<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ









13 растерянность
























14. восторг

























15 уверенность
























16. вдохновение
























17. угнетенность
























18 споюйствие
























19. смггение
























20. раздвоенность

























Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на сегодняшнее состояние (актуальное) и на потенциальное (желаемое) состояние (см. таблицу на след. странице).
Выраженность чувств может быть оценена по 10-балльной системе: 10 — максимальное выражение, О — минимальное.
Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому решить задачу фиксации чувств другого человека, определить выраженность разных чувств в его окружении — составить своего рода карту эмоционального окружения.
Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью
Работа с модальностью «я могу», по нашему мнению, является необычайно важной. Она должна начинаться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий — это составление списка актуальных возможностей (CAB). Он строится как продолжение незаконченных предложений: «Я могу...»
Затем выясняются возможности человека в анализе межличностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа — направление продолжения незаконченных предложений через образец задает психолог. Например: «Я могу узнать, когда люди...», «Я могупонять, когда люди...», «Я могуповерить, когда люди...», «Я могу разобраться в том, когда человек...», «Я могу представить себе, что люди...». Материалом для построения незаконченных предложений служит содержание психологической задачи, которая решается в ходе интервью.
llpiKTI'miK ЗЩШ И ICilHIt ШИН» ШИШШТООГ» ШСрИИрШШИ
При работе с модальностью «Я хочу» психолог может использовать идентификацию желаний с помощью списка желаний и последующего обсуждения их реалистичности.
При работе с идентификацией модальности Я-кон-цепции психолог может прибегать к приемам, описанным в виде следующих упражнений:
1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему?
2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи?
Почему?
В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-концепции другого человека, возможность переживать источник этой динамики.
Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее потенциальных возможностей можно исследовать с помощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обоснования своего воздействия на себя и на другого человека.
Применение этой методики в практике консультирования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и переживают воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характеристик своего внутреннего мира. Это исходная позиция в применении этой методики и ее интерпретации с точки зрения консультирования взрослых.
Остановимся на ней подробнее.
Исследование Я-концепции как обоснования воздействия на другого человека
Инструкция: Отметьте 10 баллами то суждение, которое в большей степени отвечает вашему мнению, а 0 баллов — за суждение, которое в минимальной степени отвечает вашему мнению, другие варианты ответов — 9,8,7,6,5,4,3,2,1, используйте по необходимости выразить свое отношение к суждению.
1. Можно увидеть развитие человека по его поступкам.
2. Развитие человека проявляется в его намерениях, и его желаниях.
3. Развитие человека проявляется в том, что он делает.
4. Развитие человека можно определить по его речи.
5. Развитие человека можно определить по его отношению к другим людям.
6. Только в отношении к себе можно увидеть развитие человека: каким он себя считает — это и говорит о его развитии.
7. Развитие проявляется в успехах человека — чему он научился, в сравнении с тем, что когда-то умел.
8. О развитии человека говорит сложность его мыслей.
9. Развитие человека проявляется в его знаниях, эрудиции.
10. Развитие человека проявляется в его совести.
11. В каждом человеке от рождения заложены способности, они и проявляются в ходе его жизни.
12. Человека делают человеком обстоятельства его жизни.
13. Человека всегда можно воспитать и сделать из него настоящую личность.
14. Еще никому не удавалось переделать природу человека— он будет таким, каким создан.
15. В каждом человеке есть силы для саморазвития, им не надо мешать.
16. Человек сам может влиять на свое развитие.
17. В человеке есть все для развития, только надо создать для него соответствующие условия.
18. Все зависит от того, чего человек будет хотеть, — это и определит его развитие.
19. Только знания могут определить развитие человека.
20. Человек должен знать себя — в этом его развитие.
21. -Каждый человек немножко ненормальный с точки зрения других людей.
22. Все люди разные— нормы быть не может.
23. Нормальный человек тот, кто отвечает за себя и за Других.
24. Нормальный человек — это тот, кто делает все, как все люди.
25. Нормальный человек — это тот, кто может жить с другими и не приносить им вреда.
26. Нормальный — всегда средний человек, он всегда делает все не хуже и не лучше других.
27. Нормальный человек — это тот, кто может отвечать перед законом.
28. Если у человека здоровая психика, то он нормальный.
15 Абрамова Г. С.
llpamitcm защш li кишб tikihi шшшичесшо шфпироааши
29. Нормальный тот, кто может учиться, кто может усваивать знания.
30. Нормальный человек владеет собой.
31. Мне проще показать, что надо делать, чем объяснять.
32. Мне проще объяснить, что надо делать, чем показать.
33. Мне проще показать и объяснить, что надо делать.
34. Всегда вмешаюсь, если при мне что-то делают неправильно.
35. Никогда не вмешиваюсь, если кто-то что-то делает неправильно, пусть учится на своих ошибках.
36. Научиться на своих ошибках можно, на чужих — нельзя
37. Лучше, если тебе посоветуют, как надо делать.
38. Лучше самому решать, как надо делать.
39. Хорошо, когда тебя учат, исправляют то, что ты сделал неправильно.
40. Хорошо, когда ты сам исправляешь свои ошибки, понимаешь их.
41. Я не люблю, когда мне говорят обо мне, о моих качествах как человека, все хорошее и плохое я знаю сам.
42. Я люблю поговорить о себе даже с незнакомыми людьми.
43. Терпеть не могу, когда учат, как жить.
44. Не люблю, когда меня жалеют.
45. Я прислушиваюсь к советам других людей.
