СОДЕРЖАНИЕ

5


Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРЕССА В СОЦИАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ.


§ 1. Прогресс как общенаучное понятие.
Категория «прогресс» связана с другими понятиями, которые необходимо
рассмотреть прежде, чем говорить непосредственно о нашей теме. Среди этих
понятий следует назвать «развитие» и «изменение».
Изменением принято называть такой процесс, в ходе которого у объекта
происходит исчезновение одних его сторон или элементов, появляются новые
черты, преобразуются старые. Изменение – это переход объекта из одного
состояния в другое или превращение в иной объект.
Единообразного определения развития я не обнаружил. Им называют
«качественное изменение объекта», «качественное изменение структуры
объекта», «качественное необратимое изменение», «поступательное,
прогрессивное движение от низшего к высшему»3. Общим для всех является
положение о том, что без изменения нет и развития. Мы для понятия
«развитие» примем первое, самое широкое определение. В положении развития
фиксируются, прежде всего, особенности направленных, необратимых
исторических изменений.
Всё вышесказанное относится в равной степени и к социальной
реальности, и к природной. Но нас интересует общество, как объект изменений,
поэтому в дальнейшем не буду оговариваться, если что-либо сказанное не
будет относиться к натуральным, природным процессам. Хотя развитие
социальной и природной среды во многом схожи, тем не менее, попытки
подвести их под один эскиз были безуспешны4.

3
См.: Денисов А. Советское государство. Возникновение, развитие,
сущность и функции. М., 1967. С. 163.
4
См.: Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской
6


«Развитие» часто употребляется в двух смыслах, как движение к цели, и
как изменение сущности, содержания, функций, форм, признаков объекта в
рамках одного периода.
Прогресс является одной из форм развития. В качестве других форм
выделяют: регресс, круговое движение, необратимые изменения в рамках
одного уровня организации5.
Также выделяют направления развития. Это скачки к новому качеству в
рамках одного уровня организации; скачки в сторону от магистрального
(прогрессивного) развития (регресс, тупик); скачки к радикально новому в
магистральном развитии; скачки всей системы. Иногда говорят ещё и о
понятиях, выражающих формы и направления развития. К ним относят
прогресс, регресс, стагнацию, параллелизм, конвергенцию и др.6.
Итак, прогресс отражает форму и направление развития.
Также как и «развитие», «прогресс» не обрёл единого определения.
Различают два вида определения прогресса в зависимости от признания или
отрицания объективного существования прогресса. Одни учёные считают, что
прогресс присутствует вне зависимости от человеческого сознания, другие –
что наличие прогресса – это лишь субъективное мнение каждого автора,
оценивающего те или иные изменения. У П. Сорокина сказано: «теории
прогресса, что хорошо, а что плохо… могут выражать только субъективные
предпочтения их авторов и ничего больше»7. По мнению субъективистов
выражение: «Человек выше, чем амёба», – весьма условно, всё зависит от
произвольной человеческой оценки.


диалектике. М., 1980. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979.
5
См.: Миклин А.М., Подольский В.А. Указ. соч. С. 31.
6
Там же. С. 67, 109, 117.
7
Sorokin P. Les theories sociologiques contemporaines. Paris, 1938. P. 533.
Цит. по: Миклин А.М., Подольский В.А. Указ. соч. С. 129.
7


Определения прогресса, где признаётся его объективность условно можно
разделить на подгруппы:
1) это положительные количественные изменения (полимеризация);
2) это развитие вообще (морфологический прогресс – это эволюция);
3) это усложнение;
4) это общее повышение организации (частный прогресс – это
повышение специализации)8.
Я бы сказал, что прогресс – объективно-субъективный процесс.
Представления о хорошем и плохом, более или менее совершенном, как и
другие, существуют в сознании человека, но, когда мнение большинства
сходится, это уже претендует на объективность. Объективной истины не
существует, но она выводится на основе законов, общепризнанных теорий,
концепций. А доказательством субъективности прогресса служит не только его
наличие в сознании личности, но и зависимость от деятельности субъекта.
Называются и другие признаки прогресса: накопление и развертывание
новых возможностей развития; увеличение относительной независимости
системы от окружающих условий; упрощение элементов системы за счёт
удаления частей, не обеспечивающих её эффективность.
В большинстве словарей и учебников по философии даётся следующее
определение: «Прогресс (от лат. progressus движение вперёд) – это направление
развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному »9. Тут же встаёт вопрос: что нужно

8
См.: Миклин А.М., Подольский В.А. Указ. соч. С. 132.
9
Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е
изд., испр. и доп. М., 1989. С. 1075. Большая Советская Энциклопедия/ Гл. ред.
Б.А. Введенский. 2-е изд. Т. 34. С. 593. Крапивенский С.Э. Социальная
философия. М., 1998. С. 327. Николаева Л.В. Объективные и субъективные
факторы социального прогресса и свободы. М., 1974. С. 43.
8


