<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

бы это произошло, то привело бы к нарушению их нормального функ-
ционирования. Среди важнейших правовых тенденций в эпоху глобали-
зации И.И. Лукашук называет: интернационализацию внутреннего пра-
ва государств; конституционализацию международного права (закреп-
ление в национальных конституциях, особенно в новых, положений о
международном праве) и, как следствие, конституционализацию внеш-
ней политики; доместикацию (или интернетизацию) международного
права – инкорпорирование международного права во внутреннее; гло-
бализацию правового регулирования3.
Социальное измерение глобализации. Пред-
Социальное
измерение ставители социологии международных от-
глобализации. ношений интересуются проблемами глоба-
лизации с точки зрения возможности по-
строения глобального гражданского общества. И этот процесс, по их
словам, происходит уже сейчас. Так, представители британской школы
социологии международных отношений под современным миром пони-
мают единое пространство, структурируемое едиными сетями социаль-
1
Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. С. 173.
2
Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в
условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 118.
3
Там же. С. 122.

40
Алексей Блинов
ного взаимодействия с единовременным формированием глобального
гражданского общества1. Характерными чертами данной глобальной
общности являются:
1. высокий уровень вертикальной и горизонтальной, в том числе
межгосударственной, социальной мобильности;
2. образование различных трансграничных социальных, религиоз-
ных организаций и массовых движений без фиксированного членства;
3. появление феномена «глобализированная верхушка», отражаю-
щего явление, когда активным и заинтересованным участником гло-
бальных процессов становится не все общество, а его элита;
4. формирование у людей определенных экспектаций (ожиданий) и
целей;
5. становление всеобщих ценностных ориентаций и идеологических
установок, возникновение глобальной культуры, глобализация общест-
венного сознания.
Глобализация в культурной сфере понимает-
Глобализация
в сфере культуры. ся и как «тенденция к созданию некой еди-
ной мировой культуры (или цивилизации), и
как растущая взаимосоотнесенность различных культур, не порождаю-
щая новую культуру, а построенную либо на господстве одной из них,
либо на их «концерте»2. Культурные последствия глобализации выра-
жаются в высоком уровне культурной гомогенности населения в
пределах четко очерченных границ3.
Культурное измерение феномена глобализации проявляется также и
в противоположном процессе (одной из контртенденций) – возврате
национальных культур к своим истокам. В этой связи как нельзя лучше
сопротивление влиянию со стороны глобализационных процессов про-
являет современный ислам, демонстрируя высокие адаптационные воз-
можности и одновременно устойчивость к внешнему культурному, ци-
вилизационному и ценностному воздействию. Наиболее четко особен-
ности мусульманской культуры в эпоху глобализации и вестернизации
(а точнее, американизации) описываются Э. Геллнером4.


1
Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений: Уч. пособ. М.:
Радикс, 1994. С. 44.
2
Цит. по: Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et
Contra. Том 4. № 4. Осень 1999. С. 114.
3
Каспэ С.И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М.:
РОССПЭН, 2001. С. 214.
4
Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники.
М.: Ad Marginem, 1995.

