<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы РФ. М., 1995.
Кудинов Л. Д. Субъекты правоохранительной деятельности. Волгоград, 1992.
Правоохранительные органы РФ. Под ред. В. П. Божьева М., 1997.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Семенова. М., 1998.
Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 г.//Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 29.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ и федеральных органах налоговой полиции" и уголовно-процессуальный кодекс РФ" от 15.11.1995//Российская газета. 1995. 27 декабря.
Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г.//Юридический вестник. 1993. № 16.
Федеральный закон "Об органах Федеральной службы безопасности в РФ" от 22.02.1995 г.//Российская газета. 1995. 12 апреля.
Указ Президента РФ "О структуре федеральной службы безопасности РФ" от 22.05.1997 г.//Российская газета. 1997. 29 мая.
ФСБ России. М., 1997.
Таможенный кодекс Российской Федерации. Утвержден Постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.//Российская газета. 1993. 21 июля.
Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации от 18 июня 1997 г.//Российская газета. 1997. 31 июля.
Положение о Министерстве Юстиции РФ (с изменениями и дополнениями). Утверждено Постановлением Совета Министров РФ от 04.11.1993//Российская газета. 1993. 12 декабря; Российская газета. 1995. 9 июня.
Постановление правительства РФ "Об утверждении концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ" от 7.10.1996 г.//Российская газета. 1996. 16 октября.

(обрыв текста)



РАЗДЕЛ V. ОРГАНЫ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
Тема 15. АДВОКАТУРА
1. Понятие адвокатуры и ее задачи. Организация адвокатуры
Адвокатура - это общественная самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.
Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституций РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Следует учесть, что в с случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь каждому гражданину независимо от принадлежности оказывается бесплатно. Так, каждый подозреваемый (задержанный), который был заключенный под стражу или обвинен в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента своего задержания, заключения под стражу и/или предъявления обвинения. Кроме этого при оказании конкретной юридической помощи адвокаты руководствуются уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным отраслевым законодательством.
В Законе об адвокатуре Российской федерации от 20 ноября 1980г. сформулированы основные задачи адвокатуры, одна из которых - оказание юридической помощи. На основании этого закона Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе исполнения законодательства Российской Федерации и уважения к правам, чести и достоинства других лиц в соответствии с предусмотренными статьями Конституции. Так, выполняя свои задачи, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, в частности, устные и письменные справки по использованию тех или иных положений законодательства; составляют исковые заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников и/или представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков и т.д.
На основании действующего законодательства Российской Федерации образование коллегии адвокатов осуществляется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деятельности коллегии адвокатов определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, которая при положительном решении передает его в исполнительный орган субъекта Федерации на основании мнения которого, в республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, а в краях и областях - краевые и областные коллегии, а в с случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре, - городские коллегии адвокатов.
Также с согласия Министерства юстиции Российской Федерации могут быть созданы межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.
Основными органами управления в коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия.
Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.
Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом или общим собранием членов коллегии адвокатов.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на три года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций.
Организационными частями коллегии адвокатов являются юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы. Все они являются юридическими лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юридической помощи в городах, других населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованного с органом юстиции субъекта Российской Федерации. Каждая юридическая консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и бухгалтерию. Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юридической консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации.
Адвокаты и их коллегой объединяются в союзы. В настоящее время существуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в государственных органах.
Адвокатурой оказываются разнообразные виды юридической помощи среди, которых можно выделить такие основные направления:
* консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
* составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
* представительство в судах по гражданским делам, по делам об административных правонарушениях;
* участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
2. Правовой статус адвоката
Адвокатом и соответственно, членом коллегии могут быт граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Выпускники юридических вузов принимаются членами в коллегию после прохождения ими стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.
Члены коллегии адвокатов не имеют права состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для адвокатов, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для работающих в районах, где объем работы недостаточен.
Прием в коллегию производится президиумом коллегии по заявлению заинтересованного лица.
Прекращение членства в коллегии происходит в связи с отчислением адвоката из коллегии президиумом в следующих случаях: по заявлению адвокатов; при неудовлетворительном испытании (до трех месяцев), обусловленном при приеме в коллегию адвокатов; при невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья.
