СОДЕРЖАНИЕ

ББК 67 99(2) 8 Р27
Глава 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
И ИХ ВИДЫ
P 27 Рахметов С.М., Кременцов С.А.
Преступления против мира и безопасности человечества — Алматы Жет! жаргы, 1998 —
Книга посвящена уголовно правовым проблемам борьбы с преступлениями, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами главы 4 Уголовного кодекса Респубчики Казахстан Преступления пропив мира и безопасности человечества Комментируются ст атьи указанной главы УК даются рекомендации по их правильному применению на практике
В приложении приводятся тексты основных международных докумен тов по борьбе с комментируемыми видами преступлении
Для работников правоохранительных органов научных сотр\дников преподавате геи и студентов вузов
р 1203020110=021. безобъявл 419/05/-98
ISBN 5-7667^.932-5
ББК 67 99(2)8 Издательство "Жет! жаргы", 1998

Мир и безопасность человечества являются важнейшими социальными ценностями современной цивилизации, обязательным и непременным условием дальнейшего успешного развития общества в целом и каждого человека в отдельности Посягательство со стороны кого бы то ни было на мирное сосуществование государств и народов, социальных, религиозных и этнических групп, а также угроза праву человека на жизнь и здоровье, возникающие в результате развязывания и ведения агрессивной войны, пропаганды и публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, геноцида, наемничества, возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды и других подобного рода деяний, международным правом признается тяжкими преступлениями.
Международная опасность перечисленных видов преступлений на современном этапе значительно возрастает Впервые после второй мировой войны появились преступления, связанные с геноцидом, с нарушением законов и обычаев ведения войны Правовой основой деятельности государств в борьбе с международными преступлениями служит международное уголовное право На сегодняшний день в мире заключено более трехсот международных договоров о преступности и наказуемости за международные преступления и уголовные преступления международного характера Утверждая строительство правового государства и укрепляя национальную безопасность ("Послание Президента"), Республике Казахстан как члену международного сообщества предстоит еще присоединиться к многочисленным международным конвенциям по борьбе с вышеназванными престутениями Вместе с тем многое в этом направлении уже сделано
Прежде всего впервые в число объектов уголовно-право-вой охраны нового УК РК, принятого 16 июля 1997 г , вклю-
3
чены интересы обеспечения мира и безопасности человечества.
Далее, в Особенной части нового УК законодатель выделил самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, тем самым приведя национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений. Обычно к ним относились деяния лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств'. Было принято считать, что их субъектами могли быть государство как таковое и физические лица, направляющие и осуществляющие преступную политику этого государства. В настоящее время в юридической литературе справедливо отмечается, что такой подход не всегда позволяет точно определить субъект преступления. Так, например, в ряде уго-ловно наказуемых деяний, таких как, геноцид и наемничество. субъектом преступления может быть не обязательно государство, его правительство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение. Поэтому под международными преступлениями следует понимать прежде всего уголов-но-правовые деяния физических лиц, ставящие под угрозу мир и безопасность человечества.
Выделение международных преступлений в особую категорию явилось закономерным развитием доктрины международно-правовой ответственности, прямым следствием утверждения в международном праве принципов мира и мирного сосуществования, норм, запрещающих применение силы и угрозы силой в международных отношениях и других действий, угрожающих существованию государств и народов, их мирному и свободному развитию.
МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, как это отражено в юридической литературе, признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом2.
'Курс международного права.В 7 томах.Т.6, М., 1992; см. также Степа-ненко В.И. О понятии международного уголовного права // Правоведение, 1982, №3. С.72.
'Панов В.П.Международное уголовное право.Учебное пособие. М., Инфра-М, 1997. С.53.
4

Следует отметить, что в разработку концепции ответственности за преступления против мира и безопасности человечества большой вклад внесли советские ученые-юристы: Трай-нин А.Н.1, Ромашкин П.С.2, Пионтковский А. А.1, КарпецИ.И.4, Решетов Ю.А.5 и другие.
Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Несмотря на то, что в этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.
Согласно ст.6 Устава Нюрнбергского трибунала к преступлениям против мира и безопасности человечества относятся три группы преступных деяний:
1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;
2) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории); убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.
3) преступления против человечности, а именно: убийство, истребление, порабощение и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью совершения или в связи с любым преступлением,
'Трайнин А.Н.Уголовная ответственность за пропаганду агрессии.М., 1947; Он же. Защита мира и уголовный закон. М., 1969.
2 Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. М., 1967.
3 Пионтковский А.А.Вопросы материального права на Нюрнбергском процессе. М.,1948.
"Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
5 Решетов Ю.А Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983.
подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутригосударственного права страны, где они были совершены, или нет1.
Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946г.)2.
В декабре 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции подтвердила принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные. Еще в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного уголовного права, взяв за основу вышеназванные. В 1950 г. Комиссия международного права приняла и представила Генеральной Ассамблее ООН "принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала". Среди них можно выделить следующие:
запрещение агрессивной войны, вытекающее из запрета применения силы и угрозы силой и Определения агрессии 1974г.;
неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;
если государство не устанавливает наказания за действия, которые международным правом отнесены к категориям преступлений против мира и безопасности человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;
должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности. При этом положение главы государства или ответственного чиновника влечет повышенную уголовную ответственность в случае совершения деяния, запрещенного международным уголовным правом;
исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;
неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества в соответствии с Конвенцией 1968 г.
'См.: Нюрнбергский процесс.Сборник материалов. В 2-х томах. М., 1952, Т.1. С.16.
2 Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М., 1950. С.221—225.
Эти и другие принципы, закрепленные как нормы международного права, учтены в конструкции статей нового УК и являются ключевыми положениями, правовыми ориентирами при анализе составов преступлений и квалификации деяний.
После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. Так, был принят ряд международно-правовых документов, в которых к преступлениям против человечества были отнесены такие деяния, как геноцид (Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него), апартеид (Международная конвенция1 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), расизм и расовая дискриминация (Международная Конвенция 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации), колониализм (Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам) и другие.
Следует также отметить, что еще в 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). Работа над указанным проектом шла не одно десятилетие, и только в 1991 г. на своей 43 сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального Секретаря ООН был направлен правительствам стран для обсуждения. Проект Кодекса традиционно состоит из двух частей. Часть первая (своеобразная Общая часть) включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности. Часть вторая включает 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества: 1. Агрессия. 2. Угроза агрессией. 3. Вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства). 4. Колониальное господство. 5. Геноцид. 6. Апартеид. 7. Систематическое и массовое нарушение прав человека. 8. Исключительно серьезные военные преступления. 9. Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников. 10. Меж-
Юдно из распространенных названий многосторонних международных договоров. Каких-либо существенных отличий международной конвенции от многосторонних международных договоров с другим наименованием нет (см., например: Энциклопедический словарь. М.,1997, С. 137).
дународный терроризм. 11. Незаконный оборот наркотических средств. 12. Преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде1.
По сложившейся практике в международно-правовых актах определяется преступность деяния, но не указывается санкция за их совершение, так построен и проект данного Кодекса. В литературе обычно ссылаются на то, что конкретные виды наказания за международные преступления должны применяться в соответствии с внутригосударственным уголовным законодательством.
Далее проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества по сравнению с Нюрнбергским Уставом значительно расширяет круг этих преступлений. Данные обстоятельства вызвали замечания на указанный проект, поступившие от 22-х государств. Так, принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства), колониальное господство, апартеид, систематическое и массовое нарушение прав человека, наемничество, международный терроризм; незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
Со многими доводами, высказанными против включения указанных составов в Кодекс, как считают авторы учебного пособия "Новое уголовное право России" под редакцией Н.Ф. Кузнецовой, следует согласиться. Так, вмешательство как уголовно-правовой запрет является слишком юридически общим и неконкретизированным; кроме того, в международном праве отсутствуют и юридические основания установления такого уголовно-правового запрета. Понятие колониального господства также не обладает юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнувшее из политической жизни, носящее исторический, а не современный характер. Кроме того, по справедливому замечанию английских юристов, деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например того же геноцида). Те же соображения высказаны и против введения в Кодекс нормы об
'Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. 45 сессия. 3 мая—23 июня 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на ее 43 сессии. С.З—15.

