СОДЕРЖАНИЕ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Основные материалы
Перевод с английского ЧАСТЬ II Главы 8—13
Ч!3
вКв-'; В!>!'"КЯ гГ • '•'"".'-;
фаауА^.^';;!

во "наука"
НОВОСИБИРСК 1993
201
АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Vt, стимулироваться и адекватно вознаграждаться. В конце XIX и в XX в. рачительные социальные, экономические и политические изменения, с одной Стороны, и быстрый прогресс в области технологии— с другой, привели к фольклор изменениям представлений об авторском праве. Свобода и расширение круга «зданий, постепенное исчезновение феодальных порядков, развитие системы образования, повышение стандартов высшего образования, рост числа университетов, институтов и библиотек, возрастание роли национальных языков, развитие науки И технологии, изменение карты мира и появление новых независимых стран — <се это привело к некоторым концептуальным изменениям.
,;. В новой ситуации возникла необходимость обеспечения баланса, когда автор произведения получает адекватное вознаграждение и размер этого вознаграждения не противоречит общественным интересам и потребностям. Именно этот баланс между интересами общества и личности надо соблюдать все более и более тщательно, особенно в развивающихся странах — ив контексте создания их собственного авторского права, и в контексте международной охраны авторского врава.
. [International Bureau of WIPO. Intellectual Creation as an Incentive for the Development and Cultural Promotion of Nations. WIPO/CNR/CA/85/2, Annex, § 1—19.]
8.3. Предмет охраны по авторскому праву
Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения.
Для того чтобы произведение защищалось авторским правом, необходимо, чтобы оно было оригинальным. Идеи произведения не обязательно должны быть новыми, но форма" выражения этих идей должна быть оригинальным произведением автора. Наконец, охрана не зависит от художественных достоинств произведения, оно должно охраняться независимо от его ценности или достоинств, представления о которых в высшей степени субъективны, и даже независимо от своего назначения, так кау цели использования произведения не имеют никакого отношения к его охране.
Произведения, которые подлежат охране авторским правом, должны быть оригинальными результатами творчества. Это означает, что они должны быть рождены в творческой лаборатории автора, причем их наследует подвергать . проверке на новизну и качество. Произведение охраняется независимо от его художественных достоинств, и даже в тех случаях, когда произведение не имеет ничего общего с литературой, искусством и т.д., например когда оно представляет собой техническое руководство, инженерный чертеж или даже карту. Это свидетельствует о том, что на самом деле охраняются не идеи как таковые, а та форма, в которой эти идеи выражены. Исключения из общего правила перечисляются в текстах законов об авторском праве. Так, судебные_решения или официальные выступления, а также сообщения, содержащие "обычные новости дня, как правило, не охраняются авторским правом. "^
Практически все национальные законы об авторском праве обеспечивают охрану следующих категорий произведений:
литературных произведений — романов, рассказов, поэм, произведений драматургии и вообще любых письменных произведений. На охрану этих произведений не влияет ни их содержание (развлекательное, образовательное, информационное, рекламное, пропагандистское и т.д.), ни форма воплощения (рукопись,
202
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
машинописный текст, типографская печать), будь произведение опубликовано или не опубликовано (во многих странах охране подлежат также "устные произведения", т.е. произведения, не закрепленные в письменной форме);
музыкальных произведений независимо от того, серьезная ли это музыка (гимны, симфонии, хоровые произведения) или легкая (песни, оперетты и т.д.), сочиненная ли для одного исполнителя (соло), для исполнения на нескольких инструментах (соната, камерная музыка) или для исполнения на многих инструментах (произведения для оркестров и ансамблей);
произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры независимо от того, является ли произведение двухмерным (рисунки, картины, гравюры, литографии и т.д.) или трехмерным (скульптуры, статуи, архитектурные работы), независимо от их характера (абстрактного или образного) или назначения ("чистое" искусство или коммерческое произведение);
карт и технических чертежей;
произведений фотографии независимо от жанра (портрет, пейзаж, репортаж и т.д.) и назначения;
кинематографических произведений независимо от того, немые они или озвученные, независимо от их назначения (для показа в кино или по телевидению и т.д.), жанра (художественный фильм, документальный фильм, кинорепортаж и т.д.), технического способа, применяемого при их создании (целлюлоидная пленка, видеолента и т.д.).
Многие законы об авторском праве охраняют также произведения прикладного искусства (ювелирные изделия, лампы, обои, фурнитуру, мебель и т.д.) и хореографические произведения. По некоторым законам охраняемыми произведениями считаются также записи на грампластинках, магнитные записи и радиопередачи.
[International Bureau of WIPO. Introduction to Copyright: Basic Notions of Copyright. WIPO/GIC/CNR/GE/86/1, § 14, 15, 22—24.]
8.4. Права, предусмотренные авторским правом
Обладатель авторских прав на охраняемую работу может использовать ее по своему усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может не разрешать другим использовать это произведение без своего согласия. Поэтому права, предоставляемые авторским правом владельцу произведений (автору), часто называют исключительными правами на санкционирование использования охраняемого произведения другими лицами.
Авторы охраняемых работ кроме исключительного права на предоставление возможности использовать свое произведение обладают также моральными правами*.
Что же означает право на использование произведения, охраняемого авторским правом? В большинстве законов об авторском праве определяются те действия, которые в отношении охраняемых произведений не могут бытьСовершены другими лицами (не авторами произведения) без санкции владельца авторских прав.
В авторском праве России моральные права называются личными неимущественными правами. (Прим. ред.)
203
АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Е МАТЕРИАЛЫ
Эти действия обычно включают копирование или репродуцирование произведений, создание фильмов по произведению, радиотрансляцию, адаптацию и переработку произведения. . (Ibid., § 28—32.]
8.4.1. Право на воспроизведение
Право обладателя авторского права не разрешать другим лицам воспроизведение охраняемого произведения любым образом и в любой форме является основным правом в области интеллектуальной собственности. Получение копий с охраняемой работы осуществляется издателем, который распространяет произведение. Поэтому'право контроля этого действия является юридической основой соглашения между обладателем авторского права и издателем при опубликовании охраняемой работы. ,
Контракты на публикацию часто касаются не только права делать копии охраняемой работы, но также и других действий (например, трансляции произведения по радио, перевода и т.д.). Но сущность контракта на публикацию состоит в санкционировании процесса копирования.
[Ibid., § 35, 36.]
