<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

Статья 47. Обязанности организаций, управляющих имущественными правами
на коллективной основе
1. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной
основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых
такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:
1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских
и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав;
2) использовать собранное в соответствии с положениями пункта 4 статьи
46 настоящего Закона вознаграждение исключительно для распределения и выплаты
обладателям авторских и смежных прав.
При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы
на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого
вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые
этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских
и смежных прав;
3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения,
за вычетом сумм, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, пропорционально
фактическому использованию произведений и объектов смежных прав.
2. Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий
организации в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в пункте 4
статьи 46 настоящего Закона, вправе потребовать от организации выплатить причитающееся
им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исключить
свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых этой
организацией пользователям.

Комментарий к статье 47 Закона

1. Данная статья содержит некоторые дополнительные нормы, относящиеся
к деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной
основе. Она дополняет ст. 45 и 46..
2. В первой фразе п. 1 устанавливается, что организация действует в интересах
обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией.
Такими обладателями прав считаются:
- лица, заключившие с организацией индивидуальные договоры;
- лица, заключившие договоры с иностранными организациями, если эти иностранные
организации, в свою очередь, заключили договоры с организацией;
- лица, не заключившие договоры с организацией, но произведения и объекты
смежных прав которых используются в сфере коллективного управления, осуществляемого
организацией.
3. Подпункт 1 п. 1 устанавливает правило, в соответствии с которым организация
одновременно с выплатой правообладателю собранного ею вознаграждения обязана
представить отчет, содержащий сведения об использовании его произведений или
объектов смежных прав.
Эта норма сформулирована как императивная - она не может быть отменена
договором.
Вместе с тем следует исходить из того, что договором, заключенным с правообладателем,
может быть установлено, что указанные сведения представляются только по запросу
правообладателя.
Приведенная норма дополняет положения подп. 5 ст. 46.
4. Подпункт 2 п. 1 закрепляет общее правило о том, что все суммы вознаграждения,
собранные организацией, должны выплачиваться владельцам авторских и смежных
прав.
Однако организация вправе вычитать из собранного вознаграждения, во-первых,
суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате
такого вознаграждения, а, во-вторых, создавать специальные фонды (с согласия
и в интересах представляемых ею обладателей и смежных прав) и направлять в
эти фонды часть собранного вознаграждения (или даже все собранное вознаграждение).
5. Подпункт 3 п. 1, дополняя и развивая правила, содержащиеся в подп.
5 ст. 46, а также в подп. 2 п. 1, ст. 47, вводит два новых правила, касающихся
распределения и выплаты вознаграждения.
Во-первых, устанавливается, что вознаграждение должно определяться "пропорционально
фактическому использованию" произведений и объектов смежных прав.
Это правило "пропорциональности" имеет различные конкретные формы выражения.
Например, вознаграждение может быть пропорционально времени звучания произведения,
числу исполнений или сумме денег, полученных от использования такого произведения.
Второе новое правило: вознаграждение должно выплачиваться "регулярно",
т.е., очевидно, в точно установленные в договоре сроки.
6. Пункт 2 относится к случаям, когда организация получила вознаграждение
за использование произведений или объектов смежных прав тех правообладателей,
которые не передавали организации никаких полномочий (см. также ч. 2 п. 3
ст. 45).
Эти правообладатели вправе получить причитающееся им вознаграждение.
Во многих случаях, видимо, такие правообладатели в дальнейшем заключат
договоры с организацией и их произведения будут использоваться на основе этих
договоров.
Однако они могут отказаться от заключения таких договоров и потребовать,
чтобы их произведения и объекты смежных прав более не использовались. Очевидно,
в этом случае организация обязана будет известить всех пользователей, заключивших
с ней лицензионные договоры, о том, что произведения и объекты авторских прав
таких лиц не охватываются лицензионным соглашением. После этого претензии
указанных лиц по поводу неправомерного использования их произведений или объектов
смежных прав должны быть обращены не к организации, а к пользователям.

Раздел V
Защита авторских и смежных прав

1. Следует различать охрану прав и защиту прав.
Охрана есть установление общего правового режима, а защита - те меры,
которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
2. Поскольку авторское право и смежные права являются гражданскими правами,
вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, а не какой-либо
государственный орган:
гражданские права есть частные права.
3. Раздел V устанавливает специфические меры защиты авторского права
и смежных прав. Кроме того, к защите этой категории прав применимы все общие
меры защиты прав.
4. Нормы раздела V не относятся к случаям нарушения договорных обязательств.

Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав. Контрафактные экземпляры
произведения и фонограммы
1. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных
прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего
Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.
3. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление
или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных
прав.
4. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации
в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые
без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из
государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись
или перестали охраняться.