ответственности за апартеид (проблема возникла, как известно, в связи с положением в ЮАР, ныне коренным образом изменившимся). Некоторые страны (например Австрия) высказались за замену апартеида понятием "расовой дискриминации". Систематическое и массовое нарушение прав человека при всей важности этой проблемы для международного сообщества также с одной стороны является слишком неопределенным в юридическом смысле понятием, а с другой — охватывается многими составами преступлений против личности (например умышленных убийств), наказуемых по внутреннему (национальному) законодательству. Формулировка статьи проекта Кодекса о наемничестве вызвала возражения в связи с тем, что указанные действия "не получили еще статуса общепризнанных международных преступлений" (Англия), и что уголовная ответственность устанавливается не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями государства (США). Международный терроризм фактически "растворяется" в составах специальных преступлений в национальном уголовном законодательстве большинства стран1.
Данная классификация преступлений против мира и безопасности человечества не является единой и бесспорной. Совсем иной, например, перечень международных преступлений содержится в проекте Устава международного уголовного суда. В частности, ст.20 вышеназванного проекта к таким преступлениям относит: а) преступления геноцида; б) преступления агрессии; в) серьезные нарушения законов и обычаев, применяемых в вооруженном конфликте; г) преступления против человечности; д) преступления, установленные на основании или во исполнение договоров, перечисленных в приложении, которые с учетом предполагаемого поведения представляют собой исключительно тяжкие преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. В этом приложении выделены следующие преступления:
1) грубые нарушения Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, а также потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны) и Дополнительного протокола I к этим Конвенциям, касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, от 8 июня 1977 г.;
1 Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие. / Под ред.Н.Ф.Кузнецовой. М., 1996. С.377-378
2) незаконный захват воздушных судов (в соответствии с Гаагской конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.);
3) преступления, определенные в ст.1 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;
4) апартеид и связанные с ним преступления, в соответствии со ст. 11 Международной конвенции 1973 г. о пресечении апартеида и наказания за него;
5) преступления, определенные в ст.2 Конвеции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;
6) захват заложников и связанные с ними преступления, как они определены в ст. 1 Международной конвенции 1979 г. о борьбе с захватом заложников;
7) преступления, состоящие в применении пыток и наказуемые в соответствии со ст.4 Конвенции 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство действий;
8) преступления, определенные ст.З Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и ст.2 Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе;
9) преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определенные в п. 1 ст.З Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Следует согласиться с авторами учебника "Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть", что данная классификация является еще более спорной, чем приведенная в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Так, по их мнению, многие грубые нарушения Женевских конвенций 1949 г. вполне можно отнести к серьезным нарушениям законов и обычаев, применяемых в вооруженном конфликте, а апартеид можно считать одним из видов преступлений против человечества. Но самое главное, на что ими обращается внимание, то, что в этой классификации к преступлениям против мира и безопасности человечества отнесены и так называемые преступления международного характера1. Следу-
1 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Под ред. Б.В.Здравомыслова. М.: Юристь. 1996. С.534.
10

ет согласиться с мнением, что юридическая природа такого рода преступлений носит двойственный характер. Формулирование состава соответствующего преступного деяния содержится в международно-правовых конвенциях, а уголовно-правовые санкции за совершение этих деяний — в нормах внутреннего (национального) уголовного законодательства1. В новом УК РК, как и в прежнем, содержится достаточно много норм о таких преступлениях. Это статьи об ответственности за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг; захват заложника; незаконный оборот наркотических средств; угон воздушного судна и многие другие.
По мнению ряда авторов, в том числе И.И.Карпеца и В.П.Панова, в этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Для такого совместного способа охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства. Однако не столько потому, что они могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, а в связи с тем, что эти преступления посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений, а также организациям и гражданам2.
По нашему мнению, точное определение преступлений международного характера дают также авторы монографии "Международное уголовное право". Так, они считают, что это "деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами"3. Проводя анализ данного определения В.П.Панов выделяет следующие особенности этих преступлений:
1 Новое уголовное право России. Особенная часть,/ Учебное пособие под ред. Н.Ф.Кузнецовой. М., Зерцало ТЕИС. 1996. С.380.
2См.:Карпец И.И.Международная преступность. М., 1988. С.103; Панов В.П.Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М, 1993, С.13—16.
'Международное уголовное право. М., 1995. С, 116.
11
в отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несут не государства, а физические лица, потому что международная опасность этих деяний значительно ниже, чем международных преступлений;
объектом преступного посягательства в данном случае выступают не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности;
уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, утоловно-процессуального и уголовно-испол-нительного законодательства1.
Одной из проблем уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, препятствующей принятию международного кодифицированного акта об этих деяниях, стал неурегулированный до настоящего времени вопрос о международном судебном органе. Ряд государств (например Австрия, Англия, Бельгия, Нидерланды, Норвегия) категорически высказались за учреждение Международного уголовного Суда, состав которого должен быть относительно небольшим и состоять из пяти-семи независимых судей, избираемых по той же процедуре, что и члены ныне действующего Международного Суда ООН.
США, например, выступили против принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества именно по той причине, что в нем отсутствует процедура преследования за преступления против мира и безопасности человечества. Правительство США эффективность борьбы с этими преступлениями видит не в продолжении работы над проектом этого Кодекса, а в укреплении сотрудничества между странами в области расследования соответствующих деяний и привлечения виновных к ответственности.
Тем не менее, Комиссия международного права разработала проект Статута Международного уголовного Суда, который с замечаниями правительств ряда государств был обсужден на 46-й сессии Комиссии в мае—июле 1994 г. В соогветствии с этим проектом предполагается учредить Международный уголовный трибунал (так предложено назвать этот Суд) путем заключения специального международного договора, наподобие тех согла-
1 Панов В.П. Указ. соч. С.69.
12