Исключение адвоката из коллегии производится президиумом коллегии при систематическом нарушении адвокатом внутреннего трудового распорядка или недобросовестном исполнении им своих обязанностей, если ранее к нему применялись меры дисциплинарного либо общественного воздействия, а также в случае совершения иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии. Отчисление и исключение из коллегии могут быть обжалованы в районный суд в месячный срок со дня вручения соответствующего постановления президиума.
Адвокаты в своей деятельности руководствуются законами, указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями и методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации, других органов власти и управления.
Адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии вопросы, касающиеся ее деятельности; вносить предложения по улучшению ее работы и участвовать в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии.
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, вправе представлять интересы своего клиента во всех государственных и общественных организациях, как правило, в различных правоохранительных органах. При этом для участия в деле адвокату выдается ордер, который он предъявляет в качестве подтверждения своих полномочий. Он вправе через юридическую консультацию запрашивать документы, необходимые для ведения защиты или представительства. Такие требования адвоката обязательны для соответствующих государственных и общественных организаций. В соответствии с принципом состязательности адвокат, представляя интересы своего клиента в ходе судебного разбирательства, наделяется равными правами со стороной обвинения, истца.
В ходе осуществления своих полномочий адвокат обязан строго соблюдать закон, адвокатскую этику и использовать все не запрещенные законом средства для защиты прав и законных интересов обвиняемого или лица, представителем которого он является. Он не вправе отказаться от принятой на себя защиты, но не имеет право и осуществлять защиту или представительство в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых находятся в противоречии с интересами лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя и не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.
За нарушение закона, устава коллегии и адвокатской этики он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию решением президиума коллегии адвокатов. Мерами взыскания могут быть выговор, строгий выговор, замечание, исключение из коллегии.
При обращении лица за оказанием юридической помощи в юридическую консультацию, ее заведующий назначает адвоката из членов консультации, который заключает соглашение об оказании юридической помощи. В некоторых случаях граждане, организации обращаются непосредственно к конкретному адвокату. В консультациях организовано дежурство адвокатов, всех обратившихся за правовой помощью принимает в первую очередь дежурный адвокат. Адвокат сам устанавливает размер вознаграждения (гонорара) за свои услуги исходя из сложности дела, его объема и материальных возможностей клиента. Обговорив все условия, адвокат и клиент заключают соглашение, после чего клиент вносит определенную сумму в кассу юридической консультации.
Кроме этого в случаях установленных законом адвокаты обязаны оказывать юридическую помощь бесплатно. Наиболее часто бесплатная юридическая помощь оказывается по уголовным делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника. В этих случаях следователь, прокурор или суд направляют телефонограмму в президиум коллегии или непосредственно в юридическую консультацию, обслуживающую данный район. Заведующий консультацией обязан выделить адвоката для защиты, а последний не вправе от нее отказаться. Бесплатно юридическая помощь оказывается и по некоторым категориям гражданских дел (истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, по трудовым делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, смертью кормильца, связанной с работой; при составлении заявлений о назначении пенсий, пособий и др.).
Контроль за деятельностью адвокатуры. Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действия адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарное взыскание или исключить из состава коллегии.
Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Министерство юстиции РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность коллегии противоречит закону и уставу, то Министерство юстиции РФ вправе лишить ее лицензии. Отказ в регистрации и лишение лицензии обжалуется в суд.


Тема 16. НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц, осуществляющих различные нотариальные действия в целях обеспечения защиты права и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия предусмотрены законом и заключаются в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свидетельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущества и др. Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регламентированным правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным.
Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением правосудия по гражданским делам. Удостоверяя бесспорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но, в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.
Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц административных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время существуют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными действиями на профессиональной основе. Именно они и рассматриваются как нотариат.
Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также различными инструкциями, утверждаемыми Министерством юстиции РФ.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.
В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляются должностными лицами органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.
За границей для российских граждан нотариальные действия осуществляют консульские учреждения.