41
Национальное государство в условиях глобализации
Процессы и идеи глобализации сами по себе
Глобализация и
ранние формы не новы для человечества. Говорят об антич-
универсализации ной глобализации («нивелировка социаль-
мира ных институтов в рамках Римской импе-
1
рии» ); о колониальной глобализации времен Великих географических
открытий. Но все предыдущие попытки человечества привнести эле-
менты универсальности бытия не носили такого всеобъемлющего ха-
рактера, как сейчас, были естественным образом локализованы. В то же
время, нельзя не отметить и того, что процессы глобализация хоть и
являются по масштабу общемировыми, но для трех четвертей населения
земного шара остаются практически не заметными.
Вместе с тем, нельзя путать глобализацию с
Глобализация и такими политическими процессами, как ин-
интернационализа- тернационализация и интеграция. В таком
ция. ключе в свое время подходила к процессам
глобализации марксистская, неокоммунистическая и социал-
демократическая мысль, считая их новыми стадиями интернаци-
онализации хозяйственной, политической и культурной жизни, крити-
куя ее в контексте общего неприятия капиталистического пути разви-
тия2. Глобализацию следует отличать от интернационализации: это
взаимосвязанные, но качественно иные процессы. «Интернационализа-
ция предполагает выход чего-то ранее сугубо внутреннего за начальные
рамки; или же объединение действий нескольких субъектов мировой
экономики и политики вокруг общих для них задач, целей, вида дея-
тельности. Она в принципе универсальна по охватываемым субъектам и
пространству, хотя не обязательно вовлекает всех или почти всех участ-
ников международной жизни… это историко-эволюционная подготовка
глобализации» 3.
Нельзя согласиться и с теми, кто категориче-
Глобализация и
ски отождествляет глобализацию с вестерни-
вестернизация.
зацией или американизацией. Безусловно,
заинтересованность Запада в исходе глобализации существует (ведь
фактически решается судьба Запада, капитализма), более того, сейчас
именно Запад выступает в качестве главного агента глобализации, но не

1
«Круглый стол» журнала «Международная экономика и международные отноше-
ния» «Актуальные вопросы глобализации» // Международная экономика и международ-
ные отношения. 1999. № 4. С. 37.
2
Коллонтай В.М. Эволюция западных концепций глобализации // Международная
экономика и международные отношения. 2002. № 1. С. 26.
3
Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты //
Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 72.

42
Алексей Блинов
предопределяет ее результат и направление – это процесс с непредска-
зуемыми последствиями. Современная же глобализация – процесс не
только не законченный, но и неравномерно развивающийся параллельно
с разными по силе контртенденциями и противоречивыми сопутствую-
щими явлениями.
Характерные при- Современный этап глобализации имеет ряд
знаки современно- существенных отличий. Среди признаков
го этапа современной глобализации как господ-
глобализации ствующей тенденции мирового развития
можно выделить следующие:
1. политическая зависимость одних государств от других заменяется
экономической взаимозависимостью;
2. происходит все более явный разрыв между центром и перифери-
ей, возрастает неравенство между регионами мира;
3. экономически слабые страны имеют все меньший шанс преодо-
леть данный разрыв и сравняться по уровню с развитыми странами, на-
ходящимися уже на постиндустриальном этапе развития;
4. новая стадия, ступень международного развития, изменяет роль
государственного суверенитета, последний становится менее абсолют-
ным;
5. властью и определяющим влиянием обладают пять базовых мо-
нополий (новые виды техники; контроль над финансовой сферой; кон-
троль над доставкой природных ресурсов; контроль над средствами
коммуникации; доступ к новейшим средствам массового уничтожения);
6. происходит стандартизация моделей потребления, культурных
ценностей и образцов одобряемого поведения;
7. выдвижение США в качестве лидера международного сообщест-
ва, центра глобализации, главного и наиболее заинтересованного в дан-
ных процессах игрока на мировой политической сцене. Отсюда следует
справедливая постановка вопроса об эффективности данного лидерства
(где грань дозволенного, каковы критерии легитимности совершаемых
действий?);
8. культивирование западных идеологических нормативов как фор-
мы стандартизации политического пространства и условия предостав-
ления экономической помощи, престижных статусов (предъявление
жесткой шкалы требований к государствам в виде различных «тестов на
демократию», соответствия критериям правого государства, правам че-
ловека, свободного рынка, ставших частью зарождающейся «юридиче-