считать низшим, что высшим, что менее совершенным, что более
совершенным? То есть данное определение не дает ясного представления о
прогрессе, так как необходим критерий для оценки предшествующего и
существующего состояний. Выработка критерия прогресса – большая и важная
задача в изучении этой темы.
Кроме того, о прогрессе можно говорить применительно к системе в
целом, отдельным её элементам, структуре развивающегося объекта. Так же
прогресс наполняется различным смыслом в разных теориях, концепциях,
учениях. В нашей стране долгое время преобладало учение Маркса о развитии
общества, государства, права. Принято было считать, что определяющим в
прогрессе является рост производительных сил и производительности труда,
степень освобождения общества из-под гнета стихийных общественных сил,
социально-политического неравенства и духовной неразвитости. В связи с этим
даже выделялись формационные этапы прогресса в обществе. Но это не
единственное представление о прогрессе. В теории существует даже мнение о
том, что прогресс в обществе вовсе отсутствует. Так, О. Шпенглер, А. Тойнби
считают, что общество в своей истории не прогрессирует, а движется вспять,
возвращается к исходному пункту. Человечество обречено на гибель и
вырождение.
В изучении развития земной цивилизации можно выделить три
концепции:
1) теория морально-правового регресса. Согласно ей идеал позади.
Библейское писание гласит: «Человек был чист и невинн, но появился
искуситель, люди впали в грех…». Эта теория противоположна дарвинской:
«Обезьяна есть выродившийся человек». Право аналогично всему человечеству
с движением истории не прогрессирует.
2) теория круговоротов. В соответствии с ней всё, в том числе и право,
«шагает на месте», как белка в колесе. В книге Екклезиаста (Библия) сказано:
«Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце и
9


заходит солнце и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и
будет. Что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках,
бывших прежде нас».
3) теория нравственно-правового прогресса. Вся человеческая культура,
также право, стремится к лучшему, идеальному10.
Что безусловно, так это то, что время не стоит на месте, оно движется,
изменяется. Вследствие чего можно говорить об истории, которая
характеризует всё оставшееся в прошлом. Таким образом, существует
исторический процесс, движение от одного, более раннего по времени, к
другому, более позднему. То есть нельзя говорить о развитии, характеристикой
которого является прогресс, какой-либо категории вырванной из исторического
процесса, то есть существующей вне времени, той же категории, но в другой
момент истории.
Таким образом, прогресс – понятие сравнительное.
Первозначимой является история, временная характеристика всех
процессов, и уже на неё накладываются развитие всех возможных явлений. А
развитие, как движение, изменение, безусловно, существует. Один мудрец
сказал: «Нельзя войти в одну реку дважды». Таким образом, следует выяснить,
что является худшим, а что лучшим, что менее совершенно, а что более, и от
чего к чему развивается. Если низшее предшествует высшему, то прогресс на
лицо. Если же наоборот, то это регресс, понятие обратное прогрессу.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном
направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто
оценочным. Многообразие политических событий сочетались с крайне

10
См.: Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи
с теорией государства. Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.
Хрестоматия/ Под ред. Т.Н. Радько. М., 1998. С. 430-432.
10


медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни.
Для большинства античных авторов история – простая последовательность
событий, за которыми стоит нечто неизменное, в целом же она рисуется либо
как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века»
(Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же
стадии (Платон, Аристотель). Христианская историософия рассматривает
историю как процесс, идущий в определённом направлении, но имеется в виду
не имманентный процесс, то есть предопределённый самой историей, а
движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками
действительной истории.
На мой взгляд, К. Маркс справедливо подчеркивал, что вообще понятие
прогресс «не следует брать в обычной абстракции»11. Прогресс не есть какая-то
самостоятельная сущность или непредопределённая прошлым цель
исторического развития. «Понятие прогресс имеет смысл лишь применительно
к определённому историческому процессу или явлению в строго определенной
системе отсчёта»12. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди
оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому
такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Так
называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая
форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает
их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно
определённых условиях она бывает способна к самокритике13. В соответствии с
этим утверждением выходит, что всё прогрессирует, всякое явление в своей
предыдущей форме является менее совершенным по отношению к нему же в
последующей форме. Но, тем не менее, не отрицается и регресс, который

11
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 736.
12
Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 514.
13
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 732.
11