46. Я нуждаюсь в жалости других людей.
47. Мне кажется, что от каждого человека можно чему-то научиться.
48. Невыносимо, когда курицу учат яйца.
49. Людей нужно слушать, а делать по-своему.
50. Есть смысл делать по совету, если это совет умного человека.
51. Я считаю себя сложившимся человеком.
52. Думаю, что большинство моих качеств уже сформировались, они будут неизменными в дальнейшей жизни.
53. Я считаю, что может измениться взгляд на мир, например, от потрясения, а так уже все сформировалось.
54. Думаю, что у меня еще есть возможность измениться, но это будет зависеть от тех обстоятельств, в которых я буду жить.
55. Думаю, что смогу измениться, если меня к этому вынудят.
56. Я считаю, что человек должен меняться всю жизнь, он сам определяет свое изменение.
57. Наверно, со стороны будет лучше заметить: в чем человек меняется, а в чем — нет.
58. Мне кажется, что изменение будет происходить естественно, как старение.
59. Лучше, если человек не меняется, он остается самим собой.
60. Могут измениться знания, привычки, но в целом человек не меняется.
Ключ к методике: 1,11,21,31,41,51 — 10 баллов, т. е. сумма = 60 баллов, это оценивается как совпадение с ключом, любое несовпадение оценивается 0 баллов. Максимальное число раскрывается следующим образом: осознание своей открытости к воздействию других людей, признание ценности другого человека, ориентация на объективные критерии нормы психического развития, стремление к изменению образа Я, признание автономности личности, ориентация на сложные социальные критерии развития человека. Минимальное число баллов — 0 баллов: осознание закрытое™ к воздействию других людей, признание ценности себя, ориентация на субъективные критерии в понимании нормы психического развития, неизменность образа Я, зависимость развития от других людей, ориентация на простые критерии развития человека.
Промежуточные характеристики Я-концепции могут быть составлены с использованием следующей таблицы факторов:
фактор 1 (1—10) развитие другого: сложный и неоднозначный критерий развития человека — простой и однозначный критерий развития человека,
фактор 2 (11—20) представление о развитии человека: сложное представление о механизмах развития человека — простое представление о механизмах развития человека,
фактор 3 (21—30) использование представлений о норме психического развития: использование критериев нормы психического развития — создание критериев нормы психического развития,
фактор 4 (31—40) представление о воздействии на другого человека: ответственность — безответственность, 15*
фактор 5 (41—50) воздействие на меня другого человека: значимость других — незначимость других.
фактор 6 (51—60) мое развитие: признание автономности личности и механизмов самоактуализации — непризнание автономности личности и механизмов самоактуализации.
Выполнение заданий на идентификацию Я-кон-цепции дает возможность, по нашему мнению, пережить психологу состояние другого человека, который в ходе интервью встречается с необходимостью структурирования своей психической реальности с помощью средств, предлагаемых психологом.
Возможность использования различных методик при организации интервью определяется профессиональным осознанием для психолога роли и места результатов работы по этим методикам в общей структуре интервью.
Пятый этап интервью предполагает возможность использования приемов воздействия, напомним уже описанные: пересказ, демонстрация приема воздействия, составление индивидуальных правил и программ, письмо психолога другому человеку, библиоте-рапия повторного приема.
Упражнение «Письмо ясихвжа»
Напишите несколько писем, выбрав возможные адресаты из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:
1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).
2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.
3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.
4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.
5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.
6. Девочке (13 лет), которая очень красива.
7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.
8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.
Яршпщ» нщш и ктт нти тшттт тцшцтт_____
9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.
10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее уже на пределе.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. Наметить перспективы адресата.
Вопросы к зачету
1. Какому виду психологической помощи принадлежит такое рефлексивное переживание психолога:
— Наконец-то я понял, что он от меня хочет.
— Боже, ничего не понимаю...
— От этого человека все можно ожидать.
— Мы еще посмотрим, кто—кого...
— Да, а еще говорил, что он нормальный человек.
2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:
— Что это он пытается сказать?
— Надо проверить, правильно ли я поняла...
— Такое в моей практике уже встречалось...
— И он меня еще учит жить.
— Что же он от меня хочет...
— Как же его остановить?
— Неужели я ему еще не надоела?
3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова:
— Вы мне об этом уже говорили.
— Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать.
— Естественно, по-другому это и понять невозможно.
— Что вы, что вы, я знаю, что говорю.
4. Кто из участников консультирования:
— может и должен сопротивляться давлению другого,
— может и должен прояснять свою точку зрения до конца,
— может и должен слушать другого человека,
— может и должен сдерживать свои чувства,
— может и должен учитывать чувства других людей,
— может и должен сориентироваться на изменение ситуации.
5. Какое из рефлексивных переживаний принадлежит психологу, а какое — интервьюируемому:
— Когда же лечить начнут?
— Кажется, понимаю, о чем идет речь!
— Что это она заставляет меня повторять эти истины?
— Когда же она закончит ходить по кругу?
— Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!
6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента:
— Раз в жизни выговорился!
— Знал бы я...
— Психология — вредная вещь.
— Это не для меня.
— Что-то я, кажется, ничего не понял!
— Я-то все понял, все понял, а вот она...
— Что я наговорил?
— Всю душу вымотала!
Приложение к практикуму
Как им пользоваться
В приложении представлены два относительно самостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».
Общая идея, которая объединяет эти тексты, состоит в том, что все они позволяют человеку, работающему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.
Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.
Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов является способ опосредованного представления качеств психической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полилога, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психической реальности. Напомним, что эти свойства позволяют
как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.
Предлагаемые читателю тексты приложения и выполняют эту роль — в предметной (текстовой и графической) форме выделяют разные параметры в топологии субъективного.
Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.
«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многозначности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафиксировать для участников взаимодействия наличие нескольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по правилам, соответствующим свойствам предмета взаимодействия, ввести понятие ответственности, а также обсуждать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов.