43
Национальное государство в условиях глобализации
ской мифологии»)1.
Одной из черт современного мира (не только главного итога XX в.,
но и развития цивилизации за все время ее существования) Н.А. Косо-
лапов также называет становление техносферы как искусственной сре-
ды жизнедеятельности человека», которая, и все, что с ней связанно, «в
корне изменили природную среду обитания человека, причем возврат к
доиндустриальной глобальной экологии уже в принципе невозможен,
может привести к физическому вымиранию огромных масс людей»2.
Еще одно ключевое значение в понимании
Глобализация и
новой эпохи принадлежит процессу локали-
локализация.
зации – обратной стороне глобализации. Под
локализацией понимают возрастание роли местных сообществ, инсти-
тутов местного самоуправления и практик регионального (или межре-
гионального) сотрудничества, а также регионального и местного само-
сознания (самоидентификации) населения, зависящего от уровня разви-
тия гражданского общества.
Современный мир устроен по принципу «думай глобально, а дейст-
вуй локально» и основывается на необходимости использования потен-
циала, «энергии» взаимодействия между разнонаправленными (но не
противоречащими друг другу) тенденциями, представляет собой уни-
версальную и наиболее эффективную формулу развития. На неразрыв-
ную связь глобализации и локализации указывают все серьезные иссле-
дователи данного феномена, используя даже общий термин для этих
процессов – «глокализация»3.
Несомненно, в современном мире все отчет-
Выбор
методологических ливее демонстрируются качества новой эпо-
подходов для хи (постиндустриальной, информационной),
исследования выраженные в усложнении техногенного
современной миро- характера цивилизации (зависимости чело-
вой динамики. вечества от искусственной среды обитания),
социальных структур и связей, возрастаю-
щей проницаемости и универсальности происходящих в нем процессов.
Для исследования этой сложнейшей динамики требуются не менее
сложные методологические подходы, способные обнаружить и макси-
мально адекватно описать происходящее.
Во все времена появление тех или иных теоретических концепций

1
Robert A.-C. Naissance d'une mythologie juridique // Le Monde diplomatique. Janvier.
2001.
2
Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты //
Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 70.
3
Vide: Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L.: Sage, 1992.

44
Алексей Блинов
было связано с необходимостью объяснения, зачастую ретроспективно,
новых политических явлений, какого-то событийного ряда. Например,
такими ключевыми событиями прошлого века были: Первая и Вторая
мировые войны, противостояние двух социальных систем, процесс де-
колонизации мира и исторический крах коммунистической системы,
начавшиеся процессы интеграции и волна демократизации.
Но зачастую «догоняющий» характер ряда концепций в объяснении
стремительно разворачивающихся событий не позволял вырваться из
«вечного» настоящего, существенно ограничивал их прогнозирующий
потенциал. Говоря о современной гуманитарной науке, следует отме-
тить, что она характеризуется отсутствием какой-либо общепринятой
(конвенциональной), непротиворечивой и неидеологической методоло-
гии, системы идей, взглядов, концепций и теорий – метатеории, способ-
ной комплексно объяснять общественные явления (как в разное время
эту функцию выполняли диалектический материализм, научный пози-
тивизм и ряд идеалистическо-субъективистских направлений).
Возможно, последнее обстоятельство – следствие всеобщего кризиса
гуманитарных наук, лишившихся или сознательно отказавшихся от
единого фундаментально-догматического методологического основа-
ния. Мы согласны с распространенным мнением, согласно которому
современное гуманитарное научное (философское, правовое, социоло-
гическое или политологическое) знание носит агностический, гносиоло-
гически пессимистический характер (философское учение, подход, ус-
тановка о недостижимости истины) и в большей степени авторский ха-
рактер, отражая распространенное стремление к индивидуализации
творческого поиска.
Последние годы на роль таких «объясняющих» теорий, оцениваю-
щих перспективы развития общественно-политических процессов и ин-
ституциональной сферы, примерялись либерализм и реализм, институ-
ционализм и теории рационального выбора, позитивизм и бихевиоризм,
концепции модернизации и транзитологии и в какой-то мере конверген-
ции. Можно оспаривать действительность научного статуса доктрин,
ряд которых стал классическим, но нельзя отрицать эвристический по-
тенциал упомянутых концепций. Поэтому остановимся на тех теорети-
ческих подходах, выводы которых используются при выявлении и рас-
крытии наиболее значимых, с политико-правовых позиций, закономер-
ностей и тенденций развития национального государства и процессов
глобализации.
Проблемы политических изменений, переходных процессов и демо-
кратизацию изучают: Р. Гудин, Р. Даль, А. Лейпхарт, К. Оффе, В.И.
Пантин, Р. Патнэм, Ю.С. Пивоваров, А. Пшеворский, В.А. Рыжков,