Комментарий к статье 48 Закона

1. Пункт 1 имеет отсылочный характер и не несет особой правовой нагрузки.
2. Меры гражданской ответственности, применяемые при нарушении авторских
и смежных прав, указаны в основном в ст. 49 и 50 Закона.
Кроме того, общие меры гражданской ответственности, предусмотренные ГК,
также применяются к авторскому праву и смежным правам.
В частности, поскольку нарушение этих прав является деликтом, применимы
нормы общих положений о возмещении вреда (ст. 1064-1083 ГК).
Применимы также общие нормы о защите гражданских прав (ст. 1116 ГК).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца номер статьи ГК указан неверно

Поскольку рассматриваемые нарушения могут причинить и моральный вред,
подлежат применению нормы ст. 150, 151, 1099-1101 ГК.
К договорам, относящимся к использованию авторских и смежных прав, применимы
нормы об ответственности за нарушение обязательств (ст. 393-406 ГК).
3. В соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса (УК) РФ, вступившего
в силу с 1 января 1997 года, незаконное использование объектов авторского
права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили
крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 4-х месяцев,
либо обязательными работами на срок до 2-х лет.
Если те же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры заработной платы
(иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен
арест на срок от 4-х до 6-ти месяцев, а лишение свободы может быть применено
на срок до 5-ти лет.
Понятие "крупного ущерба" в УК не поясняется.
В соответствии со статьей 126 УПК РСФСР дела о преступлениях, предусмотренные
статьей 146 УК, возбуждаются после предварительного следствия следователями
органов прокуратуры.
4. В соответствии со статьей 150-4 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование
в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм, в случаях, если
- эти экземпляры являются контрафактными; или
- на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей;
или
- на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или
знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав,
влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5-ти до 10-ти МРОТ, а
на должностных лиц - в размере от 10-ти до 20-ти МРОТ с конфискацией контрафактных
экземпляров.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось
административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью
статьи 150-4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10-ти до 20-ти
МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 30-ти до 50-ти МРОТ с конфискацией
экземпляров.
Конфискованные экземпляры подлежат уничтожению, за исключением случаев
передачи их обладателю авторского права или смежных прав по его просьбе.
5. В п. 2 содержится определение понятия "нарушитель авторских или смежных
прав": это лицо, которое не выполняет требований Закона, т.е. совершает какие-либо
действия, нарушающие положения Закона, или, наоборот, не совершает обязательных
предусмотренных Законом действий.
6. В п. 3 вводится понятие "контрафактный экземпляр".
Слово "контрафактный" происходит от французского слова "contrefacon"
- нарушение прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, "контрафактный" означает "нарушающий авторские или смежные
права".
В настоящее время вместо слова "контрафактный" часто говорят "пиратский",
от английского неологизма "piracy" - нарушение прав интеллектуальной собственности.
7. Закон употребляет слово "контрафактный" только по отношению к экземплярам
произведений и фонограмм. Это очень узкое применение: контрафактными могут
быть также экземпляры видеозаписей исполнений и телевизионных передач. К этим
объектам также должны применяться нормы ст. 49 и 50..
Напротив, выражение "контрафактный экземпляр произведения или фонограммы"
в уголовном праве и в административном праве не может толковаться расширительно.
8. Из п. 3 следует, что экземпляры, воплощающие произведения или объекты
смежных прав, являются контрафактными, если были допущены нарушения закона
при их изготовлении или распространении.
Если допущенные нарушения закона будут затем исправлены, например будет
получено согласие владельца прав на распространение экземпляров, эти экземпляры
уже не должны считаться контрафактными.
9. Пункт 4 относится к частному случаю ввоза контрафактных экземпляров
охраняемых произведений или объектов смежных прав на территорию России.
Разумеется, если соответствующие авторские и смежные права действуют
в той стране, где эти экземпляры были изготовлены или распространялись, а
изготовление или распространение этих экземпляров производилось без согласия
правообладателя, такие экземпляры, импортируемые в Россию, являются контрафактными.
Но п. 4 поясняет, что такие экземпляры считаются контрафактными, если
в соответствующей зарубежной стране они являются общественным достоянием,
а их импорт в России осуществлен без согласия правообладателя.
О необходимости широкого понимания выражения "экземпляры произведений
и фонограмм" см. п. 7 комментария к данной статье.
О территориальности действия авторского права см. п. 1 ст. 5 и комментарий
к нему.
О территориальном действии смежных прав см. ст. 35 и комментарий к ней.

Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных
прав (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3)
1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать
от нарушителя:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения
действий, нарушающий право или создающих угрозу его нарушению;
3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских
и смежных прав, вместо возмещения убытков;
5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты
труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой
по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания
дохода;
6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных
с защитой их прав.
Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по
выбору обладателя авторских и смежных прав.
2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации
в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных
прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом
в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством
порядке в соответствующие бюджеты.
3. За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных
прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский
суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их
компетенцией. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3).
4. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной
конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного
суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат
уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных
прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут
вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для
изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или
фонограмм. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3).