шений о сотрудничестве, которые заключались между ООН и ее специализированными учреждениями. Было принято решение о необходимости заключения договора между заинтересованными государствами и приложения к этому договору Устава Суда. В таком договоре должны быть рассмотрены такие вопросы, как порядок контроля над деятельностью Суда со стороны государств-участников, его финансирование и некоторые другие1. В специальной литературе неоднократно указывалось о практических трудностях решения данной проблемы, о чем в частности свидетельствует судьба Международного трибунала, созданного по решению ООН в Гааге в ноябре 1993 г.2.
Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока нерешенной в международном праве и споры в этой области, но всей видимости, будут вестись еще очень долго, что естественно затрудняет их определение и в национальном уголовном законодательстве. Такая проблема стояла и перед разработчиками нового УК РК. Тем не менее, как видно из содержания главы нового УК о преступлениях против мира и безопасности человечества, она отвечает современным международным требованиям борьбы с этими преступлениями.
Всем хорошо известно, что многие государства, опережая кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, стали объединять эти нормы в самостоятельные разделы (главы). Такие специальные разделы имеют Уголовный кодекс Франции 1992 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г. и ряд уголовных кодексов других государств. По этому пути пошел и казахстанский законодатель, предусмотрев в новом УК самостоятельную
1 См.:Верещетан B.C. О работе Комисии международного права ООН. // Московский журнал международного права. 1994, №1. С.21—35; Он же. О работе 46-ой сессии Комиссии международного права ООН. // Московский журнал международного права, 1994, №3—4.
2 Этот трибунал занимается расследованием дел, связанных с преступлениями против человечества, совершенными на территории бывшей Югославии с января 1991 г. Его юридической основой служат конвенции по защите прав жертв войны, по предотвращению и борьбе с геноцидом и другие международно-правовые источники. Предполагается,что трибунал будет руководствоваться и принципами Нюрнбергского процесса. Утвержден статут этого Международного -фибунала, избран его состав (12 судей из двенадцати стран, а также прокурор). Суд начал функционировать, однако механизм действия этого трибунала еще не отлажен, (см.: Новое Уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., Зерцало ТЕИС. 1996. С.379.)
13
главу об этих преступлениях, включив в нее девять составов преступлений. Из них шесть являются новыми для национального законодательства планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 156 УК), производство или распространение оружия массового поражения (ст 158 УК), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 У К)1, геноцид (ст. 160 У К), экоцид (ст. 161 УК) и нападение на лиц или организации, пользующиеся международной за-щитой(ст. 163 УК)2, а три состава преступления ранее были известны УК КазССР 1959 г.: пропаганда войны (ст.57), наемни-чество (ст.62-2) и нарушение национального и расового равноправия (ст.60). В новый У К РК данные составы включены в обновленной редакции.
В основу выделения этой новой главы положен общий родовой объект посягательства этих преступлений — мир и безопасность человечества, т.е. общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (принцип мирного сосуществования, неприменения силы, нерушимости границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательство во внутренние дела государств, уважение прав человека и добросовестного выполнения международных обязательств), которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между народами и государствами, а также охраняют безопасные условия существования человека.
Среди множества норм, регулирующих правила поведения государств, как отмечает М.А.Сарсембаев, есть основополагающие, без соблюдения которых всеми государствами невозможно нормальное общение, сосуществование государств. Такие нормы называются принципами, они носят общий для государств универсальный характер и являются правовым фундаментом, основой для других норм международного права3.
Принцип мирного сосуществования — это такой тип отношений между государствами, который предполагает отказ от вой-
'В УК КазССР 1959 года этому преступлению в определенной степени соответствовали ст.ст.254,255 и 256.
2 Можно считать, что основой данного состава преступления является статья 52 УК КазССР 1959 г., предусматривавшая ответственность за террористический акт против представителя иностранного государства.
1 Сарсембаев М.А. Международное право. Учебное пособие. Алматы, 1996. С.44.
14

ны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все свои внутренние проблемы; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран1.
Принцип неприменения силы является одним из основных принципов современного международного права, который означает запрет применения силы или угрозы силой в отношении между государствами.
Принцип нерушимости границ является составной частью принципа неприменения силы, который приобрел самостоятельность в Хельсинском Заключительном Акте 1975 г. Согласно данному Акту нельзя нарушать границы насильственными методами.
Согласно Хельсинскому Акту государства должны воздерживаться от любых действий, находящихся в противоречии с Уставом ООН и направленных против территориальной целостности государства, в этом и заключается суть принципа территориальной целостности.
Принцип самоопределения народов означает, что все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое развитие.
Принцип невмешательства означает запрет государствам и международным организациям вмешиваться во внутренние дела государств и народов в любых формах: вооруженной, экономической, дипломатической и др.
Принцип уважения прав и свобод человека означает, что все государства должны: уважать права и свободы всех лиц, находящихся на территории любого государства; осуществлять на практике политические, гражданские, экономические, социальные права человека без какой бы то ни было дискриминации; содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека, выполнять все международные обязательства по правам человека2 .
В основе принципа добросовестного выполнения международных обязательств лежит известная с древних времен обычная норма — "pacta sunt servanda" ("договоры должны соблюдаться").
'См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984, С. 176. 2 Сарсембаев М.А. Указ.соч.С.51.
15
В число обязательных признаков некоторых составов анализируемой группы преступлений входит предмет преступления. Например, в ст. 158 и ч.2 ст. 159 УК — это химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, запрещенные международным договором РК. Для одной из форм применения запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 У К) предметом преступления является национальное имущество. В экоциде (ст. 161 УК) предметом преступления являются растительный и животный мир, водные и земельные ресурсы, а также атмосфера. В составе нападения на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, предметом преступления выступают служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц.
Составы почти всех преступлений против мира и безопасности человечества являются формальными. Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление общественно опасных последствий лежит за рамками состава. Исключение составляют квалифицирующие составы на-емничества (ст. 162 УК), нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой (ст. 163 УК), и возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст. 164 УК). К смешанной конструкции можно отнести состав экоцида (ст. 161 УК), где законодатель, характеризуя объективную сторону преступления, указал, что совершение этого деяния наказуемо при условии, что оно вызвало или способно вызвать определенное общественно опасное последствие — экологическую катастрофу.
Совершение практически всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным активных действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления — обстановка вооруженного конфликта или военных действий и место совершения преступления — оккупированная территория. Способ совершения преступления законодателем выделяется в таких составах, как применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК), геноцид (ст. 160 УК) и в ряде других.
Субъективная сторона всех преступлений, за исключением экоцида, предусмотренных в главе 4 Особенной части УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. Для некоторых преступлений законодатель предусматривает в числе обязательных признаков субъективной стороны специальную
16

