<<

стр. 17
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

веры, и тем самым (дружески или враждебно) мог быть соотнесен с систематическим способом
доказательства и формами изложения рациональной философии,— показывает нам исследование Г. Либинга
«Zwischen Orthodoxie und Aufklarung, uber den Wolffianer G. B. Bilfinger» (Tubingen, 1961). Бильфингер
пытается систематически обосновать научность своей теологии с помощью модифицированной метафизики
Вольфа. Осознание границ, установленных его временем и его пониманием,— единственный
герменевтический элемент его учения, указывающий на будущее: на проблему истории.
См. также мое. введение к работе: Oetinger F. Chr. Inquisitio in sensum communem. Новое издание:
Frommann-Verlags, 1964, S. V-XXVIII. - In: Kleine Schriften, Bd. III, S. 89-100.
28
Оттисками берлинских рукописей, наиболее старые из которых очень трудно читать, занимался Г.
Киммерле. См. дополнительное приложение к гейдельбергскому изданию 1968 года.
29
Berlin, 1960.
30
См.: S e n f t Chr. Wahrhaftigkeit und Wahrheit. Die Teologie des 19. Jh. zwischen Ortodoxie und Aufklarung.
Tubingen, 1956.
31
Ср. мои введения: FS G. Kruger, 1962. S. 71—85; FS R. Bultmann, 1964, S. 479-490.- In: Kleine Schriften, Bd.
I.
22
Бетти в своем «Grundlegung» a.a. O., S. 115 [примечание 47а], по-видимому, не прав, полагая, что
Хайдеггер и Бультман требуют «пред-понимания», потому что это нужно для понимания. Правильным скорее
является то, что сознание должно требовать пред-понимания, всегда присутствующего в деле, когда
мыслится серьезная «научность».
33
Л. Штейгер (из школы Г. Димса) пытается в своей весьма толковой диссертации (см.: Steiger L. Die
Hermeneutik als dogmatisches Problem, Gutersloh, 1961) выяснить особенность теологической герменевтики,
следуя континуальности трансцендентального придатка теологического понимания у Шлейермахера, Ричля,
Гарнака, Бультмана и Гогартена и конфронтируя с экзистенциальной диалектикой христианского
возвещения.
Насколько неудачен — во многом плодотворный — анализ Отта методической противоположности между
метафизическим понятием самосознания и исторического смысла самопонимания, показывает примечание 2 к
с. 164 в его работе: «Geschichte und Heilsgeschehen in der Theologie R. Bultmanns». Tubingen, 1955. Является
ли мысль Гегеля, как считает, по-видимому, Отт, менее соответствующей самосознанию, чем бультмановская
— самопониманию,— данный вопрос я оставлю без рассмотрения. Но то, что это различные «вещи» — столь
же различные, как метафизика и христианская вера, — не должен упускать из виду никакой «живой разговор
с традицией».
35
Эти джиффордовекие лекции Р. Булътмана особенно интересны тем, что они показывают отношение
герменевтической позиции Бультмана к позиции других авторов, прежде всего к позиции Коллингвуда
687
и Г. И. Марроу («De la connaisance historique», 1954). См.: «Philosophische Rundschau», VIII, S. 123.
36
Bad Cannstatt, 1954, Erg.-Heft zur 2. Aufl., 1958. См. также: «Zum hermeneutischen Problem in der Theologie.
Die existenziale Interpretation». Tubingen, 1959; «Marburger Hermeneutik», 1968.
37
См.: «Zur Frage nach dem historischen Jesus». Ges. Aufs., II, Tubingen, 1960.
38
См.: Wort Gottes und Hermeneutik.— «Ztschr. f. Theol. u. Kirche», 1959.
39
См. мое введение к юбилейной книге Бультмана (FS R. Bultmann, 1964).
40
Возможно, то, что, с точки зрения Фукса и Эбелинга, называется «новой герменевтической позицией»,
прояснится, если мы его преувеличим. Гельмут Франц в интересной и серьезной работе поставил вопрос о
проповеди и искусстве (см.: Franz H. Kerygma und Kunst. Saarbrucken, 1959). Он весьма преуспел в анализе
языкового материала позднего Хайдеггера и видит задачу в том, чтобы вернуть искусство к истинному
проповедническому бытию. Искусство должно стать из «при-ближения» co-бытием. Автор, вероятно, имеет в
виду прежде всего музыку и ее существенное отношение к пространству, в котором она звучит, или лучше:
которое она заставляет звучать. Но, конечно, он подразумевает не только музыку, не только искусство; он
имеет в виду самое церковь, а также ее теологию, когда он видит проповедь, которой угрожает
«производство». Но можно ли так прямо характеризовать теологию и церковь через превращение их в
«событие»?
41
См.: Husserliana, Bd. I—VIII. Ср. доклады Г. Вагнера («Philosophische Rundschau», I, 1—23, S. 93—123), Д.
Генриха («Philosophische Rundschau», VI, S. 1—25) и Л. Ландгребе («Philosophische Rundschau», IX, S. 133);
Х.-Г. Гадамера («Philosophische Rundschau», X, S. 1—49). В моем докладе критика точки зрения Герберта
Шпигельберга содержит, к сожалению, несправедливые обвинения в его адрес по некоторым пунктам. И
относительно выражения «к самим вещам», и относительно понятия сводимости у Гуссерля Шпигельберг
занимает абсолютно ту же позицию, что и я, выступая против общераспространенного их непонимания, о
котором я здесь подробно сказал.
42
Но это не означает: «Нет ничего вечного. Всё, что существует,— исторично». Более того, способ бытия
того, например, что является вечным или вневременным — Бог или числа, — может быть правильно
определен только с помощью «фундаментальной феноменологии», которая поднимается до наличного смысла
их бытия. См., например: Весker О. Arbeit uber Mathematische Existenz.— «Jahrbuch fur Philosophie und
phanomenologische Forschung», VIII, 1927.
Ср., например, понятие «динамичного историзма» у ?. Мейнеке (M e i n e с k e F. Entstehung des Historismus,


Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 357
S. 499 ff.).
44
См.: Lowith К. Weltgeschichte und Heilsgeschehen. Stuttgart, 1953.
45
См.: Kruger G. Philosophie und Moral in der Kantischen Kritik. Tubingen, 1931.
46
См. критику Крюгера Лёвитом: «Philosophische Rundschau», VII, 1959, S. 1-9.
47
По поводу книги Гюнтера Рора (см.: Rohr Gunther. Platons' Stellung zur Geschichte. Berlin, 1932) я уже много
лет тому назад высказал следующее: «Там, где в государстве был бы действительно настоящий рай, там не
было бы того, что мы называем «историей»: попеременного возникновения и уничтожения, развития и
гибели. В подтвержденных фактами законах явлений торжествует постоянство. И только когда видят, что и
эту длительность можно назвать «историей»,
688
становится понятным Платоновское «отношение к истории»: в длительном отображении длящегося
первообраза, в политическом космосе посреди природного совершенствуется бытие истории как вечность
повторяющегося сохранения (думается, это в начале «Тимея» ) » — См.: Платон Соч. М., 1971, т. 3(1), с. 478-
490. Между тем Конрад Гайзер (см.: Gaiser К. Piatos Ungeschriebene Lehre, 1963) снова ведет речь об этой
проблеме.
48
См.: Lowith К. Der Weltbegriff der neuzeitlichen Philosophie -Sb. d. Hd. Ak. d. W„ phil.-hist. Kl., 1960.
49
См. выше, с. 682, прим. 13.
Ср. также анализ современного искусства в работе «Analyse der modernen Kunst» Арнольда Гелена, который
говорит как раз о постисторическом, «в которое мы вошли» (ср. мою рецензию: «Zeitbilder».— «Philosophische
Rundschau», X, 1/2 — In: Kleine Schriften, Bd II S 218-226).
51
What is Political Philosophy? Glencoe, 1959, цитата на с. 68.
Ср. выше, с. 242 и сл. С примечанием 43 на с. 667 хорошо было бы здесь сравнить: Nusse H. Die
Sprachtheorie Friedrich Schlegels, S. 92 ff. Согласно Нюссе, направление Шлегеля — это направление еще
совсем «верного» истории филолога: он должен «характеризовать» автора в его собственном смысле («полу»
— Athenaumftr., 401). Только Шлейермахер видит в романтически истолкованном «лучшем понимании» собст-
венные герменевтические результаты [см. выше, с. 666, примечание 33].
53
См. мое примечание 2 к с. XIII при цитировании статьи «Uber die Moglichkeit einer philosophischen Ethik» —
In: Kleine Schriften, Bd. I, S. 179-191.
54
См. выше, с. 371 и сл.
55
См.: FS О. Regenbogen, Heidelberg, 1952, u. Lexis, II.
56
См.: Persecution and the Art of Writing. Glencoe, 1952.
57
Мне кажется, что дискуссия по этой проблеме все еще находится не на правильном пути, как, например,
показала публикация достойной внимания книги Р. К. Шпраге: Plato's use of fallacy durch Kl. Oehler. Gnomon,
1964 [см. S. 335 ff .].
58
См. выше, с. 369 и сл.
59
См.: Litt Th. Die Wiedererweckung des geschichtlichen Bewu?tseins. Heidelberg, 1956.
60
«Это безнадежные старания — взирая на идею «истинного» государства, желать установить по указанию
норму справедливости того, какой особый порядок общих вещей должен быть отныне, который hic et nunc
(здесь и теперь) будет способствовать всеобщему требованию осуществления» [с. 88]. В своей работе «Ober
das Allgemeine im Aufbau der geisteswissenschaftlichen Erkenntnis» (1940) Литт обосновал данное положение
более подробно.