Комментарий к статье 49 Закона

1. Рассматриваемая статья, как следует из ее названия, посвящена гражданско-правовым
и иным мерам защиты авторских и смежных прав.
При этом п. 1 полностью посвящен гражданско-правовым мерам защиты.
Суть и природа других мер защиты, предусмотренных в данной статье, будут
рассмотрены ниже.
2. Пункт 1 закрепляет определенные права требования за обладателями исключительных
авторских и смежных прав.
Обладателями исключительных авторских и смежных прав являются:
1) в отношении авторских личных неимущественных прав (ст. 15) - авторы;
2) в отношении исполнительских личных неимущественных прав (п. 1 ст.
37) - исполнители;
3) в отношении имущественных прав - авторских (ст. 16) или смежных (п.
2 ст. 37; п. 2 ст. 38; п. 2 ст. 40; п. 2 ст. 41) - владельцы первоначальных
авторских и смежных прав (т.е. авторы, исполнители, производители фонограмм,
организации эфирного и кабельного вещания), после их смерти (прекращения юридического
лица) - их наследники (правопреемники) либо - если исключительные права переданы
по договору или перешли по закону к иным лицам - эти лица (ими могут быть
граждане или юридические лица).
3. Если лицо является владельцем только неисключительного права, оно
не может предъявить требований, предусмотренных в п. 1. На этих лиц нормы
ст. 49 и 50 вообще не распространяются.
4. Обладатель исключительных авторских или смежных прав, предъявляющий
к своему договорному партнеру требования, основанные на договоре, действует
не как обладатель таких исключительных прав, а как сторона договора. На него
не распространяются нормы п. 1, а также вообще ст. 49 и 50..
5. Если два лица или несколько лиц совместно являются обладателем того
или иного авторского или смежного права, каждое из них по отдельности вправе
предъявлять к нарушителю требования, перечисленные в п. 1. Однако материальные
требования могут быть удовлетворены лишь в пределах доли этого лица.
6. Подпункт 1 п. 1 предусматривает возможность потребовать от нарушителя
"признания прав".
Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов
и исполнителей или к имущественным правам.
Признание права может сопровождаться публичным объявлением о существовании
определенного права, которое делается нарушителем или за его счет.
Признание прав является первым способом защиты гражданских прав, указанным
в ст. 12 ГК.
7. В подпункте 2 п. 1 упомянуты две различные меры защиты:
восстановление прежнего положения и прекращение совершения определенных
действий.
Хотя в области авторского права и смежных прав восстановление прежнего
положения возможно далеко не всегда, эта мера защиты в некоторых случаях все
же может быть применена (уничтожение экземпляров, проставление на экземплярах
имен создателей и т.п.).
Что касается прекращения действий, составляющих правонарушение или создающих
угрозу правонарушения, то эта мера защиты в сфере авторского права и смежных
прав может быть применена практически всегда. Это запрет рекламы, предложения
продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т.п. Некоторые из
этих действий указаны в п. 1 ст. 50.
Меры, предусмотренные в подп. 2 п. 1, аналогичны второму способу защиты
гражданских прав, указанному в ст. 12 ГК; небольшое словесное расхождение
не имеет правового значения.
8. В подп. 3 п. 1 указана одна из основных мер защиты прав - возмещение
убытков.
При этом отмечается, что убытки включают в себя и упущенную выгоду.
Понятие убытков содержится в ст. 15 ГК. Именно это понятие применяется
в сфере авторского права и смежных прав.
Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков,
должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были
причинены действиями нарушителя.
9. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются
в форме упущенной выгоды, т.е. той суммы, которую правообладатель мог бы получить,
если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение
или иной охраняемый объект возмездно.
На каких условиях был бы заключен этот договор? Очевидно, что это должны
быть разумные, обычные условия, применяемые правообладателем. Если же правообладатель
не заключал такие договоры, это могут быть условия, обычно применяемые при
использовании подобных объектов.
Иногда убытки в области авторского права и смежных прав правообладатели
пытаются доказывать, ссылаясь на цену сделки, которая не состоялась из-за
действия нарушителя.
10. Подпункт 4 п. 1 содержит норму, в соответствии с которой обладатель
исключительных прав может отказаться от требования о возмещении своих убытков
и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил
от использования авторских и смежных прав.
Это означает, что правообладатель может не доказывать размер своих убытков,
а вместо этого доказать (сам или с помощью суда) размер полученного нарушителем