8.4.2. Право на исполнение произведения
Другое действие, которое требует санкционирования, заключается в публичном исполнении произведения. Произведение, охраняемое авторским правом, может быть доведено до большого количества людей без копирования или репродуцирования этой работы. Лекция может быть прочитана аудитории без размножения текста. Драматическое или музыкальное произведение может быть исполнено перед аудиторией также без его копирования. Право на контроль за этими действиями важно не только для обладателя авторского права на произведение, изначально рассчитанное на публичное исполнение, но и для обладателя авторского права (или людей, получивших соответствующую санкцию) на произведение, которое изначально не было предназначено для публичного исполнения, в случае если кто-то захочет использовать это произведение для публичного исполнения. Например, рассказ, написанный для чтения дома или в библиотеке, может быть переделан (адаптирован) таким образом, что станет возможным его исполнение в виде драматического спектакля в театре.
(Ibid., § 38.]
8.4.3. Право на звукозапись
Еще одним действием, требующим санкционирования, является запись произведения, охраняемого авторским правом. Очевидно, что слова могут быть переданы посредством звукозаписи точно так же, как посредством письменной формы записи. Копии звукозаписи могут быть сделаны так же легко, как копии книг. Что касается музыкальных произведений, то звукрвая запись является наиболее предпочтительным способом их распространения среди широкой публики. Грампластинки по отношению к музыкальным произведениям являются тем же самым, что книги по отношению к литературным произведениям.
Звуковая запись может содержать только музыку, только слова или и музыку, и слова. Право дать санкцию на звуковую запись принадлежит как обладателю авторских прав на музыку, так и обладателю авторских прав на слова. Если это
204
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
не одно и то же лицо, то изготовитель звуковой записи, включающей и музыку, и слова, должен получить разрешение обоих обладателей авторских прав.
По положениям законов об авторском праве некоторых стран для осуществления звукозаписи необходимо получить также разрешение исполнителей музыкального произведения. Это является еще одним примером того, что обладатель авторского права на произведение не может использовать его или разрешить его использование с нарушением юридических прав других лиц. • [Ibid., § 39—41.]
8.4.4. Право на подвижные изображения
Подвижными изображениями называют записи, которые представляют собой непрерывную цепь меняющихся изображений, показываемых зрителям. На языке законов об авторском праве такие произведения часто называются кинематографическими произведениями. В некоторых странах вместо выражения "подвижные изображения" используется слово "фильм". Выражение "подвижные изображения", по-видимому, предпочтительнее, так как в наше время цепь меняющихся изображений может быть записана технологическими методами, которые не требуют фотографической пленки.
Пьеса, которая изначально была написана для исполнения непосредственно перед аудиторией, может быть записана и^-показана аудитории, значительно большей, нежели "живая непосредственная аудитория"; запись может быть показана на значительных расстояниях от места непосредственного исполнения и по времени значительно позже такого исполнения.
(Ibid., § 42, 43.]
8.4.5. Право на широкое вещание
Еще одной категорией действий, охраняемых авторским правом, являются действия по передаче своих произведений в эфир или любым другим способом беспроволочной трансляции либо посредством проводов или кабелей.
Когда произведение передается в эфир, то в пространство уходит сигнал, который в зоне его действия может быть принят любым человеком, если у него есть соответствующее приемное устройство (радио- или телеприемник), необходимое для преобразования сигнала в звук или изображение.
Если произведение передается по кабелю, то сигналы могут быть приняты только теми, у кого есть приемные устройства, подсоединенные к кабелю.
В принципе в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, обладатели авторских прав имеют исключительные права на санкционирование обоих типов передачи произведения.
Передача в эфир или по проводам произведений, охраняемых авторским правом, в последние годы стала предметом многочисленных дискуссий. Возникли новые проблемы, что может потребовать пересмотра национальных законов об авторском праве. Эти проблемы, связанные с широким вещанием охраняемых произведений, возникли главным образом в результате технологического развития, включая появление возможностей использовать искусственные спутники для расширения сферы беспроволочной трансляции сигналов, кабельное радио и телевидение, оборудование, с помощью которого можно записывать знаки и изображения, передаваемые в эфир по кабелю.
[Ibid., § 44—49.1
205
АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
8.4.6. Право на перевод и адаптацию
Перевод или адаптация произведений, охраняемых авторским правом, требуют санкций обладателя авторского права. Перевод означает изложение произведения на языке, отличном от языка оригинальной версии. Под адаптацией обычно понимается переделка (преобразование) произведения, например адаптация романа для создания кинофильма, или модификация произведения, позволяющая использовать его в других условиях, например адаптация учебника, который был изначально предназначен для высшей школы, для использования в школах более низкой ступени.
Переводы и адаптации сами по себе также являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Поэтому для того, например, чтобы опубликовать перевод или адаптацию, издатель должен получить санкции обладателя авторского права на оригинальное произведение и обладателя авторского права на перевод или адаптацию.
(Ibid., § 51—54.]
• 5.4.7. Моральные права
В Бернской конвенции содержится требование о том, чтобы страны-участницы предоставляли авторам, во-первых, право авторства на воспроизведение; во-вторых, право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
. Эти права, известные как моральные права автора, должны быть независимы от обычных имущественных прав автора и сохраняются за автором даже в случае передачи им своих имущественных прав другим лицам.
[Ibid., § 55,56.]
8.5. Смежные права
8.5.1. Введение
<\ Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами:
вправо исполнителя произведенияла исполнение^право изготовителя фонограммы /на фонограмму^.^) право вещательных организаций˜на радйо^и телепередачи. Охрана' правГтёх 'лиц, которые помогают создателю произведения интеллектуального творчества распространять его, если_оно, изначально было предназначено авторами для распространения среди широкойпуолики, обеспечивается тем пра-вйЯТкоторое известно как смежное право, или право, соседствующее с авторским.
Лг.нргт^гипр^трдиздРДРни^ ЛП Уа^цожмп finm^-wupoicrm аудитории не ВСеГДа
удаетсясамому автору. Для распространения произведения -часто тр,ебуется_учас^) •тие посредника' Используя сво^Гпрофессйональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда.
206
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось.