Одновременно через работу в категории сказки можно показать человеку (на содержании его индивидуальной истории) возможные, в том числе и возможные альтернативные, пути движения в логике его событий.
Фактически этот текст можно использовать на этапе выработки альтернативных решений с целью расширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодействия. Текст может читаться индивидуально или обсуждаться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тексту вызвать у них переживание многозначности качеств психической реальности через появление в сказке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.
Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психической реальности у человека есть возможность посмот-
Др| ищвдк «мхи, itciipm» « ирин
реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психологического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры организации психической реальности.
«Со мною вот что происходит» — этот текст представляет собой рефлексивные монологи людей, переживающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезапно (для себя) обнаруживает их присутствие и амбивалентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случайные или вредные качества.
В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирующих динамичность (логику, в первую очередь) событий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкретного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризисные периоды их развития).
Применение этих текстов в практике психологического консультирования показало, что они дают возможность приблизиться к решению важнейшей задачи психологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психической реальности.
И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок
Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интереснее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.
глава 1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК:
Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось.
Трудно было представить себе, что когда-то лошадки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было.
Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?
Зачем надо было тратить силы и время на то, чтобы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...
Танцующие лошадки — это так красиво, это похоже на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.
Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошадиный. Как в сказке...
Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, людям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возможностей. Вместе с человеком они преодолели свое неумение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее.
Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.
Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.
Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее читаешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.
Но самое главное волшебство сказки раскрывается тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.
Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то
Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин
попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или бабушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.
Тебе хотелось бы опередить события и скорее узнать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страницы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со сказителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.
глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК...
Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя карту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои правила волшебства, свой порядок.
Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до конца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хорошо кончается. Сказки не бывают грустными.
Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе немного расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отношение к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понимаем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начинает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали правила.
Цнтт » цтцщ
Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n » шрщп
Карта сказки
1. Предписание или запрет 11. Победа героя
2. Нарушение предписания 12. Возвращение героя
3. Вредительство 13. Прибытие домой
4. Отъезд героя 14. Ложный герой
5. Задача 15. Трудные испытания
6. Встреча с дарителем 16. Беда исчезает
7. Волшебные дары 17. Узнавание героя
8. Появление героя 18. Ложного герояизобличают
9. Появление злодея 19. Наказание злодея или запрет
10. Борьба героя и злодея 20. Свадьба
Через этот свой поступок герой обнаруживает свою собственную жизнь, ему приходится думать над ее устройством и переустройством, ведь ему стало плохо — произошло вредительство, которое нарушило течение его привычной, устроенной и понятной жизни. Ему приходится менять место своего жительства, менять весь распорядок своей жизни — отъезжать.
Отъезд дает герою шанс построить свою жизнь как бы заново, найти свои новые возможности, уточнить свои жизненные задачи. Происходит это при встрече с другим человеком, в сказке — это даритель, который приносит волшебные дары. Дары — это такие предметы, которые помогают герою лучше узнать себя, свои возможности. Это новое знание позволяет ему иначе понять себя, как бы увеличить свои силы для устройства жизни.
Герою силы очень нужны, ведь его ждет появление злодея — того, кто хочет отнять у него все: силу, удачу, красоту, здоровье, дом, любимого человека. Вот и начинается борьба героя и злодея.
В этой борьбе каждый из них показывает все свои качества. Конечно, герой проявляет себя с лучшей стороны, и борьба заканчивается его победой.
Герой-победитель возвращается в свой дом. Как бы начинает свою жизнь заново, но дом за время отсутствия изменился, в нем появились другие люди, ложный герой среди них. Этот ложный герой, как тень, как второе Я героя, он внешне похож на него, а на самом деле по своим качествам совсем не такой, как герой.
Приходится пройти через трудные испытания, чтобы все люди, да и сам герой, снова узнали истинные качества друг друга. Когда это случается, беда исчезает, все заново узнают друг друга, герой сказки начинает занимать то место, которое он должен занимать по своим качествам и умениям.
Ложного героя изобличают, злодея наказывают — жизнь становится настоящей, в ней все принимает тот вид, который можно назвать жизненным порядком. И все начинает стремиться к лучшему, это лучшее бывает в человеческой жизни только там, где есть любовь, где люди понимают друг друга — так в сказку приходит свадьба. Вместе со свадьбой надежда, вера и любовь как главные свойства человека, которые помогают ему в устройстве и переустройстве жизни.
Слушатель сказки и ее рассказчик — сказитель, оба понимают, что все должно закончиться хорошо. Сказитель смеется над трудностями героя и одновременно сочувствует ему, слушатель замирает от страха за судьбу героя, но одновременно уверен в его возможностях.
У слушателя сказки появляется шанс прожить вместе с героем как бы две жизни: жизнь героя и свою собственную. Это — главное волшебство сказки.
Сказитель своим отношением к герою, своим сочувствием ему помогает понять слушателю, что герой сказки справится со своей жизненной задачей. Сказитель интонацией поддерживает в слушателе веру в хороший конец сказки. А слушатель, следя напряженно за событиями, понимает, чувствует, что его не путают, не стращают, а наоборот, подбадривают, дают новые силы, дают уверенность в себе, в своих мыслях, в своих чувствах.
Да, в сказке все происходит понарошку, все как бы не на самом деле, а человек, прослушав сказку, изменяется. Значит, он чему-то научился! Чему?
Сказка научила человека различать то, что происходит на самом деле и то, что человек сам придумал. Она как бы сказала ему, — да ты и сам это слышал от сказки: «Не бойся, выдумывай, пробуй свои силы, выдумывай доброе, а не злое, и тогда у тебя все обязательно получится».
Сказка говорила: «Ты человек, ты можешь создавать мир таким, каким захочешь. Если ты будешь знать
и любить все, что тебя окружает, ты принесешь себе и людям добро и счастье».
Сказка не заставляла, не требовала, не просила, она только намекала, рассчитывая на чуткое ухо...
