СОДЕРЖАНИЕ



Шевцова М.Н.
Россия встала на путь демократии, Конституция РФ провозглашает
верховенство права, гарантирует совокупность основных прав человека и
устанавливает ориентацию на международные стандарты. Весной 1998 года в
России были ратифицированы Конвенция о защите прав человека и основных
свобод и соответствующие протоколы, которые приобрели
нормативно-общеобязательную силу для нашей страны. Теперь требуется
привести в соответствие с ними не только действующее законодательство и
практику его применения, но и общественное сознание и правосознание
каждого индивида. Многовековые традиции всесилия власти и бесправия
населения, стойкий и широко распространенный правовой нигилизм, отсутствие
сколько-нибудь значимого опыта свободы, права, самоуправления, демократии,
конституционализма, политической и правовой культуры - вот, по мнению В.С.
Нерсесянца, те негативные факторы, которые осложняют трудный путь
современной России к правовому государству.1
Права человека - общечеловеческая универсальная ценность, понятие сложное
и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и
однозначное толкование. Множество принятых международных соглашений и
конвенций по правам человека направлены на установление согласованных прав
и свобод человека. Ответ на вопрос, что есть права человека в
международном измерении сегодня, содержится в нормах международного
гуманитарного права, действующих международно-правовых документах
(Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и
основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах,
протоколы к конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п.).
Права человека - явление социально-историческое. Принимая во внимание
современное звучание и содержание представлений о правах человека, следует
вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих
представлений.2 История формирования и эволюция представлений о правах
человека неразрывно связана с историей возникновения и развития
теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве. Как
реально, так и теоретически каждая исторически данная система права
включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как
субъекта права, носителя прав и обязанностей.
Говорить о правах человека, не обращаясь к пониманию права вообще
невозможно. Право и права человека-это не различные феномены, ведущие
независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и
одного типа. Права человека - это необходимый, неотъемлемый и неизбежный
компонент всякого права, определенный аспект выражения сущности права.
Право без прав человека также невозможно, как и права человека вне права.
Таким образом, права человека соотносятся с правом как часть и целое. Что
есть право и что есть права человека? Ответ на этот вопрос раскрывается в
различных концепциях правопонимания. В.А. Четвернин выделяет два типа
правопонимания: позитивистский и непозитивистский.3 В.С. Нерсесянц говорит
о легистском и юридическом типах правопонимания,4 что в содержательном
аспекте одно и то же. Позитивисты (легисты) считают, что право - это любые
законы, административные акты, судебные решения и вообще любые приказы
государственной власти независимо от их содержания. Такая позиция основана
на критерии отождествления права и закона. Противоположный тип
правопонимаия непозитивистский (юридический) - включает в себя разные
направления правовой мысли, в которых проводится различение права и
закона.
В рамках позитивистского типа правопонимания права человека определяются
как формально- определенные, юридически гарантированные возможности
пользоваться социальными благами в описанной законом сфере, официальная
мера возможного поведения. Позитивисты отрицают существование
естественного права, прирожденных и неотчуждаемых прав человека и считают,
что права человека, их объем и содержание определяются государством,
которое "дарует" их человеку. Теория октроированных прав находит свое
выражение в социологической или марксистской концепции правового статуса
личности.5 Она ставит акцент на правах гражданина, отвергая понятие
естественных, прирожденных прав человека. Человек становится средством
достижения целей, стоящих перед государством; он должен быть всецело
подчинен власти, не знающей над собой силы закона, удерживающей свое
господство посредством насилия. Новая политическая система поглощает
личность, ограничивает ее права и свободы в интересах социалистического
государства. Это-реализация системоцентристского подхода в его крайнем
выражении; государство - первично; человек - объект государственного
воздействия.
Теоретически эта концепция сложилась во второй половине XIX-начале XXвв.,
а свое правовое выражение впервые получило в российских декретах Октября
1917 г. и в конституции РСФСР 1918 г., принятой в результате победы
социалистической революции в России. Революция была народной, но в итоге
появился строй тоталитарного социализма. Системоцентристский подход возник
исторически много раньше: Николло Макиавелли, автор "Государя", предлагал
построить сильное государство, опирающееся но хорошие законы и хорошее
войско. Единственным источником, носителем власти является государь-
самодержец, обладающий неограниченной властью и находящийся вне юрисдикции
суда , который выступает в качестве опекуна народа, слабосильных. Набор
благодеяний, идущий от государства к подданным, узок является необходимым
минимумом для умиротворения подданных. Государь сознательно и умело
управляет народом так, чтобы подавить в нем всякую инициативу, стремления
к обладанию правами и свободами, "приручить", воспитать потребность
довольствоваться минимумом, предоставляемых государством благ. Страх перед
государем и любовь к нему - гарантии покорности государю. Задача государя
-не допустить ненависти и презрения народа, завоевать его расположение,
приручить, лишить самостоятельности.6
Несколько другое приложение теория октроированных прав находит в
юридико-позитивистских концепциях правового государства. Это направление в
XIX и XX вв. представлено различными течениями и вариантами юридического
позитивизма. Суть этих концепций состоит в попытке создать ту или иную
конструкцию самоограничения государства им самим же созданным правом. При
этом отрицается различение права и закона, и право сводится к
установлениям государства.
Права и свободы личности, общественных союзов и общества в целом с позиции
такого подхода лишаются объективного и самостоятельного смысла и
оказываются октроированными, дарованными "сверху" благами. Так же по
