СОДЕРЖАНИЕ



В статье доктора юридических наук, заведующей сектором информационного права института государства и права РАН, Бачило Илларии Лаврентьевны "Право собственности на информационные ресурсы" рассматриваются вопросы применения механизмов права собственности и прав интеллектуальной собственности в информационной сфере. Автор анализирует связь таких институтов как "информационный ресурс", "статус субъекта права на информацию", "правовой режим информационного ресурса", институтов "собственности" и "исключительных прав".

Право собственности на информационные ресурсы
· ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ на информационные ресурсы
· 1. Правовые основы формирования информационного ресурса
· 2. Выявление связи институтов собственности и исключительных прав с правом на информацию
· 3. Определение вида информационного ресурса - необходимый шаг в установлении права собственности на составляющие его объекты
· 4. Как писать и читать закон
· 5. Некоторые глобальные проблемы собственности




И. БАЧИЛО

     БАЧИЛО Иллария Лаврентьевна - доктор юридических наук, зав. сектором информационного права Института государства и права РАН.
     
     
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
на информационные ресурсы

     Проблема собственности на информационные ресурсы ненова и на страницах периодической печати возникает часто. Тем не менее практика нормативного творчества и правоприменения требует все большей ясности в сути институтов собственности и интеллектуальной собственности в сфере формирования и использования информационных ресурсов. К настоящему времени возможно подвести некоторый итог накопленному опыту и попытаться более определенно поставить некоторые вопросы данной темы. Задача автора формулируется как попытка обозначить системную связь всех элементов, от которых зависит более осознанное отношение к применению механизмов права собственности и прав интеллектуальной собственности в информационной сфере. В этой связи прослеживается связь таких институтов, как "информационный ресурс", "статус субъекта права на информацию", "правовой режим информационного ресурса", институтов "собственности" и "исключительных прав".
     
     
1. Правовые основы формирования информационного ресурса

     Определение информационного ресурса (ИР) в праве как отдельных документов и массивов документов, документальных информационных систем (фонды библиотек, архивов, БД и др.), сформированных по признакам, отвечающим потребностям пользователей, можно считать удовлетворительным для включения этой категории в структуру объектов правовых отношений. Заметим, что второй части этой формулировки, касающейся признаков формирования ресурса, отделения его одной части от других на основе ориентации на потребность пользователя, в нормативных дефинициях пока не содержится. Но это как бы само собой разумеется и только это делает совокупность информации ресурсом - объектом, вызывающим интерес того или иного потребителя.
     
     Нормативные характеристики информации, документированной информации, документа позволяют достаточно определенно говорить о требованиях к формированию структуры и формы объектов информационных ресурсов. Менее точно применяются в законодательстве понятия "информационный продукт" и "информационная продукция", и это существенно проявляется на стадии использования информационного ресурса и установления его правовой характеристики в движении информации, в использовании ресурса в экономическом обороте. Не всякий результат информационной деятельности - продукт интеллектуальной, созерцательной, аналитической и т.п. работы - становится продукцией - объектом, имеющим потребительскую стоимость и характеристики, позволяющие использовать его как товар. Наиболее точно информационная продукция определена в Федеральном законе о гидрометеорологической службе.
     
     Для выявления наиболее полных характеристик информационного ресурса важное значение имеют параметры правового режима конкретного объекта. Для установления права собственности или права исключительных прав определенного субъекта на информационный ресурс важно обеспечить правильную реализацию ряда позиций, из которых формируется правовой режим ресурса.
     
     При этом творчески и точно должны быть соблюдены правила, формулируемые нормами публичного права, которые имеют обязательную силу для всех субъектов, реализующих свое право на информацию. И на этой основе затем формируются отношения по поводу конкретного объекта информационного ресурса в гражданско-правовых отношениях, регулируемых ГК РФ и иными правовыми актами гражданского права.
     
     В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" названы четыре позиции правового режима информационных ресурсов. Однако развитие законодательства на уровне субъектов РФ позволяет обогатить этот набор требований и расширить его до 7-8 элементов. Они включают: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.
     
