<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал всякую всячину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь ответить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов
Каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа итогового показателя. Ключ для обработки результатов опроса. Ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. Ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем, следовательно, ярче выражена готовность человека к одобрению других, связанная с потребностью в общении.
296
Задание № 3. Определение направленности личности
Обычно выделяют три основных вида направленности личности: личную, коллективистическую, деловую. Личная направленность создается преобладание мотивов собственного благополучия, стремлением к личному престижу.
Направленность на взаимные действия — поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе.
Деловая направленность — это увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми навыками и умениями.
Направленность личности определяется с помощью так называемой ориентировочной анкеты. Прежде чем отвечать на нее, внимательно ознакомьтесь с инструкцией: на каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите среди них тот, который лучше всего отражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или отражает правду. Затем отметьте тот ответ, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее ценен для вас или менее всего соответствует правде. Подчеркните соответствующую букву.
Ориентировочная анкета
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает: А. Оценка работы. В. Сознание того, что работа выполнена хорошо. С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: А. Тренером. В. Известным игроком. С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А. Имеют индивидуальный подход. В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему. С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех из них, которые: А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны. В. Вызывают у всех дух соревнования. С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья: А. Помогают другим, когда для этого представляется случай. В. Всегда надежны и верны. С. Интеллигентны и у них широкие интересы.
297
6. Лучшими друзьями считаю тех: А. С которыми складываются хорошие взаимные отношения. В. Которые могут больше, чем я. С. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те, кто: А. Добился жизненного успеха. В. Может сильно любить. С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я бы хотел быть: А. Научным работником. В. Начальником отдела. С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил: А. Игры с друзьями. В. Успехи в делах. С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я: А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи. В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения. С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна заключаться в: А. Подготовке учеников к работе по специальности. В. Развитии индивидуальных качеств и способностей. С. Воспитании у учеников тех качеств, которые помогли бы им уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых: А. Недемократическая система. В. Человек теряет индивидуальность в общей массе. С. Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его для: А. Общения с друзьями. В. Для любимых дел. С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми. В. У меня работа, которая меня удовлетворяет. С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда: А. Другие меня ценят. В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы. С. Приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А. Отметили мое дело, которое я выполнил. В. Похвалили бы меня за мою работу. С. Сообщили бы о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я бы учился, когда преподаватель: А. Имел ко мне индивидуальный подход. В. Стимулировал меня на более интенсивный труд. С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства. В. Неуспех при выполнении важной задачи. С. Люди, ставящие себя выше других.
298
19. Больше всего я ценю: А. Личный успех. В. Общую работу. С. Практические результаты.
20. Очень мало людей, которые: А. Действительно радуются выполненной работе. В. С удовольствием работают в коллективе. С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу: А. Ссоры и споры. В. Отметание всего нового. С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы: А. Чтобы окружающие считали меня своим другом. В. Помогать другим в общем деле. С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно: А. Требовательно. В. Пользуется авторитетом. С. Доступно.
24. На работе я хотел бы: А. Чтобы решения принимались коллективно. В. Самостоятельно работать над решением проблем. С. Чтобы начальник признавал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу: А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми. В. О жизни известного человека. С. Типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я бы хотел: А. Быть дирижером. В. Солистом. С. Композитором.
27. Свободное время я с наибольшим удовольствием провожу: А. С друзьями. В. Смотрю детективные фильмы. С. Занимаюсь своим хобби.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: А. Выдумал интересный конкурс. В. Выиграл бы в конкурсе. С. Организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее знать: А. Что я хочу сделать. В. Как достичь цели. С. Как привлечь других к достижению цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы: А. Другие были довольны им. В. Выполнять прежде всего свою задачу. С. Не нужно было бы укорять за работу.
Итак, вы заполнили анкету: подчеркнули ответы, которые в большей степени соответствуют вашему мнению, и ответы, которые в меньшей степени ему соответствуют. Теперь эти ответы нужно обработать следующим образом:
если ответ отнесен в рубрику «больше всего», то ему приписывается два балла, если ответ «меньше всего», то ему приписывается ноль баллов. Так делают в том случае, если ваша буква соответствует букве ключа, приведенного ниже. Из количества двоек вычитается количество нулей, к этой разности прибавляется 30. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности. Если количество нолей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма баллов по всем
299
видам направленности должна быть равна 90, иначе надо искать ошибку в подсчете.
Расположение букв в ключе
На
правленность
н а
себя
взаимодействие
задачу
1А 16 В
1С 16 С
1В 16 А
2В 17 А
2С 17С
2А 17 В
ЗА 18 С
ЗС 18С
3В 18 В
4А 19А
4В 19 В
4С 19С
5В 20 С
5 А 20 В
5С 20 А
6С 21 С
6А 21 А
6В 21 В
7 А 22 С
7С 22 А
7В 22В
8С 23В
8В 23 С
8 А 23 А
9С 24 С
9 А 24 А
9 А 24В
10 С 25 В
10В 25 А
10 А 25 С
11В 26В
НС 26 А
НА 26 С
12В 27 А
12 А 27 В
12 С 27 С
13 С 28В
13 А 28 С
13В 28 А
14С 29 А
14 А 29 С
14В 29 В
15 А 30 С
15С 30 А
15В 30 В