Изобретение фонограмм и записывающих устройств оказало значительное влияние на характёрТТрофессйональной деятельности артистов-исполнителей. Оно позволило записывать˜йсполнение на магнитных пленках, кассетах, видеопленках и т.д. То, что раньше было локализованным кратковременным исполнением произведения в зале перед ограниченной аудиторией, теперь может использоваться бесконечно перед практически неограниченной аудиторией. Стало возможным не только записывать и воспроизводить звук, но также и репродуцировать записи в больших количествах. С изобретением видеозаписи стала возможной также фиксация подвижных изображений. Исполнение авторов и музыкантов сейчас может быть закреплено в материальной форме, а затем осуществлено повторно.
Точно так же изобретение радио- и телевидения оказало свое влияние на способы использования произведений. Произведения литературного и художественного творчества авторов сейчас уже доступны не только тем людям, которые смотрят пьесу, слушают оперу или другое музыкальное произведение в театральном или концертном зале, но и аудитории, находящейся далеко за пределами этих залов. По всей стране и даже за рубежом зрители и слушатели могут принимать трансляцию драматического или музыкального представления в своих собственных домах или в общественных местах, например в ресторанах и отелях.
Внедрение различных технологических новшеств сделало возможным репродуцирование сценических представлений и концертов и их осуществление без присутствия самих артистов, причем пользователям уже не требуется каждый раз заключать соглашения с исполнителями. Но это вызвало определенные негативные последствия: стало сокращаться количество непосредственных исполнений, появилось то, что затем начали называть технологической безработицей среди профессиональных артистов. Отсюда возникла необходимость обеспечения защиты интересов актеров-исполнителей.
Точно так же развитие технологии производства и быстрое распространение грамзаписей и кассет привело к необходимости обеспечения защиты интересов производителей фонограмм. Привлекательность фонограмм и доступность на рынке все более и более совершенных устройств записи звука породили проблему "пиратского" изготовления записей, и эта проблема к настоящему времени стала серьезной во всем мире: по некоторым оценкам, ежегодно несанкционированным образом изготавливается записей на сумму около 1 млрд долл. Кроме того, наблюдается все более и более широкое использование записей организациями радиовещания, и хотя использование записей в передачах служит рекламой фонограмм и их авторов, вместе с тем фонограммы стали существенной составной частью ежедневных радиопрограмм. Поэтому так же, как актеры-исполнители, стали требовать защиты своих прав производители фонограмм. Такая защита должна включать охрану от несанкционированного копирования фонограмм, а также компенсацию за использование фонограмм для передачи по радио или за доведение фонограмм до публики другим способом.

207
АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Наконец, радиовещательные организации также заинтересованы в охране составленных ими программ. Эти организации стали требовать охраны своих программ от незаконного их использования другими подобными организациями.
С внедрением указанных выше технологических новшеств начала осознаваться необходимость обеспечения специальной охраны интересов исполнителей, продюсеров и организаций широкого вещания. Исполнители стали требовать проведения исследований, направленных на обеспечение защиты их прав при все возрастающих масштабах записи их исполнений, что приводило к серьезному снижению их доходов и сокращало возможности заниматься исполнением непосредственно перед аудиторией. Они почувствовали, что фонограммы могут заменить самих исполнителей в театрах, ресторанах, кафе и т.д. Кроме того, если исполнителю платить только один раз за запись фонограммы, а затем использовать ее в интересах третьей стороны, то это не только лишит исполнителей каких-либо доходов от повторного исполнения записи, но также поставит их в такое положение, когда придется конкурировать со своими же записями, для того чтобы заработать на жизнь непосредственным исполнением.
В отличие от большинства международных соглашений, которые обычно базируются на национальных законах и представляют собой их синтез, международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания, известная как Римская конвенция, отражает попытку разработать международное законодательство в новой области, где до сих пор существовало всего несколько национальных законов. Это означает, что большинству стран надо было подготовить и принять свои национальные Законы, прежде чем они могли присоединиться к конвенции. После подписания конвенции в 1961 г. большое число (более 50) стран приняли национальные законы, соответствующие требованиям конвенции, а некоторые страны рассматривают такие законопроекты в настоящее время.
Права актеров-исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания обычно называются смежными правами, так как они развивались параллельно с авторским правом, а выполнение законов о смежных правах очень часто связано с выполнением законов об авторском праве. Развитие технологии привело к необходимости не только защищать права авторов литературных, художественных и научных работ посредством авторского права, но также обеспечить эффективную защиту интересов различных посредников, которые занимаются распространением охраняемых авторским правом произведений. Законодательство по авторскому праву может включать положения смежного права в отдельной главе, посвященной Защите прав исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций массового вещания.
[International Bureau of WIPO. Copyright and Neighboring Rights: What They Are. WIPO/CR/ZOMBA/86/1, § 98—108.]
8.5.2. Основные понятия, используемые в области смежных прав
Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и,телевет (дания Все^ольшёё^числб стран уже охраняет все или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве.
Наиболее важными категориями смежного права являются право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование и прямое вещание сценических
208
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
либо концертных представлений или другие формы доведения до публики резуль-татув их творческой деятельности без получения предварительного их согласия;
право производителей фонограмм разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также импорт и распространение несанкционированных дубликатов фонограмм; право организаций широкого вещания разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями, а также запись и распространение этих программ. В некоторых странах принимаются меры по предотвращению незаконного распространения на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигняла, передаваемого через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую авторам произведений, нормами авторского права или положениями международных соглашений.
Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые^играют, поют, декламируют или каким-либсГдругимобразоьГдоводят до^Звителёи^дитера-турные и художественные произведения, включая^ррйзведения фольклора, и не допустить незаконного использования'результатбвГих твбрческой^деятельности.
Фонограммами называются любые ^зафиксированные звуки исполнения или вообще зафиксированные звуки. Под проидв^Юп^е.^|й®10грйл(Л(ьГподразумева-ется физическое или юридическое лйцоГ^соторое впервые зафиксировало звуки исполнения произведения или любые друтие^вуки. Дубликат фонограммы — это любая запись, содержащая звуки, взятые непосредственно или косвенно с фоног-раммьь» Дубликат содержит в себе всю исходную фонограмму или ее существенную часть. Граммофонные пластинки (диски) и магнитофонные кассеты являются дубликатами фонограммЗС/
Широким вещанием обычно называют передачу звуков и (или) изображений посредством радиоволн в целях обеспечения приема этих волн населением.