В сказке надо услышать и понять, что Доброта и Красота живут в самом человеке. Он сам может это в себе открыть и сохранить, а она, сказка, поможет поддержать уверенность в обязательной победе Добра и Красоты. Такой в мире сказки порядок... Такой порядок в жизни хотела бы сохранить для тебя и для всех людей сказка.
Обижая друг друга, мы говорим иногда: «Не рассказывай сказки...» Сказка— вымысел, но не ложь. Сказка — выдумка, но не случайная... Сказка — мечта, сказка — праздник, сказка — идеал, сказка — подарок нам из прошлого, сказка — наш подарок в будущее... Оставляя себя без нее, мы словно остаемся без времени, вне времени жизни людей, уже живших на нашей земле.
Попробуй сам сочинить сказку, двигаясь по карте. Думаю, что у тебя получится. Как обычно начинаются сказки: «Жили-были...» Вот тут уже время найти и слушателя для твоей сказки. Пусть их у тебя будет больше...
глава 3. подарок ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ПОРЯДОК
Думаешь, что здесь нарисовано? Конечно, выдумки. Таких зверей не бывает. Ты и сам это знаешь, потому что... А вот теперь продолжи это предложение:
«Я знаю точно, что таких зверей не бывает, потому что...»
Какой ответ у тебя получился? Может быть, один из этих: «...потому что их никто не видел», «...потому что такого вообще не бывает», «...потому что это неправда». Но скорее всего, у тебя какой-то свой ответ, я его не смогла угадать, ведь это твой собственный ответ, твоя собственная мысль.
Именно они, твои мысли, помогают тебе понимать то, что происходит на самом деле, и то, что происходит с тобой самим. Они как бы позволяют разделить настоящее и выдуманное тобой. Если хочешь, то можно сказать и так: разделить быль и сказку.
Человеку надо знать о существовании этого разделения, чтобы находить общий язык с другими людьми.
Про ташрщш mw, ienopnn » тщп
Без них — других людей, другого человека — наша собственная жизнь была бы практически невозможна.
Представь, как трудно понимают друг друга люди, если перед ними один и тот же предмет, например, чайное блюдце... Один человек его и видит таким— посудой, которой нужно пользоваться как посудой. А д-рутой увидел в нем озеро и уже населил его русалками, водорослями... Как трудно им будет договориться.
Но на помощь приходит подарок, который есть у всех нас, подарок, которым мы пользуемся ежедневно и часто не замечаем его ценности, — это наш родной язык. С его помощью мы можем привести мир, окружающий нас, и наш внутренний мир в порядок.
Как это делается? Называя чайное блюдце именно так; а не иначе, мы отделяем его от столовой тарелки, от супницы, от пиалы, подноса... Если мы сейчас назовем одно несуществующее животное АЯ, а другое — ЯА, то тоже отделим их друг от друга и от других предметов и явлений, свойств... Только вот надо договориться, хотя бы с самим собой, какое из животных АЯ, а какое — ЯА. Решил уже?
Словами человек выражает известное ему отличие одного предмета от другого. Когда люди узнают что-то новое, они придумывают для этого и новые слова. Сейчас, наверное, слова рефлексия, апперцепция, интерференция для тебя ничего не значат, но, когда ты будешь изучать устройство внутреннего мира человека, эти слова наполнятся для тебя содержанием и будут помогать думать о свойствах всех людей и о своих тоже.
Когда дети маленькие, они часто выдумывают свои слова, обозначая ими схожие свойства предметов, часто это бывает очень весело. Даже взрослые люди — ученые, писатели, поэты — не забывают этого, и у них тоже рождаются новые слова, а эти слова начинают употреблять и другие люди.
Называя предмет его именем, мы отличаем его от других и одновременно объединяем со сходными предметами. Ваша кошка не мышка, она похожа на всех кошек, но если ей дать ее имя, то оно будет только у нее и, конечно, будет ее главным отличием от всех других кошек. А ты как думаешь?
Назвать вещи своими именами — это трудная задача. Чтобы с нею справиться, надо точно знать те свой-
ства вещей, предметов, которые делают их непохожими на другие вещи, предметы, но одновременно придают им одинаковые для всех людей, которые будут пользоваться этими названиями, свойства.
Чем больше человеку известно свойств предмета, тем труднее бывает его, этот предмет, назвать, выделить его самые главные свойства, без которых предмета как будто нет.
Вот этот предмет назвать просто, правда? Это (.) — точка. Да, это точка, если мы так назовем изображение, ограниченное на плоскости пятном черного цвета. Но если мы добавим еще несколько свойств, например, таких: 1) это уменьшенное изображение животного, 2) это одушевленный предмет, 3) это животное... то, добавляя еще свойства, можно превратить точку в слона. Если ты будешь это делать, то предупреди художника, слон, наверное, займет больше места в книге, чем точка. Слона можно нарисовать
Но мы-то с тобой знаем, что это один и тот же слон, только мы, т. е. ты, сумел увидеть его точкой, великаном и очень маленьким слоником. Чтобы тебя лучше поняли другие, пришлось всем сказать о тех превращениях слона, которые ты осуществил в своем уме сам.
Твой порядок, твои правила понимания слона можно рассказать другим, т. к. ты сам их понял, сам придумал и сам выразил в слове.
Слова помогают человеку узнать свойства предмета, даже не прикасаясь к нему, даже не видя на самом деле этого предмета. Так происходит в сказке. Слушаешь ее и не знаешь, какие еще события будут, какими еще себя проявят ее герой и злодей, что они еще придумают... что о них еще придумает сказочник...
Но сказочник придумывает по правилам сказки, поэтому не страшно следовать за ним. Можно угадывать, чем все дело кончится, а, как известно, конец всему делу венец.
Не страшно, если можно, хотя бы немного угадать то, что будет. Там, где есть порядок, и он тебе известен, страха нет, ты чувствуешь себя уверенно. У тебя все в порядке, все получается. Это действительно подарок для всех — порядок, или, как еще говорят, гармония. Все на своих местах, никто никому не мешает, все всех и все понимают.