Капитаны морских судов, главные и дежурные врачи больниц, начальники воинских частей, исправительных учреждений и следственных изоляторов имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.
Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариальные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города.
Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.
Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.
Порядок назначения на должность нотариуса. Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.
Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой.
Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.
Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалификационной комиссии.
Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию.
Права и обязанности нотариуса. Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова. Все они осуществляют свои действия от имени государства.
Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осуществить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законодательством РФ и международными договорами. Нотариус имеет право составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них. Он также может истребовать от физических и юридических лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов как государственных, так и частных, имеют одинаковую юридическую силу. Однако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компетенции государственных нотариусов: выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества.
Нотариус обязан при осуществлении своей деятельности быть беспристрастным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных нормативных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последствиях осуществляемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотариусы не имеют права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, оказывать посреднические услуги при заключении договора.
У нотариуса могут быть помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осуществления нотариальной деятельности, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. Помощник нотариуса замещает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами нотариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощника нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.
Нотариальная палата. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге.
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осуществляет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нотариусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, при проверках, проводимых нотариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Основные вопросы деятельности палаты решает собрание нотариусов палаты, а текущей работой руководит правление во главе с президентом.
Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Федеральной нотариальной палаты. Федеральная нотариальная палата объединяет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Федеральная палата представляет интересы нотариусов и нотариальных палат на государственном и международном уровнях. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президента Федеральной нотариальной палаты.
Контроль за деятельностью нотариусов. Контроль за деятельностью нотариусов осуществляет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства спор о праве, основанном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение нотариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требования о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляют органы юстиции, а за нотариусами, осуществляющими частную практику, - нотариальные палаты.
Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства возлагается на налоговые органы.


Тема 17. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Частная охранная и детективная деятельность - это деятельность направленная на в оказание на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др.,
Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги. Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.
Согласно Закону Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" такая деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.
Правовой основой частной детективной и охранной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности" и другие законы и правовые акты Российской Федерации.
Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.
Частные охранные предприятия. Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.
Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:
* защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;
* охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляется как физическими, так и техническими средствами. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;
* проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;
* консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
* обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.
Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.
Частные детективные предприятия. В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет,
Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:
- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родственники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;
- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;
- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями милиции.
Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.
Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможности оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием сохраняется самостоятельность и права юридического лица.
На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.
Правовой статус частного детектива и частного охранника. Частным детективом и частным охранником могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года, имеющие юридическое образование или прошедшие специальную подготовку. Отсутствие юридического образования может быть заменено стажем практической работы не менее 3 лет в следственных или оперативных подразделениях (для лиц, желающих заниматься частной детективной деятельностью) или в органах внутренних дел и органах Федеральной службы безопасности (для лиц, желающих стать частными охранниками). Кроме того, необходимо, чтобы это лицо не состояло на учете по поводу алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, не имело судимости за совершение умышленного преступления, не было уволено из правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам. Работа в качестве частного детектива или частного охранника не должна совмещаться с работой в государственных органах. Частные детективные охранники не обладают правом на применение мер государственного принуждения, не могут проверять документы, вызывать к себе граждан, осуществлять принудительный осмотр автотранспорта, личный досмотр, обыск и т. д. Частным детективам запрещено осуществлять и' оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной компетенции государственных оперативных служб.
Частный детектив осуществляет сбор информации, как правило, путем опроса граждан и должностных лиц, наведения справок, изучения предметов и документов, наблюдения с использованием средств видео-, аудиозаписи, фотоаппаратуры. Он может использовать в случаях, определенных законом, специальные средства (газовые баллончики, наручники и т. д.).
Частный охранник осуществляет меры физического и технического характера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положениями о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, включая меры физического воздействия, применение специальных средств и огнестрельного оружия. Охранник может задержать лицо, застигнутое на месте совершения преступления, и немедленно передать его в орган внутренних дел.
Частные детективы и охранники обязаны неукоснительно соблюдать законы. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на законные права и интересы граждан, ставящие под угрозу честь, достоинство и интересы иных лиц. Частным детективам запрещено собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, их политическими и религиозными убеждениями. Собранную информацию они не вправе разглашать, использовать вопреки интересам клиента. В то же время частным детективам и охранникам запрещено скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты совершенных или готовящихся преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, передавать свою лицензию третьим лицам.