Кабельное телевидение представляет собой систему, которая основана на использовании общей антенны, принимающей программы, и коаксиальных кабелей для распространения программ. По кабельному телевидению можно передавать не только те программы, которые уже были переданы другими станциями средствами беспроволочной связи, но также собственные программы. Кабельное телевидение часто обеспечивает лучшее качество приема, чем при использовании беспроволочных способов передачи. Оно является тем видом связи посредством проводов, который в случае передачи охраняемых авторским правом произведений обычно требует получения предварительной санкции.
Связь со слушателями и зрителями по кабельным каналам — это способ передачи произведений, сценических и концертных представлений, фонограмм, любых других звуков или изображений для сети получателей сигналов, если эта сеть не принадлежит ограниченной группе частных лиц.
Записями кратковременного пользования называют звуковую или визуальную фиксацию исполнения или трансляции, которая осуществляется станцией в течение ограниченного периода своими средствами для использования в собственных передачах. Национальные юридические системы сами определяют, содержит ли право на передачу в эфир в своем составе право на запись такой передачи. Хранение таких записей в официальных архивах ввиду их исключительно доку* ментального характера также может быть разрешено национальными законами.
Первой фиксацией звуков называют оригинальное запечатление исполнения или любых других звуков, осуществляемое не на основе уже существующих
209
АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
фиксаций, например на магнитных лентах, пластинках и т.п., позволяющих воспринимать звук, репродуцировать его или передавать повторно каким-либо другим образом. Первая фиксация звука не должна ошибочно приравниваться к первому выпуску фонограммы.
Существует еще несколько специальных понятий, например Jaicoe, как "время иглы" ^В" нека1Хфыу˜ттранах˜тпзд˜яйм˜пЬнимают обьенГ использования коммерчёских^записей для целей радиовещания. Время иглы обычно определяется в часах за определенный период, как правило за неделю. Стремление ограничить время иглы в пользу непосредственного, "живого" исполнения мотивировано желанием оградить интересы профессиональных исполнителей. Продолжительность времени иглы обычно согласуется между организациями широкого вещания и организациями профессиональных исполнителей.
Еще одно понятие — "ретрансляция"— означает либо одновременную трансляцию программы, принимаемой от другой станции, либо отложенную трансляцию программы, которая была получена и записана ранее. Разрешение транслировать программу не всегда предполагает разрешение осуществлять ее ретрансляцию.
Под спутниковым вещанием обычно понимают передачу при помощи спутников программ, предназначенных для приема населением в виде электронных несущих сигналов. В случае, когда используются спутники прямого вещания, из космоса идут уже преобразованные сигналы, которые могут приниматься непосредственно. Прямой прием посылаемых спутником сигналов — это прием сигналов без участия расположенных на Земле промежуточных станций, преобразующих сигналы в радиоволны. В этом случае спутник сам преобразует сигналы.
Распределительным спутником обычно называют спутник, чьи сигналы должны быть трансформированы соответствующими станциями, расположенными на Земле, в радиоволны.
Несущий сигнал — это сигнал, генерируемый устройством, посредством которого программа транслируется через космос. Исходным сигналом называют несущий сигнал, который идет к спутнику, принимаемым сигналом — сигнал, полученный путем преобразования технических характеристик исходного сигнала, главным образом для того, чтобы его могло принимать население. Программа в данном контексте — это массив "живого" или записанного материала, который состоит из звуков либо изображений или из того и другого и который предназначен для'распространения при помощи указанных сигналов.
Прямым приемом со спутника называется такой прием несущих программы сигналов, который осуществляется без участия станций, расположенных на Земле и предназначенных для преобразования сигналов в обычные радиоволны. Преобразование в этом случае осуществляется передающим спутником. Положения Брюссельской конвенции (1974 г.) о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, не применяются, когда распространение сигналов производится со спутников прямого вещания.
Пиратством в области смежного права обычно называют репродуцирование фонограмм любыми возможными способами для передачи их населению, а также ретрансляцию программ другой станции без получения соответствующей санкции. Несанкционированная фиксация непосредственного исполнения на концерте или радио- либо телетрансляции с последующим репродуцированием и продажей полученных таким образом копий называется бутлегингом или торговлей контрабандными товарами.
[Ibid., ^ 109-121.]
340
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
13.1. Компьютерные программы
13.1.1. Введение
Компьютеры — электронные машины, способные хранить и обрабатывать информацию, — произвели подлинную революцию в нашем мир0. Они стали незаменимыми инструментами, испо31Бзусмыми"Тобщёствённом управлении, научных исследованиях, промышленной и коммерческой деятельности. Все больше компьютеры используются и для частных нужд (домашние компьютеры, компьютерные игры и т.д.). На языке, возникшем вместе с самими компьютерами, эти машины называют аппаратным обеспечением.
Объяснения, команды и системы, разработанные для управления названными машинами, называются программным обеспечением.,
--z— ——-»..„ .,...„„.,_...—-•- —•— —-—-••"—i. ---.. ..... - -•.,„,.. ,„__ i
Термин "компьютерное обеспечение" означает программы для компьютера и другие материалы, подготовленные для использования при работе на компьютере. Эти материалы включают описания и объяснения, касающиеся применения компьютерных программ, например описание задачи и инструкции для пользователя. Однако самая важная часть компьютерного программного обеспечения — программы. Они управляют операциями,» производимыми компьютером, в соответствии с поставленными целями, например хранёнием'й"пбст1Кянным обновлением информации о товарах на складах коммерческого предприятия, о начислении подоходного налога финансовыми органами, о контроле производственного процесса, о контроле самолета и его полета и т.д. Законодательная охрана компьютерных программ сопряжена со сложными проблемами, которые в меньшей степени относятся к законодательной охране других видов компьютерного программного обеспечения.
' Подготовка программы осуществляется в несколько стадий. Прежде всего создатель программы (программист или группа программистов) пишет ее на так называемом языке программирования — искусственном языке, состоящем из особых символов и предназначенном специально для написания программ. Эта форма программы обычно называется исходным кодом. Как таковой исходный код, однако, нельзя использовать в машине, а необходимо преобразовать в ряд команд, которые распознаются центральным процессорным устройством компьютера. Эти команды обычно состоят только из двух различных элементов, выраженных символами О и 1, и принцип, на котором основаны такие команды, состоит в том, что электрический ток блокируется или пропускается. В этой машиночитаемой форме программа, которую обычноназывают˜вь[ходным кодом, включает команды из чрезвычайно длинных комбинаций названных двух символов. !