     На уровне деятельности конкретного субъекта применение этих требований к оформлению результата деятельности по созданию или приобретению информационного ресурса потребует непременной реализации таких действий, как оформление условий создания - договора или контракта с исполнителем, в котором записаны условия гарантий прав исполнителя: защита авторства и его исключительных прав; обязательства оказания содействия автору или коллективу авторов служебных научных и технических произведений, оформления патентов и свидетельств на патентозащитные продукты, установление порядка внутреннего учета произведенного продукта информационного характера; обеспечение надлежащей экспертизы для включения этого продукта в состав имущества организации (материальные или нематериальные активы) на основе правил бухгалтерского учета; соблюдение правил государственного учета и регистрации продукта в качестве продукции, включаемой в структуру обмена (рынка); оформление условий договоров и других сделок по данному объекту или правам на него; обеспечение гарантий законной защиты интересов автора и собственника информационного ресурса; правильной организации административных и юридических служб организации (юридического лица).
     
     На стадии использования информационного продукта важно определиться в направлениях и формах использования: решить и дать обоснование использования "для себя" - в целях своего собственного производства (обновления программ, усовершенствования разных процессов), в интересах заказчика, в форме совместного использования согласно договору с заказчиком, в форме тиражирования и выноса на рынок и т.д. Схематично эти стадии работы по оформлению правового режима информационного продукта можно представить следующим образом (см. схему N 1).
     
     
Схема N 1



2. Выявление связи институтов собственности и исключительных прав с правом на информацию

     Чрезвычайно важно установить взаимодействие содержания права на информацию с содержанием права собственности и исключительных прав субъектов, участвующих в отношениях по поводу информационных ресурсов как предмета отношений.
     
     Сопоставление содержания права на информацию в соответствии с нормой Конституции РФ (п.4. ст.29) с полномочиями права собственности и исключительных прав в составе института интеллектуальной собственности позволяют проследить итерацию каждой позиции с позициями двух других "прав" в этой системе связей.
     
     Согласно п.4 ст.29 Конституцииправо на информацию включает право: свободно производить, искать, получать, передавать, распространять информацию.
     
     Напомним, что право собственности на вещные объекты реализуется через полномочия владения, пользования, распоряжения.
     
     Интеллектуальная собственность как исключительное имущественное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной (созерцательной, аналитической и т.п.) деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.д.), могут быть реализованы, согласно теории, в двух вариантах.
     
     Первый вариант связан с реализацией тех же полномочий, что и право собственности - владение, пользование, распоряжение: Второй предусматривает такие полномочия, как право копирования и распространения. ГК РФ, формулируя условия использования результатов интеллектуальной собственности, говорит о "согласии" правообладателя (ст.138 ГК РФ).
     
     По схеме проследим систему связей этих трех систем прав (см. схему N 2).
     
Схема N 2

     



     
     Таблица помогает выявить взаимодействие права на информацию и права собственности на информационный ресурс или исключительного права на объекты интеллектуальной собственности. Выявление и юридическая квалификация таких связей зависит от ряда обстоятельств и, прежде всего, от учета правовой характеристики субъектов конкретного отношения и правового режима предмета отношений - характеристики информационного ресурса, по поводу которого у сторон возникают определенные права и обязанности.
     
     Наибольшие трудности возникают в связи с отнесением конкретного объекта информационного ресурса к объекту вещного или интеллектуального вида. Все написанное и зафиксированное на носителе может и квалифицируется как документ - объект материального характера. Но, как правило, эти объекты не подлежат оценке и включаются в оборот либо бесплатно, либо при индивидуальной оценке раритета. Вместе с тем в структуре документированной информации находятся объекты, свойства которых позволяют их относить к объектам интеллектуальной собственности - произведениям или патентозащитным объектам. Есть и такие объекты, которые занимают пограничное положение -множество баз данных неоригинального, неавторского происхождения, что не позволяет бесспорно отнести их к "сборнику" материалов или статей, представляют собой собрание документов (файлов) и могут быть предметом обмена материального характера. В то же время согласно ФЗ об охране программ для ЭВМ и баз данных эти объекты отнесены к разряду произведений. По практике многих субъектов базы данных могут защищаться через средство индивидуализации юридического лица - фирменное наименование или товарный знак. Известно, что для произведения по российскому законодательству не требуется регистрации. Но для программы для ЭВМ или банка данных, включаемых в оборот, такая регистрация необходима согласно статье 16 упомянутого выше закона. И заметим, что эта же статья не говорит об исключительном праве владельца, но применяет термин "право собственности". Можно сделать вывод, что здесь сформирована возможность выбора для условий сторон, участвующих в сделке, относительно таких предметов.
     