цель их совершения (например для геноцида такой целью будет полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы; для нападения на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, — провокация войны или осложнение международных отношений).
Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта, которым может быть: должностное лицо, занимающее ответственную государственную должность (ч.2 ст. 157 УК), руководитель общественного объединения или лицо, использующее свое служебное положение (ч.2 ст. 164 У К), и т.д.
В юридической литературе можно встретить различную классификацию рассматриваемой группы преступлений, которая проводится в зависимости от непосредственного объекта. Можно назвать ее условной, поскольку делается это прежде всего в учебных целях для лучшего усвоения материала. Нам больше импонирует вариант классификации, предложенный авторами учебника "Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть" под редакцией Б.В. Здравомыслова, куда, естественно, были внесены изменения с учетом некоторой специфики уголовно-правовых запретов, объединенных в главе "Преступления прогив мира и безопасности человечества" нового УК. РК, и выглядит она следующим образом:
1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 156); пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 157); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 158);
2) военные преступления: применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159);
3) преступления против человечности: геноцид (ст. 160), экоцид (ст. 161);
4) преступления, посягающие на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов: наемничество (ст. 162);
5) преступления, посягающие на неприкосновенность лиц и организаций, пользующихся международной защитой: нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой (ст. 163);
6) преступления, посягающие на международно-правовой запрет разжигания национальной, расовой или религиозной вражды или розни: возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст. 164 УК).
17
Глава 2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА
§ 1. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА, РАЗВЯЗЫВАНИЕ ИЛИ ВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЙ ВОЙНЫ
АГРЕССИЯ (в переводе с латинского — нападение) — незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против другого, особенно вооруженное нападение на другое государство с целью захвата его территории, ликвидации независимости, изменения политического или общественного строя1.
Агрессия — наиболее серьезное (опасное) международное преступление. Сам термин "международное преступление" возник первоначально, чтобы охарактеризовать именно агрессивную войну2.
Юристы-международники справедливо относят нормы, запрещающие агрессию, к императивным нормам современного общего международного права, отклонение от которых недопустимо3 .
Потребовалось немало времени, прежде чем народы мира пришли к признанию агрессивной войны преступлением. Попытки осудить войну и упрочить всеобщий мир первоначально предпринимались отдельными прогрессивными мыслителями. Как известно, уже в трудах мыслителей древности, раннего феодализма и эпохи абсолютизма находит свое выражение идея вечного мира. Однако их представления о вечном мире, как правильно отмечают В.И. Курляндский и М.П. Михайлов, сводились к утопии, либо носили яркий отпечаток догм господствовавшей тогда католической церкви4.
'Словарь иностранных слов. М., 1983. С. 16.
2См.: Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление. М., 1986. С.99.
3 Рыбаков Ю.М Указ. соч. С. 108.
4Особо опасные государственные преступления/ Под ред.В.И. Курлянд-ского и М.П.Михайлова. М., 1963. С. 150.
18

По мере развития цивилизации и укрепления связей между государствами идея мира все более складывалась в проекты "вечного мира" и развилась до представления о необходимости создания юридически оформленной организации государств1.
Свою историю имеет и вопрос о практических попытках государств принять меры для сохранения мира2.
Важнейшим документом международного значения, свидетельствующим о глубоких изменениях в международном праве и начале процесса запрещения агрессивных войн, явился провозглашенный Советским государством в 1917 г. Декрет о мире, в котором войны определяются как "величайшие преступления против человечества".
Первым многосторонним актом, запрещающим агрессию и объявляющим ее вне закона, был Парижский пакт 1928 г., предусмотревший международно-правовое обязательство государств об отказе от войны как "орудия национальной политики".
Как видно, еще до второй мировой войны, агрессия признавалась тягчайшим преступлением против человечества, а Устав Нюрнбергского трибунала воплотил это положение уже в четкие правовые нормы.
Например, ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала объявила преступлением против мира планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленном к осуществлению любого из вышеизложенных действий.
19 января 1946 г. в Токио был опубликован Устав Международного Военного Трибунала для суда над главными японскими военными преступниками. Статья 5 этого Устава также относит агрессию к преступлениям против мира.
Так, Нюрнбергский трибунал признал полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939 г., была преступной, агрессивной войной, превратившейся в мировую войну, в ходе которой агрессорами были совершены бесчисленные преступления как против законов и обы-
'Подробнее об этом см. в статье Левина Д.Б. "О международной организации безопасности'(Известия Академии наук СССР. 1945, №1), в которой дается исторический обзор проектов создания международных организаций для предотвращения войн (проекты Платона, Цицерона, Августина, Данте, Руссо, Бентама, Сен-Пьера, Блюнчли и др.).
2См.: Комаровский Л А. О международном суде, 1981, Менчли О, Хад-сон. Международные суды в прошлом и будущем. М., 1947.
19
чаев войны, так и против человечности. Несмотря на это, понятие агрессии (агрессивной войны) было определено в решениях Генеральной Ассамблеи ООН только 14 декабря 1974 г. в Специальной резолюции 3314. В ней агрессия определяется как "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций"1. Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (ч.2 ст. 15). Однако, как правильно отмечается в юридической литературе, не следует забывать, что приведенное определение касается агрессии, совершаемой государствами, а не отдельными лицами и оно сформулировано как руководство прежде всего для Совета Безопасности, а не как определение для использования судебными органами. Поэтому согласно сложившейся практике, нашедшей отражение в подготовленных проектах Устава международного суда и Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно лишь в случае, если Совет Безопасности ООН сначала вынесет определение о том, что данное государство совершило акт агрессии в обстоятельствах, когда преступление агрессии является предметом обвинения2.
Примерами агрессии могут служить нападение фашистской Германии на СССР (1941 г.), США против Гватемалы (1954 г.), Израиля против Ливана (1982 г.), США против Гренады (1983 г.), Ирака против Кувейта (1993 г.).
Мир — величайшее благо человечества. В сохранении мира заинтересованы все народы, хотя история нашей цивилизации почти не знает периодов, когда бы одновременно на всей планете сохранялся мир. Число жертв военных агрессий огромно. Так, потери в первой мировой войне составляли 10 млн. убитыми и 22 млн. ранеными. В итоге второй мировой войны народы Европы потеряли 50 млн. человек3.
В ст. 8 Конституции РК закреплено, что "Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутрен-
1 Международное право в документах.М., 1984, С.673. •
2 Уголовное право Российской Федерации Особенная часть. Учебник для юридических вузов подред.Б.В.Здравомыслова.М. Юристъ.1996.С.536. 'Поляков Л.Е. Цена войны: демографический аспект. М., 1985. С.22.
20