Перед тем как программист приступит к написанию самой программы, следует определить задание компьютеру (например, произвести подсчет подоходного налога в соответствии с целым рядом законодательных норм), а также сформулировать логические шаги, которые составят основу программы (алгоритм). Определение задания и алгоритма, однако, не считается частью программы.
Опираясь на приведенные выше соображения, нелегко дать определение выражению "компьютерная программа", которое могло бы стать общепринятым. В Типовых положениях ВОИС по охране компьютерных программ, опубликованных в 1978 г., программа определяется как сеть команд, которые будучи выражены в машиночитаемой форме, заставляют облагающую возможностями обрабатывать информацию машину выполнять определенные "функций; "решать задачи или достигать иного результата. J
[International Bureau oS WIPO. Protection of Computer Software. WIPO/IP/ND/87/3, § 1—5.)
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 341
13.1.2. Компьютеры и интеллектуальная собственность
А. Введение
В свете законов об интеллектуальной собственности в связи с компьютерной технологией возникает три важных вопроса.
Во-первых, когда информация, обработанная компьютером, представлена в работе, охраняемой авторским правом, находится ли использование этой обработанной компьютером информации под контролем владельца авторского права, а если нет, то должно ли?
Во-вторых, когда компьютер использовался для обработки информации так, что произвел работу, которая обычно охраняется авторским правом (например, обработаны и представлены в виде таблиц, предназначенных для конкретной цели, статистические данные или использован синтезатор для сочинения музыки), кто должен рассматриваться, как "автор" созданного в результате произведения и, следовательно, владелец соответствующего авторского права?
В-третьих, охраняется ли программное обеспечение, которое часто является продуктом основательного интеллектуального творчества (обеспечиваемого значительной финансовой поддержкой), какой-либо существующей законодательной системой, например патентным законом, законами об авторском праве, законодательными нормами о конфиденциальности, о коммерческой тайне и т.д., от неразрешенного использования, а если нет, то должно ли охраняться, и если да, то какой системой?
Б. Компьютеры и охраняемые работы
За последние два десятилетия упомянутые три вопроса были предметом широкого изучения как в отдельных странах, так и на международном уровне. В отношении того, какими должны быть ответы на первый и второй вопросы, была достигнута высокая степень договоренности. Общее согласие по этим вопросам отмечено в докладе Второго комитета правительственных экспертов по проблемам авторского права при использовании компьютеров для доступа к информации или создания трудов, проведенного ВОИС и ЮНЕСКО в Париже в июне 1982 г. С учетом одного или двух изменений комитетом был одобрен пакет проектов рекомендаций. Выводы, сделанные на основе предпринятых обсуждений, как отмечено в отчете и рекомендациях, можно сформулировать следующим образом:
1) ввод охраняемой работы в компьютерную систему включает воспроизведение работы в машиночитаемой форме и фиксацию ее в памяти компьютера. Оба эти действия — воспроизведение и фиксация — регулируются международными конвенциями (ст. 9(1) Бернской конвенции и ст. 4 s(l) Всемирной конвенции об авторском праве);
2) выдача охраняемой работы из компьютерной системы должна охраняться законом об авторском праве независимо от формы вывода. Например, это могут быть (а) распечатка на принтере, (б) фиксация данных в машиночитаемой форме, (в) передача базы данных одной компьютерной системы в память другой компьютерной системы (с промежуточной фиксацией или без нее), (г) представление аудио- или визуальных образов на экране;
342
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3) при внесении поправок или изменений в национальное законодательство с учетом использования охраняемых работ в компьютерах следует предусмотреть, чтобы моральные права автора соблюдались и при использовании его работы в компьютерах и чтобы ограничение и изъятие предоставляемого владельцу авторских прав права контролировать такое использование (что может быть желательным с точки зрения компьютерной технологии) не выходили за пределы, допускаемые конвенциями;
4) выдачу принудительных лицензий на использование в компьютерах охраняемых работ можно допускать только в том случае, когда добровольное лицензирование неосуществимо, и в любом случае это должно соответствовать принципам конвенции. Когда принудительное лицензирование осуществляется в соответствии с национальным законом, действие такой лицензии должно быть ограничено территорией страны, где этот закон имеет силу.
Во многих странах существующие законодательства согласуются с этими общими выводами, но в некоторых странах были приняты и специальные поправки к закону об авторском праве, с тем чтобы исключить возможность неоднозначного толкования при решении соответствующих вопросов. Например, в поправке 1985 г. к закону Великобритании об авторском праве, касающейся компьютерного программного обеспечения, содержится следующее положение: упоминание в законе об авторском праве от 1956 г. о представлении любой работы в материальной форме или о воспроизведении любой работы в материальной форме должно включать упоминание о хранении этой работы в памяти компьютера.
Что касается второго из упомянутых выше вопросов, то общее мнение, выработанное в ходе обсуждений, таково: независимо от сложности компьютера он есть только инструмент, и автор работы, сделанной с помощью компьютера, — это лицо, получившее продукт, для создания которого был использован компьютер, и давшее программисту и оператору инструкции о том, какие необходимо предпринять шаги, чтобы получить задуманный результат. Ни программист, который написал программу, нужную, чтобы произвести эту работу на компьютере, ни оператор, который работал на компьютере, выполняя поставленную задачу, не будут рассматриваться как авторы или соавторы. Исключение составляют случаи, когда труд программиста был, по существу, сотрудничеством с создателем продукта в такой степени, что может рассматриваться как творческий вклад в окончательный продукт. В подобных случаях программист может считаться соавтором.
Третий из упомянутых вопросов был, вероятно, предметом более тщательного рассмотрения, чем два первых; ниже он подробно обсуждается.
[D. de Freitas. Impact of New Technologies (Reprography, Computer Use and Software Protection) on Computers. WIPO/CNR/ND/86/6 , § 26—30.]
13.1.3. Охрана компьютерных программ
Вообще говоря, может быть предусмотрено три вида законодательной охраны компьютерных программ: первый — защита патентом, второй — защита авторским правом и третий — защита с помощью положений, направленных против нарушения коммерческих тайн. ,
В связи с патентной Охраной возникает вопрос, может ли компьютерная программа содержать в себе изобретение. Обычно считается, что изобретения яв-
343
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ляются решениями технических проблем на основе использования научных принципов в области физики, химии или биологии. Однако так называемые команды человеческому разуму обычно не рассматриваются как изобретения. Поэтому целый ряд национальных законодательств содержит положения, в соответствии с которыми компьютерные программы исключаются из сферы патентной охраны.