     
3. Определение вида информационного ресурса - необходимый шаг в установлении права собственности на составляющие его объекты

     Еще одним параметром, который позволяет углубить наше представление о природе собственности или исключительного права на объект информационного характера, является классификация информационных ресурсов по признаку предметной области его происхождения и применения.
     
     Классификация информационных ресурсов на такие виды, как: экономическая, экологическая, метеорологическая, научно-техническая, картографическая, геологическая, официальная, правовая, массовая и т.п. позволяет более точно определить ее отнесение к государственной, частной, корпоративной собственности, а также определить возможность создания объектов интеллектуальной собственности в структуре определенного вида информации. Для наглядности приведем схему, которая в общих чертах позволит уяснить этот механизм адаптации информационного ресурса к институтам собственности материальной и интеллектуальной (см. таблицу N 1).
     
Таблица N 1

     
Виды
Виды и формы собственности
Формы
ресурсов
Интеллектуальная собственность
Материальная собственность
представления информации
Научно-техническая информация
Патентная и авторская продукция
Государственная, частная, корпоративная собственность
Документы
Базы данных
Правовая информация
-
Государственная собственность
Документы
Базы данных
Социально-экономическая информация - кадастры - регистры
-
Государственная и корпоративная собственность
Документы
Базы данных
Информационные ресурсы
СМИ
Авторские произведения
Государственная и частная собственность
Документы
Базы данных
Другие

 

 

 

     Для примера на схеме обозначены разные виды информационных ресурсов, правовой режим и их характеристика по признаку права собственности в значительной мере зависят от сферы производства и применения этих ресурсов, определяется и форма конкретных продуктов информационной деятельности.
     
     Абсолютно ясно, что такой массив информации, как правовая информация, выраженная в официальных документах, нормативно-правовых или индивидуальных актах, сохраняемых как отдельные документы или как базы данных, изначально является государственной собственностью по признаку их создания и по признаку значимости этих ресурсов. Соответствующие государственные структуры могут ими распоряжаться в установленном порядке и предоставлять их во владение и пользование другим субъектам, включая организации, занимающиеся распространением правовой информации и консультативной деятельностью на основе данного ресурса.
     
     Достаточно сложна структура научно-технической информации. Это специальной вопрос. Им занимаются специалисты разных отраслей науки, хозяйствования, в которых создается такая информация, и с учетом специфики отрасли, сферы создания разрабатывают классификаторы такой информации, вернее информационного продукта и продукции. Можно, например, сказать о большой работе, проводимой в этом направлении в системе Министерства природных ресурсов. Творческими коллективами этого министерства разработаны методические рекомендации "Нематериальные активы интеллектуальной деятельности" и "Имущественные и авторские права на научно-техническую продукцию", изданные в 1999 году ЗАО "Геоинформмарк"*.
________________
  * Нематериальные активы интеллектуальной деятельности. М. - ЗАО "Геоинформмарк" - 1999.
     
     Имущественные и авторские права на научно-техническую продукцию. Методические рекомендации (второе издание). М. - ЗАО "Геоинформмарк". - 1999.
     
     
     Актуальным является и вопрос об определении рассматриваемых параметров и для такой продукции, как регистры и кадастры, другие мониторинговые информационные документы. Здесь работает не только принцип, "на чьи средства" создан продукт, но и то, какое значение он имеет для общественного и государственного интереса. Документы этого значения могут создаваться частными организациями, но изначально определяться в соответствии с законом объектами государственной собственности. Например, вся статистическая информация, представляемая в государственные органы статистики.
     
     Весьма интересным является и вопрос о собственности на информационные ресурсы средств массовой информации. В связи с подготовкой новых проектов Федерального закона о СМИ эти вопросы могут стать предметом обсуждения. Права учредителя, собственника, инвестора, авторов и иных источников продукции создают сложный фон для разрешения проблем собственности на информационный ресурс в данной сфере.
     
     Требуют более пристального внимания и вопросы распределения прав собственности между субъектами государственной собственности. Здесь основы заложены базовым законом Российской Федерации по вопросам информации - законом "Об информации, информатизации и защите информации". Согласно нормам этого закона государственная собственность принимает формы федеральной, собственности субъектов Российской Федерации, может быть совместной по сферам совместного ведения и соответственно распределению предметов ведения. Но следует сказать, что многие виды информации, формируемые на муниципальном уровне, также относятся к государственной собственности.
     