45
Национальное государство в условиях глобализации
А.М. Салмин, С. Хантингтон, Д. Хеллман, Л.Ф. Шевцова, П. Штомпка,
Эгберт Ян. Вопросами развития занимаются А.И. Неклесса, А.А. Дегтя-
рев, В.Л. Иноземцев.
Одним из требований к методологическому аппарату является спо-
собность выявить такие социальные структуры и закономерности, кото-
рые позволят раскрыть долговременные тенденции, глубинные свойства
объекта. Это могут быть различные институты, отношения, качества и
ценности, явления общественной жизни, психические процессы и куль-
турные образцы.
Глобализация – процесс стремительного развертывания изменений,
лавинообразной и необратимой модернизации. Ключевыми при его
описании терминами являются «развитие» и «изменение», «прогресс» и
«архаизация», «кризис» и «конфликт», «политический переход» и «ин-
ституты».
В теоретической социологии «изменение» –
Понятие
это процесс движения и взаимодействия
«изменение».
предметов и явлений, перехода от одного
состояния к другому, появления у них новых
свойств, функций и отношений. В этой связи под социальными измене-
ниями можно понимать «переход социального объекта из одного со-
стояния в другое; любая модификация в социальной организации об-
щества, его институтах и социальной структуре, установленных в нем
образцов поведения» 1.
М.В. Ильин здесь усматривает тесную связь между тем, что подле-
жит изменению и самим изменением. Для него коренная проблема по-
нимания сути политического развития заключается не в установлении
нового, а «в уяснении, из какого же старого, часто очень-очень «уда-
ленного» старого, это новое формируется. Требуется также прояснение
того, каким образом «ближайшее» старое может сохраниться, превра-
титься из антагониста нового в его органическую часть и внутреннего
помощника»2. Он предлагает принять «логику вместе», считать принци-
пом развития сохранение старого в снятом виде, без чего не было бы
развития, а лишь простая замена одного другим (выше мы исходили как
раз из такого посыла при анализе различий между нацией и этносом).
Применительно же к глобализации М.В. Ильин уточняет, что «на де-
ле так называемая смена эпох… фактически означает появление нового

1
Энциклопедический социологический словарь / По общ. ред. академика РАН Г.В.
Осипова М., ИСПИ РАН, 1995. С.209.
2
Ильин М.В. Новая жизнь традиционных укладов // Мегатренды мирового развития /
Отв. ред. М.В. Ильин, В.Л. Иноземцев; Центр исследований постиндустриального обще-
ства. М.: Экономика, 2001. С. 276.

46
Алексей Блинов
не вместо, а вместе со старым, которое при этом, естественно, преобра-
зуется и преображается». То же касается и появления наций, которые
формируются внутри, а значит вместе с цивилизациями, и «перерабаты-
вают уже сослужившие им службу «оболочки», старые формы, в некие
новые институты»1.
Следующий термин – «развитие» – характе-
Понятие
ризует качественные изменения объектов,
«развитие».
появление новых форм бытия, существова-
ния различных систем, сопряженное с преобразованиями их внутренних
и внешних связей2, движение от низшего к высшему (по восходящей
линии), движение от старого качественного состояния к новому, более
высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого3.
На основании вышесказанного можно дать следующее определение
политическому развитию: это процесс, в ходе которого происходят су-
щественные количественные и качественные изменения в политической
сфере или отдельных ее компонентах – политических отношениях, ин-
ститутах, групповых и публично организационных структурах. Можно
согласиться, в этой связи, с А.А. Дегтяревым, который утверждает, что
термин «политическое развитие» в определенной мере является произ-
водным от категории «политическое изменение»4.
Между тем, понятия «изменение» и «развитие» хотя и однопорядко-
вые, взаимообусловленные, но не тождественные. Если изменением
можно назвать любые метаморфозы объекта, то при развитии объект
качественно меняется, проходят некоторые сущностные, содержатель-
ные процессы, меняющие его внутреннюю морфологию и приводящие к
совершенствованию природы последнего. Отличие данных терминов
подтверждается и неодинаковым значением, вкладываемым в них кон-
кретными теориями.
Существенный смысл для анализа современных политических про-
цессов имеет также замечание М. Пешкова, который говорит об изме-
нении методологической позиции в исследовании развития: «от акцента
на структурных аспектах фокус переместился на характеристику аген-
тов и субъектов развития или – говоря по-иному – структурный подход
сменился подходом акторогенным и, более конкретно, внимание с ин-
ституциональной стороны государства сместилось на группы госме-