С другой стороны, возможно, что программа образует составную часть способа, применяемого в области физики или химии. Тогда можно было бы описать изобретение как способ, реализуемый с помощью специальной компьютерной программы (например, в случае химического производственного процесса). Если бы программу можно было рассматривать как элемент способа, то она подлежала бы патентной охране при условии, что удовлетворяет обычным критериям патентоспособности — критериям новизны, изобретательского уровня и уровня применимости в промышленности.
Что касается защиты компьютерных программ авторским правом, то первый вопрос, который нужно прояснить, — это являются ли компьютерные программы охраноспособными произведениями, как последние интерпретируются в законах об авторском праве. Дело в том, что законы об авторском праве обычно содержат перечни, где перечисляются категории охраняемых произведений, и в этих перечнях, как правило, не упоминаются компьютерные программы. Компьютерные программы не подпадают под категории письменных работ, книг или научных трудов (категории произведений, охраняемых авторским правом). Поэтому в некоторых из недавно принятых национальных законов — законах Франции, ФРГ и США — прямо предусматривается, что компьютерные программы следует трактовать как произведения, охраняемые авторским правом.
Второй вопрос, который возникает в связи с защитой компьютерных программ авторским правом, касается действий, от которых нужна защита. Должно быть принято во внимание не только изготовление копий, но также использование программы для управления компьютером. Однако такое использование обычно не попадает в сферу охраны авторским правом, так как законы об авторском праве, как правило, предоставляют охрану от изготовления копий и публичного исполнения работ (например, ˜в театре или на музыкальных концертах), но не от исполнения произведений в частной жизни (например, при исполнении музыки для себя). Тем не менее можно возразить, что в результате использования программы в компьютере либо осуществляется ее копирование в полном объеме центральным процессором компьютера (потому что скорость магнитной ленты, на которой записана программа, отличается от скорости при ее использовании в компьютере), либо она копируется постепенно в процессе использования — какое копирование имеет место в каждом конкретном случае, зависит от технических условий. Чтобы обеспечить всестороннюю защиту компьютерных программ от неразрешенного использования, вероятно, следует внести соответствующие поправки в законы об авторском праве. Это уже сделано, например, в законе об авторском праве Франции, куда включено положение, согласно которому является незаконным любое воспроизведение программы, кроме изготовления резервной копии, и любое ее использование без разрешения автора.
Что касается третьей возможной формы охраны компьютерных программ, а именно, защиты от нарушения коммерческих тайн, здесь решающий вопрос — это насколько возможна такая охрана в рамках существующего национального закона. Более того, ясно, что эта форма охраны применима только к программам, в отношении которых действует обязательство о конфиденциальности.
347
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
выполнять операции на этом оборудовании. Кроме того, когда множительное оборудование используется в учебных заведениях, предоставляющих это оборудование населению за плату, роялти за размножение должны собирать и распределять соответствующие службы по универсальным лицензиям.
[D. de Freitas. Impact of New Technologies (Reprography, Computer Use and Software Protection) on Computers. WIPO/CNR/ND/86/6, § 6—8. 10, 11.]
13.3.2. Аудио- и видеозаписи
Технический прогресс сделал возможным высококачественное размножение звуковых и аудиовизуальных записей. Правовые аспекты этой деятельности такие же, что и в случае размножения литературных и других материалов с помощью репрографического оборудования, т.е. речь идет о потенциальном нарушении фундаментального права, охраняемого ст. 9 Бернской конвенции и положениями национальных законодательств, дополняющими требования этой конвенции.
Вопрос о домашних записях также был предметом тщательного изучения как на национальном, так и на международном уровне. В целом ряде стран уже приняты либо разрабатываются соответствующие положения законодательства.
Как и в отношении репрографии, решения по рассматриваемому вопросу, принимаемые в разных странах, тоже не одинаковы, но все они основываются примерно на одном подходе, суть которого можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, за каждую единицу записывающего оборудования или чистой ленты, используемых для домашней записи, которая может стать доступной широкой публике, следует взимать установленную законом плату.
Во-вторых, хотя невозможно выявить каждого отдельного домашнего пользователя, тем не менее можно выделить пользователей как некую группу. Это — лица, которые покупают записывающее оборудование и ленту, на которых делаются домашние записи. Поэтому вполне справедливо, чтобы такая группа платила за изготовление домашних записей и эта плата существовала в виде какой-то части продажной цены, устанавливаемой на оборудование и на чистую ленту.
В-третьих, поскольку производители и оптовые покупатели оборудования и чистой ленты, предоставляя их широкой публике, тем самым дают ей возможность пользоваться авторскими работами рассматриваемым образом, целесообразно, чтобы производители и оптовые покупатели взимали упомянутую предусмотренную законом плату и перечисляли ее владельцам авторского права.
В-четвертых, взимаемая таким образом предусмотренная законом плата (в одних странах она взимается только с оборудования, в других — только с чистой ленты, в третьих — с того и другого) передается производителями и оптовыми покупателями специальным агентствам, представляющим интересы авторов и имеющим свою долю в этих платежах. Указанные ведомства отвечают за распределение полученных сумм.
Различия между соответствующими системами, принятыми в разных странах, касаются главным образом следующих моментов.
Прежде всего, это доля от установленных законом платежей, перечисляемая отдельным владельцам авторского права и другим заинтересованным сторонам, и доля, передаваемая на социальные нужды. В некоторых странах 100 % получаемой суммы распределяется на индивидуальной основе, в других — определенная часть,
348 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
иногда доходящая до 50 %, предназначается на социальные цели, например на выделение стипендий авторам.
Второй момент связан с тем, как владельцы авторского права на произведения, созданные не в данной стране, но защищаемые законом об авторском праве этой страны, участвуют в распределении сумм, получаемых от предусмотренных законом платежей. В одних странах все работы авторов из других стран — участниц той же конвенции, что и данная страна, имеют право участвовать в этом распределении, в других — только авторы из данной страны и другие заинтересованные стороны.
[Ibid., § 15, 17, 21, 22.]
13.4. Новые разработки в области вещания
13.4,1. Введение
Широкое вещание, которое началось с передачи одного только звука, стало на службу обществу в первом и втором десятилетиях нашего века. В последующие тридцать-сорок лет вещание представляло собой просто беспроволочную передачу электромагнитных сигналов, которые при помощи специальных устройств могли быть превращены в звуки и визуальные образы, воспринимаемые человеческим ухом и глазом.