дохода и потребовать выплаты ему этого дохода - вместо взыскания своих убытков.
Вплоть до 1 января 1995 года данная норма имела чрезвычайно большое значение:
она существенно укрепляла правовое положение обладателей исключительных авторских
и смежных прав в случаях нарушения их прав.
Однако 1 января 1995 года вступила в силу часть первая нового Гражданского
кодекса, где содержится общая норма гражданского права, которая "перекрыла"
норму подп. 4 п. 1.
Вторая часть п. 2 ст. 15 ГК предусматривает, что, если лицо, нарушившее
право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе
требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере
не меньшем, чем такие доходы.
Это правило ставит обладателя права в более выгодное положение, чем норма
подп. 4 п. 1: он может потребовать выплаты ему доходов, полученных нарушителем,
не отказываясь от возмещения реального ущерба.
Поэтому в настоящее время нет необходимости прибегать к подп. 4 п. 1
- более выгодно и удобно обосновывать свои притязания на норме ч. 2 п. 2 ст.
15 ГК.
11. Термин "доход", употребленный в подпункте 4 пункта 1 статьи 49 Закона,
имеет то же значение, что он имеет в пункте 2 статьи 15 ГК: "доход" это поступления
за минусом расходов. Таким образом, "доход" - это чистая прибыль, полученная
в результате нарушения. То обстоятельство, что слово "доход" имеет в пункте
2 статьи 15 ГК значение "чистой прибыли", подтверждается как судебной и арбитражной
практикой, так и общим принципом гражданского права о компенсационном характере
ответственности по гражданскому законодательству (статья 1 ГК).
Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения авторских
и смежных прав, а не в результате законных действий. Например, если выпущена
в свет книга, содержащая два произведения - одно контрафактное, а второе -
не контрафактное, то с нарушителя может быть взыскана лишь соответствующая
часть доходов, полученных от продажи книги. Иными словами, каждый правообладатель
может требовать лишь причитающуюся ему долю дохода нарушителя.
12. Подпункт 5 п. 1 предусматривает, что обладатель исключительных прав
может вместо взыскания своих убытков или доходов, полученных нарушителем,
потребовать выплаты ему компенсации в твердой сумме.
Размер этой компенсации устанавливается судом (или, соответственно, арбитражным
судом или третейским судом) в пределах от 10 минимальных размеров оплаты труда
(МРОТ) до 50 000 МРОТ.
Поскольку указанная компенсация может быть взыскана вместо убытков, следует
полагать, что суд должен определить ее размер в соответствии с примерной суммой
убытков. Более того, при отсутствии убытков эта компенсация не должна присуждаться.
Возможность предъявления требования о компенсации значительно укрепляет
и облегчает правовое положение обладателей исключительных авторских и смежных
прав: они освобождаются от необходимости документального подтверждения размера
своих убытков.
Для присуждения компенсации убытки должны быть, но они могут быть оценены
лишь приблизительно, "на глазок".
Размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и от
общественной значимости совершенного нарушения.
Норма подп. 5 п. 1 находит очень широкое практическое применение.
Компенсация в указанных размерах может быть присуждена и в случаях нарушения
авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных (см. комментарий к ст. 2).
13. Во второй части п. 1 устанавливается, что меры, указанные в подп.
3, 4 и 5 п. 1, применяются по выбору обладателя исключительных авторских или
смежных прав.
Такой выбор должен быть сделан при предъявлении иска. В ходе судебного
рассмотрения спора истец может изменить основание иска. Закон, однако, не
предусматривает кумуляцию различных требований.
14. Подпункт 6 п. 1 говорит о том, что правообладатель может прибегнуть
и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательными актами.
В настоящее время эту норму следует понимать как отсылку прежде всего
к ст. 12 ГК, где содержится перечисление различных способов защиты гражданских
прав.
Перечисленные далее способы не упоминаются в ст. 49 Закона, но должны
применяться при нарушении исключительных авторских и смежных прав:
1) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий
ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной
сделки;
2) признание недействительным акта государственного органа или органа
местного самоуправления;
3) самозащита права;
4) присуждение к исполнению обязанности в натуре;
5) взыскание неустойки;
6) компенсация морального вреда;
7) прекращение или изменение правоотношения;
8) неприменение судом акта государственного органа или органа местного
самоуправления, противоречащего закону.
Все эти способы защиты могут быть применены при рассмотрении случаев
бездоговорного нарушения авторских и смежных прав.
15. Обладатели исключительных авторских и смежных прав часто предъявляют