1
Там же. С. 277.
2
Современный философский словарь / Под общ. ред. д. ф. н. профессора В.Е. Кемеро-
ва. М.: ПАНПРИНТ, 1998. С. 729.
3
Энциклопедический социологический словарь / По общ. ред. академика РАН Г.В.
Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 623.
4
Дегтярев А.А. Основы политической теории: Уч. пособ. М.: Высш. шк., 1998. С. 88.

47
Национальное государство в условиях глобализации
неджеров (в широком смысле слова»1.
Другим ключевым понятием является «ин-
Понятие «инсти-
тут» ститут», который определяется по-разному:
и институциональ- от «совокупности государственных и обще-
ный подход ственно-политических органов и организа-
ций, связанных между собой одной или несколькими функциями, обес-
печивающих сплоченность общества как системы и властью распреде-
ляющих ценности» до «упорядоченных и формализованных социально-
политических отношений», и даже системы нормативного порядка,
стандартов и «правил игры»2. В данной работе под институтами будут
пониматься, прежде всего, формальные институты, установленные и
закрепленные правом (например парламентаризм, федерализм и т.п.).
Институты, их роль, а также их взаимосвязь рассматривается в рам-
ках институционального подхода3. Основными проблемами для данного
подхода являются институционализация политических отношений; оп-
тимальное сочетание и набор тех или иных институтов в рамках одной
институциональной модели; функционирование политических институ-
тов и их роль в обществе в качестве механизмов социально-
политического контроля.
Существуют различные трактовки определения круга ключевых ин-
ститутов для описания структуры политической системы.
Так, С.Г. Кирдина предлагает для исследования происходящих поли-
тических процессов пользоваться понятием неоинституционального
подхода «институциональная модель общества», которая представляет
собой совокупность базовых институтов конкретного общества. По ее
мнению, в отличие от институциональной структуры, институциональ-
ная модель описывает не всю совокупность тех или иных институтов, а
систему основополагающих, внутренне взаимосвязанных и взаимообу-
словленных «правил игры», составляющих остов, скелет всей институ-
циональной структуры того или иного общества. Среди таких институ-
тов она называет следующие (выделение по характеру осуществляемых
ими функций): территориальное устройство государства; принципы ор-
ганизации и взаимодействия центральной и региональной властей; по-

1
Пешков М. Государство как агент развития: старые и новые «вызовы» / Выступле-
ние на заседании «круглого стола» «Место и роль государства в процессе развития» //
Международная экономика и международные отношения. 1998. № 12. С. 88.
2
Зарубежная политология: Словарь-справочник / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цы-
ганкова. М.: Соц.-полит. журн., Независимый открытый университет, 1998. С. 216.
3
Vide: Goodin R.E. Institutions and Their Design. In: The Theory of Institutional Design.
Cambridge University Press 1996.; Offer C. Designing Institutions in East European transitions.
In: The Theory of Institutional Design. Cambridge University Press, 1996.