Др| тцщп шиш, itCHpm» » ищи
Такое бывает только в сказке, в конце сказки, когда зло наказано, а добро торжествует.
Но не успела кончиться одна сказка, приходит время для другой, все начинается сначала. Кто-то нарушил порядок, нарушил запрет, и его ждут чудеса и неожиданности... Но все вернется на свои места. Каждый человек думает, что он не такой, как все, но через испытания он понимает, что главное в жизни и есть то, чем кончаются все сказки. Ты уже знаешь, что это.
глава 4. О ТОМ, ПОЧЕМУ СКАЗКИ НЕ СТАРЕЮТ...
Новую сказку придумать очень трудно. Что бы ни придумал, а все уже было... Такое впечатление, что все в жизни людей повторяется и ничего не меняется. Это впечатление возникает еще и потому, что в сказках разных народов мира много похожих сюжетов, много похожих событий.
Этому есть много объяснений. Мне по душе такое:
в жизни каждого человека есть общие для всех людей события — рождение, учение, встреча с Добром и Злом, переживание своей силы и бессилия, встреча с любовью, приближение смерти, смерть. Вот об этих-то событиях и говорят сказки, конечно, каждая своим языком. Они напоминают человеку о порядке в его жизни, о гармонии. Сказки как бы показывают человеку, что при всех временных отступлениях от порядка жизни, при собственных усилиях человека, при его воздействии на собственную жизнь она все равно войдет в русло. Победа над хаосом, над разрушением жизни неминуема. Сказка возвращает человеку оптимизм, оберегает этот оптимизм даже в самые трудные времена его жизни. Наверно, поэтому с такой любовью и нежностью смотрят люди на танцующих лошадок — они в них видят и свои возможности в преодолении трудностей. Люди хотят сохранить сказки и ставят памятники сказочным героям, рисуют их, лепят, вырезают... Придуманная жизнь сказочных героев переплетается с настоящей жизнью живых людей. Сказочные герои, утверждая своими победами добро, помогают людям сохранить силы для борьбы со злом.
А зло многолико, у него тысячи и тысячи лиц, которые сливаются в одном лице хаоса, разрушения, беспорядка, бессмысленности, бестолковщины. Зло и
непонимание, зло и разлад, зло и холод, их много, слов, стоящих рядом с этим словом — зло.
В сказке и в жизни зло похоже тем, что оно появляется в виде добра. Оно как бы добро. Надо, чтобы случилось что-то ужасное — нарушился порядок жизни, чтобы проявилось истинное лицо зла. Зло — это вред, боль, разрушение, ложь, воровство. Все злое, сделанное с целью изменить, разрушить порядок жизни человека. Боль и зло — они рядом, вместе. Преодолеешь боль, победишь зло. Вот и собирается с силами герой сказки, вот и собирается с силами человек, встретившись со злом. Для борьбы нужны силы.
Где их черпать? Где взять силы для борьбы со злом? Говорят, что в вере, в вере, утверждающей неизбежную победу Добра над Злом. Неизбежную победу! Разве не об этом говорят все старые-старые сказки и все новые-новые сказки? Да и твои сказки тоже?
Встречаясь в жизни с многоликим злом, разрушающим злом, разрушающим порядок его жизни, человек сопротивляется злу. Весь опыт сопротивления, все победы, которые люди одержали и могут одержать над злом, они сохранили в сказках. Передавая сказку от человека к человеку, — из уст в уста, согревая ее своими интонациями, люди как бы говорили друг другу:
«Не бойся, не бойся, жизнь прекрасна, каждому в ней есть место, надо знать это и искать его; тогда все будет в порядке, и ты поймешь главное для себя и сумеешь навести порядок в своей жизни». К сказке стоит прислушаться, как ты думаешь?
Со мною вот что происходит...
Эта книжка для детей и взрослых, для совместного чтения и чтения наедине с собой. В ней автор говорит с читателями о кризисных возрастных периодах, которые есть в жизни каждого человека. Текст книги представляет собой письма детей и взрослых друг другу и их письма самому себе. Главная задача автора — способствовать развитию понимания между людьми разных возрастов, между взрослыми и детьми.
Со нюи ш т пришит...
От автора — читателям, детям и взрослым
«Дорогие читатели, спешу сообщить вам о том, что все в жизни меняется. Эту старую новую истину мы все прожили и переживем еще не однажды. Все меняется быстро или медленно, иногда очень быстро, а иногда очень медленно. Психологи, изучая человеческую жизнь, обнаружили существование в ней кризисных периодов, когда изменения в самом человеке происходят очень-очень быстро. Иногда так быстро и в неожиданном направлении, что это даже пугает окружающих, да и у самого человека вызывает много неприятных переживаний.
В детстве такие кризисные периоды обычно связывают с периодом новорожденности, с возрастом одного года или чуть более, с тремя годами, а также с шестью-семью годами, затем следует знаменитый своей известностью кризис подросткового возраста, а потом, примерно через семь лет, человек, уже взрослый, переживает кризисы.
Все эти отрезки жизни, так непохожие внешне (сравните поведение трехлетнего и взрослого!), очень похожи по тем изменениям, которые они вызывают. Что же меняется в человеке, в его внутреннем мире? Можно ответить одним предложением, очень кратко — человек узнает свои новые качества, свои новые свойства, как бы узнает о себе новое. Меняется сам, а значит, приходится изменяться всему, всем, что и кто его окружает.
Человек узнает свои новые физические возможности — знакомится со своим телом, учится жить с ним — растущим, а потом естественно стареющим.
Но самое главное — человек открывает в себе свой внутренний мир как только ему принадлежащие мысли, чувства, желания, возможности, он обобщает их в представлении о себе, о своем Я и своем НЕ-Я, так он учится жить в ладу с самим собой и с другими людьми.
Научиться этому совсем не просто — каждый человек в чем-то противоречит другим людям, в чем-то не согласен с самим собой. Эти противоречия обостряются в кризисные периоды, делая отношения человека к себе и к другим людям особенно сложными. Именно в этой противоречивости и сложности рож-
даются новые качества самого человека, его новые знания о других людях — он учится жить.