Надзор и контроль за деятельностью частных охранных и детективных предприятий. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов частными детективными и охранными предприятиями осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий.
Контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий, соблюдением ими Закона "О частной охранной и детективной деятельности" осуществляют органы внутренних дел. В случае выявления нарушений они вправе аннулировать лицензию.


Тема 18. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЙ
Точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законодательства-одно из основных условий нормального функционирования предприятий всех форм собственности, организаций и учреждений. Этим и определяется значительная роль юридической службы.
В широком смысле под юридической службой понимается совокупность всех правовых подразделений или специально уполномоченных должностных лиц в хозяйственных и иных организациях с целью содействия законности в их деятельности.
В узком смысле этого понятия имеются в виду соответствующее подразделение, группа должностных лиц или лицо, занимающееся правовой работой на предприятии, в учреждении или организации.
Основы построения этой службы закреплены в "Общем положении о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения", утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. В соответствии с этим нормативным актом для проведения правовой работы в зависимости от ее характера, объема и сложности создается, как правило, самостоятельное структурное подразделение в виде юридического отдела (бюро) или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта соответствующих предприятий или организаций.
Их основными задачами являются:
1. Укрепление законности в деятельности предприятий, учреждений или организаций, в составе которых они образованы.
2. Активное использование правовых средств для эффективной хозяйственной деятельности.
3. Обеспечение с помощью правовых средств сохранности собственности предприятий и учреждений и выполнения заключенных договоров с другими предприятиями.
4. Защита прав и законных интересов предприятий и организаций и работающих в них граждан.
Важной гарантией качественного выполнения работниками юридической службы своих обязанностей является то, что они могут быть назначены из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Лишь в виде исключения юрисконсультами могут стать лица, не имеющие такого образования, но при условии, что у них есть стаж работы по юридической специальности не менее трех лет Допускается назначение на должности юрисконсультов лиц, обучающийся на последних курсах юридических вузов.
Начальник юридического отдела (бюро), юрисконсульт министерства или ведомства назначается на должность и освобождается от нее соответствующим министром или руководителем ведомства.
Начальники юридических отделов (бюро), юрисконсульты государственных предприятий, учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующим руководителем с последующим утверждением вышестоящей организацией. Упразднение юридического отдела или сокращение должности юрисконсульта допускается с согласия вышестоящей организации.
Назначение на должности юридической службы на предприятиях с различной формой частной собственности осуществляется, как правило, на основании договоров (контрактов), заключенных с юрисконсультом соответствующим руководителем предприятия. Освобождение от должности юрисконсульта на этих предприятиях, как правило, допускается по окончании срока действия договора, сокращения штатов и по другим основаниям. Законодательно этот порядок на такого рода предприятиях пока не регламентирован.
При выполнении своих должностных обязанностей работники юридической службы используют различные формы и методы. В частности они:
* проверяют соответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектов приказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документы не противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе по заключению хозяйственных договоров;
* представляют интересы предприятия в общих, арбитражных и третейских судах;
* консультируют руководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового, финансового, гражданского и другого законодательства;
* вносят предложения своему руководству об изменении или отмене устаревших приказов;
* ведут пропаганду законодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новом законодательстве, и выполняют другую юридическую работу.
Такую же и иную работу по правовому обеспечению проводят юридические отделы и юрисконсульты администраций местных исполнительных органов власти.
В своей повседневной деятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастую участвуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатности и других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующих формах:
* участие в проверках соблюдения законодательства об охране собственности;
* разработка мероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другими службами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическими лабораториями и т.д.);
* оформление материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции для передачи их в следственные или судебные органы;
* участие в работе по возмещению ущерба, причиненного предприятию;
* участие в работе по обеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей.