ние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы".
Все вышеизложенное обусловило введение в новый УК РК ст. 156, предусматривающей ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что агрессия подрывает мирное сосуществование народов и государств, ведет к многочисленным человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, к разрушению или уничтожению окружающей среды, народно-хозяйственных объектов, архитектурных и культурных ценностей.
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, то есть система отношений, построенная на принципах неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела другого государства, которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между государствами и народами.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч.1 ст. 156 УК, образуют три альтернативные разновидности общественно опасных действий: 1) планирование агрессивной войны; 2) ее подготовка; 3) развязывание агрессивной войны.
Под планированием агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения военных действий. На этом этапе первоначально выбирается предполагаемая жертва агрессии, планируются мероприятия по подготовке к агрессии, определяется стратегия и тактика проведения военных действий, устанавливаются сроки развязывания, а в последующем и ведения агрессивных военных действий. Так, например, известно, что после разгрома Франции летом 1940 г. Гитлером было дано указание о разработке конкретного плана войны против СССР. В декабре этого же года им была подписана директива, известная больше как план Барбаросса, предусматривавшая полный разгром СССР путем "молниеносной" войны. Германским военным командованием были спланированы также акты нападения и завоевания других стран Восточной и Западной Европы, (Чехословакия — план Грюн, Польша — операция Вейс, Югославия и Греция — операция Марита, неоккупированная часть Франции — операция Атиля, планировалась оккупация Англии — план Зеелеве и Швейцарии — операция Танненбаум).
21
Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов развязывания и ведения агрессивной войны. На этой стадии уже осуществляются конкретные мероприятия организационно-военного, материально-технического и иного характера, направленные на обеспечение готовности к началу развязывания и ведения агрессивной войны. Это прежде всего переориенгаиия экономики на военные нужды, т.е. наращивание производства военной техники, создание резерва продовольствия и горючего, а также увеличение численности вооруженных формирований, активизация разведывательной деятельности, проведение военных учений и осуществление иных мероприятий. Используя положения Общей части УК, подготовку агрессивной войны можно также определить, как конкретные приготовительные действия, которые (как всякое приготовление к преступлению1) создают благоприятные условия для последующего развязывания и ведения агрессивной войны. Конкретный исторический пример позволит закрепить данную разновидность противоправного деяния. Так, в ходе разработки плана "Барбаросса", фашистским руководством стала осуществляться широкомасштабная подготовка к его реализации. Наращивалось производство военной техники, увеличивалось количество дивизий (приискание и изготовление орудий и средств совершения преступления), создавались резервы продовольствия и горючего, проводились штабные учения и маневры войск применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизировалась деятельность немецкой разведки по определению дислокации советских вооруженных сил, их вооружения, получения разведывательных данных о характере укрепления советских границ, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. Кроме этого, на основе плана "Барбаросса" была издана специальная директива "по дезинформации", в которой предусматривалось проведение конкретных мероприятий по маскировке приготовлений к нападению на СССР. То есть совершались иные умышленные действия, направленные к созданию условий, способствующих совершению агрессии.
Следует напомнить, что приговор Нюрнбергского трибунала в особых разделах говорит именно о планировании и подготовке агрессии. В заключительной части, например, Нюрнбергского приговора отмечается вина главных немецких военных
1 См. комментарий к ст.24 УК.
22

преступников в подготовке агрессивной войны. В частности, приговор в отношении Геринга гласит:"...Геринг был движущей силой агрессивной войны, уступая в этом только Гитлеру. Он был составителем плана и его главным исполнителем во время военной и дипломатической подготовки к войне, к которой стремилась Германия"1.
Такой же специальный раздел по общей подготовке к войне содержит и обвинительный акт по делу главных японских военных преступников. Эта подготовка вменялась в вину подсудимому Араки и другим.
Развязывание агрессивной войны — это уже начало конкретных действий по ее ведению, начало самой войны. Генеральная Ассамблея ООН называет такое развязывание актом агрессии. К ним она относит: вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства, или любую военную оккупацию (захват чужой территории военной силой), или аннексию (насильственное присоединение государством территории другого государства или народности); бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушении условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на этой территории по прекращении действия соглашения; действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в нем, любые другие деяния, квалифицируемые Советом безопасности ООН в качестве актов агрессии в соответствии с положениями Устава. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человече-
1 Нюрнбергский процесс.Сборник материалов. В 2-х томах М., 1952. Т.2.
С. 1046.
23
ства в ч.4 ст. 15 содержит аналогичный перечень актов развязывания агрессивной войны
Как видно, перечень проявлений агрессии не является исчерпывающим и право квалифицировать деяние как акт агрессии, как было сказано выше, принадлежит Совету Безопасности ООН При этом любое его решение о наличии такого акта имеет обязательную силу для национальных судов.
Рассматриваемое преступление является длящимся преступлением, для которого характерно непрерывное осуществление состава данного преступного деяния. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления (прекращение акта агрессии или ведения боевых операций), или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например полный разгром агрессора).
Состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК, — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции уголовно-право-вой нормы.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные сознают, что совершают действия по планированию, подготовке или развязыванию агрессивной войны. Мотивом этого преступления могут быть карьеристские побуждения, соображения укрепления своего авторитета, ложно понимаемые интересы государства или общества и т.д.
Субъектом этого преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Проблема субъекта преступления имеет большое значение в национальном уголовном праве. Особо важное значение данная проблема приобретает в международном праве — в плане борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества. Можно ли признать юридические лица, в том числе государства, субъектами этих преступлений?
В современных условиях вопрос о круге субъектов, могущих и обязанных нести ответственность за преступления против человечества, приобретает большое значение. В особенности важен вопрос о возможной ответственности такого юридического лица, как государство.
Совершенно бесспорно, отмечал А.Н.Трайнин, что украсть, оскорбить, убить на войне, как и объявить войну может лишь человек, независимо от того, принадлежит ли право объявле-
24

ния войны одному лицу, главе государства или целому законодательному корпусу, юридические лица не стреляют. Однако этим верным, но элементарным и бесспорным положением, по его мнению, далеко не исчерпывается проблема уголовной ответственности юридического лица.
Действительно, государства являются субъектами многочисленных сложных прав и обязанностей. Государства заключают договора, вступаюг в союзы, объявляют и ведут войну. Во всех этих случаях государства, действуя при посредстве физических лиц, способных решать данные вопросы, не перестают быть субъектами права1.
Прав был Трайнин, указывая, что проблема в этих случаях должна ставиться иначе, а именно: возможно ли при известных условиях перенесение на юридическое лицо не только политических, гражданских, но и уголовно-правовых последствий преступных действий, учиненных органами юридического лица, конкретными физическими лицами?2
Принцип о том, что юридические лица совершать преступления не могут, был провозглашен еще в римском праве, — "societas defmguere non potest", — и неоспоримо господствовал в течение столетий Некоторое исключение составляло английское право3.
Защита на Нюрнбергском процессе,например, используя все возможные юридические доводы, пыталась доказать, что за международные преступления физические лица уголовной ответственности нести не могут. "Если Германская империя в известном случае начала наступление вопреки еще действующему договору о ненападении, — заявил защитник Ярайсс, — то она совершила международный деликт и должна отвечать за него по нормам международного права... Только империя, но не отдельное лицо..."4. Суть данной концепции сводилась к тому, что раз государство планирует, подготавливает, развязывает и ведет войну, то пусть оно и отвечает за преступления против мира, военные преступления и другие деяния против человечества.
Юридический и логический дефект приведенной концепции, пытавшейся перенести ответственность с физических лиц на неуловимые уголовным законом государство и народ, заключалось, по мнению А.Н.Трайнина, в смещении двух различных
1 Трайнин А Н. Защита мира и уголовный закон.М , 1969. С.298
2 Трайнин А.Н УказсочС298.
3 См.: Никифоров А С. Уголовное право современной Англии. Обзор английской литературы по уголовному праву — Советское государство и право, 1954, №6. С. 139-145.
4 Нюрнбергский процесс Т 2 С 461
25
понятий: субъектов международно-правовых отношений (государство) и субъекта посягательств (физические лица) на международно-правовые отношения, на основы существования и прогрессивного развития человечества1.
Действительно международные договоры заключает государство, но преступно нарушать их, а следовательно, нести уголовную ответственность за это могут только виновные физические лица.
Поэтому, Трибунал отверг саму постановку вопроса об уголовной ответственности гитлеровских организаций в качестве юридических лиц. Отвечать за злодеяния, учиненные гестапо, СС, СА и другими организациями, должны физические лица, конкретные виновники этих злодеяний.
В приговоре Нюрнбергского трибунала указывалось, что "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права"2.
Вывод, таким образом, не может вызывать сомнений. Государство и другие юридические лица могут и должны нести политическую, материальную и иную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, но субъектами уголовной ответственности могут быть лишь физические лица. Таким образом, на этом процессе победил принцип индивидуальной виновной ответственности за международные преступления. Сегодня он общепризнан мировым сообществом.
Вместе с тем необходимо отметить, что вопрос об уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц ставится, дискутируется и в некоторой степени решается. Так, в 1973 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал парламентам стран-членов Совета признать юридические лица субъектами уголовной ответственности. В 1985 г. эта рекомендация была подтверждена VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В ряде стран (например в Нидерландах, Франции) такие рекомендации реализованы. Более того, УК Франции 1992 г. предусмотрел уголовную ответственность юридических лиц, в том числе и за преступления против человечества3.
"Трайнин А.Н. Указ.соч. С.306. ' 2 Нюрнбергский процесс. Т. 1 С.368.
'См.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., "Юридический коллёдак МГУ", М., 1993. С.56.
26