требования о денежной компенсации причиненного им морального вреда.
При рассмотрении таких требований следует учитывать, что ст. 49 Закона
не регулирует такие требования (в частности, компенсация в твердой сумме не
имеет отношения к моральному вреду).
Требования о компенсации морального вреда регулируются ст. 150-152 и
1099-1101 ГК.
В сфере авторского права и смежных прав моральный вред подлежит компенсации
лишь в тех случаях, когда нарушены какие-либо личные неимущественные права.
Повторное использование произведения или записи исполнения без искажения содержания
и с указанием имени автора (исполнителя), произведенное без согласия правообладателя,
не может служить основанием для предъявления требования о компенсации морального
вреда.
16. Обязанность нарушителя возместить вред, причиненный им обладателю
исключительных авторских или смежных прав, с точки зрения общих гражданско-правовых
норм представляет собой обязательство из причинения вреда. Именно об этом
обязательстве идет речь в подпунктах 3, 4 и 5 п. 1.
Следовательно, к этим случаям применимы нормы ст. 1064-1083 ГК. Это означает,
в частности, что ответственность возникает на основе принципа вины (п. 2 ст.
1064 ГК), что лица, совместно причинившие вред, отвечают солидарно (ст. 1080
ГК), что при определении ответственности следует учитывать вину обладателя
авторских или смежных прав (ст. 1083 ГК) и т.д.
17. Пункт 2 устанавливает штраф, который взыскивается по решению суда
(или арбитражного суда) в доход бюджета с нарушителя исключительных авторских
и смежных прав. Размер этого штрафа - 10 процентов от присужденных истцу сумм:
убытков, дохода, полученного нарушителем, или компенсации.
Эта норма не совсем ясна.
Неясности возникают, к примеру, по поводу ее обязательной силы:
взыскание данного штрафа - это право суда или его обязанность? Если это
право суда, то каковы критерии применения данного права? Вероятно, здесь,
следует учитывать умысел нарушителя и социальную опасность нарушения.
В любом случае указанная норма не является гражданско-правовой санкцией.
На практике она не находит широкого применения, видимо, потому, что не
имеет опоры в уголовном и административном праве.
18. Пункт 3 содержит норму-напоминание: обладатель исключительных прав
вправе обратиться в суд, арбитражный суд, третейский суд, в орган дознания
или органы предварительного следствия за защитой своих прав.
19. Пункт 4 относится к следующим объектам:
- контрафактным экземплярам произведений и фонограмм;
- материалам и оборудованию, которые используются для изготовления контрафактных
экземпляров произведений и фонограмм.
О понятии контрафактных экземпляров см. пп. 3 и 4 ст. 48 и комментарий
к ним.
20. Первая фраза п. 4 устанавливает обязанность суда, судьи (единолично)
или арбитражного суда вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров
произведений и фонограмм.
Очевидно, что для вынесения такого решения указанные экземпляры должны
быть квалифицированы этими органами как контрафактные, т.е. нарушающие исключительные
авторские или смежные права.
21. Вторая фраза п. 4 определяет судьбу конфискованных контрафактных
экземпляров: они подлежат уничтожению, однако обладатель авторских или смежных
прав может потребовать, чтобы эти экземпляры были переданы ему.
Следует исходить из того, что обладатель исключительных прав требует
передачи ему в собственность экземпляров произведения или фонограммы для последующего
их использования. Поэтому такое требование является имущественным, оно подлежит
денежной оценке.
В том случае, если в пользу обладателя авторских или смежных прав присуждены
убытки (или их эквивалент - доходы, полученные нарушителем, или их компенсации
в твердой сумме), стоимость контрафактных экземпляров должна входить в сумму
убытков.
22. Третья фраза п. 4 относится к материалам и оборудованию, используемым
для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров.
Слово "используемым" может пониматься двояко: либо в смысле "фактически
использованных", либо в смысле "которые в принципе могут быть использованы".
Следует считать, что в данном контексте идет речь только о тех объектах,
которые фактически использовались для изготовления или воспроизведения контрафактных
экземпляров.
В отличие от этого в чч. 1 и 2 п. 2 ст. 50 говорится о материалах и оборудовании,
"предназначенных" для изготовления или воспроизведения контрафактных экземпляров,
т.е. о тех объектах, которые могут быть использованы для незаконных действий.
Материалы и оборудование, использованные для изготовления или воспроизведения
контрафактных экземпляров, не передаются в собственность обладателя авторских
или смежных прав. Он также не вправе требовать их уничтожения.
Термины "изготовление" и "воспроизведение" применяются как синонимы.

Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и
смежных прав
1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение
о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные
основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав,
совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу
в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование,
а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский
оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается,
что они являются контрафактными). (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995
года N 110-Ф3).
2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение
о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в
отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также
материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.
(в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N 110-Ф3) При наличии достаточных
данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь,
суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста
на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается,
что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные
для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или
фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на
ответственное хранение. (в ред. Федерального закона от 16 июня 1995 года N
110-Ф3)

Комментарий к статье 50 Закона

1. Комментируемая статья указывает некоторые специфические меры обеспечения
исков по делам о нарушении авторских и смежных прав.
2. Пункт 1 посвящен судебному запрету как способу обеспечения гражданского
иска.
Судебный запрет совершения определенных действий может быть вынесен либо
в адрес ответчика, либо в адрес иного лица, "в отношении которого имеются
достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных
прав".
По сути дела, этот квалифицирующий признак следует применять и к ответчику:
запрет совершения определенных действий не должен применяться в тех случаях,
когда иск является недостаточно обоснованным.
В гражданских делах судебный запрет не может быть вынесен до подачи искового
заявления.
Перечень действий, которые нельзя совершать на основе рассматриваемого
судебного запрета, следует считать примерным. "Хранение" или "владение", строго
говоря, не являются действиями и сами по себе не могут подпадать под такой
судебный запрет.
3. Часть 1 п. 2 относится к аресту как к гражданско-правовой мере обеспечения
иска.
Арест может быть наложен:
1) на экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается,
что они являются контрафактными;
2) на материалы и оборудование, которые предназначены для изготовления
и воспроизведения указанных экземпляров.
Для наложения ареста на названные материалы и оборудование не требуется,
чтобы они фактически использовались для изготовления предположительно контрафактных
экземпляров. См. п. 4 ст. 49 и комментарий к нему.
В ч. 1 п. 2 говорится об "аресте" и "изъятии" упомянутых ранее объектов.
Под "изъятием" следует понимать арест с передачей указанных объектов
на хранение (ст. 374 ГПК) третьему лицу (например, истцу); при этом право
собственности предполагаемого нарушителя сохраняется.
Возможен "арест" и без "изъятия", например с оставлением указанных объектов
у нарушителя, но "под замком и печатью" суда.
4. Меры обеспечения гражданских исков, указанные в п. 1 и в ч.1 п. 2,
применяются в соответствии с общими правилами обеспечения исков - ст. 133-140
ГПК, ст. 75-80 АПК.
Меры по обеспечению иска, указанные в ст. 134 ГПК и в ст. 76 АПК, но
не упомянутые в ст. 50 Закона, могут применяться в случаях нарушений авторских
и смежных прав.
5. Часть 2 п. 2 относится к тем случаям, когда против нарушителей авторских
и смежных прав принимаются или предполагается принять меры административного
или уголовного права.
О толковании понятия "материалы и оборудование" см. п. 3 комментария
к данной статье.

Постановление Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г.
о порядке введения в действие Закона РФ
об авторском праве и смежных правах

Постановление о порядке введения в действие Закона Верховный Совет Российской
Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Закон Российской Федерации "Об авторском праве и
смежных правах" со дня его опубликования.
2. Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" применяется
к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права
и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона.
3. Сроки охраны прав, предусмотренные ст. 27 и 43 указанного Закона,
применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права
или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.
4. Авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие
указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного
обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано.
5. Радио- и телепередачи (передача в эфир), в отношении которых не истек
50-летний срок с момента правомерного обнародования или создания, если они
не были обнародованы, с даты введения в действие указанного Закона охраняются
в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.
6. Впредь до принятия соответствующих правовых актов Российской Федерации
и приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Законом
Российской Федерации "Об авторском и смежных правах" законодательство Российской
Федерации и бывшего Союза ССР применяется постольку, поскольку оно не противоречит
указанному Закону.
7. Установить, что указы Президента Российской Федерации в соответствии
со статьей 1218 Конституции Российской Федерации применяются в части, не противоречащей
указанному Закону.
8. Правительству Российской Федерации до 1 ноября 1993 года:
привести в соответствие с указанным Законом решения Правительства Российской
Федерации;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами Российской
Федерации их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих указанному
Закону.
9. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации
по культурному и природному наследию народов Российской Федерации, Комитету
Верховного Совета Российской Федерации по науке и народному образованию с
участием Комитета Верховного Совета Российской Федерации по судебной реформе
и текущему законодательству и Комиссии Совета Республики Верховного Совета
Российской Федерации по культуре:
до 1 сентября 1993 года разработать и внести в установленном порядке
на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации проекты законов Российской
Федерации о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, связанные
с вопросами охраны объектов авторского и смежных прав;
до 1 мая 1994 года обобщить и проанализировать практику применения указанного
Закона и о результатах доложить Верховному Совету Российской Федерации.
10. Признать не действующим на территории Российской Федерации со дня
введения в действие указанного Закона раздел IV Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года.