48
Алексей Блинов
рядок формирования государственных органов; порядок принятия ре-
шений; способ контроля за деятельностью государственных органов1.
В последнее время широко используется по-
Понятие
«институциональ- нятие «институциональный дизайн»2. Се-
ный мантика слова «дизайн» (от англ. design)
дизайн» разнообразна и может выражаться в таких
значениях, как замысел, план, проект, планирование, конструкция и мо-
дель. Под институциональным дизайном можно понимать определен-
ный набор, внутреннее сочетание и структурирование политических
институтов, при котором отдельно взятая политическая система во
внешней среде получает законченное выражение и воспринимается как
единое целое. В этом смысле понятия «институциональный дизайн»,
«институциональная модель» и «институциональная конструкция» вы-
ступают в качестве синонимов.
При использовании понятия «политическая система общества» мы
будем под последней понимать «целостную, упорядоченную совокуп-
ность политических институтов, политических ролей, отношений, про-
цессов, принципов политической организации общества, подчиненных
политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культур-
ным нормам, историческим традициям и установкам политического
режима конкретного общества»3.
Политическая система объединяет «организацию политической вла-
сти, отношения между обществом и государством, особенности проте-
кания политических процессов, включающих институционализацию
власти, состояние политической деятельности, характер политического
участия, не институциональных политических отношений»4.
Основными глобальными тенденциями в
Концепция
политической новейшее время стали демократизация (в
транзитологии. политической сфере) и либерализация (в
сфере экономики). Данные процессы явились
следствием таких глубоких изменений как кризис тоталитарных и авто-
ритарных политических режимов, демократизация политических систем
и развитие наций. Процессы поставторитарной трансформации, прохо-
дящие с конца ХХ века, стали новым явлением в политической жизни

1
Кирдина С.Г. Институциональная модель политической системы России // Куда идет
Россия?: Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И.
Заславской. М.: Логос, 1999. С. 79.
2
Vide: The Theory of Institutional Design. Cambridge University Press, 1996
3
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.А. Аверьянов. М.:
Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 273.
4
Там же.

49
Национальное государство в условиях глобализации
всего международного сообщества. И этот переход, и связанные с ним
социальные и политические изменения стали рождать новый класс про-
блем, обусловленных крушением авторитарных, и в частности, комму-
нистических режимов.
Эти процессы пытается объяснить концепция «политической транзито-
логии». В 1980–1990-х гг. проблемы демократического перехода разра-
батывались А. Пшеворским, Ф. Шмиттером, Х. Линцем, С. Хантингто-
ном. Появившись в 1980-е годы, она концентрировала свое внимание на
проблемах перехода стран с тоталитарными и авторитарными режима-
ми к демократии. Демократизация и либерализация становились для нее
главной целью изменений и предметом исследований.
Под «политическим переходом» в науке понимаются такие социаль-
ные и институциональные преобразования, которые заключаются в
трансформации одних качественных состояний системы в другие. В
рамках транзитологии он означает социальные и институциональные
преобразования, связанные со сменой автократических и тоталитарных
режимов на демократические способы управления.
Среди слабых мест транзитологии можно выделить ярко выражен-
ную идеологическую направленность, заключающуюся в рассмотрении
любых институциональных изменений как результата целенаправленно-
го воздействия. Именно целенаправленный и полностью рациональный
характер реформ является одним из главных аргументов критиков кон-
цепции транзитологии, не учитывающей иррациональные моменты и
культурные особенности национальных ситуаций – «стран-импортеров»
новых образцов переустройства общественной жизни. В этой связи ре-
форматоры скорее исходят из желаемого, а не действительного, стара-
ются не принимать во внимание отсутствие глубинных предпосылок,
создающих возможность для коренных преобразований в стране.
Многие исследователи процесс демократи-
Концепция
зации связывают с модернизацией тех или
модернизации.
иных обществ. Например, А.И. Ковлер счи-
тает, что «как правило, демократизация бывает вызвана глубоким внут-
ренним кризисом экономических, политических структур общества,
изношенностью идеологии или системы ценностей и поэтому напрямую
связана с проблемами модернизации и является ее инструменом»1.
М.В. Ильин также указывает на закономерный характер усиления
современной составляющей в мире, вытеснение традиционализма мо-
дерностью. Одновременно он видит в этом «ведущий конфликт и сущ-

1
Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М.: ИГП РАН,
1997. С. 65.