При подготовке проекта нового УК РК вопрос об установлении ответственности юридических лиц тоже ставился, но не получил достаточной поддержки членов рабочей группы по разработке проекта нового УК.
Заслуживает внимания вопрос, кто же все-таки подлежит уголовной ответственности за подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны? В диспозиции ст. 156 УК не содержатся признаки специального субъекта. Правомерно ли будет толкование данной уголовно-правовой нормы на сужение субъекта преступления, ограничением его специальными "рамками"? По мнению А.Н.Трайнина, не любое физическое лицо может совершить любое преступление против человечества. Совершенно очевидно, полагает он, что ответственность за агрессию могут нести лишь лица, способные решать вопросы войны и мира или серьезно влиять на их решение. Но это вопросы факта: всякое преступление может быть совершено лишь лицом, фактически способным это преступление совершить1.
По мнению авторов, изложенное позволяет сделать вывод о наличии в данном составе преступления спецсубъекта — должностного лица, занимающего ответственную государственную должность, в компетенцию которого входит решение вопросов войны и мира.
Проблема специального субъекта в данном составе не ограничивается только должностным положением лица, она имеет и второй аспект. Так, многие российские юристы, комментируя аналогичную норму УК РФ (ст.353), отмечают, что субъектом планирования, подготовки и развязывания агрессивной войны может быть лишь лицо, занимающее высшую государственную должность России или субъекта Федерации (выделено нами). Этим они определяют еще один признак спецсубъекта — гражданство РФ. Не вызовет, наверное, сомнения точка зрения, что если гражданин РК, занимающий ответственную государственную должность, в компетенцию которого входит решение вопросов войны и мира, находясь на территории РК, планирует, подготавливает и развязывает агрессивную войну, то он должен нести уголовную ответственность по ст. 156 У К РК. Сложность вопроса в другом: а если аналогичные действия совершаются на территории иностранного государства, то есть кем-то планируется, подготавливается и развязывается агрессивная война против РК? В данном случае, если преступные, действия, связанные с разработкой плана развязывания агрес-
Трайнин А. Н. Указ.соч. С.308.
27
сивной войны и совершением конкретных приготовительных действий к ней, совершаются на территории иностранного государства, должно применяться уголовное законодательство места совершения преступления. Значит, иностранцы и лица без гражданства, виновные в планировании или подготовке агрессивной войны, нести ответственность по ст. 156 УК РК не могут, но если агрессивная война развязана и ведется на территории нашей республики, то виновные в этом лица должны нести ответственность именно по У К РК.
Завершая анализ субъекта данного преступления, ссылаясь на историю, можно наверняка констатировать, что оно совершается как правило группой лиц.
По части 1 ст. 156 УК законодатель предусмотрел наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет, что позволяет определить категорию данного преступления как тяжкое.
Часть 2 ст. 156 УК устанавливает уголовную ответственность за квалифицированный состав данного преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны — ее ведением. В отличие от третьей стадии - развязывания войны, которая представляет собой начало осуществления акта агресии, ведение - это совершение действий по продолжению агрессивной войны, которая предполагает широкомасштабную агрессию против другого государства.
Рассматривая квалифицированный состав анализируемого преступления, необходимо уточнить, могут ли военнопленные, военнослужащие и другие участники войны нести ответственность за ведение агрессивной войны. Как известно, военнопленным международными конвенциями обеспечен особый режим. И Гаагская конвенция 1907 г., и Женевская конвенция 1929 г. содержат ряд постановлений, определяющих положение военнопленных. Но пленение не есть акт, несущий с собой забвение и амнистию совершенных преступлений. За участие в войне, за борьбу на поле брани военнопленный, так же как и другие участники войны (лица, непосредственно принимающие участие в боевых операциях), не несут уголовной ответственности, т.е. не являются субъектом этого преступления, предусмотренного ч.2 ст. 156 У К. Они не подлежат ответственности и на основании ст.37 УК, согласно которой не признается преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Однако, если военнопленный, а также военнослужащий принимал участие в убий-
28