Комментарий к постановлению о порядке введения в действие Закона

1. Постановление устанавливает переходные нормы, связанные в вступлением
в силу нового Закона.
При этом нормы самого Закона не затрагиваются. Возможные расхождения
между постановлением и Законом должны решаться на основе Закона.
2. Пункт 1 устанавливает, что Закон вступает в силу со дня его опубликования,
имея при этом в виду его официальное опубликование.
Закон был официально опубликован 3 августа 1993 года в "Российской газете".
С этого дня он и вступил в силу.
3. Пункт 2 устанавливает, что после введения Закона в действие (т.е.
начиная с 3 августа 1993 года) к отношениям по созданию, а также по использованию
объектов авторского права и смежных прав должны применяться нормы нового Закона.
Об отношениях по созданию объектов авторского права и смежных прав см.
ст. 1 и комментарий к ней. Практически это отношения, основанные на договорах
заказа, а также на договорах о создании аудиовизуальных произведений. Сюда
же следует отнести создание служебных произведений на основе трудовых или
авторских договоров.
Что касается отношений по использованию объектов авторских и смежных
прав, то это самые разнообразные договоры об использовании, а также бездоговорное
использование, основанное на законе.
Из п. 2 следует, что, если эти отношения по созданию и использованию
объектов авторских и смежных прав возникли после введения в действие нового
Закона, к ним применяется новый Закон. Иными словами, прежнее законодательство
к этим отношениям применяться не может.
4. Постановление, однако, не отвечает на очень близкий к тому, что было
разобрано выше, но значительно более сложный вопрос:
какое законодательство должно применяться к тем длительным отношениям,
которые возникли до вступления Закона в силу, но продолжают действовать после
того, как Закон вступил в силу? Отсутствие ответа на этот вопрос - серьезный
пробел постановления.
Следует исходить из того, что, если правоотношение возникло до вступления
в силу нового Закона, новый Закон применяется к тем правам и обязанностям,
которые возникают после вступления нового Закона в силу. Именно так постоянно
решался и решается этот вопрос в гражданском праве - см., например, ст. 5
Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации" или ст. 5 Федерального закона "О введении в действие
части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".
5. Пункт 3 устанавливает, что сроки охраны прав, предусмотренные новым
законом, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского
права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.
Норма п. 3 имеет чрезвычайно важное значение, а поскольку сформулирована
она не совсем ясно, в литературе и на практике она вызвала споры и конфликты.
Поэтому необходимо тщательно разобраться в том, каков ее смысл.
6. Прежде всего, попытаемся установить, почему в качестве контрольной
даты отсчета выбрана дата 1 января 1993 года.
Следует вспомнить, что авторское право и смежные права прекращают свое
действие по истечении предусмотренных сроков охраны, всегда 31 декабря определенного
года. Так было ранее, так осталось и ныне - см. ст. 27 и 43 и комментарии
к ним.
Поэтому с 1 января календарного года какие-то авторские и смежные права
перестают действовать.
Законодатель предполагал, что новый Закон вступит в силу в течение 1993
года. Поэтому он и избрал 1 января 1993 года как дату, на которую некоторые
права прекратились, а другие продолжают действовать.
Прекратившиеся права законодатель "отсек".
7. Далее законодатель упоминает "50-летний срок действия авторского права
или смежных прав", который не истек к 1 января 1993 года. Что это за срок?
Поскольку он мог истечь на 1 января 1993 года, то очевидно, что это срок,
который был установлен прежним законодательством, действовавшим до вступления
в силу нового Закона.
Таким законодательством были Основы гражданского законодательства Союза
ССР и республик от 31 мая 1991 года, которые применялись на территории России
с 3 августа 1992 года.
Это законодательство как раз предусматривало 50-летний срок действия
авторского права и смежных прав (ст. 137 и 141 Основ).
Значит, новый Закон применяется к тем произведениям и объектам смежных
прав, которые охранялись в соответствии с Основами, если сроки их охраны не
истекли к 1 января 1993 года. Более того, в отношении этих произведений и
объектов смежных прав применяются новые сроки охраны, в некоторых случаях
- более продолжительные.
8. Теперь рассмотрим правовое положение тех произведений и объектов смежных
прав, которые на 1 января 1993 года являлись общественным достоянием, т.е.
не охранялись.
Причина, по которой они не охранялись на эту дату, может быть различной:
либо они утратили охрану, потому что ее срок истек, либо были созданы иностранцами,
обнародованы за рубежом и не охранялись на основе международных договоров,
либо они вообще никогда не охранялись из-за отсутствия соответствующего законодательства.
Независимо от причины "неохраны" они были известны (были обнародованы
или даже опубликованы) и рассматривались как общественное достояние.
Ставит ли новый Закон такие произведения и объекты под охрану? Если ставит,
Закон имеет "обратную силу", если не ставит, Закон "обратной силы" не имеет.
Отметим, что выражение "обратная сила" имеет в сфере авторского права
и смежных прав свое специфическое значение: "обратная сила" есть распространение
нового Закона на ранее известные объекты, не охранявшиеся на момент вступления
в силу нового Закона.
9. Следует исходить из того, что Закон говорит о течении срока только
в тех случаях, когда этот срок имеет правовое значение.
Значит, если объект не охраняется, то никакие сроки в отношении его "не
текут". Истечь могут лишь те сроки, которые "текли".