Хотелось заглянуть в переживания людей во время кризисов, посмотреть на мир их глазами, а также увидеть то, что происходит, с точки зрения других людей. Показалось, что жанр письма был бы здесь более уместен, чем какой-либо другой. Вот эти письма...
глава 1. ненаписанные ПИСЬМА
(Из хроники жизни младенца)
Письмо 1. (Всем)
«Мне уже два месяца, сегодня я увидел, что кроме меня, в этом мире есть вы — другие люди. Я очень обрадовался, я смотрел вам в глаза, пытался поговорить, тянулся к вам руками и даже ногами. Я очень хотел вас любить. Я уже люблю вас.
Любовь такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. Это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Она ведь меня простила? Я не хотел, я не знал, что делал больно, я думал, что это тоже любовь.
Когда я закрываю глаза, вы исчезаете, и мне некого любить. Я должен тут же открыть глаза, чтобы вы были. Без вас я могу любить только себя — вот мои пальцы, пятки, а это что такое во рту? Соска! Придется выбросить. Вот это уже интереснее, видимо, это мои волосы, почему-то больно... Что это упало мне на глаза? Это же мои руки!
Если попробовать убрать, то сразу видно маму, а если еще раз закрыть рукой глаза... О, да это замечательная затея. Игра в «ку-ку» — это то, что надо, для того чтобы обнаружить не только для себя вас, но себя для себя. Не держите мои руки, не закрывайте мои глаза надолго, а то мне страшно — вдруг я больше не найдусь... Нашелся, я нашелся, да и вы тут.
Что это вы от меня хотите? Я уже показывал зайца, я уже приносил мишку. Еще раз? Ладно, принесу! Еще? Ну нет, не буду, не буду вас слушаться!
Я сам себя буду слушаться, я ручки спрячу и не буду, не буду, не буду...
Вы недовольны? Вы думаете, что я не слушаюсь. Правильно, правильно, я вас не слушаюсь, а себя я слушаюсь. Я уже знаю, что я есть, что у меня есть не только руки-ноги-голова, но и в голове что-то...
Cl ми» ill ив пришит...
Точно не знаю, как это называется, но оно говорит мне: «Не слушайся других, а слушайся себя»...
Не бойтесь, я только недолго не слушался. Вот я уже снова с вами и я снова ваш, а вы мои. Я только хотел вам показать, что я — часть вас, я сам, я отдельный, у меня могут быть и есть свои желания, просто я не всегда могу их выразить.
Что с вами происходит? Вы всегда все знаете, все можете угадать. Поразительно... Я наблюдал за этим, сначала радует то, что вы все знаете, но очень быстро вы становитесь грустными, скучными. Если происходит уже известное для вас, то вы редко смеетесь. А я так люблю смеяться!
Что если попробовать вас рассмешить? Например, так:
— Ава-мяу!
Почему вы не смеетесь, ведь так не бывает. Собаки не мяукают. Поняли, заулыбались, и мне стало веселее, да и сил прибавилось. Теперь не только я делаю то, что вы хотите, но и вы делаете то, что я придумал для вас. Мы стали понимать друг друга, мы стали изменять друг друга.
Но как это трудно, управляться с такими большими, как вы, — не выразить то, что я от вас хочу. С языком у меня еще плоховато, вот после двух лет, говорят, будет проще.
А пока приходится иногда и пореветь, и даже на пол упасть, чтобы вы — другие люди — поняли, чего я от вас хочу. Хочу немного — любви и радости.
Письмо 2. (Ответ единственному)
«Как мы тебя ждали и уже любили. Я думала, что все мои чувства и мысли изменятся — так и произошло. Но сколько хлопот свалилось на меня, нет ни сил, ни времени прислушаться к себе, да, порой, и к тебе — стирка, уборка, бессонные ночи... Устаю очень...
Я себя не оправдываю, это очень трудно сразу привыкнуть к тебе. Ты какой-то незнакомый и родной одновременно, то улыбаешься даже во сне, то кричишь неизвестно почему и так трудно тебя успокоить. Вчера вот вздумал кусаться... С чего бы это? Я даже испугалась и никому об этом не сказала.
Нашел себе занятие: рассматриваешь свои ручки, ножки, за волосы тянул себя и кряхтел смешно при этом. В прятки со мной играешь и уже не слушаешься. Скажу тебе, что в этом мало для меня приятного, ведь я должна тебя всему научить. Как же я это сделаю, если ты уже меня не слышишь, да еще и смеешься при этом.
А упрямый! Ни за что не сделаешь то, что не хочешь. Даже вопить начинаешь и ногами раз топал. Умные люди уже советовали шлепать тебя, да не могу — жалко. Но ведь недаром говорят, что детей надо учить, пока поперек лавки лежат... А ты уже вон какой большой — скоро полтора года будет, уже шутить научился. Не любишь, когда я грустная, да я не грустная, не бойся, я просто устала... Что ты еще от меня хочешь? Да, этот разговорчик только я могу понять. Вот бы записать все эти твои: «ти, ту... ав...» Нужен был бы переводчик с детского на взрослый, но ничего, справляемся пока сами...
А, ты хотел, чтобы я взяла твою собачку и одела ее. Я так и сделаю...»
глава 2. «Я ЖЕ ВАМ ГОВОРИЛ»
(Из хроники жизни каждого трехлетки и чуть старше)
Письмо 1. (Самому себе)
«Вот уж действительно такие слова. Я на самом деле говорил, а они — другие — ничего не поняли. Я и молчал, и плакал, и даже орал и упирался, а они — Другие — ничего не поняли. Понять-то было просто — я хочу делать так, как я хочу, а не так, как они хотят. А сердиться здесь нечего. У человека есть его желания, он же чувствует, как они в нем живут, как они его заставляют говорить: «Я сам!» Это они и меня заставляли делать, сопротивляться им очень трудно, да, признаться, и не хочется.