Послесловие
1
Hans A. Traktat uber praktische Vernunft, 1 Aufl., 1968.
2
В приложении «Герменевтика и историзм» [см. выше, с. 580 и сл.] я уже вникал в его работы, в целом
весьма достойные, но дезориентирующие читателя из-за развернутой в них эмоциональной полемики.
3
Об Апеле, Хабермасе и др. см. сборник: «Hermeneutik und Ideologiekritik», 1971. Там есть и мое возражение
[S. 283—317].
4
См.: Zur Rehabilitierung der praktischen Philosophie, 1972.
5
В этой связи я могу указать на мою статью «Amicus Plato magis
689
arnica veritas» в приложении к новому изданию «Piatos dialektischer Ethik» (1968), как и на исследование:
«Piatos ungeschriebene Dialektik».— In: Kleine Schriften, Bd. 111, Idee und Sprache, 1971.
6
На этот вопрос всегда указывал прежде всего Вернер Гейзенберг.
7
См., например, логическую статью Виктора Крафта «Geschichtsforschung als strenge Wissenschaft».— In:
«Logik der Sozialwissenschaften», hrsg. von E. Topitsch, S. 72 — 82.
8
См.: Albert H. Traktat a.a. O., S. 138.
9
Это правильно подчеркнул Д. Харт в одном солидном исследовании (DVJs, Sept. 1971).
См.: К a m 1 a h W., Lorenzen P. Logische Propadeutik. Vorschule des vernunftigen Redens, 1967.
11
Поппер вообще не ставит перед собой такой задачи и поэтому критикует понятие «метод», которое никогда
не имело к Гегелю никакого отношения. См.: «Was ist Dialektik?» — In: Logik der Sozialwissenschaften, hrsg.
von E. Topitsch, S. 262 — 290.
12
См.: «Die Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie».— In: Arbeitsgemeinschaft fur Forschung des
Landes Nordrhein-Westfalen, Heft 170, 1971.
13
См.: Kimmerle H. Nachbericht zur Ausgabe F.D.E. Schleiermacher: Hermeneutik. С приложением: Zur


Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 358
Datierung, Textberichtigungen, Nachweise. Heidelberg, 1968.
14
К сожалению, несмотря на Гальперна и Одебрехта, мы все еще не имеем ни одного удовлетворительного
издания «Диалектики» Шлейермахера. Таким образом, издание его сочинений Ионасом пока что незаменимо.
Есть настоятельное пожелание, чтобы этот пробел поскорее был восполнен, тем более что издательская
сторона дела, по ее аналогии с отсутствующим еще критическим изданием лекций Гегеля, имела бы
принципиальный интерес.
15
Diltey W. Das Leben Schleiermachers, Bd. Il, 1, 2. Berlin, 1966.
16
См.: Instrumenta philosophica. Series hermeneutica, I — IV. Dusseldorf, 1965.
17
См.: Patsch H. — In: «Zeitschr. f. Theologie und Kirche», 1966, S. 434-472.
18
Vallimо G. Schleiermacher filosofo dell'lnterpretazione. Milano, 1968.
19
Diltheys Kritik der endlichen Vernunf, 1970.
20
См.: Riedel M. Aufbaus der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Suhrkamp Verlag, 1970.
21
Работы X. Перельмана и его учеников я воспринимаю с этой точки зрения как ценный вклад в
философскую герменевтику. Особенно его работы: «Traite de l'Argumentation», написанную совместно о Л.
Ольбрехт-Титекой, и недавно опубликованную работу «Le Champ de l'Argumentation» (обе вышли в
издательстве Брюссельского университета).
22
См. мою работу: «Uber die Moglichkeit einer philosophischen Ethik».- In: Kleine Schriften, Bd. I, S. 179 ff.
23
См.: «Hermeneutik und Ideologiekritik», hrsg. von J. Habermas.
24
Гельмут Кюн в работе «Wesen und Wirken des Kunstwerks» (1960), как мне кажется, препятствует этой
абстрактной альтернативе религии и искусства. Наоборот, Вальтер Беньямин признает характер искусства
именно как прошедшего, когда он говорит об «ауре» произведения искусства. Однако он провозглашает для
произведения искусства в эпоху его технической репродуцируемости новую политическую функцию, которая
совершенно переделывает смысл искусства, и выдвигает в своей «Эстетике» меткие возражения против
Теодора Адорно.
690
25
См.: «Philosophische Rundschau», X, S. 225-237.
26
См.: Wiehl R. Uber den Handlungsbegriff als Kategorie der Hegeischen Aesthetik. Hegelstudien 6, в особенности
S. 138.
27
Ibid., в особенности S. 158.
28
См.: Jau? ?. R. Literaturgeschichte als Provokation, 1970.
29
См.: Kimmerle H. Die Bedeutung der Geisteswissenschaft . fur die Gesellschaft, 1971, S. 71 ff.
30
См. также: «Wahrheit und Dichtung».— In: «Zeitwende», Nov. 1971, 6.
31
См.: Goldmann L. Dialektische Untersuchungen, 1968.




Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 359


Именной указатель
Августин 346, 488, 490, 529, 558 Гадамер Х-Г. 8-10, 12-16, 19, 21-27, 29, 34, 36
Адорно Т. 619, 641 Галеви И. 611
Александр Македонский 534 Гаман Р. 134, 135, 174
Алексис 104 Гаспаров М. Л. 17, 18
Альберт X. 619 Геббель К. Ф. 175, 177
Альберти Л. Б. 182, 183 Гегель Г. В. Ф. 10, 14, 20, 26, 31, 39, 51-56, 59,
Анаксагор 414 92, 103, 104, 107, 123, 124, 129, 133, 134, 143,
Апель К. О. 620, 638 144, 191, 217-221, 246, 248, 249, 252-254, 260,
Арагон Л. 22 261, 268, 269, 276-282, 284, 303-306, 322, 339,
Аристотель 13, 24, 34, 39, 62, 64, 65, 70, 83, 135, 340, 357, 375, 403-406, 408, 416-418, 420, 423,
147, 160, 162, 174-177, 179, 183, 210, 254, 258, 434, 437, 455, 526, 528, 531, 532, 536, 538-541,
330, 353, 369, 370, 371, 373-378, 380-382, 413- 544, 545, 550, 560, 570, 578, 582, 587-589, 598,
416, 422, 429, 430, 442, 485, 490, 496, 497, 499, 622, 628, 631, 637, 639-641, 645
500, 501, 503, 515, 517, 525, 526, 530, 531, 534, Гелен А. 514
540, 553, 556, 558, 574, 578, 593, 594, 605, 609, Геллерт К. Ф. 578
613, 614, 621, 622, 626, 628, 634, 636, 641, 646 Гёльдерлин И. X. Ф. 133, 543,
Архимед 406 564, 578
Aст ?. 225, 226, 237, 238, 347, 630 Гельдзетцер Л. 630
Баадер Ф. К. фон 168 Гельмгольц Г. 46-50, 56-59, 65, 84, 129
Бальзак О. де 14 Георге С. 107, 449
Барг М. А. 18, 19 Гердер И. Г. 50, 51, 69, 123, 248, 250, 251, 253,
Барт К. 583, 584, 595 256, 339, 469, 508
Баумгартен А. Г. 73, 74 Гермоген 472
Баур Ф. К. 596 Геродот 18, 190, 256, 603
Бах И. С. 645 Гесиод 190
Бахофен И. Я. 583 Гёте И. В. 22, 51, 69, 104-106, 115, 120-122, 124,
Бёк А. 235, 238, 241, 586 134, 138, 139, 212, 249, 250, 531, 568; 641
Беккер О. 141, 639 Гетцер Т. 182
Бергсон А. 7, 68, 107, 112, 113, 293 Гирш 623
Бернулли Я. 70 Гольдман Л. 645
Бессонов Б. Н. 36 Гомер 18, 117, 121, 190, 235, 340
Бетти Э. 367, 384, 385, 582, 585-587, 592, 620, Готшед И. К. 74
623 Гофман В. 390, 516, 568, 596
Блок М. 32-34 Грановский Т. Н. 17
Боймлер А. 583 Грасиан (Грасиан-и-Моралес) Б. 78
Бокль Г. Т. 261 Гримм Г. 106, 355
Больнов О. Ф. 168, 242, 268, 314, 587 Гротейзен 631
Бор Н. 11 Грюндер К.-Ф. 624
Борман 639 Гумбольдт В. фон 52, 238, 249, 250, 256, 261, 404,
Борн М. 11 469, 482, 508-512, 585
Брехт Б. 22 Гундерт Г. 611
Буйтендейк Ф. Дж. Дж. 148 Гундольф Ф. 355
Бультман Р. 314, 390, 391, 584, 595, 597-601 Гуревич А. Я. 34
Бунге М. 21 Гуссерль Э. 24, 43, 110, 112, 268, 274, 275, 293,
Бурке Э. 325 294, 296-299 300-312, 358, 410, 412 518 548, 581,
Буркхардт Я. 258 601-603, 613
Бэкон Ф. 65, 70, 410-412, 419, 525 Гуцков К. 104
Вайцзеккер К. Ф. фон 35 Д'Аламбер Ж. Л. 65
Валери П. 138, 140, 573 Декарт Р. 7, 288, 289, 307, 322, 331, 332, 531, 620
Балх 330 Демокрит 526
Ваттимо Дж. 630 Джентиле Дж. 585
Вах И. 630 Дильтей В. 9, 13, 15, 32, 43, 47, 48,105-
Вебер М. 571, 582, 625, 635 110,112,216, 221-225 227, 232, 234, 241, 244,
Веласкес Д. 198 246, 247, 249, 259, 260, 267-295, 297, 300-305,
Вёльфлин Г. 591 307, 309-313, 317, 329, 346, 396, 401, 403, 406,
Вергилий 18 409, 424, 548, 580, 581, 582, 587, 588, 590, 591,
Вертхаймер М. 136 601, 607, 630, 631, 642
Викер Ф. 584, 623 Димер А. 35
Вико Дж. 61-66, 69, 74, 271, 277, Дройзен И. Г. 47, 246, 248, 249, 256, 258, 261-
280, 328, 438, 638 268, 272, 273, 277, 283, 286, 291, 311, 337, 341,
Виламовиц 398 580, 587
Виль Р. 622, 640, 641 Дюгем П. 269
Виндельбанд В. 581, 588 Евклид 229 Еврипид 175
Винкельман И. И. 91, 116, 120, Зедльмайр Г. 168, 569
248, 339, 342 Землер И. 3. 224, 596
Витгенштейн Л. 622 Земляной С. Н. 35, 36
Вольф Ф. А. 225 Зенон 537
Зенфт К. 596, 597
692
Зиммель Г. 107, 113, 293
Вольф X. 70, 630
Зольгер К.-В.-Ф. 118, 121, 123
Вольф Э. 579
Зульцер И. Г. 578
Врие де 583

Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 360
Икскюль Я. 521, 554 Новалис Ф. 630
Ильенков Э. В. 26 Ньютон И. 46, 531
Иммерман К. Л. 133, 134 Ортега-и-Гасет X. 7 Отт Г. 598, 599 Отто В. Г. 583,
Исократ 60 584, 591
Йорк, граф 269, 284,301-305,308, 313, 582, 601 Оттон Фрейзингенский 19
Каллимах 342 Палладио А. 344
Камла В. 626, 627 Панофский Е. 568
Кант 21, 27, 39, 47, 49-52, 69, Парменид 485, 532
Паскаль Б. 70, 72
693
Пач Г. 630
73-77, 79-104, 116, 119, 120, 126-128, 134, 135,
Перикл 283
137-139, 142, 143, 145, 149, 209, 235, 242, 243,
Пиндар 194
261, 268-270, 294, 297, 307, 324, 328, 422, 443,
Платон 18, 24, 34, 39, 61, 63, 83, 158, 160, 161,
523, 526, 532, 555, 564, 577, 587, 613, 621, 628,
166, 171, 254, 327, 372, 377, 407, 408, 414, 427,
635, 636
430, 431, 433, 435, 457, 473-476, 478, 484, 491,
Кассирер Э. 125, 470
496, 498, 499, 501, 503, 515, 526, 528-530, 536-
Кастильоне Б. 78
538, 540, 541, 552, 553, 555-558, 561-563, 572,
Кёлер В. 136
576, 589, 605, 606, 610-614, 622, 628
Кереньи К. 583
Плеснер X. 514
Киммерле Г. 596, 629, 630, 643
Плотин 576 .
Киссель М. А. 19, 20
Плутарх 414, 603
Клопшток Ф. Г. 51, 120
Поппер К. Р. 619
Коллингвуд Р. Дж. 435—438, 440, 441, 588-590,
Псевдо-Дионисий Ареопагит 118
609
Рамбах Й. Й. 72, 364
Коллинз У. У. 330
Ранке Л. 246, 248, 249, 251, 252, 254, 255, 257-
Корнель П. 179, 344
264, 267, 268, 272, 276, 282, 283, 291, 420
Кратил 476-478
694
Крауссер П. 631
Кройцер Ф. 122, 123 Рафаэль 355
Кроче Б. 544, 585, 586, 588 Редекер M. 596, 630
Крюгер Г. 332, 603 Рид Т. 67
Курциус Э. Р. 115 Ридель М. 69, 621, 631
Кутузов М. И. 437 Рикёр П. 642
Кьеркегор С. 21, 141, 172, 173, 175, 178, 305, Риккерт Г. 406, 581
306, 406, 638-640 Риккоб.они Л. А. 578
Ларенц К. 584 Рильке Р. М. 37, 564
Лёвит К. 574, 575, 602, 604, 606, 614 Робеспьер М. 637
Лейбниц Г. В. 39, 70, 71, 230, 276, 483, 509, 531 Розенкранц К. 103
Ленин В. И. 24, 27-29 Рунге Ф. О. 133
Леонардо да Винчи 138 Руссо Ж. Ж. 94, 106, 107, 327, 554
Лессинг Г. Э. 91, 101, 120, 123 Савиньи Ф. К. 234, 385
Ливий Тит 19 Литт Т. 614 Салмазий 66
Локк Дж. 297 Сенека 179
Ломан Й. 502 Синклер И. 578
Лоренцен П. 626, 627 Сократ 62, 371-373, 408, 427, 430, 431, 475-479,
Лукач Д. 140, 141 536, 610, 612, 613
Людовик XIV 605 Спевсипп 499, 501
Люкке 596, 629 Спиноза Б. 61, 228-230, 232, 234, 330, 578, 611,
Лютер М. 221-223, 283, 330 630
Маймонид 611 Страус Л. 605-614
Макиавелли Н. 605 Сэв Л. 20
Малларме С. 641 Тацит 19
Манн Г. 22 Тетенс И. Н. 65, 73
Манн Т. 22 Тибо 630
Мао Цзэдун 632 Тик Л. 104
Марк Аврелий 66 Трёльч Э. 287, 582, 601
Маркс К. 10, 15, 17, 21, 23, 26, 30-35, 327, 632 Уайтхед А. Н. 622 Уэллек-Уоррен 642
Маркузе Г. 632 Фейербах Л. 35, 190, 406
Марло К. 573 Фемистий 414, 485
Мах Э. 109 Фенелон Ф. 70
Мейер Г. Ф. 121, 630 Ферми Э. 11
Меланхтон Ф. 222 Фидий 645
Милль Дж. С. 44, 46-50, 618 Фихте И. Г. 102, 104, 107, 127, 143, 242, 243, 260,
Мирон 91 276, 277, 293, 294, 458, 613, 628, 630
Миш Г. 268, 285, 311, 581, 631 Фишер Ф. Т. 124
Моммзен Т. 337 Флациус 630
Мопертюи П. Л. М. 70 Фома Аквинский 64, 490, 491, 493, 495, 497, 503,
Мориц К.-Ф. 120, 121, 139 562, 628
Нарский И. С. 29 Форстхоф Э. 385
Наторп П. 112, 113, 295, 297 Фослер К. 544
Нельсон Г. 436 Фрейер X. 590
Николай Кузанский 503, 504, 506-508, 561, 628 Фукидид 18, 283
Ницше Ф. 6, 7, 21, 57, 107, 111, 293, 309, 314, Фукс Э. 584, 599-601, 623
358, 360, 361, 406, 423, 485, 514, 574, 575, 604, Хабермас Ю. 619, 620, 624, 632 634, 638
612 Хайдеггер М. 7, 8, 24, 25, 43, 137, 145, 146, 168,


Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 361
268, 293, 294, 301, 305-319, 321, 322, 348, 351, Шпрангер 0. 631
366, 407, 417, 526, 527, 548, 574, 575, 581, 582, Штайгервальд Р. 31
584, 586, 599, 600, 602, 613, 616, 625, 631, 643 Штейнталь Г. 234, 241, 630
Хаксли О. 20 Штраус Э. 136
Хардер Р. 576, 577 Эббингауз Г. 275
Хатчесон Ф. 67, 69 Эбелинг Г. 584, 599, 601, 623
Хёйзинга И. 150, 151, 153 Эйнштейн А. 11
Хенигсвальд Р. 112 Экхарт И. (Мейстер Экхарт) 628
Хладениус 230-232, 351, 630 Энгельс Ф. 10, 14, 15, 17, 23, 26
Хрисипп 118 Энгиш К. 584
Цицерон 65 Эрнести 224, 225
Шаслер М. 103 695
Шекспир У. 22, 101, 175 Эсхил 18, 175, 419, 420, 645
Шелер М. 136, 174, 514, 521 Этингер ?. 69-72, 560
Шеллинг Ф. В. 6, 21, 102, 121-123, 125, 133, 531, Юм Д. 44, 67, 297, 300, 422, 628
583 Юнг Р. 11, 12
Шерер В. 48 Юнгер Э. 607
Шефтсбери А. Э. К. 52, 66, 67, 69, 72, 74 Юсти К. 198
Шиллер Ф. 27, 100, 104, 120, 121, 126-130, 147, Ясперс К. 332, 625, 631 Яусс Г. Р. 624, 643
458, 622 Benner D. 624
Шлегель Фр. 123, 133, 151, 426, 461, 630 Eggebrecht ?. ?. 577
Шлейермахер Ф. 8, 13, 15, 107, 108, 217-221, 225- Esser J. 623
227, 232-245, 267, 280, 291, 293, 331, 345-347, Hruschka Ioachim 623
349-351, 367, 383, 385, 393, 396, 403, 404, 456, Pollmann L. 624
459, 545, 548, 550, 585, 586, 595, 596, 629-632, Ritter F. 623
639, 642 Schmied-Kowarzik S. W. 624
Шмит К. 572, 573 Seebohm Th. 624
Шопенгауэр А. 6, 21, 104. 531 Stachel G. 623
Шпенглер О. 7




Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 362


Содержание
Герменевтика. История и современность (Б. Бессонов) Введение............... 538
Часть первая. Изложение проблемы истины в применении к познанию искусства
I. Расширение эстетического измерения в область трансцендентного ..................... 44
1. Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук.................... 44
a) Проблема метода............... 44
b) Ведущие гуманистические понятия........ 50
а) Образование.............. 50
?) Sensus communis (здравый смысл)...... 61
у) Способность суждения.......... 72
б) Вкус................ 77
2. Субъективация эстетики в Кантовской критике..... 85
a) Учение Канта о вкусе и гении.......... 85
а) Трансцендентальное отличие вкуса ....... 85
?) Учение о свободной и привходящей красоте .... 88
у) Учение об идеале красоты.......... 90
?) Интерес к прекрасному в природе и искусстве ... 92
?) Отношение вкуса и гения.......... 97
b) Эстетика гения и понятие переживания....... 99
а) Актуализация понятия гения......... 99
?) К истории слова «переживание»........ 104
697
у) Понятие переживания...........108
с) Границы искусства переживания. Реабилитация аллегории ...................115
3. Возвращение проблемы истинности искусства......126
a) Спорность эстетического образования.......126
b) Критика абстракции эстетического сознания.....134
II. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое
значение...................147
1. Игра как путеводная нить онтологической экспликации . . 147
a) Понятие игры............... 147
b) Преобразование в структуру и тотальное опосредование ................... 156
c) Темпоральность эстетического......... 167
d) Пример трагического............. 174
2. Следствия для эстетики и герменевтики........181
a) Бытийная валентность изображения....... 181
b) Онтологическая основа окказионального и декоративного .................. 191
c) Границы литературы............. 210
d) Реконструкция и интеграция как задачи герменевтики................... 215
Часть вторая. Распространение вопроса об истине на понимание в науках о духе
I. Историческая преамбула..............221
1. Сомнительность романтической герменевтики и ее применение к исторической науке............221
a) Сущностная метаморфоза герменевтики при переходе от Просвещения к романтизму......... 221
а) Предыстория романтической герменевтики .... 221
?) Шлейермахеровский проект универсальной герменевтики ................ 232
b) Присоединение исторической школы к романтической
герменевтике ............... 245
а) Затруднения с идеалом универсальной истории . . 245
?) Историческое мировоззрение Ранке...... 252
?) Соотношение между историей и герменевтикой у И. Г. Дройзена.............261
2. Вовлеченность Дильтея в апории историзма......267
a) От теоретико-познавательной проблемы истории к герменевтическому основоположению наук о
духе . . . . 267
b) Раздвоение пауки и философии жизни в Дильтеевском анализе исторического сознания.........281
698
3. Преодоление феноменологией теоретико-познавательной постановки вопроса ............. 293
a) Понятие жизни у Гуссерля и графа Йорка...... 293
b) Хайдеггеровский проект герменевтической феноменологии .................. 305
II. Основные черты теории герменевтического опыта..... 317
1. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа................. 317
a) Герменевтический круг и проблема предрассудков . . . 317
а) Открытие Хайдеггером предструктуры понимания ............... . . 317
?) Дискредитация предрассудка. Просвещением . . . 324
b) Предрассудки как условие понимания...... . 329
а) Реабилитация авторитета и традиции ...... 329
?) Пример классического.......... . 338
c) Герменевтическое значение временного отстояния . . . 345
d) Принцип истории воздействий......... . 355
2. Возвращение к основной герменевтической проблеме . . . 364
a) Герменевтическая проблема применения...... 364
b) Герменевтическая актуальность Аристотеля . . . . . 369
c) Показательное значение юридической герменевтики . . 389

Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 363
3. Анализ действенно-исторического сознания....... 403
a) Границы рефлексивной философии........ 403
b) Понятие опыта и сущность герменевтического опыта . . 409
c) Герменевтическое первенство вопроса....... 426
а) Образец Платоновой диалектики . . . ... . 426
?) Логика вопроса и ответа....... ... 435
Часть третья. Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка
1. Язык как среда герменевтического опыта...... . 446
a) Вербальность как определение герменевтического предмета .................. 453
b) Языковой характер герменевтического процесса . . . 460
2. Формирование понятия «язык» в истории европейской мысли ................... 471
a) Язык и логос............... 471
b) Язык и verbum.......,....... 485
c) Язык и образование понятий.......... 496
3. Язык как горизонт герменевтической онтологии..... 508
a) Язык как опыт мира............. 508
b) Среда языка и ее спекулятивная структура..... 528
699
с) Универсальный аспект герменевтики....... 548
Экскурс I................... 567
Экскурс II.................. 571
Экскурс III.................. 574
Экскурс IV.................. 575
Экскурс V................... 576
Экскурс VI.................. 577
Герменевтика и историзм............... 580
Послесловие................... 615
Примечания................... 647
Именной указатель................. 692




Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 364

Х.-Г. Гадамер
ИСТИНА И МЕТОД
Редакторы Н. В. Вербицкая, Н. Л. Шеетернина
Художник А. М. Ефремов
Художественный редактор С. В, Красовский
Технический редактор В. Ю. Никитина
Корректор Г. А. Локшина
И Б № 15920
Сдано в набор 24.02.8Я. Подписано в печать 05.11.88.
Формат 84 Х108 1/32. Бумага офсетная № 2.
Гарнитура литературная. Печать офсетная. Условн.
печ. л. 36, 96. Усл. кр.-отт. 36,96. Уч.-изд. л. 42,02.
Тираж 22 000 экз. Заказ № 253. Цена 2 р. 80 к.
Изд. №41239
Ордена Трудового Красного Знамени издательство
«Прогресс» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 119847,
ГСП, Москва, Г-21, Зубовский бульвар, 17
Можайский полиграфкомбинат В/О «Совэкспорткнига»
Государственного комитета СССР по делам
издательств, полиграфии и книжной торговли.
143200, Можайск, ул. Мира, 93.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОГРЕСС»
Выходит в свет
ВАРТОФСКИЙ М. Модели. Образ и научное понимание: Пер. с англ.
Маркс Вартофский — видный американский философ, по своим взглядам близкий к марксизму. Он
организатор и редактор серии, получившей мировое распространение и признание — «Бостонские
исследования по философии науки». В своих работах автор пытается подойти к решению сложных вопросов
истории и методологии науки с материалистических позиций.
В книгу включены статьи «Редукционизм», «От практики к логосу», «Цель и техника», «Модели как способ
действия», «Неразбериха в моделировании» и др.
Рекомендуется философам, историкам науки, всем интересующимся проблемами развития науки.
Научно-теоретическая литература
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru ||
yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека:
http://yanko.lib.ru/gum.html ||
update 16.10.05




Гадамер Х.-Г.=Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.

<<

стр. 17
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