В середине века, однако, появились две новые разработки. Так, вместо передачи электромагнитных сигналов непосредственно, т.е. без применения каких-либо изготовленных человеком промежуточных устройств от передатчика к приемнику, переданные сигналы были впервые получены спутником, расположенным на орбите на расстоянии около 22 500 миль от поверхности Земли. Скорость и траектория полета спутника были такими, что он оставался фактически неподвижным по отношению к Земле на геостационарной орбите. Полученные сигналы спутник передает назад на Землю. Вначале по техническим причинам они принимались только наземными станциями, но со временем стало возможным их принимать и с помощью индивидуальных приемников. Таким образом, как радио-, так ,и телепрограммы, сделанные в одной стране и переданные из нее, могут теперь приниматься во многих других странах; иногда сигналы распространяются на территории, составляющей до одной трети поверхности земного шара.
Одновременно с использованием спутников развивается и кабельное распространение программ вещания. Эту технологию стали применять сначала в США, в районах, где главным образом из-за гористого рельефа прямой прием программ местными радио- и телеприемниками был затруднен и поэтому начали использовать так называемую коллективную антенну. Жители расположенных по соседству домов вкладывали средства в установку большой антенны или другого принимающего устройства, которое размещали на возвышенном месте в жилом районе, где прием был хорошего качества, и оттуда полученные сигналы перераспределялись по проводам в дома участников этого проекта. Позднее даже стали считать, что такая установка предпочтительнее с точки зрения воздействия на окружающую среду, так как отпала необходимость в том, чтобы в каждом доме была своя антенна, и сегодня во многих районах Европы муниципальными правилами запрещено использовать индивидуальные антенны и прием радио- и телевизионных сигналов осуществляют только через коллективные антенны указанного типа.
349
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Так или иначе, технология кабельного вещания, поначалу применявшаяся на небольших кооперативных станциях, теперь используется на крупных коммерческих предприятиях и в Северной Америке, и в Европе. Кабельные компании строят наземные станции, которые могут принимать не только национальные программы, но и — через спутник — огромное число программ из других стран. Оператор кабельной службы затем распределяет эти программы по различным каналам, которых может быть до шестидесяти, так что в одном таком районе абоненты могут выбирать не из нескольких местных или национальных телевизионных программ, а настраиваться на широкий спектр программ из многих стран.
[Ibid., § 35—38.]
, 13.4.2. Спутники
А. Типы спутников
Традиционно различают три типа спутников телесвязи: спутники связи между пунктами, распределительные и прямого вещания. Первые два также называют спутниками связи или спутниками фиксированного обслуживания. Помещенные на геостационарную орбиту, эти спутники находятся как бы "на якоре" на расстоянии около 36 тыс. км над экватором.
Спутники связи между пунктами используются для межконтинентальной передачи сигналов от передающего пункта к одному или нескольким принимающим пунктам. Эти сигналы распространяются примерно по одной трети поверхности Земли, так что с помощью трех таких спутников, размещенных над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, можно передавать сигналы из любой страны мира практически в любую страну при условии, что имеются необходимые наземные станции. Эти наземные станции должны быть очень мощными, и, следовательно, они очень дорогие.
Спутники распределения контролируют меньшие географические территории (например, Европу или часть США), и их сигналы обычно предназначены для сети приемников, обслуживаемых операторами кабельной системы или специалистами по вещанию, которые затем распространяют эти сигналы по данной территории. Такие сигналы являются более направленными и более мощными, чем посылаемые спутником связи между пунктами, а потому наземные станции, необходимые для приема сигналов от этих спутников, значительно меньше и дешевле, чем те, что нужны для приема сигналов от спутников связи между пунктами.
Спутники прямого вещания — это устройства, передающие программы, предназначенные для прямого приема аппаратами, которыми располагает население. Это "обычные передатчики, подвешенные в космосе", со всеми преимуществами, связанными с возможностью такого взгляда с высоты птичьего полета.
Б. Авторское право и спутники
Несомненно, что передача программ через спутники прямвго вещания (СПВ) есть широкое вещание в том смысле, как оно интерпретируется в Бернской, Всемирной (Женевской) и Римской конвенциях. Тем не менее было предложено, чтобы законы всех стран, попадающих в зону действия спутника (т.е. тех, где возможен прием сигналов), в случаях, когда
350 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
осуществляется связь с аудиторией, могли применяться к единичному акту трансляции вещающей организацией.
На первый взгляд такой подход может показаться привлекательным и желательным для владельцев авторского права и смежных прав на передаваемый материал. Однако на практике он, вероятно, не будет реализован. Если бы владельцы прав только в одной стране, находящейся в зоне действия спутника, которые зачастую не являются таковыми в стране, осуществляющей вещание, по какой-либо причине не разрешили бы прием программы, вещательная деятельность вообще не имела бы места, поскольку вещающая организация технически не в состоянии исключить какую-то отдельную страну из круга тех, что могут принимать передачи.
Конкретные практические проблемы связаны с четкостью вещания и его границами. Пределы действия СПВ зависят от принимающего оборудования: чем больше антенна, тем шире зона приема. Существенно при этом, каково качество приема сигналов на периферии этой зоны. Какая часть страны и с каким населением составит потенциальную зону приема, прежде чем упомянутый подход станут применять в этой стране? Из-за языкового барьера и отсутствия принимающих устройств на внутреннем рынке страны, находящейся в зоне приема, аудитория передаваемой через СПВ зарубежной программы в действительности может быть очень небольшой.
С юридической точки зрения одновременное применение множества национальных законов об авторском праве к отдельному акту вещания противоречит основному принципу территориальности и приведет к тому, что встанут серьезные проблемы, связанные с осуществлением прав, в частности в ситуациях, когда масштабы или уровень охраны различаются в стране, откуда ведется передача, и стране, находящейся в зоне вещания, где нужна охрана. [W. Rumphorat. Broadcasting and Copyright. WIPO/GIC/CNR/ GE/86/13, § 4—10.]
13.4.3. Кабельное распределение
Бернская конвенция и большинство национальных законодательств, основанных на этой конвенции, различают передачу программы по кабелю (ст. 11(1) (и), ll^dXii), 14(l)(ii) иН^О/ЖШи)) и одновременное кабельное распределение программ (ст. 11 (l)(ii)). Передача программы — это сообщение аудитории через кабельную систему любого звукового и (или) визуального материала, кроме живого вещания (например, самостоятельно сделанные программы, фонограммы или видеозаписи, кинофильмы, записи передач, сигналы, полученные через средства микроволновой связи, спутники связи или дистанционный кабель). По-видимому, здесь не возникает никаких юридических проблем. Очевидно также, что распределение по проводам или кабелю предполагает наличие искусственного проводника, передающего электромагнитные сигналы (провод, коаксиальный кабель, оптическое волокно).