ствах и истязаниях мирных граждан, допускал иные нарушения законов и обычаев ведения войны, он, без сомнения, подлежит уголовной ответственности, но только по статье 159 УК.
Наказание по ч.2 ст.156 УК: лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Это один из немногих составов нового УК РК, где в качестве санкции предусмотрена смертная казнь, что объясняется прежде всего тем, что ведение агрессивной войны связано с умышленным лишением жизни военнослужащих и гражданского населения.
Данный квалифицированный состав относится к категории особо тяжких преступлений.
§ 2. ПРОПАГАНДА И ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ ,'
К РАЗВЯЗЫВАНИЮ АГРЕССИВНОЙ ВОЙНЫ
Война приносит горе и страдания целым народам, приводит к их физическому уничтожению. Она особенно опасна в настоящее время, когда в мире накопился огромный арсенал различных видов оружия, применение которых может привести к катастрофическим последствиям для человечества.
Между тем мирное сосуществование государств продолжает нарушаться и в наше время, и чтобы остановить войну, приходится прилагать немало усилий.
Поэтому лучший способ борьбы за мир — это недопущение развязывания войны.
Вряд ли история человечества знает случаи, когда подготовка государства к агрессивной войне обходилась без идеологической обработки своего населения, отравления его сознания милитаристским духом, пропагандой войны. Именно так обстояло дело перед началом как первой, так и второй мировых войн.
Пропаганда войны — по международному праву преступление против человечества, которое создает почву для агрессии и часто предшествует ей.
Таким образом, пропаганда войны — это явное и опасное орудие подготовки агрессии, вот почему международные конгрессы в защиту мира не раз требовали строжайшего запрета подобной пропаганды.
Уже в 1927 г. на Конгрессе мира в Афинах была принята резолюция о том, что всякое подстрекательство к войне является международным преступлением. Конгресс рекомендовал обратить внимание правительств на необходимость введения в уголовный кодекс каждой страны норм, предусматривающих
* 29
уголовную ответственность за пропаганду войны. Практически аналогичная резолюция была принята в июне 1930 г. на третьей конференции в Брюсселе В июне 1933 г. Юридическим комитетом Лиги наций был разработан проект конвенции по борьбе с агрессией, который содержал норму о наказуемости пропаганды агрессии. Далее, в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН по предложению Советского Союза приняла резолюцию, осуждающую пропаганду войны. Проходивший в сентябре 1948 г. в Праге III Международный конгресс юристов-демократов принял специальную резолюцию о борьбе с пропагандой войны, где указывалось: "Всякого рода прямое или косвенное подстрекательство к агрессивной войне, в частности, посредством печати, радио и кино, составляет международное преступление". В 1951 г. Советский Союз принял Закон о защите мира, в котором впервые была сформулирована уголовно-правовая норма об ответственности за пропаганду войны. Впоследствии она и стала основой соответствующих статей УК союзных республик (ст. 57 УК КазССР 1959 г.) Ранее данное противоправное деяние относилось к группе особо опасных государственных преступлений, однако, учитывая, что родовым объектом всех норм главы "Преступления против мира и безопасности человечества" нового УК РК является мир как основное условие развития и жизнедеятельности любого народа и государства, рассматриваемая норма УК была включена в данную главу.
Конституция РК запрещает пропаганду и агитацию войны. Правовой гарантией, обеспечивающей этот запрет, является ответственность за пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, установленная ст. 157 УК.
Правильно в свое время указывали авторы учебного пособия "Уголовное право Казахской ССР", что если уголовный закон любой страны устанавливает наказание за убийство или подстрекательство к убийству одного человека, то, разумеется, никак нельзя мириться с безнаказанностью того, кто занимается призывом к массовому убийству людей1.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что виновный, воздействуя на сознание и волю людей, стремится побудить их к совершению действий по началу агрессивной войны.
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств.
1 Уголовное право Казахской ССР. Особенная часть. Учебное пособие под ред. Г.Ф.Поленова и В.Н Маркелова.Алма-Ата. Мектеп 1979 С.32.
30

Объективная сторона преступления выражается: 1) в пропаганде агрессивной войны; 2) в публичных призывах к развязыванию агрессивной войны.
Пропаганда(лат.ргора§апс1а-распространять) — распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы1. Правильно в свое время указывал А.Н.Трайнин, что пропаганда по своей уголовно-правовои природе является одним из видов подстрекательства2 .
Таким образом, пропаганда войны — это распространение среди определенного круга лиц (узкого или широкого, не имеет значения) взглядов и идей, направленных на разжигание войны. Она может быть в виде открытого или замаскированного призыва к развязыванию мировой войны, войны против какого-либо государства или группы государств. Пропаганда может заключаться и в общем призыве к оправданию войны как метода решения международных споров и разногласий.
Призыв в свою очередь определяется как "лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую идею, политическое требование"3. "Публичный" значит "осуществляемый в присутствии публики, открытый"4. Таким образом, публичность призывов означает, что они совершаются в присутствии значительного числа людей либо в расчете на их ознакомление с призывами впоследствии (например наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания).
От подстрекательства к развязыванию агрессивной войны публичные призывы отличаются тем, что носят общий характер, они не связаны с психологическим и иным воздействием непосредственно на волю конкретного лица, которое может выступать субъектом развязывания агрессии.
От пропаганды агрессивной войны призывы отличает то, что для них не требуется систематичности или длительности, которая присуща пропаганде, а также определенной, постоянной аудитории слушателей. Призывы могут также носить эпизодический характер.
Анализируя данный состав преступления, необходимо отметить, что различают войны справедливые, правомерные (индивидуальная и коллективная самооборона против агрессии,
1 Словарь иностранных слов. М., 1983. С.403.
2Трайнин А.Н. Уголовная ответственность за пропаганду агрессии. М., 1947.С. 11.
'Ожегов С И. Словарь русского языка. М., 1989. C.S90.
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С.629. '"
31
принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самооборону) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Примерами неагрессивных, справедливых войн являются: война за независимость 13 английских колоний в Северной Америке 1775—1783 гг., в результате которой образовалось независимое государство СТА; Великая Отечественная война советского народа в 1941—1945 гг.; война, которая велась Кувейтом против агрессии Ирака в 1993 г.
По ст. 157 У К законодатель предусмотрел ответственность только за пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной (несправедливой, неправомерной) войны, т.е. такой войны, которая ведется на территории другого государства или рассматривается как вмешательство во внутренние дела другого государства. Следует напомнить, что поскольку ст.57 УК КазССР 1959 г. не содержала такого уточнения, было бы, конечно, несправедливым привлекать к уголовной ответственности лиц, которые пропагандируют и публично призывают к ведению войны против агрессора.
Признавая исключительную опасность пропаганды войны, ее нельзя все же отождествлять с уже осуществленным актом преступной агрессии. Такую ошибку, по нашему мнению, допускает колумбийский юрист Луис Карлос Перес в своей монографии "Преступления военной пропаганды". В этой связи нельзя признать правильным его утверждения о том, что " пропаганда сама по себе уже является агрессией, ибо предполагается, что тот, кто ведет указанную пропаганду, предварительно уже наметил объект агрессии и воспринимает как враждебное все то, что не совпадает с его намерениями"1.
Состав рассматриваемого преступления формальный, оно считается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших при этом последствий. Если в результате пропаганды и публичных призывов какое-либо официальное лицо совершит действия по развязыванию агрессивной войны, то оно несет самостоятельную ответственность по ст. 156 УК.
В специальной литературе есть точка зрения, что одноразовый призыв состава преступления не образует, так как в ст. 156 УК говорится о "призывах", а не о "призыве"2, то есть
'Луис Карлос Перес. Преступления военной пропаганды. М., 1953. С.35,37. 2Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. М., Зерцало, 1997. С.734.
32