усмотрению властвующих эти " блага" могут забираться обратно.7 Таким
образом, юридико-позитивная концепция правового государства, социальная
концепция правового статуса личности в той или иной мере основаны на
теории дарованных прав, связаны системоцентристским пониманием роли
государства по отношению к индивиду.
Другие приоритеты в соотношении государства и личности определены в
непозитивистских концепциях правопонимания. Из естественно-правовой теории
вытекает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения. Права понимаются как объективные требования, вытекающие из
самой жизни; идеи, представления, которые отражаются в обычаях, моральных
и юридических нормах. Теория естественного права просуществовала на
протяжении более чем двух с половиной тысячелетий, оказывая влияние на
древнегреческую политическую философию и политическую деятельность, на
римскую юридическую науку и практику. В средние века теория достигла
такого уровня самостоятельности и оригинальности, законченности и
совершенства, что образовалась школа естественного права.
Древнегреческий мыслитель Сократ различал естественное право и закон
полиса8 (в современной интерпретации естественное и позитивное право).
Разумное начало, по мнению Сократа, заключается в тождестве, совпадении
законного и справедливого, право позитивное (закон полиса) содержит,
выражает право естественное (справедливое и разумное начало). Что исходит
от закона, то справедливо, потому что основано на Логосе.
Теория естественных прав человека воспринята либеральной концепцией
правового статуса: от личности к государству.9 По своему происхождению это
западная модель, возникшая в результате ликвидации феодального строя и
абсолютной власти монархов. В своей основе она является
индивидуалистической, персоноцентристской. Эта модель исходит из
приоритета личности перед обществом и государством, подчеркивает прежде
всего значение свободы, автономии личности, ее независимости от
государства в самостоятельном "гражданском обществе" Сторонники
либерального подхода объявляют человека и его права высшей ценностью, хотя
некоторые современные российские авторы полагают, что такое ранжирование
ценностей вряд ли верно.
Теорию естественных прав человека развивают положения либеральной,
либерально-демократической и специальной концепции правового
государства.10 Последняя предполагает господство именно правовых законов и
правовой законности. Надо, чтобы не только по названию, но и по своему
содержанию законы и соответствующая законность выражали идеи господства
права, не нарушали правовые начала и требования.11 Правовое государство,
согласно этой концепции, должно обладать тремя основными признаками и
компонентами: гуманитарно-правовым (признание и защита прав и свобод
человека), нормативно-правовым (верховенство правового закона) и
институциально-правовым (организация и функционирование суверенной
государственной власти на основе принципа разделения властей). Специальная
концепция правового государства, социальная модель правового статуса и
естественно-правовая концепция прав и свобод человека исходят из
приоритета права, правовых законов и правововой законности, примата
личности над государством.
Если попытаться применить к пониманию прав человека триединство норма,
оптима, идеал, то установленные и гарантированные государством
возможности, правомочия, потенции, действия человека в описанной,
указанной в законе сфере это - норма. Идеалом представляются права
человека в рамках естественно-правовой теории: идеи, представления о том,
каким должно быть право. Закономерно возникает вопрос, возможна ли оптима
понимания прав человека, т.е. механизм, конструкция, концепция, которая,
будучи теоретически обоснованной и всемирно воспринятой нашла бы свое
объективное воплощение и была бы реализована на практике. С позиций
вышеизложенных концепций правопонимания взаимных прав и обязанностей у
государства и человека по отношению друг к другу не возникает.
Октроированные государством права и свободы порождают обязанности человека
и гражданина следовать мере официально возможного поведения. Естественные
предполагают невмешательство государства в сферу прав и свобод человека,
обязанность государства признавать и соблюдать права, вытекающие из
природы.
Решение вопроса, что есть право и что есть права человека, стоит не в
плоскости поиска приоритетов, а в координации, разумном и гармоничном
сочетании этих ценностей. Право позитивное, установленное государством,
должно закреплять и выражать право естественное. И только тогда
общеобязательное веление государства, позитивное право - право.
Оптима в понимании прав человека не может носить догматический характер,
она динамична и альтернативна по своей сущности. Оптима - это определенная
идеология, мировоззренческая позиция, приемлемая каждому в отдельности и
обществу в целом система ценностей.
Оптима - общественный договор, регулирующий взаимные права и обязанности
человека и государства, обязанность человека быть законопослушным и
обязанность государства признавать, соблюдать и гарантировать права и
свободы, если вообще возможен такой договор, ибо власть всегда стремиться
вырваться из любых ограничивающих ее рамок. В этой связи представляется
наиболее оптимальным социологическое направление правопонимания, рожденное
англосаксонской, прецедентной правовой системой, которая гибко,
всесторонне подходит к разрешению и восполнению законодательных пробелов.
Права человека- это признание правоспособности и правосуъектности
человека. Права человека - это права не только члена определенного
государства, но гражданина мира.
Идея космополитизма о том, что вселенная -это естественное государство со
своим естественным правом, а все люди -граждане единого мирового
государства, зародилась в политико-правовых учениях стоиков.12 Современное
звучание идеи всемирности прав человека находит отражение в концепциях,
провозглашающих универсальность прав человека, направленных на защиту
сообществ и народов. "Все права человека носят универсальный характер, они
неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно
относиться к правам человека беспристрастно и объективно. Хотя следует
учитывать значение таких факторов, как исторические, культурные и
религиозные особенности, обязанность государств вне зависимости от их
политического, экономического и культурного устройства - защищать все
права человека и основные свободы", -сказано в Венской Декларации 1993г.13