Что касается одновременного кабельного распределения программ, то Бернская конвенция (ст. ll1" (e)(ii)) гарантирует автору исключительное право разрешать "всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроволочной связи, повторно передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная". Здесь возникают некоторые проблемы в плане интерпретации понятий: как отличить узкий, пассивный прием передач, несущественный с точки зрения авторского
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 35 Г
права, от активной связи с аудиторией посредством проводов? когда говорят о связи в этом контексте, каковы критерии для определения аудитории и какие элементы характеризуют организацию? имеет ли значение то, что передаваемые программы являются отечественными, непосредственно принимаемыми зарубежными или зарубежными программами, которые нельзя принимать непосредственно в зоне, обслуживаемой кабельной системой?
Недавними решениями верховных судов некоторых европейских стран, занимающих ведущее положение в области использования кабельного распределения (в частности, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии), однозначно установлено, что вопросы о том, являются ли передаваемые программы отечественными или зарубежными, и о возможности непосредственного приема в данном контексте несущественны. С другой стороны, точные границы между простым приемом передач в отдельных районах и активным распространением программ еще не определены судами. Тем не менее несомненно, что автор имеет право разрешать или запрещать кабельное распространение его произведения как по внутренним, так и по зарубежным каналам вещания, если распространение осуществляется организацией, которая не является источником первой трансляции. Причина, по которой автор лишен права на одновременное кабельное распределение программы, передаваемой организацией, осуществляющей первую трансляцию, очевидна: автор предоставляет вещающей организации право передавать его произведение в пределах той территории, на вещание на которой эта организация имеет лицензию. Получаемое автором вознаграждение зависит, так или иначе, от масштабов аудитории, выбрать же наиболее подходящие технические средства для трансляции аудитории программ — дело вещающей организации. Например, в горных районах или так называемых затененных районах (имеющих очень высокие здания), а также в охраняемых исторических местах городов желательно, а иногда обязательно, чтобы вещающие организации передавали свои программы по кабельной сети. Но это никоим образом не затрагивает интересов автора.
(Ibid., p. 9, 10.]
Когда программы, передаваемые вещательными службами той или иной страны, принимаются через спутник наземными станциями в другой стране и затем распространяются по кабельной сети для ее аудитории, выявляется еще одна область действия авторского права. В этом случае интересы владельца авторского права на произведение, являющееся частью передаваемой программы, могут быть опорочены. Например, в стране, где находится оператор кабельной сети, может не быть закона об авторском праве или закон, возможно, не позволяет владельцу авторского права пресекать деятельность оператора кабельной сети; либо закон, предоставляющий владельцу авторского права определенные права в связи с кабельным распределением, может не действовать, потому что по какой-либо причине может оказаться невозможным, чтобы владелец авторского права принудительно осуществил свои права.
Представляется обоснованным и действительно необходимым, чтобы в подобных случаях владелец авторского права мог обратиться к вещательной организации с просьбой о защите его интересов. Это, в свою очередь, означает, что трансляция вещающей организацией произведения, охраняемого авторским правом и включенного в одну из передаваемых через спутник программ, предназначенных для приема наземными станциями в других странах, должна рассматриваться как акт вещания под контролем владельца авторского права. Другими словами, вещающая организация должна нести определенную ответственность перед владельцем авторского права. Эта ситуация широко обсуждалась. Вещающие организации не
352
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
склонны были принимать на себя какую бы то ни было ответственность. Однако все настойчивее высказывается мнение, что когда вещающая организация передает сигналы, направленные к спутнику, который затем посылает их на Землю (что делает возможным прием этих сигналов в зарубежных странах), такой акт инициирования трансляции должен находиться под контролем владельца авторского права.
[D. de Freltas. Impact of New Technologies (Reprography, Computer Use and Software Protection) on Computers. WIPO/CNR/ND/86/6, § 29, 30.1
13.5. Биотехнология
13.5.1. Введение
Биотехнология — это такая область технологии, значение которой существенно возросло в последние годы. В самом деле, вполне возможно, что изобретения в области биотехнологии серьезно повлияют на наше будущее, особенно в сферах медицины, производства продовольствия и энергии, охраны окружающей среды.
Биотехнология связана с живыми организмами, такими как растения, животные и микроорганизмы, а также с неживым биологическим материалом — семенами, клетками, ферментами, плазмидами (которые используются в генной инженерии) и т.п. Изобретения в области биотехнологии подразделяются на три категории: процессы, применяемые для создания или модификации живых организмов и биологического материала, результаты применения таких процессов и использование этих результатов.
Хотя значение биотехнологии стало возрастать в последние годы, это тем не менее одна из старейших отраслей технологии. Например, производство вина или пива включает процессы с использованием живых организмов, а такие процессы известны были давно. Селекция растений и животных тоже имеет очень долгую историю. Однако что касается растениеводства и животноводства, то здесь нет никакой определенности относительно результатов, потому что характерные признаки организмов передаются от одного поколения к другому по законам наследственности. Эти законы показывают, что различные сочетания признаков в результате дают целый спектр черт и свойств.
Технология, строго говоря, предполагает контроль со стороны человека. Таким образом, осуществление процессов, которые могут полностью контролироваться человеком с помощью научных методов, или изготовление продуктов в соответствии с научными принципами сопряжены с использованием технологии. Однако область биологии традиционно считалась лежащей вне сферы технологии, поскольку не могла контролироваться человеком в смысле предсказания результатов.
В последние годы благодаря научным открытиям стало возможным разрабатывать биологические процессы, управляющие живыми организмами. Эти процессы могут полностью контролироваться человеком, и наиболее известны здесь процессы искусственной модификации генов (генная инженерия). Эти процессы позволяют изменить материал, определяющий наследственные характеристики живых организмов, и таким образом появляется возможность создать модифицированные организмы, наделенные заданными признаками. Например, микроорганизм, созданный Чакрабарти, изобретателем из США, способен абсорбировать нефть из океанов и рек. Процессы генной инженерии используются также для



СОДЕРЖАНИЕ