50
Алексей Блинов
ностное противоречие глобализации, исчерпание которых возможно
лишь с ее завершением и переходом в новую, для нас невообразимую
фазу развития, состоят в разрыве между кажущимися «лидерами» – на-
родами и месторазвитиями самобытной, на собственной основе осуще-
ствляемой модернизации (Евро-Атлантика), так сказать, «экспортера-
ми» модернизации – и «третьемировскими ведомыми», «импортерами»
модерна»1.
Концепция модернизации также является одним из влиятельных
теоретических направлений и представлена в лице Ш. Айзенштадта, Д.
Аптера, У. Ростоу и др.
Для объяснения политических изменений
Концепция
неоинституциона- большой научный интерес представляет
лизма концепция неоинституционализма. Провоз-
глашая самостоятельную значимость политических институтов, в отли-
чие от институционального подхода (где постулировалась изначальная
зависимость политических институтов от экономики), неоинституцио-
налисты исходят из того, что эффективность и устойчивость политиче-
ской системы зависят от самих политических институтов, их качества и
умелой институциональной конструкции, дизайна2.
В этой связи успехи западной демократии объясняются, в первую
очередь, наличием эффективных и действенных политических институ-
тов, демонстрирующих свою функциональность и способность к адап-
тации в быстро меняющихся условиях социальной жизни.
Школа международ- В политологии и науке международных от-
ной политической ношений выделяют следующие теоретиче-
экономии. ские школы, исследующие процессы глоба-
лизации3: экономическую социологию; шко-
лу международной политической экономии (исходит из возросшей роли
экономических вопросов в межгосударственных отношениях); экологи-
ческое направление (подчеркивая ограниченность природных ресурсов
и восстановительной способности природы, сторонники данной школы
настаивают на кардинальном пересмотре экономических подходов, на
необходимости более полного учета взаимодействия окружающей сре-
ды – социальной и природной – и развития хозяйственной сферы).

1
Ильин М.В. Новая жизнь традиционных укладов // Мегатренды мирового развития /
Отв. ред. М.В. Ильин, В.Л. Иноземцев; Центр исследований постиндустриального обще-
ства. М.: Экономика, 2001. С. 283.
2
Goodin R.E. Institutions and Their Design. In: The Theory of Institutional Design. Cam-
bridge University Press, 1996. P. 10.
3
См., напр.: Коллонтай В.М. Эволюция западных концепций глобализации// Между-
народная экономика и международные отношения. 2002. № 1, 2.

51
Национальное государство в условиях глобализации
Одним из базовых и первоначальных мето-
Миросистемный и
цивилизационный дологических подходов для анализа процес-
анализ. сов глобализации стал миросистемный ана-
лиз И. Валлерстайна, представляющий мо-
дель мира как совокупность трех систем: центра, периферии и полупе-
риферии. По словам И. Валлерстайна, «развитие» – термин, получив-
ший широкое распространение в области социальных наук и публичной
политики начиная с 50-х годов прошлого века в качестве прямого по-
следствия политического появления так называемого третьего мира1.
В качестве возможного методологического подхода применительно
к данным явления уместно также использовать цивилизационной анализ
(П. Сорокин, А. Тойнби, С. Хантингтон, О. Шпенглер, Н. Элиас и др.).
Один из известных (но и больше всех критикуемых) специалистов в
данной области, С. Хантингтон понимает под цивилизацией культур-
ную общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной
идентичности людей, которая определяется наличием общих черт объ-
ективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институ-
ты, а также субъективной самоидентификацией людей2. По его мнению,
облик мира в значительной мере станет формироваться в ходе взаимо-
действия семи–восьми крупных цивилизаций, а основные конфликты
будут вестись вдоль «линий разлома» между ними.
Полное несогласие с концепцией С. Хантингтона, как примером
крайне политизированного восприятия феномена культуры, демонстри-
рует Я.Н. Питерсе, который предлагает формулу кросскультурного
смешения вслед за утверждением Э. Смита о гибридном характере гло-
бальной культуры.
Думается, что диалогический характер межкультурного взаимодей-
ствия, построенный на цивилизационном консенсусе (или компромиссе)
содержит в себе огромный стабилизирующий потенциал, реальный ме-
ханизм разрешения возможных конфликтов. В процессе демократиза-
ции, одной из ведущих тенденций, задачей глобализирующегося мира
должно стать укоренение навыков и образцов соответствующего конст-
руктивного поведения, направленное на смягчение острых противоре-
чий, при одновременном использовании потенциала противоречий для
развития.
Цивилизация, как отмечают Е.Б. Рашковский и В.Г. Хорос выполня-
ет несколько взаимосвязанных функций: несет с собой начало объеди-
1
Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с
англ. П.М. Кудюкина. Под общ. ред. канд. полит. наук Б.Ю. Кагарлицкого. Спб.: Универ-
ситетская книга, 2001. С. 208–226.
2
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 34.