Задание № 4. Методика определения потребности в достижениях
Потребность в достижениях — это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень выполнения какого-то действия, соревнование с самим собой или с другими.
Потребность в достижении определяет уровень притязаний человека — те цели, которые он считает для себя достижимыми. Именно она лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий. Суть ее в том, что человек хочет не только решать какую-то жизненную задачу, но стремится делать это как можно лучше и в этом получает особое удовлетворение.
Методика представляет собой анкету, которая приводится нами ниже. Прежде чем на нее отвечать, внимательно прочтите следующие предварительные замечания.
В анкете имеется 22 утверждения, которые позволяют вам уточнить ваши мнения, интересы и то, как вы оцениваете себя. Если вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны — «нет». Заполняя анкету, представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который
300
приходит вам в голову. Не упускайте ничего, отвечайте на каждый вопрос по порядку. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заранее благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует.
Вопросы анкеты
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стремлюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах более повинны обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
301
Обработка анкеты
Подсчитывается количество положительных и отрицательных ответов следующим образом: если на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 18, 19, 21, 22 дан ответ «да», то ставится один балл. Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 20 дан ответ «нет», то также ставится один балл. Сумма баллов положительных и отрицательных ответов характеризует уровень потребности в достижении. Размах индивидуальных баллов может быть очень большим: от 2 до 22. Вы можете оценить свои данные хотя бы в характеристиках — выше среднего, ниже среднего, т. е. выше или ниже 12 баллов.
Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении цели, неудовлетворенностью достигнутым, постоянным стремлением сделать лучше, склонностью сильно увлекаться работой, стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха, неспособностью плохо работать, потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении самых обычных дел, отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ним пережили успех в достижении результата, готовностью принять помощь и помогать другим, чтобы совместно испытать радость успеха.
Задание № 5. Потребность в общении
Она определяется с помощью следующей анкеты. Если вы захотите ею воспользоваться, то перечитайте вводное замечание к предыдущей анкете на определение потребности в достижении.
Опросник
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в разного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится высказывать кому-либо расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то портится настроение.
302
7 Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он и не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
303
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то мне нравилось бы писать о силе дружбы.
Одним баллом оценивается ответ «да» на следующие вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, а также ответ «нет» на следующие вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Результаты суммируются; чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении.
Людей с высокой потребностью в общении отличают следующие черты: стремление к поддержанию и сохранению хороших отношений с другими людьми; сильные переживания при разрыве хороших отношений; способность простить проступок ради восстановления отношений; стремление помогать другим; способность отказаться от собственных удобств ради других; с ними можно поделиться переживаниями и от этого станет легче; склонность проявлять участие; стремление установить отношения, добрые отношения, со многими людьми; стремление расширить сферу своего общения; склонность к участию в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.
Задание № 6. Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности
По кн.: Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. — М„ 1992.
В первой части эксперимента ребенку предъявляются по одной 32 картинки с изображением предметов, относящихся к разным сферам жизни (рис. 67 — 70). По этим картинкам ребенку предлагается придумать предложение. Во второй части эксперимента все картинки разложены перед ребенком, и он по своему желанию отбирает от 3 до 5 картинок. По отобранным картинкам ребенок придумывает рассказ, в котором должны фигурировать все изображенные на картинках предметы или люди. Тип ценностности определяется по следующим параметрам: 1) область действительности, фигурирующая в рассказах (быт, игра, учеба, общение, фантазия и т. д.); 2) особенности описания картинки (название изображенного предмета, его признака или признаков, его функции, эмоциональная окрашенность при описании изображений людей и т. д.); 3) характер речи (скудность или богатство словаря,
304
речевых форм); 4) отношение к эксперименту, особенности поведения (удовольствие, оживление, раскованность, заинтересованность или же неудовольствие, скованность, отсутствие интереса вплоть до отказа от выполнения задания). М. Е. Каневской и ее коллегами доказана диагностическая валидность данной методики.
Данные, полученные по методике «КП», сопоставлялись с данными методики на самосознание. Кроме того, определенные параметры ценностности выявлялись и в других экспериментах, включенных в данную систему психологического изучения личности. Использовались также наблюдения за детьми в группе, на прогулке, характеристики воспитателей и родителей.
Поскольку в методиках «КП» и на самосознание особенности идеального представления, отображения (т. е. особенности сознания) у детей 6 лет в достаточной степени не выявлялись, был введен дополнительный вопрос: «Что ты любишь больше?»:
1) увидеть какой-нибудь предмет; что-нибудь делать с ним или подумать о нем, представить, какой он, рассказать о нем другому;
2) то же об игрушке;
3) то же о книге;
4) то же о добром человеке.
Как оказалось, ответы детей и особенно их обоснования достаточно адекватно отображали тот или иной тип ценностности.
Характеристика типов ценностности по параметрам методик КП и КС
Тип ценностности
Отображаемая область действительности
Отображаемые
элементы
Языковые особенности рассказов
Особенности поведения в ходе эксперимента
1
2
3
4
5
1. Реально-практическое функционирование
1. Формальное отображение быта 2. Конкретное отображение быта
1. Формальная фиксация предметов 2. Функция предметов
1. Простые предложения 2. Бедный словарь
сюжетов
1. Напряженность, скованность 2. Принятие экспериментальной ситуации как «учебной» 3. Неупорядоченный отбор картинок 4. Ориентация на реакцию экспериментатора («угадывание требуемого») 5. Игровое манипулирование картинками при рассказывании 6. Неуверенные, невыразительные или бытовые, разговорные интонации
11. Учебная деятельность А. Действовать по образцу
1. Формальное отображение быта 2. Конкретное отображение быта 3.Упоминание школы
1. Формальная фиксация предметов, привычное месторасположение предметов 2. Функция предметов
1. Простые предложения 2. Бедный словарь, практические действия 3. Трафаретные сюжеты — «режим дня»
1. Напряженность, старательность 2. Ситуация — «учебная» 3. Упорядоченный, последовательный отбор картинок 4. Рассказ, работа только после соответствующего требования экспериментатора 5. Предварительное продумывание рассказа

