномоченными на то лицами;
4) несвоевременная отсылка уполномоченным банком в ГТК России документов
валютного контроля;
5) подписание паспорта сделки, учетной карточки или заверение копии паспорта
сделки от имени уполномоченного банка сотрудником, не имеющим соответствующих
полномочий;
6) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком законных
решений, требований и предписаний таможенных органов, а также отказ от представления
указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям, контроль
за осуществлением которых входит в компетенцию таможенных органов РФ;
7) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком других
функций агентов валютного контроля, предусмотренных законодательством РФ.
При выявлении таможенным органом признаков нарушения банками и иными
кредитными учреждениями таможенных правил, установленных статьей 124 Таможенного
кодекса РФ, данные банки и иные кредитные учреждения, а также виновные должностные
лица указанных организаций подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной
статьями 285,288 Таможенного кодекса РФ.

Комментарий к статье 15 Закона

Статья 15. Права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного
контроля. Обжалование действий должностных лиц органов валютного контроля
Правовой статус должностных лиц органов и агентов валютного контроля,
так же как и правовой статус резидентов и нерезидентов, включает три основных
элемента:
а) права;
б) обязанности;
в) меры ответственности за их нарушение (несоблюдение).
Круг прав указанных должностных лиц достаточно широк. Онобъединяет право:
-проверять все документы, связанные с осуществлением должностными лицами
органов и агентов валютного контроля функций валютного контроля, получать
необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках,
а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного
законодательства;
-приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае
непредставления упомянутых документов и информации;
- приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные
банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных
операций;
-другие права, предусмотренные законодательством РФ.
Что касается второго элемента правового статуса должностных лиц органов
и агентов валютного контроля, то законодатель ограничивает его лишь одной
составляющей - обязанностью сохранять ставшую им известной при выполнении
функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

------------
1. Общая теория денег и кредита. Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 1995, с. 256.>
2. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995, с. 233.
3.Письмо Центрального банка РФ от 20 марта 1995 г. N 150 "О порядке оформления
операций по зачислению и снятию наличной иностранной валюты физическими лицами
с их валютных счетов в уполномоченных банках".>
4. В противном случае указанные должностные лица по своей инициативе
либо по просьбе покупателей составляют акт об их отсутствии, который передается
в соответствующее главное территориальное управление Банка России.
5. Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя
осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым
с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных
денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной
кредитной организации.
Эквайрер - кредитная организация, осуществляющая эквайринг.
6. Финансовое право. Под ред. Н.И. Химичевой.М., 1995, с. 463.




<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