Поэтому если в п. 3 говорится о применимости новых сроков охраны (а следовательно,
и нового Закона в целом) к тем произведениям и объектам смежных прав, в отношении
которых еще не истек 50-летний срок, имеются в виду только те произведения
и объекты смежных прав, которые охранялись согласно прежнему законодательству.
Таким образом, новый Закон не имеет "обратной силы".
Содержащееся в п. 3 указание на то, что новые сроки применяются "во всех
случаях", когда прежний срок не истек, не имеет решающего значения при рассмотрении
вопроса об "обратной силе" нового Закона. Выражение "во всех случаях" означает
здесь следующее: "независимо от того, когда они были обнародованы - до или
после вступления в силу нового Закона".
10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенные
в действие на территории России с 3 августа 1992 года, также не имели "обратной
силы": они продлили сроки охраны авторских прав на ранее известные охранявшиеся
произведения, но не поставили под охрану те произведения и объекты смежных
прав, которые были известны до 3 августа 1992 года, но не охранялись на 3
августа 1992 года.
11. Пункты 4 и 5 относятся к тем случаям, когда ранее действовавшее законодательство
предусматривало наличие авторских прав у юридических лиц.
На основе ранее действовавшего законодательства авторское право могло
принадлежать юридическим лицам как первоначальное либо как производное.
Первоначальное авторское право юридических лиц означало, что закон приравнивал
юридических лиц к авторам, считал их в определенных случаях авторами.
Производное авторское право юридических лиц - это право, полученное ими
от авторов (например, по договору).
Пункты 4 и 5 относятся только к первоначальному авторскому праву юридических
лиц.
12. Первоначальное авторское право юридических лиц предусматривалось
в ГК РСФСР 1964 года в трех случаях:
1) авторское право на научный сборник, энциклопедический словарь, журнал,
периодическое издание в целом закреплялось за организацией, выпустившей их
в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства (ст. 485);
2) авторское право на кино- или телефильм принадлежало предприятию, осуществившему
съемку (ст. 486);
3) авторское право на радио- и телепередачи принадлежало организациям,
передавшим их в эфир (ст. 486).
Эти авторские права организаций действовали бессрочно (ст. 498 ГК РСФСР
1964 года).
Пункт 4 относится к первым двум категориям первоначальных авторских прав
юридических лиц, а п. 5 - к третьей категории этих прав.
Первоначальные авторские права юридических лиц могли возникать до 3 августа
1992 года: с этой даты на территории России стали применяться Основы 1991
года, которые не предусматривали появления у юридических лиц первоначальных
авторских прав.
13. Самое важное положение, которое усматривается из пп. 4 и 5, состоит
в том, что эти права продолжают действовать и в настоящее время. Объем этих
прав определяется новым законодательством, но субъект (носитель) этих прав
определяется по действовавшему ранее законодательству.
14. Пункты 4 и 5 устанавливают, что первоначальные авторские права юридических
лиц по новому Закону охраняются не бессрочно, а в течение 50 лет с момента
создания произведения, но если оно было правомерно обнародовано в течение
этого срока, 50-летний срок охраны исчисляется с момента правомерного обнародования
произведения.
Следует полагать, что при исчислении этих сроков правовая охрана прекращается
31 декабря соответствующего года. Иными словами, и в этих случаях применяются
нормы п. 6 ст. 27 и п. 5 ст. 43, хотя об этом в постановлении прямо не сказано.
15. Авторское право на радио- и телепередачи (передачи в эфир) по самой
своей природе возникает во время трансляции передач в эфир. "Передачи в эфир"
до фактической передачи не существует.
Поэтому к передачам в эфир не может быть применена указанная в п. 5 норма
об исчислении срока охраны передачи с момента ее создания.
16. В соответствии с п. 5 объем прав на радио- и телепередачу, впервые
выпущенную в эфир до 3 августа 1992 года, определяется на основе ст. 40, ибо
такая передача охраняется теперь как объект смежного права.
17. Пунктом 6 предусматривается, что прежнее законодательство об авторском
праве и смежных правах, принятое Российской Федерацией или Союзом ССР, сохраняет
силу и применяется в России, но лишь постольку, поскольку оно не противоречит
Закону, и лишь до принятия соответствующих правовых актов Российской Федерации.
Здесь прежде всего следует назвать ГК РСФСР 1964 года. Можно полагать,
что некоторые его нормы сохраняют силу (например, подп. 1 ст. 492, последняя
часть ст. 552).
В настоящее время сохраняет значение также постановление N 8 Пленума
Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 года "О применении судами законодательства
при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" (Бюллетень
Верховного Суда СССР, 1986, N 3).
Некоторые нормы авторского права содержатся в Законе Российской Федерации
"О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года.
18. Пункты 7, 8 и 9 в настоящее время практического значения не имеют.
19. Пункт 10 содержит норму, в соответствии с которой на территории России
перестал применяться раздел IV "Авторское право" Основ гражданского законодательства
1991 года.
Раздел IV Основ 1991 года применялся на территории России с 3 августа
1992 года по 2 августа 1993 года.
Нормы Основ "перекрыты" нормами нового Закона, за единственным исключением:
ст. 141 Основ предусматривала возникновение смежного права на видеозаписи.
Сохраняются ли ныне эти особые права на видеозаписи, созданные в период
действия IV раздела Основ, остается неясным.
В настоящее время сохраняют свое значение нормы ст. 140 Основ об охране
служебных произведений (см. п. 16 комментария к ст. 14).



<<

стр. 6
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