1
2
3
4
6. «Учебн 7. Стерео
Б. Действовать в соответствии с требованиями взрослых
1. Отображение конкретных специфических учебных деталей 2. Конкретное отображение быта
1. Назначение, функция предметов 2. Действия с предметами
1. Простые и сложные предложения 2. Средний словарь 3. Сюжеты трафаретные: «режим дня», «день рождения», «зоопарк» и т. п.
способа f
1. Напря? мента спг 2. Ситуаи мость оце 3. Активн ции 4. Упоряд 5. Органи соответст риментат< 6. Безразл 7. Тенден
В. Действовать в соответствии с требованиями данной ситуации
1. Отображение конкретных специфических учебных деталей 2. Конкретное отображение быта 3. Упоминание общения 4. Требования, нормы поведения
1. Ситуация употребления предметов 2. Действия с предметами 3. Люди
1. Простые и сложные предложения, прямая и косвенная речь 2. Средний словарь 3. Сюжеты трафаретные
1. Спокой старатель» 2. Ситуац влияют не задания 3. Активн ции 4. Упоряд< 5. Самостс ность при

Продолжение
Продолжение
1
2
J

















6. Предварительное составление рассказов 7. Диктовка или декламационные «учебные» интонации


111. Ценност-ность отношения к себе А. Утверждение себя через качество выполнения деятельности
1. Конкретное отображение быта 2. Отображение конкретных специфических учебных деталей 3. Упоминание общения
1.Люди 2. Действия субъекта с предметами 3. Ситуации употребления предметов


. Простые и сложные предложения, прямая и косвенная речь, причастные обороты 2. Богатый словарь 3. Разные сюжеты
1. Возбуждение к концу эксперимента сменяется сосредоточенностью 2. Ситуация — полуучебная, полу-общенческая, оценки влияют на качество работы 3. Активное отношение к инструкции 4. Упорядоченный отбор картинок 5. Самостоятельность, организованность 6. Предварительное составление рассказа 7. Декламация,диктовка


Б. Отношение к себе окружающих
1. Отношения (ситуации дружбы или ссоры)
1.Выделенность субъекта 2. Люди


1. Простые и сложные предложения, причастные обороты, прямая и кос-
1. Возбуждение, заинтересованность 2. Ситуация — «общение», значимость оценок