     
4. Как писать и читать закон

     Не все вопросы получили внятное разрешение в законодательстве. Это создает трудности в их восприятии исполнителями, правоприменителями в судебной практике, в правоохранительной деятельности в целом.
     
     Некоторые примеры сложных вопросов в области собственности.
     
     1. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Говорит только об институте вещной, материальной собственности на ИР. Это упущение, которое должно быть исправлено. В законе необходимо отразить и возможность отнесения информационного ресурса к сфере прав интеллектуальной собственности.
     
     2. В ГК РФ в состав объектов гражданских прав введен феномен "информация", но никаких комментариев к пониманию этой категории в сравнении с "вещами", услугами, "результатами интеллектуальной деятельности", включая интеллектуальную собственность, с нематериальными благами (достоинство и честь, деловая репутация) разработчики кодекса и законодатель не сделали.
     
     Квалификация объекта (предмета) отношений в форме "информация", информационный ресурс в данном контексте (в частности баз, банков данных, массивов и отдельных документов, включая файлы) остается проблематичной.
     
     3. Есть проблема в понимании комплексного регулирования отношений собственности средствами публичного и гражданского права. Некоторые, опираясь на п. "о" ст.71 Конституции, согласно которой к ведению Федерации отнесено гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, делают вывод, что никакие иные законы не должны регулировать проблемы информационных ресурсов. На этом основании ставят вопрос о неправомерности принятия субъектами РФ законов об ИР.
     
     Но необходимо иметь в виду, что многие законы не вторгаются в сферу регулирования гражданско-правовых отношений, устанавливают иные правила организации ИР и относятся к сфере административного законодательства. Сегодня важно учитывать и тот факт, что в состав юридических научных специальностей введено и ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО и что складывается информационное законодательство, относящееся к семейству административного права.
     
     4. Наиболее распространенной ошибкой является неверное прочтение п."и" ст.71 Конституции РФ. Этот пункт говорит о "федеральной информации и связи". На этом основании к ведению федерального уровня относят всю информацию. Но не учитывают ФЗ "Об информации...", который согласно Конституции РФ (ст.8 и др.) устанавливает два уровня государственной собственности - федеральный и субъектов РФ - и кроме того говорит о совместной собственности, возникающей в пределах действия ст.72 Конституции. Кстати, п."г" ст.72 предусматривает "разграничение государственной собственности", что относится и к области ИР.
     
     
5. Некоторые глобальные проблемы собственности

     В настоящее время в методологическом плане важно учитывать две взаимосвязанные тенденции: глобализацию информационных процессов - выход многих процессов из юрисдикции системы национального права - права отдельного государства и атомизацию - индивидуализацию места, времени, лиц и имущества в связи с мобильностью физических и юридических лиц. По существу атомизация есть следствие глобализации. Кризис юрисдикции в этом смысле отмечает французский теоретик права Жан-Луи Бержель.* Он считает, и это справедливо, что международное гражданское сообщество опережает в своем развитии государство, особенно в экономической сфере и в сфере частной жизни (256-257). Происходит "мутация" правовой системы (277) под влиянием социально-экономических процессов, и в этой связи на повестке "гибрид правовых механизмов" (286). Одна и та же ситуация может соотноситься с разными категориями одновременно.Например, собственность на литературное произведение. Он рассматривает три типа решений:
________________
    * Бержель Жан-Луи. Общая теория права - М.: NOTA BENE, 2000.
     
     
     а) отдельно моральное право автора - на имя и имущественное право, подверженное передаче и аресту;
     
     б) глобальный подход, объединяющий в единый комплекс как "совокупность имущества" в одном режиме с наделением коммерческого фонда режимом распоряжения всем комплексом;
     
     в) деформация атрибутов одной из категорий под воздействием другой. Бержель фиксирует, что наступает оттенок "вещности", несмотря на специфику этих отношений (374-375). Понятие собственности поглотило понятие монополии на использование продуктов интеллектуальной, промышленной, коммерческой деятельности. Понятие юридического лица, считает этот автор, стало венцом процесса концентрации капиталов и имущества в сфере крупной промышленности (279). Эволюция правовой системы - реальность (281).
     
     Выражением солидарности с наблюдениями французского теоретика права возможно завершить данную публикацию и отметить, что еще предстоит большая работа по совершенствованию законодательства, теории и правопонимания проблем собственности на такие объекты, как информационные ресурсы, во всем их многообразии и сложности.
     
     




СОДЕРЖАНИЕ