возможен лишь при весьма определённых условиях (причина в трудностях
самокритики). И в самом деле, сейчас коммунистический этап развития
рассматривают шагом назад по отношению к капиталистическому, так как мы
вернулись к нему же, а, скажем, двадцать лет назад об этом не могло быть и
речи, коммунизм представлялся светлым будущим всех государств.
Учёные представляли прогресс различно, в зависимости от того, какое
явление, какая сторона бытия их волновала больше, изучением чего они
занимались, и что в этой сфере в их понимании являлось низшим, а что
высшим.
Вольтер (1694-1778) рассматривал историю как постепенное торжество
разума и просвещения над средневековым феодально-церковным фанатизмом и
невежеством. Ш.Л. Монтескье (1689-1755) понимал под прогрессом улучшение
законодательства, которое должно привести к замене феодального деспотизма
более совершенным государственным устройством. Ж. Кондорсе (1743-1794)
считал прогрессом переход от гегемонии церкви к господству разума, от
абсолютизма к республике, от сословных отношений к политическому
равенству. Кондорсе утверждал, что право частной собственности является
основой всякого прогрессивного законодательства. Немецкий писатель Г.Э.
Лессинг (1729-1781) рассматривал прогресс как нравственное
усовершенствование человека.
Можно назвать ещё ряд учёных, которые под прогрессом понимали нечто
отличное друг от друга. Более обобщённое определение прогресса даёт Л.В.
Николаева, как «направленного диалектического процесса восходящего
развития общества, которое означает целостное интегральное изменение его
как системы, происходящее в течение достаточно большого отрезка времени»14.



14
Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального
прогресса и свободы. М., 1974. С. 43.
12


§ 2. Виды прогресса.


Выше говорилось об изменениях, о прогрессе, происходящих в обществе,
но не следует забывать, что общественное бытие не единственное. Так, В.И.
Ленин разграничивал две формы объективного процесса: природа
(механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека.
Причём под общественным бытием понимался процесс производства
материальных благ, экономический строй и обусловленная ими закономерная
связь социальных отношений. Не всегда противопоставляется общественное и
природное, есть мнение, что «общественное бытие включено в природное»15.
Тем не менее, «природа - носитель объективного бытия, а общество -
субъективного, как способности целенаправленного творческого воздействия
на природу»16, юридическая наука включена в гуманитарные, и ее, прежде
всего, интересует изменения общественные, более зависящие от человеческой
деятельности. Итак, помимо прогресса в природе, существует прогресс в
обществе. Общественное бытие, в широком смысле, понимается как нечто
отличное от природного, - это жизнь общества во всём её богатстве и
разнообразии, как совокупность всех общественных отношений, с присущей ей
спецификой.
Развитие общества обладает всеми чертами законов диалектики. «Это
изменение качественное и количественное, отрицание элементов и признаков
старого содержания и появление – нового, с непременным удержанием и
видоизменением старого. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро
всякого развития»17. Качественное изменение как переход от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному, является

15
Там же. С. 11.
16
Там же. С. 10.
17
Там же. С. 43.
13


существенным признаком развития. В этом смысле развитие тождественно
прогрессу. Поскольку прогресс характеризует направленность всей системы,
всего общества, то он отрицает, снимает регрессивные процессы, включенные в
общественный процесс развития. А марксизм, установив закономерность
исторического процесса, доказал и его прогрессивность.
Ещё во второй половине XVIII века была обоснована теория
общественного прогресса. У Тюрго и Кондорсе выделяют три черты этой
концепции:
1) идеализм, то есть причина развития в бесконечной возможности
совершенствования человеческого интеллекта (Тюрго и Кондорсе) или в
спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель);
2) развитие – это непрерывное восхождение без скачков;
3) развитие до определённого момента (у Гегеля это
христианско-германский мир)18.
В дальнейшем эта теория развивалась различными учёными, безусловно,
значительный вклад внёс К. Маркс. Он считал, что одно явление может быть
прогрессивным и регрессивным (скажем, воздействие государства на
экономику). Кроме того, он предложил под прогрессом понимать
«результирующую» развития всех элементов одного явления. Следствием
явилось выделение ступеней, формаций развития общества (первобытно-
общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капитализм и эпоха
социализированных общественных отношений). Кроме того, К. Маркс назвал
причиной общественного прогресса потребности человека (человек не ставит
целью – прогресс, и прогресс не является «программой жизни»; удовлетворяя
одну потребность, человек порождает новую, и, как следствие, общественный
прогресс).
Итак, общественный прогресс можно определить, как объективную