О каждом случае правонарушений, нарушений законности работниками предприятия, учреждения, организации начальник юридического отдела (бюро) или юрисконсульт обязаны поставить в известность руководителя. В соответствии с "Общим положением", в случае, если указанные работники юридической службы не приняли мер к устранению нарушения законности, они несут ответственность наряду с руководителем предприятия. Естественно, что еще более жесткое требование ставить в известность о подобных нарушениях предъявляется к юрисконсульту, работающему на предприятии с частной формой собственности.
В своей работе юридические отделы (бюро), юрисконсульты руководствуются Конституцией РФ, ' законами и подзаконными актами РФ, указаниями, приказами и распоряжениями лиц и органов, которым они непосредственно подчинены, а также указаниями вышестоящих юридических служб.
Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. В настоящее время ее роль в хозяйственной деятельности высока. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы задачи адвокатуры в Российской Федераций?
2. Каково организационное построение адвокатуры в РФ?
3. Каковы основные принципы и формы деятельности адвокатов при дознании, на предварительном следствии и в суде?
4. Как осуществляется консультационная деятельность адвокатов?
5. Каковы задачи и организация нотариата?
6. Каковы задачи к принципы деятельности частных детективных и охранных служб?
Список литературы и нормативные акты к разделу 5
Конституция РФ. Комментарий (руководитель авторского коллектива Б. Н. Топорнин). М., 1998.
Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991.
Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы РФ. М., 1995.
Кудинов Л. Д. Субъекты правоохранительной деятельности. Волгоград, 1992.
Правоохранительные органы РФ. Под ред. В. П. Божьева М., 1997.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Под ред. Ю.И. Скуратова и В. М. Семенова. М., 1998.
Организация и деятельность адвокатуры в России М. Ю. Барщевский М. 1997 г. Изд. "Юристъ".
Адвокат в уголовном деле Ю. Ф. Лубшев, М.1997 г. изд. "Юристъ".
Адвокат в уголовном процессе/Под ред. П.А. Лупинской. М. 1987.
Проблемы российской адвокатуры. М. 1997.
Основы законодательства Российской Федерации "О нотариате" 11.02.1993 г.
Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности" 11.03.1992 г. Комментарий, Авт. В. П. Мак-Мак и М. Ф. Савелий М. 1997 г. изд. "Юристъ".
Положение об адвокатуре РСФСР. Утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48.
Проекты Федерального Закона "Об адвокатуре в РФ" //Российская газета. 1994. 22 октября. 23 ноября.
Основы законодательства о нотариате. Утверждены Постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г.//Российская газета. 1993. 13 марта.
Комментарий к Основам Законодательства РФ о нотариате (под ред Аргунова В. Н.).
Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятий, организаций, учреждений. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР 22.06.1972г.//СП СССР. 1972. № 13.


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПО КУРСУ
"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" 1996. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. 1997. № 1.
Закон Российской Федерации "О статусе судей РФ" от 26 июня 1992 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606. Собрание законодательства РФ, 1995. № 26. Ст. 2399.
Закон Российской Федерации "О конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Федеральный Конституционный закон Российской Федерации "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1995 г. "Российская газета" от 16 мая 1995 г.
Закон Российской Федерации "О милиции". Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
Положение о квалификационных коллегиях судей. 1993. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1993. № 24. Ст. 856.
Положение о военных трибуналах. Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, Ст. 546.
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства от 4 ноября 1993 г. "Российская газета" от 14 декабря 1993 г.
Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г., № 168-903. "Российская газета" от 25 ноября 1995 г.
Положение о классных чинах работников прокуратуры РФ. Ведомости Верховного Совета РФ. 1993, № 28, Ст. 1103
Закон РСФСР "Об адвокатуре РСФСР" 1980 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.
Закон о частной адвокатской деятельности в РФ. 1992 г. Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М., Изд-во БЕК. 1997.
Правоохранительные органы. Сб. Законов. ТОО "Иван". М., 1994.
Судебная система капиталистических государств. Сборник нормативных актов. М., Изд-во УДН. 1984.
Постановление Пленума Верховного Совета РФ. и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам". 1992. Бюллетень Верховного Суда РФ 1992. № 11.
Положение о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР. 1991. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 938


КОНЕЦ

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