Хотя основные права и свободы человека и гражданина закреплены в
Конституции и провозглашены высшей ценностью, на практике их уважение и
соблюдение встречается крайне редко. Но это не значит, что вся проблема
заключается в недостаточности правового регулирования прав и свобод
человека, несовершенстве действующей Конституции. Права и свободы в
соответствии с Конституцией имеют прямое, непосредственное действие. Это
означает, что для осуществления и защиты таких прав не обязательно издание
государством дополнительных законов и иных актов. Лицо может защищать их,
ссылаясь непосредственно на нормы конституции. Права человека
провозглашены высшей ценностью в качестве желаемого и ожидаемого
результата, цели. И это определенный шаг, прорыв на пути построения
правового государства.



Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.,1997.С.353.
Права человека: Учебник для вузов/ Под ред. Е.А.Лукашевой. М.,1999.
С.35.
Четвернин В.А. Введение в курс теории права и государства: Учебное
пособие для вузов. М.,1997.С.11.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.,1997.С.32.
Российское гуманитарное право: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Ю.А.
Тихомирова. М.,1998. С.34.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред.
В.С. Нерсесянца.М.,1998. С.164-167.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов.М.,1997..С104.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред.
В.С. Нерсесянца.М.,1998. С.49.
Российское гуманитарное право: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.А.
Тихомирова. М.,1998. С.33.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов.М.,1997.С.100-102.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов.М.,1997.С.103.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под ред. В.С.
Нерсесянца.М.,1998. С.66
Российский бюллетень по правам человека. 1998. Выпуск 10. С.5.
К содержанию





Наши координаты:
664082, г. Иркутск,
ул. Улан-Баторская 10
Тел.: (3952) 42-60-73Copyright © 2001, Юридический институт ИГУ, е-mail:
info@law.isu.ru
Создание сайта: Тринити групп







СОДЕРЖАНИЕ