18
См.: Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998. С. 328.
14


закономерность восходящей направленности истории, качественно
совершенствование форм человеческой жизни, рост материальных и духовных
потребностей людей и развитие способностей их удовлетворять, убыстрение
темпов всего социального процесса, совершающегося на основе производства,
усиление воздействия общества на природу и соответственно изменение
социального строя19.
Общественный прогресс является наиболее общим понятием и
противопоставляется по объекту и степени влияния человека прогрессу в
природе. В свою очередь в общественном прогрессе в зависимости от той
сферы, которую характеризует прогресс, можно выделить такие виды:
• Технический прогресс. Он более характерен для негуманитарных наук,
указывает на развитие технических средств, степень вмешательства человека в
природу, подчинение им прежде стихийных сил. Человек на всём протяжении
истории пытался подчинить себе силы природы, добиваясь одного, он
принимался за другое, от изобретения колеса до космического корабля, и так до
бесконечности. Технический прогресс не имеет конечного идеала, хотя многие
писатели-фантасты описывают поистине «пределы мечтаний», но как
показывает история, время идет, и фантазия вместе с наукой растёт. Казалось
бы, Жюль Верн писал о подводной лодке, считал её фантастической, однако
человек бороздит не только водные глубины, но и космические просторы.
• Научный прогресс. Общее понятие по отношению к техническому, так
как не все достижения науки находят своё воплощение в технике. Любая наука,
вне зависимости от вида, развивается и качественно, и количественно,
возникают новые теории, шлифуются старые, исключаются невозможные,
утопичные, некоторые находят своё воплощение в жизни, а некоторые на опыте
показывают свою несостоятельность.
• Политический прогресс. Указывает на развитие демократии в

19
См.: Николаева Л.В. Указ. соч. С. 43.
15


государстве, политических партий, движений, количество людей, участвующих
в управлении государством, качество их участия (степень информированности,
грамотность, применяемые средства). Свидетельствует о повышении
политической культуры.
• Государственный прогресс. В соответствии с К. Марксом можно
говорить о «результирующих», то есть о переходе от формации к формации,
использовании качественно новых средств производства. В то же время более
актуально говорить о качественных изменениях в рамках одной формации, в
частности капиталистической, развитии отдельных явлений: законодательства,
рынка, экономики, государственного аппарата и др.
• Правовой прогресс говорит о направленности в развитии права,
сложного, разностороннего и многокомпонентного явления. О нём пойдёт речь
ниже.
Можно назвать и другие виды общественного прогресса, так как
общественное бытие проявляется в различных его сферах. Между тем все эти
виды являются характеристикой одной единой категории – общества.
Следовательно, они все взаимосвязаны, и, возможно, пересекаются в отдельных
элементах. Одно явление может быть индикатором нескольких видов
прогресса. Например, совершенствование норм права, выражающееся в
согласовании федерального и регионального законодательства, в уменьшении
количества нормативных актов при сохранении их смысловой нагрузки, в
повышении моральных требований к содержанию правовой базы, в упрощении
процесса правоприменения, в невозможности множественного толкования. Оно
указывает на правовой прогресс, ибо право в нормативном смысле, – важная
сторона правовой действительности. Также оно свидетельствует о
государственном прогрессе, ибо нормативные акты исходят от государства и по
их содержанию можно судить о нём. Повышение качества норм права говорит
и о политическом прогрессе, ибо юридические предписания идут от
политической власти и, главным образом, ей же адресованы, как главному их
16


реализатору. В совершенствовании норм права виден и научный прогресс, ибо
законопроекты готовятся с участием учёных и впитывают в себя достижения
юридической науки.
Значит, правовой прогресс является частью общественного и тесно связан
с другими его видами. Между тем выделение именно этого вида важно для
юридической науки, так как юридический прогресс говорит о восходящем
движении всей правовой жизни, как наиболее широкого понятия, касающегося
права.
Для того, чтобы правовой прогресс легче претворялся из теории в
реальность, на мой взгляд, следует выделять в зависимости от отрасли права и
виды юридического прогресса: конституционно-правовой,
гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой и т. д.
Данная классификация позволит учитывать особенности тех или иных
общественно-правовых отношений.
Если воспринимать опыт философии, то о прогрессе можно говорить
применительно к системе в целом, отдельным её элементам, структуре
развивающегося объекта. Прогресс характеристика временнaя и применяется
относительно одного явления взятого как минимум в двух по времени
различных вариантах, поэтому в принципе можно говорить о прогрессе либо
его отсутствии любого явления, то есть и видов прогресса столько же, сколько
и явлений.
Кроме этого, на одно и то же изменение, развитие явления есть несколько
взглядов. Так, А. Тойнби в работе «Постижение истории» пишет в отличие от
многих других учёных, что все цивилизации движутся от Бога как своего
источника к Богу как своей цели. Таким образом, мы можем говорить и о
разновидностях взглядов на наличие или отсутствие прогресса и на прогресс
отдельных явлений (в частности, отличии причин и критериев прогресса).



СОДЕРЖАНИЕ