52
Алексей Блинов
нения, универсальности; создает условия для такого уровня развития, на
котором достигается и прогрессирует дифференциация внутри общества
– социальная, профессиональная, политическая; обеспечивает преемст-
венность в исторической эволюции, механизмы, скрепляющие социум
(именно на базе этой преемственности происходят изменения, осущест-
вляется развитие)1.
«Строительным материалом» цивилизаций являются нации (прото-
цивилизации), которые их и создают. Поэтому от вклада конкретной
нации (или их совокупности) в процесс цивилизационного развития
зависит не только внешний облик и особенности внутреннего строения
конечного «продукта» – цивилизаций, но и положение первых – наций.
С конца XX в. человечество уже столкнулось
Концепция
устойчивого с беспрецедентным по масштабам и возмож-
развития. ным последствиям кризисом самообеспече-
ния (в первую очередь, нехваткой водных и
энергетических ресурсов), выразившимся в противоречиях между рас-
тущими потребностями в природных ресурсах и невозможностью био-
сферы обеспечить эти потребности.
Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих по-
колений всего человечества. Смягчение и разрешение сложившихся
противоречий возможно только в рамках стабильного социально-
экономического развития, не разрушающего своей природной основы,
биосферной согласованности.
Инициаторами анализа «пределов роста» считаются разработчики
докладов Римского клуба – авторитетной международной исследова-
тельской площадки2. Последующее развитие данной проблематики свя-
зывают с серией конференций ООН по окружающей природной среде и
развитию, на которых представители почти всех государств принимали
программы всемирного сотрудничества в целях достижения гармонич-
ного взаимодействия человечества с окружающей природой, обеспече-
ния качественно нового – устойчивого – развития цивилизации в XXI
в.3.
По мнению разработчиков концепции, именно философия устойчи-
вого развития поможет наполнить идейным содержанием и поднять на

1
Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Мировые цивилизации и современность (к методологии
анализа) // Международная экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 37.
2
Самым известным докладом Римского клуба является коллективное исследование
группы Д. Медоуза. См.: Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Беренс II В. Пределы рос-
та. М.: Издательство Московского университета, 1991.
3
См., напр.: Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию: Пове-
стка дня на XXI век // URL: <http://www.un.org/russian/documen/declarat/declarat.htm>.

53
Национальное государство в условиях глобализации
качественно новый уровень не только внешнеполитические отношения
между государствами, но также и внутриполитические. Концепция ус-
тойчивого развития стала не только и не столько кампанией борьбы за
экологию, сколько новой социально-культурной парадигмой, образом
мышления конца XX в., предусматривающим всеобщую рационализа-
цию жизни людей и скоординированные действия во всех сферах жизни
общества: экономической, социальной, политической, правовой.
Необходимым условием такого развития, как свидетельствует опыт
развитых стран, является формирование открытого общественного уст-
ройства, включающего триаду рыночного хозяйства, гражданского об-
щества и правового государства1.
Среди базовых принципов концепции сформулирован стандарт, по
которому деятельность, ведущаяся под контролем одной страны, не
должна причинять ущерба окружающей среде других государств или
районов, находящихся за пределами ее национальной юрисдикции.




1
Русская идея: демократическое развитие России. М.: Российский научный фонд,
1996. С. 32.

54

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