Когда чувствуешь, что можешь делать сам, что хочешь делать сам, что сам думаешь, о, это непередаваемый восторг. С тобой случается столько всего невероятного — начинаешь говорить, начинаешь думать о том, что говоришь, начинаешь разговаривать сам с собой — советуешься даже с собой. Я — это очень
И miii lit т »рнс»ц»т...
интересно и занятно. Это даже можно назвать — «Я», «мне», «мое», «хочу», «не буду», «могу», «не могу»... Очень увлекательно! Как не поговорить об этом с другими, жаль, что опять не всегда они меня понимают, словно не слышат.
Приходится им об этом попроще говорить, даже пореветь и посмотреть, что они будут делать. Помогает, правда, не всегда. На стороне других больше силы — могут схватить и потащить, даже если очень не хочешь...
Но мама понимает, когда я для нее реву, а когда для себя. Как ей это удается? Я-то знаю, для кого я реву, даже ору... Как вот она догадывается? Никогда мне об этом говорила, да я и не спрашиваю — забываю, наверно...
А недавно сочинять начал — стихи сами получились, я даже не ожидал. Интересно, что еще я могу выдумать...
Вот и прыгать научился, и по горке лазаю, руками могу цепляться, а могу и без рук. Это я сам могу...»
Письмо 2. (Самой себе)
«Не справляюсь с трехлетним! Ничего не слушает! Я плохая мать, я ничего не понимаю, ничего не умею. Стыдно перед людьми за его капризы, упрямство, бешенство какое-то. Как его такого любить!
С ним в люди выйти стыдно — опозорит своим непослушанием. Весь в папочку, тот тоже упрямец порядочный... Что мне с ним делать, неужели это никогда не кончится, есть же дети как дети... Неужели в нем ничего хорошего нет! Что это я... Он же буквами и цифрами интересуется, раскрашивал вот дома рыбку, сидел ведь, сосредотачивался... А как музыку слушает... Что это я? Я же очень люблю его — упрямца родного, — вылитый он...»
глава 3. «могу ТАКОЕ СОЧИНИТЬ»
(Из хроники шестого года жизни каждого человека)
Письмо 1. (Всем-всем-всем)
«Вы не думайте, не думайте, не думайте, что все про детей знаете. Отдали нам игрушки, а сами в них .,, тоже играете. Кто вчера сказал, что его нет, а сам был 4/1
дома? Кто сказал: «Я тебя не люблю», — а потом обнимался?.. Мы же дети, играем только так: я говорю, что я еду, а сам знаю, что еду понарошку, ну, играю так... Я, когда говорю, что я — волк и кого-то съем, уже знаю, что я не волк и есть никого не буду... Это все не на самом деле... Вы же сами так все делаете: одну и ту же кошку как только не называете. Перечислять не буду, а то еще обидитесь или вы, или кошка... Конечно, играть очень интересно: можно быть сразу и взрослым и маленьким — кем захочешь. Можно все сразу выдумать, а можно выдумывать долго-долго, медленно-медленно, только бы захотеть... Я такое могу выдумать, такое... что никто не узнает — было это на самом деле или понарошку. Вы всегда говорите, что я вру, я даже не знаю, что это такое — я только выдумываю.
Мне надо выдумывать, иначе я не смогу понять, что на самом деле, а что понарошку...
Как я заметил, взрослые это тоже не очень хорошо знают, они не на все вопросы могут ответить... Вот я стараюсь задавать меньше — лучше сам придумаю, только потом не ругайте, что это неправда. Я еще не всегда понимаю, что такое правда, что такое «на самом деле было». Мне кажется, что на самом деле все, что происходит, зависит от меня, я — самый главный, даже луна ночью за мной ходит и тень моя за мной бегает, а я от нее прячусь. Что думают другие? Это я не всегда могу угадать — мне надо объяснять, я пойму. А вот то, что чувствуют другие, я тоже чувствую, мне бывает всех очень жалко и я думаю о смерти, как ее победить...
Я могу это выдумать, тогда я ничего не боюсь, и маму могу защищать, и сам становлюсь храбрым и мудрым...»
Письмо 2. (Для очень-очень узкого семейного круга)
«Он врет ! Кто его этому учил ?! Выдумывает все, что было и не было. Его разоблачаешь, а он только больше врет. Никакие наказания на него не действуют. Такой маленький, а уже испорченный. Это все телевизор, нет, причем тут эти мультики, среди них и ничего есть... Это все в детском саду они учатся, это влияние других детей!.. У нас же нормальная семья, мы же нормальные люди!
tl Mil» III ЧП Пришит...
...Вот ведь, врет и не краснеет, боже, какой стыд... И это мой ребенок! Говорили, его лупить надо. Мало его били, считай, что и не били совсем... А зря, зря!
Как же он в школу пойдет — посмешищем для всех будет — врунишка. Учителя любить не будут... что делать?»
глава 4. «лучше БЫТЬ...»
(Из хроники жизни подростков — очень кратко, очень критично, очень лично)
Письмо 1. (Себе от себя)
«Не узнаю себя — расту ежедневно. Все время хочется есть и спать. Презираю себя за эти прыщи, за эти руки, которые некуда девать, за эти так называемые ноги... Кто, когда говорил, что я симпатичный. Где этот человек? Нет его?
Отупел до неузнаваемости. Что помнил — забыл, ничего запомнить толком не могу, все путается. Да и логики ни в чем нет, особенно у этих взрослых — сегодня одно, завтра — другое. Не хочу о них — все врут и притворяются... Так хочется от них, от всех на необитаемый остров, хотя бы на недельку... Ничего ведь не понимают, ничего. Не хотел о них, да снова начал... Думают, что просто одному — один пропадешь. С ребятами нормально, даже хорошо, балдеем, расслабляемся, конечно, без них, без взрослых.
Быстрее бы вырасти, а то не знаешь толком, что еще от себя ждать, каждое утро надо с собой заново знакомиться.