Продолжение
1
2
3
4
5


2. Нормы отношений между людьми 3. Необычное, сказочное, фантастическое
3. Ситуация употребления предметов
венная речь 2. Богатый и средний словарь 3. Разные сюжеты
3. Активное отношение к инструкции 4. Вольный отбор картинок, манипуляция картинками в ходе рассказа, обращение картинок «лицом» к экспериментатору 5. Рассказы составляются по ходу ответов 6. Диктовка, декламация, попытка «художественного», эмоционального исполнения рассказа 7. Неустойчивый стиль работы
IV. Общение
1. Совместная деятельность; игровая, учебная, практическая 2. Требования, нормы поведения
1.Люди 2. Ситуация употребления предметов
1. Простые и сложные предложения, прямая и косвенная речь 2. Средний и богатый словарь, специальные термины 3. Разные сюжеты
1. Спокойная заинтересованность 2. Ситуация — «общение», значимость оценок 3. Внимательное выслушивание инструкции 4. «Вольный» отбор картинок (может быть упорядочен) 5. Любые интонации, чаще «выразительные» 6. Изменчивый стиль работы

Продолжение
1
2
3
4
5
V. Познавательная деятельность
1. Необычное, сказочное, фантастическое 2. Формальное отображение быта
1-Люди 2. Формальная фиксация предметов
1. Простые и сложные предложения, причастные обороты, прямая и косвенная речь 2. Богатый словарь, специальные термины из разных областей жизни 3. Разнообразные сюжеты
1. Заинтересованность 2. Ситуация — «деловое общение» 3. Активное отношение к инструкции 4. «Вольный» отбор картинок 5. Самостоятельное выполнение задания 6. Составление рассказов по ходу ответа 7. Выразительные интонации



Рис. 68

Рис.69

Рис.70
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора..................................... 4
Как построен практикум? ................. 5
ГЛАВА о том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней ....... 6
Понятие о предмете возрастной психологии.......... 6
Личность как целое...................................
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 18
Основные методы исследования в возрастной психологии ............................ 91
Метод анкеты........................................
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994 ................................... 37
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ........ 39
Метод анализа продуктов деятельности................ 42
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ …………… 53
Метод самонаблюдения....................................... 56
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 62
Метод эксперимента и наблюдения ....................... 64
Методы объективного наблюдения и генетический .... 71
Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. — М 1994. - С. 17 .....................75
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 79
Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий ...... 83
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 85
ГЛАВА о том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать .............................. 90
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 ......................... 90
315
Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 90
Соловьев Вл. Сочинения. — М., 1990. — Т. 2 ....... 94
Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991. — Т. 1... 94
Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995 ……………………... 96
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 ................... 97
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 97
Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — СПб., 1908. - С. 333 – 351 ... 101
ГЛАВА о чувствах и их исследовании ........................... 142
Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 142
Рибо Т. Психология чувств. Ч. I — II. — Киев, 1897 .................................. 142
Выготский Л. С. Лекции по психологии. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982 ...... 145
Селье Г. Стресс без болезней. — В ст.: Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. — СПб., 1994.................................. 146
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - МГУ, 1990............................. 149
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 151
ГЛАВА о том, что такое мышление и как его можно исследовать ............... 169
Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1976............ 169
Пиаже Ж. Психология интеллекта. — В сб.: Избранные психологические труды. — М., 1969.. 170 Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). — М., 1975 ....... 171
Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб., 1925 .. 173
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 174
ГЛАВА о некоторых способностях человека и возможности их исследования . 231
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 …............... 231
316
Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — МГУ, 1976 ......................... 232
Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. — М., 1993 .. 232
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977 ........................ 233
Выготский Л. С. Собр. соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 234
Выготский Л. С. Собр.соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 235
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — МГУ, 1969.............................................................. 238
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 241
ГЛАВА о мотивах, потребностях и их исследовании .. 284
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 293
Учебное издание
Абрамова Галина Сергеевна Практикум по возрастной психологии
Учебное пособие
Редактор А. В. Корзун Художник В. И. Феногенов Технический редактор Р. Ю. Волкова Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина Корректоры М. М. Крючкова, И. Н. Голубева
Подписано в печать 28 01.99. Формат 84х 108/32. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,8. Тираж 30 000 экз (1-й завод 1-5000 экз.). Заказ № 1563.
Лицензия ЛР № 071190 от 11 июля 1995 года. Издательский центр «АКАДЕМИЯ». 105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095) 165-46-66, (095) 367-07-98, (095) 305-23-87.
Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
AcademiA


<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