уголовная ответственность возможна лишь при условии, что имела место неоднократность публичных призывов1. С данной точкой зрения следует согласиться, так как это соответствует буквальному пониманию смысла закона. Ни у кого, наверное, не вызовет сомнения опасносгь и единичного призыва к развязыванию агрессивной войны2, но расширительное толкование данной нормы недопустимо.
Итак, как было отмечено выше, преступление считается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции уголовно-правовой нормы. В эгой связи может возникнуть вопрос, будет ли преступление считаться оконченным как с момента пропаганды агрессивной войны, так и в результате совершения публичных призывов к развязыванию агрессивной войны или виновный должен совершить все действия, перечисленные в законе, т.е. одновременно пропагандировать агрессивную войну и публично призывать к ней. По смыслу закона лицо должно совершить все перечисленные в нем действия, так как в диспозиции статьи общественно-опасные деяния разделяет союз "и", а не "или" (пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны). Такая неудачная диспозиция нормы по сути сразу относит ее к разряду "мертвых". Правильнее было бы данную статью оставить в редакции УК КазССР 1959 г., так как Конституция РК запрещает именно пропаганду войны, а не публичные призывы к ней. В данном случае, по мнению авторов, произошло неудачное заимствование редакции УК РФ 1996 г. Вышеизложенное позволяет говорить о неудачной законодательной конструкции анализируемого состава.
При характеристике объективной стороны рассматриваемого преступления у нас нет возможности сослаться на примеры из практики, так как за время существования СССР и Республики Казахстан ни один человек не был привлечен к ответственности по данной статье. Это говорит прежде всего о том, как правильно отмечает А.Г.Билоконь, что навоевались вдоволь все поколения людей, живущих в пределах бывшего Советского Союза, а не о слабости правоохранительных органов3. Вместе с тем в практике органов юстиции некоторых государств Восточ-
1 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. М., Издательская группа ИНФРА М-НОРМАД997.С. 741.
2 Следует напомнить,что еще А.Н.Трайнин говорил, что опасен и должен влечь за собой уголовную ответственность и эпизодический, единичный призыв к новой войне (см.:Трайнин А.Н. Указ.Соч.С.28.)
1 Билоконь А.Г. Уголовный кодекс в вопросах и ответах. М., 1997. С.281.
33
ной Европы были случаи привлечения к ответственности за пропаганду войны. Так, в Венгрии в 1951 г. за военную пропаганду на основании Закона о защите мира, принятого Государственным Собранием Венгерской Народной Республики, к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества был осужден Г.Дохи1.
Еще один пример, в 1952 г. один из судов Чехословацкой Республики осудил за пропаганду войны И.Маршалека, который пропагандировал идеи агрессии, порочил борцов за мир. Он был осужден к пятнадцати годам тюремного заключения2.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер пропаганды и публичных призывов к развязыванию агрессивной войны и желает совершить эти действия. Отсюда вытекает, что действия лица должны быть подчинены строго определенной цели, а именно направлены на развязывание агрессивной войны. Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию не влияют.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны наказываются по части 1 ст.157 У К штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до девяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
Данный состав относится к преступлениям средней тяжести.
Часть 2 ст. 157 УК в числе квалифицирующих признаков предусматривает совершение тех же действий с использованием средств массовой информации или должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность.
Использование средств массовой информации предполагает, что пропаганда и призывы к развязыванию агрессивной войны опубликованы в печати или распространены с использованием радио-и телепрограмм.
Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций госу-
1 Особо опасные государственные преступления / Под ред. В.И. Курлянд-ского и М.П.Михайлова.М., 1963.С.172—173.
2См. Петров А. Законодательство в защиту мира. М., 1954. С.69.
34дарства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие должности, относящиеся к высшей, первой и второй категориям должностей государственных служащих, установленных законодательством о государственной службе. Данное положение закреплено в примечании к ст.307 УК РК.
По части 2 ст.157 УК законодатель предусмотрел наказание в виде штрафа в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
По категории преступлений анализируемый состав относится к преступлениям средней тяжести.
§ 3. ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Уголовная ответственность за производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РК, предусмотрена ст. 158 УК РК. Данный уголов-но-правовой запрет является новым для отечественного законодательства.
Общественная опасность производства или распространения оружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, уничтожения народно-хозяйственных объектов, заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, приводит к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, которые подвергаются yipose вследствие производства или распространения оружия массового поражения.
Предмет преступления представляет собой химическое, биологическое оружие, а также други^ виды оружия массового поражения, запрещенные международным договором РК.
В документах ООН к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которое "действует путем взрыва или
35
при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия '".
К химическому оружию массового поражения относятся специально созданные и помещенные в средства хранения, их доставки и применения высокотоксичные химические соединения, предназначенные исключительно для массового поражения живой силы противника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающей смертельное и тяжелое поражение живой силы противника, разносторонним токсическим действием (влияет на различные органы человека или животного), быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование и кожу, а также дыхательные пути, отсутствием органолептических характеристик (бесцветностью, отсутствием запаха), трудностями к распознанию.
В первой мировой войне германская армия применила химическое оружие, в частности иприт.
Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным, начиная с 1925 г. (Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.)
К биологическому оружию массового поражения относятся: совокупность бактериологических средств (бактерий, риккет-сий, грибов и токсичных продуктов их деятельности), используемых с помощью живых переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов) или в виде суспензий и порошков в боеприпасах или приборах и предназначенных для распространения массовых заболеваний людей, животных и растений, специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний (бактериальных — холера, чума и т п. и патогенных — например, энцефалиты, оспа и т.д.), культуры (рецептуры), а также помещенные в особые средства доставки типа выливных авиационных приборов, генераторов, аэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения, артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а также путем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс, мышей и т.д.)
Химическое и биологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом, его нельзя не только применять на войне,

но и разрабатывать, производить, накапливать, приобретать, а запасы такого оружия подлежат уничтожению и переключению на мирные цели, что отражено в международно-правовых актах (Конвенция 1972 г. "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении; Конвенция 1993 г.'' О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении ")'.
Под другими видами оружия массового поражения, о которых идет речь в ст. 158 У К, следует понимать ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения.
Ядерное оружие представляет собой ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели и средства управления, предназначенные исключительно для массового поражения живой силы и техники противника. Поражающее воздействие при ядерном взрыве оказывают ударная волна, световое облучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Ядерное оружие в настоящее время состоит на вооружении многих стран мира. Типы такою оружия — ядерное, термоядерное и нейтронное.
Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. содержит гарантии для неядерных государств, заключающиеся в запрещении передачи ядерного оружия, контроля над ним и технологии производства другим неядерным государствам.
Как отмечалось в заявлении Президента РК Н. А. Назарбаева от 30 сентября 1996 г., пять лет назад Казахстан сделал исторический выбор, положив конец испытаниям самого опасного оружия в истории человечества. Решением главы государства был закрыт действующий Семипалатинский ядерный испытательный полигон. Будучи участником договора о нераспространении ядерного оружия, Казахстан строго выполняет соответствующие международные обязательства и последовательно осуществляет политику нераспространения других видов оружия массового уничтожения. В 1996 г. были ликвидированы последние пусковые установки ядерных ракет на территории Казахстана. Таким образом, в нашей стране более не существует ядерного оружия, суммарный потенциал которого по своей мощи был четвертым на планете. Хотелось бы также отметить, что 30 сентября 1996 г. по поручению Президента Н.А.Назарбаева министр иностранных дел К.Токаев подписал от имени Казахстана текст Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
'Международное право М., 1994 С 336—337
37
'Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на XXII сессии Нью-Йорк, 1968, С 47
36
Положения вышеназванных международно-правовых конвенций и были трансформированы в диспозицию ст. 158 нового УК. Законодатель не стал ограничивать предмет этого преступления только химическим и биологическим оружием массового поражения, так как уровень современной науки и техники в настоящее время таков, что возникает серьезная опасность создания еще более страшного оружия, чем ядерное, поэтому перед человечеством стоит необходимость поставить преграду на пути появления такого оружия, т.е. запретить разработку и производство новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия. Соответствующее предложение было внесено в ООН Советским Союзом уже в 1975 г
В настоящее время за резолюции, требующие запрещения оружия массового уничтожения, в Генеральной Ассамблее ООН голосует подавляющее большинство государств. Можно поэтому сказать, что правосознание международного сообщества объявило эти виды оружия противоправными и преступными



СОДЕРЖАНИЕ