Соображать вроде лучше начал, понимаю, что взрослые не всесильны. Так, грозят, прикидываются, — а сами всего боятся, да и ума у них... Я бы и то лучше делал, да и делаю кое-что уже.
Вот только любовь... выдумали ее, я запутался — уже и сам не пойму, что я от нее хочу, от этой любви. Еще говорят, что любовь и секс — это не одно и то же, как они понимают. Это только сам можешь понять, я так думаю... Да, тут еще все будущим пугают, что о нем надо думать... Я думаю, но как я могу думать о том, чего я не знаю, — бред какой-то... Как можно думать о том, чего нет, его только выдумать можно как фантастику...
Cl МШ» 111 НИ 1|1И1И1>1Т...
трудно придумать
Мы тут с ребятами пробовали — интересное. Бросили.
Да, мы уже взрослые, мы все можем, что и они, мы же тоже как они. Я вот думаю, что мы их настоящее зеркало, вот они нас и боятся, вот и говорят всякие глупости, грозят, да не боюсь я ничего — не маленький...»
Письмо 2. (Написано и отправлено без помощи почты)
«Я признаю за тобой право на ошибку и на неправильные ошибки.
Я признаю за тобой право на тайную и личную жизнь, если эта тайна не угрожает твоей жизни.
Я признаю, что могу тебя неправильно понимать.
Я признаю за тобой право не любить меня, но ты не можешь отнять у меня мою любовь к тебе.
Я признаю за тобой право на личную жизнь, на мои интересы. Я признаю за тобой право отвечать за самого себя и готова прийти тебе на помощь в принятии ответственных решений.
Я признаю, что ты знаешь и умеешь что-то лучше, чем я, но и я умею и знаю другое, чем ты, — мы могли бы обменяться... (письмо не дописано, оно заканчивается многоточием и следующими словами из стихотворения известного в домашних кругах автора:)
Все в мире кончается, Кончится детство — Оставит мечты и Дороги в наследство, Мечты окрыляют, Дороги уводят, По ним улетают, Бывает, уходят, Но, чтобы уйти, Улететь и умчаться, Нам каждому надо С чего-то начаться... С рождения, с дома, С любимого взгляда, С прощения, просьбы, Весеннего сада, С разлуки, с успеха, С руки подающей, С надежды — с семьи
Моей, нашей, живущей
В той точке земли, где
Дороги родятся, где
Дивные сны подрастающим снятся...
глава 5. «Быть взрослым...»
(Из хроники взрослой жизни — отдельные высказывания очень разных людей о жизни вообще)
— Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется;
— Я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь;
— Вот, говорят, что надежда умирает последней, я думаю, что ее давно похоронил;
— Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает...
— Я почувствовал, что стал взрослым тогда, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог.
— Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала...
— Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило — жизнь-то проходит.
1994, Брест
Содержание
О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ 3
§ 1 Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке 3
§ 2 «Данность» как методологическое понятие в современной психологии 11
§ 3 Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
т •рввессинадыая деятедьивсть гв
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОTPACЛЬ
психологической науки 48
§ 1 Понятие о психологической информации и способах ее получения …. 49
§ 2 Модель профессиональной деятельности практического психолога …. 60
§ 3 Понятие о социальном заказе на работу практического психолога … 67
§ 4 Понятие о психологической задаче и психологической помощи …73
§ 5 Методические основы решения психологических задач 80
ПСИХОДИАГНОСТИКА 91
§ 1 Методологические основы получения психодиагностических данных 91
§ 2 Получение психологической информации в работе психодиагноста 96
§ 3 Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи 106
§ 4 Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике 119
§ 5 Критерии эффективности практической работы психодиагноста 125
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
§ 1 Методологические основы организации психологической коррекции 141
§ 2 Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции 152
§ 3 Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции 159
§ 4 Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога 176
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
§ 1 Методологические основы психологического консультирования 186
§ 2 Интервью как основной метод психологического консультирования 198
§ 3 Индивидуальное консультирование 213
§ 4 Групповое консультирование 225
психотЕРАпия______________mb
§ 1 Психотерапия как профессия психолога 240
§ 2 Основные методы психотерапевтического
воздействия 249
§ 3 Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии 263
§ 4 Групповая психотерапия 272
§ 5 Проблема показателей эффективности
психотерапевтической и консультационной работы практического психолога 283
ПТтТГПД
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1СИХ1Л1ГА С ДРЕДСТАНТЕИМИ СМЕЖ1ЫХ РИЕССИН______ZB2
§ 1 Учитель (педагог) и психолог 292
§ 2 Психолог и юридическая практика 296
§ 3 Врач и психолог 298
§ 4 Социальный работник и психолог 302
«СИХШГИЯ В МЕТАШОРАХ И ВБРАЗАХ_________Ш
•||И!ыи!ЯгЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕВСТВОВАНИЯ
ВЗАИМВДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМ!
113 ОЯЫТА РЙБ8ТЫ1__________________341
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА_____________363
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
консультированию_________зей
Предисловие 367
ПЕШ
ПОНЯТИЕ 1 ПРАКТИЧЕСКОЙ 1СИХОЛОТИИ 1
„ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ______________ЗВВ
В
ппаи
т ТАКОЕ 1СНХ1ДОТИЧЕСКДЕ ШШЕШТНРОВШЕ? 374
Практические задания на освоение техники психологического консультирования 388
Как им пользоваться 455
Про танцующих лошадок беспорядок и порядок 457
Со мною вот что происходит 466
Учебное издание
Абрамова Галина Сергеевна
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
Компьютерная верстка:
А.С. Щукин
Корректоры:
Т.Л. Тимакова, М.И. Евсеева
Литературно-издательское агентство «Академический Проект» Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98. 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Гигиенический сертификат № 77.99.6.953.П.4044.7.99 от 05.07.99
По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО «Академия—Центр»:
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Тел.: (095 f 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092 E-mail: aprogect@mtu-net.ru
Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.02.01. Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 25,1. Тираж 5000 экз. Заказ № 106.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000— книги, брошюры.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий», 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.

<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